Указа 557 реестр должностей из 1574. Нормативные правовые акты управления

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕЕСТРЕ ДОЛЖНОСТЕЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2006 N 177 ,

от 20.03.2006 N 231 , от 08.09.2006 N 978 , от 16.10.2006 N 1149 ,

от 20.03.2007 N 370 , от 28.03.2007 N 428 , от 07.05.2007 N 585с ,

от 31.05.2007 N 684 , от 01.08.2007 N 1006 , от 24.09.2007 N 1215 ,

от 06.12.2007 N 1643 , от 17.12.2007 N 1701 , от 01.03.2008 N 291 ,

от 25.04.2008 N 582 , от 21.05.2008 N 830 , от 20.06.2008 N 985 ,

от 28.07.2008 N 1128 , от 01.12.2008 N 1658 , от 23.12.2008 N 1808 ,

от 18.04.2009 N 425 , от 13.05.2009 N 544 , от 19.08.2009 N 951 ,

от 01.09.2009 N 986 , от 21.12.2009 N 1457 , от 12.01.2010 N 61 ,

от 21.01.2010 N 86 , от 19.03.2010 N 328 , от 09.04.2010 N 433 ,

от 12.04.2010 N 450 , от 26.01.2011 N 92 , от 23.11.2011 N 1533 ,

от 19.01.2012 N 82 , от 17.02.2012 N 201 , от 02.04.2012 N 375 ,

от 21.05.2012 N 636 , от 25.06.2012 N 894 , от 12.07.2012 N 976 ,

от 21.08.2012 N 1208 , от 25.08.2012 N 1218 , от 23.10.2012 N 1432 ,

от 16.11.2012 N 1548 , от 01.12.2012 N 1598 , от 13.12.2012 N 1652 ,

от 01.06.2013 N 528 , от 02.12.2013 N 873 , от 04.12.2013 N 880 ,

от 02.05.2014 N 295 , от 21.07.2014 N 520 , от 21.07.2014 N 526 ,

от 29.07.2014 N 538 , от 10.09.2014 N 627 , от 28.10.2014 N 698 ,

от 29.12.2014 N 824 , от 31.12.2014 N 837 , от 12.03.2015 N 129 ,

от 10.07.2015 N 347 , от 17.03.2016 N 127 , от 12.04.2016 N 178 ,

от 30.07.2016 N 385 , от 25.08.2016 N 430 , от 10.10.2016 N 537 ,

от 16.01.2017 N 12 , от 26.01.2017 N 35 , от 19.08.2017 N 381 ,

от 23.08.2017 N 397 )

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - Реестр).

2. Установить, что должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, подлежат включению в Реестр.

3. Установить, что наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах (далее - государственные органы) должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр.

4. Допускается двойное наименование должности федеральной государственной гражданской службы в случае, если:

а) заместитель руководителя государственного органа является руководителем структурного подразделения этого органа;

б) заместитель руководителя структурного подразделения государственного органа является руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа;

в) заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти является статс-секретарем этого органа;

г) лицо, замещающее должность заместителя руководителя государственного органа, руководителя структурного подразделения государственного органа или его заместителя либо иную должность федеральной государственной гражданской службы, является главным бухгалтером или его заместителем;

д) на руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций главного государственного инспектора Российской Федерации (заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации) с указанием в наименовании должности сферы деятельности или функций главного государственного санитарного врача Российской Федерации (заместителя главного государственного санитарного врача Российской Федерации), главного государственного регистратора Российской Федерации (заместителя главного государственного регистратора Российской Федерации), главного судебного пристава Российской Федерации (заместителя главного судебного пристава Российской Федерации);

д.1) на заместителя федерального министра возлагается исполнение функций руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства;

(пп. "д.1" в ред. Указа Президента РФ от 10.10.2016 N 537)

е) на руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение контрольных и надзорных функций с указанием в наименовании должности сферы деятельности;

е.1) на руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава);

(пп. "е.1" введен Указом Президента РФ от 04.12.2013 N 880)

ж) на руководителя (заместителя руководителя) территориального органа федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций главного государственного инспектора (заместителя главного государственного инспектора) с указанием в наименовании должности сферы деятельности или функций главного государственного санитарного врача (заместителя главного государственного санитарного врача), главного государственного регистратора (заместителя главного государственного регистратора), главного судебного пристава (заместителя главного судебного пристава);

з) на руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти возлагается исполнение функций старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава);

и) на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций государственного регистратора;

к) на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций по осуществлению внутреннего финансового аудита.

(пп. "к" введен Указом Президента РФ от 19.08.2017 N 381)

5. В случае если федеральным законом предусмотрено наименование должности федеральной государственной гражданской службы в сочетании с наименованием другой должности (должностными обязанностями или функциями), такое сочетание следует считать наименованием должности, установленной Реестром.

6. Установить, что в регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы в Реестре первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья цифра - категории должности ("руководители" - 1, "помощники (советники)" - 2, "специалисты" - 3, "обеспечивающие специалисты" - 4), четвертая цифра - группе должностей (высшая - 1, главная - 2, ведущая - 3, старшая - 4, младшая - 5), пятая, шестая и седьмая цифры - порядковому номеру должности в разделе Реестра.

7. Руководителям государственных органов привести наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в этих органах, а также нормативные правовые акты этих органов в соответствие с настоящим Указом.

8. Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Реестра.

9. Установить, что должности "руководитель (директор) федерального агентства", "директор департамента федерального министерства", "заместитель руководителя (директора) федерального агентства", "заместитель директора департамента федерального министерства", "помощник руководителя (директора) федеральной службы", "советник руководителя (директора) федеральной службы", "помощник руководителя (директора) федерального агентства", "советник руководителя (директора) федерального агентства" и иные должности, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 2004 г. N 519 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы" и иными указами Президента Российской Федерации, но не включенные в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, считаются государственными должностями федеральной государственной службы со дня вступления в силу этих указов Президента Российской Федерации.

10. Установить, что гражданские лица, замещающие должности, которые учреждены для замещения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, или сотрудниками, имеющими специальное звание, в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, считаются федеральными государственными служащими, замещающими государственные должности федеральной государственной службы, а после 1 февраля 2005 г. - федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы.

11. Установить, что период замещения государственных должностей федеральной государственной службы, предусмотренных перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, со дня вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и до введения в действие Реестра считается периодом замещения должностей федеральной государственной гражданской службы.

12. Установить, что переназначение лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, на должности федеральной государственной гражданской службы производится в случаях, если в Реестре отсутствуют наименования замещаемых ими должностей. При переназначении следует учитывать установленные квалификационные требования к должностям гражданской службы.

13. Признать утратившими силу указы Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.

14. Настоящий Указ вступает в силу одновременно со вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, за исключением пунктов 9 - 11 настоящего Указа, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

N 1574

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ

– граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность (исполняющие профессиональные обязанности) по занимаемым должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня.

ДОЛЖНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

– обладают следующими сущностными характеристиками: 1) должность – это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами; 2) за каждой должностью закреплена часть компетенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанностей и полномочий лица, замещающего эту должность; 3) профессионально-квалификационные характеристики и требования, предъявляемые государством к лицу, замещающему определенную должность или претендующему на ее занятие, четко закреплены за каждой должностью в соответствующих должностных регламентах. Все должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной ; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности правоохранительной службы.

Необходимо различать и четко разграничивать понятия «государственная должность» и «должность государственной службы».

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

– должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

– учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно. Государственные должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Реестре государственных должностей.

Должности государственной службы подразделяются на категории и группы.

– 1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий. Подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей государственной гражданской службы;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей государственной гражданской службы;

3) специалисты должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей государственной гражданской службы;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ

– 1) высшие ;2) главные ; 3) ведущие ; 4) старшие ;5) младшие должности государственной службы.

Государственные должности в субъектах РФ в соответствии с принимаемыми ими законами также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ

– в органах местного самоуправления также делятся на несколько категорий и классификационных групп:

выборные муниципальные должности замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления). Статус этих должностей в некоторой степени аналогичен статусу государственных должностей в том смысле, что они не входят в категорию муниципальных должностей муниципальной службы, а замещающие их лица не относятся к служащим;

муниципальныедолжности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров.

Законодательством субъектов Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальным служащим и установлен порядок их присвоения и сохранения при переводе на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

КЛАССНЫЕ ЧИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

– присваиваются государственным гражданским служащим, замещающим должности без ограничения срока полномочий, в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы и по результатам квалификационного экзамена: замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы присваивается классный чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы присваивается классный чин гражданской службы – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы старшей группы присваивается классный чин гражданской службы – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы младшей группы присваивается классный чин государственной гражданской службы – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

РЕЕСТРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

– должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента РФ. Реестр же должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ.

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

– лицо, обладающее организационно-рас­по­­­ря­­­­ди­­тель­­ными и (или) административно-хозяйст­венными полномочиями. В административном праве термин и понятие «должностное лицо» многозначны и относятся к нескольким видовым категориям служащих:

в служебно-дисциплинарных администра­тив­но-правовых отношениях , связанных с применением к служащим мер поощрения и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а наниматель, т. е. руководитель, который наделен правом назначения этого служащего на должность и его увольнения;

во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью (т. е. правом отдавать указания, обязательные к исполнению, лицам, не состоящим в его служебном подчинении, гражданам) представитель государственной или муниципальной власти (сотрудник полиции, военнослужащий внутренних воск при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, оперативные работники некоторых правоохранительных органов и др.);

должностные лица многочисленных государственных контрольно-инспекционных органов (государственных инспекций), пользующихся правом применения мер административного предупреждения, пресечения и административных взысканий, также составляют особую и специфическую группу государственных служащих – должностных лиц, исчерпывающий перечень которых дан в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ

– процесс, включающий в себя несколько обязательных элементов: правовые основания поступления на службу; правовые условия и порядок (процесс) поступления на службу, включающий способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ

– конкретные нормы, которые предусматривают возможность гражданина поступить на государственную и муниципальную службу.

ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ

– конкретные, предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности: обстоятельства, препятствующие поступлению на государственную или муниципальную службу; профессиональные, квалификационные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законодательством определенные возрастные ограничения поступления на службу по некоторым конкретным должностям.

ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ

– процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной и муниципальной службе различными организационно-правовыми способами: зачисление, конкурс, назначение, выборы.

ЗАЧИСЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ

– осуществляется в связи с личной инициативой и заявлением кандидата на должность. Применяется для замещения внекатегорийных должностей вспомогательно-обслуживающего персонала, не относящихся к государственным и муниципальным должностям, но предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов, а также для замещения младших муниципальных должностей.

КОНКУРС ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА СЛУЖБУ

– заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности государственной гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ утверждается указом Президента РФ. Может проводиться в форме конкурса документов и конкурса -испытания.

Конкурс не проводится: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; при заключении срочного служебного контракта; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе; при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ; по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

ВЫБОРЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА СЛУЖБУ

– способ замещения государственных и муниципальных должностей, характерным признаком которого является то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кого избирают (население, депутатский корпус и т. д.), и в последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответственно перед ними и может быть ими отозвано. Применяются достаточно широко, особенно в системе местного самоуправления.

СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ

– соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на службу, или служащим о прохождении службы и замещении должности, в котором устанавливаются права и обязанности сторон

ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ

– процесс прохождения службы включает в себя реализацию служебных должностных прав и обязанностей, периодическую аттестацию, а также возможность применения к служащему мер поощрения и ответственности за должностные проступки вплоть до увольнения со службы.

АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

– периодическая оценочная проверка профессиональных знаний и умений, котораяпроводится в целях определения их соответствия замещаемой должности. Она проводится один раз в три года, но по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная его аттестация. Аттестации не подлежат служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности; 2) соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; 3) соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; 4) не соответствует замещаемой должности. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа, который служащий может обжаловать в установленном порядке. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента РФ.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

– ситуация, возникающая приреализации государственным служащим своих функций и полномочий, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации. При этом под личной заинтересованностью служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности.

МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

– применяются за успешное и добросовестное исполнение государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. Основания, условия и порядок различных видов поощрений и стимулирования устанавливаются федеральным законодательством и законами субъектов Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

– высшая форма поощрения граждан (в т. ч. и любых служащих) за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Для поощрения служащих за высокое профессиональное мастерство установлены многочисленные почетные звания Российской Федерации. Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности, а также органами местного самоуправления. Для проведения общественной оценки материалов о награждении государственными наградами и обеспечения объективного подхода к поощрению при Президенте РФ действует специальная Комиссия по государственным наградамРоссийской Федерации.

СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

– обязательное для всех государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. При этом представитель нанимателя обязан создавать условия, необходимые для соблюдения служащими служебной дисциплины. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха, и утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

ДОЛЖНОСТНОЙ ПРОСТУПОК

– неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (трудовой или служебной дисциплины), а также иные негативные действия, не влекущие уголовной ответственности.

– наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащими возложенных на них обязанностей (должностной проступок). Она применяется в рамках их служебных взаимоотношений и может быть трех видов: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и с вышестоящим по подчиненности органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько видов по государственным и муниципальным должностям и отраслевым разновидностям государственной службы.

Лица, замещающие государственные должности, (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр, губернатор, федеральный судья и т. д.), а также выборные муниципальные должности (депутата, члена выборного муниципального органа, выборного должностного лица местного самоуправления), не являются государственными или муниципальными служащими, и обязательным предварительным условием привлечения их к любым вышеперечисленным видам юридической ответственности является отрешение этих лиц от занимаемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности. Для этого Конституцией РФ и другими законами предусмотрены соответствующие юридические формы: импичмент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недоверия Правительству, освобождение от должностей указами Президента РФ федеральных министров, постановлениями палат Федерального Собрания – Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и других; решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полномочий судьи или дача согласия на привлечение судьи к юридической ответственности; согласие представительного органа власти на привлечение депутата к ответственности, досрочное прекращение полномочий главы администрации муниципального образования местным референдумом.

Лица же, замещающие государственные должности государственной службы, а также не являющиеся выборными муниципальные должности муниципальной службы и любые другие служебные должности в гражданских и общественных учреждениях, могут привлекаться к одному из трех видов дисциплинарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям; дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности; дисциплинарная ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ

ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ УСТАВАМ И ПОЛОЖЕНИЯМ

– предусмотрена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения. Считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности, потому, что: 1) предусматривается возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы позорящие и дискредитирующие публичную власть аморальные и административные проступки; 2) предусматриваются некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий; 3) за грубое нарушение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретного учреждения, но и из системы данной отрасли.

ДИСЦИПЛИРАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ

В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ

– распространяется на всех государственных гражданских и муниципальных служащих, а также на не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей и некоторых должностных лиц государственных и негосударственных организаций и учреждений. За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ

ПО ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА

– распространяется на всех других лиц, работающих в государственных органах или органах местного самоуправления в целях технического обеспечения их деятельности, но не являющихся государственными и муниципальными служащими, а также на работников всех социально-культурных и иных организаций и учреждений любых форм собственности, не являющихся органами государственной власти или местного самоуправления. Этот вид ответственности выступает как средство обеспечения трудовой дисциплины указанной категории служащих, соблюдения ими трудового распорядка на предприятиях, в учреждениях, организациях, который определяется Правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми в соответствии со ст. 190 Трудового кодекса РФ работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ

– применяются к гражданским служащим: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном служебном соответствии; 4) освобождение от занимаемой должности; 5) увольнение с гражданской службы по строго установленным основаниям.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание с учетом тяжести совершенного служащим дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен проступок, и предшествовавших результатов исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СЛУЖЕБНЫЙ СПОР

– неурегулированные между представителем нанимателя и служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

– законодательно предусмотрены два рода оснований: 1) исходят от самого служащего, порождаются его волей и желанием: увольнение по собственному желанию, выход на пенсию, поступление на учебу, призыв на военную службу и другие основания, предусмотренные Трудовым кодексом РФ; 2) осуществляется по инициативе государственного или муниципального служащего в следующих случаях: а) достижение предельного возраста, установленного для замещения государственной либо муниципальной должности государственной или муниципальной службы соответственно; б) прекращение гражданства РФ; в) несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного либо муниципального служащего действующим законодательством; г) разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; д) в случае выявления предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих поступлению на государственную и муниципальную службу и нахождению на ней.

ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ

– способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, выборы, конкурс).

Нормативные акты

УКАЗ
от 31 декабря 2005 г. N 1573

О ПРИЗЫВЕ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В 2006-2007 ГОДАХ

а) призывать в 2006-2007 годах на военную службу ежегодно до 15 тыс. граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера и не имеющих права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, в том числе до 7 тыс. граждан - непосредственно по окончании указанных образовательных учреждений, по военно-учетным или гражданским специальностям, родственным соответствующим военно-учетным специальностям, согласно плану, ежегодно разрабатываемому Министерством обороны Российской Федерации; (в ред. Указа Президента РФ от 20.08.2007 N 1084)

б) направлять в 2006-2007 годах из числа призываемых на военную службу офицеров запаса ежегодно: (в ред. Указа Президента РФ от 20.08.2007 N 1084)

во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации - до 300 человек;

в войска гражданской обороны - до 75 человек;

в воинские формирования Федерального агентства специального строительства - до 50 человек;

в Службу внешней разведки Российской Федерации - до 7 человек;

в органы федеральной службы безопасности - до 100 человек;

в федеральные органы государственной охраны - до 50 человек.

2. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации и Федеральному агентству специального строительства обеспечить назначение призванных на военную службу граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, на должности, соответствующие их военно-учетным или гражданским специальностям, родственным соответствующим военно-учетным специальностям.

2. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 587 "О внесении изменений и дополнений в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 25, ст. 2378).

3. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 834 "О внесении дополнений в акты Президента Российской Федерации о федеральной государственной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3358).

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 530 "О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Управлении делами Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 16, ст. 1834).

5. Указ Президента Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 551 "О перечне государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации для обеспечения его деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 16, ст. 1844).

6. Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 1996 г. N 1533 "О перечне государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Медицинском центре Управления делами Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 47, ст. 5309).

7. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. N 1748 "О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5912).

8. Пункты 1 - 3 Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст. 4129).

9. Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1998 г. N 110 "О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 5, ст. 571).

10. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1998 г. N 462 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 18, ст. 2019).

11. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 октября 1998 г. N 1298 "О внесении дополнения в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, и об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5337).

12. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1999 г. N 267 "О внесении дополнений в Указы Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" и от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1179).

13. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1999 г. N 1683 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы в рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и о внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6370).

14. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2000 г. N 621 "О внесении дополнения и изменения в Указы Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" и от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 15, ст. 1575).

15. Пункт 23 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 1358 "О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3252).

16. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2000 г. N 1863 "О внесении дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4544).

17. Указ Президента Российской Федерации от 12 января 2001 г. N 26 "О внесении изменений в перечни государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности Управления делами Президента Российской Федерации и Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденные Указами Президента Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 530 и от 4 ноября 1996 г. N 1533" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 3, ст. 218).

18. Пункты 1 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. N 422 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1569).

19. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. N 454 "О внесении изменений в Указы Президента Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 530 "О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Управлении делами Президента Российской Федерации" и от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1692).

20. Пункт 3 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 1360 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4611).

21. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. N 974 "О внесении дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 37, ст. 3515).

22. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. N 1069 "О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации по вопросам федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 39, ст. 3710).

23. Пункты 9 и приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 5 октября 2002 г. N 1129 "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3905).

24. Пункты 1 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 ноября 2002 г. N 1368 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4782).

25. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2003 г. N 258 "Об утверждении Перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю для обеспечения ее деятельности, и о внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 9, ст. 852; 2005, N 10, ст. 806).

26. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 1216 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 42, ст. 4053).

27. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 1417 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области миграционной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 49, ст. 4755).

28. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2004 г. N 56 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 3, ст. 166).

29. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2004 г. N 393 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации по вопросам федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 13, ст. 1187).

30. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 867 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. N 1748 "О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2881).

31. Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 2004 г. N 1234 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Администрации Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3929).

32. Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 2004 г. N 1294 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4105).

33. Пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 1439 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в Управлении делами Президента Российской Федерации, и внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 47, ст. 4633).

34. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 1614 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5428).

35. Пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 1634 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 68).

36. Подпункт "а" в части, касающейся внесения изменения в пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2003 г. N 258, и подпункт "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2005 г. N 233 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам оплаты труда федеральных государственных служащих Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 806).



Поделиться