Как выбрать икону по имени человека и дате его рождения. Ваш ангел хранитель и икона заступница по дате рождения

Узнайте своего святого покровителя, укажите Ваше имя и дату рождения и Вы увидите образ Вашего Небесного покровителя, а на указанный Вами e-mail мы вышлем более подробную информацию о нем.
Ваше имя: (без каких-либо дополнительных указаний)
Имя данное Вам при крещении: (если Вам оно не известно, оставьте поле пустым. Будет использовано имя, которое чаще всего соответствует Вашему обычному имени)
День Вашего рождения: (в формате от 01 до 31)
Месяц Вашего рождения: (в формате от 01 до 12)
Ваш e-mail: (на этот адрес будет отправлено описание святого покровителя)

Сделайте выбор -- Я хочу купить икону Я просто интересуюсь

Ниже Вы можете увидеть именные иконы, выбрав первую букву интересующего Вас имени.

МУЖСКИЕ ИМЕНА
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т Ф Э Ю Я
ЖЕНСКИЕ ИМЕНА
А В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Э Ю Я

Только у нас Вы сможете заказать именную икону в виде складня с образом и молитвой




Тезоименный (одноименный) Вашему имени святой, то есть Ваш небесный покровитель, это первый помощник в Вашем обращении к Богу. Имея в доме икону с его образом, почитая ее и молясь святому, на ней запечатленному, Вы получаете его защиту и покровительство. Икона помогает Вам в течение всей Вашей жизни. Перед ней Вы просите заступничества у Бога в час печали и благодарите Вашего святого за испытанную радость, поскольку истинная радость в жизни православного человека совершается, конечно же, при его содействии по его молитвам ко Господу. К иконе Вы обращаетесь за благословением перед трудным и важным делом. Небесный защитник охранит от бед и неприятностей, поможет избежать поступков, которые не нужны для Вашего духовного роста, а также оградит от зла и болезней или, если это невозможно, смягчит их воздействие. Таким образом, при Высшем водительстве Вы можете жить более радостной и гармоничной жизнью и при постоянной работе в этом направлении быть более здоровым и счастливым.

На нашем сайте Вы можете увидеть отзывы тех, кто стал обладателем иконы Юрия Кузнецова. Иконописец говорит: “В обычном написании можно показать только одно событие. В технике «кузнецовское письмо» можно показать не только все действие от начала до конца, но и присутствовать...”.

Написание именной иконы занимает от 10 дней в зависимости от размера и сложности сюжета. Заказать ее можно на странице заказать икону

Именная икона - великая духовная ценность

Необходимость в постоянном ощущении невидимой Господней защиты и связи с миром Вышним рождает в нас потребность внести икону к себе в дом, определив для нее достойное место в его пространстве. Это могут быть образа, при выборе которых мы руководствуемся именем, данным нам при крещении. Также часто небесным покровителем считают соименного святого, особо почитаемого в семье вне зависимости от времени празднования именин. Именная икона имеет для человека великую духовную ценность, поскольку на ней запечатлен его небесный покровитель и заступник. Каждому православному христианину хорошо бы иметь в доме изображение святого, в честь которого он получил свое имя. В его памятный день мы, как православные христиане, идем в храм на Божественную литургию, ставим к его лику свечи, приносим цветы.

Исторически сложившаяся иконография (то есть схема изображения) именного образа такова: изображение может быть в полный рост или по пояс. Иногда вместе со святым пишут ангела-хранителя , святой может быть изображен в молитвенном преклонении ко Господу или Пресвятой Богородице, под Святым Покровом Ее или Нерукотворного Образа . Заодно упомянем, что в домашнем иконостасе непременно должны присутствовать образа Спасителя и слева от Него – Божией Матери . Все прочие располагаются рядом с ними по желанию домашних. Обычно иконостас домашний невелик – сегодняшние размеры наших жилищ не всегда позволяют сделать его таким, каким хотелось бы. Поэтому, если места для иконостаса отведено немного, лучше выбрать в первую очередь тезоименные образа.

Раньше на Руси для икон в доме всегда было отведено особое место – так называемый «красный угол», где они были расположены все вместе, и всегда горела лампадка или свеча. В настоящее время с утратой этой традиции место каждый определяет на свое усмотрение. Важно помнить, что это место не должно быть расположено вблизи отопительных приборов и быть вдали от сквозняков, так как икона пишется на дереве – природном материале и поэтому очень чувствительна к переменам в окружающей ее среде.

Начиная с 1994 года Юрий Кузнецов написал более 1400 икон, основную часть которых составляют именные иконы. Количество желающих иметь личную именную икону кузнецовского письма растет с каждым днем. Каждая икона уникальна и имеет свое неповторимое орнаментально-цветовое воплощение. Цвет и орнамент, подобно житийным сценам, символически передают суть земного подвига святого и то место у престола Божия, которое теперь установлено ему Богом во веки веков...

Посмотрите на икону Благоверного князя Александра Невского . Яркие сочные тона. Мужественный фиолетовый, яркий как небо синий, алый – знак красоты и доблести, рукой левою он придерживает светлый щит с вкраплениями чистой зелени – свидетельство не стремления к нападению, но оборонения мира своей Родины. Нимб же сияет золотом с тем же алым цветом – подобно золоту, которое называют красным. Сколько тонов, сколько оттенков, кажется, несопоставимых в ином случае! Однако благодаря уникальной технике они не перекрещиваются, не сливаются, не теснят друг друга, но создают великолепный гармонический аккорд линии и цвета. В нем все – и подвиг гражданский, и подвиг духовный.
И насколько иная, но настолько же выразительная гамма избрана художником для трех единых по каноническому исполнению, но различных по палитре образов равноапостольной царицы Елены , лишь пять женских святых удостоились этого высокого звания! Один образ – преимущественно алые жаркие тона, являющие нам порыв любящей Господа души, другой образ выполнен в более холодных тонах, икона более прозрачна, небесна, для третьего иконописец использовал контрастные синие, алые, золотистые тона – рубины, сапфиры и золото. Ясно, что иконы писаны для трех различных индивидуальностей, трех человеческих душ, каждая из которых нуждается в своем духовном лечении. И к каждой из них святой поворачивается той стороной его Божественной полноты, которая отвечает нуждам именно этой человеческой души …

Спиридон – имя нынче в России редкое, практически не встречающееся, но популярное в Элладе, откуда родом этот удивительный христианский святой. Однако, несмотря на то что мы ведем сейчас речь об именной иконе, хочется рассказать о ней как о примере писания Юрием Кузнецовым иконы для конкретного человека. Исходя из канонического образца, иконописец создал тем не менее образ, адресованный конкретному человеку. Этой женской душе – иконописец создавал икону для женщины – катастрофически не хватало внешнего душевного тепла, какого-то теплого предвечернего покоя, укрепления в Любви. И в этой работе – она сама говорила о том автору этих строк – глядя на нее каждое утро, она черпает истекающие от образа тепло, сострадание, поддержку. Чувствует молитвенное заступничество иконы пред Богом. И теперь у нее есть потребность в именной иконе. Можно приобрести и уже готовую, копированную – чудо иконы как таковой еще и в том, что и их копии не теряют своего чудесного целящего сердце воздействия – что уж тут говорить об удивительном кузнецовском письме! – но предназначенная для определенной личности, она еще боле целительна и действенна.

А купить или заказать именную икону работы Мариры Филипповой Вы можете у нас на сайте. Только выберите своего святого, нажмите на рамку с надписью «Заказать икону», и у Вас будут все сведения, как это можно сделать.

Узнать своего святого покровителя:

Введите имя:

Месяц рождения:

(Укажите месяц) Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

(Укажите день) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Русская Православная Церковь почитает большое множество святых. Она сильна ими – теми, кто пострадал за истинную веру, или совершил иной подвиг ради Господа нашего Иисуса Христа. На частицах мощей святых мучеников совершается главнейшая церковная служба – Божественная литургия.

Знать и почитать своего святого должен каждый православный христианин, но для начала необходимо выяснить, кто является Вашим святым покровителем. Существует специальный чин наречения имени, когда священник, прочитав молитву, нарекает новорожденному младенцу имя, но в наши дни этот обряд совершается редко, так как не все о нем знают. Родители нарекают ребенку имя сами, и, принеся его в храм для крещения иногда оказывается, что святого с таким именем нет в святцах. Тогда ребенку подбирается другое имя, называемое крестильным. Обычно дается имя созвучное родимому имени, например, святой покровительницей Кристины, будет святая Христина, а Жанны – святая Иоанна.

Но чаще всего бывает так, что родимое и крестильное имена совпадают. Тогда остается выяснить какой же из святых является Вашим покровителем? Если тезоименитых, то есть соименных Вам святых несколько, по церковному календарю выбирается тот святой, чей день памяти ближайший после Вашего дня рождения. Для облегчения этого поиска нами был разработан этот раздел.

Как пользоваться разделом

Следует обратить внимание, что в последнее время постоянно растет список новопрославленных святых – новомучеников ХХ века. Если Вы ищите святого покровителя для своего малыша, то новомученники обязательно должны учитываться при поиске. Святейший Патриарх Кирилл благословил называть детей в честь новомученников, чтобы почитание их росло и распространялось. Но если Вы ищите святого покровителя для взрослого человека, будьте внимательны, так как в то время, когда его крестили, многие святые еще не были прославлены.

Многие задаются вопросом, какие по имени и дате рождения у них. Наша статья целиком посвящена ответу. Вы узнаете имя своего святого покровителя, также будет предоставлена информация о том, как лучше праздновать именины. Этот день неимоверно важен для каждого человека. Итак, читайте внимательно информацию, представленную ниже.

В наше время у людей всё больше после многолетнего перерыва начинает возрождаться интерес к своим небесным покровителям и дням именин. Но многие продолжают путать понятия «день именин», «день рождения» и «день ангела-хранителя». Также часто люди просто не задумываются, а почему их празднуется, скажем, сегодня, а не завтра или в какой-либо другой день. Ещё чаще, узнав, что святых с определённым именем несколько, люди начинают теряться в догадках, а какой же именно из этих святых является небесным покровителем для того или иного человека. Давайте попробуем разобраться в этих вопросах и найти на них ответы. Эти понятия просто необходимо различать.

День именин, день ангела-хранителя и день рождения

О том, что же такое день рождения, думаю, знают все и любят его праздновать, созывать гостей и получать подарки. Тут всё просто: день рождения — это день, в который человек родился. Но давайте задумаемся, а почему же довольно часто человека у нас в день его рождения называют «именинником»? Так происходит оттого, что благодаря длительному атеистическому периоду на всём постсоветском пространстве люди попросту стали путать день рождения и день своих именин, объединяя их порой в одну дату. Однако же «день рождения» и «день именин» - понятия разные. Стоит упомянуть, что до революции в царской России именины для православных были гораздо более важным праздником, чем день рождения. В наше время они празднуются намного реже. Виной тому неосведомлённость людей по поводу значимости дня именин. Но с каждым годом ситуация меняется и всё больше людей проявляют интерес к ним и своим небесным покровителям. Так что же это за день? Верующие ещё обозначают его словом «тезоименитство». Вам ведь знакомы значения слов «тёзка», «тёза»? Они обозначают человека, у которого такое же имя. Так вот: определённый календарный день, в который вспоминается тот или иной святой или же сразу несколько святых, и является тезоименитством, праздничным для человека, носящего имя того святого, которого этим днём вспоминают. В простонародье, особенно в западных частях Украины и Белоруссии, день именин зачастую обозначается как «день ангела», «день ангела-охоронця (ангела-хранителя)», что, конечно же, тоже не совсем правильно. Ошибка происходит по той причине, что верующие люди своих святых иногда именуют ангелами, ангелами-хранителями. Но это не святой, это именно ангел, добрый дух, данный при крещении Богом человеку, для того, чтобы тот наставлял человека во время его земной жизни на путь спасения. А вот личного его имени человек знать не может, так как он для человека невидим. Потому-то для каждого ангела-хранителя не назначается отдельного дня для его воспоминания. Но установлены определённые дни, в которые чествуют все небесные ангельские силы.

Как узнать имя святого покровителя

Так как всё-таки узнать, и когда назначается день почитания своего святого? И какие святые покровители по имени и дате рождения у каждого из нас? В конце концов, кто это всё определяет? Итак, по порядку: во-первых, чтобы узнать, какой из святых является нашим небесным покровителем, нам необходимо заглянуть в Святцы, или, как ещё называют этот церковно-народный календарь, Месяцеслов. Именно там записаны имена всех святых и даты для их памяти. А установлены эти даты Церковью, которая и причисляет того или иного человека к лику святых. Во-вторых, обычно определяются святые покровители по имени и дате рождения. Хорошо, с этим понятно, ведь имя мы своё знаем. Однако как же нам быть, если в Святцах упоминаются сразу несколько святых с нашим именем? В таком случае, мы должны выбрать святого, чья память чествуется ближе всего ко дню нашего рождения. Следует также учесть, что список со святыми постоянно обновляется, по мере того как прославляются всё новые и новые святые. Например, на Архиерейском соборе в 2000 году были прославлены новомученики и исповедники российские, и вот если человек был крещён до 2000 года, то святые по имени и дате рождения определяется согласно изданиям Святцев ранее 2000 года. А если после — то святой определяется из более широкого списка по дате рождения, по изданиям Святцев позднее 2000 года. А что делать, если в Святцах мы не найдём святого со своим именем? Например, если человек носит не христианское имя? В этом случае мы должны выбрать святого покровителя, близкого по имени к нашему. Так, Дина становится Евдокией, Анжелика становится Ангелиной, Жанна Иоанной, а Светлана — Фотинией. А вот Юрий при крещении нарекается Георгием. Значит ли это, что человек и в обычной мирской жизни называется этим новым именем? Нет. В мирской жизни он, естественно, остаётся Юрием. А в церковной жизни, при, скажем, исповеди или причастии, называя себя, он должен назвать церковное имя: Георгий. Подавая записки о здравии или о упокоении, также пишется церковное имя человека. Раньше, когда решали наречь и покрестить новорождённого, обычно заглядывали в Святцы и смотрели, память каких святых Церковь чтит в этот день, и выбирали святого покровителя для младенца по имени из этого списка. Именно в день крещения ребёнка, а не в день его рождения. Теперь же это забытая традиция, и в наше время мало кто её придерживается. Нарекают теперь в основном в честь своих родственников либо в честь каких-то любимых персонажей книг или фильмов, но не в честь святых. Это происходит ещё и потому, что многие не знают, какие святые покровители по дате рождения и имени существуют.На примере некоторых имён посмотрим, сколько святых приходится на одно имя.

Святой покровитель имени Андрей

Имя Андрей — греческого происхождения. В переводе оно означает «мужественный, храбрый». Поскольку данное имя очень распространено, - так звали одного из двенадцати апостолов Христовых, - то, соответственно, и святых с таковым именем должно быть немало. Посмотрим, так ли это? Заглянем в Святцы. Да, действительно, святых с именем Андрей немало. Вот они. Священномученик Андрей, епископ Уфимский (8 января), мученик Андрей Лампсакийский (31 мая), апостол Андрей Первозванный (3 июля, 13 июля, 13 декабря), преподобный Андрей Рублёв, иконописец (17 июля), (30 октября).

Итак, как мы можем видеть, выбор богатый. Это далеко не полный список. Помните, что Андрею для определения его небесного покровителя нужно выбрать святого с именем Андрей из списка, который бы оказался ближайшим ко дню рождения.

Владимир

Какой святой покровитель имени Владимир? Оно славянское. Первая часть имени восходит ещё к праиндоевропейской основе и обозначает слово «сила, власть». Вторая же часть имени заимствована из германских языков со значением «великий, знаменитый». Однако эта вторая часть (-мер) у славян приняла, под влиянием слова «мир», иное значение, соответствующее указанному слову. Получается, что имя Владимир обозначает сочетание «владеющий миром»; одновременно миром в значении «Вселенная, земной шар», и миром в значении «тишина, покой». Первоначально имя это было языческим. Но после крещения Руси, впоследствии, имя Владимир канонизировали, поскольку Русь крестил князь Владимир Святославич. Святых с таким именем гораздо меньше, чем в случае с Андреем. Заглянем в Святцы. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1 февраля), мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский (4 июня), равноапостольный великий князь Владимир (28 июля), мученик иерей Владимир (29 августа), благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский (17 октября).

Имя Дмитрий

Теперь узнаем, какой святой покровитель имени Дмитрий. Это греческое имя означает «посвящённый богине Деметре». Установленная церковная форма имени — Димитрий. Святых с этим именем также немало, поскольку имя Дмитрий является очень распространённым и по сей день. О каких же святых с именем Димитрий упоминают Святцы? Преподобный Димитрий Скевофилакс праведный Димитрий Юрьевский, сын благоверного князя Святослава (16 февраля), страстотерпец благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский (28 мая, 5 июня, 16 июня), мученик Димитрий Казанский (15 октября), мученик Димитрий (28 ноября), праведный Димитрий (14 декабря).

Александра

Поговорим о том, какой святой покровитель имени Александра. Это женская имеет греческое происхождение и переводится как «защитница людей», «храбрая». Святых с этим именем, прямо скажем, немного, вот они: мученица Александра Понтийская (2 апреля), мученица Александра Римская, Никомидийская, императрица (6 мая), мученица Александра Коринфская (31 мая, 19 ноября), преподобная Александра Дивеевская (26 июня), святая страстотерпица императрица Александра (17 июля). В России, безусловно, наиболее популярная святая, носящая данное имя, — это российская императрица, супруга Николая ІІ, последнего российского императора.

Анна

Стоит рассказать о том, какой святой покровитель имени Анна. Если все предыдущие рассматриваемые нами имена (за исключением Владимира) были греческого происхождения, то это имя — еврейского, и переводится как «благодать, благосклонность, милость, милая». Имя это — библейское. Так как имя очень распространено по всему миру, то и святых с этим именем, в отличие от Александры, ясное дело, много: пророчица Анна (16 февраля, 22 декабря, мученица Анна Готфская (8 апреля), благоверная великая княгиня (25 июня, 3 августа, 15 октября), преподобная Анна Вифинская (26 июня, 11 ноября), мученица Анна (18 июля).

Елена

Какие святые покровители имени Елена? Оно греческого происхождения. Интересно тем, что этимология его до сих пор неясна. Были предположения, что оно связано с богом солнца Гелиосом или указывает на самоназвание греков — эллины. Однако, несмотря на популярность, святых с этим именем весьма мало. Мученица Елена (28 января), равноапостольная царица Елена (3 июня), мученица Елена, дочь апостола Алфея (8 июня), преподобная Елена Дивеевская (10 июня), равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, в святом крещении Елена (24 июля), праведная Елена, королева Сербская

Немного об иконах святых покровителей

Существует множество икон с изображениями святых. И очень хорошо, если человек имеет дома или носит с собой изображение своего небесного святого покровителя. К святому можно обращаться с любой просьбой, наши святые покровители нас слышат и помогают. Для того чтобы правильно выбрать икону с изображением своего святого, нам нужно знать о своём покровителе, как он изображается на иконах, зайти в церковную лавку и выбрать подходящую. Будет хорошо, если икона святого покровителя по имени будет всегда находиться рядом с вами. В дополнение скажем, что неплохо было бы ещё и знать хотя бы одну молитву, обращенную к своему святому.

Как правильно праздновать день святого покровителя?

Если вы понимаете, в чем отличие именин от дня рождения, вы, безусловно, понимаете и разницу между празднованиями. В день именин мы, прежде всего, вспоминаем своих святых, чтобы и они помнили о нас. В день именин верующие обычно идут в храм, исповедуются и причащаются. Но, безусловно, нет препятствий для гостей, праздничного ужина и подарков. Но это не должно быть шумное веселье и застолье с алкогольными напитками. Лучше, если это будет душевная беседа, наполненная смыслом и содержанием. Стоит отметить, что, если ваши именины приходятся на время Поста, готовить нужно только постные блюда. Соблюдайте это правило. Если ваши именины пришлись на будний день в Пост, их необходимо перенести на воскресенье или субботу.

Некоторые люди никак не отмечают день своих именин. Это крайне неправильно, ведь, кроме религиозного подтекста, это ещё и просто хороший светлый день, наполненный радостью.

Очень важно с раннего возраста приучать детей к празднованию именин, водить их в храм к причастию, а также дарить им небольшие подарки и устраивать тихое застолье в кругу семьи. В дальнейшем ребенок на протяжении всей жизни будет относиться к этому дню, как к праздничному и особенному.

И ещё. Никогда не забывайте поздравлять с именинами своих родственников и друзей. Дарите им небольшие подарки. Ваше внимание в этот день им будет очень приятно. По возможности навещайте их. Знание о том, какие святые покровители по дате рождения и имени у ваших близких, помогут вам с выбором подарка, если вы решите приподнести икону.

Очень надеемся, что эта статья была полезной для вас. Вы знаете, какие есть святые покровители по имени и дате рождения, а также как их определять. Это ещё не все. Вы узнали, какой святой покровитель по имени у вас. Также надеемся, что для вас будет интересной информация, как нужно праздновать именины. Для многих людей это очередной повод для застолья, что не является правильным. Теперь вы будете знать, какие действия лучше всего совершать в этот замечательный для каждого человека день его именин. Как узнать имя святого покровителя? Это не так сложно. Нужно лишь проявить живой интерес.

Именная икона - это икона, на которой изображен святой, в честь которого человек крещен. Именные иконы всегда почитались на Руси - каждый верующий имел икону с изображением своего святого-покровителя. Такую икону родители обязательно помещали над кроваткой крещенного новорожденного младенца, потому что понимали, насколько важно с первых дней окружить ребенка возвышенными, чистыми образами святых, и тем более, святого-покровителя - заступника крещенного человека перед Богом на всю жизнь.

О глубоком почитании святого- покровителя в прежние времена свидетельствует и то, что православные родители часто запоминали не день рождения ребенка, а ближайший к нему день празднования святого, в честь которого крестили младенца(он мог и совпадать с днем рождения ребенка).Поэтому, когда речь заходила о дате рождения ребенка, часто можно было слышать: он родился на Михайлов день, она родилась на Анастасию-узорешительницу. Этот день родители и считали днем рождения своего чада.

Когда ребенок вырастал и становился взрослым человеком, он хранил дорогую сердцу именную икону в Красном углу, молился своему святому-покровителю о помощи в труде, в семейных делах, в печалях. Молитвами просящего перед образом, по ходатайству святого-покровителя перед Престолом Божиим, укреплялась надежда в решении жизненных проблем.

Теперь часто бывает, что взрослый человек не знает, в честь какого святого его крестили в детстве - ведь святых с одинаковым именем может быть даже до 40.В таком случае святым, в честь которого человек будет праздновать свои именины, является тот, чье празднование будет ближайшим после дня рождения человека. Эту информацию можно найти в церковном календаре.

В наше время возрождается почитание своих святых-покровителей. Теперь, как и прежде, православные стремятся иметь именную икону. Для ее приобретения можно зайти в церковную лавку, где продаются именные иконы полиграфического исполнения или написанные художниками-иконописцами. Однако в церковных лавках часто имеются в наличии образы только известных святых, а более редкого, нужного человеку образа, нет. Или иногда не устраивает стиль написания образа. В этом случае лучше заказать икону в иконописной мастерской.

Обычно именную икону пишут на доске 6х7,4х8(такой образ удобно взять с собой в дорогу),11х13,14х18,17х21,24х30.Даже заказывают именную икону размером 30х40,40х50 и более. Иконная доска может быть изготовлена с ковчегом и без ковчега. По желанию заказчика на именной иконе художник-иконописец может изобразить поясной или ростовой образ святого. Святой может быть написан в полповорота, обращаясь с молитвой к благословляющей деснице Спасителя, которая изображается либо в правом, либо в левом верхнем углу иконы. Одежды святого, в рамках канона, могут быть более богатыми, нарядными, или менее богатыми, аскетичными.

По желанию заказчика икону можно украсить гравированным орнаментом и эмалями.

Именную икону можно заказать не только для себя, но и в подарок верующему человеку - на именины, на день рождения, на Пасху, на Рождество или другие торжества.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.



Поделиться