Имена христианские. Выбираем необычные и оригинальные имена, которые подойдут для девочек, родившихся в мае

В народе говорят, что через имя девочка получает не только некоторые качества характера, но также и определенную судьбу. Девочка носящая имя Святого имеет тесную связь с ним, то есть Святой покровительствует ей. Кроме этого, вместе с именем Святого малышу передаются силы и часть Святости. Имя выбирается по Святцам, то есть по церковному календарю. Кроме этого в Святцах упомянуты очень много красивых имен, есть широко распространенные, но также есть и редкие имена. Имена девочек по Святцам имеют древнееврейское, греческое и православное происхождение.

Женские имена в церковном календаре

Автор статьи: сайт 2017-09-20
День Рождения девочки

День 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Месяц Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь


Женские православные имена по месяцам

Подбирать имена для девочек очень сложно, так как красивых, необычных женских имен очень много. Если на дату рождения вашей дочери нет подходящих имен, то по православной традиции вы можете выбрать имя по соседним датам. Главное, не брать те имена, чей день уже прошел.

При выборе имени для девочки, обратите внимание и на значение имени. Значение имени играют важную роль в жизни детей. Если вы хотите, чтобы ваша дочь была мудрой, умной и доброй, то советуем вам обратить внимание на имена с таким значением, имя София означает — мудрая, умная. Например, наделив ребенка именем Елизавета, вы тем самым связываете ее с Богом, так как в переводе Елизавета означает почитающая Бога.

Женские имена по Святцам

АЛЕКСАНДРА мужественная (греческое). Мученица: 20 марта (2 апреля), 23 апреля (6 мая), 18 (31) мая, 6 (19) ноября.

АНАСТАСИЯ воскресение (греческое). Мученица: 15 (28) апреля, 30 октября (12 ноября), 22 декабря (4 января). Преподобномученица: 29 октября (11 ноября). Преподобная: 10 (23) марта.

АННА Ч благодать (еврейское). Пророчица: 3 (16) февраля, 28 августа (10 сентября), 9 (22) декабря. Праведная: 25 июля (7 августа), 9 (22) сентября, 9 (22) декабря. Мученица: 26 марта (8 апреля), 5 (18) июля, 22 октября (4 ноября), 20 ноября (3 декабря). Преподобная: 13 (26) июня, 29 октября (11 ноября). Благоверная княгиня: 10 (23) февраля, 12 (25) июня, 2 (15) октября.

АНТОНИНА приобретающая взамен (греческое). Мученица: 1 (14) марта, 10 (23) июня, 13 (26) июня.

АНФИСА цветущая (греческое). Мученица: 27 августа (9 сентября), 8 (21) декабря. Преподобная: 27 июля (9 августа).

АРИАДНА Ч строго сохраняющая супружескую верность (греческое). Мученица: 18 сентября (1 октября).

ВАРВАРА иноземка (греческое). Великомученица: 4 (17) декабря. Преподобномученица:

ВАСИЛИССА царственная (греческое). Мученица: 8 (21) января, 10 (23) марта, 15 (28) апреля, 16 (29) апреля, 3 (16) сентября.

ГАЛИНА спокойствие, тишина (греческое). Мученица: 10 (23) марта, 16 (29) апреля.

ЕВА праматерь всех людей в Неделю праотец и пред Рождеством Христовым.

ЕВДОКИЯ Ч благоволение (греческое). Благоверная княгиня: 23 июня (6 июля). Блаженная: 23 июня (6 июля). Преподобномученица: 1 (14) марта, 4(17) августа. Преподобная: 17 (30) мая, 7 (20) июля.

ЕВФРОСИНИЯ радость (греческое). Мученица: 6 (19) ноября. Преподобная: 15 (28) февраля, 17 (30) мая, 23 мая (5 июня), 23 июня (6 июля), 25 июня (8 июля), 7 (20) июля, 25 сентября (8 октября).

ЕЛЕНА факел (греческое). Равноапостольная: 21 мая (3 июня). Мученица: 26 мая (8 июня). Благоверная княгиня: 11 (24) июля.Праведная: 30 октября (12 ноября).

ЕЛИСАВЕТА почитающая Бога (еврейское). Праведная: 5 (18) сентября. Преподобномученица: 1-е воскресенье после 24 января (6 февраля), 5 (18) июля. Мученица: 22 октября (4 ноября). Преподобная: 24 апреля (7 мая).

ЕСФИРЬ праведная. В Неделю праотец.

ЗИНАИДА божественная (греческое). Мученица: 11 (24) октября ЗИНОВИЯ (греческое). Мученица: 30 октября (12 ноября).

ЗОЯ жизнь (греческое). Мученица: 2 (15) мая, 18 (31) декабря. Преподобная: 13 (26) февраля.

ИННА Вашим покровителем является мученик Инна (1-11 вв. по Р. X.). Мученик:

ИОАННА благодать Божия (еврейское). Праведная: 27 июня (10 июля). В Неделю жен-мироносиц.

ИРИНА мир (греческое). Мученица: 16 (29) апреля, 5(18) мая, 18 сентября (1 октября). Праведная: 13 (26) мая.

ИУЛИАНИЯ (Ульяна). Мученица: 4 (17) марта, 20 марта (2 апреля), 22 июня (5 июля), 23 июня (6 июля), 17 (30) августа, 1 (14) ноября, 4(17) декабря, 21 декабря (3 января). Праведная: 2 (15) января, 2 (15) июня, 6 (19) июля, 28 сентября (11 октября), 21 декабря (3 января).

КЛАВДИЯ. Мученица: 20 марта (2 апреля), 18 (31) мая, 6 (19) ноября, 24 декабря (6 января).

КСЕНИЯ иностранка, странница (греческое). Преподобная: 24 января (6 февраля). Блаженная: 24 января (6 февраля).

МАРГАРИТА (Марина) морская (латинское). Мученица: 17 (30) июля. МАРИАМ Ч сестра Моисея. В Неделю праотец и пред Рождеством Христовым.

МАРИНА морская (латинское). Мученица: 17 (30) июля. Преподобная: 28 февраля (13 марта).

МАРИЯ госпожа (еврейское). Равноапостольная: 22 июля (4 августа), в Неделю жен-мироносиц. Праведная: в Неделю жен-мироносиц.Мученица: 6 (19) февраля, 7 (20) июня, 9 (22) июня, 12 (25) июля, 9 (22) августа. Блаженная: 29 октября (11 ноября). Преподобная: 18 (31) января, 26 января (8 февраля), 12 (25) февраля, 1 (14) апреля, 23 июня (6 июля), 6 (19) июля, 28 сентября (11 октября); в Неделю 5-ю Великого поста. Благоверная княгиня: 23 июня (6 июля).

НАТАЛИЯ природная (латинское). Мученица: 26 августа (8 сентября). НЕОНИЛЛА мученица: 28 октября (10 ноября). НИНА. Равноапостольная: 14 (27) января.

ПАРАСКЕВА пятница, приготовление (греческое). Мученица: 20 марта (2 апреля), 28 октября (10 ноября). Преподобномученица: 26 июля (8 августа). Преподобная: 14 (27) октября.

ПЕЛАГИЯ (Полина) морская (греческое). Мученица: 4 (17) мая, 7 (20) октября. Преподобная: 8 (21) октября. Праведная: 8 (21) октября.

РИММА Вашим покровителем является мученик Римма (IЧII вв. по Р.X.). Мученик: 20 января (2 февраля), 20 июня (3 июля).

СВЕТЛАНА (Фотина, Фотиния). Мученица: 20 марта (2 апреля). Преподобная: 13 (26) февраля.

СОФИЯ премудрость (греческое). Преподобная: 23 июня (6 июля). Мученица: 17 (30) сентября, 18 сентября (1 октября).

ТАМАРА пальма (грузинское), от Фамарь (еврейское). Праведная: 1 (14) мая. В Неделю жен-мироносиц.

ТАТИАНА Ч устроительница, учредительница (греческое). Мученица: 12 (25) января.

ХРИСТИНА Христова. Мученица: 6 (19) февраля, 13 (26) марта, 18 (31) мая, 24 июля (6 августа). Благоверная княгиня: 23 июня (6 июля).

Мужские имена по Святцам

Январь

1 - Илья, Тимофей;

2 - Даниил, Игнат, Иван;

6 - Николай;

9 - Стефан, Федор;

10 - Игнат;

11 - Иван, Марк;

12 - Макар;

14 - Василий;

15 - Серафим;

16 - Гордей;

17 - Афанасий;

21 - Георгий, Григорий, Емельян;

22- Филипп;

23 - Макар, Павел, Григорий;

24 - Михаил;

25 - Петр, Савва;

26 - Елизар, Яков;

28 - Гавриил, Иван, Павел, Прохор;

29 - Максим, Петр;

30 - Антон;

31 - Афанасии, Кирилл.

Февраль

1-Савва, Макар, Федор;

3 - Валериан, Максим, Евгений;

4 - Макар, Тимофей;

5 - Геннадий, Климент;

6 - Иван, Герасим.

7- Григорий, Моисей, Феликс;

8 - Аркадий, Иван;

10 -Ефрем, Исаак;

11 - Герасим, Роман, Игнатий, Лаврентий;

12 - Василий, Григорий, Иван, Ипполит, Петр;

13 - Иван, Никита;

14 - Петр, Трифон;

16 - Николай, Роман, Семен, Влас;

17 - Юрий, Кирилл, Николай;

18 - Макар;

19 - Юли­ан;

21 - Федор, Захар, Савва;

22 - Геннадий, Панкрат, Никифор, Иннокентий;

23 - Прохор;

24 - Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Влас;

25 - Алексей, Евгений, Антон;

26 - Семен;

27 - Кирилл, Михаил, Федор, Исаак.

Март

1 - Даниил, Илья, Павел;

6 - Георгий, Тимофей;

7 -Афанасий;

8 - Александр;

10 - Тарас, Севастьян;

13 - Василий, Николай;

15 - Арсений, Богдан;

17 - Вячеслав, Василий, Даниил, Герасим;

18 - Андриан, Давид, Константин, Федор;

19 - Аркадий;

20 - Василий, Евгений, Ефрем;

21 - Афанасий, Лазарь;

22 - Валерий;

23 - Виктор, Леонид, Павел;

25 - Семен, Григорий; 26 - Никифор;

27 - Ростислав, Венедикт;

28 - Александр, Денис;

30 - Алексей, Макар, Лазарь;

31 - Кирилл, Трофим.

Апрель

1 - Иннокентий;

2 - Виктор, Иван, Сергей;

3 - Кирилл, Яков;

4 - Исаак, Василий;

6 - Петр, Стефан, Захар, Яков;

8 - Василий, Гавриил;

10 - Илларион, Стефан;

11 - Кирилл, Иван, Марк;

13 - Иннокентий;

16 - Никита;

17 - Георгий, Иосиф;

20- Георгий, Даниил, Родион;

22 - Вадим;

23 - Александр, Максим, Терентий, Федор;

24 - Иван, Яков, Актин;

25 - Василий, Исаак;

27 - Иван, Антон, Мартин;

28 - Трофим, Аристарх;

29 - Леонид;

30 - Александр, Семен.

1 - Виктор, Иван, Кузьма;

2 - Георгий, Никифор, Иван, Трифон;

3 - Александр, Гавриил, Федор;

5 - Виталий, Всеволод, Гавриил, Климент, Федор;

б - Анатолий, Георгий;

7 - Савва, Алексеи, Валентин;

9 - Василий, Стефан;

10 - Семен, Стефан;

11 - Виталий, Кирилл, Максим;

12 - Иван, Василий, Богдан;

13 - Яков, Игнат, Никита;

14 - Игнат, Макар;

15 - Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Роман;

16 - Петр, Тимофей;

17 - Никифор, Исаак, Климент, Кирилл, Никита;

21 - Арсений, Иван;

22 - Николай;

24 - Иосиф, Кирилл;

25 - Герман, Денис;

26 - Александр, Макар, Ефим, Георгий;

27 - Леонтий;

28 -Дмитрий, Пахом;

29 - Ефрем, Федор, Лаврентий;

31 - Петр, Денис, Богдан.

Июнь

1 - Дмитрий, Иван, Сергей, Игнатий;

2 - Александр, Алексей, Тимофей;

3 - Константин, Михаил, Федор;

5 - Михаил, Леонтий;

6 - Никита, Семен;

8 - Георгий, Макар;

9 - Иран, Нил;

10- Игнатий, Никита;

11 - Иван, Исаак;

14 - Денис, Валериан;

15 - Иван, Никифор;

16 - Дмитрий;

18 - Игорь, Леонид, Федор, Константин;

19 ,- Виссарион, Илларион;

20 - Богдан;

21 - Василий, Константин, Федор;

22 - Александр, Кирилл;

23 - Александр, Василий, Иван, Тимофей;

24 - Ефрем;

25 - Арсений, Петр, Стефан;

26 - Иван, Савва;

27 - Елисей, Георгий, Мстислав;

28 - Григорий, Модест;

29 - Тихон.

Июль

1-Леонтий;

3-Глеб, Гурий;

4 - Юлиан, Терентий;

5 - Галактион;

6 - Артем, Герман, Святослав;

7 - Иван, Яков, Антон;

8 - Давид, Петр;

9 - Давид, Денис, Тихон;

10 - Георгий, Самсон, Мартин;

11 - Герман, Иван, Сергей;

12 - Петр, Павел;

13 - Софрон, Петр;

14 - Демьян, Никодим, Кузьма;

16 - Анатолий, Константин, Филипп, Василий, Иван;

17 - Андрей, Ефим;

18 - Афанасий, Сергей;

21 - Прокопий;

22 - Панкрат, Кирилл, Федор;

23 - Антон;

25 - Прокл, Иван, Федор, Михаил, Арсений;

26 - Гавриил, Стефан;

27 - Стефан;

28-Василий, Владимир;

29 - Павел;

31 - Иван, Емельян.

Август

1 - Роман, Серафим;

2 - Афанасий, Илья;

3 - Иван, Семен;

5 - Трофим;

6 - Борис, Глеб, Роман, Давид;

8 - Моисеи, Ермолай;

9 - Николай, Герман, Климент;

10 - Никанор, Моисей, Прохор;

11 - Константин, Михаил;

12 - Валентин, Иван, Герман;

13- Евдоким;

14 - Елизар;

15 - Василий, Стефан, Никодим;

16 - Антон, Исаак;

17 - Максимилиан;

20 - Пимен;

21 - Григорий, Емельян, Леонид;

22 - Антон, Юлиан;

23 - Лаврентий, Роман;

24 - Василий, Федор;

25 - Александр;

26 - Ипполит, Максим, Тихон;

27 - Аркадий;

29 - Демид;

30 - Павел, Мирон;

31 - Илларион, Емельян, Денис, Фрол, Лавр.

Сентябрь

1 - Андрей, Тимофей;

2 - Самуил;

4 - Афанасий;

6 - Арсений, Петр;

8 - Андриан;

10 - Савва, Моисей;

12 - Даниил, Александр;

13- Геннадий, Куприян;

14 - Семен;

15 - Антон, Богдан, Иван;

17- Моисей;

18 - Афанасий, Захар, Глеб, Давид;

19 - Макар, Михаил, Архип, Кирилл;

20 - Иван, Макар;

22 - Иосиф;

23 - Андрей, Петр, Павел;

24 - Дмитрий, Герман, Сергей;

25 - Семен, Юлиан;

26 - Леонтий, Валериан;

28 - Стефан, Никита;

29 - Виктор, Куприян.

Октябрь

2 - Давид, Трофим, Федор, Игорь, Константин;

3 - Михаил, Олег, Федор;

4 - Даниил, Иосиф, Дмитрий;

5 - Петр, Макар;

6 - Иннокентий, Иван;

7 - Владислав, Галактион; 8- Герман, Сергей;

9 - Ефрем, Иван, Тихон;

10 - Аристарх, Игнат, Марк;

11 - Вячеслав, Харитон;

13- Григорий, Михаил;

14 - Роман, Савва;

15 - Андрей, Анна, Куприян;

16 - Денис;

17 - Владимир, Гурий;

18 - Алексей, Петр, Филипп, Григорий, Матвей;

20 - Юлиан, Сергей, Трифон;

22 - Петр, Яков;

23 - Андрей;

24 - Филипп;

26 - Вениамин, Никита;

27 - Назар;

28 - Ефим, Иван;

30 - Андрей, Антон, Лазарь, Кузьма, Демьян;

31 - Иосиф.

Ноябрь

3 - Яков, Илларион;

4 - Александр, Ираклий;

5 - Яков, Игнат;

8 - Дмитрий;

9 - Марк, Нестор;

10 - Арсений, Дмитрий, Те­ рентий, Стефан;

12- Артем, Зиновий, Марк;

13 - Никодим, Спиридон;

14 - Кузьма, Демьян;

16 - Георгий, Иосиф;

18 - Галактион, Григорий;

19 - Герман, Павел;

20 - Кирилл, Лазарь, Богдан, Валерий;

21 - Гавриил, Михаил, Рафаил; 23 - Родион;

24 - Викентий, Виктор, Максим, Федор;

25 - Иван, Нил;

26 - Иван, Герман, Никифор;

27 - Григорий, Филипп;

28 - Дмитрий, Гурий;

29 - Матвей;

30 - Григорий, Лазарь.

Декабрь

1 - Платон, Роман;

2 - Андриан;

3 - Анатолий, Григорий, Прокл;

5 - Валериан, Михаил, Петр, Прокопий, Ярополк;

6 - Александр, Алексей, Григорий, Макар;

8 - Петр, Климент;

9 - Георгий, Иннокентий, Яков;

10 - Всеволод, Яков, Гавриил, Роман;

11 - Федор, Стефан;

13 - Андрей; Наум;

15 - Иван, Андреи, Афанасий, Стефан;

16 - Савва;

18 - Савва, Гурий;

19 - Николай;

20 - Антон, Иван, Павел, Нил;

21 - Кирилл;

22 - Софрон;

23 - Иван, Стефан;

24 - Даниил;

25 - Александр, Спиридон;

26 - Аркадий, Арсений, Евгений, Орест;

28 - Стефан, Трифон.

(сделала для себя, нашла более полный список, кому пригодится- буду рада)

Заметка- обратить внимание на слово «мученица» рядом с именами. Я считаю это важным.

(сравнила по знакомым женщинам - те имена, кто с «мученица» - у них чаще всего сложная судьба. В моем случае- у всех.

После введения на Руси христианства детям при рождении начали давать имена по православному календарю в честь православных святых. Ребенок получает небесное покровительство выбранного святого, между ними создается тесная духовная связь. Святой становится для ребенка его ангелом-хранителем на всю жизнь.

Каждый день Русская Православная Церковь чтит память какого-либо святого, иногда – нескольких святых. В эти дни памяти, соответствующие их именам, люди отмечают именины.

Выбрать имя ребенку можно руководствуясь православным календарем (святцами). В нем приведен полный список православных имен как для девочек, так и для мальчиков. При выборе имени обычно ориентируются на дату рождения. В календаре приводится список месяцев и дней в них. Для каждого дня указываются имена святых, память которых чтится в тот или иной день.

Если подходящие ребенку имена по каким-либо причинам не устраивают родителей, можно выбирать имена других ближайших дней или восьмого дня с момента рождения ребенка. Наши предки на восьмой день после рождения нарекали младенцев. Если не подходят имена, предназначенные для дня рождения или восьмого дня, можно наречь младенца именем, приходящимся на сороковой день после рождения.

Каждый год православные календари имен обновляются. Календарь 2018 года включает в себя больше мужских имен, нежели женских. В связи с этим девочек часто называют женскими именами, произведенными от мужских, например, Александра, Иоанна, Евгения. Тогда для девочки выбирается святой покровитель-мужчина.

Выбор имени зависит во многом от времени года, в которое родился ребенок.

  • Девочки, рожденные зимой, физически и морально крепкие, целеустремленные, напористые и обладают сильной волей. Поэтому имена стараются давать более мягкие, чтобы наделить девочку большей женственностью и нежностью.
  • Весной рождаются девочки эгоистичные, ранимые, робкие, боящиеся перемен. В будущем этим девочкам часто сложно устроить личную жизнь. Имена им дают такие, чтобы придать ребенку уверенность и решительность в характере.
  • Летние дети обладают ярким темпераментом, любят приключения. Такие девочки обычно становятся лидерами в любом коллективе. Им рекомендуют давать спокойные имена для уравновешивания холерического темперамента.
  • Осенние девочки наделены такими чертами характера как принципиальность, независимость, холодность. Обычно отсутствует чувство такта. Для возмещения недостающей мягкости и женственности выбирают нежные имена.

Что лучше: церковные редкие или русские женские нынешних времен?

Существует множество красивых женских имен, как привычных православных, так и нестандартных, редких, пришедших из древности.

Большинство имен, которые используются сегодня в повседневной жизни появились в русской культуре из древности. Многие из них имеют отнюдь не славянское происхождение. Появились женские русские имена в результате развития древней славянской культуры, связанной с обычаями, бытом, верой древних славян.

Выбирая девочке имя, необходимо представлять, насколько комфортно ребенок будет чувствовать себя с ним по жизни и в обществе. Иногда в погоне за нестандартностью родители выбирают вычурные имена, из-за которых дети страдают в будущем. Имя должно соответствовать традициям местности и принадлежать той культуре, в которой живет девочка.

Ключевые факторы при выборе имени – его мелодичность и гармоничность, а также созвучность с фамилией и отчеством. Имя должно подчеркивать индивидуальность малышки, наделять девочку красотой и женственностью.

В древние времена смыслом жизни женщины были материнство и хранение семейного очага, поэтому значения многих имен содержало предназначение женщины – создание семьи и её благополучие.

Значительная часть старинных церковных имен имеет греческое происхождение, например, Инесса, Евдокия, Вероника. Хоть их относят к древним, их можно часто услышать в обществе, поэтому их можно смело выбирать для ребенка.

Сегодня многие родители возвращаются к своим корням и русской культуре, поэтому сегодня нередко можно услышать старинные имена. Особенно часто используют такие имена как Златоцвета, Вера, Добромила, которые не режут слух и положительно воспринимаются обществом.

Однако, многие старинные церковные имена бывают сложными для восприятия. Слишком замысловатое имя может привести к тому, что ребенку в будущем будет сложно ужиться в детском коллективе.

Большинство людей выбирает привычные и современные русские имена:

  • Екатерина.
  • Елена.
  • Ксения.
  • Дарья.
  • Елизавета.
  • Софья.

Выбор зависит от предпочтений родителей, степени религиозности и культурных ценностей.

Подборка с указанием значений

Благодаря нашей подборке, вы сможете выбрать для своего чада самое лучшее русское женское имя, причем с весьма красивым, необычным, редким звучанием, особенно, если оно будет старинным церковным.

Выбирая имя новорожденному важно узнать, есть ли оно в святцах, какие имена можно использовать при крещении. Очень полезно также разобраться, что означает выбранное вами имя (в переводе на русский язык), посмотреть на полный список уменьшительных (кратких) форм имени, узнать его место в р ейтинге популярности имен. Как раз для этого и был создан справочник "Тысяча имён" (полистать ознакомительный экземпляр). Если вы посчитаете эту книгу полезной, уже через 2-3 дня сможете её держать в своих руках! (больше информации).

Именинный календарь. Женские имена. Мужские имена

Январь, Февраль, Март /Апрель - Июнь /Июль - Сентябрь /Октябрь - Декабрь

На этой странице вы сможете подобрать имя для крещения (крёстное или крестильное имя).

Здесь приведены самые известные и "популярные" святые.

У некоторых святых в году несколько дней памяти (2-3), значит и именин несколько!

Январь. Имена в алфавитном порядке:

Амелия, Амалия (см. Эмилия)

Анисья, Анисия, крёстное имя: Анисия

Аполлинария, крёстное имя: Аполлинария

Святая преподобная Аполлинария Египетская, январь 5 / 18

Примечания: 1) св. Аполлинария обладала даром исцеления и чудотворения; несла монашескую службу в мужском образе под именем Дорофей, только после смерти выяснилось, что она была женщиной; 2) имя Аполлинария иногда выбирается в качестве крёстного для имени Полина

Апраксия (см. Евпраксия)

Богдана, Божена (см. Федора)

Василиса, Василина, крёстное имя: Василисса

Святая преподобномученица Василисса Египетская, январь 8 / 21

Дана (см. Федо ра)

До мника, Домни ка, Домини ка, крёстное имя: До мника

Святая преподобная Домника Константинопольская, январь 8 / 21

Евгения, крёстное имя: Евгения

Евпраксия, Апраксия, крёстное имя: Евпраксия

Святая преподобная Евпраксия (Euphrasia) Константинопольская, Тавенская, Старшая, январь 12 / 25

Клавдия, крёстное имя: Клавдия

Леония, Леонида, Леонтина, крёстное имя: Леонилла

Святая мученица Леонилла (Неонилла) Лангонийская, январь 16 /29

Примечание: имя Леонилла также можно посоветовать в качестве крёстного для «некалендарного» имени Элеонора (по «созвучию»)

Мария, крёстное имя: Мария

Святая преподобная Мария Радонежская (мать преподобного Сергия Радонежского), у этой святой два дня памяти в году: январь 18 / 31, а также сентябрь 28 / октябрь 11 (соответственно, два именинных дня)

Мелания, Меланья, крёстное имя: Мелания

Примечания: 1) русскими народными формами имени, ныне вышедшими из употребления, были Малания и Маланья, 2) не надо путать имена Мелания и Меланья с именами Милена и Милана, имеющими другое происхождение.

Настасья (см. Анастасия)

Нина, крёстное имя: Нина

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, январь 14 / 27

Руслана, крёстное православное имя: отсутствует

Примечание: В православных святцах имени Руслана нет, подходящим именем для крещения вполне может быть имя Леонилла, поскольку его значение - «львиная», «львица» (греч.)

Святая мученица Леонилла (Неонилла) Лангонийская, январь 16 /29 (как вариант)

Татьяна, крёстное православное имя: Татиана

Святая мученица Татиана Римская, январь 12 / 25

Ульяна (см. Юлиана)

Федора, Феодора (а также Богдана, Дана, Божена, Дора), крёстное имя: Феодора

Святая преподобная Феодора Кесарийская, декабрь 30 / январь 12
- святая преподобная Феодора Цареградская (Константинопольская), декабрь 30 / январь 12
Примечание: Имя Феодора не относится к популярным, но вполне может послужить в качестве крёстного для таких паспортных имён, как Богдана, Дана, Божена (по общему смыслу имени). В качестве паспортного может рассматриваться и имя Дора (как усечение имени Феодора)

Эмилия, Эмма (а также Амелия, Амалия), крёстное имя: Емилия

Святая преподобная Емилия Кесарийская (мать Василия Великого), январь 1 / 14

Примечание: Имена Амалия и Амелия имеют другое происхождение, от древнегерманского amal, amala - «трудолюбивая», «усердная», «неутомимая», но в связи со сходством звучания для них неплохо использовать крёстное имя Емилия

Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, январь 2 / 15
- святая мученица Иулиания Никомидийская, декабрь 21 / январь 3

Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская, мученица; у этой святой два дня памяти в году: декабрь 21 / январь 3, а также июнь 2 / 15 (соответственно, два именинных дня)

Январь. Имена по дням календаря:

(даты по новому стилю)

3. Юлиана + Юлианна + Ульяна

4. Анастасия + Настасья

6. Евгения; Клавдия

10. Агафия + Агафья + Агата

12. Анисья + Анисия; Федора + Феодора (а также Богдана, Дана, Божена, Дора)

13. Мелания + Меланья

14. Эмилия + Эмма (а также Амелия, Амалия)

15. Юлиана + Юлианна + Ульяна

18. Аполлинария + Полина

21. Василиса + Василина; До мника + Домни ка + Домини ка

25. Евпраксия + Апраксия; Татьяна

27. Нина

29. Леония + Леонида + Леонтина + Леонилла (а также Элеонора, Руслана)

31. Мария + Марья (а также Мариетта, Мариэтта)

Февраль. Имена в алфавитном порядке:

(первая дата по церковному календарю, вторая - по новому стилю)

Агафия, Агафья, Агата, крёстное имя: Агафия

Святая мученица Агафия Сицилийская, Палермская, февраль 5 / 18

Агния, Агнесса, Инесса, крёстное имя: Агния

Аксинья (см. Ксения)

Анна, крёстное имя: Анна

Святая благоверная княгиня Анна Новгородская (иначе - преподобная Анна Новгородская), февраль 10 / 23
- святая праведная Анна Пророчица (дочь Фануилова), февраль 3 / 16, а также август 28 / сентябрь 10

Афанасия, крёстное имя: Афанасия

Богдана, Божена (см. Федора)

Валентина, крёстное имя: Валентина

Святая мученица Валентина Кесарийская (иначе - Валентина Палестинская), февраль 10 / 23

Примечание: В последние годы все чаще регистрируются имена Виталина и Виталия. Очевидно, что это аналоги мужского имени Виталий, происходящего от латинского vitalis (то есть «полная жизни», «живая», «дающая жизнь»). Хорошим крёстным именем для Виталины и Виталии может стать Валентина - и по общему смыслу и по звучанию

Галина, крёстное имя: Галина

Святая праведная Галина, февраль 10 / 23

Дана (см. Федо ра)

Дорофея, Дора, крёстное имя: Дорофея

Святая мученица Дорофея Кесарийская (из Каппадокии), февраль 6 / 19

Евдоксия, крёстное имя: Евдоксия

Евсевия, крёстное имя: Евсевия

Святая преподобная Евсевия Миласская (после крещения она получила имя Ксения), январь 24 / февраль 6

Зоя, крёстное имя: Зоя

Святая преподобная Зоя Вифлеемская, февраль 13 / 26

Инесса (см. Агния)

Инна, крёстное имя: Инна

Святой мученик Инна Новодунский, Славянин, январь 20 / февраль 2, а также июнь 20 / июль 3

Примечание: святым покровителем является мученик Инна; в России имена Инна, Римма и Пинна считаются женскими, но в святцах они содержатся в разделе «Мужские имена»

Святая мученица Христина Кесарийская, февраль 6 / 19

Ксения, Аксинья, Оксана, крёстное имя: Ксения

Святая преподобная Ксения Миласская, январь 24 / февраль 6
- святая блаженная Ксения Петербургская, январь 24 / февраль 6, а также май 24 / июнь 6

Мария, крёстное имя: Мария

Святая преподобная Мария Константинопольская, январь 26 / февраль 8
- святая мученица Мария Азийская, февраль 6 / 19
Примечание: Возможными паспортными формами имени также могут быть Марья и Мариетта (Мариэтта)

Марфа, Марта, Мартина, крёстное имя: Марфа

Святая мученица Марфа Азийская, февраль 6 / 19

Оксана (см. Ксения)

Пелагея, крёстное имя: Пелагия

Полина, крёстное имя: Павла

Святая мученица Павла Кесарийская, февраль 10 / 23

Примечание: иногда в качестве крёстного имени для Полины берут имя Аполлинария (см. Январь)

Римма, крёстное имя: Римма

Святой мученик Римма Новодунский, Славянин, январь 20 / февраль 2, также июнь 20 / июль 3

Примечание: святым покровителем является мученик Римма; в России имена Инна, Римма и Пинна считаются женскими, но в святцах они содержатся в разделе «Мужские имена»

Светлана, крёстное имя: Светлана (Фотиния)

Святая преподобная Фотиния (Светлана) Палестинская (V век), февраль 13 / 26

Святая праведная Феодора, царица Греческая (восстановившая почитание икон) (867 год н.э.), февраль 11 / 24

Христина (см. Кристина)

Фелиция, крёстное имя: Филицата

Феоктиста, крёстное имя: Феоктиста

Февраль. Имена по дням календаря:

(даты по новому стилю)

2. Инна; Римма

3. Агния + Агнесса + Инесса

6. Евсевия ; Ксения + Аксинья + Оксана

7. Фелиция

8. Мария + Марья (а также Мариетта , Мариэтта)

12. Пелагея

13. Афанасия; Евдоксия ; Феоктиста

16. Анна

18. Агафия + Агафья + Агата

19. Дорофея + Дора; Кристина + Христина ; Мария + Марья (а также Мариетта , Мариэтта) ; Марфа + Марта + Мартина

23. Анна; Валентина (а также Виталина , Виталия ); Галина; Полина

24. Федора + Феодора (а также Богдана , Дана , Божена , Дора)

26. Зоя; Светлана

Март. Имена в алфавитном порядке:

(первая дата по церковному календарю, вторая - по новому стилю)

Авдотья (см. Евдокия)

Алёна (см. Елена)

Анастасия, Настасья, крёстное имя: Анастасия

Святая преподобная Анастасия Патрикия (Константинопольская, Александрийская), март 10 / 23

Антонина, Антония, Антонида, крёстное имя: Антонина

Святая мученица Антонина Никейская, март 1 / 14, а также июнь 13 / 26

Богдана, Божена (см. Федора)

Виктория (см. Ника)

Галина, крёстное имя: Галина

Святая мученица Галина Коринфская, март 10 / 23, а также апрель 16 / 29

Дана (см. Федо ра)

Евдокия, Авдотья, крёстное имя: Евдокия

Святая преподобномученица Евдокия Илиопольская, март 1 / 14

Елена, Алёна (а также Элина, Нелли, Лина, Илона), крёстное имя: Елена

Святая равноапостольная царица Елена Константинопольская, март 6 / 19, а также май 21 / июнь 3
Примечания: 1) крёстное имя Елена также является неплохим вариантом (по созвучию) для таких паспортных имен, как Элеонора, Эльвира, Элла, 2) иногда в качестве крёстного для имени Нелли используют церковное Неонилла / Леонилла (см. Январь, имя Руслана); Неонилла от латинского неон, греческого неос - «молодой, новый»).

Илона (см. Елена)

Ираида (см. Раиса)

Кира, крёстное имя: Кира

Кристина, Христина, крёстное имя: Христина

Святая мученица Христина Персидская, март 13 / 26

Лина (см. Елена)

Марианна, Марьяна, крёстное имя: Мариамна

Настасья (см. Анастасия)

Нелли (см. Елена)

Ника, Виктория, крёстное имя: Ника

Святая мученица Ника Коринфская, март 10 / 23, а также апрель 16 / 29

Примечание: в Древней Греции Ника (Nike) - богиня победы, у римлян ей соответствовала Виктория (Victoria)

Раиса, Ираида, крёстное имя: Раиса, Ираида

Святая мученица Раиса Александрийская, Антинопольская (эта же святая известна под именем Ираида Александрийская, Антинопольская), соответственно в её честь можно девочку называть Раисой или Ираидой, у этой святой три дня памяти - март 5 / 18; сентябрь 5 / 18; сентябрь 23 / октябрь 6

Ульяна (см. Юлиана)

Федора, Феодора, крёстное имя: Феодора

Примечание: Имя Феодора не относится к популярным, но вполне может послужить в качестве крёстного для таких паспортных имён, как Богдана, Дана, Божена (по общему смыслу имени). В качестве паспортного также может рассматриваться имя Дора (как усечение имени Феодора)

Христина (см. Кристина)

Элина (см. Елена)

Юлиана, Юлианна, Ульяна, крёстное имя: Иулиания

Святая мученица Иулиания Птолемаидская, март 4 / 17, а также август 17 / 30

Март. Имена по дням календаря:

(даты по новому стилю)

2. Марианна + Марьяна

13. Кира

14. Антонина + Антония + Антонида ; Евдокия + Авдотья

17. Юлиана + Юлианна + Ульяна

18. Раиса + Ираида

19. Елена + Алёна (Элина , Нелли , Лина , Илона , а также Элеонора , Эльвира , Элла)

23. Анастасия + Настасья ; Галина; Ника + Виктория ; Федора + Феодора (а также Богдана , Дана , Божена Подробную информацию о каждом из приведенных имен

вы найдете в книге Евгения Васильева "Тысяча имён"

Сведения в этом именинном календаре приведены в таком формате:

все возможные паспортные формы имени (для записи в Свидетельство о рождении) - крестное имя (для записи в Свидетельство о крещении) - полное имя святого угодника - день памяти святого (причем первая дата указывается по церковному календарю, а вторая дата - по нашему современному календарю ); день памяти святого - это и есть день празднования именин; у некоторых святых в течение года имеется несколько дней памяти (2-3), значит и именин несколько!

Ключевые слова: Крестное имя. Крестильное имя. Имя для крещения. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Июнь. Июль. Август. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Окрестить ребенка, девочку. Крестины. Церковное имя. Имя по созвучию. Имя по смыслу. Русская православная церковь. Русские святые. Белорусские святые. Календарное имя. Некалендарное имя. Каноническое имя. Неканоническое. Имя по церковному календарю. Русское имя. Христианское имя. Для девочки. Женские имена. Для новорожденной. Наречение имени. Имянаречение. Церковный календарь. По новому стилю. По старому стилю. Месяцеслов. Православный. Святцы. Имя по святцам. Имена по святцам. Именины. День именин. Когда праздновать. Именинный календарь. День ангела. День памяти святого. Популярные, известные святые. Святая. Святые угодницы. Мученицы. Праведницы. Праведные. Преподобные. Благоверные. Благоверная княгиня. Священномученица.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.



Поделиться