Можно ли в Пасху ходить на кладбище: что говорят священники. Когда ходят на кладбище после Пасхи по православной традиции? Отвечают священники — на Радоницу

Очень часто задают вопрос: можно ли ездить на кладбище в Пасху? Независимо от того, как мы относимся к церковным праздникам, верующие мы или нет, нужно благодарно почитать и помнить своих почивших близких.

Однако в светлый праздник Пасхи, который в 2019 году отмечается 28 апреля, традиции навещать могилы умерших родственников не существует.

Можно ли ездить на кладбище в Пасху

В течение всей пасхальной недели (Светлой седмицы) в церквях не отпевают, не ставят свечи за упокой и не поминают усопших. Людей, которые умирают в это время, отпевают особым способом.

Православная церковь не благословляет верующих посещать места захоронений усопших именно в день Пасхи. В церковном календаре установлены частные и общие дни поминовения усопших. Поминовение происходит в храмах преимущественно по субботам.

Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В церковном православном календаре насчитывается восемь таких дней в году.

Это Мясопустная суббота, Троицкая суббота, Дмитриевская суббота, Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни поминовения в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста) и Радоница.

В это время совершается поминовение усопших в храмах.

Объясняя, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, надо вспомнить, что Праздник Христова Воскресения, иначе именующийся Пасхой Господней – самый светлый день для православных христиан. В это время принято радоваться, а не предаваться унынию.

Пасха – это, прежде всего, радость о будущей жизни, спасении людей, торжество жизни над смертью.

Справедливости ради, надо сказать, что традиция ходить на кладбище в Пасху появилась в советские годы, когда многие храмы были закрыты. В те времена люди были лишены духовного общения и отстранены от церкви.

Тогда и сложился обычай посещать могилы родственников в этот день. На Пасху люди навещали усопших родных и близких, чтобы хоть как-то отметить праздник, приблизиться к нему.

Сейчас, когда храмы открыты и верующие могут пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище в другие дни. Например, на Радоницу, когда по традиции церковь поминает усопших.

Радоница отмечается во вторник второй седмицы после воскресения Христа (на девятый день по Пасхе). В этот день люди приводят в порядок могилы почивших и угощают знакомых сладостями, чтобы те, в свою очередь, тоже помянули покойных.

Можно ли на Пасху ходить на кладбище – вопрос, волнующих многих людей. Ответ на него единогласен – нельзя. А всё потому, что Пасха – это главный церковный праздник, который с нетерпением ждут верующие люди. Он наглядно доказывает, что жизнь победила смерть. Первым это сделал Иисус Христос. И каждый человек, который идёт за ним, уже имеет вечную жизнь.

В этот день не вспоминают умерших, а радуются и отмечают светлый праздник. На Пасху не принято заупокойных служб. Поездка на кладбище в Воскресение Христово считается грехом. Потому что этот праздничный день, являющийся первым в череде сорока праздничных дней, нужно провести с семьей и близкими. Пасха – праздник живых.

Посещение кладбища на Пасху: история возникновения обычая

У некоторых людей и сегодня появляется желание сходить на Пасху на кладбище. Традиция эта появилась в советское время. Дело в том, посещение кладбища на Пасху до революции 1917 года не практиковалось. В те времена люди шли в церковь, чтобы отстоять службу. Селянам приходилось порой преодолевать немалый путь, чтобы попасть в храм. Церкви в то время строили в основном возле кладбищ и поэтому после службы верующие заодно посещали могилы предков. Наводили порядок на погосте и вспоминали былые времена.

С приходом советской власти большинство церквей разрушили, а посещение уцелевших жестоко каралось. Вот тогда верующие и решили на Пасху посещать кладбища. Такие визиты никто не запрещал. Особенно эта традиция прижилась в деревнях и селах.

Сегодня же священники во всеуслышание сообщают, что ходить на Пасху на кладбище не следует. Ведь для этого есть специально отведенные , например, родительские субботы.

Пасха – это светлый праздник, в который отмечается воскресение Христа из мертвых. Поэтому важно думать о хорошем и радоваться всему, что мы имеем. Ведь то, что Иисус воскрес, доказывает, что смерти нет, а есть только переход в вечную жизнь.

Когда идти на кладбище – до или после Пасхи?

Сходить на кладбище можно до Пасхи. Для этого есть специально выделенные дни – родительские субботы. Во время Великого поста их три. В любой из этих дней можно посетить могилы предков.

После Пасхи на погост идут тоже в специально отведенный день – , который выпадает на вторник после пасхальной недели. Перед посещением кладбища священники рекомендуют сходить в церковь и помолиться за умерших родственников, а уже после этого ехать на погост.

Как правильно поминать усопших?

Молитва за усопших – самое главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, умерший человек не нуждается ни в гробе, ни в кресте, ни в памятнике – все это дань традициям. Вечно живая душа покойного испытывает большую потребность в постоянной молитве. Ведь она уже не может делать добрых дел, которыми бы смогла умилостивить Бога. Вот почему долг любого православного христианина – домашняя молитва за усопшего, молитва на кладбище у могилы.

Особенную помощь оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем идти на кладбище, следует посетить храм. Прийти к началу службы, подать записку с именами усопших для поминовения в алтаре. После Литургии необходимо отслужить панихиду.

Действеннее будет молитва, если поминающий сам в этот день причастится. Также можно подать милостыню нищим, попросив их помолиться об усопших.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище нужно зажечь свечу и ещё раз помолиться за усопшего. Хорошим обычаем является приглашение священника на могилу, который служит заупокойную литию.

На могиле обязательно нужно прибраться. Вспомнить хорошие моменты из жизни покойного. Большинство людей оставляют на могилках конфеты и печенье. Священники утверждают, что делать так не нужно и лучше раздать еду нищим.

Видео: Можно ли ходить на кладбище на Пасху: что говорит церковь?

На этот важный вопрос дадим развернутый ответ. В старину на Руси были определенные церковные праздники. И один из них имеет название Пасха.

Что такое Пасха

Пасха-Светлое Христово Воскресенье. Празднуется людьми православной веры. На религиозном уровне считается самым главным праздником у всех верующих в бога людей. Только по лунному календарю высчитывается эта важная дата, которая каждый раз разная. Так как определенной даты числа нет. Этот праздник пришел к нам из истории евреев. Иисус Христос был чистокровным евреем. Такая нация до сих пор с великим уважением чтит это на праздновании души.

В этот предназначенный день заканчивается великий пост, который длится сорок дней. С раннего утра люди красят яйца и пекут царские куличи. Веселятся, танцуют и поют. Радуются, что Иисус Христос воскрес! Обмениваются яйцом, передовая по три раза друг другу, а затем стучат или по другому бьются. Выигрывает тот чье яйцо не разбилось и при этом забирает битое яйцо. Кусочек кулича нужно съесть обязательно на голодный желудок. Шутить и всех угощать вкусной едой. Можно кушать кровяную пищу, желательно сварить холодец.

Кладбище

Так все же почему нельзя ходить на кладбище на Пасху? Кладбище это тихое, спокойное с безмолвной тишиной место. По другому конечное пристанище мертвых. На могилах нельзя устраивать праздник и веселится. Категорически запрещено. Это будет считаться кощунством по отношению к мертвым. На кладбище отдают последнюю дань, когда хоронят. Близкие люди покойных выражают свою потерю слезами и ревом. Скорбь непомерной утраты присутствует на каждом шагу в виде могилок, памятников и крестов. И только карканье воронья слышится четко.

  • мертвые души усопших родственником или просто знакомых вам не простят
  • праздник и гробовая тишина не совместимы
  • любая религия запрещает
  • только после Пасхи на следующий день небеса отпускают души мертвых
  • не поминают всю пасхальную неделю
  • воскрешение господние, а не его смерть
  • нет необходимости посещать кладбище на Пасхальной неделе
  • в церкви нет заупокойной службы
  • беременным женщинам не стоит ходить на кладбище
  • великий грех посещать могилы и тем более поминать.

Исключения

Если в этот праздничный день состоятся похороны, только покойнику в руку кладут красное яйцо. За таких людей говорят только хорошо. Мол сам Господь призвал. Веская причина которую разрешает церковь, но при этом закажите службу.

Разногласия по этому вопросу начались при Советском Союзе. Ведь церкви были разрушены или сожжены. Все делалось в точности на оборот. Вот и получается, что тот безнравственный, провокационный принцип остался и в наши сегодняшние дни. Есть родительский день, вот тогда и нужно ходить на кладбище. Приносить еду, но ни в коем случае распивать спиртные напитки нельзя. Тем самым вы себя каждый раз привязываете к пьянству, от которого очень тяжело избавиться. Даже сильнейшие магистры вам не помогут. Снять привязку может только очень ведающий человек.

Пасха считается самым светлым христианским праздником. Именно в эти благословенные дни, наш Спаситель Иисус Христос, вознесся перед людьми, победивший смерть. Пасха — это православный праздник, обозначающий победу над самой смертью. Спаситель, воскрес после своей смерти, и показал людям дорогу в иной мир — на небеса. Именно в дни празднования священной Пасхи, в Иерусалиме происходит схождение Благодатного Огня. Это явление с нетерпением ждут миллиарды паломников, которые мечтают узреть чудо, сотворенное Богом. Существует поверье, что, Благодатный Огонь – это благословение на ещё один год человеческого бытия на земле. Когда Огонь не сойдет на землю, тогда настанет конец роду и грядет Судный День, описанный в священных писаниях Иоанна Богослова.

С давних времен, пасху христиане встречают с почестями. Существуют обычаи и традиции, соблюдаемые верующими и сегодня. Традиции включают в себя приготовление пасхальных куличей и пасхальных яиц. Так же проводятся богослужения в церквях. Перед наступлением праздника, нужно сделать уборку, очистит дом от грязи и пыли, начать приготовления к пасхальному столу. Все приготовления требуется завершить до Страстной Пятницы. Страстная Пятница считается днем, когда был убит Иисус Христос. Как говорится в священных писаниях, после казни, его тело перенесли в пещеру для последующего захоронения. Ученики Иисуса, пришедшие в пещеру для того, что бы оказать почести при захоронении, не нашли его тела. После этого, Спаситель воскрес и в течение 48 дней, он являлся своим ученикам. Отсюда и берет начало происхождения празднования Пасхи.

Светлый праздник принято встречать с радостью и благодарностью Богу, за его великодушие к человеческому роду. В период празднования пасхи есть и ограничения, которые нельзя допускать в святые дни. Одним из таких запретов является поход на кладбище. Празднование Пасхи на кладбище, не приветствуется церковнослужителями. Существуют специально отведенные церковью дни, предназначенные для посещения усопших близких на кладбище. Такой день выпадают на второе воскресенье после Пасхи, этот период именуется, как «день Родницы» . В этот день нужно приходить на кладбище, ухаживать за могилами, поминать близких людей. Этот день отведен на горесть, скорбь от утраты, близкого человека. В период празднования Святой Пасхи, нужно радоваться и веселиться, не поддаваясь чувству скорби и грусти. Поэтому на кладбище в праздничные дни ходить не стоит.

Причина того, что многие люди посещают могилы своих близких именно в этот святой праздник, кроется в истории. Ещё до прихода Советской власти. Люди, праздновали этот священный праздник исключительно участия в богослужениях, проходивших в каждой церкви. Возвращаясь, домой из церкви, люди шли через кладбища и останавливались у могил своих родных, что бы почтить их память. Там они общались с , ухаживали за могилами и даже трапезничали. В 20 веке, когда разрушилась царская власть, и наступил новый период в истории государства. Начались массовые гонения на церковь, насаждался атеизм. Многие обычаи и традиции были забыты. Многие люди стали не верующими и не чтили этот святой праздник. Однако были и те, кто остались верны православной вере. И передали свою веру, обычаи и традиции своим детям и внукам. Так, поход на кладбище на Пасху дошел до наших дней. Однако в правилах православной церкви, отмечается, что такая традиция является в корне не правильной. Посещение кладбища в Пасху, считается грехом для верующего человека, с точки зрения церкви.

Почему нельзя ходит на кладбище на Пасху: Церковное мнение

Священнослужители, отмечают, что в священных писаниях и книгах не сказано о том, что существует божественный запрет на запрет посещения кладбища на Пасху. Однако церковь придерживается твердого мнения, о том, что ходить на кладбище в этот священный праздник не стоит. Такая позиция объясняется, тем, что для посещения усопших, существуют специальные отведенные дни. Церковь не говорит о том, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху, так, как трактует это, как индивидуальный выбор каждого верующего человека. Она лишь, рекомендует делать это в определенные дни. Отмечается, что такое посещение не будет нести за собой тяжкого греха, но является нарушением правил.

Если же человек решил пойти на кладбище в дни празднования Пасхи, то священнослужители рекомендуют сначала посетить храм и помолится Спасителю. Так же говорится о том, что в эти благословенные дни нужно радоваться и не поддаваться грусти и скорби. Если человек оказался на кладбище в эти дни, то стоит вспомнить хорошие моменты и поблагодарить усопшего за то, что он сделал хорошего при жизни. Не стоит плакать и грустить, Святой праздник Пасхи отмечается и на небесах, поэтому стоит поблагодарить и возрадоваться благословению, которое дал нам Господь Бог.

В наши дни все больше людей, проводят этот священный праздник на церковных служениях. Верующих становится все больше с каждым годом. Пасха стала для православного народа, главным праздником духовного единства с Богом. Только в период этого праздника, люди общаются с Богом и проявляют великодушие к другим. Большое значение для вероисповедания имеет соблюдение основных правил празднования. Поэтому все больше людей отказывается от похода на кладбище на пасху, предпочитая посетить своих усопших близких в отведенные для этого дни.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».



Поделиться