С.и. ковалев. история рима: римская община в царский период. Борьба патрициев и плебеев в древнем риме Изгнание Тарквиния Гордого

Занин С.В.

Изгнание Тарквиния Гордого

Все даты даны от основания Рима (776 д.н.э.)

Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме - интересная и красочная страница его истории. По сути, в почти двух вековой борьбе этих сословий возникло государство Рима, "общественный организм". До нас дошло достаточно много свидетельств античных историков и писателей об этой борьбе, но связанных и последовательных рассказов - только два. Великого римского историка Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского. Оба писали свои сочинения в разные эпохи и с разными целями, поэтому иногда противоречат друг другу. Но оба историка, увлекаясь рассказом действительно волнующих событиях, тем не менее, трепетно относились к устной традиции рассказа о них. Записанные ими истории - предания и предмет гордости римского народа. Послушаем их рассказ.

По мере расширения римской территории и увеличения населения, прежнее исключительное положение патрицианских родов не могло остаться низменным. Борьба сословий началась, согласно преданию, еще в конце царского периода. Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский следующим образом излагают ход этой борьбы. Первым шагом по пути к распространению политических прав за пределы немногих патрицианских семей наши источники считают реформу Тарквиния Древнего; этот царь присоединил к старинным Рамнам, Тициям и Луцерам ряд новых семей, не образовав из них самостоятельных триб, но включив в прежние под названием Рамнов, Тициев, Луцеров-младших, и дав им тем самым право участия в народном собрании. Часть плебеев (по свидетельству Ливия - 100) получила даже доступ в сенат, в качестве "отцов младших народов". Эта первая мера облегчила дальнейшее улучшение положения плебеев, ближе всего реформу Сервия Туллия, нашедшего себе поддержку в них. Традиция приписывает Сервию не одну военную реформу, но и политическую; разделив народ на классы и центурии, Сервий вместе с тем, по словам римских историков, положил начало центуриатным собраниям, доступным и для патрициев и для плебеев, обладающих необходимым цензом. Этих завоеваний, согласно преданию, чуть не лишились при Такрвинии Гордом, все царствование которого, с момента вступления на престол, было сплошным насилием и нарушением законом. Явно стремясь к расширению своей власти, Тарквиний все реже и реже совещался с сенатором и почти не созывал народных собраний, а решал дела единолично. Затаенное недовольство царем было подогрето насилием над женой Коллатина – Лукрецией, совершенным сыном Тарквиния. Народ объявил Тарквиния Гордого лишенным престола, подверг его с семьей изгнанию и решил навсегда уничтожить царскую власть. Созванное центуриатное собрание избрало двух консулов – преемников царской власти, но с известными ограничениями, с течением времени все увеличивавшимися. Между прочим, уже в первый год республики консул Публий Валерий провел ряд законов, давших ему прозвание Публиколы ("чтящего народ"). Среди законов Валерия обращает на себя внимание не снабженная санкцией закон о провокации – закон об апелляции, позволивший гражданину, осужденному в пределах Рима или 1 мили от него к уголовному наказанию, обратиться к народу с жалобой, до рассмотрения которой приговор не приводится в исполнение. В самом начале республики число сенаторов было поплнено членами из плебеев – "приписанные к Сенату отцы".

1 Патриции - представители коренного населения Лация - области, в которой возник Рим (карта). 300 патрицианских родов имели представителей в Сенате и избирались на все должности в государстве.

Удаление плебеев на Священную Гору

Между тем экономическое положение плебеев было очень тягостно: вследствие непрерывных воин и высоких налогов они запутывались в долгах, расплачиваться за которые по господствовавшей в то время системе приходилось не имуществом, а личностью. Диктатор Валерий, понимавший всю опасность положения, предлагал сенату облегчить хоть сколько-нибудь положение плебеев, но его старания не привели ни к чему. Тогда доведенные до крайности плебеи решили отделиться от Рима и основать свой город. С этой целью они перешли реку Анио и расположились на Священной горе (первое отшествие 260 г. до н.э.). Патриции, лишившись в их лице самой многочисленной части своего войска, напугались и пошли на уступки. Результатом переговоров были так называемые священные законы, объявившая амнистию для отделившихся, кое-какие послабления в долгах, а главное, признавшая за плебеями право избирать своих сословных представителей – народных трибунов и эдилов.

Но плебеи на этом не успокоились: они стали стремиться к признанию за их собраниями законодательной власти. Так как патриции прибегали к самому грубому противодействию, поднимая шум и не давая плебеям заниматься делами, то в 262 г. трибун Ицилий провел в плебейском собрании плебисцит (сходку плебеев), согласно которому лицо, мешающее трибуну говорить на собрании, может быть им оштрафовано, и если не представить поручителей в уплате штрафа, даже осуждено на смерть; провокация на такой приговор допускалась лишь перед плебейским же собранием. Закон Ицилия о плебесците не получил сенатского утверждения, но на практике применялся, присвоив, таким образом, в известной степени собраниям плебеев законодательную власть и право уголовного суда; это право с каждым годом все расширялось, возбуждая недовольства среди патрициев, которые не останавливались даже перед убийством наиболее энергичных вождей народа. Трибуны падали духом и не решались уже действовать в прежнем направлении. Тогда, чтобы воскресить них былую энергию, по предложению Публия Волерона (lex Publilia Voleronis 282 г.) постановил впредь выбирать трибунов в собраниях плебеев по трибам, не без основания рассчитывая усилить этим путем их независимость от патрициев. Закон Волерона прошел, впрочем, не без сопротивления патрициев.

Достигнутые до сих пор результаты, все-таки недостаточно обеспечивали положение плебеев в виду отсутствия писанного законы, что давало патрициям возможность произвольного толкования права при отправлении суда. Поэтому в 292 году трибун Терентилий Арса предложил в плебейском собрании составить комиссию для написания законов в руководство консулам. Сенат отказал в своем согласии, но плебеи пять лет подряд выбирали одних и тех же трибунов, которые возобновляли предложения Терентилия. Патриции, наконец, пошли на мелкие уступки: в 297 г. сенат допустил увеличить число трибунов до 10, в 298 г. плебеям для постройки домов предоставили общественную землю на Авентийском холме (plebiscitum Icilium de Aventimo publicando), в 300 г. консулы проводят в центуриатном собрании Закон Атерния Тарпея, предоставившую плебейским магистратам multae dictio (т.е. право налагать имущественные штрафы) и установившую известную постепенность в наложении штрафов, а также высший предел безапелляционного штрафа (2 овцы и 30 быков). Так как плебеи, несмотря на эти уступки, стояли на своем, согласившись только на чисто патрицианский состав законодательной комиссии, то в 300 году три патриция отправлены были в Грецию ознакомиться с законами Солона, а по их возвращении составлена (в 302 г.) кодификационная комиссия из 10 патрициев – "десять мужей для написания законов", которой предоставили полную власть в государстве: на этот год не выбирались ни консулы ни трибуны; не допускалась на децемвиров и провокация. В течение 303 г. они написали лишь часть законов (на 10 таблицах), а потому им была продолжена власть и на 304 год; работа второго года дала еще две таблицы. Все эти законы прошли через центуриатное собрание (две последние таблицы были проведены консулами уже после падения децемвиров) и составили так называемые "Законы 12 Таблиц". По составлении законов власть децемвиров должна была кончиться, но им не хотелось лишиться власти: они не слагали с себя звания и олигархически управляли государством, так что была власть своего рода десяти царей. Озлобленные плебеи искали только предлога к восстанию. Согласно преданию, такой предлог и представился в покушении децемвира Аппия Клавдия на женскую честь плебеянки Виргинии. Возмущение плебеев выразилось во вторичном отшествии на Священную гору; кроме того, они укрепились на Авентине, откуда угрожали Риму. Лишь стараниями Валерия и Горация удалось убедить их вернуться под условием избрания снова народных трибунов и консулов (305 г.). Консулами были избраны примирители – Валерий и Гораций. Они провели ряд законов, Законы Валерия Горация, содержание которых сводится к следующему:

а) восстанавливаются и объявляются нерикосновенными плебейские учреждения, введенные после первого отшествия, а также десять судей;

б) Объявляется неотмений провокация; предложение закона, запрещающего провокацию против какого-либо магистрата, обрекает автора на смерть;

в) признаются собрания народа по трибам.

Плебеи получают доступ к высшим государственным должностям

  • Предмет и научные задачи истории государства и права
    • Предмет истории государства и права
    • Историческое в праве
    • Методология истории права
    • Системы права
    • Периодизация истории государства и права
  • Развитие историографии всеобщей истории государства и права
    • Зарождение историко-юридических знаний
    • Начало научной истории права и государства
    • Историческая школа права
    • Развитие научной истории государства и права в XIX в.
    • Социологическое направление историографии
    • Сравнительно-историческая школа
    • Изучение истории государства и права в России
    • Современное состояние историографии
  • Становление государственной организации и права
    • Проблема возникновения государства и права
    • Формирование политико-правового сообщества
    • Протогосударство – чифдом
    • Раннее государство
  • Образование древнейших государств на Ближнем Востоке
  • Общие сведения о государстве и праве Древнего Востока
  • Государственность в древней Месопотамии
    • Образование «номовых» государств
    • Эволюция раннемонархического государства
    • Организация государственной администрации
  • Государство Древнего Египта
  • Ассирийская держава
    • Становление и эволюция Ассирийского государства
    • Организация власти
  • Образование древнейших государств в Восточной Азии
  • Государственность в Древней Индии
    • Древнейшие государственно-политические объединения
    • Государственная организация державы Маурьев
    • Социально-правовой строй
    • Принципы государственного правления
  • Государства Древнего Китая
    • Формирование китайской государственности
    • Власть и управление в империи Цинь
    • Доктрина легизма
  • Древневосточная монархия
  • Право древнего Вавилона (законы царя Хаммурапи)
    • Древнейшее законодательство Месопотамии
    • Законы Хаммурапи: система и принципы
    • Социально-правовой строй
    • Брачно-семейное право
    • Торговое и обязательственное право
    • Преступления и наказания
  • Древнееврейское право
  • Государство и право античного мира
  • Общие сведения о государстве и праве античного мира
  • Становление политического общества в Древней Греции
    • Протогосударства Крито-Микенского мира
    • Дорийское завоевание: начало нового строя
    • Становление полисной организации
  • Спартанское государство
    • Становление Спартанского государства
    • Реформы Ликурга
    • Организация власти и управления
  • Образование Афинского государства
    • Становление Афинского полиса
    • Реформы Солона
  • Демократическое государство Древних Афин
    • Становление демократической системы
    • Органы прямого народовластия
    • Должностные лица
    • Финансовая система
    • Суды в системе народовластия
    • Деформация Афинской демократии
    • Полис и демократия
  • Правовая политика и законодательство Афинской демократии
    • Социально-правовой строй
    • Семейный уклад
    • Регулирование имущественных и торговых отношений
    • Развитие законодательства
    • Закон и право
  • Государство и право эллинистического мира
    • Образование Македонской державы
    • Государственный строй империи
    • Государства эллинистического мира. Распад империи
    • Греко-египетское право
  • Формирование государственности Древнего Рима
    • Становление римского полиса
    • Военно-родовой строй
    • Переход к военно-республиканскому строю
    • Борьба патрициев и плебеев
  • Государственный строй Римской республики
    • От полиса к империи
    • Народные собрания
    • Сенат
    • Система магистратур
    • Римская армия
    • Идеал смешанного правления
  • Государственный строй Римской Империи
    • Кризис республики и становление монархии
    • Государственная организация принципата
    • Переход к новым формам монархии
    • Система управления при доминате
    • Провинциальная организация империи
    • Военная организация империи
  • Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
    • Римское гражданство
    • Гражданство и сословия
    • Неполноправные категории жителей
    • Несвободное население
  • Древнейшее римское право
    • Священное право и царские законы
    • Законы XII Таблиц: создание и общие начала
    • Основы общественно-юридического быта
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
    • Ранние институты. Легисакционное судопроизводство
    • Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство
    • Римская юриспруденция
    • Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство
  • Развитие частного права в Древнем Риме
    • Система римского права
    • Брачно-семейное право
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
    • Становление уголовного права
    • Формирование специальных уголовных судов
    • Процесс в суде присяжных
    • Уголовная юстиция в империи
  • Кодификация римского права
    • Начало систематизации права
    • Разработка Свода Юстиниана
    • Corpus juris civilis
    • Право и Закон в римской юриспруденции
  • Государство и право средних веков
  • Государство и право средних веков
    • Общие характеристики государства и права средних веков
    • Предгосударственный строй германских племен
  • Варварские королевства
    • Вестготское королевство
    • Остготское королевство
    • Франкское государство Меровингов
  • Франкская империя Каролингов
    • Формирование нового государства
    • Государственная организация империи
    • Законодательство империи
    • Распад Франкской империи
    • Раннефеодальная государственность
  • Варварские правды
    • Оформление писаного права германских народов
    • Общественно-юридический быт
    • Судебное право
    • Преступления и наказания
  • Формирование правовых институтов феодального строя
    • Социальная сущность феодализма
    • Вотчинный уклад и новые виды зависимости
    • Коммендация. Ранние формы пожалований
    • Феодальный иммунитет
    • Вассалитет
  • Раннефеодальная государственность в Британии
    • Образование варварских королевств
    • Начало феодализации общества
    • Ранняя государственная организация
    • Англосаксонские законы
    • Датское завоевание

Борьба патрициев и плебеев

Со времени образования римского полиса свободное население города устойчиво подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев. Происхождение этого разделения. исторически не прояснено. Однако очевидно, что патриции и плебеи обладали разными правами в имущественной сфере, считались жителями разных категорий, их взаимные семейные отношения не поощрялись, а часто были невозможны, и, главное, первоначально они имели существенно разные возможности влиять на деятельность власти в Риме – т. е. это были разные сословия внутри римского народа.

Патриции были членами родов (в этом состояло их отправное отличие). Они имели право избираться в магистраты, они только могли быть сенаторами. Самое важное, что только патриции составляли куриатные собрания, где решались политические вопросы. Патриции могли выступать покровителями (патронами) других жителей Рима, защищать их в суде, представлять их имущественные интересы.

Плебеи не имели родовой организации; по-видимому, это были выходцы из других племен и областей, переселившиеся в римский полис. Из-за отсутствия родовой принадлежности, плебеи были полностью лишены политических прав. Хотя вместе с патрициями обязаны были нести военную службу. Плебеи подлежали покровительству rexa, были вынуждены пользоваться иными, нежели патриции, правовыми правилами. Запрещались браки между патрициями и плебеями. Серьезной социальной гранью были различия в культах, в религиозных церемониях.

Изначально различия патрициев и плебеев не были отличием богатых от бедных. Скорее, напротив: поскольку для патрицианства только занятие земледелием считалось «правильным», плебс, сосредоточив в своих руках ремесло и торговлю, богател активнее. Однако принадлежность к родовой организации влияла и на доступ к распределению общественных земель, особенно новозавоеванных – ager publicus. Плебеи были, по сути, лишены прав на основное богатство тогдашнего Рима – землю. Аграрный вопрос стал еще одним внутренним фактором общей социально-политической борьбы в Риме, менявшей ход формирования государственности.

В 494 г. до н. э. после очередного военного похода плебеи отделились от патрицианской части войска и не возвратились в город – это получило название первой сецессии (удаления) плебеев. Под угрозой внешней опасности патрицианская часть римской общины вынужденно согласилась на создание политических институтов, которые бы гарантировали охрану прав плебеев. В 493 г. до н. э. были избраны два народных трибуна, которые должны были выполнять роль заступников плебса (ранее ее играл царь).

Дом трибуна мог служить для плебея убежищем, а своей властью трибун мог остановить исполнение консульского, сенатского или даже куриатного решения – практически парализовать всю деятельность государства, кроме военной. Правда, трибунская власть действовала только в самом городе и округе радиусом в одну милю. В 471 г. трибунов стало 4, в 457 г. – 10; определялись они, вероятно, собраниями плебса – consilia plebis.

Сложившаяся в V в. до н. э. центуриальная организация войска, а затем и система центуриатных комиций (в которые на равных были записаны патриции и плебеи), внесли в политическую систему первое уравнение в правах. Начало борьбы за отмену долговых притеснений со стороны патрициев, за ликвидацию правового неравноправия в имущественной сфере принесло свои плоды в виде ограничений на концентрацию земельных владений, на взимание излишних процентов по займам, на продажу в рабство жителей римской общины (сер. IV в. до н. э.).

На протяжении столетия плебеи добились уравнения с патрициями в праве доступа к выборным должностям, которые уже ранее были установлены в Риме или установились за этот период: в помощники консула – квесторы (409 г. до н. э.), на должность одного из консулов (367 г.) в курульные эдилы – полицейские правители города (364 г.), в цензоры (351 г.), в преторы – судебный и военный помощник консула (337 г.).

В 356 г. было установлено, что и диктатор (которому на несколько месяцев вручалась бы исключительная власть в Риме при необычных обстоятельствах) также может быть из плебеев. Создание некоторых новых выборных должностей нередко было прямым итогом борьбы плебеев за свои права, в которой снова и снова они прибегали к испытанному методу сецессий.

В сер. V в. до н. э. после очередного внутриполитического кризиса в Риме плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, – были составлены так называемые Законы XII Таблиц. Эти законы сделали важнейший шаг в правовом уравнении патрициев и плебеев, хотя еще далеко не полном тогда.

После обнародования Законов XII Таблиц в организации высшей исполнительной власти в Риме наступили несколько десятилетий нестабильности.

Частичный выход из нараставших противоречий был найден на пути нового законодательства, которым бы закреплялся уклад относительного политического равенства внутри римской общины. Законы Валерия и Горация (консулы 449-448 гг. до н. э.) стали основанием будущего республиканского строя. Законы закрепили: (1) обязательность решений плебеев, принятых ими на своих трибутных собраниях, для патрициев; (2) право любого гражданина, обвиненного магистратом, обратиться к народу за решением своей судьбы; (3) священный и неприкосновенный характер личности народного трибуна.

Вскоре законами Канулея (445/444 гг. до н. э.) были отменены запреты на браки между патрициями и плебеями и вместо консулов были учреждены особые трибуны с консульской властью, в которые также могли выдвигаться плебеи. Восстановлена консульская власть была только в 367 г. до н. э. и уже на началах равенства политических прав патрициев и плебеев. В 312 г. до н. э. цензовое начало было введено и в устройство Сената: в него стали выдвигаться не просто патрицианские главы родов, но люди, отвечавшие означенному имущественному цензу, а также прежде выбиравшиеся в магистраты.

Это сделало и Сенат – оплот родовых привилегий патрициев – доступным для плебеев. В 339 г. было усилено начало народовластия: признано, что постановлениям центуриатных комиций не нужно одобрения Сената, чтобы иметь силу закона. Наконец в 287 г. до н. э. было еще раз подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют всю силу закона.

Социально-политическая унификация римской общины в основном завершилась, и на этой основе к концу IV – началу III в. до н. э. в полисе сложилась развитая государственная организация с системой институтов законодательной, исполнительной и контролирующей власти, основанная на сочетании прямого народовластия с аристократическим представительством.

Многие слышали о том, что законодательство большинства государств, включая Россию, основано на так называемом "римском праве". Но что на самом деле скрывается за этим понятием? И в чём разница между человеком и гражданином, прописанная в конституции РФ?

Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право
Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ( ):
"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. "

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу-гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча обеспечиавлось лишь содержание раба. Уж какую форму принимало это соедржание - миску похлебки или некоторое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж..па есть, а слова такого - нет!

Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.

В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
- Патриции , обладающие всеми правами по рождению
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ ( ):
"Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. "

Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
Известна также как:
- Византийская империя
- Ромейская Империя
- Васили́я Роме́он
- Романия
- Греческое царство

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:


Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:


4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

5. Румыния (Romania)
Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

Символика
Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции, которые дали название фашистскому движению:
- Национальная фашистская партия (Италия)

Национальная фашистская партия (Германия

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:


То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис. Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
- LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
- LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
- LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
- LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
- LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
- LaBoR, труд
и прочая, и прочая...

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка ):
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos, “bundle”)...

Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик , с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

Сенатский указ от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:


И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

Государство
И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:
"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб, вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.

Население Рима в царский период составляли патриции, плебеи, клиенты и рабы.

I. Патрúции (лат. patres, patricies / patrīties “[потомки] отцов–основателей” [корень -патр- “отец”]; от лат. pater “отец, родоначальник, основатель, устроитель”) - потомки первопоселенцев (лат. patres “отцов”), которые были включены в состав Римской общины целыми трибами.

1. Они обладали правом собственности на землю (лат. dominium agri [домúниум àгри]). С момента основания римской общины, патриции получали по 2 югера (0,5 га) на мужчину. Когда римляне отвоевали у соседей больше земли, то норма увеличилась до 7 югеров (1,75 га) на человека. Сами патриции эту землю не обрабатывали. На земле работали их клиенты и рабы. Патриции занимались управлением и организацией производства.

2. У патрициев было право jus occupationis [юс оккупациòнис] (лат. occupatio - право оккупации; от лат. occupāre [оккупàрэ] “занимать, захватывать” – способ приобретения права собственности путём захвата бесхозной вещи. Первый, захвативший эту вещь, становился собственником вещи. В данном случае, первый расчистивший и обработавший ничейный земельный участок – становился его собственником.

В древнем Риме в конце VIII – начале I веков до н.э. все зем- ли были землями общины и делились на две категории: 1) наделы, распределённые в частную собственность между общинниками (лат. ager); 2) земли общины, ещё не разделённые на наделы между общинниками – ager publicus [áгер пýбликус] (общинные земли, “общественные”, “публичные”). Собственником этой земли считалась община. На это указывает и сам термин publicus “общественная”, “публичная”. Патриции имели право расчищать участки на общественной земле и присоединять к своему наделу. Закон, который подтверждал право собственности на эту присоединённую землю, был принят в 111 году до н.э. Патриции могли увеличивать количество своих земель. При этом они сами не обрабатывали эту участки. Там работали их клиенты и рабы.

3. Патриции имели jus suffragii [юс суффрàгии] - политические права, включая право занимать должности и управлять (лат. jus honorarum [юс хонорàрум] – букв. “право чести”; от лат. honores –“почетная должность”, так как избрание на должность в общине считалось честью).

4. Патриции имели право jus commercii [юс коммèрции] – гражданская правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки без посредства третьего лица; б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).

5. Патриции имели право jus connubii (юс конýбии) - право вступать в законный римский брак. Дети, рождённые в этом браке, от рождения получали римское гражданство. Однако до 445 года до принятия закона Канулéя патриции не могли вступать в браки с плебеями.

6. Патриции имели право jus militiae (юс милитае) - право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан. Однако в ополчении патриции строились по куриям - отдельно от плебеев.

Вывод: 1) Определим наличие статуса свободы (лат. status libertatis “состояние свободы”) [стáтус либертáтис]. Свободный, с точки зрения права – это субъект права. Несвободный (раб), с точки зрения права – это объект права. Никаких промежуточных состояний нет. Свободные, в свою очередь, делятся на две категории – свободнорожденные (лат. ingenuus) и вольноотпущенники (лат. liberti или libertini). Чтобы быть субъектом права – нужно иметь правосубъектность. Патриции имеют права и несут обязанности – значит, обладают правоспособностью. Патриции, достигнув определённого возраста, могли своими действиями приобретать права и нести обязанности – следовательно, были дееспособны. Частичная дееспособность наступала в возрасте c 7 до 14 лет (для юношей) и до 12 лет (для девушек), после чего они становились совершеннолетними и могли вступать в брак. Однако до 25 лет юноши и девушки находились на попечении (лат. cura [кỳра]) – их действия одобрялись попечителем (лат. curator [курàтор]). Патриции могли заключать сделки (были сделкоспособными) и несли самостоятельно юридическую ответственность (были деликтоспособными). Патриции имели все элементы правосубъектности. Следовательно, патриции были правосубъектны, т.е. они субъекты права – значит, патриции свободны (имели статус свободы).

2) Определим наличие статуса гражданства (лат. status civitatis “состояние гражданства”). Этот статус связан с принадлежностью к общине. Чтобы быть общинником, надо иметь право собственности на землю. Патриции были собственниками земли.

Таким образом, патриции – свободные и обладают полнотой прав граждан. Значит, они относятся к сословию полноправных свободных. Можем ли мы считать, что патриции – это все граждане? Нет, потому что патриции имели много земли (было право jus occupationis), но производительным трудом не занимались. Их землю обрабатывали клиенты и рабы. Они занимались управлением. Следовательно, патриции - это общинная знать.

II. Плебеи (лат. plēbes/ plebs) - позднее население, которое включалось в состав общины по отдельности или небольшими группами.

1. Они обладали правом собственности на землю (лат. dominium agri [домúниум àгри]). С момента основания римской общины, плебеи, как патриции, получали по 2 югера (0,5 га) на мужчину. Рэкс, как высшее должностное лицо общины, выдавал плебеям наделы из общинного фонда земель. Когда римляне отвоевали у соседей больше земли, то норма увеличилась до 7 югеров (1,75 га) на человека. Речь идёт не только о приусадебных участках, но и о пахотных землях. Если в семье имелось 10 мужчин, то семья была собственником 5 гектоаров. Это не только земля под домом.

2. У плебеев не было право jus occupationis – они не могли расчищать и присоединять земли из категории ager publicus. Поэтому земли у них было немного. Плебеи страдали из-за малоземелья и очень хотели получить право jus occupationis. Землю плебеи обрабатывали своим трудом. Чтобы компенсировать нехватку земель, они также занимались ремеслом и торговлей.

3. Плебеи в период правления первых пяти рэксов (конец VIII - середина VI веков до н.э.) не имели право jus suffragii – политические права, включая право jus honorarum - занимать должности и управлять.

До реформ Сервия Туллия до середины VI в. до н.э. в Риме был только один вид народного собрания (лат. comitia [комùциа]) - куриатные комиции (лат. comitia curiāta [комùциа куриàта]) – собрания по куриям. Так как в народном собрании было много участников, для экономии времени, а голосовали сначала по куриям, а потом считали голоса каждой курии – так принималось решение. Хотя, ещё со времён Ромула, простой народ созывали по сигналу трубача - и плебеи могли присутствовать на собрании. Однако плебеи в курии не входили, так как плебеи включались в состав Римской общины не трибами, а индивидуально или небольшими группами - то они находились вне триб и курий. Поэтому плебеи в принятии решений в куриатных комициях не участвовали. Тем самым решения в народном собрании по куриям принимались патрициями, а не плебеями.

4. Плебеи имели право jus commercii - гражданскую правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица); б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).

5. Плебеи имели право jus connubii – право вступать в законный римский брак. Дети, рождённые в этом браке, от рождения получали статус плебеев и не становились чужаками. Однако до 445 года до принятия закона Канулея плебеи не могли вступать в браки с патрициями.

6. Плебеи имели право jus militiae - право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан. Так как в ополчении патриции строились по куриям – плебеи, не входившие в курии, стоились отдельно от патрициев.

7. Плебеи участвовали в формировании общинно-государственного фонда на общественные нужды. Они платили налоги (лат. tributum [трибỳтум]).

Вывод: Определяем правовой статус плебеев. Статус свободы (лат. status libertatis): Свободный - субъект права, который должен был иметь правосубъектность. Плебеи имеют права и несут обязанности, значит – были правоспособны. Они могли своими действиями приобретать права и принимать на себя обязанности, значит – были дееспособны. Они могли заключать сделки (были сделкоспособны) и несли самостоятельную юридическую ответственность (были деликтоспособны). У плебеев были все элементы правосубъектности – они обладали правосубъектностью. Следовательно, плебеи - субъекты права, то есть свободные (имеют статус свободы).

Есть или нет у плебеев статус гражданства (лат. status civitatis)? Так как плебеи имели право собственности на землю, то они являлись членами общины – а, следовательно, имели статус гражданства. Значит, плебеи относились к сословию полноправных свободных. Плебеи - рядовые общинники, так как земли у них было немного, и они сами обрабатывали землю. Как и везде рядовые общинники, плебеи исключались из сферы управления, не занимали должности. Когда в середине VI века до н.э. шестой римский рэкс - Сервий Туллий перед проведением реформ приказал составить списки граждан, то в них были записаны и патриции, и плебеи - всего 80 тысяч граждан. Таким образом, для Сервия Туллия плебеи были гражданами ещё до проведения реформ.

По цензовой (от лат. census “оценка имущества римского гражданина, податная перепись имущества”), или как её ещё называют - центуриатной (от лат. centuria “сотня”; отряд воинов в 100 человек) реформе, Сервий Туллий ввёл сотенное деление граждан. В сотни входили и патриции, и плебеи – все граждане. Сервий Туллий поделил всех граждан на пять имущественных разрядов. Те граждане, кто не отвечали этим разрядам, составляли группу пролетариев (лат. Prōlētārius [пролетàриус] “имеющие только своих детей”; от лат. proles [прòлес] “потомки”) – они ценза не имели, были вне разрядов.

Граждане, которые вошли в пять разрядов, сформировали сотни. Причём большинство сотен имел первый разряд - 98 сотен из 195. Первый разряд (те, кто имел один полный надел – 40 югеров, то есть 10 гектаров) – это не богачи, а зажиточные граждане. На основе сотенного деления Сервий Туллий создал второй вид собрания – центуриатные комиции народное собрание по сотням. Они действовали параллельно с куриатными комициями, которые оставались собранием патрициев. Аналогично с куриатными комициями, в центуриатных комициях голосовали сначала по сотням, а потом считали голоса, начиная с сотен первого разряда.

В результате, плебеи получили право jus suffragii - политические права, но без права jus honorarum - права занимать должности и управлять; должности по-прежнему продолжали занимать по знатности. Кроме того, было реформировано право jus militiae – право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Теперь в ополчении патриции и плебеи строились вместе с патрициями по сотням.

Плебеи относились к Римскому народу (лат. populus Romanus [пóпулюс ромáнус]). Народом называют всех граждан, а плебеями - граждан, исключая патрициев. Гай говорит: «Плебс отличается от народа тем, что словом “народ” обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев» [Институции Гая, кн. I-я, ст.3-я]. Так как плебеи считали себя гражданами – они активно боролись за свои права.

III . Клиенты (лат. clientes; от лат. cliēns – букв. “послушный”, т.е. “зависимый, подчинённый”; лицо, находящееся в зависимости от патрона и пользующееся его покровительством) – категория, которая формировалась из чужаков и из разорившихся общинников, которые, в результате, потеряли статус гражданства.

1. Клиенты правом собственности на землю не обладали. Так как чужаки не были членами общины - община их не защищала, так как они стояли вне той организации, которая в древности обеспечивала и гарантировала личные и имущественные права. Чужака любой мог убить, любой мог ограбить, обратить в рабство – и по нормам обычного права за подобные деяния никакой юридической ответственности для обидчиков не наступало. Чтобы такого не происходило первоначально чужаки должны были искать себе покровителя, который бы защищал чужака - патрòна (лат. patrōnus “покровитель, защитник”). Кроме того, так как чужаки не имели земли – а, значит, не имели средств существования – они получали от своего покровителя землю в держание, и обрабатывали участок, отдавая часть плодов и доходов собственнику земли. Здесь была взаимная выгода: чужаки получали возможность прокормиться; а их покровители приобретали работников, которые работали на их земле, тем самым, освобождая своего господина от необходимости заниматься производительным трудом. В качестве патронов выступали патриции. Именно у них было много земли, и была потребность в работниках. Однако и при наличии покровителя–патрона римская община не гарантировала клиентам защиту. В «Законах XII таблиц» нет ни одной нормы, которая бы защищала права чужаков (клиентов) [за исключением неюридической нормы о проклятии богами покровителя–патрона, если он причинил вред своему клиенту (VIII, 21)].

Кроме того, в отношении клиентов говорят, что каждый клиент получал фамилию своего патрона . В связи с этим, некоторые авторы говорят, что, в результате получения фамилии, клиенты принимались в род и становились членами семьи патрона . Однако, для того чтобы стать членом семьи, следовало пройти процедуру усыновления - чего с клиентами не делали. Поэтому, в данном случае, между патроном и клиентом не возникали родственные отношения. Здесь существовали квазиродственные отношения (“как бы родственные, похожие на родственные”; от лат. quasi “как бы, похожий”), то есть отношения покровительства. Фамилию патрона давали, чтобы знать, чьи они клиенты . Если клиент что-нибудь натворит, да, ещё к тому же, сбежит, то будет ясно, кому нужно предъявлять претензии – претензии предъявлялись патрону .

2. У клиентов не было право jus occupationis.

3. Клиенты не имели jus suffragii – политических прав, включая право занимать должности и управлять (лат. jus honorarum).

4. Клиенты не имели право jus commercii – у них не было гражданской правоспособности: а) они не имели права самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица) – сделки клиенты заключали при посредстве своего патрона (если клиент кого-нибудь пытался обмануть при сделке, то претензии предъявляли его патрону, который выступал гарантом сделки); б) не имели права от своего имени выступать в суде (не могли самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем – клиенты действовали в суде через своего патрона).

5. Клиенты не имели права jus connubii – не могли вступать в законный римский брак. Они заключали свой брак – брак клиентов. Дети, рождённые в этом браке, также становились клиентами.

6. Клиенты не имели право jus militiae – право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Они могли попасть на войну только как прислуга своего патрона.

Вывод: есть или нет у клиентов статус свободы (лат. status libertatis)? Свободный – субъект права, который должен был иметь правосубъектность. Клиенты имеют права и несут обязанности, значит – были правоспособны. Могли своими действиями (при посредстве патрона) приобретать права и принимать на себя обязанности, значит – были дееспособны. Они могли (при посредстве патрона) заключать сделки (были сделкоспособны) и (при посредстве патрона) несли юридическую ответственность (были деликтоспособны). У клиентов были все элементы правосубъектности – они обладали правосубъектностью. Следовательно, клиенты – субъекты права, то есть свободные (имеют статус свободы). Есть или нет у клиентов статус гражданства (лат. status civitatis)? Так как клиенты не имели права собственности на землю, то они не были членами общины – а, следовательно, у них не было статуса гражданства. Клиенты свободны, но не обладают полнотой прав граждан. Значит, они формировали сословие неполноправных свободных. В отличие от плебеев, клиенты, не будучи гражданами, понимали, что они не могут иметь прав граждан – поэтому никогда не боролись за эти права.

В 242 году до н.э., помимо должности городского претора (лат. praetor urbanus [пр`этор урбàнус]), была создана должность прèтора перегрùнов (лат. praetor peregrinus [пр`этор перегрùнус]). Эти прèторы перегрùнов должны были заниматься делами лиц без гражданства, выполняя функции, которые ранее лежали на патроне. Поэтому необходимость в институте патроната-клиентелы в III веке до н.э. исчезает. Вместо старого термина “клиенты” для обозначения чужаков, то есть лиц без гражданства, стал использоваться термин “перегрùны”.

IV . Р абы (лат. servi , ед.ч. servus ) – в отношении рабов некоторые авторы говорят, что рабов берегли, нормально содержали, поэтому тогда было так называемое “патриархальное рабство”, под которым понимали положение рабов “как младших членов семьи”. Однако, для того чтобы раб стал младшим членом семьи, необходимо было отпустить его на свободу. Чтобы освободить раба из-под власти хозяина, надо совершить манумиссию (лат. manumissio [манумùссио] – досл. “убирание руки”). В этом случае, человек становится свободным. После этого уже вольноотпущенника надо усыновить. Но ничего подобного с рабами не было совершено. Поэтому они оставались рабами и никакими младшими членами семьи не становились. Если раба не бьют и не колотят, и каждый день кормят (так как портить дорогую вещь, стоимостью 400-600 денариев, не целесообразно), то от этого его статус объекта права не меняется; субъектом права он не становится. Так называемое патриархальное рабство – непонимание правового статуса раба. Поэтому особого (“патриархального”) рабства не было – было просто рабство.

Патриции и плебеи в Древнем Риме откровенно враждовали. Патриции -- прямые потомки тех, кто основал Рим, -- у них в руках были все рычаги для управления государством.

Плебеи много работали и воевали, но получали только увечья и все глубже влезали в долги.

Плебеи чувствовали себя ущемленными и старались добиться равного с патрициями положения, а те, наоборот, хотели удержать свои привилегии и не подпустить к ним плебеев.

Жесткая борьба, с убийствами и кознями, между патрициями и плебеями в Древнем Риме шла почти 200 лет...

Все началось с первой плебейской "забастовки" в 495 году до нашей эры. Риму грозила война, а плебеи удалились на Авентинский холм и не записывались в войско. Патриции забеспокоились... Подробнее почитать о забастовке и жизни плебеев в Древнем Риме можно в статье

Патриции и плебеи в Древнем Риме

Нельзя сказать, что плебеи и патриции в Древнем Риме -- это бедные и богатые, все было сложнее. Плебеев коренным образом не устраивали три вещи.

Во-первых, законы в Древнем Риме знали только патриции, они и толковали их в свою пользу. Плебеи хотели также владеть законами и иметь возможность защищать себя в суде.

Во-вторых, плебеи не имели доступа к государственным должностям. Они не могли проводить в жизнь выгодные им законы и налагать вето на решения, которые были им неугодны. Такие права были только у патрициев. Особенно это тяготило зажиточных плебеев, которые хотели участвовать в политике.

На невольничьих рынках продавали как мужчин, так и женщин

В-третьих, самые бедные плебеи часто попадали в рабство за долги. А долги получались у плебеев потому, что они уходили на войну защищать государство, за это время их поля никто не возделывал, и по возвращении грозила голодная смерть. Приходилось занимать деньги у ростовщиков, а когда расплатиться было нечем, ростовщик уводил такого плебея в рабство и надевал ему на шею колодку. Некоторых плебеев продавали за границу -- за пределы Тибра, и о них забывали навсегда...

У ученых есть любопытная гипотеза... Поначалу имущественное положение человека в Древнем Риме определялось величиной участка земли у него в собственности и количеством крупных домашних животных.

Плебеи как правило были мелкими землевладельцами или торговцами, ремесленниками. То есть ни земли, ни скота у них почти не было, и это "оправдывало" их низкое положение. Свою ценность плебеи поняли тогда, когда в Риме ввели денежную монету и они увидели точный эквивалент своей значимости в деньгах...

Народные трибуны в Древнем Риме

Забастовку плебеи прекратили и пошли воевать. Но взамен добились уступок от патрициев.

Патриции признали первый плебейский орган власти -- общее собрание плебеев concilia plebis tributa .

Решения, которые принимало это собрание, -- они называются плебисциты, -- были пока обязательны к исполнению только самим народом...

Но главное, -- общее собрание плебеев избирало двоих народных трибунов, с тех пор они официально представляли интересы плебеев и защищали их. Позже народные трибуны в Древнем Риме получили право блокировать решения высшей власти своим вето.

Патриции в Древнем Риме не очень-то хотели признавать народных трибунов, но плебеи это предусмотрели. Была введена неприкосновенность народных трибунов, так называемая sacrosanctitas . Попытавшийся причинить народному трибуну зло лишался покровительства богов и мог быть убит сам, а имущество его конфисковывали в пользу храма Цереры, Либера и Либеры, -- главного святилища плебеев на холме Авентин.

Никто за всю историю Древнего Рима так и не отважился напасть на народных трибунов -- предупреждение о наказании было очень эффективным.

Народные трибуны в Древнем Риме должны были созывать собрания плебеев и председательствовать в них, вносить на голосование собственные предложения и законопроекты.

До этого народные собрания могли созывать только патриции. На голосование выносились подготовленные патрициями законопроекты, а народ либо одобрял их, либо нет, никаких инициатив от себя предлагать не разрешалось.

Законы 12 таблиц

В 451 году до нашей эры римляне впервые изложили законы в письменной форме.

Из патрициев выбрали 10 человек и поручили им составить юридический кодекс. Деятельность консулов и народных трибунов была приостановлена, -- чтобы ни те ни другие перекрестными вето не смогли блокировать работу комиссии.

В течение года дуумвиры писали текст на десяти деревянных табличках, которые выставили на римском форуме для всеобщего обозрения. На следующий год народ выбрал новую комиссию, в нее входили и плебеи тоже, -- так появились еще две таблички. Поэтому законы носят название по числу таблиц -- 12.

Некоторые законы 12 таблиц были направлены против плебеев, например закон о запрете браков между плебеями и патрициями блокировал возможность подобраться к власти. Важно то, что законы 12 таблиц стали доступными для всех, как того и хотелось простым людям.

В 449 году до н.э вспыхнуло еще одно восстание плебеев

Законы 12 таблиц, текст одной из табличек:

  1. Пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения.
  2. По истечении указанного срока пусть истец наложит руку на должника. Пусть ведет его на судоговорение для исполнения решения.
  3. Если должник не выполнил добровольно судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть истец ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более пятнадцати фунтов.
  4. Во время пребывания в заточении должник, если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть тот, кто держит его в заточении, выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

Комментарий одного из историков: "Тем временем, должник имел право помириться с истцом, но если стороны не мирились, то такие должники оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дниприводили к претору на комициум и при этом объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр".

Как развивалась борьба плебеев с патрициями дальше

Если в вопросах большой политики плебеи постепенно навязывали патрициям свою позицию, то в экономике топтались на одном месте. В годы неурожая и мора небогатые плебеи совсем падали духом. В 440 году до нашей эры состоятельный плебей Спурий Мелий купил на свои деньги зерно у этрусков и продавал его в Риме по низким ценам. За это его обвинили в попытке захвата власти и закололи кинжалом.

Проблемы не решились даже после того, как римляне захватили город Вейо, принадлежавший этрускам, и поделили между плебеями его огромные территории. Надо было отменить рабство за долги, где-то еще раздобыть новые земли, и хорошо бы сделать так, чтобы высшую должность в государстве занял плебей.

В дело вступают два народных трибуна -- Гай Лициний Столон и Луций Секстий Латеран. Они более 10 лет борются за свой законопроект с патрициями, и в итоге побеждают.

Закон Лициния и Секстия от 367 года до н.э.:

  • проценты, которые должником уже уплачены с долга, вычитаются из общей суммы долга, оставшийся долг подлежит к уплате в три этапа с интервалом в один год
  • частное лицо может иметь в собственности земельный надел не более 500 югеров (125 гектаров)
  • следующая цель плебеев -- должности консулов. Римом в годы республики правили два консула, обладающие взаимным правом вето. Они всегда избирались из патрициев. По закону Лициния и Секстия один из двух консулов может быть плебеем

В 445 году до нашей эры запрет на смешанные браки между патрициями и плебеями отменен.

Можно сказать, что закон Лициния и Секстия проложил плебеям дорогу в светлое будущее, и плебеи решительно двинулись по ней вперед.

В 356 году до нашей эры плебей Гай Марций Рутил назначается диктатором;

в 342-м принят закон, по которому плебеями могут быть оба консула. Но в действительности первая пара консулов-плебеев появляется в Древнем Риме в 172 году до нашей эры;

339 год -- диктатор-плебей Квинт Публий Филон отбирает у сената право вето (теперь сенат должен одобрять законы не после того, как за них проголосует народ, а перед голосованием);

336 год -- тот же Квинт Публий Филон становится первым плебеем на должности претора.

Дома, в которых жили и трудились плебеи, напоминали пчелиные ульи

Самую загадочную и дорогую для сердца должность -- священных птицегадателей -- патриции отдают плебеям в 300 году до нашей эры.

Когда Ромул и Рем спорили, кому основать Рим, они удалились на разные холмы и принялись ждать птиц, дающих благоприятный знак, отсюда и пошла традиция...

Как в Риме отменили рабство за долги

Рабство за долги отменили в 326 году до нашей эры. Об этом рассказал Тит Ливий:

"Для римских плебеев этот год был новым началом свободы, потому что уничтожено было рабство за долги; эта перемена в законах объясняется как необычайной жестокостью, так и сладострастием одного ростовщика, Луция Папирия, к которому за отцовские долги попал в кабалу Гай Публилий. Хотя возраст и красота последнего могли бы вызвать только сострадание, однако они воспламенили душу ростовщика к сладострастию и нанесению бесчестья… Но когда истерзанный таким образом юноша бросился на улицу и стал жаловаться на сладострастие и жестокость ростовщика, масса народа, негодуя на дурное с ним обращение, частью из сострадания к его возрасту, частью принимая во внимание свое собственное положение и положение своих детей, устремились на форум, а оттуда толпою в курию.

Заседания в курии выглядели так

Внезапная суматоха заставила консулов созвать сенат, и народ, падая к ногам каждого из сенаторов, по мере того, как они входили в курию, показывал им истерзанную спину юноши. В этот день, вследствие насилия одного человека были уничтожены крепкие цепи кабалы, и консулам было приказано предложить народу, чтобы никто не содержался в колодках или оковах, кроме действительных преступников, пока они не подвергнуться наказанию; за долги же должно отвечать имущество должника, а не его тело. Таким образом, закабаленные были освобождены, и запрещено на будущее время брать должников в кабалу".

Закон Гортензия

Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме заканчивается принятием закона Гортензия -- lex Hortensia -- в 287 году до нашей эры.

Плебеи, которых стали притеснять ростовщики из-за долгов, снова удалились на холм -- в этот раз Яникус. После переговоров диктатор Квинт Гортензий пошел на уступку. Теперь законы, которые приняло общее собрание плебеев -- плебисциты -- стали обязательны для исполнения всеми гражданами Рима, патриции не исключение...

Закон Гортензия является одним из самых загадочных документов в истории Римской республики. Тит Ливий описывает его принятие в 11 книге своей "Истории Рима от основания города", но книга до наших дней не дошла.

После принятия закона Гортензия патриции и плебеи получили в политике одинаковые права. Плебеям остается только выправить свое финансовое положение -- эту проблему решат будущие захватнические походы римлян и колонизация новых земель.

Нобилитет в Древнем Риме

В Риме зарождается новая элита, состоящая из патрициев и плебеев, перемешанных между собой. Они называют себя "нобили", "нобилитет", -- от понятий "известный, значимый". В нобилитет входят те, кто занимал должность консула сам или имел консулами прямых предков.

О том, какие идеалы поддерживал нобилитет, можно судить из надгробной речи в честь Луция Цецилия Метелла, произнесенной его сыном в 221 году до нашей эры:

Он был хорошим солдатом и прекрасным полководцем, достиг в государстве наивысших должностей, славился непревзойденным ораторским искусством. Обрел несметные богатства почетным способом и оставил родине многочисленное потомство...

Плиний Старший

Нобили так же ревностно оберегали свое право рулить в государстве, как раньше это делали патриции. Чтобы начать политическую карьеру, молодой человек должен минимум 10 лет отслужить в армии всадников, а туда набирали только из самых богатых центурий. Имущественный ценз для высших 18 центурий поначалу составлял 100 000 ассов, позже 1 000 000 ассов.

Чтобы заняться в Риме политикой, нужно было иметь и огромное состояние, и протекции от влиятельных людей, -- для этого многие богатые плебеи усыновляли обедневших патрицев или женили детей с помощью далеко продуманных стратегий.

Борьба патрициев и плебеев кратко

Борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме шла двести лет, с 495 по 287 год до нашей эры. Постепенно плебеи отвоевали себе место под солнцем, никогда, впрочем, не требуя лишнего. Все запросы плебеев были справедливы и обоснованны.

Сначала плебеи создали собрание, которые могло издавать выгодные им законы, затем появились народные трибуны, проводившие эти законы в жизнь, плебеи заставили патрициев внятно изложить законы на 12 табличках, чтобы никто не мог умышленно толковать их в свою пользу, а затем несколькими важными законами неравенство между плебеями и патрициями выровнялось.

Иногда, правда, плебеям приходилось прибегать к оружию и удаляться от Рима на солидное расстояние, чтобы патриции поняли, как тяжело будет без них воевать...



Поделиться