Патриции – это элита древнеримского общества. Происхождение, обязанности римских патрициев и борьба с плебеями. С.и. ковалев. история рима: римская община в царский период Основные моменты противостояния в V веке до н.э

  • Предмет и научные задачи истории государства и права
    • Предмет истории государства и права
    • Историческое в праве
    • Методология истории права
    • Системы права
    • Периодизация истории государства и права
  • Развитие историографии всеобщей истории государства и права
    • Зарождение историко-юридических знаний
    • Начало научной истории права и государства
    • Историческая школа права
    • Развитие научной истории государства и права в XIX в.
    • Социологическое направление историографии
    • Сравнительно-историческая школа
    • Изучение истории государства и права в России
    • Современное состояние историографии
  • Становление государственной организации и права
    • Проблема возникновения государства и права
    • Формирование политико-правового сообщества
    • Протогосударство – чифдом
    • Раннее государство
  • Образование древнейших государств на Ближнем Востоке
  • Общие сведения о государстве и праве Древнего Востока
  • Государственность в древней Месопотамии
    • Образование «номовых» государств
    • Эволюция раннемонархического государства
    • Организация государственной администрации
  • Государство Древнего Египта
  • Ассирийская держава
    • Становление и эволюция Ассирийского государства
    • Организация власти
  • Образование древнейших государств в Восточной Азии
  • Государственность в Древней Индии
    • Древнейшие государственно-политические объединения
    • Государственная организация державы Маурьев
    • Социально-правовой строй
    • Принципы государственного правления
  • Государства Древнего Китая
    • Формирование китайской государственности
    • Власть и управление в империи Цинь
    • Доктрина легизма
  • Древневосточная монархия
  • Право древнего Вавилона (законы царя Хаммурапи)
  • Древнееврейское право
    • Древнееврейская государственность
    • Источники права
    • Законодательство Моисея
    • Семейно-брачное право
    • Имущество и обязательства в праве
    • Уголовное право и суд
  • Государство и право античного мира
  • Общие сведения о государстве и праве античного мира
  • Становление политического общества в Древней Греции
    • Протогосударства Крито-Микенского мира
    • Дорийское завоевание: начало нового строя
    • Становление полисной организации
  • Спартанское государство
    • Становление Спартанского государства
    • Реформы Ликурга
    • Организация власти и управления
  • Образование Афинского государства
    • Становление Афинского полиса
    • Реформы Солона
  • Демократическое государство Древних Афин
    • Становление демократической системы
    • Органы прямого народовластия
    • Должностные лица
    • Финансовая система
    • Суды в системе народовластия
    • Деформация Афинской демократии
    • Полис и демократия
  • Правовая политика и законодательство Афинской демократии
    • Социально-правовой строй
    • Семейный уклад
    • Регулирование имущественных и торговых отношений
    • Развитие законодательства
    • Закон и право
  • Государство и право эллинистического мира
    • Образование Македонской державы
    • Государственный строй империи
    • Государства эллинистического мира. Распад империи
    • Греко-египетское право
  • Формирование государственности Древнего Рима
    • Становление римского полиса
    • Военно-родовой строй
    • Переход к военно-республиканскому строю
    • Борьба патрициев и плебеев
  • Государственный строй Римской республики
    • От полиса к империи
    • Народные собрания
    • Сенат
    • Система магистратур
    • Римская армия
    • Идеал смешанного правления
  • Государственный строй Римской Империи
    • Кризис республики и становление монархии
    • Государственная организация принципата
    • Переход к новым формам монархии
    • Система управления при доминате
    • Провинциальная организация империи
    • Военная организация империи
  • Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
    • Римское гражданство
    • Гражданство и сословия
    • Неполноправные категории жителей
    • Несвободное население
  • Древнейшее римское право
    • Священное право и царские законы
    • Законы XII Таблиц: создание и общие начала
    • Основы общественно-юридического быта
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
    • Ранние институты. Легисакционное судопроизводство
    • Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство
    • Римская юриспруденция
    • Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство
  • Развитие частного права в Древнем Риме
    • Система римского права
    • Брачно-семейное право
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
    • Становление уголовного права
    • Формирование специальных уголовных судов
    • Процесс в суде присяжных
    • Уголовная юстиция в империи
  • Кодификация римского права
    • Начало систематизации права
    • Разработка Свода Юстиниана
    • Corpus juris civilis
    • Право и Закон в римской юриспруденции
  • Государство и право средних веков
  • Государство и право средних веков
    • Общие характеристики государства и права средних веков
    • Предгосударственный строй германских племен
  • Варварские королевства
    • Вестготское королевство
    • Остготское королевство
    • Франкское государство Меровингов
  • Франкская империя Каролингов
    • Формирование нового государства
    • Государственная организация империи
    • Законодательство империи
    • Распад Франкской империи
    • Раннефеодальная государственность
  • Варварские правды
    • Оформление писаного права германских народов
    • Общественно-юридический быт
    • Судебное право
    • Преступления и наказания
  • Формирование правовых институтов феодального строя
    • Социальная сущность феодализма
    • Вотчинный уклад и новые виды зависимости
    • Коммендация. Ранние формы пожалований
    • Феодальный иммунитет
    • Вассалитет
  • Раннефеодальная государственность в Британии
    • Образование варварских королевств
    • Начало феодализации общества
    • Ранняя государственная организация
    • Англосаксонские законы
    • Датское завоевание

Борьба патрициев и плебеев

Со времени образования римского полиса свободное население города устойчиво подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев. Происхождение этого разделения. исторически не прояснено. Однако очевидно, что патриции и плебеи обладали разными правами в имущественной сфере, считались жителями разных категорий, их взаимные семейные отношения не поощрялись, а часто были невозможны, и, главное, первоначально они имели существенно разные возможности влиять на деятельность власти в Риме – т. е. это были разные сословия внутри римского народа.

Патриции были членами родов (в этом состояло их отправное отличие). Они имели право избираться в магистраты, они только могли быть сенаторами. Самое важное, что только патриции составляли куриатные собрания, где решались политические вопросы. Патриции могли выступать покровителями (патронами) других жителей Рима, защищать их в суде, представлять их имущественные интересы.

Плебеи не имели родовой организации; по-видимому, это были выходцы из других племен и областей, переселившиеся в римский полис. Из-за отсутствия родовой принадлежности, плебеи были полностью лишены политических прав. Хотя вместе с патрициями обязаны были нести военную службу. Плебеи подлежали покровительству rexa, были вынуждены пользоваться иными, нежели патриции, правовыми правилами. Запрещались браки между патрициями и плебеями. Серьезной социальной гранью были различия в культах, в религиозных церемониях.

Изначально различия патрициев и плебеев не были отличием богатых от бедных. Скорее, напротив: поскольку для патрицианства только занятие земледелием считалось «правильным», плебс, сосредоточив в своих руках ремесло и торговлю, богател активнее. Однако принадлежность к родовой организации влияла и на доступ к распределению общественных земель, особенно новозавоеванных – ager publicus. Плебеи были, по сути, лишены прав на основное богатство тогдашнего Рима – землю. Аграрный вопрос стал еще одним внутренним фактором общей социально-политической борьбы в Риме, менявшей ход формирования государственности.

В 494 г. до н. э. после очередного военного похода плебеи отделились от патрицианской части войска и не возвратились в город – это получило название первой сецессии (удаления) плебеев. Под угрозой внешней опасности патрицианская часть римской общины вынужденно согласилась на создание политических институтов, которые бы гарантировали охрану прав плебеев. В 493 г. до н. э. были избраны два народных трибуна, которые должны были выполнять роль заступников плебса (ранее ее играл царь).

Дом трибуна мог служить для плебея убежищем, а своей властью трибун мог остановить исполнение консульского, сенатского или даже куриатного решения – практически парализовать всю деятельность государства, кроме военной. Правда, трибунская власть действовала только в самом городе и округе радиусом в одну милю. В 471 г. трибунов стало 4, в 457 г. – 10; определялись они, вероятно, собраниями плебса – consilia plebis.

Сложившаяся в V в. до н. э. центуриальная организация войска, а затем и система центуриатных комиций (в которые на равных были записаны патриции и плебеи), внесли в политическую систему первое уравнение в правах. Начало борьбы за отмену долговых притеснений со стороны патрициев, за ликвидацию правового неравноправия в имущественной сфере принесло свои плоды в виде ограничений на концентрацию земельных владений, на взимание излишних процентов по займам, на продажу в рабство жителей римской общины (сер. IV в. до н. э.).

На протяжении столетия плебеи добились уравнения с патрициями в праве доступа к выборным должностям, которые уже ранее были установлены в Риме или установились за этот период: в помощники консула – квесторы (409 г. до н. э.), на должность одного из консулов (367 г.) в курульные эдилы – полицейские правители города (364 г.), в цензоры (351 г.), в преторы – судебный и военный помощник консула (337 г.).

В 356 г. было установлено, что и диктатор (которому на несколько месяцев вручалась бы исключительная власть в Риме при необычных обстоятельствах) также может быть из плебеев. Создание некоторых новых выборных должностей нередко было прямым итогом борьбы плебеев за свои права, в которой снова и снова они прибегали к испытанному методу сецессий.

В сер. V в. до н. э. после очередного внутриполитического кризиса в Риме плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, – были составлены так называемые Законы XII Таблиц. Эти законы сделали важнейший шаг в правовом уравнении патрициев и плебеев, хотя еще далеко не полном тогда.

После обнародования Законов XII Таблиц в организации высшей исполнительной власти в Риме наступили несколько десятилетий нестабильности.

Частичный выход из нараставших противоречий был найден на пути нового законодательства, которым бы закреплялся уклад относительного политического равенства внутри римской общины. Законы Валерия и Горация (консулы 449-448 гг. до н. э.) стали основанием будущего республиканского строя. Законы закрепили: (1) обязательность решений плебеев, принятых ими на своих трибутных собраниях, для патрициев; (2) право любого гражданина, обвиненного магистратом, обратиться к народу за решением своей судьбы; (3) священный и неприкосновенный характер личности народного трибуна.

Вскоре законами Канулея (445/444 гг. до н. э.) были отменены запреты на браки между патрициями и плебеями и вместо консулов были учреждены особые трибуны с консульской властью, в которые также могли выдвигаться плебеи. Восстановлена консульская власть была только в 367 г. до н. э. и уже на началах равенства политических прав патрициев и плебеев. В 312 г. до н. э. цензовое начало было введено и в устройство Сената: в него стали выдвигаться не просто патрицианские главы родов, но люди, отвечавшие означенному имущественному цензу, а также прежде выбиравшиеся в магистраты.

Это сделало и Сенат – оплот родовых привилегий патрициев – доступным для плебеев. В 339 г. было усилено начало народовластия: признано, что постановлениям центуриатных комиций не нужно одобрения Сената, чтобы иметь силу закона. Наконец в 287 г. до н. э. было еще раз подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют всю силу закона.

Социально-политическая унификация римской общины в основном завершилась, и на этой основе к концу IV – началу III в. до н. э. в полисе сложилась развитая государственная организация с системой институтов законодательной, исполнительной и контролирующей власти, основанная на сочетании прямого народовластия с аристократическим представительством.

Патриции и плебеи в Древнем Риме откровенно враждовали. Патриции -- прямые потомки тех, кто основал Рим, -- у них в руках были все рычаги для управления государством.

Плебеи много работали и воевали, но получали только увечья и все глубже влезали в долги.

Плебеи чувствовали себя ущемленными и старались добиться равного с патрициями положения, а те, наоборот, хотели удержать свои привилегии и не подпустить к ним плебеев.

Жесткая борьба, с убийствами и кознями, между патрициями и плебеями в Древнем Риме шла почти 200 лет...

Все началось с первой плебейской "забастовки" в 495 году до нашей эры. Риму грозила война, а плебеи удалились на Авентинский холм и не записывались в войско. Патриции забеспокоились... Подробнее почитать о забастовке и жизни плебеев в Древнем Риме можно в статье

Патриции и плебеи в Древнем Риме

Нельзя сказать, что плебеи и патриции в Древнем Риме -- это бедные и богатые, все было сложнее. Плебеев коренным образом не устраивали три вещи.

Во-первых, законы в Древнем Риме знали только патриции, они и толковали их в свою пользу. Плебеи хотели также владеть законами и иметь возможность защищать себя в суде.

Во-вторых, плебеи не имели доступа к государственным должностям. Они не могли проводить в жизнь выгодные им законы и налагать вето на решения, которые были им неугодны. Такие права были только у патрициев. Особенно это тяготило зажиточных плебеев, которые хотели участвовать в политике.

На невольничьих рынках продавали как мужчин, так и женщин

В-третьих, самые бедные плебеи часто попадали в рабство за долги. А долги получались у плебеев потому, что они уходили на войну защищать государство, за это время их поля никто не возделывал, и по возвращении грозила голодная смерть. Приходилось занимать деньги у ростовщиков, а когда расплатиться было нечем, ростовщик уводил такого плебея в рабство и надевал ему на шею колодку. Некоторых плебеев продавали за границу -- за пределы Тибра, и о них забывали навсегда...

У ученых есть любопытная гипотеза... Поначалу имущественное положение человека в Древнем Риме определялось величиной участка земли у него в собственности и количеством крупных домашних животных.

Плебеи как правило были мелкими землевладельцами или торговцами, ремесленниками. То есть ни земли, ни скота у них почти не было, и это "оправдывало" их низкое положение. Свою ценность плебеи поняли тогда, когда в Риме ввели денежную монету и они увидели точный эквивалент своей значимости в деньгах...

Народные трибуны в Древнем Риме

Забастовку плебеи прекратили и пошли воевать. Но взамен добились уступок от патрициев.

Патриции признали первый плебейский орган власти -- общее собрание плебеев concilia plebis tributa .

Решения, которые принимало это собрание, -- они называются плебисциты, -- были пока обязательны к исполнению только самим народом...

Но главное, -- общее собрание плебеев избирало двоих народных трибунов, с тех пор они официально представляли интересы плебеев и защищали их. Позже народные трибуны в Древнем Риме получили право блокировать решения высшей власти своим вето.

Патриции в Древнем Риме не очень-то хотели признавать народных трибунов, но плебеи это предусмотрели. Была введена неприкосновенность народных трибунов, так называемая sacrosanctitas . Попытавшийся причинить народному трибуну зло лишался покровительства богов и мог быть убит сам, а имущество его конфисковывали в пользу храма Цереры, Либера и Либеры, -- главного святилища плебеев на холме Авентин.

Никто за всю историю Древнего Рима так и не отважился напасть на народных трибунов -- предупреждение о наказании было очень эффективным.

Народные трибуны в Древнем Риме должны были созывать собрания плебеев и председательствовать в них, вносить на голосование собственные предложения и законопроекты.

До этого народные собрания могли созывать только патриции. На голосование выносились подготовленные патрициями законопроекты, а народ либо одобрял их, либо нет, никаких инициатив от себя предлагать не разрешалось.

Законы 12 таблиц

В 451 году до нашей эры римляне впервые изложили законы в письменной форме.

Из патрициев выбрали 10 человек и поручили им составить юридический кодекс. Деятельность консулов и народных трибунов была приостановлена, -- чтобы ни те ни другие перекрестными вето не смогли блокировать работу комиссии.

В течение года дуумвиры писали текст на десяти деревянных табличках, которые выставили на римском форуме для всеобщего обозрения. На следующий год народ выбрал новую комиссию, в нее входили и плебеи тоже, -- так появились еще две таблички. Поэтому законы носят название по числу таблиц -- 12.

Некоторые законы 12 таблиц были направлены против плебеев, например закон о запрете браков между плебеями и патрициями блокировал возможность подобраться к власти. Важно то, что законы 12 таблиц стали доступными для всех, как того и хотелось простым людям.

В 449 году до н.э вспыхнуло еще одно восстание плебеев

Законы 12 таблиц, текст одной из табличек:

  1. Пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения.
  2. По истечении указанного срока пусть истец наложит руку на должника. Пусть ведет его на судоговорение для исполнения решения.
  3. Если должник не выполнил добровольно судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть истец ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более пятнадцати фунтов.
  4. Во время пребывания в заточении должник, если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть тот, кто держит его в заточении, выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

Комментарий одного из историков: "Тем временем, должник имел право помириться с истцом, но если стороны не мирились, то такие должники оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дниприводили к претору на комициум и при этом объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр".

Как развивалась борьба плебеев с патрициями дальше

Если в вопросах большой политики плебеи постепенно навязывали патрициям свою позицию, то в экономике топтались на одном месте. В годы неурожая и мора небогатые плебеи совсем падали духом. В 440 году до нашей эры состоятельный плебей Спурий Мелий купил на свои деньги зерно у этрусков и продавал его в Риме по низким ценам. За это его обвинили в попытке захвата власти и закололи кинжалом.

Проблемы не решились даже после того, как римляне захватили город Вейо, принадлежавший этрускам, и поделили между плебеями его огромные территории. Надо было отменить рабство за долги, где-то еще раздобыть новые земли, и хорошо бы сделать так, чтобы высшую должность в государстве занял плебей.

В дело вступают два народных трибуна -- Гай Лициний Столон и Луций Секстий Латеран. Они более 10 лет борются за свой законопроект с патрициями, и в итоге побеждают.

Закон Лициния и Секстия от 367 года до н.э.:

  • проценты, которые должником уже уплачены с долга, вычитаются из общей суммы долга, оставшийся долг подлежит к уплате в три этапа с интервалом в один год
  • частное лицо может иметь в собственности земельный надел не более 500 югеров (125 гектаров)
  • следующая цель плебеев -- должности консулов. Римом в годы республики правили два консула, обладающие взаимным правом вето. Они всегда избирались из патрициев. По закону Лициния и Секстия один из двух консулов может быть плебеем

В 445 году до нашей эры запрет на смешанные браки между патрициями и плебеями отменен.

Можно сказать, что закон Лициния и Секстия проложил плебеям дорогу в светлое будущее, и плебеи решительно двинулись по ней вперед.

В 356 году до нашей эры плебей Гай Марций Рутил назначается диктатором;

в 342-м принят закон, по которому плебеями могут быть оба консула. Но в действительности первая пара консулов-плебеев появляется в Древнем Риме в 172 году до нашей эры;

339 год -- диктатор-плебей Квинт Публий Филон отбирает у сената право вето (теперь сенат должен одобрять законы не после того, как за них проголосует народ, а перед голосованием);

336 год -- тот же Квинт Публий Филон становится первым плебеем на должности претора.

Дома, в которых жили и трудились плебеи, напоминали пчелиные ульи

Самую загадочную и дорогую для сердца должность -- священных птицегадателей -- патриции отдают плебеям в 300 году до нашей эры.

Когда Ромул и Рем спорили, кому основать Рим, они удалились на разные холмы и принялись ждать птиц, дающих благоприятный знак, отсюда и пошла традиция...

Как в Риме отменили рабство за долги

Рабство за долги отменили в 326 году до нашей эры. Об этом рассказал Тит Ливий:

"Для римских плебеев этот год был новым началом свободы, потому что уничтожено было рабство за долги; эта перемена в законах объясняется как необычайной жестокостью, так и сладострастием одного ростовщика, Луция Папирия, к которому за отцовские долги попал в кабалу Гай Публилий. Хотя возраст и красота последнего могли бы вызвать только сострадание, однако они воспламенили душу ростовщика к сладострастию и нанесению бесчестья… Но когда истерзанный таким образом юноша бросился на улицу и стал жаловаться на сладострастие и жестокость ростовщика, масса народа, негодуя на дурное с ним обращение, частью из сострадания к его возрасту, частью принимая во внимание свое собственное положение и положение своих детей, устремились на форум, а оттуда толпою в курию.

Заседания в курии выглядели так

Внезапная суматоха заставила консулов созвать сенат, и народ, падая к ногам каждого из сенаторов, по мере того, как они входили в курию, показывал им истерзанную спину юноши. В этот день, вследствие насилия одного человека были уничтожены крепкие цепи кабалы, и консулам было приказано предложить народу, чтобы никто не содержался в колодках или оковах, кроме действительных преступников, пока они не подвергнуться наказанию; за долги же должно отвечать имущество должника, а не его тело. Таким образом, закабаленные были освобождены, и запрещено на будущее время брать должников в кабалу".

Закон Гортензия

Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме заканчивается принятием закона Гортензия -- lex Hortensia -- в 287 году до нашей эры.

Плебеи, которых стали притеснять ростовщики из-за долгов, снова удалились на холм -- в этот раз Яникус. После переговоров диктатор Квинт Гортензий пошел на уступку. Теперь законы, которые приняло общее собрание плебеев -- плебисциты -- стали обязательны для исполнения всеми гражданами Рима, патриции не исключение...

Закон Гортензия является одним из самых загадочных документов в истории Римской республики. Тит Ливий описывает его принятие в 11 книге своей "Истории Рима от основания города", но книга до наших дней не дошла.

После принятия закона Гортензия патриции и плебеи получили в политике одинаковые права. Плебеям остается только выправить свое финансовое положение -- эту проблему решат будущие захватнические походы римлян и колонизация новых земель.

Нобилитет в Древнем Риме

В Риме зарождается новая элита, состоящая из патрициев и плебеев, перемешанных между собой. Они называют себя "нобили", "нобилитет", -- от понятий "известный, значимый". В нобилитет входят те, кто занимал должность консула сам или имел консулами прямых предков.

О том, какие идеалы поддерживал нобилитет, можно судить из надгробной речи в честь Луция Цецилия Метелла, произнесенной его сыном в 221 году до нашей эры:

Он был хорошим солдатом и прекрасным полководцем, достиг в государстве наивысших должностей, славился непревзойденным ораторским искусством. Обрел несметные богатства почетным способом и оставил родине многочисленное потомство...

Плиний Старший

Нобили так же ревностно оберегали свое право рулить в государстве, как раньше это делали патриции. Чтобы начать политическую карьеру, молодой человек должен минимум 10 лет отслужить в армии всадников, а туда набирали только из самых богатых центурий. Имущественный ценз для высших 18 центурий поначалу составлял 100 000 ассов, позже 1 000 000 ассов.

Чтобы заняться в Риме политикой, нужно было иметь и огромное состояние, и протекции от влиятельных людей, -- для этого многие богатые плебеи усыновляли обедневших патрицев или женили детей с помощью далеко продуманных стратегий.

Борьба патрициев и плебеев кратко

Борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме шла двести лет, с 495 по 287 год до нашей эры. Постепенно плебеи отвоевали себе место под солнцем, никогда, впрочем, не требуя лишнего. Все запросы плебеев были справедливы и обоснованны.

Сначала плебеи создали собрание, которые могло издавать выгодные им законы, затем появились народные трибуны, проводившие эти законы в жизнь, плебеи заставили патрициев внятно изложить законы на 12 табличках, чтобы никто не мог умышленно толковать их в свою пользу, а затем несколькими важными законами неравенство между плебеями и патрициями выровнялось.

Иногда, правда, плебеям приходилось прибегать к оружию и удаляться от Рима на солидное расстояние, чтобы патриции поняли, как тяжело будет без них воевать...

Древнеримскому обществу была характерна двойственность. Особенно сильно это заметно на примере основных сословий: плебеев и патрициев. Если первые практически ничего не имели, то вторые обладали всеми правами и властью.

Социальные классы Древнего Рима

Древнеримскому обществу была свойственна строгая иерархичность. Население делилось на свободнорожденных граждан, тех, кто не обладал гражданскими правами, и рабов.

Самая большая разница была между плебеями и патрициями. Почти вся история Древнего Рима - это непрекращающаяся вражда между двумя этими классами.

Кто такие патриции? Это, прежде всего, господствующий класс в Риме. Но, кроме того, слово это имеет еще несколько значений.

Римские патриции: происхождение

Интересен перевод слова «патриции» - оно означает «отцовские», поскольку происходит от латинского pater (отец). Связано это с тем, что патриции жили по законам строгого патриархата, где наследование идет только по мужской линии. В Древнем Риме отец семейства имел над домочадцами и никто не имел права оспаривать его решения. Члена семьи он мог наказать любым способом, продать в рабство или даже убить.

Согласно традиции, в Риме было 300 патрицианских родов. Каждый представитель отдельного семейства имел родовое имя. Римляне, принадлежащие к числу представителей аристократии, носили три имени. Первое было личным, их в Риме использовалось небольшое количество. Второе - это как раз родовое имя. И третье - так называемое семейное. Например, Юлий - родовое имя одного из древних патрицианских родов.

Патриции - это также самое первое В глубокой древности племена латинов, этрусков и сабинов стали первыми полноправными жителями этого города. Со временем они превратились в привилегированное сословие и стали называться патрициями. Это слово стало синонимом «аристократии. Патриции были самыми крупными землевладельцами в стране.

Функции и обязанности привилегированного класса

Патриции - это не только господствующий класс, но и высшие чиновники Древнего Рима. Изначально только они могли избираться в Сенат и занимать должности жрецов. Проведение религиозных обрядов и церемоний тоже было исключительным правом патрициев. Из их числа избирались военачальники и судьи. Много позже, когда число патрицианских родов значительно сократилось, правителям Рима пришлось дать возможность участвовать в управлении империей и представителям низшего сословия.

Древний Рим: патриции и плебеи. Давнее противостояние

Практически вся история великой империи - это внутренние противоречия, связанные с борьбой двух его основных классов. Плебеи, которые представляли простой народ, постоянно добивались улучшения своего тяжелого положения. Так как именно они составляли основную часть римского войска, им было чем шантажировать аристократию. Несколько раз они отказывались участвовать в сражениях, если их условия не будут приняты. Патриции это не могли изменить или как-то повлиять на плебеев, и вынуждены были идти на уступки. Постепенно плебеям удалось добиться права избрания собственных должностных лиц, которые следили, чтобы их немногочисленные права не ущемлялись патрициями.

Постепенно представителей древних римских родов становилось все меньше. Сначала их число сократилось до 18, потом до 14 семейств. Этому способствовали длительные на которых гибли патриции и строгий запрет на браки не с представителями родов - основателей Рима. В конце концов, к первым годам нашей эры, древние патрицианские семейства исчезли. Если раньше стать патрицием можно было только по праву рождения, то теперь титул патриция мог дать император.


Наивысшего развития законотворчество достигло в Риме. Римское общество было устроено сложно, и законы римлян должны были учитывать отношения между плебеями и пат
рициями, квиритами (гражданами Рима) и жителями других городов и местностей Италии, обладавшими меньшими правами. Так, кроме квиритов, подданными Рима являлись и латиняне - жители латинских колоний, но прав у них было меньше, чем у квиритов. Изначально они не могли заседать в Сенате и принимать непосредственное участие в управлении государством, занимая выборные должности. Еще меньшими правами обладали пере- грины- «чужестранцы», граждане государств, присоединенных к Риму, но не сопротивлявшихся, а сдавшихся на милость победителя. Законы римлян учитывали также права собственников, кредиторов, должников, права различных сословий - сенаторов, всадников и прочих. Причем по мере развития общества и смены форм правления Рима менялись и законы. Так, сначала латиняне, а затем и перегрины во времена Римской империи все-таки были уравнены в правах с остальными гражданами. Они получили возможность жениться на римских гражданках и занимать любые должности в государстве. Закон императора Каракаллы объявил всех подданных Римской империи римскими гражданами. Ближе к концу Римской империи некоторые «чужестранцы» даже становились императорами, например, Филипп Араб, бывший ливийцем, то есть варваром, и правивший Римом с 244 по 249 гг. н. э.
Долгую борьбу за равенство в правах с патрициями вели в Риме плебеи. Трижды они

уходили из города, недовольные своим положением, и каждый раз добивались новых уступок. Эта борьба продолжалась около 200 лет, с V по III вв. до н. э. В середине V в. плебеи добились записи законов, по которым разбираются судебные дела. В 494 г. до н. э. была утверждена должность народных трибунов - официальных защитников прав плебеев, имевших право присутствовать на заседаниях сената и приостанавливать его решения, если они ущемляют права плебеев. Затем плебеи получили право занимать в Риме государственные должности, а в 367 г. до н. э. получили право занимать высшую выборную должность республики - становиться консулами. Один из двух консулов Рима, избиравшихся на год, обязательно должен был быть плебеем. В 287 г. до н. э. было издано постановление, гласившее, что народное собрание имеет право издавать законы. В конце концов плебеи были полностью уравнены в правах с патрициями.
Законы в Римской республике предлагал обычно консул, а во времена империи - император. Потом законы обсуждались в сенате и принимались Народным собранием. Во времена империи роль народного собрания обесценилась. Спорные вопросы решались в римском суде. Судья - претор - выносил окончательное решение, а до этого обе стороны имели право выступить с речью в Сенате. Можно было говорить эту речь самому, а можно было и нанять оратора.

Свод законов и прав римских граждан был составлен специально учрежденной для этого коллегией в 451-450 гг. до н. э. и издан в виде Двенадцати таблиц. Таблицы содержали основные правила заключения сделок между патрициями и плебеями, рассмотрение споров, установление уголовных наказаний и пр. Начертанные на деревянных и бронзовых таблицах тексты законов и прав были размещены на центральной площади Рима - Форуме.
Система римского права оказала большое влияние на формирование современной системы права.

Еще по теме РИМСКОЕ ПРАВО - КЛАССИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

  1. § 24. Превращение владения в право собственности через давность по римскому праву, по французскому закону и по другим законодательствам
  2. 14. РИМСКОЕ ПРАВО: ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКИХ ЮРИСТОВ
  3. § 8. Значение формы в договоре. - Римская стипуляция и правила иностранных законодательств. - Историческое значение формы в русском законодательстве.
  4. 4. АВТОРСКОЕ ПРАВО И ПРАВО ОБЩЕГО РЫНКА О СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (ст. 85 и 86 Римского договора)
  5. 12.5. Право и законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности и их место в системе российского права и законодательства России

Занин С.В.

Изгнание Тарквиния Гордого

Все даты даны от основания Рима (776 д.н.э.)

Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме - интересная и красочная страница его истории. По сути, в почти двух вековой борьбе этих сословий возникло государство Рима, "общественный организм". До нас дошло достаточно много свидетельств античных историков и писателей об этой борьбе, но связанных и последовательных рассказов - только два. Великого римского историка Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского. Оба писали свои сочинения в разные эпохи и с разными целями, поэтому иногда противоречат друг другу. Но оба историка, увлекаясь рассказом действительно волнующих событиях, тем не менее, трепетно относились к устной традиции рассказа о них. Записанные ими истории - предания и предмет гордости римского народа. Послушаем их рассказ.

По мере расширения римской территории и увеличения населения, прежнее исключительное положение патрицианских родов не могло остаться низменным. Борьба сословий началась, согласно преданию, еще в конце царского периода. Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский следующим образом излагают ход этой борьбы. Первым шагом по пути к распространению политических прав за пределы немногих патрицианских семей наши источники считают реформу Тарквиния Древнего; этот царь присоединил к старинным Рамнам, Тициям и Луцерам ряд новых семей, не образовав из них самостоятельных триб, но включив в прежние под названием Рамнов, Тициев, Луцеров-младших, и дав им тем самым право участия в народном собрании. Часть плебеев (по свидетельству Ливия - 100) получила даже доступ в сенат, в качестве "отцов младших народов". Эта первая мера облегчила дальнейшее улучшение положения плебеев, ближе всего реформу Сервия Туллия, нашедшего себе поддержку в них. Традиция приписывает Сервию не одну военную реформу, но и политическую; разделив народ на классы и центурии, Сервий вместе с тем, по словам римских историков, положил начало центуриатным собраниям, доступным и для патрициев и для плебеев, обладающих необходимым цензом. Этих завоеваний, согласно преданию, чуть не лишились при Такрвинии Гордом, все царствование которого, с момента вступления на престол, было сплошным насилием и нарушением законом. Явно стремясь к расширению своей власти, Тарквиний все реже и реже совещался с сенатором и почти не созывал народных собраний, а решал дела единолично. Затаенное недовольство царем было подогрето насилием над женой Коллатина – Лукрецией, совершенным сыном Тарквиния. Народ объявил Тарквиния Гордого лишенным престола, подверг его с семьей изгнанию и решил навсегда уничтожить царскую власть. Созванное центуриатное собрание избрало двух консулов – преемников царской власти, но с известными ограничениями, с течением времени все увеличивавшимися. Между прочим, уже в первый год республики консул Публий Валерий провел ряд законов, давших ему прозвание Публиколы ("чтящего народ"). Среди законов Валерия обращает на себя внимание не снабженная санкцией закон о провокации – закон об апелляции, позволивший гражданину, осужденному в пределах Рима или 1 мили от него к уголовному наказанию, обратиться к народу с жалобой, до рассмотрения которой приговор не приводится в исполнение. В самом начале республики число сенаторов было поплнено членами из плебеев – "приписанные к Сенату отцы".

1 Патриции - представители коренного населения Лация - области, в которой возник Рим (карта). 300 патрицианских родов имели представителей в Сенате и избирались на все должности в государстве.

Удаление плебеев на Священную Гору

Между тем экономическое положение плебеев было очень тягостно: вследствие непрерывных воин и высоких налогов они запутывались в долгах, расплачиваться за которые по господствовавшей в то время системе приходилось не имуществом, а личностью. Диктатор Валерий, понимавший всю опасность положения, предлагал сенату облегчить хоть сколько-нибудь положение плебеев, но его старания не привели ни к чему. Тогда доведенные до крайности плебеи решили отделиться от Рима и основать свой город. С этой целью они перешли реку Анио и расположились на Священной горе (первое отшествие 260 г. до н.э.). Патриции, лишившись в их лице самой многочисленной части своего войска, напугались и пошли на уступки. Результатом переговоров были так называемые священные законы, объявившая амнистию для отделившихся, кое-какие послабления в долгах, а главное, признавшая за плебеями право избирать своих сословных представителей – народных трибунов и эдилов.

Но плебеи на этом не успокоились: они стали стремиться к признанию за их собраниями законодательной власти. Так как патриции прибегали к самому грубому противодействию, поднимая шум и не давая плебеям заниматься делами, то в 262 г. трибун Ицилий провел в плебейском собрании плебисцит (сходку плебеев), согласно которому лицо, мешающее трибуну говорить на собрании, может быть им оштрафовано, и если не представить поручителей в уплате штрафа, даже осуждено на смерть; провокация на такой приговор допускалась лишь перед плебейским же собранием. Закон Ицилия о плебесците не получил сенатского утверждения, но на практике применялся, присвоив, таким образом, в известной степени собраниям плебеев законодательную власть и право уголовного суда; это право с каждым годом все расширялось, возбуждая недовольства среди патрициев, которые не останавливались даже перед убийством наиболее энергичных вождей народа. Трибуны падали духом и не решались уже действовать в прежнем направлении. Тогда, чтобы воскресить них былую энергию, по предложению Публия Волерона (lex Publilia Voleronis 282 г.) постановил впредь выбирать трибунов в собраниях плебеев по трибам, не без основания рассчитывая усилить этим путем их независимость от патрициев. Закон Волерона прошел, впрочем, не без сопротивления патрициев.

Достигнутые до сих пор результаты, все-таки недостаточно обеспечивали положение плебеев в виду отсутствия писанного законы, что давало патрициям возможность произвольного толкования права при отправлении суда. Поэтому в 292 году трибун Терентилий Арса предложил в плебейском собрании составить комиссию для написания законов в руководство консулам. Сенат отказал в своем согласии, но плебеи пять лет подряд выбирали одних и тех же трибунов, которые возобновляли предложения Терентилия. Патриции, наконец, пошли на мелкие уступки: в 297 г. сенат допустил увеличить число трибунов до 10, в 298 г. плебеям для постройки домов предоставили общественную землю на Авентийском холме (plebiscitum Icilium de Aventimo publicando), в 300 г. консулы проводят в центуриатном собрании Закон Атерния Тарпея, предоставившую плебейским магистратам multae dictio (т.е. право налагать имущественные штрафы) и установившую известную постепенность в наложении штрафов, а также высший предел безапелляционного штрафа (2 овцы и 30 быков). Так как плебеи, несмотря на эти уступки, стояли на своем, согласившись только на чисто патрицианский состав законодательной комиссии, то в 300 году три патриция отправлены были в Грецию ознакомиться с законами Солона, а по их возвращении составлена (в 302 г.) кодификационная комиссия из 10 патрициев – "десять мужей для написания законов", которой предоставили полную власть в государстве: на этот год не выбирались ни консулы ни трибуны; не допускалась на децемвиров и провокация. В течение 303 г. они написали лишь часть законов (на 10 таблицах), а потому им была продолжена власть и на 304 год; работа второго года дала еще две таблицы. Все эти законы прошли через центуриатное собрание (две последние таблицы были проведены консулами уже после падения децемвиров) и составили так называемые "Законы 12 Таблиц". По составлении законов власть децемвиров должна была кончиться, но им не хотелось лишиться власти: они не слагали с себя звания и олигархически управляли государством, так что была власть своего рода десяти царей. Озлобленные плебеи искали только предлога к восстанию. Согласно преданию, такой предлог и представился в покушении децемвира Аппия Клавдия на женскую честь плебеянки Виргинии. Возмущение плебеев выразилось во вторичном отшествии на Священную гору; кроме того, они укрепились на Авентине, откуда угрожали Риму. Лишь стараниями Валерия и Горация удалось убедить их вернуться под условием избрания снова народных трибунов и консулов (305 г.). Консулами были избраны примирители – Валерий и Гораций. Они провели ряд законов, Законы Валерия Горация, содержание которых сводится к следующему:

а) восстанавливаются и объявляются нерикосновенными плебейские учреждения, введенные после первого отшествия, а также десять судей;

б) Объявляется неотмений провокация; предложение закона, запрещающего провокацию против какого-либо магистрата, обрекает автора на смерть;

в) признаются собрания народа по трибам.

Плебеи получают доступ к высшим государственным должностям



Поделиться