Как соотносятся между собой общество и государство. Понятие общества. Соотношение общества и государства. Возникновение государства: причины и формы

Государство как продукт общественного развития вырастает из общества, его основу, так или иначе, составляет все существующее общество в целом. Оно не противостоит обществу, не сливается с ним.

Марксистские представления, что государство стоит над обществом и все больше отделяется от него, связаны с трактовкой его как машины подавления, орудия эксплуатации людей труда. Тем же объясняется утверждение, что в цивилизованном обществе, которое не раздирается непримиримыми классовыми противоречиями, государство отмирает, что оно становится «полугосударством» уже в ходе «социалистического строительства». Эти постулаты оказались далекими от исторической действительности.

Демократическое государство не может стоять над обществом; оно является цементирующей частью политической системы общества, выступает в качестве официального его представителя, налаживает и поддерживает в нем разумный порядок, выполняет другие общие дела, всеми своими корнями связано с ним. Чем дальше развивается мировая цивилизация, тем демократичнее становится государство. Оно не отмирает, а наоборот, совершенствуется, все теснее взаимодействуя с обществом.

В обществе всегда находились силы, которые с большим рвением перекладывают на государство свои собственные прорехи и беды. В современной России, например, не только уличные обыватели, но и официальные структуры обвиняют государство и в развале экономики, и в коррупции, и в разгуле организованной преступности, и в невыплатах заработной платы, и в нищете большей части населения. Свою неблаговидную лепту в этот обман вносят и многие средства массовой информации, которые вместо того, чтобы поименно называть тех, по чьей вине все это происходит, прикрывают их ссылкой на государство. Между тем речь должна идти не о государстве как об определенной организации в целом, а о конкретных его органах и должностных лицах, повинных в том негативном, что происходит в обществе.

Вся история свидетельствует о том, что государство как таковое выступает скорее в роли своеобразного локомотива общественного развития. Само по себе оно нацелено на активное участие в организации экономических, социальных, политических и духовных отношений, должно позитивно влиять на сознание и психологию людей, вытеснять антиобщественные явления, защищать права, свободы и законные интересы членов общества, помогать им разрешать различные споры, выполнять другие социальные задачи.

Можно, несомненно, найти в истории немало свидетельств тому, что из-за порочных устремлений своих чиновников какое-то государство оказывает негативное влияние на естественный социальный прогресс, по сути, задерживает развитие данного общества. Такие факты есть не только в далеком прошлом, но и в современном мире, включая нынешнюю Россию. Однако известно и другое. Когда церковь или политическая партия подминает под себя государство, превращает его «в винтик» осуществления своей власти, человечество получает инквизицию или махровый тоталитаризм. Все это - зигзаги истории, которые служат скорее примером извращения взаимоотношений государства и общества.

Нельзя забывать, что в классово-организованном обществе государство заняло фактически место, которое при первобытно-общи- ном строе принадлежало предводителю рода или племени. Оно стало выполнять миссию таких предводителей - согласовывать интересы, организовывать жизненные отношения, направлять их по разумному руслу, защищать общие интересы и т.д. Если род и племя шли за своими предводителями, то позднее роль такого предводителя, роль своеобразного локомотива в обществе начало исполнять появившееся государство.

Гражданское общество. С формированием в развитых странах гражданского общества роль государства коренным образом не изменилась. В гражданском обществе, олицетворяющем «свободных» людей с широкими правами, с хорошим знанием этих прав и с умением пользоваться ими, получили всестороннее развитие негосударственные структуры (институты) - политические партии, другие общественные объединения, общественно-политические инициативы, движения и т.д. «Гражданское общество есть совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом, - писал Борис Николаевич Чичерин. - Кроме отдельных лиц, сюда входят и образуемые ими частные союзы. ... Правом устанавливаются границы, в которые интерес вносит жизненное содержание. При обгцении людей, из этого возникает живое взаимодействие интересов, которые, соединяясь и разделяясь, образуют бесконечно разнообразное сплетение частных отношений. Совокупность их и есть то, что называется гражданским обществом... На индивидуализме зиждется гражданское общество, централизм "Чичерин Борис Николаевич (1828-1904), юрист, историк, философ, почетный член Петербургской АП (1893).

составляет принадлежность государства...»". Вместе с ними совершенствовалось государство, приобретая свойства правового и социального государства. Тем не менее, оно осталось «интегрирующим фактором» (Гегель ), «политической ипостасью» (Грамши )нового общества, не переставая служить ему в роли локомотива развития.

Крайне опасны оппозиция государственности как таковой, противопоставление государству общества, идеям свободы, справедливости и естественных прав человека. В этом нас убеждает вся российская история. Александр Дмитриевич Градовский по этому поводу писал: «.. .Разграничение двух понятий - общества и государства - составляет, быть может, одну из важнейших заслуг новой политической науки. Но разграничение не тождественно с разделением, а тем более с противоположением понятий...»*.

Как известно, в начале XX столетия благодаря противопоставлению государственности и идеи справедливости, доведенному до крайности, оказалась поверженной существовавшая тогда российская государственность со всеми негативными последствиями, связанными сначала с распадом России (1917- 1920 гг.), затем с тоталитаризмом. Ныне наблюдается сталкивание общества с государством со стороны тех, кто безоглядно противопоставляет государственности идею естественных прав и свобод личности, другие демократические ценности. Это - та же неконструктивная позиция, способная нанести непоправимый вред как обществу, так и государству.

В современных условиях нужна истинная гражданственность каждой личности, основанная на органическом сочетании демократии и свободы, личных, общественных и государственных интересов, на активном и сознательном использовании прав и свобод для демократизации всей жизнедеятельности как общества, так и государства, на создании совместными усилиями личности, общественных образований и государственных структур условий для достойной человеческой жизни в стране.

К сожалению, до сих пор не стало нормой повседневной жизни людей использование Конституции Pci) как нормативного акта прямого действия. Многие россияне не знают своих конституционных прав и свобод или не умеют пользоваться ими, отстаивать свои законные интересы. Да и сами механизмы защиты прав (свобод) личности, восстановления нарушенного права недостаточно совершенны. Между тем защита прав, свобод и законных интересов каждого человека - долг всех государственных, муниципальных и общественных структур, имеющий важнейшее значение для развития российской государственности и формирования в стране гражданского общества, для налаживания реального взаимодействия между личностью, обществом и государством, укрепления их доверия друг другу, разработки стабильных правил и процедур разрешения возможных разногласий (конфликтов) и нахождения разумных компромиссов между ними. Без этого трудно рассчитывать на повышение действенности власти на основе права, демократических ценностей.

Основы демократического государства и гражданского общества не только тесно взаимосвязаны, но и создаются одновременно. Демократичность государства во многом обуславливается институтами гражданского общества, а формирование самих общественных институтов - демократизмом государственной власти, реальным взаимодействием государственных структур, общественных сил и личности, терпеливым поиском в ходе такого взаимодействия взаимосогласованных решений, оптимальных организационных и технологических средств претворения в жизнь принятых решений.

С одной стороны, государство должно всячески содействовать нормальному развитию личности и общественных институтов, способных выдвигать гражданские инициативы и добиваться их реализации, с другой - гражданственность личности и общественных институтов должна быть нацелена на укрепление государственности как общего для себя блага, как важнейшего условия для собственного самовыражения и саморазвития. Это одинаково важно как для правильной организации взаимодействия государства и общества, так и для реального обеспечения прав, свобод и законных интересов каждой личности.

Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общество - это сложная, динамическая система, сущность которой проявляется в различного рода отношениях, возникающих между индивидами и их объединениями, удовлетворяющими свои потребности за счет поддержания целостного и прогрессивного саморазвития социального объединения.

Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, политические партии, движения, общественные объединения и т. д.). Государство - лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство, являясь составной частью лишь политической сферы, в которую кроме него входят и иные организации, участвующие в политической жизни общества, играет решающую роль среди данных организаций. Это связано с тем, что, будучи единственным официальным представителем всего общества, на основе выявления общих потребностей и согласования социально значимых интересов, оно обеспечивает координацию всей общественной жизни, для чего наделяется материальными ресурсами, профессиональным кадровым потенциалом, возможностью принимать общеобязательные управленческие решения и обеспечивать их исполнение с помощью специально созданного аппарата. Консолидируя усилия общества, модернизируя и системно используя свои институты, государство набирает силу. Сила государства определяется его способностью, ориентируясь на общие правила поведения, которым подчиняется и общество и власть, достигать общественно необходимых результатов, преодолевая существующие препятствия.

Благодаря этому государство приобретает относительную самостоятельность от общества и влияет на развитие всех форм его жизнедеятельности. Причем степень этой самостоятельности может меняться. Так, на заре своего становления государство практически сливалось с обществом. Затем, по мере развития и усложнения управленческих отношений, росло число государственных органов, множился аппарат государственных служащих, отдающих властные распоряжения и приобретающих собственный корпоративный интерес, отличный от интересов представляемого населения. Его самостоятельности способствовали противоречия между социальными группами, обеспечивая при равенстве их сил становление режима «бонапартизма» - лавирования между интересами различных классов. Множились материальные и организационные возможности государственного аппарата. Однако привилегированное положение управленцев весьма неустойчиво и ничтожно по сравнению с возможностями экономически господствующей группы, потому государство становилось инструментом управления в интересах незначительной части населения и все больше противопоставляло себя обществу.

Максимальную степень самостоятельности государство приобретает при тоталитарных режимах, когда правящая социальная группа использует его, не считаясь с интересами болынинст§ 10. Понятие и структура гражданского общества

ва членов общества. Минимальная самостоятельность и максимальная сила наблюдаются у государства при демократическом режиме, когда население реально участвует в создании и контроле за деятельностью наиболее важных звеньев государственного аппарата, когда государственная власть пользуется поддержкой общества.

В связи с этим необходимо постоянно поддерживать научно обоснованный баланс сознательного государственного регулирования и общественного саморегулирования, причем на всех уровнях управления обществом. При разрешении общенациональных проблем вмешательство государства должно быть максимальным. При разрешении местных, локальных, региональных - минимальным. Однако при любом варианте их соотношения решающая роль должна оставаться за обществом. Ведь государство есть порождение общества и отражение его специфики. Каково общество, таково и государство.

Таким образом, государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем основную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе.

Теория государства и права: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

§ 5. Соотношение общества и государства

Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие „относительная самостоятельность государства“, – подчеркивает В.В. Лазарев, – призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху – авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество – обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество – ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой – соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема – найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.

Так, в 20 –30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933–1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.

Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управляемую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства 1. Понятие безопасности и ее виды В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» безопасность – состояние защищенности жизненно важных

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно

Из книги Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 8.1. Особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

Из книги Федеральный закон «Об акционерных обществах». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Раздел VII. Государственное управление охраной и защитой безопасности личности, общества и

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Тема 29. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах личности, общества и государства 1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Глава III. Уставный капитал общества. акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества. Чистые активы

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Статья 87. Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны

Из книги автора

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории

Из книги автора

12.1 Соотношение государства и права Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.Можно выделить пять основных позиций в

Из книги автора

Раздел второй. Соотношение общества, государства и

Из книги автора

§ 7. Соотношение государства и права Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.Этатически-тоталитарная

Из книги автора

Из книги автора

§ 3.7. Соотношение государства и права Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от

Из книги автора

§ 10.7. Место и роль современного государства в политической системе общества Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов. Именно в этом качестве

Текущая страница: 4 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Шрифт:

100% +

Задания к главе I
(Проверяем свои знания)
Вариант 1

Часть А

Выберите правильный ответ.

А1. Человек, согласно современным научным представлениям, есть существо

1) духовное

2) социальное

3) биологическое

4) биосоциальное

А2. Основой человеческого существования является

1) потребление

3) деятельность

A3. Социализация личности – это

1) общение с окружающими

2) усвоение накопленного людьми социального опыта

3) переход из одной социальной группы в другую

4) изменение социального статуса

А4. Личность – это

1) совокупность биологических признаков

2) субъект общественных отношений

3) единичный представитель человеческого рода

4) совокупность расовых признаков

А5. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются

1) гипотезами

2) представлениями

3) понятиями

4) суждениями


Часть В

В1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) гипотеза, 2) научное познание, 3) теория, 4) концепция, 5) эксперимент.

В2. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

B3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите термин, относящийся к другому понятию.

1) субъект

2) средства

4) индивид

6) результат

B4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.


Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер;

Б) характер оценочных суждений.

В5. Вставьте в схему «Система мышления человека» пропущенные понятия.


Часть С

«Существует только одна бессмертная сила, которая переживает династии, догмы, классы, – это сила творческого труда» (Ж. Жорес ).

«Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит ).

«Видеть и всё-таки не верить – вот первая добродетель познающего; внешний вид – величайший искуситель познающего» (Ф. Ницше ).

«…Правильно называют Истину дочерью Времени, а не Авторитета» (Ф. Бэкон ).

«Ничто не свободно так, как мысль человека» (Д. Юм ).

С2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Составьте три предложения, содержащие информацию о процессе социализации.

СЗ. Составьте план развёрнутого ответа по теме «Современные представления о природе человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вариант 2

Часть А

Выберите правильный ответ.

А1. Что в первую очередь отличает человека от иных живых существ?

1) рефлексы

2) потребности

3) инстинкты

4) сознание

А2. Социальной потребностью является потребность в

1) общении

4) признании

A3. Игра, в отличие от труда,

1) может носить условный характер

2) имеет целенаправленный характер

3) предполагает общение

4) требует разнообразных средств

А4. К средствам (институтам) социализации личности не относится

2) Интернет

А5. Критерием истины является

1) личный опыт

2) общественно-историческая практика

3) мнение специалистов

4) результат дискуссии


Часть В

B1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «мышление». Найдите термин, относящийся к другому понятию.

3) сравнения

6) суждения

B2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

1) творчество

2) деятельность

3) общение

В3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

В4. Вставьте в схему «Система научного познания» пропущенные понятия.

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Категория «смысл жизни» – это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления _________________ (1) облика личности. От того, какую жизненную _________________ (2) выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего __________________________________(3). Каждый ответственный за свою судьбу и судьбы других человек не может и не хочет жить без _________________ (4), определённой ____________________ (5) или же мечты, а всегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать её более значительной. Для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщил тот или иной _________________ (6) своему существованию, нашёл своё назначение согласно своим ___________________ (7), сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной.


Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.


Список терминов:

A) стратегия

Б) задачи

B) духовно-нравственный

Г) способности

Ж) человечество


Часть С

С1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний для написания эссе.

«…Почти во всех делах самое трудное – начало» (Ж. Ж. Руссо ).

«Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер ).

«…Истина способна занемочь, но умереть она никогда не умрёт» (М. Сервантес ).

«Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (К. Гельвеций ).

«Каждый должен что-то оставить после себя: сына, книгу или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведённую из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чём после смерти найдёт прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращённое тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив…» (Р. Брэдбери ).

C2. Выдающийся итальянский художник и мыслитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи утверждал: «Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мыслительных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности».

Приведите пример наук, «начинающихся и кончающихся в мысли». В какой мере в них используются математические доказательства? Согласны ли вы с Леонардо, что эти науки не могут называться истинными?

СЗ. Составьте план развёрнутого ответа по теме «Деятельность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Исследуем, проектируем, обсуждаем, спорим

1. ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. «Человек прошлого, человек будущего»

Прочитайте роман И. А. Ефремова «Час Быка». Сможет ли человек стать когда-нибудь таким, как его герои-земляне? Сравните их с реальными историческими персонажами, определите, что их объединяет, а в чём между ними существуют различия.

2. «Всё остаётся людям»

Соберите и проанализируйте материал о жизни одного из тех людей, которые посвятили свою жизнь другим. Подготовьте презентацию и расскажите об этом человеке своим одноклассникам. В результате совместного обсуждения сделайте вывод о том, что объединяет этих людей.

Ролевая игра «Цель жизни современного профессионала (учитель, врач, программист, сотрудник МЧС, артист, государственный служащий)».

Деловая игра «Хочу всё знать…» (Какие знания нужны современному человеку?).

Деловая игра «Полёт на Марс» (смысл стремления человека отправиться на другие планеты).

3. ДИСКУССИИ И ДИСПУТЫ.

«Есть ли место подвигу в современной России?»

«Смысл жизни человека: меняется ли он с развитием цивилизации?»

«Работаем, чтобы жить, или живём, чтобы работать?»

«Цель оправдывает средства: да или нет?»

«Не в деньгах счастье?»

Прочитайте речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета в 2005 г. (http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/818178-echo/). Обсудите её в классе.

О каких жизненных уроках он говорит? К чему призывает молодых людей? Разделяете ли вы его мнение о смерти? В чём смысл призыва «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными»? Можно ли следовать его советам в России?

5. «ИГРАЕМ В УСПЕХ».

Разделитесь на группы по 5–7 человек и разыграйте ситуации, которые, на ваш взгляд, могут символизировать собой жизненный успех. В игровой форме покажите, каков был путь к этому успеху. Вместе попробуйте дать оценку этим ситуациям.

Глава II. Общество

§ 6. Что такое общество?

ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВО». В содержании школьного предмета «Обществознание» по определению ведущим является понятие «общество». Рассмотрим подробнее основные определения этого понятия.

В повседневной жизни мы понимаем под обществом круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов (например, «высшее общество»). Вместе с тем, когда мы слышим о добровольных обществах филателистов, нумизматов, собаководов или любителей кактусов, у нас не вызывает сомнения, что речь идёт о добровольных, постоянно действующих объединениях людей для реализации конкретной цели. Два этих определения трактуют понятие «общество» в узком смысле.

Есть немало определений общества в широком смысле. Рассмотрим одно из них: общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, общими интересами и потребностями, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями. Обратим внимание на два ведущих признака общества (в широком смысле). Во-первых, большая совокупность людей объединена тем, что сложилось на протяжении длительного периода времени (язык, культура, обычаи, традиции и т. д.). Во-вторых, потребности и интересы этих людей могут быть реализованы только совместными усилиями (например, трудовой вклад в благосостояние государства, защита Отечества, забота о сиротах и т. д.).

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА. Природа в широком смысле – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В более узком смысле – это оболочка Земли, наполненная жизнью.

Наиболее яркий образец тесного переплетения природных и общественных черт – сам человек как член общества, его основной элемент и в то же время как вершина эволюции живой природы. Человек вышел из неё, но в значительной своей «части» (физиологии) остался элементом природы. Общество, которое складывается из отдельных людей, тесно связанных друг с другом, тоже как бы порождено природой.

Как взаимодействуют природа и общество, помогает понять термин «окружающая среда». Есть два вида окружающей среды – естественная и искусственная. Естественная среда (природа) всегда окружала человека, его существование во многом зависело от её особенностей. Но постепенно росла, расширялась искусственная среда, созданная человеком: дома, города, предприятия, дороги, транспорт, художественные произведения, культурные растения, домашние животные и т. д. К искусственной среде относится и общество, социальные (общественные) отношения. Искусственная среда всё активнее теснит и даже отчасти уничтожает естественную среду (в этом суть экологической проблемы, которую мы будем рассматривать ниже). Тем не менее их связь остаётся при всей противоречивости неразрывной.

ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. Как всякое сложное образование, общество представляет собой сложную динамичную систему, причём систему самоорганизующуюся. Это особенно важно иметь в виду для понимания его сущности. В истории предпринимались самонадеянные попытки реконструировать общество «сверху», по определённой схеме, в соответствии с заранее выработанной теорией. В результате революционных преобразований общество, конечно, изменялось, но в основных чертах и свойствах оно развивалось по своим внутренним законам и, как правило, опровергало замыслы радикальных реформаторов. Общество, как крупнейший социальный организм, изначально консервативно – в лучшем смысле этого слова. Оно не принимает поспешных попыток ломки устоявшихся форм жизни, и если меняется, то постепенно, под влиянием тех факторов, действие которых неизбежно.

Общество, как всякая система, состоит из взаимосвязанных элементов. Если система сложна (а общество – суперсложная система), таких элементов всегда много. Поэтому учёными используется понятие, которое проще системы, но сложнее элемента, – «подсистема». В качестве подсистем общества принято выделять сферы общественной жизни. Таковых четыре: экономическая (производство материальных благ и услуг, их обмен и распределение), социальная (взаимодействующие друг с другом социальные группы, слои), политическая (политические отношения, государство, право и т. д.) и духовная (различные формы и уровни общественного сознания, образующие духовную культуру).

Общество, как совокупность людей, состоит из общностей (групп, страт, т. е. слоёв, классов). В отношениях между социальными общностями существуют как объединительные (интеграционные), так и разъединительные тенденции (на основе, как правило, экономических, политических, национальных, религиозных интересов). Внутри общества для осуществления его целей образуются социальные институты и развиваются общественные отношения. Социальные институты представляют собой исторически устоявшиеся формы взаимодействия людей и организации, реализующие функцию удовлетворения общественных потребностей. В современных обществах таких институтов много. Все они отличаются разными функциональными качествами. Наиболее важными институтами являются государство, бизнес, семья, образование, наука, религия и др. Социальные институты появляются в результате возникновения социальной потребности, продолжают развиваться в ходе общественной эволюции и отмирают, если потребность в них отпадает.

Центральным институтом общества является государство. Оно выполняет в основном политические функции. Общество отнюдь не идентично государству. Между обществом и государством существует целый ряд значительных различий.

В ЧЁМ СХОЖИ И ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО? Подробный ответ на этот вопрос будет дан в § 20–23. Здесь остановимся на самом существенном. Исторически общество первично, а государство вторично. Именно общество порождает государство, а не наоборот. Области социальной жизни, в которых государство не осуществляет свои регулятивные функции, называют гражданским обществом. В чём-то общество и государство могут совпадать: единые границы, участие членов общества в деятельности государства и др. Но отождествлять их не следует.

Государство – своего рода комитет по делам общества. Общество как бы нанимает государство для того, чтобы оно его защищало, организовывало, управляло им (например, обеспечение правопорядка, защита границ, осуществление политической власти). Однако «слуга» подчас становится «господином», и тогда обществу приходится защищаться от него. Общество принимает отнюдь не всё, что предлагает ему государство. Монолитное единство общества и государства – идеал тоталитарных режимов. Однако неверно отделять общество от государства «китайской стеной». Есть тип государства, который соответствует особенностям гражданского общества. Это – правовое государство.

Роль государства в общественной жизни может быть весьма продуктивной и масштабной. Без материальной и организационной поддержки государства деградируют и промышленность, и сельское хозяйство, и наука, и образование, и культура. Государство имеет возможность не только прямыми, но и косвенными путями управлять экономикой в целом. Оно является самым надёжным гарантом прав и свобод человека.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА. В общественных науках есть множество классификаций (типологий) обществ. На основе различных критериев, в частности, выделяют общества:

Дописьменные и письменные;

Простые и сложные;

Первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические;

Открытые и закрытые.

Наиболее универсальной типологией является разделение всех существовавших и ныне существующих обществ на три типа: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. Эти термины ведут своё начало от понятия «индустриальный», т. е. промышленный, связанный с добычей сырья и его переработкой, производством различных товаров. В последние годы говорят об информационном обществе как новом этапе развития постиндустриального. Если для постиндустриального общества характерно преобладание производства услуг над производством товаров, то для информационного важно преобладание информации и знаний.

В чистом виде этих типов обществ не существует. В реальной жизни всегда переплетены элементы того или иного типа, один из которых преобладает.

КАКИМ ЯВЛЯЕТСЯ СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО? Современной России, как и большинству европейских стран, присущи черты общества постиндустриального типа. Несмотря на то что в нашей стране развиты промышленные и информационные технологии, массовое стандартное производство, основная часть населения занята в сфере услуг, что характерно для постиндустриального общества.

Во всех сферах общественной жизни широкое распространение получила компьютерная техника. В настоящее время Россия является страной с наибольшим количеством пользователей сети Интернет в Европе. По-прежнему сохраняется научный потенциал, унаследованный от советской эпохи. На достаточно высоком уровне находится образование, помимо государства в него вкладывает средства и население. Всё большее значение приобретают новые формы организации бизнеса – появляются общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества (ООО, ОАО, ЗАО). Растёт производство не только товаров и услуг. Велика роль средств массовой информации (СМИ) – телевидения, радио, прессы.

В то же время сохраняются и черты индустриального общества. Широко применяется техника. Последнее время в российской экономике большое значение приобрели крупные промышленные объединения, корпорации. Серьёзной проблемой для экономики страны остаётся тот факт, что основные статьи экспорта составляет сырьё. Такой характер экономики не позволяет говорить о ней как о постиндустриальной. В области образования стоит задача подготовки и переподготовки специалистов. Средняя продолжительность жизни в нашей стране за последние пять лет выросла на 3,7 года и в 2011 г. составила 70 лет (64,3 года у мужчин, 76,1 года у женщин).

Несмотря на то что в настоящее время в России сформировались некоторые черты постиндустриального общества, задачи модернизации страны и превращения её в информационное общество по-прежнему остаются актуальными.

Думаем, сравниваем, делаем выводы

1. Поясните на конкретных примерах, в чём проявляются природные, а в чём общественные черты человека как вершины эволюции и части социума.

2. Прокомментируйте высказывание немецкого философа Ф. Энгельса: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

3. Приведите примеры социальных отношений, относящихся к каждой из четырёх подсистем общества.

4. Государство вторично по отношению к обществу. Объясните, по какой причине доминирование государства над обществом может привести к негативным последствиям. Всегда ли эти последствия негативны?

5. Россия является постиндустриальным обществом. Что должно измениться, чтобы Россию можно было с полным основанием называть информационным обществом?

§ 7. Как развивается общество?

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО УЧАСТНИКИ. Общество – динамичная система, поэтому одним из самых сложных вопросов является вопрос о смысле и движущих силах исторического процесса (движение народов и государств во времени и пространстве, в системе материальных и духовных координат).

При изучении истории легко обнаружить множество, казалось бы, совершенно случайных обстоятельств, приведших к весьма серьёзным, глобальным последствиям. Например, опоздание маршала Э. Груши в финале битвы при Ватерлоо, после которой Наполеон окончательно сошёл с исторической арены; убийство Александра II, уже подготовившего конституционную реформу; выстрел члена террористической организации «Молодая Босния» Г. Принципа в Сараево, ставший поводом к началу Первой мировой войны, а в последующем – ряду революционных потрясений; отсутствие верных царю войск в Петрограде в марте 1917 г., которое в конечном счёте привело к победе сначала либерально-демократической, а затем и социалистической революции в России. Эти и другие случайности оказались пусковым механизмом и катализатором масштабных изменений в истории отдельных стран и всего человечества.

Философ Н. Бердяев (1874–1948) утверждал, что «история возможна только тогда, когда возможно восприятие истории, если мировой процесс воспринимается как процесс катастрофический». В самом деле, история причудливо кроила и лицевала политическую карту мира, поднимала на гребень могущества одни и низвергала другие народы.

Что касается понимания логики исторического процесса и поведения, действий его участников, то оно остаётся предметом дискуссий, зависит от мировоззренческих и идеологических позиций как исследователей, так и политиков. Объяснение смысла исторического процесса содержится и в религиозных учениях, согласно которым история – это результат промысла Божьего.

В марксистском учении об обществе (марксизм ) исторический процесс трактуется как последовательная и неуклонная смена социально-экономических формаций: первобытно-общинного строя рабовладельческим, рабовладельческого – феодальным, феодализма – капитализмом. К. Маркс (1818–1883) доказывал, что в результате обострения классовой борьбы капитализм неизбежно должен был смениться коммунистической формацией, первая стадия которого, социализм, со временем перерастает в коммунизм. С позиций данной концепции прогрессивным силам (на этапе перехода от капитализма к социализму таковой силой были рабочий класс и коммунистическая партия) не следовало сомневаться в правомерности своих преобразующих (как правило, революционных) действий, поскольку именно им выпала роль стать главной силой в воплощении в жизнь высшего исторического закона. Главным достижением этого левого революционного движения стала победа Октябрьской революции в России в 1917 г. и образование в дальнейшем социалистического лагеря.

Таким образом, с точки зрения марксизма история вершится под решающим воздействием экономических процессов, а её движущими силами являются народные массы под руководством коммунистической политической партии при однопартийной системе. Определённую роль в общественном процессе играли, играют и отдельные личности (например, вожди левого движения). Но их значение в исторических преобразованиях, по мнению сторонников марксизма, не следует преувеличивать.

Представители целого ряда направлений социально-политической мысли также признавали роль народных масс в истории, но при этом решающее значение придавали деятельности выдающихся личностей, таких как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Оливер Кромвель, Мартин Лютер, Пётр I, Наполеон, Карл Маркс, Авраам Линкольн, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Мао Цзэдун, Махатма Ганди и др. Близка к этой точке зрения концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит – культурных, экономических, научных и т. д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших слоёв общества, которым подчиняется всё остальное население.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС. Прогресс – понятие, вошедшее в общественное сознание в эпоху Просвещения. Многие верили в то, что промышленное, хозяйственное, экономическое развитие неизбежно и его результатом будет благополучие и процветание основной массы населения государства.

Прогресс (лат. «движение вперёд») – это поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее к более совершенному. Это понятие прогресса зародилось ещё в XIX в. под влиянием эволюционной теории.

Далеко не все мыслители признавали само понятие «прогресс», его правомерность, всеобщность и неизбежность (особенно в общественной сфере). Например, английский врач Г. Эллис считал, что то, что мы называем прогрессом, представляет собой замену одной неприятности другой. Выдающийся русский литературовед и философ М. М. Бахтин (1895–1975) считал прогресс «вздорным и вредным мифом» и в этом был далеко не одинок. С его точки зрения, никакого прогресса вообще не существует. В природе царит энтропия – способность энергии к превращениям, следствием которых в конечном счёте по теории творцов «второго начала» Р. Клаузиуса и У. Томсона будет так называемая тепловая смерть Вселенной. Идея же прогресса в социальных отношениях была сформулирована для установления равновесия с «пессимистическим» положением дел в природе: там всё идёт к худшему, а в обществе – к лучшему.

Таким образом, существует два основных подхода к тому, что собой представляет прогресс в сфере общественных отношений.

Согласно одной точке зрения, прогресс – это неоспоримая закономерность и реальность, определяющие весь ход человеческого развития. Среди сторонников такого понимания прогресса много революционеров и реформаторов. Всё, что они предлагают обществу, с их точки зрения, благо, призванное заменить «рутину прошлого».

Согласно другой точке зрения, прогресс – это миф, злокачественность которого заключается в том, что у людей возникают иллюзии движения к лучшему, когда им предлагают новые, но далеко не всегда всесторонне осмысленные и не самые совершенные формы общественного бытия.

Формой общественного развития, противоположной прогрессу, является регресс (лат. «возвращение»), т. е. откат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация.

Каждый может попытаться определить, в какой мере прогрессом или регрессом была Октябрьская революция 1917 г. в России; в какой степени прогрессивным был советский строй в нашей стране (с 1917 по 1991 г.); что собой представляют с точки зрения движения к лучшему результаты рыночных реформ, начатых в России в 80-е гг. XX в.; как соотнести с идеей прогресса тенденцию к глобализации экономики и других сфер жизни различных стран, при которой одни достигли высочайшего уровня благосостояния, а другие обречены на существование в качестве сырьевых придатков богатых государств; является ли прогрессивным распад СССР на ряд независимых государств; в чём состоит прогресс в экономически развитых странах мира с учётом того, что происходит в беднейших странах Африки, Азии, Латинской Америки и др.

Определённую популярность приобрела концепция исторического развития, в основе которой лежит «принцип маятника». В соответствии с этим принципом периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, иногда даже частичного возврата к дореволюционным порядкам. Примеров в мировой истории много: после Великой французской революции 1789–1894 гг. – империя Наполеона и умиротворяющая реставрация монархии; после свержения монархии и гражданской войны 1931–1939 гг. в Испании – диктатура Ф. Франко и восстановление монархии и т. д.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ? Поскольку социальное развитие многовариантно, неоднозначно, на протяжении всей истории человечества мыслители выдвигали различные концепции общественно-исторического развития, в частности его причин. Античные философы делали акцент на естественном характере перехода человечества от дообщественного состояния к общественному. Например, Демокрит (ок. 470 или 460 – ок. 380 или 370 до н. э.) объяснял этот переход «нуждой» людей, а Аристотель полагал, что причиной создания общества является желание индивидов наиболее успешно удовлетворять свои социальные инстинкты. В XVII–XVIII вв. большую популярность приобрели концепции английского философа Т. Гоббса и французского писателя и философа Ж. Ж. Руссо, провозглашающие, что общественная жизнь есть результат договора между людьми. Материалисты считают, что в основе социального развития лежит материальное производство (базис общественной жизни). В XX в. значительное распространение получила концепция информационного общества. В качестве решающего фактора развития её сторонники признают не материальное производство, а производство, хранение, распределение и потребление информации. Под влиянием информации радикально меняется социальная среда и возникают новые социальные отношения. Дальнейшее развитие общества связывается со становлением информационно-технотронной цивилизации, в которой на основе глобальной сети Интернет будет сформировано единое информационное пространство.

ЕСТЬ ЛИ У ИСТОРИИ КОНЕЦ? Безумие двух мировых войн, серия разрушительных революций, катастрофические экономические кризисы, аналогичные Великой депрессии 1929–1932 гг. в США, многому научили западный мир. Активно используя львиную долю экономических ресурсов человечества и рационально организовав свою политическую и экономическую жизнь, высокоразвитые страны Запада (так называемый «золотой миллиард») к концу XX – началу XXI в. достигли той степени материального благополучия и стабильности существования, о которой мало кто смел и мечтать ещё полсотни лет назад. В результате западный мир стал испытывать страстное желание, которое можно выразить словами из известной трагедии И. В. Гёте «Фауст»: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» В научном изложении эта тенденция нашла выражение в известной идее американского учёного Ф. Фукуямы о «конце истории».

Идея «конца истории» заключается в том, что отныне нет смысла ожидать в мире каких-то серьёзных непредвиденных потрясений. Фукуяма следует логике Г. Гегеля и К. Маркса, признавая историю логически последовательным процессом «от простого к сложному». «Конец истории» не означает того, что новые события прекратят появляться. Согласно Фукуяме, это достижение общества, в котором политические споры уже не носят принципиального характера. Теория Фукуямы провозглашала господство либеральных ценностей в современном мире, отход от противостояния идеологий. Фукуяма увидел в либеральной демократии «окончательную форму правления в человеческом обществе».

Общество - (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) исто­рически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство - это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосудар­ственные структуры (политические партии, политические движе­ния, общественные организации и объединения, трудовые коллек­тивы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и иг­рает в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам гос­подствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства тоже не совпа­дают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю свое­го развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности посто­янно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их вза­имодействия.

Еще по теме 11. Соотношение общества и государства:

  1. § 4. Политические партии как связующее звено между гражданским обществом и государством и их роль в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
  2. § 1. Б. Н. Чичерин о сущности государства и его составных элементах. Проблема власти. Государство и общество. Государство и общественный строй. Вопрос о правах и обязанностях граждан. Проблемы государственной политики. Вопрос о размерах государства
  3. Глава II. Правовые и нравственные регуляторы взаимодействия личности, общества, государства


Поделиться