Гласность – ϶ᴛᴏ важный элемент демократической системы управления обществом и государством.
С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и ϲʙᴏбоды.
Статья 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о ϲʙᴏей работе.
Стоит отметить, что осуществление ϶ᴛᴏго важнейшего требования предполагает прежде всего информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.
Исключая выше сказанное, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. На основании ст. 19 упомянутого Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина (ст. 3)
Устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о ϲʙᴏей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в ϲʙᴏе время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из данных форм получили ϲʙᴏе правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К данным формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию.
Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. Важно знать, что большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.
Стоит сказать - получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая ϲʙᴏю причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца (ст. 26)
Гласность - это важный элемент демократической системы управления обществом и государством.
С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
Статья 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает прежде всего информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.
Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии со ст. 19 упомянутого Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ст. 3).
Устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в свое время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К этим формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию.
Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.
Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца (ст. 26).
Гласность - важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.
Способы обеспечения гласности нашли свое правовое закрепление в нормах муниципального права, в практике местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г. устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает, во-первых, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.
Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Кроме того, Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.
В-третьих, устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информацией о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в свое время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образовании, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К этим формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т.п.
Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.
устанавливает перечень сведений, относимых к государственной тайне. К государственной тайне согласно данного Закона могут быть отнесены, в частности, сведения о силах и средствах гражданской обороны, об объектах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа и др. Закон также устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, а именно: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. относит к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации и содержания муниципальной информационной службы, а также создания условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об экономической поддержке районных (городских) газет» от 24 ноября 1995 г. в целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия граждан в местном самоуправлении осуществляется экономическая поддержка районных (городских) газет. Экономическая поддержка оказывается районным (городским) газетам, внесенным в Федеральный реестр районных (городских) газет, путем выделения средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы районных (городских) газет и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи).
Последовательное осуществление принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления создает необходимые предпосылки и условия для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов в решении вопросов местного значения. Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, согласно Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы (обнародованы).
Практика местного самоуправления свидетельствует, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального образования) могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.
Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца.
2.9. Гласность деятельности местного самоуправления
Гласность ¾ важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а так же возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления, а так же предполагает, что органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акт органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их обнародования.
Устанавливаемая законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Закон устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, а именно: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. Большую роль в обеспечении гласности призваны играть средства массовой информации. Осуществляется экономическая поддержка районных газет в целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия граждан местном самоуправлении. Практика показывает, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.
Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца.
2.10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления
Становление местного самоуправления в Российской Федерации сопровождалось переходом от исполкомо-коллегиальной формы исполнительной власти к принципу единоначалия в руководстве местным исполнительным аппаратом. Коллегиальное принятие исполнительными комитетами решений часто служило прикрытием безответственности местной номенклатуры перед населением. В целях утверждения принципа индивидуальной ответственности в деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, оставляет по существу открытым вопрос о принципах организации и деятельности других органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставом местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать, как на основе коллегиальности, так и на основе принципа единоначалия. В любом случае они наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставе муниципального образования.
Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке. Уставы муниципальных образований закрепляют организационно-правовые гарантии коллегиальности принятия данными органами решений: это, прежде всего требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а так же кворума, необходимого для принятия решения. Принцип коллегиальности предполагает также создание необходимых условий депутатам представительного органа для их активного и конструктивного участия в подготовке и принятии решений.
Принцип единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность органов местного самоуправления, допускает возможность использования и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью.
2.11. Государственная гарантия местного самоуправления
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления определяются в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов Российской Федерации.
Осуществление данного принципа означает, прежде всего, создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении обеспечивают судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливают запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Конституция Российской Федерации предусматривает материально-финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а так же компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов. Минимально необходимые расходы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. При этом органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже муниципальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством.
Государство устанавливает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления населения, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к компетенции Российской Федерации и ее субъектов принятие соответственно федеральных и региональных программ развития местного самоуправления. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную программу государственной поддержки местного самоуправления в целях обеспечения становления и развития местного самоуправления, которая предусматривает следующие основные направления поддержки:
Формирование правовой основы местного самоуправления;
Формирование финансово-экономической основы местного самоуправления;
Организационно-методическая поддержка местного самоуправления и формирование системы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления;
Информационная поддержка и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления;
Создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.
Отличных от государственных собственных интересов. Поэтому между государством и его органами немыслимы юридические отношения. Общественная и государственная теории местного самоуправления имели своих сторонников в дореволюционной России, осуществившей в XIX веке земскую и городскую реформы. Основные начала общественной теории самоуправления получили свое обоснование в работах В.Н. Лешкова, А.И. ...
Самоуправления и признало объективную необходимость его существования и правовых гарантий на высшем законодательном уровне. Часть II. Современное правовое регулирование §1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ Н овая Конституция России определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления...
Самоуправления и эффективного жизнеобеспечения населения, местные органы наделяются правом на материально-финансовые ресурсы. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальной собственности и местный бюджет. В Уставах муниципальных образований специально...
В последнее время одной из проблем местного самоуправления называется отсутствие четко сформулированных и обоснованных общих принципов его организации. Такие высказывания небезосновательны, поскольку в муниципально-правовой науке вопросы принципов рассматриваются фрагментарно, также отсутствует четкость в их регулировании федеральным законодательством.
На сегодня в системе принципов нет однородности, в ней, хотя и уверенно доминирует принцип гласности местного самоуправления, но остается правовая неурегулированность в федеральном законодательстве.
В этой части следует напомнить, что базовый правовой акт о местном самоуправлении - Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внес прогрессивные начала в правовую регламентацию местного самоуправления в целом, однако при всей очевидной новизне этот закон не содержал единого перечня принципов местного самоуправления. Справедливо замечает И.И. Овчинников, что только путем анализа содержания статей закона можно было выявить принципы территориальной организации местного самоуправления, построения системы органов, формирования финансово-экономической основы, участия населения в осуществлении местного самоуправления, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправлении.
В правовой регламентации принципа гласности также Федеральный закон от 28 августа 1995 г. оказался далеко позади от предшествующего ему Закона СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», ст. 4 которого устанавливала, что местное самоуправление осуществляется на принципах:
Волеизъявления народа через Советы народных депутатов, референдумы и иные формы непосредственной демократии;
Законности;
Самостоятельности и независимости Советов народных депутатов, их ответственности за решение вопросов местного значения;
Защиты прав и законных интересов граждан;
Выборности Советов народных депутатов, органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольности населению;
Гласности и учета общественного мнения;
Сочетания местных и государственных интересов.
Включение принципа гласности и учета общественного мнения в Закон от 9 апреля 1990 г. было закономерным продолжением положений Конституции СССР 1977 г., которая в ряде своих статей устанавливала гласность в деятельности Советов народных депутатов и их органов. Отсутствие столь важного принципа организации местного самоуправления в Конституции Российской Федерации 1993 г. не лучшим образом сказалось на его последующем правовом регулировании в федеральном законодательстве. Красноречивым примером тому служит первый постсоветский закон о местном самоуправлении. В целом жизнь его оказалась недолговечной, так как он страдал известными недостатками, одним из которых является и отсутствие положений, создающих правовые основания для взаимодействия граждан с органами местного самоуправления - открытости деятельности местных органов, доступности информации об их работе, т. е. тех основных элементов, которыми характеризуется принцип гласности местного самоуправления. В связи с чем логичным стало принятие нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.
Вместе с тем правовой пробел в регулировании принципов местного самоуправления, отмечавшийся в предыдущем законодательном акте, так и не был ликвидирован. В нем, как и прежде не содержится единого перечня принципов, хотя в названиях и тексте некоторых глав и статей понятие принципов используется. Так, п. 2 ст. 33 закрепляет, что непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении основываются на принципах законности, добровольности. В названии главы «Принципы территориальной организации местного самоуправления» и ст. 18 «Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления» при наличии термина «принципы» они как таковые далее не раскрываются.
Принцип гласности местного самоуправления также не нашел прямого закрепления в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. Вместе с тем его элементы присутствуют в отдельных статьях и дают основания полагать, что принцип гласности в качестве основополагающего начала задает параметры открытости деятельности органов местной власти, доступности для населения информации об этой деятельности, отчетности органов муниципальной власти, общественного контроля со стороны населения, выявления и учета мнения населения при принятии решений по вопросам местного значения.
В этом смысле прогрессивной следует считать главу 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления», которая регулирует вопросы изменения границ, преобразования муниципальных образований, упразднения и создания поселений. Обязательным при этом является:
Согласие населения, выраженное представительными органами соответствующих муниципальных образований;
Учет мнения населения муниципального образования, выраженного представительным органом муниципального образования.
Независимо от способа выявления мнения населения (непосредственно или через представительный орган) это важное условие выступает элементом принципа гласности, не позволяющим осуществлять территориальные преобразования без участия жителей, интересы которых затрагиваются. Помимо возможности граждан влиять на принятие решений, связанных с вопросами местного значения, статья содержит и другие элементы принципа гласности - открытость процедуры изменения границ, информирование населения о предстоящих преобразованиях, консультации с населением муниципального образования депутатов представительного органа, в случаях если он выражает мнение населения; непосредственное голосование граждан по изменению границ.
Следует подчеркнуть, что глава 2 в смысле закрепления принципа гласности местного самоуправления выступает в законе одним из немногих положительных примеров. Вместе с тем в силу особой значимости территориальной основы местного самоуправления полагаем необходимым усилить данную главу и прямым упоминанием о принципе гласности, изложив ч. 2 ст. 10 в следующей редакции:
«Установление и изменение границ территорий муниципальных образований осуществляется законом субъекта Российской Федерации на основе принципа гласности и учета мнения населения муниципальных образований в соответствии с требованиями статей 11-13 настоящего Федерального закона».
Одним из приближенных к принципу гласности местного самоуправления в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. выступает институт непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. По мнению И.И. Овчинникова, формы прямого народовластия способствуют выработке решений, имеющих большое общественное значение. Непосредственная демократия является связующим звеном между населением и выборными органами, эффективным способом оценки их деятельности. По мере развития демократических процессов в нашей стране все в большей степени будет возрастать необходимость в прямом диалоге населения и органов муниципальных образований, так как эффективное осуществление местного самоуправления возможно только при инициативном и активном участии населения в решении вопросов местного значения.
Федеральный закон закрепил в статьях 22-32 следующие формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрания граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления. Следует признать справедливым суждение И.И. Овчинникова, что эти формы позволяют населению осуществлять прямые контакты с органами местного самоуправления. В них отчетливо проявляются все элементы исследуемого принципа гласности.
Одной из таких форм является местный референдум, в котором с первой стадии - инициативы о его проведении, обозначены открытость и публичность, а субъектами инициативы его проведения называются граждане, общественные объединения, избирательные объединения.
Все этапы проведения местного референдума ориентированы на гласность: агитация по вопросам референдума, голосование, подсчет голосов и установление результатов референдума, опубликование его итогов. Как население, так и избирательные, общественные объединения вправе осуществлять агитацию, формируя у избирателей мнение по вопросам референдума, делегировать своих наблюдателей на участки проведения референдума, которые осуществляют общественный контроль за его ходом. Решение, принятое на местном референдуме, обязательно в соответствии с ч. 7 ст. 25 к исполнению на территории муниципального образования, а органы местного самоуправления обязаны обеспечить его исполнение (ч. 8 ст. 25), в чем явно проявляется такой элемент принципа гласности, как влияние населения на выработку решений органов местного самоуправления.
Муниципальные выборы, посредством которых формируются выборные органы и избираются должностные лица местного самоуправления, также имеют сходство с местным референдумом. Основным принципом проведения муниципальных выборов выступают также их открытость и гласность. Элементы принципа гласности в этапах местного референдума в равной степени присутствуют и в стадиях избирательного процесса. Обе формы непосредственной демократии не могут быть реализованы без участия в нем граждан и их взаимодействия с органами местного самоуправления.
Среди других форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в контексте изучения принципа гласности местного самоуправления вызывают научный интерес публичные слушания. Они в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируются лишь одной ст. 28, задающей общие параметры важнейшей форме гражданского участия в решении вопросов местного значения. Часть 4 этой статьи устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Обязательным является заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о месте и времени проведения публичных слушаний, их ознакомление с проектом муниципального правового акта, а также последующее опубликование итогов публичных слушаний.
Приведенная норма свидетельствует о том, что федеральный закон, наделяя правомочиями по правовой регламентации публичных слушаний муниципальные образования, обозначает обязательными условиями их реализации: информированность населения о публичных слушаниях, обеспечение открытости ознакомления с проектом муниципального правового акта, возможность участия граждан в публичных слушаниях. Все перечисленные условия являются структурными элементами принципа гласности местного самоуправления, в связи с чем можно заключить, что федеральным законом созданы правовые предпосылки для последующего принятия муниципальных правовых актов, регулирующих принцип гласности в процедурах организации и проведения публичных слушаний.
Не комментируя далее другие нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует заключить, что хотя он и заявляет в своем названии общие принципы организации местного самоуправления, однако как такового перечня их не приводит. Исследуемый принцип гласности напрямую в законе не упоминается, несмотря на то, что отдельные его элементы закреплены в различных нормах. Все более очевидным становится несоответствие базового закона о местном самоуправлении современному вектору развития местного самоуправления, ключевым принципом которого является гласность в организации местного самоуправления
Муниципальное право