"Я называю современное право юридическим уродцем" – правила жизни Сергея Алексеева. Великие юристы России: Сергей Сергеевич Алексеев Алексеев с в председатель комиссии

Фото с сайта www.itogi.ru

Три года назад ушел из жизни российский правовед с мировым именем Сергей Алексеев . Когда в 2009 году журнал "Закон" задал ему неожиданный вопрос о том, кем бы он хотел вернуться после смерти на Землю, если бы представилась такая возможность, Алексеев ответил: "В качестве того, кто я сейчас".

В себе он ценил "настрой на терпение" и считал важным человеческим качеством "умение терпеть и добиваться необходимых результатов". К собственным недостаткам причислял раздражение, которое иногда прорывалось у него в разговорах о современном праве, которое он называл "юридическим уродцем". Такое право за одним из разработчиков проекта Конституции РФ и Гражданского кодекса, первым лауреатом высшей российской профессиональной премии "Юрист года " и за выдающийся вклад в создание правовых основ современной России, членом-корреспондентом Российской Академии наук юридическим сообществом РФ признавалось безоговорочно.

О том, что предлагали Ельцину принять вместо Гражданского кодекса, под кого аппарат редактировал последний вариант Конституции, как избавиться от демона всесильной государственной власти, чем отличаются друг от друга правовые школы Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, почему Кодекс Наполеона выше его побед в сражениях, каким оружием римляне покорили мир и о многом другом - в публичных высказываниях выдающегося правоведа.

О детстве, фронтовом пути, чертах характера и выборе професии

Детство предопределило всю мою последующую жизнь, правда, в несколько неожиданном ракурсе. Я родился в 1924 г. в Орле. До 1941 г. я был нормальным уличным пацаном. Причем с замашками, характерными для уличной жизни, отчасти потому, что последние годы моей учебы в школе проходили наедине с матерью, отца у меня не было в это время. Она была лаборантом, и мне даже приходилось чуточку подрабатывать. В старших классах я ходил в две геолого-разведочные экспедиции, что тоже отразилось на моей личности.

В моей жизни произошло два больших потрясения. Первое - в 1937 г.: был арестован мой отец. Он просидел 10 лет на Колыме, потом был освобожден за отсутствием состава преступления. Я был до известной поры своего рода изгоем - сыном врага народа. Жил в атмосфере страха, отчуждения. Второе потрясение - это то, что в 1942 г. я ушел в армию. Хотя меня, по понятной причине, не брали [как сына "врага народа" его пытались направить в трудармию ], я добился этого, потому что мне не хотелось быть изгоем, хотелось преодолеть этот рубеж. В армии я пробыл почти три года. На Волховском фронте, на Ленинградском, на Карельском, в Заполярье. Получил контузии и в 1945 г. вернулся. Я вернулся совсем другим человеком. То ли интуитивно, то ли повинуясь каким-то другим импульсам, мне неведомым, я поступил в юридический вуз. Половина поступивших со мной тоже были фронтовиками.

Больше всего в себе ценю настрой на терпение. Возможно, это появилось с начала войны, когда молодой городской парнишка попал во фронтовые условия. А немногие знают, что такое фронтовые условия, это сейчас не подчеркивается. Теперь существует некий ореол победы, а на самом деле это было огромное потрясение, большое горе для всей страны, несчастье, нечеловеческие условия, в которых находились все наши войска. Общие потери - порядка 30 млн человек с учетом погибших мирных жителей. Это отразилось на всей эпохе.

Умение терпеть и добиваться необходимых результатов - я всегда считал это важным качеством.

Я не работать не могу, каждый день сажусь за компьютер и пишу. Где-то там, в работе, находится правда жизни, а удовлетворение от нее составляет счастье жизни.

Я иной раз в каких-то обсуждениях, разговорах называю современное право юридическим уродцем. Не надо этого делать. А я называю, потому что других слов не нахожу. Здесь сказывается раздражение. С людьми стараюсь сдерживаться, но иногда прорывается такое выражение. Но я с достаточной долей уважительности отношусь ко всем людям.

Я очень увлекся правом, потому что почувствовал, что в нем есть нечто такое, что соединяет прозу жизни во всех ее самых разных, зачастую негативных проявлениях, и что-то невероятно глубокое, еще не совсем осмысленное. Я почувствовал, что именно этот феномен может противостоять тем ужасам, которые я пережил в своей жизни. И ужасам несправедливого положения сына врага народа, и состоянию войны. И, как я потом почувствовал, оно может противостоять и более крупным явлениям насилия и террора. Я потом всю жизнь занимался осмыслением права, пониманием его сути, что и пытался выразить в ряде своих работ, в том числе в последней книжке - «Тайна и сила права». И мне открылось, что право - одно из самых высоких достижений человеческой цивилизации.

О праве и справедливости

Справедливость - это моральная категория, а право самобытно и обладает своей собственной чудовищной силой, впитывая в себя и начала общепризнанной справедливости. А главное, что характеризует право, - это то, что оно выступает в качестве обители и гаранта цивилизованной свободы для людей. И в этом отношении праву уготована, если выражаться высокопарно, большая цивилизационная миссия — быть основой цивилизационного прогресса для того, чтобы закрепить демократические ценности, для того, чтобы оградить человечество, людей от бедствий и невзгод. И, в частности, от одного из самых чудовищных и несправедливых — от демона всесильной государственной власти. Потому что государственная власть, по своим истокам необходимая и нужная, выходя за определенные ей социальной жизнью пределы, насыщается импульсами господства, тяги к всевластию. И ведет к авторитарному режиму.

Когда право начинает рушиться, оно заменяется неполноценным правом власти, которое обслуживает только ее интересы и лишь в малой степени — интересы остальных людей. А в иных случаях выступает и в качестве основы для бесправия. Вот центр, изюминка того, что мне удалось, как я считаю, зафиксировать в результате упорной 50-летней работы над этой проблематикой. Это идеи, которые я попытался реализовать на практике, когда работал в Москве в Верховном Совете, возглавляя Комитет по законодательству, первый в истории нашей страны свободный Комитет законодательства и правопорядка, и когда возглавлял Комитет конституционного надзора, предтечу Конституционного Суда.

В то время, когда я стремился к достижению этих идеалов, возникла тенденция противоположного свойства — тенденция возврата к прежней советской системе. Она еще довлела над умами людей, и считалось, что господство власти может наиболее быстрым способом решить все проблемы. Даже самые преданные демократы полагали, что рынок мы можем установить пиночетовским образом, путем силы. И это в какой-то мере осуществлялось. Помимо прочего, мое решение уйти было связано с чеченской войной, которая потрясла наше общество, и мы еще долго будем пожинать плоды этого несчастья. Это была суровая и жестокая война, и, не согласный с ней, я вышел из Президентского совета [по правам человека], покинул другие должности и решил продолжить научную работу по пониманию, утверждению тех ценностей, о которых я говорю.

О Конституции РФ

Официальный проект новой Конституции с 1991 г. готовился в особой комиссии Верховного Совета РСФСР под эгидой Б. Н. Ельцина. В начале 1993 г. по инициативе движения «Демократический выбор России» во главе с Г. Поповым и А. Собчаком меня попросили подготовить альтернативный проект. Я привлек к делу нескольких коллег и прежде всего цивилиста, юриста высшего класса Славу Хохлова. Сразу же был выработан перечень основных конституционных идей: 1) неприятие идеологии войны, 2) ответственность государства перед народом за силовые решения, 3) идея верховенства Права.

Главным «авторским» завоеванием в работе над Конституцией я считаю положение о том, что права человека определяют смысл и содержание деятельности всех подразделений власти. Нас беспокоила опасность, исходящая от государственной власти: возможность игнорировать закон или применять его на практике сообразно вольному усмотрению. На первое место в тексте была поставлена норма о том, что «права человека являются непосредственно действующим правом» и основой всей государственно-правовой жизни. Правда, из статьи под номером два в окончательном варианте текста ее перебросили в статью 18, но она сохранилась. В проект были включены и другие жесткие юридические конструкции: о строго разрешительном порядке действий государственных органов и должностных лиц, о недопустимости без прямого указания закона и надлежащих правосудных процедур использования регулярной армии внутри страны и др. Но формулу, учитывающую опыт ККН (Комитета конституционного надзора), при всех усилиях не удалось включить в текст новой Конституции. До сих пор власть не признает принцип недопустимости уничтожения человека вооруженной силой при решении внутригосударственных проблем. Что и показывают первая и вторая чеченские войны. В окончательном конституционном тексте многих из таких юридических конструкций не оказалось. Причина в том, что любая власть не терпит ничего, что бы ее связывало.

В окончательной редакции концептуальное положение о правах человека оказалось во второй главе, а заглавными статьями текста стали, как и в советское время, положения о государстве, его суверенитете, территориальной целостности. Принципиальный «настрой на человека» - главное содержание «альтернативного» проекта Конституции - оказался отодвинут на второй план и выхолощен.

Летом 1993 г. состоялось Конституционное совещание, разноголосица мнений которого позволила провести аппаратные проработки с ориентировкой на «запросы власти». В тексте проекта Конституции, вынесенного в декабре 1993 г. на референдум, а затем вступившего в силу, оказалось немало изъянов, корректив, дополнений, «уточненных» формулировок, которые дают известные основания для усиления власти Президента. Некоторые основания для возвышения президентской власти были, ведь в подготовке текста участвовало несколько команд с разными взглядами, а последний вариант Конституции «подрабатывался» сугубо на аппаратном уровне.

О Гражданском кодексе и Исследовательском центра частного права

По моему мнению, принятие Гражданского кодекса - это наиболее крупное свершение за всю эпоху перемен в нашей стране. И, как мне известно, проведена существенная работа по его обновлению - обновлению одного из важнейших законов, который создает основные условия для развития гражданского общества. Есть еще ряд добрых моментов, о которых можно было бы сказать, но в целом центристские тенденции авторитарного типа заглушают эти позитивные начала.

Еще в советское время развивалась гражданско-правовая мысль. И довольно интенсивно. А на ее основе, что я считаю важной особенностью нашей свердловской школы, уверждались и ценности общеправового порядка.

В какой-то мере я был знаком с гражданским законодательством еще до периода перемен в нашей стране, до периода перестройки, это связано с изучением Кодексов 1922 г. и 1965 г. Причем Кодекс 1922 г. был более прогрессивным, он явился прямым восприятием проекта Гражданского уложения, подготовленного в дореволюционное время, в котором был ряд существенных позитивных элементов. В дальнейшем произошло насыщение гражданского законодательства коммунистическими догмами. А затем, начиная с 1992-1993 гг., началась работа над ГК. Эта работа шла с последовательных и прогрессивных позиций, и проводил ее Исследовательский центр частного права. Я считаю это очень важным и существенным, поскольку Центр является научным учреждением, которое повлияло на развитие правоведения в нашей стране. Мы стремились воплотить все передовое, все лучшее, что накоплено в мировом гражданском законодательстве, для этого были организованы консультационные поездки в ряд стран - Голландию, Германию и США, в которых и мне приходилось участвовать. Были восприняты самые лучшие образцы (как тогда полагали) гражданско-правового регулирования, хотя и с некоторыми изъянами, которые сейчас, я надеюсь, будут устранены в обновленном варианте ГК.

В 1991-1996 гг. развернулась работа по подготовке проекта Гражданского кодекса. По историческому опыту от Древнего Рима до Бисмарковской Германии есть только один надежный способ реального объединения распадающегося общества. Это гражданское, частное право, реализующее волю и интерес каждого человека на единых юридических основаниях. Только посредством гражданского права можно объединить разноплановое общество, решая одновременно коренные экономические проблемы - проблемы формирования рыночной экономики - и создавая гражданское общество в целом. Предложение об образовании Научного центра по подготовке Гражданского кодекса нашло отклик у М. С. Горбачева, а затем при переходе власти, у Б. Н. Ельцина. Центр был назван Центром частного права [ныне Исследовательский центр частного права при Президенте РФ ].

Главным направлением деятельности для меня была организация при Президенте СССР (Михаиле Горбачеве) Исследовательского центра частного права для совместной работы с Верховным Советом. Без частного права нет свободных экономических отношений. Идея частного права стала постепенно реализовываться <...> Президент РФ (Борис Ельцин) утвердил федеральную программу "Становление и развитие частного права в России", а меня - ее научным руководителем (с 1994 г.). Это стало наиболее крупным событием в области гуманитарных наук в нашей стране. Основной задачей Центра была подготовка проекта Гражданского кодекса РФ, что и было сделано - принят Гражданский кодекс в трех частях.

Он (Исследовательский центр), по существу, преградил путь другой тенденции, потому что при подготовке проекта Гражданского кодекса его судьба висела на волоске. Ибо президента той поры, Ельцина, убедили в том, что Гражданский кодекс не нужен, а нужен хозяйственный кодекс, или кодекс предпринимательства. И лишь в последнюю минуту перед принятием окончательного решения этого вопроса ситуация изменилась. На это повлиял Исследовательский центр частного права. Поэтому главное его достижение - это подготовка Гражданского кодекса и специалистов гражданско-правового профиля, которые и сейчас задают тон правовому развитию всей нашей страны.

Частное право, нашедшее выражение в Гражданском кодексе, во всей системе гражданского законодательства, реализуется в самой правовой материи, в институтах гражданского права, его формах, конструкциях, которые затрагивают нашу повседневную жизнь, - в отношениях собственности, договорах, разного рода обязательствах во всех секторах жизни общества. Вместе с вошедшими в привычку, обыденными юридическими конструкциями неизбежно входят в жизнь и утверждаются в качестве незыблемых принципы современного гражданского общества («частного права»): юридическое равенство, неприкосновенность собственности, свобода договора, судебная защита прав. Вот в чем сокровенная суть обнадеживающей, оптимистической перспективы! Современное отработанное гражданское законодательство, несмотря на все нынешние трудности и даже нарастающие сложности, все равно победит!

О римском частном праве и Кодексе Наполеона

По выражению немецкого юриста Иеринга, римляне трижды покоряли мир: сначала силой оружия, потом силой религии и затем - силой права. Римское право - это удивительный феномен, большинство его положений поразительно современны.

Еще полстолетия назад в своих лекциях по римскому частному праву Александр Маркович Винавер рассказывал о деталях и подробностях юридического бытия Древнего Рима, об изящных и стройных конструкциях - самом великом открытии римской правовой культуры, которое только сейчас, кажется, раскрывается в своем грандиозном значении для права <...> Мне стало видеться что-то на свет истинного знания - действительная перспектива понимания права и в его издавна известных значениях, и в новых очертаниях, суть и смысл которых только-только приоткрывается.

В любом правовом государстве, в котором вырабатываются образцы правового регулирования, Гражданский кодекс является эталоном правового состояния данной страны.
Новая эпоха в развитии человечества, построенная на уважении к человеку, на приоритете человеческих ценностей, прав людей, началась с Гражданского кодекса 1804 г. - с кодекса Наполеона, а не с самой по себе Французской революции. Недаром сам Наполеон незадолго до смерти говорил, что принятие Гражданского кодекса выше всех его побед - выше всех 40 побед, которые он одержал. Это верно. Потому что это победа всемирного значения.

О правовом государстве и правовом нигилизме

Меня поражает, что даже самые последовательные демократы, либералы самых крайних либеральных позиций говорят о выборах, о разделении властей, и никто не говорит о праве. А если права не будет, то победа этих же демократов приведет их в то же самое состояние - состояние, которое опять приведет их к авторитарному или тоталитарному обществу. Потому что наиболее легким и, казалось бы, простейшим способом решения любых задач является государственное решение. Мощные силы, спецслужбы и т. д. - и решил проблему.

Есть законы, есть Конституция РФ. Но в жизни нашего общества и в мире, к сожалению, верх одерживают силовые способы решения проблем. В стране, понятно, не всегда и в ином обличье, продолжает доминировать проклятие нашей страны - система всевластия. Любая цель, поставленная в высшем эшелоне власти («президентской администрации»), проводится в жизнь. В новых формах, непременно под эгидой закона и действующих юридических учреждений, порой окольным путем, но непременно проводится.

Беды, обрушившиеся на российское общество в годы перемен, вызваны не только экономическими и организационными просчетами, всесокрушающей борьбой за власть, за овладение ею и удержание ее, но и в не меньшей степени тем, что при всех широковещательных «правовых лозунгах» право не заняло достойного места в обществе, не стало твердой «опережающей» основой преобразовательных мер. Вот и хлынул в жизнь хаос бескрайней варварской свободы, правового беспредела, тотальной криминализации общественной жизни. Принимаемые в последние годы меры по борьбе с коррупцией представляются не только недостаточными, они не заменят того, что должно стать незыблемой основой, - создания правового общества, фундаментом и стержнем которого стало бы право человека.

Думается, общество, вставшее на путь демократического, последовательно либерального развития, должно собрать и аккумулировать все средства и процедуры, которые способны стать барьером на пути всевластия. Поняв опасности, заложенные во всевластии, необходимо найти средства защиты от него. Надо сделать эти средства совместимыми с демократическим государственным строем и вместе с классическими механизмами обеспечения правового характера власти - жесткими и неукоснительными при проведении их в жизнь. Моим глубоким убеждением является то, что подлинное решение любых проблем зависит от духовного состояния людей, от состояния души человека. Главное - чтобы нашлись люди, которые готовы поддерживать ценности свободы и достоинства личности. Необходимо сохранить и продолжить духовные ценности романтического периода истории нашей страны и так же важно их реализовать.

Я считаю формулировку «правовой нигилизм» мягкой. Вот моя формула, которой я придерживаюсь, в какой-то мере отстаиваю: у нас происходит более суровое явление - это крушение права в его общецивилизационном, высоком значении. И это должно быть большой тревогой для общества. Потому что крушение права означает, что общество теряет одну из важнейших ценностей цивилизации, которая может вывести его на новые ступени прогресса.

О правах человека

Права человека - основополагающая гуманитарная категория, призванная ознаменовать вступление человечества в эпоху либеральных цивилизаций. Однако права человека хотя и утвердились в лозунгах и идеях, но не нашли достойного продолжения в юридической материи, в отработанных юридических конструкциях, которые смогли бы через повседневное человеческое житие, живую жизненную практику людей, при необходимости - через судебную систему сделать права человека непреложной, обыденной реальностью. Между тем права человека составляют абсолютный критерий правовой реальности - законодательства, юридической практики, деятельности судов. Отсутствие отработанных юридических конструкций по правам человека оборачивается крупными несчастьями. Тем, что в сложных жизненных ситуациях происходит возврат к праву силы, порой даже к «праву войны».

Отсутствие достаточных и отработанных юридических конструкций по проблемам прав человека, причем не только по процессуальному законодательству, предопределяет пессимистическую перспективу. Пока лозунги и заклинания о правах человека не будут воплощены в строгих и точных юридических построениях и формах, ценности и идеалы прав человека в реальную жизнь не войдут никогда.

До последнего времени шло медленное, трудное, с остановками и зигзагами, восхождение человечества от насилия к праву. И вдруг... сброс к краю бездны! Причем сброс происходит с каким-то коварством: опорой для такого сброса общества в прошлое, к насилию стало возвышение неотъемлемых прав человека, придание им непосредственно юридического значения. Настрой на то, чтобы покарать страны, как-то причастные к терроризму, свидетельствует о том, что мы вновь оказались в обстановке правового варварства, допустимости права войны, военного возмездия. На переднем крае вновь оказалось право силы. Величественное здание современного Права оказалось потрясенным. Неужели в жесточайшей вселенской схватке между насилием и Правом победу на данном этапе человеческого развития, вопреки, казалось бы, неумолимым историческим тенденциям и ожиданиям, все же одерживает насилие, Право силы?

О рыночной экономике

Одними из первых, кто сказал о необходимости использовать то, что называют рыночным механизмом, были юристы и, прежде всего, цивилисты. А среди них я должен отметить наши с В. Ф. Яковлевым статьи, которые в то время появились. Это были первые сигналы того, что нужно использовать опыт, который сейчас в крайних его выражениях называют капиталистическим.

С экономической стороны, мне кажется, мы чересчур увлеклись этим образцом рыночной экономики в ее узком понимании, потому что один из глубочайших российских правоведов-мыслителей И. А. Покровский называл передовой экономику частнособственническую, но не рыночную. Ибо рыночная связана со многими негативными процессами и по своей природе в какой-то степени носит силовой характер: побеждает хитрый, мошенничающий человек, всеми способами извлекающий максимум прибыли в любых условиях и несмотря ни на что.

Современное гражданское общество без развитого права, по-должному отработанного, невозможно в принципе. Без развитого права у нас ничего доброго, в том числе в экономике, не получится. Гражданские законы по максимуму открывают простор для самостоятельных действий в экономической жизни, на деле вводят сами основы гражданского общества: равенство, свободу, самостоятельность граждан, защищенность их статуса и прав законом и судом.

О юридическом образовании

Я считаю, что у нас недостает юристов высокого класса. Наши учебные заведения, которые не обладают достаточными кадрами, методической учебной базой, выпускают низкопробных юристов, потому что некоторым людям казалось, что подготовка юристов - это простое и легкое дело. Но самое главное сейчас - это подготовка высококлассных юристов, специалистов высшего уровня, высокого ранга, которые нужны во всех областях жизни - в международной, внутренней, судейской работе. А что касается низкопробного образования, оно должно отмереть, уйти в небытие. Это была ошибочная линия, построенная на негативных проявлениях нашего рыночного общества, - легко заработать, легко получить. Надо от этого уйти как можно быстрее.

Высококлассные юристы - это не только те, кто знает множество верных решений по разным юридическим делам, а те, кто понимает суть права, его предназначение, место в жизни общества. Здесь должно быть развито очень сильно и мощно общее понимание смысла и цивилизационного назначения права как высшего достижения цивилизации и культуры человечества.

Об отличиях московской, петербургской и екатеринбургской правовых школ

Московской школе близка потребность в непосредственной власти, она сориентирована на престижную юридическую высокооплачиваемую работу. К сожалению, другие сферы остаются в тени. Что касается петербургской школы, то она связана с именами крупных специалистов. Я сам ленинградец, защищал докторскую диссертацию в Ленинграде, обе мои дочери живут в Ленинграде. Ленинградская школа - это Б. Черепахин , А. Венедиктов . Мы только с ним (Венедиктовым) вдвоем в стране были лауреатами Государственной (Сталинской, позднее - Ленинской) премии. Других лауреатов Государственной премии, которые получили бы ее единолично за свою работу, нет. Крупнейший представитель ленинградской школы - О. С. Иоффе , который потом уехал в Америку. Мы с ним в Голландии встречались, когда готовили Гражданский кодекс. Блестящий оратор, представитель юридической школы - В. К. Mайхер. И вот на этой основе создавалась такая хорошая школа. Что касается нашей екатеринбургской, свердловской, юридической школы, то характерно то, что в ней попытки глубокого понимания права увязаны с юридической конкретикой. И прежде всего с цивилистикой. Недаром наша кафедра, которую мне в течение 20 лет пришлось возглавлять, имела направленность на разработку тем, достаточно основательных с теоретической стороны, но увязанных с конкретной юридической жизнью.

История от Алексеева

"Я счастливый. Потому что у меня были верные друзья, товарищи. Я смог преодолеть сложности, которые не должен был преодолеть. Я помню такую ситуацию. Сидела одна пожилая женщина и долго смотрела на меня. Я спросил, чего она смотрит. Она ответила: «Вы под Богом. Все у вас будет». Так что я счастливый человек. При всех минусах, частных невзгодах, которые по большей части мы умеем сами себе создавать, а потом преодолеваем мучительно".

Об Алексееве

Сергей Сергеевич Алексеев был выдающимся ученым-правоведом, государственным деятелем. Он стоял у истоков разработки современной правовой системы в нашей стране, проекта Конституции и Гражданского кодекса РФ, внес поистине неоценимый вклад в развитие юридической науки и гражданского законодательства.

Сергей Сергеевич Алексеев относится к числу крупнейших деятелей юридической науки. Являясь ученым, правоведом энциклопедического склада ума, редактором многих юридических журналов, писателем, он создал значительное научное и литературное наследие как для своих современников, так и для будущих поколений. Павел Крашенинников

Сергей Сергеевич был человеком… как говорят, «един в трех лицах». Уникальные человеческие качества, хотя я с ним уже познакомился, когда он был председателем комитета Верховного совета СССР, но до этого запоем читал его книги. Даже не по теории, а по философии права. Вот это его второе качество - это человек, который право чувствовал сердцем, душой. Но и третье - мне посчастливилось вместе с ним… Это была весна 93-го года, - написать действующий проект конституции. Поэтому для меня это абсолютная потеря. Сергей Шахрай

Церемония вручения Высшей юридической премии отныне и впредь будет проходить ежегодно в начале декабря в дни празднования дня юриста. Обладателем звания "Юрист года" может стать представитель юридической профессии, внесший свой вклад в становление правового государства в Российской Федерации. В этом году премия присуждена одному человеку, чей величайший вклад в правовую систему современной России не вызывает сомнений. Первым Юристом года стал выдающийся российский правовед, доктор юридических наук Сергей Сергеевич Алексеев. Торжественное вручение премии пройдет в родном городе лауреата - Екатеринбурге 4 декабря. Сергей Степашин

Цитирование по публикациям "Право.ru" - , ; "Российской газеты" - декабрь 2009 ; журнала "Закон" № 7 2009, № 5 2013; "Эхо Москвы" - май 2013 ; "Научного ежегодника Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук" - март 2003 .

. Индекс Хирша - 65.

1-й Председатель
Комитета конституционного надзора СССР
23 декабря 1989 - 26 декабря 1991
Президент Горбачёв, Михаил Сергеевич
Предшественник должность учреждена
Преемник должность упразднена
Рождение 28 июля (1924-07-28 )
Смерть 12 мая (2013-05-12 ) (88 лет)
Место погребения Овцинское деревенское кладбище (Всеволжский район Ленинградской области, Овцино)
Супруга Зоя Михайловна Алексеева
Дети Надежда и Ирина
Партия
  • КПСС
Образование
Учёная степень доктор юридических наук
Учёное звание профессор ,
член-корреспондент АН СССР ()
член-корреспондент РАН ()
Награды
Военная служба
Принадлежность РККА
Род войск пехота
Звание
Сражения Великая Отечественная война
Научная деятельность
Научная сфера теория государства и права , гражданское право
Место работы
Известен как учёный-правовед, один из авторов Конституции РФ

Биография

Семья

Отец: Сергей Николаевич Алексеев - специалист в сфере статистики, начальник сектора областного управления народно-хозяйственного учёта. Был арестован 6 августа 1937 года и 11 августа 1937 года осуждён на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению в участии в преступной группе, ведении подрывной работы и контрреволюционной пропаганды против советской власти. В 1947 году его дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Мать: Наталья Никифоровна Алексеева - химик-аналитик в Уральском отделении Академии наук СССР, заместитель декана металлургического факультета .

Супруга: Зоя Михайловна Алексеева - учёный-правовед, Заслуженный юрист Российской Федерации .

Дочери: Надежда - врач-кардиолог, возглавляет частную медицинскую клинику «Кардиоклиника» (Санкт-Петербург), Ирина - лингвист, кандидат филологических наук, переводчик, директор Санкт-Петербургской высшей школы перевода.

Внуки: Екатерина - врач-кардиолог, единственная в городе Санкт-Петербурге женщина, работающая интервенционным кардиохирургом; Анна - советник Управления частного права Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Алексей - спортсмен, старший тренер сборной России по ски-кроссу; Марина; Василий.

Военная служба

Образование и научно-педагогическая деятельность

Комитет конституционного надзора

Именно по инициативе и при поддержке Алексеева в начале 1990-х были приняты решения об отмене прописки и о юридической ничтожности «секретных» актов.

После депутатства

Вернувшись в город Екатеринбург профессор С. С. Алексеев полностью посвятил себя научной и преподавательской работе, продолжив работу в , возглавив Институт частного права и написав целый ряд новых учебников и учебных пособий для студентов и школьников.

Основные работы

  • Гражданское право в период развернутого строительства коммунизма. - М. : Госюриздат, 1962. - 283 с.
  • Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М. : Юридическая литература, 1966. - 188 с.
  • Проблемы теории права: курс лекций в двух томах. - Свердловск: изд. СЮИ, 1972-1973.
    • Том 1. Основные вопросы общей теории социалистического права. - Свердловск: изд. СЮИ, 1972. - 396 с.
    • Том 2. Нормативные юридические акты. Применение права. Юридическая наука. - Свердловск: изд. СЮИ, 1973. - 402 с.
  • Общая теория права. - М. : Юридическая литература, 1982. - 360 с. - ISBN 5-8354-0007-1 .
  • Правовое государство - судьба социализма: научно-публицистический очерк. - М.: Юридическая литература, 1988. - 174 с.
  • Теория права. - М. : Бек, 1993. - 222 с. - ISBN 5-85639-005-9 .
  • Уроки. Тяжкий путь России к праву. - М. : Юрист, 1997. - 326 с. - ISBN 5-7975-0012-4 .
  • Самое святое, что было у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. - М. : Инфра-М, 1998. - 410 с. - ISBN 5-89123-265-0 .
  • Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. - М. : Статут, 1999. - 712 с. - ISBN 5-8354-0002-0 .
  • Философия права: история и современность, проблемы, тенденции, перспективы. - М. : Норма, 1999. - 329 с. - ISBN 5-89123-149-2 .
  • Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. - М. : Статут, 2000. - 256 с. - ISBN 5-8354-0045-4 .
  • Восхождение к праву: поиски и решения. - М. : Норма, 2001. - 748 с. - ISBN 5-89123-536-6 .
  • Право собственности. Проблемы теории. - М. : Норма, 2007. - 240 с. - ISBN 978-5-468-00057-1 .
  • Собрание сочинений в 10-ти томах. - М. : Статут, 2010. - ISBN 978-5-8354-0706-4 .

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 июля ) - за большой вклад в развитие гражданского законодательства и многолетнюю научную деятельность
  • Орден Дружбы народов (26 июля ) - за активное участие в становлении российской государственности, большой вклад в развитие юридической науки и подготовку высококвалифицированных кадров юристов
  • Орден Отечественной войны II степени (6 апреля ) - за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Кандидат от некоммерческой организации

Организация: Общероссийская общественная организация «Федерация гандбола России»

Направление деятельности: Охрана здоровья, популяризация здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта, экология и защита окружающей среды

АЛЕКСЕЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ - российский общественный деятель и ученый, защитник прав спортсменов, тренеров, спортивных организаций страны. Основоположник российской школы спортивного права, доктор юридических наук, профессор; кандидат экономических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации.

Закончил с отличием Московскую государственную юридическую академию (МГЮА) в 1999 г.; Московский государственный индустриальный университет (МГИУ) в 1995 г. и Аспирантуру МГИУ в 1999 г., а также Докторантуру МГЮА в 2004 г.

С.В. Алексеев – основатель научной и образовательной школы спортивного и олимпийского права, а также школы маркетингового права. Разработчик теоретических концепций и автор учебных курсов «Спортивное право России», «Международное спортивное право», «Олимпийское право», «Трудовые отношения в спорте», «Правовые основы профессиональной деятельности в спорте» и «Маркетинговое право».

В настоящее время председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президент Национального объединения спортивных юристов России, проректор по послевузовскому образованию Академического международного института, научный руководитель АНО «Академия спортивного права» при Олимпийском комитете России и Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, член Президиума Общенационального правозащитного союза «Человек и Закон».

Член Научно-консультативного совета Общественной палаты Российской Федерации.

Преподает в ряде ведущих вузов страны, в том числе в МГЮА им. О.Е. Кутафина, на Юридическом факультете Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов, является главным редактором журнала «Спорт: экономика, право, управление» издательской группы «Юрист», главным редактором журнала «Право и государство: теория и практика» (рекомендован Высшей аттестационной комиссией), членом редакционных советов журналов «Закон и право», «Культура физическая и здоровье» и Вестника Московского университета МВД России (рекомендованы Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России), членом редакционного совета научно-информационного журнала Научно-исследовательского института образования и науки «Образование. Наука. Научные кадры» и научно-аналитического журнала «Берегиня-777-Сова», председателем Дисциплинарного комитета Федерации гандбола России, арбитром Дисциплинарного комитета Континентальной хоккейной лиги, судьей Спортивного арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ.

Принимает участие в правовой и законотворческой работе Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации и других органов государственной власти, а также Олимпийского комитета России и ряда спортивных федераций страны.

Участник рабочих групп по разработке федеральных законов «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «Об образовании в Российской Федерации», Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ и др., постановлений и распоряжений Правительства РФ, регулирующих отношения в сфере физической культуры, спорта и предпринимательства.

С.В. Алексеев – автор широко известных фундаментальных работ – первых в науке и образовании учебников: «Спортивное право России» под редакцией П.В. Крашенинникова (М., 2005, 2007, 2012, 2013, 2014), «Международное спортивное право» под редакцией П.В. Крашенинникова (М., 2008, 2013), «Олимпийское право» под редакцией П.В. Крашенинникова (М., 2010, 2013), «Спортивное право. Трудовые отношения в спорте» под редакцией П.В. Крашенинникова (М., 2013, 2014), «Спортивный менеджмент» под редакцией П.В. Крашенинникова (М., 2014), «Правовые основы профессиональной деятельности в спорте» (М., 2013), «Маркетинговое право» (М., 2002, 2003, 2004) и др.

За создание научной и образовательной школы спортивного и олимпийского права, существенный вклад в развитие законодательства, эффективную защиту прав спортсменов, тренеров и спортивных организаций страны награжден Медалью им. А.Ф. Кони Минюста России, Медалью им. П.Ф. Лесгафта Минспорта России, Почетной грамотой Председателя Государственной Думы и Благодарностью Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Благодарностью Министра спорта РФ, Благодарностью Председателя Ассоциации юристов России, Благодарностью Секретаря Общественной палаты РФ Академика Е.П. Велихова, именным оружием МВД России.

Приложения

Ссылки

    Общероссийская общественная организация «Федерация гандбола России»

    Общероссийская общественная организация "Федерация гандбола России" - член Олимпийского комитета России

    Основные направления общественной деятельности общероссийского общественного объединения

    ▪ содействие осуществлению прав граждан на занятия физической культурой и спортом, направленных на единение духовного и физического воспитания, как одного из факторов формирования их здорового образа жизни;

    ▪ развитие, совершенствование, пропаганда и популяризация гандбола в Российской Федерации, повышение роли физической культуры и спорта на базе гандбола во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепление позиций и повышение престижа гандбола на международном уровне;

    ▪ укрепление дружбы в спортивном движении и осуществление международных спортивных связей в области гандбола;

    ▪ осуществление мероприятий по повышению мастерства спортсменов, а также по подготовке спортивных резервов;

    содействие созданию условий по развитию гандбола в Российской Федерации.

    Ежегодное успешное выполнение программ и планов Министерства спорта Российской Федерации и Олимпийского комитета России

    Федерация гандбола России (правопреемница Федерации гандбола СССР и Союза гандболистов России) является членом Международной федерации гандбола (ИГФ) с 1957 года и Европейской федерации гандбола (ЕГФ) с 1992 года

    С момента своего создани Федерация гандбола России завоевывала следующие награды:

    Олимпийские игры

    1976 год 1 место (мужчины, женщины)

    1980 год 1 место (женщины), 2 место (мужчины)

    1988 год 1 место (мужчины)

    1992 год 1 место (мужчины), 3 место (женщины)

    2000 год 1 место мужчины

    2004 год 3 место мужчины

    2008 год 2 место женщины

    Чемпионы мира

    1982 1 место СССР мужчины и женщины

    1986 1 место СССР женщины

    1990 1 место СССР женщины

    1993 1 место мужчины

    1997 1 место мужчины

    2001 1 место женщины

    2005 1 место женщины

    2007 1 место женщины

    2009 1 место женщины

    Чемпионат Европы

    1996 1 место мужчины

    Союз гандболистов России в 1995,1997, 2002, 2005 годах был признан лучшей федерацией в Европе (ЕГФ) и в 2002 году в мире (ИГФ)

    Жуков Александр Дмитриевич - Президент Олимпийского комитета России, Первый заместитель Председателя Государственной Думы, Заместитель Председателя Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, Председатель Наблюдательного Совета Оргкомитета «Сочи-2014», Заместитель Председателя Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации, Член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, мастер спорта;

    Колобков Павел Анатольевич - Заместитель Министра спорта Российской Федерации, Член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Олимпийский чемпион, чемпион мира, Мастер спорта международного класса РФ по фехтованию, Полковник вооруженных сил Российской Федерации;

    Фетисов Вячеслав Александрович - Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, член Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», глава Комитета спортсменов Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), Член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер России, двукратный олимпийский чемпион.

  • О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СОЗДАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИССИИ /РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВОГО ДОСУГА ГРАЖДАН

    К началу нового тысячелетия в ведущих странах мира сложилось общее понимание роли и места спорта в жизни государства, общества и личности. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, спорт зачастую называют социально-экономическим феноменом ХХ и начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры.

    Значение спорта в современном мире основано на признании безусловной важности этой деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиции гуманизма наивысшей ценностью при этом признается сам человек, его счастье, здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей.

    «Спорт и права человека имеют множество общих ценностей и целей», - заявила Верховный комиссар Организации объединенных наций по правам человека Нави Пиллэй 27 февраля 2012 г. на экспертной дискуссии Совета ООН по правам человека, посвященной вопросам спорта и прав человека.

    В 2005 г. в итоговом документе Всемирного саммита главы государств и правительств выразили общую точку зрения, в соответствии с которой: «признают, что спорт является инструментом для образования, развития и мира, сотрудничества, солидарности, терпимости, понимания, социальной интеграции и здравоохранения на местном, национальном и международном уровнях».

    Конституция РФ в ст. 41 провозглашает право каждого человека на охрану здоровья, а также принцип поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

    Как подчеркнул в одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: «Значение спорта для любого общества невозможно переоценить, особенно для растущего общества, для укрепления государства. Поэтому по сути это один из важнейших государственных приоритетов». Без массового развития спорта в нашей стране невозможно формирование здорового образа жизни, решение демографических проблем, увеличение достижений и авторитета страны в большом спорте на международной спортивной арене.

    На сегодняшний день развитие спорта становится одной из основных сфер общественного сотрудничества в стране, центральное место которого отведено Общественной палате Российской Федерации.

    Создание в структуре Общественной палаты Российской Федерации специализированной Комиссии по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан (далее – Комиссия) объективно назрело и базируется, в частности, на следующих основных предпосылках.

    I. Комиссия создается в целях:

    · представить спорт как ветвь общественной деятельности в Общественной палате Российской Федерации; придать новый импульс развитию и пропаганде массового спорта, его полезности для населения, и здорового образа жизни, в т.ч. среди молодого поколения, а также развитию спорта высших достижений, пропаганде и внедрению юридических и этических норм в спорте;

    · обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных организаций с федеральными, региональными и муниципальными органами управления физической культурой и спортом для учета потребности и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод при формировании, реализации и совершенствовании государственной политики в сфере физической культуры и спорта, направленной, в частности, на сохранение и укрепления здоровья граждан Российской Федерации, увеличения продолжительности их жизни;

    · содействия реализации организационных и нормотворческих инициатив общественных и государственных, в том числе спортивных организаций, проектов и программ международного и национального развития в области спорта и сопряженных сфер деятельности;

    · содействия развитию физкультурно-спортивного движения путем оказания помощи в реализации Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р, разработки и осуществления организационно-общественных усилий в рамках Стратегии и других приоритетных программно-нормативных документов и проектов по развитию физической культуры и спорта совместно с другими профильными организациями страны и с привлечением зарубежных партнеров. Разработки, организации и осуществления совместно с другими профильными организациями и специалистами программ и проектов по физкультуре, спорту и развитию олимпийского движения;

    · участия в организационно-правовом обеспечении подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года в Сочи, Чемпионата мира по хоккею 2016 г. в России, Чемпионата мира по футболу 2018 г. в России и других как международных, так и национальных спортивных мероприятий;

    · оказания помощи, в том числе защиты прав и интересов спортсменов, тренеров, спортивных организаций и других участников спортивного движения. Взаимодействия со спортивными профсоюзами, Комиссией спортсменов при Олимпийском комитете России и другими структурами, способствующими защите прав и интересов указанных субъектов. Создания всероссийского, международного центра защиты прав спортсменов, тренеров и других участников спортивного движения;

    · осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных, региональных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом; осуществления общественного контроля за деятельностью спортивных федераций, ассоциаций, союзов, лиг и других организаций в сфере спортивного движения и сопряженных сферах деятельности, за строительством спортивных объектов, «договорными матчами» и другими проявлениями коррупции в спортивной сфере, а также за разрешением юридических конфликтов в сфере спорта; взаимодействия с объединениями болельщиков, осуществления общественного контроля за фан-клубами, спортивными клубами и поведением болельщиков их команд при проведении крупных спортивных мероприятий;

    · консолидации представителей государственной власти, российских и зарубежных деловых и научных кругов, спортивной и юридической общественности, средств массовой информации в целях развития физкультурно-спортивного и олимпийского движения, в том числе как фактора профилактики алкоголизма и наркомании, противодействия потреблению табака и преступности, прежде всего среди молодежи;

    · самостоятельно или совместно с государственными органами, общественными, в том числе спортивными организациями, профильными научно-образовательными учреждениями и другими профильными организациями проведения конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий; обмена опытом и выработки рекомендаций для гражданского общества и органов управления физической культурой и спортом для дальнейшего улучшения ситуации в физкультурно-спортивной сфере нашей страны;

    · налаживания устойчивых деловых связей между Российской Федерацией и зарубежными странами в сфере развития физкультурно-спортивного и олимпийского движения, укрепления через спорт мира и международного сотрудничества между народами;

    · содействия расширению демократии и гласности, научной обоснованности в сфере спортивного движения и спортивно-правовой практике, изучению и совершенствованию практики применения законодательства, регламентных и других нормативных документов в спортивной и сопряженной сферах деятельности;

    · изучения и распространения опыта различных стран в области организации и регулирования спортивных и сопряженных с ними общественных отношений;

    · содействия общественными, организационными, правовыми, управленческими и другими средствами максимальной реализации всего социального потенциала спорта и физической культуры на благо граждан, общества и государства.

    II. Задачи и функции Комиссии

    Основными задачами Комиссии являются:

    · привлечение граждан, общественных объединений и других организаций к реализации государственной политики в области физической культуры и спорта и других сопряженных сфер деятельности;

    · оптимизация взаимодействия органов управления физической культурой и спортом и гражданского общества, участия граждан, общественных объединений и иных организаций в обсуждении и выработке решений по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере физической культуры и спорта;

    · содействие органам управления физической культурой и спортом в рассмотрении ключевых социально значимых вопросов в сфере физической культуры и спорта и выработке по ним решений, в том числе при определении приоритетов развития в области физической культуры и спорта, на эффективной правовой основе;

    · выдвижение и обсуждение совместно с органами управления физической культурой и спортом общественных, научных, организационных и управленческих инициатив, связанных с развитием физической культуры и спорта;

    · проведение общественных экспертиз проектов программ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, проектов нормативных актов органов местного самоуправления и других нормативных актов в области физической культуры и спорта;

    · осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и иных субъектов, занимающихся вопросами физической культуры и спорта;

    · выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации;

    · оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации;

    · на основе изучения опыта передовых зарубежных стран осуществление мер, направленных на законодательное и правовое упорядочение и правовое обеспечение интеллектуально-коммерческих игр и других, связанных со спортом неурегулированных новых сфер деятельности;

    · осуществление международного сотрудничества и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях, касающихся вопросов развития физкультуры и спорта;

    · участие в организации публичного обсуждения вопросов, касающихся деятельности органов управления и других субъектов физической культуры и спорта, а также участие в информировании граждан о деятельности органов управления и других субъектов физической культуры и спорта, в том числе через журнал «Спорт: экономика, право, управление» Издательской группы «ЮРИСТ» и другие средства массовой информации;

    · распространение положительного опыта работы органов управления и других субъектов физической культуры и спорта.

    Для выполнения вышеуказанных задач Комиссия осуществляет следующие основные функции:

    · осуществляет научную проработку, а также проводит общественные слушания и общественную экспертизу инициатив, проектов программ, федеральных и региональных законов и других нормативных актов в области физической культуры и спорта;

    · рассматривает инициативы граждан, общественных объединений и иных организаций по вопросам функционирования физической культуры и спорта, поступающие в Общественную палату Российской Федерации, и в случае необходимости вносит в органы управления физической культурой и спортом предложения по их реализации;

    · организует работу по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций к общественному обсуждению вопросов в сфере физической культуры и спорта;

    · самостоятельно или совместно с государственными органами, общественными, научно-исследовательскими и другими организациями проводит конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы, дискуссии по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта в стране с привлечением широкой спортивной общественности;

    · систематически осуществляет общественный мониторинг деятельности органов управления физкультурно-спортивным и олимпийским движением в стране, по результатам которого готовит отчеты и научно-практические рекомендации по совершенствованию их работы;

    · осуществляет общественный контроль за деятельностью федеральных, региональных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом; осуществляет общественный контроль за деятельностью спортивных федераций, ассоциаций, союзов, лиг и других организаций в сфере спортивного движения, за строительством спортивных объектов, «договорными матчами» и другими проявлениями коррупции в спортивной сфере, а также за разрешением юридических конфликтов в области спорта; осуществляет взаимодействие с объединениями болельщиков и общественный контроль за фан-клубами, спортивными клубами и поведением болельщиков их команд при проведении крупных спортивных мероприятий;

    · участвует через своих членов в заседаниях координационных, совещательных, экспертных и иных органов, созданных органами управления физической культурой и спортом;

    · запрашивает в установленном порядке у руководства и структурных подразделений органов управления физической культурой и спортом информацию, необходимую для работы Комиссии;

    · осуществляет информационную деятельность через журнал «Спорт: экономика, право, управление» Издательской группы «ЮРИСТ» и в других печатных и электронных средствах массовой информации и информационных сетях (в порядке, определяемом действующим законодательством).

    III. Ожидаемые результаты

    Таким образом, создание Комиссии позволит:

    · усилить влияние ценностей здорового образа жизни, спорта и олимпизма на общественное мнение и государственные дела через Общественную палату Российской Федерации; расширить деятельность и повысить степень привлечения государственных и муниципальных структур в развитие спорта в нашей стране; построить конструктивный диалог с государством и гражданским обществом в данной сфере;

    · способствовать приданию системе организации управления российским и международным спортивным движением оптимальную управляемость, целенаправленность, достаточную прозрачность и гарантированность;

    · способствовать созданию условий для разработки долговременной программы развития этой системы;

    · расширить обмен положительным опытом общественной работы в области организации и управления различными сферами спортивного и олимпийского движения;

    · придать новый импульс развитию российского и международного спортивного движения, новым большим спортивным успехам, победам и рекордам;

    · будет способствовать претворению в жизнь олимпийских идей и принципов;

    · международному общению в целом, укреплению мира и международного сотрудничества между народами;

    · будет способствовать России удержать и приумножить завоеванные позиции в мировом спорте, сохранить статус великой спортивной державы;

    · а также даст возможность в XXI веке полностью реализовать ог­ромный социальный потенциал спорта и физической культуры на благо современного общества.

    Рассмотренная концепция создания в структуре Общественной палаты Российской Федерации специализированной Комиссии / Рабочей группы по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан также апробирована и получила поддержку:

    1. Доложена и обсуждена на Конференции «Актуальные вопросы правозащитной деятельности в РФ» 24 сентября 2013 г. в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и опубликована в Сборнике данной конференции (Организаторы конференции: Общественная палата РФ, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Федеральная палата адвокатов, Российская академия юридических наук, МГЮА);

    2. Доложена и обсуждена на Конференции «Общественный контроль и мониторинг защиты социальных прав граждан» 30 сентября 2013 г. в Общественной палате РФ и опубликована в Сборнике данной конференции (Организаторы конференции: Общественная палата РФ, Общенациональный правозащитный союз «Человек и закон»);

    3. Опубликована в Федеральном научно-практическом и информационно­-аналитическом журнале Ассоциации юристов России «Юридический мир», № 11, 2013; журналах «Спорт: экономика, право, управление», № 4, 2013; «Гражданское общество в России и за рубежом», № 4, 2013.

    Гриб Владислав Валерьевич, Заместитель Секретаря Общественной Палаты РФ, Председатель научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, Президент Общенационального правозащитного союза «Человек и закон», Главный редактор издательской группы «Юрист», Главный редактор журналов «Человек и закон», «Юридический мир» и «Юрист», Вице-президент Федеральной палаты адвокатов, Председатель Комиссии Ассоциации юристов России по взаимодействию с Общественной палатой РФ, член президиума Ассоциации юристов России, заведующий кафедрой гражданского общества Московского государственного института международных отношений (У) МИД России, член Общественного совета Министерства спорта Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

    Алексеев Сергей Викторович, Председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Президент Национального объединения спортивных юристов РФ, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов «Спорт: экономика, право, управление» и «Право и государство: теория и практика», член Президиума Общенационального правозащитного союза «Человек и закон», член научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации

    См.: Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013, 2014; Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008, 2013; Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013; Алексеев С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013, 2014; Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014; Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: СОВЕТСКИЙ СПОРТ, 2013.

    См.: Гриб В.В. Готовы стать лучше. Владислав Гриб о реформе Общественной Палаты Российской Федерации: как сделать работу Общественной палаты РФ более эффективной и максимально отвечающей интересам общества // http://www.oprf.ru/press/news/2013/newsitem/22394

    Решение задач и выполнение функций Комиссии, сопряженных с вопросами правового регулирования физической культуры и спорта предполагается осуществлять совместно с комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов Российской Федерации http://www.alrf.ru/Органы-Ассоциации/komissiya-po-sport-pravu.html

Сергей Сергеевич — выдающийся правовед, мыслитель, публицист, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки РСФСР, почетный доктор Университета Париж-12, лауреат Государственной премии СССР, высшей юридической премии «Юрист года», Демидовской премии, почетный гражданин Свердловской области.

Отец – Сергей Николаевич Алексеев, специалист по статистике, начальник сектора областного управления народно-хозяйственного учёта.

Мать — Наталья Никифоровна Алексеева, работала химиком-аналитиком в Уральском филиале Академии наук СССР, затем заместителем декана Металлургического факультета Уральского Индустриального института им. С. М. Кирова.

В 1928 году в связи с переводом отца семья переехала в город Свердловск.

В 1932 году Сергей Сергеевич пошел в школу.

В 1937 году арестовали и особой тройкой осудили отца на 10 лет по обвинению в контрреволюционных преступлениях. Эти события стали потрясением для Сергея Сергеевича, равнодушными остались и его некоторые друзья.

В 1941 году началась война, Сергей Сергеевич закончил школу только в 1942.

В августе 1942 года Сергей Сергеевич начал военную службу в 44-й запасной бригаде. Затем – учеба в Камышинском пехотном училище и непродолжительная служба в 225-й отдельной стрелковой бригаде. С января 1943 года по апрель 1945 года Сергей Сергеевич воевал в составе 133-го отдельного дорожно-строительного батальона в качестве командира отделения на Волховском, Ленинградском и Карельском фронтах, был контужен. После демобилизации Сергей Сергеевич Алексеев в октябре 1945 года в звании сержанта вернулся домой в Свердловск.

8 декабря 1945 года (после общего набора), Сергей Сергеевич поступил в Свердловский юридический институт (ныне Уральский государственный юридический университет), сначала – на вечернее отделение, затем (на первом же курсе) был переведен на дневное отделение. Учился успешно, получал стипендию им. И.В. Сталина

В 1949 году с отличием окончил Свердловский юридический институт, 1 октября поступил туда же в аспиранутру, где под руководством профессора Б.Б. Черепахина подготовил и досрочно защитил кандидатскую диссертацию по гражданскому праву в 1952 году.

В 1950 году женился на Зое Михайловне. В 1953 году родилась старшая дочь Ирина, в 1954 – Надежда.

С 1954 года – доцент кафедры гражданского права Свердловского юридического института

В 1960 году защитил докторскую диссертацию. С 1961 по 1988 года – назначен заведующим кафедрой теории государства и права Свердловского юридического института. В 1962 году присвоено звание профессора

В марте 1988 года Сергей Сергеевич Алексеев возглавил Институт философии и права Уральского отделения Академии наук СССР, является одним из создателей этого научного учреждения

В 1989 году Сергей Сергеевич был избран народным депутатом от общественных и научных организаций, включая Академию наук СССР, а затем по решению Съезда народных депутатов стал членом Совета Союза Верховного Совета СССР.

В 1989 – 1991 года – председатель Комитета конституционного надзора СССР.

В конце 1991 года стал членом рабочей группы Российского движения демократических реформ по подготовке проекта Конституции России, получившего в прессе название Альтернативного проекта. В процессе этой работы были учтены основные идеи проекта Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии, автором которого был академик АН СССР А.Д. Сахарова. Эти наработки отчасти были использованы в 1993 году, когда Сергей Сергеевич Алексеев был привлечен к работе над «президентским» проектом Конституции РФ.

С октября 1991 года занимается организацией исследовательского центра частного права. Принимает участие в подготовке и принятии части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В 1996 году покинул все занимаемые должности и вернулся в город Екатеринбург, полностью посвятив себя научной и популяризаторской работе. Продолжил работу в Институте философии и права УрО РАН, возглавил Институт частного права.

В ноябре 2011 года в связи с ухудшением здоровья вместе с женой переехал в город Санкт-Петербург к дочерям.

(с использованием материалов книги «Алексеев Сергей Сергеевич: Правовед, Мыслитель, Публицист: Библиография: К 85-летию со дня рождения ученого» Казанцева М.Ф., В.Н. Руденко, Е.М. Сурина)

Сергей Сергеевич Алексеев

(28.07.1924, Орёл - 12.05.2013, Санкт-Петербург)

С. С. Алексеев, пожалуй, один из самых известных отечественных правоведов. Он был одним из активных участников становления правовой системы в России. Так, комитет конституционного надзора, который Сергей Сергеевич создал и возглавлял в 19891991 годах, стал прообразом нынешнего Конституционного Суда.

Одно из самых главных достижений юриста – участие в создании действующей Конституции РФ. Работу над основным законом Алексеев начал еще в конце 1991 года вместе с А. А. Собчаком и другими коллегами из Российского движения демократических реформ. Тогда эта работа получила название Альтернативного проекта. Но в 1993 году к нему и С. М. Шахраю обратился действующий в то время президент Б. Н. Ельцин, который поручил подготовить «президентский» проект Конституции. В проект «президентской» конституции отчасти вошли и идеи Альтернативного проекта, хотя ключевые моменты этого документа, к сожалению С. С. Алексеева, в окончательной редакции Конституции реализованы не были.

Сергей Сергеевич просто и образно сформулировал суть новой конституционной концепции Президента России. Он объяснил, что эта концепция исходит из пяти принципиальных позиций: «первая – права человека, вторая – твердая стабильная власть, третья – экономическая свобода на основе закона, четвертая – правосудие, пятая – действительная федерация».

Реальное Участие в подготовке проекта Конституции, несомненно, имеет важное значение для ученого-юриста. И все же самое главное дело жизни С. С. Алексеева, его миссия как правоведа, – это возрождение частного права, цивилистики. Так, им разработана стратегия в виде утвержденной Указом Президента Российской Федерации программы «Становление и развитие частного права России». Кроме того, именно он стал инициатором подготовки нового Гражданского кодекса.

Стоит напомнить историю о принятии Гражданского кодекса, в которой Алексеев принял непосредственное участие. Так, часть первая Гражданского кодекса, была принята Государственной Думой 21.10.1994 и 28.10.1994 направлена в Совет Федерации, который получил документ 31.10.1994. Но 16.11.1994 Совет Федерации, рассмотрев ее, отклонил (из-за главы 17, посвященной праву собственности и иным вещным правам на землю). Казалось бы, Россия осталась без нового Гражданского кодекса. Но С. С. Алексеев вместе с коллегами начал искать выход из создавшегося положения. В результате анализа ситуации выяснилось, что Совет Федерации отклонил часть первую Гражданского кодекса на два дня позднее 14-дневного срока, установленного статьей 105 Конституции РФ для рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, поступивших из Государственной Думы. Юридическая зацепка была найдена. С. С. Алексеев пишет письмо Президенту, где указывает на то, что, пропустив 14-дневный срок, Совет Федерации утратил право отклонить Гражданский кодекс, а также обосновывает значение этого документа для России и юридическую возможность его подписания Президентом, несмотря на отклонение Советом Федерации. Ознакомившись с письмом, Б. Н. Ельцин приглашает автора письма к себе и в ходе часового разговора С. С. Алексеев убеждает Президента подписать часть первую Гражданского кодекса. 30.11.1994 кодекс был подписан. Таким образом, именно С. С. Алексеева с полным правом можно назвать отцом Гражданского кодекса. В целом, разработке нового Гражданского кодекса С. С. Алексеев посвятил 15 лет напряженной, творческой работы.

Также по инициативе и при поддержке Алексеева в начале 1990-х были приняты решения об отмене прописки и о юридической ничтожности «секретных» актов.

Своим главным научным трудом С. С. Алексеев называет книгу «Восхождение к праву», подводящую итог его полувековым исследованиям. В ней, по словам самого автора, «обосновыва-ется необходимость возвышения правоведения как науки, достойной занять высокое положение среди передовых естественных, технических и гуманитарных наук, обо-сновывающей место и роль права как одного из высших достижений цивилизации и культуры человечества».



Поделиться