Что такое техническая работа у нотариуса. Фнп разъяснила, могут ли нотариусы не взимать плату за оказание услуг правового и технического характера. Что делать если нотариус хамит, заявления не принимает и впадает в полный неадекват на Ваши доводы

Федеральная нотариальная палата, учитывая актуальность вопроса о правомерности взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении любого нотариального действия, экономической обоснованности действующих размеров платы за их оказание, а также о составе услуг правового и технического характера, полагает необходимым разъяснить следующее.

Важно отметить, что нотариальная деятельность в Российской Федерации является особым видом юридической деятельности - осуществляется от имени государства, носит публично-правовой характер и связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате; далее - Основы), нотариально оформленные документы обладают особой доказательственной силой (статья 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), что предопределяет публично-правовой статус нотариуса.

Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, поскольку основная задача нотариуса при совершении нотариальных действий это обеспечение бесспорности соответствующего факта или права. При наличии оснований, предусмотренных статьей 48 Основ, в частности, если сделка не соответствует требованиям законодательства или совершение нотариального действия противоречит закону, нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия или же отложить его совершение в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Согласно статье 1 (абзац шестой) Основ нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вопросы оплаты нотариальных действий регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 25.3) и Основами (статьи 22 и 22.1).

Нотариусы осуществляют свою деятельность на принципе самофинансирования. Как следует из статьи 23 Основ, источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Следует учитывать, что нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых является невозможным осуществление нотариальной деятельности, в частности, расходы на аренду (приобретение) помещения под нотариальную контору, заработную плату работникам нотариальной конторы, отчисления во внебюджетные фонды, страхование своей профессиональной деятельности, на приобретение и обслуживание оргтехники, приобретение и обновление лицензионного программного обеспечения, членские взносы, канцелярские принадлежности и прочее.

Основами нотариусам предоставлена возможность взимания помимо нотариального тарифа платы за оказание услуг правового и технического характера, которая является одним из источников, позволяющих финансировать нотариусам свою профессиональную деятельность самостоятельно (статьи 15, 23).

Из содержания статьи 15 Основ можно сделать вывод, что к услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. При этом следует отметить, что составление проектов документов в нотариальной практике является сложным, трудоемким, интеллектуальным процессом, для достижения положительных результатов которого нотариусу требуется применить свои юридические знания и затратить значительное количество времени.

Помимо подготовки нотариусом проектов документов (договоров) к услугам, составляющим правовую и техническую работу, относятся такие действия нотариуса, как редактирование проектов документов, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, розыск документов, составление соответствующих запросов, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, а также другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия.

Перечисленные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без осуществления таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Данный вывод подтверждается существующей судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 мая 2017 г. по делу № 33-14785/2017; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11 ноября 2016 г. по делу № 33-19702/2016; от 8 ноября 2016 г. по делу № 33-19386/2016; Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 15 августа 2017 г. по делу № 33-2922/2017 и ряд других судебных постановлений).

Представляется, что размер платы за услуги правового и технического характера складывается не из конкретных действий нотариуса по оказанию таких услуг, а из совокупности указанных факторов, оказывающих значительное влияние на формирование системы расчета платы за услуги правовой и технической работы, и в том числе, затрат на осуществление нотариальной деятельности, обусловленных хозяйственной деятельностью нотариальной конторы.

Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 26 мая 2011 г. № 03-05-06-03/39 обратило внимание на то, что за выполнение таких действий, как оказание услуг правового и технического характера, должна взиматься плата.с учетом себестоимости затрат на составление данных документов.

Кроме того, при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус руководствуется не только требованиями статей 15, 22, 23, 25, 30 Основ, но и Порядком определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 24 октября 2016 г., протокол № 10/16; далее - Порядок), решениями уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата), а также положениями иных правовых актов, регулирующих указанные отношения.

Изменениями, внесенными в Основы Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее - Федеральный закон № 332-ФЗ), ежегодное установление обязательных для применения нотариусами размеров платы за оказание услуг правового и технического характера отнесено к полномочиям нотариальных палат.

Однако утверждаемые нотариальными палатами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, согласно Основам, не должны превышать экономически обоснованных размеров платы за оказание таких услуг, установленных Федеральной нотариальной палатой для каждого субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком, который предусматривает взимание платы за оказание услуг правового и технического характера по видам нотариальных действий.

Следует учитывать, что приведенные изменения в Основы приняты в целях урегулирования размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий в зависимости от конкретного субъекта Российской Федерации и имеют своей целью, в частности, установление единообразной практики их взимания.

Принимая это во внимание, нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять размер данной платы (пункт 3.1.11 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, принятого Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 16 ноября 2015 г. и утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2016 г. (далее - Кодекс профессиональной этики нотариусов); пункт 2.11 Порядка).

Несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера является дисциплинарным проступком, за виновное совершение которого следует дисциплинарная ответственность нотариуса (пункт 9.2.13 Кодекса профессиональной этики нотариусов).

Следовательно, освобождение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты, по мнению Федеральной нотариальной палаты, может являться основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что ситуация, при которой отдельные нотариусы субъекта Российской Федерации при совершении нотариальных действий систематически не взимают плату за оказание услуг правового и технического характера, ставит их в неравное положение с другими нотариусами региона, что является недопустимым, учитывая правовой статус института нотариата, обязанного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации их доступа к нотариальным услугам на равных условиях.

В отношении позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 1 марта 2011 г. № 272-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 15 и частью первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» разъясняющей, что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством, необходимо отметить следующее.

Следует учитывать, что с момента принятия указанного определения законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, претерпело существенные изменения, в частности, приняты вышеозначенные Федеральный закон № 322-ФЗ, организовывающий плату за оказание услуг правового и технического характера, Кодекс профессиональной этики нотариусов, предопределяющий обязательность исполнения нотариусами решений нотариальных палат по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера. При этом значительно расширены полномочия нотариусов, на которых возложен целый ряд дополнительных важнейших действий правового и технического характера, которые стали неотъемлемым элементом при совершении нотариального действия и могут совершаться непосредственно только нотариусом и его работниками, в числе прочих внесение сведений в единую информационную систему нотариата, запрос сведений, предусмотренных статьей 47.1 Основ и другие.

Таким образом, нотариусы при осуществлении своей профессиональной деятельности должны ориентироваться на положения действующего законодательства Российской Федерации.

Обзор документа

Помимо нотариального тарифа, нотариусы вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера.

Речь идет, в частности, о составлении проектов сделок, заявлений и других документов, об изготовлении копий документов и выписок из них, о разъяснениях по вопросам совершения нотариальных действий; о розыске документов; о формировании запросов.

Данные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без оказания таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Минфин России отмечал, что плата должна складываться с учетом себестоимости затрат на оказание услуг.

Нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять размер данной платы.

Освобождение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты может являться основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания.

В соответствии со ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы нотариата) источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера (далее - услуги ПТХ), другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При этом если размеры нотариального тарифа (государственной пошлины), взимаемого за совершение нотариальных действий, жестко регламентированы ст. 22.1 Основ нотариата и ст. 333.24 Налогового кодекса РФ, то размер платы за оказание нотариусом услуг ПТХ, равно как и порядок определения размера такой платы, длительное время установлены не были. Правовой вакуум в регулировании указанного вопроса предопределил его решение на "местечковом уровне", в том числе путем установления нотариусами размера платы за оказание ими услуг правового и технического характера по своему усмотрению.

Безусловно, отдельные нотариальные палаты субъектов РФ пытались посредством дачи нотариусам соответствующих рекомендаций установить единые правила определения платы за услуги ПТХ.

Так, в силу п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" Московская городская нотариальная палата наделена полномочиями рекомендовать объем и стоимость правовой и технической работы нотариусов по составлению проектов сделок, заявлений и других документов, изготовлению копий документов и выписок из них, а также по разъяснению вопросов совершения нотариальных действий. Подобная практика, которая не имела повсеместного распространения, не привела к положительным результатам.

Согласно ч. 6 ст. 1 Основ нотариата нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Однако в силу ч. 2 ст. 23 Основ нотариата денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Данные обстоятельства обусловливают заинтересованность нотариусов в увеличении объемов финансирования своей деятельности, что могло быть достигнуто как ростом числа осуществляемых нотариальных действий (в связи с невозможностью изменения установленных нотариальных тарифов), так и повышением стоимости услуг ПТХ.

Учитывая, что плата за услуги ПТХ составляет от 2/3 до 4/5 всех финансовых поступлений нотариусов <3> и порядок ее установления нормативно не урегулирован, именно оказание услуг ПТХ явилось основным источником финансирования деятельности нотариусов. Этому способствовало и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 19 января 2012 г. N 03-05-06-03/01, согласно которому за оказание услуг ПТХ взимается плата с учетом себестоимости затрат . Подобное разъяснение позволило нотариусам самостоятельно определять стоимость оказываемых ими услуг ПТХ исходя лишь из неких оценочных показателей.

Наличие проблемы, связанной с отсутствием должного правового регулирования услуг ПТХ и в части установления платы за оказание нотариусами услуг ПТХ, неоднократно признавало и Министерство юстиции РФ: на практике самостийное определение размера платы "с учетом себестоимости затрат" привело к взиманию отдельными нотариусами завышенных тарифов. Попытки нотариальных палат субъектов РФ рекомендовать разумные пределы оценки услуг ПТХ с учетом экономических условий регионов в отдельных субъектах РФ не урегулировали должным образом данный вопрос.

В ряде нотариальных контор стала складываться практика, заключающаяся в использовании предоставленных законодателем возможностей в сугубо личных интересах. Это выражалось прежде всего в том, что отдельные нотариусы отказывались соблюдать рекомендации нотариальных палат по согласованному уровню размеров платы за услуги ПТХ, существенно завышали ее размеры, что приводило к значительному количеству жалоб на действия нотариусов. Также большое распространение получила практика, заключающаяся в "сотрудничестве" с индивидуальными предпринимателями или специализированными фирмами, на которые возлагались осуществление технической и правовой работы и взимание за это платы, причем такая плата могла отличаться в разы даже у нотариусов, работающих на одной улице.

Большие сложности в правоприменительной практике вызывало и отсутствие законодательно закрепленного понятия "услуги правового и технического характера". К таким услугам можно отнести ксерокопирование документов, изготовление выписок из них, подготовку проектов документов (составление, набор текста, печать), сшивание документов. Однако нередко понятие "услуги правового и технического характера" трактуются расширительно, в связи с чем в их содержание включают оказание консультационных услуг, разъяснения законодательства по вопросам совершения нотариальных действий, правовую экспертизу (Апелляционное определение судебной коллегии Нижегородского областного суда от 27 октября 2015 г. по делу N 33-10552/2015, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 октября 2015 г. по делу N 33-5296/2015).

Такой подход представляется незаконным. Согласно ч. 1 ст. 16 Основ нотариата нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий (здесь и далее выделено нами. - Д.З.) с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

В силу ст. 54 Основ нотариата нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона . То есть фактически нотариус обязан провести правовую экспертизу проекта сделки.

Тем самым разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, правовая экспертиза проектов документов входят в состав соответствующих нотариальных действий или представляют собой обязанность нотариуса, вытекающую из его правового статуса и осуществляемых им функций, что делает невозможным отнесение таких действий к услугам ПТХ и, соответственно, исключает основания для их оплаты.

Данная проблема была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О: "Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством. Так, в соответствии со статьями 9, 16, 48 и 50 Основ нотариата нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера.

Между тем лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса - помимо нотариальных действий - дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия.

Таким образом, Основы нотариата не предполагают возможность взимания за совершение нотариальных действий нотариальных тарифов в больших размерах, чем это определено законодателем, и допускают финансирование деятельности нотариуса за счет оказания дополнительных услуг правового и технического характера, предоставляемых гражданам и юридическим лицам исключительно при наличии их согласия и вне рамок нотариальных действий".

Кроме того, законодательно не решен вопрос о том, в рамках какой правовой конструкции должны оказываться нотариусом услуги ПТХ. Как представляется, единственным решением рассматриваемой проблемы является договор возмездного оказания услуг. Однако данный вопрос также был оставлен законодателем без разрешения, что вполне отвечает меркантильным интересам нотариусов, поскольку не создает для них дополнительный объем работ по оформлению соответствующих гражданско-правовых отношений, и практически исключает предпосылки для их гражданско-правовой ответственности.

При этом распространилась практика навязывания услуг ПТХ, оказанием которых нотариусы обусловливали совершение нотариальных действий, а в противном случае просто отказывали в их совершении. Например, не принимали представленные гражданами копии документов для свидетельствования их верности, проекты договоров, доверенностей для их удостоверения (Определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 3 августа 2015 г. по делу N 33-6445/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 26 августа 2016 г. N 33-33615/16).

Так, Московский городской суд в Апелляционном определении от 2 августа 2016 г. N 33-29079/16 указал: "В., обратившись к нотариусу с подготовленной им самим доверенностью, напечатанной на бумаге, имел право на удостоверение данной доверенности по существующим тарифам без дополнительной перепечатки на бумаге Гознака. Постановка подписи, печати нотариуса, внесение соответствующих данных в реестр нотариуса не является технической или правовой работой, а собственно и есть само нотариальное действие, за которое законом установлена госпошлина (тариф), составляет существо данного нотариального действия и дополнительной услугой ПТХ считаться не может".

Отнесение переноса текста доверенности на установленный бланк единого образца, предназначенного для совершения нотариальных действий, к услугам ПТХ является неправомерным, поскольку законом или иным нормативным правовым актом данное действие не отнесено к технической услуге. Перенос текста доверенности на бланк единого образца, в том числе и с использованием технических средств нотариуса, является непосредственно документальным оформлением нотариального действия, не может рассматриваться как оказание дополнительной (факультативной) услуги по отношению к нотариальным действиям (Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 июля 2012 г. N 33-9692/2012).

Однако судебная практика по данному вопросу не однозначна. Так, Д. обратился к нотариусу с заявлением о свидетельствовании верности копии доверенности. При этом копию доверенности заявитель изготовил сам и просил нотариуса не взыскивать с него плату за услуги правового и технического характера, а взыскать лишь тариф (10 руб. за страницу), предусмотренный п. 9 ч. 1 ст. 22.1 Основ нотариата. Однако нотариус отказал в совершении нотариального действия.

В обоснование законности данного отказа нотариуса суд указал, что Методическими рекомендациями и решениями нотариальной палаты Свердловской области (далее - Рекомендации) императивно установлено, что за свидетельствование верности копий документов взимаемая нотариусом плата складывается из тарифа, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 22.1 Основ нотариата (10 руб. за страницу копии документов) и размера платы за оказание услуг правового и технического характера (80 руб. за страницу копии документов).

При этом в силу Рекомендаций нотариус не вправе самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой субъекта РФ размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера в сторону уменьшения либо увеличения.

Граждане и представители юридических лиц, обращающиеся за совершением нотариального действия со своим проектом документа, не могут освобождаться от услуг правового и технического характера , поскольку взимается стоимость за услуги правового и технического характера в целом, а не за проект и техническую работу. Освобождение граждан от уплаты услуг правового и технического характера будет являться неисполнением Рекомендаций, что повлечет применение мер дисциплинарного взыскания к нотариусу согласно Кодексу профессиональной этики нотариусов в РФ (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 сентября 2016 г. по делу N 33-16636/2016).

Подобный подход суда вызывает удивление в силу своей явной необоснованности и незаконности.

В данной ситуации просматривается даже не навязывание нотариусом услуг ПТХ, а определение новых (повышенных) размеров нотариального тарифа: суд в нарушение требований Основ нотариата фактически легитимировал полномочия нотариальной палаты субъекта РФ по установлению размера нотариального тарифа за совершение нотариальных действий. Суд признал, что оказание услуг ПТХ входит в состав нотариального тарифа, увеличивая его размер. При этом сам факт оказания (неоказания) таких услуг никакого значения для определения размера денежных средств, подлежащих уплате нотариусу за совершение нотариального действия, не имеет. Кроме того, признание обязанности граждан оплачивать услуги ПТХ вне зависимости от их фактического оказания как основания, исключающего применение к нотариусу мер дисциплинарного взыскания, не выдерживает никакой критики.

Решить указанные проблемы, обеспечить выработку единых правил оказания нотариусами услуг ПТХ и установление порядка определения их обоснованной стоимости призван Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (далее - Закон N 332-ФЗ).

В соответствии с названным Законом на Федеральную нотариальную палату возложены полномочия:

утверждать порядок определения обязательного для применения нотариусами экономически обоснованного предельного размера платы за оказание услуг ПТХ;

ежегодно устанавливать предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг ПТХ для каждого субъекта Российской Федерации;

размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о предельных размерах платы за оказание нотариусами услуг ПТХ, а также о конкретных размерах такой платы в каждом субъекте Российской Федерации (ст. 30 Основ нотариата).

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Основ нотариата нотариальные палаты субъектов Российской Федерации ежегодно устанавливают обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг ПТХ, не превышающие предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, установленные Федеральной нотариальной палатой; размещают на своем официальном сайте в сети Интернет информацию об установленных размерах платы за оказание нотариусами услуг ПТХ.

К сожалению, Закон N 332-ФЗ не решил такие важнейшие вопросы, как определение содержания понятия "услуги правового и технического характера", введение запрета на навязывание нотариусами услуг ПТХ, регламентация права и оснований отказа граждан и юридических лиц от оказания им нотариусами таких услуг при совершении нотариальных действий, отграничение нотариального тарифа от платы за услуги ПТХ, определение правовой конструкции услуг ПТХ, оказываемых нотариусами.

Вызывает обеспокоенность и то обстоятельство, что законодатель полностью устранился от определения стоимости услуг ПТХ, передав все полномочия по их установлению самим нотариусам (подобными полномочиями целесообразно было бы наделить Правительство РФ), что может повлечь за собой злоупотребление ими в ущерб правам и законным интересам граждан и юридических лиц. Отсутствие в Основах нотариата положений о контроле за обоснованностью предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг ПТХ со стороны государственных органов также не способствует прозрачности деятельности нотариусов и не повышает уровень доверия к ним со стороны общества.

Рассмотренные нововведения реализованы в Методических рекомендациях по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты (протокол от 28 марта 2016 г. N 03/16; далее - Методические рекомендации).

Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций предельные размеры платы за оказание услуг ПТХ учитывают социально-экономическую ситуацию в регионе (характеризуемую прожиточным минимумом в регионе) и среднее число нотариальных действий, приходящихся на 1 нотариуса в регионе ("серийность" нотариальных действий). При этом учитывается, что чем больше однотипных действий выполняет нотариус, тем меньше времени требуется на выполнение одного действия и тем меньше должен быть размер платы за оказание услуг ПТХ.

При определении предельного размера платы за оказание услуг ПТХ при совершении конкретных видов нотариальных действий устанавливается коэффициент сложности нотариального действия по их видам, пропорциональный трудозатратам на их совершение.

Так, например, за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из них за страницу копии (выписки) установлен коэффициент 0,008, а за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, не подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, предусматривается коэффициент 1,0, за совершение морского протеста - коэффициент 5,0.

Предельный размер платы за оказание услуг ПТХ рассчитывается по следующей формуле, учитывающей социально-экономическую ситуацию в регионе и количество нотариальных действий, совершаемых нотариусом:

РП = ПМ x К x Ккнд,

где РП - предельный размер платы за оказание услуг ПТХ;

ПМ - величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации за II квартал года, предшествующего году взыскания нотариального тарифа;

К - коэффициент сложности нотариального действия;

Ккнд - коэффициент количества нотариальных действий.

участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ на 100%;

инвалиды I группы освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ на 50%;

несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества. Такое освобождение от взимания платы за оказание услуг ПТХ производится пропорционально их участию в договоре.

При этом нотариальным палатам субъектов РФ предоставлено право установить дополнительные льготы для отдельных категорий граждан при оказании услуг ПТХ.

Необходимо отметить, что взимание платы за оказание услуг ПТХ, не указанных в п. 2.4 Методических рекомендаций, не допускается, но при этом данный пункт содержит оговорку - "совершение прочих нотариальных действий", что фактически исключает возможность совершения нотариального действия без взыскания платы за оказание услуг ПТХ.

Кроме того, согласно п. 2.8 Методических рекомендаций при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы плата за оказание услуг ПТХ взыскивается в полуторакратном размере (аналогично с правилом, установленным ч. 2 ст. 22.1 Основ нотариата в отношении нотариального тарифа). Сколько-нибудь обоснованных причин такой позиции, за исключением, конечно, искусственного завышения стоимости услуг ПТХ, из данного правила не усматривается.

Также Методические рекомендации запрещают нотариусу самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг ПТХ в сторону уменьшения либо увеличения. Невозможность увеличения нотариусом указанной платы направлена на недопущение нарушения прав граждан и юридических лиц, а запрет уменьшать размер платы за услуги ПТХ - на исключение конкуренции между нотариусами, что, безусловно, целесообразно для нотариального сообщества, но не отвечает интересам потребителей нотариальных услуг.

На сайте Федеральной нотариальной палаты размещены предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг ПТХ по субъектам Российской Федерации, а также размеры платы (тарифов) за оказание нотариусами услуг ПТХ в субъектах Российской Федерации. Их анализ приводит к интересным выводам.

Во-первых, отсутствует единый порядок определения платы за совершение отдельных нотариальных действий.

Так, например, тарифы за свидетельствование верности копий документов, а также выписок за страницу копии установлены в твердой сумме за 1 страницу (например, в Москве - 50 руб., в Чукотском автономном округе - 175,19 руб.), в пределах двух значений (например, в Мурманской области - от 90 до 140 руб., причем раскрытие информации о порядке определения конкретной стоимости отсутствует), и дифференцированно в зависимости от количества страниц (например, в Архангельской области: за копию 1 страницы - 90 руб., копии 2 и более страниц - 40 руб. за каждую; если копии делает нотариус, то указанные тарифы увеличиваются на 40 и 50 руб. соответственно).

Тарифы за удостоверение доверенности от имени физических лиц установлены в твердой сумме (например, в Московской области - 1 700 руб.), в пределах двух значений (например, в Камчатском крае - от 300 до 3 578 руб., причем раскрытие информации о порядке определения конкретной стоимости отсутствует), в зависимости от назначения доверенности (например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 500 руб. на получение пенсии, заработной платы, 2 000 руб. - на право пользования и (или) распоряжения имуществом, 2 500 руб. - генеральная доверенность).

Во-вторых, установлена плата за "совершение прочих нотариальных действий", содержание которых в большинстве субъектов РФ не раскрывается (например, в Москве - 1 000 руб., в Московской области - до 2 000 руб.), что создает предпосылки для злоупотребления нотариусами правом на определение подлежащего взысканию тарифа на оказание услуг ПТХ.

При этом, например, в Ямало-Ненецком автономном округе содержание "прочих" нотариальных действий частично "разъяснено": "1 500 рублей - согласие на сопровождение детей на территории РФ, согласие на сдачу экзамена в ГИБДД и т.д.; 3 000 рублей - остальные". Как видно, такое "уточнение" не очень помогает разобраться в хитросплетениях источников финансирования нотариата.

В-третьих, установлен такой тариф на оказание услуг ПТХ как "недополученный доход при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы" (при выезде к физическим или юридическим лицам). В большинстве субъектов Российской Федерации не воспринят подход об увеличении стоимости услуг ПТХ при совершении нотариальных действий вне нотариальной конторы в полуторакратном размере (за исключением Алтайского края). В Ивановской области плата за совершение нотариальных действий вне нотариальной конторы установлена в размере 0,5 от суммы услуг ПТХ, но не более 6 000 руб.

Распространенным решением является установление твердой суммы (например, для юридических лиц в Москве - 10 000 руб., в Чукотском автономном округе - 24 148,8 руб.). Встречаются определение предельного размера (например, в Республике Коми - до 5 000 руб.) или минимального размера (например, в Кабардино-Балкарской республике - от 3 000 руб.), либо его установление в пределах двух значений (например, в Ярославской области - от 2 000 руб. до 5 200 руб.), а также градация тарифов в зависимости от различных обстоятельств для физических лиц:

В Республике Крым - 6 000 руб. при выезде в СИЗО, в психоневрологические учреждения;

В Республике Коми - при выезде нотариуса в пределах города - 1 000 руб., за пределы города в удаленные населенные пункты - 2 000 руб. в час, но не менее 2 000 рублей за выезд нотариуса;

В Ханты-Мансийском округе - Югре выезд нотариуса в больницу оценивается в диапазоне от 100 до 1 000 руб.

При этом в отдельных субъектах размер недополученного дохода нотариуса вообще не определен (например, в Республике Тыве, в Ульяновской области).

К сожалению, в рамках статьи невозможно проанализировать множество имеющихся нюансов установленных размеров платы за услуги ПТХ, наличие которых свидетельствует лишь о начале работы по приведению всей системы оказания нотариусами услуг ПТХ к регулированию на основании единых правил и необходимости продолжения соответствующего диалога Федеральной нотариальной палаты с региональными нотариальными палатами.

Полагаем возможным констатировать, что с 1 января 2017 г. в России фактически установлены новые размеры нотариальных тарифов, которые состоят из двух частей:

Непосредственно сам нотариальный тариф, установленный Основами нотариата (Налоговым кодексом РФ);

Плата за оказание нотариусами услуг ПТХ.

Действующее правовое регулирование не позволяет отграничить одну из указанных частей от другой, при этом обе суммы подлежат уплате вне зависимости от действительного оказания услуг ПТХ нотариусом, что никак не согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в Определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О. Иными словами, для определения оснований уплаты денежных средств за услуги ПТХ, например, за свидетельствование верности копии документа не будет иметь значения, представлена ли гражданином копия соответствующего документа или эту копию будет делать нотариус - в любом случае установленная плата за услуги ПТХ должна быть взыскана.

Попытка законодательного урегулирования отмеченных проблем оказалась малоэффективной, что обусловлено как просчетами законодателя, фактически исключившего государственное регулирование и контроль за установлением размеров платы за услуги ПТХ, так и самостийностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации, поддерживаемой действиями Федеральной нотариальной палаты РФ и ее нежеланием (неспособностью) жестко регламентировать соответствующие отношения.

Изложенное свидетельствует, что поднятая в настоящей статье проблема еще длительное время останется актуальной и негативно влияющей на состояние, оценку и восприятие российского нотариата, а также на возможности и гарантии защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при совершении нотариусами нотариальных действий.

В связи с периодическими изменениями тарифов и сумм, взыскиваемых за оказание правовой и технической работы, рекомендуем предварительно уточнять стоимость нотариального действия по указанным на сайте телефонам

Размеры тарифов за совершение нотариальных действий, а также стоимость правовой и технической работы

на 2019 год (Стоимость с 01.2019 г.)

ДОГОВОРЫ (СДЕЛКИ)

Нотариальное действие

Тариф

ИТОГО:

Удостоверение сделок (обязательная нотариальная форма) , предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:

0,5 % суммы оценки недвижимого имущества, но не менее 300 руб. и не более 20000 руб.

6000 руб.

несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за УПТХ по договорам об отчуждении ими недвижимого имущества. Освобождение производится пропорционально их участию в договоре. В случае отчуждения более 1 объекта в одном договоре, стоимость УПТХ составит 7000 руб. и далее увеличению не подлежит.

Удостоверение сделок (необязательная нотариальная форма ), предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:

супругу, родителям, детям, внукам в зависимости от суммы сделки:

8000 руб.

+ 1000 руб. за каждый последующий объект, начиная с 2-го, но не более 13000 руб.

до 10 000 000 руб. включительно

3000 руб. + 0,2 % оценки недвиж. имущества (суммы сделки)

свыше 10 000 000 руб.

23 000 руб. + 0,1% суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 50 000 руб.

другим лицам в зависимости от суммы сделки:

3000 руб. + 0,4 % суммы сделки

от 1 000 000 руб. до 10 000 000 руб. включительно

7000 руб. + 0,2 % суммы сделки, превышающей 1 000 000 руб.

свыше 10 000 000 руб.

25000 руб. + 0,1% суммы сделки, превышающей 10 000 000 руб., а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами,- не более 100 000 руб.

Договоры по оформлению в долевую собственность родителей и детей жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского капитала

500 руб.

(сумма тарифа возможно будет изменена)

5000 руб.

Несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за УПТХ. Освобождение производится пропорционально их участию в договоре (соглашении).

Договор ренты (постоянной, пожизненной, пожизненного содержания с иждивением)

0,5% суммы договора, но не менее 300 руб. и не более 20 000 руб.

8 000 руб.

Договоры ипотеки, требующие обязательной нотариальной формы:

a) долей в праве общей собственности на жилое помещение, дом с земельным участком, в обеспечение возврата целевого кредита (займа) на приобретение или строительство дома, квартиры или в обеспечение кредита (займа), на реструктуризацию кредита предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры

б) долей в праве общей долевой собственности на иное недвижимое имущество

200 руб.

8000 руб.

8200 руб.

0,3% суммы договора, но не более 3 000 рублей

11600 руб.

Договор уступки требования

а) по договору об ипотеке жилого помещения

б) по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения

300 руб.

11000 руб.

11300 руб.

Договоры купли-продажи доли или части доли в уставном капитале ООО

до 1 000 000 руб.

13500 руб.

18500 руб.

28000 руб.

Иные сделки с долями УК (опционный договор, передачи доли УК в УК другого Общества, дарения, об отступном, мены), кроме предварительных договоров

0,5 % суммы договора, но не менее 300 руб. и не более 20 000 руб.

13500 руб.

(сторонами которого являются физ. лица)

18500 руб.

(сторонами которого являются российские юр. лица)

28000 руб.

(сторонами которого является иностранное юр. лицо)

Договоры залога доли или части доли в уставном капитале ООО

до 1 000 000 руб.

0,5 % суммы договора, но не менее 1500 руб.

14000 руб.

(сторонами которого являются физ. лица)

19000 руб.

(сторонами которого являются российские юр. лица)

28500 руб.

(сторонами которого является иностранное юр. лицо)

от 1 000001 руб. до 10000000 руб. включительно

5000 руб.+ 0,3 % суммы договора, превышающей 1 000 000 руб.

свыше 10 000 001 руб.

Соглашение о предоставлении опциона на заключение договора

Обязательная нотариальная форма:

30000 руб.

Необязательная нотариальная форма:

до 1 000 000 руб. включительно

5 000 руб. + 0,2 % суммы договора, превышающей

1 000 000 руб.

свыше 10 000 000 руб.

Удостоверение безотзывной оферты во исполнение опциона на заключение договора

500 руб.

4500 руб.

5000 руб.

Удостоверение:

а) Требования о выкупе доли в УК

б) Заявление о выходе участника из Общества

500 руб.

2000 руб.

2500 руб.

Удостоверение акцепта безотзывной оферты

до 1 000 000 руб.

0,5 % суммы договора, но не менее 1500 руб.

4500 руб.

от 1 000001 руб. до 10000000 руб. включительно

5000 руб.+ 0,3 % суммы договора, превышающей 1 000 000 руб.

свыше 10 000 001 руб.

32 000 руб. + 0,15% суммы договора превышающей, 10 000 000 руб., но не более 150 000 руб.

Удостоверение оферты (обычная)

100 руб.

1000 руб.

1100 руб.

Договор Инвестиционного товарищества

500 руб.

30 000 руб.

30500 руб.

Соглашение об управлении хозяйственным партнерством

500 руб.

30 000 руб.

30500 руб.

Брачный договор

500 руб.

10 000 руб.

1000 руб., за каждый объект недвижимости начиная со 2-го, при этом общий размер УПТХ не должен превышать 15000 руб.

Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака

0, 5 % суммы договора, но не менее 300 руб. и не более 20 000 руб.

8000 руб.

1000 руб., за каждый объект недвижимости начиная со 2-го, при этом общий размер УПТХ не должен превышать 11000 руб.

Соглашения об уплате алиментов

250 руб.

8000 руб.

8250 руб.

Прочие сделки, предмет которых подлежит оценке, не указанные выше, в зависимости от суммы сделки (в том числе займ , предварительные договоры по отчуждению/залогу, договоры поручительства и прочие), за исключением договоров в рамках наследственного дела:

до 1 000 000 руб. включительно

2000 руб. + 0,3% суммы сделки

11000 руб.

свыше 1 000 000 руб. до 10 000 000 руб. включительно

5 000 руб. + 0,2 % суммы договора, превышающей 1 000 000 руб.

свыше 10 000 000 руб.

23 000 руб. +0,1% суммы договора, превышающей 10 000 000 руб., но не более 500 000 руб.

Иные договоры, соглашения не подлежащие оценке

500 руб.

11000 руб.

11500 руб.

Соглашение об изменении или о расторжении любого нотариально удостоверенного договора (соглашения)

200 руб.

7000 руб.

Если по удостоверенному соглашению требуется направить заявление в ИФНС от имени нотариуса + 2500 руб. (сканирование, составление, направление)

ЗАВЕЩАНИЕ, НАСЛЕДСТВО

Нотариальное действие

Тариф

Размер платы за оказание УПТХ

ИТОГО:

1. Завещание

2500 руб.

2. Совместное завещание супругов (действует с 01.06.2019 г.)

100 руб. 3900 руб. 4000 руб.

3. Завещание, условия которого предусматривают создание наследственного фонда

100 руб. 17000 руб. 17100 руб.

4. Принятие закрытого завещания

2700 руб.

5. Вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания

2900 руб.

6. Распоряжение об отмене завещания

1000 руб.

7. Свидетельствование подлинности подписи на заявлении по наследству

1100 руб.

8. Наследственный договор

11000 руб.

9. Выдача свидетельств о праве на наследство по закону и по завещанию:

  • Физическим лицам, проживавшим совместно с наследодателем на день его смерти и продолжающим проживать в наследуемом имуществе (жилом доме, а также земельном участке, на котором расположен жилой дом, квартире, комнате, их долях.)

Освобождено:

п. 5 ст. 333.38 НК РФ

1000 руб. 3000 руб.

  • Супругу, детям, в том числе усыновленным, родителям, полнородным братьям, сестрам

0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб.

За каждый объект недвижимого имущества: 6000 руб.

Если в одном свидетельстве на недвижимое имущество указано несколько наследников, то начиная со 2-го наследника плата за УПТХ увеличивается на 1000 руб. за каждого наследника. На остальное имущество - 3000 руб. за каждый объект, количество наследников в свидетельстве значения не имеет.

  • Другим наследникам

0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 руб.

За каждый объект недвижимого имущества: 6000 руб.

Если в одном свидетельстве на недвижимое имущество указано несколько наследников, то начиная со 2-го наследника плата за УПТХ увеличивается на 1000 руб. за каждого наследника. На остальное имущество - 3000 руб. за каждый объект, количество наследников в свидетельстве значения не имеет.

10. Выдача свидетельств о праве на наследство по закону и по завещанию всем наследникам на денежные вклады, средства на счетах в банках, права по закрытым счетам, на недополученные пенсии и пособия Освобождено от уплаты тарифа на осн. п. 5 ст.333.38 НК РФ

На денежные вклады, средства на счетах в банках, права по закрытым счетам при сумме вклада:

- до 10000 руб. - УПТХ не взимается.

- от 10000 руб. - до 100 000 руб. - 1000 руб.;

- свыше 100 000 руб. - 2500 руб.

На недополученные пенсии, пособия - 500 руб.

11. Выдача свидетельств о праве на наследство на иное имущество (в т.ч. на обезличенные металлические счета, суммы по открытым брокерским счетам, на домены, на наследство, открывшееся за границей)

Плата за УПТХ взимается за каждый объект (предмет). Кол-во наследников в свидетельстве значения не имеет.

3100 руб.

12. Свидетельство о праве на наследство по завещанию, предусматривающему создание наследственного фонда

13. Соглашения (договоры) об определении долей в общей совместной собственности для целей оформления наследственных прав

Если количество участников соглашения превышает 2, то начиная с 3-го плата УПТХ увеличивается на 500 рублей

5500 руб.

14. Принятие мер по охране наследственного имущества, включая опись

3000 руб. (за 1 час работы)

Выезд к месту составления описи оплачивается отдельно.

15. Передача входящих в состав наследства валютных ценностей, драгоценных металлов и камней, изделий из них и не требующих управления ценных бумаг, кредитному учреждению (банку) на хранение

не взимается

(в рамках принятия мер по охране наследства

16. Передача нотариусом на хранение входящего в состав наследства имущества, не требующего управления, наследникам или иным лицам

17. Учреждение доверительного управления наследственным имуществом

не взимается

(в рамках принятия мер по охране наследства)

18. Свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемые в случае смерти одного из супругов (пережившему супругу)

  • на недвижимое имущество

независимо от числа объектов

  • на иное имущество
200 руб.

независимо от числа объектов

19. Договор раздела наследственного имущества

до 1 000 000 руб. включительно:

2000 руб. + 0,3% суммы сделки;

свыше 1 000 000 руб. до 10 000 000 руб. включительно:

5 000 руб. + 0,2 % суммы договора, превышающей 1 000 000 руб.;

свыше 10 000 000 руб.:

23 000 руб. + 0,1% суммы договора, превышающей 10 000 000 руб., но не более 500 000 руб.

7000 руб. за каждый последующий объект договора, начиная с 3-го – УПТХ увеличивается на 1000 руб., при этом общая сумма УПТХ не должна превышать 13 000 руб.

не взимается

- начиная с 4-го запроса - каждый запрос 100 руб., при этом сумма за все запросы не должна превышать 1000 руб.

СОГЛАСИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ДОВЕРЕННОСТИ

Нотариальное действие

Тариф

Размер платы за оказание УПТХ

Итого:

1. Согласие родителей на выезд н/л детей за границу, на сопровождение детей, на проезд или перелет детей, в том числе без выезда за границу.

100 руб.

не зависит от количества несовершеннолетних и сопровождающих

1200 руб.

2. Прочие односторонние сделки, предмет которых не подлежит оценке , (в том числе согласия, в том числе отказы от прав, обязательства).

500 руб. 1000 руб. 1500 руб.

3. Согласие супруга на сделку по распоряжению общим имуществом супругов.

500 руб.

100 руб. за каждый последующий предмет сделки начиная с 3-го, при этом общий размер УПТХ не должен превышать 1800 руб.

от 1500 руб. до 2300 руб.

4. Прочие согласия , не являющиеся односторонней сделкой (волеизъявления).

100 руб. 1000 руб. 1100 руб.
ДОВЕРЕННОСТИ:

1. Доверенности на право пользования и (или) распоряжения имуществом , за исключением доверенностей на пользование и распоряжение автотранспортными средствами и на совершение сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению:

Доверенности физических лиц своим детям, супругу, родителям, братьям, сестрам (при наличии свидетельств о рождении, о заключении брака в ОРИГИНАЛЕ )

100 руб. 1300 руб. от 1400 руб. до 2000 руб.
- доверенности физических лиц другим лицам 500 руб. 1300 руб. от 1800 руб. до 2400 руб.
500 руб. 1600 руб. от 2100 руб. до 2900 руб.
500 руб. 2100 руб. от 2600 руб. до 3400 руб.
- доверенности от имени юридических лиц в порядке передоверия 500 руб. 2200 руб. от 2700 руб. до 3300 руб.

2. Прочие доверенности:

Доверенности физических лиц

200 руб. 1300 руб. от 1500 руб. до 2100 руб.
200 руб. 1600 руб. от 1800 руб. до 2600 руб.

Доверенности от имени физических лиц, в порядке передоверия

200 руб. 2100 руб. от 2300 руб. до 3100 руб.

Доверенности от имени юридических лиц, в порядке передоверия

200 руб. 2200 руб. от 2400 руб. до 3000 руб.

3. Доверенности на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

Доверенности физических лиц

200 руб. 1300 руб. от 1500 руб. до 2100 руб.
- доверенности в порядке передоверия от имени физических лиц 200 руб. 1600 руб. от 1800 руб. до 2600 руб.
- доверенности юридических лиц 200 руб. 2100 руб. от 2300 руб. до 3100 руб.
200 руб. 2200 руб. от 2400 руб. до 3000 руб.

4. Доверенности на совершение сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, без полномочий по распоряжению и получению имущества и денег:

Доверенности физических лиц

200 руб. 1300 руб. от 1500 руб. до 2100 руб.
- доверенности в порядке передоверия от имени физических лиц 200 руб. 1600 руб. от 1800 руб. до 2600 руб.
- доверенности юридических лиц 200 руб. 2100 руб. от 2300 руб. до 3100 руб.
- доверенности в порядке передоверия от имени юридических лиц 200 руб. 2200 руб. от 2400 руб. до 3000 руб.
5. Доверенности на получение пенсии и социальных выплат не взыскивается 1000 руб. от 1000 руб. до 1900 руб.
6. Доверенности на получение пенсии и социальных выплат, в порядке передоверия не взыскивается 1300 руб. от 1300 руб. до 2400 руб.

7. Распоряжение об отмене доверенности

500 руб.

500 руб.

1000 руб.

Примечание:

При удостоверении доверенности на нескольких представителей стоимость услуг работ УПТХ увеличивается на 200 руб. за каждого представителя, начиная с 3-го, при этом размер УПТХ :

  • не более 1900 руб. при оформлении доверенности от физических лиц;
  • нне более 2400 руб. при оформлении доверенности от имени физических лиц, в порядке передоверия;
  • не более 2900 руб. при оформлении доверенности от юридических лиц;
  • не более 2800 руб. при оформлении доверенности от имени юридических лиц, в порядке передоверия.

СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ПОДЛИННОСТИ ПОДПИСИ НА ДОКУМЕНТАХ

Нотариальное действие

Тариф

Размер платы за УПТХ

ИТОГО:

Свидетельствование подлинности подписи на документах:

1. На банковской карточке, на всех заявлениях и документах (в том числе в ИФНС или Минюст при регистрации юридического лица и ИП для внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП и др.):

Физических лиц и ИП

1200 руб.

1700 руб.

2. Свидетельствование подлинности подписи на иных документах (кроме указанных выше):

Физических лиц (на заявлении о принятии наследства, отказ от преимущественного права покупки доли Уставного капитала ООО)

Представителей юридических лиц

1100 руб.

1600 руб.

3. Свидетельствование подлинности подписи переводчика

300 руб.

4. Свидетельствование верности перевода сделанного нотариусом

за документ в целом

1200 руб.

5. Свидетельствование подлинности подписи на Решении единственного участника

1300 руб.

ИНЫЕ НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Нотариальное действие

Тариф

Размер платы за УПТХ

ИТОГО:

1. Протест векселя

2. Предъявление чека к платежу, удостоверение неоплаты чека

1% неоплаченной суммы, но не более 20 000 руб.

3. Выдача свидетельств:

об удостоверения факта нахождения гражданина в живых, о нахождения гражданина в определенном месте, о тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, о передаче документов, о направлении документов, иные нотариальные свидетельства

2100 руб.

4. Свидетельство о тождественности собственной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи

с учетом ст. 333.38 п.1.пп.2 НК РФ

Не взимается

5. Удостоверение факта принятия общим собранием участников ООО решения об увеличении УК и состава участников Общества, присутствовавших на собрании (п. 3 ст. 17 ФЗ об ООО, в ред. ФЗ-67 от 30.03.2015)

обязательная нотариальная форма

100 руб.

В случае если в повестку для собрания наряду с вопросом об увеличении УК внесены иные вопросы, не требующие обязательного присутствия нотариуса на собрании, нотариальный тариф взимается как за обязательное нотариальное действие

3000 руб.

+ 5000 руб. взимается в фиксированном размере – за подготовку к собранию и за выдачу свидетельства

6. Удостоверение прочих решений органов управления юридического лица

3000 руб.

за каждый час присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа

3000 руб. за один час присутствия на заседании

+ 5000 руб. - взимается в фиксированном размере – за подготовку к собранию и за выдачу свидетельства

7. Передача документов (ст. 86 ОЗН) – любые документы или заявления:

а) почтовым отправлением

2100 руб.

б) лично нотариусом

2400 руб.

(выезд отдельно)

в) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

1600 руб.

(если документ содержит более 10 листов:

50 руб. за каждый лист, начиная с 11-го, при этом сумма УПТХ не должна превышать 2600 руб.)

8. Передача сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и сведений о фактах деятельности юридических лиц (ст. 86 ОЗН)

1000 руб. (внесение в реестр) + 50 руб. за каждую страницу скана, но не более 1 700 руб.

от 1100 руб. до 2800 руб.

9. Выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов

3600 руб.

10. Представление документов на государственную регистрацию юридического лица и ИП электронной форме) (ст. 86.3 ОЗН)

100 руб. за одну страницу сканирования передаваемых документов, но не более 1300 руб.

11. Принятие на депонирование нотариусом, денежных средств, в целях исполнения обязательств по сделке (ст. 88.1 Основ)

12. Принятие на депонирование движимых вещей

13. Принятие в депозит нотариуса, выявленных при описи наследственного имущества, входящих в состав наследства наличных денежных средств

Не взимается.

Указанное действие выполняется в рамках нотариального действия по принятию мер по охране наследственного имущества.

14. Принятие в депозит:

а) по алиментным соглашениям, по договорам ренты, по коммунальным платежам (ст. 327 ГК РФ)

0,5 % от принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1000 руб.

б) по иным обязательствам, указанным в ст. 327 ГК РФ

0,5 % от принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1000 руб.

Начиная с 6-го и за каждого последующего кредитора по 1000 руб.

в) принятие в депозит денежных средств для расчетов с кредиторами ликвидируемых негосударственных ПФ

(обязательное нотариальное действие)

0,5 % от принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1000 руб.

(70% от размера УПТХ

указанного в п.п б) п. 14)

Начиная с 6-го и за каждого последующего кредитора по 700 руб.

15. Исполнительная надпись об обращении взыскания на заложенное имущество

0,5 % стоимости истребуемого имущества,

указанной в договоре, или суммы, подлежащей взысканию, но не менее 1500 руб. и не более 300000 руб.

16. Исполнительная надпись о взыскании задолженности или истребовании заложенного имущества

0,5 % от взыскиваемой суммы, но не более 20000 руб.

17. Уведомление залогодателя (должника) об исполнении обязательства, обеспеченного залогом

1800 руб.

18. Хранение документов

20 руб. за каждый день хранения документов

90 руб. за каждый день хранения документов каждых полных или неполных 250 листов

19. Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества:

а) в электронной форме

не взимается

б) на бумажном носителе

200 руб. за каждую страницу уведомления

20. Выдача выписки из реестра уведомлений о залоге:

а) на бумажном носителе

40 руб. за каждую страницу выписки (в пределах 1-10 стр. вкл.),

20 руб. за каждую страницу выписки начиная с 11-й стр.

50 руб. за 1 страницу

б) в электронном виде

не взимается

21. Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу, электронного документа документу на бумажном носителе

50 руб. за каждую страницу

100 руб. за каждую страницу

22. Удостоверение времени предъявления документа

2100 руб.

23. Свидетельствование верности копий документов, копий с копий документов, а также выписок из документов, в том числе Уставов хозяйственных обществ

10 руб. за страницу

50 руб. за страницу

60 руб. за страницу

24. Обеспечение доказательств

3000 руб. за каждую страницу протокола

За каждую страницу приложения

25. Внесение сведений в реестр списков участников ООО ЕИС нотариата (ст. 103.11 Основ нотариата)

1600 руб.

26. Выдача выписки из реестра списков участников ООО ЕИС нотариата (ст. 103.12 Основ нотариата)

40 руб. за каждую страницу выписки (в пределах 1-10 страницы включительно),

20 руб. за каждую страницу выписки начиная с 11-й страницы

50 руб. за страницу

27. Выдача копий документов из архива нотариуса

2300 руб.

28. Прочие нотариальные действия, кроме указанных выше

1100 руб.

29. Удостоверение факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности

3000 руб.

30. Выезд нотариуса:

К физическим лицам

К инвалидам I, II группы

К юридическим лицам

Утвержден
решением Правления
от 24.10.2016, протокол N 10/16
Изменения,
Федеральной нотариальной палаты
от 11.09.2017, протокол N 11/17
Изменения,
утверждены решением Правления
Федеральной нотариальной палаты
от 16.10.2017, протокол N 12/17

ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ОКАЗАНИЕ
НОТАРИУСАМИ УСЛУГ ПРАВОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

I Общие положения

1.1. Порядок определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (далее - Порядок) разработан во исполнение требований пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".

1.2. Настоящий Порядок разработан с учетом научно-исследовательской работы Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук "Разработка и обоснование методики определения предельных размеров платы за услуги правового и технического характера, взимаемых нотариусами при совершении нотариальных действий".

1.3. При взимании платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус руководствуется требованиями ст. ст. 15, 22, 23, 25, 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), настоящим Порядком, решениями уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата), а также положениями иных правовых актов, регулирующих указанные отношения.

1.4. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера ежегодно утверждается уполномоченным органом нотариальной палаты и подлежит применению с 1 января следующего года.

1.5. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера утверждается уполномоченным органом нотариальной палаты в рамках, установленных Федеральной нотариальной палатой предельных размеров, рассчитанных в соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 настоящего Порядка.

При этом нотариальные палаты вправе увеличить размер платы за оказание услуг правового и технического характера на очередной календарный год, в пределах, установленных Федеральной нотариальной палатой, не более чем на 10% от установленных на 1 января предыдущего года по следующим нотариальным действиям, в связи с их социальной значимостью и возможностью планирования расходов лицами, намеренными обратиться за совершением нотариального действия в следующем году:

а) удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества;

б) удостоверение договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением;

в) удостоверение соглашений об уплате алиментов;

г) удостоверение завещаний;

д) удостоверение согласий законных представителей, опекунов, попечителей на выезд несовершеннолетних детей за границу;

е) выдача свидетельств о праве на наследство;

ж) выдача свидетельств о праве собственности пережившему супругу.

1.6. Предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера на следующий год рассчитывается в соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 настоящего Порядка и утверждается Правлением Федеральной нотариальной палаты до 1 ноября текущего года.

1.7. Взимание платы за оказание услуг правового и технического характера, не указанных в приложении N 1 к настоящему Порядку, не допускается. Нотариальные палаты вправе установить градацию размеров платы за оказание услуг правового и технического характера в зависимости от сложности и объема подготавливаемого документа (количество лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, количество листов изготавливаемого документа, количество объектов в свидетельстве/сделки и др.) в пределах, не превышающих предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.

1.8. Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты обязаны опубликовать утвержденные размеры платы за оказание услуг правового и технического характера на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

II Порядок расчета предельного размера платы за оказание
нотариусами услуг правового и технического характера

2.1. При расчете предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера используется коэффициент количества нотариальных действий (Ккнд), определяемый по следующей формуле:

Nc - среднее количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом в соответствующем субъекте Российской Федерации за предыдущий год;

Np - среднее количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом в России за предыдущий год.

Коэффициент количества нотариальных действий, в случае превышения им значения 1,3, принимается за 1,3.

2.2. Предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера рассчитывается по следующей формуле, учитывающей социально-экономическую ситуацию в регионе и количество нотариальных действий, совершаемых нотариусом:

РП = ПМ x К x Ккнд,

где РП - предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера;

ПМ - величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации за II квартал текущего года;

К - коэффициент сложности нотариального действия, указанный в пункте 2.3 настоящего Порядка;

Ккнд - коэффициент количества нотариальных действий.

2.3. При определении предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении конкретных видов нотариальных действий устанавливается коэффициент сложности нотариального действия по их видам, пропорциональный трудозатратам на их совершение (Приложение N 1 к настоящему Порядку).

2.4. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 100%.

2.5. Инвалиды I группы освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 50%.

2.6. Несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества. При этом такое освобождение от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера производится пропорционально их участию в договоре.

2.7. Плата за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи не взимается.

2.8. Плата за оказание услуг правового и технического характера при нотариальном удостоверении протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата, нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой кандидатом на должность Президента Российской Федерации уполномоченному представителю по финансовым вопросам, при свидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (участников референдума), и подлинности подписи этих лиц, не взимается.

2.9. Плата за оказание услуг правового и технического характера при нотариальном удостоверении сделок, совершаемых при переселении граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации государственных, региональных и муниципальных программ взимается в размере 50% от размера платы, взимаемой за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.

2.10. При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы нотариус вправе взыскать недополученный доход в размере, не превышающем размер платы за оказание услуг правового и технического характера рассчитанный из размера коэффициента сложности нотариального действия:

при выезде к физическим лицам - 0,5;

при выезде к юридическим лицам - 1.

При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы по одному адресу для нескольких лиц недополученный доход взыскивается с данных лиц однократно в равных долях.

При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы в рамках регулярного выезда нотариуса в населенные пункты нотариального округа недополученный доход не взыскивается.

При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица в соответствии со статьей 22 Основ возмещают ему фактические транспортные расходы.

2.11. В случае если услуги правового и технического характера были выполнены, а нотариальное действие не было совершено, нотариус вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера. Факт взимания платы за оказание услуг правового и технического характера в отсутствие совершенного нотариального действия подтверждается записью в реестре регистрации нотариальных действий без присвоения реестрового номера.

2.12. Нотариальные палаты вправе установить дополнительные льготы, предоставляемые нотариусами отдельным категориям граждан и юридическим лицам, в том числе органам государственной власти и местного самоуправления, при оказании услуг правового и технического характера.

Льготы при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера устанавливаются вне зависимости от того, на кого возложены расходы сторон.

2.13. Нотариус не вправе самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера в сторону уменьшения либо увеличения.

2.14. Размер платы, уплаченной за оказание услуг правового и технического характера, указывается в нотариальном акте и реестре регистрации нотариальных действий.

Приложение N 1
к Порядку определения предельного
размера платы за оказание
нотариусами услуг правового
и технического характера

КОЭФФИЦИЕНТЫ СЛОЖНОСТИ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Коэффициент

Вид нотариального действия

Выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества за каждую страницу выписки; выдача выписки из реестра списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата за каждую страницу выписки. Свидетельствование верности копий документов, а также выписок из них за страницу копии (выписки); хранение документов за каждый день хранения каждых полных или неполных 250 листов документов, но не менее чем коэффициент сложности нотариального действия 0,2. удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи; Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу - за каждую страницу документа на бумажном носителе; удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе - за каждую страницу документа на бумажном носителе; за каждую страницу приложения к протоколу обеспечения доказательств. Регистрация уведомления о залоге движимого имущества - за каждую страницу уведомления представленного на бумажном носителе. Удостоверение распоряжения об отмене завещания; свидетельствование подлинности подписи переводчика; выдача выписки из реестра регистрации нотариальных действий. Свидетельствование подлинности подписи физического лица; свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой; принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке; внесение сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата. Удостоверение распоряжения об отмене доверенности; представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; удостоверение доверенности на получение пенсии и социальных выплат, связанных с инвалидностью. Свидетельствование подлинности подписи представителя юридического лица; передача сведения, которые содержатся в заявлениях физических лиц и юридических лиц, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, а также в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц; представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Свидетельствование подлинности подписи на решении единственного участника хозяйственного общества; удостоверение согласия законных представителей, опекунов, попечителей на выезд несовершеннолетних детей за границу; удостоверение согласия супруга на заключение сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации; уведомление залогодателя (должника) об исполнении обязательства, обеспеченного залогом; удостоверение доверенности от имени физических лиц. Совершение прочих нотариальных действий; выдача прочих нотариальных свидетельств; выдача копий документов, переданных нотариусу на хранение. Удостоверение завещания; передача заявлений или иных документов. Удостоверение доверенности в порядке передоверия; удостоверение доверенности от имени юридических лиц. Принятие закрытого завещания; вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания. Обеспечение доказательств - за каждую страницу протокола; выдача свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию на иное имущество, за исключением недвижимого (с каждого наследника за каждый объект, указанный в свидетельстве); совершение исполнительной надписи, за исключением исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество; выдача дубликатов нотариальных свидетельств, исполнительных надписей и документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок. Удостоверение иной односторонней сделки, предмет которой не подлежит оценке; принятие мер по охране наследства - за каждый час, затраченный на принятие мер по охране наследства; присутствие на заседании органа управления юридического лица - за каждый час присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа. Удостоверение безотзывной оферты во исполнение опциона на заключение договора; удостоверение акцепта безотзывной оферты. Выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе пережившему супругу; удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению; удостоверение договора по оформлению в долевую собственность родителей и детей жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского капитала; исполнительная надпись об обращении взыскания на заложенное имущество; подготовка к присутствию на заседании органа управления юридического лица. Выдача свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию на недвижимое имущество (с каждого наследника за каждый объект, указанный в свидетельстве); принятие в депозит нотариуса денежных сумм или ценных бумаг, за исключением случаев принятия в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке, до пяти кредиторов. За каждого последующего кредитора начиная с шестого коэффициент сложности нотариального действия увеличивается на 0,1. Удостоверение договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением. Удостоверение соглашения об уплате алиментов. Удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, не подлежащих обязательному нотариальному удостоверению; удостоверение соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака; удостоверение соглашения о расторжении договора (соглашения); удостоверение иного договора (соглашения). Удостоверение брачного договора; предъявление чека к платежу и удостоверение неоплаты чека; совершение морского протеста. Удостоверение договоров об отчуждении доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, сторонами которых являются физические и российские юридические лица. Учреждение доверительного управления наследственным имуществом. Протест векселя. Удостоверение договоров о залоге доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, сторонами которых являются физические и российские юридические лица. Удостоверение соглашения об управлении хозяйственным партнерством; удостоверение договоров об отчуждении, залоге доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, хотя бы одной из сторон которых является иностранное юридическое лицо; удостоверение договора инвестиционного товарищества.

Наткнулся на интересное определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 года. В жалобе заявителя было отказано, но КС РФ прямо указал на необязательность таких "услуг", которые навязывают нотариусы, что дает возможность каждому из вас от них отказаться, если вы эти работы сделаете сами.

Выдержка:

2.2. Статья 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, как следует из ее названия (в редакции Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ - "Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности"), допускает, помимо оплаты непосредственно нотариальных действий, возможность оплаты и иных услуг, оказываемых нотариусами при осуществлении нотариальной деятельности. Это отражено также в оспариваемой заявительницей части первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, указывающей среди источников финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, денежные средства, полученные им за оказание услуг правового и технического характера.

Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством. Так, в соответствии со статьями 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера.

Между тем лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса - помимо нотариальных действий - дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия.

Полный текст определения здесь.



Поделиться