Какие права человека могут быть ограничены. Ограничение прав и свобод гражданина в рф. Что не подлежит притеснению

Гарантированы ли реально все права и свободы, предусмотренные конституцией? Все ли права и свободы могут быть ограничены?

право свобода ограничение конституционный

Формально гарантированные в Конституции каждому «права» на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей «и в иных случаях, установленных законом» (ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции), а также «право» малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им социального жилища (бесплатно или «за доступную плату») в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции) - это октроированные «права» на привилегии. Во-первых, эти «права-привилегии» предусматриваются законодателем лишь для определенных категорий членов общества. Во-вторых, гражданин вправе обжаловать в суд незаконный отказ формально предоставить ему одну из этих привилегий, но он не может требовать в суде предоставления ему в соответствии с этой привилегией надлежащего количества и качества социальных благ. Например, признание гражданина, не имеющего жилья, лицом, имеющим «право» на получение бесплатного жилища, еще не означает, что это жилище будет предоставлено ему в разумные сроки, а качество этого жилища будет соответствовать норме.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Даже из этой конституционной формулировки можно понять, что бесплатная медицинская помощь оказывается в пределах соответствующего бюджета и т.д. и что квалифицированная бесплатная медицинская помощь - это привилегия бедных в богатых странах.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Существует ряд прав, которые изначально ограничены, например:

Свобода слова и свобода выражения своего мнения (запрет на разглашение государственной тайны, на призывы к свержению конституционного строя, на разжигание межнациональной розни и т.п. ст. 29 Конституции РФ);

Свобода передвижения в рамках страны (зоны эпидемии, заключение, следственная необходимость, исполнение служебных обязанностей и другие, в соответствии с законами Российской Федерации).

Таким образом, соблюдение прав человека не означает анархию, так как права могут быть ограничены. Однако есть ряд требований к этим ограничениям:

1. Ограничения должны быть закреплены законодательно (только на уровне закона, но не подзаконного акта или решения органа местного самоуправления);

2. Ограничения могут быть введены только для защиты определенного круга ценностей, которые значительно важнее ущерба, который гражданин несет от ограничения (например, ограничение свободы передвижения в зонах эпидемий). Ограничения могут быть введены только в минимальном объеме, т.е. только в той мере, в какой это служит защите данной ценности (например, запрет на публикацию статьи, которая содержит информацию о государственной тайне, но не закрытие всех СМИ);

3. Ограничения могут быть введены, когда это необходимо в интересах демократического общества.


Права и свободы, предоставленные каждому Конституцией РФ и международно-правовыми актами, не беспредельны. Права человека, являющиеся общечеловеческим достоянием, не должны ограничиваться, однако, в случаях, когда это необходимо, государство должно устанавливать четкое обоснование, конкретные пределы введения ограничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями.
Ограничения основных прав и свобод образуют определенную систему и включают:
а) ограничения общего характера. Они касаются общего конституционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. 55, 13, 19, 29 и др. Конституции РФ);
б) ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ, законодательство о чрезвычайном положении).
Одновременно Конституция определяет пределы усмотрения законодателя, следовательно, исполнительной и судебной власти, перечисляя права и свободы, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56);
в) ограничения основных прав и свобод, обусловленные особен-ностями правового статуса отдельных категорий граждан (должностные лица, военнослужащие, лица, отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы и т.п.) и их отношений с государством. В последнем случае пределы возможных ограничений, как правило, Кон-ституцией не определены. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданы природой этих отношений, а судом проверяются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан, необходимости соблюдения законодателем принципа сораз-мерности ограничений специальному статусу данных категорий граждан.
Международные договоры о правах человека разрешают государствам-участникам вводить правовые нормы, ограничивающие применение некоторых прав, а также в случае возникновения на их тер-ритории чрезвычайных обстоятельств отступать от выполнения взятых на себя международных обязательств по защите прав человека и основных свобод и приостанавливать действие национального законодательства в этой области. Такие меры принимаются только в той степени, в какой это необходимо государству в интересах его безопасности.
Нормы, позволяющие ограничить действие некоторых прав человека, вводятся с целью установить равновесие между правами отдельных лиц и интересами общества и государства в целом, а также в том случае, когда между ними могут возникать противоречия.
Хотя ограничительные нормы по правам человека должны вводиться согласно Конституции федеральными законами, законодательство некоторых субъектов Федерации содержит нормы, ограничивающие права человека.
Наибольшее число противоречий и несоответствий в региональных законодательствах касается таких прав как:
- равенство всех перед законом в пользовании правами и свободами (например, наличие неодинакового правового статуса, дающее преимущество гражданам, которые относятся к «титульной» для субъекта Федерации национальности, по отношению к другим гражданам в предпринимательской деятельности, при регистрации приобретенной собственности и в других вопросах или лишение определенных преимуществ, которыми пользуются жители субъекта Федерации, для граждан страны, находящихся на территории этого субъекта, но не имеющих постоянной прописки);
- право на свободные выборы (в ряде республик допускаются ограничения для кандидатов на пост главы республики и в депутаты ее законодательного органа в виде ценза республиканского гражданства, срока обязательного проживания, знания языка «титульной нации» и других требований);
- право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах РФ (установление дополнительных по сравнению с федеральным законодательством ограничений прописки и регистрации в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах страны, в ряде регионов, ставших центрами миграции: Ставропольском, Краснодарском крае и др.) и некоторых других прав.

Еще по теме Ограничение прав и свобод гражданина в РФ:

  1. Фактические коллизии (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов республик в составе России о признании неконституционными нормативных правовых актов)
  2. § 3 Конституционно-правовые основы контроля в сфере нотариальной деятельности
  3. § 4. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц в сфере нормотворчества

Подробное решение параграф § 20 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 7 класса, авторов Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Павлова Н.С. 2015

  • Гдз рабочая тетрадь по Обществознанию за 7 класс можно найти

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Что удивило Рому в выборе места проведения суда?

Суд, посвященный избеению иностранцев проходил не в их родной стране, а в стране пребывания.

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Объясни, что такое «права человека», какие права человека ты уже знаешь. (Уч-ки «Окружающий мир», 4-й кл., «Обществознание», 6-й кл.)

Права человека – система неотъемлемых прав любой личности, закреплённая Всеобщей декларацией прав человека ООН и законами большинства современных государств, основанная на теории естественных прав.

Включают в себя:

культурные права на образование, участие в культурной жизни, на благоприятную окружающую среду, свободу творчества и т.п.;

– личные права на жизнь, свободу, неприкосновенность, собственность, судебную защиту; свободу мысли, совести, передвижения, выбора национальности и т.п.;

– политические права на гражданство, участие в управлении своим государством, право избирать и быть избранным в органы власти, участвовать в осуществлении правосудия; право свободы слова, доступа к информации, мирных собраний, митингов, шествий и т.п.;

– социально-экономические права на частную собственность и предпринимательство, труд, жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья, семьи и т.п.

Эти права гарантируются Конституцие РФ.

Объясни, как ты понимаешь следующие понятия, с чем связываешь имена: Просвещение, естественное право, всеобщее благо, Руссо, Монтескье, Локк, Гоббс.

Просвещение – эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной,философской и общественной мысли. Представители: Руссо.

Естественное право - понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Представители: Локк.

Всеобщее право – все люди имеют одинаковые права независимо от происхождения. Представители: Гоббс.

Мотескье разработал теорию разделения властей.

Как ты можешь охарактеризовать термины: Конституция, закон (Уч-к «Обществознание», 6-й кл.), пределы свободы, права и обязанности в семье?

Конституция – верховный закон государства.

Пределы свободы – свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Права и обязанности в семье – характеризуют отношения в семье между ее членами. Например, обязанность родителей воспитывать своих детей

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Международные и российские законы о правах человека.

Прочитайте текст и определите, на основе каких документов людей защищают независимо от их гражданства.

Это Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав и свобод гражданина РФ, Конституция РФ.

2. Какие права у нас есть?

По тексту выдели права, которыми в современном обществе обладают только граждане того или иного государства.

Личные права, права и свободы иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Сделайте вывод по проблеме, заинтересовавшей Рому в начале параграфа: «Почему наше государство защищает не только своих граждан?»

Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека, взяло на себя обязательство гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.

Какие права есть у человека? Чем они подтверждены? Чем ограничены?

Политические, экономические, личные, культурные, социальные.

Подкреплены и ограничены Всеобщей декларацие прав человека и Конституцие РФ.

Как могут быть нарушены права человека?

Могут быть нарушены другими людьми: воровство, принуждение, убийство и др.

3. Обязан ли человек соблюдать права других людей?

Чем могут быть ограничены права человека?

Обязанности частично могут ограничивать права и свободы одного человека в интересах всего общества.

Мерой свободы одного человека являются права другого человека. Соблюдение норм, установленных правом, является обязанностью граждан, так как их несоблюдение нарушает права и свободы других людей.

Сделайте вывод по проблеме, заинтересовавшей Рому в начале параграфа: «Почему наше государство защищает не только своих граждан?»

4. Нарушения прав человека.

Определи по тексту, какие ограничения являются нарушением прав человека.

Геноцид (истребление людейопределенной национальности), дискриминация (ограничения в правах и свободах по национальности, полу, возрасту, религии и др.)

Как, с твоей точки зрения, можно отличить необходимые ограничения в правах от нарушения прав и свобод?

Человек совершил кражу. Его посадили в тюрьму, то есть ограничили его свободу. Это необходимо ограничение, связанное с нарушением закона.

Геноцид и дискриминация – нарушение прав и свобод. Ограничение в данном случае происходит не из-за действий человека, а по иным признакам: нацинальность, пол, возраст, религия и др.

Сделайте вывод по проблеме, заинтересовавшей Рому в начале параграфа: «Почему наше государство защищает не только своих граждан?»

Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека, взяло на себя обязательство гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.

Потому что человек имеет права независимо от местанохождения. Соблюдение норм, установленных правом, является обязанностью граждан, так как их несоблюдение нарушает права и свободы других людей.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

Выполняем учебные задания.

1. Прочитай параграф и выдели основные этапы борьбы людей за свои права.

Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав и свобод гражданина РФ, Конституция РФ.

2. Почему пункт 5 данной статьи не является нарушением прав человека в России?

Статья 13 Конституции РФ (отрывок):

1. В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Потому что описанные действия приводят к расколу общества и военным действиям. Следовательно эти дествия могут привести к нарушению прав миллионов граждан России.

3. Как вы думаете, что опаснее: нарушение прав человека отдельным лицом или государством? Объясните почему. Как называются такие преступления? Приведите пример.

Более опасным является нарушения прав человека государством. Только в рамках государства количество жертв исчисляется тысячами или миллионами.

Такие преступления называются геноцид (истребление людейопределенной национальности).

Примеры: уничтожение колониалистами 60 млн. индейцев в америке; геноцид против евреев, цыган, славян во Второй мировой войне.

4. В одном из произведений Дж. Родари мальчик Джельсомино попадает в необычную страну. Прочитайте описание этой страны и ответьте на вопрос: соблюдаются ли там права человека? Поясните своё мнение.

Права человека не соблюдаются. Власть находится в руках одного человека, который пишет законы, удобные ему.

5. В схеме, приведённой в параграфе, представлены основные виды прав человека. Обратись ко второй главе Конституции РФ и к каждому виду прав приведи по три примера из документа.

Экономические права:

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Политические права:

1 Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2 Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Личные права:

1 Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

2 Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

3 Каждый имеет право на жизнь

Культурные права:

1 Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2 Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3 Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Социальные права:

1 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2 Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3 Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Решаем жизненные задачи.

Покупка дисков

Ситуация. Родители подарили тебе на день рождения деньги, и ты решил потратить их на музыкальные диски. В магазине на эту сумму ты можешь купить только один лицензионный диск, а у продавца на улице – три пиратские копии.

Роль. Покупатель дисков.

Результат. Правовой выбор и объяснение своих мотивов.

Покупаем лицензионный диск. Купив пиратский диск, мы нарушаем авторское право исполнителя.

Осуществляем проекты.

1. Прочитайте высказывания и на тему одного из них напишите эссе:

«Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения» (французский философ конца XVII – XVIII в. Вольтер).

Каждый человек имеет право свободно выражать свои мысли. Представим ситуацию, когда праитель и приближенные к нему люди могут свободно выражать свое мнения, но при этом их оппененты такого права лишены. Получается, что закон составлен в угоду правящей верхушке. Со временем люди начинаются бороться за свое право. Однако среди них также есть те, кто не разделяют мнения друг друга. Но они вместе добиваются равного права для всех.

«Нет такого закона, который удовлетворял бы всех» (римский писатель, государственный деятель III–II вв. до н.э.Катон Старший).

В семье родители воспитывают своих детей. Этот процесс не обходится без и запретов. Также, обсуждая совметсные дела (например, куда пойти на выходные – в кино или в кафе?) мнения членов семьи могут разделиться. И тогда применятся принципбольшинства: идет туда, за что проголосовало большинство. Так же и в государстве. Если это республика – то это власть большинства. Меньшинство в любом случае будет несогласно.

2. Подготовьте политинформацию для одноклассников по теме «Государства – нарушители прав человека».

СТАТЬЯ №3. ПРАВО НА ЖИЗНЬ

«Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

В 2007 году около 6500 человек были убиты в вооружённом конфликте в Афганистане, и почти половина из них - мирные жители, убитые повстанцами. Также сотни мирных жителей были убиты во время самоубийственных атак вооружённых группировок.

Согласно официальным отчётам, в Бразилии в 2007 году полиция убила по меньшей мере 1260 человек - это самый высокий показатель на сегодняшний день. Эти случаи официально были названы «актами сопротивления» и по ним не проводилось практически никакого расследования.

В Уганде 1500 человек умирают каждую неделю в лагерях беженцев. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в этих лагерях в общей сложности умерло 500 000 человек.

Власти Вьетнама насильно поместили по меньшей мере 75 000 наркоманов и проституток в 71 переполненный «реабилитационный» лагерь, заявив, что те подвержены риску заболевания СПИДом, но в то же время не предоставляют им никакого лечения.

СТАТЬЯ № 4.РАБСТВО ЗАПРЕЩЕНО

«Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».

На севере Уганды боевики повстанческой армии похитили 20 000 детей за последние 20 лет и заставили их стать солдатами или сексуальными рабами для армии.

В Гвинее-Бисау даже пятилетних детей продают в рабство и вывозят из страны на хлопковые плантации в южный Сенегал или делают из них попрошаек в столице. В Гане детей от 5 до 14 лет заманивают ложными обещаниями лучшего будущего и возможности получить образование на предприятия рыбной индустрии, где заставляют выполнять опасную, неоплачиваемую работу.

Среди всех азиатских стран в Японию доставляется больше всего проданных в рабство женщин, особенно из Филиппин и Таиланда. По оценкам ЮНИСЕФ, в Филиппинах 60 000 детей заставляют заниматься проституцией.

Согласно оценкам Государственного департамента США, ежегодно от 600 000 до 820 000 мужчин, женщин и детей продают в рабство и вывозят из их родной страны, причём половина их них несовершеннолетние. Почти во всех странах, включая Канаду, США и Великобританию, депортация и преследование таких людей являются обычными мерами, предпринимаемыми государством, при этом не существует никаких органов, куда бы они могли обратиться за помощью.

В Доминиканской Республике в результате операций по незаконной перевозке и торговле людьми 25 гаитянских рабочих-мигрантов умерли от удушения. В 2007 году в отношении двух гражданских лиц и двух военных за их участие в этих операциях был вынесен мягкий приговор.

В 2007 году в Сомали более 1400 сомалийцев и эфиопов погибли в море во время операций по их незаконной перевозке.

СТАТЬЯ № 5. ПЫТКИ ЗАПРЕЩЕНЫ

«Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию».

В 2008 году американские власти продолжали удерживать 270 заключённых в Гуантанамо (Куба) без суда или обвинения, подвергая их пыткам. Бывший президент США Джордж Буш уполномочил ЦРУ продолжать тайные аресты и допросы, несмотря на то, что это является нарушением международного права.

В Дарфуре свирепствуют насилие и жестокость, а внешняя помощь практически отрезана. Наибольшему насилию подвергаются женщины. В частности, неподалёку от лагерей беженцев было совершено более 200 изнасилований всего за пять недель, а власти ничего не предприняли, чтобы наказать насильников.

В Демократической Республике Конго служащие государственных органов безопасности и члены вооружённых группировок регулярно подвергают пыткам задержанных, в том числе избивают и насилуют их. Задержанных содержат в изолированных, нередко тайных местах. В 2007 году республиканская охрана (охрана президента) и специальное отделение полиции в Киншасе незаконно задерживали и пытали многих людей, которых обвинняли в критике правительства.

http://ru.humanrights.com/what-are-human-rights/violations-of-human-rights/

Чрезвычайное положение. Военное положение

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах может или должен это делать. Нетрудно понять, что в таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребления недопустимы. Конституции стран мира, допуская ограничения прав, устанавливают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограничения основных прав только законом или на основании закона, т. е. актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.

В Российской Федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований (термин «умаление», однако, следует признать юридически недостаточно ясным, скорее всего в данном контексте он означает любое сокращение объема разрешаемых действий).

Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эти основания - всего шесть и ни одним больше - сами по себе не вызывают сомнений, поскольку речь идет о защите прав и интересов большинства людей от злоупотреблений со стороны меньшинства или о создании необходимых условий для реализации прав и свобод. Вопрос состоит в том, что конкретно должно быть вложено в эти основания, чтобы не допустить злоупотреблений.

Как бы отвечая на этот вопрос, в данной статье указываются два важных условия: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом и 2) «только в той мере, в какой это необходимо».

Оба эти условия также вызывают вопросы. Во-первых, почему в столь важном деле, как ограничение конституционных прав и свобод, законодатель не прибегнул к авторитету федерального конституционного закона, который, казалось бы, является более уместным для данного случая? Во-вторых, упоминание о «мере, в какой это необходимо» порождает беспокойство в связи с возможностью слишком широкого толкования этого условия, что при определенном стечении обстоятельств (например, массовом психозе) может послужить основой для произвола. Конституционный Суд РФ в связи с этим в ряде своих постановлений обосновал требование соблюдения соразмерности ограничений как гарантию от чрезмерных ограничений прав и свобод, выходящих за рамки необходимости.

Требуют также правового разъяснения такие основания ограничения прав, как «нравственность» и «обеспечение безопасности государства». Любая степень неясности может привести к нежелательным для общества последствиям. Федеральными законами, в которых содержатся отдельные ограничения прав и свобод, обычно раскрываются понятия соответствующих направлений или форм деятельности государства («безопасность», «оборона», «оперативно-розыскная деятельность» и др.).

Следует отметить, что по смыслу приведенных статей Конституции в Российской Федерации возможны только общие ограничения прав и свобод для всего населения путем принятия закона. Тем самым как бы исключается возможность такого ограничения в отношении отдельных лиц. В ФРГ, например, Основной закон позволяет ограничивать основные права лиц, которые злоупотребляют свободой печати, свободой преподавания, свободой собраний, тайной переписки, собственностью, правом убежища. Объем лишения указанных прав определяется федеральным конституционным судом. Отсутствие подобной нормы в Конституции РФ не означает, что в России индивидуальное ограничение прав и свобод за злоупотребление ими в принципе невозможно.

В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях ЧП (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который, однако, требует, чтобы государством-участником было официально объявлено ЧП и об этом сообщено другим государствам.

В Конституции есть важная гарантия. Согласно ч. 3 ст. 118 «создание чрезвычайных судов не допускается» . Следовательно, даже в условиях ЧП продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.

Создание чрезвычайных судов обосновывалось требованиями военного времени, но гораздо чаще они становились орудием массовых репрессий в тоталитарных государствах. Такую роль в СССР в 1930-е гг. играли разного рода «особые совещания», «специальные трибуналы» и т. д. Чрезвычайные суды, действуя в атмосфере общественной истерии, страха или давления со стороны правящих кругов, выносили приговоры, вплоть до смертных, без достаточных правовых оснований, детального предварительного и судебного следствия и процессуальных гарантий для подсудимых (так называемое упрощенное производство). Формально такие суды - там, где они периодически создаются, - могут быть включены в общую судебную систему, но обычно их создание исключает какое-либо обжалование в вышестоящие суды общей юрисдикции. Тем самым грубо нарушаются элементарные права и свободы граждан.

В современных демократических государствах чрезвычайные суды запрещаются. Европейский Суд по правам человека признал не соответствующим Конвенции о защите прав человека и основных свобод («право на независимый и беспристрастный суд» - ст. 6) создание в Турции «судов государственной безопасности», которые включали в свой состав наряду с гражданскими судьями военного судью. В наше время к созданию чрезвычайных судов под различными названиями прибегают авторитарные и военные режимы.

Чрезвычайное положение - особый правовой режим, временно вводимый для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Такой режим меняет характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и общественных объединений, допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан. Порядок введения ЧП регулируется конституциями и законами, соответствующий акт принимается главой государства. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 4) указывает, что ЧП вводится в условиях, когда жизнь нации находится под угрозой, о чем объявляется официально; в этих условиях государство может принимать меры в отступление от своих обязательств по данному Пакту только в такой степени, в какой это вызвано остротой положения. Данные меры не должны влечь дискриминацию исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. О таких отступлениях государство обязано немедленно информировать Генерального секретаря ООН. Не допускается отступление от защиты ряда прав человека (на жизнь, против применения пыток, против рабства и др.).

В России ЧП регламентируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (в редакции от 3 июля 2016 г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

  • 1) попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • 2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) ЧП может повлечь отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статьями Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, гарантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу предпринимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. Набор этих прав, повторяющий аналогичные положения Международного пакта о гражданских и политических правах, отражает стремление защитить те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объявлением ЧП и которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Указ Президента подлежит утверждению Советом Федерации. В указе должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП; обоснование необходимости введения ЧП; границы территории, на которой вводится ЧП; силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия; исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление применяемых мер; время вступления указа в силу; срок действия ЧП. Указ Президента подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Указ Президента, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население страны или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении ЧП. При введении ЧП на всей территории Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия ЧП. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток (допускается продление).

Закон устанавливает меры и временные ограничения, применяемые в условиях ЧП, силы и средства, обеспечивающие режим, особое управление соответствующей территорией. Гарантии прав граждан, ответственность граждан и должностных лиц предусматривают установление пределов временных ограничений, порядок и условия применения физической силы и специальных средств, порядок задержания граждан, ответственность за нарушение требований режима, осуществление правосудия и деятельность прокуратуры. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Он включает особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП, запрещение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, забастовок, ограничение движения транспортных средств и осуществления их досмотра и др. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных объединений, ограничение или запрещение продажи оружия, спиртных напитков, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет, продление срока задержания подозреваемых в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений (не более чем на три месяца). Во время действия ЧП выборы и референдумы не проводятся.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных органов, как и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет соответствующую ответственность.

От ЧП следует отличать чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, для предупреждения и ликвидации которых создана единая государственная система. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 23 июня 2016 г.) указывает, что эта государственная система осуществляет систему мероприятий по обучению населения действиям при угрозе и возникновении таких ситуаций, обеспечивает социальную защиту населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, содействует реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций и проч. При введении системы повышенной готовности или возникновении чрезвычайной ситуации назначаемый органом государственной власти руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации вправе ограничивать доступ людей и транспорта на территорию, где существует угроза чрезвычайной ситуации, и в зону такой ситуации, определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществлять меры, не ограничивающие права и свободы человека и гражданина, направленные на защиту населения. Решением Президента РФ при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением сил и средств органов исполнительной власти, в том числе специальных сил и средств Вооруженных Сил РФ, устанавливается особый уровень реагирования.

Законом предусмотрены оповещение и экстренная информатизация населения об опасностях при угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о ведении военных действий и необходимых правилах поведения населения. Все СМИ обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет соответствующую информацию.

Федеральный конституционный закон «О военном положении» (в редакции от 12 марта 2014 г.) определяет военное положение как особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии. В период действия военного положения, вводимого указом Президента РФ с утверждением Советом Федерации, допускается ограничение прав и свобод граждан, деятельности организаций и должностных лиц; на них могут возлагаться дополнительные обязанности. В добавление к тем ограничениям прав и свобод, которые указаны выше применительно к ЧП, меры военного положения предусматривают приостановление деятельности, подрывающей в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации, привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, изъятие для нужд обороны имущества у организаций и граждан, запрещение или ограничение выбора места пребывания или жительства, запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, введение военной цензуры за почтовыми отправлениями, интернирование граждан иностранного государства, воюющего с Россией, запрещение выезда граждан РФ за пределы страны и др. Выборы и референдумы при военном положении не проводятся. На период военного положения граждане обязаны: выполнять требования органов государственной власти и военного управления, являться по вызову этих органов, участвовать в выполнении работ для нужд обороны, предоставлять необходимое имущество. Определенные обязанности возлагаются также на организации, находящиеся на соответствующей территории.

В мирное время подготовка населения к возможным военным действиям регулируется Федеральным законом «О гражданской обороне» (в редакции от 30 декабря 2015 г.) и Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ (в редакции от 14 ноября 2015 г.). Этими правовыми актами предусмотрены мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, своевременное оповещение об опасностях в военное время, обеспечение перевода гражданской обороны с мирного на военное время, эвакуация населения, проведение аварийно-спасательных работ, срочное восстановление коммунальных служб в военное время и др. Закон предусматривает обучение населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах, поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороной и систем оповещения населения об опасностях при ведении военных действий и при угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов. Эти ограничения выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, призванных охранять права и свободы всех граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан, одновременно таят опасность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы об органах Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ), о войсках национальной гвардии, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной охране. Но есть и другие законы.

Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» (в редакции от 6 июля 2016 г.) предоставляет органам безопасности право устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на это согласие; осуществлять дознание и предварительное следствие по определенным делам, иметь следственные изоляторы; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, принадлежащие гражданам и организациям, в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан документы, удостоверяющие личность; осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушение, и др.

Органы ФСБ вправе производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством к ведению органов ФСБ, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом они принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности. Эти органы также могут временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий.

Законом предусмотрена возможность определенного ограничения действий физических лиц. Речь идет о праве руководителей органов ФСБ объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством к ведению органов ФСБ; в течение 10 дней после проверки полученных сведений о совершении физическим лицом указанных действий принимается решение об объявлении данному лицу официального предостережения. Не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного решения официальное предостережение направляется (вручается) физическому лицу.

Федеральная служба безопасности осуществляет дознание и предварительное следствие по широкому кругу дел - экстремизм, терроризм, диверсии, угоны воздушного, водного и железнодорожного транспорта, государственная измена, разглашение государственной тайны, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, незаконный экспорт военных технологий.

В целях противодействия терроризму органам ФСБ предоставлено право на контрразведывательную деятельность, допускающую ограничение конституционных прав граждан (по решению суда) на срок до 180 суток, а в неотложных случаях - без предварительного судебного постановления, но с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов.

Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 3 июля 2016 г. ставит перед войсками национальной гвардии задачи охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны важных государственных объектов, участия в борьбе с терроризмом и экстремизмом, осуществления контроля за оборотом оружия и др. В этих целях они вправе задерживать и вскрывать транспортные средства, беспрепятственно входить в жилые помещения, производить досмотр транспортных средств и личный досмотр работников охраняемых объектов, задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления, для передачи их полиции, осуществлять проверку у граждан документов и др. Надзор за исполнением войсками национальной гвардии федеральных законов осуществляет прокуратура.

Определенные ограничения прав и свобод граждан допускаются Федеральным законом «О полиции» (в редакции от 28 мая 2017 г.). Полиция как орган, являющийся составной частью единой централизованной системы МВД, вправе применять меры государственного принуждения, в том числе физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в пределах, установленных федеральным законом. В целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан и с соблюдением требований закона полиция наделена правом применять ограничения свободы передвижения граждан; производить личный досмотр граждан; останавливать транспортные средства; участвовать в налоговых проверках; формировать банки данных о гражданах; осуществлять оперативно-розыскную деятельность; выявлять и пресекать экстремистскую деятельность; проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; вызывать полицию и получать от граждан необходимые объяснения; задерживать и содержать под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан; производить личный досмотр граждан; временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах и др. Полиция участвует в противодействии терроризму, применяя при этом необходимые временные ограничения. Она контролирует соблюдение правил регистрационного учета граждан, правил въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее, установленных для иностранцев.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» (в редакции от 28 декабря 2016 г.) устанавливает строгие правовые рамки для ограничения прав и свобод граждан для следственных органов и учреждений в ходе расследования уголовных преступлений. Сотрудники Следственного комитета (СК) имеют права беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые всеми органами власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности; входить в жилые помещения; требовать от должностных лиц предприятий, учреждений и организаций представления документов и материалов и др. Требования сотрудника СК при проверке сообщения о преступлении или об осуществлении других полномочий обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами. Неисполнение законных требований сотрудника СК, а также уклонение от явки по его вызову влекут ответственность по закону.

Широкие полномочия правоохранительных органов определяют повышенные требования к их работникам. Так, на службу в полицию, органы внутренних дел, органы ФСБ и государственной охраны не могут быть приняты граждане, имеющие или имевшие судимость и не отвечающие другим требованиям, предусмотренным законом. При приеме на службу в определенные органы проводятся психофизиологические исследования личности, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости, оформляется личное поручительство за них другими сотрудниками и др.

Такие граждане проходят проверку на допуск к государственной тайне, им запрещается размещать в СМИ сведения о своей служебной деятельности, устанавливать контакты с иностранными гражданами иначе, как в порядке, который определяется руководством, и проч. Закон устанавливает основания увольнения граждан со службы или с работы за нарушения этих строгих правил.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, прохождением и прекращением ее, права и обязанности сотрудников, ограничения и запреты регламентируются Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (в редакции от 3 апреля 2017 г.). В соответствии с Законом сотрудники этих органов обязаны уведомлять о каждом случае обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения. Они подлежат увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого эти сотрудники являются, а также в случаях непредставления сведений о своих доходах, расходах и имуществе, осуществлении предпринимательской деятельности и др.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (в редакции от 6 июля 2016 г.) позволяет органам ФСБ, МВД, Службе внешней разведки, органам государственной охраны, таможенным органам, Федеральной службе исполнения наказаний, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в целях борьбы с преступностью проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия. Эти органы должны согласовывать с ФСБ использование технических средств для негласного получения информации. Они вправе устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; совершать изъятие документов и др.

Определяя основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, названный Закон устанавливает правило, согласно которому проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Предварительный судебный контроль за законностью и обоснованностью таких мероприятий является одной из важнейших гарантий, призванных защищать права и свободы граждан от произвольного и чрезмерного их ограничения органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Федеральный закон «О государственной охране» (в редакции от 3 июля 2016 г.), в частности, предоставляет органам государственной охраны права задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения в местах пребывания объектов охраны; использовать в служебных целях транспортные средства организаций и граждан для преследования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении; беспрепятственно входить в жилые помещения граждан (об этих случаях, если вхождение в помещение происходит против воли граждан, органы охраны обязаны уведомить прокурора в течение 24 часов); временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах и др. (см. § 3 гл. 22 учебника).

Федеральный закон «О противодействии терроризму» (в редакции от 1 января 2017 г.), устанавливая правовой режим в зоне проведения контртеррористической деятельности, закрепляет за соответствующими лицами права: принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности; задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию; беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности; производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности; использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, и др. Антитеррористической защищенности подвергаются строения, сооружения, места массового пребывания людей в зданиях и на объектах, на которых при определенных условиях могут одновременно находиться более 50 человек.

В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы теракта могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, не ограничивающих права и свободы граждан. Порядок и содержание этих мер определяются Президентом РФ.

Для участия в контртеррористических операциях широкие полномочия предоставлены войскам национальной гвардии. Военнослужащие этих войск могут применять меры и временные ограничения, предусмотренные федеральным законодательством о военном положении и о противодействии терроризму. Естественно, что при этом оказываются неизбежными временные ограничения некоторых прав и свобод граждан.

Устанавливается, что для борьбы с терроризмом Вооруженные Силы могут применяться для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами, а также для пресечения террористических актов на морских судах и для участия в пресечении терроризма за пределами Российской Федерации в соответствии с международными актами. При этом Вооруженным Силам предоставляется право уничтожить самолет или морское судно, если они не реагируют на радиокоманды или не подчиняются им. Решение о применении Вооруженных Сил для борьбы с терроризмом за пределами Российской Федерации принимает Президент РФ. Об этом он информирует Совет Федерации.

В названном Законе оговаривается, что для сохранения жизни и здоровья людей, захваченных террористами, возможно ведение с ними переговоров, однако подчеркивается: при этом не должны рассматриваться выдвигаемые террористами политические требования. Реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов. Также говорится, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма. Решение о признании конкретной организации террористической принимает суд на основании заявления прокуратуры.

7 августа 2000 г. вступил в силу Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма». В Закон включено заявление о необходимости применения Конвенции таким образом, чтобы «обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи».

Противодействие терроризму рассматривается в России как общегосударственная система, обеспечивающая проведение единой государственной политики для защиты основных прав и свобод человека и гражданина и обеспечения национальной безопасности. Этому способствует Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 5 октября 2009 г. В ней указывается, в частности, что важной задачей противодействия терроризму является обеспечение законности при осуществлении данной деятельности, формирование правовой культуры населения.

Федеральный закон «О судебных приставах» (в редакции от 3 июля 2016 г.) предоставляет судебным приставам права при проведении розыска проводить исполнительно-розыскные действия; запрашивать из банков данные; изучать документы; обследовать помещения, здания и сооружения, транспортные средства; проверять документы, удостоверяющие личность.

Судебный пристав также вправе осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, а также объявлять розыск ответчика по гражданскому делу.

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (в редакции от 28 мая 2017 г.) расширены возможности принуждения к исполнению судебных решений, в том числе с помощью запрета выезжать за границу гражданам-должникам. Судебные приставы сами могут инициировать данную меру, направив ходатайство в суд, и, получив необходимое решение суда, направляют его для исполнения в соответствующие органы для принятия мер по ограничению права на выезд за рубеж в отношении должника. Приставы наделены правом на расследование дополнительно двух распространенных преступлений: злостное уклонение от уплаты алиментов и злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности. Предусмотрена возможность проникновения приставов в жилище граждан-долж-ников в случае, если хозяева квартиры не открывают дверь. Судебные приставы также обладают правом запрашивать у банков различную информацию, которая касается счетов должников либо хранящихся в банках их ценностей.

Федеральный закон «О государственной тайне» (в редакции от 8 марта 2015 г.) устанавливает осуществление федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, включающего проведение проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях. Проверки осуществляются с соблюдением Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции от 22 февраля 2017 г.). Требования государственной тайны применяются для обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение об их государственной защите.

Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции РФ (ст. 46), в Уголовно-процессуальном кодексе, в федеральных законах «О прокуратуре Российской Федерации», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод приходится конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного или временного характера.

  • Чрезвычайные суды - суды, осуществляющие ускоренное рассмотрение уголовных дел без предоставления подсудимым необходимых гарантий защиты.

Некоторые права человека, которые настолько существенны, что их осуществление не может быть приостановлено законными актами правительства даже в условиях чрезвычайного положения. К ним относятся:

1. Право на жизнь.

2. Запрет на применение пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

5. Право на свободу мысли, совести и религии.

Обязанность

Моральное или юридическое обязательство действовать или воздержаться от действия в соответствии с предписаниями закона. Человек или государство может быть привлечено к ответственности за неисполнение определенных обязательств. Всеобщая декларация прав человека устанавливает (§ 1 ст. 29), что: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом».

Ответственность

Обязанность, предусмотренная законом, отвечать за свои действия и бездействие.

Ответственность может быть принята на себя добровольно (в силу заключенного контракта) или накладывается органами власти (в соответствии, например, с уголовным правом). Правительство должно нести ответственность за нарушения прав человека. Ответственность выражается в выплате компенсаций, например, жертвам пыток или незаконного задержания, как это предусмотрено в соответствующих конвенциях.

Парламентские выборы

Выборы политических представителей народа в законодательный орган.

Перемещенные лица

Лишенные своих мест лица, не подпадающие под определение беженцев. Перемещенные лица могут быть определены как люди, которые покинули свое место жительства из-за социальных, экологических или политических трудностей, но остались в пределах своей страны (внутренние беженцы), или не имеют статуса беженцев в стране за рубежом.

Предварительное задержание

Термин означает задержание до или во время судебного процесса. Человек, подвергнувшийся предварительному задержанию, должен считаться невиновным, и обращаться с ним следует соответствующим образом до тех пор, пока он не будет признан виновным по закону в открытом судебном разбирательстве с соблюдением всех процессуальных гарантий. Предварительное задержание может применяться только на ограниченных основаниях: арест и задержание такого лица во время проведения следствия и суда должны осуществляться только в целях отправления правосудия на основаниях, условиях и процедурах, установленных законом. Наложение на задержанного ограничений, в которых нет абсолютной необходимости для цели задержания или устранения препятствий ведения следствия, для отправления правосудия или для поддержания безопасности и порядка в месте задержания, должны быть запрещены. Лицо, задержанное по обвинению в уголовном преступлении, имеет право на суд в течение разумного времени или освобождение до суда.

Свобода демонстраций

Свобода демонстраций происходит из права на мирное собрание и ассоциацию, права на свободу выражения мнения. Демонстрация может быть определена как публичное проявление чувства или мнения. Свобода демонстраций не является неограниченной; к ней применяются такие же ограничения, как к вышеупомянутым правам. Это означает, что свобода демонстраций может быть ограничена в интересах национальной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, защиты здоровья и нравственности общества, защиты прав и свобод других лиц.

Свобода информации

Важный элемент свободы выражения и мнения. Свобода информации больше, чем совокупность свободы мысли, выражения мнения и прессы. Свобода информации как выражение свободы мысли имеет глубокие корни во врожденной жажде знаний человека и в его поисках правды. Свобода информации как свобода выражения мнения коренится в политическом сознании человека. Свобода информации - это свобода прессы в широком смысле; она также относится к другим средствам массовой информации, а также в праве удовлетворять интересы слушателей и зрителей.

Свобода мирных собраний и ассоциации

Свобода создавать или присоединяться к ассоциации без ограничений, установленных какими-либо органами власти (свобода ассоциации) и свобода присоединяться активно или пассивно к любому собранию с мирными целями (свобода мирных собраний). Никто не может быть принужден вступить в ассоциацию. На осуществление этого права не могут быть наложены никакие ограничения, кроме тех, которые установлены законом в интересах национальной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, защиты здоровья и нравственности общества или защиты прав и свобод других лиц. Важным аспектом свободы мирных собраний и ассоциации является право создавать и присоединяться к профсоюзам. С этим правом связано право на забастовки. Сфера действия этого права ограничена условием использования в соответствии с законами соответствующей страны.

Свобода мысли, совести и религии

Охватывает интеллектуальный, нравственный и духовный опыт человечества. Право на свободу мысли, совести и религии включает свободу менять свои идеи, религию или убеждения, свободу отдельно или совместно с другими, публично или в частном порядке, проявлять свою религию или убеждения в преподавании, отправлении и соблюдении обрядов и богослужении.

Свобода передвижения

Право граждан свободно передвигаться внутри страны, менять место жительства или работы и выезжать за рубеж. Это право ограничивается правительством различными способами. В некоторых странах ограничения связаны с установлением платы, в других – эмиграция ограничена по политическим мотивам. Иногда правительства не гарантируют права вернуться в родную страну или лишение гражданства происходит по политическим мотивам.

Свобода прессы

Определяет ту степень свободы, в которой средства массовой информации могут освещать государственные и общественные проблемы, особенно те, которые содержат критику действующих органов власти. Свобода прессы основывается на праве на свободное выражение мнения. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства, или посредством других средств по выбору.

Свобода религии

Охватывает духовный и иногда мистический опыт человечества. Право на свободу религии включает свободу исповедовать или принимать религию или веру по своему выбору отдельно или совместно с другими, публично или в частном порядке, выражать религию в богослужении, соблюдении и выполнении обрядов, в преподавании. Право на свободу религии иногда нарушается запрещением религии, установлением и жесткого предписания исповедовать определенную религию (главным образом, государственную), установлением чрезмерных ограничений в осуществлении этого права.

Тоталитаризм

Тоталитаризм - это политическая идеология абсолютной власти. Нацизм, фашизм, мусульманский фундаментализм, государственный социализм стали его недавними воплощениями. Тоталитарным называется государство с системой правления, не ограниченной конституционно или без сдерживания другими силами в обществе (такими как церковь, сельское мелкопоместное дворянство, профсоюзы или местные органы власти). Такое государство не несет ответственности перед обществом посредством периодических тайных и состязательных выборов. Оно использует свою неограниченную власть для контроля всех сторон жизни общества, включая семью, религию, образование, бизнес, частную собственность и социальные отношения. Политическая оппозиция подавляется, процесс принятия решений сильно централизован. Тоталитарный режим обычно является самым серьезным нарушителем прав человека.

Habeas corpus

Латинское выражение, который буквально означает «вы можете владеть телом». Это историческое название английского закона 1679 года, запрещающего задержание без судебного ордера на арест и гарантирующего, что каждое дело будет заслушано соответствующим судом. Этот акт расширил принципы зашиты гражданских прав, содержащихся в Хартии Вольностей (1215 года) и Петиции Прав (1628 года). В настоящее время habeas corpus используется в качестве предписания одному лицу задержать другое, требующее от него представить заключенного или задержанного, с указанием дня и причин его поимки или задержания. Обоснованность задержания должна быть определена судебной властью, и - если задержание незаконно - человек должен быть освобожден. Это процессуальная гарантия против незаконного заключения. В испаноязычных странах такая мера известна как «ампаро».

Человеческое достоинство

Одна из основополагающих концепций (наряду с концепцией равных и неотъемлемых прав), на которых базируется защита прав человека. Человеческое достоинство изначально присуще человеку, и никто не может быть его лишен. В преамбуле к Всеобщей декларации прав человека прирожденное достоинство и равные и неотъемлемые права считаются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Чрезвычайное положение

Исключительная ситуация, когда под угрозой находится «жизнь нации». Чрезвычайное положение должно быть «официально объявлено» государством. Угрозу для «жизни нации» могут представлять иностранная военная оккупация, социальные волнения, такие как бунты или другие виды внутренних разногласий, которые серьезно угрожают правопорядку в стране. С 1945 года понятие «чрезвычайная ситуация» сменила формулировки «состояние войны» и «осадное положение». Чрезвычайное положение - понятие, имеющее ограниченное значение. Например, оно не охватывает стихийные бедствия, которые очень часто служат оправданием приостановления государством осуществления прав человека. Меры, которые государство-участник может предпринять по сокращению некоторых своих обязательств в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, должны отвечать трем условиям:

1. Они должны быть «в степени, вызванной крайней необходимостью ситуации».

2. Они не должны «противоречить другим обязательствам государства по между­народному праву».

3. Они не должны вызывать дискриминацию исключительно по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.



Поделиться