Незаконное задержание сотрудниками полиции. Необоснованное задержание можно оспорить Ответственность за незаконное задержание


Задержание гражданина сотрудником полиции – достаточно неприятная ситуация, которая всегда должна иметь законные основания для свершения подобного действия. Любое ограничение свободы человека может производиться только в соответствии с определенным основанием, иначе данное действие будет признано незаконным.

Однако, на практике достаточно часто случаются незаконные задержания граждан. Поэтому советуем ознакомиться с данной статьей, чтобы знать свои права при задержании сотрудниками полиции.

По каким причинам могут законно задерживать?

Хоть и кажется, что для того, чтобы вашу свободу временно ограничили, существует не так много причин, но на самом деле их достаточно. Задержать вас в праве, если:

  • Есть подозрения, что вы совершили преступление;
  • Для вас избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  • Вы занимаетесь уклонениям от наказания;
  • Вы в розыске;
  • Вы под следствием в административном производстве;
  • Вы нарушили комендантские часы;
  • Вы принимали попытку суицида;
  • Вы собирались проникнуть или проникли на охраняемую территорию;
  • Вы находитесь в психическом расстройстве и создаете опасность для общества;
  • Вы являетесь иностранцем, и ваше государство отправило запрос о выдаче вас им.

Как вести себя при задержании?

В данном разделе мы расскажем, что делать в случае, если к вам подходит сотрудник полиции и просит пройти с ним до отделения.

Если к вам подходит сотрудник полиции и задерживает:

  1. Не лишним будет иметь съемку или запись задержания, так что по возможности попробуйте записать на камеру или диктофон процесс задержания;
  2. Если задержание с целью составления протокола, спросите почему его нельзя составить на месте;
  3. Вежливо общайтесь с сотрудником полиции, попросите разъяснений по поводу оснований для задержания, адреса отделения полиции куда вас везут;
  4. Свяжитесь со своим юристом или адвокатом;
  5. Если сотрудник полиции не представился, зафиксируйте номер его нагрудного значка, попросите представиться;
  6. Не сопротивляйтесь требованиям полицейского, если они законны. При совершении сотрудником незаконных действий, напомните ему об этом, но при этом помните и о собственной безопасности;
  7. Запомните или зафиксируйте время задержания, напрямую от этого зависит сколько вас продержат в полиции. По ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ этот срок не более трех часов без исключительных обстоятельств. В исключительных случая, четко определенных законом (ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ ) этот срок может быть продлен до 48 ч.;
  8. После прибытия в отделение полиции, попросите уведомить ваших родственников, работодателя (если это произошло в рабочее время) о задержании.
  9. Отдельно у вас есть право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).
  10. Если вам требуется медицинская помощь – вы имеете на нее право, уведомите об этом дежурного. С момента задержания охрана — обязанность полиции.

На какое время могут задерживать без оснований?

Срок задержания может быть разным, он напрямую зависит от его оснований. Так, если:

  • Нет исключительных обстоятельств – 3 часа;
  • Гражданин не трезв – через 3 часа после вытрезвления;
  • Должно быть вынесено судебное решение – не больше 48 часов;
  • Совершено правонарушение пересечения границ РФ, таможенных правил, в отношении вас ведется рассмотрение административного правонарушения, за которое предусмотрен арест — 48 часов;
  • Вынесено судебное постановление о продлении срока задержания – не больше 72 часов;
  • Необходимо дополнительное время для поиска доказательств в подтверждении совершенного преступления – до 120 часов.

Главная задача сотрудников полиции – контроль над правопорядком. Если они имеют законные основания полагать, что конкретное лицо несет определенную угрозу для общества или нарушило закон, должны осуществить его задержание. Последнее проводится по строго определенным правилам. Если какие-то моменты нарушены, можно говорить про незаконное задержание, привлечь к ответственности полицейского, пренебрегающего установленными правилами.

Чтобы понимать, в каких случаях нарушается закон, необходимо четко знать свои права и полномочия представителей полиции. Изначально рассмотрите законные поводы для задержания и правила его осуществления.

Основные причины для задержания гражданина полицейскими

Задержать человека представители правоохранительных органов могут, если он:

  • нарушил общественный порядок;
  • находится в розыске;
  • совершил преступление;
  • подозревается в совершении преступления;
  • по избранной мере пресечения должен быть заключен под стражу;
  • нарушил правила комендантского часа;
  • незаконно проник на охраняемый объект;
  • нанес значительный вред чужому имуществу;
  • представляет опасность для общества;
  • совершил административное правонарушение;
  • является иностранцем и должен быть депортирован.

Как видите, перечень причин оговаривается достаточно четко. Поэтому определить, когда действие является незаконным, можно очень легко. Если полицейский пытается осуществить незаконное административное задержание без веских оснований, он может быть привлечен к полноценной ответственности.

Порядок проведения процедуры и ее правила

Кроме веской причины при задержании играет роль и порядок его осуществления. Здесь четко установлена последовательность действий, которую должны соблюдать представители правоохранительных органов. Так, полицейский обязан:

  • представиться, назвав свои ФИО и звание;
  • предоставить документ, подтверждающий выше названную информацию;
  • уведомить человека о причине, имеющей место;
  • разъяснить его права и обязанности;
  • составить протокол с соблюдением всех правил.

Важно! Если задержанное лицо настаивает, представитель правоохранительных органов обязан уведомить о случившемся законных его представителей, родственников или адвоката. Делается это не позднее, чем через три часа после задержания.

Есть также достаточно моментов, касающихся заполнения протокола. Если здесь допущены ошибки, можно говорить про незаконное задержание сотрудниками полиции. В протоколе должны присутствовать такие сведения:

  • ФИО и должность полицейского;
  • ФИО задержанного;
  • дата и место составления;
  • обстоятельства, по которым человек задерживается. Здесь необходимо подробно описать сложившуюся ситуацию, указав причины;
  • ФИО свидетелей, если они есть, подписи.

После составления протокол обязательно предоставляется задержанному для ознакомления. Далее он должен его подписать. Если человек заметил ошибки и неточности, следует указать – с протоколом не согласен, потому как допущены ошибки. Также гражданин имеет право не подписывать протокол, если не согласен с ним. Тогда делается соответствующая отметка. Копия протокола вручается задерживаемому лицу.

Какая ответственность предусматривается за нарушение правил

Незаконное задержание сотрудниками полиции рассматривается по статье 301 УК РФ, если они заведомо знали, что нарушают закон. Здесь предусматривается ответственность, которая может определяться одним из следующих видов наказания:

  • ограничение свободы до 3 лет;
  • лишение свободы до 2 лет;
  • принудительные работы или лишение свободы до 4 лет. Если человека заключили под стражу незаконно;
  • невозможность в дальнейшем занимать должность в правоохранительных органах на протяжении определенного промежутка времени.

Если вас интересует материальная компенсация за незаконное задержание человека, по УК она не предусматривается. Вместо того есть возможность взыскать ее в соответствии с другими законодательными актами:

Важно! Величина материальной компенсации зависит от особенностей действий лиц, находившихся при исполнении, а также от квалификации и профессионализма нанятого адвоката. В некоторых ситуациях ущерб, выплата которого удовлетворяется судом, достигает 15000 рублей.

Что делать, если задерживают незаконно

Чтобы реализовать свое право на возмещение морального ущерба, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о незаконном задержании сотрудниками правоохранительных органов. В качестве истца следует указать себя, прописав полностью ФИО, адрес регистрации и контактные номера телефонов. Как ответчика нужно указывать лицо, осуществлявшее незаконное действие. Описывать ситуацию следует максимально точно, не упуская детали. Это поможет составить представление о сложившейся ситуации, правомерности действий полицейского. Далее вам нужно указать свои требования относительно компенсации, прописать желаемую сумму цифрами и словами. Обязательно перечислить документы и бумаги, которые вы прилагаете в качестве доказательств. Внизу ставится дата составления заявления и подпись . Суд сам определит статью по незаконному задержанию сотрудниками полиции, вынесет соответствующее решение.

Важно! К заявлению прилагаются его копии в том количестве, в котором вы указали ответчиков. Каждому из них будет направлен один экземпляр.

Стоит отметить сложность рассматриваемого дела. Ввиду этого лучше воспользоваться услугами квалифицированного адвоката. В таком случае вы легко докажете свою правоту по статье за незаконное задержание, накажете виновников, получите компенсацию за причиненный ущерб. Отдавайте предпочтение специалистам, имеющим практику в этом направлении юриспруденции.

Незаконное задержание правоохранительными органами – с таким действием может столкнуться любой человек. Полезно знать, как вести себя в такой ситуации, какими правами обладает гражданин, что может делать при этом он, и на что имеют право сотрудники полиции. А также какие меры принять в случае, если должностные лица действуют с превышением полномочий и допускают самоуправство.


Согласно российским законам, задержание - краткосрочное лишение человек свободы, если есть основания полагать, что он замешан в преступлении или для рассмотрения административного правонарушения. Лишение свободы в данном случае – это краткосрочное содержание под стражей. Арестовывать кого-либо без достаточных оснований запрещено законом.

Срок, на который возможно задержать лицо, установлен основным законодательным актом нашей страны и составляет не больше 48 часов (часть 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации).

Правовая сущность задержания состоит в том, что защищая интересы государства и общества в целом, органы правопорядка должны не только прямо пресекать противоправные действия отдельных лиц, но и предупреждать их, в том числе временно удерживая лицо для проверки причастности к преступлению.

Задержание может относиться к одной из двух разновидностей:

  1. Уголовное. Происходит в строго определённых УПК РФ случаях по особой процедуре.
  2. Административное. Проводится в исключительных случаях, прямо предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ. Имеет отличия по сроку от уголовного задержания (3 часа в общем случае, а до 48 часов в исключительных).

И одно, и другое задержание следует не путать с арестом, представляющим собой один из видов наказания, применяемым тогда, когда вина лица установлена в законном порядке. Поэтому нельзя отождествлять понятия задержанного и арестованного.

Полномочиями задерживать граждан обладают в нашей стране органы правопорядка, в частности, сотрудники полиции (МВД РФ). Оно проводится во внесудебном порядке, а подвергшиеся ему лица содержатся в изоляторах временного содержания (ИВС).

Задержанный не является обвиняемым, и хотя ограничен на время в личной свободе и неприкосновенности, сохраняет все другие права и свободу, предоставленные государством. Признать кого-либо виновным в преступлении можно только по приговору суда.

Чтобы задержание считалось законным, оно должно производиться по чётко перечисленным в правовых актах (УПК РФ, КоАП РФ) основаниям, с соблюдением предписанной ими же процедуры.

Основания


Задержание не является мерой ответственности. Осуществляется оно по решению органа или должностного лица, ведущего предварительное расследование по уголовному делу или административное производство.

УПК РФ и КоАП РФ содержат список лиц, которым позволено принимать решение о задержании.

По ст. 91 УК РФ таким правом обладают:

  1. Орган дознания.
  2. Дознаватель.
  3. Следователь.
  4. Руководитель органа следствия.

Согласно ст. 27.3 КоАП РФ задержание могут проводить:

  1. Пограничники.
  2. Таможенные органы.
  3. Органы УИС (Уголовно-исполнительной системы).
  4. Должностные лица военной автоинспекции.
  5. Вневедомственная охрана МВД.
  6. Органы, осуществляющие борьбу с нелегальным оборотом наркотиков.
  7. Лица, ведущие контртеррористическую операцию.

Другие лица полномочиями проводить задержания не обладают. Не имеют права задерживать граждан, даже при наличии каких-либо подозрений, охранники в магазинах (чаще всего сотрудники ЧОП). Последние вправе только вызвать полицейских для разбирательства.

Чтобы задержание происходило строго по закону, основания для него должны быть прямо перечислены в нём. УК РФ (ст. 91) выделяет следующие:

  • при совершении (или сразу после него) лицо было обнаружено на месте преступления;
  • на человека указали (сделали заявление) потерпевшие или очевидцы;
  • следы преступления имеются на самом лице (одежда, руки и т.д.), в его жилье.

В иных случаях задержание производится только по решению суда о заключении человека под стражу. В суд с ходатайством, поддержанным прокурором, обращается руководитель дознания.

Важно: задержание по уголовному делу проводится только при наличии двух условий одновременно –уже возбуждено уголовное дело. За такое деяние предусмотренонаказание в виде лишения свободы. Если преступление не представляет особой общественной опасности, не нанесло объекту охраны большого ущерба, задержание будет неправомерным.

Ст. 27.3 КоАП РФ предусматривает следующие основания:

Задерживать можно и человека, в отношении кого ведётся расследование, за которое санкция статьи предусматривает административный арест (здесь срок задержания возможен максимальный – 48 часов).

Административный кодекс подчёркивает, что задержание– мера исключительная. И хотя его могут производить достаточно много органов и должностных лиц (к примеру, при совершении транспортного правонарушения – сотрудники ГИБДД, при нарушении таможенных норм– таможенники).В любом случае при задержании должен составляться протокол (о факте задержания, а не о существе правонарушения).

Крайне важным является соблюдение органом/должностными лицами, осуществляющими само задержание всех процессуальных требований (ознакомление с правами, составление протокола, и т. д.). При нарушении процессуальных норм, даже если основания имелись впоследствии на такое действие правоохранительных органов может быть подана жалоба, в том числе в судебном порядке.

Нельзя отрицать, иногда сотрудники органов правопорядка, отдавая себе отчёт о безосновательности и незаконности своих действий, все равно задерживают человека. Здесь имеет место заведомо незаконное деяние, образующее состав преступления и уголовную ответственность.

За неправомерное задержание сотрудниками полиции статья УК РФ № 301 (ч. 1) предусматривает санкции:

  1. Ограничение свободы до 3 лет.
  2. Принудительные работы до 2 лет.
  3. Арест в течение 4-6 месяцев.

И в первом, и во втором случае виновный может быть лишён права занимать какие-либо должности, вести определенную деятельность.

Вторая часть статьи определяет наказание за заведомо неправомерное заключение под стражу или содержание под ней (принудительные работы, заключение до 4 лет). Если факт такого задержания имел за собой тяжкие последствия, виновные наказываются принудительными работами до пяти лет или лишением свободы 3-8 лет (статья 301 УК, часть 3).

Исходя из комментариев к статье, объектом преступления является правильное функционирование системы права в целом (суда, дознания, прокуратуры), а дополнительным – личность потерпевшего (его свобода, достоинство).

Субъектом деяния выступают должностные лица органов дознания, следствия. При этом неважно, чем именно руководствовался субъект: корыстью, местью, другими мотивами. Наступление тяжких последствий может выражаться в материальных проблемах, ухудшении здоровья, самоубийстве потерпевшего или покушении на него и пр.

При безосновательном задержании или нарушениях процедуры, пострадавший вправе обжаловать его в прокуратуре или суде.

Общественная опасность

Любое действие, нарушающее установленные нормы, несёт в себе урон обществу и опасен для него. Степень такой опасностипри различных преступлениях неодинакова.

Выделяют преступления небольшой степени тяжести, не наносящие охраняемым законом отношениям значительного ущерба. Поэтому при задержании человека, даже если правоохранители уверены, что он преступник, нужно учитывать тяжесть сделанного.

Неслучайно УК РФ разрешает проводить задержание, если виновному грозит санкция в виде лишения свободы. Предусмотрена ответственность за превышение мер воздействия, применяемых в случае задержания (ст. 35 УК РФ).

Что касается административного задержания, то оно носит исключительный характер, и причинения вреда при нём быть не должно.

Задержание всегда оформляется протоколом. Время отсчитывается с момента, когда человек теряет возможность передвигаться по своему усмотрению и составляет не более двух суток, если суд не даст разрешения арестовать лицо или продлить срок задержания.

Задержанному должна быть дана возможность сделать один звонок (кому и куда – по его выбору), не позднее половины суток следователь обязан уведомить семью задержанного о событии. Особые правила действуют относительно несовершеннолетних задержанных.

Важно: подозреваемый с самого начала пользуется правом на защитника, а также может не давать никаких показаний против себя.

Задержанный освобождается в случаях:

  • не подтверждена его причастность;
  • нарушения закона при задержании;
  • оснований держать человека под стражей больше нет.

При освобождении гражданинудаётся справка с указанием: кто, когда, на основании каких данных проводил задержание, где человек находился. Должен быть указан фактический период задержания. Если суд не одобрил следствию продление срока задержания, постановление об этом также вручают гражданину.

Все перечисленные документы впоследствии могут быть приобщены к исковому заявлению.


Материальное возмещение за неправомерное задержание не оговаривается нормами уголовного закона. Возможность получить такие выплаты установлена гражданским законодательством.

Пострадавшее лицо может просить суд оследующей компенсации:

К вреду относят не только ущербздоровью, но ипорчу, уничтожение имущества лица, произошедшие при задержании. Моральный вред представляет собой страдания лица, физические или нравственные, причинённые ему нарушением его прав.

Исковое заявление потерпевший может подать в рамках гражданского судопроизводства (по месту жительства ответчиков), и в уголовном процессе (гражданский иск в суд, рассматривающий соответствующее дело). Документ составляется по числу участвующих лиц (сторон), подписывается истцом и передаётся в канцелярию суда. Образец составления иска можно найти на стендах информации или воспользоваться квалифицированной юридической помощью специалиста.

Важно: в случае преступного нарушения прав лица, причинённый ему вред возмещается, а компенсация морального вреда производится за счёт средств соответствующей казны (РФ, субъекта РФ, местного бюджета).


Мера принуждения в уголовном процессе и мера обеспечения при административном производстве встречаются достаточно часто и необходимость их не оспаривается. Однако сотрудники уполномоченных органов обязаны действовать в точном соответствии с нормами законов.

Задержанному человеку следует:

  1. Не допускать конфликтов с правоохранителями.
  2. Фиксировать все допущенные нарушения, чтобы впоследствии защитить свои права, максимально полно обосновать требования к суду по поводу компенсации за нарушение своих прав.

Факт задержания оспорим не только если к нему не было оснований (или их было недостаточно), но и когда при этом нарушались процедурные нормы (не разъяснены права, не составлен протокол, произошла фальсификация доказательств, не было дано возможности позвонить, и т. д.).

а незаконное задержание по действующему Уголовному кодексу Российской Федерации

Емеева Н. Р.

Право на свободу и личную неприкосновенность закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. 91 , Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. 92 , Римской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. 93 Так, ст.З Декла­рации гласит: «Никто не может быть подвергнут произвольному аре­сту, задержанию или изгнанию», а ст. 9 провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновен­ность. Сходные положения содержатся в ст. 9 Пакта и в ст. 5 Кон­венции. Данные международные документы устанавливают запрет на произвольный арест или задержание.

Право граждан на свободу и личную неприкосновенность зак­реплено в ст. 22 Конституции РФ, а арест, заключение под стражу и содержание под стражей, в соответствии сданной статьёй, допус­каются только по судебному решению. В УПК РФ также предусмот­рено, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 1 ст. 10).

Осуществляя незаконное задержание, должностное лицо пра­воохранительного органа, с одной стороны, посягает на такое неотъемлемое конституционное право каждого человека, как лич­ная неприкосновенность, а с другой - ставит под угрозу нормаль­ную деятельность органов дознания, следствия и прокуратуры. Если в отношении незаконно задержанного суд, введённый в заблужде­ние следователем (дознавателем, прокурором), вынес постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то можно говорить о том, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 301 УК, покушается ещё и на нормальную деятельность суда по осуществлению правосудия.

При отсутствии на момент задержания доказательств, улича­ющих лицо в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы;

При отсутствии доказательств, указывающих на необходимость изоляции лица от общества в интересах уголовного судопроизводства;

Без составления протокола задержания либо в результате других грубых процессуальных нарушений.

В связи с тем, что данное преступление является длящимся, его началом следует считать момент фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Так, в п. 11 ст. 5 УПК говорится, что задержание подозреваемого - это мера процессу­ального принуждения, применяемая органом дознания, дознавате­лем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в соверше­нии преступления.

Законодатель в п. 15 ст. 5 УПК указал, что «момент фактическо­го задержания - это момент производимого в порядке, установлен­ном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, по­дозреваемого в совершении преступления».

Термин «момент фактического задержания» привнесён в отечествен­ное законодательство из англо-саксонской системы права, в которой он во множестве прецедентов обозначен как начальный момент, с ко­торого лицо утратило возможность свободно передвигаться. 94

В связи с тем, что фактическое задержание - это удерживание лица с целью доставить в органы предварительного расследова­ния, то, на наш взгляд, в связи с таким задержанием происходит не лишение свободы передвижения (ведь лицо передвигается на сво­их ногах), а только ограничение возможности свободно передви­гаться. Поэтому логично под фактическим задержанием понимать именно тот момент, с которого лицо утратило возможность свобод­но передвигаться. В связи с этим предлагаем в п. 15 ст. 5 УПК слова «лишения свободы передвижения» заменить словами - «ог­раничения свободы передвижения».

Закон не обязывает фиксировать время фактического задержания лица, и с момента фактического задержания до оформления протоко­ла задержания может пройти несколько часов или даже дней. Такие факты, по мнению многих юристов, считаются недопустимыми.

Центром содействия международной защиты зафиксировано большое количество дел, в которых имели место подобные нару­шения. Например, дело Романа Белевицкого (рассматривалось Никулинским судом г. Москвы). Подозреваемый был задержан 11 ок­тября 2000 г., протокол о задержании был составлен спустя сутки после фактического задержания лица (12 октября). В период неза­конного содержания под стражей Белевицкий дал следствию пока­зания, в которых оговорил себя. 95

Подобные факты обусловлены, в частности, тем, что в ст. 92 УПК РФ не установлено, в какой срок с момента фактического за­держания лица должен быть составлен протокол о задержании. В законе сказано, что протокол должен быть составлен в срок не бо­лее трех часов, но не с момента фактического задержания, а с мо­мента доставления подозреваемого в орган дознания, к следовате­лю или прокурору. По смыслу закона лицо может быть задержано в течение неопределенного времени до того момента, пока не будет доставлено к указанным лицам.

Мы считаем, что документально оформлять и разъяснять основ­ные права и обязанности заподозренному лицу необходимо с мо­мента фактического ограничения свободы передвижения лица. По­этому предлагаем именно в это время составлять справку о задер­жании, в которой будет указано место и время фактического задер­жания, Ф.И.О. и должность лица, производящего задержание, дан­ные о задержанном.

Протокол задержания, как это и предусмотрено в законе (ч. 1 ст. 92 УПК), должен быть составлен непосредственно после доставления лица в орган предварительного следствия или дознания на ос­нове предъявленной справки.

Ныне действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не более 3-х часов для составления протокола задержания. Но практика показывает, что этого времени явно недо­статочно, поэтому следователю приходится умышленно прибегать ко всяким ухищрениям, чтобы скрыть действительное время задер­жания подозреваемого, например, как отмечает Синельщиков Ю.П., указывать в протоколе задержания более позднее время доставле­ния лица к следователю, чем это имело место на самом деле, либо оформлять сначала протокол об административном задержании, а спустя некоторое время составлять надлежащий протокол задер­жания. 96 В связи с вышеизложенным, предлагаем закрепить в зако­не следующие временные рамки всего процесса задержания:

С момента фактического (непосредственного) задержания до момента доставления лица в органы предварительного расследо­вания должно пройти не более двух часов;

С момента доставления лица в органы предварительного рас­следования в течение четырёх часов должен быть составлен прото­кол задержания подозреваемого.

Таким образом, должно быть предусмотрено не более 6 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в соверше­нии преступления до момента составления протокола задержания и объявления о том задержанному. Любые злоупотребления, касаю­щиеся времени задержания, должны признаваться незаконными. А48-мичасовой срок задержания, исчисляемый с момента факти­ческого ограничения свободы передвижения лица, предлагаем за­конодательно продлить до 72-х часов, как это и было предусмотре­но в УПК РСФСР 1960г.

Сокращение срока задержания с 72 до 48 часов было продикто­вано необходимостью привести УПК в соответствие с нормами ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Здесь возникает вопрос-достаточно ли будет 48 часов для ус­тановления причастности лица к совершённому преступлению (подтвердить выдвинутое подозрение) с тем, чтобы просить судью вы­дать решение о заключении под стражу подозреваемого?

На наш взгляд, наделив исключительно судей полномочием да-вать разрешение на применение меры пресечения в виде заклю­чения под стражу, законодатель не учёл, что 48 часов будет явно недостаточно следователю (дознавателю, прокурору), чтобы под-готовить мотивированное постановление о необходимости приме-нения такой меры. Было бы целесообразнее оставить для этого 72-хчасовой срок.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК), а момент фактического его задержания предшествует моменту доставления его к следователю. Поэтому следователь, составив протокол задер-жания, должен стараться допросить подозреваемого незамедлительно. Затем о произведённом задержании дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого (ч. 3 ст. 92 УПК).

Затем дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 ча-сов с момента задержания подозреваемого должны уведомить кого-либо из близких родственников этого задержанного (ч. 1 ст. 96 УПК).

Таким образом, в результате всех этих обязательных мероприя­тий (уведомлений) 12 часов (иногда и более) из 48-ми, предостав-ленных законом, выпадают. Оставшееся время следователю необ-ходимо использовать для собирания и закрепления доказательств, чтобы затем ходатайствовать перед судом об избрании в необходи­мых случаях меры пресечения в отношении подозреваемого. По­лагаем, что следователь (дознаватель), у которого в производстве одновременно несколько уголовных дел, вряд ли сможет одолеть весь этот объём работы за столь короткий срок.

Сокращение срока задержания подозреваемого до 48 часов приводит к росту процессуальной неразберихи на стадии предва­рительного следствия, и особенно по делам о тяжких и особо тяж-ких преступлениях. Ведь всего за двое суток орган расследования, прокуратура и суд должны будут совершить целый комплекс уго-ловно-процессуальных мероприяти.

Связи с вышеизложенным, считаем целесообразным увели­чить срок задержания лица по подозрению в совершении преступ­ления без судебного решения с 48 до 72 часов, внеся соответству­ющие коррективы в ч. 2 ст. 22 Конституции РФ и уголовно-процес­суальное законодательство.

В заключение хотелось бы отметить, что Организация объеди­нённых наций утвердила Рабочую группу по незаконному задержа­нию (РГНЗ), которая уполномочена рассматривать жалобы на слу­чаи предполагаемого незаконного задержания лиц. Также РГНЗ может по приглашению правительства страны посетить места со­держания под стражей с целью проверки не только условий этих мест, но и правового статуса подозреваемых и обвиняемых, там содержащихся. 97



Поделиться