Вам предстоит узнать: Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Машиностроительный комплекс в россии

Российский машиностроительный комплекс объединяет в себе более 70 отраслей, основными среди которых являются приборо – и станкостроение, электротехника и инструментальная промышленность. Разделяясь на общее, тяжелое и среднее, машиностроение распределено по регионам неравномерно. Об этом и многом другом рассказано в статье о машиностроительном комплекс РФ, теме, изучаемой в 9 классе.

Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение сосредоточено в трех районах: Уральском, Центральном и Северо-Западном, но есть крупные предприятия и в Волго-Вятском, Поволжском и Сибирском районах. Географическое распределение обусловлено тем, что этот машиностроительный комплекс России отличается высокой металло – и энергоемкостью, а вот трудоемкость у него относительно низкая.

В сферу тяжелого машиностроения входят производства горно-шахтного и металлургического оборудования, заводы, на которых собирают кузнечно-прессовые машины и крупные морские суда. Кроме того, эта же отрасль отвечает за создание тяжелых станков и энергетического оборудования, а еще – вагонов и локомотивов. Она характеризуется значительным уровнем привязки к сырьевому фактору и районам потребления.

Европейский регион РФ производит 94, 6% от всего объема машиностроительной продукции, а азиатский – только 5,4%.

Общее машиностроение

Металло – и энергоемкость этой группы отраслей средняя, трудоемкость также невысока, так что размещение диктуется главным образом потребительским фактором. Некоторые предприятия территориально привязаны к металлургическим базам. Предприятия этой группы производят сельскохозяйственные агрегаты, оборудование для целлюлозо-бумажной и леской промышленности, оснащение для нефтеперерабатывающих заводов, фабрик легкой промышленности и отрасли строительства.

Среди предприятий общего машиностроения наиболее сильно завязано на потребительский фактор сельскохозяйственное машиностроение, поэтому оно распределено по регионам следующим образом: льноуборочные машины производят в Бежецке, картофелеуборочные – в Рязани, Ростов-на-Дону является центром производства зерноуборочных комбайнов наряду с Таганрогом и Красноярском. Воронеж, Курган и Новосибирск – еще три региона, где размещено много предприятий этой группы.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Рис 1. Сельскохозяйственные машины.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение отличается низкой металло – и высокой трудоемкостью. На предприятиях этой отраслевой группы производят вычислительную технику, автомобили, оборудование для полиграфии и медицины и т.д. Основных факторов, влияющих на размещение, два: потребительский и трудовой.

В группе стоит особо выделить автомобилестроение, центрами которого являются Центральный, Поволжский и Волго-Вятский экономические районы. Два самых крупных производителя – КамАЗ и ГАЗ – расположены в Набережных Челнах и Нижнем Новгороде соответственно.

Рис. 2. Завод КамАЗ.

Основные проблемы машиностроительного комплекса РФ

Можно назвать две современные проблемы машиностроительного комплекса России – это значительное сокращение производства и негативное влияние на окружающую среду.

Первая проблема берет начало в 90-х годах прошлого века, когда на рынке страны стало появляться оборудование иностранного производства. Импортные изделия отличаются более высоким качеством. Сейчас эта проблема решается реконструкцией старых предприятий и строительством новых, более современных. Инвестиционный приток в эту область значительный.

Экологическая проблема связана, с одной стороны, с истощением сырьевых ресурсов, что порождает необходимость поиска новых источников сырья для производств, а с другой – с тем, что данные производства негативно воздействуют на окружающую среду, загрязняя атмосферу, водоемы и почву.

Таблица машиностроительного комплекса

Предприятия машиностроительного комплекса выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений. При этом, по разным данным, очистными сооружениями оснащено от 30 до 50% производств.

Рис. 3. Промышленное загрязнение.

Что мы узнали?

Российский машиностроительный комплекс подразделяется на отрасли в зависимости от металло-, трудо- и энергоемкости. Это среднее, общее и тяжелое машиностроение. На их размещение влияют разные факторы. В случае со средним машиностроением – это трудовой и потребительский, общим – в основном потребительский и немного сырьевой, а наиболее привязано к сырьевому фактору тяжелое машиностроение. Больше всего продукции этого комплекса производится в европейской части страны. Машиностроение отличает две основные проблемы. Первая – это сокращение производства, связанное с низкой конкурентоспособностью продукции. Она решается переоснащением и инвестиционными вливаниями. Вторая – это негативное влияние производств на окружающую среду. Она требует, чтобы предприятия дооснащались очистными сооружениями.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 139.

Продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями.

Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

Металообрабатывающий инструмент;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- металлорежущие станки;
- деревообрабатывающее оборудование.

Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от .

Решающие факторы

Одним из основных в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно. Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

В состав тяжелого машиностроения входят металлургическое, горнорудное машиностроение, вагоностроение, судостроение и другое производство, отличающееся большим потреблением металла, не очень энерго- и трудозатратное. Оно так и называется .

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий. Заводы в основном ориентированы на наличие сырьевой базы. В некоторых случаях также на районы потребления.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный район.
  • Урал.
  • Сибирь.
  • Санкт-Петербург.

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники , оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Общее машиностроение

К этой группе относятся отрасли, которые отличаются средним энергопотреблением, невысоким потреблением металла, однако нуждаются в специальных видах сырья, рабочей силе и близости рынков потребления.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения.

Сельскохозяйственное оборудование и машины производят в Ростове-на-Дону и Красноярске (комбайны), Рязани, Туле (картофелеуборочные машины), Люберцах (силосоуборочное оборудование).

Предприятия по производству оборудования для химической промышленности сосредоточены в Ижевске и Пензе.

Среднюю промышленность представляют предприятия, которые отличаются узкой специализацией, большой вовлеченностью в кооперирование, невысоким потреблением металла, но энергоемкие и требующие наличие трудовой силы. Продукция этих предприятий массовая.

Ведущая отрасль среднего машиностроения – автомобилестроение, которое представлено более чем 200 заводами (помимо производства машин, включается производство автомобильных агрегатов). Для автомобилестроения важен также такой фактор, как наличие транспортного соединения, поэтому основные предприятия сосредоточены близ крупных магистралей.

Легковые автомобили сходят с конвейеров в Тольятти, Москве, Ликино-Дулёво, Серпухове, Ижевске. Среднетоннажные грузовые автомобили – в Нижнем Новгороде, Москве. Большегрузные автомобили выпускаются в Набережных Челнах. В Энгельсе выпускают троллейбусы, а в Кургане, Голицыне и Краснодаре – автобусы.

Тракторная промышленность России занимает весомое место в мире. Производятся все виды тракторов, от садовых культиваторов до тракторов для промышленных нужд. Изначально тракторостроение создавалось в сельскохозяйственных районах, но постепенно начало перемещаться и в зоны, богатые сырьем. Производство тракторов налажено в Санкт-Петербурге, Челябинске, Липецке. Трелевочные трактора для лесной промышленности выпускают в Петрозаводске.

К среднему машиностроению относятся предприятия оборонной промышленности.

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео “Машиностроение 24”

Машиностроение и металлообработка охватывает несколько десятков специализированных отраслей, сходных по технологии и использованием сырья. Кроме того, в состав этого межотраслевого комплекса входит "малая металлургия" - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Комплексы отраслей машиностроения рассматриваются в пределах государства, экономических районов, подрайонов и даже отдельных городов. Они являются сложными межотраслевыми образованиями, которые отличаются широким развитием связей на основе производственного кооперирования. Связи машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами - это одно из важных условий функционирования хозяйственных комплексов экономических районов. Выпуская орудия труда для разных отраслей, машиностроения обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, реализует достижения научно-технического прогресса. Особенно важная роль принадлежит верстатобудуванню, производству вычислительной техники и электротехнической промышленности.

Машиностроительный комплекс Украины характеризуется сложной отраслевой структурой. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции все отрасли машиностроение делят на следующие основные группы: энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности и др. Каждая группа объединяет несколько отраслей, подобных за использованием сырья и технологией производства.

Функционально любой машиностроительный комплекс может быть расчленен по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и составление. Заготовка представлена специализированными предприятиями и в значительной степени разрозненными цехами небольшой мощности при машиностроительных заводах. Поэтому очевидно, что в машиностроительных комплексах отдельных регионов необходимо повышать концентрацию и углублять специализацию заготовительных производств. Благодаря этому достигается пропорциональность развития отдельных технологических стадий единого производственного процесса. Недостаточный уровень концентрации выпуска специализированных изделий является причиной того, что многие машиностроительных предприятий вынуждены производить их у себя с повышенными затратами труда и материальных средств. Учитывая это, необходимо соблюдать эффективного размещения предприятий машиностроения, рационального сочетания сборочных предприятий со специализированными заводами, которые выпускают узлы и детали для использования в машиностроении.

Размещение предприятий машиностроения зависит от многих факторов. Так, некоторые отрасли тяготеют к металлургическим базам в связи с высокой металлоемкостью их продукции, другие развиваются в районах высокой технической культуры с достаточным количеством квалифицированных кадров. Подавляющее большинство производств машиностроения сосредоточена в районах потребления готовой продукции. Последние имеют значительные преимущества по сравнению с другими районами, потому что в машиностроении затраты сырья на 1 т готовой продукции составляют в среднем 1,3-1,5 т, а затраты на транспортировку любой машины гораздо выше, чем затраты на транспортировку металла, используемого для ее производства. Поэтому довольно часто встречаются случаи, когда даже металлоемкие производства размещаются в районах потребления.

Оптимальные условия для развития машиностроительных комплексов состоят в тех районах, где источники сырья совпадают с местами потребления готовой продукции. При этом значительно сокращаются транспортные расходы на перевозку сырья (металла), машин и оборудования, устанавливаются прочные производственные связи между предприятиями машиностроения и черной металлургии. Отходы машиностроения широко используются металлургическими предприятиями, которые специализируются на выпуске тех сортов металла и литья, необходимые машиностроительным заводам.

Размещение машиностроения и формирования машиностроительных комплексов зависят от развития специализации и кооперирования. Благодаря этим двум формам общественной организации производства обособляются отдельные отрасли, достигается четкое разделение труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли и между различными отраслями. На основе различных форм специализации производства можно выделить следующие группы отраслей машиностроения: 1) предметной специализации (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение и др.); 2) подетальной специализации (производство подшипников, запасных частей для различных деталей); 3) технологической специализации (производство литья, кузнечно-прессовых аппаратов и др, 4) производство ремонтных работ.

Функциональное назначение выделенных групп отраслей в корне отличается. Отрасли предметной специализации поддерживают широкие связи по сбыту продукции в виде готовых изделий. Поэтому предприятия этих отраслей имеют четко выраженную потребительскую ориентацию. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерны производственные связи, на основе которых можно достичь обслуживание потребностей одного большого региона или нескольких регионов. Углубление подетальной и технологической специализации производства ведет к изменениям в размещении машиностроительных предприятий и развития производственного кооперирования. Увеличивается количество предприятий-смежников, которые обеспечивают работу главных заводов - интеграторов производства. Подетальная специализация получила широкое развитие в автомобиле-, тракторо-, комбайно-, приборостроении, радиоэлектронной промышленности и в других отраслях. В результате подетальной специализации предприятий-смежников растет доля полуфабрикатов в себестоимости готовой продукции главных заводов. При этом для машиностроения характерны производственные связи по линии кооперирования со многими отраслями промышленности, в частности с химическими производствами, предприятиями текстильной и лесной промышленности.

Необходимо отметить, что подетально и технологически специализированные предприятия-смежники часто размещаются в небольших городах и поселениях городского типа, чтобы рациональнее использовать трудовые ресурсы. Главные предприятия размещаются, как правило, в крупных промышленных центрах. Такой характер размещения, например, характерен для крупных промышленных агломераций - Киевской, Харьковской, Днепропетровско-Днепродзержинской, Донецко-Макеевской, Львовской, Одесской и др.

Характерной особенностью территориальной организации машиностроения является формирование локальных машиностроительных комплексов на основе кооперирования производства. Локальные комплексы возникают там, где промышленные предприятия объединены общностью транспортно-географического положения, производственной инфраструктуры и взаимными производственно-экономическими и производственно-технологическими связями. Некоторые авторы ограничивают территорию локальных комплексов рамками отдельно взятого города (территориально-промышленного центра), другие считают, что это образование может формироваться в пределах территориально-совместимых нескольких промышленных центров и пунктов. При этом в обоих случаях подчеркивается, что главным признаком комплексов является наличие прочных связей между предприятиями машиностроения, что способствует их взаимодействия.

Рассматривая машиностроительный комплекс, как сложное межотраслевое образование, необходимо придерживаться классификации всех отраслей за особенностями их размещения и степени расчленения технологического процесса. Выделяют такие группы объединенных отраслей: тяжелое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов; производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Группа тяжелого машиностроения охватывает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Предприятия тяжелого машиностроения имеют полный производственный цикл, включающий заготовку, механическую обработку и сборку готовых изделий. Подавляющее их большинство находится в металлургических базах или вблизи них, а в некоторых случаях ориентируется и на районы потребления.

Крупнейшим предприятием тяжелого машиностроения в Украине Новокраматорский завод (г. Краматорск Донецкой области). Здесь выпускается оборудование для металлургических заводов и для горнорудной промышленности, роторы для турбин, шагающие экскаваторы, прокатные станы, тяжелые металлорежущие станки. Вторым крупным предприятием в Донбассе Горловский машиностроительный завод, производящий оборудование для угольных шахт и другие сложные машины для различных отраслей горной промышленности. Центрами тяжелого машиностроения являются Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Мариуполь и др. Большинство заводов тяжелого машиностроения тяготеют к центрам производства металла и до потребителей готовой продукции.

Среди крупнейших предприятий энергетического машиностроения выделяется Харьковский турбинный завод, который является главным производителем турбин мощностью до 1 млн кВт. Мощное предприятие тяжелого машиностроения размещено в металлургическом центре Приазовья - Мариуполе. Здесь производят оборудование для металлургической и угольной промышленности, строительной индустрии, автомобильной и дорожной промышленности. Производство металлургического оборудования, тяжелых прессов, металлоконструкций сосредоточено в городах Приднепровья - Днепропетровске, Кривом Роге и Марганце. Немало центров выпускают оборудование для химической и нефтехимической промышленности. В частности, Сумское машиностроительное производственное объединение производит технологические линии для азотно-тукової промышленности, оборудование для компрессорных станций; производственное объединение "Большевик" в Киеве специализируется на производстве оборудования для переработки полимерных материалов; Дрогобычский долотный завод выпускает инструмент для бурения нефтяных и газовых скважин.

Необходимо отметить, что 85 % всей продукции тяжелого машиностроения выпускается в Донецкому, Приднепровском и Северо-Восточном (Харьковском) промышленных районах. Причем более 60 % ее производства приходится на Донбасс.

Группа общего машиностроения представлена предприятиями, занимающимися сборкой металлических конструкций и изготовлением крупных по размерам заготовок. К ней относятся такие важные отрасли: транспортное машиностроение (без автомобилестроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

Одна из ведущих отраслей - локомотивостроения. Главное предприятие - Луганский тепловозостроительный завод, что выпускает магистральные тепловозы. С ним кооперируется Харьковский завод транспортного машиностроения. Другие заводы осуществляют ремонт тепловозов и размещены, как правило, в крупных железнодорожных узлах.

В тесной связи с локомотивобудуванням развивается вагоностроение. Оно представлено заводами: в Мариуполе (металлические вагоны-цистерны), Кременчуге (Крюковский завод большегрузных полувагонов), Днепродзержинске (вагоны для перевозки руды и угля), Стаханове (промышленные вагоны).

Судостроение специализируется на строительстве судов различного назначения - морских, океанических, речных и комбинированных типов: танкеров, сухогрузных, дизель-електроходів, рыболовных траулеров. Крупнейшими центрами морского судостроения в Украине Николаев, Херсон, Керчь - важные порты Причерноморского района. Центром речного судостроения является Киев. Судоремонтная промышленность развита в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе, а также в Измаиле, Килии, Вилково (на Дунае).

Группа среднего машиностроения охватывает отрасли с высоким уровнем развития специализации и кооперирования производства. На размещение предприятий этой группы решающее влияние имеет фактор наличия квалифицированных трудовых ресурсов. К важнейших отраслей среднего машиностроения относятся: автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение.

После Великой Отечественной войны в Украине создано автомобильную промышленность. Выделяются специализированные автозаводы в городах Кременчуг (выпуск большегрузных автомобилей), Запорожье (завод малолитражных легковых автомобилей), Львов (автобусный завод и "Автопогрузчик"), Луцк (легковые автомобили с повышенной проходимостью), Луганск, Одесса, Симферополь (автоскладывания), Чернигов, Херсон, Краснодон (автозапчасти). В Киеве сосредоточено производство мотоциклов, во Львове - мопедов, Харькове - велосипедов.

Тракторостроение охватывает предприятия, выпускающие различные типы тракторов и двигателей для них, самоходных шасси, запасных частей, агрегатов, узлов и деталей к тракторам. Начало развития этой отрасли приходится на 1923 г., когда впервые были выпущены колесные тракторы на Токмакском заводе "Красный прогресс" и гусеничные на Харьковском паровозостроительном заводе. После ввода в эксплуатацию в 1931 г. Харьковского тракторного завода началось массовое производство тракторов. В Харькове есть и другие крупные заводы, связанные с тракторобудуванням, - "Серп и Молот", "Поршень", завод тракторных пусковых двигателей. Они производят узлы и детали к тракторам и кооперируются с тракторным заводом. Кроме Харькова, крупные предприятия по производству деталей и запасных частей для тракторов размещено в Чугуеве, Кременчуге, Киеве, Белой Церкви, Луганске, Виннице, Одессе.

Станкостроение размещается преимущественно в центрах развитого машиностроения с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими учреждениями. В Украине станкостроение лучше всего развито в Донецкому, Приднепровском и Северо-Восточном районах. Крупнейшие заводы станкостроения: Краматорский тяжелого машиностроения, Харьковский агрегатных станков, Киевский станков-автоматов, Львовский фрезерных станков, Одесский станкостроительный, Житомирский станков-автоматов и др.

Производство точных машин и механизмов, приборов и инструментов сосредоточено в районах высокой технической культуры, квалифицированной рабочей силы и достаточной обеспеченности трудовыми ресурсами. В этой группе машиностроение развито сборочное производство на основе кооперации различных предприятий. К важнейшим производствам относятся: выпуск телевизоров (Львов, Киев, Харьков, Симферополь), приборов и инструментов (Киев, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Одесса, Львов). Особое значение приобретает электротехническая промышленность, предприятия которой производят разнообразные машины и устройства, предназначенные для производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии. Мощнейшие предприятия сосредоточены в Харькове (заводы "Электротяжмаш", электротехнический, "Электромашина"), Запорожье (трансформаторный завод), а также заводы в Киеве, Полтаве, Львове.

При размещении предприятий машиностроения Украины ориентируются на: 1) крупные экономические центры, которые характеризуются наиболее благоприятными экономическими и природными условиями; 2) специализированные экономические районы и зоны; 3) определенные ячейки на ограниченной территории, где интенсивно идут процессы комплексообразования; 4) небольшие и средние города всех экономических районов страны. Вследствие размещения объектов формируется территориальная структура машиностроительного комплекса (рис. 2.6).

Территориальная структура меняется под влиянием технико-экономических, социально-политических и природных факторов. Интеграция и комплексообразования в машиностроении является причиной осложнения территориальной структуры производства, в частности формирование в экономических районах сложных функциональных машиностроительных комплексов межрайонного значения.

Сосредоточение машиностроительных предприятий может иметь вид машиностроительных пунктов, центров, узлов, агломераций и районов. Все они выступают элементами территориальной структуры машиностроительного комплекса. Простейшим по составу является машиностроительный пункт, в котором размещаются одно или несколько предприятий. Доля пунктов в общем производстве продукции машиностроительного комплекса незначительна.

В результате сосредоточения машиностроительных предприятий в средних и крупных городах формируются машиностроительные центры и узлы.

Если машиностроительный центр объединяет несколько средних или крупных машиностроительных объектов, выступают частями промышленного комплекса города, то машиностроительный узел - это система взаимосвязанных предприятий в одном или нескольких близ расположенных городах с общностью промышленного "сервиса" (единых инфраструктурных отраслей). Чаще всего машиностроительные узлы формируются на базе развития тех центров, в которых ма-

Рис. 2.6. в

шинобудування является профильной отраслью. Если концентрация предприятий машиностроения в узлах достигает наивысшего уровня на основе единой инфраструктуры, мощной производственной и научной базы, тогда возникает сплошной индустриальный ландшафт - машиностроительная агломерация.

Машиностроение становится доминирующим, оно определяет экономическую и социальную структуру агломерационного промышленного образования. В машиностроительных узлах и агломерациях Украины сосредоточено более двух третей машиностроения. Они являются объективной основой для отделения машиностроительных районов и районных машиностроительных систем. Районные системы является континуальними, то есть в их состав включаются все машиностроительные предприятия определенного района. Путем формирования таких систем в современных условиях можно упорядочить производственно-территориальные связи машиностроительных предприятий.

Среди крупнейших машиностроительных узлов выделяют: Харьковский, Киевский, Днепропетровский, Запорожский, Одесский, Львовский, Луганский, Краматорский и др. Машиностроительные районы охватывают значительные по площади территории. их выделяют в пределах нескольких административных областей, имеющих территориальную общность и характеризуются комплексностью развития машиностроения. Это, в частности, такие машиностроительные районы Украины: Северо-Восточный (Харьковский), в который входят Харьковская, Полтавская, Сумская области; Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области); Центральный (Киевская, Черниговская, Житомирская, Черкасская области); Западный (Львовская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровенская, Закарпатская области), Подольский (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая области); Южный (Одесская, Николаевская, Херсонская области и Автономная Республика Крым).

В машиностроительном комплексе, который определяет развитие и технический прогресс других отраслей экономики Украины, должна быть осуществлена структурная перестройка, прежде всего за счет приоритетных направлений промышленной и научно-технической политики в отраслях, характеризующихся высоким экспортным потенциалом. Однако за последние годы темпы производства машиностроительной продукции снижались. Большинство продукции оказалась неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках из-за высокой ее себестоимости.

Сложное состояние машиностроения и металлообработки выражает динамика объемов производства их продукции, которые в 2010 г. составили 34 % от ежегодного докризисного уровня. В 2010 г. все отрасли машиностроительного комплекса, кроме горношахтного и горнорудного, химического и нефтехимического машиностроения выпустили продукции больше, чем в предыдущем году (табл. 2.7).

Существующая структура машиностроения Украины характеризуется преобладанием металлоемких отраслей с недостаточным развитием наукоемких. Это негативно отражается на развитии машиностроительного комплекса, прежде всего на экономических показателях. Постепенное повышение эффективности и качества работы предприятий машиностроительного комплекса будет происходить путем структурной перестройки и совершенствования территориальной организации" формирование замкнутых технологических цепочек на территории государства и экономических районов.

С целью совершенствования территориальной организации машиностроительного комплекса необходимо особое внимание уделить формированию районных территориальных систем машиностроительных предприятий, которые связаны с межотраслевыми комплексами, которые являются приоритетными в период структурных преобразований в экономике Украины. В связи с этим приобретает решающее значение расширения производства машин и оборудования для газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Украины и оборудования для перерабатывающих отраслей АПК. Второе приоритетное направление заключается в развитии специализированных комплексов, которые могут производить продукцию для внешнего рынка и усилить роль украинской промышленности во внешнеэкономических связях. К таким комплексам относятся наукоемкие высокотехнологичные отрасли самолето-, судо - и приборостроения.

Таблица 2.7. в

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов.

Состав и значение различных отраслей машиностроения (которых насчитывается около 70) подвергаются значительным изменениям. Так, например, в начале XX века отраслями, определяющими развитие всего машиностроения, были станкостроение и электромашиностроение. Затем к их числу прибавились автомобилестроение и самолетостроение. Сейчас по стоимости продукции лидирует электронная промышленность - самая наукоемкая из отраслей машиностроения. В ее составе особенно выделяются производство вычислительной техники (лидируют США, Япония, Республика Корея, о. Тайвань и др.) и электронной аппаратуры.

Вторая по значению отрасль современного машиностроения - производство наземных, воздушных и водных средств транспорта. Транспортное машиностроение имеет 2 направления - гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей а мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: «Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота». Основные страны производители: германия, США, Франция, Япония.

Авиаракетно-космическая промышленность - очень наукоемкая и включает в себя большое количество различных производств. Лидерами отрасли стали США, Россия, Франция, Великобритания, Германия.

По-прежнему сохраняют свое значение судостроение и производство железнодорожного оборудования, хотя география их размещения испытала значительные изменения.

В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах - США, Германии, Японии, России.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, е эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

В третьих, до-статочно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.

Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения. В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. - которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее, различия между отдельными странами достаточно велики.

Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый - Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция. Второй регион - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый регион - страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

В цепом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в «новых индустриальных странах», что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.



Поделиться