Министерство юстиции рф и его территориальные органы. Система органов юстиции. Министерство юстиции РФ, его задачи и полномочия. Структура и состав Министерства юстиции Главное министерство юстиции по российской федерации

24 марта 2020 , О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции

5 февраля 2020 , Изменения в законодательстве об уголовной ответственности Правительство внесло в Госдуму законопроект о смягчении наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, за преступления небольшой тяжести Распоряжение от 4 февраля 2020 года №196-р

31 января 2020 , Санитарно-эпидемиологическая безопасность О решениях по итогам заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

13 января 2020 , Система государственного контроля и надзора Принято решение о признании утратившими силу или недействующими на территории России некоторых правовых актов РСФСР и Российской Федерации Постановление от 13 января 2020 года №7. С 1 февраля 2020 года признаются утратившими силу принятые в период с 1917 года по 2002 год 1259 актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений, содержащих устаревшее регулирование или имеющих статус «действующие», но не применяющихся на практике.

4 января 2020 , Правовые вопросы работы Правительства России Утверждён План законопроектной деятельности на 2020 год Распоряжение от 26 декабря 2019 года №3205-р. План законопроектной деятельности Правительства предусматривает разработку в 2020 году 230 законопроектов.

26 ноября 2019 , Мониторинг правоприменения Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 год Ежегодный мониторинг правоприменения проводится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года №657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

31 октября 2019 , Качество регионального и муниципального управления О премировании победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» Распоряжение от 26 октября 2019 года №2534-р. Утверждено распределение трансфертов между бюджетами субъектов Федерации на премирование 23 муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Эти муниципальные образования достигли наилучших результатов в сферах муниципальной экономической политики и управления муниципальными финансами, ЖКХ и городской среды.

8 октября 2019 , Семейная политика. Защита детства и воспитание Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов участия родителей в дополнительных расходах на детей Распоряжение от 7 октября 2019 года №2291-р. Принятие законопроекта позволит обеспечить защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребёнка при разводе родителей, в том числе путём привлечения родителя, проживающего отдельно от ребёнка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.

27 сентября 2019 , Вызовы. Тенденции. Приоритеты О поручениях Дмитрия Медведева по итогам общения с бизнесменами и экспертами в рамках программы «Диалог» телеканала «Россия 24»

11 сентября 2019 Поручения Дмитрия Медведева о подготовке перечня правовых актов СССР и РСФСР для признания утратившими силу или недействующими на территории Российской Федерации

11 сентября 2019 , Автомобильный транспорт. Безопасность дорожного движения О решениях по итогам заседания Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения О повышении защищённости детей от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

3 сентября 2019 , Мониторинг правоприменения Утверждён план мониторинга правоприменения на 2020 год Распоряжение от 31 августа 2019 года №1951-р. Мониторинг правоприменения предусматривает сбор, обобщение, анализ и оценку информации для принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Федерации и муниципальных правовых актов.

Правительство внесло в Госдуму законопроекты о создании централизованной системы правовой статистики Распоряжения от 29 июня 2019 года №1397-р, №1398-р. Цель законопроектов – обеспечить государственные органы и граждан достоверной и полной статистической информацией о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, результатах следственной работы, дознания и прокурорского надзора, создать эффективные механизмы общественного контроля с целью обеспечения независимого экспертного мнения в области изучения социальных причин преступности, оценки эффективности работы государственных органов, своевременного выявления проблемных районов и регионов и эмпирическую базу для развития отечественной криминологической науки.

1 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения изменения в законодательстве о нотариате Расширяется спектр нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме удалённо, то есть без личной явки обратившегося лица к нотариусу.

1

На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно-правовое обеспечение судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней; регулирование сферы правового обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая информатизация и другие.

Система органов юстиции состоит из:

Министерства юстиции РФ;

Министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга;

Органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

Министерство юстиции РФ является центральным органом, осуществляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций, входящих в его системуММинистерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.


Система органов Министерства юстиции РФ:

Центральный аппарат министерства юстиции.

Территориальные органы Министерства юстиции РФ.

Подведомственные федеральные службы и агентства:

а. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).

б. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

в. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ).

Подведомственные учреждения и подразделения:

а. Судебно-экспертные учреждения.

б. Государственная регистрационная палата.

в. Научный центр правовой информации.

г. Российская правовая академия.

д. Научно-исследовательские и иные учреждения обеспечительного характера.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации;

5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

(6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

1) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;

2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.

Структура Минюста России:

Министр юстиции РФ, который руководит деятельностью Минюста России и отвечает за его работу, его заместители, руководители подразделений Минюста России. Министр в пределах своей компетенции вправе издавать приказы, инструкции, разъяснения и другие ведомственные акты;

Коллегия Минюста России в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, начальников управлений Минюста России по федеральным округам, иных руководящих работников этого Министерства, а также сотрудников Администрации Президента РФ;

апартаменты и управления Минюста России, отвечающие за деятель-ость судебных приставов, регистрацию нормативных актов фсдераль-ых органов исполнительной власти, иные участки работы Минюста Рос-ии, в т. ч. и за вопросы организации работы в самом аппарате Минюста осени, его материально-техническое и финансовое обеспечение и др

Термин «юстиция» в буквальном смысле означает совокупность судебных учреждений, судебное ведомство. Однако в ряде стран, в том числе – в и Российской Федерации – органы юстиции не являются судебными органами, а представляют собой систему органов, федеральных служб и учреждений, решающих широкий спектр задач в области правоприменения и непосредственно правоохранительной деятельности.

К органам юстиции относятся:

1. Собственно, органы юстиции .

2. Две федеральных службы: Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба служебных приставов.

3. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности.

4. Судебно-экспертные учреждения .

5. Иные органы и учреждения, подведомственные Минюсту РФ (Государственная регистрационная палата и т.д.).

Изначально данная разветвленная система была представлена только Министерством и территориальными органами юстиции. Лишь в 90-х годах XX века были созданы федеральные службы и большинство учреждений, образующих нынешнею систему органов и учреждений юстиции.

Все перечисленные выше органы и учреждения подведомственны Министерству юстиции РФ (Минюст России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

1. исполнения уголовных наказаний;

2. регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

3. регистрации общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

4. адвокатуры и нотариата;

5. государственной регистрации актов гражданского состояния;

6. обеспечения установленного порядка деятельности судов;

7. обеспечения исполнения судебных актов и актов других органов;

8. оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

а также правоприменительные функции и функции по контролю в указанной сфере деятельности.

Правовую основу организации и деятельности Минюста образует Положение о Минюсте РФ, утвержденное Президентом РФ 13 октября 2004 г. № 1313 в ред. 2011 г. Указанным положением на Минюст РФ возложены следующие основные задачи:

1. разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2. нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3. обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4. обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции России;


5. организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

6. осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст РФ возглавляет министр, назначаемый Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Как и любой федеральный министр, он является членом Правительства РФ. Министр имеет заместителей, назначаемых на должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

В Минюсте РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб и федерального агентства, которые входят в состав коллегии по должности. Кроме указанных лиц, в состав коллеги могут иные специалисты в области права. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Минюста РФ. Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями министра. В случае разногласий между министром и коллегий министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

В структуру Минюста входят 11 Департаментов:

1. Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов;

2. Департамент организации и контроля;

3. Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний;

4. Департамент государственной службы и кадров;

5. Департамент международного права и сотрудничества;

6. Департамент конституционного законодательства;

7. Департамент гражданского и социального законодательства;

8. Департамент управления делами;

9. Департамент по делам некоммерческих организаций;

10. Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой;

11. Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения.

В состав Минюста на правах структурных подразделений также входят:

1. ФССП РФ;

2. ФСИН РФ;

3. Аппарат уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека – заместителя Министра юстиции РФ;

4. Российский Федеральный центр судебной экспертизы;

5. Государственная регистрационная палата;

6. Научный центр правовой информации;

7. Государственное юридическое бюро;

8. Российская правовая академия.

При Минюсте РФ образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положение о нем утверждается министром юстиции РФ.

Прежде чем приступать к рассмотрению федеральных служб в составе Минюста, необходимо вкратце обратиться к деятельности непосредственноорганов юстиции. Система их очень проста, построена по территориальному принципу, предполагая существование Министерств, Главных управлений и Управлений в субъектах РФ и отделов на уровне муниципальных образований. Указанные органы осуществляют деятельность, которую в самых общих чертах можно определить как учетно-регистрационную, в частности:

1. проводят экспертизу проектов нормативных правовых актов;

2. обобщают практику применения законодательства РФ;

3. участвуют в работе по систематизации и кодификации законодательства РФ;

4. осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством;

5. организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований;

6. ведут реестры нотариусов и адвокатов в субъектах РФ и т.д.

Сотрудники органов юстиции состоят на государственной службе, им в установленном порядке присваиваются классные чины работников органов юстиции, аналогичные классным чинам прокурорских работников.

Кромеорганов юстиции и федеральных служб,в системе органов юстиции существует несколько самостоятельных учреждений, решающих свои специфические задачи, так или иначе связанные с правоохранительной деятельностью.

Во-первых , это судебно-экспертные учреждения, организация и деятельность которых регламентируется уже упомянутым ФЗ РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 г.; приказом Министра юстиции РФ № 151 от 6 июня 2002 г. и рядом других ведомственных нормативно-правовых актов.

Судебно-экспертные органы Минюста осуществляют основной объем работ по проведению различных видов экспертиз: почерковедческой, фототехнической, баллистической, товароведческой и т.д. (всего 22 вида по 52-м специальностям). Эти органы осуществляют наиболее сложные и повторные экспертизы для судов, органов прокуратуры, ОВД и т.д.; обслуживаются и юридические лица и граждане.

Систему судебно-экспертных учреждений образуют:

1. Российский Федеральный центр судебной экспертизы;

2. Центральные лаборатории судебной экспертизы;

3. Лаборатории судебной экспертизы.

Во-вторых , к подведомственным учреждениям органов юстиции относится Государственная регистрационная палата при Минюсте РФ . На нее возложены функции по ведению единых государственных реестров зарегистрированных соглашений об осуществлении международных и экономических связей, заключенных субъектами РФ; аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний и т.д.

В-третьих , необходимо назвать Научный центр правовой информации при Минюсте РФ, который ведет работу по двум основным направлениям. Во-первых, это рассмотрение проблем создания, внедрения и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем. Во-вторых – сбор и обработка правовой информации с последующим созданием баз данных.

В-четвертых , входящий в состав Минюста РФ Аппарат уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека предназначен для правового и организационно-технического обеспечения деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции РФ.

Организованные в системе органов Минюста Государственные юридические бюро призваны оказывать бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам. Кроме того, в систему органов юстиции входят государственные нотариальные конторы.



Поделиться