Валиулла Якупов: жизнь и борьба. Взрыв и выстрелы

ВЗРЫВ И ВЫСТРЕЛЫ

Сегодня, в день начала Рамадана в первой половине дня в Казани произошли два громких ЧП, которые могут повлиять не только на климат в мусульманской умме РТ, но и оказать влияние на ситуацию намного шире.

Как сообщает МВД по РТ, в 10.15 во время движения на перекрестке ул. Мусина и Четаева произошел взрыв автомобиля, за рулем которого находился муфтий РТ Илдус хазрат Фаизов . С ранениями он доставлен в больницу.

Также около 10 часов утра при выходе из подъезда собственного дома был застрелен Валиулла Якупов, в прошлом занимавший пост зам. муфтия и в последние годы являвшийся начальником отдела.

Как сообщает пресс-службы МВД по РТ, в настоящее время на месте происшествий находятся все оперативные службы МВД, ФСБ и СКР по РТ, выясняются обстоятельства произошедшего. Под особый контроль и охрану взяты все важные объекты и работники духовного управления мусульман республики.

В настоящее время на местах происшествий находятся корреспонденты "БИЗНЕС Online". Как сообщил наш журналист с ул. Заря, очевидцы сообщают, что слышали четыре выстрела. Якупов, выходивший из подъезда, был ранен, смог дойти до машины, проехал с водителем 100 метров, но скончался до приезда машины скорой помощи. Как сообщает корреспондент "БИЗНЕС Online" сейчас на месте работает опергруппа, тело Якупова на 12.30 находилось на месте происшествия.

Как рассказал "БИЗНЕС Online" старший помощник руководителя управления по связям со СМИ СУ СК РФ по РТ Эдуард Абдуллин , автомобиль Toyota Land Cruiser, за рулем которого находился муфтий, был взорван в момент движения, взрывной волной муфтия выбросило из машины на ходу. Он получил травму ноги и находится по разным данным, в РКБ или 15-й горбольнице. Как сообщает с места события корреспондент "БИЗНЕС Online", ЧП произошло на участке ул. Мусина между ул. Четаева и Чистопольской. Место ЧП также оцеплено полицией. Здесь побывали вице-премьер Асгат Сафаров, первые лица силовых структур РТ.

По словам Абдуллина, возбуждено дело по факту убийства Якупова в связи с исполнением жертвой своих служебных обязанностей. Также возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство Файзова, совершенного общественно опасным способом.

СГУЩАЮТСЯ ТУЧИ?

Мусульмане РТ и эксперты шокированы случившимся.

Рустам Батров - председатель совета улемов РТ:

Безусловно, ЧП связаны с профессиональной деятельностью. Я, честно говоря, в шоке. Валиулла хазрат был символом и олицетворением борьбы с ваххабитским, салафитским движением. Это была такая фигура. Даже после ухода из замов он все равно для общества воспринимался как такая фигура. Если это не бытовое преступление, что мало похоже, над Татарстаном стягиваются тучи.

Рафик Мухаметшин - проректор российского исламского института:

Кавказского характера такие события у нас никогда не приобретали. Методы властей и силовиков были несколько иные. Но вот теперь кавказский вариант проявляется. Не знаю, что даже сказать…

Андрей Фурсов - историк, публицист:

Пока не ясна вся подоплека ситуации. Особенно издалека. Чтобы понять расклад, должно пройти пару дней. Тогда, по крайней мере, будет понятно, связано это с внутренней ситуацией или связано с международной ситуацией, Ближним Востоком. Как говорил Бродель: события это пыль, чтобы понять, что происходит, нужно, чтобы пыль улеглась. Мне хочется надеяться, что эта трагедия не связана с внешними делами, хотя вполне может быть по этой линии давлению на Россию.

"БИЗНЕС Online" продолжает следить за ситуацией, по нашим данным, сейчас готовятся официальные заявления госструктур по поводу произошедшего ЧП.

Справка

Илдус Ахмедович Файзов

Родился 29.01.1963 в селе Большие Тарханы Тетюшского района ТАССР.

В 1982-1984 гг. проходил службу в рядах Советской армии.

В 1989-1998 гг. после окончания театрального училища проработал актером в Казанском драматическом театре им. Тинчурина.

С 1998 года является имам-хатыйбом мечети «Булгар» г. Казани.

В 2000 г. окончил Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия ислама, в 1999 - 2010 являлся заведующим отделом пропаганды ДУМ РТ.

В 2010 году избран первым заместителем председателя духовного управления мусульман РТ.

Валиулла Махмутович Якупов

Родился 4 сентября 1963 года в дер. Дмитриевка Уфимского района Башкирской АССР. Первый класс окончил в Дмитриевке. Далее обучался в школе №4 г. Бирска, которую окончил в 1981 году. В том же году поступает в Казанский химико-технологический институт им. Кирова, который оканчивает в 1987 году по специальности «технология электрохимических производств» с квалификацией "инженер химик-технолог". Далее работает в институте, учится в очной аспирантуре, поступает на учёбу на заочное отделение исторического факультета КГУ.

29 ноября 1990 года избирается председателем молодёжного центра исламской культуры «Иман». Окончил казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия ислама. 6 ноября 1992 года избирается имам-хатыйбом Апанаевской мечети г. Казани. С 1993 года становится ректором казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия» (до ноября 1996 года).

В январе 1995 года съездом мусульман республики избирается членом президиума ДУМ в РТ. С марта 1995 года является директором арабо-английского колледжа. В мае 1996 года избирается заместителем имам-мухтасиба г. Казани.
Является режиссером телевизионной программы «Знакомьтесь: ислам» (1997 г.). В 1997 году назначается заместителем председателя ДУМТ (свидетельство №133 от 3 декабря 1997 года).

На объединительном съезде мусульман Татарстана 14 февраля 1998 года избран первым заместителем муфтия - председателем вакуфов, повторно избирается на эту должность на съездах 2002 и 2006 годов (полномочия приостановлены в апреле 2008 года решением пленума ДУМ РТ, переведен на должность заместителя муфтия по связям с государственными структурами). После смены руководства в ДУМ РТ становится начальником отдела образования ДУМ РТ.

Является директором издательства «Иман» (выпущено свыше 1000 наименований мусульманских книг), шеф-редактор ряда религиозных изданий: газеты «Иман» (на татарском языке), зарегистрирована 28 августа 1992 года, газеты «Вера», зарегистрирована 15 октября 1993 года, журнала «Мусульманский мир», зарегистрирован 10 марта 1998 года, журнала «Иман нуры» (на татарском языке), зарегистрирован 15 октября 1993 года, ежегодника «Моселман календаре» (на татарском языке) зарегистрирован 17 мая 1995 года.

В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию «Исламский компонент государственно-конфессиональных отношений в Татарстане в 90-е годы XX века (историко-политический анализ)» по специальности «Теория политики, история и методология политической науки (по историческим наукам)».

С апреля 2009 года является заместителем председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции РФ.

Валиулла Махмутович Якупов (тат. Влиулла Мхмт улы Якупов; 4 сентября 1963, деревня Дмитриевка, Уфимский район, Башкирская АССР - 19 июля 2012, Казань, Российская Федерация) - российский религиозный и общественный деятель, мусульманский богослов, имам, Заместитель Председателя ДУМ РТ по работе с государственными структурами (2008-2011 годы), Начальник отдела образования ДУМ РТ (2011- 2012) историк и исламовед, кандидат исторических наук, Заместитель Председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. Главный редактор журнала «Мусульманский мир» и журнала «Иман нуры».

Биография

Родился 4 сентября 1963 года в деревне Дмитриевка Уфимского района Башкирской АССР. По этнической принадлежности - татарин.

В первый класс пошёл в школу в Дмитриевке, а затем обучался в средней школе № 4 г. Бирска, которую окончил в 1981 году. В том же году поступил в Казанский химико-технологический институт им. С. М. Кирова, который окончил в 1987 году по специальности «Технология электрохимических производств» с квалификацией «инженер химик-технолог». В это же время работал в институте и учился в очной аспирантуре, поступил на учёбу на заочное отделение исторического факультета КГУ.

В 2003 году прошёл повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по теме «Организационное обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти РФ».

Член Союза журналистов РТ. Лейтенант запаса.

Религиозная деятельность

Окончил Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия Ислама.

6 ноября 1992 года был избран имам-хатыбом древней Апанаевской мечети г. Казани, возрождением которой усиленно занимался после своего избрания.

С 1993 года по ноябрь 1996 года - ректор Казанского высшего Мусульманского медресе «Мухаммадия», ныне являющегося одним из авторитетнейших мусульманских учебных заведений.

В январе 1995 года на съезде мусульман республики был избран членом Президиума Духовного управления мусульман Республики Татарстан.

В мае 1996 года был избран заместителем имам-мухтасиба г. Казани.

На объединительном съезде мусульман Татарстана 14 февраля 1998 года был избран Первым заместителем муфтия - председателем вакуфов; переизбирался на эту должность на съездах 2002 и 2006 годов (решением Пленума ДУМ РТ полномочия приостановлены в апреле 2008 года; был переведён на должность заместителя муфтия по связям с государственными структурами, на которой находился до 2011 года. Р. М. Мухаметшин утверждает, что «тогда именно его антиваххабитская риторика стала причиной опалы» и главной причиной его снятия с должности заместителя муфтия.

С 2011 года по 19 июля 2012 года - начальник отдела образования ДУМ РТ. На этом посту Валиулла-хазрат вплотную занимался совершенствованием системы мусульманского образования в республике, проводил встречи с ректорами медресе, рассуждал о создании единого образовательного стандарта, принимал непосредственное участие в разработке типовых программ для мусульманских учебных заведений.

Иногда в сообщениях федеральных информационных агентств Валиулла-хазрат ошибочно именуется муфтием, хотя занимал должность заместителя муфтия и был только имамом Апанаевской мечети г. Казани.

Общественная деятельность

С марта 1995 года являлся директором Арабско-английского колледжа.

В 1997 году был режиссёром телевизионной программы «Знакомьтесь: Ислам».

Издательская деятельность

В 1991 году В. М. Якупов создал и возглавил старейшее в России мусульманское издательство «Иман», которое выпустило свыше 1000 наименований книг исламской направленности - богословские труды, популяризаторскую и историческую литературу.

Научный руководитель: Награды и премии


(2012 г., посмертно )
Благодарственное письмо ДУМ РТ (2003 г.)

(2005 г.)
Благодарственное письмо Президента РТ (2008 г.)
Орден «Аль-Фахр» (2 степень)(2008 г.)
почётный знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ» Росвоенцентра при Правительстве РФ (2008 г.).

Сайт:

Валиулла Махмутович Якупов (4 сентября , деревня Дмитриевка , Уфимский район , Башкирия - 19 июля , Казань ) - российский религиозный и общественный деятель, мусульманский богослов , имам , Заместитель Председателя ДУМ РТ по работе с государственными структурами ( -2011 годы), Начальник отдела образования ДУМ РТ ( - 2012) историк и исламовед, кандидат исторических наук , Заместитель Председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации . Главный редактор журнала «Мусульманский мир» и журнала «Иман нуры».

Биография

В первый класс пошёл в школу в Дмитриевке, а затем обучался в средней школе № 4 г. Бирска , которую окончил в 1981 году . В том же году поступил в , который окончил в 1987 году по специальности «Технология электрохимических производств» с квалификацией «инженер химик-технолог». В это же время работал в институте и учился в очной аспирантуре, поступил на учёбу на заочное отделение исторического факультета КГУ .

Религиозная деятельность

Окончил Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия Ислама.

На объединительном съезде мусульман Татарстана 14 февраля 1998 года был избран Первым заместителем муфтия - председателем вакуфов ; переизбирался на эту должность на съездах и 2006 годов (решением Пленума ДУМ РТ полномочия приостановлены в апреле 2008 года; был переведён на должность заместителя муфтия по связям с государственными структурами, на которой находился до 2011 года . Р. М. Мухаметшин утверждает, что «тогда именно его антиваххабитская риторика стала причиной опалы» и главной причиной его снятия с должности заместителя муфтия.

Общественная деятельность

Также шеф-редактор нескольких религиозных публицистических изданий: газета «Иман» (на татарском языке), зарегистрирована 28 августа 1992 года, газета «Вера», зарегистрирована 15 октября 1993 года, журнала «Мусульманский мир», зарегистрирован 10 марта 1998 года, журнала «Иман нуры» (на татарском языке), зарегистрирован 15 октября 1993 года, ежегодника «Моселман календаре» (на татарском языке), зарегистрирован 17 мая 1995 года.

Научная деятельность

Членство в организациях

Смерть и похороны

Версии происшествия

Убийство Валиуллы-хазрата следствие связывает с его профессиональной деятельностью . Эту версию разделяют некоторые эксперты. Так руководитель Центра региональных исследований Раис Сулейманов утверждает следующее: «Он был ярким представителем традиционного течения ислама и постоянно наносил удар по радикальным мусульманам, число которых в Татарстане за последние годы значительно увеличилось». Журналист Максим Шевченко ввиду необходимости особой профессиональной подготовки считает виновниками криминальные сообщества Татарстана и маловероятным причастность к убийству каких-то экстремистских подполий:

«Трудно представить, что в Казани может возникнуть какая-то экстремистская группа, которая организует столь высокопрофессиональный двойной теракт. И при этом данная группа не будет находиться под контролем спецслужб. Подобную акцию непрофессионалы просто не в состоянии сделать».

Председатель Пермского муфтията ЦДУМ России муфтий М. Р. Хузин считает, что

«это след ваххабитов», потому что Илдус-хазрат и вместе с Валиуллой-хазратом «пытался установить контроль над последним оплотом ваххабизма в Татарстане - мечетью Кул Шариф . Ваххабиты пригрозили устроить массовые беспорядки…»

Первый заместитель председателя ЦДУМ России , муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов подчеркнул, что:

«Убийство религиозного деятеля в таком спокойном регионе, как Татарстан, всех удивило. Это сделали нелюди, бандиты, которые переступили черту. Это вызов не только региону, это вызов стране, всем мусульманам России». Он также отметил, что главное сейчас для представителей мусульманской уммы России - не поддаваться на провокации. «Религиозным организациям нужно очень последовательно, слаженно вести работу с органами власти и другими структурами».

Исламовед, ректор казанского Российского исламского университета Р. М. Мухаметшин считает, что:

Сейчас невозможно сказать, как дальше будут развиваться процессы в среде мусульман Поволжья. Но одно могу сказать определенно - пытаться объяснить убийство Валиуллы Якупова некими «экономическими разборками» наивно. Идеологов традиционного ислама из-за денег не убивают.

Награды

Награждён Благодарственным письмом ДУМ РТ в 2003 году, медалью 1000-летия г. Казани (2005 год), Благодарственным письмом Президента РТ в 2008 году, орденом «Аль-Фахр» II степени СМР в 2008 году, почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ» Росвоенцентра при Правительстве РФ в 2008 году.

Отзывы

Учёные и религиоведы

«Кандидат исторических наук Валиулла Якупов является основателем первого в России издательства исламской литературы, автором целого ряда богословских и исторических трудов, активным публицистом и популяризатором ислама. Он также оказал серьёзное влияние на становление системы исламского образования в Татарстане».

В мусульманской умме Татарстана Валиулла Якупов был одним из самых образованных религиозных деятелей. Он одним из первых получил научную степень. Помимо этого, наверное, никто в России не сделал столько Валиулла хазрат для пропаганды традиционного ислама. Достаточно вспомнить издательство «Иман». Помимо этого в последнее время он запустил несколько сайтов, пропагандирующих традиционные ценности"

Валиуллу Якупова я знаю с тех времен, когда он был аспирантом кафедры истории КХТИ (сейчас КНИТУ). Он всегда интересовался историей, был членом комитета ВЛКСМ вуза, то есть активно интересовался общественной жизнью – в тех формах, которые тогда существовали. Затем Валиулла Якупов стал признанным учёным-теологом. Его труды по теории ислама ценятся во всём мире. Валиулла Якупов был ярым противником ваххабизма, активно боролся с радикальными течениями в исламе. Думаю, что произошедшая трагедия связана с этим. У нас, к сожалению, недооценивают возможности ваххабизма , салафизма…

Исламовед А. М. Ахунов доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета :

«Валиуллу Якупова я знал с начала 90-х годов с момента создания им центра мусульманской культуры. Я наблюдал его эволюцию как учёного и исследователя. Якупов, несмотря на свою активную общественную деятельность, очень интересовался и наукой, стал кандидатом исторических наук. Благодаря своему исследовательскому интересу не только ислама, но и прошлого Татарстана, Якупов для гуманитарной науки в целом и татарстанской исторической науки сделал очень многое. Он первым стал выпускать труды татарских богословов и учёных, которые за годы советской власти были забыты. Я бы даже сказал, что эти публикации побудили Якупова углубиться в изучении истории, где он стал в своей области довольно крупным специалистом. Его мнение всегда было интересно учёным, к нему прислушивались. И сейчас трудно представить, кто кроме Якупова так активно сейчас будет заниматься возвращением духовного наследия мусульман. А что будет с многочисленной литературой просветительской литературой, которая выпускалась только благодаря ему?»

Валиулла хазрат Якупов был одним из самых выдающихся религиозных деятелей нашей республики. За годы своего духовного служения он внёс большой вклад в духовно-нравственное возрождение нашего общества, являлся противником любых проявлений экстремизма , способствовал укреплению гражданского согласия и религиозной терпимости.

Государственные деятели

«Хазрат Валиулла Якупов являлся одним из самых образованных мусульманских деятелей нашей республики, который снискал к себе уважение и за пределами Татарстана. Он занимался книгоизданием, много времени уделял просветительской деятельности, а главное этот человек оставался до последнего последовательным и бескомпромиссным борцом за сохранение традиционного ислама и всемерно противодействовал любым попыткам насадить в республике идеи радикального ислама, который неприемлем для наших мусульман».

Религиозные деятели

«За 13 лет, что мы работали вместе, мы с ним ни разу не ссорились, он был хорошим другом и дипломатом и очень вероубежденным человеком, читал вовремя все намазы, даже когда мы были в путешествиях за рубежом. Самое главное его качество - он не проводил ни одной минуты впустую».

Председатель Общественной палаты Республики Татарстан И. Р. Хайруллин сказал, что:

«Я знал его долго, примерно 15 лет. Это был человек очень порядочный, спокойный, всегда приветливый. В области теологии его можно назвать одним из умнейших людей Татарстана, он издал много книг. У нас были очень хорошие отношения, это был очень светлый человек. Очень жаль, мне его будет не хватать».

Его роль была огромна для татарстанской общины. Когда ещё не было духовных управлений, он создал центр «Иман», печатал книги. Тогда вообще ничего не было. Убить в начале священного Рамазана , то это… Нет слов…

А на церемонии прощания с Валиуллой-хазратом он особо отметил:

«Человек расстается с друзьями, родными и близкими, но должен оставить на этой земле след, Валиулла-хазрат очень много сделал для мусульманской уммы Татарстана и России в целом, его имя никогда не будет забыто»

Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин сказал о Валиулле-хазрате, что он:

занимал пост начальника учебного отдела ДУМ РТ был крупнейшим деятелем просвещения. Он вел научную и учебную деятельность, написал и издал множество книг, полезных не только для мусульман, но и представителей других конфессий. Этот человек сделал немало для мусульман Республики Татарстан и мог бы сделать ещё больше! Но какие-то злодеи и подлецы решили, что могут распоряжаться чужой жизнью! Мы глубоко скорбим о нашем погибшем брате по вере, желаем Илдусу-хазрату скорейшего выздоровления! И выражаем искреннюю надежду на то, что в скором времени преступники будут установлены и понесут должное наказание!"

Президиум ЦДУМ России в лице Верховного муфтия Т. С. Таджуддина в официальном заявлении отметил, что:

Перед началом благословенного поста мусульман цинично убит Валиулла хазрат Якупов, по праву представлявший молодое поколение мусульман России. Совершенно очевидно, что виновные в этом - непримиримые, лютые враги не только мусульман, но и всей огромной, единой и многоконфессиональной семьи народов нашей великой Отчизны.
В преддверии благословенного месяца Рамазан и в его первую ночь молим Всемогущего Аллаха упокоить светлую душу этого истинного шахида , праведного мученика за веру и Отечество Валиуллы хазрата в райских садах вместе с прославленными в веках подвижниками и святыми!

Имам мечети «Султан» Камиль-хазрат Бикчантаев:

Я потрясён. Человек он был очень искренний, знающий, был на своём месте и чётко проводил линию против терроризма, против сектантов, пользовался огромным авторитетом. Я скорблю, потому что вместе с ним мы стояли у истоков возрождения мусульманской веры в РТ во время перестройки. Это был знающий человек, историк; таких немного, к сожалению, в нашей среде. В последнее время ему было доверено работать с молодежью, а молодежь – это наша перспектива. Убийство накануне уразы никак не оправданно ни с человеческой точки зрения, ни с точки зрения нашей религии. Это страшно, жестоко, выражаем соболезнования его близким и будем молиться за него. Его словом питались…

Имам мечети «Марджани» Ильфар-хазрат:

У нас сейчас как раз проходит совещание по поводу этого страшного события. Будем молиться. Убийство перед уразой – страшный грех. Мы в шоке. Тем более, в Казани, в многоконфессиональном городе, где всё всегда было спокойно. Валиулла хазрат был очень авторитетный в нашей среде человек с учёной степенью. Он старался для нашей веры на Пути Всевышнего. В 90-х годах он вернул РТ историческое здание медресе «Мухаммадия» и был его ректором, основал издательство «Иман», выпускал брошюры, книги, газеты, его словом питались. Хвала Всевышнему, что муфтий не пострадал.

Экс-пресс-секретарь ДУМ РТ, главный редактор ИА «Инфо-Ислам» Ахмад Халиков:

Я очень долго знал Валиуллу хазрата, когда я пришел работать в ДУМ, он меня многому научил. Мне нравился его профессионализм, он всегда был открыт для прессы. Валиулла хазрат всегда был последователен в своих взглядах, высказывал неоднозначную точку зрения на любые события, которые происходили. Он был очень умным человеком, аналитиком, служил Исламу с честью, полностью посвятил себя служению делу. Благодаря ему было напечатано много книг по традиционному исламу, у него была своя типографии «Иман». Сегодняшная новость меня шокировала. Только вчера мы с ним виделись, разговаривали, а сегодня его не стало. Хотелось бы принести соболезнования родным и близким.

Валиуллу-хазрата я знал лучше других мусульман, относился с огромным уважением, о казанском исламе я судил по нему. Как духовный лидер он имел на это полное право. В 90-е годы я в епархии был вроде «министра внешних сношений» и со мной общался Валиулла Якупов. Встречались, обсуждали проблемы. Бросались в глаза интеллект, образованность, высокая культура. Я не считаю себя вправе давать оценки о ваххабитах, не знаю внутренних дел мусульманской общины, но знаю, что проблема ваххабизма огромна и для РТ, и для всего мусульманского мира, и нельзя не принимать во внимание этот фактор. Очень скорблю о нём, по православным канонам об иноверцах не молятся, но память о Валиулле хазрате сохранится в моём и не только в моём сердце.

Увековечивание памяти

Центр исламской культуры «Иман» города Казани, основателем которого в своё время был В. М. Якупов, предполагает создать музей Валиуллы-хазрата Якупова, где будут выставлены его личные вещи, книги, рукописи, фото и видеозаписи встреч и событий, в которых он принимал участие, а также будут проводиться тематические мероприятия.

Труды

Книги

  • Якупов В. М. Мусульманское образование / В. М. Якупов. - Казань: Иман, 2002. - 16 с.
  • Якупов В. М. Неофициальный Ислам в Татарстане: движения, течения, секты / В. М. Якупов. - Казань: Иман, 2003. - 32 с.
  • Якупов В. М. Татарское «богоискательство» и пророческий Ислам / В. М. Якупов. - Казань: Иман, 2003. - 52 с.
  • Якупов В. М. Адреса Сунны. - Казань.: Иман, 2004. - 36 с.
  • Якупов В. М. Благотворительность и социальная работа в исламе. - Казань.: Иман, 2004. -
  • Якупов В.М Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность. - Казань: Иман, 2004. -
  • Якупов В. М. Мера Ислама (К проблеме адекватного конкретно- исторического понимания вечных шариатских истин). - Казань: Иман, 2004. - 69 с.
  • Якупов В. М. Ислам в Татарстане в 90-е годы. - Казань: Иман, 2005. - 114 с.
  • Якупов В. М. Деятельность ДУМ РТ в 2003 году. - Казань: Иман, 2005. - 117 с.
  • Якупов В. М. "Устав"ная литература Духовных управлений мусульман Татарстана. - Казань: Иман, 2006. -
  • Якупов В. М. К пророческому исламу. - Казань: Иман, 2006. - 454 с.

Статьи

  • Якупов В. М. Ислам традиции / В. М. Якупов // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей - Н. Новгород: Издательство Волго-Вятский академии государственной службы, 2003. - С. 167-174
  • Якупов В. М. Важность традиционного Ислама в сохранении национальной самобытности в условиях глобализации / В. М. Якупов // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. 2003. Ежегодник. - Казань: «Экоцентр», 2004. - С. 30-36.
  • Якупов В. М. Толерантность и толерантное сознание / В. М. Якупов // Этноконфессиональные отношения в Республике Татарстан. - Казань: ООО «Эльта», 2004. - С. 22-23.
  • Якупов В. М. Анти-Ислам (о раскольнической сущности ваххабитов-реформаторов) // Журнал Мусульманский мир, сентябрь 2006. Издательство «Иман». Казань 1427/2006.
  • Якупов В. М. Ваххабитский подрыв таухида / Валиулла Якупов. - Казань: Иман, 2009. - 24 с.; 20 см. - (Журнал «Мусульманский мир»; 2009, декабрь).

Интервью

  • Муфтий Валиулла Якупов: раскол в российской мусульманской общине не имеет объективных причин, в нём виновато духовенство // Интерфакс -Религия, 16.12.2005 г. (копия статьи)
  • Галина Мазитова Валиулла Якупов: Мусульманского фактора у террористов нет - это игра дельцов // Агентство политических новостей, 28.06.2006 г.
  • Яна Амелина Ваххабизм в России должен быть запрещен // Интерфакс -Религия, 16.05.2010 г.
  • Евгений Шестаков Считанные проценты течений внутри ислама проповедуют агрессивность //Российская газета , 25.11.2010 г.
  • Галина Хизриева Валиулла Якупов: «Государство нам не отказывает, оно ждёт…» // Islam.ru, 13.06.2011 г.
  • Арслан Минвалеев, Ольга Чернобровкина «Наша мечта, чтобы этой скульптуры в Булгаре не было» // Bussines-Online, 23.03.2012 г.
  • Александр Гавриленко Валиулла хазрат Якупов, настоятель Апанаевской мечети Казани: «Искусство совместного проживания в том и заключается, что на некоторые вещи приходится закрывать глаза» // 116.ru, 23.04.2012
  • Лия Вагизова Валиулла хазрат Якупов: Если имам не хочет быть толерантным, то зачем нам такой имам? // Комсомольская правда , 19.07.2012 г.
  • «Ислам как мерило поступков» // Элита Татарстана , 4.10.2010 г.

См. также

Ссылки

  • Обращение Центра Исламской культуры «Иман» в связи с жестоким убийством председателя Валиуллы хазрата Якупова // Официальный сайт Центра исламской культуры «Иман»
  • Валиулла Якупов ушел: Как будет развиваться ислам в Татарстане? // Телерадиокомпания «Казань», 22.07.2012 г.
  • Хизриева Г. А. Эксперт-религиовед: «Все разговоры об экономической подоплеке убийства Якупова в Казани являются спекулятивными» // ИА REGNUM , 23.07.2012 г.

Примечания

    • Покушение на представителей духовенства в Татарстане // Официальный сайт МВД России , 19.07.2012 г.
    • Заммуфтия Татарстана застрелен в Казани // Интерфакс , 19.07.2012 г.
    • Начальник учебного отдела ДУМ Татарстана убит в Казани // Интерфакс , 19.07.2012 г.
    • Машина муфтия Татарстана взорвана в Казани, есть погибшие // Эхо Москвы , 19.07.2012 г.
    • Заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов убит // ИА REGNUM , 19.07.2012 г.
    • Максим Милославский, Константин Сладков В Казани взорван автомобиль заместителя муфтия Татарстана // Комсомольская правда , 19.07.2012 г.
    • Машина муфтия Татарстана взорвана в Казани, его зам застрелен // Взгляд , 19.07.2012 г.
    • В Казани убит экс-заммуфтия РТ Валиулла Якупов // ИА ТатИнформ, 19.07.2012 г.
    • Муфтия республики Татарстан взорвали вместе с машиной через час после убийства его заместителя // NEWSru.com , 19.07.2012 г.
    • В Казани взорвана машина главного муфтия Татарстана // РБК , 19.07.2012 г.
    • В Казани ранен муфтий Татарстана, его заместитель убит // Вести.ру , 19.07.2012 г.
    • В Казани ранен муфтий Татарстана, его зам убит // BBC, 19.07.2012 г.
    • В Казани убит заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов // ИТАР-ТАСС , 19.07.2012 г.
    • В Казани застрелили заместителя муфтия Татарстана // Известия , 19.07.2012 г.

Сегодня ему бы исполнилось 52 года. Обычно в это время человек бывает в расцвете своего зрелого возраста, особенно если перед нами выдающаяся личность, оставившая огромный след в истории своего народа, религии и страны. Именно таким – фигурой исторического масштаба – он и стал, таким и останется в память народа.

Винер Якупов (его сестру звали Венера, родители дали ему мужское производное от этого женского имени - Венер, а паспортистка записала «Винер») родился 4 сентября 1963 года в поселке Дмитриевка недалеко от Уфы. Вскоре семья перебралась в городок Бирск, где Винер закончил среднюю школу. Затем в 1981 году он отправляется в Казань, где поступает в Казанский химико-технологический институт.

Винер Якупов, 1980 г.

Ничто тогда не предвещало, что Винер Якупов станет в будущем Валиуллой хазратом Якуповым. Документы из личного архива Якупова, которые я внимательно изучал, рисуют образ комсомольского вожака (он становится секретарем комсомола - вначале на курсе, потом всего факультета), первоначально увлеченного партийной жизнью, внимательно следящего за очередными решениями КПСС, настроенного даже вступить в нее, но не вопросами религиями.

Винер Якупов (в центре), 1989 г.

Однако наряду с этим мы видим интерес молодого Якупова к национальным вопросам, более того, происходит очень заметный рост его этнического самосознания. Тут надо отметить один факт, опять же обнаруженный в личном архиве хазрата. Оказывается, Якупов первоначально был записан башкиром по национальности. На ранних студенческих документах и в личном деле в графе национальность значится «башкир». И лишь при получении нового паспорта он указывает свою настоящую национальность «татарин».

В чем причины такой смены этнического самоидентификации? Из бесед с его вдовой, которая училась с ним вместе в студенческие годы, отец Якупова Махмут записался башкиром, поскольку в Башкирии татарам из карьерных соображений даже в советское время было выгодно записываться башкирами. Соответственно, эта национальность перешла «по наследству» Винеру, однако после переезда в Татарию уже не было необходимости мимикрировать. Таковы особенности национальной политики и реакции на нее населения в СССР.

По записям студенческих лет видно, что Якупов первоначально плохо владел татарским языком, но стал усердно его изучать, выписывать в тетрадь незнакомые ему слова на татарском языке с переводом на русский, чтобы быстрее их освоить. Он читает много татарской литературы, демонстративно начинает носить татарский национальный головной убор - тюбетейку, что для 1980-х годов было редкостью, активно организует конкурсы лучших лекторов политпросвещения на татарском языке, наконец, создает студенческий татарский национальный ансамбль «Умырзая» («Подснежник») в родном институте.

На этом фоне у него появляется интерес к исламу: он записывается на первые курсы по арабскому языку, которые стали проводиться в казанском Доме ученых в конце 1980-х годов – наступают первые проявления будущего духовного ренессанса, и у населения появляется интерес к религии. На тот период времени, в Казани действует только одна мечеть «Марджани», однако все больше начинают звучать справедливые требования о возврате храмов верующим. Происходило это, правда, не просто, поскольку в советское время храмы разных религий в Казани использовались под различные хозяйственные нужды: например, в Богоявленском соборе действовал спортзал, в Петропавловском соборе – планетарий, в Азимовской мечети размещалась столовая, в Апанаевской – детсад, в синагоге – Дом учителя и т.д. Винер Якупов активно участвовал в уличных акциях протеста с требованием вернуть верующим мечети и здания медресе.

Митинг у Закабанной мечети Казани. В.М.Якупов (слева) и Исхак Лотфуллин. 1992 г.

Понимание, что коммунистическая система «гниет», становится все более очевидным к концу 1980-х годов. В этой связи процитирую один документ. В личном архиве Якупова сохранилось весьма примечательное письмо одной его подруги (в письме подписана как «Г.Ю.»), в котором она делится с ним как с комсомольским секретарем факультета своими впечатлениями о том, как она, секретарь комсомольской ячейки, пытается вести работу, но натыкается на безразличное отношение со стороны рабочей молодежи. Текст достоин быть процитированным: «12-го у нас проводилась комсомольская конференция отчетно-выборная – ужасно позорная. Комсомольцам на все наплевать. Комсомольские работники пыхтят, пытаются эту массу как-то расшевелить – бесполезно. Так и варимся в собственном соку. Комсомольская организация завода стремительно убывает, в одном цехе 12 человек подали заявление о выходе из комсомола. Вот такие дела. Мы пришли к выводу, что более или менее комсомольская работа налажена в институтах, а трудящаяся молодежь обременена заботами и интересуют ее квартира и получение места в детском саду». Письмо датировано 20 ноябрем 1989 года.

Перестройка в СССР привела к появлению в Татарии легального национального движения татар. Кстати, организационно оно формировалось при активном участии местного обкома КПСС. В 1988 году был создан Татарский общественный центр, во главе которого стояли партийные работники, преподаватели научного коммунизма, советские писатели и офицеры Марат Мулюков, Рафаэль Хакимов, Фаузия Байрамова, Айдар Халим, Фандас Сафиуллин, Заки Зайнуллин. Наряду с организациями, которые объединяли «взрослых» людей, стали появляться молодежные. В 1990 году появился союз татарской молодежи «Азатлык», в рядах которого первоначально состоял Винер Якупов. Там он возглавил религиозное направление - Центр исламской культуры «Иман», о чем будет рассказано ниже. Однако вскоре татарский национализм из первоначальных требований чисто культурного характера переродился в сепаратизм, принимая в 1990-е годы все более агрессивные формы. Винеру Якупову было уже не по пути с этим, а впоследствии, в двухтысячные годы, он станет критиком татарского национализма, который к тому времени начал принимает уродливые формы русофобии.

29 ноября 1990 года состоялось учредительное собрание молодых мусульман Казани, на котором был создан молодежный центр исламской культуры «Иман». Он именно так изначально и назывался - «молодежный», поскольку его члены были в возрасте от 18 до 30 лет. Лишь впоследствии прилагательное «молодежный» было убрано из названия. Центр исламской культуры «Иман» стал первой мусульманской общественной организацией, возникшей еще в СССР и существующей до сегодняшнего дня. Бесспорным лидером организации с самого начала ее существования и до своей трагической гибели был Винер Якупов.

Именно с этого времени Якупов начинает изменять свое имя. Оно было явно не исламским, советским: после революции 1917 года в среде татар стала активно распространяться практика наречений детей европейскими именами. Так появились Мараты, Альберты, Роберты, Рудольфы, Фердинанды, Марсели, Артуры у мальчиков. Девочкам давали имена Венера, Римма, Аделина, Эльвира, Эльмира. От таких женских имен в свою очередь производили мужские имена: Венер, Рим, Эльвир и др.

Став исламским общественным деятелем, Винер Якупов решил арабизировать свое имя и стал именоваться Винерулла. Если посмотреть изданные центром «Иман» книги, журналы и газеты 1990-х годов, то на многих из них увидим указание, что они вышли под редакцией Винеруллы хазрата Якупова. Естественно, что знакомые исламоведы и соратники говорили ему, что подобное имя – Винерулла – немусульманское, это просто конструкт, причем весьма нелепый. Это понимал и сам Якупов. В конечном счете, он взял себе имя Валиулла («Богобоязненный, набожный» в переводе с арабского), причем специально пошел и поменял паспорт в 2003 году для этого. Российское законодательство позволяет это делать. Именно под этим именем Валиулла хазрат навсегда вошел в историю татарского народа и России.

Исламское возрождение в Татарстане в постсоветский период невозможно представить без фигуры Валиуллы Якупова. Главным образом потому, что основные направления этого процесса не только проходили при его активном участии, но, как правило, создавались им самим, после чего становились примером для всех остальных подвижников ислама в регионе и России.

«Фишкой» центра «Иман» стала издательская деятельность. За четверть века с 1991 года, когда была издана первая брошюра, выпущено свыше тысячи наименований книг и брошюр на русском и татарском языках. Я не знаю ни одного мусульманского религиозного издательства в России, которое могло бы похвастаться таким количеством изданных книг, брошюр, газет и журналов. Главной их отличительной особенностью была дешевизна: издания выпускались на газетной бумаге, отчего их себестоимость была низкой и поэтому цена тоже была низкой. Благодаря такому маркетинговому ходу, книги «Имана» распространялись среди населения намного быстрее. Порой за сто рублей можно было приобрести несколько десятков книжек и брошюр, и в итоге у покупателя дома могла быть своя домашняя библиотека исламской литературы.

И хотя некоторые слишком щепетильные особы порой критиковали Якупова за плохую полиграфию издаваемых книг (у других издательств книги выпускались в твердых обложках, на глянце, но и стоимость их, естественно, была соответствующая), Валиулла хазрат сознательно шел на это, потому что был убежден, что исламская книга должна быть доступна всем, в том числе и малоимущим. И, кстати, он не прогадал. Во многих татарских семьях чаще встретишь на книжной полке издания центра «Иман», чем какого-либо другого исламского издательства. Стоит отметить, что, например, в 1990-е-2000-е годы у Духовного управления мусульман Татарстана не существовало своего издательства: его функции по сути выполнял центр «Иман».

Родоначальником мусульманской прессы в постсоветский период в Татарстане также был именно Валиулла Якупов. В разные годы центр «Иман» выпускал до 20 наименований газет и журналов, причем не только на русском и татарском языках, но даже на старо-татарском языке (на основе арабской письменности, существовавшей у татар до 1927 года, выходила газета «Иске имля» в конце 1990-х – начале 2000-х годов: тогда еще жило поколение татар старшего возраста, учившихся в 1910-1920-е годы, для которых арабский шрифт был более близким для чтения). Многие издания были ориентированы на определенную аудиторию: например, газета «Подросток» - на детей, газета «Наше женское счастье» - на женщин, «Бакча» - на садоводов и др. Самые же известные - газеты «Иман» и «Вера», журналы «Иман нуры» («Свет веры») и «Мусульманский мир», представляют собой огромный клад информации, по которой можно писать новейшую историю ислама в Татарстане.

Валиулла Якупов очень быстро осознал важность Интернета и то, что за ним большое будущее. В конце 1990-х – начале 2000-х годов Интернет казался, скорее, какой-то малопонятной широким слоям населения диковинкой, чем-то экзотичным, даже больше баловством. Консервативное мышление порой не позволяло традиционному мусульманскому духовенству оперативно воспользоваться Интернетом как средством пропаганды. Для примера: у Центрального духовного управления мусульман в Уфе собственный сайт появился только в 2012 году, то есть очень поздно. Это был существенный недостаток традиционного мусульманского духовенства, во многом приведший к потери им влияния на молодежь в первом десятилетии XXI века, когда ведущие позиции там, еще задолго до эры социальных сетей, успели завоевать ваххабитские виртуальные ресурсы. Валиулла Якупов в этом отношении мыслил быстрее. Интернет-сайты центра «Иман» появились в самом начале 2000-х годов, а самое главное – они были первыми, кто принялся публиковать материалы о ваххабизме. Это было весьма смело, и долгое время это были единственные виртуальные ресурсы, откуда можно было черпать сведения об идеологических установках радикалов. Осваивал он и интернет-телевидение – для 2000-х годов это еще было нечто новое.

Несмотря на то, что публиковаться Валиулла Якупов начал еще в 1980-е годы (в основном это были репортажи в вузовской и региональной прессе о прошедших с его участием событиях), до начала 2000-х годов мы не встретим ни одной книги Якупова. В 1990-е годы он публиковал только статьи в прессе, сам был редактором газет и журналов, выпускаемых издательством центра «Иман», редактировал сборники статей и отдельные книги других авторов, которые выпускались им.

А вот с начала 2000-х годов начинается активный творческий период в его жизни: тогда начали выходить его работы, в которых он проанализировал процессы, с которыми столкнулся ислам в Татарстане с момента распада СССР, а также все то, что происходило в текущий момент в первом десятилетии XXI века. Есть труды, в которых он анализирует историческое прошлое татар и, шире, всех мусульман России, сравнивает религиозный опыт мусульман Поволжья с мусульманами зарубежного мира. И постепенно приходит к выводу о том, что собой представляет традиционный ислам у татар. В своей книге «К пророческому исламу» он дает понять, что тот ислам, который практикуется у татар, ничем не отличается по своему гуманистическому содержанию от ислама времен пророка Мухаммеда. Отсюда и название книги - традиционный ислам у татар не противопоставляется исламу времен пророка Мухаммеда, как часто рассуждают в своей критике традиционного ислама ваххабиты, а тождественен ему.

В своих книгах он старался рефлексировать на темы основных проблем ислама в Татарстане, которые актуальны и сегодня. Это опасность распространения религиозного фанатизма, усиление секуляризма среди татар в качестве реакции на него и попытки внести антироссийские и антирусские идеи татарского национализма в широкие массы татарского населения. Эти три проблемы получили свое развитие в теологических трудах Валиуллы хазрата, которые, как правило, носили полемический характер.

Богословие Валиуллы Якупова прошло определенную трансформацию со временем. Так, к пониманию опасности проблемы распространения нетрадиционных для татар течений ислама зарубежного происхождения он пришел в начале 2000-х годов, что нашло отражение в его работе «Неофициальный ислам в Татарстане» (2003), где он первый систематизировал и классифицировал все актуальные на тот период секты и разновидности радикального ислама, действующие в регионе. Этот труд актуален и сегодня.

Часть татарской национально-ориентированной интеллигенции, видя усиление религиозного фактора, отреагировало тем, что стало отстаивать идеи секуляризма, внешне придавая ему религиозный оттенок. Так, одним из идеологов татарского национализма Рафаэлем Хакимовым была сформирована концепция евроислама, представляющая собой религиозную философию с полным отрицанием выполнения обрядов и ритуалов и даже с возможностью нарушать религиозные запреты ислама (например, употребление алкоголя). Внешне для светской интеллигенции это выглядело весьма привлекательным, евроислам в трактовке Хакимова находил симпатизантов, им даже стали интересоваться зарубежные ученые.

В таковой трактовке ислама это означало полное обмирщение религии. Ничего, кроме интеллектуального пафоса, это не давало. Валиулла Якупов это понимал и стал одним из главных оппонентов Рафаэля Хакимова, критикуя положения его концепции. Важно подчеркнуть, что евроислам, о котором говорят некоторые мусульманские интеллектуалы на Западе (в частности, живущий в Швейцарии профессор Тарик Рамадан, родом из Египта), и евроислам в интерпретации Хакимова – это разные вещи.

Ища духовные истоки своего учения, Хакимов отыскал их в джадидизме – религиозном реформаторстве среди татар на рубеже XIX-XX вв. Валиулла Якупов умело показал в своих работах - то, что Хакимов пишет о евроисламе как продолжении развития джадидизма, совершенно нелепо, и вряд ли известные лидеры джадидизма – богословы Шигабутдин Марджани (1818-1889) или Галимжан Баруди (1857-1921) – могли бы назвать себя сторонниками евроислама. Якупов не только указывал на абсурдность интерпретаций Хакимова, что сторонниками евроислама были татарские джадидисты дореволюционной эпохи, но и был противником негативного отношения к оппонентам джадидизма – кадимистам, которых он видел как консерваторов. К чести Валиуллы хазрата, он одним из первых начал реабилитировать татарских богословов-кадимистов, переиздавая их труды в издательстве «Иман» на татарском и русском языках. Сам Якупов был противником демонизации кадимистов, считая, что они достойны изучения.

На проблеме религиозного радикализма под прикрытием ислама необходимо остановится подробнее, потому что теме ваххабизма, а также всем остальным видам нетрадиционного для татар ислама радикального толка, Якупов уделял большое внимание. Именно эта тема является центральной для всего научно-богословского наследия Валиуллы хазрата.

Проникновение ваххабизма в Россию связано с деятельностью арабских благотворительных фондов и организаций («Аль-Игаса», «Международная ассамблея мусульманской молодежи», «Аль-Харамейн», «Ибрагим бин Абдулазиз аль–Ибрагим», «Тайба», и др.), которые в начале 1990-х годов стали функционировать в нашей стране. Наивный взгляд российских мусульман того времени, что «братья по вере» из арабских стран помогут укрепить исламское возрождение, доминировал повсеместно. Мало кто полагал, что арабские проповедники и благотворители преследует свои сугубо корыстные политические цели – распространить ту версию ислама, которая свойственна для стран арабского Востока, в первую очередь, монархий Аравийского полуострова, духовно переориентировав российских мусульман на зарубежные исламские центры.

Честно говоря, Валиулла Якупов первоначально тоже оказался под влиянием арабских благотворителей и далеко не сразу разглядел их подноготную. Да и понимание угрозы ваххабизма пришло позднее. Организуемые исламские лагеря для татарской молодежи с участием арабских проповедников, «культурные вечера», лекции арабских «учителей» проходили с участием Якупова. Впоследствии, когда он встанет на четкие антиваххабитские позиции, его оппоненты будут ставить ему в вину именно это: как же Вы можете выступать против ваххабизма, если первоначально сами не противились его распространению? Но разглядеть в тот первоначальный период становления исламских религиозных институтов в Татарстане в 1990-е годы опасность ваххабизма было крайне сложно. Первый и поначалу единственный, кто тогда громко говорил и предостерегал от этого, был мусульманский богослов Фарид Салман. Если почитать прессу 1990-х годов, то бил в колокола в 1990-е годы в Татарстане только он. За что, кстати, и пострадал, когда в 2001 году насильно был смещен с поста имама казанской мечети «Булгар» тогдашним муфтием Татарстана Гусманом Исхаковым, крайне недовольным открытой критикой со стороны Фарида хазрата за потворство ваххабитам.

Но кто не ошибается и не заблуждается, когда он молод! Ведь главное, чтобы человек, осознав всю пагубность того, что ему преподносят как «чистый ислам», смог затем решительно выступить против этого. А это требует огромного мужества, потому что за такую смелость нередко приходится платить своей жизнью.

Реальность угрозы ваххабизма Валиулла Якупов осознал в 1999 году. Тогда началась Вторая чеченская война, произошли взрывы жилых домов в Москве, организованные террористами. Как выяснилось, среди боевиков находились и татары, в особенности те, что учились в ваххабитском медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах (второй по численности населения город в Татарстане). Тогда, да и до сих пор, многие обыватели принялись причитать, что татарам не свойствен религиозный радикализм и терроризм (достаточно странная логика рассуждений: как будто есть народ, которому свойствен терроризм).

Якупов посетил медресе и ужаснулся, чему там учили. Учебная литература порой представляла собой руководство по организации убийств и пыток, полное оправдание казни тех, кто не разделяет убеждения ваххабитов. Поверить в это было сложно, но это была правда. Шок от осознания преступности этой идеологии отразился даже на внешнем облике Валиуллы хазрата. Если в 1990-е годы он, как и многие, внешне подражал ваххабитам, отращивая длинную косматую бороду, то затем решил отказаться даже от внешнего сходства с ними. Бороду он начинает носить короткую, как это принято у татар.

1995 г.


2012 г.

Иногда в ранних работах Якупова по проблеме ваххабизма еще можно встретить его мнение о том, что, дескать, ваххабиты среди татар не те, что ваххабиты на Кавказе, что поволжские ваххабиты более умеренные. Однако когда фактов об участии выходцев из Татарстана в рядах вооруженного подполья на Северном Кавказе и среди боевиков в Афганистане становится все больше, делать вид, что ваххабиты Татарстана белые и пушистые, было бы уже верхом наивности и глупости.

В издательстве «Иман» начинает выходить множество книг иностранных авторов, разоблачающих ваххабизм и другие нетрадиционные течения ислама типа «Джамаат Таблиг», «Нурджулар», «Хизб-ут-Тахрир». Валиулла хазрат начинает внимательно анализировать эти негативные процессы в Татарстане и в масштабах всей страны. Он стал активно говорить об этом, проводить специальные конференции на эту тему, появилось множество его интервью по этой насущной проблеме.

Корень зла он видит уже не в арабских проповедниках (большая их часть уже уехала к началу 2000-х годов, последнего депортировали в 2013 году), а в ваххабитском духовенстве среди татар: кто-то проучился в Саудовской Аравии и вернулся домой, кто-то переродился сам, получая под это огромные дивиденды. Одним из таких был тогдашний муфтий Татарстана Гусман Исхаков (занимал этот пост в 1998-2011 гг.), активно поддерживавший ваххабитов и расставлявший их на руководящие посты в крупных мечетях республики. Работая его заместителем, Якупов видел всю подноготную ваххабитского муфтия. Как ни пытался Валиулла хазрат боролся с этим, но кадровые вопросы находились во власти муфтия, а не заместителя.

Якупов пришел и к пониманию того, что порой ваххабитов поддерживают не только муфтий, но и чиновники, например, главы районов, мэры городов. Есть у них поддержка среди бизнеса. Это явление Валиулла хазрат в 2010 году назвал «ваххабитским холдингом» - сращиванием ваххабитского духовенства с бизнесом и бюрократией. Это было очень смело, и одновременно било в самую точку. Лучшего определения и не дашь.

После того, как часть ваххабитов взяла оружие (печально известные события ноября 2010 г. в Нурлатском районе Татарстана, когда вооруженные боевики попытались создать в лесу нечто подобное лагерю по типу «Имарата Кавказ»), а муфтий Гусман Исхаков принялся делать заявления, смягчающие их вину, стало понятно, что нужны кадровые решения. Гусмана Исхакова отправили в отставку. На смену ему пришел верный сподвижник Валиуллы Якупова Ильдус Файзов. Это был очень удачный идейный тандем: муфтий и богослов вместе противостояли ваххабизму, было полное взаимопонимание и взаимодоверие.

Попытки Ильдуса Файзова начать кадровую ротацию (он стал снимать с постов мухтасибов и имамов крупных мечетей - откровенных ваххабитов) вызвали бешеную реакцию у радикалов. Потоки откровенной грязи в СМИ, угрозы физической расправы, бунты в мечетях в Альметьевске и Казани - ваххабиты не хотели сдавать свои позиции. Местная правящая элита, так долго взращивавшая этих фундаменталистов, сама не ожидала такой реакции ваххабитов. Но вместо того, чтобы поддержать деваххабизацию мусульманской уммы Татарстана, предпочла пойти на уступки ваххабитов. Это было особенно заметно во время бунта ваххабитов в казанской мечети «Кул Шариф» в апреле 2012 года: муфтий Ильдус Файзов решил снять с должности салафитского имама Рамиля Юнусова, однако как по команде собрались ваххабиты со всей республики, которые стали угрожать устроить «площадь Тахрир» в Казанском Кремле. Чиновники потребовали сохранить Юнусова на своем посту. Ваххабиты ликовали, но решили добить своих противников. 19 июля 2012 года Валиулла Якупов был застрелен в подъезде собственного дома. Через час ваххабиты устраивают теракт, подрывая машину муфтия Ильдуса Файзова. Он чудом остался жив. Валиуллу хазрата спасти не удалось.

Это первый случай убийства мусульманского духовенства ваххабитами в Татарстане. Настоящее горе для народа, когда он теряет своих интеллектуалов. Всем стало понятно, что потерял татарский народ, чего лишилась страна. Я прекрасно помню ужасный день трагедии, похороны на следующее утро. Проститься с хазратом пришло несколько сотен человек. Все были растеряны. Многие тогда ощутили чувство одиночества.

Могила Валиуллы хазрата Якупова

Сегодня известно, что непосредственным исполнителем убийства, нажимавшим на курок, был Роберт Валеев (так называемый амир «Абу Муса»), а планировала и организовала убийство Валиуллы Якупова и теракт в отношении муфтия Ильдуса Файзова банда «Моджахеды Татарстана» (по сводкам МВД проходит как «Чистопольский джамаат»). К 2014 году члены этой банды были ликвидированы силовиками.


Р.Сулейманов знакомит постителей с выставкой книг и другой печатной продукции издательства "Иман".

Только после гибели Якупова все осознали значимость этой личности. Великий мусульманский богослов рубежа ХХ-XXI вв., интеллектуал своего времени, просветитель – так о нем можно говорить без всякой лести. Его жизненный путь – это путь борьбы против того зла, которое приняло сегодня гораздо угрожающие масштабы, чем тогда, в 2000-е годы (я имею в виду ИГИЛ). Для нас Валиулла хазрат Якупов навсегда останется символом сопротивления ваххабизму и боевым знамением борьбы с тем злом, что угрожает нашей стране и нашему народу.

Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, исламовед, главный редактор журнала «Мусульманский мир», который основал и выпускал Валиулла Якупов

Дамир Мухетдинов, Айдар Хабутдинов

Валиулла-хазрат Якупов (1963-2012): жизнь и идеи

Очень трудно писать о человеке, которого ты знал лично, и жизнь которого оборвалась достаточно рано. Но мы попробуем… Вспоминается апрель 2008 г. в Дагестане. Мы приехали на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося ученого-богослова и шейха накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов Сайфуллы-кади Башларова». Нас встречает в Махачкале ректор Института теологии и религиоведения им. Мамма-Дибира аль-Рочи — Максуд-хаджи Садиков. Сама конференция совмещает доклады с вручением наград раненым имамам и родственникам погибших имамов. Потом мы едем в Дербент. На старинном мусульманском кладбище Валиулла-хазрат позирует, изображает, как пьет накопившуюся дождевую воду с могилы авлия — мусульманского подвижника. Мы все смеемся. И вот уже нет с нами ни Максуда-хаджи, ни Валиуллы-хазрата. Инна ли-Ллахи ва инна илайхи раджиун!

«А в прошлое письма не идут…». Почему-то вновь и вновь вспоминается строчка из «Писем в грядущее» Хади Такташа (1900-1931). Великий поэт начинал писать в эпоху великих надежд, которые сменились тяжелыми буднями. Винер Якупов и в наши дни оставался связан с рубежом 1980-1990‑х гг., теми романтическими временами, когда мы все надеялись, что скоро настанет лучшее будущее. Но достигнут ли адресата «Письма в грядущее» нашего поколения? В дни Рамадана 2012 г. внешне центр Казани столь же беззаботен, как и до терактов 19 июля, работают заводы, идет на полях страда, но уже все чаще Татарстан называют «Дагестаном на Волге».

Валиулла-хазрат застал рубеж 1980-1990‑х гг., когда татарская столица пробуждалась от многолетнего сна и из провинциального центра вновь превращалась в место, где рождались идеи и институты. В Казани конца 1980‑х гг. путь молодых активных людей был примерно одинаков. От комсомольской карьеры в ряды Союза татарской молодежи «Азатлык», большая часть лидеров которого достаточно быстро покинула пределы новой России, когда стало понятно, что независимость Татарстана недостижима. Винер Якупов участвует в 1‑м съезде Всетатарского общественного центра в феврале 1989 г., он возглавил религиозное направление в «Азатлыке» и стал Винеруллой-хазратом. 29 ноября 1990 года он был избран председателем Молодежного центра исламской культуры «Иман». Документы МЦИК «Иман» начала 1990‑х гг. весьма радикальны. Так, в обращении «К главам государств — участникам Организации Исламская конференция» утверждалось: «Ради сохранения своей мусульманской религии наши предки отказывались от богатств, покидали свои родные места, шли на смерть… обращаемся к вам с призывом всячески поддерживать естественное стремление нашего государства к независимости и свободе, ибо в условиях сильной духовной и материальной экспансии христианства, только это позволит сохранить в дальнейшем Исламскую веру у нашего народа. Мы призываем вас признать нашу независимость и принять решение о приеме Татарстана в Организацию Исламская конференция».

Нынешний ректор Российского исламского университета в Казани Р. Мухаметшин делает вывод: «В документах МЦИК “Иман” красной нитью проходит идея необходимости провозглашения Татарстана независимым государством» .

20 лет назад в Татарстане твердо верили в служебную функцию религии ислама и имамов в руках национального движения и истеблишмента республики. Молодой хазрат был тогда одним из первых (если вообще не первый в Казани), кто понял, что роль ислама будет расти постоянно. В 1991 г. В. М. Якупов создал и возглавил старейшее в России мусульманское издательство «Иман», которое выпустило свыше 1000 наименований книг исламской направленности — богословские труды, популяризаторскую и историческую литературу. Качество изданий было не слишком высоким, авторам перепечатываемых трудов не выплачивались гонорары, но никто и не думал возмущаться. Простой народ изголодался по религиозным знаниям, а в эпоху развала научных институций возможность напечататься в издательстве «Иман» была чуть ли не единственным выходом.

6 ноября 1992 г. В. Якупов был избран имам-хатыбом Апанаевской мечети г. Казани. По иронии судьбы именно в этот день Верховный Совет Татарстана принимает Конституцию республики, почти не отличающуюся от конституции независимого государства. С 1993 года по ноябрь 1996 года В. Якупов — ректор Казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия».

На рубеже тысячелетий, с упадком татарского национального движения, резко возросла роль Духовного управления мусульман Татарстана и лично В. Якупова. Тогда были задвинуты в тень появившиеся на перестроечной волне Габдулла Галиулла (муфтий самостоятельного ДУМ РТ) и Фарид Салман (муфтий ДУМ Татарстана (ДУМ Т) в составе ЦДУМР (Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ)). Как и при организации 1‑го съезда Всетатарского общественного центра в феврале 1989 г., власти республики не остались в стороне. На встрече президента РФ В. В. Путина и президента РТ М. Ш. Шаймиева с представителями Третьего съезда Всемирного конгресса татар 30 августа 2002 г. М. Шаймиев заявил: «Когда у нас пошел раскол внутри республики, несколько муфтиятов в Татарстане появилось несколько лет тому назад… Тогда мы действительно собрали у меня всех и договорились: давай мы проведем объединительный съезд. Провели очень хорошо, и избрали Гусман-хазрата» . Так, на Объединительном съезде мусульманского духовенства РТ в 1998 г. был избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман РТ, Г. Исхаков, занимавший это пост вплоть до начала 2011 г. На съезде мусульман Татарстана в 1998 г. покойный Валиулла-хазрат был одним из основных игроков.

Именно тогда, на съезде 1998 г., В. Якупов стал первым заместителя муфтия, председателем вакуфов ДУМ РТ. Он сыграл ключевую роль в ликвидации ДУМ Татарстана в составе ЦДУМР. Окончательная процедура образования ДУМ РТ состоялась на Пленуме ДУМ РТ 18 марта 1998 г., где был утвержден соответствующий передаточный акт и подписан от ДУМ Т — заместителем муфтия В. Якуповым, от ДУМ РТ — первым заместителем муфтия Г. Исхаковым, а от новообразованного ДУМ РТ — им же, но уже муфтием Г. Исхаковым .

Таким образом, ДУМ РТ, созданный по инициативе лидеров национального движения, превратился в тесного партнера режима РТ. Руководство ДУМ при Г. Исхакове всегда выступало в поддержку руководства РТ и лично президента М. Шаймиева. Например, в обращении ДУМ РТ после закрытия медресе «Йолдыз» (осень 1999 г.) утверждается, что некоторые центральные масс-медиа выполняют заказ по очернению «умной и достойной политики руководства РТ» путем обвинений в ваххабизме. Утверждается, что участие шакирдов «Йолдыз» во взрывах не обоснованно и не доказано (впрочем, это утверждалось до кукморского взрыва в декабре 1999 г.) .

В 2000‑е гг. Валиулла-хазрат неоднократно давал оценку направлениям татарской религиозной мысли, особенно джадидизму и кадимизму начала прошлого века. На выступлении на конференции «Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве», прошедшей в Казани 1-2 апреля 2004 г., он дал высокую оценку джадидизму, подчеркнув, что четыре муфтия — Г. Баруди, Р. Фахретдин, Г. Расули, Ш. Хиялетдинов, поочередно возглавлявшие ЦДУМ-ДУМЕС в 1917-1974 гг., были джадидами. Он писал: «Линия джадидизма полностью победила. Джадидский ислам сложился… Татары ныне придерживаются реформированного нашими предками ислама, то есть его джадидского варианта» .

Практически одновременно, в 2004 г., В. Якупов весьма негативно оценивает джадидизм в работе «Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность». Здесь он использует «восковой нос авторитета», своеобразно интерпретируя А. В. Малашенко, который «обращает внимание на то, что именно “ваххабитское движение косвенно становилось побудительным толчком для реформаторства”». Он также замечает, что «исламские радикалы нашего времени зачастую причисляют себя к реформаторам». Сам В. Якупов утверждает: «Для серьезных исследователей не является секретом прямая идеологическая связь между исламскими террористами и прикрывающими их реформаторами (джадидистами), которые по сути выступают как их интеллектуальное прикрытие. Здесь очевидно разделение труда — руками джадидов ставится задача уничтожения традиционных толерантных мазхабов и на Исламском поле остается только радикальный ваххабизм» . Если учесть, что Г. Баруди, Р. Фахретдин, Г. Расули были весьма ортодоксальными улемами-ханафитами, то тезис В. Якупова противоречит ему самому и не обоснован.

Чуть ранее, в работе «Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность», В. Якупов объясняет, кто виноват: «Речь идет о мазхабическом Исламе, применительно к Татарстану — это Ислам мазхаба Абу Ханифы. Вот именно этому Исламу и объявлена война со стороны радикалов и экстремистов, причем эта борьба все более обретает черты идеологического наступления. Весьма опасным для Татарстана является то, что борьбу с мазхабом ведут многие высокопоставленные чиновники и светские ученые, ставящие задачу реформации Ислама. Что же является реальной причиной таких планов?»

Откуда же и как пришел ханафитский мазхаб к татарам? В. Якупов утверждает: «Татары также могут и должны гордиться сохранением ханафизма в наиболее чистом виде без всяких изменений (реформ), то есть заслуга татар в том, что они смогли донести до современности чистый пророческий Ислам, не искаженный ересями позднейших времен, 18 и более поздних веков. Татары, получив Ислам от сахабов Пророка… так и хранят его как аманат» . Но асхабы не приходили в Булгар и жили раньше, чем Абу Ханифа.

Вновь продолжается критика христианства: «Специфика христианской теологии средневековья с ее нигилистическим отношением к рациональному научному знанию во многом дискредитировала все мировые религии, так как по аналогии считается, что и Ислам также был против науки, хотя это абсолютно не так».

Зачем необходимо соблюдение традиции мазхаба: «Главной задачей мазхабического Ислама является подлинное понимание смыслов Божественного и пророческого текстов… Необходимо сохранение цивилизационного ядра нашей культурной традиции, дальнейшая передача его из поколения в поколение. Ведь это и есть главное содержание, сущность развития человечества. Мазхаб — наша главная духовная ценность… Мы же должны сосредоточить усилия, чтобы сберечь эту ценность, обогатить и сохранить ее для потомков». Здесь видно стремление сохранить национальные традиции в исламе. Но в чем они?

С одной стороны, Валиулла-хазрат высоко оценивал прошлое татар:

«Достаточно поставить несколько вопросов:

Почему грамотность татар в разы была выше в условиях царской России по сравнению с другими мусульманскими народами?

Почему роль женщины-татарки, грамотной, не носящей чадры-паранджи, была всегда несравнимо более статусной по сравнению с положением женщины у других мусульманских народов?

Мусульмане других национальностей, в случае попадания в положение меньшинства или диаспоры обычно исчезали, лишались Ислама, а татары даже будучи в рассеянии сохраняли религию (в Польше и Литве в течение веков, будучи в ничтожном меньшинстве) и т. д.

Многовековая выборность мусульманского духовенства, традиции коллективного самоуправления махаллей выглядят диссонансом автаркическому строю общественной жизни у других мусульманских народов».

Но уже в прошлом он отмечал стремление татар быть слишком озабоченными проблемами других народов: «У татар — проблема с патриотизмом, верой в будущее своего народа. Как с горечью называл это явление Г. Исхакый : «“Умече”, то есть участник субботников, — бесплатно, беззаветно работающий на других, в то время как свой народ остается в не лучшем положении. Поэтому пришло время сменить эту парадигму. Нужно культивирование татарского и поиск подлинных патриотов и гордость ими…

А ведь у них инонациональных святых поболее, чем у нас, так как христианство на много веков “старше”.

Даже в каждой мусульманской стране также предпочитают своих подвижников. Почему только татары должны быть заняты чужими героями?».

Весьма критично покойный оценивал и влияние российского государства на татар. В «Татарском “богоискательстве” и пророческом Исламе» один из разделов называется «Причина кризиса татарского общества — колониальное ущемление возможностей социальной мобильности». Далее тезис расшифровывается: «Татары были крайне ограничены в возможностях изменения их места в структуре общества… Это и вызвало кризис и озлобление на всю татарскую образовательную систему. Здесь нет внутриконфессионального конфликта а ля джадидизм-кадимизм, есть возмущение молодежи своим колониальным статусом… Известно, что институты образования во всех обществах являются средствами вертикальной социальной циркуляции.

Школа-колледж-институт-университет — это по сути остановки “социального лифта” для продвижения наверх. В Англии Ричард II выпустил декрет: “Ни один крепостной не должен отправлять своих детей в школу, чтобы не дать возможность их детям продвигаться в жизни”.

Так и было в царской России — татарам не давали возможности продвигаться в жизни из-за фактической запретности для них светской школы… К началу ХХ века эта ситуация привела к кризису — протесту татар против царистских порядков, а не против традиционной религии. Татары были бесконечно благодарны муллам за то, что те дали возможность получить хотя бы конфессиональное образование, когда у других народов России не было даже этого.

Сегодня некоторые чиновники, выслуживаясь перед РФ, стремятся лакировать наше колониальное прошлое… В условиях глобализации угроза утери идентичности, ее размывания становится только явственней. В этой связи актуальность методов самосохранения, консервации национальных особенностей, в том числе посредством “своей” традиционной религии, будет только возрастать» .

На самом деле в отношении российского государства и татарского общества тогда и теперь момент сотрудничества обычно бывал более значительным, чем момент конфронтации.

В целях достижения успехов на будущее В. Якупов пытался ставить вопрос, в чем «этноментальные преимущества татар», и сам же отвечал: «Их характеризует высокая степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, достаточно высокая скорость мыслительной деятельности. Конечно, такой интеллектуальный фон привел к пристрастию к общим мировоззренческим проблемам — развитости у татар наук акыды и калама…

Очень важно сердечное личное восприятие Божественного, поэтому у татар так популярны именно “дуа” — личные апелляции к Всевышнему, из-за этого сложилась своеобразная обрядовая система, не противоречащая шариату, — частые коранические меджлисы — способ стяжания благодати через крылья ангелов и опять-таки прямой апелляции к Самому Всевышнему. Все это в комплексе и характеризует веру татар — ее теплоту, сердечность, коллективизм, осмысленность и всегда напряжение разума — меджлисы эти в то же время и вопросы-ответы, по сути интеллектуальное обсуждение тонкостей праведной веры».

В «Татарском “богоискательстве” и пророческом Исламе». В. Якупов противопоставляет Г. Курсави и Ш. Марджани. Здесь видно влияние М. Кемпера, но вряд ли это мнение верно, как мы уже указывали выше. В. Якупов утверждает, что «после Курсави… классический мазхабический Ислам, исламская традиция вернулась и торжествовала победу» .

За год до смерти Валиулла-хазрат высоко оценил опыт свой нации: «Если воспитывать детей с опорой на наш тысячелетний опыт воспитания татарской ментальности, на нем строить воспитание, то и такие деструктивные проявления будут минимальными!. Ведь преступные проявления сегодня, к сожалению, могут иметь и религиозную окраску» . К сожалению, прогноз оказался верным.

Покойный в течении 20 лет занимал посты в исламском истеблишменте Татарстана. В. Якупов с 1998 по 2008 г. оставался первым заместителем председателя ДУМ РТ, председателем вакуфов. Он утратил свой пост в апреле 2008 г. на пленуме ДУМ РТ в связи со своим призывом сжигать «неправильную», то есть входящую в Федеральный список запрещенных материалов исламскую литературу . Тем не менее вплоть до 5‑го съезда ДУМ РТ 2011 г. В. Якупов был заместителем председателя ДУМ РТ по связям с госорганами. Только в 2011 г. с приходом И. Файзова на пост муфтия РТ В. Якупов становится просто начальником отдела образования ДУМ РТ. Все 13 лет нахождения Г. Исхакова на посту муфтия ДУМ РТ В. Якупов был ближайшим к нему человеком.

Покойный, по общему признанию, был генератором идей в ДУМ РТ. Если учесть, что муфтий Г. Исхаков предпочитал решать процессы кулуарным путем, то на всяческих мероприятиях, где шли дискуссии, мы чаще видели Валиуллу-хазрата. Намерение оценить происходящее проявилось как в его кандидатской диссертации, так и в намечавшейся докторской. В последние месяцы за Валиуллой-хазратом отмечали желание отказаться от навешивания ярлыков (включая ваххабизм), примирить сторонников идей кадимизма и джадидизма и, особенно, стремление объяснить верующим и в первую очередь молодежи основы исламских традиций у татар. Последней его концептуальной статьей стала «К вопросу лидерства в мусульманском сообществе (встречая 20‑летие раскола ДУМЕС») . Вспоминая дни молодости, Валиулла-хазрат заключал: «Формально у мусульманского духовенства был реальный шанс стать общепризнанным лидером мусульманского сообщества. В 1989-91 гг. авторитет духовенства был исключительно высок. Если бы официальное духовенство стало выдвигать адекватные идеи и возглавило бы дело возрождения, то лидерство сохранилось бы за ним… Иллюзия единоличного лидерства была, видимо, слишком соблазнительной, за что пришлось вскоре дорого заплатить — возникли кризисы раскола внутри духовенства, конца которым пока не видно».

Впрочем, Валиулла-хазрат ставил конкретную цель: «Если смотреть на будущее, то ясно одно — мусульманское духовенство должно осознать себя в качестве самостоятельной, уже сложившейся прослойки, духовенству пора выступить в качестве отдельного актора, у которого есть свои интересы». В настоящем оно скорее склонно «сервильно обслуживать чьи-то интересы» .

Действительно только единство корпорации улемов и имамов, обладающей административным и материальными ресурсами, опирающейся на поддержку уммы, способно вывести российских мусульман из сегодняшнего кризиса. Однако лучшие и наиболее профессиональные оказываются вырванными из наших рядов путем грубого насилия. Тем не менее, пока мы живы, нам необходимо понять, что только своими усилиями мы сможем построить лучшее будущее для себя и наших детей. Валиулле-хазрату уже не удастся увидеть это будущее, будем надеяться, что это удастся нам. Покойный останется в нашей памяти как человек, который сделал многое и стремился сделать еще большее. Инна-лиЛлахи и илайхи раджиун!



Поделиться