Террористы с периферии. Почему в России появляются радикальные джамааты? Джамаат - объединение мусульман с целью изучения ислама

Великая миссия каждого человека, каждого мусульманина – принятие истинности Ислама и стремление распространять эту божественную религию. Аллах, ниспослав нам Коран, объемлет своей милостью всё человечество. Ислам – это милость Господа, которая распространяется не только на земную жизнь, но и на жизнь следующую.

Самая знаменательная революция человеческого сознания начинается с Ислама. Ислам – это справедливость. Ислам – это понятное объяснение устройства мира. Ислам – это поклонение и милосердие. Ислам – это нравственность и праведность. Ислам – это знание. Ислам – это любовь и братство. Ислам – это культура. Ислам – это духовное возрождение. Самое главное, Ислам – это беспрекословное подчинение Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Всевышнего). Ислам – это джамаат, объединение людей, которые беспрекословно подчиняются всем требованиям Божественного закона. Джамаат воплощает в себе настоящее исламское братство, это консолидация личностей, сделавших Ислам образом своей жизни.

Всем мусульманам необходимо объединиться, ведь у всех нас есть очень много общего. Хвала Аллаху, все мы мусульмане. Мы верим во все предписания нашей религии Ислам. У нас общая культура, общая история, мы признаём всех пророков и посланников, читаем намаз, даём закят, мечтаем отправиться в хадж, держим пост. Но есть люди, которые, вместо того, чтобы объединять на основе явного, разделяют, основываясь на мелочах. Мы должны сторониться такого, ведь как говорил Пророк: “Тот, кто скажет, что все люди погибли, а он обрел спасение, тот поистине находится в самом гиблом положении”.

Наша задача помогать незнающим, не отталкивать их, и тем более не унижать, а приобщать в свой джамаат. Некоторые мусульмане погружаются в неведение и беспечность, они забывают, что есть другой мир и полностью посвящают себя только этой жизни, ищут материальные блага, утоляют жажду своего нафса, который полностью управляет ими. Мусульманину необходимо осознать, что Ислам был послан не для того, чтобы храниться в мозгу, как просто какая-то память, но, прежде всего, для того, чтобы человек претворял Ислам в жизнь и распространял его. И до тех пор пока мы не начнем выстраивать свой жизненный путь в соответствии с Исламом, мы не сможем начать жить совершенной исламской жизнью. Достичь такого состояния поможет джамаат. Когда человек находится в обществе праведных людей, он сам постепенно перенимает их качества и тоже становится праведником. Это можно проследить на примере многих сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). До Ислама некоторые сподвижники были жестокими людьми, но познакомившись с Пророком и с его окружением, они изменились, Аллах открыл их сердца и наполнил своей милостью.

Поэтому давайте объединяться. Будем поддерживать друг друга, помогать друг другу всем, чем сможем.

И сейчас у каждого есть возможность посетить сплоченный джамаат. Наша община мусульман «Рисалят», в своей резиденции (адрес которой: Огородный проезд, дом 5, строение 4, этаж 4,5 ) во время месяца Рамадан в четверг, пятницу, субботу и воскресение проводит духовно-просветительский цикл встреч.
















Каждый раз мы собираемся все вместе, читаем намазы, читаем зикры, слушаем интересные лекции, я думаю, что каждый, побывавший на подобной встрече, ждёт с нетерпением следующей встречи. И проводить Рамадан вместе куда приятнее. Чем больше людей, тем больше добрых дел мы можем сделать. Также вместе намного легче держится пост, да и радость от ифтара умножается во много раз, когда люди, которые ради довольствия своего Господа отказались на целый день от еды, собрались вместе и теперь, по милости Аллаха могут начать трапезу.

Также, сразу после окончания благословенного месяца Рамадан, мы отправляемся в Турцию, где цикл наших встреч продолжится, но уже на берегу в моря в комфортабельном отеле.

Главная особенность нашего исламского лагеря — праведный джамаат, в котором вы будете находиться. Окружающие вас люди - это ваши единоверцы и единомышленники, сторонники праведного пути Ислама.

Мы приглашаем Вас в это интересное путешествие, наполненное духовностью и гармонией, где вы сможете обрести новых друзей, новые полезные знания и навыки. Мусульмане должны держаться вместе, чтобы никогда не забывать о своей богатой истории и своей силе.

Интервью с Добаевым Игорем Прокопьевичем, доктором философских наук, автором 9 монографий и более 100 публикаций по проблемам радикального ислама и геополитики Кавказа, зам. директором Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН.

Добаев Игорь: “Конфессиональные факторы – вовсе не ключевая причина того, что на Северном Кавказе разгорелась война. Для стабилизации ситуации государству необходимо быть более социально направленным”.

Дайте, пожалуйста, традиционное толкование термина “джамаат”.

– В переводе с арабского “джамаа” – общество, коллектив, община. “Джамаат” – это уже общества, коллективы, общины. То есть, джамаат – это любая общность людей. В “нормативном” исламе джамаат понимается так: в своем минимальном, первичном состоянии – это сообщество правоверных, которые являются членами одной и той же общины, группирующейся вокруг одной мечети. Если в городе или районе одна мечеть, можно говорить о джамаате города или района. В метафизическом смысле можно говорить об исламской умме мира (сообщество всех правоверных в мире в независимости от расы, этнической принадлежности и иных особенностей). В советское время мечетей было мало, а в отдельных северокавказских республиках их и вовсе не было. В этом случае мусульмане концентрировались в общины (джамааты) и осуществляли мусульманские обряды в каком-то помещении – чистом, неокрашенном. Моление, как правило, происходит под руководством грамотного мусульманина, кто лучше всех знает обрядовую сторону ислама. Этот человек называется имамом, и он, в отличие от христианства, не посвящается в духовный сан. Вот что такое, в самом общем виде представляет собой нормальную мусульманскую общину.

Достаточно условно весь Северный Кавказ можно поделить на две части – северо-восточную (Дагестан, Чечня и Ингушетия) и северо-западную (КБР, КЧР, Адыгея и Северная Осетия-Алания, до 20 % населения последней являются мусульманами). Степень исламизации в регионе понижается с востока на запад. Самый исламизированный регион – Дагестан (более 1700 мечетей), наименее исламизированная – Адыгея (немногим боле 20 мечетей). На северо-западе все-таки есть разделение светского и духовного. Возьмем КЧР, село Учкекен. Там есть три мечети, и вокруг каждой мечети формируется своя община. А в Дагестане такого нет: там население одного села – члены одной вероисповедной общины. Мощь этой общины в Дагестане в том, что сельская община в своих границах и численности совпадает с исламской общиной. Потому так легко и прошла в этой республике коллективизация – один джамаат стал колхозом. И, наоборот, при распаде колхозно-совхозной системы джамаат остался все той же сельской общиной и одновременно исламским социумом. На северо-западе – по-другому. Там сельская община в своих границах не совпадает с религиозной.

– Не секрет, что в последние годы на Северном Кавказе термин “джамаат” имеет не только свое традиционное значение – слишком часто он фигурирует в сводках боевых действий или в сообщениях о терактах. Что в данном случае понимается под “джамаатами”? Как возникло и развилось это явление?

– Есть и иное понятие общины – как не вероисповедной, и политико-организационной общности. Они стали появляться в процессе реисламизации – это конец 80-х – начало 90-х ХХ века, когда помимо традиционного ислама сюда пришел тот ислам, который получил название не совсем точный термин – “ваххабизм”. То есть это политизированный ислам, в основе которого лежат фундаменталистские принципы, который стал конкурировать с с традиционным в регионе исламом и традиционными общинами. Приверженцы этого течения стали создавать свои общины, тоже называя их джамаатами. Вспомним характерные примеры:Кадарскую зону Дагестана – села Кадар, Кара-Махи и Чабан-Махи. Эта община называлась ваххабитской, хотя там ваххабитов было не более 50 процентов от общей численности жителей этих сел. Однако они были более активны и поэтому доминировали. Эти и другие группировки во многих республиках Северного Кавказа стали захватывать мечети, из-за чего там были столкновения. Некоторые из “ваххабитов”, используя зарубежную помощь, стали создавать свои мечети или молельные дома и обособляться.

Но появляются и “третьи силы” в исламе, которых можно назвать ультрарадикалами, или экстремистами и террористами. Они практически выродились в военные группировки боевиков, но они также себя называют сообществами правоверных и обособляются в джамааты.

Лидер обычной мусульманской общины – имам (в Дагестане – дибир, у которого более широкие полномочия), в “ваххабитских” же общинах во главе становится человек, называющий себя амиром (в переводе с арабского – начальник). Ведет он себя уже не как духовное лицо – в его руках сосредоточена вся власть, в том числе и военная. Тут уже отношения, как в армии: приказ начальника – закон для подчиненного. Как правило, помимо амира в “ваххабитских” джамаатах существует представитель культа, который судит по шариату, выносит соответствующие тому или иному случаю фетвы (богословско-правовые суждения). О таких своего рода “политруках” много пишет виднейший специалист в этой области, доктор философских наук Александр Игнатенко. Но во многих группах таких “духовных комиссаров” нет, а свои действия как-то оправдывать необходимо. Однако таких “политруков” много в той же Саудовской Аравии: нужную фетву они могут вам отправить и по интернету. Небесплатно.

Такая община, ставящая перед собой цели политического плана, жестко структурирована: внутри ее осуществляется круговая порука и такого рода первичная ячейка ее становится очень жесткой, да еще она участвует в террористических актах. Это попросту группа боевиков, тем не менее, продолжающая называть себя джамаатом. Еще раз подчеркнем, в отличие от обычных джамаатов, в науке и публицистике их называют “ваххабитскими джамаатами” или “джамаатами исламских радикалов”.

– Верно ли, что дата рождения “джамаатов” – начало войны в Чечне, когда туда прибыли добровольцы из ряда стран Ближнего Востока, в частности, участник афганской войны Фатхи, этнический чеченец родом из Иордании, который считается родоначальником джамаатов на Кавказе?

– Начало войны в Чечне просто подстегнуло этот процесс. В этот период времени на Кавказе появляются люди, которые прошли специальную подготовку, афганскую войну. Фатхи был этаким “духовным комиссаром” при амире Хаттабе. Он вел идеологическую работу со своими людьми, доводя их до определенного “уровня подготовки”, объясняя при этом: то, что они творят, это вовсе не терроризм, а осуществление священного джихада, высшей небесной миссии, ниспосланной Богом. Как мы уже говорили, возникли радикальные джамааты еще в советское время – по некоторым данным, их строительство началось в середине 70-х, а уже в конце 80-х-начале 90-х, то есть до начала военных действий в Чечне, их конструирование было уже поставлено на поток. В Дагестане деятельность таких групп еще в середине 70-х годов возглавил известный ныне лидер террористов Мухаммед Кизилюртовский. Когда начался развал СССР, это движение стало набирать силу. В городе Кизил-Юрт он организует “общество мудрости”, где сам и проповедует, и проповеди его касаются двух вещей, характерных для всех радикалов: обвинение в неверии (такфир) и джихад. Радикальные общины этим и отличаются от обычных джамаатов. Они обвиняют в неверии очень многих, тех, кого в неверии обвинять нельзя согласно эталонному исламу. Для них неверные – все те, кто не с ними, кто допускает самгомалейшее отступление от принципов, которые они проповедуют. Это база для развития собственной идеологической доктрины радикалов. Очень много ее идеологов – в Египте, Пакистане, Саудовской Аравии, некоторых других государствах Ближнего и Среднего Востока. Одна из последних идеологических “новинок”, разработанных правой рукой Усамы Бен-Ладена – доктором Айманом аз-Завахири, человеком, который планировал акции в США в сентябре 2000 года (он же – лидер зарубежного “крыла” египетской “Джихад Исламии”) – книга под названием “Аль-валайя ва-ль-бараа”. Там четко определено, кого надо любить, кого – ненавидеть. Радикальная доктрина носит сегодня яркий и четкий характер.

– Какие направления ислама исповедуют сторонники радикальных “джамаатов” (условно назовем их так, чтобы не путать с традиционными религиозными общинами)?

– Радикализм не связан с определенным направлением, но ближе всего к фундаментализму, хотя и не совпадает с ним в своих границах. Фундаментализм может быть вполне мирным. Радикальный же фундаментализм весьма опасен. Концепция джахида в ортодоксальном исламе трактуется двояко. “Большой джихад” – это, в основном, работа над собой, над своим моральным обликом, борьба со своими дурными привычками и наклонностями. “Малый джихад” – это боевой джихад. В нормативном исламе признается и малый джихад (но только в оборонительном аспекте) в том случае, когда враги ислама нападают на земли правоверных. Ультрарадикалы считают, что разделения на малый и большой джихад вовсе нет. Есть борьба с “врагами ислама” (неверными, отступниками и лицемерами), и только наступление может принести победу. Иначе говоря, ультрарадикалы признают лишь агрессивный, наступательный джихад, в том числе в форме терроризма и даже шихидизма (использование смертников).

– Каков процент так называемых радиальных джамаатов по сравнению с традиционными в различных регионах Северного Кавказа? Будет ли это соотношение меняться и если – да, то в какую сторону и как быстро?

– Количество радикальных джамаатов невелико. Но практика показывает: даже если их количество достигает одного процента – это плохо. Боюсь, что везде их количество самое разное. Побольше – в Дагестане, Чечне, Ингушетии, поменьше – в КБР, КЧР. Но их количество растет. Ведь мы, такая страна, как Россия, сегодня, в определенном смысле, утратили свою идентичность. И все большее количество людей на Кавказе начинает задумываться: а, может быть, остановиться на исламской идентичности и не связывать себя с Россией? Пример наше государство подает в ряде случаев не очень хороший: пьянство, коррупция, другие девиантные проявления.

Наше общество нередко в глазах горцев выглядит очень даже непривлекательно. Так что процент радикальных джамаатов, а точнее количество адептов радикальных исламистских идей, будет увеличиваться. Что не просто плохо, а очень плохо и опасно для нашего государства: соотношение меняется не в нашу пользу. Такие процессы сегодня прослеживаются в Дагестане, в меньшей степени – в КБР, в Карачаево-Черкессии. Чечня – это вообще особый случай. Практика наведения там конституционного порядка, по всей видимости, зашла в тупик. По этому поводу была серия статей в декабре в газете “Известия” под названием “Почему спецслужбы не могут поймать Шамиля Басаева?” Со многими высказываниями их авторов можно согласиться.

– В чем заключается цель групп и организаций, объединяющих сторонников радикального ислама на Северном Кавказе? К чему может привести развитие ситуации, при котором в республиках Северного Кавказа все в большем количестве возникают подпольные военизированные группы, объединенные общими радикальными религиозными принципами?

– Цель радикалов – отрыв от России, создание собственного исламского государства, живущего по нормам шариата. Ник чему хорошему их разрушительная деятельность ни для России, ни для ее северокавказского региона, привести не может.

– Какие действия (ошибки) властей РФ и официальных исламских структур (ДУМ и пр.) способствовали столь быстрому распространению идей радикального ислама и возникновению подпольных джамаатов? Что можно предпринять для стабилизации в будущем?

– Наиболее организованные джамааты – из ультрарадикалов, которые готовы участвовать в борьбе в самых разных формах, вплоть до шахидизма. А есть те, которых можно квалифицировать как “умеренные”. Они хотят иметь исламское государство, но для этого, с их точки зрения, необходимо вести пропаганду, а не войну. И когда под их знамена станет большая часть населения, тогда можно бескровно брать власть. Такое движение в достаточно оформленном виде существовало на Северном Кавказе, прежде всего – в Дагестане. До марта 1998 года его возглавлял Ахмадкади Ахтаев. Настрой властей был таков: его позицию не принимали ни под каким предлогом. А ведь он добивался хотя бы какой-то своей ниши в обществе. Когда возникают конфликты на религиозной почве? Когда властями напрочь отвергаются самые скромные требования даже в минимальной степени оппозиционно настроенных людей. А когда власти разгоняют, громят структуры умеренных радикалов, их место занимают ультрарадикалы. Когда уже идет разрастание ультрарадикальных взглядов, остается только одно – вести с ними ожесточенную борьбу – силовую и административную. В этом случае “достается” и умеренным, что радикализует и их, тем самым создается почва для активного сопротивления. Тем более на фоне бедности огромного числа жителей региона.

В России существует множество духовных управлений мусульман (ДУМ). Это – строгие иерархические структуры, то есть то, что не предусмотрено ни Кораном, ни другими сакральными источниками мусульманства. Власти опираются на них, представители же Думов с помощью властей хотели бы монополизировать власть над всем духовным сообществом и тем самым себя все более дискредитируют в глазах простых верующих. Хорошо, что государство все-таки поддерживает ДУМ, но, наверно, это надо делать несколько деликатнее. Не хватает грамотных кадров в самом “официальном исламе” и в подведомственных ему мечетях. Да и живут иерархи порой совсем иначе, чем сами верующие.

“Ваххабиты” действуют по принципу представителей тоталитарных сект в христианстве. И эта разница – индивидуальный подход к каждому верующему! – делает следующее: в условиях стагнации и деградации общества они выглядят более привлекательно. Вмешательство в эти процессы силовых структур зачастую к добру не приводит. После 1999 года многие республики приняли законы “О ваххабизме”. И кому поручили работу с радикалами, например, в Дагестане? Ну, конечно, Духовному управлению мусульман! А те в “ваххабиты” записали всех тех, кого посчитали оппонентами. Представьте, вас бьют за то, к чему вы отношение не имеете. Словом, ошибок наделано!…

На одной из последних исламоведческих конференций, прошедшей в одной из республик Северного Кавказа, из уст дагестанских ученых прозвучала такая информация: согласно их социологическим замерам более 80 % служителей исламского культа – носители фундаменталистского сознания, хотя это вовсе не значит, что они готовы воевать. Примерно 40 процентов населения, преимущественно молодежь, также его приверженцы. То есть сегодня, к сожалению, мы битву за молодое поколение проигрываем. Этому способствует и расслоение общества, а также то, что государство сегодня социально не слишком-то ориентировано. В том же Дагестане всю материальную базу республики контролируют не более 200 семей. У нас “разорванное” по многим основаниям общество. Иными словами, конфессиональные факторы – вовсе не ключевая причина того, что разгорелась война.

Для стабилизации ситуации государству надо стать более социально направленным: создавать производства и обеспечить людей работой, вытащить их из нищеты. А также заняться тем, что в ближайшем будущем не даст явной материальной прибыли. Сегодня происходит разрыв общекультурного пространства на Кавказе. Ссужается роль русского языка. Нельзя дать русскому языку перестать быть языком межкультурного взаимодействия и общения. Необходимо поддерживать местную интеллигенцию, проводить конференции, переводить прозу и поэзию местных авторов на русский язык. поощрять научные программы по разработке дву- и многоязычия в этих республиках. Ни в коем разе не дать свершиться тому, чего так хотят наши недруги – перевести языки этих народов на латиницу. Распад и выход их из-под нашего культурного воздействия будет для нас еще более сокрушителен. Нужно работать с местными администрациями: аккуратно и умело выводить за рамки политического процессаа этноклановость и создавать нормальный административно-чиновничий аппарат. А в Чечне, к примеру, наоборот, необходимо вводить национальные квоты: для русских, для ногайцев и т.д. То есть, везде необходим дифференцированный подход – унифицировать всю страну по одному и тому же принципу нельзя. Короче, с людьми надо работать вдумчиво, деликатно и умно. Власти должны быть более открыты для общества.

– Существует ли разница между джамаатами в разных регионах России (джамаат в Нефтекумском районе Ставрополья, джамаат “Ярмук” в КБР, т.н. ингушский джамаат, дагестанский “Дженнет” и др.)? Имеет ли отношение теракт в Беслане к деятельности джамаатов?

– Различие между ними есть. Кто-то из них более радикален, кто-то – более умеренный в своих взглядах. А кто-то уже поучаствовал в войне. Джамаат в Нефтекумском районе Ставрополья – это ногайцы, они принимали участие в чеченских войнах на стороне бандформирований. И в этом смысле они похожи на джамааты “Ярмук” и “Дженнет”. “Ярмук” – это один из джамаатов в КБР, он считается одним из самых радикальных. Его глава также участвовал в чеченских войнах вместе с бандформированиями. У него собраны головорезы, которые ведут подпольную боевую работу. Есть основания полагать, что они являются участниками нападения на службу наркоконтроля в КБР и убийства четырех ее сотрудников. Движение “молодых мусульман”, которое разворачивается на территории КБР, к сожалению, зримо радикализуется, и это нехороший признак.

Но среди этого движения есть разные джамааты, а власти без разбору наносят удары по ним, радикализуя тех, с кем можно было бы еще поработать в идеологическом плане. Во главе этого движения в начале 90-х годов стал Мукожев, который получил образование на Востоке. Он создал Кабардино-Балкарский исламский центр, который был разгромлен властями. Затем на его базе создан Кабардино-балкарский институт исламских исследований, формальным лидером которого стал Руслан Нахушев.

В Ингушетии групп и группировок много, но там есть единый джамаат, который контролируется одним человеком. Есть основания полагать, что и нападение на Беслан совершила хорошо подготовленная группа, члены этого джамаата.

– Существуют ли на Кавказе “ваххабитские” джамааты, признанные властями, поддерживающие с последними нормальные отношения?

– Я не знаю таких примеров.

– Верно ли, что в своем большинстве многие члены “ваххабитских” джамаатов – мирные люди, разочаровавшиеся в нынешних духовных лидерах и пытающиеся самостоятельно постичь религию?

– Верно. И если мы поймем, что с этими людьми можно и нужно работать, а не таскать их по тюрьмам, то мы еще чего-то сможем достичь.

Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. п.

Джамаат может объединять различное количество верующих, посещающих одну и ту же мечеть. Объединение может создаваться как по территориальному принципу, так и основываясь на особенностях толкования религиозных догм представителями различных направлений ислама.

Примечания

Ссылки

  • Али Евтеев , Ислам - это умеренность во всем. Медина, 2007.
  • Игорь Добаев: «Конфессиональные факторы - не ключевая причина войны на Северном Кавказе. Для стабилизации ситуации государству необходимо быть более социально направленным» // «Кавказский узел », декабрь 2004.
  • Тришин В.Н. // Словарь синонимов ASIS, 2010.
  • // Советская историческая энциклопедия . - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.
  • // Этнографический словарь. 2000.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Джамаат" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 община (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ДЖАМААТ Этнографический словарь

    джамаат - джамаат, территориальная община у народов Кавказа … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    - (араб. джамаа общество, община, собрание) в странах Закавказья сельский сход; в Дагестане также вольное общество, т.е. патриархальная родовая (или патриархально феодальная) община, сохра нившая до нач. 19 в. свободу от феодалов (или ее остатки) … Советская историческая энциклопедия

    Территориальная община у народов Кавказа … Этнографический словарь

    ДЖАМААТ - территориальная община у народов Кавказа … Словарь этнографических терминов

    - (Дагестанский Фронт) Идеология: сепаратизм,экстремизм, терроризм Религиозная принадлежность: ислам Лидеры: Расул Макашарипов † (Муслим) Лахиялов, Мурад Гаджиалиевич † Раппани Халилов † (Раббани) … Википедия

    Джамаат Г1алг1айче Годы существования с 2000 года Страна … Википедия

    Джамаат Ярмук подпольная исламистская террористическая организация, действующая на территории Кабардино Балкарии. Несёт ответственность за вооружённые нападения на представителей местных органов власти, сотрудников правоохранительных органов. С… … Википедия

    Джамаат Таблиг (урду: تبلیغی جماعت, араб. جماعة التبليغ‎‎) аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством… … Википедия

Книги

  • Магрибская магия (подчинение джиннов и шайтанов) , Гросс Павел Андреевич. Перед тобой, дорогой читатель, рукопись, не имеющая аналогов в мире. С полной уверенностью можно сказать, что это первая и пока что единственная попытка охватить тучасть мировых колдовских…

ФСБ на днях сообщила, что на территории Волгоградской области, в Октябрьском районе, именующая себя «Октябрьским джамаатом». «По месту их жительства обнаружены и изъяты — предмет, похожий на штатный заряд подствольного гранатомета ВОГ-17 с закреплённым запалом УЗРГ, усиленный поражающими элементами из гвоздей, скомпонованных скотчем в единый заряд, предмет, похожий на гранату РГН и детонатор», — сообщает пресс-служба ведомства.

Немногим ранее, в апреле 2016 года, также на территории Волгоградской области были задержаны члены другого джамаата — «Палассовского». По данным спецслужб, а в их квартирах и домах были найдены боеприпасы, взрывчатые вещества и другие химические компоненты и поражающие элементы СВУ, литература религиозно-экстремистского характера.

Откуда в обычном российском провинциальном городе появились радикальные исламисты и чем это грозит добропорядочным гражданам, АиФ.ru рассказал полковник милиции в отставке Николай Варавин .

Николай Варавин. Фото: АиФ/ Светлана Белодорожкина

Что такое джамаат?

Джамаат — это стойкое образование, глубоко законспирированное. Его численность от 5 человек и более. Они небольшие потому, что в них сконцентрированы наиболее радикальные исламисты, которые одновременно являются не только идеологами, но и организаторами. Каждый член такого джамаата имеет несколько десятков своих сторонников. Абы кого и в массовом порядке в джамаат не принимают! Это своеобразные руководители — наиболее радикально настроенные и грамотные исламисты. Они раздают указания, следят за подготовкой участников, отлично подготовлены не только идеологически (знают различные трактаты, высказывания, догматические составляющие учения), но и в то же время хорошо разбираются в диверсионно-минном деле.

Джамаат с арабского переводится как «общество, коллектив». В обычном понимании это группы мусульман, объединённых с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов и взаимопомощи. Но в 1990-е - 2000-е годы в Чечне этот термин получил иную окраску. Таким образом, стали именовать себя отряды исламистов, занимающиеся на территории Северного Кавказа террористической деятельностью. Эти джамааты входили в состав «Кавказского эмирата», возглавляемого Докой Умаровым.

Члены джамаата настолько глубоко законспирированы, что даже родители, близкие, друзья не знают, какую они роль играют. Своими моделями поведения они всячески демонстрируют то, что они являются «нормальными» людьми, адекватными гражданами, чтут законы и в быту ничем себя не выделяют. Но если дело касается выполнения террористического акта, они быстро собираются в определенное время в условленном месте и грамотно, профессионально совершают теракт.

Откуда джамаат в России?

Мне приходилось сталкиваться с подобным несколько лет назад и в том числе и в Октябрьском районе. Когда я работал начальником пресс-службы ГУВД по Волгоградской области, в 2007 году на территории недалеко от районного центра Октябрьский был обнаружен оборудованный схрон. Это не был какой-то подвал или землянка. Это был хорошо оснащённый блиндаж, в котором несколько человек могли автономно находиться не один день. Он был построен настолько добротно, что складывалось впечатление, что здесь ожидали поставку крупной партии вещей, людей или боеприпасов.

Проводились оперативно-розыскные мероприятия, но установить, кто же был непосредственно хозяином этого сооружения, так и не удалось.

Октябрьский район - муниципальный район в составе Волгоградской области, входящий в состав Котельниковского территориального округа области. Численность всего района порядка 21 тысячи человек и продолжает сокращаться. В административном центре - посёлке городского типа Октябрьский - проживает около 6000 человек.

На территории Волгоградской области для сторонников и активных членов джамаатов есть питательная среда. Когда мы проводили анализ с целью выяснить, где на территории северокавказских республик больше радикальных исламистов, то увидели прямую закономерность между занятостью населения, и молодёжи в частности, и количеством так называемых «джамаатов». Занятость в Чеченской республике высокая, руководство делает всё, чтобы любыми путями вовлечь население в общественно полезный труд, поэтому и таких радикальных группировок здесь меньше, чем в соседнем Дагестане.

Палассовский и Октябрьский районы — плохо развитые районы Волгоградской области, молодёжи нет возможности устроиться.

Мы помним дело нашего земляка, русского, принявшего ислам и совершившего теракт. Аналитики отметили, что эти новоявленные радикалы, принявшие ислам, очень быстро приобретают авторитет и прибирают руководство джамаата к рукам. Есть мнение, что они идут туда именно для того, чтобы себя в социальном плане адаптировать, добиться каких-то постов главарей джамаатов и править бал. Сейчас действительно наблюдается тенденция, что в руководстве джамаатов очень много новоявленных мусульман-радикалов славянской внешности.

Я считаю, то, что произошло на днях (задержание Октябрьского джамаата) — это развитие тенденции, которая наблюдается сегодня на Северном Кавказе и странах бывшего СНГ. Идёт схватка между полевыми командирами и так называемыми эмиссарами ИГ (запрещенной в России террористической группировки). И пока здесь одерживают верх последние. Мы долгое время говорили о ваххабитах как о радикальном течении, выступающем против федеральных сил. Это практически те же талибы, что находятся на территории Афганистана и там идут точно такие же процессы. Так называемая талибская верхушка сейчас атакуется со стороны бандподполья, состоящего из посланцев ИГ, и между этими группировками идёт борьба за власть. Тенденция, которая происходит на Северном Кавказе и в Афганистане — мы видим её повторение сегодня на территории Волгоградской области.

Чем опасен джамаат?

По официальным данным, за время участия российских ВКС в Сирии в ходе боевых столкновений были уничтожены более 2000 радикальных исламистов — выходцев из стран СНГ, в том числе и России. В то же время среди активных членов ИГ, по заявлению руководства ФСБ, на территории Сирии и Ирака продолжают оставаться наши соотечественники. Их численность от 3,5 до 5 тысяч человек. А если к ним приплюсовать и выходцев из стран СНГ, то эта цифра увеличится до 7 тысяч человек. Поэтому нужно понимать, что рано или поздно борьба, которая сегодня ведется в Сирии и Ираке, приведёт к победе законных сил. Сирийская армия при помощи наших вооруженных сил возьмёт и Алеппо, в этом никто не сомневается. И этих боевиков, которые выступают под флагом ИГ, часть уничтожат, часть возьмут в плен, а другие разбегутся по тем странам, откуда они сами были родом. В том числе многие вернутся на территорию РФ.

Раскрыть джамаат и установить его членов, безусловно, большой успех ФСБ. Ведь внедрить туда чужого человека, информатора, практически невозможно. Но это не говорит о том, что в перспективе такие объединения не будут появляться ещё. Люди, прошедшие войну, они очень жёсткие и хорошо подготовленные. Они уже не хотят быть рядовыми бойцами, как в Сирии, а мечтают быть руководителями джамаатов. И они их будут создавать, и вовлекать новых сторонников, тем более что для этого у них есть и возможности, и силы, и определённый опыт, который они получили в Сирии и Ираке. А уж во что это выльется? Достаточно вспомнить серию терактов в Волгоградской области.

Люди фитны, сеющие сомнения по поводу джамаата, пытаются доказать братьям, что создание такого джамаата в условиях России незаконно и потому «подставит» мусульман под репрессии ФСБ, милиции и т.п.

Скажем им на это следующее.

Во-первых, репрессии против всех мусульман сегодня идут в России на всю катушку, будь они «радикальные» или «умеренные», «сепаратисты» или «патриоты», ахлюс-сунна уа’ль джама’а или ахлюль бидгаа. Те, кто ведут эти репрессии, не успокоятся до тех пор, пока не будет искоренен любой реальный, живой Ислам и останется исключительно нифак в виде т.н. «традиционного ислама» бабаев. Поэтому, если нас не устраивает эта перспектива, у нас есть только три варианта:

1)Уходить в эмиграцию (делать хиджру);

2)Уходить в подполье (выходить на джихад);

3)Бороться за свои права открыто, используя все те немалые возможности, которые нам дает российский закон, наша реальность и обстоятельства.

Если есть те, которые выбирают первые два варианта, то это их дело, да помилует их Аллах. Мы же выступаем за третий вариант, считая, что, только объединившись и сложив все свои силы и ресурсы, мусульмане могут отстоять свое право на жизнь и развитие в России. Для этого, в том числе, нам и нужен джамаат.

Во-вторых, надо четко сказать, что создание такого джамаата в условиях России законно по ее законодательству. Российский закон дает нам обширные возможности, чтобы действовать, распространяя Ислам, просвещая и объединяя мусульман, защищая их интересы. ИншаАллах, мы это покажем чуть позже.

В-третьих, при создании такого джамаата в Москве или крупных городах России, необходимо учесть негативный опыт деятельности таких джамаатов на Кавказе, окончившийся их разгромом и нейтрализацией.

Доля вины за это есть на самих джамаатах. Создавая такое объединение, надо подходить к этому не только формально, т.к. в российских условиях закон, мягко говоря, стоит не на первом месте.

Очень многое зависит от таких условий как информационное обеспечение и поддержка, идеологическое обоснование, отношения с органами государственной власти и духовными управлениями мусульман.

Еще раз приведем мнение шейха Ибн Бааза, который говорит, что такой джамаат должен действовать, «используя при этом путь, который не сможет стать причиной причинения вреда им, а также не станет поводом для репрессий со стороны государства. То есть, это должен такой путь, против которого государство ничего не сможет иметь против (или не будет иметь против), так что не станет он причиной проблем для них. Пусть изберут они для амирства самого лучшего из них или кто сможет принести им наибольшую пользу, так как в этом избрании общая польза. Изберут под именем главы объединения или главы джамаата в городе" ("аль-Акаллиятуль муслима "шейхи ибн Усеймин, ибн Бааз. Издательство "даруль Ватан", стр.26).

Таким образом, очень важно, чтобы люди, создающие такой джамаат, имели политический опыт, связи, авторитет, могли бы поддерживать отношения со СМИ, сумели бы договориться о сотрудничестве с духовными управлениями мусульман и государственными органами.

В-четвертых, конечно, в нынешней ситуации мы не рекомендуем начинать с создания таких джамаатов на Кавказе и в других местах, где лютуют репрессии.

Чтобы расчистить дорогу для создания джамаатов там, нужно реабилитировать понятие джамаата в глазах государства, создать два-три образцовых джамаата, демонстрирующих новый тип джамаата, ориентированный на диалог с государством и духовными управлениями мусульман, а не конфронтацию с ними. Это лучше делать в крупных, спокойных городах таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань. Когда появится несколько таких джамаатов, они уже могут ставить вопрос о создании общероссийской организации, имеющей к себе лояльное отношение государства и духовных управлений, а уже потом под видом ее отделений, создавать джамааты в других регионах. До тех же пор им лучше действовать неформально, не объявляя о своем существовании и не привлекая к себе особого внимания.

В-пятых, конечно, никто не гарантирует успешного исхода даже при выполнении всех этих условий. Однако, как известно, исход любого дела у Аллаха, от нас же требуется намерение и усилие.

Теперь о том, как можно создать такой джамаат и обеспечить его работу, не нарушая при этом российский закон и пользуясь его возможностями.

Для начала, надо сказать, что есть два принципиальных варианта деятельности, иншаАллах, мы рассмотрим оба, а потом дадим рекомендации, по какому из них лучше идти.

Первый вариант – не регистрировать вообще никаких организаций, не афишировать их существование и действовать «неформально». Российское право позволяет действовать таким образом, если не нарушается закон.

Федеральный закон №125-ФЗ от 26.09.97 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее – закон №125-ФЗ) позволяет верующим действовать в качестве религиозной группы, не регистрируя ее и не информируя органы государственной власти о ее существовании. Мусульмане должны четко знать, что такая деятельность, если в ее ходе не нарушается закон, является не подполной, а совершенно законной.

Закон №125-ФЗ гласит:

«Религиозная группа - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

Еще одну такую возможность дает Федеральный закон №82-ФЗ от 19.05.95 г. «Об общественных объединениях» (далее – закон №82-ФЗ). Он позволяет создавать как общественные объединения, обладающие юридическим лицом, т.е. прошедшие регистрацию, так и не обладающие таковым, т.е. нигде не зарегистрированные.

Незарегистрированное общественное объединение, по этому закону, имеет следующие права:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Таким образом, любые неформально существующие джамааты мусульман, если они не нарушают в своей деятельности российского закона, при возникновении к ним вопросов спокойно могут определять себя либо в качестве «религиозной группы» либо «общественного объединения без образования юридического лица».

Второй вариант – зарегистрироваться и получить больший объем прав, по российскому закону. Этот вариант однозначно более предпочтителен при серьезной деятельности, хотя бы потому, что для аренды помещения при осуществлении образовательной и просветительской деятельности необходимо юрлицо, без которого площадку джамаата закроют через пару недель.

Для регистрации своей общины можно выбрать одну из следующих моделей.

1) Религиозная организация – дает больше всего прав, так как она, по закону, может требовать у местных властей предоставления ей помещения, земли под строительство храма, может вести деятельность в государственных образовательных и исправительно-трудовых учреждениях, вправе претендовать на налоговые льготы и т.п. Однако зарегистрировать ее очень сложно, сегодня почти нереально. Максимум, что можно зарегистрировать - местную религиозную организацию. Но для этого нужно получить юридическую поддержку в виде ряда справок от одного из зарегистрированных Духовных управлений мусульман. Такие местные религиозные организации, зарегистрированные при ДУМах, но действующие автономно есть – МРО «Прямой путь» и МРО «Дар уль Аркам» в Москве, МРО «Фаляк» в Уфе и т.п. Главное условие регистрации такой организации в наши дни – политическая договоренность с ДУМом и местными властями.

Условия регистрации и существования религиозных организаций содержатся в Федеральном законе №125-ФЗ от 26.09.97 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».

2) Общественное объединение – оно дает меньше возможностей для религиозной деятельности, чем религиозная организация и менее «легитимно» в глаза государства при осуществлении такой деятельности. С другой стороны, религиозная организация не вправе осуществлять общественно-политическую деятельность, например, выступать в поддержку тех или иных кандидатов на выборах и т.п. У общественного же объединения в этом смысле развязаны руки, если, конечно, в такой деятельности будет елесообразность и она будет дозволенной по Шариату.

Общественное объединение может быть зарегистрировано в одной следующих форм:

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан). Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения;

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

Общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

По нашему мнению, к описанию джамаата более всего подходят формы 1 и 5, а форма 3 может быть использована для создания фонда закята.

В отличие от религиозной организации для регистрации общественного объединения не нужно иметь никаких справок из ДУМа, достаточно трех человек, прописанных в той местности, где регистрируется организация, и юридически граммотное составление документов. Настоятельно рекомендуем не прописывать в уставных документах слов «Исламский», «мусульмане» и т.п. – если только у вас нет предварительной договоренности с Минюстом, это существенно увеличит ваши шансы быть зарегистрированными.

Условия регистрации и существования религиозных организаций содержатся в Федеральным законом №82-ФЗ от 19.05.95 г. «Об общественных объединениях».

3) Некоммерческая организация – ее достаточно просто зарегистрировать и надо делать это, если нет возможности зарегистрировать ни религиозную, ни общественную организацию. По большому счету, она дает все права, необходимые для деятельности: юрлицо, расчетный счет.

Может быть создано в виде некоммерческого партнерства (НП) и автономной некоммерческой организации (АНО).

НП - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

АНО - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Из этого видно, что спектр деятельности НП гораздо шире, чем у АНО. Кроме того, различна и судьба имущества, остающегося после ликвидации организации – если после ликвидации НП имущество распределяется между его членами в размере, не превышающем размер их первоначальных взносов, а остальная часть имущества направляется на цели, для которых НП было создано, то при ликвидации АНО его имущество направляется на уставные цели полностью.

Условия регистрации и существования некоммерческих организаций содержатся в Федеральном законе №7-ФЗ от 12.01.96 г. «О некоммерческих организациях».

1)Если вы собираетесь действовать в легальных рамках, полноценный джамаат, заявляющий о своем существовании, можно создавать только в том случае, если у вас есть политический опыт, знания, контакты с органами государственной власти, духовным управлением, прессой.

2)При создании джамаата лучше всего начать с созыва Шуры, которая объединит всех авторитетных и влиятельных мусульман вашей местности, поддерживающих эту идею. Попытайтесь включить в нее представителей местного ДУМ, лидеров основных исламских организаций, представителей национальных исламских диаспор.

3)Лучше всего выбрать следующую структуру: 1) сам джамаат – «неформальное» сообщество, действующее без регистрации в виде религиозной группы или общественного объединения без образования юрлица;

2) легитимизация деятельности джамаата осуществляется через регистрацию ряда структур на его членов, лучше всех трех видов: религиозной, общественной и некоммерческой организации. 3) Координация деятельности между ними осуществляется на уровне джамаата, в который входят учредители всех этих юрлиц.

4)Если вы живете в неспокойном регионе и/или у вас нет опыта, знаний, связей и поддержки, то вам лучше работать в подготовительном режиме. Соберите группу единомышленников, выберите амира, но особо не распространяйтесь об этом. Собирайте знающих людей, устанавливайте знакомства и хорошие отношения с местным ДУМом, общественными исламскими организациями, с известными российскими исламскими центрами и структурами. Начинайте с конкретных дел, обрастайте связями и авторитетом и, иншаАллах, в один прекрасный день вы дорастете до того, чтобы выйти в «открытое плавание».

Также хотелось бы добавить, что те братья, которых постигла неудача или которые вкусили горького опыта и пессимистично настроены к осуществлению этих принципов, видя все практические сложности и трудности, не должны отказываться, отступать и отрекатся от этого. И, как минимум, идейно и принципно, насколько это возможно, поддерживать остальных своих братьев в этих начинаниях и работе.

Нельзя упускать такую возможности, пока где-то и как-то еще есть возможность осуществить этот великий принцип. Пока не запрещено собираться, пока не запрещено выбирать своих самых лучших представителей и следовать за ними, пока не запрещено общаться, расширяться, налаживать контакты, крепнуть и расти.

Кому мешает Джамаат?

Чтобы понять, каких целей добиваются противники джамаата, достаточно прочитать и понять одно это их высказывание:

«К большему сожалению в наши дни термину «аль-джама’а» предали не то значение, которое оно имеет в Исламе, и из джама’ата сделали нечто политическое, наподобие каких-то партий».

Остается только надеяться, что эти люди по своему невежеству придают термину «политическое» ошибочное значение, не зная, что к политическим относятся все вопросы, связанные с установлением, осуществлением и защитой власти.

В этом смысле Ислам неотделим от политики и тот, кто отрицает это – или джахиль, если делает это по неведению, или кяфир, если делает это сознательно!

Аллах (СубханАлла ва Тааля) говорит:

«У этих написал Аллах в их сердца веру и подкрепил их духом от Него и введет их в сады, где внизу текут реки, - вечно пребывающими там. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это – ПАРТИЯ АЛЛАХА. О да, поистине, ПАРТИЯ АЛЛАХА - они счастливые!» (сура «Препирательство», аят 22)

Другое дело, что власть, о которой мы говорим – Исламская власть и политика – Исламская политика, и мы не призываем вмешиваться в политические игры и спектакли куфра, ибо сказал Аллах Тааля:

«О, вы, которые уверовали, принимайте ислам полностью и не следуйте путями сатаны, ведь он вам явный враг» (Сура «Аль-Бакара», аят 208).

«О, вы, которые уверовали, не следуйте по стопам шайтана! Кто следует по стопам шайтана, тот показывает гнусность и неодобряемое» (сура «Свет», аят 21).

Насколько нам известно, и как это утверждают руководители действующих джамаатов, они никогда не вмешивались и не имели планов влезать в парламентские и другие грязные игры современной российской политической действительности.

Наша задача – жить по законам Аллаха, чтобы превыше всего было Его Слово, и нет у нас других ни задач, ни побуждений. Это значит, в мусульманских странах устанавливать Шариатское правление, но так как мы живем не в мусульманской стране – объединиться в джамаат и жить по Шариату в той мере, в которой это возможно в этом государстве, законным путем добиваясь соблюдения и расширения наших прав.

Мусульмане во времена Пророка (салла Ллаху алейхи ва салям), когда они переселились в христианскую Эфиопию и жили под властью Негуса, они были единым джамаатом и у них был амир – Джафар ибн Абу Талиб, радияЛла анху.

Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи ва салям) сказал: «Лучшие люди в моей общине - это мое поклонение, а затем следующее за ним, а затем следующее за ним. А после них появятся люди, которые будут свидетельствовать (до того как с них потребуют свидетельство) и не приводить свидетелей, будут совершать предательства, из-за чего им не будут доверять, будут давать обеты и не выполнять их. Они будут полными» (Передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Наса’и).

Но эти лучшие поколения мусульман всегда были политически организованы, были ли они в языческой Мекке, где их лидером был Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям), или в христианской Эфиопии, где они сплотились вокруг амира из них самих, затем под Имаматом Пророка (салла Ллаху алейхи ва салям) в Медине, затем в Халифате и так далее.

И то, что завещал Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям) – быть мусульманам организованными всегда и везде, будь то путешествие или клочок земли, где собрались хоть три мусульманина, это завет из его достоверных хадисов, это то, что подтвердили большие шейхи, такие как Ибн Теймиях.

Без руководства, единства и сплоченности мусульмане сегодня те, о ком сказал Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям):

"Придет день, когда ваши враги соберутся против вас, и будут звать друг друга подобно тому, как обжоры зовут друга на еду". Один из сподвижников спросил: "Нас будет мало тогда?" Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям) ответил: "Наоборот вас будет тогда много, но от вас будет столько же пользы, сколько от мусора, который принес сель. Аллах заберет страх из сердец ваших врагов и бросит в ваши сердца уахн". Сподвижник спросил: "О, Посланник Аллаха! Что такое уахн?" Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям) ответил: "Любить жизнь и бояться смерти" (Абу Давуд, 3745).

Лучшая из общин, призванная к руководству человечеством, сегодня – этот сор, с которым не считается никто и который не может добиться своих прав и выполнить обязанности перед религией Аллаха.

А эти призывы против джамаатов, политического сплочения и руководства мусульман – это идеология сора, мусора, чтобы держать мусульман в таком качестве и не дать нам пробудиться и защитить свои права.

Заключение

Хвала Аллаху, в этой работе собраны достаточные доводы в пользу создания джамаата и учреждения руководства для него для тех, кто эти доводы хочет увидеть! А те, кто не хочет увидеть эти доводы, те не увидят их и не поймут, даже если привести им тома подтверждений!

Люди, в чьих сердцах царит фитна, без сомнения, и дальше будут приводить «далилы» в пользу своей фитны, искать оправдания своей бездеятельности и удерживать других мусульман от благих дел. Они будут подтасовывать аргументы, писать возражения, распространять свои «фатуа», разобщающие мусульман.

Поистине, никто не введет в заблуждение того, кого Аллах наставит на прямой путь, и никто не наставит на прямой путь того, кого собьет с этого пути Аллах!

Наша задача была в том, чтобы довести Истину, но выбор позиции за каждым человеком, а результат всякого дела только у Аллаха!

В конце концов, эта религия ниспослана к обладающим рассудком, ибо сказал Аллаха Тааля:

«…чтобы обдумали его знамения и припомнили обладатели рассудка» (сура «Сад», аят 29).

Пусть те, у кого есть рассудок, подумают и дадут себе ответ: могут ли иметь успех люди, если они не организованы, будет ли успешно дело, у которого нет руководства, будут ли считаться с правами тех, кто не сплотился на основе порядка и дисциплины?

Если будут те, кто скажут «да», мы, иншаАллах, не будем больше с ними спорить. Дела и участь каждого человека предопределены, люди созданы из разных сортов земли, разные по характеру, по богобоязненности, ответственности и благочестию.

Тот, кто ищет оправдания своей пассивности, амбициям и трусости, пусть не утруждает себя поиском аргументов для нас.

Нам эти аргументы ни к чему. Мы помним сказанное Могучим и Преславным Аллахом:

«Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны!» (сура «Аль Бакара», аят 203).

Пусть помнят об этом и те, кто ведут работу против объединения мусульман, думая, с каким багажом предстанут в Судный день перед Ликом Аллаха!

А в заключение воздадим Хвалу Аллаху, мольбы и приветствия Его Посланнику, его роду, сподвижникам и всем, кто последовал за ними по Прямому пути вплоть до Судного дня!

Приложение №1

Шейх Абдуль Азиз Ибн Бааз

Присоединение к джамаату (9)

Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Обычно люди спрашивали посланника Аллаха (салла Ллаху алейхи ва салям), о благом, я же спрашивал его о дурном, боясь, что оно постигнет меня. (Однажды) я сказал: “О, посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи ва салям), поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам это благо, но придёт ли после этого блага зло?” Он сказал: “Да”. Тогда я спросил: “А придёт ли после этого зла благо?” Он сказал: “Да, но к нему будет примешано и зло”. Я спросил: “В чём же это будет заключаться?” Он сказал: “(Появятся) люди, которые станут руководить (другими) не так, как это делаю я, а вы увидите (их дела) и не одобрите их”. Я спросил: “А придёт ли после этого блага (другое) зло?” Он сказал: “Да (и этим злом станут) призывающие (людей) к вратам ада, и тот, кто ответит (на их призывы), будет брошен ими (в ад)”. Я попросил: “О, посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи ва салям), опиши их нам”. Он сказал: “Они будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке”. Я спросил: “Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?” Он сказал: “Не расставайся с группой мусульман и их предводителем (примкни к джамаату мусульман и их предволителю) ” Я спросил: “А если не будет (среди людей) ни джамаата мусульман, ни их предводителя?” Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям) сказал: “Тогда сторонись всех этих групп (группировок, сект), даже если (придётся тебе для этого) вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придёт к тебе смерть!”(Сахих Бухари 3606).

Этот важный хадис разъясняет нам, что Мусульманин обязан придерживаться джамаата Мусульман и сотрудничать с ними везде, где бы они ни были, на Аравийском полуострове или в Египте, в Сирии или в Ираке, в Америке или в Европе или в каком либо ином месте.

Когда Мусульманин находит группу, которая призывает людей к истине, он должен помочь им в следовании истине, поддерживать их, и быть одним из них.

Даже если он не может найти джамаат, он должен придерживаться правды, и тогда сам он будет считаться джамаатом, даже если он - только один, так Ибн Масуд (да будет Аллах им доволен), сказал Амру Ибн Мамуну: "Джамаат – это то, что, соответствует истине, даже если ты - один".

Безусловно, обязанностью мусульманина является поиск истины. И если он находит Исламский центр, который, по его мнению, следует истине, или группу в любом месте, которая так же следует истине - то есть призывает людей следовать книге Аллаха и Сунне Его Посланника, - в Европе или Африке или в любом ином месте - тогда он должен присоединиться к ним и совместно искать истину, делая это с терпением и будучи с людьми правды. Это – есть обязанность любого Мусульманина. Но если он не может найти никого, кто бы призывал людей к истине, то он должен самостоятельно следовать этому пути, как было сказано Ибн Масудом Амру Ибн Мамуну.

В наше время, хвала Аллаху, есть много групп, которые нацелены на призыв людей к истине, такие группы есть везде, как в Аравийском полуострове, Йемене, Египте, Сирии, Африке, так и в Европе, Америке, Индии, Пакистане и других частях света.

Есть множество групп, Исламских центров и Исламских обществ, которые призывают людей следовать правде и истинному пути и предупреждают против того, что противоположно этому.

Таким образом, Мусульманин, ищущий правду, должен искать эти группы, и когда он находит группу или центр или общество, которое призывает людей к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословения Всевышнего), он должен следовать за этим и придерживаться этого, такого рода организациями являются "Ансары Сунны" в Египте и Судане, "Джама"а аль Хадис" в Пакистане и Индии, и все те, которые призывают людей к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, искренне веруя в Аллаха Единого и не просят помощи у обитателей могил и подобных им.

Приложение №2

Ответы шейха "Абду-ль-"Азиза ибн База

Вопрос: "Какое обязательство лежит на мусульманских ученых в отношении большого количества джам"ийат (объединений) и джама"ат (общин) в исламских странах и в других местах, и в отношении разногласий, которые существуют между ними, до такой степени, что каждая группа объявляет остальные - заблудшими. Разве вы не видите, что настало время разъяснить подобные вещи, и выявить истину относительно их разногласий, чтобы эти разногласия не увеличились и не привели к дурным последствиям для мусульман?"

Ответ: "Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил нам единственный путь, следовать которому - обязанность мусульман, и это - прямой путь Аллаха и методология Его ясной религии. Аллах Всевышний сказал:

«И это - Моя дорога прямая; следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, может быть, вы будете богобоязненны!» (Сура Аль-Ан"ам 6:153).

Господь Могущества и Величия предупредил Умму Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) от раскола и разобщения, так как это - одна из величайших причин несчастия и попадания под власть врага. Это проистекает из высказывания Аллаха, Могущественного и Величественного:

«Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь» (Сура Али-"Имран 3:103)

И Его, Всевышнего, высказывание:

«Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и "Исе: "Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!" Велико для многобожников то, к чему ты призываешь…» (Сура Аш-Шура 42:13).

Это - божественный призыв к единству и сближению сердец. И в любой исламской стране, если в ней есть много групп, созданных для распространения благого, взаимопомощи, сотрудничества в праведности и богобоязненности среди мусульман, без разногласий между желаниями приверженцев, тогда это - добро, благословение и несет великую пользу.

Однако если каждая из них (этих групп) объявляет, что другие - в заблуждении и обрушивается с нападками на их деяния, тогда это - величайший вред, и его дурные последствия очень серьезны. Тогда мусульмане обязаны выяснить истинное состояние дел и обсудить это с каждой группой, и искренне увещевать их о том, что они должны вернуться на путь, установленный Аллахом Своим рабам, и на тот (путь), к которому призывал наш пророк, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Затем, если кто-то игнорирует это (увещевание), продолжает упорствовать из-за личной выгоды или иных целей, известных только АЛлаху, тогда на тех, кто знает реальное положение ложится обязанность распространить известия относительно них (упорствующих) и предостеречь от них, так чтобы люди могли избегнуть их пути, и чтобы те, кто не знает сущность их дела, не были вовлечены в него и не были сбиты с пути, не отклонились от прямого пути, которым Аллах повелел следовать нам. Это проистекает из Его, Могущественного и Великого, высказывания:

«И это - Моя дорога прямая; следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть вы будете богобоязненны!» (Сура Аль-Ан"ам 6:153).

И из того, в чем нет сомнения - то, что множество сект и групп в исламском обществе, во-первых: нечто желаемое шайтаном, и во-вторых: нечто желаемое врагами Ислама из людей. Так как согласие и единство мусульман и их осведомленность об опасностях, которые угрожают им и их "акиде (вероубеждение), делают их активными в опровержении и отражении (врагов), и действующими в единомыслии на пользу мусульман, таким образом отводя опасность, грозящую религии, своим странам и своим братьям. И это - нечто такое, чем недовольны враги - из людей и джиннов. Поэтому, они всеми силами стремятся к расколу среди мусульман, разрушают их единство и сеют семена вражды и розни между ними. Мы просим Аллаха, чтобы

Он объединил мусульман на истине и, чтобы Он удалил от их общества всякий вид заблуждения и всякую причину разногласий. Поистине, Он - Тот, Кто способен сделать это, и Он - Тот, Кто имеет полную власть над этим"(10).

Вопрос: "...и ученики знания ссылаются на Вас и других ведущих ученых и спрашивают их. Что Вы посоветуете им? Посоветуете и одобрите ли Вы вхождение (т.е. присоединение) в различные группы, такие как "Джама"ату-ль-Ихъуан", "Джама"ату-т-Таблиг", "Джама"ату-ль-Джихад" и т.п., или Вы посоветуете им оставаться на пути поиска знания вместе с учениками знания из тех, кто призывает к пути саляф (праведные предшественники из сподвижников, их последователей и ученых Ислама)?"

Ответ: "Хвала Аллаху, и да ниспошлет Аллах благословения и мир Своему пророку. Мы советуем им всем объединиться на одном пути, и это - путь поиска знания и достижения понимания Книги и Сунны, и следовать манхадж (методология) ахлю-с-Сунна уа-ль-джама"а (народ Сунны и единения - общепринятое название мусульман-суннитов). Я советую им всем, чтобы их целью всегда было - следование Книге и Сунне, и методологии ахлю-с-Сунна уа-ль-джама"а, и чтобы они называли себя: "ахлю-с-Сунна уа-ль-джама"а", или: "последователи саляфу-с-салих". Но что касается тахаззуб (разделение на партии) на "Ихъуану-ль-Муслимин" или "Джама"ату-т-Таблиг" или другие группы, то я не советую это. Это - ошибка. Скорее, мы советуем им быть на вместе на одном пути, единым джама"атом, призывая друг друга к истине и приверженности ахлю-с-Сунна уа-ль-джама"а.

Это - правильный способ предотвратить разногласия. Но если имеются различные группы на одном и том же пути, группа в одном месте, вторая - в другом, но все они следуют пути праведных предшественников(11), придерживаясь Книги и Сунны, призывая к Аллаху и будучи приверженными ахлю-с-Сунна уа-ль-джама"а, без тахаззуб и без та"ассуб (слепое следование), то это - не вредно, даже если существует много групп, пока их путь и их цель - едины"(12).

Приложение №3

Шейх Абдуус Салям Зуд – автор статьи, один из лидеров исламской общины Австралии, получил образование в Саудовской Аравии, занимается издательской деятельностью, входит в Ассоциацию “Ахль Сунна Валь Джамаа” Австралии, является имамом одной из крупнейших в стране мечетей

  • IV. О НЕКОТОРЫХ УСЛОВИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
  • Y": В последнее время ведутся активные дискуссии об упразднении копейки из наличного денежного оборота. Что вы можете сказать по данному поводу?
  • V ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
  • XII. 3.3. Особенности подготовки в условиях холодного и жаркого климата



  • Поделиться