Что представляет собой ликвидация чрезвычайных ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий. Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные(срочные) и технические(предупредительные)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального подчинения, в том числе регионального формирования.

Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

Спасательные и другие неотложные работы – это комплекс организационных мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или нападения противника.

Организационные мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное время, в случае когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, а также после нападения противника или после возникновения чрезвычайной ситуации.

Организационные мероприятия, проводимые в мирное время или при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации:

    Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

    Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и обеспечение ее постоянной готовности.

    Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

    Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных ситуаций мирного времени.

    Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов, окружающей среды.

    Организация взаимодействия с органами военного командования.

При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) предусматривается:

    Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач.

    Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

    Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к выполнению СДНР.

    Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

После нападения противника или факта возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) осуществляется:

    Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.

    Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их, если они были уничтожены, и их защита.

    Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.

    Организация и управление СДНР.

Спасательные работы проводятся в целях розыска пострадавших и извлечения их из-под завалов, разрушенных сооружений, оказание им первой медицинской и врачебной помощи, эвакуация из очагов поражения или районов ЧС в лечебные учреждения.

Спасательные работы включают:

    разведку маршрутов движения и участков работ;

    локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

    розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

    вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

    подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтро-вентиляционной системой;

    оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

    вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

    санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.

Цель других неотложных работ: создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий (катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

Другие неотложные работы :

    прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах заражения;

    локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

    укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

    ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунальноэнергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

    ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника.

Таким образом, СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ. Выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.

К силам и средствам для проведения СДНР относятся:

    военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;

    учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России, а также других министерств и ведомств РФ;

    формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхоза России;

    военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и оборудования Минэкологии России;

    части и подразделения служб МВД России;

    воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО РФ;

    соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

    силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Минтранса России;

    восстановительные и пожарные поезда МПС России;

    аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и ведомств РФ;

    отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

Наиболее многочисленными по численности являются различные невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного времени.

Для проведения СДНР создается группировка сил и средств:

    на объекте промышленности используются формирования объекта, а также могут использоваться формирования города (района), формирования сельского района (некатегорированного города) и другие силы;

    в городе без районного деления – группировки сил объектовых и территориальных формирований города, области, войсковые части ГО, подразделения и части военного гарнизона;

    в городе с районным делением – группировки сил городских районов и резервы города;

    в области – группировки сил категорированных и некатегорированных городов, населенных пунктов с категорированными объектами промышленности, группировка сил районов и резервы.

По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать:

    возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;

    своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;

    сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;

    развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных работ в предельно сжатые сроки;

    возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах поражения и осуществление маневра ими;

    устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия.

Группировки сил и средств для проведения СДНР, как правило, включают формирования общего назначения, в том числе спасатели (65–70%), и специальные и специализированные формирования (30–35%).

Специальные и специализированные формирования состоят из:

К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно увязанные по производительности и другим показателям основные и вспомогательные технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной ситуации.

Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях являются средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные, вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление ими. В современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие требования: начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в сложной обстановке, принимать целесообразные решения, своевременно ставить задачи подчиненным и организовывать взаимодействие сил. Система управления ГО должна находиться в постоянной и высокой степени готовности, а само управление должно быть устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным, т.е. готовность систем управления, связи и оповещения в целом должна быть выше готовности сил ГО.

В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят действиями сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят новые или уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и средствами; организуют наблюдение за измерением химической и (или) радиационной обстановки и дозиметрический контроль; организуют всестороннее обеспечение действий сил, смену формирований на участках работ, замену и ремонт СИЗ, приборов, техники, пополнение израсходованных средств материального, технического и медицинского снабжения; организуют санитарную обработку и проведение других мероприятий.

Основы взаимодействия сил при проведении СДНР в планомерном проведении мероприятий ГО разрабатываются в мирное время и отражаются в соответствующих планах ГО. Взаимодействие организуется прежде всего в интересах той части группировки сил, которая при проведении СДНР решает основную задачу.

Всестороннее обеспечение действий сил ГО является одним из решающих условий успешного проведения СДНР. Организация и проведение обеспечения возлагаются на начальников ГО, их штабы, начальников служб, командиров формирований и выполняются с учетом необходимости одновременного обеспечения как действий сил, так и мероприятий ГО по защите населения и повышению устойчивости работы отраслей и ОНХ в военное время.

Успешное проведение СДНР достигается:

    своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

    быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

    высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;

    знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при выполнении работ;

    заблаговременным изучением командирами формирований особенностей выполнения работ на объектах, характера их застройки, наличия коммунальноэнергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест расположения и характеристики ЗС;

    непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия.

Силы и средства ГО, в т.ч. и для проведения СДНР, приводятся в готовности различной степени, отличающиеся в основном временем, отводимым на готовность к действиям.

Группировка сил и средств по каждому направлению ввода в очаг поражения (район стихийного бедствия) делится на эшелоны: первый, второй и резерв.

Первый эшелон (до 50%) предназначен для немедленного развертывания спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и ведение их в высоком темпе.

Второй эшелон (до 30%) предназначен для наращивания усилий и расширения фронта работ по мере спада уровней радиации, частичной (полной) замены первого эшелона.

Резерв (до 20%) предназначен для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на важнейших участках работ в целях сокращения сроков их проведения.

В состав первого эшелона включаются формирования ГО объекта промышленности, продолжающих работу в категорированных городах, части (подразделения) ГО и ВС, выделенные в соответствии с Планом взаимодействия, а при необходимости и формирования ГО повышенной готовности близко расположенных некатегорированных городов и сельских районов.

Во второй эшелон сил ГО включаются формирования объектов промышленности, продолжающих производственную деятельность в городе, не вошедших в первый эшелон, формирования объектов, прекративших работу и перенесших ее в загородную зону, формирования ГО некатегорированных городов и сельских районов, а также воинские части (подразделения), не вошедшие в первый эшелон.

Для обеспечения непрерывного СДНР силы ГО эшелонов разбиваются на смены. Первый эшелон группировки сил может состоять из 23 смен, второй из 12 смен. Первая смена по численности личного состава составляет примерно 30%, вторая – 50%, третья – 20% численности эшелона.

Продолжительность работы составом первого эшелона может быть 10–12 часов:

    первой смены не менее двух часов;

    второй смены от трех до четырех часов;

    третьей смены от пяти до шести часов.

В резерв сил ГО города могут быть включены территориальные формирования ГО, служб ГО города и взаимодействующих сельских районов. Резервы восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО из очага поражения после выполнения задач.

В условиях мирного времени всестороннее обеспечение действий сил ГО заключается в организации и проведении разведки, транспортного и дорожного, материального, технического, гидрометеорологического и инженерного, химического и медицинского обеспечения.

Основные задачи разведки:

    выявление источников потенциальной опасности и осуществление за ними постоянного контроля;

    выявление (установление) угрозы возникновения стихийных бедствий;

    усиление наблюдения и контроля за изменением обстановки в угрожаемый период;

    контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах развертывания сил ГО и эвакуации;

    уточнение состояния маршрутов;

    усиленный контроль и наблюдения за изменением степени зараженности при возникновении ЧС;

    выявление общей обстановки в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий;

    установление мест нахождения людей, пострадавших в ЧС;

    определение состояния маршрутов после ЧС;

    контроль за обстановкой в районе эвакуации, сосредоточения и действия сил ГО;

    выявление обстановки на потенциально опасных объектах после возникновения ЧС.

Организация спасательных и других неотложных работ включает:

    принятие решения на проведение работ;

    постановку задач силами ГО;

    планирование проведения работ;

    организацию обеспечения действий сил ГО, взаимодействия и управления.

Штаб ГО ЧС на основе оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей группировки сил ГО разрабатывает предложения по решению для НГО на проведение СДНР.

Проведение спасательных и других неотложных работ условно можно разделить на три этапа:

1 этап – проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств ГО к выполнению СДНР.

2 этап – проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, районах ЧС.

3 этап – ликвидация последствий применения противником средств поражения, последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

На первом этапе СДНР решаются две основные задачи.

1. Задачи по экстренной защите и спасению населения:

    оповещение об опасности;

    использование средств индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.;

    эвакуация населения из районов, где есть опасность поражения;

    применение средств медицинской профилактики и оказание медицинской помощи пострадавшим.

2. Задачи по подготовке сил и средств к выполнению СДНР:

    приведение в готовность органов управления;

    организация и ведение разведки, сбор информации, оценка обстановки;

    приведение в готовность к действиям сил и средств ГО.

На этом этапе начинается восстановление работы по функционированию отраслей и объектов промышленности, проводятся мероприятия по восстановлению энерго-, водоснабжения, организуется медицинское обслуживание населения; восстановление жилья и т.д.

Разработка и внедрение мер по повышению устойчивости работы объектов и предотвращению аварий должны осуществляться комплексно с учетом конкретных особенностей каждого предприятия.

Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аварий являются: оповещение об опасности рабочих и служащих, формирований ГО и населения, проживающего вблизи объекта; комплексная разведка объекта, на котором произошла авария; спасение людей из-под завалов, из разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение пожаров; локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению спасательных работ; устройство проездов и проходов к местам аварий; обрушивание неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской службы.

Быстрое проведение спасательных работ и оперативная ликвидация последствий аварий требуют значительных сил и средств, для этих целей привлекаются специальные (объектовые) и территориальные формирования общего назначения и служб.

Любое предприятие имеет свои особенности, которые могут быть неизвестны спасателям, но должны быть учтены. Поэтому перед началом работ с каждым формированием соответствующими специалистами предприятий и служб ГО проводится инструктаж, на котором указываются способы действий при выполнении поставленной задачи и правила безопасности, соблюдение которых строго обязательно.

На каждом участке аварийных работ выставляются охрана и наблюдатели, а у опасных мест устанавливаются ограждения и вывешиваются плакаты с предупреждением об опасности. Действия по ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях согласовываются с представителями соответствующих служб и организаций, ведающих этим хозяйством.

В зависимости от характера и масштаба аварии руководство ликвидацией последствий осуществляет либо руководитель данного предприятия, являющийся одновременно и начальником ГО, либо председатель специально создаваемой чрезвычайной комиссии. На каждый участок назначается руководитель из числа ответственных должностных лиц объекта или руководящих работников ГО и специалистов служб ГО, который должен поставить задачи формированиям, указать сроки и способы их выполнения, определить порядок материального, технического и других видов обеспечения, организовать работы, своевременную смену, отдых и питание личного состава.

К месту производственной аварии первыми должны прибывать пожарные команды, подразделения милиции, машины скорой медицинской помощи, технической помощи.

С прибытием формирований и воинских частей их командиры знакомятся с обстановкой и получают задачи, которые доводят до исполнителей.

Ликвидация последствий аварии может осуществляться одновременно на всем объекте или по отдельным участкам. В тех случаях когда имеется достаточное количество сил и средств, работы проводятся сразу на всей площади. Если сил недостаточно, работы приходится проводить последовательно. При этом в первую очередь их начинают там, где необходимо оказать помощь людям, и на участках, представляющих наибольшую опасность.

На предприятиях, имеющих штатную газоспасательную службу, ликвидация последствий аварии организуется силами этой службы во взаимодействии с формированиями ГО. При этом личный состав газоспасательной службы выполняет наиболее сложные специальные работы в газоопасных местах. Формирования общего назначения совместно с противопожарными формированиями тушат пожары, извлекают пострадавших из-под завалов и обломков, оказывают им первую медицинскую помощь, расчищают проезды и устраняют повреждения на коммунально-энергетических сетях.

Производственным авариям обычно сопутствуют пожары, представляющие в некоторых случаях основную опасность. Борьба с огнем часто бывает связана и со спасением людей, когда часть персонала предприятия оказалась в охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве взрывоопасных и быстровоспламеняющихся материалов может усугубить положение.

Основной задачей в начальной стадии пожаротушения является локализация отдельных пожаров, чтобы не допустить их слияний в сплошной пожар. С этой целью на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность для создания отсечной полосы шириной до 50–100 м.

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, одновременно организуя и проводя их спасение с верхних этажей зданий; некоторая часть пожарных машин может использоваться для перекачки воды из удаленных источников.

Для усиления сводных отрядов и команд общего назначения, а также для самостоятельного выполнения некоторых специальных работ используются формирования служб ГО, создаваемые на базе эксплуатационных и строительномонтажных организаций.

К тушению пожаров, конечно же, привлекаются штатные пожарные команды и противопожарные формирования, а для разборки сложных завалов и обрушенных конструкций специальные строительномонтажные организации.

В очаге поражения при авариях, катастрофах, землетрясениях, когда разрушаются здания и сооружения, люди могут оказаться под завалами, в поврежденных зданиях, в заваленных защитных сооружениях. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Важным этапом является установление связи с пострадавшими голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск людей начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД – изолирующие или фильтрующие и дополнительными патронами; людей разыскивают путем окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя специальные приспособления.

Спасению людей, попавших в завалы, предшествует тщательный их осмотр, при этом устраняются условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Чтобы спасти людей, находящихся в верхних частях завалов, применяется осторожная разборка завала сверху, при этом необходимо следить, чтобы не было перемещения и осадки обрушенных элементов конструкций. Если структура завала такова, что крупномерные железобетонные элементы (балки, перекрытия, колонны, ригели и т.д.) переплелись своей арматурой, то разборка завала чрезвычайно затруднительна и может занять много времени. В этом случае рекомендовано применять мощные краны (грузоподъемностью 100 и более тонн) по опыту Спитакского землетрясения. Для извлечения попавших под завал людей необходимо освободить их от мелких обломков и мусора вручную, не причиняя им дополнительных повреждений, затем оказать первую медицинскую помощь.

Для извлечения людей, находящихся в пристенных пространствах разрушенных зданий, целесообразно проделывать проем в стене размером 0,8х0,8 м.

Для ликвидации последствий производственных аварий применяется инженерная и другая специальная техника: краны, бульдозеры, экскаваторы, компрессорные станции, самосвалы, тяжелые тягачи с тросами для растаскивания и разведения крупных железобетонных конструкций, вертолеты большой грузоподъемности и металлорежущие установки. Используются также средства малой механизации: домкраты, лебедки, мотопилы, керосинорезы, электронасосы и др.

Спасательные работы в местах аварий, как правило, проводятся в условиях загазованности, а при пожарах – задымленности и высоких температур. Чтобы обеспечить непрерывность работы с нарастающим темпом, силы ГО делят на смены и выделяют резервы.

Первая медицинская и врачебная помощь оказывается пострадавшим, находящимся в состоянии шока, а также извлеченным из-под небольших завалов и обломков. Извлечение людей из-под крупных завалов производится с соблюдением мер предосторожности, им оказывается медицинская помощь с последующей эвакуацией в лечебные учреждения.

Оказание первой медицинской помощи, эвакуация в медицинские учреждения организуется медицинской службой (района, города, области, системы ГО и др.). Это один из главных видов спасательных работ, которые необходимо проводить своевременно. Первая медицинская помощь пострадавшим оказывается на месте их обнаружения, в первую очередь в наиболее доступных местах и там, где им угрожает опасность (пожары, затопления, обрушения зданий). Объем медицинской помощи определяется в зависимости от обстановки и состояния пострадавшего. В первую очередь в медпомощи нуждаются люди с кровотечением, удушьем, проникающими ранениями живота и груди. Необходимо в первый же момент освободить голову, грудь, плечи, ноги, расстегнуть одежду на животе и груди. Весьма часты ситуации, когда у людей, оказавшихся в завалах среди хаотического нагромождения обломков, руки и ноги прижимаются так, что невозможно их высвободить и даже пошевелить ими. Эта опасная ситуация, названная «эффектом сдавливания», чревата летальными последствиями: прекращается кровообращение в сдавливаемых конечностях, они немеют, происходят необратимые изменения состава крови; после высвобождения человека необходима немедленная оперативная помощь , промедление вызывает общий сепсис организма с летальным исходом; фактор времени в этих случаях является доминирующим.

Команда на приведение в готовность НФ поступает из штаба ГО и последовательно через соответствующих руководителей доводится до командира формирования.

Получив сигнал (распоряжение), командир обязан:

    в кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора;

    оповестить личный состав НФ и осуществить его сбор;

    организовать выдачу табельного имущества и произвести подготовку средств индивидуальной защиты;

    организовать рассредоточение и укрепление спецтехники, автотранспорта и имущества в месте сбора;

    проверить наличие средств связи и определить порядок связи внутри НФ ГО;

    проинструктировать личный состав НФ и доложить о готовности старшему начальнику.

Приведение в готовность НФ ГО в мирное время осуществляется, как правило, в пунктах постоянного размещения без вывода в загородную зону. Распоряжение на приведение в готовность поступает от председателя КЧС через соответствующие штабы ГО ЧС или руководителей администраций, министерств и ведомств, организаций.

Сводная команда объекта (предприятия, учреждения, организации) – основной тип формирования ГО. Перед проведением СДНР командиры формирований обязаны разъяснить характерные особенности предстоящих действий, ознакомить личный состав с порядком проведения работ и правилами безопасности и строго следить за их соблюдением всеми подчиненными. Конкретные меры безопасности на участке (объекте) работ указываются одновременно с постановкой задач. Защита личного состава формирований при выполнении СДНР может быть достигнута проведением комплекса мероприятий, основными из которых являются:

    сменность работы и строгое соблюдение установленной для каждой смены длительности пребывания на зараженной местности;

    обеспечение необходимых защитных свойств сооружений для отдыха в районах расположения;

    использование изолирующей одежды и СИЗ;

    соблюдение правил поведения в зоне радиоактивного заражения.

Продолжительность работы каждой смены зависит от уровня заражения местности и заданной допустимой дозы облучения. Для укрытия отдыхающих смен в районах расположения и действий используются здания и сооружения, обладающие наибольшими защитными свойствами.

В результате происшедших ЧС, особенно на РОО, ХОО или в военное время, люди, здания, сооружения, техника, вода, почва, продовольствие, сырье могут быть заражены радиоактивными, отравляющими, биологическими средствами, СДЯВ и т.д. Для уменьшения в этих условиях вероятности поражения людей проводится специальная обработка.

Частичная специальная обработка проводится самим личным составом в ходе выполнения задачи, а при заражении ОВ немедленно. Она должна обеспечить возможность действовать без средств защиты кожи при соприкосновении с обеззараженными частями транспортных средств, техники и с другими поверхностями. Полная специальная обработка должна обеспечить возможность выполнять работы и без средств защиты кожи, и без средств защиты органов дыхания. Проводится, как правило, после выполнения задачи и включает обеззараживание различных поверхностей и санитарную обработку.

Санитарная обработка территории в зоне чрезвычайной ситуации заключается в действиях специальных подразделений сил ликвидации чрезвычайных ситуаций по поиску и сбору образовавшихся в результате чрезвычайной ситуации предметов и продуктов органического и неорганического происхождения, обеззараживанию мест их нахождения, захоронению в специально отведенных местах.

Все эти работы выполняют специальные подразделения с использованием специального оборудования и средств.

В настоящее время установлен основной сигнал «Внимание всем» , который заключается во включении сирен, заводских гудков, других средств подачи сигнала.

Услышав этот сигнал, необходимо немедленно прослушать экстренное сообщение штаба гражданской обороны, которое будет передаваться по радио, телевидению, телефону и другим средствам связи.

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (ликвидация ЧС)
аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (ГОСТ Р 22.0.02-94 .)

EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Словарь , 2010

Ликвидация чрезвычайной ситуации

(ликвидация ЧС) - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (ГОСТ Р 22.0.02-94).

EdwART. Словарь экологических терминов и определений , 2010


Смотреть что такое "ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ" в других словарях:

    Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… …

    ликвидация чрезвычайной ситуации - ликвидация ЧС Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных… …

    Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь бизнес-терминов

    Ликвидация чрезвычайной ситуации Словарь юридических понятий

    ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

    Ликвидация чрезвычайной ситуации - АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение V здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных… …

    ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС - 3.1.13 ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС: По ГОСТ Р 22.0.02. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - Аварийно спасительные и другие неотложные мероприятия, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации - действия по проведению аварийно спасательных, аварийно восстановительных и др. неотложных работ в зоне ЧС по устранению непосредственной опасности. Восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате ЧС, в компетенцию… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    аварийно-восстановительные работы в чрезвычайной ситуации - аварийно восстановительные работы в ЧС Первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных… … Справочник технического переводчика

1. Обязанность защиты населения и территорий при ЧС возложена на:

A: на полицию

C: на скорую помощь

2. Плановый вывоз людей, материальных и духовных ценностей из зоны ЧС называется:

A: мобилизация

B: эвакуация

C: дестабилизация

3. Установите правильную последовательность действия человека, попавшего под завал при взрыве.

A: отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене

B: обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы

C: закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится

D: стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой

4. Эвакуация – это:

A: вывод (вывоз) населения из очага поражения или из зоны чрезвычайной ситуации

B: вывод населения из очага бактериологического заражения

C: организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в производстве (в том числе учащихся), из городов в загородную зону

D: вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации

5. РСЧС создана с целью…

A: прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно- спасательных работ

B: объединение усилий органов центральной и исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организации, их сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

C: обеспечение организованного вывоза (вывода) неработающего населения в загородную зону

D: обеспечение первоочередного жизнеобеспечения жизни населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях

6. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было создано:

7. Выход из строя людей при ЧС из-за гибели, травм и болезней называется:

B: потери

8. Восстановление здания, сооружения возможно после капитального ремонта при ______ степени разрушения.

A: полной

B: сильной

C: средней

D: слабой

9. Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимают:

A: аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводящиеся при возникновении чрезвычайной ситуации

B: заблаговременную подготовку сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации

C: создание материально-технических и финансовых резервов для жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации

10. Совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций называется:

A: гражданскими организациями ГО

B: аварийно-спасательными формированиями

C: аварийно-спасательной службой

11. К ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются государственные материальные и финансовые ресурсы в случае:

A: локальной чрезвычайной ситуации

B: чрезвычайной ситуации местного значения

C: крупномасштабной или уникальной по своим характеристикам чрезвычайной ситуации

12. Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной:

A: когда снижена до приемлемого уровня угроза жизни и здоровью людей

B: когда устранена непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение людей

C: когда подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение людей

13. Разведка при чрезвычайной ситуации:

A: проводится перед началом аварийно-спасательных и других неотложных работ для выявления обстановки в ходе чрезвычайной ситуации

B: организуется и ведётся непрерывно, вплоть до полного завершения работ

14. Установление характера разрушения дорог, зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей входит в задачи ________ разведки:

B: пожарной

C: инженерной

15. В начале второй половины суточного перехода пешей колонны назначается…

A: большой привал

B: медосмотр

C: ночлег

D: малый привал

16. Покрытие затрат общественных ресурсов на предупреждение и ликвидацию чрезвычайной ситуации называется:

A: материальным обеспечением

B: жизнеобеспечением

C: техническим обеспечением

D: финансовым обеспечением

17. Эвакуационные пункты, служащие для отправки населения различными видами транспорта в безопасную зону, называются пунктами…

A: посадки

B: промежуточными

C: высадки

D: сборными

18. В случае внезапного наводнения в первую очередь необходимо…

A: позвонить в аварийно-спасательную службу

B: перенести ценные вещи на верхние этажи

C: начать срочную эвакуацию

D: выслушать информацию по телевизору или радио

19. При выводе населения пешим порядком вблизи сборных эвакуационных пунктов формируются…

A: колонны

B: отряды

C: бригады

D: коллективы

20. Штаб и службы гражданской обороны в организациях и на предприятиях предназначены для…

A: организации работы приёмного эвакуационного пункта

B: обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны

C: проведения призыва на военную службу

D: организации работы промежуточного эвакуационного пункта

21. Основными документами для учёта, размещения и обеспечения в загородной зоне эвакуированного населения являются…

A: трудовые книжки и школьные аттестаты

B: эвакуационные списки и паспорта

C: приписные свидетельства и паспорта

D: военные билеты и ордера на квартиру

22. Через каждый час движения колонны назначается…

A: малый привал

B: медосмотр

C: ночлег

D: большой привал

23. Руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет…

A: Министерство по чрезвычайным ситуациям России

B: Правительство РФ

C: премьер-министр РФ

D: Президент РФ

24. Эвакуация населения организуется через _______ пункты, которые размещаются в общественных зданиях (школах, клубах, театрах) обеспечивают сбор, регистрацию и отправку населения на станции посадки или на исходные пункты формирования пеших колонн.

A: сборные эвакуационные

B: приёмные эвакуационные

C: промежуточные эвакуационные

D: контрольно-пропускные

25. Заблаговременный, организованный вывоз нетрудоспособного и не занятого в производстве населения (студентов, учащихся, пенсионеров и др.) в загородную зону называется:

A: общей эвакуацией

B: рассредоточением

C: частичной эвакуацией

D: миграцией населения

26. Если сигнал «Воздушная тревога» застал на улице, то необходимо…

A: быстро направиться домой

B: направиться в ближайшее убежище

C: сообщить по телефону родственникам

D: постараться выехать из города

27. В загородной зоне для приёма эвакуированного населения создаются…

A: сборные эвакуационные пункты

B: контрольно пропускные пункты

C: промежуточные эвакуационные пункты

D: приёмные эвакуационные пункты

28. Начальником эвакуационной комиссии объекта гражданской обороны общеобразовательного учреждения является…

A: представитель департамента образования

B: руководитель образовательного учреждения

C: один из заместителей руководителя учреждения

D: представитель органов местного самоуправления

29. Запас продуктов питания при эвакуации берётся на _____ суток.

30. При эвакуации на транспортных средствах максимальный вес личных вещей не должен составлять не более _______ килограммов на одного взрослого человека.

31. Установите правильную последовательность действий населения при получении распоряжения на эвакуацию после аварии на атомной электростанции

A: провести йодную профилактику; выключить газ, электричество, воду; надеть средства индивидуальной защиты; взять вещи, документы, еду и следовать на сборный эвакопункт

Введение.

Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.

Возникновение любой чрезвычайной ситуации вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов.

В законе Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».

В условиях чрезвычайных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Проблема защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия.

Выбор мероприятий, сил и средств защиты зависит от вида, специфики, протекания чрезвычайных ситуаций, характера порождающих факторов и тяжести последствий.

Ликвидация последствий ЧС.

Данная область регулируется Федеральным законом от 22 августа 1995г № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Под аварийно-спасательной службой понимаются органы управления, силы и средства, т.е. единая система, предупреждающая и ликвидирующая ЧС. Аварийно-спасательное формирование – это своего рода организация, проводящая аварийно-спасательные работы, куда входят спасатели со всеми необходимыми техническими средствами. Под аварийно-спасательными работами понимаются – спасение людей, ценностей, природы от ЧС, ее локализация, для чего требуется специальная подготовка, экипировка спасателей. К ним относятся: разведка участков работ, тушение пожаров по мере движения, розыск пораженных и извлечение из-под завалов, зданий, из загазованных и задымленных помещений, эвакуация людей, санитарная обработка пораженных и т.д. Неотложные работы при ликвидации ЧС – обеспечение аварийно-спасательных работ, оказание всех видов помощи людям, создание минимальных условий для жизни и здоровья людей, условий для последующих восстановительных работ. Аварийно-спасательные средства – это различного типа продукция, помогающая проведению аварийно-спасательных работ. Законодатели среди прочего определили задачи аварийно-спасательной службы: поддержание органов управления, всех сил и средств в постоянной готовности, контроль за готовностью обслуживаемых объектов, ликвидация ЧС на них, а также участвуют и разрабатывают соответственные планы и проводят экспертизу проектов, контролируют соблюдение необходимых требований по предупреждению ЧС, готовят решения о создании, размещении, определении своих структур и о необходимых для них ресурсов, разрабатывают и производят аварийно-спасательные средства, осуществляют надзор по защите населения и местности от ЧС, пропагандируют знания в этой сфере и подготавливают к нужным действиям население, занимаются нормотворческой деятельностью, вырабатывают предложения, касающиеся своей деятельности, органам государственной власти и т.д.

Аварийно-спасательные службы и формирования действуют на основе российского законодательства. В свою очередь руководство ими предполагает безусловное выполнение их работниками приказов и распоряжений. Не допускается в их деятельности прекращение работы вследствие возникновения разногласий. Данные структурные подразделения на договорной основе могут обслуживать конкретные объекты и территории. Их готовность к выполнению своих задач и обязанностей проверяется в ходе аттестации и проверок. В случае, если служба или формирование их не прошла, то к проведению аварийно-спасательных и обслуживающих работ они не допускаются. Аварийно-спасательные службы и формирования привлекаются в соответствии с планами ликвидации ЧС, взаимодействие в данной области на других объектах, при возникновении ЧС, решением уполномоченных органов власти и должностных лиц. Руководители ликвидации ЧС руководят всеми силами и средствами для этих целей. Теми из них, кто прибыл в зону ЧС первыми считаются руководители аварийно-спасательных служб (формирований) и исполняют соответствующие полномочия до прибытия действующих руководителей ликвидации ЧС, решения которых будут обязательными для всех находящихся в зоне ЧС. Никто не имеет право вмешиваться в их работу. Полномочия указанного руководителя определяются органами исполнительной власти всех уровней. В экстренных случаях руководитель может сам принять какое-либо решение, например, по эвакуации, остановке работы объекта, проведение на них необходимых работ, ограничение доступа людей в зону ЧС. Руководитель обязательно информирует о своих решениях вышестоящие органы, но и сам имеет право на достоверную информацию о ЧС. Все расходы служб и формирований возмещаются по договорным условиям или частью средств на ликвидацию ЧС. Так же им оказывается содействие в лице органов власти, организаций. При следовании в зону ЧС транспорт спасателей (имеющий особую раскраску и звуко - световые сигналы) может беспрепятственно проезжать на любом участке следования и вне очереди обеспечиваться горюче-смазочными материалами. Важно отметить, что аварийно-спасательные службы и формирования, работающие по договорам несут перед организациями ответственность за свои неправильные действия. Координация деятельности данных служб организуется для привлечения сил и средств по ликвидации ЧС, проведения единой государственной политики в этой области, выработки согласованных правовых вопросов, единообразие правовой базы, взаимодействия между службами и другими силами, ликвидирующих ЧС, решение вопросов подготовки участвующих в проведении этих работ, осуществляется специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом управления при органах исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Ликвидации последствий нападения противника с применением оружия массового поражения.

Специальная обработка – часть ликвидации последствий нападения противника с применением оружия массового поражения, заражающего ОВ, РВ и бактериальными средствами все вокруг, включая людей. Обработка может быть частичной (возможность действия без средств защиты кожи) и полной (без средств защиты кожи и органов дыхания). Работы по обеззараживанию включают в себя дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию.

Дезактивация – это работа по удалению РВ со всех зараженных поверхностей, проводится когда уровень радиации вследствие заражения выше нормы. Она может быть частичной и полной, а также различают по способам проведения. Механический способ подразумевает удаление РВ с зараженных поверхностей, а физико-химический – смывание с них РВ растворами различных препаратов. Дезактивация проводится как с применением воды, так и с добавлением в нее повышающих эффективность добавок в виде порошков, которые при постоянном помешивании добавляются в воду. Растворы с поверхностно-активными и комплексообразующими веществами дезактивируют транспортные, технические средства, поверхности зданий, оборудования при заражении 200 мР/ч и более. Дезактивация проводится струей воды, растворами, протиранием смоченной в бензине, газокапельным потоком – для транспорта. Здания же снаружи обмываются сверху водой, а внутри обмываются растворами, начиная с потолка. С асфальта и бетона РВ смываются струей воды или с метанием специальными машинами. Дороги, территория без твердого покрытия дезактивируются путем срезания грунта толщиной 5-10 см. дорожными машинами, засыпкой незараженным грунтом (8-10 см), перепахиванием на глубину до 20 см., устройством специальных настилов, уборкой снега и льда. Вода дезактивируется фильтрованием, перегонкой, отстаиванием, ионообменными смолами. Продовольствие обрабатывается, либо заменяется тара или снимается зараженный слой. Готовая зараженная пища и хлеб просто уничтожаются.

Под дегазацией понимается разложение ОВ до нетоксичных продуктов и их удаление с зараженной поверхности специальными техническими средствами, водой, органическими растворителями, различными моющими средствами. Дегазация так же может быть полной и частичной. Дегазирующие вещества реагируют с ОВ, превращая их в нетоксичные и разделяющиеся на вещества окислительно-хлорирующего действия (гипохлориты, хлорамины)- для дегазации ОВ типа иприт и Ви-газов и щелочные вещества (едкие щелочи, сода, аммиак, аммонистые соли), применяемые в виде растворов, дегазирующих ОВ типа зоман. Вспомогательными веществами могут выступать моющие средства в виде водных растворов (летом) и в аммиачной воде (зимой), не обезвреживающие ОВ, но помогающие их быстрому удалению. Транспортные и технические устройства обрабатываются растворами в зависимости от типа ОВ специальными техническим средства или смоченной в растворе кистью. Раствор в некоторой степени может заменить бензин, керосин. При заражении ОВ и РВ вначале поверхности дегазируются, а если степень заражения высока, то затем и дезактивируются. Нормы расходов дегазирующих средств зависят от способа дезактивации и вида технических средств. Территория дегазируется химическим способом (полив, рассыпание дегазирующих средств) и механическим способом (срезание слоя почвы, снега, использование настилов). Зараженные кожно-нарывными и нервно-паралитическими ОВ территории с твердым (асфальт, бетон) покрытием обрабатываются раствором хлорной извести, зараженные нервно-паралитическими ОВ – щелочным раствором. Дезинфекция предусматривает ликвидацию возбудителей заразных болезней, которая делится на профилактическую, текущую и заключительную дезинфекцию. Первая проводится населением до возникновения угрозы с помощью бактерицидных средств. Текущая включает меры общеобязательные по выполнению санитарно-гигиенических действий в очаге инфекционного заболевания, обеззараживание предметов окружающей среды и выделений человека. Заключительная дезинфекция в очагах осуществляется специальными группами людей после госпитализации больного или его смерти. Различают химический, физический, механический и комбинированный способ проведения дезинфекции. Первый из них включает в себя ликвидацию болезнетворных микробов и токсинов дегазирующими веществами путем поливки территории растворами и суспензиями. Второй способ подразумевает кипячение белья, посуды, уборочного материала, вещей больного и чаще применяется при кишечных инфекциях Механический способ включает в себя те же приемы что и при дегазации.

Ликвидации заражения у людей РВ, ОВ и бактериальными средствами.

В дополнение к вышеперечисленным специальным способам обработки существует и санитарная обработка – меры по ликвидации заражения у людей РВ, ОВ и бактериальными средствами. Ее целью является предотвращение распространения инфекции за пределы зоны биологического заражения, снижение поражения людей. Санитарная обработка может быть полной и частичной. Частичная включает в себя механическую очистку и обработку открытых участков тела, поверхности одежды, обуви, средств индивидуальной защиты или протирания с помощью индивидуальных противохимических пакетов, является временной мерой. Полная санобработка – это обеззараживание человеческого тела, обмывка со сменой белья и одежды, применяемая к личному составу формирований, эвакуированием людей из зоны заражения. Ее проводит служба санобработки ГО, а в частности стационарные обмывочные пункты и специальные обмывочные площадки, предусматривающие наличие регулировочного поста, площадки орошения верхней одежды и обуви, раздевальни, обмывочной, одевальни, помещение для хранения одежды – «грязная» половина, обменного фонда одежды и обуви, медпункта, комнаты матери и ребенка, личного состава пункта, хозкладовой, туалета – «чистая» половина. Перед входом в раздевальню необходимо снять средства защиты кожи, верхнюю одежду, головной убор, перейдя в раздевальное помещение снимается обувь, белье, средства защиты органов дыхания. Волосистая часть головы и кожа смачиваются дезинфицирующим раствором. Одежда, обувь и защитные средства также обеззараживаются. В одевальне обрабатываются слизистые оболочки, выдается обеззараженная или из фонда одежда, обувь, средства защиты дыхания и документы. Обеззараживание производится несколькими способами: камерный, газовый способ, кипячение, замачивание в растворе, во время стирки в стиральной машине, а также парами формальдегида.

Ликвидация последствий землетрясений.

К последствия землетрясений, связанных с деятельностью человека, относятся:

· Разрушение или обрушение зданий, мостов и других сооружений;

· Наводнения при прорывах плотин и водопроводов;

· Пожары при повреждениях нефтехранилищ и разрывах газопроводов;

· Повреждение транспортных средств, коммуникаций, линий энерго и водоснабжения, а также канализационных труб;

· Радиоактивные утечки при повреждении ядерных реакторов.

Массовые разрушения жилых и общественных зданий на значительной территории, повреждение дорог, железнодорожных путей, выход из строя объектов энергообеспечения и коммунальных сетей, телефонной связи, гибель большого количества людей и животных – все это требует решения сложных взаимосвязанных задач по ликвидации последствий землетрясений.

В ходе ликвидаций последствий любого землетрясения можно выделить два основных этапа:

1. Поисково-спасательные и другие неотложные работы.

2. Восстановление социально-экономического потенциала зоны бедствия.

В первые часы и сутки после землетрясения необходимо в кратчайшие сроки взять под жесткий контроль и организовать целенаправленную деятельность всех местных пребывающих сил и средств для спасения людей, оказавшихся в завалах разрушенных зданий и сооружений. Для этого нужно восстановить нарушенное управление, оценить обстановку и масштабы последствий землетрясения, усилить комендантскую службу и охрану общественного порядка, изолировать от посторонних пострадавшие районы, создать группировку сил и организовать поисково-спасательные и другие неотложные работы, обеспечить минимальные необходимые условия жизни людей в районе бедствия.

Практически стоит задача создать новую систему управления, способную организовать деятельность всех структурных звеньев общественного и хозяйственного управления, задейственных для ликвидации последствий землетрясения. При этом главным условием является проведение всего комплекса работ в возможно короткие сроки.

При спасательных и других неотложных работах, а также при работах по обеспечению жизнедеятельности населения основными задачами являются:

По спасательным работам:

· Определение объемов и степени повреждения различных зданий и сооружений, выявление мест наибольшего скопления пострадавших в завалах и рассредоточение для их спасения основных сил и средств;

· Поиск и извлечение пострадавших из-под завалов, оказание им первой медицинской и первой врачебной помощи с последующей эвакуацией в стационарные лечебные учреждения;

· Извлечение из-под завалов погибших людей, их регистрация и организация захоронения.

По другим неотложным работам:

· Расчистка подъездных путей и площадок для расстановки прибывающей техники, устройство проездов и поддержание в исправном состоянии маршрутов движения; восстановление разрушенных железнодорожных магистралей;

· Локализация и тушение пожаров, ликвидация аварий и их последствий на коммунально-энергетических и технологических сетях, угрожающих жизни пострадавших и затрудняющих спасательные работы;

· Обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающие обвалом, крепление неустойчивых частей завалов от перемещений в процессе работ;

· Восстановление стационарных электросетей для освещения основных транспортных магистралей городов и населенных пунктов, а также объектов, на которых проводились спасательные работы;

· Организация комендантской службы и охраны общественного порядка(ООП) в целях упорядочения движения транспорта на объектах работ и прилегающих автомагистралях;

· Осуществление контроля за применением техники в соответствии с её предназначением, а также пресечение случаев воровства и мародерства;

· Учет и передача в соответствующие органы обнаружения в ходе работ ценностей(денег, облигаций, ювелирных изделий и т. д.);

· Организация комплекса противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в целях предупреждения заболеваний среди личного состава, привлекаемого для проведения спасательных работ;

· Организация захоронения животных, погибших во время землетрясения.

По материальному и техническому обеспечению:

· Укомплектование формирований спасательных служб автокранами, экскаваторами, погрузчиками, бульдозерами, автосамосвалами и средствами малой механизации;

· Техническое обслуживание и текущий ремонт техники, обеспечение её горюче-смазочными материалами;

· Своевременное обеспечение личного состава спасательных служб сменным обмундированием, средствами индивидуальной защиты, необходимыми инструментами и оборудованием;

· Обеспечение жизнедеятельности личного состава спасательных служб, размещение, организация питания, банно-прачечного и медицинского обслуживания, работы почтовой связи.

По обеспечению жизнедеятельности населения пострадавших

городов и населенных пунктов:

· временное отселение из пострадавших районов нетрудоспособного населения, в первую очередь женщин и детей, в непострадавшие районы и области;

· обеспечение пострадавшего населения теплыми вещами и предметами первой необходимости, организация питания и обеспечение водой, временное размещение в палатках и, домиках и сохранившихся сейсмоустойчивых зданиях;

· профилактика комплекса мероприятий по ликвидации психологических травм и шоковых состояний, организация справочно-информационной службы о местах и времени захоронения погибших, размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуированного населения.

При ликвидации последствий землетрясений развертываются работы по экономическому и социальному восстановлению пострадавших районов: возобновление производственной деятельности промышленности и объектов инфраструктуры, обеспечению жизнедеятельности населения в пострадавших районах.

Параллельно со строительно-монтажными работами

выполняются следующие работы:

· разборка завалов и вывоз поврежденных конструкций и строительного мусора в отвалы;

· санитарная очистка городов и населенных пунктов;

· доставка вагон-домиков со станций разгрузки в назначенные места;

· сбор и сдача металлолома;

· другие работы в интересах обеспечения жизнедеятельности населения.

Мероприятия по уменьшению последствий от извержения вулканов. Защита от лавы.

1. Бомбардировка лавового потока с самолета. Лавовой поток, охлаждаясь, создает заградительные валы и течет в лотке. Когда же удается эти валы прорвать, лава разливается, скорость её течения замедляется, и движение приостанавливается. Однако бомбардировка может быть не слишком успешной из-за пыли и паров воды, которые мешают прицеливанию.

2. Отвод лавовых потоков с помощью искусственных желобов.

3. Бомбардировка кратера. Лавовые потоки, по большей части, возникают из-за того, что лава вдруг переливается через край кратера. Если же удается разрушить стенку кратера раньше, чем образовалось лавовое озеро, скопится немного меньше лавы, и её излияние по склону не принесет вреда. Сток лавы, кроме того, можно изменить в нужном направлении.

4. Возведение предохранительных дамб. С помощью них лаву отводят в другую сторону.

5. Охлаждение поверхности лавы водой. На охлажденной поверхности образуется корка, и поток останавливается. Жители Исландии осуществляли такие меры при извержении вулкана на острове Хеймаэй. Это потребовало колоссального количества воды. Однако сам метод оказался успешным, лава была остановлена.

6. Защита от выпадения тефры - Создание и использование в случае извержения специальных укрытий. Возможно проведение эвакуации населения.

Меры борьбы с оползнями.

Активные причины,

Вызывающие оползни

Мероприятия Меры борьбы

Изменение напряженного

состояния глинистых пород (перепад давления)

Уположивание склонов и откосов Срезка земляных масс в верхней части откоса и укладка их у подножия для пригрузки в месте ожидаемого выпирания
Подземные воды Перехват подземных вод выше оползня Горизонтальный и вертикальный дренаж, сплошная прорезь, дренажная галерея, горизонтальные скважины – дрены
Поверхностные воды Защита берегов от абразии Волноотбойные стены. Волноломы подвижные и подводные, завоз пляжного материала
Атмосферные осадки Регулировка поверхностного стока Микропланировка. Лотки, кюветы, каналы, дорожки
Выветривание Защита грунтов поверхности склонов Одерновка, посев травы, древесные насаждения, замена грунта
Совокупность ряда причин Механическое сопротивление движению земляных масс. Изменение физико-технических свойств грунтов Подпорные стены, свайные ряды. Шпунты. Земляные контрбанкеты. Подсушка и обжиг глинистых грунтов, электрохимическое закрепление грунтов
Некоторые виды деятельности человека Специальный режим в оползневой зоне Сохранение склонов в устойчивом состоянии. Ограничение в производстве строительных работ. Строгий режим эксплуатации разных сооружений.
Утечка водопроводных и канализационных вод Обеспечение повышенной надежности В оползневой зоне трубопроводы устраиваются из труб более прочных материалов или в «рубашке»

Способы защиты от лавин.

Наиболее надежным способом защиты от лавин является размещение объектов вне лавиноопасных участках. Невозможно вывести из-под лавин коммуникаций: железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, трубопроводы, а также рудники. Автодороги и другие коммуникации можно поднять над лавиноопасными участками над эстакадами.

На уровне страны возможны следующие рекомендации по защите от лавин: застройка лавиносбора снегоудерживающими щитами(очень дорога в многоснежных районах); сооружения регулирующие метелевое перераспределение снега; профилактический спуск лавин путем обстрела горных склонов в малонаселенных районах; прогнозирование лавин(можно быстро ввести в районах знания о которых достаточны для немедленной разработки приемов оперативного прогноза) и т. д.

Тушение лесных пожаров.

Работы по тушению крупного пожара можно разделить на следующие этапы: разведка пожара; локализация, т.е. устранение возможностей нового распространения пожара; ликвидация пожара, т.е. дотушивание очагов горения; окарауливание пожарищ.

Разведка пожаров включает уточное его границ, выявление вида и силы горения на кромке и её отдельных частях в разное время суток. По результатам разведки прогнозирует возможное положение кромке пожара, её характер и силу горения на требуемое время вперед.

На основании прогноза развития пожара, с учетом лесопирологической характеристики участков, окружающих пожар, а также возможных опорных линий(рек, ручьев, лощин, дорог и пр.) составляют план остановки пожара, определяют приемы и способы необходимых для этого действий.

Наиболее сложной и трудоемкой является локализация пожара. Как правило, локализацию лесного пожара проводят в два этапа. На первом этапе останавливают распространение пожара непосредственным воздействием на его горящую кромку. На в тором этапе прокладывают заградительные полосы и каналы, обрабатывают периферийные области пожара, чтобы исключить возможность его возобновления.

Локализованными считаются только те пожары, вокруг которых проложены заградительные полосы, либо когда имеется полная уверенность, что другие применявшиеся способы локализации не менее надежно исключают возможность их возобновления.

Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.

Окарауливание пожарищ состоит в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади, и в особенности, кромки пожара с целью предотвратить возобновление его распространения. Окарауливание пожарищ проводят путем систематических обходов по полосе локализации. Продолжительность определяют в зависимости условий погоды.

При тушение лесных пожаров применяют следующие способы и технические средства:

· окружение пожара или охват его с фронта или с тыла;

· устройство заградительных и минерализованных полос и канав на пути распространения огня;

· отжиг от опорной полосы;

· захлестывание огня по кромке пожара ветками;

· засыпка кромки пожара грунтом;

· тушение горящей кромки водой;

· применение химических веществ;

· искусственное вызывание осадков из облака.

Горение может быть прекращено следующими способами:

· охлажденной водой, специальными растворами, углекислотой и другими огнетушащими веществами, которые отнимают часть тепла идущего на поддержание горения;

· разбавление реагирующих в процессе горения веществ водным шаром, углекислым газом, азотом и др. газами, не поддерживающими горение;

· изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом и т.п.;

· химическим торможением реакции горения специальными веществами;

Торфяные пожары.

Торфяной пожар – неконтролируемый процесс дымного горения торфа в местах его образования, добычи и хранения.

Наиболее распространенным способ борьбы с торфяными пожарами является тушение горящего торфа водой. Воду подают специальными приспособлениями(торфяными стволами), заглубляемыми в торфяную залежь у кромки горения по всему периметру, что часто обеспечивает надежное тушение пожара.

После ликвидации горения торф укатывают, при необходимости смачивая водой.

Для локализации очагов пожаров на путях распространения огня устраивают заградительные полосы и канавы.

Наводнения. Превентивные меры при угрозе затоплений населенных пунктов и территорий.

Под наводнением понимают значительное затопление местности водой в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище и море и их разлива выше обычного горизонта, что причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения ил проводит к гибели людей.

Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные(срочные) и технические(предупредительные).

Оперативные меры не решают в целом проблемы защиты от наводнений и должны осуществляться в комплексе с техническими мерами.

Технические меры включают заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений. К ним относятся:

· регулирование стоков в русле реки;

· отвод паводковых вод;

· регулирование поверхностного стока на водосбросах;

· обвалование;

· спрямление русел рек и дноуглубление;

· строительство берегозащитных сооружений;

· подсыпка застраиваемой территории;

· ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.

Выбор способов защиты зависит от ряда факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме, расположение объектов экономики, подвергающихся затоплению.

Основными направлениями действий органов исполнительной

власти при угрозе затопления являются:

· анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;

· прогнозирование видов(типов), сроков и масштабов возможного затопления;

· планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;

· планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.

Цунами. Мероприятия по уменьшению последствий цунами.

Цунами – длинные морские волны, которые могут возникать в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне. Цунами возможны и при обрушении берегов.

Сочетание прогнозирования, заблаговременных административных и защитных мероприятий ведет к резкому снижению человеческих жертв и материального ущерба от последствий цунами.

В затопляемой зоне запрещается новое строительство, не вызванное производственной необходимостью, а также производится постепенный перенос в безопасные места существующих зданий и сооружений.

Для защиты от цунами бухт и устьев рек в них строят волноломы, а на берегу дамбы и другие защитные сооружения. Посадка по побережью лесозащитных полос является эффективным средством борьбы с цунами.

Единственным средством защиты населения от цунами является эвакуация из прибрежной и возможно затопляемой зон. Поэтому население должно знать сигналы оповещения, признаки предупреждения о цунами, а также маршруты эвакуации. Необходимо оставаться в безопасном месте до получения сигнала отбоя опасности цунами.

Так как цунами могут сопровождаться сильным наводнением, необходимо соблюдать меры защиты, характерные для обычного наводнения.

Заключение.

Безопасность человека и среды его обитания становится важнейшей характеристикой качества жизни и состояния экономики. Первостепенное значение приобретает необходимость изучения риска для человека и общества со стороны экономических и социальных структур и путей его предотвращения, а также соблюдение прав человека на безопасные условия проживания.

Список литературы.

1) «Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий.» Кн. 1 /Под ред. Е.Е. Кочеткова и др. М., 1995.

2) «Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник» под ред. Н.К. Шишкина. – М., ГУУ, 2000.

3) В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов «Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов» / ГУУ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

4) «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.» М., Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. Баринов А.В.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ" в других словарях:

    Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… …

    - (ликвидация ЧС) аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных… … Экологический словарь

    ликвидация чрезвычайной ситуации - ликвидация ЧС Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных… …

    Ликвидация чрезвычайной ситуации Словарь юридических понятий

    ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

    Ликвидация чрезвычайной ситуации - АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение V здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных… …

    ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС - 3.1.13 ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС: По ГОСТ Р 22.0.02. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - Аварийно спасительные и другие неотложные мероприятия, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации - действия по проведению аварийно спасательных, аварийно восстановительных и др. неотложных работ в зоне ЧС по устранению непосредственной опасности. Восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате ЧС, в компетенцию… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    аварийно-восстановительные работы в чрезвычайной ситуации - аварийно восстановительные работы в ЧС Первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных… … Справочник технического переводчика



Поделиться