Силы и средства рсчс. Силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации последствий чс всех уровней Силы и средства рсчс обеспечивают

Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют:

силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;

силы и средства органов местного самоуправления;

силы и средства организаций.

Все эти силы подразделяются:

на силы и средства наблюдения и контроля;

силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля состоят:

из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, наблюдающих и контролирующих состояние окружающей природной среды, обстановку на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения;

формирований Государственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ;

ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

□а служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля качества пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии;

учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:

из военизированных и невоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

формирований гражданской обороны (ГО) территориального, местного и объектового уровней;

специально подготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формировании, предназначенных для ликвидации ЧС;

аварийно-технических центровМинистерства РФ по атомной энергии;

служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;

аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее - силы постоянной готовности). Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Контрольные вопросы по теме

(к зачету, экзамену)

1. Понятие чрезвычайная ситуация

2. Что понимают под источником чрезвычайной ситуации

3. Назовите основные классификационные признаки ЧС

4. Какие ЧС относятся к локальным

5. Какие ЧС относятся к местным

6. Какие ЧС относятся к территориальным

7. Какие ЧС относятся к региональным и федеральным

8. Какие ЧС относятся к трансграничным

9. Какие 5 характерных стадий (фаз) можно выделить в развитии чрезвычайной ситуации любого вида.

10. Назовите основные причины аварий и катастроф

11. Какие основные поражающие факторы ЧС Вы знаете

12. Назовите два основных направления минимизации риска возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах.

13. С какой целью для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности, введена обязательная разработка декларации промышленной безопасности.

14. Что понимают под устойчивостью работы промышленного объекта в условиях ЧС

15. Что определяется на первом этапеисследования устойчивости элементов объекта в условиях ЧС

16. Что разрабатываютна втором этапеисследования по повышению устойчивости предприятия

17. Какие внешние факторы влияют на устойчивость промышленного объекта

18. Что понимается под прогнозированием аварий и катастроф

19. В чем заключается цель прогноза

20. Назовите широко используемые в настоящее время методы прогнозирования ЧС

21. На какие этапы подразделяется прогноз времени сильных землетрясений

22. Для чего предназначена Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС)

23. Назовите основные задачи РСЧС

24. Понятие «Авария»

25. Что понимается под ликвидацией чрезвычайных ситуаций

26. Что понимается под предупреждением чрезвычайных ситуаций

27. Что такое «зона чрезвычайной ситуации»

28. Из чего состоит РСЧС

29. Назовите Координирующие органы РСЧС

30. Из чего состоят силы и средства РСЧС

31. ЧС природного (естественного происхождения):

32. ЧС антропогенные:

33. Специфически опасные явления:

34. Социальные конфликты

Российской системе предупреждений и действий приходится решать в чрезвычайных ситуациях огромное количество задач во всех сферах деятельности: это и проблемы экологии, и оказание гуманитарной помощи тем, кто пострадал от стихийных бедствий, катастроф, аварий, вооружённых конфликтов как в России, так и за её пределами, это и информационное обеспечение зон ЧС, создание подразделений быстрого развёртывания, чтобы силы и средства РСЧС помогали людям во всех чрезвычайных ситуациях, где бы они ни произошли.

Ответственность

Руководят гражданской обороной в лице глав (руководителей) предприятий, организаций, учреждений, ведомств министерств, в республиках, областях, краях, автономных образованиях, городах и районах, министерствах и ведомствах, в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от формы собственности. Силы и средства РСЧС находятся полностью в ведении этих людей.

Руководители по должности являются начальниками ГО и несут персонально ответственность за осуществление и организацию мероприятий ГО, за создание накопленных фондов коллективных и индивидуальных средств защиты и обеспечение сохранности их. Также они отвечают за все силы и средства РСЧС, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации на объектах, которые находятся на подведомственных объектах и территориях. Управления по делам ЧС и ГО созданы на основе бывших штабов ГО.

Структура

В структуру РСЧС включены ведомственные, функциональные и территориальные подсистемы. Территориальные - тех республик, которые находятся в составе РФ, краёв и областей - подразделены на звенья по административно-территориальному делению, а руководство - комиссии по ЧС или другие органы, которые должны выполнять их функции. Силы и средства РСЧС ими планируются, разрабатываются, затем осуществляют действия по предотвращению ЧС. Там же создаются и оснащаются силы для ликвидании возможных ЧС и их последствий. Действуют они самостоятельно, если масштабы ЧС не вышли за пределы территорий, находящихся под их ведомством. Рабочий орган каждой комиссии по ЧС (КЧС) - Управление по делам ЧС и ГО.

Что касается функциональных подсистем, то это органы управления, которым подчиняется весь состав сил и средств РСЧС министерств и ведомств. Они решают задачи непосредственно наблюдения и контроля относительно природной среды, следят за потенциально опасными объектами. В их компетенции создание резервных фондов, защита населения, локализация и ликвидация ЧС. Отдельные функциональные подсистемы могут включать в себя органы управления, а также силы РСЧС нескольких ведомств и министерств РФ со схожими или дополняющими друг друга задачами. Ведомственные же подсистемы созданы во всех министерствах и ведомствах для предупреждения ЧС на подведомственных объектах и ликвидации их.

Управление

Силы и средства РСЧС подразделяются на местный (территориальный), региональный и федеральный - эти три уровня функционируют в управлении РСЧС. Региональный уровень появился в связи с делением РФ на девять частей, он нужен для того, чтобы управлять войсками ГО, координировать взаимодействие территориальных, республиканских, краевых и областных органов власти при возникновении как местных, так и глобальных чрезвычайных ситуаций. Начальники ГО имеют аппарат - штабы, где работают и должностные лица, не освобождённые от основных обязанностей, и штатные работники.

Такой состав сил и средств РСЧС - штабы управления, которые имеют строго прописанные обязанности. Они организуют и обеспечивают непрерывное управление ГО при авариях, стихийных бедствиях и катастрофах, своевременно оповещают службы, формирования, служащих, рабочих и всё население населённых пунктов, прилегающих к зоне возникновения ЧС, разрабатывают план гражданской обороны, осуществляют защиту трудового коллектива, обучают личный состав всех формирований гражданской обороны, а также рабочих и служащих. Силы ГО и РСЧС постоянно поддерживают готовность для действий в обстоятельствах любых чрезвычайных ситуаций.

Подразделение служб

Проведение спасательных работ подразумевает подготовку к разнообразной неотложной деятельности, для этого силы и средства РСЧС подразделяются на специальные соответствующие службы.

  • Охрана общественного порядка.
  • Связь и оповещение.
  • Противопожарная служба.
  • Медицинская служба.
  • Служба убежищ и укрытий.
  • Противохимическая и противорадиационная защита.
  • Автотранспортная служба.
  • Служба снабжения (материально-техническая).

Это самые необходимые образования, где участвуют силы РСЧС, но далеко не все. Их количество определяет начальник ГО того или иного объекта, учитывая специфику предприятий, наличие и так далее.

Задачи

Чтобы выполнить силы и средства должны быть направлены в первую очередь на организацию оповещения населения и информирование его, на защиту населения и проведение мероприятий по защите территории. Одновременно силы РСЧС ликвидируют чрезвычайную ситуацию. Затем нужно приступить к населению. Главной задачей всегда остаётся постоянное проведение обучения населения, подготовка специалистов и руководящего состава.

Помимо этого, необходимо большое внимание уделять пропаганде роли, которую играют силы и средства системы РСЧС в безопасности региона и страны. Таковы основные задачи каждого подразделения ГО и ЧС. У федеральной исполнительной власти всегда есть специально подготовленные и аттестованные силы и средства ликвидации РСЧС, которые предназначены сугубо для предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций. Если использовать их как единую государственную систему, материальные и людские потери можно свести до минимума.

Наблюдение и контроль

Первое подразделение сил и средств ГО и ЧС занимается надзором за состоянием АЭС, мостов, котлов, газовыми и электрическими установками и другими важными объектами. Кроме этого, силы и средства наблюдения осуществляют от Министерства экологии контрольно-инспекционную деятельность, анализируют состояние потенциально опасных объектов и природной среды, несут ветеринарную службу, поддерживают сеть лабораторного контроля гражданской обороны, а также наблюдения за качеством пищевого сырья и продуктов питания. Здесь же находится служба предупреждения о стихийном бедствии.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

Второе подразделение включает в себя соединения и части МВД, МО, МЧС, а также невоенизированные формирования гражданской обороны, силы и средства других министерств и ведомств, государственных органов или негосударственных, расположенных на территории РФ. Основой являются войска ГО, поисково-спасательные службы и части МЧС, находящиеся в постоянной готовности. В составе МЧС наряду со спасательными бригадами появляются и воздушно-десантные - мобильные и эффективные.

Спасательные отряды

Первое в стране формирование, которое состоит из высококлассных профессионалов, - аэромобильный Государственный Центральный спасательный отряд, оперативно реагирующий на техногенные и природные катастрофы. Он не только на территории страны снискал славу, но и за её рубежами.

На любой континент отряд прибывает быстро и в течение нескольких недель может работать автономно, помогая устранить последствия оползней, землетрясений и других стихийных бедствий. Людей извлекают из-под земли, обломков или руин и сразу оказывают медицинскую помощь. Отряд может дать одновременно несколько групп спасателей для разных регионов как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.

Министерства и ведомства

Силы быстрого реагирования есть и у министерств, и ведомств: пожарные и у Министерства путей сообщения, например. МВД обеспечивает сохранность материальных ценностей и правопорядок в экстремальных ситуациях, охраняет важные объекты, организует, если нужно, пропускной режим или оцепление. МЧС ведает, помимо прочего, противопожарной службой, которая не только тушит пожары, но и устраняет последствия аварий на химических предприятиях, спасая людей и материальные ценности.

ФСБ обеспечивает государственную безопасность при чрезвычайных ситуациях на режимных объектах РФ и при оказании помощи другим государствам. Минздрав - подсистема РЧСЧ, тоже имеющая собственную службу экстренной помощи при ЧС. Минатом, Минтопэнерго, Министерство сельского хозяйства тоже располагают силами и средствами РСЧС в виде контролирующих обстановку на территориях потенциально опасных объектов, ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций, располагают лечебницами, лабораториями.

РОСТО

Правоприемница ДОСААФ - РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация) - тоже является учредителем ассоциации спасательных формирований, среди которых группы и отряды добровольных спасателей - парашютно-десантные, аэромобильные, подводные, автотранспортные, связисты. Все субъекты РФ создают и оснащают силы и средства РСЧС. В каждом городе, районе, на каждом объекте есть свои подразделения ГО и ЧС. Где бы ни произошли авария, стихийное бедствие или катастрофа, силами и средствами РСЧС можно распорядиться мгновенно.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

Силы и средства наблюдения и контроля;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

К настоящему времени созданы единые органы управления по делам гражданскои? обороны и чрезвычаи?ным ситуациям (ОУ ГОЧС):

На федеральном уровне - МЧС России;?- на региональном - региональные центры по делам ГО и ЧС;?- на территориальном - органы управления по делам ГО и ЧС,

создаваемые при органах исполнительнои? власти субъектов РФ (ОУГОЧС);

  • - на местном - органы управления по делам ГО и ЧС, создавае- мые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);
  • - на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.

К силам и средствам ликвидации чрезвычаи?ных ситуации? РСЧС относят:

  • ? вои?ска гражданскои? обороны;
  • ? поисково-спасательную службу МЧС России; 25
  • ? военизированные и невоенизированные противопожарные, аварии?- но-спасательные, аварии?но-восстановительные, восстановительные и аварии?но- технические формирования федеральных органов исполнительнои? власти;
  • ? формирования и учреждения Всероссии?скои? службы медицины ка- тастроф;
  • ? формирования ветеринарнои? службы и службы защиты растении? Минсельхозпрода России;
  • ? военизированные службы Росгидромета по активному воздеи?ствию на гидрометеорологические процессы;
  • ? формирования ГО территориального, местного и объектового уров- неи?;
  • ? специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других вои?ск и воинских формировании?, предназначенные для ликвидации ЧС;
  • ? аварии?но-технические центры Минатома России;
  • ? службы поискового и аварии?но-спасательного обеспечения полетов гражданскои? авиации Федеральнои? авиационнои? службы России;
  • ? восстановительные и пожарные поезда МПС России;
  • ? аварии?но-спасательные службы и формирования Федеральнои? службы морского флота, Федеральнои? службы речного флота, других федераль- ных органов исполнительнои? власти.

Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварии?но- спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постояннои? готовности - силы постояннои? готовности. Их перечень на феде- ральном уровне утверждается правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительнои? власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организа- ции?.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения имеет восстановительные и пожарные поезда.

Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям.

Газоспасательные,горноспасательные,аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.

Подумайте, кто и каким способом должен определять наличие радиационной или химической опасности.

Пост радиационного и химического наблюдения (пост РХС): задачи, состав, оснащение, действия дежурного наблюдателя.

Пост радиационного и химического наблюдения создаются на объектах хозяйственного комплекса для наблюдения за радиационным и химическим состоянием окружающей среды. Он является основным источником информации о радиационную и химическую обстановку для руководителей (начальников гражданской защиты) и начальников штабов ГЗ этих объектов.

Основные задачи поста наблюдения (ил. 33.1):

♦ своевременное обнаружение радиоактивного и химического заражения местности и воздуха;

своевременное оповещение сигналом «Радиационная опасность» или «Химическая тревога»;

♦ наблюдение за направлением ветра и движением радиоактивного облака после аварии или облака химически опасных веществ;

♦ определение уровней радиации и вида химически опасных веществ (ХНР), которые попали в окружающую среду;

♦ установление наблюдения за районами, зараженными радиоактивными и ядовитыми веществами (РР и ОР);

♦ доклад о характере заражения руководителю предприятия, учреждения и организации (учебного заведения), на базе которого создан пост наблюдения.

Ил. 33.1. Выполнения задач должностными лицами поста радиационного и химического наблюдения

Пост радиационного и химического наблюдения устанавливается на территории объекта в непосредственной близости от пункта управления. Пост развертывается так, чтобы из него было хорошо видно весь определенный район наблюдения, не выделяясь на общем фоне. Необходимо иметь средства связи, с помощью которых передаются результаты наблюдения и проводится оповещение населения об опасности радиационного и химического заражения. Оборудование поста в инженерных сооружениях (противорадиационное укрытия, перекрытая траншея, щель) обеспечивает защиту его личного состава от возможного поражения.

Пост состоит из трех человек. Это - начальник поста - старший наблюдатель и двое дежурных наблюдателей.

Оснащение поста

1. Прибор радиационной разведки (уровень информации 0,05 мР/ч), например радиометр бета-, гамма-излучения «Припять», «Терра» (МКС-05) или «Поиск» (МКС - 07).

2. Специальные приборы химической разведки (переносные автоматические или ручные), например газосигнализатор ДОЗОР-С-М-5Н».

3. Прибор химической разведки - ВПХР.

4. Радиометр-рентгенометр ДП-5В или дозиметр-радиометр универсальный МКС-У (модернизированный рентгенометр ДП-5В).

5. Индивидуальный дозиметр - на каждое лицо из комплектов ДП-22В, ДП-24, ИД-1 или дозиметр гамма-излучения индивидуальный ДКГ-21, «Кадмий» (ДКС-02П).

6. Легкий защитный костюм Л-1 - на каждого.

7. Фильтрующий противогаз ЦП-7В - - на каждого. Респиратор Р-2 - на каждого.

8. Метеокомплект № 3 (там, где это определено табелем оснащения).

9. Секундомер.

10. Защитные очки.

11. Средства связи и оповещения (телефон, сирена, гонг).

Ил. 33.2. Приборы для оснащения поста РХС:

а - «Терра» (МКС-05); б -ДКГ-21; в - «Кадмий» (ДКС-02П); г - МКС-У (модернизированный рентгенометр ДП-5В); г- «Поиск» (МКС-07); д - «Припять»; е - «ДОЗОР-С-М-5Н»

Обязанности дежурного наблюдателя. Дежурный наблюдатель обязан:

♦ неотлучно находиться на посту, имея при себе приборы радиационной и химической разведки и индивидуальные средства защиты, в состоянии «наготове»;

♦ непрерывно вести наблюдение за обстановкой в районе объекта;

♦ за изменений в обстановке немедленно докладывать начальнику поста, при этом указывать, что, где и когда произошло;

♦ при обнаружении радиоактивного заражения надеть средства защиты и контролировать изменения уровней радиации через каждые 30 мин (при этом делать записи в журнале наблюдения);

♦ при подозрении по внешним признакам применения противником отравляющих веществ или бактериальных средств надеть средства защиты, доложить начальнику поста - старшему наблюдателю и определить тип этих веществ. По указанию начальника поста провести измерения приборами в других местах района расположения объекта и взять пробы для отправки на исследование в ближайшую лабораторию.

Следует знать внешние признаки использования противником химической и бактериальной оружия. Перечень внешних признаков использования противником химического оружия или террористического акта с применением этого оружия:

Разрывы авиационных химических бомб, снарядов, мин, ракет и других боеприпасов;

Появление швидкозникаючої облака или темной полосы за самолетом;

Наличие капель масла, пятен, брызг, лужиц на местности;

Зів"ялість растений или изменение их цвета;

Раздражение органов дыхания, зрения или появление постороннего запаха;

Снижение остроты зрения или потеря его;

Отклонение от нормы поведения своих товарищей или нарушения в них двигательных функций.

Перечень внешних признаков использования противником бактериальной оружия или террористического акта с применением этого оружия:

♦ наличие на местности остатков бомб, снарядов с поршневыми и другими устройствами для создания облака аэрозолей;

♦ наличие насекомых, клещей и грызунов в местах падения авиабомб и контейнеров;

♦ наличие на местности необыкновенного накопления насекомых и грызунов;

♦ глухие взрывы боеприпасов с образованием облака дыма или тумана; появление после этого на почве, растительности и других предметах жидкостей или порошкообразных веществ, которые не определяются приборами химической разведки.



Поделиться