Наказания в местах лишения свободы. Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под страж. Виды лишения свободы

Вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ определяется судом. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного положения имеет важное значение, ибо согласно ранее действовавшего законодательства (ст. 6 ИТК РСФСР) под действие этого правила подпадало незначительное число осужденных. Подавляющее же большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания независимо от того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Такой подход отрицательно действовал на выполнение задач и целей, поставленных законодательством перед наказанием.

Закон, определяя общее правило относительно места отбывания лишения свободы, делает из него некоторые исключения. Так, в качестве исключительных случаев направления осужденных в соответствующие ИУ, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, признаются: а) состояние здоровья осужденных; б) обеспечение их личной безопасности; в) согласие самих осужденных. Такое направление или перевод осуществляется прежде всего в интересах самого осужденного. Вопросы эти решаются сугубо индивидуально с учетом всех факторов и обстоятельств, обусловливающих необходимость такого направления или перевода.

Кроме того, законодатель устанавливает правило, согласно которому осужденные: 1) при особо опасном рецидиве преступлений; 2) к пожизненному лишению свободы; 3) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; 4) к отбыванию наказания в тюрьме; 5) женщины; 6) несовершеннолетние, могут направляться для отбывания наказания в ИУ, которые находятся на территории других субъектов Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ч. 2 ст. 73) регламентирует также ситуации, когда на территории того или иного субъекта РФ отсутствует тот вид ИУ, который назначен осужденному по приговору суда, либо он имеется, но по различным причинам в него невозможно поместить осужденного. В таких случаях закон позволяет по согласованию с соответствующими компетентными органами управления уголовно-исполнительной системы направлять осужденных в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ.

Осужденные к лишению свободы разделяются в зависимости от тяжести совершенного преступления. Согласно п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, содержатся в колониях-поселениях; осужденные за тяжкие преступления -- в колониях общего режима. Впервые осужденные к лишению свободы за особо тяжкие преступления отбывают наказание в колониях строгого режима. Лица, совершившие преступления по неосторожности, а также осужденные за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, если они ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы, направляются для отбывания наказания в колониях-поселениях. В этих же учреждениях содержатся осужденные, отбывшие часть срока в исправительных колониях общего и строгого режима и переведенные в колонии-поселения в связи с положительной характеристикой.

Важным критерием классификации осужденных является вид лишения свободы, который назначается им за совершение преступного деяния. При назначении пожизненного лишения свободы судом или при помиловании осужденного к смертной казни эти лица содержатся в специальных колониях особого режима, предназначенных для содержания отбывающих пожизненное лишение свободы. Наконец, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство выделяют такой критерий классификации осужденных, как рецидив преступлений, опасный рецидив преступлений и особо опасный рецидив преступлений. При рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, он подлежит содержанию в колонии строгого режима (п. «в» ч 1 ст. 58 УК РФ; ч. 5 ст. 74 УИК РФ). Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений отбывают наказание в колониях особого режима.

Анализ критериев классификации осужденных показывает, что определяющее влияние при установлении классификационной категории осужденных оказывают следующие критерии: пол, возраст, категория совершенного преступления, форма вины, вид наказания, рецидив преступлений его вид, гражданство, состояние здоровья, место работы до ареста.

Руководствуясь указанными критериями, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство (ст. 58 УК РФ; ст. 74, 80 УИК РФ) предусматривают изолированное содержание следующих категорий осужденных:

  • · мужчин и женщин;
  • · несовершеннолетних и взрослых;
  • · лиц, впервые осужденных к лишению свободы, от ранее отбывавших этот вид наказания;
  • · осужденных при особо опасном рецидиве преступлений от других осужденных;
  • · отбывающих пожизненное лишение свободы, осужденных, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы пожизненно либо на срок в 25 лет, от остальных осужденных.

Кроме того, в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные бывшие работники судов и правоохранительных органов.

В соответствии с рассмотренными выше критериями классификации и правилами раздельного содержания осужденных в соответствии со ст. 58, 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ в отдельных видах исправительных учреждений содержатся:

  • · в колониях-поселениях: 1) осужденные к лишению свободы за неосторожные преступления, ранее не отбывавшие лишение свободы; 2) осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести; 3) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные с их согласия из колоний общего и строгого режимов; 4) совершившие преступление по неосторожности, ранее отбывавшие лишение свободы. Мужчины и женщины могут содержаться в одних и тех же колониях-поселениях;
  • · в колониях общего режима, предназначенных для осужденных мужского пола, содержатся: 1) впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений; 2) лица, направленные из колоний-поселений за злостные нарушения режима из числа тех, кому отбывание наказания в колониях-поселениях назначено по приговору суда; 3) направленные в колонии-поселения как положительно характеризующиеся из колоний общего и строгого режима и возвращенные туда за злостные нарушения режима; 4) направленные судом в эти колонии за злостное уклонение от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы 5) лица достигшие 18 или 19 лет в воспитательной колонии;
  • · в колониях общего режима, предназначенных для осужденных женского пола, содержатся все совершеннолетние осужденные, кроме женщин, направленных для отбывания наказания в колонии-поселения;
  • · в колониях строгого режима содержатся мужчины: 1) впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; 2) при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы;
  • · в колониях особого режима содержатся: 1) осужденные за совершение преступлений при особо опасном рецидиве; 2) осужденные по приговору суда к пожизненному лишению свободы; 3) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на срок в 25 лет; 4) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы пожизненно;
  • · в тюрьмах содержатся: 1) осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений или осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; 2) осужденные -- злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний;
  • · в воспитательных колониях содержатся лица, которым к моменту вынесения приговора не исполнилось 18 лет, до достижения ими 19 лет; при отрицательном поведении они могут быть по представлению начальника воспитательной колонии переведены судом по достижении 18 лет в исправительную колонию общего режима или в изолированный участок воспитательной колонии, работающей на условиях, определенных законом для исправительных колоний общего режима.

Кроме того, раздельно содержатся:

В УИС для медицинского обслуживания осужденных организуются также:

  • · лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы; медицинские части) -- для содержания и лечения заболевших осужденных,
  • · лечебные исправительные учреждения -- для содержания и амбулаторного лечения осужденных с открытой формой туберкулеза

Правила раздельного содержания не распространяются на лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения. Там в основу раздельного содержания осужденных положены медицинские показатели, однако осужденные из исправительных колоний особого режима содержатся отдельно в запираемых палатах-камерах.

Эти правила не распространяются также на женские колонии, при которых имеются дома ребенка. Туда направляются из воспитательных и исправительных колоний осужденные женщины беременные и имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, независимо от возраста осужденных.

Законодательные положения о распределении осужденных по видам ИУ конкретизированы в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и перевода их из одного исправительного учреждения в другое.

В организации исполнения наказания в виде лишения свободы очень важным является период, связанный с направлением осужденных для отбывания наказания в ИУ, ибо согласно ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в ИУ.

Порядок этого направления определяется ст. 76 УИК РФ. а также действующим в настоящее время приказом Министерства Юстиции РФ № 235 от 01 декабря 2005г.

Закон устанавливает правило, согласно которому осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в силу. Установление 10-дневного срока необходимо для того, чтобы администрация следственного изолятора располагала временем для оформления нужной документации по определению ИУ и региона, куда следует направлять осужденного, обеспечения специальным транспортом, конвоем и т.д.

Определив место отбывания наказания осужденного и вид ИУ, администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников осужденного (по его выбору) о том, куда он направляется для отбывания наказания. В извещении указывается, когда осужденный выбыл из следственного изолятора, наименование и адрес ИУ, куда он направлен.

Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания под конвоем. Перемещение осужденных осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Также раздельно перемещаются больные и здоровые.

Необходимо отметить, что в исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ). Закон также специально указывает, что эта категория осужденных содержится отдельно от иных лиц, содержащихся в следственном изоляторе.

Наконец, заключительным этапом определения осужденному вида ИУ является прием его в соответствующем месте отбывания наказания. Согласно ст. 79 УИК порядок приема осужденных устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Прием осужденных в ИУ имеет исключительно важное значение в деле успешной организации исполнения наказания в виде лишения свободы, их адаптации к условиям отбывания наказания.

В соответствии со ст. 2 Правил внутреннего распорядка прием осужденных в ИУ осуществляется оперативным дежурным и работником специального отдела учреждения. В воспитательных колониях прием осужденных осуществляется кроме того работником медицинской части. При приеме проверяются личные дела осужденных, наличие необходимых документов, идентифицируется личность прибывшего. Основанием приема является приговор суда либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также решение о направлении осужденного из СИЗО в данное ИУ.

Прибывшие осужденные в обязательном порядке подвергаются медицинскому осмотру, личному обыску. Одежда гражданского образца, запрещенная к ношению в ИУ, сдается на склад. Предметы, изделия и вещества, хранение и использование которых запрещено, сдаются на хранение или в необходимых случаях уничтожаются. Обнаруженные у осужденных деньги и ценные вещи изымаются и, как правило, обращаются в доход государства. Осужденным выдаются комплекты специально установленной одежды и постельные принадлежности.

В целях адаптации к условиям отбывания наказания прибывшие осужденные помещаются в карантинное помещение на срок 15 дней. В этот период с ними проводится работа по специально разработанной программе, предусматривающей ознакомление с правовым положением осужденных, правилами и требованиями, которые установлены в ИУ.

Во время пребывания осужденных в карантине администрация ИУ обязана на основе изучения документов и личности осужденных решить вопросы о привлечении их к труду, профессиональной подготовке и получении основного общего образования. Ст. 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными требует: «В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей». Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М., 1990. С. 293

После прохождения карантина осужденные распределяются по отрядам (отделениям, камерам). Решение об этом принимается специальной комиссией ИУ, возглавляемой начальником учреждения. В состав комиссии включаются представители службы безопасности, специального учета, медицинской, воспитательной, производственной и других служб. Решение комиссии оформляется приказом начальника учреждения.

Администрация ИУ не позднее 10 дней после прибытия осужденного направляет одному из его родственников извещение с указанием почтового адреса учреждения, перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, которые можно получать осужденным в посылках, передачах или бандеролях; порядок получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов, свиданий; о праве осужденных на телефонные переговоры. Уведомление установленного образца о начале и месте отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы администрация учреждения направляет также и в суд, вынесший в отношении его приговор. Оно направляется в день прибытия осужденного в ИУ.

Уважаемый, Владимир Владимирович! Прошу Вас помочь разобраться в сложной ситуации,в которую попал мой муж, отбывающий срок в колонии строгого режима ИК-3, поселка Товарково, Дзержинского района, Калужской области. В апреле месяце текущего года, мне стало известно, о неоднократном жестоком избиении моего мужа, Гайдукова Алексея Евгеньевича (1983 года рождения), он был избит сначала сотрудниками колонии (и.о.нач.колонии Арбузовым и Гришиным), затем помещен в СУС (строгие условия содержания), где он подвергался дальнейшей расправе со стороны заключенных, которые делали это, по приказу и.о. нач.колонии Арбузова Юрия Егоровича. После этих издевательств, супругу не была оказана медицинская помощь, и он с множественными телесными повреждениями, был помещен на два срока изолятора (по 15 суток каждый), а затем переведен в ПКТ(помещение камерного типа),что противопоказано ему по состоянию здоровья(врожденный митральный порог сердца). Так же мне известно, что у моего мужа неоднократно требовали денежные средства и услуги различного характера (покупки стройматериалов для внутреннего ремонта колонии, автозапчастей для машин сотрудников, детских вещей и т.д.) Прежде чем, обратиться к Вам, я неоднократно обращалась во все надлежащие калужские инстанции (следственный комитет, прокуратура по надзору, ФСБ), но вразумительного ответа я так и не получила, хотя прошло уже три месяца. Мои визиты с адвокатами, не помогли разобраться в данной ситуации, а только раздражали начальника колонии Оганесяна Месроба Айковича и и.о.зам.нач.колонии Арбузова Ю.Е. После каждого моего визита с их стороны в адрес моего мужа были угрозы и запугивания, вследствие чего, супруг отказывался давать показания прокурору и работникам следственного комитета. Мое личное посещение начальника колонии Оганесяна Месроба Айковича, так же не к чему не привело, более того, начальник колонии вел себя по отношению ко мне грубо, нагло, и будучи при исполнении, рассказывал мне о моем муже разные вещи, которые впоследствии не подтвердились. Отчаявшись найти правду в калужской области, и помочь своему мужу, я решила обратиться к Вам, как в высшую инстанцию. Убедительно прошу разобраться в сложившейся ситуации, и спасти жизнь моему мужу. С уважением, Маслова Ирина Николаевна.

Одноклассники

  • Предыдущая запись Лишения ВУ
  • Следующая запись Надоело

    В исправительных учреждениях нашей великой страны действует единый алгоритм подавления недовольных и затыкания ртов жалобщикам. Это усиления наблюдения за осужденным, который жалуется в вышестоящие органы, и применение к нему всяческих взысканий и наказаний. При этом не учитывается ни личность осужденного, ни его заслуги в работе или общественной жизни, ни статус активиста. Осужденный назначается в нарушители. Самое ничтожное нарушение будет караться несоответственно степени вины. За расстегнутую пуговицу дадут, например, выговор с записью в личное дело или 10 суток ШИЗО. Если он умный и всегда ходит застегнутый и соблюдает все правила внутреннего распорядка, то все равно найдут причину для наказания. На крайний случай есть оговор, другого осужденного заставят написать, что он свидетель нарушения. расследования в колонии не будет, ведь цель- опорочить жалобщика любой ценой. Жалобы нарушителей дисциплины имеют меньше веса в глазах УФСИН и Прокуратуры.
    С заявлениями и жалобами работают, пересылая их по кругу обратно в колонию. Почти всегда надзирающие и вышестоящие органы на местах поддерживают администрацию ИУ. Обжаловать несправедливое взыскание или наказание нереально. Никто не будет вникать в детали, просматривать видеозаписи. До какого-то зека и его проблем никому нет дела. Сам нарвался, чего не сидел тихо.
    Были случаи, когда жалобы в Московские вышестоящие органы давали результат. Приезжали настоящие проверяющие, выясняли все на месте и тогда наказывали и сотрудников системы исполнения наказаний. Но такое счастье бывает редко.
    Поэтому, если кто намерен жаловаться на недостатки, на действия сотрудников ИУ, то БУДЬТЕ ГОТОВЫ. То же касается и родственников осужденного.

    Если осужденный пишет жалобу на условия быта или неправомерные действия сотрудников, то с ним поступают всегда одинаково.
    В исправительных учреждениях очень негативно реагируют на жалобы осужденных, хотя право обращаться гарантирует ст.15 УИК. на деле любая жалоба или заявление, в котором указывается на недостатки в бытовых условиях или неправомерные действия сотрудников, превращает осужденного во врага. Ответные действия не замедлят. есть проверенный алгоритм затыкания рта недовольным.
    За жалобщиком начинают следить с особым вниманием, фиксируя малейшие ничтожные нарушения, например “незастегнута пуговица” или ” разговаривал в дерзком тоне”, “не поздоровался”. За такие “нарушения” назначают неоправданно тяжелые взыскания – выговор с записью в личное дело, несколько суток ШИЗО (до 15). Если осужденный не устрашился и продолжает жаловаться, то взыскания начинают множить, а когда их накопится несколько, то осужденного сажают уже в камеру на несколько месяцев. причем, если осужденные имел до начала конфликта положительную характеристику, работал, получал благодарности, успешно исправлялся и т.д. – это никак не учитывается. Если нарушения ничтожные – это не учитывается. Даже если нарушений не было, то их можно создать по оговору (пишется донос от другого осужденного или рапорт дежурного). Его сделают нарушителем в любом случае. Если пишут жалобы и заявления родственники – произойдет то же самое. Областные надзирающие и проверяющие органы всегда поддержат администрацию ИУ. Есть небольшая надежда, что к вам прислушаются в Москве верховные власти. Но представьте только, как они завалены жалобами с мест, когда дойдет до вас, и дойдет ли вообще очередь? Надо наводить порядок на местах, спрашивать с областных чиновников за их работу с жалобами осужденных. Каким образом и в какие сроки проводится работа по жалобам и заявлениям, какие меры по защите прав осужденных принимаются. Каковы результаты принятых мер.
    Обычная мера – переслать жалобу осужденного обратно в колонию, или провести поверхностную проверку без расследования, просмотреть бумаги, составленные администрацией ИУ (т.е. заинтересованной стороной) и отчитаться наверх, что меры приняты. Для осужденного ничего не меняется, он остается с испорченным личным делом, теряе возможность выйти по УДО.
    повторяю еще раз – это происходит во всех без исключения ИУ во всей стране.
    Жаловаться означает не осуществлять свое законное право, а обострять отношения с самыми трагическими последствиями.
    я- семья осужденного, и с нами все так и происходило.

    Владимир Путин, помогите как нибудь, посодействуйте, мой муж отбывает наказание в ТЮРЬМЕ, СТАВРОПОЛЯ ФКУ ИК 11, уже 2 месяца о нём не было ничего слышно на письма не отвечали а возвращались обратно, его друг позвонил с таксофона и сказал что он уже 60 дней в изоляторе, за что с осуждёными так обращаються, он уже заболел сидя там, его всегда туда сажают, его мать с сердечным приступом лежит в больнице, помогите нам как нибудь, очень прошу, если он осуждён это не озночает что он должен там умереть, избивая его

    я обратился вот с чем и все без результатно
    Президенту РФ
    от Барило Владимира Николаевича
    находящегося в ФКУ ИК-5
    ФСИН России по Тул. Обл
    Жалоба

    Я. Барило В.Н. 17.05.2016 года обратился к Прокурору Тульской области с заявлением о совершении преступления в отношении меня Начальником колонии, начальником пожарной части учреждения и др. должностными лицами в части вымогательства денежных средств, финансового подлога в документацию о начислении заработной платы, сокрытии преступлений и пр. однако мое обращение не было рассмотрено в порядке предусмотренном уголовно-процессуальными нормами а было пере направленно в ФСИН по Тульской области, ко мне приехали представители ОСБ ФСИН по Тульской области для принятия объяснения в ходе которого я в полном объеме подтвердил обстоятельства изложенных в своем заявлении но не каких мер безопасности мне предоставлено не было. на следующий день после их приезда на меня началось оказываться давление с использованием служебного положения со стороны начальника колонии и др. должностных лиц я обратился с заявлением о предоставлении мне безопасности заявление зарегистрировано в спец. отделе учреждения. но не каких мер по нему предпринять не было, по таксофону на горячую линию ФСИН России мной было подано заявление о предоставлении безопасности, и опять безрезультатно. Обратился с устным заявлением по горячей линии СКР. после чего со стороны начальника колонии мне было объявлено 9 выговоров за якобы допущенные мной нарушения режима содержания и водворение в ШИЗО одиночного содержания сроком на 20 суток, в связи с чем мне было отказано в условно-досрочном освобождении. Материал по моему устному заявлению был пере направлен в СУ СК по Тульской области а от туда в СО СК по г. Донскому где спустя месяц было принято решение о возбуждении уголовного дела и создания следственной группы. в целях безопасности руководителем следственной группы было принято решение о переводе меня в СИЗО г. Новомосковску. Но какая же это безопасность если СИЗО г. Новомосковск находится в одной юрисдикции территориального органа ФСИН по Тул. обл., более того большинство руководящего персонала СИЗО ранее работали в ФКУ ИК-5 и имеют сложившиеся отношения с подозреваемыми, но основной факт того что цель уголовного правосудия заключается в установлении социальной справедливости, но о какой справедливости может идти речь если меня лишают последней и так ограниченной свободы, в части передвижения, встреч с близкими родственниками телефонных переговоров и пр. запрещенных правилами содержания в СИЗО и разрешенных в исправительных колониях. Прошу вас разобраться в сложившейся ситуации и принять справедливое решение.
    Барило В.Н.

ИССЛЕДОВАНИЕ «ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВ О ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИЙСКИХ СУДАХ»

Раздел 1. СТАТИСТИКА ПО ОСУЖДЕННЫМ

Методика анализа и краткие выводы

Методика . В разработке данного раздела использовались данные из следующих источников:

  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Росстат;
  • Международный центр исследования тюрем (ICPR);
  • Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;
  • (ИПСО, 2015);
  • (ИПСО, 2015).

Таблицы с большим количеством данных вынесены в приложения.

Краткие выводы .

Несмотря на все заявления о стремлении к гуманизации системы исполнения наказания и использовании опыта зарубежных стран, Россия все больше отдаляется от среднемировых показателей количества заключенных в расчете на 100 тыс. населения. Ни в одной другой стране мира, кроме США, нет такого количества лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Численность осужденных в России снижается гораздо медленнее, чем в соседних странах. Одной из причин является фактическая ликвидация института условно-досрочного освобождения. Из-за общего снижения преступности в стране число «новых» осужденных уменьшается, при этом лица, осужденные в предыдущие годы, не могут освободиться досрочно. Если десять лет назад условно-досрочно освобождался каждый второй осужденный, то сейчас – каждый пятый.

Больше всего осужденных в исправительных учреждениях отбывает наказание за убийства. Причем это единственная категория преступлений, по которой за последнее десятилетие число отбывающих наказание выросло, несмотря на более чем двукратное снижение количества обвинительных приговоров. Для осужденных по данной категории преступлений возможности досрочного освобождения за последние годы сократились до минимума.

За последние годы резко выросло число лиц, отбывающих наказание за преступления, связанные с наркотиками.

Уровень рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц продолжает расти. На сегодняшний день уже около 45% всех обвинительных приговоров выносится в отношении ранее судимых лиц. Причиной является прежде всего низкий уровень эффективности работы уголовно-исполнительной системы. Влияние несовершенства судебной системы несколько меньше, но оно также проявляется. Осужденным по-прежнему очень сложно добиться обжалования действий исправительных учреждений в судебных инстанциях.

Неоднократный отказ в условно-досрочном освобождении стремящихся вести правопослушный образ жизни заключенным подрывает их доверие к справедливости судебной системы и провоцирует возврат к преступному образу жизни. Существует высокая корреляция между сокращением возможностей досрочного освобождения из мест лишения свободы и уровнем рецидивной преступности.

Среди российских регионов наиболее неблагоприятная ситуация с рецидивной преступностью сложилась в Иркутской области и Пермском крае. При этом в Пермском крае доля повторно осужденных за два года снизилась, а в Иркутской области, напротив – выросла.

Количество заключенных в России

В России в местах лишения свободы находится около 650 тысяч человек, по этому показателю наша страна занимает второе место в мире после США. При численности населения в 2,4% от общемировой в РФ содержится около 7,5% от общего числа заключенных по всему миру.

В расчете на 100 тыс. населения в России приходится свыше 460 заключенных. Это второе место среди стран с достаточно высоким уровнем развития экономики.

Рис. 1. Количество заключенных в расчете на 100 тысяч населения в России и странах с высоким и средним уровнем развития экономики
(страны с населением более 10 млн.чел. и ВВП на душу населения свыше 10 тыс.долл. в год)

В определенной степени столь значимое число заключенных объясняется тем, что преступность в РФ до сих пор остается достаточно высокой. Однако если сравнивать с другими странами бывшего СССР, то уровень преступности у нас является сопоставимым, а вот показатель численности осужденных в расчете на 100 тыс. населения в России вдвое выше.

Табл.1. Изменение уровня преступности и количества заключенных в России в 2005-2015 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в %
к 2005
Зарегистри-ровано преступлений, тысяч 3 555 3 855 3 583 3 210 2 995 2 629 2 405 2 302 2 206 2 191 -38%
Содержалось в местах лишения свободы, тыс.чел. 823 872 883 888 864 819 756 702 677 672 -18%

Уровень преступности в России за 10 лет снизился в 1,6 раза (на 38%). В то же время число заключенных сократилось всего в 1,2 раза (на 18%).

Причем количество тяжких и особо тяжких преступлений насильственного характера уменьшилась еще значительнее. С 2005 по 2014 г. количество лиц, осужденных приговором суда за убийства, сократилось в 2,2 раза, за изнасилование – в 2,3 раза, за разбой – 2,5 раза.

То, что число заключенных не сокращается пропорционально снижению преступности, свидетельствует о явных диспропорциях в работе судебной и тюремной системы.

Табл.2. Количество лиц, содержавшихся в местах лишения свободы в России в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Исправительные колонии для взрослых 644,7 696,9 716,4 734,3 724,1 694,5 639,6 585,1 559,9 551,1 525,1
Воспитательные колонии для несовершенно-летних 14,5 12,8 10,8 8,6 6,0 4,1 2,8 2,3 2,0 1,8 1,7
Следственные изоляторы и тюрьмы 164,1 162,0 156,3 144,9 134,1 120,8 113,2 114,5 115,4 119,0 119,6
Всего содержалось в местах лишения свободы 823,4 871,6 883,4 887,8 864,2 819,3 755,7 701,9 677,3 671,9 646,3

Рис. 2. Количество лиц, содержавшихся в местах лишения свободы в 2003-2015 гг.

По данным ФСИН России, по состоянию на 1 марта 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 650 613 чел.

В исправительных колониях отбывало наказание 526 343 чел., в т.ч. в колониях-поселениях – 32 079 чел.

В следственных изоляторах и функционирующих в режиме следственного изолятора помещениях содержалось 120 841 чел.

Таким образом, из общего числа заключенных отбывает наказание по приговору суда около 530 тысяч человек. Из них 99% содержатся в исправительных колониях для взрослых.

Табл.3. Количество лиц, находящихся в исправительных колониях для взрослых, по срокам наказания в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
до 3 лет 146,2 173,6 178,1 182,8 176,7 157,0 143,5 128,0 128,3 131,3 128,0
3-5 лет 157,7 172,1 180,4 182,7 178,2 168,7 151,2 133,4 125,7 124,0 123,0
5-10 лет 243,0 249,3 254,7 261,3 263,9 260,1 242,1 224,9 210,5 201,5 193,2
свыше 10 лет 97,8 101,8 103,2 107,5 105,3 108,8 102,8 98,8 95,4 94,4 94,2

Рис. 3. Структура численности лиц, находящихся в исправительных колониях для взрослых, в зависимости от срока наказания в 2003-2015 гг.

Несмотря на то, что на государственном уровне уже много лет подряд декларируется необходимость отказа от наказания в виде лишения свободы для лиц, совершивших нетяжкие преступления, доля отбывающих наказание со сроком менее 3 лет за последние десять лет оставалась стабильной и составляла в среднем 22-24% от общей численности отбывающих наказание осужденных. Одновременно с этим постепенно увеличивается доля лиц, осужденных на срок свыше 10 лет.

На фоне общего снижения преступности нормальной можно было бы считать ситуацию увеличения доли осужденных на срок от 5 до 10 лет, то есть преимущественно за преступления средней тяжести. Однако этого не происходит: в 2015 г. в исправительных колониях для взрослых на долю осужденных с таким сроком приходилось 36% контингента, тогда как в 2011 г. этот показатель составлял 38%, а в 2003 г. – 43%.

Рис. 4. Структура численности лиц, находящихся в исправительных колониях для взрослых, в зависимости от категории преступления в 2003-2015 гг.

С 2011 г. в структуре численности заключенных исправительных колоний основная доля принадлежит лицам, отбывающим наказание за убийства. К 2015 г. она достигла максимальных значений – 28% и продолжает расти. При этом на долю вынесенных судами приговоров за убийства в 2015 г. пришлось всего 1,28% от общего числа обвинительных приговоров (в 2005 г. – 2,31%).

Связано это с тем, что за убийства назначаются все большие сроки наказания и все меньше лиц, совершивших преступления данной категории, освобождается условно-досрочно.

С одной стороны, российское общество все менее терпимо относится к насильственным преступлениям, в особенности в сравнении с 90-ми годами. С другой стороны, законодательная база по ст.105 УК РФ (убийство) за последние годы не изменилась, поэтому с точки зрения закона ужесточение санкций необоснованно. Более того, требования закона даже смягчились по отношению к сотрудничающим со следствием преступникам. Лишение права осужденных за убийство на условно-досрочное освобождение и вовсе можно считать отказом судейского сообщества признавать за такими осужденными возможность искреннего раскаяния и исправления.

Изменение позиции судейского сообщества особенно сильно бросается в глаза при сравнении с другими категориями преступлений. Убийства – это единственная категория преступлений, по которой за последнее десятилетие количество обвинительных приговоров снизилось, а число отбывающих наказание выросло.

Рис. 5. Сравнение динамики числа осужденных судами и числа отбывающих наказание заключенных по основным категориям преступлений в 2005-2014 гг.
(тысяч человек)

По остальным категориям количество преступлений и число осужденных снижается. Единственной категорией, по которой количество обвинительных приговоров и число отбывающих наказание осужденных увеличивается, являются преступления, связанные с наркотиками.

Рецидивная преступность среди ранее осужденных лиц

Вопрос рецидива у ранее осужденных лиц становится все более актуальным в условиях общего снижения преступности и предпринимаемых государством мер по обеспечению правопорядка.

Табл.4. Количество впервые и повторно осужденных лиц, содержавшихся в местах лишения свободы в России в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
впервые 335,2 367,3 385,5 391,0 377,8 336,0 302,9 263,7 245,5 201,1 194,3
второй раз 176,7 185,6 186,3 191,0 190,1 169,7 147,7 140,0 129,0 142,2 131,3
3 и более раз 132,9 144,0 144,6 152,3 156,1 188,8 189,0 181,4 185,4 207,9 199,5

Несмотря на все усилия государства, уровень рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц продолжает расти. К 2013-2014 гг. доля ранее судимых лиц в общем числе осужденных приговорами суда достигла 44-45% — это абсолютный рекорд в истории современной России. Среди находящихся в местах лишения свободы осужденных доля ранее отбывавших наказание лиц к 2014-2015 гг. достигла 63-64%, хотя до 2012 г. не превышала 50-53%.

Рис. 6. Доля ранее судимых среди осужденных за преступления и отбывающих наказание в местах лишения свободы


При этом вопросам совершенствования тюремной системы на федеральном уровне уделяется достаточно большое внимание. С 2003 г. бюджетные расходы на уголовно-исполнительную систему выросли в 6 раз. В 2010 г. была принята «Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.», одной из основных целей которых ставилось «сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества». Документ подписан занимавшим тогда пост Председателя Правительства В.В. Путиным.

Однако качество функционирования системы только ухудшается. С 2009 г. в системе дважды сменилось руководство: в 2009 г. в ведомство пришла команда А.А. Реймера, по итогам трехлетней деятельности которой были выявлены громкие коррупционные преступления; с 2012 г. ведомством руководит команда Г.А. Корниенко, деятельность которой тоже нельзя признать успешной, с учетом того, что именно после 2012 г. уровень рецидивной преступности начал расти наиболее быстрыми темпами.

От выполнения положений «Концепции» (которая все еще является действующим документом) новое руководство Федеральной службы исполнения наказания фактически отказалось, ссылаясь на нехватку финансирования. При этом объемы бюджетного финансирования ведомства по-прежнему увеличиваются – в 2015 г. в структуре бюджета Российской Федерации на долю Федеральной службы исполнения наказания пришлось 2,2%, это 6‑я строка среди всех министерств и ведомств.

Несмотря на огромные финансовые вливания государства и рост финансирования, уровень рецидивной преступности продолжает расти. Это позволяет сделать вывод о том, что проблема заключается не в нехватке финансирования, а в том, что в нынешнем виде уголовно-исполнительная система окончательно перестала выполнять свою основную функцию исправления преступников и обеспечения их подготовки к дальнейшей нормальной жизни в обществе.

Эффективные механизмы контроля за деятельностью тюремной системы также не появились. Обжаловать действия тюремного ведомства обычному осужденному крайне затруднительно – система закрыта от общественного контроля, прокуратура по надзору за исправительными учреждениями зачастую не реагирует на обращения заключенных.

Судебная система, которая могла бы исправлять недостатки в работе ФСИН, фактически самоустранилась от решения этих вопросов, чаще всего становясь на сторону администрации учреждения, а не осужденного, в том числе и вопросах досрочного освобождения из мест лишения свободы.

Табл.5. Количество осужденных, освобожденных из исправительных колоний в России в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Освобождено осужденных 223,3 233,7 255,9 261,7 273,7 272,0 270,8 249,9 230,7 222,2 230,3
В т.ч. условно-досрочно или в связи с заменой лишения более мягким наказанием 123,4 121,4 125,9 117,1 117,3 113,4 103,5 88,4 68,9 57,8 51,0
Доля освобожденных досрочно в общем числе освобожденных осужденных 55% 52% 49% 45% 43% 42% 38% 35% 30% 26% 22%

Количество освобождаемых условно-досрочно (УДО) или в связи с заменой лишения более мягким наказанием (ст.79 УК РФ) с каждым годом сокращается. Если до 2006 г. более половины освобождаемых лиц выходило на свободу досрочно, то к 2015 г. – лишь каждый пятый.

Вопрос досрочного освобождения осужденного полностью зависит от решения суда. На это решение весьма значимое влияние оказывает позиция администрации исправительного учреждения, но окончательный вердикт судья все равно выносит по своему внутреннему убеждению. Поэтому нынешнюю ситуацию с удовлетворением ходатайств осужденных смело можно считать результатом работы судебной системы.

Рис. 7. Влияние возможности досрочного освобождения осужденных на рецидивную преступность

В ходе анализа было выявлено наличие тесной зависимости между уровнем рецидивной преступности и досрочным освобождением осужденных из мест лишения свободы. Сокращение доли досрочно освобождаемых осужденных ведет к росту удельного веса повторно отбывающих наказание осужденных. Корреляция между этими двумя параметрами составляет 86%, такое значение признается наукой как высокий уровень тесноты взаимосвязи между показателями.

Объясняется наличие подобной зависимости тем, что лица, которым неоднократно было отказано в таком акте гуманизма (а зачастую, и справедливости) как условно-досрочное освобождение, более склонны к повторному совершению преступлений. Для многих заключенных, в особенности уже отбывших длительный срок наказания, сам процесс рассмотрения их ходатайства об УДО становится тяжелым моральным испытанием – он занимает достаточно большое количество времени, которое осужденный проводит в состоянии неопределенности относительно своей дальнейшей судьбы.

Отказ в УДО для многих заключенных становится тяжелым психологическим ударом, с которым справляются далеко не все. Особенно это касается впервые осужденных лиц, искренне стремящихся доказать свое правопослушное поведение. Отказ в УДО зачастую воспринимается такими осужденными как акт несправедливости, нивелирующий все усилия, приложенные ими, чтобы доказать свою готовность к нормальной жизни в обществе. Неоднократный отказ в УДО может и вовсе привести к слому психики, после которого у человека наступает безразличие к своему будущему и закрепляется мнение о том, что преступный образ жизни – единственно возможный для него способ существования.

К сожалению, несмотря на то, что в структуре Федеральной службы исполнения наказания работает большое количество исследовательских организаций, научных публикаций по обозначенным выше проблемам нет (по крайней мере, в свободном доступе).

Научная поддержка и объективная статистика, которая показывала бы данные об уровне рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц в зависимости от отбытого ими срока наказания, категории совершенного преступления, а также других факторов (например, наличия семьи), могли бы помочь судьям в принятии решений об условно-досрочном освобождении осужденных.

Рецидивная преступность среди ранее осужденных лиц по регионам

Данные судебной статистики по показателю «Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу» по всем регионам России приведены в приложении.

В данном разделе приведена информация по наиболее «выдающимся» регионам.

Табл.6. Пятерка регионов с наиболее высокими показателями доли ранее судимых осужденных (по приговорам суда) в 2014 г.

Регионы
2012 2013 2014 отклонение, 2014 к 2012
Мурманская область 53,7 52,1 50,3 -3,4 1,05
Архангельская область 41,8 44,3 45,0 3,2 1,33
Республика Хакасия 47,5 47,5 44,8 -2,8 0,96
Калининградская область 37,3 37,9 43,6 6,2 0,75
Пермский край 45,7 45,3 43,2 -2,5 4,10

В пятерку регионов в самыми высокими показателями доли ранее судимых лиц, осужденных приговорами суда входят Мурманская, Архангельская, Калининградская области, Республика Хакасия и Пермский край. Из них в Пермском крае выносится больше всего приговоров в отношении ранее судимых лиц – более 4% от общего числа по России, при этом в 2014 г. уровень рецидивной преступности в регионе снизился. В остальных регионах количество приговоров в отношении ранее судимых лиц относительно невелико – в среднем 1% от российского.

Табл.7. Пятерка регионов с наиболее неблагоприятной динамикой по показателю доли ранее судимых осужденных (по приговорам суда)
Примечание: ранее судимые осужденные – лица, осужденные на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, имеющие непогашенную и неснятую судимости

Регионы Доля ранее судимых лиц в общем количестве осужденных по приговорам суда Справочно: доля региона в России по числу ранее судимых осужденных (2013)
2012 2013 2014 отклонение, 2014 к 2012
Республика Саха (Якутия) 20,4 23,6 30,0 9,6 0,51
Забайкальский край 28,8 28,5 38,2 9,3 0,02
Чукотский АО 29,0 35,6 35,5 6,4 0,07
Калининградская область 37,3 37,9 43,6 6,2 0,75
Иркутская область 37,4 39,2 42,9 5,5 3,01

За период с 2012 по 2014 гг. больше всего уровень рецидивной преступности вырос в Республике Саха (Якутиия), Забайкальском крае, Чукотском автономном округе, Калининградской и Иркутской областях. С точки зрения числа обвинительных приговоров в отношении ранее осужденных лиц почти все эти регионы небольшие – на каждый из них приходится менее 1% от общего числа ранее судимых осужденных в целом по стране. Исключением является только Иркутская область, где данный показатель превышает 3%.

Табл.8. Характеристика регионов с максимальным количеством ранее судимых осужденных (по приговорам суда)

Примечание: ранее судимые осужденные – лица, осужденные на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, имеющие непогашенную и неснятую судимости

Регионы (с долей более 3% в общем числе ранее судимых лиц) Доля ранее судимых лиц в общем количестве осужденных по приговорам суда Справочно: доля региона в России по числу ранее судимых осужденных (2013)
2012 2013 2014 отклонение, 2014 к 2012
1. Кемеровская область 45,5 45,1 35,3 -10,2 4,68
2. Пермский край 45,7 45,3 43,2 -2,5 4,10
3. Красноярский край 40,2 39,3 39,0 -1,2 3,61
4. Республика Башкортостан 33,3 33,6 34,7 1,4 3,56
5. Самарская область 43,7 42,9 40,1 -3,6 3,46
6. Алтайский край 45,0 44,1 42,8 -2,2 3,36
7. Краснодарский край 25,6 24,7 25,7 0,1 3,18
8. Иркутская область 37,4 39,2 42,9 5,5 3,01

Всего в России 8 регионов, в которых было осуждено приговорами суда более 3% от общероссийского числа ранее судимых лиц. Это Кемеровская, Самарская и Иркутская область, Пермский, Красноярский край, Краснодарский и Алтайский край, а также Республика Башкортостан.

Из них с 2012 по 2014 гг. рецидивная преступность заметно выросла в Республике Башкортостан, и очень серьезные показатели прироста продемонстрировала Иркутская область.

Прил.1. Статистика по количеству заключенных в разных странах (по группам стран)

Табл.9. Количество заключенных в странах с высоким и средним уровнем развития экономики
(страны с населением более 10 млн.чел. и ВВП на душу населения свыше 10 тыс.долл.)

Места лишения свободы
чел. количество учреждений средняя вместимость, чел.
США 2 217 000 698 25,2% 4 575 485 52,4
Россия 667 546 463 7,6% 996 670 14,7
Бразилия 607 730 301 6,9% 1 482 410 11,2
Казахстан 47 939 275 0,5% 93 515 13,7
Тайвань 63 108 269 0,7% 49 1288 20,7
Чили 42 829 240 0,5% 103 416 15,7
Мексика 256 941 214 2,9% 387 664 10,3
Турция 165 033 212 1,9% 355 465 11,0
Польша 76 145 198 0,9% 215 354 13,8
Чехия 20 071 191 0,2% 35 573 19,5
Венесуэла 51 256 166 0,6% 32 1602 12,2
Малайзия 49 200 161 0,6% 47 1047 10,5
Саудовская Аравия 47 000 161 0,5% 116 405 26,0
Аргентина 64288 154 0,7% 228 282 14,8
Австралия 35 804 151 0,4% 112 320 65,6
Великобритания 85 743 148 1,0% 122 703 42,4
Испания 65 581 141 0,7% 82 800 28,9
Португалия 14 214 137 0,2% 49 290 21,4
Греция 13 147 120 0,1% 33 398 21,7
Канада 37864 106 0,4% 234 162 52,3
Бельгия 11 769 105 0,1% 33 357 47,3
Республика Корея 49676 101 0,6% 51 974 26,5
Франция 66 761 100 0,8% 190 351 42,3
Италия 53 283 85 0,6% 215 248 35,2
Германия 61 872 76 0,7% 185 334 45,1
Нидерланды 12 638 75 0,1% 77 164 50,9
Япония 61 794 49 0,7% 188 329 38,5
Итого 4 946 232 288 56,2% 10284 481
без США и РФ 2 061 686 165 23,4% 4713 437

Табл.10. Количество заключенных в странах БРИКС

Находится в местах лишения свободы (данные на середину 2015 г.) Места лишения свободы ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013)
чел. в расчете на 100 тыс. чел. населения доля в мире по числу заключенных количество учреждений средняя вместимость, чел.
Россия 667 546 463 7,6% 996 670 14,7
Бразилия 607 730 301 6,9% 1 482 410 11,2
ЮАР 159 241 292 1,8% 231 689 7,0
КНР 1 657 812 119 18,8% 700 2368 6,6
Индия 411 992 33 4,7% 1391 296 1,5
Итого 3 504 321 115 39,8% 4 800 730
без РФ 2 836 775 98 32,2% 3 804 746

Табл.11. Количество заключенных в странах бывшего СССР

Находится в местах лишения свободы (данные на середину 2015 г.) Места лишения свободы ВВП на душу населения, тыс. долл. (данные ООН, 2013)
чел. в расчете на 100 тыс. чел. населения доля в мире по числу заключенных количество учреждений средняя вместимость, чел.
Россия 667 546 463 7,6% 996 670 14,7
Туркмения 26 500 522 0,3% 22 1205 8,0
Белоруссия 31700 335 0,4% 34 932 7,7
Литва 9 261 315 0,1% 15 617 15,4
Грузия 10 493 281 0,1% 14 750 3,7
Казахстан 47 939 275 0,5% 93 515 13,7
Латвия 5 280 264 0,1% 12 440 15,1
Азербайджан 20 669 218 0,2% 53 390 7,8
Эстония 2 853 218 0,0% 4 713 19,3
Молдавия 7 548 212 0,1% 17 444 2,3
Украина 71 220 195 0,8% 148 481 4,0
Киргизия 10 060 182 0,1% 17 592 1,3
Узбекистан 46 200 160 0,5% 58 797 2,0
Армения 3 923 132 0,0% 13 302 3,5
Таджикистан 9 317 121 0,1% 22 424 1,0
Итого 970 509 332 11,0% 1518 639
без РФ 302 963 207 3,4% 522 580
без РФ и Прибалтики 285 569 204 3,2% 491 582

Табл.12. Количество заключенных, находящихся в исправительных колониях для взрослых, в зависимости от категории преступления в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
убийство ст.105 116,2 121,2 122,4 122,9 121,3 146,5 165,6 156,3 155,2 150,7 144,4
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — ст.111 96,2 101,7 103,0 103,8 103,0 71,6 35,6 31,8 27,9 27,5 28,3
изнасилование, насильственные действия сексуального характера — ст.131 21,7 22,9 24,8 26,9 26,4 25,9 16,0 14,4 13,2 12,1 11,1
кража — ст.158 159,7 168,4 165,2 162,7 148,2 131,4 115,0 97,4 91,8 88,1 75,2
грабеж — ст.161 61,5 68,4 71,2 70,9 67,3 61,8 53,5 45,1 40,9 37,6 33,1
разбой — ст.162 80,4 82,3 80,4 77,8 75,1 69,5 62,3 55,1 49,7 45,8 41,6
хулиганство ст.213 7,4 6,1 4,9 4,2 2,5 1,8 1,4 1,6 0,8 0,5 0,4
вымогательство ст.163 5,8 6,3 6,5 6,9 5,8 4,8 4,0 3,4 3,2 3,0 2,9
преступления, связанные с наркотиками — ст.228-234 49,8 65,4 81,2 98,4 114,5 124,2 125,1 125,0 123,2 127,2 134,2
прочие преступления 46,0 54,1 56,8 59,8 60,1 57,1 61,2 55,2 54,1 58,6 53,7

Табл.13. Число осужденных по приговорам судов, вступившим в законную силу, по отдельным видам преступлений в 2005-2014 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Число осужденных – всего 878,9 909,9 929 925,2 892,2 845,1 782,3 739,3 735,6 719,3
из них за преступления:
убийство 20,3 18,2 16,4 14,7 13,4 12,4 10,8 9,5 9,3 9,2
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 43 40,5 38 36,5 36 33,8 32,4 30,9 30,2 28,8
изнасилование 6,6 6,9 6,4 5,3 4,5 4 3,5 3,1 2,9 2,9
разбой 28 27,8 25,8 21,4 19,4 17,5 15,4 13 12 11,3
грабеж 82,4 86,1 81,6 73,9 69 61,6 52,4 45,5 40,5 35,8
кража 315,5 296,8 295,7 298,7 263,7 253,3 237,6 224,3 213,9 198,9
преступления, связанные с наркотиками 61,2 77,1 90,4 99,7 105,4 105,1 103,6 106,1 108,6 114,1
нарушения правил дорожного движения, повлекшие смерть человека 6,2 6,1 6,6 6,9 5,4 5,6 5,7 6,4 6,6 6,7
прочее 315,7 350,4 368,1 368,1 375,4 351,8 320,9 300,5 311,6 311,6

Прил.3. Рецидивная преступность в регионах

Табл.14. Доля ранее судимых осужденных (по приговорам суда) в регионах России в 2012-2014 гг.
Примечание: ранее судимые осужденные – лица, осужденные на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, имеющие непогашенную и неснятую судимости

Федеральные округа / регионы Доля ранее судимых лиц в общем количестве осужденных по приговорам суда Справочно: доля региона в России по числу ранее судимых осужденных (2013)
2012 2013 2014 отклонение, 2014 к 2012
Центральный федеральный округ 31,0 31,0 31,0 0,0 15,54
Белгородская область 30,9 31,5 30,6 -0,3 0,92
Брянская область 32,2 31,4 32,9 0,7 0,00
Владимирская область 43,5 43,7 42,6 -0,9 1,34
Воронежская область 36,3 38,7 36,3 0,0 1,42
Ивановская область 40,4 39,3 39,9 -0,5 0,92
Калужская область 32,8 33,3 32,9 0,1 0,66
Костромская область 39,3 40,1 40,3 1,0 0,61
Курская область 39,4 34,3 35,2 -4,2 1,03
Липецкая область 39,6 41,0 38,3 -1,4 0,39
Московская область 25,8 28,6 29,1 3,3 0,00
Орловская область 34,4 35,4 35,0 0,7 0,67
Рязанская область 36,1 38,3 36,2 0,1 0,65
Смоленская область 32,9 34,9 36,2 3,3 0,77
Тамбовская область 37,2 38,3 39,0 1,8 0,38
Тверская область 33,1 31,4 32,6 -0,5 1,01
Тульская область 33,1 34,7 33,3 0,3 1,03
Ярославская область 40,4 41,1 42,5 2,0 1,03
г. Москва 20,7 18,2 18,5 -2,2 2,69
Северо-Западный федеральный округ 40,6 40,2 39,6 -1,0 11,60
Республика Карелия 43,0 42,6 40,7 -2,4 0,71
Республика Коми 44,7 46,4 43,1 -1,6 1,71
Архангельская область 41,8 44,3 45,0 3,2 1,33
Вологодская область 37,1 38,5 41,0 4,0 1,22
Калининградская область 37,3 37,9 43,6 6,2 0,75
Ленинградская область 39,0 41,2 38,1 -0,9 1,25
Мурманская область 53,7 52,1 50,3 -3,4 1,05
Новгородская область 38,7 36,3 38,9 0,2 0,79
Псковская область 40,3 37,4 39,1 -1,2 0,25
г. Санкт-Петербург 37,4 34,5 32,3 -5,2 2,51
Ненецкий АО 32,4 31,0 27,7 -4,7 0,03
Южный федеральный округ 28,7 28,9 29,3 0,6 8,83
Республика Адыгея 21,8 23,4 25,1 3,3 0,17
Республика Калмыкия 24,7 20,9 27,4 2,7 0,16
Краснодарский край 25,6 24,7 25,7 0,1 3,18
Астраханская область 29,1 31,8 30,5 1,4 1,16
Волгоградская область 33,3 34,6 34,1 0,8 2,43
Ростовская область 30,8 30,7 31,0 0,3 1,72
Северо-Кавказский федеральный округ 35,2 22,4 23,6 -11,6 99,91
Республика Дагестан 13,8 15,8 15,5 1,7 0,43
Республика Ингушетия 5,8 7,3 9,7 3,9 0,02
Кабардино-Балкарская Республика 26,8 25,6 28,8 2,1 0,31
Карачаево-Черкесская Республика 21,8 24,0 23,4 1,6 0,18
Республика Северная Осетия — Алания 19,7 21,1 23,3 3,6 0,06
Чеченская Республика 8,3 6,7 8,4 0,1 0,06
Ставропольский край 28,9 27,4 29,3 0,4 0,69
Приволжский федеральный округ 35,9 35,9 35,6 -0,4 25,66
Республика Башкортостан 33,3 33,6 34,7 1,4 3,56
Республика Марий Эл 33,2 35,2 38,1 4,9 0,48
Республика Мордовия 31,7 31,5 34,2 2,5 0,54
Республика Татарстан 31,2 30,6 30,3 -0,9 2,41
Удмуртская Республика 41,3 40,4 42,2 0,8 1,12
Чувашская Республика 25,2 27,8 28,3 3,1 0,97
Кировская область 36,9 37,9 38,2 1,3 1,67
Нижегородская область 38,1 37,9 34,8 -3,2 2,40
Оренбургская область 30,3 29,4 29,7 -0,5 0,73
Пензенская область 29,1 31,3 31,3 2,2 1,12
Пермский край 45,7 45,3 43,2 -2,5 4,10
Самарская область 43,7 42,9 40,1 -3,6 3,46
Саратовская область 32,4 33,5 32,5 0,2 1,95
Ульяновская область 35,4 34,6 35,0 -0,4 1,15
Сибирский федеральный округ 40,1 39,9 38,9 -1,2 20,51
Республика Алтай 36,0 40,3 39,6 3,6 0,15
Республика Бурятия 35,3 35,5 36,3 1,0 0,36
Республика Тыва 32,0 33,0 35,3 3,3 0,08
Республика Хакасия 47,5 47,5 44,8 -2,8 0,96
Алтайский край 45,0 44,1 42,8 -2,2 3,36
Забайкальский край 28,8 28,5 38,2 9,3 0,02
Красноярский край 40,2 39,3 39,0 -1,2 3,61
Иркутская область 37,4 39,2 42,9 5,5 3,01
Кемеровская область 45,5 45,1 35,3 -10,2 4,68
Новосибирская область 38,3 36,3 39,6 1,2 2,93
Омская область 40,0 40,0 42,9 2,9 0,83
Томская область 45,3 46,4 29,9 -15,4 0,53
Уральский федеральный округ 38,5 36,7 35,8 -2,7 8,62
Курганская область 38,7 34,6 35,2 -3,5 1,15
Свердловская область 38,5 37,9 36,7 -1,9 2,83
Тюменская область 32,1 33,9 33,4 1,4 1,57
Ханты-Мансийский АО — Югра 36,9 31,1 30,2 -6,7 1,13
Челябинская область 43,8 41,2 40,2 -3,6 1,43
Ямало-Ненецкий АО 28,1 27,5 26,8 -1,3 0,50
Дальневосточный федеральный округ 35,4 36,5 36,8 1,4 7,41
Амурская область 36,9 38,8 39,7 2,8 1,30
Еврейская АО 36,0 40,0 38,8 2,7 0,06
Камчатский край 36,3 31,8 31,5 -4,7 0,30
Магаданская область 39,7 38,3 35,1 -4,7 0,25
Приморский край 40,7 40,2 40,5 -0,2 2,67
Республика Саха (Якутия) 20,4 23,6 30,0 9,6 0,51
Сахалинская область 26,3 25,3 26,8 0,5 0,45
Хабаровский край 37,9 40,2 37,7 -0,3 1,79
Чукотский АО 29,0 35,6 35,5 6,4 0,07
Крымский федеральный округ 16,1 0,00
Республика Крым 16,6 0,00
г.Севастополь 3,2 0,00
Военные суды 4,6 4,3 3,5 -1,1 0,09
РОССИЯ 34,9 34,7 34,3 -0,6 100,00

Места лишения свободы

Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia - раскаяние) - государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом . Обеспечивает исполнение наказания в виде лишения свободы и содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда. В её ведении находятся изоляторы временного содержания , тюрьмы , колонии различного режима.

Пенитенциарная система древнего мира

  • Существовала в виде рабовладения , без тюрем, контрационных лагерей, в виде современных колоний-поселений .

Пенитенциарная система средних веков

  • В основном использовались монастыри .

Пенитенциарная система нового времени

Пенитенциарная система ХХ-ХХI века

  • Впервые используются «электронные наручники», чипы для контроля за местонахождением осуждённого.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Места в сердце
  • Местад

Смотреть что такое "Места лишения свободы" в других словарях:

    Места лишения свободы - МЕСТО, а, мн. места, мест, местам, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ - см. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества …

    ПОБЕГ ИЗ МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ - преступление против правосудия, предусмотренное ст. 313 УК РФ, заключается в побеге из места лишения свободы лица, отбывающего наказание. Под побегом понимается самовольное оставление лицом, отбывающим наказание, места лишения свободы. Согласно… … Словарь-справочник уголовного права

    УКЛОНЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ - преступление против правосудия, предусмотренное ст. 314 УК РФ, заключается в невозвращении лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен краткосрочный выезд за пределы места лишения свободы либо которому предоставлена отсрочка исполнения … Словарь-справочник уголовного права

    ЧП в местах лишения свободы в России в 2010-2012 годах - 24 ноября 2012 года заключенные колонии №6 города Копейска Челябинской области устроили акцию протеста. Никаких погромов на территории колонии нет, заключенные сами называют свои действия акцией протеста, но не бунтом. Они настаивают на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Места принудительного содержания - 2) места принудительного содержания установленные законом места отбывания административного задержания и административного ареста; места отбывания дисциплинарного ареста; места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные… … Официальная терминология

    Лишение свободы - Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь» … Википедия

    Ограничение свободы слова в Российской Федерации - Цензура По странам Белоруссия Великобритания Германия Иран СССР … Википедия

    ограничение свободы - по ст. 53 УК РФ один из видов наказания (назначаемое только как основное). Заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту приговора 18 летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества, но в условиях надзора за ним.… … Большой юридический словарь

    Ограничение свободы - (англ. limitation/ restriction of freedom) вид уголовного наказания. О.с. заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18 летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях… … Энциклопедия права

Книги

  • История царской тюрьмы. Том 1 , Гернет М.. М. Н. Гернет является автором нескольких сот печатных работ по уголовному праву, процессу, криминалистике, уголовной статистике. В течение нескольких десятилетий М. Н. Гернет работал над… Купить за 1600 руб
  • Пропасть. Американская несправедливость в эпоху материального неравенства , Тайбби Мэтт. Американский журналист Мэтт Тайбби в своей новой книге пишет о двух опасных, напрямую взаимосвязанных тенденциях в американском обществе: растущем материальном неравенстве и увеличении…


Поделиться