Воссоединение россии с белоруссией стало бы крупным национальным успехом. Почему отношения россии и белоруссии уже никогда не будут прежними. Историк Егор Холмогоров о возможном воссоединении

Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 декабря на полях саммитов ЕАЭС и СНГ в Санкт-Петербурге сообщил, что встреча с российским коллегой Владимиром Путиным состоится через неделю. В рамках переговоров главы России и Беларуси должны будут расставить все точки над «i» по основным нерешенным вопросам союзных отношений. В преддверии скорой встречи аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, что это за вопросы и какие ответы на них могут дать лидеры Союзного государства.

Цена на газ

Условия поставок российских энергоносителей в Беларусь - самая острая тема в отношениях между двумя странами. На последнем саммите глав государств Евразийского экономического союза Лукашенко и Путин поспорили на эту тему публично.

Президент Беларуси сказал, что для белорусских потребителей цена на кубометр российского газа составляет 130 долларов, тогда как для соседней Смоленской области России - 70 долларов: почти в два раза ниже. «Простой вопрос - как конкурировать в такой ситуации?»

Президент России на это заметил, что если бы цена на газ была рыночной, то Беларусь покупала бы кубометр газа за 200 долларов. Скидка на газ обусловлена тем, что Беларусь - союзная России страна, и после создания общего рынка нефти и газа цены на газ будут одинаковы для всех участников ЕАЭС.

Ускоренное создание единого газового рынка - самый актуальный вопрос для разговора Путина и Лукашенко .

Общий рынок энергоносителей в ЕАЭС планируется создать к 2025 году. Но поскольку Беларусь заинтересована в снижении цен на газ, в ее интересах лоббировать приближение «энергетического дедлайна».

Налоговый маневр

Столь же острая тема - условия поставок российской нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси. Россия осуществляет налоговый маневр - в течение шести лет, начиная со следующего года, экспортные пошлины на нефть будут снижаться, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - увеличиваться.

Нефтяная реформа в России затронет и белорусскую экономику.

В результате налогового маневра цена на российскую нефть для Беларуси сравняется с мировой, что снизит рентабельность белорусских НПЗ.

Белорусский Минфин сообщил, что цена вопроса для Минска - 10 миллиардов долларов за шесть лет. Торг о компенсациях за налоговый маневр продолжается уже много месяцев.

Российским производителям нефтепродуктов, которые поставляют их на внутренний рынок, правительство компенсирует ущерб от роста НДПИ в виде обратного акциза на нефть. В Минске хотят такой компенсации и для белорусских НПЗ.

Отмена роуминга

Отмена роуминга на территории Союзного государства - еще один вопрос, который будут обговаривать в Бресте. Отказ от роуминговых тарифов для звонков из России в Беларусь и из Беларуси в Россию обсуждается с прошлого года. Переговоры об отмене роуминга застопорились из-за протестов операторов сотовой связи, которым единые тарифы невыгодны.

Пока антимонопольные ведомства и министерства связи России и Беларуси договорились окончательно решить вопрос с роумингом в следующем году.

Если роуминговые тарифы между Россией и Беларусью будут отменены, это станет самым наглядным подтверждением успешности союзного строительства для граждан двух стран, поэтому роуминг - один из тех вопросов, которые будут обсуждаться на высшем политическом уровне.

Признание виз

В Бресте Россия и Беларусь планируют подписать межправительственное соглашение о взаимном признании виз. Из 25 документов, которые намерен рассмотреть Совет министров Союзного государства, к этому соглашению приковано особенное внимание.

Два года назад отсутствие общего визового пространства при отсутствии погранконтроля всерьез обострило отношения между Россией и Беларусью.

Тогда Минск ввел пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран. Москва отказалась принимать иностранцев, которые въезжают на российскую территорию из Беларуси . Дошло до разговоров о возрождении полноценного пограничного режима на российско-белорусской границе.

После этого инцидента активизировались переговоры о взаимном признании виз, которые велись к тому времени почти 10 лет. После двух лет синхронизации миграционного законодательства визовое соглашение между Россией и Беларусью готово к подписанию. Следующий этап интеграции, который могут обсудить президенты двух стран, - введение единой визы Союзного государства.

Оригинал взят у antisemit_ru в Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего.

By courtesy of valery_brest_by . Я щас приведу оба эти прогноза и слегка откомментирую.


Белорусский среднесрочный прогноз от Колерова

(Модест Колеров : кандидат исторических наук, Действительный Государственный советник России 1-го класса, руководитель портала REGNUM.RU)
1. Продолжится быстрое сближение правящей номенклатуры с Западом и его клиентами внутри страны.
2. Национализация номенклатуры сделает именно ее главным носителем националистические риторики.
3. Отношения с Россией ухудшатся до такой степени, что Минск станет инициатором фактического замораживания своего участия в Союзном государстве, ОДКБ и ЕАЭС.
4. Транзит из центральной России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы станет практически невозможным.
5. Транзит из России в Польшу и далее по территории Белоруссии будет переведен в режим ручного управления.
6. Политическая номенклатура приведет к власти одобренной Западом экономическое правительство либертарианцев, которое начнет «шоковые» реформы, главным призом в которых будет свободный доступ граждан Белоруссии на рынок труда в ЕС.
7. Идеологией власти станет «национальное возрождение», быстро переходящее в этнический национализм и русофобию под видом борьбы против «русского империализма».
8. Москва будет молча наблюдать за этими переменами, лишь изредка выступая с обращениями Государственной думы к Минску в защиту «великой дружбы»
9. Западная граница Смоленской области снова станет полноценной границей России.

Белорусский среднесрочный прогноз от Дзерманта

(Алексей Дзермант : философ, политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, руководитель портала IMHOCLUB.BY)
1. «Разрядка» в отношениях с Западом имеет четкую «красную линию» — стратегические интересы России. И белорусское руководство не переступит эту черту.
2. Республика Беларусь, как национальное государство, сохранит символическую и идеологическую преемственность с БССР и советским проектом. Восточноевропейский национализм по типу прибалтийского или украинского не станет в Беларуси идеологией власти.
3. Отношения с Россией будут зависеть от готовности России строить равноправный союз с Беларусью, учитывать интересы партнеров по евразийской интеграции. Вариант вхождения Беларуси шестью губерниями в состав России исключен как самый деструктивный. Военно-политический союз России и Беларуси будет укрепляться, поскольку именно он является основной гарантией белорусского суверенитета.
4. Именно Беларусь, согласовав свои действия с Россией, используя все доступные рычаги (дипломатические, экономические, политические) воздействия на Литву, будет основным лоббистом деблокирования Калининградской области.
5. Беларусь, сохранив внутреннюю политическую устойчивость, на фоне продолжающегося кризиса в Украине, и далее будет самым стабильным транспортным хабом между ЕС и ЕАЭС, а также станет одним из ключевых пунктов китайского Нового шелкового пути в Восточной Европе.
6. Экономические реформы будут проводиться в Беларуси по китайскому сценарию — под жестким контролем государства, с сохранением значительной доли госсобственности в промышленности. Либеральные экономисты никакого реального влияния не получат.
7. Государственная идеология будет оформляться в качестве социал-консерватизма, с креном в «левую» сторону. Либеральные и националистические идеи не выйдут из маргинального поля. В случае преобладания в России националистической, «белогвардейской» риторики, отрицающей субъектность Беларуси и ее политической элиты, это будет использовано внешними силами и их агентами в Беларуси для нагнетания антироссийских настроений. Оба национализма — русский и белорусский следует воспринимать как инструмент манипуляции и разжигания розни.
8. В ближайшее время Москва должна будет определиться со своей стратегией интеграции, сделав ставку не на этнонационалистическую интерпретацию Русского мира, а на создание полноценного Евразийского союза, вобравшего в себя лучшие черты советской модели отношений с союзными республиками. Только в этом случае России удастся собрать вокруг себя жизнеспособный геополитический и геоэкономический блок.
9. Слабое место России — отсутствие полноценного технологического суверенитета, невозможность существовать в режиме автаркии. Элитные разногласия также не позволят в ближайшее время запустить мобилизационный проект. Это будет вынуждать руководство России вовлекаться «разрядку» в отношениях с Западом, с ЕС. Беларусь, не позволяя втянуть себя в масштабное противостояние на стыке России и ЕС, не дает сомкнуться двум очагам напряженности: в Украине и Прибалтике. Статус Беларуси как регионального гаранта равновесия и безопасности может быть использован Россией как одно из условий и оснований будущей «разрядки».

А теперь - демагогия от Антисемита .

1. Делать какие-либо прогнозы на средний срок, умалчивая при этом главное - абсолютно бессмысленное занятие.

2. А главное тут - сохранится или нет, в Беларуси, авторитарный режим Лукашенко.

3. Предполагаю, что мой блог читают, в основном, здравомыслящие люди, с критическим мышлением. Потому мы такие заклинания, как "демократический выбор беларусского народа", "выборная процедура", "манипуляции голосами", даже обсуждать не будем. Постсоветская власть, в новообразованных государствах, давно научилась получать нужные ей результаты. И - переизбираться столько раз, сколько надо. Что, правда, иногда, дает осечки, о чем хорошо осведомлены бывшие "кыргызбаши" (их там двое, или больше, забыл уже?). Или - украинская панда. Но мы не о грустном же, а прогнозируем?

4. Смена политической парадигмы, в постсовке, невозможна без массированного внешнего влияния . Покойный (ли?) Ислам Каримов, наглядно показал, что достаточно решительная тоталитарная власть умеет легко парировать такие попытки. А украинский Овощ, не менее наглядно, что менее тоталитарная - никак не сможет.

5. РБ - достаточно тоталитарна. Потому, логично предположить, что никаких изменений, под действием внутренних ли сил, или внешнего влияния, не будет. Ни во внутренней политике, ни во внешней.

6.Следовательно, вопрос, как долго протянет сам АГЛ. А здоровья у него - вроде как, хватает. Потому отбросьте все, какие-либо надежды, на "трансформацию режима". Не будет этого, не надейтесь даже!

7. Немного про экономику. Никого же не удивляет, когда какая-нибудь крупная западная корпорация, экономически успешна? При этом, частного собственника там - нет . Не смешите мои тапочки, рассказывая, что собрание акционеров - это и есть тот самый частный собственник. Тут кроется самое большое либеральное суеверие и самый наглый обман, что наемный менеджмент, в акционерной компании, может обеспечить экономическую эффективность, а такой же, но в государственной компании - нет. Так что государственными ли будут основные производства РБ, частными, или акционированными, с участием государства, или без него - не суть важно.

8. Я верю и в разум АГЛ, и в креативность и изобретательность белАрусских экономистов и менеджеров. По моему скромному мнению, они достаточно эффективно организовывали жизнь страны, в условиях всемирного экономического кризиса, с 2008 года. Думаю, в среднесрочной перспективе, экономические коллапсы и Республика Беларусь - в разных вселенных. Тем не менее, какие-то подвижки, небольшие реформы, однозначно, будут.

9. Об отношениях РБ с Россией и т.н. "западом". Всё будет без изменений. Лукашенко будет маневрировать, российские "поцреоты" - его обличать, "запад" - давиться, но есть кактус. Не так и сложно кивать в обе стороны, тем более, за это плюшки могут быть. А долговременные интересы беларусов - в союзе с Россией. Если у той будет адекватное руководство. Вот в этом - вопрос...

Разбиралась, что стоит за громкими заявлениями и к чему приведет обострение в отношениях Москвы и Минска.

«Мы постоянно страдаем»

Выступление Александра Лукашенко было выдержано в стиле эмоционального стендапа. На протяжении нескольких часов он вещал обо всем на свете: водке, детях, спорте, социально-экономическом развитии и внешней политике. Критике подверглись практически все аспекты российско-белорусского сотрудничества. По его словам, Москва «в хвост и в гриву» пинает двусторонние договоренности. «Мы договаривались, что Россия поставит нам 24 миллиона тонн нефти, а теперь нам собираются поставлять уже 18, потом 14, а теперь уже речь идет о 12 миллионах тонн. Возможно, никто еще не оценил - может, это и не страшно, но вы представьте себе, что есть межгосударственное соглашение [о границах], а один министр, пусть сильный (директор ФСБ России - прим. «Ленты.ру» ), одним росчерком пера его нарушает. Это что, нормально?» - белорусский лидер. Он добавил, что считает введение пограничных зон на российско-белорусской границе политическим выпадом.

https://www.сайт/2018-10-11/sobiraetsya_li_rossiya_prisoedinyat_belorussiyu

«Вбросы о том, что страна может лишиться независимости, выгодны Кремлю»

Собирается ли Россия присоединять Белоруссию?

Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

В Могилеве 11 октября стартовал Форум регионов Белоруссии* и России, в рамках которого состоится встреча президентов двух государств. Переговоры пройдут 12 октября и станут уже четвертой личной встречей Владимира Путина и Александра Лукашенко с конца августа. Участившиеся белорусско-российские саммиты провластные СМИ преподносят как «позитивную динамику двусторонних отношений». Однако звучат и противоположные мнения, фиксирующие затянувшиеся торговые и экономические споры России и Белоруссии.

Утверждается, что в этих условиях Москва пересматривает свою политику в отношении Минска, намереваясь посадить белорусскую экономику «на диету», чтобы сделать Лукашенко более сговорчивым. А там, возможно, встанет вопрос о вхождении Белоруссии в состав России. Эксперты, впрочем, называют разговоры об интеграции «информационным вбросом», выгодным исключительно Кремлю.

«Мы на фронте»

Проблемы в белорусско-российских отношениях копятся давно. 2018 год стал продолжением тренда. Сначала случилась «молочная война» из-за ограничений поставок в Россию белорусских молочных изделий, потом возникли трения по транзитным и визовым вопросам. Череда конфликтных эпизодов привела к тому, что 22 июня Лукашенко сорвался.

Выступая перед аграриями в Могилевской области, он заявил: «Мы на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет или в состав какого-то государства идти, или о нас будут просто вытирать ноги. А, не дай бог, еще развяжут войну, как на Украине».

О том, откуда исходит угроза и в состав какого государства может войти Белоруссия при наихудшем сценарии, он не уточнил. Но то, что Лукашенко допустил вероятность потери независимости, заставило многих задуматься. Примечательно, что это заявление президент сделал после встречи в Минске с Владимиром Путиным. 19 июня лидеры двух стран участвовали в заседании Высшего Госсовета Союзного государства, где, как выразился Лукашенко, обсуждались «спорные вопросы».

Вскоре Путин пригласил белорусского президента в Сочи. Лукашенко долго тянул с визитом. В это время произошла волна репрессий в отношении независимых белорусских СМИ. А 10 августа Россия резко ограничила субсидирование экономики Белоруссии. Reuters сообщало, что Москва заморозила кредитование на $1,2 млрд и хочет пересмотреть условия поставок и перетаможки нефти.

«Россияне ведут себя варварски»

В следующий раз Лукашенко и Путин встретились 22 августа. Как писали СМИ, после этого белорусский президент долго не появлялся на публике. Белорусский политолог Антон Платов в разговоре с «Росбалтом» сообщил, что Лукашенко хотел в очередной раз поторговаться, но Москва показала, что понижает уровень отношений с Минском до других стран ЕАЭС. В частности, газ и нефть Белоруссии обещали поставлять на общих, а не эксклюзивных условиях.

Вероятно, поведение Лукашенко объяснялось также тем, что Минску пришлось согласиться на назначение нового российского посла, входящего в путинскую кадровую обойму — Михаила Бабича. Белорусская сторона вслед за Украиной не хотела ему давать посольский агреман.

Но 24 августа Путин подписал указ о назначении Михаила Бабича новым послом в Белоруссии и одновременно — спецпредставителем президента РФ в этой стране по торгово-экономическому сотрудничеству. До этого Бабич был полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе. Его отец служил в немецкой резидентуре КГБ, был начальником Владимира Путина. Бабича-младшего эксперты называют жестким управленцем. Став послом, он сохранил пост в Совбезе РФ — ближнем круге президента.

Kremlin.ru

Далее последовали уточняющие сообщения, что Россия во избежание «серого» реэкспорта будет поставлять в Белоруссию углеводороды только для ее внутреннего потребления. Кроме того, Москва потребует компенсацию за транзит газа, что скажется на белорусском бюджете (речь идет о $2,5 млрд, или 4-5% ВВП).

Вскоре Лукашенко поменял руководство Совета министров и весь экономический блок, заявив, что у страны начался тяжелый период. «Россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят. Вот они и создают неконкурентную ситуацию», — посетовал он.

Осенние переговоры

Вопросы тарифов и поставок российских нефтепродуктов и газа в Республику Беларусь Путин и Лукашенко вновь обсуждали в Сочи 21 сентября. Позже президент Белоруссии заявил, что переговоры были тяжелыми. По информации официального Минска, главы двух государств договорились о рефинансировании белорусского долга перед Москвой на сумму $1 млрд. Кроме того, Лукашенко заявил, что Белоруссии предоставят шестой транш кредита по линии Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере $200 млн. По другим вопросам, как отмечал Лукашенко, «все ключевые противоречия развязаны», однако никакой конкретики ни он, ни российская сторона не представили.

Обсуждение итогов переговоров в Сочи было запланировано на 28 сентября — в рамках саммита СНГ в Душанбе. Но журналистам не удалось увидеть личной встречи президентов. Лишь позже белорусский лидер рассказал, что в «конфиденциальном порядке» обсудил с Путиным вопросы безопасности.

Интернет-портал президента Республики Беларусь

И вот теперь встреча Путина и Лукашенко запланирована в Могилеве 12 октября. Ожидается, что президенты продолжат обсуждать проблемные темы, начатые еще летом. Помимо транзита нефти и газа и цен на них, это также вопросы поставок белорусских продуктов на российский рынок, субсидий, рефинансирования российского кредита и т. д. Еще одна из возможных тем диалога — планы Варшавы разместить на своей территории американскую военную базу, для которой польский президент Анджей Дуда даже подобрал название «Форт Трамп». В ответ Россия хочет разместить свою военную базу в Белоруссии.

Кроме того, в Белоруссию летит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, предстоятель РПЦ отслужит чин великого освящения храма-памятника в честь Всех Святых. А на 15 октября намечено заседание Священного Синода Русской православной церкви (РПЦ) «впервые на белорусской земле».

«Белоруссия — огромное бремя»

В преддверии очередной встречи Путина и Лукашенко, а также визита патриарха Кирилла в СМИ прошла волна рассуждений о том, что посредством экономического и иного давления Москва старается сделать Минск более сговорчивым и готовым следовать в фарватере России. Высказывается даже предположение, что Москва хочет сменить Лукашенко на более лояльного Кремлю менеджера и даже начать процесс интеграции Белоруссии в Россию. Сторонники этой теории отмечают, что момент сейчас самый подходящий — до президентских выборов в Белоруссии остается около года, и есть время рассчитать все ходы. Кроме того, эффектный внешнеполитический ход мог бы отвлечь россиян от внутренних проблем, с помощью «присоединения» (в том или ином виде) Белоруссии Кремль мог бы попробовать вернуть общество в состояние «крымского консенсуса».

Однако заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев считает, что ни о какой интеграции речь не может идти.

Hanna Zelenko / Wikimedia

«Это просто невозможно. Это было бы повторением политического фокуса в Прибалтике и отчасти в Украине. Но кому сегодня захочется брать себе целую страну, в которую придется вкладывать десятки миллиардов? Да еще на каких-то, вероятно, не совсем выгодных условиях, например в случае претензий белорусов на наши нефтяные промыслы. Это огромное бремя. Мы и так в Белоруссию за последние 20 лет инвестировали порядка 160 млрд долларов. Колоссальные деньги», — отметил эксперт.

По его словам, речь о вхождении Белоруссии в Россию можно было бы вести, если бы был план о намерении. Но о подобных документах ничего не известно. «Я считаю, что это (разговоры об интеграции. — Прим. ред.) — элемент информационной войны. Скорее всего, Белоруссия и дальше будет торговаться с Россией. Тут вопрос только в том, почему эта страна думает, что Россия должна просто из-за какой-то „уникальности Белоруссии“ безропотно субсидировать и дотировать эту республику? Дотации доходят до 10 млрд долларов в год, — добавил Суздальцев. — Взамен, по идее, мы должны, добиваться каких-то союзнических решений. Например, на мировой арене это могло бы быть признание Абхазии, Южной Осетии и Крыма. Но этого нет. Лукашенко остается человеком, которые торгуется. И пока он не готов отказаться от руководства страной».

«Информационные вбросы Кремля»

О безосновательности идеи вхождения Белоруссии в состав России говорит и руководитель российских исследований, сооснователь Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь) Юрий Царик. Он напомнил, что 10 октября состоялась встреча Лукашенко с Михаилом Бабичем. Президент заявил, что ожидает расцвета отношений России и Белоруссии при Бабиче и что вопрос о суверенитете не обсуждается.

«Мы суверенная и независимая страна. В XXI веке говорить (как они пишут там) об инкорпорации, включении Беларуси в состав России, просто смешно. И я ни разу от нынешнего президента России этого не слышал, и от прошлого, первого президента России [Бориса Ельцина]», — сказал Лукашенко.

Юрий Царик отметил, что были многочисленные вбросы в Telegram-каналах о якобы выдвинутом Путиным ультиматуме Лукашенко, но они, считает эксперт, не имеют никакого отношения к реальности.

Белоруссия — значимый торговый партнер России, куда она поставляет много продовольственной продукцииПосольство Белоруссии в Москве

«Ликвидация Белоруссии как независимого государства явно не входит в планы белорусского руководства. Более того, власти Белоруссии сейчас заняты другой проблемой — транзита власти. Это произойдет либо на предстоящих выборах в 2019 году, либо после них. Руководство страны хочет создать условия, которые могли бы способствовать спокойной, бесконфликтной передаче власти», — сообщил Царик.

Что касается уступок в пользу России, то никаких реальных действий не предпринимается. «Тот же вопрос по военной базе РФ остается нерешенным, потому что ее размещение на территории Белоруссии полностью ликвидирует стратегическую автономию страны, лишит власти признаков самостоятельности, — отметил Царик. — Никаких признаков того, что власти Белоруссии хотят сдать свои позиции, нет. Вбросы о том, что страна может лишиться независимости, выгодны только Кремлю. Так подрывается доверие к Белоруссии как самостоятельному партнеру внутри страны и на международной арене. Это отвечает интересам российской стороны, которая хочет получить стратегический контроль над территорией Белоруссии в одностороннем порядке».

Признаки «плохого сценария»

Впрочем, последние события заставляют некоторых наблюдателей считать, что все идет к «плохому сценарию», о котором говорил Лукашенко. Один из лидеров Белорусского национального конгресса Евгений Афнагель отмечает, что стало слишком много сигналов, которые говорят о том, что Путин решил серьезно заняться Белоруссией. «Почти каждый день в российских СМИ появляются статьи о том, что с независимостью нашей страны пора заканчивать, об ущемлении здесь прав русскоязычного населения, — пишет в своем блоге Афнагель. — Впервые Кремль отправляет в Минск в качестве посла бывшего силовика Михаила Бабича, к тому же известного своей жесткой позицией. Глава РПЦ публично говорит о „едином русском народе“, в состав которого включает и белорусов. Все это происходит на фоне экономического давления. Беларусь не получила очередных траншей от Евразийского фонда стабилизации и развития в размере $400 млн. А еще постоянно идут мясо-молочные войны, а впереди — налоговый маневр, который еще больше подкосит и без того шаткое положение Лукашенко».

* При большом уважении к народу Республики Беларусь, редакция сайт придерживается норм русского языка, то есть написания «Белоруссия».

Отдельно нужно подчеркнуть, что предсказание будущего любого персонализированного режима – неблагодарная задача, потому что перспектива всегда зависит от множества факторов: самого лидера, его физического состояния и непредвиденных событий. Поэтому эксперты, как правило, выделяют пути развития Белоруссии после Лукашенко с определённой долей условности. Так, в Центре Карнеги говорят о трёх общих среднесрочных и долгосрочных сценариях.

Первый – хаотическая и непредвиденная передача власти. При таком раскладе, уверены эксперты, поддерживаемые Кремлём политические силы, вероятно, будут признаны обществом легитимными, а у Запада не будет ни политической воли, ни ресурсов, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию в стране.

«Внезапная и неожиданная передача власти в ближайшем будущем, скорее всего, приведёт к образованию ещё одного конституционного «супер-президентского» режима, но возглавит его кто-то с меньшей харизмой, чем Лукашенко», - считают в Центре Карнеги, поясняя, что в настоящее время номенклатура полностью очищена от людей с харизмой и при неожиданном транзите власти им просто неоткуда будет взяться.

Второй вариант развития событий, выделенный исследователями центра, заключается в постепенном переходе к «более мягкому авторитаризму». «Основанием для такого постепенного перехода, вероятно, будет экономика. Нервозность по поводу хронического экономического кризиса в стране уже приводит к ошибкам президента», - подчёркивают специалисты.

Параллельно с этим будут происходить и изменения в политике. К власти в течение пяти - пятнадцати лет, по прогнозам экспертов, придёт больше чиновников с рыночными взглядами, и в конце концов Белоруссия станет более олигархической – по аналогии с сегодняшней Арменией или Молдавией при президентстве Владимира Воронина.

Наконец, третий вариант – вынесение на референдум вопроса об изменении конституции. Ещё в начале 2017 года Лукашенко обсуждал с главой Центральной избирательной комиссии Белоруссии Лидией Ермошиной возможность перехода к смешанной избирательной системе, что означало бы увеличение роли политических партий.

В последний раз президент пообещал подумать над перераспределением своих властных полномочий в апреле, выступая с ежегодным обращением к парламенту. И произошло это на следующий день после того, как премьер-министр Армении Серж Сарксян ушёл в отставку после почти двухнедельных уличных протестов. Лукашенко заверил, что рекомендации относительно поправок уже разрабатываются конституционным судом.

Есть свои предложения и у общественности. Так, около года назад коллектив авторов во главе с идейным лидером национально-культурного возрождения страны Зеноном Позняком подготовил программу «Вольная Беларусь». Среди её предложений: вернуть конституцию 1994 года, которая ограничивала власть президента, перейти к парламентско-президентской форме правления, ввести местное самоуправление и смешанную избирательную систему, провести новое административно-территориальное деление страны, выйти из ЕАЭС, не стремиться в ЕС и НАТО, оставить государственным белорусский язык, а русскому придать статус языка межнационального общения.

Есть у Белоруссии и объективные причины надеяться на переход к либеральной демократии европейского образца, подчёркивает политолог Сергей Николюк. Например, в 1996 году 82% белорусов считали, что правительство должно нести ответственность за благосостояние людей, а 17% были уверены, что за это должны отвечать сами люди. К 2016 году соотношение стало уже 65 на 30, что само по себе говорит о большем интересе общественности к политике.



Поделиться