Роль государства в обеспечении национальной безопасности (презентация). Роль государства в обеспечении национальной безопасности российской федерации Роль государства в национальной безопасности

Мои научные статьи

Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации

Концепции или "проекты" мирового развития, эволюции цивилизаций, роли национальных государств, стратегии обеспечения национальной безопасности нашего времени не могут быть теоретически сконструированы вне процесса глобализации. Такое понимание значения глобализации в теории государства и права становится методологическим принципом. Поэтому при исследовании государства и права нами придается важное значение углубленному исследованию очередного этапа (ступени) глобализации и его признаков. Исследование генезиса многовекторной сетевой интеграции в мировой истории позволяет предположить, что истоки глобализации исторически берут свое начало в "неолитической революции", ставшей основой ее первого периода, для которого характерными были массовые военно-миграционные потоки и возникновение государств-поселений (полисов).

Схема 1.
Классификация признаков глобализации
1 блок: признаки, консолидированные интеграционными началами
2 блок: признаки, для которых характерно балансирование на угрозе
3 блок: признаки, интегрированные приоритетом
политических и демографических начал 4 блок: признаки, родственные по технологическому происхождению

Содержащие "вулканическую массу" вызовы глобализации вполне возможно развести по определенным блокам.
В первом блоке сосредотачиваются признаки, объединенные наиболее выраженными интеграционными началами. Например, экономическое, информационное и другие пространства.
Во второй блок включаются признаки, для которых характерно балансирование на определенной угрозе. Например, международный терроризм, угроза перерастания международного терроризма в государственный, демографической катастрофы и другие.
В третий блок объединяются признаки, консолидированные приоритетами политических целей и демократических начал. Например, усиление претензий ТНК на вытеснение государства с политической арены; системная связь между правовым и политическим нигилизмом; навязывание стандарта "мировой демократии" и другие.
Четвертый блок составляют признаки, родственные по технологическому происхождению: продолжающаяся индивидуализация и локализация личности в информационном пространстве; ускоренное развитие нанотехнологий и быстрое старение прежних технических моделей.

Итак, для убедительности обратимся к части матрицы позитивных и негативных свойств признаков современной ступени глобализации.

Схема 2.
1. Экономическая ускоренно расширяющаяся интеграция с уплотняющимся пространством.
Позитивные свойства:
мобилизация ресурсов для разрешения общечеловеческих проблем; мировое межотраслевое разделение труда; повышение мобильности капитала и квалифицированной рабочей силы; более свободное и целенаправленное перемещение товаров и трудовых ресурсов; расширение и углубление емкости товарных рынков в мире; формирование условий для выравнивания экономик большинства государств.
Негативные свойства:
неизбежность классификации стран по экономической состоятельности и перспективам на развитые, развивающиеся, обреченные на отставание, консервацию или отмирание; обострение цивилизационных противоречий; кризис занятости населения и его обострение в будущем; опасность демографического передела мира, кризиса государственных режимов.

2. Усиление роли информации, позволяющей называть современное мировое сообщество "цивилизацией информационного производства".
Позитивные свойства:
всплеск развития современных технологий, национальных и всемирной экономик; повышение уровня эффективности управления; адекватное реагирование его на раздражители различного масштаба и уровня; интернационализация информационных потоков и интересов, что ведет к осмыслению противоречий, решение которых не должно получить военное продолжение.
Негативные свойства:
уязвимость глобальных сетей от малых точечных криминальных усилий хакеров или иных источников; возможность широкомасштабной и многоцелевой информационной войны, последствия которой вполне сравнимы с термоядерной войной; возрастающая информационная зависимость государственного и муниципального управления, таящая опасность их кризиса.

3. Международный терроризм как характерное следствие глобализации.
Позитивные свойства:
признание всеобщей опасности для всех государств мира; консолидация мирового сообщества, осознание каждым себя как части целостной человеческой цивилизации; осознание несовместимости идеологии терроризма ни с моралью, ни с религией, ни с духовными ценностями любого человека, общества; мотивация ревизии ценностей критерием добра.
Негативные свойства:
опасность перерастания борьбы с международным терроризмом в тотальный всемирный террор криминальных политических коалиций и государств, чреватый пагубными последствиями для мирового сообщества, для каждого государства и его гражданина; усиление криминализации государственной и муниципальной власти; разрушающее разрастание правового нигилизма и коррупции.

4. Усиление претензий ТНК на вытеснение государствас политической арены.
Позитивные свойства:
ослабление тотального проникновения государства в сферы интересов гражданского общества и развитие местного самоуправления; понимание государством необходимости воздействия на экономику прежде всего правовыми методами, правовой и бюджетной политикой и экономическими методами; приоритет демократических правовых методов.
Негативные свойства:
возникновение противоречий, следствием которых становится противоборство ТНК и государства, ведущее либо к преждевременному уходу государства из отдельных сфер экономики и политики, либо к чрезмерной локализации свободы экономической деятельности граждан, что может привести к свертыванию демократии и развития гражданского общества, подмене экономических и правовых методов приказными.

5. Системная связь между правовым и политическим нигилизмом.
Позитивные свойства:
неизбежность качественного отбора политических элит на основе дезинтеграции и возникновения подлинных партий; усиление роли публичного права, активизация противоборства правовому и политическому нигилизму: активизация усилий и государства, и гражданского общества по правовому и политическому воспитанию населения, формированию демократической политической системы; обеспечения принципа верховенства права, конституции.
Негативные свойства:
усиление тенденции антагонизма противоречий между различными слоями общества, отдельными из них с государством; привнесение в деятельность политической системы неправовых (криминальных) технологий; отчуждение между самыми богатыми и самыми бедными; возрастание уровня недоверия большинства населения к власти, тотальная коррумпированность последней.

Таким образом, даже по "представительной" модели свойств глобализации достаточно явно прослеживается, что постиндустриальной ступени процесса глобализации и ее стадиям характерны конкретные признаки, детерминированные соответствующими условиями их возникновения и развития. Каждый признак глобализации имеет свои позитивные и негативные свойства, которые инициируют вызовы - массированное воздействие на государство, на его форму правления, государственное устройство и государственный режим. Не отвлекаясь на подробный анализ различных дефиниций о "национальной безопасности" , ограничимся констатацией нашей точки зрения по данному аспекту.

Содержанием современной национальной безопасности можно считать взаимосвязи политической системы, гражданского общества и личности, признаваемые ими ценности, защищаемые посредством адекватной реакции государства и взаимодействующих с ним акторов на нарастающие вызовы глобализации. Разумеется, внутренняя структура национальной безопасности знает дифференциацию на общественную, государственную, экологическую, экономическую, финансовую, информационную, демографическую и иные безопасности, которые в свою очередь могут делиться на внешнюю и внутреннюю.

Для того, чтобы лучше понять национальную безопасность, следует заметить, что наиболее сложными, ключевыми и приоритетными в условиях глобализации становятся взаимосвязи между национальной и международной безопасностями.

Схема 4.
Ожидаемые вызовы глобализации
1) новая волна кризиса экономики
2) опасность дестабилизации международной обстановки
3) возрастание опасности гуманитарной катастрофы
4) разрастание экологическойугрозы
5) усиление противоречий между государством и ТНК
6) устойчивая террористическая угроза
7) растущий разрыв между новыми званиями и умением их применения

Внимательный анализ матрицы свойств признаков глобализации с позиции ее методологической оценки позволяет предположить, что в будущем следует ожидать довольно жесткие вызовы, связанные с возможностью:
1) нового наката дестабилизации экономики и наступления её кризиса;
2) столкновения человечества, и конкретно Российской Федерации, с дестабилизацией международной обстановки и возрастанием числа локальных войн, угрозой масштабной войны между крупными региональными государствами;
3) нарастания опасности гуманитарной катастрофы из-за отвлечения средств государств-доноров на военные нужды;
4) увеличения масштабов экологической угрозы;
5) усиления противоречий между государством и ТНК, угрожающее вытеснением государства с политической арены или же свертыванием демократии;
6) растущая степень неуправляемости потока дифференцируемых в порядке геометрической прогрессии знаний, заметно усиливающих зависимость разрешения обостряющихся сложных противоречий от воли индивидуальных и коллективных негосударственных субъектов.

Схема 5.
Три направления самосохранения государства
1) с помощью жесткого авторитарного режима
2) развивая демократию, эволюцию ПГ и ГО
3) установив охлократический режим власти

С целью реализации своей позитивной роли в управлении в условиях нового миропорядка государством могут быть избраны, по крайней мере, три направления. Первое - самосохранение государства через его укрепление авторитарным режимом, т.е. усиление роли государства в политической системе общества в ущерб развитию гражданского общества и самоуправления, перспективам построения правового государства и ослабления всевластия чиновника. Второе - самосохранение через расширение демократических процессов, ускорение эволюции правового государства, развитие самоуправления. Данный путь самосохранения соответствует Конституции Российской Федерации, которая не утратила свой потенциал, сохраняя свою ценность и верховенство, подтверждая свое ценностное измерение в повседневной практике. Третье направление - установление названного еще Аристотелем режима власти - охлократии. Её мы уже проходили (1991-2000гг.), но с сожалением думается, что ее симптомы сохраняются. При определенной ситуации можно оказаться в положении отката к ней.

Наш народ отдал в своем выборе предпочтение второму пути. В этом направлении сердцевиной является демократическая эволюция политической системы страны. Последняя невозможна без наличия конкурентно способных партий. В противном случае возникает опасность застоя этого жизненно важного процесса, что необходимо учитывать, прежде всего, партии власти.

Даже основываясь на содержании данной статьи, мы можем констатировать: меняется не суверенитет, а методы и средства его защиты. Однако не все согласны с такой постановкой. Так, уважаемый нами М.Г.Делягин отмечает: "…несоответствие принципа суверенитета национального государства реальности, созданной Интернетом и технологиями формирования сознания, не вызывает сомнения" .

Хотят они или нет, сторонники десуверенизации и сетевого государства скатываются к теории анархизма. Анархисты, как известно, в центр своей теории ставили личность, счастье которой связано с гражданским обществом и самоуправлением. Разрушения государства они добивались, полагая, что оно способно лишь подавлять личность, превратив ее из человека как высшей социальной ценности в его функциональный придаток. Так, П.Кропоткин писал: "Одно из двух: или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникает в тысяче центров на почве энергетической личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения. Или же государство раздавит личность и местную жизнь… Выбирайте сами!" .

На это можно ответить, что правовое государство выбирает гарантированное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а не миссию ее "раздавливания". Более того, именно государству, в силу характера экономических отношений в будущем, при отсутствии самодостаточного гражданского общества наверняка придется взять на себя задачу распределения материальных благ по принципу "от каждого - по необходимости, каждому - по потребности". Ему же предстоит примирять, а если надо, то и усмирять разгулявшиеся в тысячах центров неуправляемые инициативы, инициируемые бесчисленными противоречиями между недопустимо разрозненными человеческими волевыми устремлениями, которые глобализация коренным образом пока не способна менять.

Для целей и задач управления федеративного государства в условиях глобализации особое звучание получает вопрос интеграционных связей. У центральной власти вполне самодостаточный механизм удержания субъекта не только в едином правовом пространстве, но и в надлежащей экономической и социально-политической готовности к общегосударственным позитивным результатам. Видимо, взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами будут выстраиваться и развиваться с учетом того, что субъекты Российской Федерации, учитывая мировую практику, склонны сохранять свою индивидуальность и определенную свободу маневра, не претендуя на суверенитет (ч.1, 4 ст.5, ч.1. ст.65, ст.72, 73 Конституции РФ).

Многие ожидают от правового государства сотворения чуда. Об этой российской особенности уповать на чудесное явление и нежданную благость с сожалением писал еще Н.А.Бердяев: "Прямолинейная демократическая метафизика как будто бы не требует перевоспитания личного и национального, выработки характера, дисциплины, воли личной и общественной, внутренней духовной работы. На этой почве вырабатывалась мораль притязаний, обращенных к общественной среде, мораль ожиданий, что всякое богатство жизни придет извне". Однако следует помнить, что "устанавливаемые институты, издаваемые законы - лишь средства, с помощью которых руководство осуществляют люди (группы, общности людей)… Каков уровень его (народа) цивилизационной зрелости, таково в действительности общее состояние государства" . Конечно, из сказанного никак не вытекает очередное гегелевское - какую власть народ заслуживает, такую и имеет. "Россия - вперед" - это не девиз и не лозунг, а сигнал к действию каждому из нас. Но любая работа будет успешной и чудотворной только тогда, когда она сопряжена с реальной целью, соразмерными возможностями и конституционными устремлениями.

Решение наращиваемых и обостряемых глобализацией проблем стало невозможным без модернизации и реформирования государственного аппарата и всей громоздкой системы управления. На расширенном заседании Госсовета Российской Федерации 8 февраля 2008 года В.В.Путин, вовсе не ради весомости тирады, отметил, что "сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие". В том же духе высказался в своем очередном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А.Медведев. Однако улучшения не должны проводиться в ущерб демократии, ибо современное технологическое общество не может развиваться в жестком авторитарном режиме. Для общества "информационного сжатия" характерен динамизм, генерируемый активной саморегуляцией его структурных звеньев (государств, партий, движений, политически активной личности, местного самоуправления, религиозных учреждений, гражданского общества и др.).

При определении стратегии международных отношений и национальной безопасности, форrмировании правового государства и гражданского общества Российская Федерация не может не учитывать накал соперничества отдельных держав за глобальное лидерство, сохранение доминирующего положения у игровой рулетки нового миропорядка, ставки которой - центры власти, экономические кризисы, нефть и газ, эталоны демократии и др.

Подобная мозаика, сложившаяся в мире отношений, отражающая следствия противоречий глобализации, не могут не насторожить государства и не побудить их к поиску прагматичных решений для обеспечения национальной безопасности.

Формой правления для России исторически сложилась смешанная республика при широких полномочиях президента. Монархические проекты не востребованы, хотя есть люди, увлеченные звучанием титулов. Главный титул в нашей стране - гражданин Российской Федерации. Размах задач и возрастание роли государства в управлении обществом не позволяет проигнорировать, что не только будет сохраняться, но и, видимо, продолжит усиливаться в нашей стране, например, тенденция тяготения (в конституционном демократическом русле) к президентской республике.

Определенные рациональные начала здесь имеют место. Исполнительная власть приобретает мощь и мобильность, исключаются неизбежное и незаметное дублирование между президентом и председателем правительства, их аппаратами и т.д. В этом случае целесообразно восстановление должности вице - президента. Эти изменения нисколько ущербно не затрагивают принципиальные положения Конституции РФ, а только укрепляют их. Возможно, потребуется расширение контрольных функций Федерального Собрания. До поглощения государственного управления гражданским обществом дело еще не скоро дойдет. Они находятся в стадии активного и длительно сотрудничества. К тому же, не следует забывать, что еще Гегель отмечал, что "…развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства" .

Разрабатывая стратегию обеспечения национальной безопасности, государство не может не учитывать те возможные вызовы, которые прогнозируются на основе анализа матрицы свойств глобализации. Если, например, обратиться к такому признаку глобализации как "единое всемирное информационное пространство", то основополагающие выводы будут сходны с теми, которые продуцировал признак "единое экономическое пространство".

Позитивным следствием данного признака является, например, интенсификация развития информационных технологий, инноваций, результаты которых активно внедряются в экономику и систему управления.

Негативными являются: опасность монополизации влияния определенного государства или группы государств на формирование всемирного правового пространства, уязвимость глобальных сетей точечными воздействиями различных криминальных источников, возможность широкомасштабной и целевой информационной войны.

Масштабность позитивных факторов, опираясь на которые необходимо мобилизовывать усилия для преодоления глобальных угроз, актуализирует роль государства. Только ему под силу решение задач такого масштаба. Об этом свидетельствуют и уроки Второй мировой войны, что к месту вспомнить в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В очередной раз убеждаемся, что глобализация не "устраняет" государство, не трансформирует его в некое "сетевое государство" , а требует от него инновационных технологий и передовых методов управления, адаптированных к демократическому порядку, который немыслим без дисциплины, "в первую очередь дисциплины людей, составляющих государство" .

Более того, кто ратует за ассоциированное государство, тот в условиях глобализации вольно или невольно оберегает эмпирические ростки доктрины Алена Даллеса 1948 года, который в начале 50-х годов прошлого века возглавлял ЦРУ США. Называлась она, как теперь известно, "Цели США в войне с Россией". Напомним несколько строк из нее: "Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить… Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа…". Я верю в добрые намерения Барака Обамы, но я не верю, что в мире нет "даллесов", способных убирать неугодных им президентов, как это случилось когда-то с А.Линкольном, Д.Кеннеди.

У людей сегодня нет, а в перспективе и не предвидится, социального инструмента, кроме государства, способного эффективно решать вопросы предупреждения кризисов и организованного выхода из них, защищать людей от стихии и преступности, гарантировать им достойную жизнь, права и свободы.

Не представляются продуктивными в этих целях и идеи о наднациональных институтах и конституциях, способных сколько-либо создать дискомфорт суверенитету или территориальной целостности национального государства. Координирующие органы должны быть, но не надгосударственные, а межгосударственные. Наиболее надежным спасателем и защитником своих граждан выступает российское государство!

1.2 Роль государства в обеспечении безопасности

Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность; контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности граждан и окружающей среды, а обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного права, из него вытекают основные права человека, важнейшим из которых является право на жизнь и здоровье. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующее право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека (например, право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и вытекающие из них права.

Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органам государственного управления, организациям и гражданам, а также их права и ответственность.

Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величина причиняемого ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты.

Государственная стратегия снижения рисков и смягчения последствий ЧС базируется на следующих принципах:

Высшего приоритета человека, закрепленный провозглашением в качестве цели государственной стратегии минимизации человеческих жертв при ЧС;

Приоритета здоровья человека - в соответствии с этим принципом при любых ЧС необходимо стремиться к тому, чтобы ущерб здоровью людей, попавших в ЧС, был сведен к минимуму, который только возможен в каждой конкретной ситуации;

Экологического императива - повреждающее воздействие на окружающую природную среду в ЧС должно быть сведено к минимуму;

Защиты культурного наследия - при любых ЧС необходимо, чтобы ущерб культурным ценностям был сведен к минимуму;

Обоснования - меры по управлению рисками и смягчению последствий ЧС должны строиться с учетом баланса затрат и предотвращенного ущерба (не только экономического, но и политического, социального, экологического);

Оптимизации - выбор мер защиты должен максимизировать чистую пользу;

Регионального императива - при реализации стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС необходимо учитывать природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности региона ЧС;

Локального реагирования - основные мероприятия по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС должны проводиться на местном уровне; ответственность за их проведение должна возлагаться на местные органы власти.

Национальной консолидации - реализация государственной стратегии должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными общественными организациями, т.е. следует исходить из необходимости консолидации всех национальных сил - государственных, частных и общественности;

Приоритета профилактики и предотвращения ЧС - идентификация, диагностика, мониторинг и оценка рисков с последующим прогнозированием и предотвращением ЧС должны лежать в основе всех мероприятий по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС. В основе этого принципа лежит доказанный факт, что профилактика и предотвращение ЧС гораздо дешевле и гуманнее, чем ее ликвидация;

Права на выбор - признание права отдельных людей и организаций идти на сознательный риск проживания и деятельности в местах повышенной опасности и самостоятельно нести ответственность за собственный выбор, если это не затрагивает права других людей.

Общегосударственной проблемой в нашей стране является предупреждение ЧС природного и техногенного характера, максимальное снижение масштабов потерь. Для реализации новой стратегии необходимы создание методов и средств прогнозирования и предупреждения и прежде всего оценка риска, разработка превентивных мер, предупреждение и обеспечение готовности к ЧС.

Предупреждение и готовность к ЧС - это система, включающая мониторинг опасных природных явлений, оперативную обработку и передачу информации, долго-, средне- и краткосрочные прогнозы, меры быстрого оповещения и реагирования.

Оперативная готовность к стихийному бедствию предусматривает: систему мер по предупреждению населения в реальном режиме времени; подготовку лиц и специальных команд, которые будут участвовать в ликвидации последствий катастроф; оказание санитарно-медицинской помощи; резерв продуктов питания и предметов первой необходимости (жилья, одежды, полевых кухонь и т. д.). Система предупреждения и готовности эффективна только в том случае, если работает на всех уровнях - от местного до регионального и международного. Отсутствие какого-либо звена в системе оповещения и готовности сводит к нулю усилия всех остальных звеньев.

Следуя новой стратегии, спасти людей и предотвратить огромные разрушения можно, если ввести достаточно продуманную систему прогноза и предупреждения, обеспечить готовность на всех уровнях, включая население, специалистов, ученых, государственных деятелей. Население и местные органы обязаны проводить превентивные мероприятия, точно соблюдать требования безопасности, быстро реагировать на любые предупреждения. Ученые, практики и специалисты должны вести разработки по рациональному использованию территорий и строительству устойчивых сооружений, осуществлять мониторинг и прогнозирование опасных явлений, оперативно информировать органы государственного и местного управления о грозящих катастрофах.

Задача государственных и политических деятелей сводится к инвестированию наиболее важных превентивных проектов, принятию решений о предупреждении населения и экстренных мерах по заблаговременной подготовке к ожидаемому удару стихии.


Информация о работе «Правовые нормативно-технические и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных экологических ситуациях»

Вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основными задачами РСЧС являются: · разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; · осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций...

Жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней. Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-техни­ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профи­лактические, реабилитационные и иные мероприятия. Законодательство РФ об охране труда...

Кризиса, экологического бедствия производится в первую очередь за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов и иных источников в соответствии...

Целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения возлагаются на инициатора объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, который осуществляет разработку проекта Программы совместно с местными природоохранительными и санитарно-эпидемиологическими органами управления и контроля, научно- ...

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Понятие экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, ее краткая характеристика. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики. Анализ показателей экономической безопасности России.

    статья , добавлен 03.03.2013

    Понятие экономической безопасности и характеристика ее показателей. Анализ экономики России с точки зрения экономической безопасности. Опасность утраты продовольственной независимости страны. Спад производства и потеря рынков. Угрозы в социальной сфере.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2015

    Современное состояние развития проблем экономической безопасности. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности. Прикладные аспекты экономической безопасности. Методика определения ключевых проблем экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2006

    Понятие, сущность и концепция экономической безопасности. Характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности национальной экономики. Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности РФ на современном этапе развития.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2009

    Изучение понятия экономической безопасности государства. Обобщение основных факторов, определяющих ее уровень. Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной политики. Современные угрозы национальной безопасности России и пути их преодоления.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Сущность, проблемы и критерии экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности России. Механизмы обеспечения военно-экономической и внешнеэкономической безопасности. Деятельность государства по обеспечению безопасности.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Национальная безопасность включает в себя:

Государственную безопасность

Общественную безопасность

Техногенную безопасность

Экологическую безопасность

Экономическую безопасность

Энергетическую безопасность

Информационную безопасность

Безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

Защиту государственного строя;

Защиту общественного строя;

Обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

Обеспечение политической и экономической независимости нации;

Обеспечение здоровья нации;

Охрана общественного порядка;

Борьба с преступностью.

Обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Обеспечение национальной безопасности

Механизм обеспечения национальной безопасности.

Закон "О безопасности” определяя систему безопасности, относит к ней органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Являясь основным субъектом обеспечения национальной безопасности, выступает ее гарантом и, следовательно, осуществляет основные функции организации и руководства данной сферой деятельности.

Основополагающим принципом государственного регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности является ориентация на государственно - правовой механизм противодействия угрозам национальной безопасности и реализация национальных интересов и целей.

Исполняя политическую и социальную функции, Российское государство целенаправленно воздействует на сферу обеспечения национальной безопасности с помощью определенных средств и системы своих органов - в этом проявляется сущность государственного регулирования деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Система государственных органов, с помощью которых обеспечивается устранение или нейтрализация угроз национально-государственным интересам страны и самому ее существованию, защищаются права и свободы человека, материальные и духовные ценности общества, и составляет государственно-правовой механизм обеспечения безопасности страны.

Основываясь на понятии механизма правового государства, можно определить механизм обеспечения национальной безопасности как единство организационно оформленных государством специальных органов, которые в соответствии с интересами человека, общества и государства решают.

Функции национальной безопасности

Выявление, объективный и всесторонний анализ, прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;

Определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внутренней и внешней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;

Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства;

Организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти России по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Успешное функционирование системы безопасности предполагает активную управленческую и иную деятельность государственных структур, наделенных строго определенными полномочиями.

Задачи национальной безопасности

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

Подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

Преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

Обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

Совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

Коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Важную роль в системе обеспечения безопасности страны играет Совет Безопасности. Основное назначение Совета Безопасности состоит в подготовке решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает стратегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, экологической, оборонной, пограничной и иных сферах;

вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции, по осуществлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безопасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности страны по разработке стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стратегии и текущей политики в этих областях.

Совет безопасности Российской Федерации ответствен перед Президентом Российской Федерации за своевременное выявление угроз национальной безопасности России, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В случае возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности Российской Федерации, необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности.

Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции Российской Федерации и Закона "О безопасности”.

Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе, Порядок формирования постоянных и временных межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете Безопасности России, утверждаемым Президентом.

Для организационно-технического и информационного обеспечения деятельности Совета Безопасности создан аппарат Совета Безопасности, структура которого утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 1997 года №793.

Действующий Совет Безопасности Российской Федерации образован Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 года.

Основной объем работы, связанный с непосредственным обеспечением национальной безопасности возлагается на органы исполнительной власти - Эти органы в системе механизма обеспечения безопасности занимают важное место и являются основными силами и средствами решения практических вопросов, возникающих в сфере обеспечения безопасности страны.

Силы обеспечения национальной безопасности

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;

пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы органов безопасности России, министерства внутренних дел и иные органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Все они под руководством Совета Безопасности Российской Федерации, на основе Конституции Российской Федерации, законов и других нормативных актов России нацелены на защиту жизненно важных интересов человека, общества и государства.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения. Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний. Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на восток; возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств. Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России. Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Заключение

Национальная безопасность вбирает в себя все виды безо¬пасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчи¬вом развитии; имеет свою историю, закономерности и зако¬ны развития. В демократических странах безопасность лич¬ности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства. Государство является главным субъ¬ектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства – обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государ¬ственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточ¬ность сил и средств, гуманность, своевременность и адекват¬ность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутрен¬них угроз национальным интересам.

Список используемой литературы

1. Основная литература:

А.Э. Арустамов, учебник безопасности жизнедеятельности. М.: издательство «Просвещение» 2008 год – 176 страниц.

2. Дополнительная литература:

Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

Арбатов А. Безопасность России. М., 1999.

Закон Российс¬кой Федерации "О безопасности".

Интернет сайт: http://www.nsnbr.ru/



Поделиться