Центр занятости чем занимается. Биржа труда. Что нужно знать, если вы остались без работы. Кто не может быть признан безработным

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости - реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
  • повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Центр занятости редко используется соискателями в процессе поиска работы, но тем не менее, он может быть полезен. Чем может помочь центр занятости? Попробуем разобраться.

Чем занимается центр занятости

Центры занятости (сейчас чаще употребляют понятие «агентство занятости населения») ведут работу с работодателями и соискателями:

  • Осуществляют помощь соискателям в , работодателям — в поисках сотрудников. Проводят консультации по вопросам трудоустройства.
  • Проводят профессиональную ориентацию граждан, предоставляют возможности получения дополнительного образования и профессиональной переподготовки.
  • Производят социальные выплаты гражданам, оставшимся без работы и вставшим на учет в центр занятости.
  • Проводят социальную адаптацию граждан без работы.
  • Организуют и проводят ярмарки вакансий.
  • Поддерживают самозанятость безработных граждан, предоставляют возможности оплачиваемых общественных работ и работ для несовершеннолетних граждан.

Для людей, оставшихся без работы, центр занятости выступает государственным гарантом поддержки и содействия на период безработицы. Встав на учет в центр занятости населения, человеку присваивается статус безработного и назначаются предусмотренные российским законодательством социальные выплаты. Для возможности получения социальных выплат должно соблюдаться 2 правила:

  1. Гражданин трудоспособен и не имеет заработка.
  2. Гражданин должен быть готовым приступить к работе в любое время и самостоятельно заниматься поиском работы.

Как получить статус безработного

Необходимо обратиться в районный центр занятости (по месту регистрации) и предоставить следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Трудовую книжку;
  • Документы об образовании;
  • Справку о доходах с последнего места работы, где отражен заработок за последние три месяца (при наличии трудовой деятельности);
  • Индивидуальную программу реабилитации (для трудоспособных инвалидов).

В целях более качественного подбора вакансий необходимо представить все документы, подтверждающие наличие профессиональной квалификации. Это могут быть дипломы, свидетельства, удостоверения.

Необходимо написать заявление для предоставления государственной услуги. Уже в день регистрации специалистом будет осуществлен подбор подходящей для гражданина работы. Если трудоустройство в течение десяти дней не состоялось, человек официально признается безработным с первого дня обращения в ЦЗН с полным набором документов.

С приобретением статуса безработного на гражданина налагаются обязанности :

  1. Явка на биржу труда два раза в месяц. Дни очередного посещения будут назначаться специалистом центра. Невыполнение данной обязанности повлечет за собой наказание в виде лишения пособия на период до трех месяцев.
  2. При получении направления к работодателю по имеющейся вакансии необходимо прийти на собеседование в течение трех дней. В случае нарушения указанного срока безработному снижается размер социальной выплаты на четверть. Срок наказания – до одного месяца. Два отказа от предложенной работы по имеющейся специальности, квалификации также повлекут за собой приостановку выплаты пособия по безработице.

Как определяется размер социальной выплаты?

Минимальная и максимальная величины пособия по безработице устанавливаются Правительством РФ на предстоящий календарный год. Размер выплаты безработному зависит:

  • от причины его увольнения с последнего места работы;
  • стажа трудовой деятельности за последний календарный год;
  • величины заработной платы, отраженной в справке.

Продолжительность выплаты пособия в первом периоде не может быть более 12 месяцев , за исключением отдельных случаев. При этом общее время получения социальной выплаты составляет 24 месяца в течение 36.

На получение денежных средств человек имеет право со дня признания безработным. Работникам, уволенным по сокращению или в связи с ликвидацией организации, пособие на бирже труда назначается после того, как прекращается выплата сохраненного за ними среднего заработка.

Если гражданин имел оплачиваемый период работы продолжительностью 26 недель за последний год в календарном исчислении, то величина назначенного пособия будет составлять:

  • первые 3 месяца — 75 процентов среднемесячной заработной платы, рассчитанной за последний трехмесячный период работы;
  • 4 месяца — 60 процентов ;
  • остальное время до окончания периода выплаты — 45 процентов .

При наличии продолжительного страхового стажа, подтвержденного документально, первый период выплаты пособия может превышать 12 месяцев. Размер назначаемого пособия не может опускаться ниже минимального значения и не должен превышать установленный максимум. В следующем периоде можно рассчитывать только на минимальную социальную выплату.

Выплата в первом и втором 6-месячных периодах назначается в размере минимального пособия в случаях, если соискатель работы:

  • ранее не приступал к трудовой деятельности;
  • прекратил трудовую деятельность более года тому назад;
  • был уволен за какие-либо виновные действия (по последней занятости);
  • завершил работу в качестве индивидуального предпринимателя;
  • вышел из состава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • не имеет 26-недельного периода оплачиваемой работы за последний календарный год;
  • отчислен за нарушения из учебного заведения, куда был направлен центром занятости по программе профессионального обучения.

В регионах с применением районного коэффициента к заработной плате социальная выплата увеличивается на его размер. Пособие выплачивается гражданину ежемесячно, если он соблюдает условия прохождения перерегистрации.

Чем может помочь центр занятости

Популярным среди безработных направлением деятельности центров занятости является профессиональное обучение и получение дополнительного образования. ЦЗН активно сотрудничают с образовательными учреждениями разного уровня в плане подготовки, переобучения и повышения квалификации безработных. Обучение ведется по профессиям, востребованным на рынке труда. По итогам профессионального обучения безработные получают документы установленного образца и могут смело приступить к труду в соответствии с присвоенной квалификацией. На период учебы назначается стипендия. Люди, посещающие курсы, имеют право на получение материальной помощи.

Государство реализует через центры занятости ряд специальных программ, направленных на повышение уровня трудоустройства людей, обратившихся за услугами по подбору работы. В этих учреждениях нуждающиеся в сотрудниках работодатели имеют возможность осуществить выбор подходящих кандидатур. В отличие от коммерческих кадровых агентств, центры занятости населения оказывают услуги гражданам и работодателям бесплатно .

Ищущие работу могут посетить ближайший центр занятости населения в целях получения информации о состоянии рынка труда, спросе и предложении рабочей силы. Специалисты службы занятости окажут квалифицированную помощь по подбору подходящей работы, учитывая образование, уровень подготовки, профессиональные склонности и интересы обратившегося человека. Информация с актуальными вакансиями располагается на стендах в свободном доступе. Залы центров занятости снабжены электронными системами для самостоятельного просмотра имеющихся вакансий.

ЦЗН предлагает обратившимся в поисках работы гражданам участие в реализуемых мероприятиях трудоустройства. Вакансии специальных программ активной политики занятости, как правило, имеют социальную направленность и временный характер работы. Люди, находящиеся в процессе поиска нового рабочего места, могут воспользоваться услугами психологов-профконсультантов. Государственные биржи труда оказывают консультационную и финансовую помощь будущим предпринимателям по вопросам организации собственного дела.

Деятельность службы занятости населения – неотъемлемая часть современной действительности. Постоянно повышая доступность и качество оказываемых услуг, реализуя государственные программы трудоустройства, центры занятости открывают новые возможности для людей, ищущих работу, и работодателей.

Что такое биржа труда?

Биржа труда – это территориальный орган службы занятости, в который работник вправе обратиться после своего увольнения.

Законодательство РФ не обязывает гражданина, который остался без работы, вставать на биржу труда. Но в некоторых случаях сделать это необходимо. Например, в ст. 178 Трудового кодекса РФ закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому работнику:

а) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

б) а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия);

в) а также в течение 3-го месяца со дня увольнения за ним сохраняется средний месячный заработок (в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в 2-х недельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 Трудового кодекса РФ).

Именно обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обратим внимание на особенность применения ст. 318 Трудового кодекса РФ в отношении пенсионеров, уволенных с работы. Суды приходят к выводу, что назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, - невозможность признания его в качестве безработного. Но при этом признаются несостоятельными доводы о том, что положения ст. 318 Трудового кодекса РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку данная статья не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Таким образом, пенсионеры, уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штатов) могут обратиться на биржу труда в целях сохранения среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обращение безработного гражданина в территориальный центр занятости населения приведет к следующим последствиям:

во-первых, гражданин будет признан безработным;

во-вторых, ему будет назначено пособие по безработице (п. 2 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1)).

При этом целью биржи труда является содействие гражданам в поиске работы. В этих целях органы службы занятости должны предлагать лицам подходящую им работу (ст. 4 Закона N 1032-1).

Закон N 1032-1 перечисляет лиц, которые не могут обратиться на биржу труда в целях признании их безработными. К ним относятся граждане:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) которым в соответствии с законодательством РФ назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона N 1032-1, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

7) занятые лица, к которым относятся лица:

а) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.

б) индивидуальные предприниматели

в) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей)

г) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

д) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

е) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

ж) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

з) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

к) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Под биржей труда в современном обществе обычно подразумевают государственное учреждение, которое осуществляет посредничество между теми, кто занят поисками подходящей работы, и работодателями, заинтересованными в квалифицированной рабочей силе. Биржа труда – часть системы государственного регулирования рынка труда, которая помогает гражданам с трудоустройством и переобучением, а также осуществляет социальную поддержку безработных.

Органы, ведающие вопросами занятости населения, анализируют состояние рынка труда во всех регионах страны и подбирают для соискателей вакансии, соответствующие их уровню профессиональной подготовки.

В настоящее время ситуация на рынке труда настолько сложна и многообразна, что часть функций государственных Центров занятости населения берут на себя коммерческие и общественные биржи труда. В таких организациях соискатель может за приемлемую плату получить данные об актуальных вакансиях, хотя однозначной гарантии трудоустройства, разумеется, никто дать не может.

Государственные Центры занятости населения

Государственная служба занятости занимается более широким кругом вопросов. В ее ведении – проблемы с трудоустройством лиц, временно оставшихся без работы; переподготовка тех, кто желает ; выплаты государственных пособий тем лицам, которые становятся на учет в качестве безработных.

Центры занятости осуществляют также профориентацию и психологическое сопровождение граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Биржа труда имеет в своем распоряжении банки актуальных вакансий, которые востребованы в данном регионе в настоящий момент. Чтобы получить доступ к вакансиям, гражданину требуется подать в учреждение пакет необходимых документов и зарегистрироваться в качестве безработного. Специалисты биржи труда помогут подобрать подходящее место работы, соответствующее склонностям, образованию и уровню подготовки соискателя. Услуги Центров занятости населения бесплатны.

Центры занятости населения создаются по территориальному признаку и имеются в каждом регионе. Любой гражданин России, столкнувшийся с проблемой трудоустройства, вправе обратиться за помощью и поддержкой в то учреждение службы занятости, которое расположено в месте его проживания. Регистрация на бирже труда возможна при наличии паспорта, трудовой книжки и документа об образовании. Тем, кто ранее работал, потребуется также справка о среднем заработке за последние три месяца.

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.



Поделиться