Общие сведения о тафсирах. Время намаза

Тафсир (в переводе с арабского – возвещение, открытие тайного смысла) – это наука, занимающаяся текстов Священного Корана. Необходимость в таких толкованиях возникла по причине неправильного понимания многими верующими смысла аятов Корана, вследствие чего у них возникали трудности и противоречия с выполнением заветов Аллаха. Ученых, занимающихся этой наукой, называют муфассирами, или толкователями Корана. Стать муфассирами могут только избранные – потребуется не только безупречное знание арабского языка, но и глубокое изучение жизни Пророка Мухаммада и истории создания Великой книги.

История

Начало тафсиру положил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!), который, обладая полным знанием и ссылаясь на волю Аллаха, разъяснял своим сподвижникам смысл аятов. Сподвижники Пророка по цепям передатчиков (накль) передавали бесценные знания в устном виде муфассирам, которые систематизировали их, а также изучали неповторимые грамматические и литературные особенности аятов, чтобы впоследствии использовать их в процессе их толкования.

Устранение противоречий канонических текстов – еще одна задача муфассиров. Для этого Пророк, ссылаясь на волю Аллаха, велел толкователям Корана в своей работе использовать категорию Насх (Отмена), исходя из чего они идентифицировали некоторые места в тексте как Мансух (Отмененные), а оставшиеся истинными Суры отнесли к Насих (Отменяющим). Тексты расплывчатого содержания правила тафира предписывают толковать аллегорическими методами.

Методы тафсира

Наиболее надежным методом толкования Корана является Муджмал и Мубаян, или раскрытие смысла одного аята, посредствам дополнения его разъяснениями из других аятов. Если же смысл остается неясным, то используются другие методы:

  • Тафсир ар-Ривая. Основывается на хадисах, разъясняющих или комментирующих тот или иной аят);
  • Тафсир ад-Дарая. Используется тогда, когда хадисы для толкования найти не удается, муфассир внимательно изучает неповторимый стиль аята и точное значение слов, на основе которых делаются выводы о смысле исследуемого аята.

– сложная наука, поэтому труд толкователя Корана требует незаурядных способностей и высокой точности. Если выводы, сделанные муфассиром при толковании того или иного аята отличались от накля или не содержали отсылок к Хадисам из Сунн Пророка, они расценивались как субъективное мнение и не могли считаться истинными. Первыми известными муфассирами считаются Убай ибн Каб, Абу Муса аль-Ашгари, Зейд ибн Сабит, Абдуллах ибн Аббас.

Islam-today

Статья показалась интересной? Будем благодарны за репост!

Лексическое значение слова «тафсир» в арабском языке – открывать, объяснять, толковать, комментировать

Терминологически наука тафсир – это область знаний или наука, занимающаяся объяснением смыслов Корана и описанием его предписаний и мудрости (Аль-Бурхан) .

Обращаясь к Благословенному Пророку (мир ему и благословение Аллаха), Аллах в Священном Коране говорит:

بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ ۗ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

«Мы ниспослали тебе (о пророк!) Коран, чтобы ты разъяснил людям веру, законы и заповеди, изложенные в нём» (16:44).

В Священном Коране также говорится:

لَقَدْ مَنَّ اللَّـهُ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ إِذْ بَعَثَ فِيهِمْ رَسُولًا مِّنْ أَنفُسِهِمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ

«Аллах оказал милость первым верующим — сподвижникам Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует, — когда воздвиг среди них посланника из них самих, который читает им аяты Аллаха, очищает их и учит их знанию Корана и Сунны» (3:164).

В связи с этим нужно отметить, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не только учил людей словам Корана, но также объяснял им подробно смысл. Поэтому, в некоторых случаях, благородные сподвижники посвящали года тому, чтобы выучить одну суру.

До той поры, пока Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не почтил другой мир своим прибытием, не было трудности в том, чтобы найти объяснение тому или иному кораническому аяту. Как только сподвижники сталкивались с какими-то трудностями в понимании какого-либо аята, они просто обращались к Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

Позже, однако, стало необходимым, чтобы тафсир Корана был сохранен в качестве научного знания так, чтобы, наряду со словами Священного Корана, был защищен и сохранен для уммы их верный смысл, чтобы приверженцы нововведений (мубтади’ун) и заблудшие не могли найти возможности для искажения смысла Корана.

Таким образом, с помощью милости и тауфика Всемогущего Аллаха, умма завершила эту удивительную миссию с таким успехом, что сегодня мы можем сказать без всяких сомнений или страха быть опровергнутыми: не только слова Последней Книги Аллаха защищены, но и также их истинный смысл, переданный нам от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах.

Какими путями исламская умма защитила и сохранила эту науку? Какие трудности были на этом пути? Какие этапы были у этой борьбы? Все это имеет долгую и удивительную историю, которую не удастся рассказать в одной статье. Мы намереваемся здесь упомянуть вкратце источники тафсира и как эти источники использовались/используются для разъяснения смыслов Священного Корана с помощью бесчисленных книг по тафсиру доступных на бесчисленных языках.

Источников тафсира шесть:

1. Коран.

Первый источник ильм ат-тафсир – сам Коран.

Часто бывает так, что какой-то момент, о котором говорится кратко в одном месте, разъясняется другим аятом.

Например, в суре «Аль-Фатиха» в аяте:

اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ ﴿٦﴾ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

«Веди нас прямым путем, путем тех, кого ты благословил… » (1:6-7),

— неясно о ком идет речь, кого Аллах «благословил».

Но в другом аяте очень четко определяется:

وَمَن يُطِعِ اللَّـهَ وَالرَّسُولَ فَأُولَـٰئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّـهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ ۚ وَحَسُنَ أُولَـٰئِكَ رَفِيقًا

Следовательно, когда муфассиры толкуют аят Корана, они сначала проверяют, есть ли тафсир этого аята в самом Коране в другом аяте. Если такой объяснительный аят существует, они, в первую очередь, опираются на него.

2. Хадис.

Слова и деяния Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) называются хадисом, и, как уже было сказано ранее, Всемогущий Аллах послал его (мир ему и благословение Аллаха) к людям с Кораном единственно с целью разъяснения — открыто и доходчиво — истинного смысла Корана.

И, таким образом, он (мир ему и благословение Аллаха) выполнял свою миссию с изяществом и мастерством — словом и делом. На самом деле, вся его (мир ему и благословение Аллаха) благословенная жизнь и есть практический тафсир Корана.

По этой причине признанные муфассиры с целью понимания Корана уделяют большое значение хадису как второму источнику тафсира, и именно в свете хадисов они определяют смыслы Писания Аллаха.

Однако по причине того, что хадисы делятся по разным уровням передач (сильные, слабые, сфабрикованные), комментаторы не считают передачу достоверной до тех пор, пока не убедятся в том, что она соответствует жестким принципам проверки, принятым [среди ученых].

Следовательно просто найти где-то некий хадис и затем применить его как источник толкования Корана будет неверным, потому что велика вероятность того, что эта передача слаба или что она противоречит более сильным хадисам. Вне сомнения джарх ва та’диль (наука определения достоверности хадисов) — это очень тонкое дело и исключительная прерогатива тех, кто провел годы, осваивая эту область знаний.

3. Передачи сподвижников.

Благородные сахабы, или сподвижники, да будет доволен ими Аллах, получали знания напрямую от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Кроме того, они лично присутствовали при обстоятельствах и в местах ниспослания аятов и они были свидетелями условий и причин коранических откровений.

Таким образом, естественно, что зафиксированные высказывания этих благословенных людей гораздо более достоверны и достойны доверия для толкования Священного Корана, нежели чьи-либо. Поэтому при тафсире аятов, которым не нашлось толкования в самом Коране или хадисах, отдается приоритет высказываниям сподвижников.

И если есть иджма среди сподвижников по поводу объяснения конкретного аята, муфассиры берут это объяснение, и толковать его как-то иначе считается недозволенным.

Если же слова сподвижников да будет доволен ими Аллах, в толковании конкретного аята различаются, то муфассиры, которые пришли позже, исследуют их в свете различных доводов и доказательств и затем устанавливают, какому толкованию или объяснению отдать предпочтение. Для разрешения такой ситуации существует важный свод правил и постановлений, кодифицированных в науках усуль аль-хадис и усуль-ат-тафсир, подробное описание которых здесь будет неуместным.

4. Передачи табиинов.

После сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах, пришли табиины. Последние получили тафсир напрямую от сподвижников, поэтому их слова также имеют большое значение в науке тафсир, хотя есть разногласия среди ученых относительно того, считаются ли слова табиинов решающими в тафсире. Однако им нельзя отказывать в значимости (Имам ас-Суюти, «Аль-Иткан фи ‘улюмиль-Куран», т. 2, с. 179).

5. Арабский язык.

Поскольку Коран ниспослан на арабском языке, для верного его толкования необходимо полностью владеть языком. Есть несколько аятов, для которых не было ни особых обстоятельств ниспосылания, ни каких-то связанных с ними вопросов фикха или акыды. В связи с этим отсутствуют хадисы или слова сахабов или табиинов, поясняющие их смысл. Поэтому единственным источником толкования таких аятов становится арабский язык, и они освещаются лишь исходя из языка. Кроме того, если есть различия в тафсире конкретного аята, то для проверки и выявления истинного значения из нескольких [возможных], используется наука лингвистика.

6. Размышление и умозаключение.

Последний источник тафсира — размышление и умозаключение.

Тонкости и тайны Корана – это безбрежный океан, поэтому, чем больше размышляет о нем человек, которого Всевышний Аллах благословил пониманием исламских наук, тем больше он постигает тонкостей и тайн.

В результате этого муфассиры также представляют исход своих размышлений, однако тайны и тонкости, описанные подобным образом, могут быть приемлемы, только если они не противоречат пяти первым источникам тафсира, о которых писалось выше.

Поэтому, если человек, трактующий Коран, предлагает какое-то уточнение или вовсе независимое суждение, противоречащее Корану, Сунне, иджме, правилам арабского или словам сахабов и табиинов или идущее вразрез с принципами Шариата, этой трактовке нет доверия.

Некоторые мистики в прошлом пытались описывать подобные тайны и тонкости в тафсире, однако ученые уммы не сочли эти объяснения заслуживающими доверия, потому что личное мнение любого из людей, которое противоречит принципам Корана, Сунны и Шариата, очевидно, не имеет никакого веса (Имам Ас-Суюти, «Аль-Иткан фи ‘улюмиль-Куран», т. 2, с. 184).

Правила относительно исраилийят

Иудаика или исраилийят — это предания, дошедшие до нас через еврейскую или христианскую традицию. Следует отметить, что ранние комментарии сохраняли все виды передач, которые доходили из опознаваемых источников. Многие из этих рассказов относились к исраилийят , поэтому необходимо знать дополнительно, что они на самом деле из себя представляют.

Некоторые сподвижники и табиины изначально принадлежали к Людям Писания. Позже, когда они стали мусульманами и выучили Коран, им встретились в Коране некоторые события, относящиеся к прошлым общинам, о которых они также читали в книгах других религий. Поэтому, касаясь этих событий, упомянутых в Коране, они описывали и другие подробности, которые им встречались в тех книгах. И эти детали упоминаются в книгах по тафсиру под названием исраилийят . Хафиз Ибн Касир, один из достоверных исследователей, писал о том, что есть три вида исраилийят:

А . Предания, истинность которых доказана Кораном и Сунной.

Например, то, что фараон утонул и то, что Муса (мир ему) взошел на гору Тур (Синай).

Б . Предания, ложность которых доказана Кораном и Сунной.

Например, в иудейских приданиях встречается, что наш господин Сулейман (мир ему) стал (аазанАллах — да убережет нас Аллах от таких убеждений!) вероотступником в последние годы жизни. Опровержение этому ясно дается в Коране, где говорится:

وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَـٰكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ

«Сулейман не стал неверным, это шайтаны стали неверными » (2:102).

Приведем другой пример.

В исраилийят упоминается (аазанАллах!), что наш господин Давуд (мир ему) совершил прелюбодеяние с женой своего генерала (Урийя) или после многих ухищрений убил его и женился на его жене. Это также вопиющая ложь, и обязательно считать подобные передачи ложью.

В . Предания, насчет которых Коран, Сунна и Шариат ничего не говорят. Относительно них метод Пророка (мир ему и благословение Аллаха) — соблюдать молчание и ни подтверждать их, ни опровергать. Однако среди ученых есть разногласия относительно того, дозволено ли передавать такие рассказы. Хафиз Ибн Касир дает окончательную фетву о том, что передавать их дозволено, но бесполезно, поскольку они все равно не могут быть восприняты как достоверные (Мукаддама, Тафсир Ибн Касир).

Заблуждения насчет тафсира

Надеемся, что подробности, приведенные в этой статье, разъяснили, что тафсир Корана – исключительно сложное и тонкое дело, для которого недостаточно лишь знания арабского языка. В действительности необходимо быть экспертом во всех связанных с этой науках.

Таким образом, ученые говорят, что муфассир, или толкователь Корана, должен иметь обширные, глубокие познания в синтаксисе, этимологии, риторике, литературе арабского, а также знания хадисов, основ фикха и тафсира (усуль аль-фикх и усуль ат-тафсир), акыды и калама. Ведь невозможно сделать верные выводы, объясняя Коран, без необходимых знаний в этих областях.

К сожалению, в последнее время мусульман охватила опасная эпидемия — люди стали считать одно лишь умение читать по-арабски достаточным для толкования Корана.

В результате любой, кто умеет просто читать по-арабски, начинает выносить решения в области тафсира Корана. Фактически, некоторые люди, имеющие лишь посредственное знакомство с арабским языком, пускаются в толкование аятов и даже доходят до того, что начинают искать ошибки у муфассиров прошлого. И еще хуже — есть притеснители, которые, просто прочитав перевод, считают, что они стали учеными Корана и даже не испытывают стыда, критикуя муфассиров великого уровня.

Нужно уяснить, что это в высшей степени опасный путь, который приводит к фатальному заблуждению в вопросах религии.

Если обратиться к светским профессиям и наукам, любой понимает, что ни один разумный человек в мире не признает врачом того, кто, стоило лишь ему выучить английский, взялся изучать медицинскую литературу, и уж тем более его не признают достойным заботиться о чьей-либо жизни, если он не учился и не практиковался в медицинском институте. Таким образом, выучить английский — это не все, что нужно для того, чтобы стать врачом.

Подобным же образом, любой, кто владеет английским, если он захочет стать инженером с помощью книг, очевидно, что люди в здравом уме не примут его как инженера. Причина этого в том, что мастерство в области техники не приобретается через изучение английского, оно требует образовательной подготовки в данной области под надзором и руководством профессионалов-учителей.

И если очевидно, что, чтобы стать врачом или инженером, необходимо соблюдение строгих требований, то как может быть достаточным изучение одного лишь арабского в вопросах, связанных с Кораном и хадисом?

В любой сфере жизни люди поступают согласно принципу, что для каждой профессии или науки есть свой особый способ обучения и особые условия. И до тех пор, пока не выполняются эти требования, мнение обучающегося по любому из данных предметов или наук не считается достойным доверия. Если это так, то как Коран и Сунна могут быть таким полем исследования без особых требований, что нет нужды приобретать какие-либо навыки и осваивать науки для того, чтобы объяснять их, и любой может начать выносить решения по этому вопросу?

Некоторые говорят, что в самом Коране говорится:

وَلَقَدْ يَسَّرْنَا الْقُرْآنَ لِلذِّكْرِ فَهَلْ مِن مُّدَّكِرٍ

«Поистине, Мы облегчили Коран, чтобы он стал назиданием и наставлением » (54:17) .

И поскольку Священный Коран – простая книга, то его трактование едва ли нуждается в опоре на какое-либо мастерство или науку. Этот довод, однако, ужасен — он ложен, глуп и свидетельствует о поверхностном понимании.

Истина в том, что есть два вида аятов Корана.

Первый – аяты, содержащие назидания, касающиеся событий, ориентированных на извлечение уроков, говорящие о вещах,связанных с предостережениями и поступками, основанными на здравом совете.

Это такие аяты, в которых речь идет о бренности этого мира, Рае и Аде, о рассуждениях, которые вселяют в сердца боязнь Всевышнего и касаются загробной жизни и других жизненных истин. Аяты такого рода, вне сомнения, легки, и любой, кто знает арабский, может извлечь пользу от назидания и размышления над ними.

И именно в отношении таких аятов говорится: «Мы облегчили… ». Выражение «для назидания » в этом аяте как раз и указывает на этот смысл.

Второй же вид аятов касается предписаний, законов, пунктов веры и интеллектуальных вопросов. Эти аяты необходимо верно понимать и нельзя выводить из них хукм (здесь: шариатское решение по тому или иному вопросу) без необходимого широкого и глубокого видения и проникновения в различные области исламского знания.

Именно поэтому благородные сахабы, чьим родным языком был арабский и которые не нуждались в лингвистической подготовке, проводили долгое время изучая Коран, получая знания от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Алляма Суюти передает от имама Абу Абдуррахмана ас-Сулями, что сахабы, о которых достоверно известно, что они изучали Коран у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), такие, как наш господин Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), передали, что после того, как они заучивали 10 аятов Корана от благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха), они не переходили к следующим десяти аятам до тех пор, пока не поймут разумом все смыслы этих аятов и пока не станут их применять в жизни. Они говорили: «Мы изучили все вместе: [аяты] Корана, знание [его смысла] и применение [в жизни]» (Имам ас-Суюти, «Аль-Иткан фи ‘улюмиль-Куран», т. 2, с. 1769) .

В соответствии с этим, как пишется в «Муватта» имама Малика (да будет доволен им Аллах), наш господин Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) потратил 8 лет на заучивание суры «Аль-Бакара». В «Муснаде» имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) передаются слова нашего господина Анаса (да будет доволен им Аллах):

«Тот из нас, кто выучил суру «Аль-Бакара» и суру «Аль-Имран», приобретал высокий статус» (Имам ас-Суюти, «Аль-Иткан фи ‘улюмиль-Куран», т. 2, с. 1769).

Стоит поразмыслить над тем, почему благородные сподвижники, чьим родным языком был арабский и которые были специалистами в поэзии и науках, которым не составляло труда составлять в уме и воспроизводить по памяти длинные поэмы-касыды, тратили целых 8 лет лишь для того, чтобы запомнить одну суру из Корана и понять ее смысл?

Единственная возможная причина — это то, что они не считали глубокое владение арабским языком достаточным для того, чтобы считаться учеными в области Корана. А для того, чтобы стать таковыми, было необходимо обучаться и находиться рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто-либо, кто скажет о Коране что-либо без знаний, — пусть готовит себе место в Аду » (Абу Дауд, «Иткан», т. 2, с.179).

Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

«Кто-либо, кто скажет о Коране на основании своего мнения, даже если он скажет правду, все равно совершил ошибку » (Абу Дауд, Насаи).

Известные толкователи Корана


Со времени благословенного пророчества на Священный Коран писалось бесчисленное множество тафсиров. Ни одна другая книга мира не получила столько внимания ученых, сколько получил Коран.

Невозможно представить всех толкователей даже в очень подробной работе и уж тем более в таком кратком введении в историю тафсира, как это. Однако мы все же хотели вкратце упомянуть самых важных муфассиров, чьи книги служат как первостепенные источники толкования Корана сегодня.

Тафсир Ибн Джарир

Настоящее название тафсира – «Джами’ аль-Байан». Автор — алляма Абу Джа’фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (Умер в 310-м году по хиджре) . Алляма Табари был муфассиром и мухаддисом высокого уровня и историком. Говорится, что он беспрерывно писал в течение сорока лет по 40 страниц в день («Аль-Бидаят ван-Нихаят, т. 11, с.145).

Против него выдвигались обвинения, что он шиит, однако ученые опровергли это, и истина в том, что он очень уважаемый суннитский ученый. Его тафсир в 30-ти томах имеет статус главного источника для поздних муфассиров. Объясняя смыслы аятов, он цитирует различных ученых и затем доказывает позицию которая, по его мнению, является более весомой в свете доводов. Однако следует признать, что в его тафсире присутствуют хадисы всех видов: сильные и слабые. По этой причине не все хадисы, приведенные им, можно считать надежными. В действительности, целью составления этого тафсира было собрать и составить все хадисы, которые были ему доступны, для того чтобы этот материал можно было использовать далее.

Имам Рази особое значение уделил каламу и опровержению заблудших сект в соответствии с тем, что диктовало его время. Поэтому его рассуждения были в некоторых местах слишком длинными. Вследствие этого некоторые люди так комментируют его тафсир: «В этой работе есть все что угодно, кроме тафсира».

Однако подобный комментарий – большая несправедливость к «Тафсиру аль-Кабир». Истина в том, что работа занимает высокое место в области толкования Корана. В то же время есть места, в которых его объяснение противоречит иджме. Таких мест, однако, очень мало, и они очень редки в этом всеобъемлющем 8-митомном шедевре.

Аль-Бахр аль-Мухит

Автор — алляма Абу Хайян аль-Гарнати аль-Андалузи, мастер синтаксиса и риторики, помимо других исламских наук. Вследствие этого его тафсир изобилует рассуждениями о синтаксисе и риторике. Особое значение он придает исследованию слов каждого аята, различий в структуре и риторических приемах.

Ахкям аль-Кур’ан лиль-Джассас

Автор — имам Абу Бакр аль-Джассас ар-Рази, алим, который занимает видное место среди ученых-ханафитов. Выведение юридических повелений и хукмов из Священного Корана – предмет этой книги. Вместо последовательного объяснения каждого аята, он взял подробности фикха, сообщаемые этими аятами, где речь идет о предписаниях, и расположил их в этом порядке. По этому предмету были написаны и другие книги, но это самая видная среди них.

Ад -Дурр аль -Манасур

Автор этого тафсира — алляма Джалалуддин аль-Суюти. Полное название — «Ад-Дурр аль-Манзур фит-тафсир биль-Ма’сур». В нем алляма Суюти постарался собрать все хадисы о тафсире Корана, которые ему удалось найти. Некоторые другие мухаддисы, такие, как хафиз Ибн Джарир, имам Багави, Ибн Мардувайх, Ибн Хиббан и Ибн Маджа ранее делали подобные попытки и собрали столько хадисов, сколько каждый из них мог найти.

Алляма Суюти в своей работе собрал все собранные ими хадисы. Но вместо того, чтобы приводить цепочку (иснад) к каждому хадису, он посчитал достаточным указать на конкретного автора, который включил этот хадис в свой сборник. При необходимости можно свериться с оригинальным источником, чтобы узнать статус иснада. Поскольку целью автора было просто собрать массу хадисов, здесь собраны все виды хадисов, в том числе, и слабые. В связи с этим любой хадис из этой работы не может считаться достоверным без выяснения источника. Также есть случаи, когда алляма Суюти не указывает в каждом хадисе автора (который включил его в свой сборник). И поскольку он известен своей нетребовательностью с точки зрения критики хадисов, сложно полностью положиться на его суждения. Рух аль-Ма’ани

Полное название этого тафсира – «Рух аль-Ма’ани фи тафсир аль-Кур’ан аль-Азым вас-Саб’аль Масани». Его написал алляма Махмуд аль-Алуси, известный ученый последнего периода багдадской школы. Этот тафсир состоит из 30-ти томов. Он приложил все усилия для того, чтобы его тафсир охватил все [науки]: этот труд содержит подробные исследования в вопросах грамматики, синтаксиса, видах чтения, риторики, фикха, акыды, калама, философии, астрономии, тасаввуфа и хадисы по теме.

Автор попытался разъяснить аяты со всех сторон, не оставляя ни одного аспекта аята неразъясненным. С точки зрения хадисов автор более осторожен по сравнению с другими муфассирами. С этой точки зрения это всесторонний и очень содержательный труд, без обращения к которому не обойдется ни одна попытка написания нового тафсира.

Статья из введения в «Маарифуль-Куран» Таки Усмани.


И стория тафсира
При жизни пророка Мухаммада صلى الله عليه و سلم все разъяснения относительно аятов Корана давались только им. После его смерти эту задачу решали его сподвижники, которые знали различные подробности относительно ниспослания тех или иных аятов. Некоторые сподвижники пророка воздерживались от толкования Корана на основании собственных выводов (ра’й), которые были выведены альтернативными методами исследований. Они помнили разъяснения тех или иных аятов, которые слышали непосредственно от пророка и только на этом основании говорили об их смыслах. Например, так поступали Абу Бакр и Абдулла ибн Омар.

Такой же позиции придерживались и многие табиуны, как например Убада ас-Салмани, Саид ибн аль-Мусаййаб, Салим ибн Абдулла, Касим ибн Абдулла ибн Абу Бакр, которые комментировали Коран только на основании речей и поступков пророка Мухаммада, о которых они слышали от сподвижников. Однако другая часть сподвижников пророка, наряду с этим применяла и альтернативные методы толкования. К ним относились, например, Омар ибн Хаттаб и Абдулла ибн Аббас. В частности Омар, если в этом была необходимость, приглашал знатоков арабского языка из различных племен и консультировался с ними относительно смыслов различных слов из Корана. В целом можно говорить о том, что сподвижники пророка Мухаммада صلى الله عليه و سلم для толкования Корана обращались в первую очередь к его собственным словам и поступкам. Однако по мере развития мусульманского государства и общества возникали все новые и новые проблемы, которые не были затронуты в Сунне пророка.

Поэтому в этих случаях они применяли альтернативные методы толкования Корана (т.е. делали иджтихад). Эти методы основывались на таких источниках, как изучение арабских обычаев, точное словарное значение тех или иных слов, исторические причины ниспослания аятов и т.д. Например, один из известных сподвижников и толкователей Корана Абдулла ибн Аббас в полемике с хариджитским лидером Нафи ибн Азраком о смыслах коранических аятов, приводил в доказательство своей правоты примеры из традиционной арабской поэзии. Традиция толкования Корана была продолжена и при жизни последующих поколений. Знаменитыми толкователями Корана периода жизни сподвижников были Али ибн Абу Талиб, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Масуд, Убай ибн Кааб.



В тот же период некоторые мусульмане, которые перешли в Ислам из Иудаизма и Христианства, пытались комментировать некоторые истории, о которых вкратце упоминается в Коране, аналогичными преданиями из Торы, Евангелия и других древних Писаний. Одним из таких людей был Кааб аль-Ахбар. Подобные толкования были названы исраилият . Однако такой метод толкования, в целом, был неприемлем и мусульманская ортодоксия неоднозначно относилась к исраилияту. Но, в то же время, исраилият в какой-то мере может быть приемлем, если не противоречит Корану и повторяет его смыслы. По мере развития науки о толковании Корана, в мусульманском мире стали развиваться различные школы тафсира, три из которых стали основными.

Первая из них была основана в Мекке Абдуллой ибн Аббасом (ум. в 68/687). Известными последователями мекканской школы были: Саид ибн Джубайр (ум. в 94/712), Муджахид ибн Джабр аль-Макки (ум. в 103/721), Икрима (ум. в 105/723), Тавус ибн Кайсан аль-Йамани (ум. в 106/724) и Ата ибн Абу Рабах (ум. в 114/732), Абу аш-Шаша (ум. в 93/711). Вторая школа была основана в Ираке (г. Куфе) Абдуллой ибн Масудом (ум. в 132/682). Известными последователями иракской школы были: Алкама ибн Кайс (ум. 62/682), Масрук ибн аль-Аджда (ум. в 63/682), аль-Асвад ибн Йазид (ум. в 74/693), Мурра ибн Шарахил аль-Хамадани (ум. в 76/685 г.), Амир аль-Шаби (ум. в 103/721), аль-Хасан аль-Басри (ум. в 110/728) и Ибрахим аль-Нахаи (ум. в 195/713). Иракская школа широко использовала методы иджтихада и рай’а.

Третья школа была основана в Медине Убайем ибн Каабом (ум. в 22/643). Известными последователями мединской школы были: Мухаммад ибн Каб аль-Курази (ум. в 78/697), Абу аль-Алийа (ум. в 90/709) и Зейд ибн Аслам (ум. в 136/753). Помимо представителей этих школ, известные толкователи Корана были и в других регионах Халифата. Одними из наиболее известных среди них были: Даххак ибн Музахим аль-Хорасани (ум. в 105/723), Ата ибн Динар аль-Хузали (ум. в 126/744), Ата ибн Муслим аль-Хорасани (ум. в 135/757).
Указанные выше школы использовали для толкования Корана следующие пять источников:
1. Коран;
2. Хадисы;
3. Изречения сподвижников;
4. Исраилият;
5. Ра’й и иджтихад.

В период жизни табиунов ст али появляться первые сочинения по тафсиру. Считается, что первую такую работу осуществил Саид ибн Джубайр, который сделал это по приказу омейядского халифа Абд аль-Малика ибн Марвана (65/685-86/705). Однако по другим данным, впервые эту работу проделал Муджахид. Эта работа сохранилась до наших дней.
На протяжении второго века хиджры, шла активная работа по отбору и систематизации различных хадисов от пророка Мухаммада и были составлены сборники, разделенные на различные разделы. В этих сборниках отдельные главы были посвящены толкованию Корана, которые в форме хадисов восходили к пророку Мухаммаду и его сподвижникам. Большую работу в собрании хадисов, которые толкуют Коран, осуществили Шуба ибн аль-Хаджадж (ум. в 160/776), Ваки ибн аль-Джаррах (ум. в 197/812), Суфьян ибн Уйайна (ум. в 198/813).

Параллельно с этим писались и работы, посвященные только тафсиру Корана. До наших дней дошли тафсиры II века хиджры. Одним из самых ценных тафсиров того времени является тафсир Мукатила ибн Сулеймана (ум. в 150/767). В нем содержатся разъяснения относительно смыслов отдельных слов Корана, истории ниспослания аятов и их правовые аспекты. Рукопись этого тафсира сохранилась в одной из стамбульских библиотек.
В это же время был написан тафсир Суфьяна ас-Саври (ум. в 161/778), записанный его учеником Абу Хузайфой Мусой ибн Масудом ан-Нахди (ум. в 220/835). Этот тафсир сохранился в индийском городе Рампур.
Одной из самых лучших и всесторонних работ в области тафсира Корана была работа Йахйи ибн Саллама (ум. в 200/815). Эта работа предшествовала первому фундаментальному тафсиру Мухаммада ат-Табари (ум в 310/923).

Начиная с третьего века хиджры, толкование Корана стало самостоятельной наукой и уже не рассматривалась в качестве части науки о хадисах. На протяжении этого периода были написаны десятки тафсиров Корана, в которых их авторы, принадлежащие к различным исламским сектам, защищали вероучительные положения различных мусульманских групп - шиитов, хариджитов, мутазилитов. Много тафсиров было написано представителями суннитскими тафсиристами. Большое количество тафсиров было написано и в последующие века. Одними из самых знаменитых суннитских толкователей Корана были Мухаммад ат-Табари, Ибн Касир, Кади Байдави.
В умеренном шиизме методы тафсира Корана во многом сходны с суннитскими, хотя там имеются и некоторые отличительные особенности (См. Иснаашариты).

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

существуют три основных вида тафсира:

1. تفسير بالرواية тафсир би-р-ривайа - тафсир по преданиям. это тафсир корана по достоверным источникам, куда относятся объяснение корана кораном, объяснения пророка и, в некоторой степени, объяснения сподвижников. например, вопрос, который может возникнуть после прочтения аята:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ. ]الدخان، 3[
"воистину, мы ниспослали его в благословенную ночь. воистину, мы всегда увещевали". [ад-духан, 3]
объясняется аятом:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ... ]القدر، 1[
"воистину, мы ниспослали его в ночь предопределения". [аль-кадр, 1]

объяснения многих мест из корана дал пророк. таким объяснениям пророка посвящена целая глава под названием "толкование корана" в сборнике хадисов "сахих" бухари. например, в коране есть такие слова:

...وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الابْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الاسْوَدِ... ]البقرة، 187[

"… ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной…" [аль-бакара, 187]

ибн абу хатим передал:

после объяснения корана кораном и пророком следующим источником тафсира по преданиям является объяснение корана сподвижниками. наиболее известными сподвижниками, сделавших свой вклад в науку тафсир, были абу бакр, умар, усман, али, ибн мас"уд, ибн аббас, убайй ибн ка"б, зейд ибн сабит, абу муса аль-аш"ари и абдулла ибн зубайр. среди них ибн аббас считался лучшим знатоком корана. поскольку он был двоюродным братом пророка, а его тетя по материнской линии маймуна была одной из жен пророка, он был очень близок к пророку и поэтому хорошо знал коран и обстоятельства ниспослания сур. даже сообщается, что он дважды сам видел джибриля. ибн аббас считается основоположником науки тафсир.

муфассиров из числа последователей сподвижников подразделяют на три группы по месту их жительства и деятельности: мекканскую, мединскую и иракскую. особенно известна мекканская группа, так как они изучали тафсир непосредственно у ибн аббаса. самыми известными среди них были муджахид и икрима. из мединской группы последователей-муфассиров своими толкованиями корана прославились мухаммад ибн ка"б аль-карзи, абу-ль-"алийя ар-рияхи и зейд ибн аслам, учителем которых был сподвижник ибн ка"б. последователи-муфассиры из иракской группы жили в басре и в куфе. они учились у ибн мас"уда и самыми известными среди них были аль-хасан аль-басри и ибрахим ан-нахаи.

2. تفسير بالدراية тафсир би-д-дирайа - тафсир по знаниям [также известен под названием تفسير بالرأي тафсир би-р-ра"йи - тафсир по взгляду]. этот вид тафсира основан не строго на сообщениях пророка, сподвижников и последователей, а на размышлениях и на знаниях. это вовсе не означает, что муфассир дает объяснения, основываясь на своих догадках и предположениях. каждое свое мнение или высказывание он подтверждает достоверными источниками. ученые подразделяют тафсир по знаниям на два вида:
а) تفسير محمود тафсир махмуд - "похвальный тафсир", который соответствует основным источникам тафсира, исламским законам и правилам арабского языка;
б) تفسير مذموم тафсир маzмум - "порицаемый тафсир", составленный без должного знания основных источников тафсира, исламских законов и арабского языка. в таком случае получается, что тафсир основан только на собственном мнении и на предположениях, и такой тафсир не признается учеными.

3. تفسير بالإشارة тафсир би-ль-"ишара - тафсир по указанию, или тафсир по знакам. это толкование скрытых значений корана теми, чьи сердца были раскрыты аллахом. чаще всего это люди с мистической ориентацией или суфии. хотя нельзя отрицать, что аллах может раскрыть скрытые значения корана любому человеку, кому пожелает, следует сказать, что тафсир би-ль-"ишара не построен на научных принципах, которые можно изучить и потом применить, как в других отраслях тафсира. поэтому некоторые исламские ученые не признают его. однако ибн аль-каййим писал, что тафсир би-ль-"ишара позволительна и может дать хорошие результаты, если в нем соблюдены следующие четыре принципа:

Объяснение не должно противоречить очевидному значению аята.
- объяснение должно быть разумным и логичным.
- в аяте должны быть слова, дающие повод к такому объяснению.
- объяснение должно быть тесно связано с очевидным значением аята.

иногда муфассиры не соглашаются с объяснением того или иного аята, данным другими муфассирами. на это имеется несколько причин:

Пренебрежение к иснаду (цепи передач) в хадисе.
- cсылки на недостоверные источники, как например, исраилияты (факты, взятые из иудейских и христианских источников).
- сознательно искаженное представление факта, основанное на предвзятом мнении или по другим предосудительным мотивам.
- искреннее заблуждение муфассира в понимании аята.
- многозначность аята.

что касается исраилиятов, сподвижники ими пользовались редко, последователи - чаще, а более поздные поколения - еще чаще. многие места в коране можно объяснить, ссылаясь на иудейские и христианские источники, но такими сообщениями следует обращаться очень осторожно. ибн аббас сказал:

"есть четыре вида тафсира: правильный тафсир, понятный арабам (то есть тафсир, написанный правильно и с доказательствами из исламских источников), тафсир невежественных, тафсир, признанный учеными и тафсир, который никому неизвестен, кроме Аллаха".

__________

Методы тафсира
Наиболее надежным видом толкования является толкование одних аятов Корана другими. То есть, кратко изложенный смысл одних аятов более подробно дополняется другими аятами.Например: «Вам дозволено [есть мясо] животных, исключая тех, которые запрещены вам [Кораном]» (Коран, 5: 1). Какое именно мясо нельзя есть мусульманам разъяснено в другом аяте: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха» (2: 173).

Если смысл какого-либо аята не раскрывается в полной мере другими аятами Корана, то используются другие методы толкования, основными из которых являются:
1. Тафсир ар-Ривая. Этот вид тафсира основывается на различных хадисах, которые разъясняют либо комментируют тот или аят Корана. Тавсир ар-Ривая исключает возможность толкования Корана на основании частного мнения толкователя.

2. Тафсир ад-Дарая. В случаях, если толкователям не удается найти хадисы для комментария аятов, либо же имеющиеся предания по каким-то причинам не удовлетворяют их требованиям, они истолковывают аяты на основании собственных выводов (ра’й) , которые выводятся альтернативными методами исследований (иджтихадами). Для этого они внимательно изучают стиль повествования аятов, точное словарное и смысловое значение слов, из которых они состоят. Для осуществления такого вида тафсира нужны большие познания. Истолкование Корана поверхностным его прочтением запрещено хадисами пророка Мухаммада. Для правильного понимания смыслов коранических аятов необходимо обращаться только к тафсирам ученых.

Наука о толковании Корана разделяется на несколько разделов . Некоторыми из них являются:
1. Гариб аль-Куран, в котором изучается лингвистика и фонетика Корана. Первоначально изучались различные слова, значение которых было не совсем ясным и однозначным. То есть речь шла о словах, которые не были распространены среди арабов, встречались в некоторых арабских диалектах или были заимствованы из других языков. Позднее стали изучаться также вообще все слова и обороты в Коране. Дело в том, что с протяжением времени арабский язык стал подвергаться воздействию других языков. В связи с этим возникла проблема адекватного понимания слов и смыслов Корана в изчальном виде. Благодаря Гариб аль-Курану стало возможным правильное понимание аятов Корана, были составлены терминологические и толковые словари.

Тафсиры в этой области восходят к самому раннему периоду исламской истории. Считается, что этой проблемой впервые занялся Абдулла ибн Аббас (ум. в 68/687). Более фундаментальные работы в области коранической лингвистики и фонетики были написаны в период правления династии Аббасидов в 132/750-300/912 годах;
2. Асбаб ан-Нузуль, в котором изучаются причины и события, предшествующие ниспосланию пророку Мухаммаду аятов Корана. Это значительно облегчает их понимание;
3. Ахкам аль-Куран, в котором изучаются правые и вероучительные предписания, содержащиеся в коранических аятах.

4. Муташабих аль-Куран, в котором изучаются аяты Корана, которые имеют сокрытый эзотерический смысл. Это относится к некоторым аятам, смыслы которых представляются для толкователя неясными и нуждаются в предположениях. (См. Муташабиха);
5. Фадаиль аль-Куран, в котором изучаются достоинства Корана;
6. Иджаз аль-Куран, в котором изучаются чудесность и неподражаемость Корана по форме и содержанию.
7. Мушкиль аль-Куран, в котором объясняются смыслы некоторых аятов, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми, и доказывается, что в Коране нет противоречий.
8. Насх и мансух, в котором изучается отмена правового действия одного аята другим.

Вся хвала Аллаху.
Каждый из этих тафсиров написан великими суннитскими учеными, и ученые рекомендуют использовать их. Каждый из них имеет свои особенности, и ищущий знания не может показать преимущества кого либо из них.

1. Тафсир Табари.
Имам Мухаммад ибн Джарир ат Табари родился в 224 году хиджры, и умер в 310 году хиджры, в возрасте 86 лет, в Табаристане.
Его тафсир назван Джами аль Байан фи Тавиль Айил Гуран.
Абу Хамид аль Исфараини сказал: «Даже если путешественник отправился бы за ним в Китай, то это не было бы слишком» Табагат аль Муфассирин аль Дувуди 2:106

Ибн Хузайма сказал: «Я прочел его от начала до конца, и я не знаю человека на земле более знающего чем ибн Джабир.» Сийар алам аль Нубала, 14:273

Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал: «Наиболее достоверным из тафсиров, которые используются людьми, является тафсир Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) ибн Джарира ат Табари, потому что в нем упоминается мнение саляфов с доказанным иснадом и в нем нет нововведений, и в нем нет сообщений от сомнительных лиц, таких как Мугатиль ибн Букайр и аль Калби.» Маджму аль Фатава 13:358
Он также сказал в Мугаддима фи Усуль ал Тафсир (стр 35), относительно тафсира ибн Дажирира: «Это один из лучших и величайших тафсиров. Он основывался на мнение трех поколений муфассиров из саляфов: сахабов, табиинов и последователей табиинов. И он цитировал им мнение с иснадом. Это важная особенность книги, которая отсутствует у многих других тафсиров. Но это не имеет значения для простых мусульман которые не исследуют иснадов, и не различают между достоверным и слабым; все что им нужно это узнать слабый или сильный иснад….
Когда он завершал цитировать их мнения, он писал какое из них наиболее правильное, и затем описывал каким образом он приходил к данному мнению.»

2. Тафсир ибн Кясир.
Полное имя Абулфида Исамилль ибн Кясир аль Димашги, умер в 774 п.х.
Его тафсир назван Тафсир аль Гурани ль Азим
Ас-Суити сказал относительно этого тафсира: «Ничего лучшего не было написано» Тазкират аль Хиффаз, стр 534

Этот тафсир основан на комментариях текстов – аятов и хадисов – и он второй по известности среди ученых, после тафсира Табари.
Он написан в совершенном и легком стиле который не утомляет, и который не слишком краток.
Он объясняет аяты цитируя другие аяты. Затем, он цитирует хадисы которые были сказана по данной теме, и он приводит иснады некоторых из них, особенно те которые были переданы имамом Ахмадом в его Муснаде, так как он знал его наизусть. Во многих случаях он говорит о слабости или достоверности хадисов, что является одним из достоинств его тафсира. Когда он цитирует мнение саляфов, включая Сахабов и Табиинов, он отмечает какое мнение более предпочтительно. Он также избегает спорных мнений.
Мухаммад ибн Джафар аль Катании сказал: «Он полон хадисами и сообщениями с иснадами, и с указанием их достоверности» Рисала аль Мустатрафа, стр 195

Он уделяет внимание к шариатскому отношению к Исраиляту (сообщению от иудеев) и цитирует некоторые из них в своих комментариях.

Заключение:
Без этих тафсиров нельзя обойтись. Относительно превосходства, то не было ничего лучше написано чем тафсир Табари. Он является основным у ученых и ищущих знания, но он не подходит для обычных людей, потому что они не могут понять его правильно Тафсир ибн Кясира более подходит обычным людям, и в нем также много пользы для ученых и ищущих знания

ТАФСИР (араб.) - комментарий, толкование Корана. Произведения этого жанра сыграли важнейшую роль в становлении, развитии и распространении ислама. В специфической форме они отразили основные этапы политической борьбы в мусульманском мире. Вырванные из текста Корана отдельные его фрагменты подвергались значительным переосмыслениям еще при жизни пророка. Поэтому, по мере возрастания уровня знаний мусульман, некотрые аяты текста священной книги были заменены. Отсюда расхождения между аятами мекканского и мединского периодов жизни Мухаммеда. С течением времени и распространением ислама в каждой новой социально-культурной среде важность правильного толкования Корана возрастала. Первоначально Коран истолковывался устно. Отдельные аяты и суры часто комментировались имамом в мечети после пятничной проповеди - хутбы. Особый жанр, связанный с толкованием Корана, начал за-рождаться в ходе формирования сунны. Он долго не выделялся в самостоятельную дисциплину и развивался в рамках работ, посвященных жизнеописанию пророка Мухаммеда. Со временем среди такого рода произведений стали появляться и специальные комментарии, посвященные толкованию Корана. Они унаследовали уже выработанную процедуру исследования и уже имеющийся тезаурус. Такие комментарии получили название Т. Их основателем считается двоюродный брат пророка Мухаммеда Абдаллах ибн Аббас (умер в 687 году). С момента своего возникновения Т. стал служить идеологическим оружием в политической борьбе между различными течениями в исламе. Эта борьба привела к расколу исламской общины на сторонников буквального понимания коранического текста и тех, кто искал в Коране «скрытый», «тайный» смысл. В контексте этой полемики разгорелись споры о методах комментирования Корана, о границах допустимого при поисках «скрытого» смысла. Полемика отразила и борьбу мутазилитов с их противниками. Наиболее значительным мутазилитским Т. считается сочинение аз-Замахшари (1074-1143 гг.), которое позже было принято даже суннитами, правда с некоторыми поправками и оговорками. В толкованиях к Корану отразились и деятельность исмаилитов, и борьба за возвращение исламу его первоначальной «чистоты», и многое другое. Наличие в исламе различных религиозно-политических и идеологических движений и направлений часто приводило к тому, что Т. одного автора либо совмещал сразу несколько непримиримых между собой точек зрения, либо всех их опровергал. Так, например, широко известный в исламском мире Т. ар-Рази имеет как антимутазилитскую, так и антизахиритскую направленность. Заслугой ар-Рази является то, что он создал свой Т. с учетом естественно-научных достижений современной ему эпохи. Наиболее известными и авторитетными Т., помимо уже названных, считаются сочинения ас-Саалиби (умер в 1035 г.), ал-Байдави (умер в 1316 г.) и совместный труд ал-Махалли (умер в 1459 г.) и ас- Суюти (умер в 1505 г.), получивший широкую популярность в исламском мире под названием «Тафсир аль-Джалалейн». Поскольку перевод Корана долгое время не допускался, то Т., сопровождавшие его текст подробным комментарием на разных языках, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном новообращенных мусульман, не владеющих арабским языком. На рубеже XIX-XX вв. с помощью новых Т. некоторые мусульманские экзегеты пытались, с одной стороны, объявить те или иные научные достижения и социальные представления предсказанными Кораном, с другой - внести в широкую среду мусульман современные им научные представления, подав их в контексте традиционных исламских религиозных ценностей и представлений. Наиболее авторитетным из современных Т. является «Тафсир аль-Манар».

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 215-217.



Поделиться