Какие требования предъявляют к рекламе услуг. Правовые основы рекламной деятельности

Общие требования.

Под общими требованиями следует понимать такие требования, которые обращены к любой рекламе, незав??имо ни от вида товара, ни от вида рекламируемой деятельности, ни от каких бы то ни было иных критериев.

К общим требованиям, предъявляемым к рекламе, относятся: распознаваемость рекламы, распространение на русском языке, наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию, наличие пометки "подлежит обязательной сертификации" при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, добросовестность, достоверность, этичность рекламы.

Распознаваемость рекламы означает, что та или иная информация воспринимается именно как реклама незав??имо от формы, способа ее распространения, без применения технических средств и незав??имо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей.

Для выполнения этого требования Законом "О рекламе" установлено правило об обязательном предварительном уведомлении о том, что предлагаемая информация носит рекламный характер. Такое уведомление может быть выражено любым способом, главное, чтобы оно было понятно потребителю рекламы.

Это можно проиллюстрировать примером из практики рассмотрения споров арбитражными судами, приведенном в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37. В Информационном письме, содержащем Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, приводится следующий казус.

Антимонопольный орган направил организации-рекламораспространителю (газете) предписание с требованием прекратить использование в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара, либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом и не допускать в дальнейшем публикаций без пометки "на правах рекламы". После того как рекламораспространитель опубликовал беседу корреспондента с начальником отдела маркетинга коммерческой организации об успехах последней и достоинствах производимого ею товара без сопровождения указанной пометкой, антимонопольный орган принял постановление о применении к рекламораспространителю штрафа на основании п. 3 ст. 31 Закона "О рекламе".

Суд заявленное требование отклонил, правомерно руководствуясь следующим.

Статья 5 Закона ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ не устанавливает специальной формы для надлежащего предварительного сообщения об использовании в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей на конкретный товар или определенного изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним, т.е. в рекламных целях.

Требование предписания о том, чтобы сообщение о рекламном характере информации имело исключительно форму пометки "на правах рекламы", противоречит Закону.

В рассматриваемом случае содержание опубликованной статьи сводилось к рассказу об успехах организации и о хорошем качестве производимого ею товара (работ, услуг). Перед текстом статьи выделенным шрифтом разъяснялось, что вынесенная в заголовок фраза довольно часто используется в рекламе организации, а в статье пойдет речь о том, что стоит за этой рекламой.

Указанное сообщение по сути является именно надлежащим предварительным оповещением потребителя о рекламном характере следующей за ним информации, поскольку позволяет ему распознать соответствующий материал как рекламный непосредственно в момент его представления.

С учетом изложенного арбитражный суд обоснованно признал, что при опубликовании названного интервью рекламораспространитель не нарушил правило ст. 5 Закона "О рекламе" о сопровождении соответствующей информации сообщением о ее рекламном характере.

Оповещение о рекламном характере информации, как указал Высший Арбитражный Суд, допустимо в любой форме, позволяющей распознавать материал как рекламу в момент его прочтения Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37.

Распространение на русском языке.

Это требование означает, что рекламная продукция должна распространяться на русском языке Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37. В то же время законодательством предусмотрены исключения из этого общего требования. Речь идет о тех случаях, когда радио- и телевещание, распространение печатных изданий ведутся исключительно на государственных языках республик, родных языках народов РФ и иностранных языках. Кроме того, допускается использование в рекламном процессе товарных знаков (знаков обслуживания), зарегистрированных на иностранных языках.

Наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию. Это требование означает не только необходимость наличия у рекламодателя лицензии, но и указания в рекламной информации номера лицензии и наименования органа, выдавшего лицензию.

Наличие пометки "подлежит обязательной сертификации" при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации. В отношении ряда товаров предусмотрена обязательная сертификация. Так, например, Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 устанавливает, что перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи включает в себя средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования, и других. В постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" указаны товары, подлежащие обязательной сертификации, например мясо, чай, кофе, пряности, сахар и так далее.

В качестве примера из судебной практики относительно данного требования, предъявляемого к рекламе, можно привести постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2004 г N Ф09-3116/04ГК.. ОАО "НК "Роснефть" - Курганнефтепродукт" под своим товарным знаком и логотипом поместило в деловой общественной газете "Зауральский курьер" N 50(283) от 24 декабря 2003 г. рекламное объявление следующего содержания: "ОАО "НК "Роснефть - Курганнефтепродукт". Только качественное топливо!" "ОАО "Роснефть - Курганнефтепродукт" приглашает владельцев автотранспорта обслуживаться по смарт-картам.

Смарт-карта позволяет:

  • 1. Получать нефтепродукты в городе Кургане и всей области со скидкой: - для физических лиц 5%; - для организаций до 1,5 руб./л.
  • 2. Фиксировать цены на нефтепродукты.
  • 3. Получать распечатку данных об отпуске нефтепродуктов за любой период времени как в количественном, так и в денежном выражении, что очень удобно для бухгалтерского учета и отчетности.
  • 4. Гарантирует наличие нефтепродуктов в периоды дефицита.
  • 5. При утере "Карты" существует возможность ее блокировки.
  • 6. Возможность установки суточного лимита. Цена одной смарт-карты 0 руб. Вы платите только за нефтепродукты". Ниже перечислены адреса и телефоны. Объявление содержит фотографическое отображение смарт-карты, на которой указаны телефоны и адреса автозаправочных станций, указано наименование рекламодателя и изображен его товарный знак.

Решением N 14 от 24 декабря 2003 г. Курганским ТУ МАП РФ вышеуказанная реклама признана ненадлежащей в связи с несоответствием п. 4 ст. 5, п. 2 ст. 25 Закона "О рекламе". Рекламодателю выдано предписание N 14 от 24 декабря 2003 г. о прекращении нарушений рекламного законодательства путем снятия рекламного объявления с печати либо внесения коррективов в виде пометки "подлежит обязательной сертификации" (п. 4 ст. 5 Закона "О рекламе") и указания срока действия рекламы в рекламном объявлении (п. 2 ст. 25 названного Закона); предписано сообщить в антимонопольный орган об устранении нарушений в срок до 10 марта 2004 г.

ОАО "НК "Роснефть" - Курганнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных решения и предписания недействительными, полагая, что нарушений законодательства о рекламе им не допущено.

Проанализировав содержание рекламного объявления, суд пришел к обоснованному выводу о том, что имеющаяся в нем рекламная информация предназначена для формирования и поддержания интереса к рекламодателю, способствуя реализации его товара - нефтепродуктов, при помощи пакета льгот и преимуществ, предоставляемых покупателю - обладателю смарт-карты рекламодателя. Как следует из объявления, для рекламодателя сама по себе смарт-карта самостоятельным товаром (услугой) не является; для потенциального владельца карты она представляет ценность потому, что позволяет на более удобных условиях приобретать нефтепродукты рекламодателя; преимущества, предоставляемые владельцам смарт-карты, направлены исключительно на реализацию нефтепродуктов рекламодателя и проявляются при такой реализации.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорное рекламное объявление направлено на привлечение интереса к приобретению нефтепродуктов рекламодателя. Поскольку нефтепродукты подлежат обязательной сертификации постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013, выводы антимонопольного органа о том, что в силу п. 4 ст. 5 Закона "О рекламе" реклама этих товаров должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации", являются правильными.

Как установлено Законом, недобросовестной является такая реклама, которая, в частности, дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний.

Любая реклама должна быть достоверной. Не допускается недостоверная реклама. В соответствии со ст. 7 Закона "О рекламе" недостоверной является реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения в отношении:

  • - таких характер??тик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения;
  • - наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
  • - стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
  • - дополнительных условий оплаты;
  • - доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
  • - гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
  • - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
  • - прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;
  • - официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
  • - предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
  • - результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
  • - стат??тических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
  • - ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
  • - использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально;
  • - сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;
  • - ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;
  • - фактического размера спроса на товар;
  • - информации о самом рекламодателе.
  • - содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
  • - порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
  • - порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;
  • - порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.

В качестве примера неэтичной рекламы можно привести размещение ООО "Аква-Вита Трейд" на интернет-сайте образа православного монаха, держащего кружку с пивом и воблу (дело рассматривалось в 2002 г. до установления специальных требований к рекламе пива). Арбитражным судом данная реклама была признана нарушающей общепринятые нормы морали путем использования оскорбительного для верующих и священнослужителей Русской православной церкви образа православного монаха, пьянствующего с мирянами в общественном месте, и квалифицирована как неэтичная.

Специальные требования к рекламе установлены в отношении отдельных видов рекламы и не распространяются на всю рекламную продукцию. Законодательством установлен ряд ограничений, относящихся к содержанию рекламы, месту, времени, способу ее размещения. Требования связаны прежде всего с видом продукции.

Требования, предъявляемые к рекламе алкогольных напитков. Эти требования относятся к содержанию рекламной продукции, способам, месту, форме ее размещения, лицам, рекламирующим алкогольную продукцию. Законом установлено, что реклама этой продукции не должна создавать у потребителей рекламы впечатление о том, что употребление алкоголя - залог достижения успеха. Реклама не должна содержать информацию о том, что алкогольные напитки обладают положительным терапевтическим эффектом и улучшают физическое или психическое состояние. Запрещается демонстрация процесса потребления алкогольных напитков. Не допускается использование в рекламных целях образов физических лиц, не достигших 35 лет, а также запрещено участие в рекламе лиц, пользующихся популярностью среди молодежи в возрасте до 21 года. При рекламе алкогольных напитков не допускается дискредитация трезвого образа жизни.

Требования относительно времени распространения такой рекламы касаются рекламы в радиопередачах. В телепрограммах запрещена реклама алкогольных напитков. Требования, касающиеся места расположения рекламы алкоголя, относятся, во-первых, к печатным изданиям. Запрещено располагать такую рекламу на первой и последней полосах газет и на первой и последней страницах и обложках журналов. Во-вторых, запрещено распространять рекламу алкогольных напитков в детских, учебных, медицинских, спортивных и культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.

В целях защиты здоровья несовершеннолетних установлен запрет на обращение при рекламе алкогольных напитков непосредственно к несовершеннолетним, а также распространение этой рекламы в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях, предназначенных специально для несовершеннолетних.

Кроме требований к рекламе алкогольных напитков, установленных Законом о рекламе, определенные требования содержатся и в специальном законодательстве. Так, Федеральным законом от 22 ноября 1995 г N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции.

Так, публикации в приложении к газете "Коммерсантъ" - "Коммерсантъ "Weekend" статей И. Мальцева "Водка с Игорем Мальцевым" и "Вино с Игорем Мальцевым", размещенные 26 марта 2004 г. в N 54 и 2 апреля 2004 г. в N 59, признаны судом рекламой алкоголя, нарушающей требования Федерального закона п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", о рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, которая допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции. Такая реклама была квалифицирована судом как ненадлежащая реклама.

При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.

Требования, предъявляемые к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Такие требования относятся к содержанию рекламной продукции, способу, месту, форме ее размещения. Следует указать, что практически все требования, предъявляемые к рекламе алкогольных напитков, относятся и к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Более того, в Законе "О рекламе" установлен запрет на использование образов людей и животных при рекламе данной продукции, а также запрет на создание рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в виде мультипликационных (анимационных) фильмов.

Требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий. Все требования, предъявляемые к рекламе алкогольных напитков, кроме установленных в специальном законе, относятся и к рекламе табака и табачных изделий. При рекламе табака и табачных изделий также всегда следует предупреждать потребителей рекламы о вреде, причиняемом курением здоровью. В Законе установлены минимальные лимиты времени и места, отводимые для сообщений, содержащих такое предупреждение.

Требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств. Реклама лекарственных средств, с точки зрения правового регулирования подразделяется на рекламу лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, и рекламу лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, может распространяться только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. В средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых исключительно без рецепта врача. Специальные требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств, содержатся в Федеральном законе от 22 июня 1998 г N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".

Закон устанавливает, что при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта, а также не должно создаваться впечатление бесполезности медицинских консультаций или хирургических операций. Реклама не должна содержать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантированно.

Требования, предъявляемые к рекламе наркотических средств и психотропных веществ. Такие требования установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". В Законе предусмотрено, что реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в специальные списки, возможна исключительно в специализированных печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.

Требования, предъявляемые к рекламе пестицидов и агрохимикатов. Требования к рекламе этой продукции установлены Федеральным законом от 19 июля 1997 г N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Рекламировать можно только те пестициды и агрохимикаты, которые прошли государственную регистрацию. К особенностям рекламы следует отнести запрет на использование таких терминов, как "безопасный", "безвредный", "нетоксичный", "экологически безопасный" и т.п. Также запрещено включение в рекламу информации в любом виде о потенциально опасной практике обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В первом случае речь идет о боевом, служебном оружии, вооружении и военной технике, экспорт и импорт которых осуществляются на основании лицензии, в установленном законом порядке. Реклама этой продукции разрешена, но она может размещаться только в специализированных изданиях, а также на специализированных выставках и ярмарках.

Ко второму исключению относится реклама разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Такая реклама может размещаться либо в рекламных изданиях, либо в периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, либо может распространяться в местах применения охотничьего или спортивного оружия. Реклама этого оружия разрешена также в электронных средствах массовой информации, но только после 22 часов местного времени.

К специальным требованиям, предъявляемым к рекламе любого оружия, вооружения и военной техники, относится требование законодателя о том, что при рекламе не должны ни прямо, ни косвенно раскрываться технология производства и способы применения оружия.

Требования, предъявляемые к рекламе ценных бумаг. Эти требования установлены специальным законодательством Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы".

Законодатель устанавливает следующие требования. Реклама может содержать сведения только о реальных размерах дивидендов, выплаченных по простым именным акциям в течение последнего финансового года, о реальных процентах, выплаченных по различным видам вкладов в течение последнего финансового года. В рекламной информации должны содержаться сведения о дате и номере регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг, месте их регистрации и месте, где можно ознакомиться с условиями выпуска. Реклама эмиссионных ценных бумаг до даты регистрации их выпусков запрещена.

Законом также запрещено рекламировать ценные бумаги эмитентов, в которых не раскрывается информация в объеме и порядке, установленных законодательством. Не допускается объявление гарантий, обещаний или предположений о будущем размере доходов по ценным бумагам, прогнозов роста их курсовой стоимости.

Требования, предъявляемые к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг. Российское законодательство содержит специальные требования, предъявляемые к банкам, финансовым, страховым и инвестиционным организациям, а также иным юридическим лицам, привлекающим средства граждан и юридических лиц. Эти требования установлены в Законе "О рекламе", а также специальным законодательством Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы".

Суть установленных требований сводится к следующему. Реклама не должна вводить потребителей в заблуждение. В рекламе должно быть указано наименование (имя) рекламодателя, раскрываться информация относительно предоставляемых услуг. Рекламодатель, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязан также указать виды деятельности, которыми он занимается на рынке ценных бумаг. Кроме того, следует учитывать все иные требования, установленные специальным законодательством.

Законодательством определены требования, устанавливающие ограничения по рекламе такой деятельности. Это нововведение законодателя. Нормы закона, регулирующие рекламу в этой сфере предпринимательской деятельности, вступают в силу в январе 2006 г. Ограничения относятся к содержанию рекламы, месту, времени, способу размещения. Так, запрещено размещать рекламу деятельности по организации и проведению азартных игр и пари в помещениях аэровокзалов, на станциях метрополитена, в периодических печатных изданиях нерекламного характера, за исключением специализированных изданий, предназначенных для работников игорных заведений и для лиц, участвующих в играх и пари. Также реклама не должна создавать впечатление, что вероятность выигрыша велика, что, участвуя в играх и пари, можно улучшить свое имущественное положение. Реклама не должна быть обращена непосредственно к несовершеннолетним. Отметим, что установленные ограничения не распространяются на рекламу стимулирующих и государственных лотерей.

Требования, предъявляемые к способам размещения рекламы

Рекламная информация может доводиться до потребителей через периодическую печать, путем размещения в радио- и телепрограммах, в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании. Реклама может размещаться на стендах, световых табло и тому подобных технических средствах - так называемая наружная реклама. Возможно распространение рекламы на транспортных средствах и на почтовых отправлениях. В отношении каждого способа размещения рекламы предусмотрено специальное правовое регулирование.

Закон устанавливает требования относительно времени распространения рекламы, места ее расположения, объема рекламной информации, необходимости получения разрешения от соответствующего органа управления, собственника или иного титульного владельца имущества или территории, на которой располагается реклама.

О требованиях, касающихся времени распространения рекламы, уже говорилось при рассмотрении требований, установленных для размещения рекламы некоторых товаров, в частности алкоголя, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака и табачных изделий.

Требования, относящиеся к месту расположения рекламы, зависят от территории, на которой размещается реклама, а также от вида рекламируемых товаров, в частности, запрещено размещение рекламы алкоголя и табака в детских, учебных, спортивных организациях. Законодательством установлены особенности по размещению наружной рекламы.

Правовое регулирование устанавливается как Законом (ст. 14 Закона "О рекламе"), так и подзаконными актами Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования", Постановление Правительства Москвы от 22 января 2002 г. N 41-ПП "О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города", которыми утверждены Правила размещения средств наружной рекламы и информации в городе Москве. В соответствии с требованиями законодательства размещение наружной рекламы необходимо согласовывать с уполномоченными органами. Для получения разрешения на размещение рекламы необходимо соблюсти требования, предъявляемые к внешнему виду рекламной продукции.

Например, правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве содержат положение, в соответствии с которым тексты рекламных сообщений на средствах наружной рекламы и информации, расположенных на главных фасадах зданий, должны выполняться на русском языке, но зарегистрированные товарные знаки, логотипы или знаки обслуживания, не имеющие русскоязычного написания, могут быть выполнены в оригинальном виде. В этом случае высота и ширина букв в написании товарных знаков, логотипов и знаков обслуживания должны быть, как минимум, в два раза меньше по отношению к основному тексту, раскрывающему профиль предприятия, а количество и методы реализации изображений товарных знаков, логотипов и знаков обслуживания не должны доминировать над текстом, раскрывающим профиль предприятия. Кроме того, установлено, что правовым основанием размещения рекламы является заключенный на возмездной основе договор.

Требования законодателя относятся и к месту размещения рекламы.

Так, размещение рекламы в придорожной зоне автомобильных дорог не должно снижать безопасность движения. Решение о том, повлечет размещение рекламы в придорожной зоне снижение безопасности движения или нет, принимает уполномоченный орган управления автомобильных дорог. За выдачу разрешений взимается плата.

Свои особенности имеет и размещение рекламы на транспортных средствах. Размещать рекламу на транспортных средствах можно на основании договоров с собственниками транспортных средств или с уполномоченными ими лицами. Установлены ограничения, касающиеся мест размещения и объема занимаемой рекламой площади на транспортном средстве. Запрещено размещать рекламу на некоторых видах транспортных средств, например на транспорте, оборудованном специальными световыми и звуковыми сигналами Приказ МВД от 7 июля 1998 г. N 410 "Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах".

Эти требования установлены Законом "О рекламе" и направлены на защиту интересов несовершеннолетних. В ст. 20 Закона предусмотрено, что при производстве, размещении и распространении рекламы не допускаются:- дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних;

  • - внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары;
  • - привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо преимущество над другими несовершеннолетними, а также к тому, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект;
  • - размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;
  • - преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних;
  • - создание у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о стоимости (цене) товара для несовершеннолетних.

В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 года N 37, содержащем Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, приводится следующее дело.

Антимонопольный орган указал в своем решении, что названная реклама недопустима на основании ст. 20 Закона "О рекламе", поскольку внушает непосредственно несовершеннолетним мысль убедить родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары. В связи с этим антимонопольный орган направил рекламодателю предписание о прекращении нарушения.

Рекламодатель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, сославшись на повествовательный характер данной фразы, отсутствие в ней признаков внушения и то обстоятельство, что слова "школа" и "ребята" применимы не только к несовершеннолетним.

Суд удовлетворил заявленное требование.

Однако суд не учел следующего. Слова "ребята" и "школа" имеют в русском языке несколько значений. Первое может употребляться для различных возрастных групп и синонимично словам "дети", "молодые люди", "приятели", "свои люди"; второе обозначает учебное учреждение, здание, в котором оно находится, направление в области науки и т.п.

Вместе с тем из контекста фразы "В моей школе у многих ребят есть компьютер" однозначно следует, что речь идет о детях - учащихся школы, т.е. несовершеннолетних, а сама реклама предназначена вниманию последних и адресована непосредственно им.

Эта реклама привлекает интерес несовершеннолетних к дорогостоящему товару, повышающему престиж ребенка среди сверстников. Одновременно такая реклама внушает детям мысль о том, что многие знакомые им школьники уже имеют компьютер, а следовательно, товар доступен большинству семей по цене. Распространение подобной рекламы торговой организацией явно направлено на возбуждение у ребенка желания принадлежать к числу тех "многих ребят", которые являются обладателями компьютеров.

Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу, а также на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (пп. 4, 5 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе»)

Требования к рекламе некоторых видов товаров и услуг содержатся также в специальном законодательстве. Так, реклама лекарственных средств осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе и ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах» Реклама пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и т. д.

Слово «реклама» происходит от латинского слова «reclamer» («выкрикивать») и употребляется а значении информации о товарах м услугах с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары и услуги, а также в значении распространения сведений о чем-либо (ком-нибудь) с целью создания популярности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» реклама определена как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т. п.);
б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);
в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;
г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;
д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;
е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации.

  1. рекламодатель - лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.
  2. рекламопроизводителъ - лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.
  3. рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.

Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодателей, рекламолроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели , поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие вышеуказанного Закона не распространяется.

Субъектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

Общие и специальные требования, предъявляемы к рекламе

1. Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.

2. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

8. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних . Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.

  1. рекламе, распространяемой с помощью специальных средств - радиовещания, телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино-, видеообслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Так, особенности такой рекламы в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 11, 12 Федерального закона «О рекламе»). Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается определенными местами (крыша, боковые поверхности кузовов до определенной линии). Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50 процентов окрашенной поверхности кузовных деталей. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы, бортовые номера, ограничивать видимость с места водителя и т. д.;
  2. наружной рекламе, то есть распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения. Распространение наружной рекламы допускается только при наличии разрешения компетентного государственного органа или органа местного самоуправления . За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество;
  3. рекламе отдельных видов товаров - алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия . Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование может нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей. Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах. Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т. п. (п. 1 ст. 16Федерального закона «О рекламе»).

    Требования к рекламе некоторых видов товаров содержатся также в специальных законодательных актах (в Федеральных законах «О лекарственных средствах», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О физической культуре и спорте в РФ» и др.).

  4. рекламе отдельных видов услуг - финансовых, страховых, инвестиционных и др. Специальные требования в данном случае объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении, распространении рекламы этих услуг не разрешается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т. д.

    Сформулированные в ст. 17 Закона о рекламе требования детализированы в специальных нормативных актах . Так, требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

  5. рекламе, представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальная реклама).

Понятие и виды ненадлежащей рекламы

Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе приведен не исчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.

Недобросовестная реклама - это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке ; возможности доставки, гарантийных обязательств , сроков службы, сроков годности; исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица , индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград и т. п.

Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Законодательством предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.

При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу. Контрреклама - это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда , а также публичного опровержения ненадлежащей рекламы. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе был утвержден приказом МАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 147. Уголовная ответственность в данной сфере предусмотрена за осуществление заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ), и наступает она в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, но он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям.

Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О рекламе» контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляет Федеральный антимонопольный орган - Федеральная антимонопольная служба РФ, которая наделена следующими полномочиями:

  1. предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами ;
  2. направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;
  3. направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
  4. направляет в органы прокуратуры , другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
  5. вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды , в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок , связанных с ненадлежащей рекламой.
  6. вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.

Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на этот орган функций по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. При этом полученные таким образом сведения, составляющие коммерческую тайну , разглашению не подлежат. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.

Помимо государственных органов контроль в сфере производства и распространения осуществляют органы саморегулирования в области рекламы - общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц . В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О рекламе» они имеют следующие полномочия:

  1. привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов ;
  2. проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям;
  3. привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе;
  4. направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Органы саморегулирования в области рекламы также вправе предъявлять в установленном порядке иски в суд , арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.

При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок.

Общие требования, предъявляемые к рекламе

  • * реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и технических средств, независимо от того, в какой форме она преподносится;
  • * реклама на территории РФ может распространяться на русском языке и дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ;
  • * не допускается реклама о товаре, выпущенном без лицензии, если таковая необходима, а также реклама товаров, запрещенных к производству;
  • * реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться сообщением об этом;
  • * использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности разрешается только в порядке, установленном законодательством;
  • * реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику;
  • * реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

Требования, предъявляемые к отдельным способам распространения рекламы

рекламе, распространяемой с помощью специальных средств - радиовещания, телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино-, видео-обслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Так, особенности такой рекламы в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 11, 12 Федерального закона "О рекламе"). Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается определенными местами (крыша, боковые поверхности кузовов до определенной линии). Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50 процентов окрашенной поверхности кузовных деталей. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы, бортовые номера, ограничивать видимость с места водителя и т. д.;

наружной рекламе, то есть распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения. Распространение наружной рекламы допускается только при наличии разрешения компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество;

рекламе отдельных видов товаров - алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия. Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование может нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей. Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах. Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т. п. (п. 1 ст. 16Федерального закона "О рекламе").

Требования к рекламе некоторых видов товаров содержатся также в специальных законодательных актах (в Федеральных законах "О лекарственных средствах", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "О физической культуре и спорте в РФ" и др.).

рекламе отдельных видов услуг - финансовых, страховых, инвестиционных и др. Специальные требования в данном случае объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении, распространении рекламы этих услуг не разрешается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т. д.

1. Реклама должна быть добросовестной , недобросовестная реклама не допускается. Так, к недобросовестной относится реклама, которая: содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, произведенными другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

2. Реклама должна быть достоверной , недостоверная реклама запрещена. Недостоверной, в частности, является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; об ассортименте и о комплектации товаров, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара и т. п.

Согласно п. 29 постановления ВАС № 58 информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

3. Реклама должна быть этичной , не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Реклама не должна содержать информацию порнографического характера.

а) скрытой , т. е. оказывающей не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами;

б) опасной , т. е. побуждающей к совершению противоправных действий; призывающей к насилию и жестокости; формирующей негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждающей таких лиц и т. п.

а) отсутствовать часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

6. Реклама не должна размещаться в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального основного, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

а) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

в) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;

д) указание на лечебные свойства, т. е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий и др.

8. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ. Так, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РФ» предусмотрено обязательное использование в рекламе русского языка.

9. Не допускается реклама, злоупотребляющая доверием и недостатком опыта несовершеннолетних. В частности, в рекламе не допускаются дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками; формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром, показ несовершеннолетних в опасных ситуациях и др.

Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» , без указания категории данной информационной продукции. Реклама, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с данным Законом, не должна распространяться в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций.

10. Не допускается реклама ряда товаров : производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ; наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий; органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи; подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия; товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений, табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей.


Похожая информация.




Поделиться