Пропаганда войны. Пропаганда войны распространение информации о призыве к нападению на другие страны Пропаганда войны статья

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны – наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Ч. 2 ст. 354 УК РФ

Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 354 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона характеризуется публичными призывами к развязыванию агрессивной войны, представляющими собой рассуждения, обращения, развитие идей о необходимости агрессии, адресованные неопределенному кругу лиц и носящие неконкретный характер. Призывы могут быть устными или письменными. Публичность предполагает наличие не менее двух лиц.

2. Призывы признаются оконченным преступлением с момента их осуществления, независимо от дальнейшего развития событий и наступивших последствий.

3. Совершение публичных призывов с использованием средств массовой информации (ч. 2) представляет собой их распространение в периодическом печатном издании, сетевом издании, на телеканале, радиоканале, в телепрограмме, радиопрограмме, видеопрограмме, кинохроникальной программе, иной форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Понятие лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, содержится в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК.

Комментарий к статье 354 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Анализируемое преступление выражается в обращениях (в любой – устной, письменной или иной форме) лица к определенной аудитории (слушателей, читателей) с обоснованием целесообразности (допустимости) или необходимости объявления и ведения войны или военных действий против другого государства.

2. Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 354 УК, является публичность. Это означает, что призывы должны осуществляться в присутствии значительного числа людей или в расчете на то, что другие лица ознакомятся с ними впоследствии (например, наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания, распространение листовок и др.). Если содержание обращения по тем или иным причинам, не зависящим от виновного, не было воспринято адресатами призывов (дождь смыл надписи на плакатах, листовки были унесены ветром и т.д.), содеянное следует квалифицировать как покушение на совершение комментируемого преступления.

3. Необходимо отличать публичные призывы к развязыванию агрессивной войны от подстрекательства к развязыванию такой войны. В отличие от подстрекательства призывы носят общий характер и не связаны с воздействием на волю конкретного лица, которое может выступать субъектом преступления, предусмотренного ст. 353 УК.

4. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции статьи действий независимо от дальнейшего развития событий и наступивших при этом последствий.

5. Преступление, предусмотренное ст. 354 УК, совершается с прямым умыслом.

6. Субъектом данного преступления может быть гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший возраста 16 лет.

7. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи к числу обстоятельств, свидетельствующих о повышенной общественной опасности призывов к развязыванию агрессивной войны относится использование средств массовой информации (опубликование в печати, выступление по телевидению и радио и т.д.), а также совершение указанного деяния лицом, занимающим государственную должность РФ и государственную должность субъекта Федерации (см. комментарий к ст. 285 УК).

Комментарий к статье 354 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом преступления является состояние мира между государствами и народами. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны также относятся к числу преступлений, непосредственным объектом которых является мир. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно способствует формированию в обществе милитаристских тенденций, росту агрессивных настроений по отношению к другим государствам или народам, создает основу для политического, морального и нравственного оправдания агрессивных войн и, наконец, провоцирует или создает условия лицам, занимающим высшие государственные должности, для принятия решения о развязывании агрессивной войны. Призывы к войне являются одной из форм пропагандистской деятельности, способствующей формированию в обществе ее идеологических основ, причем эти основы не только создаются по отношению к народу страны, готовящейся к войне, но и являются способом влияния на позиции других стран. Практика, в том числе и последних лет, показывает, что, как правило, агрессивным войнам предшествуют мощные пропагандистские кампании, имеющие целью обосновать необходимость войны в глазах собственного народа и мирового сообщества. Пропаганда войны – это мощное оружие, используемое для обеспечения поддержки агрессии, осуждаемое международным сообществом. Так, например, осуждение пропаганды войны содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (СССР подписал пакт 18 марта 1968 г.). В ст. 20 этого документа говорится о том, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.

Объективная сторона публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выражается в письменных призывах или устных обращениях, доводимых до сведения более чем одного лица. При этом призывы могут сопровождаться обоснованием необходимости или целесообразности проведения военных действий против другого государства (государств), обращением к представителям власти с призывом объявления войны. Вместе с тем призывы к развязыванию агрессивной войны могут и не содержать в себе обоснований, аргументации. Их формой могут быть лозунги, плакаты, иная наглядная агитация. Для установления факта наличия призыва важно лишь то, что обращения в той или иной форме к аудитории по своему содержанию были прямо направлены на возбуждение или укрепление желания у субъектов развязывания агрессивной войны. Таким образом, призывы должны носить открытый характер. Завуалированное, подспудное воздействие на сознание населения, его отдельных групп не может расцениваться как рассматриваемые призывы к развязыванию агрессивной войны именно потому, что последние должны иметь открытый и явный характер. Например, выпуск кинофильма, где противная сторона показана в негативном плане, с правовых позиций не может быть квалифицирован как призыв к войне, хотя и способствует формированию у населения отрицательного отношения к какому-либо государству, национальности и т.п.

Публичность призывов означает их направленность, оказание воздействия как минимум на двух лиц. Но с позиции практики публичность зачастую характеризуется оказанием воздействия на неопределенно большой круг лиц.

Под развязыванием войны, как отмечалось выше, следует понимать совершение конкретных действий, таких как объявление войны, начало ведения военных операций, разрыв дипломатических отношений, провокация пограничных конфликтов и т.п. Таким образом, призывы к развязыванию войны означают призывы к совершению действий, ведущих к изменению мирных отношений между государствами или народами и решению вопросов с позиции военной силы.

Формы совершения деяния могут быть разнообразны: выпуск листовок, распространение писем, распространение и воспроизведение аудио- и видеозаписей, развешивание плакатов, выступления на собраниях, митингах, лекциях и т.п.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны будут считаться оконченным преступлением с момента совершения любого из указанных выше действий. С позиции объективной стороны состав этого преступления является формальным. Приготовительные действия к совершению рассматриваемого преступления (изготовление листовок, тиражирование писем, видеозапись и др.) не влекут за собой уголовной ответственности, поскольку преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 354 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Они могут быть самыми различными: расистские убеждения, религиозная неприязнь, корысть и т.д. Вместе с тем для наличия состава преступления, во-первых, необходимо осознание виновным того факта, что его деяние направлено на возбуждение или укрепление желания развязывания агрессивной войны, и, во-вторых, сознанием виновного должно охватываться то обстоятельство, что война, к развязыванию которой он призывает, будет носить агрессивный характер. Поэтому, если призывы направлены, например, на ведение освободительной войны, состав рассматриваемого преступления будет отсутствовать.

Субъектом преступления является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 354 УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступления при отягчающих обстоятельствах. Применительно к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны квалифицирующими обстоятельствами являются использование средств массовой информации, а также совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.

Понятие массовой информации дано в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 “О средствах массовой информации” (в ред. от 9 февраля 2009 г.).

В соответствии с этой статьей:

– под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

– под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

– под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

– под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

– под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

К специализированным средствам информации относятся такие средства, для которых законом установлены специальные правила регистрации или распространения информации.

Как средство массовой информации при определенных условиях может рассматриваться и Интернет. Так, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц” установлено, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации. Если кино-, видео-, аудио-, печатная продукция либо информационный ресурс в сети Интернет не носят периодического характера и не зарегистрированы в качестве средства массовой информации, вменение рассматриваемого признака невозможно; при наличии соответствующих оснований в данном случае содеянное может быть квалифицировано лишь с учетом признака публичности.

Средства массовой информации не должны быть использованы как средства совершения преступлений. Прямое указание об этом содержится в ст. 4 Закона РФ “О средствах массовой информации”, в которой говорится о запрете использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Использование средств массовой информации для призывов к развязыванию агрессивной войны придает этому преступлению повышенную общественную опасность, поскольку в этом случае негативному воздействию подвергается значительное число лиц, воздействие носит интенсивный, нередко регулярный характер. Нельзя при этом не учитывать и менталитет населения, которое во многом привыкло с доверием относиться к информации, публикуемой в СМИ. Поэтому призывы к агрессивной войне с использованием СМИ существенно влияют на формирование отношения населения к ней.

В этой связи публичные призывы к развязыванию агрессивной войны с использованием любого из перечисленных средств массовой информации образуют квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 354 УК РФ Следует отметить, что рассматриваемый состав преступления будет иметь место как в действиях лица, подготовившего материалы, содержащие призывы к развязыванию агрессивной войны, так и в действиях лица, принявшего решение о публикации или ином распространении таких материалов. Их авторство не влияет на наличие состава преступления.

Квалифицированный состав преступления будет иметь место и в случае, если призывы к развязыванию агрессивной войны осуществлены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (см. комментарий к ст. 353 УК РФ). Отнесение должностного положения субъекта к числу квалифицирующих обстоятельств обусловлено тем, что, во-первых, подобные субъекты наносят больший ущерб государственным интересам, поскольку дискредитируют те или иные государственные органы. Это объясняется тем, что авторитет государственной должности обусловливает восприятие действий субъекта не только как его собственную позицию, но и как позицию соответствующей государственной структуры. Во-вторых, призывы лиц, занимающих государственные должности, могут оказать более сильное воздействие на общественное мнение, чем призывы со стороны лиц, неизвестных или малоизвестных населению. Именно в этой связи совершение преступления лицом, занимающим государственную должность, влечет за собой более строгую уголовную ответственность.

При наличии соответствующих признаков действия субъекта, занимающего государственную должность и осуществляющего публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, следует квалифицировать и как злоупотребление должностными полномочиями, т.е. по совокупности преступлений.

Видео о ст. 354 УК РФ

Публичные призывы к агрессивной войне или к развязыванию военного конфликта, а также изготовление

материалов с призывами к совершению таких действий

с целью их распространения или распространение таких материалов 909

наказываются исправительными работами на срок до

двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или

лишением свободы на срок до трех лет.

Объектом данного преступления является внешняя

безопасность, международный правопорядок.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что такие действия формируют в обществе и

соответствующих структурах государственной власти социально-психологическую атмосферу морального оправдания и готовности к ведению войны.

2. Объективная сторона характеризуется следующими

видами действий:

Публичные призывы к агрессивной войне;

Публичные призывы к развязыванию военного

конфликта;

Изготовление материалов с призывами к совершению таких действий с целью их распространения;

Распространение материалов с призывами к развязыванию агрессивной войны или военного конфликта.

Под публичностью таких призывов следует понимать,

что они носят открытый характер и адресованы к неопределенному кругу лиц (государственным деятелям, парламентам, правительствам и др.). Цель этих призывов склонение к агрессивной войне или развязыванию военного конфликта.

Под изготовлением материалов с такими призывами

следует понимать изготовление типографским или иным

способом письменных обращений с призывами к совершению вышеуказанных действий.

Под распространением материалов с призывами к совершению вышеуказанных действий следует понимать изготовленные в письменной форме обращения (рассылаемые

по почте листовки, письма, вывешивание рукописных или

изготовленных типографским способом листовок и т.д.).

Агрессивная война - это ведение военных действий с

целью захвата или отторжения территорий, принадлежащих другому государству, свержение правительства другого государства и т.п.

Под военным конфликтом следует понимать ведение

военных действий на какой-либо части территории (например, в непосредственной близости к государственной

границе с целью решения некоторых внешнеполитических

вопросов).

Следует иметь в виду, что публичные призывы к развязыванию военного конфликта, а также распространение материалов с призывами к нему, направленных на решение

внутреннегосударственных споров (в том числе и межнациональных), не охватывается комментируемой статьей. Такие действия при наличии необходимых признаков образуют преступление, предусмотренное ч. 2 или ч.З ст. 109.

Преступление считается оконченным с момента публичного обращения к руководителям государства, правительства, парламента либо гражданам в любой форме (устно,

письменно, с помощью технических средств) с целью их

склонения к агрессивной войне или развязыванию военного конфликта.

3. Субъективная сторона преступления выражается в

форме прямого умысла (лицо осознает, что призывает неограниченный круг людей к агрессивной войне или военному конфликту и желает так поступать).

Мотивы данного преступления различны (религиозные

или националистические побуждения, вражда и т.д.). Для

квалификации этого деяния мотивы его совершения значения не имеют, однако они должны быть учтены при назначении виновному наказания.

4. Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, как

гражданин Украины, так и иностранный гражданин или

лицо без гражданства.

Конкуренция норм Особенной части

Виды конкуренции:

1)конкуренция части и целого;

2)конкуренция общей и специальной нормы;

3)конкуренция с основным, квалифицирующим и привилегированным составами.

1)имеет место, если уголовно-наказуемое деяние подпадает под несколько норм, одна из которых охватывает деяния в целом, а другие нормы отдельные его части ст. ст. 182 и183.

Когда деяние предусмотрено несколькими нормами, каждая из которых охватывает лишь отдельные части деяния, применяется та норма, которая охватывает с наибольшей полнотой фактические признаки содеянного. Ст. 207.

2)общей является норма, охватывающая все виды определённого преступления, в том числе и подпадающего под действие специальной нормы.

Специальной является норма, охватывающая только отдельный вид преступления, который полностью подпадает под действие общей нормы, но содержит специальный признак. Одна и та же норма может быть одновременно общей и специальной по отношению к различным уголовно-правовым нормам.

Противоречия между конкурирующими общими и специальными нормами разрешается в соответствии со следующими принципами:

а)при конкуренции общей и специальной норм совокупность преступлений отсутствует и применяется только специальная норма независимо от того более строгое или менее строгое наказание предусмотрено специальной нормой;

б)общая норма является применяемой только в случаях, которые не охватываются специальной нормой;

в)одновременное применение общей и специальной нормы возможно только при наличии реальной совокупности преступлений.

3)а)при конкуренции норм, устанавливающих ответственность за преступления с привелигерованным составом, применяется только та норма, которая устанавливает ответственность за преступление с наиболее привилегированным составом ст. ст. 141 и 143.

б)при конкуренции норм, устанавливающих ответственность за преступления с квалифицированным и привилегированным составом, применяется только та норма, которая устанавливает ответственность за преступление с привилегированным составом;

в)при конкуренции норм с квалифицирующими обстоятельствами различной степени тяжести, применяется только та норма, которая устанавливает ответственность за преступления с наиболее тяжких из квалифицирующих признаков.

Преступления против мира и безопасности человечества (раздел 6 гл 17) – это совершенные умышленно ООД, предусмотренные нормами международного права и ст.ст. 122-131 УК, которые причиняют существенный вред условиям существования человеческой цивилизации, отношениям, характеризующимся наличием согласия и спокойствия в международном сообществе, а также основополагающим правам человека, здоровью и жизни населения либо отдельных групп или природной среде.



В главе 17 перечислены преступления, особенностью которых является характер их общественной опасности, все они нарушают определенный порядок взаимоотношений между различными государствами. Такой порядок определен Уставом ООН, многочисленными конвенциями, соглашениями и иными международными правовыми актами. Отличительной чертой данных преступлений является их исключительно высокая степень общ. оп-ти по сравнению с так называемыми общеуголовными преступлениями.

Видовым объектом данных преступлений являются общественные отношения, закрепленные в международно-правовых документах о мирном сосуществовании, неприменении силы, неприкосновенности границ государств, уважение прав человека.

По непосредственному объекту данные преступления можно подразделить на следующие группы:

  1. Против мира и мирного сосуществования ст. 122-126
  2. Преступления против безопасности человечества. ст. 127-131.

В некоторых нормах указывается предмет прест-я – средства массового поражения и иные запрещенные средства ведения войны, а также составные части этих средств.

Объективная сторона этих преступлений выражается действиями, которые общ. опасны и запрещены – это нападение, насильственные действия, хранение, уничтожение и др. В некоторых составах предусмотрены подготовительные действия – планирование либо подготовка агрессивной войны, организация, призывы и т.п. Все составы формальные, то есть последствия не перечисляются и не называются. Преступления считаются оконченными с момента совершения любого из указанных выше действий. В некоторых составах имеет значение место совершения преступления – служебные или жилые помещения учреждений, пользующиеся международной защитой.

Субъективная сторона всех этих преступлений характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Субъект преступления общий, а в некоторых специальный достигший 16 лет.

Статья 123. Пропаганда войны

1. Распространение в любой форме взглядов, идей или призывов с целью вызвать агрессию одной страны против другой (пропаганда войны) -наказывается штрафом или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Пропаганда войны, совершенная лицами, занимающими высшие государственные должности, -наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Пропаганда войны – идеологическая и морально-психологическая подготовка населения и руководителей гос-ва к развязыванию вооруженной агрессии против другого государства.

Объект - мир и мирное сосуществование государств и народов.

Объективная сторона - действия, то есть:

  • распространение взглядов, идей либо призывов, направленные на то, чтобы вызвать агрессию одной стороны против другой;
  • пропаганда всегда направлена к определенному кругу лиц и этим она отличается от подстрекательства;

Способы распространения взглядов, идей либо призывов:

Устные: выступления на митингах, собраниях; проведение бесед; выступление на радио, телевидении;

Наглядно-демонстративные: учинение надписей в общественных местах; демонстрация милитаристических символов;

Распространение материальных носителей: разбрасывание, расклеивание листовок, плакатов, рассылка газет, журналов и т.д.

Состав преступления - формальный. Преступление считается оконченным с момента распространения указанных взглядов, идей или призывов.

Субъективная сторона - вина умышленная, умысел прямой. Содержание умысла: лицо осознавало, что распространяет взгляды, идеи либо призывы и желало их распространять, преследуя цель вызвать агрессию одной стороны против другой.

Субъект - общий, 16 лет.

Статья 354 УК РФ трактуется как публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Война с признаками агрессии– это посягательство на политический и территориальный суверенитет одного государства со стороны другого. Войны велись ещё в древние времена, когда не существовало цивилизованных государств. Современный мир имеет высокие достижения технического прогресса, а также высокий уровень коммуникаций между государствами и народами.Поэтому призывы и разжигание военных конфликтов недопустимы. Призыв к войне УК РФ характеризуется преступным деянием, которое может являться опасным для человека, общества и государства.

Статья подразумевает умышленное влияние на большую аудиторию, которое ведёт к развязыванию военной агрессии. Это воздействие может выражаться с помощью СМИ, митингов, собраний, распространением литературы и др.

Объект деяния – нарушение мира между государствами и народами.Субъект деяния –лицо, признанное вменяемым и достигшее шестнадцати лет. Действия, совершаемые субъективной стороной, являются преступными и влекут за собой необратимые последствия, выраженные значительными жертвами и потерями.

Публичные призывы к войне принято отличать от подстрекательства. Открытость призывов и их общий характер может означать, что целью является обращение как можно к большей аудитории, а не к определённому лицу.Объект, поддавшийся воздействию, полностью несёт ответственность за совершённые им агрессивные действия.

Меры ответственности по ст. 354 предусматривают штраф в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей либо заключение под стражу от трёх до пяти лет.

Военная агрессия может выражаться посредством следующих видов:


Высшая мера наказания предусматривается для лиц, находящихся на государственной должности. Для них это преступление идёт в совокупности с превышением должностных полномочий и отстранением от рабочих обязанностей сроком до трёх лет.

Прямая агрессия не всегда является источником нарушения мирного состояния между государствами. Создание напряжённости при помощи агитации негативной и агрессивной информации может привести к трагичным последствиям.

Пропагандистская деятельность в виде призыва к войне способствует формированию в обществе идеологических основ, которые влияют на позиции воюющих государств. Пропаганда военных действий осуждается мировым сообществом, так как это мощнейшее оружие в разжигании межгосударственной агрессии.

Объективная сторона находит отражение в обращении к большому количеству лиц с пропагандой агрессии в устном или письменном виде. Призывы к войне носят исключительно публичный характер.

Формы преступления:

  • пропагандистские собрания;
  • митинги;
  • развешивание плакатов;
  • распространение информации с помощью аудио и видеоносителей;
  • печать листовок;
  • другое.

Завершённым преступление считается со времени окончания любого из приведённых выше действий. Состав деяния с объективной стороны рассматривается формально.

Мотивы преступления:

  • нацистские;
  • религиозные;
  • расистские;
  • корыстные;
  • другие.

Подготовка действий к деянию не влечёт уголовной ответственности, поскольку диспозиция ч.1 и ч.2 ст. 354 УК РФ предусматривает преступление средней тяжести.

Виновный должен осознавать:

  1. Деяние имеет цель – разжигание войны.
  2. Преступление влечёт за собой тот факт, что разжигаемая война будет нести агрессивный характер.

При пропаганде военной агрессии использование СМИ повышает общественную опасность этого деяния, потому что информацию воспринимает большая аудитория.

Глава 34 УК РФ «Преступления против мира и человечности» имеет 10 статей с разными деяниями средней и тяжёлой степени, что подробно изложено в Уголовном кодексе.

Субъект преступления ст. 353 обычно значимая персона, которая имеет авторитет среди общества.

Это может быть:

  1. Высший должностной орган – глава страны.
  2. Высшее должностное лицо субъекта.
  3. Популярный общественный деятель.
  4. Другие субъекты.

Уголовная ответственность по ст. 353 после судебного процесса может быть в виде отбывания наказания в тюрьме на срок от семи до двадцати лет.


В статью 354 входит статья 354.1 «Реабилитация нацизма». Она включает открытое отрицание и популяризацию сведений,не соответствующих деятельности Советского союза во время Второй мировой войны, а также отрицание фактов, включённых в Международный военный трибунал.

Глава 34 УК РФ также раскрывает следующие тяжкие преступления нарушения мира и создания общественной опасности:

  1. Геноцид – массовое уничтожение расы, нации, религиозной общины или другой социальной группы путём убийств или тяжких причинений вреда здоровью.
  2. Экоцид – любые умышленные действия способные привести к экологической катастрофе.
  3. Наёмничество – лицо или лица, вступившие в военный конфликт с целью материальной выгоды.
  4. Терроризм – достижение политических, экономических, идеологических целей террористов путём применения насилия и угроз в сторону отдельных лиц или группы.

Тяжким правонарушением является осуждение по статье 353 УК РФ, которая подразумевает планирование и развязывание войны. Это деяние имеет существенное различие со ст. 354, хоть и объект деяния у статей идентичный – нарушение мира.

Пропаганда войны представляет собой столь явное и столь опасное орудие подготовки агрессии, что международные конгрессы в защиту мира и многочисленные общественные организации не раз требовали строжайшего запрета подобной пропаганды.

В 1927 г. конгресс мира в Афинах принял следующую резолюцию о борьбе с военной агрессией: «Считая, что война есть бедствие, которое создает тяжелую опасность не только для воюющих стран, но и для материальных и моральных интересов всего мира; что поэтому всякое подстрекательство к войне, подобно пиратству, рабовладению и другим ана* логичным действиям, подпадающим под удары интернациональных конвенций, является международным преступлением, конгресс обращает внимание правительств на необходимость ввести в уголовный кодекс каждой страны постановление об уголовной ответственности за преступление против мира, а именно за прямое возбуждение общественного мнения с целью вызвать вторжение па территорию иностранного государства, границы которого общепризнанны, независимо от того, имело ли место это деяние на совещаниях или в публичной речи, или оно совершено путем распространения произведения печати или изображений, направленных к той же цели». Почти одновременно с конгрессом мира вопрос об уголовной ответственности за пропаганду агрессии поставили и конференции по унификации уголовного законодательства. В 1927 г. на I Варшавской унификационной конференции профессор Раппопорт выступил от имени польской делегации с предложением разработать проект закона об уголовной ответственности за пропаганду агрессии. Предложение было сдано в комиссию. На III конференции в Брюсселе, в июне 1930 г., была принята резолюция, провозгласившая: «Кто ведет пропаганду с целью публичного призыва к войне, подлежит наказанию». 4 мая 1931 г. Специальный комитет Лиги Наций для выработки общей конвенции о развитии средств, предупреждающих войну, предложил Ассамблее Лиги Наций рассмотреть эту проблему, «считая, что пропаганда агрессии против иностранной державы может создать в определенных условиях угрозу всеобщему миру». В апреле 1932 г. юридическая комиссия Межпарламентского союза признала необходимым установление уголовной ответственности «за прямое публичное подстрекательство, какими бы то ни было средствами, к вторжению или всякой иной вооруженной агрессии одного государства на территорию другого государства». В 1931 г. Международный союз адвокатов также принял постановление о том, чтобы законодательства отдельных стран ввели уголовную ответственность за публичный призыв к агрессивной войне. В июне 1933 г. Юридическим комитетом Лиги Наций был разработан проект конвенции по борьбе с агрессией. Этот проект держал подробные нормы о наказуемости пропаганды агрессии. Вот текст соответствующего пункта ст. 2 проекта: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются принять законодательные меры для борьбы с... прямой и публичной пропагандой, побуждающей государство совершить первым и в нарушение международных обязательств одно из следующих действий: а) объявление войны другому государству; б) набег его вооруженных сил без объявления войны на территорию другого государства; в) нападение его сухопутных, морских и воздушных сил без объявления войны на территорию, флот или воздушные силы другого государства; г) блокаду морских берегов или портов другого государства; д) поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые формируются на территории данного государства для нападения на территорию другого государства, или отказ, вопреки просьбам государства, подвергшегося нападению банд, принять на своей территории меры с целью лишить эти банды всякой помощи и покровительства»483. После второй мировой войны, унесшей десятки миллионов человеческих жертв, требования борьбы с пропагандой агрессии становятся энергичнее и настойчивее. Международная ассоциация юристов-демократов, действующая под благородным девизом «Право на службу миру», дважды выступала с требованиями установления уголовной ответственности за пропаганду агрессивной войны. Резолюция, принятая на II (Брюссельском) съезде юристов-демократов в 1947 г., провозгласила: «Второй Международный конгресс юристов-демократов решительно выступает против всякой пропаганды, стремящейся представить угрозу войны неизбежной и скорой. Конгресс разоблачает преступный характер такой пропаганды, которую необходимо подавлять в материальном и интернациональном плане». Происходивший в октябре 1948 г. в Праге III конгресс Международной ассоциации юристов-демократов принял специальную, подробно аргументированную резолюцию о борьбе с пропагандой агрессии484. Конгресс призвал всех юристов-демократов бороться против пропаганды, ведущейся в целях войны, и добиваться срыва преступных замыслов тех, кто инспирирует эту пропаганду. С требованием пресечения преступной деятельности поджигателей войны выступают рабочие на собраниях, несмотря на противодействие органов власти. Луис Карлос Перес правильно отмечал: «...пропаганда сама по себе уже является агрессией, ибо предполагается, что тот, кто ведет указанную пропаганду, предварительно уже наметил объект агрессии и воспринимает как враждебное все то, что не совпадает с его намерениями». «Пропаганда уже является почти войной. Это обработка психики людей, тактическая бомбардировка умов»485. Замолкли ли преступные призывы к войне тех, кто за потоками золота не видит потоков крови, для кого война означает вожделенный «бум» военной промышленности? Политическая действительность дает на эти вопросы совершенно четкий ответ. На глазах всего мира, медленно и с большим трудом залечивающего тяжелые раны, нанесенные второй мировой войной, агрессивными кругами планомерно ведется пропагандистская подготовка третьей мировой войны. Чем больше поражений терпит политика «с позиций силы», тем настойчивее становятся призывы поджигателей войны. В последнее время, после Женевского совещания, официальные и официозные бизнесмены впадают в неистовство, которое одинаково свидетельствует об их злобе и их бессилии. «9 августа (1954 г. - А. Т.) небезызвестный Уильям Буллит выступил в распространенном американском журнале “Лук” с истерическим призывом “уничтожить промышленные центры Советского Союза” и организовать “концентрированное нападение на китайских коммунистов... используя американский флот для блокады берегов Китая и американскую авиацию для бомбардировки соответствующих объектов”. “Отвоевать у коммунистов” континентальный Китай Буллит поставил целью американской политики. В тот же день, 9 августа, был опубликован доклад специальной комиссии палаты представителей американского конгресса, во главе которой стоял республиканец Керсген. В этом докладе комиссия рекомендует президенту Соединенных Штатов взять на себя инициативу, чтобы добиться от других стран разрыва отношений с Советским Союзом и другими странами демократического лагеря, прекратить всякую торговлю “с коммунистическими правительствами” и разработать “динамическую программу разгрома” демократиче- 121 ских государств» Для оправдания подстрекательства к агрессии поджигатели войны совершают политическое переодевание: они рядятся в тогу поборников демократии и энтузиастов демократических свобод и пускают в оборот вымысел, что во имя основ демократии, во имя свободы слова и свободы печати нельзя карать тех, кто призывает к новой войне. Свобода печати, оказывается, препятствует борьбе с поджигателями войны! Демократия мешает миру! Реакционеры - душители правдивого слов^ - ссылаются на «свободу слова». Слову человечество обязано гигантскими достижениями. Но из того факта, что в словах выражены бессмертные творения Пушкина, Шекспира и Гёте, отнюдь не следует вывод, что слово не может быть орудием преступления и что оскорбления, клевета, призывы к убийству должны оставаться безнаказанными. Демократия несовместима со свободой преступлений. Как свобода союзов не состоит в том, чтобы беспрепятственно были организованы банды грабителей, как свобода собраний не состоит в том, чтобы толпы собирались для учинения погромов, как свобода слова не состоит в ругани, а свобода действий - в праве на убийство, так и свобода печати не заключается в пропаганде преступлений. Во имя свободы слова, во имя свободы печати необходимо бороться с преступным использованием этих свобод, со злоупотреблением великими благами демократии. Последовательно и неуклонно отстаивая дело мира, Советский Союз выступает против развернувшейся в некоторых капиталистических странах пропаганды агрессии. В 1947 г. на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций советской делегацией были внесены предложения, направленные на борьбу с поджигателями войны. В предложениях советской делегации были намечены четыре конкретных мероприятия: 1) осуждение ведущейся реакционными кругами в разных странах преступной пропаганды новой войны; 2) признание допущения, а тем более поддержки такой пропаганды нарушением обязательств по поддержанию мира, принятых на себя членами Организации Объединенных Наций; 3) признание необходимым призвать правительства всех стран запретить под страхом наказания ведение в любой форме пропаганды войны и 4) принятие мер в целях воспрепятствования и пресечения пропаганды войны. Ценность внесенных советской делегацией предложений заключалась, далее, в том, что они направлены как против государств, допускающих и поддерживающих пропаганду войны, так и против физических лиц, ведущих эту пропаганду. Таким образом, советские предложения сочетали политическую ответственность государств с уголовно-правовой ответственностью физических лиц. Принятие Организацией Объединенных Наций советских предложений явилось бы действенным средством борьбы с разнузданной пропагандой третьей мировой войны. Уголовная кара должна обрушиться на головы тех империалистических поджигателей войны, которые, вопреки воле масс, обманом пытаются вовлечь народы в новую мировую войну. Политический комитет Организации Объединенных Наций единогласно принял резолюцию, осудившую пропаганду войны «в любой стране и в любой форме»486. 3 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея приняла предложенную Политическим комитетом резолюцию. В этой резолюции не содержится выдвинутого советской делегацией предложения об установлении уголовной ответственности за пропаганду агрессии. Однако и эта резолюция явилась моральной и политической победой советской делегации, ибо идея борьбы с поджигателями войны нашла в ней признание. Однако, несмотря на осуждение пропаганды агрессивной войны резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, поджигатели войны не унялись, и пропаганда войны безнаказанно продолжалась. В результате Организация Объединенных Наций спустя три года после единодушного осуждения ею на словах пропаганды агрессии в резолюции от 3 ноября 1947 г. снова оказалась перед лицом многочисленных фактов пропаганды войны. В этих условиях советская делегация на Генеральной Ассамблее ООН, неуклонно борясь за укрепление мирного сотрудничества народов, сочла необходимым в 1950 г. снова поднять вопрос о борьбе с пропагандой агрессии. Представитель Австралии Спендер, выступая 25 октября 1950 г. в Первом комитете ООН, признал, что «то, чего действительно не хватает в Уставе, - это защита против разрушительной пропаганды и угрозы агрессии». Как же отнеслось большинство Организации Объединенных Наций к советским предложениям, как поддержало оно мирную инициативу Советской страны? Политический комитет ООН отклонил предложенную советской делегацией резолюцию, осуждающую всякую пропаганду новой войны. 5 ноября 1952 г. советская делегация при обсуждении вопроса о свободе наций, решительно отстаивая кровное дело всех народов - дело мира, внесла в Комитет по социальным, гуманитарным и культурным вопросам проект резолюции против пропаганды войны, и снова (большинством в два голоса) резолюция была отклонена123. Выработанный впоследствии комиссиями ООН проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества также обходит полным молчанием такое тяжкое преступление против мира и безопасности народов, как пропаганда агрессии. Этой политике большинства ООН послушно следуют организованные ею комиссии и комитеты. Как было указано выше, нюрнбергский приговор осудил пропаганду агрессивной войны. 11 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила принципы приговора Нюрнбергского Трибунала. Между тем Комитет по кодификации и Комиссия международного права ООН, призванные формулировать нюрнбергские принципы, упорно и намеренно замалчивают вопрос о преступном характере пропаганды агрессии. Поощренные бездеятельностью ООН, поджигатели войны еще более распоясались. Выступая на первой сессии Всемирного Совета Мира, Джеймс Эндикотт сказал: «В журнале “Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд ри- порт” от 16 февраля 1951 г. появилась статья под заголовком “Готовимся к всеобщей войне”. Журнал канадских деловых кругов “Мо- нетари тайме” заявляет: “Поскольку русские, видимо, больше выигрывают от мира, войну придется начать нам”». Но борьба Советской страны против пропаганды агрессии встретила поддержку народов всего мира. Народы не могли мириться с тем, что по многочисленным каналам прессы, радио, кино пропагандистами агрессии распространяются «идеи» и вымыслы, направленные на отравление общественного сознания народов и противодействие их мирному сотрудничеству. Советское правительство, выражая волю всех миролюбивых народов, неуклонно продолжало и продолжает борьбу с пропагандой агрессии. В предложении Советского правительства по вопросам сокращения вооружений, запрещения атомного оружия и устранения угрозы новой войны, внесенном на рассмотрение подкомитета Комиссии ООН по разоружению в Лондоне 10 мая 1955 г., указано: «Несмотря на единодушно принятое еще в 1947 году решение Генеральной Ассамблеи, в котором была осуждена любая форма пропаганды, “имеющей целью или способной создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии”, в ряде государств ведется открытая пропаганда новой войны. Не только не прекращаются, но становятся все более частыми призывы к войне в печати, по радио, в публичных выступлениях. При этом особенно частыми за последнее время стали призывы к атомной войне». В декларации, содержащейся в советском предложении, внесенном в 1955 г. в ООН, прямо указывается, что Генеральная Ассамблея: «Рекомендует всем государствам принять необходимые меры к строгому выполнению решения Генеральной Ассамблеи, осуждающего любую форму пропаганды новой войны, к прекращению всяких призывов к войне и к разжиганию вражды между народами в печати, по радио, в кино, в публичных выступлениях. Несоблюдение этой рекомендации будет рассматриваться как нарушение государством своего международного долга и своих обязательств перед ООН - воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, не допускать нарушений.территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства»124. Только наемные политики и ослепленные жаждой сверхприбылей бизнесмены могут рассматривать отказ ООН действенно бо роться с поджигателями войны как гарантию своей безнаказанности. На деле происходит иное: на вахту мира еще энергичнее становятся сами народы. Народы, жаждущие мира, не могут оставаться пассивными наблюдателями преступной пропаганды, усиливающей опасность войны. И если Ассамблея Организации Объединенных Наций по существу не принимает мер для борьбы с пропагандой войны, другая ассамблея - ассамблея народов: всемирные конгрессы сторонников мира и Всемирный Совет Мира - решительно выступила на борьбу с поджигателями и пропагандистами новой мировой войны. В специальном обращении Второго Всемирного конгресса сторонников мира к ООН был особо выделен вопрос о борьбе с пропагандой агрессии: «Мы считаем, что пропаганда новой войны создает величайшую угрозу для мирного сотрудничества народов, является одним из тягчайших преступлений против человечества. Мы обращаемся к парламентам всех стран с призывом, чтобы они приняли закон об охране мира, предусматривающий уголовную ответственность за пропаганду новой войны в какой бы то ни было форме» (п. 5). Такова воля народов. Она должна быть воплощена и уже воплощается в жизнь. 12 марта 1951 г. Верховным Советом Союза Советских Социалистических Республик был издан закон огромного исторического значения - Закон о защите мира. «Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик, - провозглашает вводная часть Закона, - руководствуясь высокими принципами советской миролюбивой политики, преследующей цели укрепления мира и дружественных отношений между народами, признает, что совесть и правосознание народов, перенесших на протяжении жизни одного поколения бедствия двух мировых войн, не могут мириться с безнаказанностью ведущейся агрессивными кругами некоторых государств пропаганды войны и солидаризируются с призывом Второго Всемирного конгресса сторонников мира, выразившего волю всего передового человечества в отношении запрещения и осуждения преступной военной пропаганды. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет: 1. Считать, что пропаганда войны, в какой бы форме она ни велась, подрывает дело мира, создает угрозу новой войны и является ввиду этого тягчайшим преступлением против человечества. 2. Лиц, виновных в пропаганде войны, предавать суду и судить как тяжких уголовных преступников»487. Законы о защите мира от поджигателей войны были приняты и в странах народной демократии. 8 декабря 1950 г. Государственное собрание Венгерской Народной Республики приняло Закон о защите мира. Закон предусмотрел ответственность тех, «кто ведет военную пропаганду и угрожает миру народов; ...кто устно, письменно, в печати, по радио, с помощью кинематографии или каким-либо другим образом подстрекает к войне, проводит какую-либо военную пропаганду или содействует ей...»488 В апреле 1951 г. венгерский Закон о защите мира был впервые применен к борьбе с пропагандистами войны. Мишкольцский комитат- ский суд рассмотрел дело бывшего жандармского унтер-офицера Геза Дохи, в течение 22 лет служившего в хортистской жандармерии. В городе Путнок, где жил Дохи, он вел военную пропаганду и публично выступал против движения сторонников мира. Суд на основании Закона о защите мира приговорил Дохи к десяти годам лишения свободы с конфискацией всего имущества. 15 декабря 1950 г. Закон о защите мира был принят Ассамблеей Национального собрания Румынской Народной Республики. Закон карает пропаганду войны в какой бы то ни было форме строгим тюремным заключением на срок от 5 до 25 лет489. В декабре же 1950 г. Закон о защите мира был принят Национальным собранием Чехословацкой Республики490. Пропаганда войны карается по этому закону лишением свободы на срок от 1 до 10 лет, а при отягчающих обстоятельствах - на срок от 10 до 20 лет. Еще Уголовный кодекс 1948 г. Румынской Народной Республики в п. 2 ст. 225 установил, что подлежит ответственности тот, кто с целью принудить Румынское государство к агрессивной войне возбуждает в этом направлении общественное мнение прямой пропагандой, проводимой любыми способами, а также тот, кто теми же способами во время дипломатических переговоров, направленных на разрешение международного разногласия, или при разборе разногласий компетентными международными инстанциями начинает агитацию для оказания давления на правительство в сторону объявления войны, мешая тем самым его свободе действий. Болгарский Закон о защите мира был издан в декабре 1950 г.129 Закон карает пропаганду войны строгим тюремным заключением на срок до 15 лет, а подстрекательство к войне - пожизненным строгим тюремным заключением. В Польской Народной Республике Закон о защите мира был принят 29 декабре 1950 г. Закон подчеркивает глубокую связь нового акта с всемирным движением сторонников мира. Выражая стремление миллионов поляков, которые подписали Стокгольмское воззвание, говорит вводная часть Закона, демонстрируя непреклонную волю польского народа продолжать мирное строительство и его готовность защищать свою безопасность, суверенность и мир, солидаризуясь с решениями проведенного в Варшаве Второго Всемирного конгресса сторонников мира, желая вместе со всеми любящими мир народами сотрудничать в деле обезвреживания сил, пытающихся развязать новую мировую войну, законодательный сейм постановляет следующее: «...Кто устно или письменно, посредством печати, радио, фильма или каким-либо другим образом проводит военную пропаганду, тот совершает преступление против мира и подлежит наказанию тюремным заключением на срок до 15 лет»130. Заслуживает внимания, что этот польский Закон против пропаганды агрессии карает борьбу с движением сторонников мира или клевету на это движение. 27 февраля 1951 г. Указ об охране мира был принят Президиумом Малого хурала Монгольской Народной Республики. Согласно Указу лица, занимающиеся пропагандой новой войны в любой форме или содействующие этой пропаганде, караются тюремным за ключением на срок от 10 до 25 лет. Осужденных лишают гражданских прав. Имущество их подлежит конфискации. 15 декабря 1950 г. Закон об охране мира был принят Германской Демократической Республикой. Во вводной части Закона отмечается особая опасность войны для немецкого народа: «Агрессивная политика империалистических правительств, направленная на развязывание новой мировой бойни, грозит втянуть немецкий народ в гибельную, братоубийственную войну. Ремилитаризация Западной Германии, стремление к возрождению немецкого милитаризма и империализма представляют собой большую опасность для существования и будущего немецкой нации и для мира и безопасности Европы. Лишь на пути демократии и мира можно добиться и обеспечить единство и независимость Германии». Закон подчеркивает огромную опасность пропаганды войн «Военная пропаганда англо-американских империалистов и их пособников создает серьезную опасность для мира в Европе и для дела дружбы немецкого народа со всеми миролюбивыми народами. Военная пропаганда, в каких бы формах она ни проявлялась, яв- ~ 131 ляется тягчаишим преступлением против человечности» Советский Союз и страны народной демократии, издав специальные законы об ответственности за пропаганду войны, еще раз показали всему миру миролюбивый характер внешней политики государств демократического лагеря. Попытки оградить народы от преступной пропаганды войны были сделаны и в некоторых капиталистических странах. В начале мая 1951 г. комиссия по вопросам юстиции и законодательства Национального собрания Франции рассматривала внесенный депутатами Национального собрания от имени парламентской группы Союза прогрессивных республиканцев и от имени парламентской группы Коммунистической партии законопроект о запрещении пропаганды войны. Две первые статьи законопроекта были приняты комиссией. Они предусматривали ответственность за пропаганду войны тех, «кто речами, возгласами или угрозами в общественных местах или на общественных собраниях, будь то в рукописных или печатных текстах, продаваемых, распространяемых или выставляемых в общественных местах, будь то в плакатах или афишах, выставляемых для всеобщего обозрения, кто в рукописной или печатной форме будет: 1) призывать к агрессивной войне как средству разрешения международных разногласий или как желательному средству для разрешения экономических, социальных и политических затруднений и 2) распространять или передавать ложные или преднамеренно извращенные сведения, имеющие своей целью или способные провоцировать войну или возбуждать в этих целях ненависть между народами...» Статьи, в которых содержалось определение агрессии, агрессора и запрещающие применение оружия массового истребления, были отвергнуты комиссией. Законопроект, внесенный группой депутатов палаты советников японского парламента, устанавливал: «Согласно духу Японской Конституции, пропаганда, направленная на усиление тенденций, благоприятствующих войне и развитию милитаристских стремлений, вербовка японцев с целью заставить их служить в войсках иностранной державы, ведущей войну и другие подобные действия, должны быть запрещены». В ноябре 1954 г. в Монтевидео происходила Генеральная конференция ЮНЕСКО. Ввиду не только не прекращающейся, но порой все более расширяющейся пропаганды войны делегация СССР внесла на рассмотрение конференции проект следующей резолюции: «Генеральная Конференция, имея в виду, что целью Организации Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры является содействие миру и безопасности путем развития сотрудничества между странами посредством просвещения, науки и культуры, отмечая, что в некоторых странах массовые средства информации - печать, радио и кино - содержат недопустимую пропаганду новой войны, призывы к агрессивным действиям, а также пропаганду вражды и ненависти между народами, и признавая, что такого рода пропаганда проводится в нарушение резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 3 ноября 1947 г., осудившей любую форму пропаганды, имеющей целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, рекомендует всем государствам - членам Организации предпринять меры к недопущению использования массовых средств информации для пропаганды войны и всякой другой пропаганды, ведущей к разжиганию вражды между народами, поручает Генеральному Директору предпринять меры к широкому распространению содержащихся в данной резолюции положений в публикациях, издаваемых ЮНЕСКО, а также опубликовать ряд специальных брошюр, посвященных данному вопросу». Последовательные и настойчивые попытки Советского правительства привлечь ООН к действенной борьбе с пропагандой новой войны неизменно наталкивались на сопротивление большинства ООН. В результате преступная пропаганда не прекращалась.



Поделиться