Землеустроительные работы понятие. Землеустройство - это что такое? Основы и виды землеустройства. Виды землеустроительной документации

Землеустройство - сложное социально-экономическое явление; состав мероприятий, входящих в него, меняется по мере исторического развития.

Более развитую форму землеустройство получило в начале XX в. при проведении Столыпинской аграрной реформы. Теперь ставилась задача не только отграничения земель, но и целесообразного размещения земельных участков (землевладе­ний) и придания им удобной формы для ведения хозяйства. Таким образом, нужно было решать не только технические и правовые, но и экономические проблемы. Наконец, Столы­пинская реформа ориентировалась и на достижение определен­ных политических (а не только экономических) целей. Этим содержание дореволюционного землеустройства в России в основном и исчерпывалось.

В «Общих началах землепользования и землеустройства», принятых в декабре 1928 г., было сказано, что «землеустройство должно способ­ствовать борьбе с чересполосицей, дальноземельем и другими недостатками землепользования, переходу к улучшенным сево­оборотам, коренному улучшению земельных угодий, хозяйст­венному освоению земли». Для выполнения этих задач одного межхозяйственного землеустройства и его методов было уже недостаточно. Нужны были действия по организации и улучшению использования земли внутри землепользований, границы которых уже установлены и являются устойчивыми. Так возникло внутрихозяйственное землеустройство сельско­хозяйственных предприятий (совхозов и колхозов). Содержание его в основном определилось уже в 30-е годы, а в послевоенный период получило дальнейшее развитие. На разработку его методов и были преимущественно направлены усилия ученых и практиков.

Землеустроителям приходилось решать все более широкий круг задач, относящихся к организации использования земли, особенно в сельском хозяйстве, на территории конкретных предприятий. Определялись назначение, размеры, форма, рациональное размещение каждого участка земли. Создавались территориальные условия для повышения плодородия земли, продуктивности угодий, улучшения организации производства, использования техники. Большое значение придавалось ведению и освоению правильных севооборотов. Этот аспект внутрихозяйственного землеустройства продолжает развиваться и в настоящее время.

Следующим важным шагом можно считать противоэрозион­ную организацию территории, разработку в составе и на основе землеустроительных решений комплекса мероприятий по борьбе с эрозией почв. Таким образом, землеустройство стало решать в полном объеме задачи изменения и улучшения природных свойств земли и далеко вышло за пределы действий экономического, правового и технического характера.

В самое последнее время начались работы по размещению и установлению границ территорий с особыми режимами использования; их можно отнести к ландшафтному проектиро­ванию. Необходимость таких действий была закреплена в законодательстве.


В процессе развития землеустройство, расширяя сферу своих задач, не отбрасывало ранее освоенные методы, а продолжало пользоваться ими, только на более высоком уровне

Прежде чем сформулировать современное определение зем­леустройства, необходимо рассмотреть понятие организаций использования земли, которое также является одним из основных.

Организация использования земли представляет собой, прежде всего действия, предшествующие ее непосредственному использованию, предопределяющие и формирующие его харак­тер, создающие для этого необходимые условия (к таким действиям относятся, в частности, планирование и проектиро­вание). Кроме того, под организацией использования земли понимается и действующая система, его осуществления.

В целом такая организация включает:

Установление на земле порядка, максимально соответствующего конкретным производственным, экономическим, социаль­ным, экологическим целям;

Устройство земли как природного ресурса и как объективно социально-экономических связей;

Устройство земли совместно с другими, связанными с ней, средствами производства;

Соблюдение в процессе использования земель общих народнохозяйственных интересов, а также положений, заложенных региональных и локальных программах.

Землеустройство включает в себя организацию использования земли как свою основную задачу.

К основным функциям землеустройства, связанным с ее решением, относятся:

Регулирование, организация, совершенствование землепользования и землевладения всех форм;

Межхозяйственная и внутрихозяйственная организация территории;

Образование фондов земель;

Территориальная организация агропромышленного комплекса, улучшение природных ландшафтов и др.

В нашей стране землеустройство представляет собой прежде всего систему государственных мероприятий. В эту систему входят экономические, правовые, технические и экологические действия, осуществляемые государственными землеустроительны­ми органами; прогнозирование, планирование и проектирование организации территории; организация использований и охраны земельных ресурсов в настоящее время, на ближайшую и на отдаленную перспективу по стране в целом и по отдельным регионам, категориям земель, землепользованиям, по видам угодий и отдельным участкам.

В эту систему входит и составление различных схем проектов с использованием мате­риалов земельного кадастра.

Будучи по своей сути экономическим мероприятием, зем­леустройство проводится в единой системе с правовыми, техническими и иными действиями. При этом разрабатываются различные экономические, экологические, правовые и техниче­ские вопросы, относящиеся к организации использования земель, что и должно найти свое отражение в научном определении понятия «землеустройство». Ведь любое определе­ние кратко, одной фразой, описывает суть и содержание сложного явления, выделяет его наиболее общие и самые характерные признаки. В то же время почти всякое опреде­ление именно в силу своей краткости оказывается недостаточно полным, что нередко приводит к появлению все новых и новых его вариантов.

Землеустройство - это социально-экономический процесс и система мероприятий по организации использования и охране земель, организации и регулированию землевладений, землепользовании и специальных фондов земель, устройству территории сельскохозяйственных предприятий, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов.

Землеустройство - это составная часть хозяйственного меха­низма страны. Его основными задачами являются:

Формирование и совершенствование рациональной системы землевладения и землепользования;

Создание равных территориальных условий для развития всех форм землевладения, землепользования и хозяйствования на земле;

Разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, предоставленных в собственность, вла­дение и пользование;

Подготовка данных для установления земельного налога и арендной платы за землю, возмещения потерь сельскохозяйст­венного производства и убытков землевладельцев и землеполь­зователей при изъятии земель;

Обеспечение точности и бесспорности обозначения на мест­ности границ, установленных при землеустройстве;

Обоснование направлений и установление перспектив мели­орации;

Создание территориальных условий для рациональной орга­низации сельскохозяйственного производства;

Разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, повышению и восстановлению плодо­родия почв, рекультивации земель, защите их от эрозии и других процессов деградации, а также по консервации нарушенных земель.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Таким образом, существуют две принципиальных разновидности землеустройства: территориальное (межхозяйственное и внутрихозяйственное.

Как система мероприятий по реализации земельного законодательства, землеустройство имеет три взаимосвязанных аспекта: юридический, экономический и технический. Юридический аспект заключается в обеспечении соответствия реализуемых земельных прав требованиям законодательства. Экономический аспект заключается в создании таких территориальных условий хозяйствования, которые бы способствовали рациональному использованию земли. Технический аспект заключается в проведении технических действий по реализации прав субъектов земельных отношений на землю .

Документы, полученные в результате проведения землеустройства, называются землеустроительной документацией . К видам землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства Российской Федерации, Схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства и т.д.

Так например, при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства – документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещения объектов недвижимости, прочно связанных с землёй. Карта (план) объекта землеустройства составляются с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съёмке объекта землеустройства на местности или рот его межевании.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Землеустройство тесно связано с ведением мониторинга и кадастра земель: поэтому многие нормативно-правовые акты, приведенные при рассмотрении данных вопросов, имеют отношение и к землеустройству. Осуществляя землеустройство, ведение мониторинга и кадастра земель, государство управляет земельными ресурсами независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки .

Конкретизация и регулирование комментируемого земельно-правового института и соответствующих земельных отношений осуществляется в ФЗ о землеустройстве. В нем предусматривается компетенция Российской Федерации, ее субъектов и др. в области проведения землеустройства.

В соответствии со ст. 4 ФЗ о землеустройстве основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения. Сопоставление этих положений с п. 1 ст. 69 ЗК РФ показывает необходимость приведения первых в соответствие с нормами ЗК РФ, имеющими на основании ст. 2 и ст. 3 ЗК РФ приоритетность.

Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 № 22 (в ред. от 31.07.2003) , Росземкадастр выступал федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществлявшим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

В настоящее время многие функции по землеустройству реализуются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, которое согласно Постановлениям Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 (в ред. от 19.08.2004) и от 19.08.2004 № 418 осуществляет землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности, оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости, проведение экспертизы землеустроительной документации.

Согласно ст. 19 ФЗ о землеустройстве к видам землеустроительной документации относятся:

1) генеральная схема землеустройства РФ, схемы землеустройства территорий ее субъектов, муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;

2) проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства;

3) карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства;

4) проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;

5) материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

6) тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Землеустройство как система мероприятий по рациональной организации территории имеет три взаимосвязанных аспекта: экономический (земля - средство производства), юридический (обеспечение прав собственности и иных прав на земельные участки) и технический (проведение проектно-изыскательских, съемочных и обследовательских работ).

Согласно Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы» предусмотрено на втором этапе её реализации осуществление комплекса землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв.

Мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках Федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России» («Плодородие»).

Важнейшими требованиями при землеустройстве являются планирование использования сельскохозяйственных земель с учетом природных, эколого-хозяйственных свойств земельных участков; проектирование и освоение комплексной ландшафтной системы земледелия; формирование эффективных размеров устойчивого землепользования; внедрение севооборотов с травосеянием; улучшение сенокосов и пастбищ и всего комплекса по охране ценных угодий .

Землеустройство по своему содержанию подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное. Первое имеет целью рациональную организацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов. Второе осуществляется на территории отдельного землепользования в рамках конкретных предприятий, организаций, физических и юридических лиц.

Проведение землеустройства предусматривает:

1) возбуждение ходатайства о проведении землеустроительных действий;

2) подготовительные работы по разработке прогнозов и проектов землеустройства;

3) сопоставление проекта;

4) рассмотрение и утверждение проектной документации;

5) перенесение проекта в натуру (на местность);

6) оформление и выдача землеустроительных материалов и документов;

Головной акт, регулирующий отношения по организации и проведению землеустройства, - ФЗ о землеустройстве, согласно ст. 9 - 18 которого землеустройство включает в себя:

1) изучение состояния земель;

2) геодезические и картографические работы;

3) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

Введение

В настоящее время в нашей стране произошли и происходят метаморфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос земли, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию - законодательство о земле.

Земельные ресурсы РФ в последние годы становятся всё привлекательнее для инвесторов. Причин этому явлению множество: от практического неконтролируемого разрастания денежной массы на руках у населения, до вполне успешных преобразований в области земельного законодательства в Российской Федерации. Сделки с земельными ресурсами РФ регистрируются всё чаще, но рынок земельных ресурсов РФ всё ещё имеет более чем значительный потенциал, который до сих пор инвесторами не раскрыт. Что определяет особую важность рационального использования земель и требует создания твердой правовой базы.

В данной работе рассмотрим порядок, способы и виды землеустройства. Так же рассмотрим содержание землеустроительных работ, виды землеустроительной документации. И подробно раскроем принцип деления земель на категории, как основной способ рационального землепользования. Уделяется внимание порядку перевода земель из одной категории в другую, выясняется правовой механизм изменения категорий земель, и особенности перевода земель из одной категории в другую.

В практической части определяется площадь пастбища с целью организации территории пастбища и отработки практических навыков землеустройства.

Землеустройство - понятие и виды

Рациональное использование земель предполагает обеспечение такого использования, при котором учитываются географические, природно-климатические, ландшафтные и почвенные характеристики земель, потребности в создании комфортных и безопасных условий для проживания и жизнедеятельности населения в сочетании с интересами экономически эффективного землепользования, сохранения целостности земельных участков и предупреждение их дробления, охраны земель и других природных объектов, предупреждения опасных негативных изменений в их состоянии. Одним из средств обеспечения рационального землепользования являются мероприятия по землеустройству территории.

Значение землеустройства в условиях современной реформы возрастает, учитывая происходящий интенсивный процесс распределения и перераспределения земель. Реорганизация колхозов и совхозов, появление на их территории множества новых землевладений и землепользовании, выделение в пределах этих земель водоохранных зон, защитных и охранных зон требует надлежащего упорядочения границ земельных участков в процессе землеустройства.

Землеустройство представляет собой последовательность взаимосвязанных картографических, инженерно-технических, инвентаризационных работ по изучению состояния земель, а также по организации территории, включая установление границ объектов землеустройства на местности, выполняемых в соответствии с установленной процедурой и нацеленных на обеспечение рационального землепользования, охраны земель, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Землеустройство включает проведение кадастровых съемок, аэросъемочных, топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и измерений, межевание границ, разработку предложений о рациональном использовании земель, которые позволяют собирать данные о количественных и качественных параметрах земельных участков территорий субъектов РФ, муниципальных образований, других административно-территориальных образований и территориальных зон, выступающих объектами землеустройства. В целях обеспечения надежности и достоверности данных установлен порядок сертификации измерительно-технических средств, используемых при обследованиях и измерениях земельных участков в целях землеустройства на основе технических и технологических стандартов.

На основе обследований разрабатывается землеустроительная документация, включая схемы, планы земельных участков, картографические и иные материалы проектов землеустройства. По каждому объекту землеустройства из землеустроительной документации формируется землеустроительное дело. Планы земельных участков содержат информацию о площади земельного участка, местоположении различных объектов и сооружений, инженерных систем, природных объектов. В планы также заносятся сведения об ограничениях и обременениях земельного участка, включая указания на те части земельного участка, на которых действует право сервитута. Наличие планов земельных участков обязательно при купле-продаже земельных участков и совершении иных сделок.

Проведение землеустройства и подготовка различного рода землеустроительных проектных материалов предусмотрены при регулировании землепользования в городах и других поселениях. В содержание землеустроительных работ здесь входит разработка генеральных планов и планов застройки городов, территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов, схем зонирования защиты территорий и поселений от воздействий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, зон охраны вокруг особо охраняемых объектов, зон воздействия промышленных предприятий, проектов межевания территорий, планы отдельных земельных участков и др.

Подготовка землеустроительной проектной документации играет важную роль при организации использования сельскохозяйственных земель. При реорганизации колхозов и совхозов землеустроительные организации проводят инвентаризацию сельскохозяйственных угодий, отграничивают часть земель, передаваемых в общую собственность участников сельскохозяйственных предприятий, уточняют и наносят на планово-картографические материалы границы земель, на которые установлены ограничения использования и которые обременены правами других лиц.

На основе положений о землеустройстве определяются предельные (максимальные и минимальные) размеры и требования к положению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Последствия этих решений существенны, так как превышение установленных размеров земельных участков инициирует механизм обязательного отчуждения излишней площади.

Землеустроительная документация необходима при выделении земельных участков для ведения коллективного садоводства, огородничества, дачного хозяйства. Статья 12 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает зонирование территории при размещении садовых, огородных и дачных некоммерческих объединений.

По результатам зонирования составляется схема зонирования территории, содержащая сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении участков, разрешенном использовании земель, включая указания об ограничениях, обременениях и сервитутах, а также сведения о правах, на которых допускается предоставлять гражданам земельные участки в конкретных зонах. Схема зонирования служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов энергоснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания.

Организация территории лесного фонда производится в рамках лесоустроительных мероприятий. В их содержание входят определение границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда, лесхозов, национальных парков, государственных природных заповедников, находящихся в ведении МПР России, выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда (ст. 72-74 Лесного кодекса).

Землеустроительные мероприятия с составлением необходимых планов и проектов проводятся при установлении административно-территориальных границ между субъектами РФ, районами и поселениями, разграничении земель различного целевого назначения.

На завершающем этапе подготовленные землеустроительные материалы подлежат утверждению уполномоченными государственными органами, после чего выполняются работы по перенесению землеустроительного проекта на местность с установлением специальных межевых знаков (лесоустроительных знаков), черты поселений, а также их внутренних границ (красных линий).

Землеустройство делится на территориальное и внутрихозяйственное.

Территориальное землеустройство направлено на изучение состояния земель, организацию их рационального использования, определение административно-территориальных границ и границ земельных участков, межевание объектов землеустройства. Оно проводится в обязательном порядке в случаях изменения их границ, при выявлении нарушенных земель, проведении мероприятий по консервации и рекультивации земель, выделении земельных долей, предоставлении и изъятии земельных участков для сельскохозяйственного производства.

К территориальному землеустройству относятся также мероприятия по установлению и изменению границ городских и сельских поселений, зонированию территории поселений, созданию национальных парков, других особо охраняемых территорий, зон со специальным режимом землепользования, размещению предприятий, учреждений, организаций.

Внутрихозяйственное землеустройство нацелено на организацию рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков для сельскохозяйственного производства, а также на организацию территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Практически оно заключается в составлении либо рассмотрении и утверждении составленных планов размещения сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, объектов жилой и производственной застройки, инженерно-транспортной инфраструктуры в пределах таких земельных участков. Внутрихозяйственное землеустройство проводится по желанию лиц, за которыми закреплены земельные участки.

Землеустройство проводится по решению органов государственной власти РФ, субъектов РФ или местного самоуправления соответственно применительно к землям, находящимся в федеральной собственности, собственности соответствующих субъектов РФ или муниципальной собственности, либо в соответствии с судебным решением.

Основанием проведения землеустройства для организации рационального использования земельных участков для сельскохозяйственного производства, организации земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, являются договоры о проведении землеустройства, заключаемые заинтересованными субъектами и землеустроительными организациями или гражданами.

В соответствии с принятыми решениями или договорами землеустроительные организации или граждане проводят необходимые обследования и изыскания, геодезические и картографические работы; проводят, если это необходимо, межевание земельных участков и других объектов землеустройства. Лица, чьи законные интересы могут быть затронуты при проведении землеустройства, извещаются об этом землеустроителями в письменной форме не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ (ст. 69 ЗК).

Для соответствующего земельного участка, иного объекта землеустройства готовится землеустроительное дело, которое включает планы, проекты, материалы обследований земельных участков, оценки качества, тематические карты и атласы, которые проходят необходимые согласования, утверждения, а также государственную экспертизу в порядке, установленном Правительством РФ. При составлении карт (планов) земельных участков используются сведения государственного земельного кадастра, другие картографические материалы, полученные при съемках на местности и межевании.

Карта земельного участка используется для составления дежурной кадастровой карты. Землеустроительная документация передается в государственный фонд данных и является федеральной собственностью. Граждане и юридические лица, проводящие землеустройство, обязаны передать в такой фонд один экземпляр землеустроительной документации бесплатно. землепользование пастбище стадо

Утвержденная землеустроительная документация служит основанием для отвода земельного участка в натуре с установлением межевых знаков. Заинтересованный землепользователь получает акт землеустройства, план земельного участка, другие землеустроительные документы.

Подготовленная и утвержденная землеустроительная документация используется в дальнейшем для регистрации права на данный земельный участок с получением правоустанавливающих документов. Землеустроительная документация обязательна для исполнения. Использование земельных участков с нарушением землеустроительных проектов влечет применение мер юридической ответственности. Предоставление земельных участков с нарушением землеустроительных проектов не допускается.

За землеустроительными организациями и гражданами в случаях, предусмотренных договором о проведении землеустройства, может сохраняться право авторского надзора за выполнением проектов собственниками, пользователями, владельцами и арендаторами земельных участков, относительно которых было проведено землеустройство. Соблюдение землеустроительных документов проверяется также в порядке осуществления государственными органами функций государственного земельного контроля.

В свою очередь землеустроительные организации и граждане несут административную ответственность за нарушение требований законодательства о порядке разработки и утверждения землеустроительной документации.

Полномочия по организации и осуществлению работ по землеустройству возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Отдельные землеустроительные функции выполняются также местной администрацией, в штате которой учреждается должность инженера-землеустроителя.

В частности, местные органы самоуправления издают постановления о проведении работ по межеванию территорий городов и других поселений, а также утверждают подготовленный проект межевания; при межевании территории внутри существующей застройки могут создавать для этого комиссии, состоящие из представителей государственных органов, заинтересованных граждан и организаций.

Выполнение проектных и изыскательских работ в рамках землеустройства осуществляется как государственными, так и негосударственными коммерческими организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Для проведения геодезической и картографической деятельности организации и граждане обязаны получить лицензию. Лицензии выдаются по ходатайству заинтересованных лиц Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости либо его территориальным органом.

В остальных случаях землеустройство осуществляется без специальных разрешений. Работы по землеустройству финансируются из государственного и местного бюджетов. Разработка землеустроительных проектов, связанных с организацией земельных участков, их улучшением и охраной от негативных воздействий, проводимая по инициативе собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, осуществляется за их счет.

Землеустройство - это одно из важнейших направлений в законодательстве, с помощью которого происходит планирование, изучение, организация и использование земельных ресурсов. Причем регулируются отношения, касающиеся всех форм собственности, а именно государственной, муниципальной или частной.

Основные задачи

Поскольку землеустройство - это правовая категория, регулирующая сферы по эксплуатации земли, она включает в себя перечень определенных мероприятий и действий. Они используются в следующих случаях:

  • изменение размеров и границ различных ;
  • использование проблемных участков, улучшение их качества;
  • защита земли от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • обнаружение объектов с различными нарушениями;
  • восстановление земли после воздействия природных катаклизмов.

Основные функции и задачи данной сферы заключаются в следующих действиях:

  • получение информации, касающейся качества земли по всей территории РФ;
  • разработка планов по использованию участков;
  • составление описи, включающей в себя информацию о расположении и качестве земли;
  • определение границ;
  • контроль над землями, находящимися в ведении коренных народов.

Землеустройство - это в первую очередь действия, направленные на контроль и сохранение земель, находящихся на территории России.

Цели

Цели землеустройства достаточно обширны и составляют следующий список:

  • обеспечение эффективного ;
  • охрана территорий как от природных катаклизмов, так и от противоправной деятельности человека;
  • улучшение качества земель и обеспечение благоприятных условий.

Также землеустройство включает в себя проведение работ, направленных на оптимизацию использования земель и их восстановление.

Виды

Виды землеустройства различаются по задачам и направлениям действия. Принято выделять 3 основные группы.

Государственное землеустройство считается самой обширной отраслью, деятельность которой сводится к выполнению следующего:

  1. Изменение планировок для более удобного использования.
  2. Осуществление организации работы сельскохозяйственных предприятий, чья деятельность влияет на экономику государства.
  3. Борьба с эрозией почвы, улучшение ее плодородия.
  4. Обнаружение бесхозных земель и постановка их на учет.
  5. Установка границ городов, поселков и т.д.
  6. Произведение замера и прочих обследований территорий.
  7. Изъятие земель при обнаружении нарушения законодательства.

Каждый вид землепользования отвечает за выполнение конкретных функций. Данное разграничение способствует более эффективной работе системы.

Субъект и объект

Описание землеустройства будет неполным без указания, что такое этих отношений.

В качестве объекта рассматривается вся территория Российской Федерации, а именно земли различного целевого назначения, принадлежащие государству, муниципалитету и т.д.

Субъекты землепользования включают в себя:

  1. Само государство в целом, его субъекты, выступающие в лице властных органов.
  2. От имени муниципальных образований действуют органы самоуправления.
  3. Юридические лица (предприятия, организации и т.д.).
  4. Физические лица.

К специальной части этой категории права относятся земли, принадлежащие коренным народам.

Документы

Землеустройство, как и любая другая отрасль, включает в себя наличие определенной документации, а именно:

  • схемы и планы, на которых наглядно показано разделение всей территории на участки;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • отчёты по проведению различных исследований;
  • карты, на которых наглядно показана цель использования участков и качество ландшафта;
  • материалы, содержащие оценку плодородия почвы и прочие показатели;
  • планы по улучшению, защите и освоению земельных участков.

Землеустройство - это категория права, основным направлением которой является сохранение богатого потенциала земель, их защита и восстановление. Также с помощью данной отрасли проводится контроль над использованием и качеством территорий. Если бы такая категория, как землеустройство, отсутствовала в Российском законодательстве, то, скорее всего, многие богатые земли давно бы были истощены, ресурсы использовались с меньшей эффективностью, а количество правонарушений увеличилось в несколько раз.

    Землеустройство. виды землеустройства ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО. ВИДЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных... 37585 / Апрель 7, 2010, полночь

    Правовой режим земель рекреационного назначения Землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в организации всех форм отдыха. Земли, где осуществляется неорганизационный отдых, не являются землями рекреационного назначения. К землям... 33004 / Март 7, 2011, полночь

    ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Источники земельного российского права внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. Источник права (в широком смысле слова) - совокупность документов и принципиальных положений, на которые... 27742 / Апрель 1, 2010, полночь

    Можно ли рубить лес на собственном участке? Срубили елочку под самый корешок…Очень часто на земельных участках, особенно больших по площади, есть часть, которая занята лесом. И каких-либо вопросов по использованию данного леса у собственника не возникает до той поры, пока он не принимает решение активно осваивать принадлежащий... 26925 / Апрель 1, 2011, полночь

  • Межевание (межевое дело) садового земельного участка. Рано или поздно садоводам, а это, как правило, пожилые люди, приходится столкнуться с процедурой межевания своего участка. Что это такое и как выполнять эту процедуру описано ниже. Вы так же можете разместить заявку на проведение межевых работ, геосъёмки и... 26826 / Май 5, 2009, полночь
  • Покупка дома с земельным участком - тонкости оформления Покупка дома с земельным участком - тонкости оформления Ксения ГурьяноваНа большей части этапов покупка дома вместе с земельным участком, на котором он расположен, практически ничем не отличается от процедуры приобретения любого другого жилья. Покупатель сталкивается все с теми же задачами: ... 26774 / Авг. 8, 2008, полночь

    Земельно-правовые нормы: понятие,виды,особенности ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ,ВИДЫ,ОСОБЕННОСТИ Земельно-правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения. 3емельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю СТРУКТУРУ, т. е. составные части, ... 26691 / Апрель 1, 2010, полночь

    Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Пункт 5 статьи 1 Земельного Кодекса РФ провозглашает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Однако, обращаясь... 26163 / Окт. 23, 2008, полночь

    Основания и порядок признания гражданина недееспособным ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ И ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ И ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПРИЗНАНИЕ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ, ОБЪЯВЛЕНИЕ УМЕРШИМ Физические лица - граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Физические лица участвуют в гражданских... 25974 / Апрель 9, 2009, полночь

    Понятие, задачи и виды мониторинга земель ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ Мониторинг земель - система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Объектами мониторинга земель являются все земли РФ. Составная... 23629 / Апрель 7, 2010, полночь

    Общая характеристика управления земельными ресурсами ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Управление земельными ресурсами (землями) это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. Управление землями подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое), которые имеют общность задач, функций... 22775 / Июнь 8, 2011, полночь

    Какие документы должны быть у продавца земельного участка Какие документы должны быть у продавца земельного участка или загородного дома:Собственник жилого дома, для того чтобы распорядиться своей собственностью, должен позаботиться о том, чтобы у него имелись надлежаще оформленные документы. Что же это за документы?1. Правоустанавливающий документ на дом. Это... 20092 / Авг. 19, 2012, 9:26 п.п.

    Государственный кадастровый учет и регистрация прав на земельные участки Государственный кадастровый учет и регистрация прав на земельные участки Федеральная служба земельного кадастра России, Популярное пособие, 2002 г., 22 стр. Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земельный участок как объект... 20057 / Авг. 8, 2008, полночь

    Топосъёмка земельных участков О топосъемкеТопографическую съемку местности выполняют для получения топографического плана или карты участка местности; объекты местности, контуры и рельеф изображаются на плане или карте с помощью условных знаков.Топографическую съемку местности выполняют для получения топографического плана или карты участка местности; объекты местности, ... 19528 / Фев. 25, 2011, полночь

    Конституционные основы земельного права россии КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ Источники земельного права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения. Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного... 19361 / Апрель 1, 2010, полночь

    Инструкция по межеванию земельного участка Отсутствие опыта в подобных мероприятиях порождает у большинства граждан мнение, что производство межевых работ – это трудная, долгая, нервная процедура. На самом деле, - это не так! Инструкция по межеванию земельного участка 1. Как провести межевание? Для того, чтобы провести... 18884 / Май 8, 2010, полночь

    Понятие и виды земельных правоотношений ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Особенности земельных правоотношений: 1) особое содержание и... 18875 / Апрель 1, 2010, полночь

    Органы государственного управления земельным фондом управления земельным фондом можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это вся система государственных органов (законодательные, исполнительные, судебные). В узком смысле – органы исполнительной власти, которые в зависимости от компетенции подразделяются на органы общей и специальной... 18197 / Март 6, 2011, полночь

    Сегментация земель для оценки стоимости Земельный рынок может быть сегментирован по следующим критериям. В зависимости от категории земель различают земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности и иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; лесного фонда; водного фонда; ... 17059 / Авг. 14, 2010, полночь

    Понятие, задачи и содержание охраны земель ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Охрана земель - система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том... 16824 / Апрель 7, 2010, полночь



Поделиться