Специалист по оперативной работе фсб. Сотрудникам фсб запрещают самовольный выход в соцсети. Возможное снятие запрета

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Сотрудникам ФСБ запрещено размещать в интернете свои персональные данные

Российская Госдума приняла во вторник в первом чтении проект дополнений к закону об ФСБ, по которым сотрудникам госбезопасности будет запрещено иметь зарубежные активы, а также писать в соцсети и общаться с "иностранными агентами" без санкции начальства.

"Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности", - говорится в обширном законопроекте , который депутаты Госдумы одобрили вечером во вторник.

Сейчас законом об ФСБ сотрудникам службы просто запрещено размещать в интернете или средствах массовой информации информацию "позволяющую раскрыть ведомственную принадлежность к кадровому составу органов федеральной службы безопасности, о своей служебной деятельности, деятельности органов федеральной службы безопасности".

В порядке, определённом начальством, сотрудники ФСБ должны будут и контактировать с иностранцами, международными организациями, зарубежной прессой, а также теми некоммерческими организациями, которые российские власти внесли в реестр "иностранных агентов".

Кроме того, когда дополнения к закону будут приняты, военнослужащим и гражданским сотрудникам ФСБ придётся в срок, определённый руководством, избавиться от всего имущества за границей и закрыть счета за рубежом. При этом последнее требование распространяется и на супругов и несовершеннолетних детей сотрудников госбезопасности.

Законопроект был внесён членами Совета Федерации Виктором Озеровым, Николаем Федоряком и Владимиром Джабаровым в июле этого года. Федоряк и Джабаров - ветераны КГБ-ФСБ.

Применение оружия с учётом положения в мире

В законопроекте предлагается большой комплекс дополнений к закону "О федеральной службе безопасности". Помимо запретов на имущество и счета за рубежом, в проекте подробно описывается порядок применения военнослужащими ФСБ оружия и физической силы, статус служебного удостоверения сотрудника органов безопасности и другие аспекты деятельности ФСБ.

До сих пор в законе об ФСБ, в статье 14 , просто говорилось, что сотрудники ФСБ имеют право применять боевую технику, оружие, спецсредства и физическую силу в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.

Представляя законопроект во вторник в Госдуме, депутат, бывший заместитель генпрокурора Эрнест Валеев сказал, что проект восполняет пробелы в законе, которые "нуждаются в скорейшем устранении с учётом ситуации, которая складывается на мировой арене".

У депутатов этот довольно важный законопроект никаких вопросов не вызвал. Правом на выступление воспользовался только один из них - Александр Кропачев из ЛДПР - и то для того, чтобы горячо одобрить нововведения.

"Учитывая, что сегодня происходит в мире, законопроект как никогда актуален [...] Можно предполагать, что начнётся очередная истерия, как всегда бывает в подобных случаях, что опять закручиваются гайки [...] Мы должны понимать, что сегодня наши спецслужбы должны иметь в полной мере весь арсенал действий [...] как это происходило на Украине, и есть силы, которые пытаются устроить то же на российской территории", - рассказал коллегам молодой депутат Кропачев.

Работа в ФСБ России в 2019 году считается не только престижной, но и важной, ответственной. Сведений о том, как поступить на службу, очень мало, однако это не снижает стремления трудоустройства.

На сегодняшний день работать в ФСБ мечтают как военные и полицейские, так и многие гражданские лица

Найти информацию о доходах служащих не так просто. Ведь основным критерием в отношении того, какая зарплата ФСБ в 2019 году, является правило неразглашения государственной тайны.

Можно назвать довольно жёсткими требования к соискателям, претендующим на вакансию. Это объясняется высокой ответственностью сотрудника ФСБ и необходимостью в течение рабочего времени сталкиваться с важной информацией, разглашение которой не допускается.

Обязательным моментом является подписание родственниками ряда документов, обусловливающих, что в случае гибели претендента на службу они не будут выяснять причины произошедшего и ограничатся официально озвученной версией.

Одна из основных характеристик, присущих будущему сотруднику ФСБ, - это . Претендовать на трудоустройство могут и женщины, преимущественно они заняты ведением документации. Нередки случаи, когда девушки трудятся на должностях медицинских работников в спецподразделениях или пограничных войсках ФСБ.

К прекрасной половине человечества предъявляются меньшие требования. Например, мужчины должны иметь за плечами прохождение обязательной воинской службы по призыву и диплом, подтверждающий окончание высшего образовательного учреждения. Женщинам достаточно учиться в вузе, после окончания которого они автоматически получают должность прапорщика.

Возможность трудоустроиться в ФСБ могут иметь кандидаты, прошедшие не только собеседование, тестирование и проверку умственного и физического развития.

В связи с тем, что работа заключается в фактической и второстепенной защите рубежей РФ, а также сохранении целостности политического режима, претендент проверяется внутренней службой безопасности. Причем идеальная родословная не является гарантией трудоустройства, так как в данной ситуации учитывается не только история жизни кандидата, но и его родных.

В первую очередь кандидат Федеральной Службы проходит проверку психического состояния, уровня интеллектуального развития, адекватности в экстренных ситуациях, типа мышления, личностного направления и особенностей.

Медицинское тестирование выявляет возможное употребление наркотиков и алкогольных веществ. Проверку проходят и претендующие на работу по контракту.

Проверка личности и близких родственников производится в течение двух-трёх месяцев. За это время служба собственной безопасности «пробивает» кандидата, близких родственников и окружение на причастность к наркотикам, нарушениям Уголовного кодекса, контактам с иностранными гражданами или компаниями.

В случае если отклонений или ограничений не выявлено, претендент приглашается на повторное собеседование с последующим трудоустройством.

Важно! Любой сотрудник Службы безопасности должен быть готов к командировкам и разъездному характеру работы. Принадлежность к полу в данном случае роли не играет.

Уровень дохода

Средняя зарплата в ФСБ существенно выше, чем в других федеральных ведомствах. Если говорить об изменениях её величины, то за последние пять лет месячный уровень дохода вырос примерно на 50 %. При этом не только специалистов, работающих на постоянной основе, но и контрактников, которые преимущественно задействованы в погранвойсках, коснулась индексация.

Федеральный бюджет компенсирует возможный травматизм в процессе несения службы. Величина надбавок определяется исходя из оклада сотрудника на его должности.

То есть от степени риска служащих во многом зависит и зарплата ФСБ. Помимо этого, немалую роль играет выслуга и выполнение отдельных заданий и поручений, влияющих на дальнейшее продолжение службы.

Интересно! Так как данная структура является одним из основных секретных учреждений, полностью подчиняющихся Правительству Российской Федерации, уровень дохода сотрудников ФСБ России рассматривается практически на первых его чтениях.

Таблица: заработные платы в ФСБ

Звание, должность Ежемесячный оклад (выражено в российских рублях)
Водитель 30 000
Генерал 30 000
Генерал-полковник 25 000
Капитан 13 000
Лейтенант 11 000
Маршал 30 000
Младший офицерский состав 24 000
Начальник безопасности 35 000
Начальник подразделения 34 000
Офицер наркополиции От 25 000 до 45 000
Пилоты истребителей в горячих точках 400 000
Пограничник 19 000
Подполковник 13 000
Полковник 14 000
Прапорщик От 9 000 до 10 000
Работники спецназа вымпел и Альфа От 60 000 до 150 000
Радиотехник 18 000
Сотрудник наркополиции 10 000
Спецназовец 60 000
Спецназовец, служащий в горячих точках 200 000
Следователь От 21 000 до 28 000
Спецназовец в звании офицера 100 000

Таблица: средняя заработная плата сотрудников ФСБ по регионам

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России ) является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление, а также разведывательную деятельность и деятельность в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности регламентируется Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ
"О федеральной службе безопасности"
(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.), Положением о ФСБ РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 6 июля 1998 года № 806 (утратил силу) иными правовыми актами, определяющими нормативно-правовой статус структурных звеньев ФСБ РФ, организацию и тактику их работы.

Назначение органов ФСБ РФ состоит в обеспечении безопасности личности, общества и государства в пределах предоставленных им полномочий. Это одна из важных функций государства и представляет собой деятельность по реализации системы мер, проводимых различными звеньями государственного механизма, направленных на защиту жизненно важных интересов федеративного государства, всех субъектов федерации, общества в целом и граждан от зарубежных подрывных центров и других иностранных организаций, участвующих в такой деятельности, а также от противоправных посягательств на конституционный строй, экономический, научно-технический и оборонный потенциал страны.

Деятельность по обеспечению государственной безопасности проводится практически на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, прокуратуры и судебной системы. Государственные органы при решении задач обеспечения государственной безопасности опираются на поддержку и помощь общественности и отдельных граждан.

Система мер обеспечения государственной безопасности включает в себя:

а) организационно-политические меры, состоящие в выработке стратегических установок в сфере обеспечения госбезопасности, координации усилий различных звеньев государственного механизма на всех уровнях государственного руководства;

б) правовые меры, включающие правотворческую (прежде всего законодательную) и правоприменительную деятельность в сфере обеспечения государственной безопасности;

в) военные меры, направленные на предотвращение военной угрозы извне, предупреждение и пресечение использования вооруженного насилия со стороны антиконституционных, экстремистских сил;

г) разведывательные меры, состоящие в добывании информации о наличии различного рода угроз извне суверенитету и территориальной целостности России, а также в предупреждении и локализации этих угроз с использованием разведывательных средств и методов;

д) контрразведывательные меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение средствами и методами контрразведки разведывательно-подрывных действий иностранных спецслужб и других иностранных организаций.

ФСБ России для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности задач и обеспечения деятельности указанных органов в установленном порядке создает подразделения департаментов, самостоятельных управлений и других структурных подразделений ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, военно-строительные подразделения, предприятия, учреждения и организации.

Прежде всего, эти органы в соответствии со ст. 2 названного закона представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

Управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

Другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Характерно, что в отличие от органов внутренних дел, находящихся в двойном подчинении (по вертикали – Министерству Внутренних дел РФ, а по горизонтали – местной администрации исполнительной власти), территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности РФ, которая сама является федеральным органом исполнительной власти.

В деятельности органов ФСБ , где активно применяются оперативные мероприятия, ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ определены основные направления для этого: ; ; ; ; . Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В соответствии с законом органы ФСБ, во-вторых, правомочны осуществлять и иные правовые направления и виды оперативной деятельности, в том числе разведывательную, а также оперативно-розыскную.

Адекватно этим направлениям выделяют задачи – функции ФСБ России, с учетом которых обеспечивается внутреннее устройство данного ведомства, осуществляющего вышеуказанные основные виды оперативной деятельности.

Так, в числе задач – функций ФСБ России, прежде всего выделяются следующие проблемы:

– выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

– координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности;

– проведение во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

– осуществление в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами пограничной службы и пограничными войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации;

– обеспечение в пределах компетенции данной Федеральной службы защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Для их разрешения в структуре ФСБ РФ создаются Департамент контрразведки, Управление военной контрразведки и их структурные звенья на местах, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют следующие функции:

– организуют и осуществляют в пределах своих полномочий контрразведывательную деятельность, определяют порядок проведения контрразведывательных мероприятий и использования негласных методов и средств при их осуществлении, а также устанавливают порядок осуществления органами федеральной службы безопасности проникновения в специальные службы и организации иностранных государств;

– участвуют в пределах своих полномочий в проведении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

– обеспечивают во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

– участвуют в пределах своих полномочий в осуществлении мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации;

– организуют и осуществляют обеспечение безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и возглавляемой ею системе органов и войск, Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и возглавляемой им системе органов и войск, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации;

– обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

– участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну, в лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, оказанием услуг по защите государственной тайны; определяют основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности в этих областях;

– осуществляют контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; в установленном порядке осуществляют мероприятия, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также с приемом на военную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности;

– осуществляют в пределах своей компетенции контрразведывательные и иные меры по обеспечению безопасности федеральных органов государственной власти;

– выявляют на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях; перехватывает передачи и пресекают работу на территории Российской Федерации средств радиосвязи и других передающих радиоэлектронных средств, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации; осуществляют регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств.

Контрразведывательная работа вышеуказанных оперативных служб ФСБ , реализующих данные функции, - это деятельность, направленная на своевременное вскрытие, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывных акций спецслужб иностранных государств и иностранных организаций, создающих угрозу безопасности РФ и субъектов Федерации, а также на защиту конституционного строя, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны от антиконституционных посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц, на борьбу с преступлениями, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности.

Важное место в работе органов государственной безопасности занимает изучение оперативной обстановки в стране, отдельных регионах, выявление причин и условий, благоприятствующих осуществлению разведывательно-подрывных акций иностранных спецслужб , других криминогенных факторов, влияющих на динамику преступности в сфере обеспечения госбезопасности. На основе анализа и оценки оперативной обстановки вырабатываются рекомендации по осуществлению профилактических мер и повышению эффективности работы контрразведки, готовится информация для высших органов государственной власти и управления.

Контрразведывательная деятельность носит характер специальной деятельности строго конфиденциального характера и осуществляется в интересах защиты государства от внешних воздействий военного, разведывательного, экономического, информационного, техногенного, экологического, идеологического характера.

По своему характеру и значимости контрразведывательная деятельность органов ФСБ, регламентируемая ст. 9 Федерального Закона об органах ФСБ, является одной из самых сложных по организации и применению возможностей спецслужб. Она направлена на выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации со стороны специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц. В соответствии с положениями ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В число задач органов ФСБ в области контрразведывательной деятельности, вытекающих из требований ст.ст. 9, 12 Федерального Закона об органах ФСБ, как правило, входят:

– выявление данных о разведывательной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц в ущерб безопасности Российской Федерации;

– обеспечение защиты (охраны) сведений, составляющих государственную тайну;

– изучение (проверка) лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам ФСБ;

– создание условий для обеспечения собственной безопасности.

Контрразведывательная деятельность органов ФСБ может также осуществляться в интересах обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и внутренних войсках, в войсках ФАПСИ, Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, в органах внутренних дел, в органах ФАПСИ, а также объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, других стратегических объектов, в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок, органов государственной власти и в других направлениях.

В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Возможность их применения установлена в ст. 13 Федерального Закона об органах ФСБ, а порядок определяется ведомственными нормативными актами ФСБ РФ.

Если в ходе осуществления контрразведывательной деятельности возникает потребность проведения мероприятий, затрагивающих неприкосновенность жилища граждан, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, то на их проведение испрашивается разрешение суда, которому предоставляются соответствующие служебные документы. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Структура органов Федеральной службы безопасности в целом и с учетом входящих в ее состав подразделений, осуществляющих контрразведывательную деятельность, а также безопасность в войсках определяется соответствующими Положениями, утвержденными Указами Президента РФ в соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального Закона об органах ФСБ.

В числе задач ФСБ РФ имеется и такая как добывание и обработка в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации разведывательной информации, при этом названы ее адресаты: Президент РФ; Правительство РФ; Федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов РФ.

Все они должны информироваться об угрозах безопасности Российской Федерации. Для этого на соответствующие структурные звенья ФСБ РФ возлагается обязанность осуществлять разведывательную деятельность, в частности, организовывать и осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывание информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях и действиях, о планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц. Разведывательная деятельность носит специфический характер. Она проводится органами безопасности в целях информационного обеспечения осуществления внешней и внутренней политики РФ и образующих федерацию субъектов. Она включает добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых иностранными государствами и организациями политических, военных и экономических акциях, создающих реальную и потенциальную угрозу безопасности страны, выработку рекомендаций о мерах по срыву акций, а также принятие мер по оказанию противодействия им с использованием специальных разведывательных средств и методов. Важное место в деятельности разведки занимает также добывание информации о тенденциях развития и конкретных достижениях мировой науки и техники в интересах развития экономики и укрепления обороноспособности. При этом следует учитывать, что разведывательная деятельность органов ФСБ в соответствии со ст. 11 Федерального Закона об органах ФСБ осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации. Причем порядок и условия этого взаимодействия устанавливаются на основании как соответствующих соглашений между этими органами, так и на основании совместно издаваемых межведомственных нормативных актов (инструкций, положений, наставлений и т.д.) в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".

При решении задач разведывательной деятельности органы ФСБ информируют об угрозах безопасности Российской Федерации, как Президента, Председателя Правительства РФ, так и по их поручению органы государственной власти. Одновременно органы ФСБ РФ:

– выявляют, предупреждают, пресекают преступления, наносящие ущерб безопасности России;

– добывают разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, оборонного и научно-технического потенциала;

– осуществляют внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваются с ними на взаимной основе оперативной информацией в пределах своих полномочий и т.д.

В соответствии с законом (ст. 11 Федерального Закона об органах ФСБ) порядок проведения органами ФСБ разведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств в ходе разведывательной деятельности определяются ведомственными нормативными актами Федеральной службы безопасности РФ закрытого характера, т.к. сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления этой деятельности составляют государственную тайну (Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.).

С точки зрения возможностей осуществлять оперативную деятельность Федеральная служба безопасности России имеет универсальный характер. Это объясняется постановкой перед ней задач, которые требуют создания в ее структуре звеньев, которые помимо контрразведывательной и разведывательной деятельности проводили бы и ОРД в интересах выявления, предупреждения и раскрытия ряда опасных преступных проявлений, прежде всего, со стороны профессиональных, организованных преступных сообществ. Последние характеризуются четким распределением ролей между организаторами и исполнителями преступлений, наличием корпоративной иерархии и подчиненности участников преступного сообщества. Непререкаемая власть руководителя организации и беспрекословное выполнение его воли участниками сообщества, полная их зависимость от сообщества, и особенно от руководителя, круговая порука, наличие специальных организационных звеньев обеспечения внутренней безопасности, специальной техники, использование агентурных методов являются характерными чертами организованной преступности, затрудняющими борьбу с ней.

Современной организованной преступности как в РФ, так и за рубежом, свойственны процессы сращивания руководителей криминогенных формирований с государственными и общественно-политическими структурами, приобретение позиций в легальных сферах экономики и стремление установить над ними контроль, проникнуть в правоохранительные органы, терроризирование и физическое устранение лиц, оказывающих и могущих оказать помощь в раскрытии преступного сообщества.

В условиях острого политического кризиса в стране происходят процессы политизации организованной преступности. Обнаруживается стремление руководителей преступных сообществ воздействовать на развитие деструктивных процессов, ослабляющих власть, устанавливать контакты с экстремистскими группами и организациями, подключаться к участию в антиконституционных действиях, и особенно связанных с насилием, оказывать влияние на ход избирательных кампаний, добиваясь избрания нужных для них лиц.

Для современной организованной преступности характерна интернационализация ее деятельности, тенденция к установлению связей с зарубежными и международными преступными организациями. Не исключаются и преступные контакты с иностранными спецслужбами. Существующие тенденции развития организованной преступности, ее политизация и интернационализация, а также связь с терроризмом характеризуют это антиобщественное социальное явление как источник угрозы государственной безопасности, как фактор, подрывающий конституционный строй и дестабилизирующий обстановку в стране.

Все это обуславливает необходимость подключения к разрешению данной проблемы не только операппаратов МВД РФ, но и ФСБ РФ. Характерным его структурным звеном здесь является Департамент экономической безопасности.

Иным опасным криминальным и антиконституционным явлением, возродившимся в России в современных условиях, является терроризм. Оно выражается в преступных действиях в виде убийств, захвата заложников, других насильственных действий, посягающих на жизнь, здоровье, свободу и имущество граждан, установленный правопорядок и общественную безопасность. В современных условиях терроризм используется рвущимися к власти экстремистскими силами в качестве средства политической борьбы с целью противодействия мерам органов власти по стабилизации обстановки, подавления конструктивных сил, запугивания населения.

Терроризм нередко направлен против депутатов парламентов, неугодных политических и общественных деятелей, правоохранительных органов и других категорий лиц и учреждений.

Терроризм имеет как внутренний, так и международный характер. Проявления международного терроризма могут иметь целью оказать давление на иностранное государство, добиться изменения его политики или же принятия конкретных решений, выгодных для определенных политических, мафиозных групп. Акции международного терроризма осуществляются экстремистами и с целью расправы со своими противниками и с иными целями. Террористические проявления имеют место и против нашей страны.

Терроризм как антиобщественное явление содержит угрозу государственной безопасности, поскольку нарушает нормальную жизнь общества, подрывает его потенциал и конституционный строй, создает препятствия для функционирования власти и правоохранительных органов, ставит под угрозу обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу вышеуказанных причин ФСБ РФ призвано решать задачи выявления, предупреждения и пресечения как террористической, так и диверсионной деятельности. Поэтому в его структуре создан Департамент по борьбе с терроризмом, который совместно с другими структурными звеньями этого ведомства разрабатывает и реализует соответствующие меры борьбы с вышеуказанными видами противоправной деятельности. При этом соответствующие органы ФСБ призваны, прежде всего, выявлять и нейтрализовать незаконные вооруженные формирования, преступные сообщества и группы, отдельных лиц, общественные объединения, ставящие своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.

Вышеуказанные структуры таким образом организуют и осуществляют ОРД по выявлению, пресечению, предупреждению преступлений, осуществляют дознание по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ РФ. В их числе: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), организация преступного сообщества (ст. 210 УК и др.), коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознания и предварительное следствие по которым отнесены законом (ст. 119 и 126 УПК) к их ведению. Наряду с этим, органы ФСБ в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с преступностью обязаны устанавливать лиц, совершающих или совершавших преступления, отнесенные к подследственности следственных аппаратов этих органов, а также вести розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда (ст.210 УПК).

Выполняя задачи по борьбе с преступностью, оперативно-розыскные подразделения органов ФСБ тесно взаимодействуют со следственными аппаратами ФСБ, вновь созданными в составе Федеральной службы безопасности в соответствии с Указом Президента РФ от 22 ноября 1994 г. № 2106, а также с органами прокуратуры, налоговой полиции, таможенными органами, органами прокуратуры и суда. При этом они руководствуются требованиями ст. 127 УПК, ст. 12 Федерального закона о ФСБ, ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567, и межведомственными нормативными актами, определяющими порядок взаимодействия.

Учитывая весьма существенные особенности в деятельности органов ФСБ РФ по раскрытию и расследованию преступлений против государственной власти, а также иных тяжких и особо тяжких преступлений, им предоставлено право создавать самостоятельные следственные изоляторы с осуществлением в них оперативно-розыскных мероприятий.

Особо следует отметить, что постановка перед ФСБ РФ задач, связанных с выявлением и пресечением деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц, общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват или насильственное удержание власти, деятельность которых составляет иную угрозу безопасности РФ, привела к созданию в структуре ФСБ РФ Управления конституционной безопасности.

Поскольку все направления оперативной деятельности ФСБ РФ обеспечивают приток к нему значительного объема информации, то ее обработкой, анализом, и с учетом этого, прогнозом и стратегическим планированием занимается в структуре ФСБ РФ специальный Департамент. Результаты его работы проявляются в форме разработки государственных программ обеспечения безопасности; выработки прогнозов развития внутриполитической, социально-политической, криминогенной обстановки в стране; подготовки предложений по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности РФ; разработки мер борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; мер борьбы с отдельными лицами, общественными объединениями, сообществами, готовящими или совершающими опасные преступные и антиобщественные проявления; разработки мер по обеспечению информационной безопасности и др.

Известно, что одним из принципов государственного управления является его правовая упорядоченность. Поэтому в структуре ФСБ РФ имеется Договорно-правовое управление, которое проводит работу по созданию оптимальной правовой основы для деятельности оперативных служб ФСБ РФ. В соответствующих ведомственных актах устанавливается порядок проведения разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных мероприятий, использования негласных методов и средств при осуществлении органами ФСБ разведывательной и контрразведывательной деятельности, ОРД. Данное управление обобщает практику применения Федерального законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности РФ, и в установленном порядке вносит предложения по его совершенствованию, готовит и участвует в подготовке проектов соответствующих нормативных правовых актов РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСБ России, осуществляет методическое руководство органами ФСБ в организации правового обеспечения их деятельности.

Договорно-правовое управление ФСБ РФ также проводит работу по подготовке к заключению в установленном порядке и в пределах компетенции ФСБ РФ международных договоров России, прежде всего, касающихся вопросов национальной безопасности.

Важное значение для успешной деятельности оперативных служб ФСБ имеет и работа таких его структурных звеньев, как Департамент обеспечения деятельности и Департамент организационно-кадровой работы.

Поскольку осуществление оперативными службами ФСБ РФ основных направлений оперативной деятельности связано с риском, противодействием со стороны ее объектов, кризисными ситуациями, то в структуре ФСБ РФ функционирует Управление собственной безопасности, которое:

– обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности;

– обеспечивает защиту военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности, лиц, оказывающих содействие этим органам, участников уголовного судопроизводства по делам, отнесенным к компетенции органов федеральной службы безопасности, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства;

– разрешает иные задачи, отнесенные к компетенции данного структурного звена ФСБ РФ.

Задачи, поставленные законодателем перед федеральной службой безопасности, требуют, как правило, совместных усилий Департаментов и Управлений, входящих в состав этого ведомства и гарантирующих достижение единой стратегической цели в виде обеспечения национальной безопасности. Поэтому актуальным является вопрос координации и взаимодействия всех структурных звеньев ФСБ РФ.

Этот вопрос, прежде всего, отнесен к компетенции руководства ФСБ России и подразделений, непосредственно входящих в структуру данного ведомства, которые составляют центральный аппарат ФСБ России.

Исходя из этого, в числе основных задач ФСБ России является руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными им предприятиями, организациями, учебными заведениями, научно-исследовательскими, экспертными и военно-медицинскими учреждениями и подразделениями, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки, подразделениями специального назначения, а также организация их деятельности.

ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор ФСБ России:

– несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФСБ России и органы федеральной службы безопасности;

– организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов федеральной службы безопасности, образует в них коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов;

– информирует Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов федеральной службы безопасности;

– представляет ФСБ России во взаимоотношениях с органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации;

– издает на основании и во исполнение федерального законодательства и Положения о ФСБ РФ правовые акты, в том числе совместно или по согласованию с руководителями других федеральных органов исполнительной власти, организует проверку их исполнения;

– отменяет противоречащие федеральному законодательству и нормативным правовым актам ФСБ России правовые акты, изданные руководителями органов федеральной службы безопасности;

– вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию федерального законодательства об обеспечении безопасности Российской Федерации;

– вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения об изменении численности военнослужащих органов федеральной службы безопасности и структуры ФСБ России;

– вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения об изменении штатной численности гражданского персонала ФСБ России;

– принимает решения о создании территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, подразделений департаментов и самостоятельных управлений ФСБ России, о создании подразделений, предприятий, учреждений, организаций, военных представительств и подразделений специального назначения органов федеральной службы безопасности, необходимых для выполнения задач, возложенных на эти органы, и для обеспечения деятельности этих органов; утверждает положения о них и их штаты, а также определяет порядок их функционирования;

– осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным законодательством, Положением о ФСБ РФ, иными правовыми актами, составляющими правовую основу его деятельности.

В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), первого заместителя директора, статс-секретаря – заместителя директора, заместителей директора – руководителей департаментов, заместителя директора – начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, а также руководящих работников органов федеральной службы безопасности.

Численность и состав коллегии ФСБ России, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Президентом Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения.

Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.

В случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией директор ФСБ России реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту Российской Федерации.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСБ России и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами ФСБ России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуру, а также назначает ее директора.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части взаимодействия ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.

ФСБ РФ согласно Федеральному закону об органах ФСБ в РФ, положению о ФСБ, Федеральному Закону об ОРД обладает определенным объемом полномочий, обеспечивающих выполнение обязанностей, возложенных на персонал соответствующих структурных звеньев этого федерального органа государственного управления.

Как ст. 17 Федерального Закона об ОРД, так и ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ последним предоставлено право привлечения отдельных лиц с их согласия на гласной и негласной основе к сотрудничеству, в том числе и в качестве внештатных сотрудников. Конфиденциальное содействие граждан органы ФСБ используют как в сфере борьбы с преступностью, так и в направлении контрразведывательной и разведывательной деятельности.

Специальное указание в ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ об использовании конфиденциального содействия граждан наряду с таким же положением ст. 17 Федерального Закона об ОРД обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, Федеральный закон об ОРД не регламентирует порядок осуществления контрразведывательной и разведывательной деятельности органов ФСБ, а регламентирует лишь их работу в сфере борьбы с преступностью. И, во-вторых, положения ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ распространяются на все случаи установления этими органами сотрудничества с частными лицами, при этом перечислив ряд прав и обязанностей конфидентов, которые напрямую не содержатся в ст. 17 Федерального закона об ОРД.

Так, в числе прав конфидентов органов ФСБ указаны такие, не перечисленные в ст. 17 Федерального закона об ОРД права, как возможность получать от сотрудников ФСБ разъяснения своих задач, обязанностей и прав; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность.

Соответственно, среди обязанностей этих лиц перед органами ФСБ указаны такие, как соблюдение условий заключаемого с органами ФСБ контракта или договоренности и сотрудничестве; выполнение поручений, направленных на осуществление возложенных на них обязанностей; недопущение умышленного представления необъективной, неполной или клеветнической информации. При этом использование помощи граждан (как РФ, так и иностранных) на гласной и негласной основе осуществляется только с их согласия. Негласная помощь органам государственной безопасности со стороны граждан выражается в осуществлении скрытого наблюдения, в получении информации о разведывательно-подрывной деятельности с применением иных методов, в том числе путем проникновения в спецслужбы иностранных государств и иностранные организации, в преступные сообщества. Помощь граждан осуществляется также в форме консультирования органов государственной безопасности по вопросам обеспечения государственной безопасности, борьбы с преступностью, предложений по совершенствованию системы обеспечения госбезопасности и т.п. Граждане могут привлекаться с их согласия к розыску и задержанию преступников, к совершенствованию режимных мероприятий.

Обязательными требованиями к использованию граждан в оказании помощи органам государственной безопасности являются строгое соблюдение законности, прав и законных интересов других граждан, недопущение провокации и искажения информации.

За внесение существенного вклада в обеспечение госбезопасности при выполнении поручений органов государственной безопасности, проявленные при этом героизм и мужество граждане могут представляться к государственным наградам, отмечаться различными поощрениями органов государственной безопасности.

Характерно, что применяемые в ходе осуществления контрразведывательной, разведывательной деятельности и в борьбе с преступностью средства, приемы, методы сбора, исследования, проверки информации идентичны оперативно-розыскным мероприятиям и средствам, применяемым в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности в широком смысле этого понятия и перечисленным в ст. 6 Федерального закона об ОРД.

Действительно, органы ФСБ, осуществляя свою деятельность в вышеназванных направлениях (контрразведка, разведка, борьба с преступностью) применяют мероприятия, сходные с теми, которые указаны в ст. 6 Федерального закона об ОРД (наблюдение, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности, оперативное внедрение, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров и т.д.). Родство и идентичность названных мероприятий определены сходством приемов и навыков их осуществления, но разнятся они в зависимости от целей и задач, решаемых при применении этих мероприятий в сфере контрразведывательной деятельности. Ее задача – выявление, предупреждение, пресечение разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств – ч. I ст. 9 Федерального закона о ФСБ. В свою очередь область разведывательной деятельности – получение информации об угрозах безопасности Российской Федерации – ч. I ст. 11 указанного закона. Задача же борьбы с преступностью – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, хотя и отнесенных к компетенции органов ФСБ – ст. 10 Федерального закона о ФСБ. Во всех направлениях своей деятельности органы ФСБ используют схожие как гласные, так и негласные методы и средства, выбор которых тем не менее определяется условиями и целям деятельности.

Помимо вышеназванных прав проводить оперативно-розыскную деятельность, осуществлять дознание и предварительное следствие, осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности закон (ст. 13 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ) предоставляет им и такие права, как беспрепятственное проникновение (вход) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на земельные участки граждан, территории и в помещения предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, отнесенное к их компетенции. Эти же действия органы ФСБ вправе осуществлять при преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление с их задержанием поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. О всех таких вхождениях в жилые и иные помещения органы ФСБ уведомляют прокурора в течение 24-х часов. Последний проверяет законность и обоснованность действий сотрудников ФСБ, при нарушении требований законов прокурор принимает меры к их устранению.

К содержанию учебника:

Практически все российские подразделения спецназа, действующие в зоне проведения контртеррористической операции либо осуществляющие антитеррористические и разведывательные мероприятия, работают на основе данных, полученных от оперативников ФСБ. Со мною, наверное, согласятся и пограничники, и сотрудники ГРУ, и спецназовцы внутренних войск: по сравнению с другими источниками информация, исходящая от оперов ФСБ, наиболее точная. Но как происходит ее сбор? На чем основана работа ФСБ? Во многом для обывателей это останется загадкой. Мы можем лишь слегка обозначить отдельные методы и рассказать об основных средствах такой работы.

Начнем с того, что в каждом регионе страны, в каждой области и в каждом городе есть управление или отдел ФСБ. Основу таких подразделений составляют оперативные работники.

— Нельзя точно сказать, с чего начинается работа оперативника, — объясняет офицер УФСБ по Северному Кавказу, майор Дмитрий Толстыко. — Есть понятие — оперативно-разыскная деятельность. И она ведется постоянно: идет работа с населением, информационными ресурсами, конфидентами, проводятся аналитические исследования.

По словам оперативников, даже пункт «опрос граждан» не сводится в их работе к банальной беседе. Для успешного проведения этих мероприятий офицеры ФСБ должны обладать хорошей памятью, аналитическим мышлением, умением быстро сопоставлять факты и делать выводы. Оперативный опрос бывает двух видов. В первом случае чекист не скрывает, кем является, но ведет себя так, чтобы опрашиваемый не догадался, чего от него конкретно хотят. Во втором — оперативник выдает себя за другое лицо, которое чья-либо преступная деятельность не интересует.

— Приведу один пример, — рассказывает майор Толстыко. — В районе Ножай-Юрта орудовала банда боевиков. Нам было необходимо выявить ее основные и запасные места отдыха, численность, маршруты движения, вооружение, связи с местными жителями. Аналитики, отталкиваясь от информации о боестолкновениях и терактах, совершенных бандитами, а также исходя из данных, переданных подразделениями внутренних войск, действовавших в районе, составили карту возможных мест, где боевики могли встречаться с местными жителями. Было выбрано несколько горных сел. Сотрудники начали опрос населения. Поскольку агентурные сети в то время функционировали еще слабо, основной упор делался на работу, как говорится, собственными силами. Выбрали несколько подразделений миноборы, дислоцировавшихся в нужном нам районе, договорились с их командованием, переоделись в форму. Далее стали завязывать отношения с населением. Поводы для общения каждый раз выбирали разные. В одном из сел сумели разговорить пожилую женщину.

— Посуду? В третий дом зайдите, Залима еще убрать не успела.

Зашли в третий по улице дом. Там женщина моет тарелок тридцать. Рядом грязные кастрюли и сковородки. Мы ходили накануне и вроде никакого праздника не видели, посиделок тоже не было. В доме проживают четыре человека. Значит, гости были ночные. Мы вежливо рассказали хозяевам о правовых последствиях, которые ждут их за укрывание бандитов. После часа беседы хозяева раскаялись, указали, куда ушла банда, рассказали о связях главаря с местным населением и других домах, где гостили боевики.

Такая же работа была проделана в соседних селах. После этого информацию передали спецназу внутренних войск, который точечно уничтожил все бандформирования.

Оперативники говорят, что во время опроса следует обращать особое внимание на мимику и поведение опрашиваемого. Если человек врет, то, как правило, смотрит в глаза собеседнику не более трети времени разговора. Если опрашиваемый, напротив, пристально смотрит на сотрудника, и зрачки при этом расширены, то это может означать, что он считает беседу нужной, и вероятность обмана снижается. Хотя пристальное внимание может свидетельствовать и о враждебности, но в таких ситуациях зрачки опрашиваемого сужены. К обману или желанию не говорить всей правды склонны люди, которые во время разговора потирают веки, оттягивают воротник рубашки, время от времени прикрывают рот рукой, но не зевают при этом, прячут руки в карманах. Даже привычка курения может многое рассказать оперативнику. Человек, уверенный в своих словах и действиях, выдыхает дым вверх или перед собой. Суетливые и трусливые люди, те, кого одолевают мрачные мысли или кто собирается совершить нечто противоправное, направляют дым вниз.

Один из методов работы с гражданами — наблюдение. Комплексное наблюдение, сочетающее в себе физическое, визуальное и техническое, чаще всего используется в работе сотрудников и агентов. Личное, или физическое, наблюдение проводится с помощью фото- и видеокамер. Диктофоны, прослушивающие устройства, навигационные маяки тоже в чести у оперативников. Молодые оперативники перед началом своей работы учатся, как затеряться в толпе, не выделяться из основной массы. Быстрое, почти мгновенное изменение внешности с помощью очков, париков, замены одежды стало в Органах почти искусством. Но, увы, тонкости и секреты его открывать нельзя.

Важную роль в оперативной деятельности играет работа с конфидентами. Некоторые граждане (и Кавказ не исключение) готовы добровольно сотрудничать с Органами. Однако передают они не всегда объективную информацию, а иногда и вовсе оговаривают соседей. На Лубянке есть фотографии 37-38 годов прошлого века, на которых отчетливо видно, как к почтовым ящикам «для доносов» утром выстраивались тысячные толпы людей. Если бы вся информация принималась тогда к сведению, наверное, сегодня некому было бы жить в нашей стране. Поэтому данные, поступающие от добровольных помощников, очень тщательно проверяются.

Еще одна группа агентов — «потерпевшие». Люди, которых обидели или ущемили представители криминального мира, не чистые на руку чиновники и так далее. Но работа с такими людьми усложняется тем, что все вокруг знают, как эти граждане настроены к тем или иным представителям криминального мира. И поэтому за редким исключением обилия информации от них ждать не приходится.

Другая категория граждан — «грешники». За этими людьми водится какой-либо грешок перед Органами или, наоборот, перед криминальным миром, в огласке которого они не заинтересованы. Как эти грехи устанавливаются, информация секретная. А вот используются такие данные всегда в нужном русле. Эти граждане не склонны к простым оговорам и наветам, они являются носителями точной информации. Для встречи с ними назначаются определенные места (явки). Это может быть роща, где конфидент оставляет информацию, или даже придорожный туалет. Маршруты и места определяются таким образом, чтобы не вызвать подозрения у местных жителей. Создание собственной агентурной сети — первоочередная задача для оперативников ФСБ. В каждом микрорайоне Москвы, в каждом городе, селе, ауле есть люди, постоянно, ежедневно снабжающие Органы необходимой информацией.

Отдельным видом работ для оперативников является контрольная поставка и закупка, благодаря чему можно выявить предателей, установить личность покупателей оружия и многое другое.

— На моем веку, — рассказывает Дмитрий Толстыко, — было две серьезные операции, связанные с контрольной поставкой и закупкой. В первом случае мы получили от агента информацию, что офицер одной из частей продает оружие и боеприпасы. Для начала мы выяснили круг его общения, как он юридически списывает проданное, кто его покрывает. Затем наш агент выразил заинтересованность в приобретении автомата. Офицера мы задержали с поличным, одновременно были задержаны все участники торговли оружием. После этого были установлены и лица, покупавшие оружие.

Второй случай произошел в Подмосковье, мне кажется, он более интересен. Во время проведения опроса граждан мы узнали о неком лице, интересующемся покупкой оружия. Через агентурную сеть установили его личность и назначили наблюдение. Отслеживали его переговоры. Оказалось, что гражданин России активно скупал оружие у военнослужащих, прибывших из горячих точек. Оружие он поставлял в крупную криминальную группировку. Наш сотрудник встретился с ним и предложил большую партию снайперского вооружения, технических средств и противопехотных мин. На встречу прибыл один из руководителей криминальной структуры. Осмотрев образцы мин и оружия, он назначил встречу в нейтральном месте. Партию «товара» передали бандитам. Естественно, к этому времени велась слежка за всеми членами ОПГ. В итоге мы узнали места их складов, связи в криминальном мире, выявили людей, сотрудничавших с бандитами. Банду захватили в этот же вечер.

Особняком стоит в работе чекистов оперативное внедрение. Оно организуется в исключительных случаях, когда агентурная сеть не способна предоставить нужную информацию и доказательную базу, когда нет времени на проведение всего комплекса оперативных мероприятий и в ряде других случаев.

— Порой на этот вид деятельности не хватает отведенных начальством десяти месяцев, — поясняют оперативники. — Причем оперативное внедрение сотрудников ФСБ зачастую сильно отличается от того, что все помнят по фильму «Место встречи изменить нельзя».

Сотрудников заставляют совершать противоправные действия и даже «заказные убийства». Разумеется, оперативники никого не убивают, но бутафорских реквизитов на кровь, следы выстрелов, взрывы тратится много. Офицеры убеждены, что перечислить все формы деятельности при внедрении невозможно.

— Это как у артистов, — говорят сотрудники ФСБ, — новая рольновый реквизит, новый образ.

Федеральная служба безопасности России обеспечивает безопасность российского государства и всех его жителей. Удостоверение этой структуры открывает многие двери лучше гранаты, вводит людей в ступор и благоговейный трепет, потому что много о ФСБ не рассказывают и, что там делают, чем занимаются, какие люди работают – непонятно. Также сказывается память о ЧК, НКВД и КГБ, грозных предшественниках, которые помогали существовать государству в особо тяжелые времена.

Мечта оказаться в рядах защитников Отечества посещает многие молодые умы. Как оказаться на заводе или в техническом университете, известно всем, а как попасть в ФСБ?

Система отбора

Существует строгая система отбора в спецструктуры. Она включает тщательную проверку здоровья, соответствие параметров по росту, весу, зрению. В течении месяца может идти проверка кандидата, его родственников. Ведь для службы в ФСБ России необходимо иметь только российское гражданство, и наличие родственников за границей может стать непреодолимой преградой.

После всех проверок следуют психологические тесты и сдача физических нормативов. У каждого отдела свои нормативы, но из средних кандидату в любом случае надо следить за здоровьем, бегать стометровку за 14 секунд и километр за 4 минуты 25 секунд.

Сотрудники ФСБ являются элитой среди госслужащих, как по интеллектуальным показателям, так и по силовым. Поэтому наличие званий, наград по спортивным соревнованиям, крупным олимпиадам, будут вам плюсом. Также желательно не иметь серьезных травм и болезней в прошлом, например, сотрясений или крупных шрамов. При медицинском обследовании изучают все вплоть до родинок и татуировок.

Есть два типа кандидатов в ФСБ: те, у кого есть рекомендации от действующих сотрудников или ветеранов, и те, у кого такой рекомендации нет. Если вы из второго типа, то к вам будут присматриваться гораздо внимательнее и, если на одно место с вами будет претендовать кандидат с характеристикой, то, скорее всего, выберут его.

Прежде чем думать, как попасть в ФСБ, стоит решить для себя, что дальнейшая жизнь будет связана со службой государству. Это означает определенные ограничения на всю жизнь, ограничения по перемещению, по выездам за границу. В обмен будет пакет привилегий, гособеспечение и многое другое, в зависимости от должности и заслуг.

Если вы согласны с этим, то на тестах нужно быть честным. По приказу ФСБ РФ от 13 апреля 2011 года, каждый кандидат должен сдать анализы на токсическую, наркотическую, алкогольную зависимости. Также требуется пройти психологическое обследование, включающее полиграф.

Необходимые документы

Начали думать, как попасть в ФСБ? Собирайте документы. Вот примерный пакет документов, который надо собрать кандидату:

  • Заявление на рассмотрение кандидатуры с согласием на ограничения, которые возлагаются на сотрудника ФСБ, и с согласием на то, что личные данные будут тщательно исследованы.
  • Автобиография. Тут все просто: сочинения от вас не требуется, необходимо грамотно расписать, в какой семье рос, кто родители, в какой школе учился, в каком вузе, семейное положение.
  • Анкета по форме № 4.
  • Личные документы в виде паспорта, военного билета, водительских прав, документов об образовании, загранпаспорта (если есть).
  • Документы прямых родственников.
  • Справка о доходах, имеющемся имуществе и материальных обязательствах (например, кредит).
  • К комплекту нужны еще фотографии, как в паспорт, так как на каждого кандидата, заводится дело в нескольких экземплярах.

Структура ФСБ

ФСБ России имеет несколько отделов. В каждый из них требуются квалифицированные кадры. Вы можете выбрать по своим способностям и предпочтениям и стремиться к цели. Самый известный отдел – это служба пограничного контроля. Все пограничники проходят проверку и относятся к этой структуре. Второй по известности отдел – это контрразведка, вот где мечта парней, вот где спецназ, оперативная работа.

Одним из главных противников мирового порядка является терроризм. В ФСБ есть отдел по борьбе с терроризмом, межгосударственным и внутри страны. Здесь определяют и обрабатывают экстремистов, разжигателей беспорядков и прочие нестабильные элементы.

Остальные отделы не менее важны, но не так известны. Есть научно-технический центр, который отвечает за связь, защиту информации, занимается научными разработками. Есть центр по обеспечению безопасности экономики страны, который отвечает за порядок в структуре транспорта, промышленности, кредитно-финансовую сферу. Есть еще отдел по международным контактам, кадровый отдел и отдел, который синхронизирует работу всей структуры.

Служба в ФСБ – занятие почетное, но не всегда простое. Не многие выбирают такой путь.

Спецназ ФСБ

Нельзя не упомянуть знаменитую группу «Альфа». Это легендарное боевой подразделение, созданное еще в Советском союзе. Многие мальчишки мечтают попасть туда, а став военными, понимают, насколько это сложно. Требования к кандидатам здесь очень высоки, как физические, так и интеллектуальные. Вопрос, как попасть в ФСБ, является сложным, а как попасть в «Альфу» - вопрос со многими неизвестными для обычного жителя нашей страны, но не неразрешимый. Дорогу осилит идущий.

Академия ФСБ

Это заведение, куда принимают только лучших молодых людей, готовых служить своему государству. Многие знают только про академию в Москве, но есть и региональные филиалы, в которых проходной бал несколько ниже. Академия ФСБ не обычное высшее учебное заведение, здесь предъявляют требования и к физической подготовке абитуриента. По окончании люди получают престижную работу, которая достойно оплачивается.



Поделиться