Итак, попробуем ответить на вопрос: «Огонь - друг человека или огонь - враг?» Вспомним, что овладение огнем помогло человеку обеспечить себя теплом и светом и уменьшило его зависимость от неблагоприятных погодных явлений, помогло ему расселиться по Земле и достичь определенного уровня цивилизации.
С одной стороны, овладение силой огня создало условия, когда человек стал воздействовать на окружающую среду и воздействия эти стали соизмеримы с силами природы.
С другой стороны, огонь оставил свои следы в истории человечества как огромная разрушительная сила. Тысячи городов и сел исчезли с лица земли в языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и трудом предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь унес миллионы человеческих жизней. С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн, его использовали агрессоры всех времен.
«Человеческий фактор» превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию. Значит, грань, которой огонь обернется к человеку (друг или враг), во многом зависит от человека.
Запомните!
Огонь становится врагом:
Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.
Еще в древние времена человек оценил разрушительную силу огня и понял, что пожар легче предупредить, чем заниматься его тушением и ликвидацией последствий.
Исторические факты
Уже в Древнем Риме власти серьезно занимались организацией борьбы с пожарами. За пожарной безопасностью наблюдали особые посты, которые при возникновении пожара подавали сигналы тревоги. Тушили пожары отряды рабов. В начале I тыс. н. э. в Риме были созданы специальные пожарные команды, численность которых к IV в. н. э. достигла 16 тыс. человек при численности населения в 1 млн человек.
В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности - это действия по ее обеспечению и по выполнению ее требований.
В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно условно выделить три взаимосвязанных направления.
Первое направление - это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров.
Второе направление - это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами.
Третье направление - это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.
Все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.
Исторические факты
В XV в. в России вышли первые государственные противопожарные указы. В них были даны рекомендации обращения с огнем, чтобы обеспечить пожарную безопасность: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня и т. д. Царь Иван IV Грозный повелел иметь во дворе на случай пожара бочки и чаны с водой.
Петр I Великий запретил строить в Санкт-Петербурге деревянные дома. Всем жителям города было предписано чистить печные трубы в домах один раз в месяц. Были установлены штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Царские указы и инструкции о противопожарных мероприятиях печатались значительными тиражами и расклеивались по всем городам и селениям страны. Их зачитывали в церквях по воскресеньям и праздничным дням.
По приказу Петра I были изданы и разосланы по всей стране планы и рисунки огнестойких крестьянских изб и дворов. Тогда же был наведен некоторый порядок в тушении пожаров. Для ликвидации пожаров использовалось стрелецкое войско, а затем и регулярные войсковые подразделения, но действия их были малоэффективны: нужны были люди, специально обученные тушению пожаров.
Первые пожарные команды появились в Москве и Санкт-Петербурге в начале XIX в. Комплектовались они из солдат, признанных негодными к строевой службе. В типовом штате пожарной команды состояли: брандмейстер (начальник пожарной команды), брандмейстерский ученик, 48 пожарных, 10 кучеров, 17 лошадей. В оснащение команды входили 12 повозок, 4 заливные пожарные трубы и другой инвентарь.
Это должен знать каждый
В настоящее время в Российской Федерации пожарная охрана - это большая и сложная структура. Основная ее часть - Государственная противопожарная служба, которая входит в состав МЧС России 2 . Это наиболее мощная и мобильная структура, основными задачами которой являются:
- организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации;
- организация и осуществление охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров; обеспечение тушения пожаров.
Современный пожарный расчет выходит после ликвидации пожара из метро "Новослободская". К пожару привело возгорание кабеля
Кроме Государственной противопожарной службы, федеральные органы исполнительной власти и предприятия могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Так, свои подразделения пожарной охраны есть в воинских частях, на железнодорожном транспорте, в аэропортах и морских портах.
В последнее время в нашей стране (с 2002 г. по 2010 г.) обозначилась тенденция к сокращению числа пожаров и случаев, сопряженных с гибелью и травматизмом людей по их причине. МЧС России осуществляет комплекс мер по совершенствованию системы оперативного реагирования на пожары. С этой целью в МЧС России создаются пожарно-спасательные подразделения, проводится обучение пожарных основам проведения аварийно-спасательных работ.
Спасатели МЧС проходят специальную подготовку. В штаты боевых расчетов вводятся автомобили первой помощи и установки импульсного пожаротушения. На базе танка T-64 создана машина «Импульс», которая тушит пожар в десять раз эффективнее обычных. Эта машина предназначена для тушения крупных пожаров на нефтехранилищах, местах добычи нефти, различных промышленных и гражданских объектах с помощью установки залпового огня капсулами с огнетушащим порошком.
Пожарная машина "Импульс"
Вопросами пожарной безопасности занимается также Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России.
В 1982 г. в СССР была выпущена книга Р. Виже «30 советов по пожарной безопасности». Советы, приведенные в книге, не потеряли актуальности и сегодня. Для вашего ознакомления приведем некоторые из них.
Умейте правильно оценить опасность возникновения пожаров в своей собственной квартире. Проверьте, существуют ли в ней пожароопасные, горючие вещества (бумажный хлам, древесина и пр.). Убедитесь в исправности отопительных установок, электропроводки и обогревательных приборов. Ознакомьтесь с возможным путем эвакуации, изучите средства борьбы с огнем.
Выбор средств борьбы с огнем. Вы располагаете многими средствами, позволяющими потушить огонь в самом начале: одеяла, грубая ткань, мешковина, емкости с водой. Вы должны уметь сразу воспользоваться ими. Необходимо также знать источники водоснабжения вашего дома и уметь пользоваться огнетушителем.
Чистота и порядок. Дом, в котором царят чистота и порядок, защищен от пожара. Слой пыли, пленка жира способствуют распространению огня. Не храните старые вещи, загромождающие вашу квартиру. Чистота и порядок должны стать вашим девизом.
Ненужные вещи на чердаках, в подвалах и гаражах. Освободите ваши подвалы, чердаки и гаражи от ненужных вещей (старых газет, одежды и пр.). Не оставляйте в гараже промасленной ветоши или тряпок, пропитанных легковоспламеняющимся веществом.
Неисправное электрооборудование. Не допускайте повреждения электропроводов, их небрежного соединения, коррозии или загрязнения предохранителей, оголения или плохой изоляции.
Перегрузка электросети. Не перегружайте электросеть, включая одновременно слишком много электроприборов. Не включайте все ваши электроприборы в одну розетку: из-за ее перегрузки может возникнуть пожар.
Электробытовые приборы. Не оставляйте электробытовые приборы включенными в сеть в течение длительного времени, они могут перегреться. Не пользуйтесь неисправными электроприборами.
Источники воспламенения и горючие материалы. Не ставьте источники открытого огня (свечи, спиртовки) около занавесок. Не накрывайте люстры или настольные лампы бумагой.
Пиротехника. Пиротехника - это искусство, доступное далеко не каждому. Ограничьтесь посещением специальных официальных зрелищ и не устраивайте любительских фейерверков.
При уходе из дома. Прежде чем уйти из квартиры, перекройте подачу газа. Плотно закройте все двери в вашей квартире, чтобы избежать сквозняков и помешать распространению огня, если возникнет пожар. Убедитесь, что вы нигде не оставили источника огня (горящие угли в печи, незатушенные окурки, включенные электронагревательные приборы).
В Российской Федерации с июня 2003 г. действуют новые Правила пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313.
Таким образом, государство совершенствует систему обеспечения пожарной безопасности. Для того чтобы эта система работала эффективно, каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.
Вопросы
- При каких условиях огонь становится опасным для человека?
- Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?
- Когда на Руси были сформированы пожарные команды? Перечислите их состав и оснащение.
- Расскажите об организации пожарной безопасности в Российской Федерации.
- Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?
Задание
Из приведенных в тексте советов выберите требования, соблюдение которых будет способствовать обеспечению вашей личной безопасности в повседневной жизни. Запишите их в дневник безопасности.
1 Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
2 МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров. Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.
Ответьте на вопрос: «Огонь - друг человека или огонь - враг?» Огонь становится врагом: если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно; если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности1; если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооруженные конфликты); если теряется контроль над процессом горения. Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.
Пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности - это действия по её обеспечению и по выполнению её требований.
Первое направление - это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров. В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно условно выделить три взаимосвязанных направления.
Второе направление - это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами. Третье направление - это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.
Состав пожарной охраны страны Федеральная противопожарная служба, Подразделения ведомственной пожарной охраны, Подразделения пожарной охраны (предприятий, воинских частей, на железнодорожном транспорте, в аэропортах и морских портах), Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России.
соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться; иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности; при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества; выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны. В области пожарной безопасности каждый человек обязан:
Статья 167 УК РФ. Умышленные уничтожение или повреждение имущества 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются: штрафом в размере до сорока тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются: принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Открытый урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках Месячника безопасности детей (совместный приказ Минобрнауки РТ и МЧС РТ от 09.08.2016 №521/ под – 1529/16)
Мингазов Марат Миргасимович, учитель ОБЖ «Русско – Акташской СОШ» Альметьевского муниципального района
Урок ОБЖ 8 класс
Тема урока: «Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения».
Цель: разъяснить учащимся значение профилактики пожаров.
Задачи: Воспитание чувства ответственности в области пожарной безопасности. Формирование модели безопасного поведения в повседневной жизни.
Ход урока:
1.Орг. момент
Учитель:
Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».
2.Мотивация познавательной деятельности
Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся).
Учитель:
Действительно, существует так называемый треугольник огня:
Горючее вещество;
Окислитель;
Источник воспламенения.
В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека
3. Постановка цели познавательной деятельности
Учитель знакомство с понятием «паника», ее предотвращение.
Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?
Учитель :
Это паника. Слово паника произошло от греческого panikon, что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.
Затем учитель помогает определить учебную задачу урока:
Что обучающиеся хотели бы узнать о пожарах? О правилах поведения в повседневной жизни в области пожарной безопасности?
4.Организация познавательной деятельности:
Учитель читает лекцию:
- К основным причинам возникновения пожара можно отнести :
Неграмотное использование бытовых приборов (холодильники, телевизоры, микроволновые печи, утюги, электронагреватели и другое) или их применение при наличии неисправности;
Несоблюдение мер безопасности при использовании бытового газа;
Разведение костров на дачах или во дворе жилых домов;
Курение в местах, для этого не предназначенных;
Бросание окурков и спичек на неположенных участках;
Подогрев на плите взрывоопасных химических веществ;
Отогревание труб отопления в холодное время паяльной лампой;
Применение открытого огня с целью освещения;
Грозовые разряды; применение нескольких электрических приборов одновременно, что ведёт к перегрузке электросети, оставление электроприборов без внимания и их перегрев;
Неправильное расположение электронагревателей – вблизи штор, покрывал;
Применение легковоспламеняющихся веществ (керосин, бензин, дизельное топливо) для розжига печи;
Оставление топящейся печи без присмотра на длительное время, неисправность или плохая подготовка печи к отопительному сезону;
Игра детей со спичками;
Разведение костров на чердаках или в подвалах;
Поджог в летний период тополиного пуха;
Умышленные поджоги;
Нарушение правил безопасности при использовании пиротехники.
Профилактика пожаров в повседневной жизни – это внимательное обращение с огнём в быту. Более 80% пожаров связано с неосторожным отношением человека с огнём. 70% - пожары в жилом секторе с количеством пострадавших от 5 до 90 % от общего числа находящихся в помещение людей.
Научно доказан факт, что каждый 6-й пожар происходит по вине курильщиков .
Права граждан в области пожарной безопасности
Каждый человек в случае пожара имеет право на:
защиту жизни, здоровья и имущества;
возмещение ущерба в установленном порядке;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности;
участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности.
Права человека с необходимостью подкрепляются его
обязанностями
.
В области пожарной безопасности каждый человек обязан:
соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться;
иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;
при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;
выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.
статистика пожаров РФ 2015
Наименование показателей+ или - в % к Пр. г.
2014
2015
ВСЕГО
кол-во пожаров, ед.
152695
145686
4,59
100
10237
9377
8,4
100
в т.ч. детей, чел.
531
459
13,56
100
11079
10920
1,44
100
прямой ущерб, тыс. р.
18343858
18814077
2,56
100
уничтожено строений, ед.
41477
41290
0,45
100
уничтожено техники, ед.
8339
7663
8,11
100
спасено людей, чел.
87601
53147
39,33
100
спасено мат. ценностей, тыс. р.
45872774
46542261
1,46
100
кол-во загораний, ед.
436958
385696
11,73
100
в городах и поселках городского типа
кол-во пожаров, ед.
90858
86469
4,83
59,35
погибло людей при пожарах, чел.
5014
4543
9,39
48,45
в т.ч. детей, чел.
252
193
23,41
42,05
травм. людей при пожарах, чел.
7537
7076
6,12
64,8
прямой ущерб, тыс. р.
12531377
11496996
8,25
61,11
кол-во загораний, ед.
263600
229927
12,77
59,61
кол-во пожаров, ед.
61836
59217
4,24
40,65
погибло людей при пожарах, чел.
5223
4834
7,45
51,55
в т.ч. детей, чел.
279
266
4,66
57,95
травм. людей при пожарах, чел.
3542
3844
8,53
35,2
прямой ущерб, тыс. р.
5812282
7317081
25,89
38,89
кол-во загораний, ед.
173355
155768
10,15
40,39
на предприятиях, охраняемых подразделениями ФПС
кол-во пожаров, ед.
1701
1815
6,7
1,25
погибло людей при пожарах, чел.
152
167
9,87
1,78
в т.ч. детей, чел.
16,67
1,09
травм. людей при пожарах, чел.
120
145
20,83
1,33
прямой ущерб, тыс. р.
1437901
282997
80,32
1,5
кол-во загораний, ед.
5690
4844
14,87
1,26
Основные причины возникновения пожаров
Причина , по которой возник пожарАбсолютные данные за 12 месяцев 2015 г.
+ или - в % к Пр. г.
Процент от общих данных по России
2014
2015
кол-во пожаров, ед.
18756
17054
9,07
11,71
погибло людей при пожарах, чел.
312
237
24,04
2,53
травм. людей при пожарах, чел.
493
414
16,02
3,79
Неисправн. производств. оборудования, наруш. технологич. процесса производства
кол-во пожаров, ед.
512
518
1,17
0,36
погибло людей при пожарах, чел.
150
0,11
травм. людей при пожарах, чел.
8,2
0,6
НПУиЭ электрооборудования
кол-во пожаров, ед.
41344
40634
1,72
27,89
погибло людей при пожарах, чел.
2025
1875
7,41
травм. людей при пожарах, чел.
2353
2297
2,38
21,03
НПУиЭ печей
кол-во пожаров, ед.
22592
20924
7,38
14,36
погибло людей при пожарах, чел.
1002
875
12,67
9,33
| травм. людей при пожарах, чел.
778
656
15,68
6,01
НППБ при проведении электрогазосварочных и огневых работ
кол-во пожаров, ед.
1464
1351
7,72
0,93
погибло людей при пожарах, чел.
0,27
травм. людей при пожарах, чел.
146
173
18,49
1,58
Неосторожное обращение с огнем
кол-во пожаров, ед.
47202
44561
5,6
30,59
погибло людей при пожарах, чел.
6271
5637
10,11
60,12
травм. людей при пожарах, чел.
5633
5633
0,0
51,58
Неосторожное обращение с огнем детей
кол-во пожаров, ед.
2523
2314
8,28
1,59
погибло людей при пожарах, чел.
101
100
0,99
1,07
травм. людей при пожарах, чел.
360
375
4,17
3,43
Прочая причина
кол-во пожаров, ед.
18297
18327
0,16
12,58
погибло людей при пожарах, чел.
502
618
23,11
6,59
травм. людей при пожарах, чел.
1255
1306
4,06
11,96
Основные объекты возникновения пожаров
Объект, на котором возник пожарАбсолютные данные за 12 месяцев 2015 г.
+ или - в % к Пр. г.
Процент от общих данных по России
2014
2015
Здание производственного назначения
кол-во пожаров, ед.
3110
2939
-5,5
2,02
погибло людей при пожарах, чел.
113
91
-19,47
0,97
травм. людей при пожарах, чел.
186
158
-15,05
1,45
Складское здание
кол-во пожаров, ед.
1402
1319
-5,92
0,91
погибло людей при пожарах, чел.
14
15
7,14
0,16
травм. людей при пожарах, чел.
27
35
29,63
0,32
Здание жилого назначения
кол-во пожаров, ед.
105001
100599
-4,19
69,05
погибло людей при пожарах, чел.
9449
8510
-9,94
90,75
травм. людей при пожарах, чел.
8161
8044
-1,43
73,66
Здание общественного назначения
кол-во пожаров, ед.
6109
5828
-4,6
4
погибло людей при пожарах, чел.
59
87
47,46
0,93
травм. людей при пожарах, чел.
142
203
42,96
1,86
Здание сельскохозяйственного назначения
кол-во пожаров, ед.
622
550
-11,58
0,38
погибло людей при пожарах, чел.
14
8
-42,86
0,09
травм. людей при пожарах, чел.
7
20
185,71
0,18
кол-во пожаров, ед.
23081
20766
-10,03
14,25
погибло людей при пожарах, чел.
123
158
28,46
1,68
травм. людей при пожарах, чел.
403
371
-7,94
3,4
Строящееся (реконструируемое) здание
кол-во пожаров, ед.
983
943
-4,07
0,65
погибло людей при пожарах, чел.
29
38
31,03
0,41
травм. людей при пожарах, чел.
50
42
-16
0,38
Прочее здание и сооружение, открытая территория
кол-во пожаров, ед.
12387
12742
2,87
8,75
погибло людей при пожарах, чел.
436
470
7,8
5,01
5. Рефлексия познавательной деятельности
- Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?
-Вы достигли цели?
-Зачем вам нужно знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности?
6. Домашнее задание.
1) § 1.2., стр.19 вопросы и задания.
2) Из перечисленных на уроке советов выберите требования, соблюдение которых будет способствовать обеспечению вашей личной безопасности в повседневной жизни. Запишите их в рабочих тетрадях.
Источники
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Разъяснить значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности. Цель урока. Изучаемые вопросы Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
Ответьте на вопрос: «Огонь - друг человека или огонь - враг?» Огонь становится врагом: если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно; если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности; если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооруженные конфликты); если теряется контроль над процессом горения. Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.
5 слайд
Описание слайда:
По данным МЧС России за январь-июнь 2015 года Произошло 72779 пожаров Погибло 5042 человека Прямой ущерб составил 6 962 632 рублей
6 слайд
Описание слайда:
Пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности - это действия по её обеспечению и по выполнению её требований.
7 слайд
Описание слайда:
В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно условно выделить три взаимосвязанных направления. Кратко в тетрадь, Учебник, стр. 15-16
8 слайд
Описание слайда:
Первое направление - это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров. Второе направление - это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами. Третье направление - это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.
9 слайд
Описание слайда:
Состав пожарной охраны страны 1. Федеральная противопожарная служба 2. Подразделения ведомственной пожарной охраны 3. Подразделения пожарной охраны (предприятий, воинских частей, на железнодорожном транспорте, в аэропортах и морских портах) 4. Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России
10 слайд
Описание слайда:
соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться; иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности; при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества; выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.
11 слайд
Описание слайда:
Статья 167 УК РФ. Умышленные уничтожение или повреждение имущества 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются: штрафом в размере до сорока тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются: принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
12 слайд
Описание слайда:
Каждый человек в случае пожара имеет право на: - защиту жизни, здоровья и имущества; - возмещение ущерба в установленном порядке; - участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу; - получение информации по вопросам пожарной безопасности; - участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности Права граждан в области пожарной безопасности
13 слайд
Описание слайда:
Меры пожарной безопасности в быту заключаются в выполнении следующих основных правил, которые запрещают: хранение в доме (квартире) большого количества легковоспламеняющихся и горючих веществ; загромождение лестничных площадок, проходов, чердаков, подвалов, балконов различными вещами и предметами; пользование неисправными и самодельными электрическими и газовыми приборами; оставление без присмотра включенных электроприборов, особенно плиток, утюгов, телевизоров; сушку белья вблизи электронагревательных приборов, газовых плит, топящихся печей; отогревание замерзших труб отопления открытым огнем; зажигание свечей, бенгальских огней, фейерверков вблизи новогодних елок, занавесок и других быстровоспламеняющихся предметов;
14 слайд
Описание слайда:
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О пожарной безопасности» граждане нашей страны обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности, первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь;
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кузьмино-Гатьевская средняя общеобразовательная школа
Ход урока :
I. Организационный момент:
Эмоциональный настрой
( приветствие,
Определение отсутствующих,
Проверка готовности учащихся к уроку);
Знакомство с ходом урока.
II. Проверка домашнего задания:
Письменная тестовая работа по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях , их причины и последствия»:
1. Пожар – это:
А)
Б)
В)
А)
Б)
В)
А)
Б) большое задымление;
В)
А) в транспорте;
Б)
В) на объекте экономики.
А) пригнувшись к полу;
Б) дыша через мокрую ткань;
В)
Проверка тестовой работы.
А) Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.
Б) Перечислите причины возникновения пожаров связанные с неосторожным обращением с огнём.
бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведенных местах;
разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;
отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;
подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;
чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;
небрежное хранение горючих жидкостей;
применение для освещения открытого огня.
В) Перечислите причины возникновения пожаров связанные с неправильной эксплуатацией печного отопления.
неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;
своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;
установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;
оставление топящейся печи без присмотра;
применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Г) Перечислите причины возникновения пожаров связанные с шалостями детей.
игра со спичками;
разведение костров в подвалах и на чердаках;
поджог тополиного пуха в летнее время;
нарушение правил обращения с пиротехникой.
III. Изучение нового материала:
Ещё в древние времена, оценив силу огня, человек понял, что пожар легче предупредить, чем заниматься его тушением и ликвидацией последствий.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о значении профилактики пожаров и обсудим основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.
Слайдовая презентация.
А) Значение профилактики пожаров.
Б) Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.
В) Защита населения Российской Федерации от пожаров.
IV. Закрепление нового материала:
А) При каких условиях огонь становится опасным для человека?
Б) Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?
В) Как организована пожарная безопасность в Российской Федерации?
V. Итоги урока:
Государство совершенствует систему обеспечения пожарной безопасности. Для того чтобы эта система работала эффективно, каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.
VI. Домашнее задание:
٭ подготовить сообщение о наиболее крупных пожарах за последний год.
8 класс.
Раздаточный материал.
их причины и последствия».
1. Пожар – это:
А) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;
Б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;
В) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:
А) неосторожным обращением человека с огнем;
Б) неправильной эксплуатацией печного отопления;
В) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.
3. Самые опасные поражающие факторы пожара – это:
А) открытый огонь и понижение концентрации кислорода;
Б) большое задымление;
В) температура среды и токсичные продукты горения.
4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:
А) в транспорте;
Б) в жилом секторе и общественных местах;
В) на объекте экономики.
5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошёл пожар и задымление?
А) пригнувшись к полу;
Б) дыша через мокрую ткань;
В) используя оба указанных выше приема.
Тест по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях,
их причины и последствия».
1. Пожар – это:
А) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;
Б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;
В) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:
А) неосторожным обращением человека с огнем;
Б) неправильной эксплуатацией печного отопления;
В) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.
3. Самые опасные поражающие факторы пожара – это:
А) открытый огонь и понижение концентрации кислорода;
Б) большое задымление;
В) температура среды и токсичные продукты горения.
4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:
А) в транспорте;
Б) в жилом секторе и общественных местах;
В) на объекте экономики.
5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошёл пожар и задымление?
А) пригнувшись к полу;
Б) дыша через мокрую ткань;
В) используя оба указанных выше приема.
Тест по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях,
их причины и последствия».
1. Пожар – это:
А) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;
Б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;
В) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:
А) неосторожным обращением человека с огнем;
Б) неправильной эксплуатацией печного отопления;
В) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.
3. Самые опасные поражающие факторы пожара – это:
А) открытый огонь и понижение концентрации кислорода;
Б) большое задымление;
В) температура среды и токсичные продукты горения.
4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:
А) в транспорте;
Б) в жилом секторе и общественных местах;
В) на объекте экономики.
5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошёл пожар и задымление?
А) пригнувшись к полу;
Б) дыша через мокрую ткань;
В) используя оба указанных выше приема.