Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии от 13 декабря? 996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом: обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т.д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. В этот Закон были внесены изменения и дополнения (Федеральный закон от 14 декабря 1995 г.), которые расширили действие Закона в отношении ответственности государственных служащих.
В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам Р.Н. Самигулиной и А.А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постановление о прекращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту относится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой положению рассматриваемой статьи, участники уголовного процесса, чьи права и законные интересы затрагиваются прекращением производства по делу, оказались лишенными права обратиться за защитой в суд. Таким образом, значительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан, вопреки установлениям ст. 46 Конституции Российской Федерации выводится из-под судебного контроля. Суд признал данное положение закона неконституционным.
Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.
Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.
Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.
Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т.е. и в отношении России.
Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо, однако оно сначала должно пройти через Европейскую Комиссию по правам человека, которая стремится «достичь дружественного урегулирования». Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Только после рассмотрения обращения Комиссией и если она признала его приемлемым, а также при отсутствии возражений со стороны Комитета министров, обращение может быть передано в Суд. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение».
Эта сложная процедура в ближайшее время должна быть изменена в соответствии с Протоколом №11. Предусматривается создание единого постоянного Суда, который станет принимать жалобы без промежуточных стадий. Однако и при существующей пока сложной системе рассмотрения обращений количество обращений в Европейский Суд по правам человека высоко и неуклонно растет. Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде (назначается Президентом РФ).
Способы защиты
Замечание 1
В Конституции России провозглашено, что каждый человек может защищать свои права способами, которые не запрещаются законодательством.
К способам защиты следует отнести:
- Возможность обратиться в органы власти,
- Возможность обжаловать деяния, которые нарушили права и свободы человека и гражданина,
- Возможность обратиться в средства массовой информации, организации и объединения.
Заявления и жалобы граждан по вопросам нарушения их прав подлежат рассмотрению сроком не более одного месяца, обращения, которые нет необходимости проверять детально рассматриваются безотлагательно, и не более чем в течение пятнадцати дней.
Порядок защиты
Статья 46 Верховного закона предусматривает судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Обжаловать деяния органов власти гражданин может в следующих случаях:
- Когда были нарушены права и свободы,
- Когда создаются преграды для отправления прав и свобод,
- Когда гражданин незаконно привлечен к ответственности или незаконным путем была возложена обязанность.
Замечание 2
Конституционный Суд занимает особенное место в системе защиты прав и свобод. В данный орган можно обращаться за защитой прав и свобод при нарушении их законом, который был применён в ходе рассмотрения дела.
Приоритетом государства является создать стройную систему защиты прав и свобод человека и гражданина, и установить механизмы защиты. Существует Комитет по правам человека, который создан при Президенте. Данный орган выступает консультативным и совещательным органом, который содействует Президенту в реализации его полномочий гаранта прав человека.
В зарубежных странах обязанности по защите прав человека и гражданина возлагаются на должностных лиц консульских и дипломатических представительств, которые применяют положения международного и национального законодательства.
Не менее важным органом защиты прав и свобод человека выступает Уполномоченный по правам человека. Он обеспечивает защиту нарушенных прав и свобод и дополняет все существующие средства защиты. Способствует восстановлению нарушенных прав, участвует в совершенствовании законодательства о правах человека, развивает международное сотрудничество по данным вопросам. Не является подотчетным лицом и является независимым.
Уполномоченный может быть назначен и освобожден от должности лишь Государственной Думой РФ. Деятельность регламентируется Федеральным Законом «Об Уполномоченном по правам человека в России». Уполномоченным может быть назначен гражданин РФ, не моложе 35 лет, который имеет знания в сфере прав и свобод человека и гражданина на срок 5 лет. Кандидатуры на данный пост предлагаются Президентом РФ, депутатами, Президентом, депутатскими объединениями. Не может быть назначен на должность один и тот же гражданин более чем два срока подряд. Является неприкосновенным на срок действия полномочий.
Рассматривает жалобы на действия и решения органов власти в случаях, когда заявитель уже обжаловал их в суде и не согласен с судебным решением. Не может рассматривать жалобы на решения законодательных органов. Жалобы подаются в течение одного года с момента нарушения прав и свобод человека.
Международные договоры гарантируют международно-правовую защиту. Предоставляется она путем права обратиться в международные органы защиты прав человека, если имеющиеся в государстве средства были исчерпаны. К данным органам следует относить:
- Европейский Суд по правам человека,
- Комитет по правам человека ООН,
- Всемирную организацию здравоохранения,
- ЮНЕСКО и другие.
Которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение , пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.
В любом случае всякий правозащитный механизм включает следующие компоненты:
- нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);
- институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);
- инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и ).
Следует еще раз заметить, что все три компонента органично связаны между собой, их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, без учета их взаимообусловленности и взаимодействия.
Несмотря на всю значимость различных механизмов защиты прав человека, особое место в любом современном демократическом государстве все же занимает механизм конституционного контроля.
В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают:
- внутригосударственные (или национальные) учреждения и институты защиты прав и свобод человека;
- международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские.
В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:
- система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д.);
- система общественных
правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, различные общественные объединения и движения).
Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель – защита прав человека и гражданина.
Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная органов, действующих в рамках этого механизма, - это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека. Поэтому о дним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных , национальных законодательств с нормами международного права.
Элементы механизма защиты прав и свобод по группам
Применительно к правам и свободам человека в механизме защиты прав и свобод человека по различным основаниям можно выделить следующие элементы:
Первая группа:
- обеспечивающие законодательное (нормативно-правовое) установление и закрепление прав и свобод различных участников общественных отношений и
- обеспечивающие эффективную защиту их прав и свобод;
Вторая группа:
- законодательный (нормативно-правовой), в том числе международно-правовой;
- административный;
- судебный;
- общественный (негосударственный);
- государственные и негосударственные правозащитные механизмы.
Третья группа:
Исторически сложилось так, что когда человек обрел права и свободы, расширилась их номенклатура, запустился процесс острых противоречий между личностью и государством. Для государства никогда не было свойственно на добровольной и активной основе предоставлять ряд социальных благ и политических свобод. Все права человека, которые мы имеем на сегодняшний день, которые закреплены в ряде международных документов, конституциях, законодательствах, человечество выстрадало и отвоевало. И на сегодняшний день совершенно ясно, что эта битва не завершена, что перед новыми поколениями стоит все та же задача – защищать свои права. На данный момент к несчастью мы пока не дошли до уровня, когда не надо будет прилагать усилия для того, чтобы поддержать и защитить свои права и свободы. В полном объеме обеспечение и защита прав возможно исключительно в демократической, социальной и правовой стране.
Замечание 1
Конечной целью работы демократической правовой страны является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Достижение данной цели напрямую зависит от обязанности страны сформировать систему защиты прав и свобод, а также установить прозрачные юридические процедуры данной защиты.
В конституциях зарубежных государств предусмотрена возможность человека защитит свои права и свободы любыми методами, которые не противоречат закону. Под охраной прав человека подразумевается не исключительная их защита от разного рода нарушений, но и формирование важных условий для обладания и использования человеком своих прав без разного рода незаконных преград.
Замечание 2
Структура осуществления олицетворяет движение, в данной ситуации ход превращения прав и свобод, ряда юридических возможностей в действенную их реализацию.
Осуществление прав и свобод и результат их реализации напрямую связаны, но между ними важно наличие определенного механизма, который сможет обеспечить качественный переход от одного к другому. И это может произойти либо во время соблюдения гражданами правопорядка, который установлен, или во время осуществления правоохранительной работы страны.
Несмотря на то, что права и свободы работают в непосредственном ключе, неверно утверждать, что нет необходимости формировать механизм их осуществления и защиты. Рост потребности в правозащитном механизме неразрывно связан с нарушением прав человека. Кроме работы органов государства по защите прав граждан в состав правозащитного механизма входит борьба самих граждан за осуществление прав и свобод, которые им предоставлены на законодательном уровне.
Замечание 3
На основании Конституции человек может защищать свои права и свободы любыми методами, которые не запрещены на законодательном уровне.
Формы защиты прав личности
В качестве форм защиты прав личности выступают:
- защита прав рядом органов публичной власти;
- защита прав и свобод человека и гражданина рядом общественных объединений;
- самозащита прав, в состав которой входят ряд обращений в государственные органы и органы местного самоуправления; обжалование того, что должностные лица, которые нарушают права граждан, действуют или бездействуют; ряд обращений в СМИ и правозащитные компании, общественные объединения; выступления граждан относительно защиты свои прав публичного характера; ряд обращений в международные органы по защите прав человека.
Судебная защита: типы правомочий и особенности
В правовой стране в качестве одного из наиболее действенного и распространенного способа защиты прав и свобод человека выступает судебная защита.
В конституционном праве гражданина на судебную защиту есть два типа правомочий:
- Материальная структура данного права (право потерпевшего на то, чтобы ему был возмещен ущерб или вред, который был причинен незаконным действием или преступлением со стороны органа государственной власти или его должностного лица).
- Его процессуальная структура (право на судебный иск, на жалобу индивидуального или коллективного характера).
В структуре правозащитных органов впервые появился институт омбудсмена в 1809 г. в Швеции. Тогда ввели новую должность особого парламентского контролера за уровнем законности работы администрации. Многие страны по-своему определили название данного института. Так, в Португалии это был Проведор юстиции, во Франции данный работник назывался Парламентским посредником (медиатором), в Австрии это была Коллегия народной правозащиты, в Польше данного работника называли Уполномоченным по гражданским правам, в Румынии это был Адвокат народа, в России такого человека называли Уполномоченным по правам человека.
Замечание 4
На сегодня институт омбудсмена осуществляет свою деятельность больше чем в 100 государствах. Ключевая причина возникновения этого правозащитного института – недостаточный уровень разрешений новых видов конфликтов между страной и гражданином, который отмечался в конце XX.
В структуре разделения власти Уполномоченному по правам человека отведено значимое место. Также важно отметить, что он не относится ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Для него свойственно выполнять функцию публично-представительного характера, работа его распространяется на самое конфликтное направление общественных отношений – на отношения между гражданином и страной, в частности между гражданином и чиновником. Его работа служит дополнением к существующим способам защиты прав граждан и их свобод, но не исключает и не подразумевает пересмотр компетенции государственного органа, который занимается обеспечением защиты и восстановлением прав и свобод, которые были нарушены. Для него важно производить защиту граждан от некачественной деятельности административного органа, определять и проводить анализ сбоев в деятельности органов власти, которые приводят в дальнейшем к нарушению прав и свобод личности, создавать ряд рекомендаций относительно совершенствования их работы в сфере защиты прав гражданина.
Роль международного права в вопросах защиты прав и свобод человека
Регулирование прав человека и способов их защиты сегодня относится не только к национальному праву, но и к международному. Ситуации, когда начинает применяться право на обращение в межгосударственный орган, связаны с тем, что все внутригосударственные методы правовой защиты закончились. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., для которой применим морально-политический окрас, признает право любого человека на качественное восстановление в правах профессиональными национальными судами. На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. нашло развитие это положение. Согласно данной Конвенции для каждого человека свойственно иметь право на справедливое судебное разбирательство дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, который создан на базисе закона.
Замечание 5
Таким образом, для всех право- и дееспособных субъектов права, которые проживают в рамках границ государств, которые входят в Совет Европы, в ситуациях, когда исчерпаны возможности защиты своих прав на основании национального законодательства, допустимо обратиться в Европейский Суд по правам человека.
Одно из ключевых достижений в международном регулировании прав человека – это создание и работа межгосударственной структуры их защиты. Сегодня на основании положений международных договоров определилась конкретная структура межгосударственных органов, которые наделены функциями международного контроля за работой страны в направлении обеспечения прав гражданина. Контроль такого рода происходит на разных стадиях. Речь идет об универсальной стадии, когда в работу вступают ключевые и ряд вспомогательных органов ООН; об региональной стадии, под которой понимается Европа на стадии Совета Европы и ряду других институтов, в американских странах – в области Организации американских государств. Ряд международных правозащитных институтов сформированы и на постсоветском пространстве в рамках СНГ.
Для каждого человека должно быть свойственно осуществлять свободный выбор способов защиты прав человека. Важно отметить, что при этом у него должна быть гарантия того, что страна обеспечит равные возможности для каждого, не принимая во внимание веру, расу, место жительства, возраст и пол, воспользоваться данными методами защиты. Если же это не будет соблюдаться, направленность современной страны к демократии, свободе, законности, правовой стране, которая выражена в ряде конституционных норм и принципов, останется только на уровне декларации о намерениях.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
В части 1 ст. 45 Конституции определено, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защиты обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства, создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.
Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.
Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.
За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.
Органы законодательной власти призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума - одна из палат парламента страны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Президента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.
Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры. Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется абсолютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные. Эти и другие конституционные обязанности государства закреплены не только в Конституции, но и в ином конституционном законодательстве. Так, Закон РФ «О милиции» гласит, что «милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» (ст. 1) 21 . Кроме того, уважение прав человека определяется как принцип деятельности милиции (ст. 3).
Федеральным законом «О прокуратуре РФ» 22 на органы прокуратуры возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан (ст. 1).
Целесообразно признать ряд других обязанностей государства, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. фиксирует обязанность государства создавать «эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений прав человека» 23 , что может быть тоже признано конституционной обязанностью государства.
Одним из главных направлений деятельности депутатов представительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая федеральными, является защита нарушенных прав.
Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".
Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах - например, в Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации и др.
По действующему законодательству, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда 24 , причиненного человеку.
Защищенность государством как самой мощной социальной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.
" |