Подрядчик в смете согласовывает или утверждает. Кто утверждает смету. Подписание и утверждение документов

Согласование
Проекты подготовленных документов перед подписанием в ряде случаев согласовываются с заинтересованными учреждениями, структурными подразделениями, отдельными должностными лицами.
Это делается для проверки целесообразности и своевременности документа, соответствия действующим законодательным и нормативным актам и является, по существу, оценкой проекта.
Согласование проводится внутри учреждения и вне его. Внутреннее согласование проводится с теми подразделениями, участие которых предусмотрено при реализации данного документа. В учреждениях, имеющих юридическую службу, документы до подписания согласовываются с юристом. Документ может быть также согласован с заместителем руководителя учреждения, курирующим вопросы, отраженные в документе.
Если выполнение документа связано с финансовыми затратами, требуется согласование с финансовой службой (главным бухгалтером).
В "Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" указывается: "С главным бухгалтером (бухгалтером) целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других)".
В "Положении о главных бухгалтерах" документы, подлежащие согласованию с бухгалтером, перечислены более подробно. Это, кроме приказов по личному составу, договоры и соглашения, заключаемые организацией (фирмой) на получение или отпуск товарно-материальных ценностей, выполнение работ и услуг; приказы об установлении должностных окладов, надбавке к заработной плате, премировании и т.д.* Таким образом, виза бухгалтера предусмотрена на большом количестве документов.

* Положение о главных бухгалтерах. / /Настольная книга бухгалтера, т. 1. -М.: ИНФГА, 1996, с. 66.

Внутреннее согласование оформляется визой согласования документа (реквизит 23), состоящей из личной подписи визирующего, её расшифровки и даты. Но виза может быть оформлена и более полно:
указание должности визирующего, подпись, ее расшифровка (инициалы и фамилия) и дата. Например:
Главный бухгалтер
(подпись) Л. И. Иванова
23.11.98

В случае несогласия с документом, наличия замечаний и дополне­ний к проекту они излагаются на отдельном листе. В этом случае виза оформляется так:

Место визы - ниже подписи или на левом поле документа на после­днем листе того экземпляра, который будет оставлен в учреждении. Для внутренних документов это первый экземпляр, для отправляемых из учреждения - второй.

Проекты распорядительных документов: приказов, указаний, поста­новлений коллегиальных органов обычно визируются на оборотной сто­роне последнего листа первого экземпляра документа.

В учреждении должен быть перечень важнейших документов с ука­занием лиц, визы которых необходимы при их оформлении. Такой пере­чень целесообразно дать в приложении к инструкции по делопроизвод­ству. Работники службы делопроизводства должны хорошо знать, без чьих виз документ не может быть представлен на подпись руководите­лю.

При наличии компьютерной сети согласование текста документа можно провести одновременно с несколькими специалистами без его распе­чатки на бумаге.

Внешнее согласование в зависимости от содержания документа мо­жет проводиться с подчиненными и неподчиненными органами, если содержание документа затрагивает их интересы, с научно-исследова­тельскими организациями, общественными организациями, органами го­сударственного и ведомственного контроля, вышестоящими органами.

Внешнее согласование документа может быть оформлено протоко­лом согласования или обсуждения проекта документа, справкой, но чаще всего грифом согласования документа (реквизит 22) .

Гриф согласования оформляется в строгом соответствии с требова­ниями ГОСТа и имеет два варианта: согласование с конкретным долж­ностным лицом и согласование другим документом, чаще всего пись­мом, протоколом и т.п.. Например:

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Директор школы № 583 Протокол заседания профкома

(подпись) В.В.Соколова 09.08.97 №25

СОГЛАСОВАНО

Письмо Минздрава России

05.09.97 №65-17/184

В первом случае после слова СОГЛАСОВАНО указывается наиме­нование должности, включая наименование организации, ставится лич­ная подпись, дается ее расшифровка, указывается дата. Во втором случае после слова СОГЛАСОВАНО указываются вид документа, его дата и номер.

Слово СОГЛАСОВАНО пишется прописными буквами без кавычек. Место грифа согласования ниже реквизита "подпись" на лицевой сторо­не документа.

При необходимости согласования с несколькими организациями мо­жет составляться отдельный лист согласования.

В Государственной системе документационного обеспечения управ­ления рекомендуется лист согласования оформлять по форме:

Лист согласования

Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Начальник государственного Председатель Комитета по

правового управления законодательству

подпись Г.С.Остроумов подпись В.С.Гусенков

Согласованный документ направляется для подписания.

Подписание и утверждение документов

Подпись (реквизит 21) - обязательный реквизит служебного доку­мента, придающий ему юридическую силу. Должностные лица подпи­сывают документы в пределах их компетенции. Документы, составляе­мые в учреждениях, действующих на правах единоначалия, подписываются одним должностным лицом. На документах, принимае­мых коллегиальными органами, ставятся две подписи. Например, ре­шение подписывают председатель и секретарь коллегиального органа. Также подписывается протокол.

Две и более подписи ставятся на документах, за содержание кото­рых отвечают несколько лиц. Договоры и контракты подписывают дого­варивающиеся стороны.

Документы, составляемые комиссией, например, акты, подписывают все ее члены.

Денежно-финансовые документы имеют особенности в составе удо­стоверения. Их подписывает руководитель учреждения и главный бух­галтер. Специальный пункт Федерального закона "О бухгалтерском учё­те" посвящён порядку подписания первичных учётных документов. В нём говорится: "Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учёт­ных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяй­ственные операции с денежными средствами, подписываются руково­дителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами".*

* Федеральный закон "О бухгалтерском учёте", ст. 9, n .3.

В "Инструкции Министерства финансов РФ по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете", подписание документов расписано более подробно: "В учреждениях все бухгалтер­ские документы, связанные с исполнением смет расходов по бюджету, специальным и другим внебюджетным средствам, подписываются ру­ководителем учреждения или его заместителем и главным бухгалтером или его заместителем". Далее указан порядок подписания расходных, кассовых ордеров, платёжных (расчётно-платёжных) ведомостей, мемо­риальных ордеров и т.д. В соответствии с Инструкцией "приходные кас­совые ордера действительны при наличии подписи главного бухгалтера или его заместителя и кассира".*

* Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Фе­дерации от 3 ноября 1993 года № 122. - М.:ИПО "Полигран", 1993, с. 9-10.

Таким образом, все законодательно-нормативные акты о ведении документации бухгалтерской отчётности касаются вопросов их подписа­ния.

Подписи на документе располагаются одна под другой в последова­тельности, соответствующей занимаемой должности. Наименования должностей разделяются между собой двумя межстрочными интерва­лами.

Подписывается, как правило, первый экземпляр документа. Реквизит "подпись" состоит из наименования должности лица, подпи­сывающего документ, его личной подписи и ее расшифровки, в которой указываются инициалы и фамилия. В документах, изготовленных на бланках, в название должности не входит название учреждения. Например:

Директор института подпись В.Т.Логинов

При оформлении документа на бланке должностного лица должность этого лица в подписи не указывается.

При оформлении документа на чистом листе бумаги название долж­ности включает наименование учреждения. Например:

Директор Всероссийского

научно-исследовательского

института документоведения

и архивного дела подпись М.В.Ларин

В вузах, научных учреждениях в должностях указываются ученая степень и звание. Например:

Зав. кафедрой зоологии

профессор, д-р биолог, наук подпись И.Ф.Милютин

Подписи нескольких должностных лиц на документе располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности. Наименования должностей разделяются между собой дву­мя межстрочными интервалами.

Если документ подписывает несколько лиц, равных по должности, их подписи располагаются на одном уровне. Например:

Директор школы № 585 Директор бассейна "Заря" подпись О.О.Никитина подпись Е.Л.Бландинская

Следует помнить, что в случае отсутствия должностного лица, под­пись которого заготовлена на документе, если документ подписывает его заместитель или исполняющий обязанности, обязательно указыва­ется фактическая должность подписавшего документ путем внесения исправлений (допечатывается "зам." или "И.О.") и указывается его фа­милия. Проставление косой черты перед указанием должности или пред­лога "За" является грубой ошибкой. Не допускается также подпись от руки "Зам".

Порядок подписания документов, создаваемых и передаваемых с помощью компьютерных систем, определён в ст. 5 Федерального зако­на "Об информации, информатизации и защите информации":

2 Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания долж­ностным лицом в порядке, установленном законодательством Российс­кой Федерации.

3 Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и пе­редаваемого с помощью автоматизированных информационных и те­лекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной циф­ровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и со­блюдении установленного режима их использования.

4 Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий оп­ределяется законодательством Российской Федерации".

Печать(реквизит 24).

Для заверения подлинности на подпись ответственного лица простав­ляется печать. В учреждениях, как правило, печати бывают двух видов: одна гербовая печать (или приравненная к ней в коммерческих органи­зациях) и несколько простых. Гербовая печать круглая, в центре дается изображение Герба, а по окружности указывается полное название уч­реждения. Требования к печати акционерных обществ описаны в п.6 ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах": "Общество долж­но иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наимено­вание на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на лю­бом иностранном языке или языке народов Российской Федерации". Гер­бовая печать или приравненная к ней в негосударственных учреждени­ях проставляется на подлинниках документов, требующих особого удостоверения: договорах, документах, удостоверяющих личность, тру­довой стаж, квалификацию (паспорт, трудовая книжка, диплом и т.д.).*

*Перечень документов, на которые ставится гербовая печать, дан в приложе­нии к ГСДОУ.

Многие бухгалтерские документы требуют проставления гербовой (в коммерческих организациях - приравненной к ней) печати. Это и гаран­тийные письма на выполнение работ, услуг и т.д.; поручения (бюджет­ные, банковские, пенсионные, платёжные и др.); заявления (на аккреди­тив, об отказе от акцепта и т.д.); доверенности (на получение товароматериальных ценностей) и т.д.

Простые печати бывают различной формы: круглая, квадратная, треу­гольная и прямоугольная. На них нет изображения герба, а воспроизво­дится название учреждения или структурной части. В учреждении таких печатей может быть несколько, их оттиски проставляются на справках и пропусках, копиях документов, выходящих за пределы учреждения, размноженных экземплярах распорядительных документов при их рас­сылке, при опечатывании пакетов, бандеролей, шкафов и дверей сей­фов и т.д.

Письма, выполняемые на бланках, не требуют удостоверения печа­тью.

Отметка о заверении копии (реквизит 25).

Секретарю часто приходится заверять соответствие копии документа подлиннику. Отметка о заверении копии располагается ниже реквизита "подпись документа". На основании требований ГОСТа Р 6.30-97 она вклю­чает слово "Верно", наименование должности лица, заверившего копию, его личную подпись, её расшифровку (два инициала и фамилия) и дату заверения. Например:

Верно

Секретарь Личная подпись Т.В.Романова

14.07.98

Если копия документа пересылается в другое учреждение или выда­ётся на руки, заверительную отметку удостоверяют печатью.

Тиражирование средствами оперативной полиграфии организации документов, выполненных на гербовом бланке и предназначенных для рассылки, ГОСТ Р 6.30-97 допускает только при условии заверения каж­дой копии документа печатью организации.

Гриф утверждения документа (реквизит 15).

После подписания некоторых видов документов требуется их утвер­ждение, после чего они приобретают юридическую силу. Необходимость утверждения этих документов обычно предусмотрена в нормативных актах.

Утверждение санкционирует содержание документа или распростра­няет его действие на определенный круг лиц и организаций.

Документ утверждается двумя способами, имеющими одинаковую юридическую силу: специально издаваемым документом (чаще всего распорядительным: постановлением, решением, приказом, иногда про­токолом) или должностным лицом. На утверждаемом документе простав­ляется гриф утверждения, имеющий соответственно два варианта офор­мления:

УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДЕНО

Президент Акционерного общества Приказ Министра

"Гималаи" подпись Е.А. Султанов здравоохранения России

15.05.98 15.05.98 № 36

Слова УТВЕРЖДАЮ и УТВЕРЖДЕНО пишутся прописными буквами без кавычек. Далее в зависимости от вида утверждения указывается должность лица, утверждающего документ, его подпись, расшифровка подписи (инициалы и фамилия) и дата. Документ может быть утвержден руководителем своей организации или вышестоящей.

Если документ утверждается другим документом, то указывается наименование утверждающего документа в именительном падеже, его дата и номер.

Располагается гриф утверждения в верхней правой части документа (на месте адресата в бланке письма).

Примерный перечень документов, подлежащих утверждению, дан в приложении к методическим рекомендациям "Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р6.30-97.

Чтобы вести надёжное и при этом грамотное строительство, важно строго учитывать все статьи расходов. Для этого предусмотрена такая операция, как расчет сметы. В рамках данного документа определяются существенные задачи строительства в целом, просчитываются предстоящие траты. Благодаря этой бумаге можно своевременно отказаться от ненужных расходов. Поэтому важно не только правильно составить смету, но и утвердить, согласовать бумагу в установленном порядке.

Что собой представляет строительная смета?

В целом, смета проекта - это документ, где в подробной форме объединены все затраты по нему, чтобы возвести или отремонтировать некую постройку. Здесь указываются как крупные, так и самые мелкие траты. Преимущественно это строительные материалы с указанием их стоимости с последующей калькуляцией расходов. Помимо этого, в бумагу вносятся траты, связанные с реализацией каждого из этапов работы, даже если их реальное выполнение возлагается на подрядные организации.

Если верно подготовить документ, соблюсти порядок утверждения смет и прочие существенные детали, предупреждаются неэффективные расходы финансов. К тому же именно благодаря смете значительно упрощается ведение учета оставшихся материалов для будущих работ из тех, что были предварительно закуплены.

Смета и ее особенности

Действующее законодательство страны ни в коей мере не регулирует экономическую часть бумаги. Тем не менее оно требует от организации подготовки полного комплекта технических документов, в число которых входит и смета. Специалисты уверены, что в зависимости от отражённых в смете работ появляется возможность оценки качества выполненных работ по проекту. Ведь чем более качественные материалы будут закуплены и наняты более квалифицированные рабочие, тем лучше будет выполнена работа.

Деятельность любой современной строительной компании невозможна без составления сметы. Этот документ наглядно демонстрирует, куда были потрачены средства. Причем она актуальна как для крупных фирм, так и для частных лиц. В каждом конкретном случае кто согласовывает, а кто утверждает смету, будет зависеть от того, кто принимает участие в строительстве в лице заказчика и исполнителя.

Существенные моменты при составлении сметы

Инвестор может вложить имеющиеся финансовые средства исключительно при наличии определенного плана работ. Причем особое внимание уделяется именно этапу планирования, которое исключает лишние расходы в дальнейшем.

Важно понимать, что полноценный контроль возможен только при работе по так называемым локальным сметам. В ней отражаются все манипуляции, проведённые подрядчиком, на которые были выделены деньги.

Основные разделы документа

В соответствие с действующими правилами и рекомендациями, в каждой смете на строительные работы всегда присутствуют следующие разделы:

  • Накладные расходы - это траты, обусловленные организацией процесса как такового, в том числе его обслуживанием и управлением.
  • Прямые расходы - траты, которые необходимы для закупки основных материалов, приобретения либо аренды инструмента и оплаты работ.
  • Прибыль - она представляет собой вознаграждение, полагающееся подрядчику.
  • Каждая из работ должна быть привязана к стоимости, чтобы оперативно отслеживать финансовые траты, оценивать оставшиеся суммы.

    План составления сметы

    Чтобы разобраться, как составить строительную смету, нужно изначально подготовить план.

    Проект является основным документом, на который опираются при формировании сметы. Самый первый лист данного документа - это титульный, где содержатся основные данные по проекту, а также данные лиц, кто подписывает в смете «согласовано» и «утверждаю». Остальные пункты документа отражают информацию о базовых этапах предстоящей работы.

    Для подготовки такой бумаги требуется полный объем информации. В том числе необходимые материалы и перечень работ, необходимость привлечения спецтехники и специалистов того или иного профиля.

    Следующий пункт плана составления документа - это расчёт стоимости каждой составляющей в зависимости от актуальных норм и действующих расценок.

    Этапы составления сметы

    После того, как станут известны все расценки в смете, можно переходить непосредственно к её составлению. Процесс предполагает несколько последовательных этапов, а именно:

  • Определение необходимых трат. В данном пункте фиксируются этапы работ и соотносятся предстоящие траты.
  • Расчёт общих затрат. Здесь рассчитывается общая стоимость всех работ, определённых на начальном этапе.
  • Определение оплаты труда. Конечная сумма будет зависеть от вариантов расчёта - по почасовому либо сдельному варианту.
  • Высчитывание расходов, связанных с закупкой материалов , на основе их необходимых в работе объемов.
  • Итоговая оценка и корректировка сметы.
  • По готовности документа остаётся лишь правильно разобраться, кто согласовывает, а кто утверждает смету, и поставить соответствующие подписи ответственных лиц в нужных местах при ее согласовании.

    Разновидности смет в современном строительстве

    На сегодняшний день практическое применение нашли несколько разновидностей смет. Каждая из них имеет свои особенности, которые непременно должны приниматься во внимание в ходе подготовки документа.

    Локальные сметы

    Эта бумага представляет собой смету на монтаж или строительство - на определённый их этап. В ней отражаются необходимые материалы и прочие ресурсы.

    Обычно в рамках локальной сметы информация отражается по мере необходимости выполнения работ - для каждого из элементов.

    При работе в рамках одного проекта над рядом строений потребуется составить такую бумагу на каждое их них.

    Объектные сметы

    В этом документе объединяются имеющиеся сметы локального типа. В нём можно найти совокупные траты, а также общие лимитированные вложения, к числу которых относятся требующиеся временные постройки и непредвиденные траты.

    В объектной смете на строительные работы указываются все расходы, которые имели место в ходе выполнения работ.

    Изредка допускается ведение работы только по локальным сметам. Обычно это актуально для частного строительства.

    По итогам готовых смет осуществляется сметный расчёт, а также сводка всех затрат. Обычно это также не касается работы с частными лицами.

    Особенности бюджетных смет

    Ответ на вопрос, кто согласовывает, а кто утверждает смету, во многом зависит от её типа. Так, с бюджетными документами работают в том случае, когда финансы на выполнение работ выделяются из средств государства. В этом случае необходимы следующие особенности:

    • проведение экспертной оценки с участием проверяющих лиц, представляющих сторону государства;
    • чёткая регламентация правил составления необходимых бумаг и проведения проверок;
    • в силу особенностей бюджетных организаций в сметах для них не всегда могут применяться методики ведения расчётов для полноценного отражения трат, имеющих место в ходе проведения работ.

    Особенности коммерческих смет

    Независимо от того, каким образом финансируется проект, на него обязательно готовится смета для расчёта предстоящих вложений.

    Если не предполагается использования бюджетных средств, допускается ряд послаблений в плане подготовки и оформления сметы. Допускается отхождение от действующих унифицированных норм и положений. Основное преимущество данного факта в том, что может применяться любая методика расчёта, подходящая в конкретном случае, если она в полной мере отражает поэтапную и итоговую стоимость будущего строительства.

    Важные детали подготовки строительных смет

    Сложнее всего подготовить строительную смету, когда в лице заказчика выступает государство. Здесь важна каждая деталь, в том числе и сроки выполнения строительства.

    Дело в том, что, когда публикуется информация о предстоящем объекте на соответствующем портале, смета к нему уже должна быть подготовлена. Этого требует законодательство.

    В частном строительстве сметы не менее востребованы и необходимы. Причём доверять подготовку лучше опытным сотрудникам этой сферы, а не небольшим бригадам. Дело в том, что в последнем случае существенно возрастает риск увеличения итоговой стоимости работ, что может произойти как при случайной ошибке, так и в результате намеренных действий.

    Каждый заказчик заинтересован в том, чтобы успешно построить объект при минимальных затратах на него.

    Кто утверждает проектные документы?

    Вне зависимости от типа документа и особенностей его подготовки важно строго соблюдать правила. Самый распространенный вопрос на этом этапе - кто должен утверждать смету: заказчик или подрядчик? Ответ на него един для всех случаев - утвердить смету может только заказчик строительства либо его основной инвестор, а полномочиями подрядчика является её согласование.

    Всегда утверждение любой проектной документации на практике оказывается достаточно трудным и длительным этапом при её подготовке. Отказаться от него нельзя, так как существует ряд правил по её утверждению, в соответствии с которыми требуется подготовка ряда материалов графического и текстового характера.

    Действующие нормативные акты и законодательство в целом определяют порядок разработки любой проектной документации, которая на завершающем этапе заверяется подписями заказчика. Важно не перепутать, кто согласовывает, а кто утверждает смету. Так, согласование бумаг в любом случае ложится на исполнителя будущих работ. Заказчику остается лишь ознакомиться с предложенными данными, внести свои коррективы либо окончательно утвердить готовый проект.

    В ряде случаев такая процедура, как госэкспертиза, непременно должна предшествовать утверждению сметы в совокупности с иной проектной документацией. Важно всегда строго следовать установленной методике утверждения и согласования любого из проектных документов.

    Если на объект распространяются некие особые условия, потребуется дополнительный сбор подписей от представителей профильных компетентных органов. При возникновении спорных ситуаций разрешить их можно при участи Горсовета.

    Часто при подготовке сметы предполагается выполнение экспертной оценки. Причём на неё отправляют только полностью готовые проекты, но не отдельные этапы работы над ними.

    На практике именно утверждение всех проектных документов по строящемуся объекту, в том числе и смет, если в качестве заказчика выступает государство, является наиболее сложной, продолжительной и требующей затрат времени манипуляцией.

    Как читаются сметы в строительстве?

    Если смета составлена по всем действующим правилам и нормам, то с её чтением не возникнет никаких проблем. На практике, заглянув в бумаги, человек увидит перечень позиций в рамках того или иного этапа работ, напротив которых указывается необходимый материал, требуемый его объем и стоимость его единицы. Строка завершается итоговыми затратами по каждой из позиций.

    Завершается такая бумага указанием общей суммы, которая отражает все этапы строительства. Это и есть его общая стоимость.

    В отдельных случаях в ходе расчётов по смете обращаются к использованию всевозможных коэффициентов либо индексов. Но их можно встретить в рамках наиболее масштабного строительства. Для небольших, в том числе и для частных объектов, необходимости в них не возникает, поэтому чтение готовой сметы упрощается.

    Таким образом, затраты времени на подготовку сметы существенно облегчают предстоящую работу. По сути, это чёткое планирование, в рамках которого определяются как затраты, так и нужное количество материала для каждой из манипуляций. Это позволяет не допустить лишних расходов в работе и верно её организовать.

    Если все будет рассчитано верно, удастся соотнести предстоящие затраты с платежеспособностью заказчика. В свою очередь, это минимизирует риски замораживания строительных работ из-за того, что неожиданно не хватило средств. Даже в частном строительстве теперь не пренебрегают сметами. Причём составление их все чаще доверяют опытным специалистам, профессионалам, которые трудятся в специализированных фирмах и не дают возможности частным бригадам намеренно завышать стоимость строительства.

    Кто же все таки утверждает? заказчик или исполнитель? Извеняюсь,что не в ту ветку форума написал.

    miks1969, утверждает Заказчик, согласовывает исполнитель.

    miks1969, Смотрите 1) ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 48 п. 15 - Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. 2) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 759 - 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком и статья 760 п. 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

    Спасибо за ответ, я в принципе так и думал что утверждает тот кто круче, а круче тот кто платит! но со ссылкой на ГК очень хорошо

    miks1969, Да, Кодексы весомый аргумент

    Доброе утро! Реанимирую данную тему в связи с возникшим вопросом: Если проектно-сметная документация получила положительное заключение гос.экспертизы и вот Заказчик её должен утвердить, как я понимаю Заком создаётся комиссия для утверждения, например в составе главного инженера, главного механика, главного энергетика и т.п... И вот начинают они её смотреть и видят, что уж очень много чего не хватает и имеются ошибки, то какие дальнейшие действия Зака? Спасибо!

    Hadgime, Если что-то не хватает и есть ошибки, надо исправлять. А вот что делать после исправления отвечает ГГЭ. Вопрос #9 Требуется ли повторная государственная экспертиза проектной документации при внесении в нее изменений после получения положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на ? Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик после внесения в проектную документацию соответствующих изменений до утверждения направляет ее на государственную экспертизу. Кроме того, на основании пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 270), проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется на государственную экспертизу повторно при внесении в нее изменений в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, после внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, также может быть повторно направлена на государственную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика. Примечание. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по , реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624. Мне интересен алгоритм всего этого, т.е. комиссия созданная Заком, пишет письмо проектировщику о том, что в псд допущены ошибки (указывает где и какие), необходимо их исправить и повторно отправить на ггэ, так? Платит я так понимаю за повторную экспертизу уже проектировщик из своего кармана? и делаю вывод, что заку и проектировщику лучше очень тесно общаться до экспертизы т.е. предоставлять псд заку для ознакомления, а потом уже отдавать в экспертизу, дабы не получилось оказии?

    Должно быть прописано в договоре подряда - проверьте раздел, касающийся порядка сдачи-приемки выполненных работ, а также определение того, что именно является результатом работ по договору Специально прописали в договоре, что вся разрабатываемая ПСД (проект + изыскания + сметы) ДО направления на вневедомственную государственную (негосударственную) экспертизу должна пройти согласование с Заказчиком. За несогласование с Заказчиком перед выдачей на гос.экспертизу - штраф. И повторное прохождение гос.экспертизы за счет Подрядчика (Проектировщика) в случае отказа Заказчика от согласования по наличию замечаний. Иначе по факту получается замкнутый круг: Подрядчик разработал, получил положительное заключение гос.экспертизы, но результат проектирования не устраивает Заказчика. Подрядчик в соответствии со ст. 761 ГК РФ обязан удовлетворить требования Заказчика в части результата проектирования - т.е. внести изменения в ПСД. При внесении изменений в технические показатели, как отметил Andrey79, она может быть направлена повторно (но, судя по тексту, может быть и не направлена). Однако повторную экспертизу лучше все-таки проводить, при аудите часто оказывается, что положительное заключение выдали на один проект, а вот утвержден и реализован был все же другой проект. Это чревато возникновением ряда непоняток у Заказчика, которые впоследствии он пытается перекладывать на Проектировщика с привлечением юристов и походами в арбитраж. ст. 761 ГК РФ, п. 2 "При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное."

    Людочка, Благодарю Вас!

    а кто должен утверждать рабочую документацию?....вот прошли экспертизу, утвердили, а дальше начали разрабатывать рабочку, там ведь тоже могут быть изменения, незначительные, не влияющие на стоимость и конструктив, вот кто ее утверждает, особенно ?

    Галадриэль, я думаю, что зак. штамп "В производство работ" ставится.

    а тоже в производство работ выдаются?..мне кажется должны кто должен их именно утверждать

    Да, ина них тоже, и в обязательном порядке.

    а кто должен от заказчика выдавать в производство работ? обычный инженер? потому что если утверждать, то это кто-то их руководства, все таки это деньги

    Галадриэль, тот же кто и РЧ выдаёт...

    то есть никто не считает, что рабочие должны утвердаться?.....а вот проверяющие органы, которые приходят, всегда требуют утвержденные сметы

    Как это.. НИКТО. Со штампом-в работу и никак по-другому.

    я не про выдачу в производство работ говорю, а про утверждение, это разные вещи

    ЭТО КАК?. Т.е. вы допускате,что штамп в работу будет стоять на НЕутвержденных.? Думаю проверяющие с вами не согласятся..

    вот я и спрашиваю про утверждение, у нас просто руководство бузит и не хочет утверждать , и я пытась для себя разобраться, кто как и в какой последовательности должен утверждать и подписывать рабочие сметы

    Это прописывается внутренним регламентом в организации.. выше вам ответили аналогично. Вариантов нет.

    Утверждает тот, кто за работы по этим будет платить, согласовывает тот, кто по этим собрался работать

    Требования, предъявляемые к оформлению документов

    Будет документ иметь юридическую силу или нет, зависит и от того, соблюдены ли его разработчиками требования к его форме и другим отдельным элементам (реквизитам).

    В настоящее время некоторые предприятия не придают должного значения оформлению тех или иных документов. Но такое отношение неоправданно. Так, например, отсутствие подписи должностного лица в приказе или грифа " Утверждено" на штатном расписании делает эти документы в правовом смысле " бессильными" .

    Какие же реквизиты признаются юридически значимыми?

    Очевидно, что необходимо указать наименование предприятия, издавшего документ. Оно должно полностью соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах предприятия. Если в учредительных документах закреплено сокращенное наименование, в приказе оно пишется в скобках после полного.

    Другие обязательные и юридически значимые реквизиты рассмотрим более подробно.

    Государственным стандартом ГОСТ Р 6.30-2003 установлены требования к составу и расположению реквизитов, порядок их оформления, правила разработки бланков документов, требования к тексту отдельных видов документов .

    Реквизиты, определяющие наименование вида документа

    Для придания документу юридической силы, наряду с реквизитами, идентифицирующими автора документа, существенное значение имеют и другие реквизиты.

    Дата документа

    Дата документа является важнейшим реквизитом, т.к. отражает время его возникновения. Дата проставляется должностным лицом, подписывающим (утверждающим) документ, или делопроизводственной службой при регистрации документа. Она вносится в готовый документ от руки. Если автором документа являются несколько организаций, то датой документа является наиболее поздняя дата подписания. Документы, изданные двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату. Необходимо следить за правильным оформлением этого реквизита, т.к. создание документа "задним числом”, равно как и издание документа с "опережением”, например, следующим днем, приводит к искажению данных регистрации (т.к. не во всех применяемых формах регистрации это возможно). Кроме того, неправильное датирование может привести к ущемлению прав участников правоотношений.

    Государственным стандартом установлены три способа оформления даты. Цифровым способом оформляются даты, содержащиеся в тексте документа; даты согласования, визирования, утверждения, заверения, подписания, регистрации - арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами.

    Датой документа является дата его подписания; для документов, принимаемых коллегиальным органом, - дата его принятия; для утверждаемых документов (штатное расписание, положение и др.) - дата утверждения; для актов и протоколов - дата события .

    Регистрационный номер

    Регистрационный номер документа (индекс) проставляется при его регистрации в организации - авторе документа. Для входящих документов это одна из первых операций (после обработки и сортировки полученных документов). Для исходящих документов это предпоследняя делопроизводственная операция перед отправкой документа. Для внутренних документов регистрация проводится и как заключительная операция, когда документ уже подписан (или утвержден).

    Регистрационный номер, как правило, состоит из порядкового номера документа в регистрируемом массиве (договоры, приказы, протоколы, письма и др.). В конкретной системе делопроизводства индекс документа, помимо порядкового номера, может включать индекс структурного подразделения, индекс дела по номенклатуре, индекс должностного лица, информацию о корреспонденте и др.

    Регистрационный номер документа, составленного совместно несколькими организациями, состоит из регистрационных номеров документа, присвоенных ему в каждой из этих организаций. В таком случае на документе регистрационные номера проставляются через косую черту в порядке, соответствующем перечислению авторов документа. Документ без регистрационного номера (индекса) лишен юридической силы .

    Гриф утверждения

    Гриф утверждения документа определяет юридическую силу тех документов, которые не могут быть введены в действие их авторами. Они становятся официальными и приобретают юридическую силу после утверждения руководителем организации, коллегиальным (совещательным) органом или вышестоящим органом власти (управления).

    Государственным стандартом определены два способа оформления процедуры утверждения, имеющие одинаковую силу:

      утверждение документа руководителем;

      утверждение изданием специального распорядительного документа.

    В первом случае на документе должно стоять слово УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), указывается наименование должности, личная подпись, инициалы, фамилия руководителя и дата утверждения.

    Во втором случае в грифе утверждения указываются выходные данные специального распорядительного документа. Гриф утверждения располагают справа над текстом.

    Если документ утверждается единоначально руководителем организации (органа власти или управления), то гриф утверждения оформляется на документе следующим образом: Утверждение изданием распорядительного документа практикуется в тех случаях, когда требуются дополнительные разъяснения или какие-либо действия, мероприятия по внедрению утверждаемого документа. В случае утверждения документа постановлением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН, УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера.

    Например: Слова УТВЕРЖДАЮ, УТВЕРЖДЕН, УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ, УТВЕРЖДЕНО печатают прописными буквами без кавычек .

    Подпись Подпись - это важнейший реквизит, определяющий юридическую силу документа. Право подписи управленческих документов, как правило, является компетенцией руководителя организации или его заместителей в соответствии с распределением обязанностей, установленным правовым актом (уставом, положением об организации, приказом о распределении обязанностей и др.). В крупных организациях право подписи может быть предоставлено руководителям структурных подразделений, это должно быть закреплено локальными актами организации.

    При этом подписи располагают одну под другой в порядке, соответствующем степени значимости занимаемых ими должностей.

    При оформлении документа на бланке должностного лица должность этого лица в подписи не указывают.

    Во всех других случаях подпись оформляют: указанием наименования должности руководителя, его личной подписью, инициалами и фамилией. Наименование организации включают в подпись только в тех случаях, когда документ оформляется не на бланке; например, когда документ подготовлен двумя организациями. Такие документы подписывают лица равных должностей, и их подписи располагают двумя группами на одном уровне. Например: Две подписи оформляются на документах коллегиальных органов - протоколы и выписки из них подписывают председатель и секретарь.

    Документы, составленные комиссией (акты), подписывают председатель и все члены комиссии.

    Подпись должна быть как на документах, направляемых в другие организации, так и на тех, которые остаются в делах организации - автора документа. Приложения к документам также должны быть подписаны в установленном порядке.

    Подпись располагают после текста и отметки о наличии приложений, отступив 2-3 межстрочных интервала.

    В тех случаях, когда на документе заготовлена подпись, например, генерального директора, а он не может подписать срочный документ по уважительной причине (внезапная болезнь, отсутствие на рабочем месте) и уже нет времени на перепечатку документа, его может подписать лицо, официально исполняющее его обязанности. При этом на документе перед должностью ставят буквы "И. О." или "зам" и указывают фактическую должность подписавшего, так же исправляют фамилию. Использование предлога "за” или сокращения "врио” не допускается.

    В отечественной практике оформления документов до настоящего времени еще встречается проставление косой черты или предлога "за” перед наименованием должности руководителя, означающих, что документ подписан другим должностным лицом. Такая практика недопустима, это лишает документ юридической силы.

    Гриф согласования

    Гриф согласования документа часто имеет значимость с точки зрения юридической силы документа. Этот реквизит проставляется только на документах, которые проходят процедуру внешнего (т.е. в других организациях) согласования.

    Гриф согласования проставляется на последнем листе документа. Реквизит оформляется ниже всех подписей или выносится на отдельный лист согласования, который является приложением к подлиннику документа. Гриф согласования включает слово СОГЛАСОВАНО, должность руководителя, наименование организации, с которой согласовывают документ, его личную подпись, фамилию, инициалы и дату. Гриф согласования на документе располагают ниже подписи слева.

    Например: В тех случаях, когда согласование осуществляется отдельным документом вышестоящей организации или коллегиальным органом, общественной организацией, органами государственного контроля и надзора после обсуждения документа на его заседании, то в грифе согласования указывается наименование этого документа (в именительном падеже), наименование организации, дата и номер.

    Например: Слово СОГЛАСОВАНО печатается прописными буквами без кавычек .

    Печать

    На большинстве документов, издающихся на предприятии, печать не ставится. Но оттиск печати обязательно должен быть на следующих документах:

      отражающих информацию о фактах, имеющих особое юридическое значение (о создании, реорганизации или ликвидации предприятия и т.д.);

      удостоверяющих права предприятия или его отдельных лиц (доверенности);

      фиксирующих факты, связанные с финансовыми и материальными ценностями.

    Для таких документов печать является юридически значимым реквизитом, так как они имеют юридическую силу только при наличии ее оттиска.

    Подскажите, пожалуйста, в каких случаях смету составляет Подрядчик, а в каком Заказчик. Есть ли указание на этот счет в НТД?

    Ответ: Журнал №2 (46), 2007 г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»

    В «Положении о Заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации» (утвержденном постановлением Госстроя России от 8 июня 2001г. № 58) указано, что Заказчик передает Подрядчику в производство работ утвержденную и прошедшую экспертизу проектно-сметную документацию в количестве, необходимом для выполнения работ Подрядчика и привлеченных организаций (п. 2.2 и п. 3.1.3). Но встречаются случаи, когда Заказчик поручает эту работу Подрядчику и потом не хочет оплачивать.

    Поэтому Вопрос составления и оплаты сметы следует учесть при составлении . Кроме того, Заказчик имеет право составлять или поручать составление индивидуальных сметных норм и единичных расценок на основании калькуляции затрат и утверждать их в составе проектно-сметной документации конкретного объекта (п.4.7).

    В настоящее время размещение заказа на выполнение строительных работ может осуществляться путем проведения подрядных торгов, когда Заказчик представляет только проектную документацию, а смету принимает в редакции Подрядчика, который выбран для выполнения работ. Учитывая, что Заказчик порой уклоняется от своих обязанностей, ниже публикуем основные выдержки из Положения о Заказчике.

    ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКАЗЧИКЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Утверждено Постановлением Госстроя России от 8 июня 2001 г. № 58 (Выдержка)
    2. Основные задачи заказчика по управлению инвестиционным проектом
    2.1. На стадии подготовки инвестиционного проекта проработки: - разработка бизнес-плана;
    - выбор площадки строительства;
    - получение всех необходимых разрешений и согласований;
    - предварительный отбор проектировщиков, подрядчиков, изготовителей и поставщиков оборудования;
    - экспертиза проекта.
    2.2. На стадии реализации инвестиционного проекта: - подготовка строительной площадки;
    - разработка и утверждение проектно - сметной документации;
    - выбор, как правило, на конкурсной основе исполнителей на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в строительстве и заключение договоров (государственных контрактов);
    - поставка предусмотренных договором подряда материальных и иных ресурсов;
    - контроль качества работ;
    - приемка выполненных работ;
    - своевременная оплата работ и услуг;
    - сдача объекта в эксплуатацию;
    - передача объектов собственникам или эксплуатирующим организациям;
    - контроль качества работ в период гарантийной эксплуатации.
    4. Права заказчика Заказчик при реализации возложенных на него задач и обязанностей по строительству объекта, если иное не установлено договорами между участниками инвестиционного процесса, имеет право:
    4.1. Выступать от имени инвестора при рассмотрении вопросов реализации конкретного инвестиционного проекта в государственных органах, контролирующих и надзорных службах, коммерческих организациях.
    4.2. Привлекать на договорных или иных условиях юридических и физических лиц в качестве консультантов-экспертов и исполнителей задач, выполнение которых возлагается инвестором на службу заказчика.
    4.3. Принимать по договору с инвестором заказ на строительство объектов для государственных нужд и реализацию коммерческих проектов.
    4.4. Проводить, как правило, на конкурсной основе отбор исполнителей и заключать договора на разработку проектно-сметной документации, изыскательских работ, поставку оборудования и материалов, выполнения строительных, монтажных и иных работ и услуг для реализации инвестиционного проекта, контролировать ход и качество выполняемых ими работ.
    4.5. Владеть и распоряжаться выделенными инвестором на строительство объекта финансовыми и иными ресурсами, имуществом и материальными ценностями по целевому назначению.
    4.6. Утверждать к производству работ рабочую документацию, сметы на дополнительные работы в пределах сметного лимита для бюджетных объектов.
    4.7. Составлять индивидуальные сметные нормы и единичные расценки на основании калькуляции затрат и утверждать их в составе проектно-сметной документации конкретного объекта в соответствии с Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденными Постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 30.


    Поделиться