Обжалование предписания гит. Обжалование предписания трудовой инспекции. Практика применения правил

Посвящена обжалованию действий, включая и вынесенные предписания, трудовой инспекции. В статье установлено, что оспаривание предписания возможно только при соблюдении определенного порядка обжалования, установленного в законе, и сроков для подачи соответствующего заявления.

Способы обжалования

По закону, обжалование предписания трудовой инспекции по инициативе заинтересованного лица может выполняться лишь двумя способами:

  • через суд;
  • по подчиненности, то есть путем направления соответствующей жалобы вышестоящему руководителю трудовой инспекции либо главному российскому инспектору труда.

Заявитель выбирает способ обжалования по своему усмотрению. Исключение из данного правила - предписания трудового инспектора, приостанавливающие деятельность в качестве наказания. Данное постановление обжалуется только в судебной инстанции.

Порядок обжалования предписания

Жалоба на предписание трудовой инспекции может подаваться работодателем или иным заинтересованным лицом, которому было вынесено предписание инспекцией труда, в суд в десятидневный срок. Государственная инспекция труда принимает жалобы, поданные заявителем в порядке подчиненности, независимо от срока.

Если Трудовая Инспекция вынесла решение об административном правонарушении, полученное предписание инспекции труда оспаривается, согласно КоАП, в десятидневный срок.

Поданная вышестоящему инспектору жалоба рассматривается не больше 30 дней. Отсутствие ответа в этот срок дает право заявителю в течение 3 месяцев обратиться в суд. Отказ вышестоящего инспектора может быть также обжалован в судебной инстанции.

Составление жалобы

Заявитель должен составить свою жалобу в двух экземплярах. Один поступает в суд (либо вышестоящий орган), другой с пометкой о принятии соответствующей канцелярией - остается у заявителя.

Обжалуя действия трудовой инспекции, заявителю нужно включить в содержание жалобы:

  • реквизиты и наименование соответствующей трудовой инспекции, чьи предписания обжалуются;
  • адрес и данные (реквизиты) самого заявителя;
  • номер и дату обжалуемого предписания инспекции труда;
  • обоснование требований заявителя с указанием доказательств незаконности обжалуемого предписания;
  • конкретные требования заявителя - признать действия трудового инспектора незаконными либо отменить обжалуемое предписание инспекции труда.

Определение подсудности

Чтобы отправить ответ на предписание трудовой инспекции, нужно определить, куда можно подавать данную жалобу. Существуют определенные процессуальные правила, на основании которых и определяется подсудность конкретной жалобы.

Физические лица могут подать жалобу на трудового инспектора и его предписания:

  • вышестоящему инспектору труда;
  • в районный суд;
  • главному российскому инспектору труда.

Юридического лица, желающие оспорить предписания трудовой инспекции, также направляют жалобы в суд общей юрисдикции, поскольку такие жалобы связаны непосредственно с трудовыми отношениями, и, следовательно, не рассматриваются арбитражным судом.

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.

Как было?

Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие - по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ - властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

  1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
  2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке .

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Сроки для обжалования

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Практика применения правил

Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны.

В случае выявления при проведении проверки нарушений трудового законодательства, инспектор выдает работодателю предписание об устранении этих нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, абзац шестой части первой ст. 357 ТК РФ).

В отличие от акта проверки, предписание является распорядительным документом, обязывающим работодателя принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки, который и подлежит обжалованию.

Предписание, вынесенное инспектором труда, может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда либо в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 113 Регламента N 354н).

В отношении оспаривания предписаний государственных инспекторов труда законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, поэтому жалоба на предписание может быть сразу подана
работодателем в суд.

После вступления в силу с 15.09.2015 КАС РФ, дела об обжаловании предписания инспекции труда рассматривались судами в порядке главы 22 КАС РФ.

Однако впоследствии до сведения судов доведено письмо Верховного Суда РФ N 7-ВС-7105/15 от 05.11.2015, в котором даны разъяснения по категориям дел, вызывающим вопросы по определению вида судопроизводства (исковое или административное). В письме приведены категории гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке гражданского искового производства, среди которых — дела об оспаривании предписаний Государственной инспекции труда.

Поэтому в настоящее время предписания инспекции труда оспариваются в суде общей юрисдикции в порядке искового гражданского судопроизводства по правилам подраздела II раздела II ГПК РФ.

Заявление об оспаривании предписания работодателю следует подавать в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) соответствующей государственной инспекции труда (ст. 28 ГПК РФ).

Гражданский иск в суд о признании недействительным (незаконным) вынесенного трудовой инспекцией предписания подается в течение 10 дней со дня его получения (часть вторая ст. 357 ТК РФ). Данный срок обжалования является специальным по отношению к общему трехлетнему сроку исковой давности, установленному п. 1 ст. 196 ГК РФ, и подлежит применению судами при рассмотрении дел об оспаривании предписаний государственных инспекторов труда. При пропуске работодателем указанного срока без уважительных причин, судом может быть принято решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

Поскольку требование о признании недействительным (незаконным) предписания гострудинспекции относится к неимущественным требованиям, то в силу пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ работодателями — физическими лицами уплачивается государственная
пошлина в размере 300 рублей; работодателями — организациями — 6 000 рублей.

Подача работодателем гражданского иска в суд не означает, что выданное ему трудовой инспекцией предписание не нужно исполнять. Судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе, но не обязан. Для приостановления действия предписания работодателю следует обратиться в суд с соответствующим заявлением на любой стадии производства по делу, до вступления решения в законную силу.

В случае удовлетворения гражданского иска работодателя суд принимает решение о признании недействительным (незаконным) предписания трудовой инспекции полностью или в части (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ).

Также предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем соответствующему руководителю по подчиненности в порядке, установленном ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Для этого необходимо в течение 15 дней с даты его получения представить руководителю государственной инспекции труда письменные возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом работодатель вправе приложить к возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность; либо направить их в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица. Возражения подлежат рассмотрению руководителем гострудинспекции (его заместителем) в течение 10 рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения работодателя в течение 3-х дней после его вынесения (п. 63 Регламента N 354н).

Однако на практике такой способ обжалования является неэффективным, поскольку вышестоящий руководитель крайне редко удовлетворяет жалобу работодателя на выданное предписание. Кроме того, в отличие от оспаривания предписания в суд, законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений в административном порядке. Также факт подачи соответствующему руководителю по подчиненности возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение десятидневного срока на обращение в суд.

Поэтому если работодатель не согласен с полученным предписанием, обжаловать его лучше сразу в судебном порядке.


Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с проверками государственной трудовой инспекции. Зачастую такие проверки проводятся с нарушением формальных требований, предъявляемых к ним, в результате чего в отношении работодателя выносятся необоснованные и незаконные решения в виде предписаний и постановлений о привлечении к административной ответственности.
Отечественное законодательство предусматривает два варианта обжалования решений государственных органов и должностных лиц: в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган) или в судебном порядке. В данной статье рассматривается порядок обжалования решений трудовой инспекции через суд.
15 сентября 2015 года был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, установивший новый порядок оспаривания решений государственных органов и должностных лиц. Теперь данные акты оспариваются в рамках административного судопроизводства. Ранее же данные дела разрешались в рамках гражданского судопроизводства и именовались делами, возникающими из публичных правоотношений.
Однако часть 5 Статьи 1 КАС РФ устанавливает, что положения данного кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, предписания государственной инспекции труда оспариваются в порядке, установленном КАС РФ, а постановления о привлечении к административной ответственности должны оспариваться в порядке Главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КАС РФ

Согласно Статье 22 КАС РФ, административное исковое заявление о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения этого органа или органа, в котором данное должностное лицо исполняет свои обязанности.
Требования к форме искового заявления о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным устанавливаются Статьями 125 и 220 КАС РФ.
Исковое заявление подается в письменной форме с указанием наименования суда, в который подается административное исковое заявление, наименование или ФИО административного истца, наименования или ФИО административного ответчика, сведений об иных лицах, участвующих в деле, сведений о нарушенных правах, свободах и интересах истца, требований и доводов истца, сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась, иных сведений и перечня прилагаемых документов. Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.
Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства - представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ

Согласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела. Иными словами, в суд того района, в котором был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Разъяснения по этому вопросу дал Верховный Суд. В Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», указано, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол. По отношению к постановлениям трудовой инспекции, в большинстве случаев это будет район, в котором расположена сама организация работодателя.
Статья 30.2 КоАП РФ устанавливает форму обращения лица в суд – жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии этого постановления.
Сам кодекс не содержит формальных требований к содержанию такой жалобы, однако, исходя из практики, в ней необходимо указать: наименование суда, сведения о заявителе, наименование органа или сведения о должностном лице, вынесшем обжалуемое постановление, сведения о других лицах, участвующих в деле, сведения о нарушенных правах, свободах и интересах заявителя, требования и доводы заявителя, иные сведения, перечень прилагаемых документов.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в соответствующий суд.

Заключение

В обоих случаях рассмотрение и разрешение дела об оспаривании решения трудовой инспекции происходит в судебном заседании. по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • Об оставлении решения трудовой инспекции без изменения;
  • Об изменении решения трудовой инспекции;
  • Об отмене решения трудовой инспекции.
Так или иначе, данное решение суда впоследствии также может быть оспорено.

При возникновении правового спора с государственной инспекцией труда необходимо особо тщательно подойти к подготовке необходимых документов и собиранию доказательственной базы, ведь доказать свою правоту в данной категории дел бывает крайне непросто. Содействие грамотного юриста, имеющего опыт ведения дел против государственных органов и их должностных лиц, поможет защитить Ваши права, отменить незаконное решение инспектора и, в большинстве случаев, сможет сэкономить Ваши средства.

Верховный суд РФ уточнил порядок подачи иска работодателями о признании незаконности предписаний инспекции по труду. В Определении от 1 июня 2017 г. N 74-КГ17-6 судебная коллегия по административным делам пришла к выводу, что оспаривать предписания следует в административном порядке.
Кассационные арбитры настаивают на признании предписания, вынесенного уполномоченным органом, документом властно-распорядительного характера. Ведь прежде всего оно содержит обязательные для исполнения указания. Как раз это и может нарушить права работодателей и повлечь неблагоприятные последствия. Суды на основании Кодекса административного судопроизводства вправе рассматривать и разрешать подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Ранее в апелляционной инстанции посчитали правомерным рассмотрение жалобы об оспаривании предписания исключительно в порядке гражданского судопроизводства. Потому как затронутые права и обязанности истцов прописаны в Трудовом кодексе РФ.
Важность данного уточнения Верховного суда в том, что подача иска в недопустимом судебном порядке может затянуть ход рассмотрения дела. В результате время будет упущено и срок исковой давности истечет.
Напомним, обжаловать предписания трудовой инспекции можно также по подчиненности. Для этого необходимо подать заявление руководителю соответствующего территориального подразделения инспекции труда. К тому же существует возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.
Следует учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.
Порядок предъявления административного искового заявления установлен главой 12 Кодекса административного судопроизводства РФ. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается истцом или его представителем (при наличии полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд). Срок подачи искового заявления – 3 месяца с дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В заявлении должны быть указаны:
- наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
- наименование административного истца: если административным истцом является орган, организация или должностное лицо указывается их местонахождение, для организации также сведения о ее государственной регистрации; если административное исковое заявление подается представителем - наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании. Также предоставляются номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
- наименование административного ответчика: если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
- сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
- содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
- сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
- сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
- перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Документы прилагаемые к административному исковому заявлению:
- уведомления о вручении копий административного искового заявления другим лицам, участвующим в деле;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
- документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
- доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
- документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.
Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение 3 дней со дня поступления административного искового заявления в суд.



Поделиться