Главные грехи в христианстве. Тяжкие грехи. Чем отличается смертный грех от обычного

Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой – воровство, третий – подлость, четвертый – предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.

Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.

Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет человека. Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже суп не умею варить, это не в моей компетенции». Но когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение.

Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. Один говорит: посты соблюдать не надо. А другой: моя бабушка была верующей, и она вот так делала, поэтому надо делать так. И все берутся судить и рядить, хотя в большинстве случаев ничего в этом не понимают.

Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое мнение? Почему в этих вопросах люди вдруг становятся специалистами? Почему они уверены, что все здесь понимают, все знают? Потому что каждый считает, что он верует в той самой степени, в которой необходимо. На самом деле это совершенно не так, и это очень легко проверить. В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет». Если этого не наблюдается, значит, нет веры даже с горчичное зерно. Так как человек ослеплен, то он считает, что верует достаточно, а на самом деле он не может совершить даже такой пустяк, как сдвинуть гору, которую и без веры сдвинуть можно. И из-за маловерия происходят все наши беды.


Когда Господь шел по водам, Петр, который никого на свете не любил так, как Христа, захотел прийти к Нему и сказал: «Повели мне, и я пойду к Тебе». Господь говорит: «Иди». И Петр также пошел по водам, но на секунду испугался, усомнился и стал тонуть и воскликнул: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Сначала он собрал всю свою веру, и на сколько ее хватило, на столько он и прошел, а потом, когда «запас» иссяк, стал тонуть.

Вот так же и мы. Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог Всеведущ, и, где бы мы ни были, Он слышит все слова, которые мы произносим. Мы знаем, что Господь благ. Даже в сегодняшнем Евангелии есть подтверждение этому, и вся наша жизнь показывает, как Он к нам милостив. Господь Иисус Христос говорит, что, если наше дитя просит хлеба, неужели мы дадим ему камень, или, если просит рыбу, дадим ему змею. Кто из нас может так поступить? Никто. А ведь мы люди злые. Неужели это может совершить Господь, Который благ?

Тем не менее, мы все время ропщем, все время стонем, все время то с одним не согласны, то с другим. Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, а мы не верим. Нам всем хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться. Господь говорит, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой крест, достигнет Царствия Небесного, а нам это опять не подходит, мы снова настаиваем на своем, хотя считаем себя верующими. Чисто теоретически мы знаем, что в Евангелии содержится истина, однако вся наша жизнь идет против нее. И часто нет у нас страха Божия, потому что мы забываем, что Господь всегда рядом, всегда на нас смотрит. Поэтому мы так легко грешим, легко осуждаем, легко человеку можем пожелать зла, легко им пренебречь, оскорбить его, обидеть.

Теоретически нам известно, что есть вездесущий Бог, но наше сердце далеко отстоит от Него, мы Его не чувствуем, нам кажется, что Бог где-то там, в бесконечном космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим, поэтому не соглашаемся с Его заповедями, претендуем на свободу других, хотим переделать все по-своему, хотим всю жизнь изменить и сделать ее такой, как мы считаем нужным. Но это совершенно неправильно, мы никак не можем в такой степени управлять своей жизнью. Мы можем только смиряться перед тем, что Господь нам дает, и радоваться тому благу и тем наказаниям, которые Он посылает, потому что через это Он нас учит Царствию Небесному.

Но мы Ему не верим – мы не верим, что нельзя грубить, и поэтому грубим; не верим, что нельзя раздражаться, и раздражаемся; мы не верим, что нельзя завидовать, и часто кладем глаз на чужое и завидуем благополучию других людей. А некоторые дерзают завидовать и духовным дарованиям от Бога – это вообще грех страшный, потому что каждый от Бога получает то, что он может понести.

Неверие – это удел не только людей, которые отрицают Бога; оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать; нас душат слезы, но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха – это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит; мы злимся, ропщем, негодуем.


Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется, что никакого Бога нет, что от нас, от каких-то наших усилий что-то зависит, – и начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, а делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым, а у нас Его нет. Поэтому мы только раздражаем людей, цепляемся к ним, надоедаем, мучаем, под благим предлогом превращаем их жизнь в ад.

Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку, – дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати Святого Духа результата не будет никакого, вернее, будет, но противоположный.

И вот так во всем. А причина – в неверии Богу, неверии в Бога, в Его благой Промысл, в то, что Бог есть любовь, что Он хочет всех спасти. Потому что, если бы мы верили Ему, мы бы так не поступали, мы бы только просили. Почему человек идет к какой-то бабке, к знахарке? Потому что он не верит ни в Бога, ни в Церковь, не верит в силу благодатную. Сначала он обойдет всех чародеев, колдунов, экстрасенсов, а если ничего не помогло, ну тогда уж обращается к Богу: авось поможет. И самое удивительное, что ведь помогает.

Если бы какой-то человек все время нами пренебрегал, а потом у нас стал что-то просить, мы бы сказали: знаешь, так не годится, ты так ко мне препогано относился всю жизнь, а теперь приходишь у меня просить? Но Господь милостивый, Господь кроткий, Господь смиренный. Поэтому, по каким бы путям-дорогам человек ни ходил, какие бы безобразия он ни делал, но если он обращается к Богу от сердца, на последний, как говорится, худой конец – Господь и тут помогает, потому что Он только и ждет нашей молитвы.


Протоиерей Димитрий Смирнов

Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», а мы не верим. Мы не верим ни в свою молитву, ни в то, что Бог нас слышит, – не верим ничему. Вот поэтому у нас все и пусто, поэтому наша молитва как бы и не исполняется, она не может не только гору сдвинуть, а не может вообще ничего управить.

Если бы мы действительно верили в Бога, тогда любого человека смогли бы на истинный путь направить. А направить на истинный путь возможно именно молитвой, потому что она оказывает человеку любовь. Молитва перед Богом – тайна, и в ней нет никакого насилия, есть только просьба: Господи, управь, помоги, исцели, спаси.

Если бы мы так действовали, то достигли бы большего успеха. А мы все надеемся на разговоры, на то, что как-то сами управимся, что-то такое сохраним на какой-то черный день. Кто ждет черного дня, у того он обязательно настанет. Без Бога все равно ничего не достигнешь, поэтому Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное все приложится вам». Но мы и этому не верим. Наша жизнь не устремлена в Царствие Божие, она больше направлена на людей, на человеческие отношения, на то, как бы здесь все наладить. Мы хотим удовлетворить собственную гордость, собственное тщеславие, собственное честолюбие. Если бы мы стремились к Царствию Небесному, то радовались бы, когда нас притесняют, когда нас обижают, потому что это способствует нашему вхождению в Царствие Небесное. Мы бы радовались болезни, а мы ропщем и ужасаемся. Мы боимся смерти, все стараемся продлить свое существование, но опять не ради Господа, не ради покаяния, а по своему маловерию, из страха.

Грех маловерия в нас проник очень глубоко, и с ним надо очень сильно бороться. Есть такое выражение – «подвиг веры», потому что только вера может подвигнуть человека на что-то настоящее. И если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-божески и можем поступить по-человечески, – если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Грех – религиозное понятие, подразумевающее полное или частичное, прямое или косвенное нарушение человеком установленных табу в результате сознательных поступков, противоречащее нормам этой религии. Часто под ним понимают и нарушение общепринятых этических и моральных норм данного общества.

В православной традиции грех – то деяние, которое наносит вред душе человека. Важно в первую очередь не то, какие грехи бывают, а вечное посмертное осуждение и муки ада для тех, кто искренне не раскается в содеянном.

Какие грехи бывают у человека в православии

Какие бывают грехи в православии? Существуют различные классификации. Наиболее распространена следующая.

  • Грехи против собственной личности. Не приветствуется излишнее самолюбование и нарциссизм. Наоборот, рекомендуется смирение и послушание. К этой же категории относятся ложь, зависть и пустословие, лень, стойкая обида и показное хорошее поведение, чрезмерная концентрация на физическом здоровье в ущерб духовному. Еще – употребление спиртных напитков и наркотических средств, азартные игры, увлечение эротикой и порнографией, измена супругу, секс вне брака (церковного) и любые мысли на этот счет.

  • Грехи против других людей. Ненависть к ближним, неумение искренне прощать и забывать обиды, нежелание отказаться от мести. В эту же категорию попадает непочтительное отношение к родителям и другим старшим по возрасту людям, неисполнение данных обещаний и невозвращение вовремя взятого в долг. Также это советы, подталкивающие других к греховным поступкам (например, аборту) и развращение, воровство, отказ в помощи при возможности ее оказать, безответственное отношение к своей работе и плодам чужого труда. Еще – отказ от родительских обязанностей, пренебрежение воспитанием детей, злословие и распространение клеветы и даже просто сплетен, насмешки за спиной и лицемерие в лицо.
  • Грехи против Бога. В первую очередь – несоблюдение его воли, выраженной в библейских заповедях и канонических текстах. Также – маловерие, отсутствие благодарности, притворная религиозность, подверженность суевериям. К ним же относится частое упоминание Бога без достойного повода, богохульство, недовольство тяготами и испытаниями, выпавшими в жизни, неискренние молитвы и нерегулярное посещение храмов, суицидальные мысли.


Смертные грехи

Какие бывают смертные грехи? Они сформулированы почти полторы тысячи лет назад. Общее для них то, что совершивший любой из них навсегда теряет свою бессмертную душу, которая погибает. Без покаяния пути к спасению нет.

  1. Гордыня. Начинается все с приписывания себе вымышленных достоинств, поднимающих над остальными. Затем прекращается общение, знакомство и всякие контакты с теми, кто считается неподходящей компанией по причине низкого социального статуса, недостаточного интеллектуального развития, и так далее. Рвутся связи с друзьями и близкими. В результате душевная черствость ведет к неспособности любить.
  2. Зависть. Желание обладать тем, что есть у других.
  3. Чревоугодие. Помните, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. В пище важно соблюдать умеренность. Бесконтрольное обжорство и отказ от пищи духовной ради еды ведут к смерти души.
  4. Блуд. В эту категорию попадают беспорядочные связи, любые сексуальные извращения, измена супругу или супруге, внебрачные связи. Причем не только на деле, но и в мыслях.
  5. Алчность. Помимо денег и вещей в жизни есть гораздо более важные вещи. Для человека, который выше всего ставит материальное благополучие и патологическое стремление обладать какими-то вещами, путь к спасению закрыт по определению.
  6. Гнев. Существует, конечно, и справедливый гнев, объектом которого является все греховное и нечестивое. Но опасен тот, которые направлен против ближних, выражаясь в нецензурных оскорблениях, брани, рукоприкладстве.
  7. Уныние. Частые жалобы на жизненные невзгоды и трудности, общий пессимизм, концентрация на случившихся неудачах и сорвавшихся планах.

Видео по теме статьи

Тяжкие грехи

Наши грехи многочисленны, однако все их можно свести к следующим восьми: гордость, тщеславие, сребролюбие, блуд, гнев, объядение, зависть и нерадение . Все они называются смертными, ибо умерщвляют наши души и являются главой, корнем и основанием для остальных грехов. Посредством восьми смертных грехов с нами борются три смертных врага: плоть, мир и диавол . Плоть ввергает нас в блуд, объядение и нерадение. Мир толкает к сребролюбию и безграничной жажде стяжания материальных благ. Диавол вселяет в нас гордость, тщеславие, гнев и зависть. Разумеется, лукавый толкает нас на совершение всякого беззакония, однако ни над чем другим так не трудится бес, как над тем, чтобы вселить в нас гордыню и соделать нас через это своими подражателями и последователями.

Помимо этих восьми смертных грехов, о которых мы далее расскажем более подробно, существуют еще шесть столь же тяжких, порождаемых этими восьмью, речь о которых пойдет в настоящей главе.

Первым и наиболее тяжким из всех является мерзкое и трижды проклятое богохуль

ство , порожденное не кем иным, как самим изобретателем зла - диаволом. Ведая, что оно тяжелее блуда, убийства, распутства и какого бы то ни было бесчинства и что его одного достаточно, чтобы навеки заключить человека в огненную геенну, диавол часто к нему прибегает. Богохульник - это враг Божий. Возбужденный и разъяренный лукавым, он, безумный, в порыве своего гнева готов броситься с кулаками на Самого Господа либо на хулимого им святого, окажись они в этот момент перед ним. Об этом святой Августин говорит, что во много крат тяжелее согрешают злословящие Христа - Царя Небесного, чем распявшие на земле Христа - Человека.

В грех богохульства в большей степени впадают мужчины. Женщинам обычно присущ другой грех - проклинание, который, впрочем, по своей природе равноценен богохульству. Когда их постигают несчастья, они с негодованием восстают против Промысла и правосудия Божия, причитая, о безумные, что, дескать, Божий суд несправедлив. Если, например, кто-нибудь из любимых ими родственников умирает, тяжело заболевает или каким-либо образом страдает, тогда вместо того, чтобы прославлять Всесильного, они проклинают день своего рождения, призывают в отчаянии смерть и предаются безудержным рыданиям. Они не скупятся на жалобы в адрес Бога, якобы «посылающего им несчастья и горе». Очень часто они забываются

и, совершенно предав себя во власть диавола, начинают извергать страшные, неслыханные сатанинские проклятия. Все это суть глаголы богохульные, достойные лишь мучающихся в аду. Эти слова единят их, в них все хулящие находят согласие.

Итак, ты, страшащийся попасть в ад и возжелавший сладкого рая, смирись и безропотно склони главу перед постигающими тебя по попущению Божию несчастьями. Прими их из Его Божественной руки как исцеляющее снадобье, как уготованный для твоего спасения Премудрым Врачом бальзам. Уверуй без тени сомнения, что Преблагой Творец справедливо и мудро посылает тебе несчастья и скорби и делает это исключительно ради твоей душевной пользы. Ибо говоря, что Господь поступает с тобой несправедливо, ты как бы утверждаешь, что Он вовсе не Господь. И если ты говоришь, что несчастье твое велико и что его невыносимая тяжесть заставляет тебя извергать хулу на Бога, то поразмысли благорассудно и пойми, что своим противлением Богу ты не только не облегчаешь их, но лишь усугубляешь.

Чтобы твои несчастья не казались тебе столь тяжелыми, поразмысли о следующих четырех вещах: 1) о ниспосланных тебе от Господа благодеяниях и дарах, 2) о бесчисленных сотворенных тобой против Него прегрешениях, 3) о мучениях в аду, которых ты становишься достоин, творя беззакония, и 4) о славе рая, обещанной тебе Господом, не

смотря на твое недостоинство. Когда осознаешь все это, любые горести и постигшие тебя скорби покажутся тебе мелкими и незначительными.

Вторым тяжким грехом является клятвопреступление , то есть ложная клятва на Евангелии или Честном Кресте во имя Господа Бога, Пресвятой Богородицы или святого. Как и богохульство, этот грех направлен прямо против Бога и тяжелее грехов, направленных против ближнего. Каждое клятвопреступление - это смертный грех, потому как является поруганием Божественного величия.

Третьим тяжким грехом является хищение - присвоение чужих вещей без разрешения их владельца. Все время, пока ты держишь при себе чужую вещь, ты пребываешь под смертным грехом. Одного желания ее возвратить недостаточно. Необходимо не только возвратить эту вещь, но и возместить ущерб, который был причинен его владельцу за время отсутствия у него украденной вещи.

Четвертым грехом является преступление какой-либо церковной заповеди или канона святых апостолов и отцов Церкви , соблюдение которых должно быть незыблемо для всех христиан. Таковыми, например, являются хождение в церковь по воскресным дням и праздникам, исповедь, причащение, пост в установленные Церковью дни и другие.

Пятым тяжким грехом является осуждение . Упрекая и очерняя своего ближнего, ты при

чиняешь ему большой ущерб, подталкиваешь его к опасным действиям, ибо пятнаешь его честь и достоинство - нечто куда более драгоценно, чем любое имущество и материальное сокровище. Поистине, как осмеливаются, бесстыдные, осуждать ближнего, когда даже не ведают о природе вещей, о которых берутся судить? И даже если обладают таким ведением, неужели они никогда не слышали слов Господа: Не судите ближних своих, дабы не судил и вас Бог; не осуждайте их, и не осудит вас Бог (ср.: Мф. 7,1). Ты обязан исполнять эту спасительную заповедь, даже если увидишь кого-либо явно согрешающего. Покрой его поступок, насколько это возможно, и Господь покроет твои прегрешения.

Шестым и последним тяжким грехом является ложь . Малая и незначительная ложь, не влекущая за собой последствий, естественно, не может считаться тяжким грехом. Однако если ложь наносит материальный или нравственный ущерб ближнему, то тогда она становится грехом тяжким. В этом случае ты, являющийся непосредственной причиной этого вреда, должен исправить его и любой ценой возместить. Только так Господь простит тебя за причиненное твоей ложью зло.

Таковы шесть тяжких грехов, порождаемых восьмью смертными. И те, и другие необходимо тщательно избегать, ибо они умерщвляют нашу душу и ведут ее к вечной погибели.

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ГРЕХИ 1. Исповеданные и оплаканные не вспоминаются на СудеУсвояем мы сие благою верою, сокрушенною исповедию, трудами по изглаждению грехов и возненавидением их. (Вып. 1, пис. 118, стр. 122)2. Исповеданные не следует поминать на духуПоминать ли грехи исповеданные и при Божией

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

9. Многие из тех, кто ушел из ЦХ, вынесли оттуда идею, что больше нигде нельзя спастись, махнули рукой на свое спасение и пустились во все тяжкие Повседневная жизнь “Московской ЦХ” почти ничем не отличается от жизни зарубежных ее организаций. Главное событие - воскресная

Из книги Мысли христианина о покаянии и причащении автора Кронштадтский Иоанн

Грехи плоти «Явлена (же) суть дела плотская... А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми». Гал. 5, 19–24. Дух силен, мощен оттого он легко носит тяжелое вещество; а плоть косна, бессильна, и потому ее легко подавляет родное ей вещество. Поэтому Бог, яко ничтоже,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

15. Готовясь к исповеди я свои грехи записал на бумаге. Разрешительная молитва была прочитана надо мной. т.е. что я там написал священник не знал. В таком случае за эти грехи надо исповедоваться еще раз или они уже прощены Господом? Вопрос: Готовясь к исповеди я свои грехи

Из книги Второе послание к Тимофею автора Стотт Джон

3. Грехи вызывают болезни, то есть человек получает болезнь за грехи, для осознания своего неправильного поведения, неправильного пути. Зачем его исцелять, ведь он снова вернется к своему греху? Христос исцелял, чтобы вернуть человека во грех? Вопрос:Грехи вызывают

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Грехи 1. Что такое Покаяние? Вопрос:Покаяние – это разговор с духовником, или просто искреннее раскаяние в своих грехах?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Как разнообразны способы нашего общения с Богом, так и различны условия и

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

1. Грядут тяжкие времена (стихи 1, 2а) 1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. 2 Ибо люди будут самолюбивы… Почему Павел начинает эту главу с обращения к Тимофею: «Знай же…»? В конце концов, существование активно действующей оппозиции христианству ни для кого

Из книги Исповедаю грех, батюшка автора Алексий Мороз

Грехи Грех – это нарушение христианского нравственного закона – такое его содержание отражено в Послании апостола Иоанна: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (1 Ин. 3; 4).Самые серьезные грехи, приводящие при их нераскаянности к гибели человека, называются

Из книги Сатана. Биография. автора Келли Генри Ансгар

Смертные грехи Как мы уже упоминали ранее, смертными в христианстве называют такие грехи, которые ведут к смерти духовной. По мнению Православной церкви, избавиться от них поможет только чистосердечное раскаяние на исповеди и точное выполнение епитимьи. Священное

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

ГРЕХИ ОСОБО ТЯЖКИЕ И БОГОПРОТИВНЫЕ грехи смертные:ГордостьСребролюбиеПрелюбодеяниеЗавистьЧревоугодиеГневУныниегрехи хулы на Духа Святого:Отчаяние - чувство, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до самоубийства.Упорство в неверии, отрицание любых

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

2.1 Грехи людей, грехи ангелов: Бытие 1-11 и «Книга Еноха» Как я отмечал ранее, тематический анализ Еврейской Библии указывает на то, что священная история для евреев изначально начиналась с 12-й главы Книги Бытия, историей Авраама, потому что в дальнейшем нет ссылок на

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Кто прощает грехи? Когда через несколько дней Иисус вернулся в Капернаум, сразу стало известно, что Он опять дома. 2 И к Нему пришло так много людей, что даже перед домом недоставало места. Иисус возвещал им слово Божие, 3 когда четверо принесли к Нему человека, разбитого

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Грехи Иерусалима 1 Было ко мне слово Господа:2 - Сын человеческий, будешь ли судить его? Будешь ли судить этот кровавый город? Тогда укажи ему на все его омерзительные обычаи 3 и скажи: «Так говорит Владыка Господь: О город, который, навлекая кару, проливает посреди себя

Из книги Карманные записки молодого священника автора Скрынников Антоний

Глава 18: О терпении немощей и о происходящей от этого пользы, а также о том, что Бог посылает некоторым добродетельным людям тяжкие страдания ради их окончательного очищения и спасения 1. Из ДиадохаБлагочестивейший отец по имени Спаис основал несколько монастырей в месте

Из книги автора

Бог столько не прогневляется на грехи мирян, сколько на грехи монахов Посему никто из нас да не будет безбожником, или смутьяном, или обидчиком, блудолюбцем, (328) ропотливым, сплетником, нерадивым, лентяем, ибо гнев Божий велик, близок, он отомщает за провинности. Бог столько

Из книги автора

«Мелкие» грехи Я солидарен с мнением, что деление грехов на смертельные и не очень – условно. Любой грех страшен и ведет к смерти души – особенно если в нем не каяться. И если один человек всю жизнь убивал и не каялся, а другой «только» воровал и тоже не каялся, то погибнут

В переводе с греческого слово «грех» означает «промах, непопадание в цель» . Человек был создан по образу и подобию Божьему. Целью его должно быть стремление к духовному прозрению, к соединению с Высшим, вечным и неизменным. Только это приносит истинное наслаждение. Но зачастую, люди ставят на первое место вещи преходящие, тленные, что считается грехом.

Изначально человек обладает свободой. Иногда он выбирает жизнь без Бога, и тогда отпадает от Него, замыкаясь на своём тленом естестве. Вместо поиска истины он ищет наслаждение в мире, пытается удовлетворить свои чувственные желания. Ему кажется, что это сделает его счастливым. Но радость от всего преходящего мимолётна. Люди становятся рабами своих чувственных устремлений, но никогда не бывают полностью удовлетворены. Грех разъедает их души, и они все дальше отходят от Бога, живут в разладе со своей истинной природой.

Что такое смертный грех?

называют «смертными» . Понятие о прегрешениях «к смерти» и «не к смерти» впервые упоминается в Библии Иоанном Богословом. Смертные грехи наносят душе непоправимый вред и приводят к её гибели. Совершение подобных проступков полностью разрушает связь между Богом и человеком. Восстановить её возможно только через покаяние.

Священнослужители подчёркивают, что деление прегрешений по этому принципу условно. Всякий проступок отдаляет человека от Бога, каким бы незначительным он ни казался. Это как деление болезней на лёгкие и тяжёлые. К лёгким заболеваниям люди относятся пренебрежительно, перенося их на ногах. Однако даже небольшая простуда при таком отношении способна повлечь за собой серьёзное осложнение и привести к летальному исходу. Также и обычные грехи, накапливаясь, могут погубить душу.

С древних времён священнослужители пытались создать классификацию смертных грехов в православии. Список их включал в себя множество тяжёлых прегрешений , таких как убийство, самоубийство, воровство, оскорбление Бога, аборты, обращение к тёмным силам, ложь и т. д.

Первые попытки объединить все смертные грехи в несколько групп предпринял Киприан Карфагенский в III веке н. э. В V веке Евагрий Понтийский написал целое учение, в котором перечислял восемь главных грехов, лежащих в основе всех остальных. Впоследствии их количество сократили до семи.

Семь – сакральное число в православии . Бог создал Вселенную за семь дней. Библия состоит из 70 книг. В них число «семь» упоминается ровно 700 раз. Таинств, через которые верующим передаётся Божественная сила, семь. Вот и смертные грехи, разделяющие нас с Богом, условно разделили на семь групп.

Перечислим прегрешения, внесённые в общепринятый список:

Многим кажется, что подавленное состояние, депрессия всего лишь невинные человеческие слабости. Однако церковь предостерегает от таких ошибочных суждений. Уныние ведёт за собой упадок сил, лень, равнодушие к окружающим людям . Вместо того чтобы пытаться что-то изменить, человек отчаивается, перестаёт надеяться на лучший исход и существует в разладе со своей душой. Как следствие, он теряет веру в Бога и его милосердие.

  • Зависть

В основе этого чувства лежит комплекс неполноценности и неверие в замысел Творца. Нам кажется, что Бог дал другим больше материальных благ, власти, добродетелей, красоты и т. д. При этом себя мы ощущаем ущемлёнными, забывая, что каждому даётся по нуждам его. Вместо того чтобы совершенствоваться и честным путём добиваться желаемого, люди теряют радость в жизни, начинают роптать на Бога. Зависть ведёт к тяжелейшим проступкам в виде убийств, воровства, предательства.

Не менее страшен гнев, часто охватывающий людей самолюбивых. Человек становится вспыльчивым, раздражительным, если кто-то противоречит ему или поступает вопреки его желаниям. В самых тяжёлых случаях гнев может привести к убийству или насилию . В более лёгких случаях он разрушает отношения с близкими, становится причиной конфликтов, споров, недопонимания. Главный ущерб наносится душе, которую обида и желание мести разъедают изнутри.

  • Чревоугодие

Под понимается переедание, а также употребление спиртных напитков, наркотиков, курение сигарет ради наслаждения. Люди, подверженные этому пороку, ценят чувственные удовольствия больше духовных. Неумеренная пища, вредные привычки разрушают их организм, ведут к болезням, отупляют разум. Именно чревоугодие погубило Адама и Еву, а через них – весь человеческий род. Если вы победили это пристрастие, то борьба с другими грехами идёт намного легче.

Церковь благословляет интимные отношения мужчины и женщины, состоящих в законном браке. На первое место в них выдвигаются любовь, духовное единение и взаимная ответственность. Однако супружеская измена, половые отношения вне брака, распутная жизнь, непотребные мысли, чтение развратных книг или просмотр соответствующих видео считаются смертным грехом . Предающиеся ему с недоверием относятся к противоположному полу. Такое поведение оскверняет душу, так как во главу всего ставится получение телесного удовольствия. Данное прегрешение близко по своей сути к предыдущему – в обоих случаях человек не способен обуздать свои плотские желания.

  • Алчность

Стремление забрать себе побольше благ присуща человеку от рождения. Дети дерутся за игрушки, взрослые гонятся за машинами, домами, карьерным повышением, богатым супругом. Жадность толкает на кражи, убийства, обман, вымогательство. Причина такому поведению – духовная пустота. Не чувствуя единения с Богом, человек ощущает себя нищим. Он пытается возместить это обладанием материальными благами, но каждый раз терпит поражение. Не понимая, в чём дело, пытается заполучить ещё больше богатства, тем самым всё дальше отдаляясь от Творца.

Именно этому греху был подвержен Сатана. В основе гордыни лежи т излишнее внимание к своей персоне, желание превосходства. Гордость толкает нас на ложь, лицемерие, стремление поучать других, раздражительность, гнев, если кто-то проявил к нам неуважение. Считая себя выше остальных, человек портит отношения с окружающими, пренебрежительно относится к ним. Ценя себя превыше Бога, он отвергает и Бога.

Искупление грехов

Природа человека несовершенна. Каждый день мы допускаем пригрешения, большие или маленькие, в мыслях или в поступках. Поэтому актуальным становится знание о том, как искупить свои грехи .

Существует три ошибочных метода, к которым прибегают несведущие люди:

Важно понять: искупить свои грехи мы не можем. Но можем получить прощение по великой милости Бога. Иисус Христос, прожив земную жизнь и приняв смерть на Голгофе, отдал свою душу для искупления наших прегрешений. Он основал Церковь с её Таинствами, через которые даруется освобождение. Одно из таких Таинств - исповедь. Каждый человек может прийти в Церковь и покаяться в своих грехах.

– это примирение человека с Богом. Таинство проходит в присутствии свидетеля – священника. Многих воцерквляющихся людей смущает этот факт. Конечно, проще произнести покаяние Богу без свидетелей. Но именно так постановил Иисус Христос, и мы должны смириться с его волей. Покоряясь, мы боремся с самым тяжким грехом – своей гордостью.

Отпущение прегрешений дарует нам не священник, но Бог через него. Духовное лицо в этом таинстве выступает в роли посредника, который сострадает нам и молится за нас.

Подготовка к исповеди

Рассмотрим, как правильно готовиться к покаянию

  • Начать надо с осознания своих прегрешений. Часто в храмах издаются специальные списки грехов в помощь кающимся. Относиться к ним надо осторожно. Исповедь не должна быть формальным зачитыванием выдержек из подобного списка. Стоит больше прислушиваться к своей совести.
  • Говорите только о своих грехах, не пытайтесь их оправдать, не сравнивайте с проступками других людей.
  • Не надо стесняться, подыскивать особые слова. Священник поймёт и не осудит.
  • Начинайте исповедь с главных прегрешений. Некоторые предпочитают рассказывать о мелочах вроде просмотра телевизора или шитья в воскресенье, но умалчивают о серьёзном.
  • Не стоит ждать дня исповеди, чтобы отказаться от греха.
  • Чтобы Бог простил нас, надо самим простить обидчиков и извиниться перед теми, кому мы принесли вред.

Иногда во время исповеди священник назначает . Это может быть чтение молитв, милосердные дела, земные поклоны, воздержание от причащения. Нельзя путать епитимию с наказанием. Она назначается для того, чтобы верующий полностью осознал свой грех или изжил его через духовные упражнения. Накладывается епитимия на определённое время.

Заканчивается исповедь разрешительной молитвой, которую читает священнослужитель. После Таинства Покаяния с души падает груз, она освобождается от загрязнений. Можно попросить у священника благословение на причащение.

Причащение – это религиозный обряд, во время которого мы приобщаемся к Богу через вкушение хлеба и вина. Хлеб символизирует плоть, а вино – кровь Иисуса Христа. Принеся себя в жертву, он тем самым восстановил падшую природу человека. Посредством Таинства Причастия мы соединяемся с Творцом, обретаем своё изначальное единство с Ним, существовавшее до изгнания людей из рая.

Важно понять, что человек не может сам справиться со своей греховной природой. Но он может сделать это с Божьей помощью. Необходимо попросить об этой помощи, ведь Бог наделил человека свободной волей. Он не станет вмешиваться в нашу жизнь своевольно. Искренне исповедуясь в грехах, стремясь жить по заветам Христа, с благоговением приобщаясь к Высшему через Таинство Причастия, мы обретаем спасение и начинаем жить в гармонии с собственной душой.

Смертные грехи – поступки, совершая которые человек отдаляется от Бога, пагубные привычки которые особа не желает признать и исправить. Господь по своей великой милости к роду людскому, прощает смертные грехи, если видит искреннее раскаяние и твердое намерение изменить пагубным привычкам. Обрести душевное спасение можно через исповедь и .

Что такое грех?

Слово «грех» имеет греческие корни и в переводе звучит – ошибка, неверный шаг, оплошность. Совершение греха – отступление от истинного человеческого предназначения, влечет болезненное состояние души, ведущее к её разрушению и смертельной болезни. В современном мире грехи человека рисуют как запретный, но привлекательный способ выражения личности, что искажает настоящую суть термина грех» – деяния, после совершения которого душа становится искалеченной и требует врачевания – исповеди.

10 смертных грехов в православии

Список отступлений – греховных поступков, имеет длинный перечень. Выражение о 7 смертных грехах, на основе которых возникают тяжкие пагубные страсти, было сформулировано в 590 году святителем Григорием Великим. Страсть - привычное повторение одних и тех же ошибок, формирующее разрушительные навыки, которые после временного удовольствия доставляют мучения.

В православии – поступки, после совершения которых, человек не кается, а добровольно отходит от Бога, теряет с ним связь. Без такой опоры душа черствеет, теряет способность переживать духовную радость земного пути и посмертно не может существовать рядом с творцом, не имеет возможности попасть в рай. Раскаяться и исповедаться, избавиться от смертных грехов - изменить свои приоритеты и пристрастия можно, находясь в жизни земной.

Первородный грех - что это такое?

Первородный грех – это вошедшая в род человеческий склонность совершать греховные поступки, возникшая после того как Адам и Ева, обитая в раю, поддались искушению и совершили греховное падение. Склонность человеческой воли делать плохие поступки передалась от первых обитателей Земли всем людям. Рождаясь, человек принимает невидимое наследство – греховное состояние естества.


Содомский грех - что это такое?

Формулировка понятия содомский грех – связана с названием древнего города Содом. Содомляне в поисках плотских удовольствий вступали в физические отношения с особями одинакового пола, не пренебрегали актами насилия и принуждения в любодеяниях. Гомосексуальные отношения или мужеложство, скотоложство – тяжкие грехи, происходящие от блудной страсти, они являются срамными и мерзостными. Жители Содома и Гоморы, а также окрестных городов, живших в разврате, были наказаны Господом – с неба на них был послан огонь и дождь из серы для истребления нечестивых.

По Божьему замыслу мужчина и женщина были наделённые отличительными душевными и телесными особенностями для того чтобы дополняя друг друга. Они становились одним целым, продлевали род человеческий. Семейные отношения в браке, рождение и воспитание детей - прямая обязанность каждого человека. Блуд – плотский грех подразумевающий физические отношения между мужчиной и женщиной, без принуждения, не подкрепленные семейным союзом. Прелюбодеяние – это удовлетворение физической похоти с нанесением ущерба семейному союзу.

Мшелоимство - что это за грех?

Православные грехи вызывают привычку приобретать разные вещи, иногда совсем ненужные и неважные – это называют мшелоимством. Стремление приобретать новвые предметы, накопить в земном мире много вещей порабощает человека. Пристрастие к коллекционированию, склонность обзаводиться дорогим предметам роскоши – хранение бездушных ценностей, которые не пригодятся в загробном мире, а в земной жизни отнимают много денег, нервов, времени, становятся объектом любви, которую человек мог проявить по отношению к другому человеку.

Лихоимство - что это за грех?

Лихоимство - способ наживы или получения денежных средств за счёт ущемления ближнего, его затруднительных обстоятельств, приобретение имущества обманными действиями и сделками, воровством. Человеческие грехи - пагубные пристрастия, которые осознав и раскаявшись можно оставить в прошлом, однако отказ от лихоимства требует возвращения нажитого или расточения имущества, что является сложным шагом на пути к исправлению.

Сребролюбие - что это за грех?

Грехи по библии описываются как страсти – привычки человеческой натуры занимать жизнь и мысли увлечениями, мешающие думать о Боге. Сребролюбие – любовь к деньгам, стремление обладать и сохранять земные богатства, оно тесно связанно с жадностью, скупостью, лихоимством, мшелоимством, корыстолюбием. Сребролюбец собирает материальные ценности – богатство. Человеческие отношения, карьеру, любовь и дружбу он строит по принципу – выгодно или нет. Сребролюбивому тяжело понять, что истинные ценности не измеряются деньгами, настоящие чувства не продаются и купить их нельзя.


Малакия - что это за грех?

Малакия - церковно-славянское слово, означающее грех рукоблудия или онанизм. Мастурбация - это грех, одинаковый для женщин и мужчин. Совершая такой поступок, человек становится рабом блудной страсти, которая может перерасти в другие тяжкие пороки – виды неестественных любодеяний, превратиться в привычку потакать нечистым помыслам. Безбрачным и находящимся во вдовстве подобает сохранять телесную чистоту и не осквернять себя пагубными страстями. Если нет желания воздерживаться – надо ступать в брак.

Уныние - смертный грех

Уныние – грех, от которого ослабевает душа и тело, от него развивается упадок физических сил, лень и приходит чувство душевного отчаяния, безнадежности. Пропадает желание трудиться и настигает волна безнадежности и небрежного отношения - возникает неясная пустота. Депрессии – состояния уныния, когда в человеческой душе возникает необоснованная тоска, нет желания совершать добрые дела – трудиться для спасения души и помогать ближним.

Грех гордыни - в чем выражается?

Гордыня – грех, вызывающий желание возвыситься, быть признанным в обществе - высокомерное отношение и презрение к ближним, основанное на значимости собственной личности. Чувство гордости – утрата простоты, охлаждение сердца, неимение чувства сострадания к ближним, проявление строгих немилосердных рассуждений о поступках другого человека. Горделивый не признает помощи Божьей в жизненном пути, не питает чувств благодарности к творящим добро.

Праздность - что это за грех?

Праздность - грех, пристрастие, к которому вызывает у человека нежелание работать, попросту сказать - безделье. От такого состояния души порождаются другие страсти – пьянство, блуд, осуждения, обманы и пр. Не трудящийся - праздный человек живет за счет другого, иногда порицая его о недостаточном содержании, бывает раздражителен от нездорового сна – не натрудившись днем он не получает и полноценного отдыха, дарованного усталостью. Зависть охватывает праздного человека, когда он смотрит на плоды труженика. Им завладевает отчаяние и уныние - что считается грехом тяжким.


Чревоугодие - что это за грех?

Пристрастие к еде и напиткам - греховное желание, названное чревоугодием. Это влечение, дающее телу власть над духовным разумом. Проявляется чревоугодничество в нескольких видах – объедание, услаждение вкусами, гурманство, пьянство, тайное употребление пищи. Насыщение чрева не должно быть важной целью, а только подкреплением телесных нужд - потребностью, не ограничивающей душевную свободу.

Смертные грехи наносят душевные раны, которые приводят к страданиям. Изначальная иллюзия временного наслаждения перерастает в пагубную привычку, которая требует все больше жертв, отнимает часть земного времени, выделенного человеку для молитв и добрых дел. Он становиться рабом страстной воли, которая противоестественна для природного состояния и причиняет в итоге вред ему самому. Возможность осознать и изменить свои пагубные привычки, дана каждому, победить страсти можно противоположенными им по действию добродетелями.



Поделиться