Понятие об осложненном предложении. Спорные вопросы теории. Виды осложнения. Русский язык

Осложнено Определение Обособление Пример
1. Однородные члены предложения члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом обычно обособляются друг от друга запятыми. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
2. Определения второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под.

Прилагательные или местоимение с зависимым словом и без;

Причастие или причастный оборот;

Редко числительное

обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению. 1) Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал (обособленное определение)

2) По природе стыдливая и робкая , она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению)

3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение)

3. Приложения определение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои). обособляются:

Любые при личных местоимениях,

Распростра-ненные приложения после определяемого слова;

С союзом как

Вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения

1) Вот оно, объяснение .

2) Могучий Лев , гроза лесов, лишился силы.

3) Вы, как инициатор , должны играть главную роль.

4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.

4. Дополнения второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. 1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев .

2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

5.

Обстоятельства

второстепенный член предложения, который место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? обособляются всегда:

Деепричастия и деепричастные обороты;

Несмотря на + сущ.

1) Улыбаясь , он заснул.

2) Проводив товарищей , Тоня долго стояла молча.

3) Несмотря на морковный румянец , она была миловидна.

6. Обращения и вводные конструкции Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли)

Выделяются запятыми.

Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире.

1) Зима, кажется (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых), будет снежная.

2) Однажды – не помню почему - спектакля не было.

3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна.

4) О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей.

7. Уточняющие члены предложения Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.

В роли уточняющих членов часто выступают и определения.

Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д. Впереди, у самой дороги, горел костер.

Гроза началась вечером, часу в десятом .

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят , шинели.

Алгоритм действий.

Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).

1. Исключи те предложения, где нет знаков препинания.

2. Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.

3. В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.

Разбор задания.

Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

Выделяем основы:

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно , зачем он , обычный слесарь , ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал , и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка . Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно , показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения .

Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.

В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.

В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).

Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь , которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).

Таким образом, выписываем номер предложения 7 .

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.

(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы. (3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.

Осложнение простого предложения

-- Понятие об осложненном предложении.
-- Однородные члены предложения.
-- Связь однородных членов в предложении.
-- Знаки препинания между однородными членами.
-- Обобщающие слова при однородных членах.
-- Двоеточие и тире при обобщающих словах.
-- Обособленные определения.
-- Обособленные дополнения.
-- Обособленные обстоятельства.
-- Обращение.
--- Понятие об обращении.
--- Знаки препинания при обращениях.
-- Вводные слова.
--- Понятие о вводных словах.
--- Знаки препинания при вводных словах.
-- Вводные предложения.
--- Понятие о вводных предложениях.
--- Знаки препинания при вводных предложениях.
-- Вставные конструкции.
--- Понятие о вставных конструкциях.
--- Знаки препинания при вставных конструкциях.
-- Сравнительные обороты.

Понятие об осложненном предложении.

Осложненным называется простое предложение, которое осложнено обособленными членами, однородными членами, обращениями, вводными словами, вставными конструкциями, прямой речью, например: Обогнув высокий мыс , пароход вошел в залив (В. Короленко). Данное предложение осложнено деепричастным оборотом.

Однородные члены предложения.

Однородными являются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. Однородные члены предложения являются равноправными по отношению друг к другу, соединены между собой сочинительной связью; они относятся к одну и тому же члену предложения, например: Он [ветер] приносит холод, ясность и некую пустоту всего тела (К. Паустовский).

Обычно однородные члены выражаются словами одной части речи, например: Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья (К. Паустовский). Но в русском языке бывают случаи, когда однородные члены выражаются различными частями речи, например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками (М. Пришвин).

Однородные члены могут быть распространенными и нераспространенными, например: Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад (И. Бунин).

В однородный ряд могут входить цельные словосочетания и фразеологизмы, например: Добровольцы давно промокли до нитки, продрогли до мозга костей (Л. Соболев).

Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения, например: Не железным ключом открывается сердце, а добротой (Пословица).

В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и более, например: Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу и обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником . В данном предложении можно найти три ряда однородных членов: первый - однородные обстоятельства, второй - однородные сказуемые, третий - однородные дополнения.

Примечание. В некоторых предложениях для большей выразительности слова могут повторяться, но они не будут являться однородными членами, например: Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин).

Связь однородных членов в предложении.

Однородные члены в предложении связываются при помощи сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи интонации, например: Казаки кончили свои занятия и собрались к ужину в избу (Л. Толстой); Стал накрапывать редкий , мелкий дождь (А. Чехов).

Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, по значению делятся на три группы:

1) соединительные союзы, например: и, да (в значении “и”), тоже, также , ни...ни, не только...но и . Данные союзы соединяют один однородный член с другим: Ночью ветер злится , да стучит в окно (А. Фет);

2) противительные союзы, например: но, а, да (в значении “но”), зато, однако. Данные союзы противопоставляют один однородный член другому, например: Приют наш мал, зато спокоен (М. Лермонтов);

3) разделительные союзы, например: или, либо, то...то, не то...не то . Данные союзы указывают на возможность одного однородного члена из двух или нескольких или на их чередование, например: Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет (К. Паустовский).

Знаки препинания между однородными членами.

При однородных членах запятая ставится:

1) если они не соединены союзами, например: Слышится сдержанный, неясный шепот ночи (И. Тургенев);

2) перед противительными союзами, например: Он поймал взгляд Листопада, но не остановился (В. Панова);

    1. перед повторяющимися союзами, например: Дядя Ерошка и в горы ходил , и у русскихворовал , и в остроге два раза сидел (Л. Толстой).

Примечание. Если однородных членов больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами, например: И сегодня рифма поэта - ласка , и лозунг , и штык , и кнут (В. Маяковский);

4) перед двойной частью сложных союзов, например: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (И. Гончаров);

5) если однородные члены попарно объединены. В таких случаях запятая ставится только между парными группами, например: Среди рек есть и большие и малые, и спокойные и бурные, и быстрые и медленные (М. Ильин).

При однородных членах запятая не ставится:

    1. если однородные члены соединены одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, например: Поддержит он Уздечкина или не поддержит ? (В. Панова)
    2. Примечание. Перед союзами и, да и , обозначающими добавление к сказанному, запятая ставится, например: Люди часто посмеиваются над ним, и справедливо (В. Панова);

    3. если однородные члены представляют собой фразеологический оборот, например: Встал ни свет ни заря ; Он и так и сяк пытался сдвинуть громадину с места;
    4. если при наличии союза и однородные члена предложения тесно связаны друг с другом по смыслу и имеют общий второстепенный член, например: Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (Л. Толстой).

Примечание. Следует различать однородные и неоднородные определения. Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, вкусу, форме, размеру и т.д.), например: За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса (А. Первенцев). Такие определения при отсутствии союза пишутся через запятую. А неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, например: Царственный дубовый лес подступал к самым окнам (Е. Герасимов). Между неоднородными определениями запятая не ставится.

Обобщающие слова при однородных членах.

При однородных членах может быть обобщающее слово. Оно уточняется, конкретизируется однородными членами и является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Обобщающее слово может быть выражено:

1) определительными местоимениями всё, всегда, везде, всюду и др., например: - живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький);

2) именами существительными, например: По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики и зеленоватые и розовые сыроежки , скользкие грузди и душистые рыжики (И. Соколов-Микитов);

3) цельными словосочетаниями и фразеологизмами, например: Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик (В. Короленко);

4) предложением, например: Все, что окружало нас , казалось необыкновенным: и поздняя луна , блиставшая над черными озерами, и высокие облака , похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен (К. Паустовский).

Обобщающие слова могут стоять как перед однородными членами, так и после них, например: Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже простые пороги кают - все это было медное (К. Паустовский).

Двоеточие и тире при обобщающих словах.

    1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие, например: Найдены украшения древней славянской эры: бронзовые пряжки, браслеты, кольца , костяные амулеты , мергелевые формочки для отливки нательных крестиков, крючков, пуговиц... (С. Гейченко).
    2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире, например: Ни столба, ни стога, ни забора - ничего не видно (М. Лермонтов).
    3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них - тире, например: Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой - живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).

Обособленные определения.

1) Обособляется согласованное определение, стоящее после определяемого слова, если оно выражено причастным оборотом, например: Небо все было в звездах, излучающих ровный, тихий свет (В. Баныкин).

2) Обособляется согласованное определение, стоящее после определяемого слова, если оно выражено прилагательным с зависимыми словами, например: На окне, серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели (И. Бунин).

Примечание. Не обособляются распространенные определения, если они стоят перед определяемым словом (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения), например: Веселый, сложившийся без нас вечер был в разгаре (В. Каверин).

3) Обособляются несколько нераспространенных согласованных определений, соединенных союзом или без союза, и стоящих после определяемого слова, например: Ветер, сырой, холодный, пронизывающий , стучит в окна (А. Чехов).

Примечание. Если такие определения тесно связаны по смыслу с определяемым существительным, то они не обособляются, например: В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой (А. Пушкин).

4) Обособляются любые определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, например: Низенький, коренастый , он обладал страшною силой в руках (М. Горький); Ему ли, карлику , тягаться с исполином? (А. Пушкин).

    1. Обособляются согласованные определения и приложения, оторванные от определяемого слова, например: Александровский сад цвел поздним цветом, красивый и ухоженный (В. Чивилихин); Они очень разные, эти строки , они противостоят друг другу (С. Залыгин).

Примечание. Если такие приложения находятся в конце предложения, то отделяются тире, например: Какая она была твердая и ласковая - эта невысокая, довольно полная женщина (С. Залыгин).

6) Обособляются согласованные определения и приложения, стоящее перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения, чаще причины, например: Раненный осколком в плечо , капитан Сабуров не покинул строя (К. Симонов).

7) Обособляются распространенные приложения, стоящие после определяемого слова, например: Могучий Лев, гроза лесов , лишился силы (И. Крылов).

8) Обособляются одиночные согласованные приложения, стоящие после определяемого собственного существительного, например: Жухрай, матрос , с нами разговаривал (Н. Островский).

9) Обособляются одиночные приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова, например: Ухаживала за мной одна девушка, полька (М. Горький).

10) Обособляется приложение с союзом как , если имеет оттенок причинности, например: Валерию, как уроженцу юга , трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

Но: если союз как имеет значение “в качестве”, то приложение запятыми не выделяется, например: Все знают Иванову как отличного преподавателя.

11) Обособляются несогласованные определения, когда существует необходимость указать какие-либо признаки предмета или характера, выделяющие предмет в данный момент, например: Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бирками в руках , издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу (Л. Толстой).

12) Обособляются несогласованные определения, которые относятся к личным местоимениям и именам собственным, например: И вдруг с черного хода появился Кондратий, в пыли, хмурый ... (А. Толстой)

13) Обособляются несогласованные определения, выраженные формами сравнительной степени прилагательных, например: Сила, сильнее его воли , сбросила его оттуда (И. Тургенев).

14) Обособляются несогласованные определения, если они имеют уточняющее значение, например: Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека , травой (А. Чаковский).

15) Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, отделяются при помощи тире, например: Но прекрасен данный жребий - просиять и умереть (В. Брюсов).

Обособленные дополнения.

Дополнения обособляются крайне редко.

Обособляются имена существительные с предлогами или предложными сочетаниями кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. (условно названные дополнениями), например: Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (М. Горький).

Обособленные обстоятельства.

    1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, например: Роса, блестя , заиграла на зелени (Л. Толстой); Бабушка никогда не плутала в лесу, безошибочно определяя дорогу к дому (М. Горький).
    2. Примечание. От деепричастий и деепричастных оборотов следует отличать наречия стоя, сидя, лежа, молча, шутя, играя и др. и фразеологические обороты наречного значения (спустя рукава, затаив дыхание, развесив уши и др.), например: Перевозчик греб стоя ; Укорял он меня за то, что мы ничего не делаем, работаем спустя рукава (С. Антонов).

    3. Обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, невзирая на, которые имеют уступительное значение, например: Несмотря на непогоду , мы двинулись в путь.
    4. Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, при наличии, ввиду, вследствие, например: Одиноко и ненужно, ввиду этого покоя, мирного звука жующих лошадей, ввиду пустынности , отпечатался в темноте, и уже опять тишина (А. Серафимович).
    5. Часто обособляются уточняющие обстоятельства места и времени, например: Рано-раненько, до зорьки, в ледоход , собирала я хорошего в поход (А. Сурков).
    6. В некоторых случаях, когда необходимо акцентировать внимание на обстоятельстве, оно может выделяться тире, например: Бедные поэты - в зарницах, в бурях и громах - пели вдохновенные песни о прелести дружбы, благородных порывах, свободе и мужестве (К. Паустовский).

Обращение.

Понятие об обращении.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью, например: Расскажи свою биографию, Артем ! (Н. Островский). Обращение имеет форму именительного падежа; оно произносится с особой звательной интонацией. Обычно обращение выражено именем собственным, но иногда оно может выражаться прилагательными или причастиями в значении одушевленного имени существительного, например: Провожающие , просим вас освободить вагоны. А в поэтической речи обращениями могут быть и неодушевленные существительные, например: О чем ты воешь, ветер ночной ? (Ф. Тютчев).

Обращение может быть как распространенным, так и нераспространенным, например: О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей (А. Фет); Ты помнишь, Алеша , дороги Смоленщины? (К. Симонов)

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Знаки препинания при обращениях.

1) Обращение в предложении выделяется запятыми, например: Мой милый, добрый, дорогой мой , расстанемся (А. Чехов); Спи, моя рыбка , спи, не гутарь! (С. Есенин); Тебя ль вижу, милый друг (А. Пушкин).

2) Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы, например: Родимая! Ну как заснуть в метель? (С. Есенин)

3) Если перед обращением находится частица о, которая сливается с ним в произношении, то эта частица от обращения запятой не отделяется, например: Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать (С. Есенин).

Примечание. Перед обращением может стоять междометие о, которое от обращения отделяется запятой или восклицательным знаком, например: О! Павел Петрович , позвольте мне быть откровенным (Н. Гоголь).

Вводные слова.

Понятие о вводных словах.

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, например: Лето, кажется, будет жарким .

Вводные слова не являются членами предложения. При произнесении они выделяются интонацией.

По значению вводные слова можно разделить на следующие тематические группы:

    1. различная степень уверенности: конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому и др.;
    2. различные чувства: к счастью, к несчастью, к сожалению, на радость и др.;
    3. порядок мыслей и их связь: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит и др.;
    4. источник сообщения: по словам, по мнению, по-моему, как говорят и др.;
    5. замечания о способах оформления мыслей: другими словами, образно говоря, мягко говоря, прямо скажем, как говорится и др.

Знаки препинания при вводных словах.

Вводные слова в подавляющем большинстве случаев на письме выделяются запятыми, например: Я увидел Наташу, кажется , на третий день моей больничной жизни (В. Распутин); А Клавдия, ушла, вернее , убежала, смущенно укрыв шалью лицо (Ю. Лаптев).

Вводные предложения.

Понятие о вводных предложениях.

Вводные предложения - это предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, например: Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он , любить как приятеля (Л. Толстой). Вводные предложения могут выражать те же значения, что и вводные слова.

Примечание. В качестве самостоятельных предложений могут употребляться междометия, которые произносятся с восклицательной или побудительной интонацией, например: Ба! Да, кажется, я имел удовольствие где-то видеть их (М. Салтыков-Щедрин).

Знаки препинания при вводных предложениях.

Вводные предложения в большинстве случаев на письме выделяются запятыми, например: Вы, я знаю , неприхотливы (И. Тургенев); Мы, если хочешь знать , мы требовать пришли (Б. Горбатов).

Вставные конструкции.

Понятие о вставных конструкциях.

Вставными называют конструкции, которые содержат дополнительные сведения самого разнообразного характера: попутные сведения, поправки к сказанному. Вставные конструкции разъясняют, толкуют основное высказывание, например: А ты бы, милый Соловей (ты знаешь, как голос твой прельщает всех) , ты б убаюкивал их песенкой своей (И. Крылов).

Знаки препинания при вставных конструкциях.

Вставные конструкции выделяются при помощи скобок и тире, например: Иногда дни сверкали лучше летних - белизна замороженного снега в упор сопротивлялась солнечному огню - и чистый воздух остро мерцал от колкого холода и тягучего тепла (А. Платонов); Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии ) обыкновенно расположена среди распаханных полей (И. Тургенев).

Примечание. Запятые внутри вставной конструкции сохраняются, например: Оказалось, что в ближних к Градову деревнях - не говоря про дальние, что в лесистой стороне , - до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах (А. Платонов).

Вставная конструкция может оформляться и как самостоятельное предложение. Но при этом следует помнить, что подобная конструкция будет выделяться скобками, а точка будет стоять перед закрывающейся скобкой, например: ...Так будет дальновиднее... (У Маслова клокотало в горле, хотя говорил он тихо и даже вяло.) Ничего не изменилось, Екатерина Дмитриевна!.. (А. Толстой)

Сравнительные обороты.

1) Выделяется или отделяется запятыми сравнительный оборот с союзом как при условии, что:

а) он имеет значение “подобно”, например: Старик заплакал, как дитя (И. Никитин);

б) главное предложение имеет указательное слово так, такой, тот, столь , например: Черты лица его были те же, как и у сестры (Л. Толстой);

в) сравнительный оборот начинается сочетанием как и, например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (К. Паустовский);

г) сравнительный оборот представляет собой сочетание как правило, как исключение, как всегда, как прежде, как нарочно и др., например: Одиночное деепричастие, как правило , выделяется запятыми.

Но: следует запомнить, что данные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого и тесно связаны с ним по смыслу, например: Вчерашний вечер прошел как обычно

.

Примечание.

В некоторых случаях сравнительный оборот с союзом как не выделяется и не отделяется запятыми:

а) если союз как имеет значение “в качестве”, например: Мое незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое (В. Маяковский);

б) если союз как характеризует предмет с какой-либо одной стороны, например: Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста;

в) если союз как входит в состав устойчивого сочетания, например: Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока (А. Пушкин);

г) если перед союзом как есть отрицание не или слова совсем, совершенно, именно, прямо, просто и др., например: Было светло почти как днем;

д) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия, например: Как дым рассеялись мечты (М. Лермонтов).

    1. Выделяется или отделяется запятыми сравнительный оборот с союзами словно, будто, как будто, точно, чем, что и др., например: Лучше поздно, чем никогда .
следует запомнить, что сравнительные обороты с данными союзами не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого и тесно связаны с ним по смыслу, например: Мы с ним словно родные братья.

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

Осложненное простое предложение

Глава 1.1. Общие вопросы теории осложненного предложения. 2

§ 1.1.1. Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое. 2

§ 1.1.2. Отличие осложненного предложения от неосложненного. Признаки осложненного предложения. 3

§ 1.1.3. Виды осложнения. Осложнение конструктивное и неконструктивное. Дополнительная предикативность и внутрирядные отношения. 4

Глава 1.2. Дополнительная предикативность. Ее разновидности. 5

§ 1.2.1. Понятие дополнительной предикативности. Основные разновидности 5

§ 1.2.2. Полупредикативность. 6

§ 1.2.3. Дополнительная глагольная предикативность. 7

§ 1.2.4. Дополнительная предикативность и члены предложения. 7

Глава 1.3. Внутрирядные отношения. Их основные проявления. 8

§ 1.3.1. Ряд как синтаксическая конструкция. Понятие внутрирядных отношений. 8

§ 1.3.2. Виды рядов. Однородные члены предложения. Ряды с неоднородными членами. 8

§ 1.3.3. Пояснение и его разновидности: собственно пояснение, включение, уточнение. 9

§ 1.3.4. Аналоги рядов, создаваемые производными предлогами с сопоставительно-выделительными отношениями. 10

Глава 1.4. Союзные конструкции, осложняющие простое предложение. 11

§ 1.4.1. Конструкции с параллельными членами (трехчленная союзная конструкция) и конструкции без параллельных членов. 11

§ 1.4.2. Конструкция с союзом «как» в значении «в качестве». 12

§ 1.4.3. Конструкции со сравнительными союзами. 12

§ 1.4.4. Конструкция без параллельных членов. Вторичная союзная связь 13

Глава 1.5. Коммуникативное осложнение. 14

§ 1.5.1. Вставочные конструкции. Их отношение к осложнению.. 14

§ 1.5.2. Обращение. 15

Литература . 16

Глава 1.1. Общие вопросы теории осложненного предложения

§ 1.1.1. Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое

Термин «осложненное предложение» можно считать традиционным. В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления. К осложненным предложениям относили такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова и другие вводные компоненты, вставки, обращения и некоторые другие. Не последнюю роль в том, что принималось во внимание при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное.

Важную роль в развитии теории осложненного предложения сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной, на которые мы и будем опираться в объяснении данного явления. Полное описание осложненного предложения содержится в учебном пособии А.Ф. Прияткиной «Синтаксис осложненного предложения». – М., 1990.

Прежде всего, надо определить отношение осложненного предложения к синтаксическим единицам – к простому или сложному предложению. С одной стороны, осложненное предложение может представлять собой очень сложное образование, насыщенное конструктивно и семантически не менее сложное, чем полипредикативное образование. Например: Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец мужеством в бою (К. Симонов). Предложение осложнено однородными членами с союзом «если не – так», бессоюзными рядами однородных членов и двумя пояснениями: «он, комиссар» и пояснительной конструкцией с обобщающим словосочетанием «всем другим». Другой пример:

С другой стороны, несмотря на конструктивную и семантическую сложность, осложненное предложение – это предложение с одним предикативным центром (в нашем примере «он должен был стать вровень»), осложнение происходит в пределах простого, монопредикативного предложения. Следовательно, вопрос об отношении данного явления к синтаксическим единицам решается однозначно: это предложение простое, а не сложное, грамматической полипредикативности, главного признака, отличающего сложное предложение от простого, в осложненном предложении нет.

Чтобы определить осложненное предложение как особое синтаксическое явление, надо установить, к какому синтаксическому аспекту относится понятие «осложнение», какой синтаксический аспект имеется в виду. Существует осложнение семантическое, т.е. семантическая полипропозитивность: предложение является семантически осложненным, если содержит более одной пропозиции. Сравним два примера: 1) Ее новое платье было всеми замечено. – 2) Ее смущение было всеми замечено. В первом предложении одна пропозиция, заключенная в предикативной конструкции и неприсловном распространителе: «платье было всеми замечено» («замечено» - предикат, «всеми» - субъектный актант, «платье» - объектный актант). Во втором предложении две пропозиции: кроме той, которая является общей с первым предложением (заключенной в предикативной конструкции), есть вторая, выраженная предикатным словом «смущение» и распространяющей это слово словоформой «ее»: «ее смущение» - она смутилась. Таким образом, второе предложение семантически осложненное, но формально-синтаксического осложнения здесь нет, в формально-синтаксическом отношении оно ничем не отличается от первого предложения. Сопоставим с приведенными предложениями еще одно: Смутившись, она замолчала. В этом предложении две пропозиции («она замолчала», «смутившись» - она смутилась), т.е. предложение семантически осложненное, полипропозитивное, а кроме того, здесь есть осложнение формально-синтаксическое, которое проявляется в синтаксическом отношении дополнительной предикативности: деепричастный оборот находится в двустороннем отношении – он относится не только к сказуемому («замолчала» - почему? – смутившись, потому что смутилась; связь деепричастия с глаголом-сказуемым – примыкание), но и к подлежащему, и это отношение оформляется интонационным выделением. Другой пример: На столе лежали цветы и подарки. В этом предложении нет семантического осложнения, предложение содержит одну пропозицию, заключенную в предикативном ядре: предикат «лежали», субъектный актант – «цветы» («подарки»), обстоятельственный актант – на столе». В формально-синтаксическом отношении это предложение следует считать осложненным: здесь есть особые синтаксические отношения – координативные, выраженные сочинительным союзом «и». Рассмотрим еще один пример: По-моему, вы ее не любите. В предложении есть вводное слово, интонационно выделенное. Традиционно предложения с вводными словами считаются осложненными. Действительно ли это так? Для чего употребляется вводное слово? Оно выражает модусное значение, которое относится к семантическому аспекту высказывания, передавая отношение говорящего к содержанию высказывания (в данном случае авторизация, представление говорящим высказывания как «своего», совмещается с персуазивностью, выражением некатегоричности). В грамматическом, формально-синтаксическом аспекте вводное слово «по-моему» никакой роли не играет.

Таким образом, осложнение простого предложения – явление синтаксическое, грамматическое, и как таковое оно имеет свои отличительные признаки.

§ 1.1.2. Отличие осложненного предложения от неосложненного. Признаки осложненного предложения

Простое предложение может быть достаточно распространенным, но при этом не иметь признаков осложнения. Например: В кабинете ярко горели две большие лампочки под стеклянными абажурами. Предикативное ядро предложения - «две лампочки горели», все остальные словоформы представляют собой присловные распространители («ярко горели», «большие лампочки», «лампочки под абажурами », «стеклянными абажурами») и детерминант «в кабинете», относящийся ко всему предикативному ядру.

А.Ф. Прияткина выделяет следующие признаки, отличающие осложненное предложение от неосложненного:

1. В неосложненном предложении есть только такие синтаксические позиции, которые выражаются словоформами : это компоненты предикативного ядра, присловные распространители, включающиеся в предложение как компоненты словосочетания (в приведенном примере такие словоформы выделены), а также детерминанты, распространяющие предложение в целом и выражающие связь с предложением словоформой (в данном примере детерминант «в кабинете»).

В осложненном предложении есть особые синтаксические позиции: распространитель вводится в предложение непосредственно, а не через словосочетание, или позиция дублируется, то есть предложение содержит два (и более) подлежащих, дополнений и др. Например: В кабинете, тесно заставленном книгами , ярко горели две большие лампочки. В предложении есть компонент, введенный в него непосредственно, занимающий особую синтаксическую позицию полупредикативного члена. Следовательно, данное предложение является осложненным. Другой пример: В нашем городе зимой, особенно в январе , очень часто бывает гололедица. Выделенный компонент создает осложненное предложение, поскольку происходит дублирование синтаксической позиции обстоятельства («зимой, особенно в январе»).

2. Неосложненное и осложненное предложения различаются синтаксическими отношениями. В неосложненном предложении существуют синтаксические отношения двух видов: предикативные (отношение между подлежащим и сказуемым) и субординативные (отношения присловного распространителя к главному слову, детерминанта к предложению).

В осложненном предложении обязательно присутствуют синтаксические отношения других видов: координативные, полупредикативные, пояснительные и др. В двух последних примерах такие отношения есть: полупредикативные («тесно заставленном…» по отношению к существительному) и пояснительные («зимой, особенно в январе»).

Взгляды на осложненное предложение можно свести к следующему:

  1. Осложненное предложение не является самостоятельной синтаксической единицей, так как по структуре представляет собой простое предложение. Например, Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала (N1Vf) (Белошапкова, Прияткина и др.)
  2. В.В. Бабайцева, Н.Г. Валгина рассматривают осложненное предложение, как явление переходное между простым и сложным предложением.

Характер осложнения очень различный и объединяет неоднородные синтаксические построения.

Многие конструкции осложнения способствуют расширению модального плана высказывания (обособленные члены). Например, есть мнение, что предложения с однородными членами не являются осложненными, поскольку имеет лишь количественное расширение. Чаще всего осложнение связано с понятием полупредикативности (особым синтаксическим значением, близким предикативному (Предложение с причастными и деепричастными оборотами)). Однако оно тоже неоднородно, поэтому профессор Прияткина предлагает свой термин «дополнительная предикативность».

Признаки осложненного предложения:

По Прияткиной осложнения противопоставлены такому распространению предикативного ядра, которое может быть названо элементарным. Элементарные и осложненные предложения различаются:

А) Составом ВЧП (синтаксической позицией);

Б) Характером синтаксических отношений;

В) Типами синтаксических связей;

Г) Формальными средствами строения предложения.

а. Синтаксических позиций в осложненном предложении больше, чем в элементарном (Старик ловит > неводом >> рыбу.

б. Синтаксические отношения в элементарных предложениях сводятся к предикативным и подчинительным. В осложненном предложении присутствует ещё и другие отношения (пояснительные, присоединительные, полупредикативные)

в. Синтаксические связи в элементарных предложениях представлены предикативными, подчинительными. В осложненном добавляется сочинительная связь, а также пояснительные, присоединительные, полупредикативные (в том числе оппозитивная связь приложения с определяемым словом), интродуктивная связь и так далее.

г. В элементарных предложениях работают формы слов и предлоги (первообразные), а в осложненных предложениях сочинительные союзы, пояснительные союзы (то есть, а именно), присоединительные союзы (да и), интонация, подчинительная связь в сравнительной семантике и так далее.

  1. Обязательно двухуровневое синтаксическое строение
  2. Принцип замещения позиций
  3. Разные способы осложнения: конструктивные и неконструктивные

1) Конструкция – относительно целостное (неделимое на части без потери общего значения) и оформленное по некоторой грамматической схеме синтаксическое единство, состоящее из определенных компонентов. Брат и сестра О и О Сущ. (прич.об.)

2) Неконструктивные обычно передается с помощью интонации.

Эти способы могут действовать совместно.

Многие типы осложненных предложений характеризуются дополнительной предикативностью (термин Прияткиной)

Дополнительная предикативность:

Прямая – глагольная предикативность; полупредикативность

Косвенная – свернутая; скрытая (отраженная)

Прямая дополнительная предикативность дана в грамматических формах: в предложении есть грамматическая форма, которую можно назвать дополнительным сказуемым.

Косвенная обнаруживается опосредованно, то есть на неё может указывать ВЧП, служебные слова или она выявляется через лексическую семантику.

Полупредикативностью называются синтаксические отношения между интонационно обособленным членом (оборотом) и его определяемым словом. (И навестим поля пустые, леса недавно столь густые и берег милый для меня)

И звезды слушают меня, лучами радостно играя.

Многие вышли в коридор - поразмяться и покурить.

Свернутая предикативность

Допускающая развертывание в субъектно-предикативную конструкцию.

Однородные члены предложения.

Понятие об осложненном предложении. Основные разновидности осложнения предложений

Однородные члены предложения

ОСЛОЖНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Лекции 18

В синтаксисе сложилась традиция выделять предложения неосложненные и осложненные. Осложненные предложения имеют более сложную семантику (смысловое содержание) и структурную организацию, чем неосложненные, и это сближает их со сложными предложениями. Они являются как бы переходным этапом между простым и сложным предложениями. Например, предложение Близко прогремел гром, заставив всех вздрогнуть по смыслу близко к сложносочиненному предложению Близко прогремел гром, и все от него вздрогнули или сложноподчиненному Близко прогремел гром, так что все вздрогнули . Ном предложении речь идет не ободном событии, а о двух. Это становится возможным из-за того, что в предложении есть осложняющий компонент – обособленный второстепенный член предложения, привносящий в значение предложения добавочное сообщение, добавочную полупредикативность. Или в предложении К счастью, погода была хорошая сообщение о событии осложняется субъективной эмоционально-модальной оценкой говорящего, что достигается введением вводного компонента. Заметим, однако, что семантически осложненными могут быть и неосложненные конструкции. Например, Все вздрогнули от близкого удара грома.

Осложняющие предложение элементы отличаются от второстепенных членов предложения рядом структурно-семантических признаков. ВЧП вводятся в предложение на базе подчинительной связи. Они выделяют предмет или признак, конкретизируют его, не внося в предложение существенной добавочной информации. Даже очень распространенные конструкции не обладают такой новой и существенной информацией, которая меняла бы исходное значение предложения, делало его несколько иным. Например, За поворотом открылся пейзаж – второстепенный член конкретизирует, характеризует предикативный признак по месту. За поворотом внезапно открылся нашему взору красивый горный пейзаж – более точное описание + эмоционально-оценочный признак.

Компонент, осложняющий предложение, вносит в его содержание существенную добавочную информацию. За поворотом внезапно открылся нашему взору таинственный и сказочный пейзаж. У предмета речи две харатеристики. Они не только выделяют предмет речи, но и находятся в определенных отношениях между собой. В данном случае перед нами сочинительные соединительные отношения, т.е. признаки находятся между собой в гармоничном единстве. Таинственный, хотя и красочный – признаки стоят в ряду, однако признаки не гармоничны. Это примет уступительно-противительных отношений.


Таким образом, в осложненном предложении мы получаем существенную добавочную инфоримацию, которую устанавливаем на основе логических умозаключений. Расширяются наши представления о предмете или признаке не только с позиции точности, но с позиции отношения к выделенным предметам или признакам. Осложненные предложение всегда будет обладать добавочной, существенной, по мнению автора, информацией.

В осложненном предложении появляется синтаксическая связь особого рода. Это не подчинительная связь, а более сложная, имеющая двойственную природу. Смысловые отношения устанавливаются здесь не только с тем компонентом, который относится к осложняемому, но и между собой (однородные ЧП). Кроме того, эта связь всегда относится и к предикативному центру. Осложняющий компонент и его синтаксическая связь устанавливаются на уровне предложения и действуют только в нем.

По характеру выражаемых отношений различают несколько типов осложнений предложения:

1) осложненные предложения с однородынми членами;

2) осложненные предложения с обособленными членами;

3) предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями;

4) предложения, осложненные обращениями.

Осложняющие элементы первого и второго типов являются членами предложения, а третьего и четвертого – нет.

Несмотря на общность, между осложняющими элементами существуют значительные структурно-семантические различия. Рассмотрим предложение, осложненное членами предложения.



Поделиться