Сложное предложение с союзной и подчинительной связью. Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.

Сложные предложения с сочинительной связью

Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.

Сложные предложения с подчинительной связью

Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.

Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.

Сложные предложения с бессоюзной связью

Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.

Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).

Сложные предложения с разными видами связи

Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.

Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 465.

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

Как найти сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью?

  1. БРАВО! УМНЫЕ ТАКИЕ, ПОДРЯД ОДНО И ТО ЖЕ СКОПИРОВАЛИ
  2. э бля




  3. Например:

    например:


  4. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  5. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  6. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  7. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  8. зачем одно и то же?
  9. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  10. пи (д) рилы
  11. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  12. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ.
  13. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  14. плюс 2 балла
  15. Ваще офигели!
  16. И вам не стыдно? человеку действительно непонятно, а вы....

Части сложного предложения должны быть обязательно соединены между собой при помощи сочинительной или подчинительной связи. Какая именно используется связь в сложном предложении можно определить по союзу и еще некоторым важным деталям. Так выделяют (ССП) и сложноподчиненные предложения (СПП).

Для начала следует вспомнить, что сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые имеют единое смысловое значение. От того, как эти основы взаимодействуют между собой, зависит тип предложения и требуемая пунктуация.

Например, предложение «Я пойду гулять» простое, оно имеет одну грамматическую основу. А вот если добавить к нему еще одну часть («Я пойду гулять, но сначала сделаю уроки»), то получится уже ССП с двумя основами «я пойду гулять» и «сделаю уроки», где в качестве сочинительного союза выступает «но».

Что такое сочинительная связь? Это взаимодействие двух и более частей, которые являются равноправными и не зависят друг от друга. Предложения с сочинительной связью определяются двумя простыми способами.

Необходимо:

  1. Задать вопрос от одной грамматической основы к другой – обычно в ССП это невозможно: «Утро было прохладное, но я поехал кататься на велосипеде».
  2. Попробовать разделить ССП на два отдельных предложения без потери смысла: «Солнце скрылось за холмом, и головки подсолнушков грустно поникли» — «Солнце зашло» и «Головки подсолнушков грустно поникли». Смысл не утерян, при этом одно предложение превратилось в два отдельных.

Яркие примеры можно встретить в русском фольклоре: «Волос долог, а ум короток», «Баба пляшет, а дед плачет», «Баба с возу, а кобыле легче», также они встречаются в описаниях природы и текстах-размышлениях.

Части ССП обычно соединяются одноименными союзами, которые разделяются по типам: соединительные (и, также и др.), разделительные (или, либо, не то…не то и др.) и противительные (но, а, зато и др.).

Важно знать ! Сочинительная связь может использоваться не только для связи простых предложений в составе сложного, но и для связи однородных членов, причастных или деепричастных оборотов.

Подчинительная связь

Если использованы две и более грамматические основы, при этом они не равноправны, а зависят в некоем порядке друг от друга, то это сложное предложение с .

СПП обязательно имеет главную часть и придаточную, причем от первой ко второй можно задать определяющий вопрос.

Например, «Вася вышел погулять, потому что его мама затеяла генеральную уборку». Главная часть «Вася вышел погулять», от нее задаем вопрос «почему он это сделал?» и в придаточной части ответ «потому что мама затеяла генеральную уборку».

Второстепенная или придаточная часть могут выступать как обстоятельство, определение или дополнение.

Определить такой тип взаимодействия можно:

  1. Задав вопрос от главного предложения к придаточному.
  2. Выделив грамматические основы и определив главную из них.
  3. Определить тип союза.

На письме такое взаимоотношение частей выделяться знаками препинания, а в устной речи – интонационной паузой.

Типы подчинительной связи

Чтобы правильно разобрать предложение на части и определить типы подчинительной связи, необходимо правильно определить главную часть и задавать вопрос от нее к придаточному.

Придаточное может быть нескольких типов:

  1. Определительное отвечает на вопросы: какой? который? чей?
  2. Изъявительное отвечает на вопросы косвенных падежей, т.е. все, кроме именительного.
  3. Обстоятельственное отвечает на вопросы: где? куда? зачем? откуда? почему? когда? как?

Поскольку группа обстоятельственных придаточных очень объемная, то среди них выделяют еще подгруппы. Определить вид так же помогает вопрос.

Придаточное обстоятельственное бывает следующих видов:

  • времени (когда? как долго?);
  • места (где? куда? откуда?);
  • причины (почему?);
  • цели (для чего? с какой целью?);
  • образа действия и степени (как? в какой мере? в какой степени?);
  • сравнения (как?);
  • следствия (что из этого следует?);
  • условия (при каком условии?);
  • уступки (вопреки чему?).

Важно! Вид придаточного определяют именно по вопросу, а не по типу подчинительного союза или союзного слова. Так, например, союзное слово «где» может употребляться не только в обстоятельственных придаточных места, но и в придаточном определительном: «Я спешу в тот дом (какой?), где я раньше жил».

Типы связи в СПП

Поскольку подобное предложение часто в своем составе содержит сразу несколько придаточных, в нем следует также определять и подчиненные отношения:

  • Последовательное подчинение. Каждая придаточная часть относится к слову из предшествующей придаточной части («Я напевал песню, которую услышал вчера, когда мы гуляли по парку»).
  • Однородное подчинение. По структуре напоминает однородные члены предложения. Придаточные части отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову в главном предложении, при этом подчинительные союзы могут быть разные («После случившегося я не понимала, как жить и что делать дальше, как забыть все и начать жизнь заново»). Постановка знаков препинания подчиняется тому же правилу, что и пунктуация при однородных членах предложения.
  • Параллельное подчинение. Придаточные относятся к одному и тому же главному предложению, но отвечают на разные вопросы: «Мне там было скучно, несмотря на толпу людей, потому что там мне никто не был интересен».

Важно! Могут встречаться предложения и с комбинированным подчинением.

Тонкости пунктуации

Не менее важно знать, какие знаки препинания должны ставиться в ССП и СПП, ведь части обязательно соединяются союзом – служебной частью речи, которая не склоняется, не спрягается и соединяет однородные члены или простые предложения в составе сложного. Именно союз помогает понять, какой тип связи используется в предложении.

Сочинительная и подчинительная связь в предложениях предполагает употребление одноименных союзов. При этом любой из них обязательно выделяется запятой на бумаге, а при чтении – интонационной паузой.

К подчинительным союзам относят: что, как, чтобы, едва, лишь, когда, где, откуда, столько, до какой степени, как будто, словно, потому что, если, несмотря на то, хотя и др.

Сочинительная связь в предложении и словосочетании определяет употребление союзов: и, да, не только, также, но и, тоже, как …, так и, или, либо, то, зато, однако, тоже, также, то есть и пр.

Но предложения бывают и бессоюзными, в таком случае его части разделяются не только запятой («Солнце взошло, петухи привычно затянули утренние песни»), но и другими знаками препинания:

  • двоеточием: «Я говорил тебе: опаздывать нельзя!»
  • точкой с запятой: «На небе зажглись звезды, наполнив ночь светом; почувствовав ночь, вдалеке завыл волк на высоком холме; рядом на дереве закричала ночная птица».
  • тире: «На улице льет как из ведра — выйти погулять невозможно».

Полезное видео

Подведем итоги

Наличие сложных предложений делают письменную и устную речь яркой и выразительной. Их часто можно встретить в художественной литературе и публицистических статьях. Наличие сложных конструкций позволяет человеку правильно и последовательно выражать свои мысли, а также показывать свой уровень грамотности. Ошибки в пунктуации, напротив, свидетельствуют о низкой речевой культуре и безграмотности.

Школьникам и взрослым людям для правильной формулировки и изложения собственных мыслей нужно научиться грамотно расставлять смысловые акценты в письменной речи. Если в жизни мы чаще пользуемся простыми конструкциями, то на письме используем сложные предложения с разными видами связи. Поэтому важно знать особенности их построения.

Вконтакте

Классификация

Какие виды связи предложений используются в русском языке:

  • сочинительная с союзами и без них, когда компоненты синтаксической конструкции являются независимыми, равноправными относительно друг друга;
  • подчинительная связь, бессоюзная и союзная, когда одна часть конструкции главная, а вторая зависимая;
  • союзная, сочинительная и подчинительная , выражается с помощью сочинительных или подчинительных союзов и союзных слов;

Сложные предложения состоят из нескольких простых, потому имеют больше двух грамматических основ. Встречая их, не удивляйтесь и помните, что частей может быть не только 2 или 3, а в среднем до 10-15. В них постоянно комбинируются разные типы связи.

Основные виды сложных предложений с примерами :

  1. Бессоюзные.
  2. Сложносочинённые.
  3. Сложноподчинённые предложения.
  4. Конструкции с разными видами связи.

Пример бессоюзной связи : Ветер гонит тучи на край небес, ель надломленная стонет, что-то шепчет зимний лес.

Необходимо отметить главную особенность конструкций с сочинительной связью. Функция сочинительной связи — показывать равноправие частей внутри сложного предложения, производится при помощи интонации и использования сочинительных союзов. Также может использоваться бессоюзная связь.

Как строятся сложносочиненные предложения, примеры со схемами:

Небосвод очистился от нависавших туч — и выглянуло яркое солнце.

Поля опустели, осенний лес стал темным и прозрачным.

Предложения четвертого типа обычно состоят из трёх и более частей , которые соединены между собой разными способами. Чтобы лучше понять смысл подобных конструкций, как усвоить, как строятся и группируются сложные предложения с разными видами связи. Часто предложения разделяются на несколько блоков, соединённых бессоюзно либо при помощи сочинительной связи, при этом каждая из частей представляет простое или сложноподчиненное предложение.

Зависимые части могут иметь разное смысловое значение, по этому признаку сложноподчинённые предложения подразделяются на несколько групп.

Определительные

Служат для характеристики и раскрывают признак определяемого существительного из главного предложения. Присоединяются при помощи и : где, откуда, куда, который, что. Находятся только внутри главного или после него. К ним можно поставить вопросы: какой?, чей?

Примеры :

Как томительно жарко в те часы, когда полдень завис в тишине и зное.

Долго любовался он, улыбаясь, капризной любимой дочкой своей, которая задумалась, не замечая ничего вокруг.

Изъяснительные

Относятся к словам, имеющим значение мысли (размышлять), чувства (грустить), речи (отвечал, сказал), чтобы подробно раскрыть смысл главного слова, уточнить, дополнить. К ним относятся также указательные слова – та, тот, то, к которым и присоединяется зависимая придаточная часть. Соединяются союзами что, чтобы, будто, как будто.

Примеры :

Парень быстро смекнул, что родители подруги не особо умны, и продумывал дальнейшую стратегию.

Это можно было заметить из того, что он несколько раз прокатил со своим возом по двору, пока не обнаружил избы.

Обстоятельственные

Имеют отношение к или к словам, обладающим обстоятельственным значением. Назовем их разновидности и способы присоединения к главному слову:

  • времени, уточняют период времени, когда совершается действие, для связи используются подчинительные временные союзы: когда, до какого времени (Когда речь шла о войне, незнакомец опускал голову и задумывался);
  • места, говорят о месте , соединяются с главным словом союзными словами-наречиями: где, куда, откуда (Листья, куда ни взгляни, были желтые или золотые);
  • условия, раскрывают при каких обстоятельствах возможно то или иное действие, присоединяются придаточными союзами: если, если…, то. Могут начинаться с частиц — так, то (Если пойдет дождь, то палатку надо будет перенести выше);
  • степени, уточняет меру или степень действи я, о котором идет речь, к ним можно поставить вопросы: до какой степени? в какой мере? (Дождь прекратился так быстро, что земля не успела промокнуть.);
  • цели, сообщают какую цель преследует действие и соединяется целевыми союзами: чтоб, чтобы (Чтобы не опоздать, он решил выйти пораньше);
  • причины, для присоединения используется союз — потому что (Он не выполнил задание, потому что заболел);
  • образа действия, указывают как именно было совершено действие, присоединяются подчинительными союзами: как будто, словно, точно (Лес стоял весь в снегу, словно его кто-то заколдовал);
  • следствия, служат для уточнения результата действия, к ним можно задать вопрос — в следствие чего? Присоединяются союзом — так что (Снег блестел на солнце все ярче, так что болели глаза);
  • уступки, для их присоединения применяются союзы: пускай, хотя, несмотря на. Могут использоваться союзные слова (как, сколько) с частицей ни (Сколько ни старайся, а без знаний и навыков ничего не получится).

Построение схем предложений

Рассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.

Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.

Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.

Существуют следующие виды связи предложений:

  • однородная или ассоциативная;
  • параллельная (централизованная);
  • последовательная (цепная, линейная).

Однородная

Характеризуется следующими признаками :

  • все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов;
  • придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос;
  • связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь;
  • интонация при произношении перечислительная.

Примеры и линейные схемы предложений :

Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).

, (как…), (как…).

Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:

Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).

, (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Параллельная

Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам

Приведем примеры предложения со схемами:

Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.

(Когда…),, (что…).

Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.

Конструкции могут создавать цепочку , которую можно изобразить на схеме следующим образом:

В некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.

, (которые…), (что…), (чтобы…).

Возможен и другой вариант , когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.

Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.

, (когда…, (что…), и …), (что…).

В предложениях используются различные знаки препинания :

  • запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам;
  • точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали; только месяц висел высоко в роскошном украинском небе;
  • двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул;
  • тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.

Последовательная

Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:

Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.

, (на который…), (когда…).

Процедура определения

По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:

  • внимательно прочитайте предложение;
  • выделите все грамматические основы;
  • поделите конструкцию на части и пронумеруйте их;
  • найдите союзные слова и союзы, при их отсутствии учитывайте интонацию;
  • определите характер связи.

​Если имеются в наличии две независимые части , то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.

Внимание! Придаточные конструкции можно заменить или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.

Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи

Виды связи в сложных предложениях

Вывод

Виды связи предложений зависят от их классификации. В них используются . Схемы очень разнообразны, существует множество интересных вариантов. Графический рисунок предложения позволяет быстро определить построение и последовательность всех составных частей, выделить основы, найти главное и правильно расставить знаки препинания.



Поделиться