Принципы деятельности, функции органов прокуратуры и другие положения содержатся в Законе о прокуратуре 1992 г.с дополнениями 1995 г.
Принципы деятельности органов прокуратуры:
1) централизация , которая подразумевает единую централизованную систему органов прокуратуры РФ;
2) независимость , выражается в неподчинении каким бы то ни было органам власти. Данный принцип подкрепляется запретом прокурорским работникам быть депутатами законодательных органов власти, являться членами общественных объединений, преследующих политические цели. Организация таких объединений в органах прокуратуры также запрещена;
3) законность , обеспечивающаяся строгим подчинением работников прокуратуры в своей деятельности законам РФ;
4) гласность , выражающаяся в отчетности о своей деятельности Генерального прокурора РФ перед палатами Федерального Собрания РФ.
3. Функции органов прокуратуры в рф
1. Надзор за исполнением законов на территории РФ, который делится на несколько направлений:
а) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами и его структурными подразделениями, органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием их правовых актов действующим законам. При осуществлении надзора прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, предоставленный им Законом о прокуратуре. Они вправе беспрепятственно входить в помещения перечисленных выше органов и учреждений, требовать представления необходимых документов и справок, выделения определенных специалистов для выяснения возникших вопросов, проводить проверки по поступившим материалам, вызывать граждан и должностных лиц для получения объяснений и т.д. Прокуроры следующим образом реагируют на выявленные факты нарушения законов: выносят представления об устранении нарушений, протесты на противоречащий закону правовой акт, обращаются в суд или арбитражный суд с требованием признания конкретного правового акта недействительным, выносят постановления об освобождении незаконно задержанного несудебным органом лица, постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, уголовного дела и т.д. Представления обязательно должны быть исполнены в течение месяца, протесты - в течение 10 дней с письменным уведомлением об исполнении;
б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями и др. Органы прокуратуры в плане реализации этого направления рассматривают заявления и жалобы граждан, принимают определенные меры к устранению фактов нарушения их прав и свобод;
в) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Министерство внутренних дел РФ Департамент налоговой полиции РФ и др.), дознание и предварительное следствие (полномочия прокуроров в отношении органов, производящих дознание и предварительное следствие, определены Уголовно-процессуальным законодательством РФ в довольно широком объеме: отмена незаконных постановлений, проверка уголовных дел, указания следователям и дознавателям, санкции на обыск и арест и т. д.);
г) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, а также изоляторов временного содержания и следственных изоляторов. Для осуществления данного направления надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные учреждения, опрашивать там задержанных, заключенных под стражу, осужденных, знакомиться с документами и оперативными материалами. Прокурор обязан немедленно своим постановлением освободить незаконно содержащегося в местах лишения свободы, судебно-психиатрических учреждениях и т. д.
2. Осуществление уголовного преследования, т. е. осуществление в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ определенных действий: возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, санкции в виде задержания и ареста, направление уголовного дела в суд и т. д.
3. Участие в рассмотрении дел судами. Прокурор в соответствии с УПК и Гражданско-процессуальным кодексом РФ участвует при рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор поддерживает обвинение, принимает активное участие в судебном следствии, выступает с обвинительной речью и т. д. В рассмотрении гражданских дел прокурор преследует цель защиты прав граждан и государства. Он может знакомиться с материалами гражданских дел, представлять доказательства суду и т. д. В случае, если прокурор считает, что приговор или решение суда незаконным, он может вынести кассационный или частный протест. Прокурор вправе затребовать любое дело в суде, если приговор или решение суда вступили в законную силу.
4. Координация работы правоохранительных органов в области борьбы с преступностью. Прокуратура является инициатором проведения координационных совещаний с представителями органов внутренних дел, службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции по заранее определенной повестке. Решения таких координационных совещаний носят рекомендательный характер, вырабатывают приоритетные направления правоохранительной деятельности, определяют формы и методы предотвращения и пресечения отдельных видов преступлений.
Вопросы для самоконтроля
1. Место военных, транспортных и специализированных прокуратур в системе органов прокуратуры.
2. Порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей и других прокуроров, сроки исполнения ими своих полномочий.
3. Классные чины прокурорских работников.
4. Принципы деятельности органов прокуратуры.
5. Функции органов прокуратуры.
6. Виды надзорной функции прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации – совокупность органов, осуществляющих деятельность по надзору за соблюдением действующего законодательства. Все они призваны упрочнить законность и равенство. Также, осуществляя основные функции прокуратуры, регламентированные законодательством, эти учреждения обеспечивают соблюдение человеческих прав, оберегают общественные и государственные интересы.
Система
В систему органов прокуратуры входят несколько учреждений. Их перечень приведен ниже.
- Генеральная прокуратура России.
- Органы прокуратуры субъектов (городские, районные).
- Учреждения научного и образовательного характера.
- Иные специальные органы и военные прокуратуры.
- Следственный комитет, включающий в себя наличие специализированных управлений.
Принципы работы
Прокуратура в своей деятельности руководствуется основными принципами. Что это такое? Принципы прокуратуры - основополагающее начало, определяющее главные стороны, признаки и существующие условия, предъявляемые органам для регулирования их деятельности. Рассмотрим их более подробно.
- Принцип законности является главенствующим основополагающим началом. Он обеспечивает деятельность и организацию работы комитетов прокуратуры. Все основано на соблюдении законодательства.
- Принцип централизации отвечает за единство системы учреждений и органов прокуратуры. Также он обеспечивает их иерархичность по отношению друг к другу.
- Принцип независимости состоит в том, что принятие решений и совершение действий сотрудниками основаны на их собственных убеждениях, и они руководствуются в своей деятельности нормативно-правовыми актами. Влияние на органы прокуратуры в отношении их работы и ее результата влечет установленную законодательством ответственность.
- Принцип гласности или открытости обеспечивает доступность информации для обычных граждан и средств, через которые она поступает в массы. Он должен осуществляться таким образом, чтобы это не противоречило законодательству и не наносило вреда репутации органов прокуратуры и их сотрудников.
- Принцип единства . Название говорит само за себя. Он обеспечивает единство всех органов прокуратуры, составляющих общую систему, руководствующуюся в своей деятельности основами законодательства РФ.
- Принцип внепартийности работников прокуратуры . Это правило означает запрет для сотрудников быть членами политических организаций.
Основная функция органов прокуратуры
Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями. Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону.
Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования. Они носят информационно-правовой характер. Опротестовывая незаконный нормативно-правовой акт, прокуратура требует у органа управления, который принял это решение, выполнить необходимые действия по существу установленных ею нарушений и обстоятельств, им способствовавших.
Иные функции
К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.
Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.
Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой. В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.
Функции Генеральной прокуратуры
В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.
- Ведение надзора.
- Сотрудничество с государствами, организациями международного уровня и другими органами.
- Налаживание контактов с вышеуказанными учреждениями.
- Принятие соглашений, способствующих оказанию правовой помощи и борьбе с преступностью.
- Выпуск определенных изданий.
- Оказание содействия в разработке международных договоров и других правовых актов.
- Оперативное управление объектами хозяйственного и социально-бытового назначения, имеющимися в ведении Генеральной прокуратуры.
Функции прокурора в уголовном процессе
Прокурором является должностное лицо. В его компетенцию входит осуществление уголовного преследования, надзор за процессуальными действиями и поддержание обвинения в суде.
Условно функции прокуратуры можно разделить на две самостоятельных ветви. Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти.
Обязанности
В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.
В обязанности прокуратуры входит осуществление мер пресечения и предупреждения возможных нарушений, возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые нарушили закон. Также этот орган осуществляет контроль над деятельностью территориальных и специализированных прокуратур; координирует работу по борьбе с преступностью; проводит экспертизы правовых актов с целью выявления коррупционных факторов.
Ограничения и запреты для работников прокуратуры
Основные принципы, обязанности, функции прокуратуры и ее работников дополнены ограничениями и запретами по отношению к ним. Рассмотрим их.
- Прокурорские работники не имеют права являться членами созданных для политических целей различных общественных объединений.
- Заниматься иной оплачиваемой или не приносящей прибыль деятельностью одновременно с основной работой (за исключением преподавательской, творческой и научной).
Кроме надзора прокуратура осуществляет следующие функции:
1) уголовное преследование (в том числе поддержание государственного обвинения по уголовным делам);
2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
3) участие в рассмотрении дел судами;
4) участие в правотворческой деятельности;
5) международное сотрудничество по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью;
6) рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов;
7) проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
8) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Кроме того, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на органы прокуратуры возложены полномочия по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
С 1 января 2012 г. Генеральная прокуратура РФ ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.
В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры. Генеральный прокурор РФ в приказе от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» отмечает, что координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является важнейшим направлением в работе прокуратуры. Кроме того, принято Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств (Москва, 25 января 2000 г.). С момента создания данного органа 7 декабря 1995 г. его Председателем является Генеральный прокурор Российской Федерации. Официальным печатным изданием данного органа является журнал «Прокурорская и следственная практика».
Основными задачами Координационного совета являются:
Согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств – участников Содружества Независимых Государств в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка и в борьбе с преступностью;
Разработка предложений по сближению национального законодательства;
Участие в развитии договорно-правовой базы Содружества Независимых Государств.
15 мая 2008 г. создана Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет координацию деятельности органов прокуратуры двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.
Координация деятельности правоохранительных органов означает разработку и практическую реализацию совместных мероприятий по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью, укреплению законности и правопорядка.
Эту деятельность обеспечивают координационные совещания, являющиеся постоянно действующими совещательными органами. Они состоят из руководителей правоохранительных органов под председательством соответствующих прокуроров, проводятся регулярно, но не реже одного раза в квартал.
Наиболее распространенными формами координации являются: организация и проведение межведомственных совещаний; совместные выезды работников правоохранительных органов для проведения проверки и оказания практической помощи местным органам в организации борьбы с преступностью; создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; составление совместных планов по организации борьбы с преступностью; направление информационных писем и методических рекомендаций; установление единого учета и статистической отчетности.
Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами осуществляется в виде непосредственного участия в рассмотрении дел судами, внесения представлений. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В защиту жилищных, трудовых, пенсионных и других прав и законных интересов граждан, которые по возрасту, состоянию здоровья, другим обстоятельствам не могут самостоятельно отстаивать свои права, прокуроры ежегодно направляют в суды более 100 тысяч заявлений.
Обеспечению законности в базовой сфере жизни общества – экономике, социальной сфере, в защите прав граждан, публичных интересов в значительной мере способствует участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах. Оно дает ощутимые результаты, выражающиеся не только в пополнении государственной казны, но и восстановлении нарушенных прав граждан и в других общезначимых ценностях. О качестве и эффективности работы прокуратуры на этом ответственном участке свидетельствует и тот факт, что иски прокуроров в порядке гражданского судопроизводства удовлетворяются судами более чем на 90%, кассационные и надзорные представления по гражданским делам – более чем на 80%.
Тесно связанной с надзорной и другими, но вполне самостоятельной функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий часто сталкивается с пробелами, противоречиями, другими проявлениями несовершенства действующих нормативных правовых актов. В этих случаях он вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Определенный вклад в правотворчество прокуроры вносят, участвуя в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления. Следует с сожалением отметить, что по действующему законодательству Генеральный прокурор РФ не обладает правом законодательной инициативы. Вместе с тем в соответствии с конституциями и уставами более 30 субъектов РФ территориальные прокуроры наделены правом законодательной инициативы на региональном уровне (например, ст. 71 Конституции Республики Адыгея, ст. 55 Устава Краснодарского края, ст. 31 Устава Ленинградской области и др.).
Международное сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры РФ. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого входят управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.
В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура РФ является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам. В частности, Указами Президента РФ от 18 декабря 2008 г. № 1799 и № 1800 Генеральная прокуратура РФ определена центральным органом, ответственным за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 г.), касающихся взаимной правовой помощи, и положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.), касающихся международного сотрудничества. Кроме того, Генеральная прокуратура РФ является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).
Генеральная прокуратура РФ является компетентным органом Российской Федерации, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче (экстрадиции ) лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации по запросам иностранных государств и международных уголовных трибуналов (судов).
Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи с 64 государствами. В частности, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.
Российская прокуратура активно взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам, которая осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности.
У Российской Федерации имеются специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам с 67 государствами. Так, Россия участвует в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительном протоколе к ней 1978 г., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.
Представители Генпрокуратуры России принимают деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров, созданного в июле 2005 г. в качестве консультативного органа Комитета министров Совета Европы.
Решением Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура РФ определена головным ведомством по осуществлению взаимодействия с Группой государств против коррупции (ГРЕКО), созданной в рамках Совета Европы.
Генеральная прокуратура РФ является членом Международной ассоциации прокуроров и Международной ассоциации антикоррупционных органов.
Важным элементом правозащитной функции прокуратуры является рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений , содержащих сведения о нарушении законов. Прокурорами ежегодно рассматриваются и разрешаются более полутора миллионов обращений граждан, почти миллион граждан принимается на личном приеме.
Прокурор в ходе осуществления своих полномочий согласно методике , определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
Закон о прокуратуре предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. К ним относятся:
- протест на противоречащий закону правовой акт;
- представление об устранении нарушений законодательных и иных нормативных актов;
- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
- предостережение о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом (ст. 23 Закона о прокуратуре).
Представление прокурора об устранении нарушений законодательных и иных нормативных актов вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 Закона о прокуратуре).
Прокурор, исходя из характера нарушения закона, выносит мотивированное постановление овозбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный КоАП РФ.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицампредостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ст. 25 1 Закона о прокуратуре).
Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора в сфере данного надзора установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.
Основные функции прокуратуры рф
Необходимо отметить, что приведённый перечень функций российской прокуратуры не является исчерпывающим. Анализ федерального законодательства и практики деятельность прокуратуры даёт нам основания выделить также функцию профилактики правонарушений; правовое просвещение граждан; правообеспечительную функцию прокуратуры (функцию обеспечения прав и свобод человека и гражданина). Поскольку и во внутренней политике государства, и в учебной литературе, и в законодательстве проблемы обеспечения, охраны, защиты, гарантирования прав и свобод человека и гражданина являются на сегодняшний день первостепенными, постольку вопрос о выделении правообеспечительной функции прокуратуры является своевременным и правомерным.
Основные функции и задачи прокуратуры
Кроме того, прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности. Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ.
9.4. функции прокуратуры
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями милиции, учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование.
Он имеет право требовать прекращения незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений, признанных им не соответствующими закону.
Это правило означает запрет для сотрудников быть членами политических организаций.Основная функция органов прокуратуры Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями.
Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону. Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования.
Они носят информационно-правовой характер.
Функции прокуратуры российской федерации
Гражданское судопроизводство В рамках рассмотрения споров в задачи прокуратуры входит:
- Обеспечение требований законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении судом обстоятельств дела, содействие в вынесении обоснованного, справедливого, правомерного решения.
- Своевременное принятие мер, предусмотренных нормами, по устранению нарушений, от кого бы они ни исходили.
- Участие в разбирательстве гражданских споров в случаях, закрепленных законодательством.
- Обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о защите интересов и прав организаций, государства и граждан.
Статья 1. прокуратура российской федерации
РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права); 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.); 5) надзор за исполнением законов судебными приставами.
Функции прокуратуры рф
Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции. Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой.
В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы. Функции Генеральной прокуратуры В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.
Функции прокуратуры рф кратко
Важно
Основная функция прокуратуры состоит в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в РФ закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных законах, международных договорах Российской Федерации. В Конституции РФ прокуратуре посвящена ст. 129, помещенная в гл.
7 «Судебная власть». В ней закреплено, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Помимо ст. 129, в Конституции РФ содержится ряд статей, имеющих значение для характеристики правового статуса прокуратуры: ст. 71 (п. «о»), согласно которой вопросы прокуратуры отнесены к предмету ведения Российской Федерации, ст. 83 (п. «е») и ст. 102 (п. «з» ч.
Функции прокуратуры рф реферат
Как орган, призванный обеспечить единство и укрепление законности в Российской Федерации, прокуратура призвана обеспечить: 1) своевременное выявление нарушений закона; 2) своевременное устранение нарушений закона; 3) предупреждение нарушений закона. К числу функций современной прокуратуры Российской Федерации следует отнести: · функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; · функцию уголовного преследования; · функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; · функцию участия прокурора в рассмотрении дел судами; · функцию участия в правотворческой деятельности; · функцию международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями.
Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, законодатель раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов, при этом подчеркивая, что "прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами". В другой норме определяется, что "на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).
В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем отсутствует общее определение понятия функции. По выражению В.П. Рябцева, понятие "функция" относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание структуры и пределы деятельности того или иного государственного органа.
Основные функции прокуратуры:
1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.
5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.
7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.)
8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами.
9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.
10.Участие в правотворческой деятельности. (В настоящее время 77 прокуроров субъектов РФ наделены правом законодательной инициативы конституциями (уставами) регионов. В большом числе субъектов РФ прокуроры городов и районов обладают правом нормотворческой инициативы в представительных органах согласно уставам муниципальных образований)
11.Осуществление международного сотрудничества(к примеру).
12.Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.
13. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Как мы видим, законодатель закрепил за прокуратурой России достаточно много полномочий. Не случайно в учебной литературе о прокуратуре России говорится как о "многофункциональном органе". Необходимо отметить, что приведённый перечень функций российской прокуратуры не является исчерпывающим. Анализ федерального законодательства и практики деятельность прокуратуры даёт нам основания выделить также функцию профилактики правонарушений; правовое просвещение граждан; правообеспечительную функцию прокуратуры (функцию обеспечения прав и свобод человека и гражданина).
Поскольку и во внутренней политике государства, и в учебной литературе, и в законодательстве проблемы обеспечения, охраны, защиты, гарантирования прав и свобод человека и гражданина являются на сегодняшний день первостепенными, постольку вопрос о выделении правообеспечительной функции прокуратуры является своевременным и правомерным. Действительно, почти все направления деятельности и полномочия российской прокуратуры (общий надзор; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и др.) имеют единую цель - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
По нашему мнению, правообеспечительная функция прокуратуры включает в себя:
1) деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина;
2) деятельность прокуратуры по охране прав и свобод человека и гражданина;
3) деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, правообеспечительная функция российской прокуратуры - это предопределённая правоохранительной функцией государства, независимая, самостоятельная, активная деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации, а также по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.
Помимо основных функций прокуратура выполняет ряд побочных. К примеру повышение правосознания населения страны, так исходя из данных Владимира Григорьевича Бессарабова опубликованных в статье "Функции современной российской прокуратуры" мы видим что начиная с 1960 года по настоящее время количество лекций и бесед на правовые темы увеличилось почти в 10 раз.
Глава 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации