«Принцип честности пронизывает право. «Принцип честности пронизывает право Развитие критического мышления

ЧЕСТНОСТЬ

Безупречная честность при ведении дел -- руководящий принцип адвокатской деятельности, как общественного служения.

Д. Ватман

Адвокатская этика

В общественном сознании принцип честности включает в себя и принцип правдивости. Некоторые считают эти понятия даже синонимичными. Н. Н. Полянский, много писавший на интересующую нас тему, указывал на то, что «обязанность быть правдивым, если не для всякого защитника, то для члена адвокатской корпорации, представляется или должна быть обязанностью, относящейся к области добрых нравов корпорации» Н.Н. Полянский. «Правда и ложь в уголовной защите» М. 1927. с. 35..

С нашей точки зрения, между принципами правдивости и честности есть существенная разница. Принцип правдивости подразумевает сообщение только правдивой, субъективно истинной информации. Принцип честности -- значительно шире, и помимо вышесказанного, он также предполагает субъективно - честное отношение к высказыванию индивидуальных оценок, личного мнения, собственной правовой позиции, а также, что представляется не менее важным, честное (т. е. порядочное, достойное, нравственное) поведение адвоката во взаимоотношениях с окружающими его людьми: коллегами, клиентами, судом, представителями правоохранительных, государственных органов, СМИ и т. д.

Возможность доверять адвокату является необходимым элементом в отношениях между адвокатом и его клиентом, коллегами или судом. При отсутствии честности у адвоката его полезность для клиента и репутация в профессиональном кругу будут разрушены. В этом случае адвоката не спасет даже его профессиональная компетентность и добросовестность в выполнении своих обязанностей.

Другим проявлением принципа честности в адвокатской профессии является то, что при оказании правовой помощи клиенту адвокат никогда не должен осознанно способствовать или поощрять нечестность, мошенничество, иное преступление либо инструктировать клиента, как нарушить закон или скрыть следы преступления. В этой связи адвокату иногда бывает достаточно сложно выбрать правильную линию поведения при таких, например, обстоятельствах. В адвокатское бюро, специализирующееся на хозяйственно-правовых вопросах, обращается некая фирма с просьбой помочь им составить, скажем, квартальный балансовый отчет для представления в налоговую инспекцию. При этом клиент не скрывает, что учет у него был «липовый », имевший целью сокрытие части дохода, уменьшение налогооблагаемой базы. Другими слонами, клиент просит адвоката помочь ему скрыть следы преступления. Разумеется, по общему правилу, адвокат не вправе этого делать. Но в данном случае есть некоторая специфика. В области экономики, особенно ее «налоговой» части, происходит, упрощенно говоря, следующее: государство пытается как можно больше получить с товаропроизводителей, а последние стараются как можно меньше отдать. Если это «перетягивание каната» идет по правилам (т. е. на основе действующего законодательства, с использованием его слабых мест, непроработанности, «изобретения» законных по форме схем), то во всем мире бизнес-адвокаты «тянут канат» на стороне клиента. Не имеется в виду, что адвокат при этом может помогать клиенту, исходя только лишь из того, что действующее налоговое законодательство является с его -- адвоката -- точки зрения неразумным, экономически безумным. В любом случае, в практической деятельности адвокат обязан исходить из принципа «закон есть закон». Адвокат не может порекомендовать клиенту подделать тот или иной первичный документ, сжечь ненужные (опасные), не показывать в отчете ту или иную операцию. Но адвокат может посоветовать клиенту переструктурировать баланс в соответствии с положениями закона таким образом, чтобы снизить размер подлежащих уплате налогов. Адвокат вправе помочь клиенту, поделившись с ним своими знаниями о «белых пятнах» закона, о противоречиях действующего налогового законодательства. То есть, действуя в интересах клиента, адвокат не может давать ему прямо противозаконные рекомендации, но может и обязан использовать все известные ему законные способы для того, чтобы добиться желаемого результата.

Поэтому, с самого начала общения с клиентом адвокат должен четко обозначить, что, помогая клиенту, он не считает допустимым и не будет нарушать закон, но будет защищать интересы клиента всеми законными способами и средствами, прилагая максимум усилий и знаний.

К сожалению, психология по принципу «кто платит -- тот и заказывает музыку» весьма популярна в наши дни и порой торжествует даже в отношениях между клиентом и его адвокатом. На практике нередко можно встретить безобразные примеры того, когда адвокат, в погоне за гонораром, становится слепым исполнителем желаний своего доверителя или подзащитного, инструментом, с помощью которого творятся противозаконные и нечестные действия. Никаким гонораром в подобных случаях не окупается падение престижа адвоката как в глазах клиента, так и перед лицом суда и общества в целом. Никогда не следует забывать о том, что адвокат -- фигура самостоятельная и всегда имеющая право выбора своего поведения и своей позиции во взаимоотношениях с клиентом и судом. Даже в гражданском деле, даже действуя по доверенности от имени клиента, адвокат всегда остается представителем своей корпорации, по его поступкам судят не о клиенте, которого он представляет, а о коллегии адвокатов, членом которой он является. И потому, если клиент настаивает на совершении адвокатом поступка, несовместимого с его адвокатским статусом, адвокат, зная это, не должен принимать такое поручение, а также имеет полное моральное право отказаться от дальнейшего ведения дела этого клиента (если такой отказ не противоречит требованиям закона).

Исходя из вышесказанного, именно честность, с нашей точки зрения, следует признать необходимым качеством лица, желающего быть адвокатом. И основываясь на этом, одним из основополагающих правил Кодекса профессиональной этики адвоката должно стать следующее:

Адвокат должен честно выполнять свои обязанности по отношению к клиентам, суду, другим адвокатам и обществу в целом.

Также необходимо отметить, что бесчестное или сомнительное поведение адвоката отражается не только на репутации самого адвоката, но и на репутации других членов коллегии, а также на авторитете всей системы правосудия в целом. Из чего следует заключить что, если поведение таково, что информация о нем может повредить доверию к нему как честному и порядочному профессионалу, в подобных ситуациях дисциплинарный орган коллегии адвокатов должен иметь все права к тому, чтобы применить к такому адвокату надлежащее дисциплинарное взыскание.

До сих пор я рассматривал принципы, которые применяются к институтам, или более точно, к базисной структуре общества. Ясно, однако, что нужно также выбрать и принципы иного рода, так как полная теория правильности включает и принципы для индивидов. На самом деле, как показывает приводимая ниже диаграмма, мы нуждаемся в дополнительных принципах международного права (the law of nations) и, конечно, в правилах приоритета при приписывании весов в случае конфликта принципов. Я не буду рассматривать прин­ципы международного права, за исключением лишь краткого их упоминания (§ 58). Не буду я пытаться систематически обсуждать принципы для индивидов. Но определенные принципы этого типа являются существенной частью любой теории справедливости. В этом и следующем разделах будет объяснено значение некоторых таких принципов, хотя объяснение причин, по которым они выбираются, будет отложено до §§ 51-52.

Сопровождающая изложение этой темы диаграмма является чисто

схематической. Не предполагается, что принципы, ассоциированные с концепциями, расположенными на дереве схемы ниже, выводятся из высших уровней. Диаграмма просто указывает виды принципов, которые должны быть выбраны до того, как мы располагаем полной концепцией правильности. Римские цифры отражают порядок, в ко­тором должны быть признаны в исходном положении различного рода принципы. Таким образом, в первую очередь следует согласиться на принципы для базисной структуры общества, затем идут принципы для индивидов, за которыми следует международное право. Пос­ледними принимаются правила приоритета, хотя мы можем опытным путем подвергнуть ранее принятые предложения последующей реви­зии.

Порядок, в котором выбираются принципы, поднимает некоторые вопросы, которые я опущу. Важно то, что различные принципы должны быть приняты в определенной последовательности, и причины упорядочения связаны с более трудной частью теории справедливости. Вот иллюстрация: в то время как было бы возможно выбрать много естественных обязанностей до обязанностей базисной структуры без существенного изменения принципов, последовательность, как бы то ни было, отражает тот факт, что обязательства предполагают прин­ципы для социальных форм. И некоторые естественные обязанности также предполагают такие принципы, как, например, обязанность поддерживать справедливые институты. По этой причине кажется проще принять все принципы для индивидов после принятия прин­ципов для базисной структуры. То, что принципы для институтов выбраны первыми, показывает социальную природу справедливости, ее тесную связь с социальными практиками, столь часто отмечаемую идеалистами. Когда Брэдли говорит, что индивид - голая абстракция, это утверждение можно без большого искажения интерпретировать как то, что обязательства и обязанности индивида предполагают моральную концепцию институтов, и следовательно, что концепция справедливости должна быть определена перед тем, как будут уста­новлены требования для индивидов 25 . Это равнозначно тому, что в большинстве случаев принципы для обязательств и обязанностей должны быть установлены после принципов для базисной структуры.

Следовательно, для установления полной концепции правильности стороны в исходном положении должны выбрать в определенном порядке не только концепцию справедливости, но также и принципы для каждой главной концепции, подпадающей под концепцию пра­вильности. Эти концепции относительно немногочисленны и соот­носимы друг с другом. Итак, в дополнение к принципам для институ­тов должно быть соглашение по принципам для таких понятий, как честность и преданность, взаимное уважение и благодеяние в приме­нении к индивидам, а также по принципам, управляющим поведением государств. Интуитивная идея тут такова: концепция правильности некоторой вещи совпадает с концепцией, по которой эта вещь на­ходится в согласии с принципами, которые в исходном положении были бы признаны приложимыми к вещам подобного рода. Я не интерпретирую эту концепцию правильности как анализ значения термина „правильный" (right), обычно используемого в моральных контекстах. Это не означает и анализа концепции правильности в традиционном смысле слова. Скорее, более широкое понятие пра­вильности как честности следует рассматривать как замещение су­ществующих концепций. Нет необходимости говорить, что есть по­добие (sameness) значений слова „правильный" (и соотносимых с ним) в его обычном использовании и более разработанных оборотов речи, призванных выразить этот идеал договорной концепции пра­вильности. Для наших целей я принимаю здесь взгляд, что основа­тельный анализ заключается в обеспечении удовлетворительного за­мещения понятий, при котором достигаются желаемые результаты и в то же время избегаются неясности и путаница. Другими словами, экспликация есть элиминация: мы начинаем с концепции, которая в чем-то неудовлетворительна, но она служит определенным целям, и от нее нельзя отказаться. Экспликация достигает целей старой концепции другими способами, относительно свободными от труднос­тей 26 . Таким образом, если теория справедливости как честности, или более обще, правильности как честности, вполне подходит к нашим обдуманным суждениям в рефлективном равновесии, и если она позволяет нам сказать все, что при должном внимании к вопросу мы хотим сказать, тогда теория обеспечивает элиминацию тради­ционной фразы в пользу других выражений. Так понимаемые спра­ведливость как честность и правильность как честность могут рас­сматриваться как определение и экспликация концепций правильности и справедливости.

Я сейчас обращаюсь к одному из принципов, которые применимы к индивидам, - принципу честности. Я постараюсь использовать этот принцип для учета всех требований, представляющих собой обязательства в противоположность естественным обязанностям. Этот принцип гласит, что человек должен выполнять свою роль, как она определена правилами для институтов, если удовлетворяются два условия: первое - институт справедлив (или честен), т. е. удовлет­воряет двум принципам справедливости, и второе - человек добро­вольно принимает выгоды устройства или же пользуется предостав­ленными ему возможностями для преследования своих интересов. Основная идея тут состоит в том, что когда некоторое число людей вовлечено во взаимовыгодную кооперацию согласно правилам, и зна­чит ограничивает свою свободу таким образом, чтобы дать преиму­щества всем, то те из них, кто подчинился этим ограничениям, имеют право рассчитывать на подобное согласие со стороны других, имеющих выгоды от подчинения первых 27 . Мы не должны выигрывать от коо­перации, не делясь честно с другими. Два принципа справедливости определяют, что такое честный дележ в случае институтов базисной структуры. Так что если эти устройства справедливы, каждый человек получает честную долю, когда все (включая его самого) выполняют свою роль. I

Требования, специфицированные принципом честности, по определению являются обязательствами. Все обязательства возникают именно таким образом. Важно, однако, отметить, что принцип честности имеет две части, первая из которых устанавливает, что институты или практики, о которых идет речь, должны быть справедливы, и вторая характеризует требуемые добровольные действия. Первая часть формулирует необходимые условия, когда добровольные действия должны привести к обязательствам. По принципу честности, невозможно быть ограниченным несправедливыми институтами, или, по крайней мере, институтами, которые превышают терпимый уровень неспра­ведливости (до сих пор не определенной). В частности, невозможно иметь обязательства по отношению к автократической форме прав­ления, или такой форме правления, где царит произвол. Для возникно­вения обязательств из согласительных или других действий нет необходимых предпосылок, каким бы образом эти действия ни были выражены. Узы обязательств предполагают справедливые институты, или же разумно справедливые в свете обстоятельств. Было бы, однако, ошибочно аргументировать против справедливости как честности, и договорной теории вообще, на том основании, что в качестве следствия этой концепции граждане связаны обязательствами по отношению к несправедливым режимам, которые силой принуждают соглашаться с ними или же добиваются покорности более тонкими путями. Локк особенно подвергался этой ошибочной критике, которая упускает из виду необходимость определенных предпосылочных условий 28 .

Есть несколько характерных особенностей обязательств, которые отличают их от других моральных требований. Во-первых, они воз­никают в результате добровольных действий. Эти действия могут выражать или содержать в скрытом виде такие обязательства, как обещания и соглашения, но они не всегда таковы, как, например, в случае получения выгод. Далее, содержание обязательств всегда опре­деляется институтами или практиками, правила которых специфи­цируют, что необходимо делать. И наконец, обязательства обычно принадлежат определенным индивидам, а именно тем, кто сотруднича­ет в поддержании устройства, о котором идет речь 29 . Как пример, иллюстрирующий эти особенности, рассмотрим политическое дейст­вие - борьбу за должностное место при конституционном режиме (если эта борьба успешна). Это действие ведет к возникновению обязательств выполнять обязанности в учреждении, и эти обязанности определяют содержание обязательств. Здесь я думаю об обязанностях не как о моральных обязанностях, но как о задачах и ответственности определенных институциональных положений. Тем не менее, можно иметь моральные резоны (основанные на моральном принципе), чтобы пренебрегать этими обязанностями, когда это должно быть сделано согласно принципу честности. Кроме того, занимающий общественную должность имеет обязательства перед своими согражданами, от ко­торых он добивается доверия и веры в себя и с которыми он со­трудничает в условиях демократического общества. Подобным же образом, мы принимаем обязательства, когда вступаем в брак, так же как и при занятии должностей в юридических, административных и властных структурах. Мы обретаем обязательства через обещания и неявное понимание, и даже когда вступаем в игру, а именно, обязательства играть по правилам и быть хорошим спортсменом,

Все эти обязательства, я полагаю, покрываются принципом чес­тности. Есть два важных случая, хотя они в чем-то проблематичны, а именно, политические обязательства в применении их к среднему гражданину, а не к занимающим должность, и обязательства держать обещания. В первом случае неясно, в чем состоит обязывающее действие и кто осуществляет его. Для граждан вообще, строго говоря, нет политических обязательств. Во втором случае мы нуждаемся в объяснении, как основанные на общественном доверии обязательства возникают из преимуществ справедливой практики. В этом случае нам нужно исследовать природу соответствующей практики. Эти воп­росы я буду обсуждать в другом месте (§§ 51-52).

«Большинство людей верит в такое количество чудес, что я решил выяснить, почему это происходит. Сначала я исследовал различные мистические идеи и опыты. Я занимался экстрасенсами и пси-феноменами, где последним всеобщим увлечением был Ури Геллер, человек, про которого говорили, что он сгибает ключи, проводя по ним пальцем. (См.: О разоблачении трюков Ури Геллера – Прим. И.Л. Викентьева) По его приглашению я отправился к нему в гостиницу, где он должен был сгибать ключи и читать мысли на расстоянии.

Чтения мыслей не получилось.

Мне кажется, никто не может читать мои мысли. Потом мой сын держал ключ, а Ури Геллер тёр его, но ничего не произошло. Тогда он сказал, что это лучше получается в воде, и вот представьте себе такую картину: все мы стоим в ванной, льется вода, он трет ключ пальцем под водой - и ничего не происходит. Я так и не смог расследовать этот феномен.

Потом я стал думать: а во что ещё мы верим? (Тут я вспомнил о знахарях - как легко было бы с ними покончить, установив, что их средства на самом деле не действуют.) И я нашёл вещи, в которые верит ещё больше людей, например в то, что мы знаем, как надо учить. Существуют целые школы новых методов чтения, и математических методов, и т. п., но если присмотреться, вы увидите, что люди читают всё меньше, во всяком случае, не больше, чем раньше, несмотря на то, что мы систематически развиваем эти методы. Вот вам знахарское средство, которое не действует. В этом надо разобраться. Почему они думают, что их методы должны работать? Другой пример - что делать с преступниками? Очевидно, что мы не можем добиться успеха. Мы создали много новых теорий, но не добились сокращения числа преступлений. Однако все это считается наукой. И, по-моему, обычные люди, которые судят с позиций здравого смысла, запуганы этой псевдонаукой. Мы должны по-настоящему всмотреться в неработающие теории и в ту науку, которая наукой не является.

Я думаю, что упомянутые мной педагогические и психологические дисциплины - это пример того, что я назвал бы наукой самолётопоклонников. У тихоокеанских островитян есть религия самолётопоклонников. Во время войны они видели, как приземляются самолёты, полные всяких хороших вещей, и они хотят, чтобы так было и теперь. Поэтому они устроили что-то вроде взлётно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили деревянную хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими как антенны - он диспетчер, - и они ждут, когда прилетят самолёты. Они делают все правильно. По форме всё верно. Всё выглядит так же, как и раньше, но все это не действует. Самолёты не садятся. Я называю упомянутые науки науками самолётопоклонников, потому что люди, которые ими занимаются, следуют всем внешним правилам и формам научного исследования, но упускают что-то главное, так как самолёты не приземляются.

Теперь мне, конечно, надлежит сообщить вам, что именно они упускают. Но это почти так же трудно, как и объяснить тихоокеанским островитянам, что им следует предпринять, чтобы как-то повысить благосостояние своего общества. Здесь не отделаешься чем-то простым, вроде советов, как улучшить форму наушников. Но я заметил отсутствие одной черты во всех науках самолётопоклонников. То, что я собираюсь сообщить, мы никогда прямо не обсуждаем, но надеемся, что вы все вынесли это из школы: вся история научных исследований наводит на эту мысль. Поэтому стоит назвать её сейчас со всей определённостью.

Это научная честность, принцип научного мышления, соответствующий полнейшей честности, честности, доведенной до крайности. Например, если вы ставите эксперимент, вы должны сообщать обо всём, что, с Вашей точки зрения, может сделать его несостоятельным. Сообщайте не только то, что подтверждает Вашу правоту. Приведите все другие причины, которыми можно объяснить Ваши результаты, все Ваши сомнения, устранённые в ходе других экспериментов, и описания этих экспериментов, чтобы другие могли убедиться, что они действительно устранены.

Если вы подозреваете, что какие-то детали могут поставить под сомнение Вашу интерпретацию, - приведите их. Если что-то кажется вам неправильным или предположительно неправильным, сделайте всё, что в Ваших силах, чтобы в этом разобраться. Если вы создали теорию и пропагандируете её, приводите все факты, которые с ней не согласуются так же, как и те, которые её подтверждают. Тут есть и более сложная проблема. Когда много разных идей соединяется в сложную теорию, вы должны убедиться, что теория объясняет не только те факты, которые явились начальным толчком к её созданию. Законченная теория должна предсказывать и что-то новое, она должна иметь какие-то дополнительные следствия.

Короче говоря, моя мысль состоит в том, что надо стараться опубликовать всю информацию, которая поможет другим оценить значение Вашей работы, а не одностороннюю информацию, ведущую к выводам в заданном направлении.

Весь наш опыт учит, что правду не скроешь. Другие экспериментаторы повторят Ваш эксперимент и подтвердят или опровергнут Ваши результаты. Явления природы будут соответствовать или противоречить Вашей теории. И хотя вы, возможно, завоюете временную славу и создадите ажиотаж, Вы не заработаете хорошей репутации как учёный, если не были максимально старательны в этом отношении. И вот эта честность, это старанье не обманывать самого себя и отсутствует большей частью в научных исследованиях самолётопоклонников.

Их основная трудность происходит, конечно, из сложности самого предмета и неприменимости к нему научного метода. Однако надо заметить, что это не единственная трудность. Как бы то ни было, но самолёты не приземляются.

На множестве опытов мы научились избегать некоторых видов самообмана. Один пример: Милликен измерял заряд электрона в эксперименте с падающими масляными каплями. И получил несколько заниженный, как мы теперь знаем, результат. Его незначительная ошибка объяснялась тем, что использовалось неверное значение для вязкости воздуха. Интересно проследить историю измерений заряда электрона после Милликена. Если построить график этих измерений как функцию времени, видно, что каждый следующий результат чуть выше предыдущего, и так до тех пор, пока результаты не остановились на некотором более высоком уровне.

Почему же сразу не обнаружили, что число несколько больше? Учёные стыдятся этой истории, так как очевидно, что происходило следующее: когда получалось число слишком отличающееся от результата Милликена, экспериментаторы начинали искать у себя ошибку. Когда же результат не очень отличался от величины, полученной Милликеном, он не проверялся так тщательно. И вот слишком далекие числа исключались и т. п. Теперь мы знаем про все эти уловки и больше не страдаем таким заболеванием.

К сожалению, долгая история того, как люди учились не дурачить сами себя и руководствоваться полнейшей научной честностью, не включена ни в один известный мне курс. Мы надеемся, что вы усвоили её из самого духа науки.

Итак, главный принцип - не дурачить самого себя. А себя как раз легче всего одурачить. Здесь надо быть очень внимательным. А если вы не дурачите сами себя, вам легко будет не дурачить других учёных. Тут нужна просто обычная честность.

Я хотел бы добавить нечто, не самое, может быть, существенное для ученого, но для меня важное: вы как учёный не должны дурачить непрофессионалов. Я говорю не о том, что нельзя обманывать жену и водить за нос подружку. Я не имею в виду те жизненные ситуации, когда вы являетесь не учёным, а просто человеком. Эти проблемы оставим вам и Вашему духовнику. Я говорю об особом, высшем, типе честности, который предполагает, что вы как учёный сделаете абсолютно всё, что в Ваших силах, чтобы показать свои возможные ошибки. В этом, безусловно, состоит долг учёного по отношению к другим учёным и, я думаю, к непрофессионалам.

Например, я был несколько удивлён словами моего друга, занимавшегося космологией и астрономией. Он собирался выступать по радио и думал, как объяснить, какова практическая ценность его работы. Я сказал, что её просто не существует. «Да, но тогда мы не получим финансовой поддержки для дальнейших исследований», - ответил он. Я считаю, что это нечестно. Если вы выступаете как учёный, вы должны объяснить людям, что вы делаете. А если они решат не финансировать Ваши исследования, - что ж, это их право.

Одно из следствий этого принципа: задумав проверить теорию или объяснить какую-то идею, всегда публикуйте результаты, независимо от того, каковы они. Публикуя результаты только одного сорта, мы можем усилить нашу аргументацию. Но мы должны публиковать все результаты.

Суть принципа заключается в требовании категорического неприятия государственным и муниципальным служащим таких явлений, как коррупция и бюрократизм.

Коррупция – противоправная деятельность (действие или бездействие), заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов.

Упоминания о коррупции как социально-историческом явлении встречаются во многих русских пословицах, поговорках, афоризмах.

Для многих важнее вопрос не о том, стоят ли они высокого чина, а о том, сколько стоит получение этого чина.

Распознать мздоимца так же непросто, как распознать, пьет ли рыба воду, в которой она плавает.

Один дает, другой берет – и дело движется вперед и т.д.

Бюрократизм представляет собой чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.

Указанный нравственный принцип предполагает следующие требования к государственному и муниципальному служащему:

  • – не отдавать в своей деятельности никаких предпочтений обращающимся субъектам, как за плату, так и бесплатно;
  • – не создавать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
  • – не давать никаких личных обещаний, связанных со служебными обязанностями;
  • – не использовать конфиденциальную информацию, полученную в ходе исполнения своих должностных обязанностей, в качестве средства получения личной выгоды;
  • – не заниматься предпринимательской деятельностью;
  • – быть честным, скромным, вежливым, тактичным, отзывчивым, справедливым по отношению к своим сослуживцам и посетителям;
  • – разоблачать любые коррупционные действия, бороться за создание в государственных органах атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению сослуживцев.

В качестве примера можно привести факт отказа подмосковного следователя от взятки в крупном размере. В июне 2011 г. в Московской области на бизнесмена было заведено уголовное дело по подозрению в хищениях в особо крупных размерах. Однако коммерсант попытался откупиться, предложив крупную сумму денег следователю Главного следственного управления ГУВД по Московской области.

Предприниматель за 8 млн руб. просил закры ть возбужденное против него дело. Однако следователь сообщил об этом в заявлении, которое направил в службу собственной безопасности МВД России. В результате оперативных мероприятий преступник был задержан. Несмотря на то что подобные действия людей, облеченных властными полномочиями, в нашей стране стали редкостью, они не могут не подкупать чистотой нравственных помыслов.

Одним из направлений реализации нравственных принципов в деятельности органов государственной власти РФ является разработка и внедрение этических кодексов.

В 2010 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ в соответствии с решениями президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 28 апреля 2010 г. (протокол № 14) и в соответствии с рекомендациями Группы государств против коррупции (ГРЕКО) разработало Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих, который послужил основой для создания аналогичных документов в органах государственной власти как федерального, так и субъектного и муниципального уровней.

Представляется необходимым остановиться на указанном документе несколько подробнее. Структурно Типовой кодекс состоит из преамбулы, 4 разделов, 10 статей.

Смысловые блоки Кодекса:

  • – формулировка сущности, цели и сферы действия;
  • – принципы служебного поведения государственных служащих;
  • – требования к антикоррупционному поведению государственных служащих;
  • – рекомендательные правила служебного поведения и внешнего вида государственных служащих;
  • – ответственность за нарушение Кодекса.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие РФ независимо от занимаемой должности. Его целью является установление этических норм и правил служебного поведения в государственных органах, что должно способствовать достойному выполнению служащими своих обязанностей, укреплению авторитета органов государственной власти.

Действие Кодекса распространяется на всех государственных служащих РФ.

Что касается принципов служебного поведения государственных служащих, то в той форме, в которой они сформулированы, они представляют собой скорее нравственные обязанности, которые возлагаются на служащих в процессе их профессиональной деятельности.

К их числу отнесены:

  • а) исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
  • б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • в) осуществление своей деятельности в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
  • г) независимость от влияния профессиональных, социальных групп, организаций и отдельных граждан;
  • д) исключение действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
  • е) уведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • ж) соблюдение установленных федеральными законами ограничений и запретов;
  • з) беспристрастность, исключающая возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • и) соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;
  • к) корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • л) терпимость и уважение к обычаям и традициям пародов России и других государств, учет культурных и иных особенностей различных этнических, социальных групп и конфессий, способствование межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • м) воздержание от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, избежание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб как собственной репутации, так и авторитету государственного органа;
  • н) осуществление предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
  • о) запрет на использование служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • п) воздержание от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
  • р) соблюдение установленных в государственном органе правил публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • с) уважительное отношение к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказание содействия в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • т) воздержание в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота;
  • у) постоянное стремление к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере ответственности.

Известный интерес представляют положения Кодекса, в которых сформулированы требования к антикоррупционному поведению государственных служащих. Отечественный и мировой опыт борьбы с коррупцией свидетельствует о том, что для успешного противостояния этой социальной аномалии применение одних административно-правовых мер является недостаточным. Коррупция начинает сдавать свои позиции тогда, когда воздействие закона подкрепляется нравственным осуждением, моральной нетерпимостью к тем, кто использует свое служебное положение для извлечения личной выгоды. В связи с этим представляется важным четко определить тс нормы, которые помогут сформировать такую атмосферу в коллективе, при которой коррупционные действия сотрудников выглядели бы аномальным явлением, заслуживающим всяческого порицания.

Согласно Кодексу государственный служащий при исполнении должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

Государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством РФ.

Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного служащего.

Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Служебное поведение государственных служащих базируется на таких конституционных положениях, как признание ценности человека, его прав и свобод, а также неприкосновенности частной жизни, права человека на личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

В связи с этим государственный служащий при исполнении служебных обязанностей должен воздерживаться от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность и аккуратность.

Следует отметить, что ряд положений Кодекса, касающихся служебного поведения государственных гражданских служащих, соотносятся со ст. 18 "Требования к служебному поведению гражданского служащего" Закона о государственной гражданской службе.

Нарушение государственным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному или муниципальному служащему мер юридической ответственности.

Кроме этого, качество соблюдения государственным служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Принцип непредубежденности, прежде всего, предполагает возможность новой жизни, которая отличается от прожитой ранее. Все, что необходимо, чтобы изменить свою жизнь, - захотеть этого. Новая жизнь может кардинально отличаться от того, какой мы ее представляли себе, как нам о ней рассказывали другие. Вместе с тем, она будет гораздо лучше и разнообразнее, чем жизнь в употреблении. Непредубежденность предполагает восприимчивость к тому, чего мы сами не испытывали. Иными словами, это не отвержение нового опыта.

Чтобы понять, насколько человек смог избавиться от собственной предубежденности, необходимо ответить на некоторые вопросы:

  • Во что было сложно поверить из того, что я услышал на своем пути к выздоровлению? Просил ли я помощи и разъяснения для понимания того, что мне было непонятно?
  • Как проявляется моя непредубежденность?

Принцип готовности и открытости

В Первом шаге заложен принцип готовности. Он предполагает открытость к положительным изменениям, которые придут в жизнь зависимого после отказа от наркотиков. Многие не знают и не представляют, как будет происходить их исцеление, но все равно приступают к реабилитации, заранее готовые к положительному результату. Все действия, которые сопровождают выздоровление, предполагают готовность: несколько раньше прийти на собрание, помочь в организации мероприятия, выслушать того, кто нуждается в поддержке, и др.
Необходимо ответить себе на следующие вопросы:

  1. Готов ли я выполнять инструкции наставника?
  2. Готов ли я к регулярному посещению собраний?
  3. Готов ли я прикладывать усилия для собственного выздоровления? Какие именно?

Принцип смирения

Данный принцип предполагает признание собственного поражения перед веществом. При этом важно принимать себя таким, как есть, не стараясь выставить себя в лучшем или худшем свете. Для этого нужно честно ответить на следующие вопросы:

Принцип веры и надежды

Для того чтобы излечиться от наркозависимости , необходимо верить в то, что с помощью специалистов человек найдет в себе силы преодолеть пагубное пристрастие и начать новую жизнь. Только надежда на лучшее способна заставить его предпринимать какие-либо шаги для выздоровления.

Признавая себя зависимым, человек испытывает внутренние изменения. Он начинает ощущать умиротворение и все возрастающую надежду на исцеление. Мы примиряемся с зависимостью и с тем, что выздоровление возможно. Работа над собой ради исцеления становится частью обычной жизни. Попробуйте ответить на вопросы:

  • Примирился ли я со своей зависимостью?
  • Знаю ли я примеры успешного избавления от моего недуга?
  • Верю ли я в то, что это может случиться со мной? Почему? Что мешает мне избавиться от зависимости? Какие шаги необходимо предпринять для преодоления этих препятствий?
  • Почему для исцеления необходимо признание моей болезни?

Признав свою болезнь и невозможность справиться с ней собственными силами, человек должен найти в себе мужество принять помощь квалифицированных специалистов, к которым он испытывает доверие. Только в этом случае он может безоговорочно выполнять рекомендации и принимать оказываемую ему помощь.



Поделиться