Кто батый на самом деле. Почему умер хан батый. Батый и Невский

, ᠪᠠᠲᠤ ᠬᠠᠨ

Эта статья - о монгольском правителе. Об узбекском поэте, писателе, журналисте и общественном деятеле см. Бату (поэт) .

Происхождение

Бату был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана. Джучи родился вскоре после возвращения его матери Бортэ из меркитского плена, и поэтому отцовство Чингисхана в этом случае могло быть поставлено под сомнение. Источники сообщают, что Чагатай в 1219 году назвал своего старшего брата «меркитским подарком» , но сам Чингисхан всегда признавал такие высказывания оскорбительными и безоговорочно считал Джучи своим сыном. Бату происхождением его отца уже не попрекали .

Всего у старшего Чингизида было около 40 сыновей . Бату был вторым из них по старшинству после Орды-Ичена (правда, Буал и Туга-Тимур тоже могли оказаться старше, чем он ). Его мать Уки-хатун происходила из племени хунгират и была дочерью Ильчи-нойона; существует гипотеза, что деда Бату по матери следует отождествить с Алчу-нойоном, сыном Дэй-сэчена и братом Бортэ. В этом случае получается, что Джучи женился на своей двоюродной сестре .

Имя

С 1280-х годов Бату начинают называть в источниках Бату-ханом .

Биография

Дата рождения

Точная дата рождения Бату неизвестна. Ахмед Ибн Мухаммед Гаффари в «Списках устроителей мира» называет 602 год Хиджры , то есть период между 18 августа 1205 года и 7 августа 1206, но истинность этого сообщения оспаривается, поскольку тот же историк явно ошибочно датирует смерть Бату 1252/1253 годом . Рашид ад-Дин пишет, что Бату прожил сорок восемь лет, и называет ту же неверную дату смерти . Если предположить, что Рашид-ад-Дин не ошибся с общей продолжительностью жизни, то получается, что Бату родился в 606 году (между 6 июля 1209 года и 24 июня 1210) , но эта дата противоречит сообщениям источников о том, что Бату был старше своих двоюродных братьев Мунке (родился в январе 1209 года) и даже Гуюка (родился в 1206/07 году).

В историографии мнения по этому вопросу расходятся. В. В. Бартольд относит рождение Бату к «первым годам XIII века» , А.Карпов в биографии Бату для «ЖЗЛ» называет 1205/1206 год в качестве условной даты , Р. Почекаев считает наиболее предпочтительным вариантом 1209 год , в цикле биографий «Цари ордынские» даже называя его без каких-либо оговорок . Отсутствие консенсуса наглядно демонстрирует «круглый стол», проведённый по случаю 790-летия Бату-хана 25 октября 2008 года .

Ранние годы

По условиям раздела, произведённого Чингисханом в 1224 году, его старшему сыну Джучи достались все степные пространства к западу от реки Иртыш и ряд сопредельных земледельческих территорий, включая уже завоёванный Хорезм , а также Волжскую Болгарию , Русь и Европу, которые ещё предстояло покорить. Джучи, находившийся в натянутых отношениях с отцом и некоторыми братьями, пребывал в своих владениях до самой смерти, которая произошла в начале 1227 года при до конца неясных обстоятельствах: согласно одним источникам, он умер от болезни, согласно другим - был убит .

В. В. Бартольд в одной из своих статей написал, что после смерти отца «Батый был признан войсками на западе наследником Джучи, и этот выбор был впоследствии утверждён Чингиз-ханом или его преемником Угедеем» . При этом на какие-либо источники учёный не сослался, но его слова некритично повторили другие . В действительности никакого «выбора войсками», утверждённого позже верховной властью, не было: Чингисхан назначил Бату правителем улуса, а для реализации этого распоряжения отправил в Дешт-и-Кипчак своего брата Тэмугэ .

О том, почему Чингисхан выбрал из многочисленных Джучидов именно этого, источники ничего не сообщают. В историографии встречаются утверждения о том, что Бату наследовал как старший сын , что его назначили как многообещающего полководца . Существует гипотеза, что ключевую роль сыграла влиятельная родня по женской линии: если дед Бату Ильчи-нойон - одно лицо с Алчу-нойоном, то зять Чингисхана Шику-гургэн приходился Бату родным дядей, а Бортэ - не только родной бабкой, но и двоюродной. Старшая жена Чингисхана могла добиться того, чтобы из её многочисленных внуков был избран один, являвшийся внуком ещё и её брата . При этом нет никаких оснований, чтобы говорить о старшинстве Бату, о его способностях к воинскому делу, проявленным до 1227 года , а также о том, чтобы на выбор наследников у Чингизидов влияли родственные связи царевичей по женской линии .

Разделить власть в улусе Бату пришлось со своими братьями. Старшему из них, Орде-Ичену досталось всё «левое крыло», то есть восточная половина улуса, и основная часть отцовского войска; Бату осталось только «правое крыло», запад, причём он должен был ещё выделить доли остальным Джучидам .

Западный поход

В 1236-1243 годах Бату возглавил общемонгольский Западный поход, в результате которого вначале были завоёваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария , поволжские и северокавказские народы.

Монгольская армия достигла Центральной Европы. Император Священной Римской империи Фридрих II пытался организовать сопротивление, а когда Батый потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана. Хотя столкновения войск Священной Римской империи с монголами не произошло, крайним западным пунктом войск Батыя стал саксонский город Мейсен.

Позже Бату не совершал походов на запад, осев на берегах Волги в городе Сарай-Бату , основанном им в начале 1250-х годов.

Каракорумские дела

Бату завершил поход на Запад в 1242 году, узнав о смерти хана Угэдея в конце 1241 года и созыве нового курултая. Войска отошли на Нижнюю Волгу, которая стала новым центром улуса Джучи. На курултае 1246 года каганом избрали Гуюка , давнего недруга Батыя. После того, как Гуюк стал великим ханом, произошёл раскол между потомками Угедея и Чагатая , с одной стороны, и потомками Джучи и Толуя , с другой. Гуюк выступил в поход против Батыя, но в 1248 году, когда его войско находилось в Мавераннахре близ Самарканда , он неожиданно умер. По одной из версий, он был отравлен сторонниками Батыя. Среди последних был и лояльный Батыю Мунке (Менгу), участник Европейской кампании 1236-1242 годов , который и был избран следующим, четвёртым, великим ханом в 1251 году. Для его поддержки против наследников Чагатая Бату прислал под Отрар своего брата Берке со 100-тысячным корпусом темника Бурундая . После победы Мунке Бату, в свою очередь, стал ака (то есть старшим в роде).

Укрепление улуса

В 1243-1246 годах все русские князья признали зависимость от правителей Золотой Орды и Монгольской империи. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан старейшим на Русской земле, ему был передан разорённый монголами в 1240 году Киев . В 1246 году Ярослав был послан Бату в качестве полномочного представителя на курултай в Каракорум и там отравлен сторонниками Гуюка. Михаил Черниговский был убит в Золотой Орде (он отказался пройти между двух огней у входа в ханскую юрту, что говорило о злом умысле посетителя). Сыновья Ярослава - Андрей и Александр Невский также отправились в Орду, а из неё в Каракорум и получили там первый Владимирское княжение, а второй - Киев и Новгород (1249 год). Андрей стремился противостоять монголам, заключив союз с сильнейшим князем Южной Руси - Даниилом Романовичем Галицким. Это привело к ордынскому карательному походу 1252 года. Монгольское войско во главе с Неврюем разбило Ярославичей Андрея и Ярослава . Ярлык на Владимир решением Бату был передан Александру.

Христианин

Согласно персидскому историку Вассаф аль-Хазрату Бату принял христианство, хотя и не отличался фанатизмом. По его словам: «Хотя он (Бату ) был веры христианской, а христианство это противно здравому смыслу, но (у него) не было наклонности и расположения ни к одному из религиозных вероисповеданий и учений, и он был чужд нетерпимости и хвастовства » .

Мусульманин

Семья

Память

Образ в искусстве

В литературе

  • Бату-хан стал эпизодическим персонажем романа В. Г. Яна «Чингиз-хан» () и одним из центральных героев его же романов «Батый» () и «К „последнему“ морю» ().
  • Он действует в романе А. К. Югова «Ратоборцы» ( -).
  • Батый является главным антагонистом и дейтерагонистом предания Владимира Короткевича «Лебединый скит» (1950-е).
  • Последний день Батыя занимает значительное место в книге «Шестиглавый айдахар» - первой части трилогии Ильяса Есенберлина «Золотая Орда» ( -).
  • Бату-Хан является «явно положительным» героем малоизвестного юмористического рассказа «Человек-Хан» (псевдоним автора - Ахётирпалан), а также других рассказов о супергероях из организации «Ш. И.Т». В рассказе того же автора «Сахарский Сахар» хан Бату спасает Человека-Потапа и Сильвию, застрелив из лука мегагиену.

В кино

  • «Татары » () - показан под именем «Тогрул».
  • «Монголы » () - показан под именем «Чингис-хан».
  • «Даниил - князь Галицкий » () - в роли Нурмухан Жантурин .
  • «Житие Александра Невского » () - в роли Асанбек Умуралиев .
  • «Легенда о Коловрате » () - в роли Александр Цой.

В мультипликации

  • «Сказ о Евпатии Коловрате » () - «Союзмультфильм ». Бату является антагонистом главного героя мультфильма.

Примечания

  1. , с. 254-255.
  2. , с. 12-15.
  3. , с. 65.
  4. , с. 50.
  5. , с. 51-52.
  6. , с. 17-19.
  7. , с. 210.
  8. , с. 296.
  9. , с. 81.
  10. , с. 496.
  11. , с. 17, 296.
  12. , с. 31.
  13. , с. 10.

Не положила конец захватническим войнам Золотой орды. Внук гениального полководца продолжил традиции знаменитого деда и организовал самый вероломный поход Золотой орды в истории, названный Великим западным походом. Нашествие Батыя расширило империю Чингисхана до невероятных границ.

В одном из сохранившихся документов времен похода Батыя есть строки:

«Вошел он северным берегом Меотийских болот с огромным войском в Европу и, завоевав сперва Северо-Восточную Русь, разрушил богатейший город Киев, разбил Поляков, Силезцов и Моравов и, наконец, устремился на Венгрию, которую разорил в конец и привел чрез то в ужас и трепет весь Христианский мир».

Разорительный поход Батыя на Русь и последовавшее 250-летнее татаро-монгольское иго оставили неизгладимый след в истории государства.

Детство и юность

Точной даты рождения Батыя нет. В исторических документах указывается разный год рождения. Бату, сын Джучи, родился в самом начале XIII века. Отец Батыя – старший сын Чингисхана, которому достались в наследство все земли, находящиеся к западу от реки Иртыш. Также Джучи получил еще не завоеванные земли: Европу, Русь, Хорезм и Волжскую Булгарию. Чингисхан повелевал сыну расширить границы улуса (империи) за счет завоевания российских земель и Европы.


Джучи не любили родственники. Жизнь отец Батыя прожил уединенную, на своих землях. После смерти Джучи при невыясненных обстоятельствах в 1227 году войска на западе от Иртыша назвали Батыя наследником. Чингисхан утвердил выбор наследника. Власть в государстве Батый разделил с братьями: Орду-Ичену досталась большая часть войска и восточная часть государства, а остальное Батый разделил с младшими братьями.

Походы

Биография хана Батыя – история жизни великого воина. В 1235 году у реки Онона курултай (совет знати) принял решение возобновить поход на Запад. Первая попытка дойти до Киева была предпринята войсками Чингисхана в 1221 году. Потерпев поражение в 1224 году от волжских булгар (Волжско-Камская Булгария – государство в Среднем Поволжье), войска Чингисхана остановили продвижение. Возглавить новый поход поручили внуку Чингисхана хану Батыю. Правой рукой Батыя назначили Субэдэй-багатура. Субэдэй ходил во все походы с Чингисханом, участвовал в победной битве с половцами и русскими войсками на реке Калке (нынешняя Донецкая область, Украина).


В 1236 году Батый возглавил войска в Великом западном походе. Первым завоеванием Золотой Орды стали половецкие земли. Волжская Булгария вошла в состав Монгольской империи. Нашествий на Русь было несколько. Батый лично руководил захватом земель Рязани и Владимира в 1238 году, в 1240 году – Киева. Завоевав Волжскую Булгарию, Батый с войском пошел на половцев на Дону. Последние войска половцев разбиты монголами в 1237 году. Разбив половцев, татаро-монголы Батыя двинулись на Рязань. Город пал на шестой день штурма.


До наших дней сохранилась древнерусская повесть «О разорении Рязани Батыем», датируемая концом XVI века. В древних списках повествуется о нашествии татаро-монгол на Рязань в 1237 году. Хан Батый с ордой стал на реке Воронеж под Рязанью. Князь Юрий Игоревич послал за подмогой к великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу. Одновременно Юрий попытался отделаться от Батыя подарками. Хан прознал о красавице, живущей за стенами Рязани, и потребовал прислать к себе сноху князя Евпраксию. Муж Евпраксии сопротивлялся и был убит. Женщина покончила с собой, спрыгнув с терема. Отказ послужил сигналом для начала сражения. Итогом битвы стали захват и разорение Рязани татарами Батыя. Войско Юрия было разбито, князь погиб.


По преданию, воевода Рязани , вернувшись домой из Чернигова, увидел разрушенный татарами город. Собрав отряд из 177 человек, отправился по следам монголов. Вступив в неравный бой с войском Батыя под Суздалем, дружину разбили. Батый, отдавая дань храбрости Коловрата, проявленной в неравной схватке, отдал тело убитого воеводы оставшимся в живых русским со словами: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал бы тебя у самого сердца!». Имя рязанского воеводы вписано в историю России рядом с другими, не менее славными героями.


Разрушив Рязань, войско Батыя отправилось на Владимир. Москва и Коломна, стоявшие на пути хана, были разорены. Осада Владимира началась зимой 1238 года. Через четыре дня татары взяли штурмом город. Батый приказал поджечь Владимир. В огне погибли жители вместе с великим князем. Разорив Владимир, орда разделилась надвое. Одна часть войска отправилась захватывать Торжок, другая пошла на Новгород, по пути разбив русское войско на реке Сить. Не дойдя до Новгорода 100 верст, Батый повернул назад. Проходя через город Козельск, орда встретила упорное сопротивление местных жителей. Осада Козельска длилась семь недель. Захватив город, татары не оставили от него и камня.


Южное направление Батый захватывал в 1239 году. По пути к главной цели – Киеву – хан разрушил Переяславское и Черниговское княжества. Осада Киева длилась три месяца и закончилась победой хана Батыя. Последствия татаро-монгольского нашествия на Русь ужасны. Земля лежала в обломках. Многих городов не стало. Жители уведены в рабство в Орду.

В результате монгольского вторжения на Русь в 1237-1248 годах великим князьям пришлось принять политическую и данническую зависимость княжеств от Монгольской империи. Русские ежегодно платили дань. Хан Золотой Орды назначал князей на Руси ярлыками. Иго Золотой Орды Северо-Восточных земель Руси продолжалось два с половиной века, до 1480 года.


В 1240 году разбитый Ордой Киев передан Владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу. В 1250 году князь отправился представителем на курултай в Каракорум, где был отравлен. Сыновья Ярослава Андрей и отправились вслед за отцом в Золотую Орду. Андрей получил во владение Владимирское княжество, а Александр – Киев и Новгород. Занятие Киева открыло Золотой Орде дорогу в Европу. У подножья Карпат Западный поход разделился на два войска. Одна группа, руководимая Байдаром и Орду, направилась в поход на Польшу, Моравию и Силезию.


Другая, во главе с Батыем, Каданом и Субудеем, завоевала Венгрию: 11 апреля 1241 года войска короля Бела IV разбиты монголами в битве на реке Шайо. С победой над Венгрией Батыю открылся путь к завоеванию Болгарии, Сербии, Боснии, Далмации. В 1242 году войска Золотой Орды вошли в Центральную Европу и остановились у ворот саксонского города Мейсен. Поход на Запад завершился. Вторжение на Русь сильно потрепало полчище татар. Батый вернулся на Волгу.


Еще одной причиной окончания Великого похода стала смерть великого хана Угэдея, преемника Чингисхана. Новым каганом стал Гуюк, давний враг Батыя. После прихода к власти Гуюка начались межклановые битвы. В 1248 году великий хан отправился в поход против Батыя. Но, дойдя до Самарканда, великий хан Гуюк скоропостижно скончался. По предположению историков, хан был отравлен сторонниками Батыя. Следующим Великим ханом в 1251 году стал сторонник Батыя Мунке.


В 1250 году Батый основал город Сарай-Бату (ныне – район села Селитренного в Харабалинском районе Астраханской области). По отзывам современников, Сарай-Бату – красивейший город, полный людей. Яркие базары и улицы поражали воображение гостей города. Позже, во времена правления хана Узбека, город пришел в упадок и был разобран на кирпичи для строительства новых поселений.

Личная жизнь

Хан Батый имел 26 жен. Старшая жена – Боракчин-хатун. Боракчин родом из племени татар, кочевавших на востоке Монголии. По неподтвержденным данным, Боракчин – мать старшего сына Батыя, Сартака. Кроме Сартака известно о еще двух сыновьях хана: Тукане и Абукане. Существуют данные, что был еще один наследник Батыя – Улагчи.

Смерть

Батый умер в 1255 году. Точной информации о причинах смерти хана нет. Существуют версии о смерти от отравления или ревматической болезни. Наследником Батыя стал старший сын Сартак. Сартак узнал о кончине отца, находясь при дворе Мунки-хана в Монголии. Возвращаясь домой, наследник скоропостижно умер. Ханом стал малолетний сын Сартака Улагчи. Регентом при хане и правительницей улуса стала Боракчин-хатун. Вскоре Улагчи умер.


Боракчин противостояла приходу к власти в Джучиевом улусе сына Джучи, внука Чингисхана Берке. Заговор раскрыли, а Боракчин казнили. Берке – последователь политики брата Бату в расширении независимости улуса. Он первый хан, принявший ислам. За время правления улус обрел самостоятельность. Утвердился гнет Золотой Орды над Русью.

Память

Батый оставил на Руси страшную память о себе. В древних летописях хана называли «нечестивым», «безбожным». В одном из сохранившихся до наших дней сказаний можно прочесть:

«Злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно, и христиан истязая».

На Востоке к хану Батыю относятся с почтением. В Астане и Улан-Баторе названы улицы в честь Бату-хана. Имя хана Батыя встречается в литературе и кинематографе. К биографии великого полководца не раз обращался писатель Василий Ян. Книги писателя «Чингисхан», «Батый», «К «последнему» морю» известны читателям. О Батые упоминается в книгах Алексея Югова и Ильяса Есенберлина.


Нурмухан Жантурин в роли Батыя в фильме "Даниил – князь Галицкий"

Походам Золотой Орды и хану Батыю посвящен советский фильм 1987 года режиссера Ярослава Лупия «Даниил – князь Галицкий». В 2012 году на экраны России вышла картина Андрея Прошкина «Орда». В картине освящены события, происходившие на Руси и в Золотой Орде в XIII веке.

Эта статья - о монгольском правителе. Об узбекском поэте, писателе, журналисте и общественном деятеле см. Бату (поэт) .

Происхождение

Бату был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана. Джучи родился вскоре после возвращения его матери Бортэ из меркитского плена, и поэтому отцовство Чингисхана в этом случае могло быть поставлено под сомнение. Источники сообщают, что Чагатай в 1219 году назвал своего старшего брата «меркитским подарком» , но сам Чингисхан всегда признавал такие высказывания оскорбительными и безоговорочно считал Джучи своим сыном. Бату происхождением его отца уже не попрекали .

Всего у старшего Чингизида было около 40 сыновей . Бату был вторым из них по старшинству после Орды-Ичена (правда, Буал и Туга-Тимур тоже могли оказаться старше, чем он ). Его мать Уки-хатун происходила из племени хунгират и была дочерью Ильчи-нойона; существует гипотеза, что деда Бату по матери следует отождествить с Алчу-нойоном , сыном Дэй-сэчена и братом Бортэ. В этом случае получается, что Джучи женился на своей двоюродной сестре .

Имя

С 1280-х годов Бату начинают называть в источниках Бату-ханом .

Биография

Дата рождения

Точная дата рождения Бату неизвестна. Ахмед Ибн Мухаммед Гаффари в «Списках устроителей мира» называет 602 год Хиджры , то есть период между 18 августа 1205 года и 7 августа 1206, но истинность этого сообщения оспаривается, поскольку тот же историк явно ошибочно датирует смерть Бату 1252/1253 годом . Рашид ад-Дин пишет, что Бату прожил сорок восемь лет, и называет ту же неверную дату смерти . Если предположить, что Рашид-ад-Дин не ошибся с общей продолжительностью жизни, то получается, что Бату родился в 606 году (между 6 июля 1209 года и 24 июня 1210) , но эта дата противоречит сообщениям источников о том, что Бату был старше своих двоюродных братьев Мунке (родился в январе 1209 года) и даже Гуюка (родился в 1206/07 году).

В историографии мнения по этому вопросу расходятся. В. В. Бартольд относит рождение Бату к «первым годам XIII века» , А.Карпов в биографии Бату для «ЖЗЛ» называет 1205/1206 год в качестве условной даты , Р. Почекаев считает наиболее предпочтительным вариантом 1209 год , в цикле биографий «Цари ордынские» даже называя его без каких-либо оговорок . Отсутствие консенсуса наглядно демонстрирует «круглый стол», проведённый по случаю 790-летия Бату-хана 25 октября 2008 года .

Ранние годы

По условиям раздела, произведённого Чингисханом в 1224 году, его старшему сыну Джучи достались все степные пространства к западу от реки Иртыш и ряд сопредельных земледельческих территорий, включая уже завоёванный Хорезм , а также Волжскую Болгарию , Русь и Европу, которые ещё предстояло покорить. Джучи, находившийся в натянутых отношениях с отцом и некоторыми братьями, пребывал в своих владениях до самой смерти, которая произошла в начале 1227 года при до конца неясных обстоятельствах: согласно одним источникам, он умер от болезни, согласно другим - был убит .

В. В. Бартольд в одной из своих статей написал, что после смерти отца «Батый был признан войсками на западе наследником Джучи, и этот выбор был впоследствии утверждён Чингиз-ханом или его преемником Угедеем» . При этом на какие-либо источники учёный не сослался, но его слова некритично повторили другие . В действительности никакого «выбора войсками», утверждённого позже верховной властью, не было: Чингисхан назначил Бату правителем улуса, а для реализации этого распоряжения отправил в Дешт-и-Кипчак своего брата Тэмугэ .

О том, почему Чингисхан выбрал из многочисленных Джучидов именно этого, источники ничего не сообщают. В историографии встречаются утверждения о том, что Бату наследовал как старший сын , что его назначили как многообещающего полководца . Существует гипотеза, что ключевую роль сыграла влиятельная родня по женской линии: если дед Бату Ильчи-нойон - одно лицо с Алчу-нойоном, то зять Чингисхана Шику-гургэн приходился Бату родным дядей, а Бортэ - не только родной бабкой, но и двоюродной. Старшая жена Чингисхана могла добиться того, чтобы из её многочисленных внуков был избран один, являвшийся внуком ещё и её брата . При этом нет никаких оснований, чтобы говорить о старшинстве Бату, о его способностях к воинскому делу, проявленным до 1227 года , а также о том, чтобы на выбор наследников у Чингизидов влияли родственные связи царевичей по женской линии .

Разделить власть в улусе Бату пришлось со своими братьями. Старшему из них, Орде-Ичену досталось всё «левое крыло», то есть восточная половина улуса, и основная часть отцовского войска; Бату осталось только «правое крыло», запад, причём он должен был ещё выделить доли остальным Джучидам .

Западный поход

Разорение Суздаля монголами

В 1236-1243 годах Бату возглавил общемонгольский Западный поход, в результате которого вначале были завоёваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария , поволжские и северокавказские народы.

Монгольская армия достигла Центральной Европы. Император Священной Римской империи Фридрих II пытался организовать сопротивление, а когда Батый потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана. Хотя столкновения войск Священной Римской империи с монголами не произошло, крайним западным пунктом войск Батыя стал саксонский город Мейсен.

Позже Бату не совершал походов на запад, осев на берегах Волги в городе Сарай-Бату , основанном им в начале 1250-х годов.

Каракорумские дела

Бату завершил поход на Запад в 1242 году, узнав о смерти хана Угэдея в конце 1241 года и созыве нового курултая. Войска отошли на Нижнюю Волгу, которая стала новым центром улуса Джучи. На курултае 1246 года каганом избрали Гуюка , давнего недруга Батыя. После того, как Гуюк стал великим ханом, произошёл раскол между потомками Угедея и Чагатая , с одной стороны, и потомками Джучи и Толуя , с другой. Гуюк выступил в поход против Батыя, но в 1248 году, когда его войско находилось в Мавераннахре близ Самарканда , он неожиданно умер. По одной из версий, он был отравлен сторонниками Батыя. Среди последних был и лояльный Батыю Мунке (Менгу), участник Европейской кампании 1236-1242 годов , который и был избран следующим, четвёртым, великим ханом в 1251 году. Для его поддержки против наследников Чагатая Бату прислал под Отрар своего брата Берке со 100-тысячным корпусом темника Бурундая . После победы Мунке Бату, в свою очередь, стал ака (то есть старшим в роде).

Укрепление улуса

Бату-хан на троне Золотой орды

В 1243-1246 годах все русские князья признали зависимость от правителей Золотой Орды и Монгольской империи. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан старейшим на Русской земле, ему был передан разорённый монголами в 1240 году Киев . В 1246 году Ярослав был послан Бату в качестве полномочного представителя на курултай в Каракорум и там отравлен сторонниками Гуюка. Михаил Черниговский был убит в Золотой Орде (он отказался пройти между двух огней у входа в ханскую юрту, что говорило о злом умысле посетителя). Сыновья Ярослава - Андрей и Александр Невский также отправились в Орду, а из неё в Каракорум и получили там первый Владимирское княжение, а второй - Киев и Новгород (1249 год). Андрей стремился противостоять монголам, заключив союз с сильнейшим князем Южной Руси - Даниилом Романовичем Галицким. Это привело к ордынскому карательному походу 1252 года. Монгольское войско во главе с Неврюем разбило Ярославичей Андрея и Ярослава . Ярлык на Владимир решением Бату был передан Александру.

Христианин

Согласно персидскому историку Вассаф аль-Хазрату Бату принял христианство, хотя и не отличался фанатизмом. По его словам: «Хотя он (Бату ) был веры христианской, а христианство это противно здравому смыслу, но (у него) не было наклонности и расположения ни к одному из религиозных вероисповеданий и учений, и он был чужд нетерпимости и хвастовства » .

Мусульманин

Семья

Сыновьями Бату-хана были:

  • Сартак (его наследник; христианин -несторианин по вероисповеданию),
  • Тукан,
  • Абукан
  • и, по некоторым данным, сын или внук - Улагчи .

Память

Образ в искусстве

В литературе

  • Бату-хан стал эпизодическим персонажем романа В. Г. Яна «Чингиз-хан» () и одним из центральных героев его же романов «Батый» () и «К „последнему“ морю» ().
  • Он действует в романе А. К. Югова «Ратоборцы» ( -).
  • Батый является главным антагонистом и дейтерагонистом предания Владимира Короткевича «Лебединый скит» (1950-е).
  • Последний день Батыя занимает значительное место в книге «Шестиглавый айдахар» - первой части трилогии Ильяса Есенберлина «Золотая Орда» ( -).
  • Бату-Хан является «явно положительным» героем малоизвестного юмористического рассказа «Человек-Хан» (псевдоним автора - Ахётирпалан), а также других рассказов о супергероях из организации «Ш. И.Т». В рассказе того же автора «Сахарский Сахар» хан Бату спасает Человека-Потапа и Сильвию, застрелив из лука мегагиену.

В кино

  • «Татары » () - показан под именем «Тогрул».
  • «Монголы » () - показан под именем «Чингис-хан».
  • «Даниил - князь Галицкий » () - в роли Нурмухан Жантурин .
  • «Житие Александра Невского » () - в роли Асанбек Умуралиев .
  • «Легенда о Коловрате » () - в роли Александр Цой.

В мультипликации

  • «Сказ о Евпатии Коловрате » () - «Союзмультфильм ». Бату является антагонистом главного героя мультфильма.

Примечания

  1. , с. 254-255.
  2. , с. 12-15.
  3. , с. 65.
  4. , с. 50.
  5. , с. 51-52.
  6. , с. 17-19.
  7. , с. 210.
  8. , с. 296.
  9. , с. 81.
  10. , с. 496.
  11. , с. 17, 296.
  12. , с. 31.
  13. , с. 10.
  14. Круглый стол. Бату Хану 790 лет со дня рождения. Отчёт
  15. , с. 40-45.
  16. , с. 144.

Хоть сотню проживи, хоть десять сотен лет,

Придется все-таки покинуть этот свет,

Будь падишахом ты иль нищим на базаре, -

Цена тебе одна: для смерти санов нет.

Конечно, смерть столь могущественного правителя просто должна была породить слухи и легенды. И они появились, причем исходили не от восточных историков, прославлявших наследника Джучи, а от его злостных хулителей - авторов русских летописей и иных сочинений. Наиболее широкое распространение получила так называемая «Повесть об убиении Батыя».

Согласно ее содержанию, Бату «достиже... до самаго великаго Варадина града Угорскато», когда в Венгрии правил «самодержец тоя земли краль Власлов». В то время как «окаяннейший царь Батый пришедъ в землю, грады разрушая и люди Божия погубляя», и «Краль же Владиславъ сия видевъ, и тако сугубый плачь и рыдание приложив, начатъ Бога молити», «сестра его помогаше Батыю». Благочестивый король Владислав сумел снискать божественную поддержку, обрел чудесного коня и секиру и «на кони седя и секиру в руце держа, ею же Батыя уби» вместе со своей сестрой-изменницей [Горский 20016, с. 218-221].

«Повесть» неоднократно привлекала внимание исследователей [см.: Розанов 1916; Наlperin 1983; Ульянов 1999; Горский 20016], и на сегодняшний день установлено, что она не только создана гораздо позже эпохи Бату, но и вообще является политическим, а не историческим произведением.

Тем не менее основой «Повести» послужили события, зафиксированные в исторических источниках!

Поскольку Бату во время своего похода в Венгрию даже не подходил к Варадину (город был взят и разрушен Каданом, сыном Угедэя) и, кроме того, в Венгрии в тот период правил король Бела IV, а не Владислав, по мнению исследователей, это произведение отразило неудачный поход в Венгрию хана Тула-Буги, правнука Бату, в 1285 г., когда монгольские войска и в самом деле понесли серьезные потери и фактически потерпели поражение [Вернадский 2000, (с. 187; Веселовский 1922, с. 30-37; Горский 20016, с. 198]. К тому же в это время в Венгрии правил король Владислав (Ласло) IV (1272-1290)...

Но в любом случае «Повесть» являлась вовсе не рассказом об историческом событии, а политическим памфлетом, созданным между 1440-ми и 1470-ми годами. Это был заказ московских государей, готовившихся к борьбе с ослабевающей Золотой Ордой и желавших показать своим подданным, что ордынцы не столь уж непобедимы. Авторство «Повести» приписывается Пахомию Сербу (Логофету), составителю «Русского Хронографа» [Лурье 1997, с. 114; Горский = 20016, с. 205-212]. Политическая и идеологическая заданность произведения позволяет объяснить многочисленные ссылки на божий промысел, апелляции к православным святым. Так, например, героем «Повести» является балканский святитель XII в. Савва Сербский, а в образе короля Владислава - победителя язычников угадывается не столько Владислав IV (который имел прозвище «Кун», то есть «Половец», и под конец жизни сам склонялся к отречению от христианства [см., напр.: Плетнева 1990, с. 180]), сколько Владислав I (1077-1095), имевший прозвище «Святой». Это позволяет сделать вывод, что при составлении «Повести», несомненно, были использованы материалы более древних центральноевропейских преданий [Горский 20016, с. 197-199].

Московским государям было очень важно перед решающей схваткой с Ордой (кульминацией которой стало «стояние на Угре» в 1480 г.) обосновать законность своего выступления против бывшего сюзерена, и они всеми силами старались дискредитировать ордынских «царей» в глазах своих подданных, подорвать веру в законность их правления с самого начала. Так, русские идеологи не пощадили даже память Джучи, вообще не имевшего никакого отношения к завоеванию Руси или установлению зависимости ее от монголов: «Сего убо мучителнаго народа оный царь Егухан... бяше поганий идолопоклонник., окаянный свою душу извергши, сниде во ад» [Лызлов 1990, с. 21].

Отсюда - и противопоставление православной Руси мусульманской Орде, причем летописцы ХУ-ХУ1 вв., а вслед за ними и более поздние авторы стали утверждать, что Бату «первый из того народа проклятаго Махомета учение прият и распространи» [Лызлов 1990, с. 21]. Более того, архиепископ Вассиан в своем послании Ивану III на Угру говорит про «окаянного Батыя, который пришел по-разбойничьи и захватил всю землю нашу, и поработил, и воцарился над нами, хотя он и не царь и не из царского рода» [ПЛДР 1982, с. 531]. Таким образом, «Повесть об убиении Батыя» очень четко вписывается в антиордынскую идеологическую кампанию, проводившуюся на Руси во второй половине XV в.: ордынские ханы, начиная с их родоначальника Бату, обвинялись в незаконном захвате власти, принятии «проклятой» веры, да еще и были представлены весьма неудачливыми воителями, которых побеждали христианские монархи, сражавшиеся за истинную веру. Не случайно и то, что летописцы вставляли «Повесть» сразу же после «Сказания об убиении Михаила Черниговского»: так они проводили идею о скором и неотвратимом возмездии язычнику-Бату за убийство князя, погибшего за православную веру [ср.: Горский 20016 с. 211].

С сюжетом «Повести» во многом перекликается «Слово Меркурии Смоленском» - еще одно произведение, соз-анное на рубеже ХУ-ХУ1 вв. В нем также повествуется о нашествии Бату на Русь, то есть дается вполне реальный исторический контекст; но сюжет о приходе Бату «с великою ратью под богоспасаемый город Смоленск» можно считать исторически достоверным с большой оговоркой: возможно, весной 1238 г. один из монгольских отрядов и вступил в пределы Смоленского княжества, но сам Смоленск при нашествии не пострадал. Смоленское княжество было единственным, которое, кажется, вообще не подвергалось набегам монголов ни во время походов Бату, ни при его преемниках. Единственное нападение ордынских войск на Смоленск фиксируется в летописях под 1340 г. [см. напр.: Московский 2000, с. 235], но и в этот период времени княжество входило в сферу влияния Орды. Соответственно, полностью вымышлен и сюжет «Слова» о гибели Бату: благочестивый житель Смоленска по имени Меркурий, ободренный явившейся к нему богородицей, «достигнув войск злочестивого царя, с помощью божьей и пречистой богородицы истребляя врагов, собирая плененных христиан и отпуская их свой город, отважно скакал по полкам, как орел в поднебесье летая. Злочестивый же царь, проведав о таком истребленье людей своих, великим страхом и ужасом был охвачен и, отчаявшись в успехе, быстро бежал от города с малой дружиной. И, когда он добрался до Угорской земли, то там злочестивый убит был Стефаном-царем» [ПЛДР 1981, с.205, 207]. Как видим, несмотря на некоторые различиях в Еюжете «Слова» и «Повести об убиении Батыя», обстоятельства «гибели» Бату в них очень похожи: он приходит в Венгрию, где и гибнет от рук местного короля Владислава («Повесть») или Стефана («Слово»). Несомненно, это сходство следует объяснить одинаковой причиной создания «Повести» и «Слова» - политическим заказом русских государей, гремившихся обосновать легитимность борьбы с Золотой Ордой и ее наследниками, а возможно, «Повесть» послужила источником для «Слова».

«Слово о Меркурии Смоленском» является самостоятельным произведением, тогда как «Повесть об убиении Батыя» вошла во многие летописные своды, что дало основание авторам более позднего времени считать ее отражением реальных событий. Так, например, Сигизмунд Герберштейн излагает сюжет «Повести» в «Записках о Московии», отмечая, что «так повествуют летописи» [Герберштейн 1988, с. 165-166], некоторые же современные авторы вообще склонны принимать ее за непреложную истину. Например, В. И. Демин пишет: «Существует даже предание, никем аргументированно не опровергнутое (sic! - Р. П.), о гибели Батыя... при осаде венгерского города» [Демин 2001, с. 212-213]. Наиболее курьезную, на мой взгляд, версию смерти Бату предлагает современный российский военный историк А. В. Шишов: «1255 год принес великому князю Александру Ярославичу Невскому хорошее во всех отношениях известие из Сарая. Хан Батый был зарублен во время завоевательного похода в Угорскую землю». Интересно, что дата смерти Бату (1255 г.), отмеченная в ряде источников, накладывается г-ном Шишовым на легендарное сообщение об «убиении Батыя» в Венгрии, причем сам автор под «Угорской землей» имеет в виду территории, населенные финно-угорскими племенами! [Шишов 1999, с. 261].

Любопытно, что кончина Бату не послужила основой для создания мифов и легенд на Востоке. Мусульманские историки, в отличие от русских и западноевропейских, не пытались как-то приукрасить (или тем более представить в невыгодном свете) обстоятельства смерти наследника Джучи. Ни у Джувейни, ни у Рашид ад-Дина, оставивших, пожалуй, самые подробные (по сравнению с другими) сведения о Бату, мы не находим ни слова об обстоятельствах и причинах его смерти: они сообщают о ней просто как о свершившемся факте . Аналогичным образом сообщают о его смерти другие рабские, персидские, тюркские, армянские авторы.

Косвенные сведения позволяют сделать вывод, что на самом деле истинная причина смерти Бату была весьма прозаичной: он умер от какой-то ревматической болезни. Болезнь эта была распространена среди Чингизидов, в чьих жилах текла кровь представительниц племени кунграт: «получившая известность болезнь ног племени кунгират обусловлена тем, что оно, не сговорившись с другими, вышло из ущелья прежде всех и бесстрашно попрало ногами их огни и очаги; по этой причине племя кунгират удручено» {Рашид ад-Дин 1952а, с. 154]. Бату, сын кунгратки Уки-хатун, неоднократно жаловался на боли в суставах и онемение ног. Например, Рашид ад-Дин пишет, что «Бату... уклонился от участия в курилтае, сославшись на слабое здоровье и на болезнь ног» (хотя, вполне вероятно, что когда Бату приводил такие отговорки, чтобы не ехать на курултай, возможно, его болезнь не была еще столь тяжелой, поскольку он, заявляя на словах о своих мучениях, на деле проявлял чудеса активности). Персидский автор XVI в. Гаффари также сообщает, что «у Бату в 639 г. появилась слабость членов и в 650 г. он умер» [Рашид ад-Дин 1960, с. 118; СМИЗО 1941, с. 210]. Отметим, что на опухание ног жаловался и его дядя Угедэй, сын Борте-хатун - также представительницы племени кунграт. Вильгельм де Рубрук, видевший Бату в последние годы его жизни, сообщает, что «лицо Бату было тогда покрыто красноватыми пятнами» [Вильгельм де Рубрук 1997, с. 117; Языков 1840, с. 141], что также является одним из симптомов ревматического заболевания.

Бату был погребен в соответствии с древними степными традициями. Джузджани сообщает: «Похоронили его по обряду монгольскому. У этого народа принято, что если кто из них умирает, то под землей устраивают место вроде дома или ниши, сообразно сану того проклятого, который отправился в преисподнюю. Место это украшают ложем, ковром, сосудами и множеством вещей; там же хоронят его с оружием его и со всем его имуществом. Хоронят с ним в этом месте и некоторых жен и слуг его, да (того) человека, которого он любил более всех. Затем ночью зарывают это место и до тех пор гоняют лошадей над поверхностью могилы, пока не останется ни малейшего признака того места (погребения)» [СМИЗО 1941, с. 16]. Вероятно, так же были похоронены и другие родичи Бату, не принявшие ни ислама, ни буддизма.

Внук Чингисхана Бату-хан, несомненно, является роковой фигурой в истории Руси XIII века. К сожалению, история не сохранила его портрета и оставила мало прижизненных описаний хана, но то, что мы знаем, говорит о нем как о неординарной личности.

Место рождения – Бурятия?

Бату-хан родился в 1209 году. Скорее всего, это произошло на территории Бурятии или Алтая. Его отцом был старший сын Чингисхана Джучи (который родился в плену, и есть мнение, что он не сын Чингисхана), а матерью - Уки-хатун, состоявшая в родстве со старшей женой Чингисхана. Таким образом, Бату был внуком Чингисхана и внучатым племянником его жены.

Джучи владел самым большим уделом чингизидов. Он был убит, возможно, по указанию Чингисхана, когда Бату было 18 лет.

По легенде, Джучи похоронен в мавзолее, который находится на территории Казахстана в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказгана. Историки считают, что мавзолей мог быть построен над могилой хана много лет спустя.

Окаянный и справедливый

Имя Бату означает «крепкий», «сильный». При жизни он получил прозвище Саин-хан, что по-монгольски означало «благородный», «щедрый» и даже «справедливый».

Единственные летописцы, которые отзывались о Батые лестно, были персами. Европейцы писали, что хан внушает сильный страх, но держит себя «ласково», умеет скрыть эмоции и подчеркивает свою принадлежность к семье чингизидов. В нашу историю он вошел, как погубитель - «злочестивый», «окаянный» и «поганый».

Праздник, ставший поминками

Кроме Бату, у Джучи было 13 сыновей. Есть легенда о том, что все они уступали друг другу место отца и просили деда разрешить спор. Чингисхан выбрал Бату и дал ему в наставники полководца Субедея. По сути, власти Бату не получил, земли был вынужден раздать братьям, а сам выполнял представительские функции. Даже войско отца возглавил старший брат Орду-Ичен.

По легенде, праздник, который молодой хан устроил, вернувшись домой, превратился в поминки: гонец принес весть о кончине Чингисхана.

Ставший Великим ханом Удэгей недолюбливал Джучи, но в 1229 году подтвердил титул Бату. Безземельному Бату пришлось сопровождать дядю в китайском походе. Поход на Русь, который монголы начали готовить в 1235 году, стал для Бату шансом обрести владения.

Татаро-монголы против тамплиеров

Кроме Бату-хана возглавить поход хотели еще 11 царевичей. Бату оказался самым опытным. Еще подростком он участвовал в военном походе на Хорезм и половцев. Считается, что хан принимал участие в битве на Калке в 1223 году, где монголы разгромили половцев и русских. Есть и другая версия: войска для похода на Русь собирались во владениях Бату, и возможно, он просто совершил военный переворот, с помощью оружия убедив царевичей отступить. По сути, военачальником войска был не Батый, а Субедей.

Сначала Батый покорил Волжскую Булгарию, затем опустошил Русь и вернулся в Приволжские степи, где хотел заняться созданием своего улуса.

Но хан Удэгей потребовал новых завоеваний. И в 1240 году Бату вторгся в Южную Русь, взял Киев. Его целью была Венгрия, куда бежал старый враг чингизидов половецкий хан Котян.

Первой пала Польша, был взят Краков. В 1241 году у Легницы было разбито войско князя Генриха, в котором сражались даже тамплиеры. Затем были Словакия, Чехия, Венгрия. Потоммонголы достигли Адриатики и взяли Загреб. Европа оказалась беспомощной. Людовиг Французский готовился к смерти, а Фридрих II собирался бежать в Палестину. Их спасло то, что умер хан Удэгей, и Батый повернул назад.

Бату против Каракорума

Выборы нового Великого хана затянулись на пять лет. Наконец был выбран Гуюк, который понимал, что Бату-хан ему никогда не подчиниться. Он собрал войска и двинул их к улусу Джучи, но вдруг вовремя умер, скорее всего, от яда.

Через три года Батый совершил военный переворот в Каракоруме. При поддержке братьев он сделал Великим ханом своего друга Монке, который признал за Бату право контролировать политику Булгарии, Руси и Северного Кавказа.

Яблоком раздора между Монголией и Бату оставались земли Ирана и Малой Азии. Деятельность Бату по защите улуса дала плоды. В 1270-х годах Золотая Орда перестала зависеть от Монголии.

В 1254 году Бату-хан основал столицу Золотой Орды - Сарай-Бату («Город Бату»), которая стояла на реке Ахтубе. Сарай располагался на холмах и тянулся по берегу реки на 15 километров. Это был богатый город, имевший свои ювелирные, литейные и керамические мастерские. В Сарай-Бату было 14 мечетей.

Дворцы, украшенные мозаиками, приводили иноземцев в трепет, а ханский дворец, расположенный на самом высоком месте города, был щедро украшен золотом. Именно от его великолепного вида и пошло название «Золотая Орда». Город был сметен с лица земли Тамреланом в 1395 году.

Батый и Невский

Известно, что с Бату-ханом встречался русский святой князь Александр Невский. Встреча Батыя и Невского произошла в июле 1247 года на Нижней Волге. Невский «гостил» у Батыя до осени 1248 года, после чего выехал в Каракорум.

Лев Гумилев считает, что Александр Невский и сын Бату-хана Сартак даже побратались, и таким образом, Александр стал якобы приемным сыном Батыя. Поскольку никаких летописных подтверждений этому нет, может статься, что это только легенда.

Зато можно предполагать, что во времена ига именно Золотая Орда не давала нашим западным соседям вторгнуться на Русь. Европейцы попросту боялись золотоордынцев, помня свирепость и беспощадность хана Бату.

Загадка смерти

Бату-хан умер в 1256 году в возрасте 48 лет. Современники считали, что его могли отравить. Говорили даже о том, что он погиб в походе. Но скорее всего, он умер от наследственного ревматического заболевания. Хан часто жаловался на боли и онемение в ногах, иногда из-за этого не приезжал на курултаи, на которых принимались важные решения.

Современники рассказывали, что лицо хана покрывалось красными пятнами, что явно свидетельствовало о нездоровье. Если учесть, что предки по материнской линии тоже мучились болями в ногах, то эта версия смерти выглядит правдоподобно.

Тело Батыя было предано земле там, где речка Ахтуба впадает в Волгу. Похоронили хана по монгольскому обычаю, устроив в земле дом с богатым ложем. Ночью по могиле прогнали табун лошадей, чтобы никто и никогда не нашел это место.



Поделиться