Карма семи поколений: как дети расплачиваются за грехи своих родителей. Отвечают ли дети за грехи родителей

Наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей? Нет? Тогда почему болезни предков, как следствие грехов, передаются по наследству ни в чем не повинным потомкам? Можно ли молиться об исцелении от таких болезней? И почему Бог наказывает «вину отцов в детях»? Об этом для портала «Православная жизнь» - канд. богословия архимандрит Феогност (Пушков).

Евангелие, т.е. Благая Весть о спасении, приносит нашему сердцу радость совершенного отпущения грехов, данного каждому верующему в Едином Крещении именем Святой Троицы. С другой стороны, живя в мире, преисполненном страданий, человеческая мысль пытается осмыслить окружающую нас реальность. Особенно когда страдания входят в нашу жизнь – касаются наших ближних или нас самих. Нередко поверхностно рефлектирующая мысль приходит к упрощенным вариантам ответа, а жизнь «разбивает» возникшие у нас теории. В таком случае многие люди говорят об «утрате веры», отчасти это именно так, только необходимо уточнить, что это была вера в наши концепции, что отнюдь не равнозначно подлинной религиозной вере, основанной на живом Откровении Слова Божьего.

В основе религиозного откровения лежит не теория, а факт: Бог вступил в «собеседование» со Своим творением. Любой религиозный догмат представляет собою реальность жизненную, реальность духовного опыта (даже если излагается схематическим методом). И на вопрос «наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей?» Церковь твёрдо отвечает: «Нет! И тем более, ни о каком наследовании вины по факту рождения не может быть и речи после возрождения человека в Крещении». Но у нас налицо факт наследственных заболеваний, которые иной раз и являются у родителей следствием тех или иных их личных грехов, но передаются совершенно не повинным в том детям. Как объяснить этот факт? Так же в Священном Писании (собственно, в Ветхом Завете) даны четкие указания, что Бог наказывает «вину отцов в детях». Как объяснить эти библейские высказывания? Начнем с последних.

Дурной пример

Язык Священого Писания с трудом понимается современным читателем. Не потому, что это «язык шарад и загадок» (это совсем не так), а потому, что текст написан в категориях мышления и способах изъяснения, присущего людям, жившим в очень далекие от нас времена. Это, если хотите, «социо-лингвистический разрыв». Вот библейский текст, на который чаще всего ссылаются те, кто распространяют далекие от Библии мнения, что Бог карает детей за грехи родителей: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7 – см. так же Исх.20:5-6; Втор. 5: 9-10; Иер.32:18).

Смысл этого библейского текста невозможно понять, не учитывая патриархального уклада библейской культуры. При патриархальном укладе дети наследовали профессию (и все «секреты ремесла») своих родителей. Если отец был плотник, то им будет и сын, и его сын и так далее. «Отрыв от корней» очень строго осуждался обществом, а лица, ставшие маргиналами, как правило, становились изгоями. Итак, отец - плотник, и сын его – так же. Мать - ткачиха? И дочь ее так же. Ну а если отец - грабитель или пират, то кем будет его сын? Правильно, грабителем или пиратом. А если мать - блудница из публичного дома, то кем будет ее дочь, согласно «обычаям общества»? Правильно, пойдет по стопам матери.

Вот потому в данном тексте и сказано, что Бог наказывает «в детях вину отцов», т.е. если Он увидит, что дети развивают не доброе, а злое наследство, то Он покарает детей за то, что они продолжают грехи родителей. Наказание Божие простирается к потомкам в том случае, если они становятся подражателями грехов родителей (т.е. родители – виновники того, что дети грешат, ибо отцы детям дали дурной пример). Точность этого подчеркивается словами Исх. 20:5 «Я – Господь, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящим Меня» , т.е. если вражда к Богу простирается до 3 или 4 колена – Бог простирает руку для наказания. Это прекрасно подтверждает преп. Ефрем Сирин комментарии на Исх. 20:5: «Бог, по Долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, коль скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» . В прямом юридическом смысле «отец не возьмет греха сына, ни сын не возьмет греха отца своего, но каждый умрет в собственном своем грехе» .

Отказ «искупить вину»

Однако понятие «наследование вины» имеет еще и второе значение – это отказ «искупить вину» (в случае если это возможно) своих родителей. К примеру, родители путём подлога и подкупа отобрали у своего соседа его имущество и передали его своему сыну, который знает о происхождении этого наследства. И хотя он сам лично не грабил, но он несет вину за то, что не возвращает обнищавшему с помощью его родителей соседу то, что ему причитается. Наверное, именно эта степень вины весьма актуальна для немалого числа наших современников. Не говоря про всё перевернувшую вверх дном трагедию 1917 года, напомним лишь времена «приватизации», когда многое было нажито «предприимчивыми людьми» ценою слез и даже крови людей «не предприимчивых». Конечно, в таком случае вина пользующегося всем этим наследника не очищается самим актом Крещения, так как после Крещения он вновь возвращается к тому, что залито слезами и кровью невинных жертв.

Еще в Ветхом Завете Бог твердо убеждает народ, что только в случае отказа детей исправить вину отцов (т.е. в случае продолжения ими греха родителей) Он взыщет с них как с виновным. «Зачем вы употребляете в земле Израиля эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:2-4). И далее говорится, что если грешник оставит путь зла и исправит свои злодеяния (вернет награбленное, отпустит долги должникам и т.д.), то и ему Бог просит все грехи. Эту личную причастность детей ко грехам родителей прекрасно понимают сами наказываемые дети: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне» (Ездр. 9:7). «Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, - мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего» (Иер. 3:25). Если же человек видит глубокую испорченность нравов своего общества (в т.ч. и родителей), он должен выйти из этого общества – что, впрочем, и совершил Авраам, «порвав с корнями». А так как этот разрыв был во Имя Божье и ради святости и верности, а не из-за гордыни, то Бог благословил Авраама. Авраам, конечно, не мог отвечать за греховные дела своих родителей и своего общества, так как он полностью с ними порвал, т.е. не соучаствовал в их делах и не жил «согласно системе», насаждающей грех.

Люди, которые рвут с корнями, перестают себя осознавать и чувствовать как продолжение свих родителей. Осознающий же и чувствующий свою преемственность от предков, видит в себе и плоды их дел (хороших или плохих), волей или неволей, сталкивается с менталитетом, наследованным от отцов. Вот почему «наши грехи» и «грехи отцов», как правило, стоят в паре, где-то рядышком друг с другом.

Генетический момент

Теперь остается рассмотреть не нравственный, а генетический (или органический) ракурс данной проблемы. Если дети не виновны по самому факту рождения в грехах родителей, то почему болезни и страдания часто приходят по цепочке именно к детям?

Если в нравственной области человек представляет собою независимую личность, свободную «порвать с прошлым» (а значит, отказаться от наследства, заработанного не честным путем или полученного в результате отпадения от веры), то в области физиологической, органической человек является частью общей «плоти мира». Все Божье творение, вся природа представляет собою единый цельный живой организм. И как в нашем теле страдание одного члена (порез пальца) приводят к тому, что боль чувствует весь человек, а не только его палец, точно так же и в природе, частью которой (пусть и возглавляющей ее), является человек. Наше безнравственное поведение разрушает нас не только духовно, но и физически. И удивительно ли, что рождаются больными дети у людей, чей организм с юности был разрушен алкоголем, нервными стрессами, «свободной любовью» и т.п.? Скорее удивительно и чудесно, если при таком раскладе дел рождаются здоровые дети. А если еще учесть то состояние экологии, к которому пришли все мы совместными усилиями в погоне за «прогрессом», то удивительно, что все мы еще живы. Своими грехами, своим образом жизни (разрушающим единство человека с низшей природой) мы сами строим себе гроб. И тут не идет речь о «каре Божьей». Это не Бог карает нас, а мы сами собираем худое приданное будущим поколениям. Кто же виноват, что дети живут тем, что им оставили их родители? Ведь никому не придет в голову сказать, что «Бог покарал смертью того, кто выпил полный стакан цианистого калия»? Почему же мы говорим о «каре Божьей», когда видим, что ребенок алкоголиков рождается больным? Это неправильное суждение!

Христианское отношение к данному вопросу можно суммировать так: родители передают своим детям последствия своих грехов в виде болезней и других страданий, но не сами грехи, а потому и детей, которые страдают не "за вину", а "по вине" родителей, мы не считаем грешниками, проявляем к ним сострадание и стараемся облегчить их жизнь .

Конечно, Бог Всемогущий силен исправить то, что в нас было нарушено грехом. Он силен и детей, рожденных от «больного корня», исцелить. Но это уже совершенно другая тема. И верующие люди с любовью могут возносить свои просьбы к Богу об исцелении наследственных болезней, прилагая, в том числе, и естественные усилия на борьбу с ними.

Свт. Василий Великий. Письмо № 223 (по нумерации PG) – в русском переводе № 215 // Письма (в переводе МДА), М., изд. «Сойкина», 1911г. с. 266.

В ответе ли дети за грехи родителей? Сложно сказать. С одной стороны , Бог не палач, чтобы истязать ребенка за то, что когда-то сотворил его отец. С другой — на генетическом уровне каждому из нас передалась информация обо всех поколениях рода, и никак не влиять она не может. Ведь любой человек — часть своего отца, деда, прадеда… Так где же истина?

Однажды святителю Николаю Сербскому написала письмо женщина, которая очень переживала за свою благочестивую племянницу. Последней выпали на судьбу страшные скорби: ее муж принес в дом венерическое заболевание, которым заразил и ее, затем от этого повредился рассудком и окончил свою жизнь в сумасшедшем доме. С его женой, замечательным человеком, случилось то же самое. Она не выдержала страданий и также умерла в заведении для душевнобольных. Сокрушаясь о печальной участи своей родственницы, ее тетя обратилась за советом к своему духовнику, впоследствии канонизированному Православной Церковью. И вот что ответил ей святитель Николай:

"Если Ваша родственница действительно благочестива и добра, тогда, конечно, она страдает безвинно. Тогда, возможно, следует искать причину в грехе ее родителей, ибо сказал Всевышний, что прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (ср.: Исх. 34, 7). Вы на это ответите так, как обычно говорят: "Но почему же дети страдают за грехи родителей?".Спрошу и я Вас: а как бы иначе Господь остановил людей от греха, если бы не переносил наказание за грехи родителей на детей? И наш народ по опыту знает, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто звучит предостережение тем, кто собирается лжесвидетельствовать или сделать какое-то зло: "Подумай о детях!". (…). Но не следует отчаиваться из-за этого, ибо ни в чем нет слепой фатальности. Милостивый Господь может пресечь наказание на ребенке, если он истинно покается и возопит к Нему, к Отцу Небесному, о прощении. Мать святого Фанурия была злой женщиной, но наказание не постигло сына за грехи матери. Не только не постигло наказание, но стал он святым, ибо постоянно молился за мать. Молитесь и Вы за родителей Вашей родственницы. Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом и заключается смысл церковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи и чтобы наказание не пало на их детей".

По христианским верованиям, в момент зачатия на свет появляется не только недосформированное тело, но и душа будущего человеческого существа. Именно поэтому христианство категорически против абортов — ведь во время этой "операции" губится не только тело ребенка, но и уже существующая душа, которая, будучи не просвещенной Святым Крещением, никогда не увидит Бога. Разумеется, Господь, Справедливый и Милостивый, не станет истязать эту убитую детскую душу, как умершего нераскаянного грешника, потому что бедный младенец не успел еще согрешить. Не бывает наказания без преступления, но, с другой стороны, нет и святости без просвещения Божией Благодатью. Не бывает и детской участи без любого влияния на нее отца и матери — даже генетическая память о них играет большую роль.

Если говорить об абортированном ребенке, который в прямом смысле слова заплатил за родительские ошибки жизнью, то беззаконие родителей, совершенное над убитым, непременно даст о себе знать и в его вечной судьбе. И самое страшное, что ничего потом не исправишь. Если Бог дал родителю право выбора, то оно предусматривает и определенные последствия. В данном случае — вечную духовную слепоту и пусть частичную, но отдаленность от Источника Благ для того, кому "повезло" быть плодом отношений нелюбящих и не желающих его появления на свет людей. Безусловно, Всевышний позаботится об абортированном ребенке, насколько это будет возможно. Но то, что отняли у него родители, все равно никогда не возвратить. Он уже не созреет для Царствия Небесного в той степени, в которой придет в мир иной праведник. Разве что искренняя покаянная молитва когда-то отказавшихся от ребенка родителей может дать его погубленной душе хоть какое-то облегчение.

Но допустим, что ребенок, зачатый блудниками или другими грешниками, нарушающими Закон Божий, не был уничтожен до рождения. Что будет с ним в таком случае? Безусловно, образ жизни родителей отразится на бедном малыше точно так же, как дефекты их клеток скажутся на его организме. И в материальном, и в духовном мире действуют определенные законы, одним из которых является закон преемственности. Ребенок не унаследует ответственность за проступки родителей, потому что "каждый будет умирать за свое собственное беззаконие" (Иер. 31:30). И на Страшном Суде будет только одна ответственность — личная. Но греховные склонности и привычки, увы, могут передаваться по наследству и осложнять эту, земную, жизнь. Хорошо, что Милость Господня дает силы с ними бороться…

Священное Писание и Предание утверждают, что поступки родителей таинственным образом сказываются на здоровье детей. Для того, чтобы пояснить эту связь, обратимся сначала к свидетельству Ветхого Завета.

Праведный Ной проклял своего внука Ханаана за безнравственный поступок его отца Хама (Быт. 9, 20-27). Кстати, отсюда и пошло слово «хамство». Спрашивается: почему за беззаконие пострадал не Хам, а его сын? В данном конкретном случае это вполне объяснимо. Сразу по окончании Всемирного потопа Бог благословил Ноя и трех его сыновей, в том числе Хама (Быт. 9,1). И праотец не посмел наложить свое проклятие на благословение Божие. Проклятие пало на одного из внуков. Но подчеркнем: это — исключение.

Моисеев закон специально разъясняет, когда дети отвечают за грехи родителей. Например, после второй заповеди («не сотвори себе кумира») буквально следующий стих гласит: «...Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6).

Эти строки нельзя выдергивать из контекста, иначе полностью искажается их смысл. Под словом «дети» здесь подразумеваются прямые потомки в первом поколении, а также родные внуки, правнуки и праправнуки. Вседержитель не карает всех детей подряд, но лишь ненавидящих Его, и не за любые проступки родителей, но только за нарушение второй заповеди Своего закона. Милость же Божия обещана каждому поколению праведников в награду за исполнение всех заповедей, а не исключительно второй.

К остальным девяти заповедям слова о возмездии до третьего-четвертого рода не приурочены, что и подтверждает пятая книга пророка Моисея: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24, 16). Причем, дополнительно строго оговаривается, за какое именно. Характерно, что, взойдя на иудейский трон, царь Амасия беспощадно умертвил убийц своего отца, «но детей убийц не умертвил» (4 Цар. 14, 1-6).

В земном порядке вещей возмездие не обязательно следует сразу за грехом. Порой их разделяют многие годы и поколения. Отдаленность преступления от наказания во времени позволяет тому, над кем нависла кара Господня, осознать беззаконие и покаяться. А благочестивых людей долготерпение Божие учит серьезно исследовать и тщательно исполнять законы духовной жизни. Господь разрушает дела тех, кто невнимателен к Его действиям (Пс. 27, 5).

Справедливость воздаяния сохраняется всегда: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его... проклят ты будешь... проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей... Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными... доколе не будешь истреблен» (Втор. 28, 15-18, 59-61).

Иными словами: что заслужил, то и получи. Бог не угрожает, а предостерегает. Он описывает ту ситуацию, до которой человек доводит и себя, и своих детей, злоупотребляя свободой выбора. Принцип наказания за грехи в Ветхом Завете такой же, как и в Новом. Если человек знал волю Божию и делал противное, он «бит будет много». А если «не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47-48). Речь здесь идет не только о земной жизни. Суд Божий властен над душой и после смерти тела. «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его», — учит Писание (Сир. 11, 26).

Вот пример из библейской истории. Господь заранее предупредил нечестивого царя Иеровоама, что истребит весь дом его. Но в маленьком сыне царя «нашлось нечто доброе пред Господом», и поэтому он единственный «войдет в гробницу» предков своих и получит надежду на жизнь вечную (3 Цар. 14, 13).

Так было в ветхозаветные времена. Перед пришествием в мир Христа Спасителя Господь подготавливает Свой народ к принятию новозаветной морали. «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! — говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле» (Иез. 18, 2-3). Виноград и оскомина — образы, характеризующие ответственность человека не за чужие, а за свои личные грехи.

На вопрос, «почему же сын не несет вины отца своего?» — Бог отвечает: «Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив». По закону Божию, душа грешника умирает, если он не покается. И Бог не хочет смерти беззаконника, но «чтобы он обратился от путей своих и был жив». Согласно непреложному обещанию Господа, «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18, 18-23).

То же написано и в книге пророка Иеремии: «...Каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31, 30). Примечательно, что вслед за этим стихом идет предсказание о Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа.

Христианская мораль органично восприняла слова ветхозаветных пророков и придала им особый смысл. Речь идет о Крестной Жертве Спасителя. По мнению преподобного Исаака Сирина, нельзя называть Бога справедливым, поскольку за грехи мира Он не пощадил Своего Единородного Сына. Праведник невинно пострадал за неправедных. «...Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», — утверждает апостол Павел (Рим. 5, 8). Страдания Сына Божия превыше любых человеческих представлений о справедливости. Он добровольно отдал Свою жизнь не в качестве платы за собственные грехи, а во искупление грехов рода человеческого. «...Вы куплены дорогою ценою», — увещевает апостол Павел (1 Кор. 6, 20).

Размышление над библейскими и святоотеческими текстами дает нам ключ к пониманию многих жизненных проблем, в частности того, как страдания детей зависят от грехов роди телей.

Между грехами родителей и болезнями детей можно проследить вполне очевидные «цепочки». Рассмотрим конкретные примеры. Господь сурово осуждает идолопоклонство. Оно губит души и сопровождается крайне нечестивыми обрядами, вплоть до кровавых жертвоприношений. Так, отступив от веры в Единого Бога, евреи «служили истуканам... и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную...» (Пс. 105, 36 - 38).

А вот факты из нашей обыденной жизни. Предположим, отец или мать не учат дитя элементарной гигиене и чистоплотности. Тогда риск заразиться дизентерией (болезнью немытых рук) и прочими кишечными инфекциями практически равен ста процентам. Если в семье все проблемы решаются «глоткой», на повышенных тонах, то ребенка трудно отучить от привычки орать по любому поводу. Он не приучен сдерживать свои эмоции и чувства. Нарастающая раздражительность со временем принимает невротический характер. Ребенок становится неуравновешенным, тревожным, вспыльчивым. Разбалансированная, буквально растерзанная семейными передрягами психика дает срывы и толкает на неадекватные поступки.

Среди духовных причин болезней детей по вине их родителей имеются и менее очевидные.

В своей практике православный педиатр Т. Костенко сталкивалась с неисповедимой болью нашего времени — брошенными детьми. Поступок матери-«кукушки» повергает их в духовно-нравственный шок. Характерна реакция на родительское отречение. Когда новорожденную дочь приносили на кормление к матери, малышка улыбалась, вела себя контактно, хорошо прибавляла в весе. Лишь только произошла трагедия, девочку будто подменили. Весь ее вид стал жалким, исполненным внутреннего трагизма и одиночества. Она хуже ела, казалась грустной и вялой. Дети вообще очень остро чувствуют материнское предательство, внезапно постигшее их одиночество, отчуждение и безысходность. Не столько осознают, сколько ощущают.

Педиатры решили, что младенец заболел. Но через несколько дней, словно адаптировавшись к предательству, девочка изменилась к лучшему. Однако продолжало удивлять выражение ее глаз. В них стоял то ли вопрос, то ли просьба, то ли мольба. Глаза брошенной малютки сильно отличались от взгляда детей, согретых материнской нежностью, лаской и любовью.

С точки зрения богословия здесь все достаточно понятно. Сознательный отказ от ребенка в угоду собственным прихотям (желание сохранить прежний образ жизни, свою свободу, заняться коммерцией и т. д.) есть нерадение о детях. Грешно не давать грудь ребенку по какой-либо причине, кроме болезни. Это в корне извращает материнский инстинкт, противоречит замыслу Божию о семье и браке.

В психологическом плане внезапный и преждевременный перевод на искусственное вскармливание является мощным стрессом. Новорожденный лишается самого главного — общения с матерью, ее тепла и заботы, того, что в народе называют «витамином М» (материнской любовью). Полноценный контакт с матерью создает наилучшие условия для нормального психофизического развития ребенка, для установления теплых и доверительных отношений, глубокой духовной связи на долгие годы. Отвыкание же от груди и привыкание к бутылочке разобщает с матерью, вынуждает ребенка «общаться» не с живым человеком, а с неодушевленным предметом.

Наконец, с позиции медицины, грудное молоко— самое ценное и незаменимое питание для новорожденного. Оно содержит все необходимые белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины, гормоны, ферменты и антитела в идеальном соотношении. Оно прекрасно повышает иммунитет и защищает от инфекций. Дети, которых сразу приложили к груди, обычно более спокойны и меньше болеют, чем те, кого лишили этой возможности. Чужое грудное молоко (а тем более молоко животных или искусственные смеси) иммунологически и генетически подходит ребенку значительно хуже, чем молоко родной матери.

Итак, отречение от ребенка или даже просто необоснованный отказ от кормления грудью крайне отрицательно влияют на младенца. Знать это особенно важно сейчас, когда процент брошенных и «бутылочных» детей увеличивается, а естественное вскармливание «выходит из моды».

Яркий пример того, как грехи родителей вызывают у детей психосоматические расстройства, — происхождение бронхиальной астмы. К ней приводят аллергические, инфекционные и психосоматические факторы. Корни бронхиальной астмы могут лежать в заблокированных, нереализованных стремлениях к признанию и вниманию окружающих, в неумело подавленном сексуальном влечении, в противоречии между желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

В детстве такому больному мать часто отказывает в заботе, участии и ласке (слишком раннее лишение «материнской среды»). Ребенок, еще нуждающийся в родительской опеке, реагирует на недостаточное внимание обостренным чувством беззащитности. Дитя подавляет его, всеми способами старается усилить чувство привязанности. Мать же, стараясь сделать ребенка независимым, добивается обратного: обостряет чувство беззащитности и привязанности к ней. Связанный с астмой конфликт называют «сдерживаемым (безголосым) плачем ребенка». Обычный плач еще более отчуждает и без того не принимающую ребенка мать. И тогда обездоленный ребенок, чтобы не расплакаться и вызвать хотя бы жалость у бессердечной и холодной матери, напрягает мышцы живота, шеи и диафрагму. Он сдерживает рыдания и поэтому начинает задыхаться.

Отсутствие слез не дает выплакать горе, снять Душевное напряжение, эмоционально разрядиться. Ученые считают, что между плачем и выходом из экстремальных состояний существует глубокая связь. Наряду с потом и выдыхаемым воздухом, слезы освобождают организм от токсинов. Анализ слез позволяет ставить диагнозы и регулировать прием лекарств. Исследования химического состава слез, вызванных сильной эмоциональной встряской, показывают, что в них находятся биологически активные соединения. В слезах же, возникших по другим причинам (например, при резке лука), этих веществ нет. Плач — нормальная реакция, и удерживать его вредно для здоровья. Однако это, конечно, не означает, что плачущего, особенно страдающего астмой, не следует успокаивать и утешать.

Подчеркнем: именно грех матери (педагогиче ски и психологически неграмотное воспитание) виновник данного недуга ребенка. Болезнь удалось бы не допустить, если бы исполнялся совет апостола Павла: «...Не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21), «но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).

У астматических больных с течением времени наступают выраженные изменения эмоциональной сферы (тревожно-подавленное настроение, усталость, паника перед возникновением приступов и т. п.). В свою очередь, отрицательные эмоции обостряют приступы. Кроме того, симптомы астмы вызываются неастматическими факторами (кошмарные сновидения, тревога, глубокая печаль, страх и т. д.). Они — не причины астмы, но провоцируют ее. Постепенно приступы обостряются, что играет существенную роль в случаях внезапной смерти от астмы (удушье при спазме бронхов).

Иной случай. Допустим, подросток не хочет учиться в школе. Нередко это бывает аномальной реакцией оппозиции. Он нарочно противится справедливым требованиям взрослых: придумывает себе оправдания, прогуливает занятия, симулирует плохое самочувствие, иногда убегает из дома от якобы жестоких «предков-тиранов» и демонстративно, напоказ грозит покончить жизнь самоубийством. Мотивы подобных поступков весьма разнообразны: от обычной лени и попытки привлечь внимание до желания вырваться из-под чрезмерной опеки и утвердить собственное «я», которое ущемляют амбиции воспитателей. В любом случае подросток оказывает непочтение к родителям и пренебрегает общепринятыми социальными нормами.

При определенных условиях аномальные реакции, в частности аномальные личностные реакции (АЛР), переходят в невротические или психопатические состояния, вызывают патологические изменения в нервной, иммунной и эндокринной системах. На базе АЛР формируются разные варианты психоадаптационных и психодезадаптационных состояний: астенический, психовегетативный, дисмнестический. Астенический синдром проявляется эмоциональной лабильностью, повышенной раздражительностью, утомляемостью, снижением концентрации внимания; психовегетативный — выражается в сердцебиении, расстройстве стула, изменении цвета кожных покровов и т. п.; дисмнестический — в различных нарушениях памяти. При неблагоприятной динамике названные синдромы перерастают в развернутые клинические формы — неврозы, психопатии, неврозо психопатоподобные состояния.

И, наконец, есть такие связи родительских грехов и детских болезней, в которых разобраться под силу только духовно опытному и прозорливому лицу. «Одна и та же болезнь, — подчеркивает епископ Варнава (Беляев), — может случиться у одного человека за непочтение к родителям, у другого — за воровство; и даже у одного и того же один раз — за один грех, в другой— за иной».

Традиционная наука не занимается данной областью человеческого бытия. Поэтому здесь логично опираться на христианские источники, без ссылок на практику и теорию науки. Мы вправе рассуждать о конкретных фактах, особенно из Священного Писания и Предания. Подлинность примеров, почерпнутых оттуда, освящена авторитетом богословской традиции Православной Церкви.

Согласно древнему ветхозаветному пророчеству, жена Иуды Искариота овдовеет, а дети его осиротеют. Они станут нищими скитальцами; им никто не окажет милости. «...Будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде» (Пс. 108, 13). Более того, богопредательство каким-то неизъяснимым образом отразится даже на усопших предках Иуды: «Да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится... и да истребит Он память их на земле...» (Пс. 108, 14-15). Вот к чему ведет сознательное отречение от Христа и от веры!

Второй библейский пример — история из жизни царя Давида. Некогда он соблазнился красотой Вирсавии, жены своего военачальника Урии. Давид послал Урию на верную смерть и, освободив себе желанное место, склонил Вирсавию к замужеству. За преднамеренное убийство, прелюбодеяние и, главное, нераскаянность в содеянном Бог покарал царя. Пророк Нафан открыл Давиду глаза на его беззаконие, и тот признал свою вину. Тогда Нафан ответил: «...Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын... И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело» (2 Цар. 12, 13-15).

Давид горько каялся. Он присоединил к горячей молитве строгий пост. Царь надеялся, что Господь помилует его и дитя выживет. Вопль скорбящей души воплотился в дивных покаянных строках пятидесятого псалма. Однако младенец все же скончался... И оправдалось слово Писания: «...Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 14-15).

Но на этой грустной ноте любовь Давида и Вирсавии не, оканчивается. После того, как они принесли достойные плоды покаяния, Бог освятил их брак и даровал им сына — легендарного царя Соломона. «Господь возлюбил его», — уточняет Священное Писание (2 Цар. 12, 24). Царь Соломон превосходил всех правителей земли богатством, славой и мудростью. Ради благочестия своего отца он жил долго и счастливо. Несмотря на это, под конец дней жёны развратили его сердце и склонили к идолопоклонству. За это Бог наказал Соломона: у него родился «скудный разумом Ровоам», который своим безумием причинил народу много бедствий (3 Цар. 11, 43 и Сир. 47, 28).

Вдумаемся: мудрейший из людей породил слабоумного ребенка! Можно было бы объяснить это роковой случайностью или известным присловием: «На детях гениев природа отдыхает». Но дело здесь именно в Промысле Божием. Нетрудно Богу щедро благословить всех наших потомков за благочестие родителей.

Близкий по смыслу случай описывает святитель Игнатий (Брянчанинов). Еще отроком будущий авва Елисей занемог и находился при смерти. Несмотря на усилия врачей, жить ему оставалось, по их прогнозам, менее трех суток. Отец юноши, хотя и люто ненавидел монахов, поспешил в храм евангелиста Марка. Там его встретил святой старец и спросил: «Что с тобой, господин Прокопий? О чем скорбишь?» Отец отвечал: «Тот, Кто открыл тебе мое имя, откроет и причину печали моей».

Прозорливый подвижник вместе с удрученным отцом навестил умирающего и пригласил в комнату его благочестивую мать. Затем угодник Божий вразумил и утешил отца: «Бог ищет от тебя исполнения трех заповедей, и если сохранишь их, то Он дарует жизнь сыну твоему». Отец призвал в свидетели святого евангелиста Марка, что все исполнит. Старец продолжил: «Уже пятнадцать лет ты прелюбодействуешь, оскверняя ложе жены твоей. За это Бог посек преждевременной смертью пятерых детей твоих». Это во-первых. Во-вторых, насильно юношу не жени, но предоставь ему возможность принять монашество. В-третьих, с еретиками впредь не общайся. Отец выслушал и заверил старца: «Сохраню слова твои во все дни моей жизни». Подвижник тотчас усердно помолился, как бы ручаясь перед Богом за искреннее покаяние грешника. И на третий день отрок совершенно выздоровел.

Очевидно, духовной причиной его смертельной болезни были тяжкие согрешения родного отца — блуд, неправильное воспитание сына, вследствие которого он мог соблазниться и пойти по следам своего отца, и антихристианское ми ровоззрение.

Действительно, нарушение родителями заповеди «не прелюбодействуй» крайне опасно для здоровья потомства. Как-то преподобный Леонид Оптинский принимал у себя супругов, имевших психически больного сына. Святой разъяснил, что эта болезнь есть кара Господня за их сексуальное не воздержание накануне больших церковных праздников. Также преподобный Серафим Саровский предостерегал, что за несоблюдение чистоты суп ружеских отношений в посты и постные дни дети появляются на свет мертворожденными. А жены нередко умирают в родах из-за непочитания церковных праздников и воскресных дней.

Не забудем, что преподобный Серафим сказал эти слова в начале XIX века юноше, который готовился вступить в брак. Жених обратился к Саровскому чудотворцу за благословением и советом. Вероятно, святой узрел богобоязненность и глубокую веру в сердце молодого человека и поэтому дал ему столь трудное аскетическое наставление*. А мы, люди духовно слабые, в качестве утешения вспомним диалог апостолов со Спасителем по поводу заповеди «не прелюбодействуй»: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 10-12).

Смысл этого ответа разъясняется в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «...Продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза... Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых (паствы — К. 3.), вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».

К сожалению, довольно часто за проступки родителей дети становятся психически нездоровыми и даже бесноватыми. Вот лишь два факта. Однажды к знаменитому египетскому подвижнику авве Амуну, жившему в Нитрийской горе, принесли скованного цепями отрока. Несчастного укусила бешеная собака, и он, вконец измученный от невыносимой боли, всего себя искусал до крови. Видя родителей, пришедших просить за сына, святой Амун смиренно сказал им: «Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы? У вас в руках готова помощь. Вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров». Уличенные родители с радостью исполнили слова святого старца, и по его молитве отрок выздоровел.

Бесспорно, непосредственная причина бешенства (водобоязни) — инфекция, поражающая нервную систему вплоть до летального исхода. Если вовремя не провести специальное лечение, больной неминуемо погибнет от паралича сердца и дыхания. Судя по описанию, у отрока развилась тяжелая форма бешенства, и если бы его доставили даже в суперсовременную клинику, он непременно бы скончался, независимо от интенсивности лечебных мероприятий. Таковы общие рассуждения чисто медицинского характера. Но в духовном плане болезнь и исцеление отрока связаны не с бешенством, а с грехом и покаянием его родителей в воровстве и преднамеренном нанесении ущерба малоимущим.

Второй пример — из жизни преподобного Арсения Каппадокийского. Когда он видел малое дитя парализованным или одержимым бесами, то сначала искал причину беды. Если вина падала на родителей, святой давал им епитимию (назначал меру ко исправлению), а потом исцелял болящего. В один из дней родители принесли к подвижнику ребенка, крепко связанного по рукам и ногам. Старец велел немедленно развязать его. Родители испугались: «...Мальчик безумен и причинит нам беду. Мы с большим трудом его связали». Но отец Арсений возразил: «Освободите его и не бойтесь». Как только ребенка развязали, бес покинул его, и мальчик сразу исцелился. Он подошел к старцу и тихо, словно агнец, сел рядом.

Преподобный понял, что вина родителей двойная. Во-первых, ребенок родился бесноватым по их грехам (подробности не уточняются). А во-вторых, отец и мать жестоко обращались со своим страждущим сыном. Они морили его голодом, дабы Ослабить физически и тем сдержать буйства.

А теперь иной аспект той же проблемы. К преподобному Парфению Лампсакийскому родители привели одержимого бесом сына. Обычно с помощью благодати Божией святой, не ожидая посторонних просьб, помогал несчастным. Но на этот раз он выказал недовольство. Припав к ногам человека Божия, родители слезно молили его избавить сына от опасного недуга.

Подвижник ответил: «Ваш сын недостоин исцеления, ибо дух-мучитель дан ему в наказание за то, что он почти отцеубийца». Родители ужаснулись, а преподобный пояснил: «Сын ваш часто оскорблял вас?»

— Да, — с болью признался отец.

— Вы молились в горести души вашей, чтобы Господь наказал его?

— Да, согрешили мы перед Господом, — со вздохом и чувством вины сознались отец и мать.

Тогда святой ответил: «Пусть же он и страдает, как заслуживший это наказание». Но любящие родители, скорбя сердцем, не переставали проливать слезы и умолять чудотворца. Преклоненный их горячими мольбами, он испросил у Бога прощение для юноши, благословил и, помолившись, исцелил его.

Будем же осторожнее в своих прошениях к Богу! «Благословляйте гонителей ваших... а не проклинайте... Не мстите за себя, возлюбленные, — наставляет апостол Павел, — но дайте место гневу Божию... Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 14 и 19-21).

Последний пример, иллюстрирующий сложность и неоднозначность взаимосвязи грехов родителей и болезней детей, возьмем из рассказа замечательного подвижника нашего времени, преподобного Паисия Святогорца. К нему на Святую Гору пришел мужчина, дочь которого тяжело болела раком. Отец принес с собой и некоторые ее вещи, чтобы батюшка благословил их.

«Старец сказал несчастному:

— Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву, т. к. Бог быстро умилостивляется от жертвенной любви.

Отец девочки спросил:

— Чем же пожертвую, батюшка?

Старец сказал:

— Пожертвуй какой-нибудь одной своей страстью.

Тот, имея слабое представление о духовной жизни, ответил:

— Нет у меня никакой страсти.

Тогда старец спросил:

— Сигареты куришь?

— Да, — ответил отец ребенка.

— Брось курить по любви к дочери, и Бог сделает ее здоровой, — потребовал старец».

Отец немедленно бросил курить, и девочка постепенно начала поправляться. Через некоторое время она выздоровела совершенно, что подтвердили и врачи. Однако отец скоро забыл и потому не сдержал свое обещание. И что же? У девочки опять обнаружили рак, и ее состояние снова ухудшилось. Отец ребенка вторично обратился к Святогорцу, но услышал твердое и нелицеприятное обличение: «Если ты, будучи отцом, не имеешь благочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребенка, то и я не могу тебе помочь ничем».

Какой богатый урок всем нам! Духовному разуму старца Паисия открылась невидимая врачами связь ракового процесса у дочери с пристрастиями ее родного отца. По молитве угодника Божия, отец поборол свою страсть к курению, и болезнь отступила. Но мужчина повел себя легкомысленно. Вопреки обету, он не до конца избавился от привычки, вредной даже для его собственного здоровья. Поистине, лучше вовсе не обещать, нежели обещать и не исполнить! Тем более, когда дело касается Бога и жизни умирающего ребенка. По непреложному слову Писания, «любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 8), и «кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7, 47). Фактически своим поступком отец доказал, что недостаточно крепко любит свою дочь. А раз так, то и прошение его отвергнуто.

Резюмируем вышесказанное. Взаимоотношение грехов родителей и болезней детей гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Грех может приводить к болезни, а болезнь ко греху. В этой связи он служит духовным фактором стрессов, внутри личностных конфликтов, нравственно отрицательных черт характера и личности, психических травм и вредных привычек, а следовательно, тех заболеваний, которые с ними связаны.

Безусловно, во многих случаях можно проследить вполне земные, естественные механизмы, ведущие нас ко греху, а через него — к соматическому, психическому или духовному недугу. Но нередко эти пути завуалированы, опосредованы разными условиями, скрыты от человеческого взгляда. Многообразие связей внутри греховных страстей, а также между соматическими и психическими заболеваниями не всегда позволяет четко расклассифицировать, что идет за чем, отделить первичное от вторичного. Но иногда все же удается конкретно объяснить, как именно грех приводит к болезни. И это — не досужие вымыслы, а серьезные факты. Игнорировать их ошибочно и безответственно. Внимательное же и вдумчивое отношение к ним, безусловно, пошло бы на пользу, как медикам, так и пациентам.

Сопротивляемость болезням зависит от наследственности, иммунитета, воспитания, окружающей среды, силы неблагоприятного воздействия и т. д. Не последнюю роль играет наша реакция на какое-либо событие, степень самоконтроля и самообладания, умение справиться со своими эмоциями и чувствами. Слабохарактерность, раздражительность, мнительность, злопамятность, обидчивость, самодовольство и прочие страсти взрослых — мощные союзники недугов. Поэтому во многих случаях причины страданий наших детей вырастают на почве нашего сердца. «Ибо из внутрь, из сердца человеческого, — поясняет Христос Своим ученикам, — исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7, 21-22).

Подчеркнем: дети не расплачиваются своим здоровьем за личные грехи родителей, но могут страдать в силу последствий родительских грехов. Не неся персональной ответственности за беззакония своего рода, потомки крепко связаны с предками генетически, психологически, социально, культурно и духовно. Поэтому оба поколения — и старшее, и младшее — неизбежно испытывают на себе позитивное и негативное влияние друг друга. Это — не карма, не слепое возмездие судьбы за проступки, якобы совершенные «в прошлых жизнях». Это — прямой результат телесного, душевного и духовного единства родителей и детей.

Грех родителей прямо или косвенно ведет потомков к болезни и смерти. Он нисколько не подменяет генетические, биохимические, физиологические, социальные и прочие факторы возникновения и развития недугов. Наоборот, в основном все причины действуют сообща, словно передают «эстафету» от одной к другой. И зачастую грех становится первой ступенью, своего рода предболезнью личности. Современная медицина и психология убедительно доказывают это.

Итак, мы кратко рассмотрели некоторые духовные причины страданий детей. Наверняка, приведенные доводы у кого-то вызовут возражения, вопросы, недоумения. Кому-то они покажутся неубедительными, слишком шаткими и наивными. Не будем навязывать читателю свою точку зрения. Просто поделимся теми выводами, которые, что называется, лежат на поверхности.

Отрицать наличие духовных факторов и процессов, ведущих к болезни и смерти, абсурдно. Хотя они и лежат вне области традиционной науки, необходимо учитывать их, наряду с другими болезнетворными факторами и процессами, которые уже длительное время изучают ученые. Христианское воззрение представляется здесь весьма актуальным. За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно показала связь греха и болезни, эмоционального состояния и физического здоровья: «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель» (Пс. 139, 12); «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч. 14, 30); «Веселое сердце благотворно, как врачевство (полезное лекарствоК. 3.), а унылый дух сушит кости» (Притч. 17,22); «Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое — дары Бога...» (Сир. 1, 18).

Духовно-промыслительная зависимость болезни от греха существует всегда, но далеко не всегда — медико-психологическая. С одной стороны, чем больше согрешают и чем слабее каются родители, тем больше вероятность, что их ребенок окажется больным. С другой стороны, чем меньше согрешают и чем сильнее каются родители, тем больше вероятность, что их ребенок вырастет здоровым. Уточним: речь идет о состоянии души. Но поскольку телесное здоровье во многом зависит от душевного, то данный вывод применим и к здоровью тела.

В любом случае у каждого человека все очень личностно, индивидуально, окрашено персональными особенностями. В таком деликатном вопросе, как духовные истоки страданий детей, следует избегать крупных обобщений и выводов. Чрезвычайно аккуратным надо быть в рассуждениях о бесновании и других духовных недугах. Здесь (впрочем, как и везде) колоссальную роль играют Промысл Божий, козни демонов, чисто человеческие немощи и, конечно же, воспитание ребенка. Среда, в которой созревает человеческая личность, накладывает неизгладимый отпечаток на врожденные и приобретенные особенности организма, черты характера и темперамента, потребности и склонности.

Сведения о духовных факторах болезни обогащают врачебные представления, повышают эффективность медицинских мероприятий и помогают лечить не болезнь, а больного человека. Благодаря этим знаниям легче понять, для чего нужны духовные методы врачевания, каковы особенности истории болезни и истории жизни пациента. Не секрет, что одно и то же заболевание часто протекает по-разному. Одинаковые формы невроза бывают, но одинаковых больных неврозом не бывает. Видимо, эта логика справедлива в отношении любых заболеваний.

Как же быть людям, которые осознали, что причина болезни их ребенка кроется внутри них? На этот вопрос не ответишь в двух словах. Прежде всего нельзя отчаиваться. Наоборот, нужно глубокое раскаяние и горячая молитва к Богу. Грех калечит человека, а покаяние врачует его. Родителям, неправильно воспитывавшим своих детей, вдвойне преступно упускать время, данное для покаяния и молитвы. Сегодня вновь и вновь совершается чудо, о котором поведал святой Иоанн Предтеча: «...Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9). И тогда за благочестие родителей Милосердный Господь скажет их страждущим детям изумительные слова, некогда обращенные к мытарю Закхею: «...Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 9-10).

Болезнь это сигнал бедствия, который посылает душа через тело. А душа у всех людей разная. Прислушаемся к тому, что говорит нам Промысл Божий через болезнь ребенка, но, конечно, не будем мнительны и чрезмерно озабочены собой. И тогда депрессия «скажет», например, так: «Остынь! Ты слишком раздражителен и требователен», — а приступ бронхиальной астмы «заявит»: «Ты плохо понимаешь своего ребенка и слишком мало уделяешь ему внимания». Такой внутренний диалог поможет правильно осмыслить, быстрее устранить и не допустить болезнь впредь. Он окажет хорошую услугу — станет шагом к выздоровлению. Если же мы поспешим отделаться от сигналов организма, «заглушим» их лекарствами, то неизбежно скатимся к примитивной, механистической медицине типа: «От головы — анальгин, от живота — но-шпа».

Признание духовного компонента болезни обязывает всех нас нести сугубую ответственность за свое поведение и воспитание детей. Воистину, прав апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною... Все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 6,12; 10, 23). Недаром и народная мудрость гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

И еще один аспект: духовное здоровье родителей предотвращает ошибки в деле воспитания детей. Ребенок из духовно благополучной семьи обладает особым иммунитетом против духовных болезней. Это очень важная закономерность. Поэтому в следующей главе мы обратим внимание преимущественно на духовные расстройства, характерные для наших современников. Во-первых, это поможет родителям правильно сориентироваться в себе и в собственных ошибках по отношению к Богу и окружающим людям. А во-вторых, духовные заболевания — то, что ждет наше подрастающее поколение, если воспитывать его неграмотно и бездуховно.

НЕРЕДКО В ПРИЧИНЕ СВОИХ НЕУДАЧ И СТРАДАНИЙ ЛЮДИ ВИДЯТ НЕ СЛЕДСТВИЕ СВОЕГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, А БОЖЬЕ НАКАЗАНИЕ, И ПРИЧЕМ ЗА ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ, БАБУШЕК И ДЕДУШЕК... ТАКОЙ ОШИБОЧНЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ ПРОЧНО ЗАКРЕПИЛСЯ В СОЗНАНИИ МИЛЛИОНОВ. БОЛЕЕ ТОГО, МНОГИЕ УВЕРЕНЫ, ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ ДАЖЕ БИБЛИЯ. НАСКОЛЬКО ЖЕ ЭТО ВЕРНО?

Оскомина от предков

Укоренившееся искаженное представление о Боге, Который наказывает детей за грехи их родителей, древнее, чем мы можем себе представить.

Более двух с половиной тысяч лет назад израильский народ был пленен вавилонскими войсками и почти полностью переселен из Иудеи в далекие земли Месопотамии. Так исполнилось Божье наказание целого народа за его тотальное и дерзкое отступление от Божьих законов. В то время в среде этих плененных израильтян получила широкое распространение пословица: «Отцы если кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Библия. Иезекииль 18:2) . Этим иносказанием, в оправдание себе, пленники обвиняли своих отцов и дедов за то, что они в свое время положили начало всеобщему отступничеству, которое впоследствии обернулось трагедией для всей нации. Кроме этого, вместо глубокого раскаяния они еще и косвенно обвиняли Бога в несправедливости и непоследовательности, полагая, что Всевышний, не разобравшись в ситуации, сгоряча «зацепил» их - «невинных» жертв обстоятельств Своими наказаниями 1 . Суть этой пословицы можно выразить словами: «Боже, Ты не тех наказал».

На подобные представления Всевышний отреагировал однозначно: «Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Библия. Иезекииль 18:3-4) . Этим заявлением Бог обличает иудеев, оказавшихся в плену из-за своих грехов, и разоблачает логику их пословицы. Он акцентирует внимание на том, что согласно Его справедливости наказываются только согрешающие, т. е. оскомины (Божьего наказания детей за грехи отцов) не может быть. Каждый несет ответственность сугубо за свои проступки: «…сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына…» (Библия. Иезекииль 18:20) . Также Господь проиллюстрировал Свою справедливость на примере отца, сына и внука (См. Библия. Иезекииль 18:5-32) 2 . Вот что отмечает по этому поводу профессор Даума: «Отец, который придерживался законов Яхвэ (одно из древних имен Всевышнего. - Ред.) , - праведный, и он будет жить. Его сын, который поступает совсем наоборот, — умрет. Он сам на себя навлек смерть. Его внук, который видит, как поступает его отец, и не идет его путем, но придерживается заповедей Яхвэ, обязательно останется жив. Он верен Яхвэ, и не будет наказан за грехи отца» 3 .

До четвертого рода

Кроме упомянутого выше Божьего заявления существует и другое, которое, на первый взгляд, полностью ему противоречит. Это вторая из десяти заповедей закона Божьего: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Библия. Исход 20:4-6) . Разве содержание этой заповеди не подтверждает правдивость пословицы об оскомине? Нет! Важно обратить внимание на состояние тех, кого в этой заповеди Господь обещает наказывать: «детей… ненавидящих Меня». То есть речь идет о наказании детей, которые находятся в состоянии восстания против Бога, — «ненавидящих Меня». Им не будет вменена вина их отцов. Они будут нести ответственность за собственное поведение, которое они переняли от живущих во грехе родителей. Необходимо также учесть и то, что вина родителей в этой заповеди - это идолопоклонство, поклонение изображениям или же Богу посредством идолов. Родители виновны в привитии детям такой ложной веры 4 . Если дети продолжают поступать так же, как и родители, то будут наказаны. В этой ситуации стоит отметить, что вина родителей является мощным фактором, который влияет на выбор духовных ориентиров их детей. Но все же этот фактор не решающий. Выбор остается за детьми - поклоняться ли им идолам или же любить Бога и Его заповеди, обрекать себя на Его наказание или обретать Его благословения.

Следовательно, израильтяне во времена вавилонского плена неверно истолковывали вторую заповедь Божьего закона. Идолопоклонство извратило их представление о Божественной справедливости 5 . Но любвеобильный и милосердый Бог призывал их тогда к покаянию: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь (евр. покайтесь. - Авт.) , и живите!» (Библия. Иезекииль 18:31-32) 6 .

Ответ Христа

К сожалению, представления о том, что дети несут ответственность за грехи своих родителей, продолжали гнездиться в умах иудеев и во времена Иисуса Христа. Даже ученики Иисуса находились под влиянием этих ошибочных взглядов. В Евангелии от Иоанна повествуется о встрече Иисуса и Его учеников со слепым от рождения человеком. Тогда ученики спросили у своего Учителя: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Библия. Евангелие от Иоанна 9:2) . Очевидно, что ученики Иисуса не связывают слепоту несчастного с последствиями греха на земле, но с конкретной личностью, из-за греха которой это могло произойти 7 . Они мыслили так же, как и их праотцы шесть столетий назад во времена вавилонского плена. Они так же полагали, что Бог наказывает детей за грехи родителей 8 . Христос развеивал такие заблуждения. «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители, но это для того, чтобы на нем явились дела Божия» (Библия. Евангелие от Иоанна 9:3) . Иными словами, Иисус опровергает домыслы учеников и в то же время не раскрывает тайну причин, по которым тот человек был слепым от рождения. Самое главное, на что Спаситель обращает внимание, так это на то, что проблема слепоты разрешается вмешательством милосердного Бога.

Мой опыт

Заметьте, как наше время кардинально отличается от древних дней, как с точки зрения техногенных открытий, достижений в науке, так и во многом другом. Но что касается заблуждений, связанных с представлениями о Боге и Его намерениях, практически мало что изменилось. Это лишний раз говорит о проблеме, которая сопровождает человечество на протяжении всей истории - конфликт между истиной и заблуждением. С заблуждением трудно бороться. Это мне известно не только благодаря исследованиям и наблюдениям, но из собственного жизненного опыта.

Я рос в атеистической семье. Мой отец был советским военным. Когда мне исполнилось одиннадцать лет, я приобщился к научной фантастике в поисках ответов на вопрос о смысле существования. Тогда с семьей мы жили в ГДР (Вюнсдорф), где библиотеки с широким выбором литературы позволяли «искать» ответы на вопросы, мучавшие мою душу. Следующим этапом в юношеских поисках был жанр фэнтези. Он был для меня своего рода окном в духовный мир. Но и это не изменило представления о Боге. Я видел Его жестоким, мстительным и наказывающим за грехи родителей. Идеи, почерпнутые из литературы, сформировали во мне представления о том, как Бог вмешивается в жизнь человека. В книгах, которые меня поглотили, добро побеждало зло методами зла. Это еще больше вводило меня в заблуждение, до тех пор, пока я не прикоснулся к строкам Библии. Только тогда я увидел и услышал голос Бога любви, прощения и справедливости. Я понял, что Он никогда не наказывает людей, не причастных к чужим грехам, даже если это самые близкие родственники. Бог справедлив и к тому же весьма любвеобилен. Он хоть и наказывает ненавидящих Его, но и благословляет «до тысячи родов» любящих Его и соблюдающих заповеди Его. Божье Слово, отображенное в Библии, открывает нам нашего Творца и учит правильным взаимоотношениям с Ним, а также с людьми, которым необходимо утешение и ободрение, а не приговоры.

1 Leslie Allen. “Ezekiel:1-19”. Word Biblical Commentary, v. 28 (Dallas: Word Press, 1994): 270-271.
2 Jurrien Mol. “Collective and Individual Responsibility: A Description of Corporate Personality in Ezekiel 18 and 20” (Brill NV, Leiden, the Netherlands, 2009): 239-242.
3 Йохем Даума. Дорогами Ветхого завета. Т.4. Большие пророки (Коллоквиум, Черкассы, 2012):148-149.
4 Более широкое изложение 2-й заповеди находится в книге Второзаконие 4:15-19; Также работа Abel L. Т Ndjerareu “The theological bases for the prohibitions of idolatry: An exegetical and theological study of the second commandment” (PhD thesis, Dallas Theological Seminary, 1995): 139-155.
5 Erica Moore. “A Rhetorical analysis of the use of popular saying in the book of Ezekiel” (PhD thesis, Westminster Theological Seminary, 2003): 148.
6 Об ответственности всей нации за свое духовное состояние говорится в 20-й гл. книги пророка Иезекииля.
7 William M. Wright IV. “Rhetoric and Theology: Figural Reading of John 9” (PhD thesis, Emory University, 2005): 176.
8 George R. Beasley-Murray. “John”. Word Biblical Commentary, v. 36 (Dallas: Word Press, 1987): 154.

- Наследственные болезни детей есть ли наказание за грехи родителей?

Приведу мысль пророка Иезекииля, что не наказывается сын за отца. Написано: «Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18, 19-20).

То есть каждый наказывается за совершенные им деяния.

Бог – величайшая Любовь и величайшее Смирение, Он никому не мстит, даже за наши грехи Он не мстит. Если я прыгаю с десятого этажа, разве Бог меня наказал, что я переломал себе все кости? Кто наказал пьяницу, кто наказал наркомана, вора, блудливого? И тем не менее все время слышим – «Бог наказал». Например, соседа сгорел дом, а у меня все благополучно. Что это значит? Так и надо соседу, потому что он – грешник, а я праведник. Это ужасная, иудео-языческая доктрина. Поскольку и в иудействе, и в язычестве она является основополагающей. Ее также восприняла католическая Церковь. К сожалению, все наши богословские учебники написаны под влиянием католичества и протестантизма. И первая православная книга на эту тему появилась в конце 19 века – «Православное учение о спасении» будущего Патриарха Сергия (Страгородского).

Итак, Бог никому не мстит, Он устраивает жизнь, окружающие условия для каждого человека в соответствии с духовным состоянием. И эти условия являются лучшими. Самый точный образ этого – Бог есть врач. Вот к врачу пришли два пациента, одного он отправляет на курорт, а другого отправляет под нож на операционный стол. Кто-нибудь скажет: наверное, первый ему угодил, а второй насолил. На самом деле, у первого тяжелый туберкулез легких, поэтому его – на курорт, а у второго – острый аппендицит, поэтому его отправляют на операционный стол. Для каждого выбрано наилучшее лечение. А мы продолжаем мыслить в категориях – «Бог наказал», «Бог возлюбил». Потому-то на слова Христа «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19,23), иудеи ахнули. Как же, если он богат, значит, угоден Богу, а христианство полностью отвергло это.

Кто виноват, когда рождаются больные дети? Виноваты, как правило, родители. Но ребенок не наказывается за грехи родителей. У пьяницы рождается больной ребенок. Но это не есть наказание. Это естественное следствие тех законов, которые установил Господь в нашем тварном мире. Это есть так называемый «родовой грех». Оказывается, страсти родителей делают так, что дети рождаются уже с воспаленными страстями. Они не виновны, но они уже такие.

Я помню такого скупого мальчика, что все над ним смеялись. Бывает в детях невероятная скупость, жестокость, тщеславие. И мы видим, что дети прямо такими рождаются. Это обусловлено духовным состоянием родителей, оно имеет огромнейшее значение для детей.

Если мы хотим, чтобы наши дети рождались духовно здоровыми, необходимо сделать все возможное, чтобы таковыми были мы сами. Яблочко от яблоньки недалеко падает - это закон существования человеческой природы в нашем тварном мире, а не «наказание» или «месть» Бога. Не стоит так оскорблять Бога. Бог есть Любовь, и Он никому не мстит.

- «Книга Чисел» 14 глава, 18 стих гласит о том, что грех отцов переходит на детей до третьего и четвертого поколения, что это значит?

В вопросе о родовом грехе можно полагать, что страсти родителей, в которых ребенок зачинается, носится, рождается, особенно действенны до третьего и четвертого поколения. Могут рождаться дети с какой-то воспаленной страстью, и родителям это важно знать. История говорит, что древние люди прекрасно понимали, какое значение имеет внешнее окружение для беременной матери: лица, природные ландшафты, люди, их разговоры, отношения. В духовном плане это имеет особенно важное значение. До третьего и четвертого рода передаются болезненные страстные явления, с которыми может рождаться человек. Если родители не повторяют родовой греховной страсти или даже, напротив, ведут борьба с ней, то может произойти исцеление, уничтожение этого родового греха. Это важная мысль для нации, для народа, для государства: «Духовная и нравственная жизнь родителей обусловливает духовное состояние детей».
А.И. Осипов,профессор МДА



Поделиться