Какой элемент не входит структуру нормы права. Норма права: понятие, элементы, виды. Объем и взаимосвязь

1. Прежде чем рассмотреть возможности влияния права на поведение, необходимо сказать о применяемой терминологии. Мы понимаем под правом в данной работе совокупность (систему) норм, выражающих государственную волю господствующего класса (в общенародном государстве - всего народа). Более широким является понятие правовой надстройки, которое охватывает не только упомянутую систему норм (объективное право), но и правоотношения, правовые учреждения и их деятельность по созданию и применению права, а также правовую идеологию, правовое сознание и правовую науку .

Как уже неоднократно отмечалось в литературе, решающая роль в правовой надстройке принадлежит, несомненно, нормам права. Именно они являются теми моделями поведения, которые создаются законодателем в целях оптимального регулирования поведения людей.

Моделирование обычно рассматривается как теоретико-познавательный прием, служащий исследовательским задачам. Одно из определений модели гласит, 4fo это «искусственно созданный объект в виде схем, чертежей, логико-математических знаковых формул, физической конструкции и т. п., который, будучи аналогичен (подобен, сходен) исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изучение которого затруднено или недоступно» 1 . В научных исследованиях модель играет роль мысленного прибора, на котором ученый может проверять свои гипотезы. Однако модель - это не только научный, но и практический инструмент; в праве такая модель издавна играет важную практическую роль. Основная «клеточка» права - правовая норма - представляет собой не что иное, как модель поведения людей, регулируемого правом. В правовых системах моделируются различные виды общественных отношений, одобряемые или порицаемые государством, и соответственно в отдельной норме «дана модель поведения, которую государство признает оптимальным в данных условиях» 2 .

Модель - это лишь образ действительности. Никакая модель полностью не воспроизводит оригинал, она отражает лишь его существенные признаки, узловые моменты. Какие же признаки (элементы) поведения закрепляются в нормах права? Отвечая на этот вопрос, следует рассмотреть по меньшей мере две его стороны: а) какие уровни поведения моделируются нормой права; б) какие элементы генезиса поступка находят в ней свое отражение и закрепление.

2. Выше уже отмечалось, что не всегда возможно достаточно четко разграничить между собой такие смежные уровни поведения, как движение, действие, операция. Их различие относительно и имеет смысл только в системе актов поведения. Вот почему можно лишь указать на наиболее распространенные, типичные случаи регулирования правовыми нормами определенных уровней поведения.

‘Кондаков Н. И. Логический словарь. М., Наука, 1971, с. 313.

2 X а л ф и и а Р. О. Общее учение о правоотношении. М., Юрид. лит., 1974, с. 64.

Наиболее типичный случай правового регулирования заключается в том, что правовой нормой предусматриваются признаки действия (бездействия). Заключение договора купли-продажи, исполнение обязательства, нарушение противопожарных правил, умышленное убийство - все это различные (правомерные или противоправные) действия, предусмотренные нормами разных отраслей права.

Разумеется, в принципе правовая норма может описывать и признаки деятельности, и признаки операций. В Уголовном кодексе, например, есть несколько норм, которые запрещают определенные виды деятельности: занятие запрещенным промыслом, содержание притонов разврата, частнопредпринимательскую деятельность, самовольное строительство и т. д. Однако это исключение из правил. Любая общественно полезная деятельность в социалистическом обществе протекает в рамках права, что, однако, не значит, что вся она регламентируется какой-то одной нормой. Например, ученый ведет исследования и пишет книги; авторское право регламентирует порядок их издания, трудовое право определяет некоторые условия его работы и отдыха, но нет единой правовой нормы, которая представляла бы модель всего этого сложного поведения. Оно моделируется, да и то лишь частично, совокупностью норм: определенными институтами права, разными его отраслями, правовой надстройкой в целом. При этом главное в работе ученого - содержание его научной работы - правовыми средствами не регламентировано вообще.

Анализируя нормы уголовно-процессуального права, специалисты этой отрасли отмечают, что многие из них регулируют процессуальные операции. «Затем следуют системы норм, регулирующих отдельные процессуальные действия» . Что же касается процессуальной деятельности в целом, то ее опять-таки регулирует вся система процессуальных норм.

Если уровень деятельности слишком «высок» для отдельной нормы права, то уровень телодвижения, как правило, слишком «низок». Забивание гвоздя, написание буквы, включение стартера автомашины, уличное знакомство, нажатие спускового крючка пистолета, как таковые, не моделируются в норме права, хотя каждое из- этих движений и действий может быть использовано не только для правомерных, но и для противоправных целей. Телодвижения же если и регламентируются, то главным образом техническими нормами. Можно провести следующее условное сопоставление уровней поведения и видов социальных норм, из которого видно, что нормы права занимают среди них центральное место (схема 6).

Схема 6. Уровни поведения и их нормативное регулирование

Тот факт, что почти любое действие может служить разным целям, а поступок может быть совершен при помощи разных телодвижений, вызывает существенные затруднения при моделировании поведения в правовой норме. Нельзя запрещать такое движение, как нажатие спускового крючка, потому что оно может быть иногда вредно, а иногда полезно. Нельзя разрешать рыболовство или охоту, не считаясь со средствами, которыми они будут осуществляться. Только сочетание элементов, относящихся к двум соседним уровням поведения (например, действия и операции или телодвижения и действия), дает приемлемую для права модель общественно полезного или общественно вредного поведения, и именно такое сочетание часто фигурирует в правовых нормах.

Так, ст. 269 ГК РСФСР предусматривает, что договор займа на сумму свыше 50 руб. должен заключаться в письменной форме. Следовательно, заключение договора- операция - имеет юридическое значение лишь тогда, когда оно совершается вполне определенными действиями. Много таких норм и в уголовном законодательстве: запрещение охоты или рыбной ловли, производимой определенными способами; совершение различных деяний тайно, открыто, с насилием и т. д.

Практически лишь небольшой круг поступков разрешается или, напротив, запрещается без указания на выше- или нижестоящий уровень поведения. Это те случаи, когда поступок настолько специфичен, что его социальное позитивное или негативное значение сохраняется при любых операциях и видах деятельности. Например, согласно ст. 20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей . Эта позитивная норма описывает желаемый поступок, не обращаясь к операциям или к телодвижениям, которые для этого потребуются. Другой пример: Уголовный кодекс запрещает убийство, каким бы способом оно ни совершалось.

Таким образом, правовая норма моделирует, как правило, не один, а два соседних уровня поведения. Основным уровнем является действие, дополнительным - операция или телодвижение, которым оно осуществляется. Если основной уровень - операция, то дополнительный- действие либо деятельность и т. д.

Вопрос о том, какие уровни поведения регулируются разными отраслями права, совершенно не изучен, хотя его изучение, несомненно, представляло бы научный и практический интерес. Что касается уголовного права, то, как отмечалось выше, характерная для него модель - действие или бездействие (правда, встречаются и другие уровни). Можно полагать, что в отраслях так называемого положительного права (содержащего регулятивные, а не охранительные нормы) чаще моделируются более высокие уровни поведения.

Следует отметить, что регламентация одного уровня поведения влияет и на другие уровни. Так, если правовая норма моделирует действие, то это так или иначе сказывается как на более высоком, так и на более низком уровне поведения. Субъект сам выбирает для совершения данного поступка, предусмотренного правовой нормой, соответствующие движения; с другой стороны, серия поступков, моделируемых нормами права, определяет если не целиком всю деятельность, образуемую этими поступками, то во всяком случае некоторые существенные ее аспекты. Так, четкая регламентация уголовно-процессуальным законодательством деятельности следователя или судьи неизбежно вырабатывает у них определенный стиль поведения, влияющий и на отдельные элементы, из которых складывается эта деятельность (методы допроса, отношение к участникам процесса и к другим гражданам), стиль, соответствующий требованиям советского права и морали. Следовательно, помимо прямого моделирования определенного уровня поведения правовая норма оказывает и косвенное воздействие на смежные уровни.

3. Рассмотрим теперь, какие элементы генезиса поступка закрепляются в правовой норме. Напомним, что этот генезис складывается из трех стадий: мотивация поступка; планирование и принятие решения; исполнение.

Правовая норма во многих случаях способна влиять на мотивацию поведения. Так, еще С. Ф. Кечекьян писал: «Нормы права не только указывают на определенный образ действия граждан как на правомерный, одобряемый государством и стоящим за ним господствующим классом, но и вызывают в сознании граждан решающие мотивы в пользу этого поведения» . И это вполне понятно. Если лицо предвидит результаты своего действия, знает позиции закона по этому вопросу, ему известны разрешенные или запрещенные правом цели и средства их достижения, то естественно, что это лицо так или иначе должно будет определить свое отношение ко всем остальным элементам своего будущего поступка, даже если норма о них ничего прямо и не говорит. Таким образом, правовая норма в состоянии воздействовать на интересы субъектов, ставить перед ними определенные цели и тем самым стимулировать позитивное отношение к требованиям социалистического общества.

Можно выделить три основные разновидности регулирования правовой нормой мотивации поступка.

Первая разновидность характерна для обязывающих норм. Правовая норма, возлагающая на субъекта обязанность совершения определенных действий, отражает государственную потребность в таком поведении. В силу осознания этой потребности как долга, учитывая также властное предписание государства, выраженное б норме права, гражданин будет определять линию свое* го дальнейшего поведения. «Конечно,-пишет С. С. Алексеев, - исполняя юридическую обязанность, лицо может удовлетворить и свои интересы... Однако в пределах данного правоотношения поведение обязанного лица непосредственно направлено на обеспечение интересов управомоченного, выражающих либо его личные, либо также и общенародные интересы, интересы общества в целом» 1 . Как видно, в данном случае мотивирующее значение имеет юридическое содержание нормы, точнее, один его элемент - обязанность.

Подобное мотивирующее значение, только «с обратным знаком», имеют запретительные нормы (например, нормы уголовного права). Нередко в этих нормах прямо указываются мотивы, в связи с которыми соответствующее поведение отрицательно оценивается государством (хулиганские, корыстные мотивы, месть, иная личная заинтересованность и т. д.).

Наконец, третья разновидность норм, которые воздействуют на стадию мотивации поступка, - это нормы управомочивающие (разрешающие), содержащие одобрение определенных мотивов поведения. Такие нормы не обязывают к данному поведению и тем более не запрещают его. Однако они создают известные стимулы для данного поступка, способствуя реализации таких интересов личности, которые имеют общественно полезное значение. Так, п. 111 Положения о производственном объединении (комбинате) указывает, что объединение «в целях усиления материальной заинтересованности работников объединения в выполнении и перевыполнении производственных планов, росте производительности труда, улучшении качества продукции, а также повышения эффективности и рентабельности производства разрабатывает и утверждает в соответствии с действующим законодательством положения о премировании по объединению в целом» 2 . Предусмотренное этой нормой стимулирование материальных интересов работника наряду с усилением его моральной заинтересованности в результатах труда способствует дальнейшему подъему промышленного производства.

‘Алексеев С. С. Общая теория социалистического права, с. 317.

2 СП СССР, 1974, № 8, ст. 38.

Деление норм на обязывающие, запретительные и уп^ равомочивающие не исчерпывает всего многообразия средств правового регулирования поступка. Возможны различные градации этих предписаний в широком диапазоне (указание на позитивные или негативные последствия поступка, поощрение или рекомендация к воздержанию от действия, предоставление правомочия на несовершение поступка и т. д.). Все эти важные нюансы имеют- существенное мотивирующее значение для поведения.

Следует добавить, что многие нормы не упоминают вовсе об интересе или других элементах мотивации поведения, но тем не менее косвенным путем содействуют развитию общественно полезных интересов, планов и других позитивных мотивов поведения личности. В том же самом Положении о производственном объединении (комбинате) имеется п. 108, который обязывает руководителей объединения оказывать «всемерное содействие средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школе, вечернему (сменному) профессионально- техническому училищу, курсам и учебно-курсовому комбинату повышения квалификации, в которых обучаются работники объединения». Как видно, здесь прямо ничего не сказано о том, какими мотивами руководствуется работник, поступивший в вечернюю школу или на курсы, но несомненно, что данная норма способствует зарождению и укреплению интереса к учебе и к труду, совершенствованию личности.

Сравнивая различные средства правового воздействия на поведение людей, некоторые авторы называют возложение юридических обязанностей наиболее надежным средством достижения намеченного эффекта . Вряд ли это так. Не менее эффективны и предоставление прав, и поощрение определенных действий, и запрещение общественно вредных поступков при условии, что каждый из этих методов правового регулирования адекватен своему предмету. Совершенно не нужно возлагать обязанности в тех случаях, когда мотивация данного поведения уже обеспечена социально-экономическими условиями жизни или объективно-необходимыми потребностями людей (например, при вступлении в брак). Задача права состоит не в том, чтобы расширять сферу обязанностей, а в том, чтобы применять такие средства и методы, которые дополняли бы и укрепляли иные формы социального регулирования (и то если оно вообще в данной сфере необходимо).

4. Мотивация поступка определяется далеко не одними лишь правовыми нормами и главным образом - не ими. Думается, что основная часть мотивов поступков людей складывается в их обыденной жизни независимо от действия права. Такие мотивы, как забота о семье, о детях, материальные интересы, стремление к уважению со стороны окружающих, забота о здоровье своем или близких, и многие другие отражают обычную жизнедеятельность людей; их и не следует предписывать какими- либо правовыми велениями государства.

Иное дело - способ реализации возникших мотивов. Здесь уже государство и общество прямо заинтересованы в том, чтобы побуждения людей и стремления коллективов были всегда направлены в надлежащее русло, чтобы совершаемые на базе этих мотивов поступки не только не причиняли вреда, но и имели максимальное общественно полезное значение. Вот почему правовые нормы моделируют большей частью не столько мотивацию, сколько последующую стадию - планирование и принятие решений, указывая гражданину оптимальный вариант поведения.

Правовая норма моделирует многие из элементов стадии принятия решения. Так, возможности часто обрисовываются разрешающими и управомочивающими нормами. С. С. Алексеев даже определяет любое правомочие, в том числе право требования, как «конкретную юридическую возможность» 1 . Действительно, когда, скажем, гражданин осуществляет свое право на справедливую оплату труда, он использует законные возможности, гарантированные ему государством, в этой сфере экономических отношений. Именно право описывает их в нормах трудового законодательства, регламентирующих условия и порядок оплаты труда. Вместе с тем право предостерегает против использования иных, противозаконных приемов материального обогащения (спекуляция, частнопредпринимательская деятельность и др.).

  • 1 Алексеев С. С. Общая теория социалистического права, с. 308 и след.

Многие нормы закрепляют цели того или иного поведения, хотя вряд ли верно утверждение, будто «нормы права всегда существуют в виде нормативных высказываний о целях, стремлениях...» или что цель составляет «основное содержание нормы права» . Здесь, по-видимому, смешаны два вопроса: о цели создания данной нормы, которую ставил перед собой законодатель, и о цели субъекта, поведение которого моделируется в этой норме. Мы в данном случае говорим о втором.

Анализ различных норм показывает, что в большинстве случаев моделируется не одна только цель поведения, но одновременно цель исредство (способ) ее достижения, цель и объект действий, цель и результат. Элементы планирования поступка и принятия решения о его содержании и направленности моделируются в норме права и в иных комбинациях. Л. Д. Алексеева справедливо считает, что между нормами (она имеет в виду нормы уголовно-процессуального права) может иметь место в этой части и своеобразное «разделение труда». «Детализация, конкретизация правового регулирования, - пишет она, - приводит к тому, что один и тот же предмет регулируется целой системой правовых норм. Наряду с основной нормой, регулирующей ту или иную ситуацию, формулируются нормы, призванные уточнить отдельные детали и стороны данной ситуации, особенности поведения в зависимости от конкретных фактических обстоятельств».

Текст закона не всегда с достаточной ясностью и полнотой позволяет судить о том, какие именно элементы поступка указаны в норме. Иногда они могут подразумеваться, а в некоторых случаях быть выражены в смежных или близких понятиях. Так, интерес часто конкретизируется в понятии цели; объекты могут получить обобщенное описание через характеристику области (сферы) деятельности лица или органа. Средства поведения конкретизируются в перечне признаков совершаемого действия или бездействия.

Приведем несколько примеров для иллюстрации ска-

занного. Статья 20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении гласит: «Планировка и застройка населенных пунктов должны предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения. Жилые массивы, промышленные предприятия и другие объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения» 1 . Здесь, как нетрудно видеть, указаны цели деятельности соответствующих должностных лиц, осуществляющих планировку и застройку населенных пунктов (это, по существу, затрагивает общественные интересы), и объекты их деятельности, но не указаны средства, при помощи которых им надлежит решать указанную в ст. 20 Основ задачу. Выбор этих средств регламентирован иными правовыми и техническими нормами, а также зависит от профессиональных знаний.

Примером еще одной модели поведения, где в общей форме указаны допустимые средства, но конкретные объекты не определяются, служит ст. 28 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик: «Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения» 2 .

Весьма распространена такая модель, которая предусматривает лишь объекты поведения и допустимые средства воздействия на них. Так, в ст. 22 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик отмечается: «Предприятия, здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам государственных организаций, не могут быть предметом залога и на них не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов» 3 . Здесь указание на средства выражено в негативной форме.

Если раздельно проанализировать модели, содержащиеся в нормах регулятивного характера и в нормах охранительных, то мы заметим, что для последних более характерно детальное описание не средств и интересов, а

  • 1 Ведомости Верховного Совета СССР, 1969, № 52, ст. 466.
  • 2 Ведомости Верховного Совета СССР, 1961, № 50, ст. 525.
  • 3 Там же.

действий и результатов. Модели этого типа упоминают также о целях и объектах поведения.

И здесь словесные описания элементов могут быть различны. Например, результат описывается в законе в самой разной форме: как достижение цели (удовлетворение интереса), как полезное, вредное (или нейтральное) последствие, наконец, как последствие, желательное для индивида или для общества. Что касается цели, то она нередко описывается как функция (обязанность) действующего субъекта. Столь же разнообразны описания средств и объектов, на которые направлено поведение.

Приведем и в этом случае примеры конкретных норм. Довольно полно описываются элементы поведения в норме уголовного законодательства об ответственности за хищение государственного и общественного имущества в особо крупном размере (ст. 93 1 УК РСФСР). В ней в негативной форме перечислены: мотив поведения (корысть), объекты (государственное и общественное имущество), содержание действия (хищение имущества) и результат (крупный ущерб государству или общественной организации).

Чаще встречается неполный набор элементов. Если обратиться снова к Уголовному кодексу РСФСР, то примером могут служить п. «в» ст. 102 (умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью), ст. 156 (спекуляция), ст. 196 (убийство, совершенное по неосторожности). Все эти нормы упоминают признаки действия и результата, а некоторые - и объекты.

При анализе различных моделей, содержащихся в правовых нормах, бросается в глаза, что в любой из них непременно указывается не менее двух элементов генезиса, причем обязательно упомянуты средство (действие) или результат. Нетрудно также видеть, что преобладает указание на объективные элементы поведения. Это вполне понятно, ибо специфика права состоит в регулировании внешнего поведения людей, а не их внутренних переживаний.

Есть еще одно различие между моделями регулятивных и охранительных правовых предписаний. Во втором случае заметна большая конкретизация описания признаков поступка. Думается, что эти особенности определяются разным назначением соответствующих видов норм. В правоохранительной деятельности, имеющей дело главным образом с нормами запретительными, особенно важно с максимальной точностью определить все признаки поступка, так как от них зависит наступление ответственности и ее степень. Что же касается норм регулятивных, то они построены иначе, так как позитивное поведение нет необходимости жестко регламентировать; здесь в большинстве случаев достаточно указания на пели и социально допустимые средства поведения.

5. Как отмечалось выше, стадия планирования и принятия решений образуется путем постепенного выявления следующих элементов: возможности - объекты - цели- средства. Причем переход от каждого из этих элементов к последующему требует принятия соответствующего решения (хотя и не всегда такое решение принимается достаточно осознанно).

Правовая норма не моделирует сам механизм принятия указанных решений, как мы его описали выше (она и не могла бы этого сделать), но содержит в себе необходимые предпосылки для его функционирования. Принимая решение на различных этапах подготовки и совершения акта поведения (поступка), субъект исходит из сложившихся у него (в том числе и под воздействием нормы) мотивов поведения и моделей предвидимого будущего. Он не может не учитывать существующие на этот счет правовые и нравственные предписания.

Здесь и сказывается решающая роль нормы права. Представляя собой модель поступка, предписанного, разрешенного или запрещенного государством, правовая норма наглядно демонстрирует субъекту признаки данного поступка и напоминает о возможных юридических последствиях его совершения (несовершения). Иными словами, нормы «программируют поведение людей в соответствии с заложенной в норме идеальной моделью общественного отношения. Кроме того, в юридической норме предусматриваются юридические средства, с помощью которых обеспечивается возможное или должное поведение» . Тем самым норма (через правосознание и систему ценностей) входит в число важных факторов принятия решения.

6. Последняя стадия генезиса поведения - это исполнение поступка. Если говорить о возможностях влияния нормы на поступок, то здесь они уже почти исчерпаны. Почти - но не совсем, потому что совершение поступка имеет протяженность во времени и, пока не наступил конечный результат, обычно есть еще возможность изменить линию своего поведения. Именно на этом основан в уголовном праве институт добровольного отказа от завершения преступной деятельности. Следовательно, воздействие нормы на поведение носит на этой стадии, так сказать, контрольный характер. Норма влияет здесь как через систему ценностных ориентаций, так и путем создания представлений о недопустимости поступка, который ею запрещен (включая угрозу наступления санкций). Вместе с тем воздействие на стадии исполнения поступка, конечно, уже гораздо менее эффективно, чем на всех предыдущих этапах его генезиса.

Если обобщить сказанное, то нетрудно заметить, что норма может влиять на многие аспекты поведения лица. Она наряду с другими факторами воздействует на содержание и направленность поступка, способствует выбору правомерных средств достижения целей, предотвращает противоправное поведение. Иными словами, норма права придает поступку желательное юридическое значение.

  • См.: Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Вып. I. Свердловск, 1963, с. 27; Марксистско-ленинская общаятеория государства и права. Т. IV. Социалистическое право. М.,Юрид. лит., 1973, с. 24 и след.
  • Алексеева Л. Б. Теоретические вопросы системы уголовно-процессуального права: Авторе*, дисс. канд. юр. наук. М., 1975,С. 9.
  • Алексеева Л. Д. Теоретические вопросы системы уголовно-процессуального права, с. 15.
  • Марксистско-ленинская общая теория государства и права.Социалистическое право, с. 89.

Норма права не только формулирует правило поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их

несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным строением, организацией или структурой.

Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и способ взаимосвязи ее элементов.

Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определённых обстоятельствах субъект совершит известное действие, то наступят предусмотренные последствия». Лишь единство всех трех элементов образует норму права. Отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие и самой юридической нормы.

Вместе с тем следует иметь ввиду, что норма права и текст закона часто не совпадают. Иногда диспозиция и гипотеза в тексте закона слиты, их невозможно различить; в одной и той же статье может одновременно содержаться несколько норм; и, наконец, элементы нормы права могут быть представлены в разных статьях нормативного акта, т. е. единая правовая норма может содержаться в нескольких статьях закона.

Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Их классификация подробно разработана еще в прошлом веке и почти не изменилась до наших дней.

Рассмотрим структуру нормы права подробнее.

Гипотеза - это структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Гипотеза содержит указания о месте, времени, субъектах и иных обстоятельствах, при наличии которых начинает действовать норма права. Гипотезы по характеру содержания или в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, могут быть общими и конкретными.

Общие (абстрактные) гипотезы определяют условия применения нормы общими, родовыми признаками, они охватывают все возможные случаи действия нормы, не называя ни одного из них конкретно.

Конкретные (казуистические) гипотезы устанавливают частные, специальные условия реализации нормы. Недостатком таких гипотез является то, что они ведут к чрезмерному увеличению числа юридических норм, но при этом они не могут охватить все общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании: всегда найдется хоть один отдельный случай, не предусмотренный конкретной гипотезой. Поэтому в настоящее время этот вид гипотез практически исчез из нормотворчества.

По степени определенности. т. е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

Абсолютно-определенные гипотезы ясно и четко указывают факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания.

Относительно-определенные гипотезы содержат указание на ограничительные условия действия нормы. Например, целый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного или чрезвычайного положения и т. д.

Неопределенные гипотезы не указывают никаких фактов, с которыми связано действие нормы, а предоставляют органам власти право «в необходимых случаях» применять правовую норму. В чем заключаются

«необходимые случаи», в гипотезе не раскрывается.

По объему гипотезы делятся на простые и сложные. Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия нормы. Сложные гипотезы перечисляют несколько обстоятельств, каждое из которых в отдельности либо все вместе служат основанием для осуществления предписания.

В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы классифицируют на односторонние и двусторонние. Односторонние гипотезы в качестве основания применения нормы предусматривают только правомерные либо неправомерные обстоятельства. Например, все нормы особенной части Уголовного кодекса имеют односторонние гипотезы. Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму. При этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера поведения. Например, при повторной неявке сторон в судебное заседание без уважительных причин суд оставляет иск без рассмотрения и прекращает дело. Если стороны не явились по уважительным причинам, судебное разбирательство лишь откладывается.

Диспозиция - структурный элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта права, имеющую юридически значимый характер. Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, ибо содержит само правило поведения, которое влечет за собой юридические последствия. Диспозиция выступает основной регулирующей частью, нормы.

Диспозиции норм права также весьма разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

* По степени определенности зафиксированного в них правила поведения диспозиции подразделяются на абстрактные и казуальные.

Казуальные диспозиции перечисляют конкретные предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места для какого бы то ни было усмотрения с их стороны. Прообразом казуальной диспозиции является прецедент - решение суда по отдельному делу. Нормы с казуальной диспозицией неудачны в техническом отношении, не обеспечивают беспробельность закона и обуславливают его громоздкость.

Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя детали.

* По способу изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

Простые диспозиции содержат лишь само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки. Например, закон характеризует кражу как незаконное, тайное, безвозмездное изъятие чужого имущества.

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного

или неправомерного поведения, содержат ссылку на другую норму того же нормативного акта, в которой дается описание соответствующего поведения. Бланкетные диспозиции также не описывают признаков деяния, устанавливают правило поведения в самой общей форме. Разъяснение же и конкретизация предписания содержатся в иных правовых актах, к которым и отсылается субъект реализации нормы.

* По юридической направленности выделяют; представительно-обязывающие, обязывающие, управомочивающие, рекомендательные, ограничительные и закрепительные диспозиции.

Представительно-обязывающие диспозиции - содержат двусторонние правила поведения, например, продавца и покупателя.

Обязывающие диспозиции указывают характер поведения обязанного лица, например, должника по договору займа.

Управомочивающие диспозиции - содержат указание на вид и меру возможного поведения, например, собственника имущества.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками. Например, нормы трудового права ограничивают продолжительность труда несовершеннолетнего.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.

Санкция - структурный элемент нормы права, предусматривающий правовые последствия, которые должны наступить для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения, предусматриваемые нормами трудового права).

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

* По степени определенности различают абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные санкции.

Абсолютно-определенные санкции содержат строго фиксированную меру воздействия, например точный размер штрафа, который должен уплатить правонарушитель. Этот вид санкций наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.

Относительно-определенные санкции содержат границы верхнего и нижнего предела наказания, в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер. Таковы большинство санкций статей особенной части УК РФ, устанавливающие лишение свободы, например, от трех до десяти лет.

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора. Например, за ряд преступлений может быть применено лишение свободы или исправительные работы.

Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний и предусматривают возможность их сложения. Например, лишение свободы

может сочетаться с конфискацией имущества.

Комбинированные санкции представляют собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

* По характеру последствий различают негативные, позитивные, правовосстановительйые и правоотрицающие санкции.

Негативные санкции, их еще называют карательными или штрафными, предусматривают меры наказания. Они представляют собой наиболее острую реакцию государства на противоправные деяния.

Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения.

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление прежнего состояния. К таким санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и т. д.

Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений. Например, противозаконная сделка признается недействительной; фактические брачные отношения, не зарегистрированные в установленном порядке, считаются юридически безразличными и т. д. Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, т. е., не наступают юридические последствия, к которым стремилось лицо, совершая те или иные действия в нарушение требований диспозиции.

* По направленности неблагоприятных последствий санкции можно разделить на личные и имущественные.

Личные санкции, когда воздействие касается непосредственно личности правонарушителя (лишение свободы, смертная казнь и т. д.).

Имущественные санкции - санкции, сопряженные с определенными материальными потерями {конфискация имущества, штраф и т. д.).

Диспозиция – структурный элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта права, имеющую юридически значимый характер. Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, ибо содержит само правило поведения, которое влечет за собой юридические последствия.

Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы.

Диспозиции норм права также весьма разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

По степени определенности зафиксированного в них правила поведения диспозиции подразделяются на абстрактные и казуальные.

Казуальные диспозиции – диспозиции, которые перечисляют конкретные предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места для какого бы то ни было усмотрения с их стороны. Прообразом казуальной диспозиции является прецедент – решение суда по отдельному делу. Нормы с казуальной диспозицией неудачны в техническом отношении, не обеспечивают беспробельность закона и обусловливают его громоздкость.

Абстрактные диспозиции – диспозиции, которые предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя детали.

По способу изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

Простые диспозиции содержат лишь само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле.

Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки. Например, закон характеризует кражу как незаконное, тайное, безвозмездное изъятие чужого имущества.

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения, содержат ссылку на другую норму того же нормативного акта, в которой дается описание соответствующего поведения. Например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.

Бланкетные диспозиции также не описывают признаков деяния, устанавливают правило поведения в самой общей форме. Разъяснение же и конкретизация предписания содержатся в иных правовых актах, к которым и отсылается субъект реализации нормы.

По юридической направленности выделяют: предоставительно-обязывающие, обязыва-ющие, управомочивающие, рекомендательные, ограничительные и закрепительные диспозиции.

Предоставительно-обязывающие диспозиции – содержат двусторонние правила поведения, например, продавца и покупателя.

Обязывающие диспозиции указывают характер поведения обязанного лица, например, должника по договору займа.

Управомочивающие диспозиции – содержат указание на вид и меру возможного поведения, например, собственника имущества.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками. Например, нормы трудового права ограничивают продолжительность труда несовершеннолетнего.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.

Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на конкретные жизненные обстоятельства, условия (время, место, субъектный состав и т. п.), при наличии или отсут­ствии которых реализуется норма.

Гипотеза приводит в движение юридическую норму.

Виды гипотез:

Дефинитивная гипотеза содержит научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (понятие преступления, должностного лица, сделки).

в зависимости от степени определенности различают:

1. Абсолютно определенные гипотезы содержат четкие и точные указания на круг лиц, условия и обстоятельства реализации норм права. В каждом конкретном случае для ее применения достаточно только кон­статировать наличие указанных в гипотезе условий.

2. Относительно определенные гипотезы ставят действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Эти гипотезы ориентируют правопримени­тельный орган на определение наличия или отсутствия этих условий в каждом конкретном случае.

3. Недостаточно определенные гипотезы описывают условия и обстоятельства реализации норм права лишь в общем виде и оставляют значительный простор для судебного и административного усмотрения в оценке конкретных условий и обстоятельств рассматриваемого дела.

в зависимости от количества условий реализации нор­мы выделяют:

а) Простая гипотеза - это гипотеза, в которой указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы.

б) Сложная гипотеза - это гипотеза, которая ставит действие нормы в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

в) Альтернативная гипотеза - реализация правовой нормы ставится в зависимость от наличия одного из нескольких конкретных обстоятельств.

Диспозиция - это элемент нормы права, определяю­щий модель поведения субъектов с помощью установле­ния прав и обязанностей, возникающих при наличии ука­занных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция (от лат. dispositio - располо­жение) нормы выражает требование вза­имно согласованного расположения (установления) прав и обязанностей сторон.

Диспозиция - это модель правомерного поведения.

Виды диспозиций:

в зависимости от степени определенности различают:

1. Абсолютно определенные диспозиции субъек­тов в случае вступления нормы в действие чрезвычайно точно фиксируют принадлежащие субъектам права и обязанности, устанавливают правило поведения.

2. Относительно определенные диспозиции устанавливают рамки возможного поведения, выход за пределы которых не допускается, но в указанных пределах субъектам предоставляется право выбора наиболее выгодного для них варианта поведения. Эти диспозиции позволяют субъектам правоотношений уточнять права и обязанности в каждом конкретном случае.

3. Частично определенные диспозиции формулируют правило в общих чертах путем употребления оценочных терминов и понятий, которые нуждаются в раскрытии применительно к обстоятельствам каждого отдельного юридического дела.

в зависимости от вариантов законного поведения участ­ников правоотношения, предоставленного нормой права:

а.Простые диспозиции только называют правило поведения: дозволение либо запрет - и не дают ему сколько-нибудь подробной характеристики, содержат один вариант поведения

б. Сложные - уста­навливают несколько вариантов поведения субъектов правоотношения.

в. Альтернативные - указывают несколько взаимоис­ключающих вариантов поведения.

♦ в зависимости от способа выражения в нормативно-пра­вовом акте

» Описательные диспозиции формулируют правило поведе­ния и акцентируют внимание на основных признаках закрепленного правила.

» Отсылочные диспозиции не содержат полного описания правила поведения, а для его выяснения отсылают к другой норме этого же нормативного акта.

» Бланкетные диспозиции отсылают к иным нормативным актам либо данной, либо иных отраслей права, где сформулировано правило поведения участников отношений.

по степени выражения варианта поведения:

» Императивная диспозиция выражена в категорических предписаниях и действует независимо от усмотрения субъектов права (повелительно-властная).

» Диспозитивная диспозиция предписывает вариант поведения, но при этом предоставляет субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению (широкая автономия).

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Виды санкций:

в зависимости от степени определенности:

1. Абсолютно определенные санкции указывают точно на неблагоприятные правовые последствия, наступающие в результате нарушения нормы права.

Недостаток абсолютно определенных санкций, в том, что они не позволяют выбрать вид правового воздействия, индивидуализировать меру наказания в зависимости от личности правонарушителя и особенностей обстоятельств конкретного дела. Поэтому такие санкции явление довольно редкое во всех отраслях права.



2. Относительно определенные санкции устанавливают границы возможного наказания, в пределах которых оно избирается в каждом отдельном случае: от минимального до максимального или только до максимального.

зависимости от характера послед­ствий

» Простые санкции - это санкции, где указывается только один вид наказания, к которому и следует прибегать.

» Сложные применяют одновременно несколь­ко мер воздействия одновременно

» Альтернативные санкции предусматривают несколько видов наказания, из которых в зависимости от обстоятельств дела надо выбрать только один.

» Кумулятивные санкции - это санкции, при которых правоприменитель обязан соединить предложенные неблагоприятные правовые последствия, и не имеет права упустить хотя бы одно из них.

в зависимости от способа охраны правопорядка

· правовосстановителъные - направлены на принудительное исполнение обязанностей и восстановление нарушенных прав.

· карательные - предусматривают ограничение каких-либо прав нарушителя требований нормы, возложение на него спе­циальных обязанностей или его официальное порицание.

· штрафные - являются осо­бой разновидностью карательных санкций.

По характеру содержания норм права выделяют

Санкция, предусматривающая возможность сложения нескольких видов наказаний

Этот вид нормы права дает возможность гражданам действовать соответствующим образом

Нормы, которые содержат правило разрешения противоречий между различными нормативно-правовыми положениями, называются...

Модель поведения субъектов правоотношений содержится в ___________ правовой нормы.

Нормативный договор (1992) регулирует общественные отношения

Источникам права в РФ является

Актом Правительства РФ является

Характерный признак нормативно-правового акта

-: содержит общеобязательные правила поведения;

-: обладает системностью;

-: имеет определенную документальную форму;

251.Главная особенность семьи традиционного права в том, что источником является:

-: обычай;

-: религиозно-правовые принципы;

-: нормативно-правовые акты;

-: судебный прецедент;

-: Постановление;

-: Распоряжение;

-: Нормативный договор;

-: Правовой обычай;

-: Нормативно-правовой акт;

-: юридический прецедент;

-: между субъектами РФ;

-: в сфере построения Федерации;

-: взаимоотношения Федерации с субъектами;

-: взаимоотношения Федерации с местным самоуправлением;

255.Структурным элементом правовой нормы, определяющим модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, является …

диспозиция

гипотеза

преамбула

диспозиции

гипотезе

преамбуле

коллизионными

кумулятивными

кооперативными

альтернативными

258.Бланкетными называются нормы права, составные части которых находятся...

-: в других статьях данного нормативно-правового акта

-: в других нормативных правовых актах

-: в отмененных нормативных правовых актах

-: в примечаниях этих же статей

259.Оперативные нормы права включают в себя...

-: терминологию

-: наименование нормативного акта

-: дату вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия

-: ответственность за нарушение акта

260.Императивные нормы - это нормы права,...

-: предполагающие наиболее приемлемый вариант поведения

-: оставляющие субъектам простор для свободного волеизъявления

-: предписывающие разные варианты поведения


-: не допускающие отступлений от предписаний

261.Норма конституции РФ "Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны" относится к...

-: дефинитивным нормам

-: регулятивным нормам

-: декларативным нормам

-: охранительным нормам

262.Норма права - это...

-: общее правило поведения, установленное или санкционированное государством или народом

-: общее правило поведения, установленное и принятое обществом

-: общее правило определения правомерности поведения

Часть нормативного правового акта, устанавливающая права гражданина

263.Общие нормы права - это нормы,...

-: относящиеся к общественным объединениям

-: распространяющиеся на всех граждан

-: относящиеся к юридическим лицам

-: касающиеся государства

264.Специальные нормы права - это нормы права,...

-: относящиеся к определенному кругу лиц

-: относящиеся к каждому гражданину

-: затрагивающие интересы общества

-: управомочивающий;

-: обязывающий;

-: запрещающий;

-: кумулятивная;

-: комбинированная;

-: альтернативная;

-: относительно-определенная;

-: нормы-декларации;

-: нормы-дефиниции;

-: правила;

-: технические нормы;

-: охранительные нормы;

-: регулятивные нормы;

-: специальные нормы;

-: императивные нормы;

269.Совокупность средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности, называется…

юридической техникой

механизмом правового регулирования

систематизацией

законотворчеством

270.Форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение, называется …

консолидацией

инкорпорацией

кодификацией

унификацией

271.Деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, либо всего народа по созданию, принятию, изменению или отмене нормативно-правовых актов или отдельных норм права, называется …

правотворчеством

правообразованием

законотворчеством

плебисцитом

272.Кодифицированными нормативно-правовыми актами федерального уровня, содержащими наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, являются…

основы законодательства

нормативные договоры

273.Систематизация законодательства - это...

-: организация издания собрания законодательства

-: создание свода нормативных правовых актов по двум отраслям права

-: принятие законов

-: упорядочение нормативных правовых актов в целях удобства пользования ими на практике

274.Перед кодификацией законодательства ставится задача по приведению...

-: норм права в соответствие с изменившимися общественными отношениями

-: норм права в соответствие с требованием правительства

-: общественных отношений в соответствие с нормами права

-: законодательства в соответствии с правовыми доктринами

275.Правотворчество - это ...

-: государственная деятельность по разработке и принятию нормативных правовых актов

-: деятельность по проведению консолидации корпоративных норм

-: деятельность правительства по разработке концепций политической деятельности

-: государственная деятельность по проведению инкорпорации правовых актов

276.Локальными называются нормативные правовые акты, принимаемые...

-: общественными организациями

-: руководителями учреждений, организаций, предприятий

-: органами субъектов Федерации

-: министрами РФ

277.Различие между Федеральными законами РФ и Федеральными Конституционными законами РФ заключается в том, что...

-: первые принимаются квалифицированным большинством, вторые - простым большинством

-: первые принимаются Парламентом, вторые - референдумом

-: первые принимаются Государственной Думой РФ, вторые - Советом Федерации РФ

-: вторые принимают только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, первые - по всем другим вопросам

278.К юридической технике относится требование...

-: о недопустимости принятия законов без утверждения их Президентом РФ

-: о недопустимости включения в текст нормативного правового акта научных положений

-: об обязательном всенародном обсуждении законопроектов

-: об обязательном обсуждении законопроектов в трех чтениях

279.Официальными изданиями в РФ являются...

-: газета "Известия" и журнал "Государство и право"

-: средства массовой информации РФ

-: газета "Российская газета" и "Собрание законодательства РФ"

-: все центральные газеты РФ

280.К числу нормативных правовых актов РФ НЕ относятся...

-: приказы руководителей учреждений

-: распоряжения Правительства РФ

-: представления Генерального прокурора РФ

-: инструкции министров РФ

281.Из перечисленных должностных лиц и органов РФ НЕ пользуются правом законодательной инициативы...

-: члены Совета Федерации

-: Депутаты Государственной Думы РФ

-: Верховный Суд РФ

-: Генеральный прокурор РФ

282.Инкорпорация - это вид систематизации законодательства, при котором...

-: отменяются устаревшие правовые нормы

-: принимаются новые нормы права

-: нормативное содержание актов не меняется

-: меняется нормативное содержание актов

283.Начальным моментом правотворчества является....

-: назначение группы разработчиков законопроектов

-: разработка проекта нового нормативного правового акта

-: выявление потребности регулирования правом общественных одношений

-: принятие решения о разработке законопроекта



Поделиться