Сообщение о дтп с участием пешехода. Сбил человека: что делать при ДТП с участием пешехода. Что делать, если сбил человека

Ответственность за ДТП по вине пешехода наступает по правилам ГК РФ, а возмещение ущерба может происходить не только по иску пострадавшего водителя, но и страховой компании. Процедура привлечения пешеходов к ответственности существенно осложняется отсутствием у них полиса ОСАГО, а при рассмотрении дела суду предстоит устанавливать степень вины обеих сторон. В этом материале рассмотрим основания для возмещения ущерба при ДТП по вине пешехода и порядок взыскания.

Условия разграничения ответственности

Каждое транспортное средство признается источником повышенной опасности. Поэтому ответственность водителя может наступать даже при отсутствии вины. Пешеход также является полноценным участником дорожного движения, однако его ответственность за возможный ущерб может наступать только при наличии вины.

При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда от ДТП с участием пешеходов, нужно учитывать следующие нюансы:

  • вина пешехода в нарушении ПДД может подтверждаться только в судебном порядке - возбуждается дело об административном правонарушении по одному из составов КоАП РФ;
  • если в аварии присутствует вина пешехода и водителя, в судебном порядке будет определена степень виновности каждой стороны - одновременно могут рассматриваться два встречных иска;
  • при наличии вины пешехода, возмещению подлежит ущерб автотранспорту, имуществу, жизни и здоровью граждан, а также моральный вред .

Длительное время вопрос об ответственности пешеходов носил спорный характер. Это связано с отнесением машины к источникам повышенной опасности. Судебная практика с 2012 года придерживается правила о возмещении ущерба за счет пешехода по нормам статьи 1064 ГК РФ - соответствующее постановление вынес Конституционный суд РФ.

Сложности возмещение ущерба с пешеходов заключаются в отсутствии у них полиса ОСАГО. Для автовладельцев этот вопрос решается просто - компенсация выплачивается за счет страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновнику аварии. Если виновником является пешеход, страховой случай по ОСАГО отсутствует, а повреждения машины может возмещаться только по добровольному полису КАСКО.

Исходя из указанных выше правил, алгоритм действий автовладельца для возмещения ущерба заключается в следующем:

  1. надлежащее закрепление обстоятельств столкновения с пешеходом - вызов сотрудника ГИБДД, оформление протокола, установление круга свидетелей и перечня доказательств;
  2. обращение в страховую компанию, если у автовладельца имеется полис КАСКО, либо если в столкновении участвовали более двух автомобилей;
  3. получение административного постановления о привлечении пешехода к ответственности по КоАП РФ - этот документ может быть истребован и при рассмотрении гражданского дела по иску автовладельца;
  4. оценка ущерба, причиненного автомашине и имуществу, а также определение вреда жизни и здоровью граждан;
  5. оформление искового заявления в суд;
  6. получение судебного акта и направление его для принудительного исполнения в службу ФССП.

Даже если вина пешехода будет подтверждена административным постановлением, на автовладельца возлагается обязанность доказать размер причиненного ущерба. Кроме того, в рамках гражданского дела предстоит доказать и невиновность самого водителя.

Рассмотрим, как происходит возмещение вреда при ДТП по вине пешехода.

Непосредственно на месте ДТП сложно установить однозначную вину пешехода, так как его поведение на дороге может зависеть от множества факторов - нарушение ПДД со стороны других водителей, отсутствие знаков или разметки, иные причины. Чтобы зафиксировать все обстоятельства аварии, нужно выполнить следующие действия:

  1. убедиться в отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, вызвать скорую помощь или доставить пострадавших в больницу;
  2. зафиксировать место положения автомобилей, а также иные доказательства (например, сделать фото- или видеосъемку);
  3. вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола о нарушении ПДД, а также для составления акта о повреждениях машины;
  4. обратиться к независимому эксперту для оценки имущественного вреда;
  5. пройти медосвидетельствование для оценки вреда здоровью.

Если в результате ДТП, по вине пешехода, наступил тяжкий вред здоровью или летальный исход, существует вероятность привлечения к уголовной ответственности. Однако для этого в действиях виновника аварии должна подтверждаться одна из форм умысла. В иных случаях наказание последует только в виде штрафа по КоАП РФ, а также в рамках гражданского дела.

Если сотрудником ГИБДД будет установлена вина не только пешехода, но и водителя, составляет два административных протокола. В этом случае, компенсация пострадавшему пешеходу будет выплачена по программе ОСАГО. Для взыскания компенсации в пользу водителя потребуется подать иск в суд.

Для обращения в суд потребуются следующий комплект документов:

Существует возможность взыскать ущерб с пешехода, даже если он не привлекался к административной ответственности. Например, КоАП РФ позволяет избежать наказания, если правонарушение будет признано несущественным или малозначительным. В этом случае сам факт вынесения административного постановления будет являться доказательством вины пешехода.

Основанием для возбуждения гражданского дела является исковое заявление. В его содержании нужно указать не только сведения о каждом участнике дела, но и следующие данные:

  1. все обстоятельства ДТП, подтвержденные процессуальными документами (схемами, актами, протоколами и т.д.);
  2. перечень имущественных и телесных повреждений, наступивших после ДТП;
  3. обоснование размера морального вреда, а также расчета имущественного ущерба;
  4. обстоятельства, подтверждающие вину пешехода в нарушении ПДД.

Если от пешехода поступило встречное исковое заявление о компенсации вреда от ДТП, оно будет рассматриваться в рамках единого процесса.

При рассмотрении дела суду предстоит оценить следующие факты и обстоятельства:

  • отсутствие или наличие вины в ДТП пешехода и/или автовладельца;
  • характер и степень вины;
  • наличие дополнительных обстоятельств, повлекших аварию или повлиявших на размер ущерба;
  • характер повреждений автомашины, физического и морального вреда;
  • обоснованность расчета ущерба и компенсации морального вреда.

Если истцом выступает страхования компания, она должна подтвердить факт выплаты компенсации по полису ОСАГО или КАСКО. Документы, связанные с подтверждением страхового случая, будут приобщены к материалам дела.

Для оценки имущественного ущерба проводится независимая экспертиза. О ее проведении должен уведомляться виновник ДТП. При проведении экспертных действий фиксируется все повреждения автомашины и иного имущества, непосредственно связанные с ДТП. Для расчета суммы ущерба принимаются во внимание рыночные цены. Также можно взыскать утрату товарной стоимости автотранспорта, поскольку страховые компании практически всегда отказывают о выплатах по этому основанию.

Если суд установит вину водителя и пешехода, удовлетворение исковых заявлений может происходить по следующим вариантам:

  1. суд может признать вину обоих участников аварии в равных размерах - в этом случае будет происходить удовлетворение обоих исков с пропорциональным взаимозачетом требований;
  2. суд может признать, что даже виновные действия пешехода и нарушение ПДД не явились причиной столкновения (например, если пешеход нарушил правила перехода велосипедной дорожки, однако попал под выехавший автомобиль);
  3. на пропорциональное определение вины может повлиять наличие дополнительных объективных факторов - например, если водителю пришлось внезапно изменить траекторию движения, чтобы избежать наезда на случайно возникшее препятствие на дороге.

Компенсация морального вреда будет взыскана, если истец подтвердит психические и нравственные страдания, наступившие не только во время ДТП, но и в качестве последствий аварии. Например, в состав таких страданий включаются переживания в момент столкновения и стрессовой ситуации, страдания от болевых ощущений и т.д. Оценка морального вреда носит индивидуальный характер, а расчет суммы компенсации определит суд с учетом всех обстоятельств дела. Если истцом выступает страховая компания, компенсация морального вреда не взыскивается.

Судебный акт о взыскании с пешехода компенсации имущественного, физического и морального вреда может быть исполнен добровольно или принудительно. Если гражданин отказывается выплатить присужденную сумму, документы нужно направить в службу ФССП. Страховая компания имеет право получить с пешехода только компенсацию, фактически выплаченную по страховому полису ОСАГО или КАСКО.

ДТП, в котором пострадал пешеход, уже само по себе серьезное происшествие, а если оно произошло на переходе, вина водителя многократно усугубляется. Если некоторые водители не проявили должного рвения при изучении ПДД и успели забыть, чем грозит ДТП с наездом на идущего по зебре пешехода, настоятельно рекомендуем заполнить пробелы в знаниях. Надеемся, что после прочтения этой статьи каждый водитель станет внимательнее на дорогах, включая зоны пешеходных переходов.

Наказание за наезд на пешехода на пешеходном переходе

Согласно ПДД, пешеходный переход - это зона дорожного полотна, где приоритет отдается лицу, передвигающемуся пешком. ДТП на переходе - дорожное происшествие, предполагающее наличие движущегося транспортного средства (ТС) и пешего гражданина. Независимо от причины столкновения, при аварии на переходе фактически при любых обстоятельствах виновным является водитель ТС (кроме ситуации, когда гражданин сознательно бросается под колеса). Законодательством предусмотрены следующие виды ответственности в зависимости , нанесённого пешеходу:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Поскольку меры, применяемые к нарушителю, могут существенно различаться, рассмотрим подробнее, что грозит водителю, который совершил наезд на человека на пешеходном переходе.

Гражданская ответственность

Этот вид ответственности возникает вследствие нанесения вреда пострадавшему источником повышенной опасности, согласно ст. 1079 Гражданского Кодекса (ГК РФ),:

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов … и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Важно : если водитель не является виновником ДТП, он всё равно обязан возместить пострадавшему нанесённый ущерб. При этом наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе в 2020 году, согласно положениям ст. 1083 ГК РФ, может быть отменено либо уменьшен размер возмещения:

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда … размер возмещения должен быть уменьшен.

Административная ответственность

Этот вид ответственность установлен Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Ст. 12.24 предусматривает за нарушение ПДД, в результате которого здоровью потерпевшего был причинён вред:

  • лёгкий - штраф 2,5–5 тыс руб либо лишение прав на 1–1,5 года;
  • средней тяжести - штраф 10–25 тыс. руб. либо лишение прав на 1,5–2 года.

Лёгкий вред здоровью соответствует кратковременному (до 21 дня) его ухудшению, вред средней тяжести - при неопасном, но длительном (более 21 дня) расстройстве здоровья.

Уголовная ответственность

Это наиболее серьезная мера ответственности, привлечение к которой осуществляется при нанесении серьезного вреда здоровью пострадавшему, вплоть . Меры наказания установлены ст. 264 Уголовного кодекса (УК РФ).

УК РФ разделяет ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего водителем, находившемся в момент аварии в трезвом виде и в состоянии . Кроме того, учитывается, оставлял ли виновный водитель место совершения ДТП или нет:

  • если виновный водитель был трезв и не оставлял место происшествия, применяется одна из следующих мер (ч. 1 ст. 264):
    • ограничение свободы до 3 лет;
    • принудительные работы до 2 лет;
    • арест до 6 мес;
    • лишение свободы до 2 лет;
  • если нарушитель ПДД в момент наезда на пешехода был пьян или оставил место ДТП, применяется (ч. 2 ст. 264):
    • принудительные работы до 5 лет;
    • лишение свободы от 3 до 7 лет.

Максимальную ответственность УК РФ предусматривает за нарушение ПДД, повлёкшее смерть потерпевшего.

Попадали ли Вы в ДТП с пешеходами?

Какое наказание грозит водителю, если он сбил прохожего насмерть

Если в результате ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено наиболее суровое наказание для виновного водителя. Ст. 264 УК РФ дифференцирует его в зависимости от обстоятельств.

Если водитель был трезв в момент наезда на пешехода и не оставлял место происшествия, то, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ наезд на пешехода со смертельным исходом

…наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.


Пьяный виновник ДТП либо оставивший место его совершения, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ

…наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность ещё более ужесточается, если в результате аварии погибают два человека и более. Максимальное наказание для трезвого водителя, не убежавшего с места совершения ДТП (ч. 5 ст. 264) - лишение свободы до 7 лет, для пьяного или покинувшего место аварии - от 8 до 15 лет. Стоит отметить, что под состоянием опьянения понимается наличие в организме не только этилового спирта в определённой концентрации, но и наркотических, психотропных или психоактивных веществ.

ДТП по вине пешеходов

ДТП на переходах происходят и по вине пешеходов. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить ущерб, нанесённый пешеходу, а тот, в свою очередь, компенсировать вред, нанесенный ТС. Об этом говорится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ:

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.

Что делать, если сбил человека


Порядок действий водителя при наезде на пешехода следующий:

  • остановить машину и включить «аварийку»;
  • обезопасить пострадавшего, огородить его от других ТС;
  • поставить знак аварийной остановки;
  • вызвать скорую помощь и ;
  • выключить запись видеорегистратора (при его наличии), чтобы сохранилась запись момента аварии;
  • оказать первую помощь потерпевшему (если такими навыками водитель не обладает, то лучше дождаться приезда медиков, чтобы не причинить ещё больший вред);
  • дождаться приезда указанных служб и присутствовать при оформлении протокола ДТП.

Важно : нельзя отпускать пострадавшего гражданина, он может оказаться в неадекватном состоянии из-за шока. Другой вариант: скрывшийся с места ДТП пешеход через некоторое время может подать заявление в полицию о том, что .

Наезд на пешехода задним ходом

При наезде на человека на переходе задним ходом виновным однозначно становится водитель, так как, согласно п. 8.12 ПДД:

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

В соответствии с п. 8.11 ПДД:

Разворот запрещается на пешеходных переходах…

Поэтому когда кто-то сбивает человека на автомобиле задним ходом, то, в зависимости от тяжести последствий, виновный будет подвергнут мерам гражданской, административной либо уголовной ответственности..

Причины и статистика аварий с пешеходами


Чаще всего виновником аварии на пешеходном переходе являются водители. Это случается по следующим причинам:

  • превышение скорости;
  • нарушение ПДД;
  • плохая видимость на нерегулируемом переходе;
  • отсутствие навыков вождения;
  • внезапный острый приступ какого-либо заболевания, например, инфаркт;
  • сильное утомление, неадекватная реакция на ситуацию на дороге;
  • неисправность ТС;
  • сложные дорожные условия, например, гололёд.

Авария по вине пешехода может быть спровоцирована:

  • несоблюдением ПДД;
  • алкогольным или наркотическим опьянением;
  • резким ухудшением самочувствия.

Фактор случайности присутствует в случае виновности как водителя, так и пешехода. Но по статистике доля таких ДТП гораздо меньше, чем аварий, спровоцированных другими причинами.

Приведём статистику ДТП на пешеходных переходах с участием пешеходов по данным ГИБДД по РФ за 2017 год (данные взяты с официального сайта ГИБДД ):

  • количество ДТП - 19591, из них:
    • по вине водителей - 16871;
    • по вине пешеходов - 1733;
  • число погибших - 1076 человек;
  • число раненых - 19569 человек.

Для сравнения те же показатели за 2016 год:

  • количество ДТП - 18498, из них:
    • по вине водителей - 15573;
    • по вине пеших людей - 1639;
  • погибшие - 1024 человек;
  • раненые - 18498.

Тенденция неутешительная количество ДТП на пешеходных переходах демонстрирует рост. Соотношение виновных водителей и виновных пешеходов остается на одном уровне: примерно 10 к 1.

ДТП с участием пешехода – неизбежное явление современности, которое может произойти по вине водителя или переходящего дорогу человека. В любом случае ситуация является крайне неприятной и требующей незамедлительных действий, чтобы помочь пострадавшему. Если факт наезда произошел, а определение виновного – спорный момент, следует обратиться к законодательной базе. Она подробно и четко объясняет, кто и почему должен нести ответственность и в каком виде осуществляется наказание. Об этом в 2019 году будет не лишне знать тем, кто постоянно находится за рулем.

Причины, формирующие вину водителя и пешехода

Случайное столкновение автолюбителя с пешим индивидом входит в разряд серьезных нарушений правил дорожного движения. На первый взгляд крайним оказывается водитель, которому надлежит быть предельно внимательным на дороге. Так как для удобства обзора проезжей части на машине установлены зеркала заднего вида и боковые, а также имеется доступ к просматриванию улицы спереди, у водителя обнаруживается ряд преимуществ.

Однако в вопросе с наездом на пешехода неправыми могут оказаться обе стороны. Чтобы понять, кто пренебрег правилами, следует учесть следующие нюансы:

  • переходил ли человек дорогу в неположенном месте или по «зебре»;
  • начал ли автолюбитель движение на красный свет;
  • возникла ли какая-то неисправность в управлении транспортным средством во время движения, что повлекло за собой невозможность своевременной остановки;
  • имели ли место игры/прогулки, неположенные на проезжей части.

В практике наблюдается распространенность типичных случаев, исходя из которых виновником инцидента становится водитель. Чаще всего тот, кто был за рулем, сбивает пешехода:

  • на нерегулируемом перекрестке;
  • на плохо освещенном участке дороги, особенно если она незнакома;
  • при повороте либо въезде во двор;
  • на скорости, превышающей допустимые показатели.

Есть и невнимательные и рассеянные автолюбители, которые теряют бдительность из-за долгого пребывания в пути. К ним относятся таксисты и личные водители, занимающиеся подобной деятельностью профессионально. Ответственность с лиц первого и второго типа не снимается и эквивалента степени тяжести совершенного наезда.

Следует отметить, что пешеходам тоже предъявляются особые требования при пересечении проезжей части. Пренебрежение этими правилами материально наказуемо. Переходящего дорогу в неположенном месте могут оштрафовать либо назначить более суровый приговор.

Ответственность за причиненный ущерб

Ответственность в результате дорожно-транспортного происшествия различается по степени тяжести нанесенного ущерба. Наезд на пешехода – не исключение. Если водитель сбил человека , сотрудники ГИБДД обязаны провести следственный эксперимент для выявления истинных причин столкновения, фактически доказуемой вины одного из участников, полного отражения в протоколе события, что поможет суду вынести правильное решение в отношении виноватого.

Виды ответственности

После того как уполномоченные лица восстановят место действия в максимально приближенной к реальности форме и установят, что явилось причиной ДТП, дело переходит в суд. На этой стадии рассматривается детальная картина происшествия, в том числе насколько сильно пострадал пешеход или водитель.

В соответствии со статьями российского законодательства различают три вида ответственности, налагаемой на владельца транспортного средства или пешехода в зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда:

  1. Гражданская. Наступает в том случае, если пострадавший получил незначительные ушибы, синяки и царапины. Ответчик обязан оплатить расходы за лечение и возместить материальный ущерб. Если машина застрахована, выплаты производятся страховой фирмой. Размер компенсации колеблется от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
  2. Административная. Предусматривает финансовое возмещение за нанесение телесных повреждений. Если пострадавший получил травмы легкой степени, штраф выплачивается на сумму до 5 тыс. рублей, за среднюю степень – до 25 тыс. рублей. В обоих случаях возможно изъятие водительского удостоверения сроком от 1 года до 2 лет, это решение принимается судом.
  3. Уголовная. Самая жесткая мера наказания, накладываемая на водителя, когда он сбил пешехода, пересекающего проезжую часть на пешеходном переходе . Условия взыскания вины с нарушителя характеризуются лишением его прав, арестом до полугода, заключением в тюрьму до 5 лет, а также принудительными работами от 3 до 4 лет. Строгость наказания зависит от серьезности увечий, причиненных пешеходу, и случился ли на месте происшествия летальный исход.

Если водитель был пьяным или наехал на пешего умышленно, ему грозит лишение свободы на девять лет.

Интересно, что пункт с уголовной ответственностью имеет существенную оговорку. Автолюбителя призывают к ответу за содеянное тогда, когда нарушение произошло в рамках правил дорожного движения России.

Виды возмещения ущерба

Последствия ДТП с участием пешехода всегда плачевны. Они не снимают вины с нарушителя и требуют незамедлительной компенсации пострадавшей стороны. Различают следующие виды возмещения:

  • За вред, причиненный имуществу. К нему относятся вещи, которые были при себе у пешего и в момент наезда повредились (одежда включительно).
  • За нанесение телесных повреждений. Оплачивается лечение пострадавшего и лекарства, возможно его содержание на тот период, в течение которого он не может совершать трудовую деятельность по состоянию здоровья.
  • За моральный ущерб. Размер финансовой компенсации устанавливается судом, так как трудно оценить психологический дискомфорт и его последствия , полученные пострадавшим во время инцидента.
  • За смерть пешехода. Здесь водитель берет на себя обязанность оплатить все приготовления к похоронам, выплачивается определенную сумму ближним родственникам погибшего, в том числе жене и детям покойного за потерю кормильца. Сумма также определяется судьей.

Если виноват пешеход

Случается и такое, что водитель соблюдает все правила и наезжает на человека случайно. Тот либо переходил дорогу в неположенном месте, либо выскочил с тротуара на проезжую часть в неподходящее время. Тогда говорить о преступлении автолюбителя неуместно.

Закон учитывает и такие ситуации ДТП , где оно происходит целиком по вине пешехода . За проявленную невнимательность и неосторожность ему грозит такое наказание:

  • штраф на сумму 1 тыс. – 1,5 тыс. рублей при несерьезных травмах водителя;
  • тюремное заключение до 2 лет, если ранения признаны тяжелыми;
  • лишение свободы до 4 лет в случае летального исхода автолюбителя;
  • арест с последующим пребыванием в колонии сроком до 7 лет за смерть более одного участника ДТП.

Некоторые пешеходы, непреднамеренно ставшие виновниками дорожного столкновения, пытаются скрыться с места преступления. Тогда водитель должен самостоятельно позаботиться о том, чтобы доказать собственную непричастность к ДТП и избежать ответственности.

Для этого необходимо сразу после наезда найти свидетелей, которые смогут подтвердить невиновность автолюбителя перед сотрудниками ГИБДД, сфотографировать тормозной след и вмятины на транспортном средстве.

Не лишним будет внимательно изучить протокол, составленный уполномоченными лицами, прибывшими для выяснения всех обстоятельств. В нем могут оказаться нюансы, которые помешают выиграть дело или будут свидетельствовать против водителя на судебном разбирательстве. Лучший вариант – это внести в специальную графу протокола пометку о неполном согласии с описанием события сотрудниками полиции, безусловно, при наличии искаженного содержания в документе.

Действия водителя в случае наезда на пешехода

Нельзя оставаться безучастным и равнодушным к уже произошедшему столкновению. Помимо этической стороны это правило подкреплено статьями на законодательно уровне. Кроме того, ПДД обязывают водителя принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему до прибытия на место аварии кареты скорой помощи.

Порядок действий водителя в этой ситуации выглядит так:


Как избежать столкновения?

Статистика показывает, что наезд на пешего – распространенный инцидент на дороге. Этому способствует фактор неадекватного поведения пешехода во время пересечения проезжей части в том месте, где не предусмотрена «зебра». Водителю следует зорко следить за женщинами и детьми, а также держать в поле зрения окружающих людей, которые собираются сойти с тротуара на автотрассу в запрещенном месте.

Еще одно «золотое правило» — не превышать скорость в жилых районах, ночью, на дороге с ограниченной видимостью. Если местность незнакомая, стоит обзавестись навигатором, который снабдит автолюбителя нужными подсказками и снизит риск наезда. Во всяком случае, передвигаться нужно осторожно с попыткой запомнить обстановку, что облегчит возвращение по тому же пути.

Новичкам рекомендуется сконцентрироваться на вождении и не пренебрегать ПДД, даже если на пешеходном переходе никого нет, а светофор вынуждает совершить остановку. Дополнительная страховка защитит человека за рулем от неумышленного преступления, поможет избежать ответственности и не навредит ничьей жизни.

Судя по официальной статистике ГИБДД, собранной этим государственным ведомством в 2017 году, за период с января по декабрь 2017 года в России произошло около 169 тыс. официально зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Пешеходы за указанный срок стали участниками 53 тыс. ДТП. Чаще всего в таких авариях виноваты были водители (31 тыс. ДТП). Сами пешеходы послужили причиной дорожных происшествий лишь в 20 тыс. случаев.

В целом, в 2017 году в авариях с пешеходами на дорогах погибло на 2,6% меньше людей, чем за 2016 год. Количество аварий с пешеходами, вызванных неправильными действиями водителей, увеличилось на 4,3%, пешеходы же стали аккуратнее на 4,1%. Однако это не значит, что водители наплевательски относятся к пешеходам.

Зачастую причиной возникновения дорожных происшествий становилось плохое состояние дорожной разметки и дорожных знаков. Сохранится ли подобная тенденция в 2018 году, покажет лишь время.

Нередко ДТП с участием пешеходов происходят в темное время суток, в условиях плохой видимости. Водители зачастую попросту не успевают разглядеть на проезжей части пешеходов в темной одежде и без светоотражающих элементов. Особенно если пешеход решил перейти дорогу в неположенном месте или резко выбежал на проезжую часть по иной причине.

Основные причины попадания пешехода в ДТП — переход дороги в темное время суток в неположенном месте или переход через дорогу на красный сигнал светофора.

Пешеход попадает в автомобиль часто по мало зависящим от него причинам — плохая видимость на дороге, скользкое или неровное дорожное полотно, плохо прорисованная на дороге «зебра» или неправильно установленные дорожные знаки. Иногда наезд происходит лишь потому, что колесо автомобиля попало в яму или открытый люк.

Основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:

  • банальная рассеянность, невнимательность на дороге;
  • пересечение дороги в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • несоблюдение или незнание Правил дорожного движения;
  • отсутствие контроля за маленькими детьми и их незнание основных правил перехода улицы;
  • плохая реакция пешеходов пенсионного возраста и инвалидов в момент опасности;
  • пренебрежение к опасности, отсутствие чувства страха перед автомобилем.

Даже если в ДТП целиком виноват пешеход, к водителю все равно с большой долей вероятности будет применена мера ответственности. Особенно в случае, когда авария нанесла вред здоровью пешехода или тем более привела к его гибели. Автомобиль является техническим средством повышенной опасности, поэтому и требования к управлению им всегда будут высокие.

Ответственность пешеходов

Пешеход, как и любой другой участник дорожного движения, при некоторых обстоятельствах вполне может попасть под уголовную ответственность, вплоть до заключения под стражу. Но на практике максимальное наказание пешехода за нарушение Правил дорожного движения обычно не превышает 1000 рублей (максимальный административный штраф).

Другое дело, если в результате ДТП, которое случилось по вине пешехода, пострадали люди. Тогда и мера наказания будет куда более серьезной:

  • при нанесении вреда здоровью легкой или средней тяжести придется заплатить штраф в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • при нанесении тяжкого вреда здоровью ответственность иная, в рамках Уголовного кодекса РФ (вплоть до 2 лет лишения свободы);
  • при смертельном исходе, виной которого послужил пешеход, его может ожидать уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 4 лет;
  • если в ДТП погибло 2 и более человек, то срок лишения свободы может быть увеличен до 7 лет.

Виновник аварии — водитель

По статистике аварии с участием пешеходов чаще всего происходят по вине водителей. Это связано не только с тем, что автомобиль сам по себе является техническим средством повышенной опасности, но и с банальной невнимательностью автовладельцев или с игнорированием ими Правил дорожного движения.

Типичных случаев нарушения правил поведения на дороге, в результате которых водитель сбил пешехода, можно назвать огромное количество. Вот лишь некоторые из них:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • несоблюдение минимальной дистанции между транспортными средствами;
  • невнимательность, вызванная сильной усталостью (иногда и сон за рулем);
  • игнорирование запрещающих сигналов светофора, дорожных знаков и знаков дорожной разметки;
  • превышение допустимой скорости;
  • неправильное поведение при обгоне других автомобилей;
  • техническая неисправность машины;
  • игнорирование правила снижения скорости перед пересечением пешеходного перехода.

Если причиной ДТП с пешеходом послужила техническая неисправность автомобиля, которая не зависела от водителя, то сотрудник дорожной службы все равно может посчитать иначе и соответствующим образом оформить протокол аварии. В этом случае водителю лучше всего назначить независимую техническую экспертизу машины.

Иногда водитель задевает пешехода зеркалом или другой частью автомобиля, что приводит к травмам легкой тяжести. Что делать в этом случае? Если ущерб здоровью незначительный, то проще всего договориться с пешеходом, оказать пострадавшему медицинскую помощь, довезти до ближайшей больницы или вызвать карету скорой помощи. Посещать врача лучше всего вместе с пострадавшим.

Даже если пешеход уверяет, что у него к водителю нет претензий, то необходимо все равно взять с него расписку. Это убережет в будущем от неприятных ситуаций, в том числе от разбирательств в суде и возмещения вреда здоровью. В противном случае пешеход может передумать, а действия водителя будут квалифицированы как скрытие с места аварии.

Ответственность водителей

Водители должны крайне внимательно относиться к пешеходам, даже если последние грубо нарушают Правила дорожного движения — перебегают дорогу в неположенном месте, преодолевают перекресток на запрещающий сигнал светофора или совершают иные проступки. Связано это с тем, что любое ДТП чревато множеством неприятных последствий:

  1. Пешеход может попросту скрыться с места происшествия. И тогда водителю придется устранять повреждения автомобиля (например, сломанное зеркало) за собственный счет. Искать пешехода в этом случае вряд ли кто будет;
  2. Потеря большого количества времени. Даже если в результате ДТП пешеход получил лишь несколько синяков и ссадин, ожидание инспекторов ГИБДД и составление протокола может занять несколько часов. Еще больше времени придется потерять, если пешеходу нанесен серьезный ущерб здоровью;
  3. Штраф за нарушение ПДД. К примеру, за наезд на человека, который пересекал пешеходный переход по всем правилам, придется заплатить административный штраф в размере от 1500 до 2500 рублей;
  4. Штрафы за сопутствующие нарушения ПДД. В ходе оформления протокола сотрудник ГИБДД может найти и ряд других мелких (или серьезных) нарушений, будь то отсутствующая аптечка или огнетушитель, нечитаемые номера, отсутствие страхового полиса или даже алкогольное опьянение водителя. За все это грозит малоприятная административная ответственность;
  5. Если в результате ДТП был нанесен вред здоровью пешехода (тем более, если он погиб), то водителя ожидает дополнительное административное или уголовное наказание (вплоть до принудительных работ или тюремного заключения).

Наказание за причинение ущерба здоровью в 2018 году зависит от тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего. Так, за легкий вред здоровью придется заплатить административный штраф в размере от 2500 до 5000 рублей. В крайнем случае виновному водителю грозит лишение прав на срок от 12 до 18 месяцев. При среднем вреде здоровью указанные санкции ужесточаются — штраф возрастает до 10000-25000 рублей, а срок лишения водительских прав — до 18-24 месяцев.

Уголовная ответственность водителю грозит в случае, если по его вине пешеходу был нанесен тяжкий вред здоровью или пешеход вовсе погиб. В первом случае водителя могут лишить свободы на срок до 2 лет. При смерти одного пешехода срок лишения свободы увеличивается до 5 лет, при смерти двух и более лиц — до 7 лет лишения свободы.

Конечно, указанная ответственность наступит для водителя только в том случае, если будет доказано, что наезд на пешехода был сделан из-за нарушения Правил дорожного движения. Однако требовать возмещения морального вреда пешеход вправе даже в том случае, если он сам является виновником ДТП.

Определение виновника аварии и права пешехода

Определить истинного виновника ДТП бывает очень сложно в случаях, когда ни пешеход, ни водитель прямо не нарушали Правил дорожного движения. Важно определить, мог ли водитель или пешеход предпринять какие-либо действия, которые смогли бы предотвратить аварийную ситуацию. В этих целях нередко назначают автотехническую экспертизу (дорожно-транспортную, трасологическую, экспертизу технического состояния автомобиля и прочее).

Немного судебной практики. Если причиной аварии стала техническая неисправность автомобиля, которую водитель не имел возможности устранить, но принял все возможные действия для предотвращения ДТП, то его признают невиновным в наезде на пешехода.

Пешеход, в свою очередь, вправе потребовать от водителя компенсации полученного ущерба здоровью или имуществу вне зависимости от результатов проведенной экспертизы (гражданская ответственность водителя) и от наличия или отсутствия вины водителя. На подачу исков на компенсацию ущерба со стороны пешехода даже не установлен срок исковой давности. В то время как срок исковой давности для водителей составляет всего 3 года.

Часть ущерба пешеходу возмещает страховая компания в рамках страхового полиса ОСАГО. Но сумма страхового возмещения далеко не всегда покрывает реальный размер полученного ущерба. Размер денежной компенсации, которую вправе потребовать пешеход от водителя, обычно не превышает 160 тысяч рублей. Конечная сумма, которая будет назначена судом, рассчитывается на основании правил, установленных Уголовным кодексом РФ и другими законодательными актами.

Помимо компенсации за поврежденное имущество и за нанесенный вред здоровью пешеход вправе потребовать от водителя и компенсации морального ущерба. Но в этом случае ему необходимо привести суду доказательства того, что такой ущерб реально имел место (к примеру, предоставить справку от психиатра). Итоговый размер морального ущерба определит суда.

Любое требование пострадавшего пешехода о возмещении ущерба суд может отменить, если будет доказана полная невиновность водителя или факт преднамеренных действий со стороны пострадавшего (к примеру, пешеход намеренно бросился под колеса, чтобы в будущем получить компенсацию).

В качестве итога

Согласно официальной статистике, смертность на российских дорогах превышает смертность на дорогах Европы примерно в 3-4 раза. Так, в 2017 году в результате ДТП погибло около 19 тысяч человек. Чтобы избежать подобной участи, следует очень ответственно относиться к управлению автомобилем, а также к Правилам дорожного движения. Безопасность на дорогах в равной степени зависит и от внимательности водителя, и от здравых действий пешехода.



Поделиться