Нормативные акты о противодействии коррупции предусматривают множество механизмов борьбы с этим явлением. Одним из таких механизмов является обязанность государственных гражданских служащих представлять сведения о своих доходах. Что происходит в тех случаях, когда по каким-то причинам гражданский служащий не выполняет свою обязанность? Какие меры ответственности предусмотрены законом и что должен предпринять представитель нанимателя в таких ситуациях? В законах однозначного ответа нет. В этой статье рассматриваются проблемы, с которыми на практике столкнулись государственные органы, и способы решения этих проблем после изменения отдельных положений закона.
Из этой статьи вы узнаете:
- какие нововведения отражены в Законе о противодействии коррупции
- чем чревато невыполнение обязанности представления сведений о доходах
- что следует понимать под термином "утрата доверия"
- особенности привлечения к ответственности гражданских служащих, совершивших дисциплинарные проступки коррупционного характера
Одной из базовых обязанностей государственных и муниципальных cлужащих, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции), является обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Обратите внимание!
введен контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, их расходам, о чем мы расскажем в одном из ближайших номеров журнала
Сама по себе эта обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не является новой. Еще , в настоящее время утративший силу, в ст. 12 предусматривал, что гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с федеральным законом ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Аналогичная норма была предусмотрена и в утратившем силу .
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - ) также в качестве одной из основных обязанностей гражданского служащего предусмотрел представление им сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (п. 9 ст. 15 Закона о госслужбе). Впоследствии подобная обязанность была закреплена и Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (п. 8 ст. 12).
Что касается непосредственно , то он внес с эту сферу следующие новеллы.
Нововведение 1. Установлена обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не только самого служащего, но и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Нововведение 2. Эта обязанность распространена на все виды государственной службы.
Нововведение 3. Определено, что указанная обязанность возникает не у всех государственных и муниципальных служащих, а только у замещающих должности, входящие в специальный перечень.
ПРОБЛЕМЫ УВОЛЬНЕНИЯ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ
В своей первоначальной редакции ч. 8 ст. 8 устанавливала, что невыполнение государственным или муниципальным служащим рассматриваемой обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, в рамках невыполнение обязанности представления сведений о доход ах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рассматривалось как дисциплинарный проступок с возможностью применения к виновному мер дисциплинарной ответственности.
Кроме того, гражданские служащие, замещающие должность гражданской службы категории «руководители», могли быть уволены по п. 6 ч. 1 ст. 37 и в случае однократного нарушения рассматриваемой обязанности.
Однако такое увольнение все же является реализацией в отношении гражданского служащего в качестве меры дисциплинарного взыскания. В то же время, как уже отмечалось выше, в ряде случаев руководство и кадровые службы государственных органов рассматривают нарушение обязанности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в качестве невыполнения обязательства, связанного с гражданской службой, и увольняют служащих без соблюдения процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности по п. 13 ч. 1 ст. 33 .
УТРАТА ДОВЕРИЯ
Является ли утрата доверия к служащему в указанных ситуациях объективной (возникающей при любом случае нарушения) или субъективной (зависящей от усмотрения представителя нанимателя)?
Ответ в данном случае позволяет дать анализ ст. 59.1, 59.2 и 59.3 . Он показывает, что законодатель посчитал необходимым разделить все правонарушения коррупционного характера, совершаемые гражданскими служащими, на тяжкие (влекущие увольнение с гражданской службы в связи с утратой доверия) и прочие (за которые могут быть применены взыскания, не связанные с прекращением государственно-служебных отношений). К тяжким коррупционным правонарушениям, в частности, отнесены непринятие как гражданским служащим, так и представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов; невыполнение должным образом обязанности представления сведений о доходах; осуществление предпринимательской деятельности и др.).
Такое разделение коррупционных правонарушений на более и менее серьезные с дифференциацией санкций за их совершение заслуживает, с нашей точки зрения, поддержки и одобрения. В то же время в результате внесенных изменений в законодательство о государственной гражданской службе и противодействии коррупции возникли и новые противоречия.
Так, в ст. 37 введен п. 1.1, согласно которому служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции и . Казалось бы: вполне логично, что при увольнении гражданского служащего в связи с утратой доверия ссылка в приказе и в трудовой книжке должна делаться на этот пункт.
Однако при этом ч. 4 ст. 59.3 Закона о гостайне содержит прямое указание на то, что в акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 Закона о гостайне. Это дает основания предположить, что при увольнении гражданского служащего по данным основаниям запись в трудовую книжку более правильно делать со ссылкой на указанные статьи.
Введя в Закон о государственной службе институт увольнения в связи с утратой доверия, законодатель в то же время не исключил и не видоизменил п. 14 ч. 1 ст. 33 этого же Закона. Между тем буквальное толкование этих пунктов позволяет увольнять гражданских служащих не только в связи с утратой доверия, вызванной нарушением запретов, связанных с гражданской службой, но и просто в связи с самим фактом такого нарушения. По сути, возникает коллизия между указанным пунктом и ч. 4 ст. 59.3 . Правда, как представляется, здесь можно достаточно обоснованно говорить о том, что норма, содержащаяся в ч. 4 ст. 59.3 является специальной и должна иметь приоритет над нормой, содержащейся в п. 14 ч. 1 ст. 33 этого же Закона.
Принципиальной особенностью привлечения к ответственности гражданских служащих, совершивших коррупционные правонарушения, является возможность ее наступления без учета вины гражданского служащего. Об этом свидетельствует ч. 2 ст. 59.3 , которая требует при применении взысканий, предусмотренных ст. 59.1 и 59.2 данного , учитывать те же обстоятельства, которые учитываются при применении дисциплинарных взысканий к гражданским служащим, за исключением степени их вины; а также п. 9 и 10 ч. 1 ст. 16 того же , рассматривающие совершение коррупционных правонарушений как нарушение ограничений, связанных с гражданской службой.
Еще одной особенностью привлечения к ответственности за совершение гражданскими служащими дисциплинарных проступков коррупционного характера является то, что при его осуществлении отсутствует необходимость проведения служебной проверки: дисциплинарные взыскания применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.
· Сообщить об этом представителю нанимателя и в дальнейшем действовать согласно его указаниям
· Передать часы по акту в государственный орган, в котором он замещает должность федеральной государственной гражданской службы
· Передать в кассу государственного органа, в котором он замещает должность федеральной государственной гражданской службы, денежные средства в сумме 3500 руб. при представлении авансового отчета за командировку
· Оставить часы себе и распоряжаться ими по своему усмотрению, поскольку этот подарок имеет незначительную стоимость
557. К взысканиям за несоблюдение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, относится:
· выговор
· сокращение размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий
· понижение в должности
558. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральный гражданский служащий представляет:
· непосредственному руководителю
· в кадровую службу федерального государственного органа
· в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
· в налоговые органы
559. Государственный гражданский служащий представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:
· ежегодно
· при прекращении службы
· по требованию представителя нанимателя
· каждые 3 года
560. Гражданский служащий представляет сведения о своих расходах и расходах членов своей семьи в случае, если:
· сумма сделки превышает общий доход служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий совершению сделки
· сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки
· сумма сделки превышает один миллион рублей
· сумма сделки превышает один миллиард рублей
561. Государственный гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении следующих членов своей семьи:
· Родители, супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные)
· Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети
· Родители, братья и сестры, супруг (супруга), дети, иные близкие лица
· Супруг (супруга) и дети
562. Невыполнение государственным служащим обязанности представлять представителю нанимателя сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера влечет:
· Освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы
· Освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы, увольнение государственного служащего с государственной службы
· Привлечение к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации
· Привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации
563. В случае, если выявлено несоответствие расходов государственного служащего и членов его семьи их доходам:
· органы прокуратуры обращаются в суд с иском о применении к государственному служащему мер уголовной ответственности
· органы прокуратуры обращаются в суд с иском об изъятии в доход государства имущества, законность приобретения которого государственный служащий не может обосновать
· государственный служащий незамедлительно увольняется с государственной службы
· государственный служащий получает строгий выговор
564. При заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в числе прочего федеральный гражданский служащий обязан представлять сведения о следующих видах доходов:
· пенсии, пособия, доходы, полученные от продажи, сдачи в аренду недвижимого имущества, доходы от создания литературного произведения, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал
· возмещенные суммы расходов, связанных со служебными командировками
· сумма социального и имущественного налогового вычета
· сумма социального страхования
565. При заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в числе прочего федеральный гражданский служащий обязан представлять сведения о следующих видах транспортных средств:
· о транспортных средствах, предоставляемых федеральному гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей
· о транспортных средствах, находящихся в пользовании федерального гражданского служащего (при наличии документов, подтверждающих право пользования)
· о транспортных средствах, снятых с регистрационного учета
· о транспортных средствах, за которые федеральным гражданским служащим в отчетном периоде была оформлена предоплата, но при этом право собственности на федерального гражданского служащего оформлено не было
· о транспортных средствах , негодных к эксплуатации
· о транспортных средствах, находящихся в угоне
В случае, если федеральный гражданский служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения или имеются ошибки, он может представить уточненные сведения в течение (?) месяца (месяцев) после окончания срока представления сведений в текущем отчетном году.
567. В сети «Интернет» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные государственными гражданскими служащими:
· не размещаются, поскольку являются сведениями конфиденциального характера
· размещаются в отношении государственных гражданских служащих, замещающих должности, включенные в специальный перечень
· размещаются в отношении государственных гражданских служащих, давших свое письменное согласие на опубликование сведений
· размещаются в отношении всех государственных гражданских служащих, представляющих указанные сведения
В какой срок должны быть размещены на официальном сайте государственного органа сведения о декларированном годовом доходе федерального государственного служащего и членов его семьи?
· В течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
· В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
· В течение 7 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
· В течение 30 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
569. Гражданскому служащему запрещено:
· вступать в политические партии
· использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации
· участвовать в деятельности руководящего органа политической партии
· быть членом профсоюза
570. При прохождении государственной гражданской службы гражданскому служащему НЕ запрещается:
· Осуществлять предпринимательскую деятельность
· Замещать должность государственной гражданской службы в случае избрания на оплачиваемую выборную должность в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе
· Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора
· Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя научные звания международных организаций
571. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан:
· передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление
· обратиться в комиссию по урегулированию конфликтов интересов и следовать рекомендациям комиссии
· продать принадлежащие ему ценные бумаги
· не предпринимать никаких действий
572. Укажите, какая из перечисленных ниже конвенций не ратифицирована Российской Федерацией:
· Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции
· Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию
· Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию
· Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок
573. Вопросы создания системы противодействия коррупции в России возложены:
· на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации
· на Министерство юстиции Российской Федерации
· на Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции
· на Прокуратуру Российской Федерации
574. К гражданскому служащему, сообщившему о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности в течение одного года после сообщения:
· применяются только по согласованию с профсоюзным органом
· применяются только по согласованию с общественным советом при федеральном государственном органе
· применяются только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов
· применяются только по согласованию с комиссией по служебным спорам
575. Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:
· Аппарата Правительства Российской Федерации
· Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции
· Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
· Федеральной службы по труду и занятости
576. Антикоррупционные требования запреты, ограничения и обязанности, установленные для государственных гражданских служащих, содержатся:
· в Уголовном кодексе Российской Федерации
· в Федеральном законе «О противодействии коррупции»
· в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
· в Федеральном кодексе служебного поведения государственных гражданских служащих
577. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях:
· выявления коррупциогенных факторов для их последующего устранения
· выявления противоречий и правовых коллизий по отношению к иным действующим нормативным правовым актам
· обеспечения участия независимых экспертов в проведении оценки качества принимаемых нормативных правовых актов
578. В соответствии с законом уголовная ответственность предусмотрена:
· за дачу взятки
· за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
· за посредничество во взяточничестве
· за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов на государственной службе
579. Согласно закону, в случае если коррупционное правонарушение совершается от имени или в интересах юридического лица, к юридическому лицу могут быть применены:
· Меры гражданско-правовой ответственности
· Меры административной ответственности
· Меры материальной ответственности
· Меры уголовной ответственности
1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:
1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу;
2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень , установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.
3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.
5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.