Ветераны подразделения особого риска. Ветеранам подразделения особого риска Участники действий подразделения особого риска

Ветераны подразделений особого риска являются представителями почетной категории граждан. Значит, им полагается определенный набор льгот и выплат в качестве компенсации за время, отданное служению Родине, и утраченное здоровье. Из данной статьи вы узнаете, кто относится к ветеранам подразделений особого риска, какие полагаются льготы ветеранам подразделений особого риска и членам их семей.

Кто относится к ветеранам подразделений особого риска

В глазах закона ветеранами подразделений особого риска признаются вольнонаемные и военнослужащие начальствующего и рядового состава различных войск. В частности, к данной категории льготников относятся:

  1. Лица, принимающие участие в подземных испытаниях ядерного оружия, а также в сборе и захоронении веществ, принадлежащих к категории особо опасных.
  2. Участники-военнослужащие личного состава специальных отделов по монтажу ядерных зарядов.
  3. Служащие-ликвидаторы последствий аварий на под- и надводных судах и других объектах.
  4. Участники подземных испытаний ядерного оружия в период возникновения опасности.
  5. Лица, принимавшие участие в период до 1963 года в испытаниях (и учениях с применением) оружия массового поражения, в том числе радиоактивных веществ.

Выплаты ветеранам подразделений особого риска, не являющимся инвалидами

Представителям данной льготной категории граждан предоставляется право на оформление некоторых дополнительных выплат, никак не зависящих от получения пенсионного пособия, его размера и факта получения дополнительного дохода:

Выплата Комментарий
ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) Размер: 2397 рублей 59 копеек
Единовременная компенсация в счет утраченного здоровья Размер: 13 934 рубля 90 копеек
Ежегодное пособие за утраченное здоровье Размер: 1114 рубля 80 копеек
Ежемесячная выплата на приобретение продуктов питания Размер: 836 рублей 10 копеек
Компенсация 50% стоимости коммунальных услуг Включая газоснабжение, отопление, водоснабжение, электричество, канализацию, вывоз бытового мусора
Компенсация 50% стоимости твердого топлива для отопления частных домов, не подключенных к центральному отоплению Включая доставку дров до дома
Пособие по временной нетрудоспособности на основании больничного листа в размере 100% среднемесячного оклада Без учета страхового стажа. Также оплачивается консультация врача из другого региона.
Дополнительный отпуск с сохранением заработной платы Продолжительность: до 2 недель
Доплата к зарплате при переводе на более простую низкооплачиваемую должность по причине ухудшения состояния здоровья До размеров прежнего оклада
Пособие на покупку проездных билетов в общественном транспорте Сумма утверждается региональными властями. Проезд в пределах субъекта РФ.

Льготы ветеранам подразделений особого риска, не являющимся инвалидами

Важно! Ветераны подразделений особого риска, испытывающие нужду в улучшении жилищных условий и вставшие на учет в местной администрации, имеют право на получение муниципальной квартиры.

Ветеранам подразделений особого риска гарантируется предоставление следующих льгот на федеральном уровне (то есть всем без исключения представителям данной категории лиц по всей территории страны):

Льгота Комментарий
Право на первоочередное трудоустройство при увольнении по сокращению штата, ликвидации фирмы или ее банкротства Без учета отработанного на предприятии времени
Прием в дома-интернаты и дома для престарелых Без ожидания очереди
Зачисление детей ветеранов подразделений особого риска в детский сад без ожидания очередей Также предоставляется выплата на питание в ДОУ
Прием в ВУЗ вне конкурса с предоставлением места в общежитии Стипендия увеличивается на 50% в сравнении с выплатами других студентов
Медицинские услуги в поликлиниках и санаторно-курортных учреждениях бесплатно и без ожидания очередей Лекарства в аптеках также отпускаются без очереди
Право на первоочередное вступление в кооперативы Некоммерческие – жилищные, гаражные, садоводческие и т.д.
Освобождение от уплаты имущественного налога Только для испытателей ядерного оружия и ликвидаторов последствий ядерных катастроф
Налоговый вычет в размере 3 000 рублей Ежемесячно при исчислении НДФЛ с доходов
Изготовление, установка и ремонт зубных протезов бесплатно Кроме тех, что изготовлены из драгоценных металлов
Бесплатное предоставление лекарств и медицинских приборов По рецепту врача в период амбулаторного лечения

Выплаты ветеранам подразделений особого риска, признанных инвалидами

Важно! Ветераны подразделений особого риска, ставшие инвалидами по вине несения службы, получают право на те же льготы, что и ветераны, не получившие инвалидность. К тому же, инвалидам полагаются дополнительные выплаты.

В связи с тем, что ветеран утратил трудоспособность из-за несения службы, вредной для здоровья и порой опасной для жизни, Правительство назначило дополнительные компенсации, а именно:

  1. Ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в сумме 2397 рублей 59 копеек.
  2. Компенсацию за вред, причиненный здоровью ветерана:
    • 17481 рубль 92 копейки инвалидам I группы;
    • 8740 рублей 97 копеек инвалидам II группы;
    • 3296 рублей 37 копеек инвалидам III группы.
  3. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на приобретение продуктов питания в сумме 836 рублей 10 копеек.
  4. Выплата на покупку проездных билетов в общественном транспорте по региону.

Льготы членам семей погибших ветеранов подразделений особого риска

Закон защищает также и членов семей, оставшихся без кормильца после гибели ветерана подразделения особого риска. Вдовы и иждивенцы служащего получают право на следующие привилегии:

  • единовременное пособие по случаю потери кормильца (матери и отцу – 13934 рубля 90 копеек, членам семьи – 27869 рублей 72 копейки);
  • ежегодная компенсационная сумма детям, оставшимся без кормильца (278 рублей 71 копейка);
  • прием в дома-интернаты и дома для престарелых без очередей;
  • пособие на продукты питания на каждого ребенка младше 14, если тот проживал с ветераном;
  • прием в ДОУ без очереди, выплата на питание в ДОУ, путевка в детский оздоровительный лагерь ребенку ветерана;
  • внеочередное обслуживание в бытовых службах;
  • право на первоочередное вступление в некоммерческие кооперативы;
  • преимущественное право на трудоустройство при закрытии компании;
  • скидка 50% при оплате счетов по ЖКУ, на приобретение дров при наличии печного отопления.

Экспертное мнение

Согласно тексту Постановления Правительства РФ от 11.12.1992 № 958 , ветераны подразделений особого риска должны обращаться за льготами не в отделение социальной защиты населения региона проживания, а в Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 марта 2004 г. № 14-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 " О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Приказ МЧС РФ от 2 июня 2000 г. № 297 "О признании утратившим силу положения по оформлению удостоверения для граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также принимавших участие в ликвидации их последствий".
Приказ МЧС РФ от 24 апреля 2000 г. № 229 "Об утверждении положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Министерство здравоохранения РФ № 6, Министерство труда и социального развития РФ № 9 ПРИКАЗ от 12 января 2000 года "О перечне заболеваний, обусловленных воздействием радиации".
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1999 г. № 1281.
Приказ Минздрава РФ от 10 марта 1999 г. № 82 "Об организации медицинской помощи гражданам из подразделений особого риска"
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ.
Постановление Правительства РФ "О мерах по социальной защите граждан из подразделений особого риска" от 11 декабря 1992 г. № 958.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 19 августа 1995 г. № 149-ФЗ.
Постановление Верховного Совета РСФСР "О распространении закона РСФСР "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27.12.1991 г. № 2123-1.
Положение "О медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации" от 11 декабря 1992 г.
Постановление Совета Министров - Правительства РФ О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 8 октября 1993 г. № 1005 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Положение по оформлению удостоверений для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также принимавшим участие в ликвидации их последствий. (Отменено 2 июня 2000 г.)
Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 522 "Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Письмо МЧС РФ от 13 февраля 1995 г. "Дополнения и изменения в Положение по оформлению и выдаче удостоверений для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. № 7-П по делу о проверке конституционного пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина Корнилова В.С.

На сегодняшний день, в соответствии с приказом министра обороны «общественная организация ― «Комитет ветеранов подразделений особого риска» ― решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы», — .

«По нашему мнению, передача одной из общественных организаций государственных функций нарушает основополагающий конституционный принцип равенства всех граждан и всех общественных организаций перед законом», — считают в «Беллоне».

В организацию «Беллона» часто обращаются люди, которым довелось быть ликвидаторами последствий радиационных аварий и катастроф.

Вот только один пример. 10 августа 1985 года в дальневосточной бухте Чажма на территории 30-го судоремонтного завода (воинская часть 63971) Военно-морского флота произошла авария на атомной подводной лодке К-431.

В атмосферу было выброшено около шести миллионов кюри радиоактивных веществ. Уровень радиоактивного загрязнения территории воинской части в десять тысяч раз превысил предельно допустимые нормы. В ликвидации аварии принимал участие гражданский и военный персонал завода, всего 2209 человек.

Большинство этих людей до сих не может доказать своё участие в ликвидации последствий аварии и, соответственно, не пользуется никакими льготами. Как писал об этом Григорий Пасько в своей статье « », «все документы, напрямую подтверждающие действий работников во время аварии (планы работы цехов, заказ-наряды, рабочие листки на выполнение конкретных работ, приказы и прочее), были уничтожены».

Бывшая медсестра воинской части Ирина Вяткина, принимавшая непосредственное участие в ликвидации последствий аварии, серьёзную долю облучения, стала инвалидом, но не может подтвердить свой статус «ветерана подразделений особого риска».

Одной из причин проблем, с которыми сталкиваются ликвидаторы, является запутанная, непрозрачная, забюрократизированная система учёта и выявления «ветеранов подразделений особого риска».

Собственно говоря, эта обязанность должна лежать на государстве. Люди, потерявшие своё здоровье, выполняя государственные задачи, имеют право на материальную компенсацию и общественное признание своей роли.

Но не всё так просто… В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 18.08.2005 года № 354 право участвовать в решении вопроса о праве людей на статус «ликвидатора» и положенные льготы было предоставлено «Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации».

Как поясняет юрист ЭПЦ «Беллона» Нина Поправко: «Данным приказом утверждена «Инструкция о порядке и условиях выдачи удостоверения». В соответствии с пунктами одиннадцать и двенадцать данной Инструкции, ушедшие в запас военнослужащие и бывшие гражданские специалисты, пострадавшие от радиационных катастроф и участвовавшие в ликвидации их последствий, подают заявления в военные комиссариаты по месту жительства. Далее запрос направляется в воинскую часть, где заявители проходили службу или работали в качестве гражданских специалистов».

По словам Поправко, если воинская часть подтверждает факт службы, то запрос направляется в министерство обороны и в Комитет ветеранов подразделений особого риска (ПОР). Именно сотрудники ветеранского комитета формируют «личное дело» заявителя и дают экспертное заключение по документам, которые он предоставил.

«Таким образом, именно общественная организация — Комитет ветеранов ПОР дает экспертное заключение и решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы, имеет ли он право на льготы, — говорит юрист. — С другой стороны, ни в одной инструкции, насколько мне известно, не прописана ответственность сотрудников и членов комитета за возможные ошибки, за неверно принятые решения».

Кто не отвечает на журналистские запросы

«Обращение людей на сайт «Беллона.Ру» и расследования наших журналистов и юристов, подтверждают тот факт, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» совсем не всегда встаёт на сторону ветеранов… Люди, пострадавшие от радиационных катастроф, не могут получить подтверждения своего статуса и положенные льготы. Это довольно-таки странная и закрытая организация. Практически невозможно получить информацию о её деятельности», ― говорит главный редактор сайта «Беллона.Ру» Рашид Алимов.

4 апреля 2007 года Алимов обратился с журналистским запросом к председателю ветеранского объединения Владимиру Бенцианову. Журналист попросил главу ветеранского союза обнародовать «статистику удовлетворенных и неудовлетворенных обращений граждан». Также Алимова интересовал вопрос о том, «какова роль Комитета ветеранов как общественной организации в принятии решения о выдаче или невыдаче удостоверения» и «на основании каких распорядительных актов организация была создана».

Запрос был получен одной из сотрудниц организации 9 апреля, что подтверждается почтовым «уведомлением о вручении». Но ответ из ветеранского комитета Алимов так и не дождался.

25 июня 2005 года журналист обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании бездействия (непредоставления ответа на запрос) со стороны «Комитета ветеранов подразделений особого риска» и его главы Владимира Бенцианова.

9 июля 2007 года Кировским районным судом требования журналиста были удовлетворены. Суд признал незаконным «бездействие государственно-общественной организации «Комитет ветеранов подразделений особого риска», выразившееся в не предоставлении ответа на запрос от 4 апреля 2007 года».

«Экологический правозащитный центр «Беллона» намерен и в дальнейшем обращаться в судебные инстанции, если должностные лица не будут отвечать на запросы граждан, активистов и сотрудников «Беллоны», ― говорит Поправко, представлявшая интересы журналиста в суде.

«Журналистские запросы и обращения граждан ― это важнейшая часть их информационных прав. А за реализацию информационных прав надо бороться, также как и за применение других правовых норм… Непредставление ответа на запрос журналиста фактически блокирует редакционную работу, что нарушает не только его права, но и права читателей и учредителей средства массовой информации», — заявляет юрист.

Кому и зачем нужны государственно-общественные организации?

Удовлетворение судебного иска редактора «Беллоны.Ру» к комитету ветеранов стало юридической победой «Беллоны», но многие вопросы продолжают оставаться без ответа. Во время судебного заседания глава ветеранской организации Владимир Бенцианов вручил адвокату Рашида Алимова официальный ответ на его запрос. Он также извинился за задержку с ответом, которая была, по его словам, связана «с пребыванием в лечебных учреждениях и длительными командировками».

Как говорится, лучше поздно, чем никогда… Впрочем, ответ Бенцианова даёт почву для новых, и весьма острых, вопросов. Владимир Яковлевич пишет, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска никогда во исполнение распорядительных документов Министерства обороны СССР не работал и прав на установление статуса «Участник действий подразделений особого риска» во исполнение поименованного Вами приказа МО РФ не имеет». Таким образом, глава организации фактически отрицает существование приказа министра обороны. Но «Беллона» обладает достоверной информацией о том, что такой приказ существует!

«Мы с большим уважением относимся к заслугам Владимира Яковлевича Бенцианова, но, конечно же, его ответ не может нас удовлетворить», — подчёркивает Поправко.

«Ситуация осложняется тем, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» является так называемой «государственно-общественной организацией», ― объясняет адвокат.

Статья 51 действующего федерального закона «Об общественных объединениях», принятого в мае 1995 года, предусматривает существование общественных организаций, созданных с участием государства.

В законе сказано, что «впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти». Но до сегодняшнего дня нормативные акты, касающиеся деятельности подобных объединений, не доступны для общественности. Эта тема фактически засекречена.

«Вполне вероятно, что многие нормативные акты просто не существуют, за двенадцать лет их не удосужились принять», — предполагает юрист «Беллоны».

Интересное положение получается… Министерство обороны передаёт одну из важнейших своих функций ― социальную поддержку бывших военнослужащих и гражданских специалистов ― общественной организации. Эта организация имеет особый и весьма «непрозрачный» статус. Сама организация отрицает тот факт, что она обладает подобными полномочиями… Замкнутый круг?

«Мне думается, что ситуация может измениться, если государство, в том числе министерство обороны, обнародует все документы и нормативные акты, связанные с государственно-общественными и общественно-государственными объединениями, ― считает Поправко. — Совершенно непонятно, почему эта информация должна быть секретной. В чём здесь государственный интерес? Кроме того, можно поставить под сомнение уместность самого существования подобных «привилегированных» общественных объединений. В правовом государстве все общественные организации должны быть равны перед законом, обладать равными правами, обязанностями и полномочиями».

Ответ Бенцианова Алимову вызывает много и других вопросов.

«Статус пострадавшего ни в одном из нормативных актов, по которым работает Комитет, не указан и обобщение данных о работе Комитета этими актами не предусмотрено. А поэтому никаких цифр, запрашиваемых Вами, Комитет представить не имеет возможности», — пишет глава организации. Получается, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» не осведомлён о правовом положении людей, пострадавших от радиационных катастроф и не владеет статистикой по этой категории граждан? Трудно, признаться, в это поверить…

В настоящее время редакция сайта «Беллона.Ру» готовит обращение в Министерство обороны Российской Федерации с требованием о предоставлении полной информации о порядке выявления и учёта ветеранов подразделений особого риска, пострадавших от радиационных катастроф. Если такая информация не будет предоставлена, редакция сайта «Беллона. Ру» намерена обратиться в судебные органы.

Сейчас в России активно обсуждаются планы создания новых ядерных объектов. Но не столкнутся ли нынешние работники атомной промышленности и сегодняшние военнослужащие с теми же проблемами, что и жертвы радиационной катастроф советской эпохи? Государство, которое намерено привлечь десятки тысяч новых людей в атомную промышленность, но не спешит выполнить своих обязательств перед ветеранами отрасли, напоминает азартного карточного игрока, который влезает во всё новые и новые долги и не спешит расплатиться со старыми кредиторами…

О них молчали с момента создания ядерного оружия. Солдат и офицеров подразделений особого риска словно бы не было. Они служили на атомных объектах, участвовали в испытаниях военного атома, умирали от болезней, спровоцированных облучением. И все было шито-крыто, пока страну не накрыла чернобыльская беда. Тогда, по примеру ликвидаторов Чернобыля, они стали бороться за свои права. В начале 90-х годов государство их, наконец, признало.

Но и сегодня далеко не все еще знают об этой официальной легализации ветеранов подразделений особого риска, о том, какие приняты документы.
Но много дольше эти люди молчали о своих судьбах. Да и сейчас, встречаясь на собраниях областной организации ветеранов подразделений особого риска, они далеко не все рассказывают о себе. Глубокая завеса секретности над делами и событиями полувековой давности наложила на них свой отпечаток. А по сути, все они стали вольными или невольными испытателями ядерного оружия. Только в конце прошлого века, после взрыва на Чернобыльской АЭС, сведения о ядерных испытаниях и авариях были рассекречены.

«Подразделения особого риска» были организованы в СССР в 1954 году в связи с созданием ядерного оружия и необходимостью обслуживания арсеналов, эксплуатации спец.техники, обслуживания испытательных полигонов и т.д. На территории бывшего Советского Союза проживает более 25 тысяч ветеранов подразделений особого риска. На сегодняшний день в НСО более 100 ветеранов этих подразделений.

Об этих подразделениях обычно говорят скупо и мало, а долгие годы вообще тщательно скрывалось и существование подобных служб, и людей, которые там работали. Между тем эти ветераны действительно выполняли свой патриотический долг с огромным риском для здоровья и жизни. Одни участвовали в таких испытаниях на Семипалатинском и Новоземельском ядерных полигонах. Другие, в основном моряки-подводники, прошли через радиационные аварии и катастрофы на нашем атомном флоте. Третьи - невольно попали в зоны испытаний ядерного оружия во время службы в армии.

Впервые в СССР ядерная бомба была испытана 29 августа 1949 года . Произошло это на специальном полигоне в 70 километрах от Семипалатинска. А 14 сентября 1954 года в Оренбургской области на Тоцком полигоне начались общевойсковые учения под общим названием «Прорыв подготовленной тактической обороны противника с применением ядерного оружия». Тогда проверялся характер влияния факторов ядерного взрыва на проведение наступательных и оборонительных операций всех родов войск. В этих учениях приняли участие 45 тысяч военнослужащих (39 тысяч солдат, сержантов и старшин, 6 тысяч офицеров).
Сегодня из всех участников того "эксперимента" в живых осталось порядка 3 тысяч человек, в Новосибирской области - около10 человек.

Чтобы бороться за свои права, ветераны подразделений особого риска вынуждены были объединиться в общественную организацию. Комитет, объединяющий ветеранов подразделений особого риска, в России был создан в 1991 году постановлением Верховного Совета РСФСР.

Всего ВПОРовцев в НСО 124 человека, в т.ч.
-участвовавших в испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне 104 чел.
-участвовавших в Тоцких учениях 6 чел.
-испытания ядерного оружия на полигоне Новая Земля 2 чел.
- испытания ядерного оружия на полигоне Капустин Яр 1 чел.
-сборщики ядерных зарядов 6 чел.
-атомные подводные лодки 4 чел.
-Ладожское озеро 1 чел.


«Презревшим опасность, выполнившим свой воинский долг во имя оборонного могущества Родины»

Иштокин Иван Иванович (14.01.1927-19.07.1997)
Ветеран ПОР. Родился в г. Краматорск Донецкой области. Принимал участие в испытаниях атомной бомбы на Семипалатинском полигоне в период 1949-1956 года. Занимался обслуживанием авиационной техники по забору и анализу радиоактивности в составе в\ч 93851. 1993 г.-председатель комитета «Ветераны ПОР» при Сибирском региональном Союзе «Чернобыль».

Обливальный Анатолий Павлович (3.10.1935-14.11.1998)
Родился в с. Вороново Болотнинского района Новосибирской области. В 1969 г. был приглашен на работу на Семипалатинский полигон. Работал на строительстве стенда для испытания ядерного ракетного двигателя. Принимал участие в десятках испытаний. После ухода на пенсию с 1993 г. работал в Сибирском региональном Союзе «Чернобыль». 1993-1998 г.-председатель комитета «Ветераны ПОР» при Сибирском региональном Союзе «Чернобыль». При его участии были созданы комитеты «Семипалатинцы». В 1998 г. по его инициативе создана Межрегиональная общественная организация «Ветеранов подразделения особого риска».

Мигиренко Георгий Сергеевич (30.09. 1916, Одесса — 23.06.1999, Новосибирск)
— советский военный деятель и учёный в области механики, организатор науки, педагог высшей школы, доктор технических наук (1953), контр-адмирал (1962), лауреат Ленинской премии(1962), Заслуженный деятель науки и техники РФ.
После окончания войны защитил кандидатскую диссертацию по действию подводных взрывов на корабли, получил направление в докторантуру при Математическом институте имени В. А. Стеклова, научным консультантом стал академик М. А. Лаврентьев. Доктор технических наук (1954). Исследовал действие атомных взрывов на корабли, в 1957 году руководил экспериментами на Новой Земле по определению «влияния атомных взрывов на корабли и подводные лодки».
В 1958 году по приглашению М. А. Лаврентьева принял участие в организации Новосибирского Академгородка. Заведующий отделом Института гидродинамики СО АН СССР (1958). Возглавил Морскую секцию Сибирского отделения АН СССР, где занимался проблемами высокоскоростного подводного движения. Организовывал взаимодействие между Академией наук и военно-морским флотом.

Егоров Иван Егорович (29.04.1934-18.09.2013)
Ветеран подразделения особого риска. Майор в отставке. С апреля 1959 г. по октябрь 1966 г. занимался транспортировкой, хранением, сборкой ядерных СБЧ. С 1998 по 2009 года- председатель комитета «Ветераны ПОР» при Сибирском региональном Союзе «Чернобыль».


Тарасов Олег Васильевич

Ветеран ПОР. Принимал участие в 28 работах по подготовке и проведению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне во время прохождения срочной службы в рядах Советской Армии 1973-1975 г.г. В настоящее время работающий пенсионер, принимает активное участие работе Комитета ветеранов ПОР. В феврале 2009 г. избран председателем «Ветеранов ПОР» и «Семипалатинцев» при Сибирском региональном Союзе «Чернобыль».


Мезенцев Борис Васильевич

Ветеран ПОР. В 1954 г. принимал участие в Тоцких войсковых атомных учениях в звании мл. сержанта. В ходе учений в составе саперной роты участвовал в отряде обеспечения движения мотострелкового полка.


Шантур Анатолий Ильич

Ветеран ПОР в период с 1960 по 1963 г. являлся непосредственным участником испытаний ядерного оружия в атмосфере, а в период с 1964 по 1990г. являлся непосредственным участником подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне.


Неуструев Петр Иванович.

Ветеран ПОР. Родился в 1928г. в Пензенской области. В 1955-1956г.г. в составе 241 бригады опытных кораблей беломорской флотилии Северного флота принимал участие в испытаниях ядерного оружия на острове Новая Земля. В тот период он имел воинское звание лейтенант, а в настоящее время он майор в отставке. В период надводных, подводных и воздушных ядерных взрывов 241 бригада использовалась для изучения воздействия поражающих факторов ядерного оружия.



Поделиться