Осмотр воздушных линий электропередачи в процессе эксплуатации. XXXVIII. Охрана труда при выполнении работ на воздушных линиях электропередачи Виды работ на вл

Страница 9 из 18

Книга 3, Раздел 6 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Книга 3, Раздел 6, Статья 1
Воздушные линии электропередачи

Книга 3, Раздел 6, Статья 1, Параграф 1
Работа на опорах

6.1.1. Подниматься на опору и работать на ней разрешается только в тех случаях, когда имеется полная уверенность в ее достаточной прочности и устойчивости. Необходимость укрепления опоры и безопасные способы определяются на месте руководителем работ и отражаются в ППР.
6.1.2. Работы по укреплению опоры, механическая прочность и устойчивость которой вызывает сомнения, выполняются методом закрепления тросов, оттяжек или специальных раскрепляющих устройств на опоре. при этом подъем на опору запрещается. Работы выполняются с телескопической вышки или другого механизма для подъема людей либо с установленной рядом другой опоры.
В случае применения оттяжек с крюками, последние должны быть снабжены предохранительными замками.
6.1.3. Подниматься на опору разрешается членам бригады: с группой III при всех видах работ до верха опоры; с группой II при работах со снятием напряжения до верха опоры, а при работах без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, не выше 2 м до уровня расположения нижних проводов; с группой I при всех видах работ не выше 3 м от земли (до ног работающего).
6.1.4. Опоры, не рассчитанные на одностороннее тяжение проводов и тросов, но временно подвергаемые такому тяжению, должны быть предварительно укреплены во избежание их падения.
6.1.5. Запрещается нарушать целостность проводов и снимать вязки на промежуточных опорах без предварительного укрепления опор. Запрещается подъем на промежуточную опору, если на ней закреплено менее двух проводов.
6.1.6. На угловых опорах со штыревыми изоляторами подниматься и работать со стороны внутреннего угла запрещается.
6.1.7. При работах на стойке опоры располагаться следует таким образом, чтобы не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением.
6.1.8. При подъеме на опору следует закрепляться стропом предохранительного пояса.
6.1.9. При замене деталей опор должна быть исключена возможность их смещения или падения опоры.
6.1.10. Запрещается откапывать одновременно обе стойки опоры при замене приставок П и АП-образных опор.
Установку приставок следует начинать с одной стойки опоры, и только после замены на ней приставок, закрепления бандажей и утрамбовки грунта можно приступать к замене приставок на другой стойке.
Заменять сдвоенные приставки следует поочередно.
Запрещается находиться в котловане при вытаскивании или опускании приставки.

Книга 3, Раздел 6, Статья 1, Параграф 2
Работа на ВЛ со снятием напряжения

6.1.11. На многоцепной ВЛ с горизонтальным расположением цепей работать со снятием напряжения с одной цепи разрешается только со стороны этой цепи. Переходить на участки траверс, поддерживающие находящиеся под напряжением цепи, запрещается.
6.1.12. Работать на отключенной цепи многоцепной ВЛ с расположением цепей одна над другой разрешается только при условии, если эта
цепь подвешена ниже цепей, находящихся под напряжением. Подниматься на опору разрешается только со стороны отключенной цепи. Заменять и регулировать провода отключенной цепи запрещается.
6.1.13. На многоцепной ВЛ напряжением 220 кВ при работе на опорах со снятием напряжения с одной цепи на стойках на высоте от 2 до
3 м от земли устанавливаются красные флажки со стороны цепей, оставшихся под напряжением. Флажки устанавливает руководитель работ с членом бригады, имеющим группу по электробезопасности III.
6.1.14. При производстве работ с опоры, телескопической вышки без изолирующего звена или с другого механизма для подъема людей расстояние от человека или от применяемых им инструмента и приспособлений до проводов ВЛ напряжением до 1000 В, связи, радиотрансляции, телемеханики должно быть не менее 0,6 м.
Если при работах не исключена возможность приближения к перечисленным проводам на меньшее расстояние, они должны отключаться и заземляться на месте производства работ.
6.1.15. Перетяжка и замена проводов на ВЛ напряжением до 1000 В, подвешенных на опорах совместно с другими ВЛ напряжением до и выше
1000 В, производятся с отключением и заземлением на рабочих местах или с двух сторон участка работ всех ВЛ до и выше 1000 В.
6.1.16. При работах на гирляндах изоляторов разрешается перемещаться по поддерживающим гирляндам как одноцепным, так и состоящим из двух или более цепей.
Работать на одноцепной натяжной гирлянде разрешается, пользуясь специальными приспособлениями, а при их отсутствии лежа на гирлянде и зацепившись ногами за траверсу для фиксации положения тела.
6.1.17. При работе на поддерживающей гирлянде строп предохранительного пояса закрепляется за траверсу. Если длина стропа недостаточна, необходимо пользоваться закрепленными за пояс двумя страховочными канатами. Один канат привязывают к траверсе, а второй, предварительно заведенный за траверсу, подстраховывающий член бригады отпускает по мере необходимости.
6.1.18. При работе на натяжной гирлянде строп предохранительного пояса закрепляется за траверсу или за предназначенное для этой цели приспособление.
6.1.19. На поддерживающих и натяжных гирляндах, состоящих из двух и более цепей, разрешается закреплять строп предохранительного пояса за одну из цепей, на которой работа не производится. Закреплять этот строп за гирлянду, на которой идет работа, запрещается.
6.1.20. В случае обнаружения неисправности, которая может привести к расцеплению гирлянды, работа должна быть прекращена.
6.1.21. При подъеме (или опускании) на траверсы проводов, тросов, изоляторов находиться на траверсах, на которых поднимается груз, или на стойках под этими траверсами запрещается.
Выбирать схемы подъема груза и размещать подъемные блоки следует с таким расчетом, чтобы не возникали усилия, которые могут вызвать повреждения опоры.
6.1.22. При окраске опоры следует принимать меры для предотвращения попадания краски на изоляторы и провода (например, применение поддонов).

Книга 3, Раздел 6, Статья 1, Параграф 3
Работа на ВЛ без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них

6.1.23. Работы на ВЛ, находящихся под напряжением, могут проводиться по двум схемам:
"провод человек изоляция земля", когда работник находится под потенциалом провода и изолирован от земли;
"провод изоляция человек земля", когда работник изолирован от провода.
6.1.24. Работа под потенциалом провода допускается при условии изоляции человека от земли, применении комплекта одежды и выравнивании потенциалов экранирующего комплекта, рабочей площадки и провода.
Выравнивание потенциалов осуществляется специальной штангой для переноса потенциала.
Расстояние от человека до заземленных частей и элементов оборудования при выполнении этих работ должны быть не менее указанного в таблице 2.3.
Конкретные виды работ под потенциалом провода должны выполняться в соответствии со специальными инструкциями по технологическим картам.
6.1.25. Работы под напряжением с изоляцией человека от провода должны производиться с применением электрозащитных средств для соответствующего напряжения.
6.1.26. Члены бригады, имеющие право выполнения работ под потенциалом провода (с непосредственным касанием токоведущих частей), должны иметь группу IV, а остальные члены бригады группу III.
6.1.27. Запрещается прикасаться к изоляторам и арматуре изолирующих подвесок, имеющих иной, чем провод, потенциал, а также передавать или получать инструмент или приспособление работникам, не находящимся на той же рабочей площадке, при выполнении работ с площадки изолирующего устройства, находящегося под потенциалом провода. при соединении ремонтируемых элементов фазы, которые имеют разный потенциал (например провода и изолирующие подвески), или при их рассоединении необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками.
6.1.28. Перед началом работ на изолирующих подвесках необходимо проверять измерительной штангой электрическую прочность подвесных изоляторов и наличие всех шплинтов и замков в арматуре. При наличии выпускающих зажимов следует заклинить их на опоре, на которой проводится работа, и на соседних опорах, если это требуется по рельефу трассы.
6.1.29. Работы на изолирующей подвеске по ее перецепке, замене отдельных изоляторов, арматуры, проводимые монтерами, находящимися на изолирующих устройствах или траверсах, допускаются при количестве исправных изоляторов в подвеске не менее 70%.
6.1.30. При перецепке изолирующих подвесок, выполняемой с траверс, устанавливать и отцеплять от траверсы необходимые приспособления следует в диэлектрических перчатках.
Разрешается прикасаться: на ВЛ 35 кВ к шапке первого изолятора при двух исправных изоляторах в изолирующей подвеске, а на ВЛ 110 кВ и выше к шапкам первого и второго изоляторов. Счет изоляторов ведется от траверсы.
6.1.31. Установка трубчатых разрядников на ВЛ 20, 35, 110 кВ под напряжением допускается при условии применения изолирующих подвесных габаритников, исключающих возможность приближения внешнего электрода разрядника к проводу на расстояние менее заданного.
Запрещается находиться в зоне возможного выхлопа газов при приближении внешнего электрода разрядника к проводу или отводе провода при снятии разрядника. Приближать или отводить внешний электрод разрядника следует с помощью изолирующей штанги.
6.1.32. Запрещается приближаться к изолированному от опоры молниезащитному тросу на расстояние менее 1 м. при использовании троса в схеме плавки гололеда допустимое приближение к тросу должно определяться в зависимости от напряжения плавки.
6.1.33. Запрещается работать на ВЛ и ВЛС, находящихся под напряжением, при тумане, дожде, снегопаде, в темное время суток, а также при ветре, затрудняющем работы на опорах.
6.1.34. Переход с изолирующего устройства на его рабочую площадку и обратно разрешается только после удаления площадки с монтером от провода более 0,5 м на ВЛ напряжением до 110 кВ включительно, более 1 м на ВЛ напряжением 150, 220 кВ и снятия потенциала с рабочей площадки.

Книга 3, Раздел 6, Статья 1, Параграф 4
Работы на ВЛ в пролетах пересечения; на одной отключенной цепи многоцепной ВЛ; пофазный ремонт

6.1.35. При монтаже и замене проводов (требования настоящего и следующих пунктов относятся также к тросам) раскатывать их следует плавно, без рывков, тяговые канаты направлять так, чтобы избежать подхлестывания и приближения к расположенным выше проводам, находящимся под напряжением. Для оттяжек и контроттяжек следует применять канаты из растительных или синтетических волокон минимальной длины натягивая их без слабины, не допуская свисания концов. Используемые при работе лебедки и стальные канаты должны быть заземлены.
6.1.36. При раскатке провод каждого барабана должен быть заземлен. В случае раскатки с раскаточной тележки заземлять следует неподвижный конец провода. при раскатке с барабана, установленного на одном месте, провод заземляется присоединением его конца к втулке барабана, а вала барабана к заземлителю либо на опоре, ближайшей к барабану.
6.1.37. Перед началом монтажных работ (визировка, натяжка, перекладка из роликов в зажимы) раскатанный провод заземляется в двух местах: у начальной анкерной опоры вблизи натяжного зажима и на конечной опоре, через которую производится натяжение. Кроме того, заземления накладываются на провод на каждой промежуточной опоре, где производится работа.
6.1.38. Для провода, лежащего в металлических раскаточных роликах или зажимах, достаточным является заземление обойм этих роликов
(зажимов). При естественном металлическом контакте между металлической обоймой ролика (зажима) и телом металлической или арматурой железобетонной опоры дополнительных мероприятий по заземлению металлического ролика (зажима) не требуется.
6.1.39. При работе на проводах, выполняемой с телескопической вышки (подъемника), рабочая площадка вышки должна быть соединена с помощью специальной штанги для переноса потенциала гибким медным проводником сечением не менее 10 мм 2 с проводом, а сама вышка заземлена. провод при этом должен быть заземлен на ближайшей опоре или в пролете.
Запрещается входить в кабину вышки и выходить из нее, а также прикасаться к корпусу вышки, стоя на земле, после соединения площадки телескопической вышки с проводом.
6.1.40. При выполнении работы на проводах ВЛ в пролете пересечения с другой ВЛ, находящейся под напряжением, заземление необходимо
устанавливать на опоре, где ведется работа.
Если в этом пролете подвешиваются или заменяются провода, то с обеих сторон от места пересечения должен быть заземлен как подвешиваемый, так и заменяемый провод.
6.1.41. Работы на проводах (тросах), выполняемые с опор, с не имеющей изолирующего звена телескопической вышки или другого механизма для подъема людей, и работы на проводе, опущенном с опоры вплоть до земли, должны производиться в соответствии с пунктом 4.7.12 настоящих Правил.
6.1.42. По окончании монтажных работ в анкерном пролете провода заземляются на начальной анкерной опоре или на одной из промежуточных опор. Не допускается заземлять провода на конечной анкерной опоре смонтированного анкерного пролета во избежание поражения людей, работающих на следующем анкерном пролете, грозовыми разрядами на провода уже готового участка.
6.1.43. Соединение шлейфов на анкерной опоре производится только по окончании монтажных работ в смежных с этой опорой анкерных пролетах.
Шлейфы ВЛ напряжением 110 кВ и выше до их соединения закрепляются за провода или за натяжные гирлянды, но не ближе чем за четвертый изолятор, считая от траверсы, а ВЛ напряжением 35 кВ и ниже только за провода.
6.1.44. После соединения шлейфов на анкерных опорах смонтированного участка ВЛ провода заземляются на начальной анкерной опоре и на одной из промежуточных опор. Запрещается заземлять эти провода на конечной анкерной опоре.
6.1.45. На отключенной цепи многоцепной ВЛ с вертикальным расположением цепей одна над другой можно работать только при условии, что эта цепь подвешена ниже цепей, находящихся под напряжением. Запрещается заменять и регулировать провода отключенной цепи.
6.1.46. При работе на одной отключенной цепи многоцепной ВЛ с горизонтальным расположением цепей на стойках должны быть вывешены красные флажки со стороны цепей, оставшихся под напряжением. Флажки вывешивают на высоте 2,3 м от земли руководитель работ с членом бригады, имеющим группу III.
6.1.47. Подниматься на опору следует под наблюдением находящегося на земле руководителя работ или члена бригады с группой III. Запрещается подниматься на опору со стороны цепи, находящейся под напряжением, и переходить на участке траверс, поддерживающих эту цепь.
6.1.48. При работе с опор на проводах отключенной цепи многоцепной ВЛ, остальные цепи которой находятся под напряжением, заземление необходимо устанавливать на каждой опоре, на которой ведутся работы.
6.1.49. Запрещается при пофазном ремонте ВЛ заземлять в РУ провод отключенной фазы. Провод должен быть заземлен только на рабочем месте. На ВЛ 35 кВ и выше при работах на проводе одной фазы или поочередно на проводах каждой фазы допускается заземлять на рабочем месте провод только той фазы, на которой выполняется работа. При этом запрещается приближаться к проводам остальных, незаземленных фаз на расстояние, меньше указанного в таблице 2.3.
6.1.50. При пофазном ремонте заземление должно быть двойным и состоящим из двух отдельных, установленных параллельно заземлений.
Работать на проводе разрешается не далее 20 м от установленного заземления. при одновременной работе нескольких бригад отключенный провод должен быть разъединен на электрически не связанные участки. Каждой бригаде выделяется отдельный участок, на котором устанавливается одно двойное заземление.
6.1.51. При пофазном ремонте ВЛ 110 кВ и выше для локализации дугового разряда перед установкой или снятием заземления провод должен быть предварительно заземлен с помощью штанги с дугогасящим устройством. Заземляющий провод штанги должен быть заранее присоединен к заземлителю. Эта штанга может быть снята лишь после установки (или снятия) переносного заземления.
6.1.52. Запрещается при пофазном ремонте на ВЛ с горизонтальным расположением фаз переходить на участки траверс, которые поддерживают провода фаз, находящихся под напряжением.

Книга 3, Раздел 6, Статья 1, Параграф 5
Работы на токоведущих частях электроустановок и воздушных линий электропередач под наведенным напряжением

6.1.53. К работам на токоведущих частях электроустановок под наведенным напряжением могут быть допущены лица, прошедшие специальное обучение методам безопасного производства работ, с проверкой знаний и записью в удостоверении о предоставлении права на их проведение.
Члены бригады (за исключением водителей машин и механизмов) должны иметь группу по электробезопасности не ниже III.
6.1.54. Работники, обслуживающие электроустановки и ВЛ, должны знать перечень ВЛ и линейного оборудования электростанций и подстанций, находящихся под наведенным напряжением после их отключения.
6.1.55. Из числа ВЛ под наведенным напряжением следует определять измерениями или расчетами линии, при отключении и заземлении которых по концам (в РУ) и на месте производства работ на заземлителе остается потенциал наведенного напряжения выше 42 В при наибольшем рабочем токе действующих ВЛ. В дальнейшем измерения или расчеты следует производить при смене режима, схемы сети.
6.1.56. При работах в зоне слабого действия наведенного напряжения линия должна быть заземлена в РУ электростанций и подстанций.
6.1.57. Работы в зоне сильного действия наведенного напряжения должны выполняться без заземления ВЛ в РУ электростанций и подстанций. Исключение составляют работы, выполняемые: на участке совместного следования ВЛ вблизи РУ электростанций
(подстанций), но не далее 2 км от них; в этих случаях ВЛ заземляется на конечных РУ; на участке одиночного следования, примыкающем к РУ электростанций (подстанций), в этих случаях линию следует заземлять на примыкающем к участку работ РУ.
6.1.58. При выполнении работ на ВЛ в зоне сильного действия наведенного напряжения, когда эта линия не заземлена в РУ электростанций и подстанций, должны быть приняты дополнительные меры, препятствующие ошибочному или самопроизвольному включению коммутационных аппаратов. Для этого дополнительно к пункту 4.2.4 настоящих Правил схема выключателя должна быть разобрана разъединителями с обеих сторон, а на линейном разъединителе должны быть включены заземляющие ножи в сторону выключателя. При наличии обходной системы шин она тоже должна быть заземлена.
6.1.59. Токоведущие части электроустановки, находящиеся под наведенным напряжением, должны быть заземлены на каждом рабочем месте с присоединением заземляющих проводников к контуру заземления опоры или к заземляющему устройству электростанции или подстанции. Разрешается использовать групповой заземлитель. Применение одиночного стержневого заземлителя допускается только при работах в зонах слабого действия наведенного напряжения.
6.1.60. С момента заземления провода заземлитель, заземляющие проводники, опоры и их элементы, монтажные канаты, машины и механизмы следует считать находящимися под напряжением и прикасаться к ним стоя на земле без применения электрозащитных средств (диэлектрических перчаток, обуви), а также входить в кабину механизма и выходить из нее запрещается.
6.1.61. Работы в зоне сильного действия наведенного напряжения, выполняемые без заземления ВЛ в РУ электростанций и подстанций, должны производиться с установкой базового заземлителя на участке производства работ. При работе на участке совместного следования ВЛ базовый заземлитель необходимо устанавливать не далее 1 км от рабочего места, а на участках одиночного прохождения линии его можно размещать произвольно в пределах этого участка. Не допускается установка базового заземлителя на опоре, где производятся работы.
6.1.62. Установка и снятие базового заземления выполняются с заземлением проводов всех фаз на контур заземления опоры, а в случае отсутствия такого контура на групповой заземлитель. В зависимости от местных условий допускается устанавливать и снимать базовое заземление без заземления ВЛ в РУ электростанций (подстанций) с записью в оперативном журнале или временным заземлением ВЛ в этих РУ. Установку и снятие базового заземления должен выполнять руководитель работ с двумя членами бригады с группами IV и III.
В строке "Отдельные указания" наряда необходимо указать расчетные уровни наведенного напряжения до установки базового заземления и после подготовки рабочего места.
Базовое заземление устанавливается перед началом подготовительных работ и снимается после полного окончания работ и снятия рабочих заземлений.
6.1.63. Работы в зоне сильного действия наведенного напряжения, при совместном следовании ВЛ, следует выполнять на одной опоре или двух смежных и в пролете между ними. При совместном следовании ВЛ в зоне сильного действия наведенного напряжения допускается одновременное проведение работ несколькими бригадами, чтобы длина участка работ не превышала 2 км, при условии выполнения требований пункта 6.1.61 настоящих Правил. При необходимости превышения указанной длины участка работ ВЛ должна быть разделена на электрически не связанные между собой участки с установкой на каждом из них базового заземления.

При выполнении таких работ на участке одиночного следования, а также всех видов работ в зоне слабого действия наведенного напряжения длина участка производства работ не ограничивается. совмещение работ в зоне сильного действия наведенного напряжения на участках совместного и одиночного следования допускается только при разделении линии на электрически не связанные участки.
6.1.64. При прохождении ВЛ на участке одиночного следования на территории разных предприятий на каждом участке работ должен устанавливаться отдельный базовый заземлитель.
6.1.65. До начала работ под наведенным напряжением должны быть выровнены потенциалы провода, опор и их элементов, монтажных канатов, машин и механизмов путем заземления их на общий заземлитель. В этом случае провод следует заземлять в последнюю очередь после сборки такелажной схемы на уровне земли и ее заземления. Разбирать такелажную схему необходимо в обратной последовательности.
6.1.66. Работы, связанные с прикосновением к опущенному до земли проводу, должны проводиться с использованием электрозащитных средств или металлической площадки, соединенной с проводом для выравнивания потенциалов. Запрещается входить на площадку или сходить с нее, а также подавать металлические предметы, стоя на земле без диэлектрической обуви.
6.1.67. Перед разрезанием провода его необходимо заземлять по обе стороны от места разрыва на контур заземления опоры или при выполнении таких работ в пролете на общий групповой заземлитель, на который должны быть заземлены также монтажные канаты, машины и механизмы.
6.1.68. Для защиты от напряжения шага после заземления провода на месте работ при приближении к заземлителю на расстояние менее 3 м необходимо применять диэлектрическую обувь.
6.1.69. При монтаже и замене проводов, находящихся под наведенным напряжением, все работы, связанные с прикосновением к проводу, машинам и механизмам, должны выполняться с заземлением их на месте работ и применением электрозащитных средств. Перед раскаткой заземлять провод непосредственно у барабана не требуется.
6.1.70. Подъем и опускание провода должны проводиться с заземлением его на каждой опоре, где производится работа, так, чтобы длина
участка не превышала 2 км. Натяжку и визирование провода следует выполнять с заземлением его на анкерной опоре, через которую производится натяжка.
6.1.71. Перекладка провода из раскаточных роликов в зажимы должна выполняться после заземления его на месте работ или на соседней опоре. Для провода, лежащего в металлических роликах или в поддерживающих зажимах, достаточно заземлить их на контур заземления опоры, а при наличии естественного контакта между ними установка дополнительного заземления на месте работ не требуется. Смежный анкерный пролет, в котором перекладка провода уже закончена, следует считать находящимся под напряжением.
6.1.72. До работ по соединению проводов в петлях анкерных опор ВЛ
110 кВ и выше их следует закреплять за провода или за натяжные изолирующие подвески (но не ближе чем за четвертый изолятор, считая от траверсы), а на ВЛ 35 кВ и ниже только за провода.
6.1.73. К соединению проводов в пролетах анкерных опор можно приступать только после полного окончания работ в смежных анкерных пролетах и снятия всех заземлений. Линия должна быть заземлена в одном месте на анкерной опоре, где производятся работы, с заземлением концов соединяемых проводов на контур заземления опоры. До установки заземлений следует соблюдать повышенную осторожность, не допуская приближения к незаземленным проводам из-за наличия на них наведенного электростатического потенциала.
6.1.74. Работы на оборудовании электростанций и подстанций, находящемся под наведенным напряжением, необходимо выполнять с установкой на спуски проводов со стороны ВЛ по одному переносному заземлению или с включением заземляющих ножей на обходном разъединителе, если на нем не производятся работы. Установку и снятие переносных заземлений необходимо выполнять при включенных заземляющих ножах в сторону линии.
6.1.75. При работах в электроустановках под наведенным напряжением с применением телескопических вышек и гидроподъемников рабочая площадка должна быть соединена с заземленным на месте работ проводомперемычкой из гибкого медного провода при помощи специальной штанги,
а сам механизм заземлен на общий с проводом заземлитель. Сечение перемычки и заземляющего проводника должно быть не менее 25 мм 2 . Механизмы должны быть оснащены инвентарными заземлителями, на рабочих площадках должны быть обозначены места для присоединения перемычек тщательно очищенных от краски, ржавчины и загрязнений.

При ремонтах ВЛ выполняется комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ путем ремонта или замены отдельных ее элементов.

Для ВЛ напряжением до 10 кВ структура ремонтного цикла предствляет собой чередование текущего и капитального ремонтов: Т-К- Т-К... Продолжительность ремонтного цикла для ВЛ на деревянных опорах составляет 5 лет, на железобетонных опорах – 10 лет.

Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше предусматриваются только капитальные ремонты с периодичностью:не реже 1 раза в 5 лет для ВЛ на деревянных опорах;не реже 1 раза в 10 лет для ВЛ на железобетонных и металлических опорах.

Перечень работ, относящихся к текущим и капитальным ремонтам ВЛ, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ .

Объем ремонтных работ определяется по результатам предшествующих осмотров, испытаний и измерений. Поэтому для планирования ремонтов ВЛ ведется следующая эксплуатационно-техническая документация:паспорта ВЛ;листки осмотров;ведомости проверки загнивания деревянных опор;ведомости проверки линейной изоляции;ведомости измерений габаритов и стрел провеса проводов и тросов; ведомости измерений сопротивлений заземляющих устройств; журналы неисправностей ВЛ;журналы учета работ на ВЛ и другие документы.

На основании этих документов составляется многолетний график работ, в котором указывается перечень всех ВЛ и годы их вывода в ремонт в соответствии с техническим состоянием. На основании многолетнего графика составляются годовые графики работ.

По форме организации капитальный ремонт ВЛ может выполняться децентрализованно, централизованно и по смешанной форме. При децентрализованной форме ремонт выполняется силами предприятия, эксплуатирующего ВЛ.

Наиболее прогрессивной формой капитального ремонта ВЛ является централизованный ремонт, выполняемый по договору подряда строительно-монтажной организацией, специализирующейся на строительстве ВЛ. Бригады централизованного ремонта могут быть комплексными, выполняющими все виды ремонтных работ, или специализированными, выполняющими определенные виды работ, например замену опор.

Основными преимуществами централизованного ремонта являются высокое качество и сокращение сроков ремонтных работ. Это достигается высокой квалификацией персонала, использованием передовых методов организации и проведения работ, высокой степенью их механизации.

Законченные работы по капитальному ремонту ВЛ должны приниматься техническим руководителем предприятия, о чем делается отметка в плане-графике работ. Все работы, произведенные на ВЛ, должны оформляться соответствующими актами с указанием объема выполненных работ, даты выполнения, фамилии производителя работ.

В паспорте ВЛ должны отражаться все основные выполненные работы (замена опор, проводов, изоляторов) и изменение характеристик ВЛ, например появление новых пересечений.

3.6.1.Ремонт воздушных линий электропередач.

Напряжением выше 1000В. При текущих ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В выполняют: верховые осмотры BЛ; проверку состояния установки опор (отклонения, перекосы элементов и пр.), прочности соединительных мест (рис. 3.90, где а - траверсы со стойкой врубкой; б - стойки с приставкой; в - крепление гирлянды изоляторов к траверсе; г - затес верхних торцов стоек промежуточных опор; д - траверсы со стойкой без врубки; е - раскоса со стойкой; ж - верхней части AH-образной опоры), состояния противогнилостных мероприятий, бандажей, стрел провеса проводов, наличие опознавательных знаков и предупредительных плакатов; перетягивание отдельных участков сети, ремонт опор, поддерживающих конструкций; замена поврежденных изоляторов и сгнивших элементов отдельных опор; ревизию и ремонт разрядников; расчистку просек;измерение изоляции, определение падения напряжения, нагрева соединителей.

При капитальных ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В выполняют:ремонт фундаментов опор;плановую замену после многолетней работы до 50 % опор и их конструктивных элементов;ревизию и замену некондиционных проводов, полная перетяжка линии;частичную замену фарфоровых изоляторов (рис. 3.91, где:1-шапка; 2- тарелка; 3-стержень; 4-цементная заделка; 5-замок изолятора); выправление опор;проверка наличия трещин в железобетонных опорах и приставках;восстановление противогнилостных обмазок; испытание ВЛ в соответствии с ПТЭ и ПТБ.

Крен железобетонных опор на трассе можно устранять, не снимая напряжения с линии, если величина крена не превышает 20°, а скорость ветра –10 м/с. Выправку как вдоль, так и поперек линии производят путем создания тяжения по тяговому тросу в сторону, противоположную крену опоры. Усилие в тяговом тросе а –траверсы со стойкой врубкой; б –стойки с приставкой; в –крепление гирлянды изоляторов к траверсе; г –затес верхних торцов стоек промежуточных опор; д –траверсы со стойкой без врубки; е –раскоса со стойкой; ж –верхней части AH-образной опоры увеличивают после откопки основания опоры на нужную глубину.

Рис.3.90. Примеры сочеленений деталей деоевянных опор при сборке.

Рис. 3.91. Подвесной изолятор

Котлован выправленной опоры засыпают землей с послойной трамбовкой. При обнаружении трещин в железобетонных опорах их промазывают битумом или цементным раствором (табл.3.34). Перед промазкой цементным раствором тщательно очищают поверхность старого бетона опоры и увлажняют его. Залитые трещины затирают, сколы наращивают.

Состав цементных растворов для ремонта железобетонных опор. Таблица 3.34.

Ремонт проводов. При обнаружении повреждения провода на этом месте ставят метку и сообщают бригадиру, который определяет способ ремонта и организует его (табл.3.34).

При обрыве до 30 % проволок на место их повреждения уста­навливают ремонтную муфту, а если повреждено более 30 % проволок, то провод разрезают и соединяют с помощью овального соединителя (рис.3.92, а) методом скручивания (можно применять термитную сварку). Расстояние между ремонтными муфтами, соединителем и ремонтной муфтой, а также двумя соединителями должно быть не менее 15 м.

Количество соединителей и муфт на одном проводе в пролете должно быть не более трех, в том числе не более двух соединителей и одной ремонтной муфты. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями установку соединителей и муфт не допускают.

Рис.3.92.Овальный соединитель с введенными в него проводами:овальный, монтируемый обжатием(а);овальный, монтируемый скручиванием(б);овальный, монтируемый для монометаллических проводов(в);то же для сталеалюминевых проводов(г)

Ремонт проводов. Таблица 3.34

Монтаж ремонтной муфты производят в такой последовательности (см. рис.3.92): матрицу и пуансон подбирают в соответствии с маркой ремонтируемого провода; берут овальный соединитель, разрезают по продольной оси, и торцы его развальцовывают напильником; края разводят на расстояние, обеспечивающее свободную укладку в муфту ремонтируемого провода; проволоки укладывают по направлению повива, на расстоянии 200 мм по обе стороны от места повреждения накладывают бандажи; корпус муфты надевают на провод так, чтобы поврежденные жилы были на равном расстоянии от концов муфты; легким постукиванием мо­лотка через прокладку разведенные концы подгибают, материал прокладки должен соответствовать материалу муфты; производят опрессование муфты.

При установке овального соединителя его надвигают на один из концов соединяемых проводов. Второй конец провода вводят в соединитель внахлестку (см. рис. 3.92, б). Концы соединяемых проводов должны выходить из соединителя на 20-40 мм, на них надевают бандажи. Монтаж проводов овальными соединителями производят с помощью приспособлений (табл. 3.35).

Скручиваемые овальные соединители. Таблица 3.35.

Скрутку проводов производят так: ослабляют гайку откидного болта 1 (рис.3.93); снимают верхнюю откидную лау2;соединитель с введенными в него проводами устанавливают в прорезь головки корпуса и, развернув на 90°, кладут плоской стороной один конец на ползушку, а другой конец –на нижнюю плашку 3 так, чтобы концы соединителя выступали на плашки не более чем на 5 мм;устанавливают верхнюю плашку на соединитель, крепят ее гайками до упора;вставляют рычаг 4 в отверстие головки и закручивают соединитель на 4-4,5 оборотов в любую сторону.При скручивании соединителей СОАС- 150-2А и СОАС-185-2А допускают применение дополнительного рычага. Скрученный соединитель (рис.3.92, б) освобождают от плашек или матриц и вынимают из приспособления через прорезь корпуса. Натяжку проводов, соединенных между собой и поднятых на опоры, производят с усилием, достаточным для удержания их на нужном расстоянии от земли. При помощи расчетных таблиц определяют стрелу провеса, откладывают полученную величину на двух рейках. Рейки с отметками подвешивают на двух соседних опорах на высоте мест крепления провода. Монтер располагается на одной опоре так, чтобы уровень его глаз находился у нижней отметки рейки, подвешенной на этой же опоре. Во время натяжки провода монтер «визирует» (смотрит через бинокль на отметку рейки, подвешенной на соседней опоре; и дает команду прекратить натяжку провода, когда нижняя точка поднимаемого провода будет расположена на прямой, соединяющей отметки на рейках.

Рис. 3.93. Заушные узлы приспособления МИ-189А:ползушка(а); поворотная часть(б)

Ремонт воздушных линий электропередач напряжением до 1000В. Сроки и объемы капитального ремонта линий электропередач устанавливают по результатам осмотров, измерений и испытаний. В работы по капитальному ремонту входят смена опор, пасынков, траверс, проводов. При ремонтах нельзя изменять конструкцию опоры без соответствующего расчета.

При текущем ремонте производят выправку опор, подтяжку и смену бандажей, подтяжку и регулирование провеса проводов, смену изоляторов и др.

На промышленных предприятиях для охранного освещения широко применяют деревянные опоры. Для продления срока их службы при ремонтных работах производят диффузионную пропитку древесины опор. Технологический процесс дополнительной пропитки состоит в следующем: подземную часть опоры отрывают на всю зону загнивания, очищают от гнили до здоровой древесины и определяют диаметр здоровой части в наиболее опасной по гниению зоне с целью установления пригодности столбов для дополнительной пропитки.

В зависимости от зоны распространения гнили на столб надевают один, два или три бандажа (рис.3.94).В загнивших и опасных по гниению надземных участках опор расчищают трещины до здоровой древесины и заполняют антисептической пастой при помощи масленки или другого приспособления. Пасту предварительно разбавляют водой из расчета на 100 частей пасты 20 частей воды.После заполнения трещин на пасту и прилегающую к трещине поверхность опоры наносят слой гидроизоляции при помощи кисти или распылителя. Антисептической пастой одновременно с обработкой трещин заливают все места сопряжения между деталями опор.


Рис. 3.94. Расположение бандажей на столбах при летнем уровне грунтовых вод ниже уровня земли: до 120 см(а);на 120-200 см(б);на 250 и более(в)

При обнаружении загнившей заболони в столбах, имеющих неглубокую (5-10 мм) пропитку, на опасную по гниению зону надевают антисептический бандаж.Обработку деталей опор начинают с верхних, наиболее удаленных деталей, чтобы избежать соприкосновения работающего с обработанными деталями. Работы по дополнительной пропитке опор производят сразу после весеннего осмотра.

Изготовление антисептических бандажей. Антисептический бандаж состоит из двух слоев: наружного водонепроницаемого слоя, изготовляемого из толя, рубероида или пергамина; внутреннего, соприкасающегося с древесиной слоя из антисептической пасты.

Ширину бандажа принимают 50 см, длину в зависимости от толщины столба в месте установки бандажа (табл.3.36). На поверность водонепроницаемого слоя наносят антисептические пасты, составы которых приведены в табл.3.37.

Для регулирования расхода пасты на бандажи различной длины применяют мерные ковши, объем которых соответствует норме пасты для нужного размера бандажа. Пасту, взятую ковшом, накладывают на заранее отрезанный кусок толя и при помощи шпателя равномерно наносят по поверхности толя, причем на кромки бандажа шириной 1 см и полосу 5 см (которая при надевании бандажа будет перекрывать бандаж на стыке) пасту не наносят.

Нормы расхода антисептика на бандаж. Таблица 3.36.

Весовые соотношения составных частей паст (в %). Таблица 3.37.

Ремонт воздушных линий электропередачи до 1000В. Сроки и объемы капитального ремонта воздушной линии электропередачи устанавливают по результатам осмотров, измерений и испытаний. В работы по капитальному ремонту входит смена опор, пасынков, траверс, проводов. При ремонтах нельзя изменять конструкцию опоры без соответствующего расчета.При текущем ремонте выполняют выправку опор, подтяжку и смену бандажей, подтяжку и регулирование провеса проводов, смену изоляторов и др.Для продления срока службы деревянных опор производят диффузионную пропитку древесины. Технологический процесс пропитки состоит в следующем. Подземную часть опоры отрывают на всю длину зоны загнивания, очищают от гнили до здоровой древесины и определяют диаметр здоровой части в наиболее опасной по гниению зоне в целях установления пригодности опоры для дополнительной пропитки. В зависимости от зоны рас­пространения гнили на опору надевают один, два или три антисептических бандажа (рис.3.95 где1 – бандаж; 2 –битум).В загнивших и опасных по гниению надземных участках опор расчищают трещины до здоровой древесины и заполняют их ан­тисептической пастой с помощью масленки или другого приспособления. Пасту предварительно разбавляют водой из расчета одна часть воды на пять частей пасты.

Рис.3.95. Наложение антисептических бандажей на опоры при уровне грунтовых вод выше уровня земли (а), ниже уровня земли на 1,2 м (б), 1,4...2 м (в), 2,5 м (г) и при отсутствии грунтовых вод (д).

После заполнения трещин на пасту и прилегающую к трещине поверхность опоры наносят кистью или распылителем слой гидроизоляции. Одновременно с обработкой трещин антисептической пастой заливают все места сопряжения между деталями опор. При обнаружении загнившей заболони в опорах, имеющих неглубокую (5... 10 мм) пропитку, на опасный по гниению участок надевают антисептический бандаж. Обработку опор начинают с верхних, наиболее удаленных деталей, чтобы избежать дальнейшего соприкосновения работающего с ними. Дополнительную про­питку опор производят после весеннего осмотра.

Антисептический бандаж состоит из двух слоев: наружного водонепроницаемого слоя из толя, рубероида или пергамина; внутреннего слоя из антисептической пасты, соприкасающегося с древесиной. Ширина бандажа 50 см, длина зависит от толщины столба в месте установки бандажа (табл.3.37).

Для регулирования расхода пасты, наносимой на бандажи различной длины, применяют мерные ковши, объем которых соответствует требуемому количеству пасты для того или иного размера бандажа. Пасту, взятую ковшом, накладывают на заранее отрезанный кусок толя и с помощью шпателя равномерно распределяют по поверхности, причем на кромки бандажа шириной 1 см и полосу 5 см (которая при надевании бандажа будет перекрывать его в месте стыке) пасту не наносят.

Нормы расхода антисептика на бандаж. Таблица 3.37.

Ремонт воздушных линий электропередачи напряжением выше 1000 В. При текущих ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В выполняют следующие работы: верховые осмотры ВЛ; проверка установки опор (отклонения, перекосы элементов и пр.), прочности соединительных мест, состояния бандажей, стрел провеса проводов, наличия опознавательных знаков и предупредительных плакатов; перетягивание отдельных участков сети, ремонт опор, поддерживающих конструкций; замена поврежденных изоляторов и сгнивших элементов отдельных опор; ревизия и ремонт разрядников; расчистка просек; измерение изоляции, определение падения напряжения в линии, нагрева соединителей.

Работы, выполняемые при капитальных ремонтах ВЛ напряжением вьппе 1000 В, включают в себя: ремонт фундаментов опор; плановую замену после многолетней работы до 50 % опор и их конструктивных элементов; ревизию и замену некондиционных проводов, полную перетяжку линии; частичную замену фарфоровых изоляторов; выправление опор; проверку наличия трещин в железобетонных опорах и приставках; восстановление про­тивогнилостных обмазок; испытание ВЛ в соответствии с ПТЭ.

Крен железобетонных опор на трассе можно устранить, не сни­мая напряжения с линии, если угол крена не превышает 20°, а скорость ветра – 10 м/с. Выправку как вдоль, так и поперек линии производят путем создания тяжения по тяговому тросу в сторону, противоположную крену опоры. Усилие в тяговом тросе увеличивают после откапывания основания опоры на нужную глубину. Котлован выправленной опоры засыпают землей с послойным трамбованием. При обнаружении трещин в железобетонных опорах их промазывают битумом или цементным раствором. Перед промазыванием цементным раствором тщательно очищают поверхность старого бетона опоры и увлажняют его. Залитые трещины затирают, места сколов наращивают овальными соединителями

Методы ремонта проводов. Таблица 3.38.

Рис.3.96. Соединение проводов обжатым (а) и скрученным (б)

При обнаружении повреждения провода на месте дефекта ставят метку и сообщают об этом бригадиру, который определяет метод ремонта (табл.3.38).

При обрыве до 30 % проволок на место их повреждения устанавливают ремонтную муфту, а если повреждено более 30 % проволок, то провод разрезают и соединяют с помощью овального соединителя (рис.3.96). Расстояние между ремонтными муфтами, соединителем и ремонтной муфтой, а также между двумя соединителями должно быть не менее 15 м.

Число соединителей и муфт на одном проводе в пролете должно быть не более трех, в том числе не более двух соединителей и одной ремонтной муфты. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями установку соединителей и муфт не допускают.

Монтаж ремонтной муфты производят в такой последовательности: матрицу и пуансон подбирают в соответствии с маркой ремонтируемого провода; берут овальный соединитель, разрезают по продольной оси и торцы его развальцовывают напильником; края разводят на расстояние, обеспечивающее свободную укладку в муфту ремонтируемого провода; проволоки укладывают по направлению повива; на расстоянии 200 мм по обе стороны от места повреждения накладывают бандажи; корпус муфты надевают на провод так, чтобы поврежденные жилы были на равном расстоянии от концов муфты; легкими ударами молотка через прокладку, материал которой должен соответствовать материалу муфты, подгибают разведенные концы, производят спрессовывание муфты.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях применяют воздушные линии электропередачи?

2. Какие показатели характеризуют ВЛ?

3. Какие виды опор применяют для сооружения ВЛ?

4. Каковы особенности монтажа линий электропередачи напряжением до 1000 В?

5. От чего зависит глубина котлованов для опор ВЛ напряжением до 10 кВ?

6. Какие допуски на выверку деревянных и железобетонных опор учи­тывают при монтаже ВЛ напряжением до 10 кВ?

7. Как заделывают в грунт железобетонные опоры?

8. Как обслуживают ВЛ напряжением до 10 кВ?

9. Перечислите основные ремонтные операции, выполняемые на ВЛ напряжением до 10 кВ.

Эксплуатация и ремонт проводов,тросов и их соединительных зажимов. Для воздушных линий применяются неизолированные провода сталеалюминиевые алюминиевые, из алюминиевых сплавов и др. По конструкции провода делят на многопроволочные и полые. Грозозащитные тросы применяются для защиты ВЛ от атмосферных перенапряжений. В качестве грозозащитных тросов используются стальные канаты, стальные и стале-алюминиевые провода.Концы проводов и тросов в пролетах линий и петлях анкерных опор соединяются при помощи соединительных зажимов.

В связи с этим контактные соединения проводов и тросов должны иметь механическую прочность ие менее 90 % временного сопротивления на разрыв целого провода (или троса). Электрическое переходное сопротивление контактного зажима доллшо быть примерно равны сопротивлению целого участка провода такой же длины. Соединения проводов в пролетах ВЛ выполняются при помощи соединительных зажимов, обжатием, скручиванием, опрессовкой (рис.3.97, где1 –алюминиевый корпус; 2 –стальная трубка для соединения стальной части провода; I –прессуемый участок корпусашо, как и провода). Болтовые зажимы для соединения проводов и тросов в пролетах не применяются.При соединении проводов способом обжатия очищенные от грязи концы проводов смазывают смазкой ЗЭС и вводят внахлестку в соединитель. Обжатие соединителей (рис.3.97, б) производят монтажными клещами или гидравлическим прессом, например типа МГП-12, развивающим рабочее усилие 12 т.

Соединение проводов способом скручивания овального соединительного зажима (типа СОАС или СОС) выполняют при помощи специального приспособления МИ-190, МИ-230. При этом соединитель с введенным в него проводом скручивается на 2-4,5 оборота. Для соединения стале-алюминиевых проводов применяют соедините чи фасонного сечения (рис.3.97, г). После соответствующей подготовки соединяемых концов провода сначала впрессовывается его стальная часть стальной трубкой, а затем алюминиевый корпус надвигается на стальную трубку и опрессовывается. Опрессование производится гидравлическим прессом.

Рис.3.97. Контактные соединения проводов и тросов:овальный соединительный зажим(а); соединение способом обжатия(б); соединение способом скручивания(в); прессуемый соединительный зажим для ста-леалюминиевых проводов(г).

Для защиты контактных зажимов от агрессивных сред в процессе монтажа применяется смазка ЗЭС или технический вазелин, заполняющие свободное пространство между жилами провода и зажимом.

Достаточно надежным способом соединения проводов ВЛ является термитная сварка. Сварка выполняется с применением термитных патронов при помощи специальных сварочных приспособлений, подающих провода навстречу друг другу внутри термитного патрона во время сварки. Сварка происходит благодаря сгоранию термитной массы, поджигаемой термитной спичкой.Сварные соединения в пролетах проводов ВЛ выполняются совместно с установкой прессуемых соединительных зажимов (рис. 3.98). При таком сочетании сварное соединение создает хороший переходной электрический контакт, а прессуемый соединительный зажим воспринимает механическую нагрузку. Соединительные зажимы не подвергаются никаким механическим испытаниям. Электрические характеристики их определяют измерением переходного сопротивления (см. § 2.7). Периодичность контроля переходного сопротивлния болтовых зажимов установлена 1 раз в 6 лет. Электрические измерения соединительных зажимов, выполненных обжатием, скруткой, опрессованием и сваркой, во время эксплуатации не производятся.

Часто встречающимися в эксплуатации повреждениями проводов и тросов являются частичные обрывы проволок. Если число поврежденных или оборванных проволок не более четырех, их закрепляют бандажами, при большем числе устанавливают ремонтные муфты способом опрессова-ния. При значительном уменьшении площади поперечного сечения (более 34%) поврежденный участок провода или троса вырезается и заменяется новым.

Рис. 3.98. Сварные соединения проводов в пролете ВЛ:в виде петли(а);с шунтом(б)

При эксплуатации проводов и тросов ведется наблюдение за стрелами их провеса, которые не должны отличаться более чем на +5 % от проектных. Для предотвращения коррозии стальных тросов их покрывают антикорозионными покрытиями.

Для того, чтобы своевременно обнаружить неисправость и предотвратить повреждения ВЛ необходим осмотр электромонтёрами и электротех. Персоналом.

Бывают осмотры:

Периодические;

Внеочередные

Осмотры с земли

Верховые.

Сроки проведения периодических осмотров зависят от местных условий, от назначений воздушных линий, вероятности повреждений и также состояние окружающей среды.

Рекомендуется на ВЛ проводить периодические осмотры без подъема на опору не реже чем один раз в 6 месяцев. Периодические осмотры выполнять светлое время суток. Кроме периодических осмотров электромонтажником воздушные линии должны быть осмотрены воздушный техническим персоналом. Такие осмотры выполняется не реже одного раза в год. Определяется необходимое сроки ремонта на ВЛ, а также объем ремонтных работ.

Кроме периодических осмотров производят также и внеочередные. Необходимость внеочередных осмотров возникает во время гололеда, бурь, туманов и в других случаях. При проведении внеочередных осмотров присутствует главный энергетик предприятия. Внеочередные осмотры могут также проводиться в ночное время суток для лучшего обнаружения разрядов при перекрещении изоляторов.

Осмотры, которые проводят с земли, не позволяет в полной мере проявить все повреждения ВЛ, поэтому их дополняют верховыми осмотрами. Верховые осмотры проводятся не реже чем один раз в шесть лет проводят на вл 35кВ и выше. При этом тщательно осмотривают верхнюю часть опор, троссы, изоляторы и арматуру.

Работы на воздушной линиях при их эксплуатации.

При эксплуатации ВЛ в них появляются различный факторы, которые нужно своевременно устранить. К таким факторам относят:

- загневание отдельных частей деревянных опор

- появление ржавчины на подложках железных опор и других элемантах металл. Опор.

-повышение сопротивления контактов соединений

- увелечение стрелл повеса проводов

-неудовлетворительное состояние разрядников.

Для выявления и устранения указанных дефектов на ВЛвыплняют след. Виды работ:

Проверка сепени загнивания деревянных опор. Наиболее подвержены загниванию участки опор расположенные к земле либо вблизи уровня земли, и так же в местах, где отдельные части деревянных опор соединяются между собой.

Проверка контактных соединений. Проверку контактных соединений проводят только для болтовых зажимах (проверки связанные с измерением переходного сопротивления или измерения падения напряжений на соединении).

Проверка металлических опор на разрушение коррозией. Чтобы предотвратить вредное влияние коррозии, маталл. Элементы опор покрывают антикоррозионными покрытиями. Однако со временем эти покрытия разоушаются поэтому за ними приходится периодически следить.

Проверка состояния трассы ВЛ. При проверки обращают внимание на то чтобы трасса содержалась в чистоте и на ней не находились посторонние предметы. Провода не должны иметь набросов и оборванных проволок.

Защита ВЛ от птиц. Большой проблемой при эксплуатации ВЛ являются птицы, которые гнездятся на триверсах высоковольтных опро, загрязняют гирлянды изоляторов. Устанавливают комплект защит от птиц ПЗУ.

6. Борьба в обледенением проводо. В осенье зимний период когда выподает мокрый снег можно наблюдать снеговые отложения на проводах. Оброзовавшиеся снеговые отложения при понижении температуры превращаются в лед, и в таком виде остаются на проводах длительное время, увеличивается нагрузка на провода и опры, что может привести их к повреждению. Для контроля за обледенением проводов применяются специальные датчики. При прохождении ВЛ в районах, где может быть гололед с толщиной стенки 15 мм и более рекомендуется применять устройство сигнализации появления гололеда. Борятся с гололедом несколькими способами: 1.Лед можно расплавлять теплом эл. тока (увелечение токовой нагрузки); 2.Механически удаляют гололед.

Следующая страница>>

17.3. Работы по ремонту воздушных линий электропередачи (ВЛ). Техника безопасности.

Работы на ВЛ по условиям электробезопасности могут быть:

а) выполняемые на отключенной линии вдали от других действующих ВЛ;

б) выполняемые на отключенной линии вблизи других действующих ВЛ;

в) выполняемые на линии, находящейся под напряжением.

Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ на ВЛ, являются оформление работы нарядом или распоряжением, выдача отдельного распоряжения приступить к работе и допуска ремонтной бригаде, надзор во время работы, оформление перерывов в работе, продления срока наряда и окончания работы. Форма наряда приведена в приложении XII к ПТБ .

Нарядом оформляются следующие виды работ как наиболее опасные:

1) работы, требующие подъема рабочих на опору выше 3 м от уровня земли;

2) работы, связанные с заменой или реконструкцией элементов опоры или с откапыванием стойки опоры на глубину более 0,5 м;

3) работы, связанные с прикосновением к проводам или изоляторам;

4) работы с применением грузоподъемных машин в охранной зоне ВЛ;

5) работы по вырубке деревьев на трассе ВЛ, требующие принятия специальных мер, предотвращающих падение их на провода.

По устному распоряжению без наряда, которое может отдаваться на срок до 3 сут, выполняются работы, не требующие подъема на опоры ВЛ выше 3 м от уровня земли.

Производитель работ может приступить к работе по наряду только после того, как получит специальное разрешение от ответственного лица оперативного персонала электроустановки, к которой присоединена ремонтируемая ВЛ. Такого разрешения не требуется для работ выполняемых без снятия напряжения, и если работа выполняется без наряда по устному распоряжению.

Для обеспечения безопасного производства работ на отключенных ВЛ (цепях) оперативный персонал электростанции или подстанции, питающей ВЛ, должен снять с линии напряжение со всех сторон, откуда оно может быть подано, заземлить линию у линейных разъединителей и запереть их приводы, после чего на рукоятках приводов вывесить запрещающие плакаты «Не включать - работа на линии».

Если линия (или цепь двухцепной ВЛ), на которой предстоит работа, к моменту выдачи наряда уже отключена и заземлена, то ответственный руководитель может дать производителю работ разрешение приступить к работе немедленно по прибытии на место, сделав об этом соответствующую запись в наряде. Разрешение может быть дано при вручении наряда или прислано запиской с нарочным, а также по телефону с обратной проверкой. Запрещается давать разрешение на начало работ в заранее назначенное время с указанием об этом в наряде, так как к этому времени при некоторых обстоятельствах линия может оказаться не отключенной.

Получив разрешение приступить к работе, производитель работ на месте проверяет отсутствие на линии напряжения, устанавливает переносные заземления и инструктирует бригаду, после чего допускает ее к работе.

Производитель работ до начала работы должен проверить исправность применяемых на данной работе средств защиты, приспособлений и инструмента (тросы, ухваты, багры, когти, пояса, лебедки и др.), проинструктировать рабочих бригады, а в процессе работы вести неотступный надзор.

По окончании работы производитель работ лично должен проверить состояние ремонтируемого участка линии и, удалив бригаду, дать указание о снятии переносных заземлений. После снятия заземлений с линии наряд закрывается и линия считается под напряжением. Производитель работ извещает ответственного руководителя или оперативный персонал, давший разрешение приступить к работе, об окончании работы. Это сообщение может быть передано лично по возвращении с трассы линии, по телефону или радио, посылкой нарочного с запиской. Наряд сдается лицу, выдавшему его, и должен храниться в течение 30 дней.

Особенно опасными в отношении травмирования являются работы по установке и валке опор ВЛ, а также работы на высоте.

Перед подъемом рабочего на опору производитель работ должен убедиться в прочности ее основания. Подъем разрешается только с применением когтей (лазов) или в корзине телескопической вышки. Работающий на высоте монтер должен быть закреплен предохранительным поясом.

Если ремонтные работы на ВЛ идут в местах пересечения их с автомобильными дорогами, то по обе стороны дороги на расстоянии 100 м от линии выставляют рабочих с красными флажками (ночью с фонарями) для предупреждения, а при необходимости - для остановки движения автотранспорта.

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи (ВЛ) включает проведение осмотров (различных видов), выполнение профилактических проверок и измерений, устранение мелких неисправностей.

Осмотры ВЛ подразделяются на периодические и внеочередные. В свою очередь периодические осмотры делятся на дневные, ночные, верховые и контрольные.

Дневные осмотры (основной вид осмотров) проводятся 1 раз в месяц. При этом состояние элементов ВЛ, в бинокль осматриваются верхние элементы линии. Ночные осмотры выполняют для проверки состояния контактных соединений и уличного освещения.

При проведении верховых осмотров ВЛ отключается и заземляется, проверяется крепление изоляторов и арматуры, состояние проводов, натяжение оттяжек и т. д. Ночные и верховые осмотры планируются по мере необходимости.

Контрольные осмотры отдельных участков линии осуществляет инженерно-технический персонал 1 раз в год с целью проверки качества работы электромонтеров, оценки состояния трассы, выполнения противоаварийных мероприятий.

Внеочередные осмотры проводятся после аварий, бурь, оползней, сильных морозов (ниже 40 о С) и других стихийных бедствий.

Перечень работ, проводимых при техническом обслуживании воздушных линий электропередачи включает:

    проверку состояния трассы (наличие под проводами посторонних предметов и случайных строений, противопожарное состояние трассы, отклонение опор, перекосы элементов и др.);

    оценку состояния проводов (наличие обрывов и оплавлений отдельных проволок, наличие набросов, величина стрелы провеса и др.);

    осмотр опор и стоек (состояние опор, наличие плакатов, целостность заземления);

    контроль состояния изоляторов, коммутационной аппаратуры, кабельных муфт на спусках, разрядников.

Проверка состояния трассы ВЛ

При осмотре трассы ВЛ электромонтер проверяет , просеку, разрывы.

Охранная зона L определяется прямыми 1 (рис. 1), отстоящими от проекции крайних проводов 2 на расстояние 1, которое зависит от номинального значения напряжения ВЛ (для ВЛ до 20 кВ включительно 1 = 10 м).


Рис. 1. Охранная зона

Просеки устраиваются при прохождении линии в лесных массивах и зеленых насаждениях. При этом ширина просеки (рис. 2) С = А+6м при h4м, где С - нормируемая ширина просеки, А - расстояние между крайними проводами, h - высота деревьев.


Рис. 2. Определение ширины просеки

В парках и заповедниках ширину просеки разрешается уменьшать, а в фруктовых садах при высоте деревьев до 4 м вырубка просеки необязательна.

Разрыв определяется расстоянием по горизонтали от крайних проводов линии при их наибольшем отклонении до ближайших выступающих частей здания или сооружения. Для ВЛ до 20 кВ разрыв должен быть не менее 2 м.

В охранной зоне запрещается размещение стогов сена и соломы, лесоматериалов и других горючих веществ, т. к. при воспламенении может произойти замыкание на землю. Вблизи проводов и опор запрещаются земляные работы, прокладка коммуникаций, дорог и т. д.

При прохождении ВЛ с деревянными опорами в местах, где возможны низовые пожары, вокруг каждой опоры в радиусе 2 м земля должна быть очищена от травы и кустарников или же применены железобетонные приставки.

Практика эксплуатации воздушных линий электропередачи показывает, что часто причиной аварий являются нарушения правил охраны линий и неправильные действия населения (набросы на провода посторонних предметов, влезания на опоры, запуск змеев, пользование в охранной зоне длинными жердями и т. п.). Аварийные ситуации могут возникнуть также при проезде автокранов, автовышек и другой техники высотой более 4,5 м под линиями электропередачи вне дорог.

При выполнении работ вблизи ВЛ с использованием механизмов расстояние от их выдвижных частей до проводов должно быть не менее 1,5 м. При пересечении дороги с ВЛ с обеих сторон устанавливаются сигнальные знаки с указанием допустимой высоты для транспорта с грузом.

Руководство организации, эксплуатирующей сети, должно проводить разъяснительную работу с производственным персоналом об особенностях работы вблизи воздушных линий электропередачи, а также среди населения о недопустимости нарушений правил охраны линий.

Проверка положения опор

При осмотре трассы ВЛ контролируется степень отклонения опор сверх допустимых норм от вертикального положения, вдоль и поперек линии. Причинами отклонения могут быть осадка грунта у основания опоры, неправильная установка ее, слабое крепление в местах сопряжения деталей, ослабление оттяжек и др. Наклон опоры создает дополнительное напряжение от собственного веса в опасных сечениях у земли и может привести к нарушению механической прочности.

Отклонение вертикальных частей опоры от нормального положения проверяют по отвесу (рис. 3) или с помощью геодезических приборов. Изменение положения горизонтальных частей проверяют на глаз (рис. 4) или с помощью теодолита.

Рис. 3. Определение положения опор

Рис. 4. Определение положения траверсы

При определении наклона по отвесу необходимо отойти от опоры на такое расстояние, чтобы нить отвеса проектировалась на вершине опоры. Наблюдая за нитью отвеса у поверхности земли, замечают какой-либо предмет. Замерив расстояние от него до оси основания опоры, определяют величину наклона. Более точные результаты при замерах получают с использованием специальных геодезических приборов.

Проверка состояния опор

При осмотрах железобетонных опор основное внимание должно быть уделено выявлению видимых дефектов. К таким дефектам относятся плохое сцепление арматуры с бетоном, односторонний сдвиг арматурного каркаса относительно оси ствола опоры.

В любом случае толщина защитной стенки бетона должна быть не менее 10 мм. Особенно тщательно обследуются трещины, так как при дальнейшей эксплуатации они приводят к коррозии арматуры и разрушению бетона преимущественно на уровне грунтовых вод. Для железобетонных опор допускается наличие не более 6 кольцевых трещин на один погонный метр шириной до 0,2 мм.

Следует иметь ввиду, что крен железобетонных опор вдоль и поперек линии способствует усилению трещинообразования, так как вследствие большого веса опоры вероятность перенапряжения ее увеличивается. Важна также правильная заделка опоры.

Плохая засыпка и трамбовка котлована способствует крену опоры, и она может сломаться. Поэтому в первый и второй годы после приемки в эксплуатацию особенно тщательно осматривают опоры и своевременно проводят их правку.

Механические повреждения железобетонных опор возможны при неправильной организации монтажных и восстановительных работ, а также при случайных наездах транспортных средств.

Главным недостатком деревянных опор является . Процесс разрушения дерева идет наиболее интенсивно при температуре порядка +20°С, влажности дерева 25 - 30 % и достаточном доступе кислорода. Наиболее быстро разрушаемые места - приставки у поверхности земли, стойки в торцевой части и в местах сочленения с пасынком и траверсой.

Основным средством борьбы с поражением древесины является пропитка материала опор антисептиками. При обслуживании воздушных линий электропередачи степень загнивания древесины деталей опор периодически контролируется. При этом определяются места загнивания и замеряется глубина распространения гнили.

В сухую и неморозную погоду опору простукивают для установления загнивания сердцевины. Чистый и звонкий звук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие загнивания.

Для проверки загнивания приставок их раскапывают на глубину 0,5 м. Величина загнивания определяется в наиболее опасных местах - на расстоянии 0,2 - 0,3 м ниже и выше уровня грунта. Измерения проводят прокалыванием деревянной опоры с фиксацией прилагаемого усилия. Опора считается здоровой, если на прокол первых слоев требуется приложить усилие, превышающее 300 Н.

Глубина загнивания определяется как среднее арифметическое трех измерений. Пораженный участок не должен превышать 5 см при диаметре опоры 20 - 25 см, 6 см при диаметре 25 - 30 см и 8 см при диаметре более 30 см.

В случае отсутствия прибора можно использовать обычный буравчик. В этом случае глубину загнивания определяют по внешнему виду стружки.

Для неразрушающего контроля наличия загнивания в деталях древесины опор в последнее время используется определитель загнивания. Этот прибор работает на принципе фиксации изменения ультразвуковых колебаний при прохождении через древесину. Индикатор прибора имеет три сектора - зеленый, желтый, красный, соответственно для определения отсутствия загнивания, незначительного и сильного загнивания.

В здоровой древесине колебания распространяются практически без затухания, а в пораженной части происходит частичное поглощение колебаний. Определитель состоит из излучателя и приемника, который прижимается к контролируемой древесине с противоположной стороны. С помощью определителя загнивания можно ориентировочно определить состояние древесины, в частности, для принятия решения о подъеме на опору для производства работ.

По завершению контроля, если делалось отверстие в древесине, оно закрывается антисептиком.

На ВЛ с деревянными опорами, кроме загнивания, может иметь место возгорание опор от действия токов утечки при загрязнениях и дефектах изоляторов.

Проверка проводов и тросов

После возникновения первых повреждений жил в проводе нагрузка на каждую из оставшихся возрастает, что ускоряет процесс их дальнейшего разрушения вплоть до обрыва.

При обрыве жил более 17 % общего сечения устанавливается ремонтная муфта или бандаж. Наложение бандажа в месте обрыва жил препятствует дальнейшему расплетению провода, однако при этом не восстанавливается механическая прочность.

Ремонтная муфта обеспечивает прочность до 90 % от прочности целого провода. При большем числе оборванных жил прибегают к установке соединителя.

Нормируют расстояние между проводами, а также между проводами и землей, проводами и любыми другими устройствами и сооружениями, находящимися в зоне трассы ВЛ. Так, расстояние от проводов до земли ВЛ 10 кВ должно быть 6 м (в труднодоступной местности - 5 м), до полотна шоссейной дороги - 7 м, до проводов связи и сигнализации - 2 м.

Замеры габаритов производятся при приемосдаточных испытаниях, а также в процессе эксплуатации при появлении новых пересечений и сооружений, при замене опор, изоляторов и арматуры.

Важной характеристикой, позволяющей контролировать изменение , является стрела провеса провода. Под стрелой провеса понимают расстояние по вертикали от наинизшей точки провеса провода в пролете до условной прямой линии, проходящей на уровне высоты подвеса провода.

Для измерения габаритов используются геодезические угломерные приборы, например, теодолит и штанги. Работа может выполняться под напряжением (используются изолирующие штанги) и со снятием напряжения.

При работе со штангой один из электромонтеров касается провода ВЛ концом штанги, другой замеряет расстояние до штанги. Проверка стрелы провеса может производиться путем глазомерного визирования. Для этого на двух смежных опорах закрепляются рейки.

Наблюдатель находится на одной из опор в таком положении, чтобы его глаза были на уровне рейки, вторая рейка перемещается по опоре до тех пор, пока низшая точка провисания не будет находиться на прямой, соединяющей обе визирные рейки.

Стрела провеса определяется как среднее арифметическое расстояние от точек подвеса проводов до каждой рейки. Габариты ВЛ должны удовлетворять требованиям ПУЭ. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от проектной более чем на 5 %.

При измерениях учитывается температура окружающей среды. Фактические величины замеров приводятся к данным при температуре, обеспечивающей максимальное значение стрелы провеса, с помощью специальных таблиц. Измерение габаритов не рекомендуется проводить при ветре более 8 м/с.

Проверка состояния изоляторов

Анализ работы воздушных линий электропередачи показывает, что около 30 % повреждений ВЛ связано с отказами изоляторов . Причины выхода из строя разнообразны. Сравнительно часто имеет место перекрытие изоляторов во время грозы из-за потери электрической прочности нескольких элементов в гирлянде, при повышенных механических усилиях из-за гололеда и пляски проводов. Способствуют процессу загрязнения изоляторов плохие погодные условия. При перекрытии может происходить повреждение и даже разрушение изоляторов.

В процессе эксплуатации часто наблюдаются случаи появления кольцевых трещин на изоляторах из-за неправильной заделки и температурных перенапряжений от действия прямых солнечных лучей.

При внешнем осмотре проверяется состояние фарфора, наличие трещин, сколов, повреждений и загрязнений. Изоляторы признаются дефектными, если трещины, сколы занимают 25 % поверхности, оплавлена и обожжена глазурь, наблюдается стойкое загрязнение поверхности.

Для контроля исправности изоляторов разработаны достаточно простые и надежные методы.

Простейшим методом обнаружения пробитого изолятора является проверка наличия напряжения на каждом элементе гирлянды . Используется штанга длиной 2,5 - 3 м с металлическим наконечником в виде вилки. При проверке одним концом вилки касаются шапки одного изолятора, а другим соседнего. Если при отводе конца вилки от шапки искра не возникает - изолятор пробит. К этой работе допускаются специально обученные электромонтеры.

Более точный метод - измерение напряжения, приходящегося на изолятор . Изолирующая штанга имеет на конце разрядник с регулируемым воздушным промежутком. Накладывая вилку штанги на металлические шапки изоляторов, добиваются разряда. Величина промежутка указывает на значение напряжения пробоя. Отсутствие пробоя свидетельствует о неисправности изолятора.

На ВЛ со снятым напряжением для контроля состояния изоляторов проводят измерение сопротивления изоляции мегаомметром напряжением 2500 В. Сопротивление каждого изолятора не должно быть менее 300 МОм.

Для крепления проводов и изоляторов используется различная арматура: скобы, серьги, ушки, коромысла и т. д. Основная причина повреждения арматуры - коррозия. При наличии в атмосфере агрессивных компонентов процесс коррозии ускоряется. Арматура может также разрушаться за счет сплавления при перекрытии гирлянды изоляторов.



Поделиться