Готический стиль в архитектуре: описание и фото-примеры. Готический собор - величие архитектурной средневековой мысли

С западноевропейским средневековьем связывают два основных архитектурных стиля: романский и готический. Причем романский возник и получил распространение примерно на столетие раньше. Несмотря на то, что строения в романском стиле продолжали возводить еще долго после возникновения готики, можно, однако, сказать, что в целом этот стиль присущ раннему этапу развития феодального общества, когда основной формой существования людей было сельское поселение с замком — крепостью, который господствовал над ним, а роль города в общественной жизни была очень незначительной. Путешественники передвигались по дорогам Европы от замка к замку и чувствовали себя в безопасности только за крепкими каменными стенами. Такой образ жизни, безусловно, имел свое влияние на эстетические взгляды людей средневековья. Поэтому даже церкви они хотели видеть похожими на неприступные крепости, с глухими массивными стенами и узкими окнами, напоминавшими бойницы.

Второй этап развития феодализма, начавшийся примерно в конце XI — начале XII в., Связывают с новым рождением и интенсивным развитием европейского города как центра торговли и ремесел. Это развитие, естественно, сопровождался многими интересными культурными явлениями. Одним из этих явлений было формирование нового архитектурного стиля, совершенно непохожего, по крайней мере внешне, на предыдущий. Через несколько веков после его возникновения этот стиль был назван готическим.

Возникновение готической архитектуры во Франции

Нередко можно встретиться с утверждением, что первая постройка, которую можно назвать готической, была возведена неподалеку от Парижа в аббатстве Сен-Дени, которое начиная с X в. и до Великой Французской революции служило местом захоронения французских королей. На рубеже XI и XII вв. его настоятель аббат Сугерий, решил перестроить аббатство. Под руководством Сугерия было возведено здание, которое разительно отличалась от архитектурных сооружений романского стиля. Вместо закругленных арок появились заостренные, стрельчатые. Характерные для романского стиля четыре башни, расположенные попарно, были заменены на две, очень большие, ограничивавшие с двух сторон плоскость переднего фасада. В целом здание кажется вытянутым вверх, стремительным и хрупким по сравнению с приземистыми романскими сооружениями. Благодаря этому зданию Сен-Дени прослыл родиной готики. Правда, эту славу можно попытаться опровергнуть, так как некоторые элементы нового стиля появляются одновременно во многих местах. Но, безусловно, строительство аббатства Сен-Дени способствовало распространению готики, потому что оно было образцом для подражания.

Портал церкви Сен — Дени. Около 1140

Архитектурные вкусы аббата Сугерия пришлись по душе современникам. Вскоре им начинают подражать при возведении городских соборов. В средневековой Западной Европе собор — это главное сооружение города, к нему сходятся все улицы.

Соборы готического стиля

У собора происходят важнейшие события. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Размеры пытались рассчитать так, чтобы в случае необходимости здание могло вместить все взрослое население города. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. Известны случаи, когда сравнительно небольшие городки, которые уже имели соборы, которые по размерам вполне удовлетворяли реальные потребности населения, строили себе новые, значительно больше, для того, чтобы их больше уважали соседи. Но большой собор был большой роскошью не только потому, что на него уходило много материала и на его строительстве работало много людей, а еще и потому, что занимал много места.

Знаменитый собор Нотр-Дам в Париже

В тесном средневековом городе, обнесенном стеной, это было очень существенным обстоятельством. Готическая архитектура, в отличие от романской, давала возможность вытянуть постройку на неслыханную доселе высоту. Итак, собор можно сделать грандиозным по размеру, и при этом он будет занимать сравнительно небольшую площадь. Основные черты строения аббатства Сен — Дени повторил возведенный в XII в. знаменитый собор Нотр-Дам в Париже, или собор Парижской Богоматери. Очень похожи стрельчатые арки, две высокие отвесные башни по бокам фасада, вместо центрального купола — тонкий шпиль. Но обоим этим памятникам еще далеко до настоящей развитой готики. Они лишь переходное звено между романской и готической архитектурой.

Самый большой во Франции готический собор. Амьен. XIII — XV вв.

Вскоре строительные мастера создадут высокие, крутые и легкие сооружения, которые просто рвутся в небо. Выше было сказано, что площадь, которую занимали готические соборы, была относительно небольшой. Но это только по сравнению с грандиозной высотой их стройных башен. В абсолютных величинах площадь храмов, предназначенных вместить все городское население, отнюдь не была маленькой. Напротив, готические конструкции сводов позволяли существенно увеличить пролеты. Например, собор в Амьене занимает участок 7700 кв. м. Но его свод возвышается на такую высоту, что он кажется узким.


Еще выше поднимаются башни главного фасада.

С развитием готики стрельчатые окна становятся все больше, промежутки между ними все уже. Наконец боковые стены почти полностью исчезают. Остается фактически один каркас, состоящий из тонких опор. Пространство между ними занимают огромные окна, которые завершаются стремительными заостренными арками.

Лопатовидные романские контрфорсы заменяют так называемые аркбутаны — хрупкие полуарки, которые одной стороной опираются на тонкую колонну, а второй поддерживают каркас. Аркбутаны, окружающие здание, производят впечатление капризного каменного кружева, и они же позволяли возводить башни невиданной высоты.

Поскольку готические храмы почти не имеют стен, а имеют только каркас, внутри них нет ни стенных мозаик, ни фресок. их заменяют витражи — картины, составленные из разноцветного стекла. Витражи занимают огромные оконные проемы храма. Солнце просвечивает сквозь стекло и окрашивает интерьер в фантастические цвета. Палитра витражных мастеров была очень богатой, любимыми были различные оттенки красного и ярко-синий. Поэтому общая гамма обычно выходила красно — фиолетовая.

Массивную стену в готическом соборе сохранил лишь главный фасад. Здесь, как правило, содержится единственное витражное окно. В готических постройках Франции это окно круглой формы и имеет поэтическое название роза. В Германии окно на переднем фасаде собора чаще бывает стрельчатым. Другая особенность немецкой готики — не две, как во Франции, а одна или три башни на фасаде.

Фасады и порталы храмов обычно украшали скульптурные изображения святых и королей или изображения аллегорического содержания. Например, портал собора в Страсбурге украшают великолепные скульптуры, изображающие двух женщин. Одна из них — молодая, гордая и одновременно веселая — символизирует христианскую церковь. Вторая, стоит склонившись с завязанными глазами и держит в руках сломанное копье, — еврейскую синагогу. Аналогичные фигуры можно видеть и в других соборах. Каждая из них неповторима и по — своему раскрывает традиционные образы. Большое значение имеет и более мелкая скульптура. Водостоки и другие технические детали часто имеют вид фантастических животных. В конце средневековья появился пластический орнамент, который своими изгибами напоминает пламя. Этим орнаментом здание покрывали снизу доверху. Такой стиль получил выразительное название «пламенная готика».

Готические соборы часто возводились очень долго, в течение жизни не одного поколения. Случалось, что строительство прерывалось надолго в результате войн или недостатка денег. Но архитекторы, сменяя друг друга, старательно придерживались стилистического единства с предшественниками. Так, собор в Реймсе, в котором по традиции проходила торжественная коронация французского короля, строили 100 лет, соборы в Кельне и Милане еще дольше.



Готический стиль в архитектуре Германии, Италии и Испании

Как уже отмечалось, « наиболее готической » страной является Франция. Второе место занимает Германия. В Италии встречается этот стиль, но никогда он не был здесь по-настоящему популярным. Правда, именно в Италии мы можем видеть один из самых замечательных образцов готической архитектуры — грандиозный Миланский собор.


В Испании, которая долго была под властью мусульман — арабов и стала родиной совершенно особого архитектурного стиля, готические сооружения начали возводить лишь в конце средневековья. Но и здесь встречаются образцы этого стиля. Наиболее известный пример — собор в Барселоне, городе, который находился под властью мусульман совсем недолго.

В Англии этот стиль тоже приобрел большую популярность. Его образцом является самое культовое сооружение страны — Вестминстерское аббатство в Лондоне. В более близкие к нам времена английские архитекторы охотно обращались к готической наследия.

Легкие, будто бы взмывающие ввысь соборы, украшенные остроконечными башенками и стрельчатыми арками, – пожалуй, самое впечатляющее наследие Средних веков. Мы с удовольствием ими любуемся, однако не всегда задумываемся, так ли похожи друг на друга готические церкви в разных странах Западной Европы, и вообще менялся ли вид этих построек на протяжении эпохи готики?

Рассвет готической архитектуры

В этой статье мы не будем говорить о технической части. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Эти темы требуют отдельного разговора. Зато сейчас мы расскажем о чем-то не менее, а для кого-то и более интересном: о том, как в Западной Европе появилась и расцвела готическая храмовая архитектура, а также о том, чем французские соборы отличаются от английских или, скажем, от немецких.

Можно смело сказать, что её заказчик, аббат Сугерий, совершил революцию в строительстве храмов того времени. Он решился заменить привычные тяжеловесные стены на более легкие, что стало возможным за счет новой системы распределения нагрузки. Так, свод выстроили на каркасе из выступающих «ребер» – нервюр, а по бокам добавили распоры – полуарки аркбутаны и вертикальные опоры – контрфорсы. Новая система позволила сделать постройку не только воздушнее, но и значительно светлее, благодаря появлению огромных окон, украшенных многоцветными .

Французская готика и ее лучшие примеры

Новый стиль всем настолько полюбился, что опыт Сен Дени вскоре применили при строительстве собора Парижской Богоматери – того самого, главного храма Франции. А потом – при возведении Ланского собора. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет.

Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2.

Нельзя не вспомнить и о великолепном, будто бы резном, Буржском соборе, в крипте которого и по сей день находится надгробие Жана Беррийского, одного из главных меценатов готической эпохи.

Чуть позже возвели величественные соборы в Реймсе, который на сегодняшний день лучше других сохранил свои первозданные витражи и скульптуры. А также собор в Амьене, что отличается высотой свода (42,3 м) и самой большой вместимостью – его площадь составляет 8000 м2.

С течением времени соборы, казалось, становились все легче и выше, а витражи, обогащенные разнообразием новых оттенков, многочисленнее и сложнее.

Апофеоз витражного готического искусства можно наблюдать в королевской капелле Сен Шапель, сплошь состоящей из лучистых разноцветных стекол.

Верхняя капелла базилики Сент-Шапель, Wikimedia


Богаче становилось и скульптурное убранство храмов. На фасадах, алтарных перегородках и в других частях соборов поселились не только традиционные ангелы, апостолы или аллегорические фигуры, но и крестьяне, ремесленники за работой, а также и вовсе фантастические существа: гротескные химеры, горгульи, драконы.

Всё, что мы рассказали, относится к французским соборам, образцам готического стиля в Европе. Итак, подведем итог: французский собор в целом – это высоченные ажурные башни, легкие стрельчатые арки, порталы и окна. Он украшен многочисленными скульптурами – выразительными, динамичными и неизменно изящными, а также «каменным кружевом» архитектурных деталей (фронтоны-вимперги, растительные завитки и шипы).

Другие европейские соборы готики Средневековья

Французским соборам подражали, их копировали, но в каждой стране по-своему, в соответствии со своими региональными особенностями, с техническим и материальным оснащением. Например, в Англии получил распространение не городской, а монастырский собор, более приземистый и протяженный, окруженный огромным количеством пристроек, и имеющий всего одну доминанту – башню. Среди самых известных английских готических храмов – собор в Солсбери, Дареме и, конечно, Кентерберийский собор, резиденция архиепископа.


Для Германии типичны соборы романско-готического стиля. Согласитесь, зачем перестраивать старый собор-долгострой, если можно просто завершить постройку в новом стиле. Помимо них, в Германии есть и образцы чистой готики. Например, церковь Богоматери в Трире, церковь св. Елизаветы в Марбурге, Магдебургский собор и наконец, жемчужина готического стиля – Кельнский собор.

Немецкая готика строже, чем французская, ей присущи более четкие геометрические формы и относительно малое количество скульптурного декора.

Лишь Кёльнский собор сильно напоминает французские храмы и так же, как и они, является примером долгого строительства.

Испанской готике (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо) свойственно смешение с мавританской архитектурой, что, конечно же, связано с былым арабским владычеством.

А в Италии готика никогда не обладала чистотой французского «классического» стиля. Дело в том, что она никогда не забывала Античность, и уже в конце Средних веков там вовсю расцвел Проторенессанс, положивший начало эпохе Возрождения. Наверное, самой готической постройкой Италии является выстроенный из белого мрамора Миланский собор.

Интересно, что это совершеннейшее чудо архитектуры строилось очень долго – 550 лет, и за это время в его создании успели принять участие 180 архитекторов, скульпторов и художников.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Готический стиль берет свое начало во Франции, где в XII веке он сменил романский. Позже он охватил всю Западную Европу, пока Ренессанс, спустя четыре века, не потеснил его. Готический стиль прослеживается во всех средневековых произведениях витражах, книжной миниатюре, фреске и скульптуре. Но наиболее полно он проявил свое величие в церковной архитектуре. Готический собор той эпохи отличается богато украшенным фасадом, колоннами, многоцветными витражными окнами, арками с заостренным верхом, а также характерными узкими и высокими башнями. Стены и крыши украшают изящно выполненные скульптуры Самые величественные памятники готики можно встретить на территориях двух европейских стран - Франции и Испании.

Готический квартал Барселоны

Это самая старинная часть легендарного города и самый популярный у туристов Побывать здесь и не посетить жемчужину квартала — кафедральный готический собор (XIII—XV века) - это кощунство.

Прогуливаясь по извилистым улочкам квартала, можно увидеть остатки Римской стены, базилику Ла-Мерсе, руины Дворца готическую церковь XIV века Санта-Мария-дель-Пи и Королевский дворец, откуда своими поданными правили графская династия Барселоны и короли Арагоны. Осмотрев древние сооружения, можно прогуляться по Королевской площади и площади Святого Иакова. После утомительных, но таких интересных экскурсий гости города направляются в арт-кабаре «Четыре кошки». Оно славится не только своей историей, но и своими всемирно известными посетителями. Сюда любили захаживать Пабло Пикассо со своим другом Антонио Гауди, Русиньоль, Исаак Альбенис, Рамон Касас и Гонсалес.

Готические соборы Франции

Самыми значительными произведениями средневекового архитектурного искусства во Франции признаны соборы Шартра, Амьена, Анжера, Реймса и, конечно, Парижа. Историки считают, что самым первым готическим зданием стала церковь Сен-Дени. Ее проект создал аббат Сугерий. Во время ее строительства избавились от множества опор и внутренних стен. Так церковь стала более грациозна в сравнении с религиозными сооружениями которые иногда называют «крепостями Бога».

Готический собор Шартра, находящийся в 90 км от Парижа, построен на месте более достояние которой - святая плащаница Девы Марии, хранящаяся с 876 года - перешло в собор Шартрской Богоматери. Всемирно известный туристы посещают по двум основным причинам. Во-первых, это представитель высокого готического стиля времен его наивысшего расцвета, а во-вторых, это место, где в течение многих веков короновались почти все французские монархи. Величественный готический собор Нотр-Дам де Пари представлять не нужно. Его прославил на весь мир своим произведением «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго еще в первой половине позапрошлого века. Храм Разума, такое ему дали название во времена французской революции, строили несколько веков. Каждый год его посещают 14 миллионов человек. Многие из них стремятся побывать поблизости одной из главных святынь христиан всего мира - тернового венца Иисуса Христа, который хранится в соборе с 18 августа 1239 года.

Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города.

В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Западный фасад - единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145- 1155 гг.) собора в Шартре - яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.


Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.


Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции - Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий - до XIV в.Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного - трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм,разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями - совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ - химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон - черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города
как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.


Архитектуре реймского собора (1211-1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху. Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада.Порталы, выступающие вперед, глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создают новый тип готического фасада: в нем решительно преобладают вертикальные лини Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской. Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в
английских храмах. Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора» Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с
именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.
Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале. Н

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.

В Средние века не было в Европе города без католического собора. Латинский термин civitas, который переводится как город, поселение, в те времена означал местопребывание епископа. Епископской резиденцией был кафедральный собор. Строительство готических соборов - важная веха в истории средневековой Европы. Не все соборы огромны и величественны, но все величественные готические соборы, начиная с XII века представляют собой цитадели искусства, науки и техники, социальной жизни, веры и власти. Готические соборы - квинтэссенция европейской цивилизации. Многие дошедшие до нас соборы строились не только и не столько как культовые сооружения, примером тому базилика Сен-Дени.

В период заката Античности, Римская империя христианизируется, каждый крупный и средний город становится резиденцией епископа - епархией. В продолжении всего Средневековья создаются все новые епархии, продолжается евангелизация северной, центральной и восточной Европы. В XIII веке Западная Европа насчитывает около тысячи епархий и столько же католических соборов. В XII веке расцветает городское и военное строительство, застройка группируется вокруг готических соборов, возраст некоторых из которых достигает 1000 лет.

Готические кафедральные соборы отличались от того, какими мы знаем их сегодня. Обычно это были храмовые комплексы, состоящие из отдельных зданий, одни из которых служили для пышных празднеств, другие - для литургий духовенства из окружения епископа. Было и специальное помещение для крещения. Во второй половине XI в. папа Григорий VII провел масштабную церковную реформу, получившую название «григорианской». Реформа была направлена на укрепление роли церкви в жизни общества. Собор теперь представлялся как место, где миряне, священники, епископ - под руководством капитула могли собираться вместе и отправлять религиозные обряды. Собор, таким образом, противопоставлялся другим церковным учреждениям, например, аббатствам, и смог занять надлежащее ему место в жизни средневекового общества.

В XIII в. в Европе начинается экономический подъем. Увеличивающееся материальное благосостояние городов и провинций позволяет выделять значительные средства на строительство. Возводятся внушительные кафедральные соборы. Шартрский епископ Фулбер (ок. 960-1028 гг.) предвидел расцвет эпохи соборов и начал строительство своей резиденции еще в 1020 г. Фулбер был выдающейся личностью. Он рано осознал ту роль, которую может сыграть католическая церковь в феодальном обществе, ему принадлежат фундаментальные труды о вассальном и сеньоральном праве, он сам участвовал в примирении короля Франции с восставшей знатью. В Германии и Италии по римскому образцу возводятся величественные соборы - Майенский, Вормский, Моденский, Анконский. Тем не менее, готика берет свое. Сооружения культа все больше приобретают готические черты, соборы, построенные по римскому образцу оставляют неоконченными, либо разрушают и на их месте строят новые.

Основоположником, разработавшим методологию готического стиля, считают аббата Сужера (ок. 1080-1151 гг.). В 1144 году под его началом была закончена реставрация восточной стены аббатства Сен-Дени, а также хоров внутри. Сужер, советник Людовика VI и Людовика VII, задумал в архитектуре показать величие святого покровителя Парижа. Для этого внутри собора возвели скрещивающие стрельчатые арки, верхняя треугольная часть которых концентрировала свет, символизировавший максиму «Бог есть свет». Епископы с радостью восприняли новый канон. Вслед за Сен-Дени по новым правилам был возведен собор в Сенсе (1150 г.) - первый из известных готических соборов. Затем соборы в Нойоне, Лаоне, и в 1163 г. в Париже. Эта первая волна готических соборов характеризуется массивностью кладки, наличием галереи хоров, шестисводными стрельчатыми арками. Стали использоваться внешние подпорные арки, позволяющие распределять силу тяжести всей конструкции, а также делать проемы окон более широкими. В 1194 г. был завершен собор в Бурге, шедевр ранней готики.

С началом строительства Шартрского собора готическое искусство принимает свои классические формы: четырехугольные арки, трифорий заменяет балконы хоров, внешние подпорки строятся по совершенной системе контрфорсов. В 1211 г. начинается строительство собора Нотр-Дам в Реймсе, результатом которого явилось монументальное здание, не имеющее аналогов, 138 м в длину и 38 м в высоту. Самым большим по площади остается собор в Амьене - 8000 м2, построенный в 1220 г. Термин «ослепительная готика» как нельзя лучше отражает принцип строительства соборов, состоящих почти только из окон. Один только Сен-Этьен в Метце насчитывает 6500 м2 витражей. Бове считается самым высоким готическим собором, стрельчатые арки хоров достигают 48 м, однако в 1284 г. часть арочного ансамбля рушится. Это не были ошибки строительства. К концу XIII в. экономический подъем сменяется спадом, Европа поражена кризисом, средства на поддержание соборов оскудели. Четырнадцатый век печально известен многочисленными войнами и эпидемиями чумы, что замедлило строительство соборов. Строительство многих из них осталось незавершенным.

И, тем не менее, соборы медленно, но верно появляются по всей Европе. В Англии в XII в строится кафедральный собор Дарема, известный своими стрельчатыми арками. Династия Плантагенетов не чуждается французских архитекторов, например, Гийома де Санс, разработавшего проект Кентерберийского собора в 1180 г. Тем не менее, английские готические соборы сохраняют свою национальную идентичность - значительные в длину, они остаются приземистыми, по сравнению с их французскими соседями. В Испании готика отражает утверждение христианской Реконкисты: были построены соборы в Леоне (1205 г.) и Бургосе (1221 г.). В Германии готика расцветает: opus francigenum повсеместно заменят римский канон. Германские правители амбициозны, размеры соборов должны потрясать и приводить мирян в трепет, вот почему Кельнский кафедральный собор, начатый в 1248 г., был закончен только в XIX в. Италия долгое время остается верной римскому канону. Особенность итальянской готики заключается в богатом декорировании стен, многоцветностью отделочного камня, как в Сиенне и сохранением орнаментов из мозаики, как в Орвието. Исключением является Миланский кафедральный собор, построенный много позже, в 1375 г., скорее всего его строили архитекторы и каменщики из Германии, что выразилось в следовании классическим готическим принципам, правда внешнее мраморное убранство стен все равно смещает акцент в сторону итальянского своеобразия.

Готический соборы кардинально меняют облик городов. Часто епископы добиваются у властей права снести постройки вокруг епархий, чтобы увеличить свою территорию. В Бурге, таким образом к собору была добавлена абсида, в Нарбонне власти отказались удовлетворить просьбу епископа, и там собор так и остался без нефа. Еще одной сложностью было выделение места внутри для паперти. Например, в Амьене кафедральные башни собора имеют прямоугольную, а не квадратную форму, как было задумано изначально, из-за того, что капитул не смог приобрести необходимые участки земли.

Строительство готических соборов способствовало и развитию строительной техники и совершенствованию трудовых отношений (а здесь можно узнать о современной строительной технике wacker). И действительно, чтобы построить такое значительное здание, требовалась слаженная работа застройщика (часто епископа) и подрядчика. Последнего называли мэтром, его фигура являлось ключевой для успешного завершения строительства. Самыми известными подрядчиками был среди прочих Робер де Лузарш (ок. 1160-1222 гг.), который на строительстве Амьенского собора строго ограничил количество камня, для возведения стен, снизив, таким образом, затраты на постройку, и придав собору большую «воздушность». Мэтр Пьер де Монтрей из Парижа (ок. 1200-1267 гг.) заслужил почетную эпитафию на могилу: «Профессор камней». Он хорошо скоординировал своих рабочих из бригады и рационализировал саму работу, начиная от карьера, где добывались камни. Обтесывание блоков для собора начиналось практически сразу же после их извлечения, работала вся команда: каменщики, скульпторы, плотники.

Поскольку на строительстве работали наемные люди, им полагалось жалованье, часто очень приличное, поэтому они были заинтересованы в сохранении трудовых навыков и становились профессиональными рабочими, нанимавшимися затем на другие стройки. Епископы и капитулы, если позволяли средства, платили подрядчику из собственного кармана. Безусловно для финансирования привлекались и пожертвования, сделанные мирянами, однако, их нерегулярность не позволяла рассматривать их в качестве средства для долгосрочных инвестиций. Для управления ресурсными фондами строительства соборов во Франции был введен институт капитулов «Силы и производство» (Oeuvre et fabrique).

Готические кафедральные соборы играли значительную роль в жизни средневековых городов. Во-первых они были культовыми сооружениями. Конечно, собор принадлежал епископу, который проводил службы по большим религиозным праздникам. В обычные дни службы проводились многочисленными канониками (83 человека в Лаоне), обязательными были ежедневные мессы. Капелланы проводили богослужения на алтарях. В соборе Парижской Богоматери служило более 250 духовных лиц, епископ был даже вынужден ограничить пятью количество месс, служившихся одновременно. Во-вторых кафедральный собор неразрывно связан с институтом власти средневекового общества. Во Франции король - почетный каноник многих соборов. Власть быстро поняла важность епископского влияния. В 1302 г. Филипп Красивый объединил три монашеских ордена под верховенством Собора Парижской Богоматери, положив таким образом, начало Генеральным Штатам. За это в его честь в Нотр-Даме была установлена конная статуя. Многие кафедральные соборы служат и королевскими усыпальницами, как например в Руане, где покоится Ричард Львиное Сердце.

Эскиз конной статуи Филиппу Красивому в Нотр-Даме, из кн. R. Gane Le Chapitre de Notre-Dame de Paris au XIVe siècle: étude sociale d"un groupe canonial.

В Италии нередки конфликты между жителями окрестных деревень и епископами. Последние стремились прибрать к рукам не только церковную, но и светскую власть. В Сиенне жителям удалось национализировать строительство собора и таким образом стройка перешла городскому управлению. Ремесленники и рабочие организовываются в товарищества и корпорации, советы которых заседают в часовнях. Благодаря пожертвованиям и членским взносам соборы богато украшаются.

Кафедральные соборы являются также хранителями христианских реликвий, некоторые становятся местом паломничества, как Сен-Жак де Компостель. Епископы произносят торжественные речи перед паломниками, а также вершат суд по вопросам веры. Мирское и религиозное тесно переплетаются в жизнедеятельности готических соборов. Здесь отпускают грехи покаявшимся, но также и срезают путь, потому что через собор ближе добраться к рынку. Но прежде всего готический собор - это место литургии, религиозной мистерии и молитвы. Несмотря на внушительность здания внутреннее пространство четко разделяется на зоны. Главный алтарь находиться в святилище и скрыт от посторонних взглядов заалтарной занавесью. На переднем плане всегда расположены хоры, изолированные от нефа посредством амвона, а от галереи, окружающей хоры - специальным заграждением. Галерея, закрытая литой железной решеткой всегда открыта верующим, чтобы они могли почтить реликвии. Неф - место мирян. Гийом Дюран, епископ Менде (1230-1296 гг.) в своем труде Rational объясняет назначение соборов. Кафедральный собор - это «Божья обитель» и «небесные врата», он предваряет Новый Иерусалим и служит вящим напоминанием всем христианам о грядущем царствие Божьем.

Католическая религия известна богатством иконографии. Скульптуры в соборах располагаются на ограде хоров и на амвоне, а также снаружи над воротами. Соборы Шартра, Амьена, Бурга и Парижа известны своими скульптурными композициями, содержащими сцены из Ветхого и Нового завета, фигуры Христа и девы Марии. Весь фасад по сути превращен в своеобразный фронтиспис, на котором располагаются фигуры святых. В соборах Парижа и Реймса примечательной является и череда королей, запечатленных в камне. Витражи также стремятся внести свою лепту в изображение библейских сюжетов. Все больше их цвет приобретает теплый желтый оттенок, гармонируя со штукатуркой, которой обмазывали стены. Иногда на витражах изображают продолжающееся действие, как, например, на нижних окнах в апсиде в кафедральном соборе Бурга. Окна украшаются круглыми витражами, самый известный из которых на южном трансепте Нотр-Дама в Париже имеет 13,5 м в диаметре. Витражи в основном, изображают Христа и Богоматерь, а также сюжеты из Апокалипсиса. Иногда, правда, витражи носят сугубо практический характер представляя собой цикл зодиака или смену сезонов, как например, в соборе Анжера, а также повседневную работу или вообще свободное искусство - как в Лаоне.



Поделиться