Федеральный закон 94 по полочкам. Аналитика публикации. Закон о размещении заказов на поставки товаров и выполнение работ

С 1 января 2014 г. изменилось регулирование сферы государственных и муниципальных закупок. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) утратил силу.

Вместо него начал действовать Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Закон № 44-ФЗ) .
Закон № 44-ФЗ стал результатом компромисса между ФАС России и Минэкономразвития России. Проект последнего предусматривал кардинальное реформирование системы государственных и муниципальных закупок, в то время как антимонопольный орган настаивал на сохранении преемственности с Законом № 94-ФЗ.

Усложнение регулирования

Для обеспечения нормального функционирования Закона № 44-ФЗ требуется принятие множества подзаконных нормативных актов, а также ряда документов регионального уровня. Например, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать дополнительные перечни товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме(п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Основная роль в подзаконном регулировании сферы государственных и муниципальных закупок отводится Правительству РФ, которое до вступления Закона № 44-ФЗ в силу должно было принять более 30 конкретизирующих постановлений.
Таким образом, значительный круг вопросов, касающихся контрактной системы в области закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отнесен к сфере регулирования подзаконных нормативных актов и региональных документов. От их содержания и своевременности принятия будет напрямую зависеть эффективность функционирования контрактной системы в России.

Выбираем поставщика

В отличие от Закона № 94-ФЗ, которым предусматривалось проведение торгов в форме конкурса и аукциона (в т. ч. аукциона в электронной форме), а также закупок без проведения торгов(п. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ) , Закон № 44-ФЗ существенно расширяет перечень способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Так, ст. 24 Закона № 44-ФЗ относит к способам определения поставщика (исполнителя, подрядчика):
_ открытый конкурс;
_ конкурс с ограниченным участием;
_ закрытый конкурс;
_ закрытый конкурс с ограниченным участием;
_ двухэтапный конкурс;
_ закрытый двухэтапный конкурс;
_ электронный аукцион;
_ закрытый аукцион;
_ запрос котировок;
_ запрос предложений.

Вводя новые способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), законодатель стремился учесть специфику отдельных предметов закупки (например, товаров, носящих инновационный характер, научно-исследовательских работ) и обеспечить ее эффективность.

В ходе обсуждения Закона № 44-ФЗ возникли разногласия в отношении основной формы проведения закупок. ФАС России предлагала сохранить указанный статус за аукционом, тем самым сохранив цену контракта в качестве ключевого критерия определения победителя процедуры.

Минэкономразвития России настаивало на том, чтобы основной формой закупок стал конкурс. Возобладала последняя позиция. Закон № 44-ФЗ ограничил сферу применения электронного аукциона только закупкой простых, типовых товаров, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный перечень, определенный субъектом РФ(ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Тем не менее данное нововведение не всеми оценивается позитивно. Так, отдельные представители органов законодательной власти обеспокоены тем, что в рамках конкурсов «субъективная оценка заявок будет осуществляться по субъективным принципам», в результате чего будет потеряна открытость и прозрачность процедуры государственного (муниципального) заказа(см.: Депутаты СР: Новый закон о госзакупках вызывает много вопросов // Госзаказ: портал государственных закупок: сайт. Дата размещения: 17.04.2013. URL: www.pro-goszakaz.ru/news/86372/ (дата обращения: 16.12.2013)) .

Законом № 44-ФЗ изменены последствия признания конкурса несостоявшимся(ст. 55 Закона № 44-ФЗ) . Ранее заказчик имел возможность выбирать между проведением повторного конкурса и заключением контракта с единственным поставщиком. Теперь же он утратил подобное право, и такие последствия зависят только от основания признания конкурса несостоявшимся. Так, в случае если не была подана ни одна заявка либо ни один из участников не был допущен к торгам, закупка у единственного поставщика не допускается.

В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик больше не вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить его. Он может потребовать лишь возмещения убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки(п. 4 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) .

Этапы проведения государственных (муниципальных) закупок

Одно из основных отличий Закона № 44-ФЗ от действовавшего ранее Закона № 94-ФЗ заключается в том, что он регулирует всю сферу государственных (муниципальных) закупок в целом, начиная от их планирования и заканчивая исполнением государственного контракта, а также оценкой эффективности процедуры.

Планирование

Требование об обязательном планировании государственных (муниципальных) закупок вступает в силу с 1 января 2015 г. Такое планирование должно будет осуществляться посредством утверждения заказчиком планов закупок и планов-графиков закупок(ст. 16 Закона № 44-ФЗ) .
План закупки утверждается заказчиком на трехлетний период и содержит информацию о целях, объемах, сроках и обоснованиях закупок. В соответствии с ним каждый год формируются планы-графики, содержащие перечень закупок товаров, работ, услуг и являющиеся основанием для их осуществления. Указанные документы являются публичными – законодательство предусматривает обязанность заказчика размещать их в единой информационной системе в сфере закупок, доступ к которой обеспечивается посредством соответствующего сайта в сети Интернет.

Закон № 44-ФЗ расширяет обязанность заказчика обосновывать закупки. Если ранее от него требовалось обосновывать лишь начальную (максимальную) цену контракта, то теперь он должен устанавливать соответствие планируемой закупки целям ее осуществления, предусмотренным ст. 18 Закона № 44-ФЗ.

Новым для системы государственных (муниципальных) закупок является также введение их нормирования. Оно заключается в установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков(ст. 19 Закона № 44-ФЗ) .

Оценка эффективности

Регулирование процесса оценки эффективности государственных (муниципальных) закупок также претерпело существенные изменения. В дополнение к контролю, являвшемуся единственным способом оценки эффективности закупок по Закону № 94-ФЗ, Законом № 44-ФЗ предусматриваются два новых метода: мониторинг и аудит.
Мониторинг в сфере государственных (муниципальных) закупок осуществляется Минэкономразвития России, а аудит – Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Полномочиями по контролю в сфере государственных (муниципальных) закупок наделяются:
_ ФАС России;
_ Рособоронзаказ;
_ Казначейство России;
_ финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
_ органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
В соответствии со ст. 102 Закона № 44-ФЗ, помимо уполномоченных государственных органов, контроль за государственными (муниципальными) закупками могут осуществлять также граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц в рамках осуществления общественного контроля.
Изменилась и направленность мероприятий по оценке эффективности государственных (муниципальных) закупок. Мониторинг, аудит и контроль согласно Закону № 44-ФЗ ориентированы на проверку эффективности закупки, осуществленной заказчиком, а не формального соответствия процедуры законодательству, как это было ранее.

Есть отличия!

Кроме рассмотренных выше отличительных черт Закона № 44-ФЗ, можно выделить и другие нововведения. Так, заметно скорректирован порядок обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Установление обеспечения теперь является обязанностью заказчика независимо от способа определения исполнителя контракта(ст. 96 Закона № 44-ФЗ) . Исключение составляют только отдельные виды контрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, в случае с которыми установление обеспечения их исполнения является лишь правом заказчика. В качестве способа обеспечения исполнения контракта могут выступать внесение денежных средств на счет заказчика либо предоставление банковской гарантии. Помимо этого, ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры в отношении участников закупки. В случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена участником закупки на 25% и более, то он может быть заключен только после предоставления таким участником повышенного (в 1,5 раза) обеспечения исполнения контракта. Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает 15 млн руб., то он обязан предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность.
Также ст. 31 Закона № 44-ФЗ введен ряд новых требований к участникам закупок, например:
_ правомочность заключать контракт;
_ отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики.
При проведении конкурсов с ограниченным участием, закрытых конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов предусмотрена возможность Правительства РФ устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Советы по адаптации

1. Проведите обучение сотрудников требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.
2. Обновите внутренние регламенты и процедуры под новые правила.
3. Следите за формирующейся практикой контрольно-надзорных органов и судов по применению Закона № 44-ФЗ.
4. Займите активную общественную позицию, т. к. Закон № 44-ФЗ направлен именно на публичность сферы государственных (муниципальных) закупок и привлечение общественности к регулированию данной сферы.


Однако 94 ФЗ с изменениями последними был в 2012 году, после чего в 2014 году фз 94, когда утратил силу, на его смену пришел федеральный закон 44 от пятого апреля 2013 года, который вступил в силу с первого января 2014 года. Именно поэтому в интернете уже не найти 94 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2019. По своей сути этот закон представляет расширенную версию фз 94 о закупках, он имеет больше функций, однако суть от этого не меняется.

ФЗ 94 о госзакупках в последней редакции 2019

Причина таких изменений в том, что Федеральный закон 94 сильно отставал от потребностей сегодняшнего времени.

Например, в нем отсутствовали процедуры планирования, антидемпинговые меры, аудит исполнения контрактов не был предусмотрен, не предоставлялась полная информация о процедурах покупки, планов закупки (под предлогом коммерческой тайны). НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ решать насущные юридические вопросы различного характера с помощью профессионалов.

44-ФЗ: госзакупки по правилам

К маю 2012 года ФАС и Минэкономразвития удалось прийти к согласию и разработать проект закона, принятого в третьем чтении уже в марте 2013 года.

С 1 января 2014 года № 94-ФЗ окончательно утратил силу, а основные положения закона о контрактной системе в сфере закупок начали действовать.

Конечно, и в новый документ вносилась не одна поправка, но, в целом, и нормотворческие органы, и участники процесса закупок признают, что он гораздо более совершенен, чем №94-ФЗ.

Вроде бы такое изменение выглядит формальным, но оно, как минимум, демонстрирует, что закон 44-ФЗ четко регламентирует абсолютно всю процедуру проведения государственных и муниципальных тендеров, «художественные изыски» их заказчиков и участников здесь невозможны, а потому госзакупки становятся куда прозрачнее, чем раньше. 2. Если в 94-ФЗ предусматривалось всего пять вариантов размещения госзаказа (конкурс, аукцион, запрос котировок, на товарных биржах закупка у единственного поставщика), то в 44-ФЗ вариантов определения поставщика намного шире: открытый конкурс; открытый конкурс с ограниченным участием; открытый двухэтапный конкурс; закрытый конкурс; закрытый конкурс с ограниченным участием закрытый двухэтапный конкурс; электронный аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного поставщика.

Закон о госзакупках фз 94

Предполагается, что законодательное новшество усовершенствует систему государственных закупок, сделает ее более открытой и прозрачной.

Так ли это будет на самом деле, покажет время. А пока специалисты, чья работа связана с госзакупками, хотят знать, в чем разница между закупками по новому и старому законам. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности при приобретении заказчиком программного обеспечения; отсутствие сведений об участнике закупок в реестре недобросовестных поставщиков.

ФЗ 94 о госзакупках: что нужно знать

при которых обеспечивается конкурентная среда в сфере экономики, непосредственно связанная с государственными предприятиями и обеспечением государственных нужд Существующая на сегодняшний день нормативная база определяющая уровень, состав и технологию участия в госзакупках, представлена такими законодательными актами как ФЗ 223. ФЗ 44 и ФЗ 94. Каждый из них имеет свою задачу и сферу обеспечения правого режима в системе государственных контрактов.

Отличия федеральных законов 44 ФЗ и 94 ФЗ

В законе 44 – ФЗ в отличие от предшественника планы – графики привязываются к целевому мероприятию.

Регламентировали процедуру внесения изменений и предусмотрели последствия, касающиеся внесения в план-график закупок. Заказчики, будут обосновывать все закупки, в плане будет обосновываться объект, в частности, как он поможет в решении поставленной цели.

Все внесённые изменения призваны усовершенствовать систему государственных закупок и сделать её более призрачной.

Не способен предоставить финансовое обеспечение? Тогда по 94 закон фз заставляет: дай такую информацию, которая свидетельствует о добросовестности как поставщика (при контрактах до 15 млн. руб.). Общественность, представители гражданского общества и просто люди, которым не безразлична судьба бюджетных средств, получают широкие права.

Если гражданин видит нарушение в области государственных закупок, у него есть право обращаться в суд с исковым требованием (ранее – только в правоохранительные органы).

Закон о госзакупках: отличия ФЗ 223 от ФЗ 94

Федеральный закон № 223 призван, чтобы упорядочить некоторые нормы старого закона, а также сделать участие в тендерах более удобным для поставщиков.

  1. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. Глава 2.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ НА СОЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ИСКУССТВА, ИСПОЛНЕНИЯ, НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОКАТА ИЛИ ПОКАЗА НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛЬМА
  3. Глава 3.1. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
  4. Глава 5. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ЗАПРОСА КОТИРОВОК В ЦЕЛЯХ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ЛИБО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ИЛИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
  5. Глава 6. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА) И ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. Глава 7. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ БИРЖЕВЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД НА ТОВАРНЫХ БИРЖАХ
  7. Глава 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
  8. Глава 9. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ,
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Федеральных законов
от 31.12.2005 N 207-ФЗ, от 27.07.2006 N 142-ФЗ,
от 20.04.2007 N 53-ФЗ (ред. 08.11.2007),
от 24.07.2007 N 218-ФЗ (ред. 08.05.2010),
от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 01.12.2008 N 225-ФЗ, от 30.12.2008 N 308-ФЗ (ред. 08.05.2009),
от 30.12.2008 N 323-ФЗ, от 28.04.2009 N 68-ФЗ,
от 08.05.2009 N 93-ФЗ, от 01.07.2009 N 144-ФЗ,
от 17.07.2009 N 147-ФЗ, от 17.07.2009 N 155-ФЗ,
от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ,
от 25.11.2009 N 273-ФЗ (ред. 08.05.2010), от 17.12.2009 N 316-ФЗ,
от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 05.05.2010 N 78-ФЗ,
от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 240-ФЗ,
от 03.11.2010 N 290-ФЗ, от 05.04.2011 N 56-ФЗ,
от 21.04.2011 N 79-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,
от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.11.2011 N 326-ФЗ,
от 07.12.2011 N 418-ФЗ, от 12.12.2011 N 426-ФЗ,
от 20.07.2012 N 122-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
3. Особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами.
4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные:
1) с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;
2) с привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
(часть 4 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 326-ФЗ)

Муниципальные и государственные нужды обеспечиваются при помощи закупок работ, услуг или товаров. Государственные органы составляют планы, списки и графики, а затем за счет собственных бюджетных или внешних бюджетных средств осуществляют закупки. Эта информация ранее была предоставлена в Федеральном законе 94, но обозначенный акт был отменен и изменен на

Общие сведения

94 Федеральный закон был принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года. 1 января 2014 года закон утратил свою силу, его поменяли на Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Последние изменения в 94 ФЗ о размещении заказов были внесены 2 июля 2013 года. Он содержит 9 глав и 65 статей. Этот правовой акт регулирует и контролирует правоотношения во время размещения заказов на выполнение работ, услуг или поставку товаров для государственных и муниципальных нужд или нужд бюджетных учреждений.

Также вам будет интересно: статья 94 ФЗ 44

Краткое содержание Федерального закона номер 95 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (сейчас Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»):

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описана сфера и область, на которую распространяются положения настоящего закона. Даны другие акты, законы и нормативы, регулирующие описываемую сферу деятельности. Представлен список используемых понятий, терминов и их определения. Оформлено обеспечение сотрудников информацией и способы электронной подачи документов. Описаны основные принципы и нюансы системы контрактов, ответственности и результативности, открытости и прозрачности информации, единого реестра, обеспечения конкурентоспособности и профессионализма заказчика. Указаны причины и цели осуществления закупок. Описаны особенности закупок для бюджетных, государственных и автономных учреждений;
  • В главе второй представлена информация о составлении планов и графиков по осуществлению закупок. Описано планирование и способы составления планов. Оформлена информация об обосновании целей закупок. Обязательно общественное обсуждение в учреждении о необходимости закупок и количестве. Обозначены особенности графиков. Оформлена информация о ценах на товары, услуги и работы. Предоставлены сведения об идентификации товаров и услуг;
  • В главе три описаны процессы осуществления закупок. Эта глава поделена на семь параграфов. Описаны общие положения осуществления покупок, списки участников, способы определения поставщика, категории поставщиков, описаны конкурсы, аукционы, требования для поставщика и заказчика, условия проведения сделки, оценка контрактов и поданных заявок, изменения контрактов и отмена заявки. Подробно описаны процессы определения каждой категории поставщиков при помощи разных видов конкурсов, аукционов и других способов. В последнем параграфе описаны способы внесения изменений в контракты, заявки и количество закупки;
  • В главе номер четыре описаны способы и процессы мониторинга настоящей сферы и аудит закупок;
  • В пятом разделе закона указаны органы, проводящие контроль и регулирующие сделки, проводимые в сфере закупок. Обозначены особенности ведения ведомственного контроля, реестр контрактов и реестр недобросовестных поставщиков;
  • В параграфе номер шесть описаны способы подачи жалобы сторонами, представлена форма жалобы, процесс подачи и перечислены органы, в которые жалобу можно подать. Указана информация об ответственности за нарушения условий контракта и нарушения требований закона;
  • В седьмом разделе описаны отдельные категории и виды закупок, не относящиеся к перечисленным категориям;
  • В восьмой главе перечислены заключительные и дополнительные положения, условия и требования закона.

Сфера закупок считается на данный момент в Российской Федерации одной из самых важных, с самым большим количеством проблем и пробелов. Именно поэтому ее регулирует не только Федеральный закон 44 (бывший ФЗ 94 о закупках), но и другие ФЗ, Конституция Российской Федерации, Гражданский и Бюджетный кодексы РФ и международные договоры.

В статье 1 закона 94 о госзакупках описаны цели в соответствии с которыми закон был принят, сфера, на которую он распространяется и предмет его регулирования. Этот закон регулирует все возникающие правоотношения между участниками сделок и контрактов при закупках для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. В этой статье написано, что закон распространяется на все категории закупок, исключениями считаются только покупки товаров, работ или услуг, осуществляемые по международным договорам или международным финансовым договорам, участником которых является Российская Федерация.

Закон не распространяется только на определенные случаи:

  • В правоотношениях участвуют адвокаты, нанятые государственными органами или судебными органами, нанятые как защитники во время судебных дел с наказаниями по Уголовному кодексу. В случаях, когда адвокат нанят судом при делопроизводстве по Гражданскому процессуальному кодексу;
  • В правоотношениях участвует адвокат, нанятый гражданами бесплатно, согласно ФЗ о бесплатной юридической помощи.

Статья 1 ФЗ 94 была изменена и в ФЗ 44 эта информация представлена в статьях первой и 13.

Общие положения статьи 9

В статье девять ФЗ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд номер 94 описаны процессы и нюансы государственных контрактов на поставку услуг, работ или товаров. Государственный контракт заключается заказчиком и поставщиком для осуществления закупок товара, работ или услуг. Целью такого контракта считается эффективное и качественное обеспечение нужд государственных и муниципальных учреждений. Гражданско-правовой контракт составляется и оформляется бюджетным учреждением от собственного имени. Такой гражданско-правовой контракт может быть заключен согласно закону только максимум на три года.

Исключениями для гражданско-правового контракта могут быть закупки товара, работ и услуг по:

  • Строительству зданий, сооружений и помещений;
  • Обслуживающему персоналу;
  • Реставрации зданий, сооружений или предметов искусства;
  • Эксплуатации объектов капитального строительства;
  • Полному ремонту всего здания или сооружения;
  • Реконструкции здания или сооружения.

Существуют случаи при которых сроки контрактов определяются только Правительством РФ.

Статья 9 ФЗ 94 была изменена и в ФЗ 44 эта информация представлена в статье 109.

Особенности размещения заказов по 94 ФЗ

В Федеральном законе 49 перечислены и описаны различные категории и виды осуществления закупок. Заказчики выставляют заказы различными способами. Одним из способов считается конкурс, в котором проводятся торги, где тот, кто предложил самые выгодные для заказчика условия по проведению работы, предоставлению услуг или товаров, считается победителем.

Чаще всего заказчики выставляют открытые конкурсы, в которых имеет право участвовать любой поставщик. Закрытые конкурсы используются государственными органами только в случаях, когда товары, услуги или работы включают в себя информацию о государственной тайне. По закону запрещено взимать плату с поставщиков, пожелавших поучаствовать в конкурсе, попытки участников обязательно должны быть бесплатными. Однако, существуют исключения, описанные в Федеральном законе, когда плата может взиматься за предоставление заказчиком участнику документации о закупках.

Одним из ограничений считается общение между участниками конкурса. Проведение такого вида переговоров запрещено и в случаях, когда во время конкурса участники вели переговоры, конкурсы будут признаны недействительными и заказ отзывается обратно заказчику. Лицо, увидевшее нарушение, имеет право подать иск в суд по описанному в законе порядку.

Скачать новую редакцию закона о госзакупках

1 января 2014 года Федеральный закон номер 94 был отменен, но 22 марта 2013 года был принят Федеральный закон номер 44, заменяющий 94-ый. В новом законе более подробно описаны обозначенные ситуации и процессы, поэтому рекомендуется изучить оба варианта для более подробного рассмотрения обозначенной сферы деятельности.

Скачать Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» можно

Скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно

Федеральный закон 94 о госзакупках представляет собой способ регулирования государственных закупок, их размещение, поставку и так далее. Данный закон вступил в силу двадцать первого июля 2005 года, в течение почти девяти лет он претерпевал различные изменения, вносились поправки и прочее, однако летом 2013 году был выпущен новый федеральный закон № 44, упраздняющий ФЗ 94. Однако по своей сути новый закон представляет расширенную версию старого, поэтому любой человек, занимающийся государственными закупками должен знать основы фз 94 о закупках.

94 закон фз о закупках состоит из девяти глав, включающих в общей сложности шестьдесят пять статей. Данный закон регулирует различные вопросы, которые касаются размещения и осуществления поставок товаров для нужд муниципальных и государственных учреждений путем проведения аукционов, конкурсов и прочих мероприятий.

Закон 94 фз о закупках: что такое нужды муниципальные и государственные

Перед рассмотрением особенностей фз 94 о закупках необходимо разобраться, что же такое муниципальные и государственные нужны, что они из себя представляют. Закон 94 фз о закупках необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Муниципальными нуждами являются потребности различных муниципальных объектов и образований, которые чаще всего рассматриваются как городские округи, сельские поселения, муниципальные районы и так далее. Потребности могут возникать в различных товарах, услугах, работе и прочее, выполняются такие потребности за счет внутреннего бюджета отдельного муниципального района, образования и так далее.

Под государственными нуждами следует понимать потребности Российской Федерации также в различных товарах и услугах, которые необходимы для обеспечения эффективного и нормального функционировать государства, отдельных субъектов России, для выполнения международных операций и так далее. В данном случае средства для обеспечения государственных закупок берутся из федерального бюджета.

Закон 94 фз о закупках: как можно размещать заказ

В соответствие с фз о закупках 94 необходимо выбрать компанию, которая будет заниматься выполнением условий контракта. В данном законе используется 4 способа выбора такой компании, каждый из которых имеет свои особенности, однако они все имеют общую суть: найти такую компанию, которая сможет выполнить качественные услуги за наименьшее количество денег. ФЗ закупки 94 включает в себя следующие способы размещения заказа:

  • Первый способ представляет конкурс. Результатом конкурса будет избрание компании, предложившей наиболее выгодные условия. Проведение конкурса возможно в двух формах (открытой и закрытой). Закрытая форма необходима в тех случаях, когда целью государственной закупки являются товары или услуги, представляющие государственную тайну, однако чаще всего конкурс проводится на открытой основе. Участия в конкурсе является бесплатным, однако для обеспечения заявки на участие в конкурсе каждый участник должен внести определенную денежную сумму, которая в большинстве случаев составляет пять процентов от стоимости контракта, в качестве обеспечения может выступать как движимое, так и недвижимое имущество;
  • Вторым способом, согласно закону фз 94 о госзакупках, является проведение аукциона. Смысл тот же, что и в предыдущем случае. Побеждает тот, кто предложил самую низкую цену исполнения контракта. Форма проведения также может быть открытой или закрытой, необходимо также обеспечение заявки на участие в аукционе. Такая процедура нужна для того, чтобы в случае победы участник не отверг предложение на выполнение контракта;
  • Третьим способом выступают котировки. Данный способ очень похож на первый вариант, однако в отличие от него, здесь количество участников не ограничено, поскольку вся информация, касающаяся проведения государственной закупки находится в открытом для всех доступе, здесь также выявляется победитель, которые предлагает наиболее выгодные условия;
  • Последним вариантом, согласно 94 фз закон о госзакупках, считается размещение заказа у единственного поставщика, такой вариант применяется, когда необходимый товар производится лишь одной компанией-монополистом.

ФЗ 94: когда утратил силу

Как уже было сказано выше, данный закон был упразднен после введения обновленного ФЗ 44, который представляет фз 94 с изменениями. На данный момент закон 94 фз о закупках полностью утратил свою силу, и найти 94 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2016 уже не представляется возможным.

Новый закон является увеличенной версией старого, какие-то детали были кардинально изменены, какие-то, наоборот, вообще нетронуты, однако суть осталась та же, проведение всех операций осталось таким же. Поэтому что-то новое – необязательно резкие перемены. Новый закон ФЗ № 44 вдвое больше своего предшественника, он состоит из 114 статей, добавлены новые разделы. Разработчики закона считают, что внедрение его позволит снизить коррупцию в сфере государственных законов за счет улучшения контроля за совершением различных операций, в которые входит подписание контракта, осуществление закупки и так далее.

Закупки по фз 94 и по ФЗ 44: главные отличия

Ниже представлены главные отличия 94 фз с изменениями последними от ФЗ № 44. Данные отличия являются основными, общее число отличий очень велико. К этим отличиям стоит отнести следующие:

  1. Сам по себе ФЗ 44 гораздо больше, он содержит практически в два раза больше статей. Поэтому сфера регулирования ФЗ 44 в отличие от закона ФЗ 94 о госзакупках гораздо шире и распространяется не только на государственные и муниципальные учреждения, но также и на субъекты Российской Федерации. Сам закон регулирует и нормирует различные вопросы, связанные с формированием, размещением, обоснованием государственных закупок, осуществляет контроль за исполнением государственных контрактов и так далее. В то время как закон о госзакупках ФЗ 94 распространяет свое действие только на составление и заключение договоров на доставку, различных товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  2. Закупки по ФЗ 94 могут осуществляться без какого-либо порядка, то есть формирование и размещение заказа не имеет строгой формы, отсутствие единой системы размещения заказов не является хорошим показателем, поскольку отсутствует какая-либо систематика. Согласно закону 44 существуют следующие принципы размещения заказов:
  • Вся информация должна быть в открытом доступе для всех участников и людей;
  • Необходимо обеспечивать здоровую конкуренцию, ведь конкуренция – это двигатель экономики. Однако нужно следить за конкуренцией, чтобы все было законно, чтобы она была неценовая, а нацелена на качественное исполнение;
  • Все заказчики должны быть профессионалами своего дела;
  • Вся система должна быть едина.
  1. 94 федеральный закон о госзакупках не имеет четких указаний, касающихся планирования и обоснования закупок. В нем лишь написано, что необходимо предоставлять план-график размещения заказов. Что касается нового обновленного закона, то в нем данной проблеме посвящена целая глава (глава номер 2), в которой написано, что необходимо предоставлять планы закупок на 3 года вперед, план-график размещения заказов на один финансовый год, закупки, которые не внесены в вышеописанные графики не осуществляются. Также данный закон вводит ограничения, касающиеся товаров и услуг, которые представляют предметы роскоши;
  2. Также важным изменением является то, что заказчики обязаны создавать контрактную службу и комиссию по осуществлению закупок в случае, если общий объем закупок в течение года будет более ста миллионов рублей. При этом участники таких комиссий должны иметь высшее или дополнительной образование в сфере государственных закупок. До 2016 года сотрудники могли подтверждать свои знания на курсах повышения квалификации в соответствие с ФЗ 94 о госзакупках, однако в настоящее время необходимо ссылаться на ФЗ 44. Количество членов комиссии также четко приписано, их должно быть не менее пяти в случае конкурсной или аукционной комиссии, а в случае котировочной количество экспертов должно быть не менее трех человек;
  3. Как уже было описано выше, федеральный закон 94 о госзакупках имеет 4 способа размещения заказов. В новом законе данный раздел отличается тем, что способы размещения делятся на две большие группы: конкурентные и неконкурентные. К первым относят те способы, где присутствует здоровая конкуренция (торги, конкур и так далее), вторая группа представляет закупку у одного поставщика. Новый закон ужесточил правила осуществления закупок у единственного поставщика, теперь необходимо документальное обоснование, почему был выбран единственный исполнитель и так далее;
  4. Были внесены небольшие изменения касательно информационного обеспечения заявки. Если закон о закупках ФЗ 94 обязывал размещать информацию о закупке на официальном сайте, то с 2014 года этот сайт сменился;
  5. Изменились порядки проведения конкурсах, котировок и аукционов. Важной особенностью нововведений является то, что обеспечение заявки на участие в конкурсе, начиная с 2014 года может выполняться с помощью банковской гарантии;
  6. Также было изменено положение, касающееся расторжения контракта. Если закон 94 ФЗ о госзакупках диктовал, что расторжение контракта на осуществление государственных закупок возможно в случае отказа обеих сторон и по решению суда, то новый закон вводит дополнительный случай, когда одна из сторон отказывается от получения или предоставления услуги, однако в таком случае это должно быть заранее прописано в договоре;
  7. Также важным отличием является то, что в федеральном законе № 44 были введены антидемпинговые меры, направленные на борьбу с искусственным занижением цены в корыстных целях;
  8. Были внесены изменения в требования к участникам. К уже существующим была добавлена правомочность участника закупки к заключению контракта.

Вышеописанные изменения представляют малую часть от общего количества, однако есть разделы, которые остались нетронутыми.

Таким образом, госзакупки по федеральному закон 94 ФЗ уже не выполняются, начиная с 2014 года. Новый федеральный закон № 44 внес большие изменения в предыдущий закон, однако суть и общий смысл остались теми же. Стоит отметить, что благодаря нововведениям были снижены случаи коррупции, улучшилась система проведения конкурсов, аукционов и котировок. ФЗ 94 и ФЗ 44 необходимо знать и понимать, как и для чего он работает, всем людям, работающим в сфере государственных закупок.



Поделиться