Динамичное чтение. Враги скорочтения — регрессия. Обучение динамическому чтению. Читаем вверх ногами

Быстрочтение – следующий после

курса эйдетики этап обучения.

Динамическое чтение представляет собой систему самых современных тренировочных упражнений, которые позволят вам наиболее рационально распределять свои силы при чтении, быстро оценивать, усваивать и запоминать информацию.

Динамическое чтение – это чтение глазами, слова воспринимаются как картинки.
Во время динамического чтения читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится, как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.

При освоении техники динамического чтения:

  • Увеличивается скорость чтения в несколько раз;
  • Повышается понимание прочитанного;
  • Развивается образное мышление;
  • Обогащается словарный запас ребенка;
  • Приобретается умение правильно работать с учебником, конспектом;
  • Научится находить и выделять главное в тексте;
  • Управлять своим вниманием, полноценно его распределять во время учебного процесса.

Программа состоит из 3 уровней обучения:

  • 1 уровень - для детей 6-7 лет ;
  • 2 уровень - для детей 8-9 лет ;
  • 3 уровень - для детей 10-11 лет .

Продолжительность каждого уровня обучения: 10-12 занятий по 1,5 -2 часа.

Для детей 6-7 лет

Программа состоит из специальных упражнений-тренажёров, которые развивают способность воспроизводить образы течение значительного промежутка времени, и упражнений с применением образной памяти для запоминания различных видов школьной информации - стихов, цифр, простых текстов и т.п. Также практически усваиваются разные мнемотехнические приемы. В программу включены упражнения в игровой форме, направленные на развитие внимания и скорости реакции.

Для детей 8-11 лет

Программа также состоит из специальных упражнений-тренажеров, которые развивают способность воспроизводить образы течение длительного времени, и упражнений на применение ассоциативно-образной памяти для запоминания. Главное отличие заключается в уровне сложности упражнений, по сравнению с младшим школьным возрастом, и материале, который предлагается для запоминания в процессе обучения.

РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ:

  • В первую очередь выравнивается техника чтения - чтение становится правильным, плавным;
  • Переход от пословного чтения к целостному ассоциативному восприятию слова, предложения, текста;
  • Увеличивается скорость чтения;
  • Развивается артикуляция;
  • Улучшается память, внимание;
  • Совершенствуется мышление, воображение;
  • Ребенок получает устойчивый навык чтения и приобретает уверенность в своих силах.
  • Повышение самооценки.
  • Выявление и развитие способностей

Интенсивный курс динамического чтения

Интенсивный курс , проходит в мини группах (3-5 чел.) с максимальным вниманием к каждому обучаемому:

Продолжительность курса: 10 дней без перерывов, 30 учебных часов – 10 занятий по 3 учебных часа.

Занятия спланированы таким образом, чтобы учесть как индивидуальные особенности детей, так и использовать групповую динамику, стремление детей соревноваться в игровой, дружеской форме.

Стандартный курс динамического чтения

Обучение по классической методике , тоже проходит в мини группах (3-5 чел.), но с меньшей нагрузкой.

Продолжительность курса: 30 учебных часов.
Занятия проводятся:
2 раза в неделю по 2 учебных часа. – 2 месяца;
занятия 3 раза в неделю по 2 учебных часа. – 1,5 месяца;

Возможны индивидуальные занятия.

Контактный телефон в Симферополе: +7 978-792-55-74

Упражнения для улучшения техники чтения

Упражнения для развития техники чтения.

    Чередование чтения вслух и чтения про себя .

    Чтение жужжащее. Чтение хором .

    Чтение в темпе скороговорки . Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

    Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу)

    Динамическое чтение . На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Также можно использовать упражнение «Словесная лесенка»

    Бинарное чтение . Один текст читают два ученика одновременно

    «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя ско­рость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показы­вают слово, где остановился учитель.

    «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.Похожее упражнение - “Мнимое слово”:

Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

    «Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.

    «Голова и хвост». Учитель или уче­ник начинает читать предложение, дети
    быстро его находят и дочитывают все вместе.

    «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
    последнего слова на строчке, первого и по­следнего слова в предложении.

    «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается
    на букву а; состоит из двух слогов; с ударе­нием в конце слова и др.). Похожее упражнение - поиск в тексте заданных слов: Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

13. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе разложены несколько карточек с текстами. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

14. «Фотоаппарат» На доске столбик слов, которые уче­ники читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти восстанавливают слова. Другая разновидность этого упражнения: На доске записано несколько слов. За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?»

14. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поис­ках важной информации.

15. Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать!

16. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

17. “Бросок – засечка”. Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

18. “Молния”. Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд вначале до 2 минут после освоения.

20. Чтение перевернутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

21. Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

23. «Дом, который построил Джек»

Дети прочитывают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

Упражнения для формирования навы­ков выразительного чтения.

    Артикуляция: гласные исогласные звуки, слоги различных видов.

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ

Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

ЖЗИ ТНО КТРИ

ДРУ ЗБИ СТРУ

    Чтение скороговорок. Можно разнообразить это упражнение (дети читают скороговорку в соответствии с заданием)

немое кино (беззвучно)

    Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

Чтение скороговорок.

    «На одном дыхании». Сделать глубо­кий вдох, прочитать предложение от начала
    до конца.

    Чтение одного предложения с разной интонацией.

    «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
    той же интонацией.

    «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп исилу голоса.

    Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

    Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3 – 4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше под­ходит к тексту, и прочитать текст под му­зыку.

    Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни ипропевается текст сти­хотворения или небольшого рассказа.

    «Замена». Чтение с изменением го­лоса героя (например, слова кошки голосом
    мышки).

    Чтение по ролям.

    Инсценирование.

    Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель за­нимается с каждым «диктором».

    Чтение с настроением Один ученик читает текст, другие должны угадать его
    настроение.

    В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение ).

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

«Словарь настроений и состояний»

Беспокойное, боевое

Приветливое, радостное

Бодрое, боязливое

Прихотливое, робкое

Бурное. веселое

Светлое, сердитое

Возбужденное

Серьезное

Возмущенное

Скорбное

Волшебное

Героическое

Сонное, солнечное

Добродушное

Сочувствующие

Спокойное

Загадочное

Таинственное

Ликующее

Тоскливое

Печальное

Шутливое

Насмешливое

Хвастливое

Упражнения для понимания смысла текста

    Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

    Озаглавливание текста.

    Деление текста на части, составление плана.

    Определение темы текста, главной мысли.

    Определение типа текста.

    Подбор иллюстрации к тексту.

    По иллюстрации определить содержа­ние текста.

    Составление диафильма. Текст делит­ся на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

    Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

    «Пропущенное слово». Учитель чи­тает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

    Восстановление логической после­довательности текста. Статьи из журналов,
    газет разрезаются на части, перемешивают­ся и даются ученику в конверте.

    Восстановление текста Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

    Распространение предложений.

    Различные фантазии при работе с текстом.

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те
же) Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы за­читываются и определяются лучшие.

15.Составление кроссвордов по тексту.

16. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

17. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

18.Подбор загадок к словам из текста.

19. Подбор пословиц и поговорок, рас­крывающих тему текста.

20. Составление ребусов к словам из текста.

21. Выражение мысли другими словами.
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

22. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Например:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

«Зачеркни букву»

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Читай цепочки»

«Помоги гласным и согласным подружиться»

Убери одну букву и получи новое слово

полк краска склон экран беда тепло

добавь одну букву и получи новое слово.

Выполни математическое действие и прочитай слово

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

СОМ+БАЛ-ОМ+КО-С+Н= БАЛКОН

Переставь буквы

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

целостные образы из разрозненных предметов.

Найди слово в слове

гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка

Закончи предложение

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

Найди название животных среди строк

Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

Чтение слов и предложений, записанных наоборот

АНИШАМ (машина) АКЛОП (полка) АЛОКШ (школа)

ЬТАТИЧ ЬТЕМУ ОШОРОХ КАК

Сколько спряталось слов?

ВОЛЧИШКОТКРЫТОЛЩЕНОКНОЧЬ

Найди слова, в которых спрятался слог –КРА:

краска крот

икра кран

красота крапива

красный кроткий

украл краб

Прочитай зашифрованные слова, найди лишнее (на основе этого упражнения можно зашифровывать главных героев читаемых произведений, а также можно зашифровывать словарные слова на уроках русского языка)

ИТК КИТ
КУАЛА АКУЛА
ЛЕДФИНЬ ДЕЛЬФИН
ЯЛИЛИ ЛИЛИЯ

Чтение текстов с деформированными словами

Береги здоровье.

Чистота – ЛОАЗГ РОДОЗЯВЬ. Борись с грязью и пылью. Чаще чисти ЁОВС ТЬЕАЛП и обувь. Обязательно ВЕТРИПРОВАЙ НАКОМТУ. Помни: солнце, воздух и вода – твои ИЕШЧУЛ ЗЬЯРУД.

Зашифрованное слово

Из каждого слова взять только первые слоги (второй слог, последний слог)

КОЛОС, РОТА, ВАЗА (КО-РО-ВА)

ЗМЕЯ, РАМА (Я-МА)

СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ (КА-РА-МЕЛЬ)

Усложнённое задание (без указания слогов)

САПОГИ, ПАРАШЮТ, ФАНТАЗИЯ (СА-РА-ФАН)

Прочитай слово, используя только буквы русского алфавита

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Обучение динамическому чтению

Летягина Л.В., учитель

Начальных классов

Для меня всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько детей не в силах освоить программу в старших классах из-за неумения читать быстро. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать. Для того чтобы усилить технику и сознательность чтения я на уроках пользуюсь нетрадиционным методом обучения чтению - методом динамического чтения.

Динамическое чтение - это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.

Начав работать методом динамического чтения, прежде всего я выявила факторы, мешающие быстрому чтению.

  1. Регрессия - возвратные движения глаз.
  2. Малое поле зрения.
  3. Неумение найти главное в тексте.
  4. Недостаточное использование смысловой догадки.
  5. Артикуляция.

Динамическое чтение - это чтение глазами. Поэтому начала работу над скорочтениями с развитие зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое « фотографирования» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке - « сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что гни должны смотреть очень внимательно. Затем после команды « Приготовиться! Внимание!» даю команду « Фотографируем!»

Начав работу в 1 классе, по мере того, как дети будут знакомиться с буквами, и учиться читать, предлагаю следующие задание.

  1. Найди лишнею букву (фотографируем):

А, о, м, у, и.

2. Найти лишний слог:

По, ро, но, лы, ко. со.

  1. Найти лишнее слово:

река слон мама

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила

ручеёк

4.Разделили слова на две группы:

Корова заяц ленивый

Соловей горох смелый

Коза ёжик честный

Ворона медведь жадный

Овца капуста добрый

Сорока волк трусливый

Огурец

5. Из какой сказки слова?

« Я – мышка – норушка…»

« Бежит молочко по вымечку…»

« Кабы я была царица…»

« Смилуйся государыня – рыбка»

Постепенно задание усложняю. Для развития поля зрения примерно таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 с, но при тренировке многие учащиеся считывают их за 5-6 секунд. Таблицы изготовляем на уроках труда, иногда помогают родители.


1 кл. 2 кл. 3 кл.

По такому же принципу изготовляются карточки с алфавитом. Ученики считают про себя, указывал карандашом цифры (или буквы).

В работе с таблицами используют памятку:

Памятка

  1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
  2. Старайся запомнить расположение сразу двух - трёх следующих друг за другом чисел.
  3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

Наряду с таблицей Шульте использую и таблицы автора Т. Г. Швалько.

Цель - обучения вертикальному движению глаз.

Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнение: « чтение - спринт», « чтение - разведка», чтение со счётом слов, строк. Эти упражнения ввожу уже в конце 1 класса.

Чтение спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей. Обычно провожу это упражнение перед чтением вслух каждого текста.

Перед чтением готовлю класс психологически, даю команды: « Приготовится! Внимания! Начали!». При обучению «чтения - спринт» пользуюсь следующей памяткой:

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей.
  4. Отвечай на вопросы к тексту.

Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считал про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончание подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.

Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст глазами. К этому упражнению я разработала следующую памятку:

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей, считал про себя слова текста.
  4. Отвечай на вопросы к тексту.

Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ считало отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2 %, хорошим- 5%, удовлетворительным до 10% при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение можно усложнить, считал пары слов, тройки слов, строки, а на уроках русского языка предложить задания: прочитать текст упражнения со счётом слов на определённое правило (на безударную гласную, словарных слов).

К четвёртому классу навык чтения учащихся возрастёт до 100-140 слов в минуту и счёт отдельных слов, троек слов замедляет скорость чтения. Тогда ввожу упражнение с механическим подсчётом слов. Счёт ведём 10, 20. Досчитав до 10, начинаем считать заново. Считать нужно (про себя) чётко, ясно, без пауз, непрерывно: одиндватричетырепять….. Главное в упражнении - максимально возможное качество усвоении содержание читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел

В условиях обучение детей вертикальному чтению использую упражнение « чтение разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и находят главное. Также используя памятку:

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.
  3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответ на вопросы.

Это упражнению использую на уроках русского языка, например « разведчики» находят в тексте словарные слова или слова, на какое – то правило. На уроках математике – отыскать среди примеров с ответом 150. Все эти упражнение проводятся привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительным чтением, пересказам, делением на части, озаглавливание и т.п.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает на уроке 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются смысловой догадкой. Методика работы такая же, как и при « чтении – спринт», только читаем до указанного слова или выражения.

Чтение с речевыми помехами (напевал), чтение с простукиванием ритма, чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки) тренирует внимание учащихся на уроках.

Одновременно с работой по динамическому чтению развиваю на уроках память, воображения учащихся, используя следующие упражнения:

  1. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.
  2. Игра « Синонимы» (Антонимы) хорошо развивает как память, так и воображение.
  3. Игра «Я поэт»

Предлагается сочинять стихотворение по рифме:

…. не обижаю ….густом

….приглашаю ….кустом

…. угощаю ….хвостом

….играю ….потом

  1. Каждый день заучивать по четверостишию.

Совершенствование техники чтение про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтение вслух. Помогает в этом методика авторов И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приёмы и методы:

  1. Чтение за диктором.
  2. Чтение в парах, групповое чтение.
  3. Чтение с отрывом взгляда от текста.
  4. Чтение с убыстрением темпа.
  5. Чтение с переходом на незнакомый текст.
  6. Жужжащие чтение.
  7. Чтение в темпе скороговорки.
  8. Зрительные и слуховые диктанты.

Также упражнение дают хорошие результаты. Выпускники вычитывают норму, дети грамотно пишут сочинение и изложения.

Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающегося нас мира.


Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.



Поделиться