Берестов с тобой мы дружили. Поэзия – мир чувств, впечатлений, переживаний (урок выразительного чтения стихов наизусть)


Берестов Валентин

Стихи о детях

Валентин Берестов

Стихи о детях

Любили тебя без особых причин

Бабушка Катя

Третья попытка

Из цикла "Школьная лирика"

Он руку над партою тянет и тянет

Где право, где лево

Читалочка

С тобой мы дружили, как дружат мальчишки

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук.

За то, что ты - сын.

За то, что малыш.

За то, что растешь.

За то, что на папу и маму

И эта любовь до конца твоих

Останется тайной опорой твоей.

Бабушка Катя

Вижу, бабушка Катя

Стоит у кровати.

Из деревни приехала

Бабушка Катя.

Маме узел с гостинцем

Она подает.

Мне тихонько

Сушеную грушу сует.

Приказала отцу моему,

Как ребенку:

"Ты уж, деточка, сам

Распряги лошаденку!"

И с почтеньем спросила,

Склонясь надо мной:

"Не желаешь ли сказочку,

Батюшка мой?"

Снова, как и много лет назад,

Захожу в знакомый двор и в сад.

Двор пустой. И никого в саду.

Как же я товарищей найду?

Никого... А все же кто-то есть.

Пусто... Но они должны быть здесь.

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду искать!

Я от глаз ладони оторву.

Эй, ребята! Кто упал в траву?

Кто в сарае? Кто за тем углом?

Кто там за березовым стволом?

Я не верю в опустевший двор.

Я играю с вами до сих пор.

Учил уроки. Повторял уроки.

Уроки сделав, на уроки мчал.

Как слушал я уроки на уроке!

Как у доски уроки отвечал!

А заслужив укоры иль упреки,

Я тут же извлекал из них уроки.

За педагогом следовал я взглядом.

Меня не отвлекало ничего.

А кто тогда сидел за партой рядом,

Пусть он простит, не слышал я его.

Ученье... Человеком правят страсти,

А я у этой страсти был во власти.

В любом из нас сидит школяр-невольник,

Боящийся, что вызовут к доске.

В любом из нас живет веселый школьник,

Чертящий теоремы на песке.

За школьный дух без примеси школярства,

Как за коня, готов отдать полцарства.

Третья попытка

Ты не сразу бросаешь арену

И не сразу подводишь черту.

Три попытки даются спортсмену

Для того, чтобы взять высоту.

Неудача, но ты не в убытке:

Снова близок решающий миг.

Ты готовишься к третьей попытке,

Наблюдая попытки других.

Разбежался. Взлетел. И - готово!

Возвещая о новой борьбе,

Выше ставится планка, и снова

Три попытки даются тебе.

А не вышло (попытка - не пытка),

Стиснув зубы, готовься и жди.

И выходит, что третья попытка

Остается всегда впереди.

Из цикла "Школьная лирика"

Он руку над партою тянет и тянет.

Неужто никто на него и не взглянет?

Он - весь нетерпенье: "Спросите меня!"

Как будто, загнав по дороге коня,

Сюда он примчался со срочным пакетом,

Со срочным пакетом и точным ответом.

Не нужно отметок в журнал и в дневник,

Довольно того, что он в тайну проник,

Что чудо свершилось, задача решилась...

Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

Где право, где лево

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

"Победа!" - раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

С тобой мы дружили, как дружат мальчишки,

Сражались и спорили без передышки.

Бывало, лишь только сойдемся с тобой,

И сразу у нас начинается бой.

Опять в рукопашной иль шахматной схватке

Друг друга спешим положить на лопатки.

Где меч отсверкал, там покатится мяч.

Ликуй, победитель! Поверженный, плачь!

Нам эти сражения не надоели,

Хоть каждый сто раз погибал на дуэли.

Зато сохранили мы дружбу свою.

Еще бы! Она закалилась в бою!

Цели : прививать любовь к поэзии; совершенствовать умение выразительно читать стихи наизусть.

Оборудование :сборники стихов В. Берестова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я приглашаю вас, ребята, в литературную гостиную, посвященную творчеству В. Берестова.

II. Введение в тему.

Ранняя слава

«Поэт! Поэт!» - кричали вслед.

Поэту было мало лет.

Он не мечтал о славе.

Мечтал он о расправе

Со всеми, кто поэту вслед

Кричал: «Поэт! Поэт!»

Докажите биографичность этого стихотворения. (В 8 лет он написал дразнилки на своих одноклассников, за что они его сильно побили.)

Поразмышляйте, что хотел сказать И. Зверев о В. Берестове своим высказыванием (запись на доске): «Умный поэт - если он действительно умный и поэт - двойная радость». (Поэт не только чувствует, но и понимает жизнь.)

Берестов был увлечен жизнью. Он любил играть с детьми и сам умел играть так, как играют дети. Поэт был счастлив вместе с детьми «заново открывать и осваивать мир».

III. Объявление темы и постановка целей урока.

Слова самого Берестова и будут целью нашей «литературной гостиной» - «заново открывать и осваивать мир».

IV. Работа по теме урока.

Отгадайте загадку:

Кто в дом ни идет,

Всяк за ручку берет.

(Дверь.)

Талант Берестова настолько многогранен, что у него не просто дверь, а настоящий свидетель времени.

1. Чтение стихотворения«Дверь».

Дверь

Вот дверь. Тебя внесли в неё кульком,

А вывозили из неё в коляске.

А вот и сам, укутан башлыком,

Ты тянешь на порог свои салазки.

Ты первоклассник. На дворе метель.

В руке набитый книжками портфель.

Растешь. Ползут зарубки вверх по двери.

Ключ от неё уже тебе доверен.

Всё та же дверь. А всё ж ведёт она

В иную жизнь, в иные времена.

Какова идея этого стихотворения? (Автор показал этапы взросления своего лирического героя. От двери дома, куда «тебя внесли... кульком», до школьного порога. Первая учительница, дружба с одноклассниками, с которыми «сражались и спорили без передышки»...)

Вывод : стихотворение «Дверь» - это возможность оглянуться назад, прислушаться к себе самому.

В. Берестов убеждает своего читателя, что наступили перемены и надо учиться понимать себя нового.

2. Чтение стихотворений «Мужчина» и «Буксир».

МУЖЧИНА

Отца на фронт призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне,

Как следует мужчине.

Мать вечно на работе.

Квартира опустела.

Но в доме для мужчины

Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.

Подметена квартира.

Посуду мыть несложно -

На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны

Стригут мне в гастрономе.

Кормилец и добытчик.

Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,

Что стал отцу заменой.

Но в жизни той далёкой,

Блаженной, довоенной,

Отец не занимался

Подобными делами.

Мать заменила папу.

Я помогаю маме.

БУКСИР

Я - буксир. Что же делать буксиру?

Прикрепили - поволоку.

Вот опять я иду на квартиру

К прикреплённому ученику.

Прикреплённый сидит как побитый,

И глядит на учебник с обидой,

И печально кладёт на диван

Приключенческий пухлый роман.

Что глядишь? Я такой же мальчишка

И нисколько тебя не умней,

А учебник - такая же книжка,

Разве только чуть-чуть поскучней.

О каких качествах человеческого характера рассказал автор в этих стихах? (Ответственность, достоинство, преданность семье и друзьям и т. д.)

3. Чтение стихотворения «Любили тебя без особых причин...».

Труден путь взросления. Прочитайте стихотворение о родительской любви.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В чем тайна родительской любви? (Своего ребенка любят просто так, без особых причин.)

А вот окружающие стали более требовательны. Хочешь, чтоб тебя любили, - сумей доказать, что достоин этого. Подумайте, как это сделать? (Добротой, искренностью, самоотверженностью.)

4. Чтение стихотворения «Свой - чужой».

СВОЙ - ЧУЖОЙ

Вот город мой теперь, а вот мой дом.

Ведь насовсем со всем своим добром

Сюда мы переехали вчера.

Стою средь незнакомого двора.

Не знает пёс, что я хозяин тут,

И я не знаю, как его зовут.

Пойду пройдусь по улице моей...

Что за народ, что за дома на ней?

Сегодня всё неясно. Всё не так.

Никто не друг. Зато никто не враг.

Мальчишки. Тот пониже. Тот большой.

Я, братцы, здешний. Я вам не чужой.

Девчонка. Глупый бантик. Умный вид.

И с бантиком знакомство предстоит.

Вот угол. Завернуть или опять

По улице пройтись? Как странно знать,

Что этот незнакомый город - мой,

И в незнакомый дом идти домой.

Какие чувства переполняют лирического героя?

Попробуйте объяснить, почему в лирическом герое Берестова вы узнаете себя?

Прочитайте стихотворения, подтверждающие эту мысль.

5. Чтение стихотворений «Индеец», «Мяч летит из-под коленки...», «С тобой мы дружили...», «Богатыри».

ИНДЕЕЦ

Индейцем он проснулся! Всем привет!

Он - Чингачгуку брат и Гайавате.

А где ж убор из перьев? Перьев нет.

И Гайавата вылез из кровати.

Туда, где галок слышится галдёж,

Туда, где дятел метит сосны бора...

Каких там только перьев не найдёшь!

И день прошёл. И был он так хорош,

День в поисках индейского убора.

* * *

Мяч летит из-под коленки,

Пролетает над плечом.

Целый день играть у стенки

Может девочка с мячом.

Повернётся взад-вперёд,

Так и сяк его берёт,

Шлёп об землю, хлоп об стенку

И опять через коленку.

И при этом хитрый глаз

Видит каждого из нас,

Кто умён, кто симпатичен,

Кто ей просто безразличен.

* * *

С тобой мы дружили, как дружат мальчишки,

Сражались и спорили без передышки.

Бывало, лишь только сойдёмся с тобой,

И сразу у нас начинается бой.

Опять в рукопашной иль шахматной схватке

Друг друга спешим положить на лопатки.

Где меч отсверкал, там покатится мяч.

Ликуй, победитель! Поверженный, плачь!

Нам эти сражения не надоели,

Хоть каждый сто раз погибал на дуэли.

Зато сохранили мы дружбу свою.

Ещё бы! Она закалилась в бою!

БОГАТЫРИ

На лбу бывали шишки,Пусть голова в зелёнке

Под глазом - фонари.И в пластырях нога,

Уж если мы - мальчишки,Но есть ещё силёнки,

То мы - богатыри.Чтоб разгромить врага.

Царапины. Занозы.Упрямые, с утра мы

Нам страшен только йод!Опять на бой, в дозор!

(Тут, не стесняясь, слёзы..От тех сражений шрамы

Сам полководец льёт.)Остались до сих пор.

Вывод : стихи В. Берестова зовут искать, играть, соревноваться.

Физкультминутка

6. Чтение стихотворения «Что всего милее».

ЧТО ВСЕГО МИЛЕЕ

Что всего милее

Для тебя, мальчишка?

Валентин Берестов

Стихи о детях

Любили тебя без особых причин

Бабушка Катя

Третья попытка

Из цикла "Школьная лирика"

Он руку над партою тянет и тянет

Где право, где лево

Читалочка

С тобой мы дружили, как дружат мальчишки

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук.

За то, что ты - сын.

За то, что малыш.

За то, что растешь.

За то, что на папу и маму

И эта любовь до конца твоих

Останется тайной опорой твоей.

Бабушка Катя

Вижу, бабушка Катя

Стоит у кровати.

Из деревни приехала

Бабушка Катя.

Маме узел с гостинцем

Она подает.

Мне тихонько

Сушеную грушу сует.

Приказала отцу моему,

Как ребенку:

"Ты уж, деточка, сам

Распряги лошаденку!"

И с почтеньем спросила,

Склонясь надо мной:

"Не желаешь ли сказочку,

Батюшка мой?"

Снова, как и много лет назад,

Захожу в знакомый двор и в сад.

Двор пустой. И никого в саду.

Как же я товарищей найду?

Никого... А все же кто-то есть.

Пусто... Но они должны быть здесь.

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду искать!

Я от глаз ладони оторву.

Эй, ребята! Кто упал в траву?

Кто в сарае? Кто за тем углом?

Кто там за березовым стволом?

Я не верю в опустевший двор.

Я играю с вами до сих пор.

Учил уроки. Повторял уроки.

Уроки сделав, на уроки мчал.

Как слушал я уроки на уроке!

Как у доски уроки отвечал!

А заслужив укоры иль упреки,

Я тут же извлекал из них уроки.

За педагогом следовал я взглядом.

Меня не отвлекало ничего.

А кто тогда сидел за партой рядом,

Пусть он простит, не слышал я его.

Ученье... Человеком правят страсти,

А я у этой страсти был во власти.

В любом из нас сидит школяр-невольник,

Боящийся, что вызовут к доске.

В любом из нас живет веселый школьник,

Чертящий теоремы на песке.

За школьный дух без примеси школярства,

Как за коня, готов отдать полцарства.

Третья попытка

Ты не сразу бросаешь арену

И не сразу подводишь черту.

Три попытки даются спортсмену

Для того, чтобы взять высоту.

Неудача, но ты не в убытке:

Снова близок решающий миг.

Ты готовишься к третьей попытке,

Наблюдая попытки других.

Разбежался. Взлетел. И - готово!

Возвещая о новой борьбе,

Выше ставится планка, и снова

Три попытки даются тебе.

А не вышло (попытка - не пытка),

Стиснув зубы, готовься и жди.

И выходит, что третья попытка

Остается всегда впереди.

Из цикла "Школьная лирика"

Он руку над партою тянет и тянет.

Неужто никто на него и не взглянет?

Он - весь нетерпенье: "Спросите меня!"

Как будто, загнав по дороге коня,

Сюда он примчался со срочным пакетом,

Со срочным пакетом и точным ответом.

Не нужно отметок в журнал и в дневник,

Довольно того, что он в тайну проник,

Что чудо свершилось, задача решилась...

Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

Где право, где лево

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

"Победа!" - раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

С тобой мы дружили, как дружат мальчишки,

Сражались и спорили без передышки.

Бывало, лишь только сойдемся с тобой,

И сразу у нас начинается бой.

Опять в рукопашной иль шахматной схватке

Друг друга спешим положить на лопатки.

Где меч отсверкал, там покатится мяч.

Ликуй, победитель! Поверженный, плачь!

Нам эти сражения не надоели,

Хоть каждый сто раз погибал на дуэли.

Зато сохранили мы дружбу свою.

Еще бы! Она закалилась в бою!



Поделиться