Материал на тему: Классный час Международный день грамотности. Лингвистическая викторина «Будь грамотным – будь успешным

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича»

Классный час

«Международный день

грамотности»

Провела: Колмакова Е.Ю.

с. Нялинское

Классный час «8 сентября - Международный день грамотности»

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа .

Воспитатель. Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

( Через книги, телевизор, компьютер).

Воспитатель. Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?

Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году.Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Воспитатель . Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

8 сентября весь мир празднует День грамотности .

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Воспитатель.

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября .

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

3 ученик

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить

В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие:

Международный день грамотности –


Пояснительная записка.

Как хорошо уметь читать!
Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается 8 сентября.
В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2003-2012 гг. Десятилетием грамотности.

Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечества, ведь до сих пор очень многие взрослые остаются неграмотными, и многие дети также не посещают школы в силу отсутствия таковых, или по другим причинам социальным, финансовым. Более того, даже те, кто окончил школу или иные образовательные учреждения не могут считаться грамотными, т.к. не соответствуют уровню современного мира и образованного человека.
В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей.
В системе ООН констатируют: грамотность имеет важнейшее значение. Ведь это важнейший шаг в базовом обучении, которое является необходимым инструментом эффективного участия в жизни обществ и экономической деятельности в XXI веке.

В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях.
Приуроченные к этому дню школьные викторины и олимпиады по русскому языку привлекают внимание школьников к этой проблеме. Активисты распространяют листовки с правилами русского языка, в библиотеках проводят уроки грамотности.

ВИКТОРИНА "РАЗНОРОДНЫЕ СИНОНИМЫ"

Подберите к предложенному слову синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода.

«Удача» мужского рода.

(Успех.)

«Фотография» мужского рода.

(Снимок, кадр.)

«Окно» мужского рода.

(Иллюминатор.)

«Болезнь» мужского рода.

(Недуг.)

«Картина» мужского рода.

(Рисунок.)

«Обоняние» мужского рода.

(Нюх.)

«Кокетство» мужского рода.

(Флирт.)

«Туловище» мужского рода.

(Корпус, торс.)

«Ткань» мужского рода.

(Материал.)

«Успех» женского рода.

(Слава.)

«Дом» женского рода.

(Изба.)

«Лес» женского рода.

(Роща, чаща, пуща, тайга.)

«Стол» женского рода.

(Парта.)

«Веник» женского рода.

(Метла.)

«Автомобиль» женского рода.

(Машина.)

«Затор» (дорожный) женского рода.

(Пробка.)

Конкурс - «Диалекты»
В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются?
Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает, подсчет баллов ведет жюри или счетная команда.
Ноговицы – носки
Юница - девочка-подросток
Издёвленок – шутник, острослов
Хлопанцы – шлёпанцы
Шмыгало – подвижный человек
Седмица – неделя
Подлокотник – помощник (ср. подручный)

Конкурс – «Устаревшие слова»
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят?
Задание: назвать современные названия частей тела.

Око – глаз
Чело – лоб
Выя – шея
Чрево – живот
Перст – палец
Перси – грудь
Вежды – веки
Ланиты – щеки
Уста – губы
Рамо – плечо
Длань – ладонь
Шуйца – левая рука
Десница – правая рука
Чресла - поясница, бедра
Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)
Рыло – нос
Пясть – ладонь с пальцами

Конкурс - «Старое – новое»
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д.
Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)
Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)
Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)
Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)
Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)
Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)

Конкурс – «Иноязычные слова»
Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.
Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении. Если команда отвечает правильно с первой попытки- 2 балла, со второй – 1 балл.

Мыльня – баня
Любомудр – философ
Позорище – зрелище
Говядо – скот
Топталище – тротуар
Лечезнание – медицина
Силоделие – механика
Ветродуй – вентилятор

Конкурс. .

Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка .

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?

а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак ;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?

а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот .

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?

а) земляника;
б) малина ;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?

а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья .

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?

а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные ;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?

а) беленький;
б) маленький;
в) серенький ;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?

а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая .


Сценарий к Международному дню грамотности

для учащихся 4 классов

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 1

Нишан

Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Слайд 2

Амантур

Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.

Cлово грамота (от греческого grámmata - чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.

Ангелина

День грамотности - лучший праздник,

Чтоб правил свод в сознанье обновить.

Коль в школе был ты двоичник-проказник,

Ты можешь скоп ошибок сотворить.

Нишан

Запомни, позвонИт, а не позвОнит,

Не "покладу", а просто "положу".

При этом что-либо "кладут", не "ложут".

Запомни это, я тебя прошу!

Амантур

Сегодня грамотность - залог успеха,

Коль ты такой серьёзный человек,

Поверь, и вовсе будет не до смеха,

Напишешь если вместо "снега" - "снек".

Ангелина

Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Нишан

Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Учитель.

Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, так как вы сидите по рядам, следовательно, первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – третья команда. Мои помощники будут следить за баллами, которые вы будете получать за правильные ответы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?

А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:

Слайд 3

1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)

2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)

3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)

Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»

Нишан

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

Слайд 4

Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Газ – глаз;

Порт (место стоянки кораблей) – спорт;

Глагол (3 команда)

Банк – банка.

Нишан

Грамотным быть –

А неграмотным –

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Несчастным!

Второй конкурс «Скажи одним словом»

Слайд 5

Имя существительное (1 команда)

Шестьдесят минут -…(час).

Имя прилагательное (2 команда)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)

Глагол (3 команда)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Третий конкурс «Загадки – шутки»

Слайд 6

Имя существительное (1 команда)

Чем кончается день и ночь?(Ь)

Имя прилагательное (2 команда)

Что стоит посередине земли?(М)

Глагол (3 команда)

Чем кончается лето и начинается осень?(О)

Четвертый конкурс «Отгадай слова»

Слайд 7

Имя существительное

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Имя прилагательное

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка)

Глагол

Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказывать»,

Суффикс в слове «сказка»,

Окончание в слове «рыба». (Расписка)

Пятый конкурс «Кто кого»

Слайд 8

Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.



Слайд 9

Проверка:

Мрак ** грамм

маг ** мама

гамма ** ирга

кара ** грим

миг ** гам

Тир ** агат

игра

тигр

марка

магма

рама

Шестой конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно

Слайд 10

У рыб нет зубов

у рыб есть зубы

У рыбов нет зубов

У рыбей нет зубов

Слайд 11

В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

2. Сколько букв в русском алфавите? (33)

3. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

Ведущий 1

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

Слайд 12-13

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

Загадки:

Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет.

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдёт –

Каждый след его поймёт.

(Карандаш.)

Языка не имеет,

А у кого побывает,

ГБОУ СОШ 542 Педагоги – организаторы: Лузакова Н. М., Василюк З. Д.

Сценарий к Международному дню грамотности

для детей младшего школьного возраста.

(для детей с ограниченными физическими возможностями)

Слайд 1 – заставка.

Ведущий 1 - Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Ведущий 2 - Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Ведущий 1 - Несмотря на это, статистика подтверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей Даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения.

Ведущий 2 - Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Ведущий 1 - Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?

( Ответы детей )

Ведущий 2 – Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.

Ведущий 1 - Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.

Ведущий 2 – Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Первый конкурс называется

« Добавь букву». (В презентации, слайд 2).

Необходимо добавить 1 букву в середине в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Газ – глаз; порт – спорт; банк – банка.

Слайд 3 – заставка.

Ведущий 1 – Следующий конкурс

« Замени первую букву» .

( Произносится слово, ученики должны заменить первую букву, чтобы получилось новое слово ).

бочка дочка – ночка – почка – точка - кочка речка - печка Рейка – лейка

Майка – зайка – гайка – лайка

Игровые упражнения:

1 - «Скажи одним словом»

Шестьдесят минут-…(час).
Густой частый лес- …(чаща).
Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …( чайник )2

Военнослужащий, стоящий на посту, (постовой)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Очень смешной фильм. (комедия)

2 - «Скажи по другому»

Игрушка для елки -…( елочная игрушка )
Герой сказки - … ( сказочный герой )
Сок яблока -… ( яблочный сок )
Суп из молока -…( молочный суп )
Варенье из клубники -… ( клубничное варенье )
Каша из гречки -… ( гречневая каша )
Вода из речки -… ( речная вода )
Скважина в замке -…( замочная скважина )
Мука из пшеницы -… ( пшеничная мука ) и т . п .

Конкурс «Литературный»

«Из какого произведения эти фразы?»

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. …

А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый»

«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»

Русская народная сказка «Морозко».

« Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек».

Анна Эмилия Лингрен « Три повести о Малыше и Карлсоне»

«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой»

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»

Игра «Доскажи словечко».

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная... (картошка)

4. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки... (коса)

5. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь)

6. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

7. Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (труда).

Следующий конкурс «Найди рифму»

( В презентации, слайды с 4 по 7 )

Каждому классу раздается листочек с рифмами – одна правильная, другая - нет. Нужно подобрать правильную рифму.

4 класс - Все мы, грамотные люди, Очень счастливо живем, ? (Если слово где-то будет, Без труда его прочтем!)

Ведущий 1 – Ребята, как вы думаете, хорошо уметь читать?

(ответы детей).

3 класс –

Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»

Как хорошо уметь читать !
Не надо к маме приставать ,
Не надо к бабушке идти :
-
Прочти , пожалуйста ! Прочти !
Не надо умолять сестрицу :
-
Ну , почитай еще страницу !
Не надо звать .
Не надо ждать .
А можно взять И почитать !
В . Берестов

Задание для 3 класса.

Науки пусть нас в путь ведут,
Нам силы новые дают,
Чтоб каждый грамоте был рад,
? ……………………………………..(Чтоб мир расцвёл, как пышный сад!)

2 класс

Желаем грамоте царить
По миру так, чтоб стало жить
На этом свете веселей!
?......................................................(Чтоб разум был ещё светлей!)

1 класс

Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться,
?.................................................... (Надо опытом делиться!)

Ведущий 1

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В нашем зале нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть. (просмотр мультфильма )

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

Русский язык считается самым трудным в мире после китайского в плане изучения. Для нас – русских – это дико, а вот иностранцам вполне близко и понятно. И произношение, и диалекты, и обилие уменьшительно-ласкательных словечек, синонимов, омонимов, и, наконец, грамматика – все дается большинству из иностранцев, изучающих «великий и могучий», с большим трудом. Однако если безграмотность им простительна, то нас данный факт позорит. Впрочем, подобное явление имеет место быть независимо от языка, на котором говорит человек. призван устранить пагубный недуг, возникающий как последствие нежелания учиться и осваивать родную или нужную речь.


История праздника

Акция International Literacy Day, посвященная искоренению нежелания человека писать и говорить без ошибок, отмечают ежегодно 8 сентября. Данный праздник учредила ЮНЕСКО чуть менее полувека назад – в 1966 году. Поводом к этому событию послужила рекомендация «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности». Мероприятие проходило в Тегеране на год раньше, осенью.

Известно, что до сих пор в мире множество безграмотных людей, не умеющих толком не писать, не читать, несмотря на явный прогресс во всех сферах жизни, особенно в области информации. Ведь кроме продвинутых Европы и Америки есть также Африка, Азия, где немало народов, не имеющих представления о том, как важно владеть навыками письма, притом уметь правильно применять их на практике.

Статистика подтверждает вышесказанное. Действительно, в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Вряд ли вы удивитесь, узнав, что 2/3 данного показателя приходится на долю женского пола. Почти 40% неграмотных взрослых проживает в Индии, 1/5 часть – в государствах Африки. Впрочем, даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей. В государствах-членах ЕС безграмотны 75 млн. человек. Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения.


Понятное дело, ситуация в середине XX века была хуже в разы. Таким образом, ЮНЕСКО преследовала учреждением Международного дня грамотности самую главную цель: объединить и активизировать усилия мировой общественности в процессе повсеместного распространения грамотности и осуществления ликбеза.



2002 год был очень важен для тех, кто создал Международный день грамотности и прилагал все усилия для его процветания. Генеральная Ассамблея ООН объявила «Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций». А годом позже она же утвердила «План действий ООН для Десятилетия грамотности», поручив ЮНЕСКО «должность» координатора, обязанного проводить специфические мероприятия в рамках данного события.

Каждый год Международный день грамотности проходит под определенным девизом . Так, в 2006 году тема праздника звучала как «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие», в 2007 – «Грамотность и здоровье», а 4 года назад лозунгом даты являлся тезис «Значение грамотности для женщин». В прошлом, 2013 году, мероприятия Международного дня грамотности организовывали под эгидой темы «Грамотность в XXI веке».

В праздник 8 сентября проводятся множество симпозиумов , церемоний награждения, коллоквиумов и семинаров. Премии вручают за определенные достижения в сфере деятельности, связанной с ликвидацией безграмотности. Например, есть премия имени Кинг Седжонга – обладателями ее становятся лица, добившиеся конкретных результатов в процессе распространения грамотности по земному шару. Другая награда – премия имени Конфуция – находит своих героев в области насаждения грамотности в сельской местности, а также среди женского населения.

Каковы планы ЮНЕСКО на счет дальнейших действий в сфере ликбеза? Основная задача, что стоит перед сотрудниками миротворческой организации, заключается в следующем: добиться к 2015 году сокращения числа безграмотного взрослого населения вдвое, делая особый акцент на женской половине. Иными словами, планируется реализация стратегии «Образование для всех».



Понятие грамотности

Со школьной скамьи нам внушают, что необходимо уметь бегло и правильно читать и писать без ошибок. Иными словами, приучают к грамотности. Ведь человеку грамотному открыты многие двери по жизни. Но грамотность – это не только определенные навыки письма, чтения, правильная речь и умело построенные предложения. Грамотность – это еще и двигатель прогресса (имеется в виду личностное и духовное развитие). Грамотный человек ощущает себя на высоте, умным, компетентным и чувствует, что многое ему по плечу. Благодаря грамотности субъект в состоянии раскрыть в себе заложенный потенциал, развить природные задатки, способности и таланты, а заодно продемонстрировать их публике.

Уровень грамотности человека на определенном этапе жизни служит критерием, по которому можно определить – вероятно ли дальнейшее обучение и развитие индивидуума или нет. Вы можете возразить, что сегодня «деньги решают все». Действительно, множество некомпетентных сотрудников в настоящее время наводняют фирмы различной направленности труда. И это очень плохо – страдает качество производимых товаров и услуг, процесс контактирования производителя и реализатора. Реализатора и потребителя. На основании всего перечисленного можно сделать вывод: грамотность – это право и одновременно обязанность каждого из нас , а также инструмент культурного и цивилизованного развития общества.

Причины безграмотности

Почему ребенок вырастает неграмотным, несмотря на то, что и родители с ним регулярно занимаются, и в школу он ходит, и от природы дана умная голова? Если обратиться с таким вопросом к специалистам, а именно психологам и социологам, то мы получим следующие ответы:

  • Отсутствие любви к чтению. Как следствие – нет привычки ежедневно брать в руки интересную книгу и погружаться в вымышленный, такой притягательный мир. Сегодня мало кто читает, а лица, которые не игнорируют данный процесс, выбирают совсем не то для чтения.
  • Интернет-общение – достаточно влиятельный фактор. Пользователи Сети уже давно выработали свой виртуальный сленг. Вдобавок частое сокращение слов и допущение орфографических ошибок невольно дублируются в стандартную письменную речь.
  • Учебная подготовка. К сожалению, в школах и ВУЗах сегодня она хромает. Все потому, что компетентность педагогов зачастую оставляет желать лучшего. А еще многие преподаватели ленятся выполнять в полной мере свои обязанности.
  • Лень самого обучающегося. Тоже немаловажный фактор развития безграмотности в человеке. Зачем читать книгу, если можно поиграть в увлекательную компьютерную игру или погонять мяч во дворе с друзьями?

Каждый из нас должен ратовать за грамотность – по крайней мере, свою и своих близких. В противном случае произойдет обратное развитие личности, и теория Дарвина осуществится на практике, только в обратную сторону…



Поделиться