Как думаете, чем закончится эта история

Давно у нас не было новостей про строительство храмов. А они строятся! Нет, в которые превратились церкви и храмы по всей стране. Никто не восстанавливает разрушенные коммунистами памятники. Зачем, когда можно строить новые?!

Рендер: E1.Ru

Как вы думаете, что это такое на заглавной картинке? Правильно, новый храм! На этот раз в Екатеринбурге. Поскольку места в городе оказалось мало, храм решили поставить прямо на городской пруд. Во всех СМИ его так сейчас и называют – Храм-на-воде.

В городе когда-то был Екатерининский собор. В 1930-м коммунисты его взорвали. Ну а теперь добрые люди решили отстроить его заново. Правда, не в том виде и не в том месте.

Архитектор Михаил Голобородский говорит, что восстановить храм его попросили гендиректор УГМК Андрей Козицын и председатель совета директоров Русской медной компании Игорь Алтушкин. Бизнесмены захотели сделать городу подарок к 300-летию. Говорят, что Алтушкин в Екатеринбурге даже не живёт. Тем не менее идея строительства Храма-на-воде понравилась всем: и губернатору Евгению Куйвашеву, и РПЦ, и даже мэру Ройзману. В принципе, неудивительно: ни город, ни Свердловская область, ни, слава Богу, РПЦ денег на храм не тратят, а скрепы растут.

Удобно! На том и порешили...

Екатерининский собор, построенный в 1723 году и разрушенный в 1930-м, находился на месте нынешней площади Труда. Сейчас на этой площади есть часовня Святой великомученицы Екатерины, построенная в 1998 году, и фонтан "Каменный цветок". Жёлтым отмечен участок пруда, отведённый под строительство нового храма, голубым – место, где собор стоял раньше.

Вот так когда-то выглядел собор. По-настоящему красивый и изящный храм, архитектурная доминанта города.

Одно время храм собирались восстановить на прежнем месте, но горожанам удалось отстоять свой скверик и фонтан. Теперь храм решили поставить прямо на воде, а его внешний вид изменить до неузнаваемости.

Михаил Голобородский:

"Шесть лет назад собор предлагалось восстановить на площади Труда, на месте фонтана "Каменный цветок". Горожане выступили против, и правильно сделали: это место не годится для строительства.

Во-первых, это одно из самых уютных мест в городе: зелёных зон у нас и так немного. Во-вторых, городская инфраструктура сложилась уже без этого здания, и собор диссонировал бы со зданиями вокруг . В-третьих, здание будет хорошо восприниматься только на большой площади, чтобы читались все его фасады. А в-четвёртых, стройка затруднила бы работу и без того перегруженной транспортной сети. Возведение храма в акватории городского пруда снимает эти вопросы ".

Судя по первым рендерам, храм сначала хотели построить на стрелке, отделив его от полуострова каналом.

Выглядеть он должен был так...

Автор проекта Михаил Голобородский говорит, что храм будет построен в духе московского узорочья и что благодаря ему "панорама пруда обогатится". К сожалению, это совсем не похоже на Екатерининский собор, взорванный в 1930-м. Скорее на какой-то странный гибрид московского собора Василия Блаженного и питерского Спаса-на-Крови.

"Образно говоря, наш город - это амфитеатр, арена которого - городской пруд. Поэтому логичным было предложение построить храм именно здесь. Архитекторы и раньше стремились подчеркнуть постройками главные планировочные оси города - дорогу из Москвы в Сибирь и русло пруда и реки Исеть (одна из таких попыток - телевизионная башня), но эта идея не получала логического завершения. Работая над проектом, я представлял плывущий по волнам корабль ".


Потом храм как бы сам собою переехал на остров. Рабочая группа при губернаторе Куйвашеве строительство храма одобрила.

Ройзман:

"Говорю от себя: это очень крутой, дерзкий и неоднозначный проект. Такие проекты всегда требуют обсуждения. И появление у нас храма в подобном стиле – это декларация третьей столицы".

В Екатеринбургской епархии верят, что "это будет лучший подарок жителям Екатеринбурга к 300-летию города".

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

"Как можно жить без храма Святой Екатерины? Это исток города! Мы по закону имеем право построить там [на площади Труда] храм, поскольку есть фундамент. Но мы не хотим очередных революций. На мой взгляд, 300-летие города без данного храма – это просто пшик. Я уверен, что храм Святой Екатерины будет. Тут же нет сумасшедших людей! Не нужно стыдиться исправлять ошибки".


Он открыто заявил, что мнение жителей Екатеринбурга его не интересует:

"Народ избрал Владимира Владимировича – он теперь и рулит страной. Если мы по каждому поводу будем собирать людей, то знаете сколько придётся проводить референдумов . Есть депутаты, которые выбраны людьми. Если есть политическая воля, то будут изменения".

Поскольку вопрос был решён сам собой, общественные слушания по поводу строительства храма превратились в фарс. Горожанам просто сказали, что собор будет. А с несогласными готовы были побеседовать сторонники появления Храма-на-воде.


Фото: Анна Чернышева

В ответ екатеринбуржцы, протестуя против строительства храма, устроили крутую акцию "Обними пруд" . Но это, похоже, уже не поможет.

А вот финальный проект храма. Да-да, это корона...

Чтобы построить храм, в бухте пруда собираются насыпать остров площадью 8 800 кв. метров. Высота храма составит 62 метра, площадь – более 500 кв. метров, он будет рассчитан на 2200 человек.

Разрешение на строительство храма должно дать областное Минприроды, но в министерстве ещё не получили заявку в отношении акватории городского пруда Екатеринбурга. Однако собор уже точно будет построен.

Самое смешное, что храм оказался "резиновым". Местный архитектор доказал , что авторы Храма-на-воде сознательно уменьшили его не рендерах относительно других построек.


Рендер:

Каждый раз, когда речь заходит о строительстве нового храма, возникают целые дискуссии, так или иначе приводящие к вопросу веры, который в светском государстве воспринимается весьма противоречиво. Однако в Екатеринбурге уже шестой год не угасают споры о восстановлении Храма святой Екатерины вовсе не из-за религиозного контекста, а из-за архитектурных противоречий проекта.

Пожалуй, необходимо сказать пару слов, о том, почему именно этот храм вызвал столько шума и критики у жителей города, среди которых деятели культуры, архитекторы, урбанисты, политики и представители медиа.

В 1723 году Вильгельм де Генин начал строительство завода-крепости на берегу Исети, которая была названа из политических соображений в честь великой императрицы Екатерины Великой – Екатеринбург. При заводе, разумеется, как и полагалось в те времена, была возведена деревянная церковь, освященная в честь великомученицы Екатерины. Спустя несколько лет здание обветшало, и сенат поднял вопрос о строительстве полноценной каменной церкви, для чего был приглашен известный архитектор Иоган Вернер Мюллер. Однако Мюллеру так и не довелось поработать над этим проектом и, в силу ряда причин, здание было реконструировано лишь через 15 лет по чертежам А. Кичигина. Такой церковь и просуществовала до 20-х годов XIX века, пока за нее не взялся екатеринбургский архитектор М.П.Малахов, придав ей более конструктивистский облик и расширив до масштабов собора.

В 1930 году первая городская церковь была снесена, и на ее месте построили УралОбком, а позже – фонтан «Каменный цветок», который и сейчас вместе с небольшим сквером и часовней святой Екатерины составляет архитектурный ансамбль на площади Труда в центре города.

В 2010 году губернатор Свердловской области А. Мишарин и владыка Викентий предложили построить храм святой Екатерины на его историческом месте, заменив им фонтан и сквер. Эта идея повлекла за собой массовые протесты и масштабный митинг горожан, организованный депутатом городской думы Леонидом Волковым. Главный аргумент был прост: фонтан «Каменный цветок» уже много лет является символом Екатеринбурга и одним из самых узнаваемых мест города, органично дополняющим конструктивистский ансамбль на улице Ленина.

Кроме того, буквально в двухстах метрах от площади Труда уже построен Храм-на-Крови – один из самых больших храмов в Екатеринбурге. Тогда от проекта новой церкви отказались, однако через несколько лет было вынесено другое предложение: храм на воде. По задумке епархии храм будет возведен на искусственной насыпи в акватории городского пруда, и к нему буду вести два широких пешеходных моста с противоположных берегов. При этом новый храм не будет похож на тот, что снесли в 30-х годах, а станет собирательным образом московского Храма Василия Блаженного и петербургского Храма Спаса-на-Крови. Спонсорами масштабного строительства выступили УГМК и РМК.

Идея была воспринята жителями города двояко: одни нарекли храм «капкейком-на-воде» и с интересом стали ждать развития ситуации, другие высказались крайне негативно. Так, урбанист и политолог Дмитрий Москвин замечает, что строительство храма в акватории пруда не только не решит ни одной проблемы города и жителей, но и прибавит новых, например, в виде закрытия набережной на несколько лет. Концепция также практически единогласно была отклонена свердловским отделением Союза архитекторов России, а петицию против строительства подписали более ста архитекторов города. Большинство голосует против храма из-за перекрытия визуальной перспективы в центре города, которую дает пруд, а также из-за самого характера постройки – явного «новодела». В ответ архитектурное бюро «Птарх» разработало свое видение храма, объединив недостроенную телебашню и культурно-религиозный центр. Правда, это предложение не было рассмотрено всерьез.

Одобряем храм-на-воде? Да Нет

После года протестов и борьбы областное правительство перенесло место постройки храма святой Екатерины.

Источник фото: Информационный портал Екатеринбурга / ekburg.ru

В 2016 году к предстоящему трёхсотлетию Екатеринбурга губернатор вместе с двумя инвесторами и РПЦ решили сделать городу подарок — восстановить храм святой Екатерины. Строительство храма коснулось почти каждого екатеринбуржца. Активная часть населения резко выступала против места постройки — на искусственном острове прямо в центре городского пруда. После года протестов и борьбы, 17 октября 2017 года, правительство пошло навстречу активистам и перенесло место постройки храма святой Екатерины. Strelka Magazine разобрался, как развивались события и почему местное сообщество всё-таки отстояло родной пруд.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Собор святой великомученицы Екатерины был сооружён в 1723 году одновременно с основанием Екатеринбурга. А в 1930-м был взорван большевиками. Освободившееся место было названо площадью Труда.

В 2010 году впервые поднялся вопрос о реставрации храма на прежнем месте. Это вызвало возмущение у активистов, которые выступили против нарушения сложившейся структуры города. В апреле 2010 года на митинг против строительства вышли пять тысяч человек, после чего до 2016-го тема восстановления храма не поднималась.

В марте 2016 года городской портал e1.ru опубликовал проект сооружения Храма-на-воде. Тогда его не восприняли всерьёз, так как ни инвесторы, ни церковь, ни чиновники не подтвердили своё участие. В октябре 2016 года градостроительная комиссия поддержала постройку храма. Было решено установить его на искусственном острове в бухте. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и Екатеринбургская епархия РПЦ выступали за постройку Храма-на-воде: решили сделать это подарком для города на его трёхсотлетие. Тогда началось противостояние местного городского сообщества. Активные екатеринбуржцы были категорически против застройки пруда.

1 декабря 2016 года прошло общественное обсуждение, инициированное молодёжной секцией Союза архитекторов. Среди приглашённых: мэр города Евгений Ройзман, инвестор проекта, генеральный директор УГМК Андрей Козицын, председатель совета директоров РМК Игорь Алтушкин, социологи, политологи, урбанисты и другие неравнодушные. Дискуссия не дала результатов.

Уже 7 декабря активисты создали Комитет городского пруда, объединив екатеринбуржцев, которые выступают против застройки.

30 марта 2016-го была подана петиция на сайте Change.org против строительства храма святой Екатерины в акватории пруда.

23 февраля, 8 апреля и 3 сентября 2017 года прошли мирные акций «Обними пруд» , организованные Комитетом городского пруда. Около тысячи человек вышли к пруду, взялись за руки и стали в шеренгу, чтобы обнять его. Так они высказывали свой протест против застройки пруда. 19 августа был создан «Музей городского пруда».

Екатерининский собор, 1930-е гг. / фото: wikipedia.org

Центр прикладной урбанистики Екатеринбурга провёл опрос жителей по поводу строительства храма , где большинство высказались против.

Летом Комитет городского пруда организовывал открытые бесплатные экскурсии по набережной. Активисты устраивали субботники на берегу, раздавали листовки, которые знакомили население с ситуацией вокруг постройки Храма-на-воде, и проводили открытые дискуссии и встречи, приглашали экспертов в архитектуре, социологии, геологии. Комитет всячески выступал против застройки пруда. Активность населения дала свои результаты.

17 октября 2017 года было решено не строить храм святой Екатерины в акватории городского пруда. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев выступил с инициативой построить его на площадке перед Театром драмы. Пока новый проект с точным расположением храма не представлен. Но местное городское сообщество Екатеринбурга считает своей победой то, что им удалось защитить пруд и на его месте не будет никакой стройки.

ЧТО ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ СОБЫТИЙ

Марина Сахарова, участник Комитета городского пруда, градостроитель

Многие вопросы в Екатеринбурге решаются без профессионального обсуждения. А сейчас первый раз в истории города архитектурное сообщество масштабно откликнулось. В Комитете мы распределили все направления деятельности, так как нельзя обойтись только общественными активностями вроде митингов и пикетов, так же как нельзя только писать запросы. Мы охватили разные стороны — это архитектура, экология, культурное наследие, социальное, просветительское и информационное направление. В Комитет входит постоянных активных 15 человек — это наша основа.

Если говорить о будущем города, то место, где планировалось строить храм, соседствует со спортивным комплексом «Динамо», который может стать одним из номинантов для включения в как объект архитектуры авангарда. Поэтому было важно не строить что-то вблизи него, так как это сразу же закрывает продвижение «Динамо» в ЮНЕСКО. Также история Екатеринбурга началась с пруда: это единственный объект, который сохранился от города с XVIII века. Строительство и изменение береговой линии нарушило бы историческую конфигурацию пруда и добавило бы мусор в реку Исеть, что плохо бы сказалось на её состоянии.

Но самый важный момент — социальный. Фонд «Социум» проводил социологические исследования. Благодаря опросу было выяснено, что более 60 процентов людей против строительства. Центр прикладной урбанистики также проводил экспресс-опрос людей, которые ходят по набережной. Оказалось, что большинство людей старшего возраста категорически против застройки. Так получилось, что во всех аспектах люди скорее против, чем за строительство Храма-на-воде. Поэтому у нас получилось победить.

Сложно сказать, где сейчас будет храм. Хорошо, что профессиональное сообщество уже подключилось и комментирует: архитекторы предлагают другие варианты.

Тимур Абдуллаев, главный архитектор Екатеринбурга с 2015 до 2017 год, основатель и руководитель проекта «Школа главного архитектора»

Когда история с храмом начиналась, я работал в должности главного архитектора Екатеринбурга и, естественно, выступал против этой безответственной затеи, хотя мне вполне открыто было заявлено о том, что моя позиция не совпадает с официальной позицией городской администрации.

Было очевидно, что за этой неправдоподобной затеей стоят вполне реальные планы по застройке акватории городского пруда. Забавно сейчас читать комментарии некоторых информагентств о том, что планы по строительству Храма-на-воде оказались подделкой. Думаю, что власть просто вынуждена была в конце концов прислушаться к протестам «общественных террористов» — как окрестил своих избирателей Евгений Куйвашев. Тем более когда выяснилось, что таких активных горожан тысячи и они готовы на массовые общественные акции.

Больше всего в этой истории поразила слабость местного Союза архитекторов и его правления во главе с председателем, которые не только не выступили с внятной и чёткой позицией, но даже побоялись провести открытое обсуждение этого вопроса на своей площадке. Поэтому архитектурное сообщество вынуждено было собираться в Союзе писателей, чтобы заявить свою позицию. Не без труда мне удалось убедить коллег инициировать обсуждение этого вопроса внутри администрации города, между представителями общественности, чиновниками, епархией и инвесторами храма, но, к сожалению, оно приобрело закрытый характер и СМИ туда не допустили!

Основной вопрос, который на этом обсуждении был мной сформулирован, касался как раз выбора альтернативных вариантов размещения храма. Ведь люди были против не самого восстановления храма святой Екатерины, а против варварского отношения к историко-культурному и градостроительному контексту при выборе места на акватории городского пруда. Я подготовил презентацию с предложением семи альтернативных площадок взамен застройки городского пруда, но ни епархия, ни инвесторы храма про это и слышать не хотели. После этого было составлено открытое письмо двухсот архитекторов в адрес главы администрации города и губернатора с требованием рассмотреть иные участки для строительства храма, но оно также осталось без ответа.

Сейчас, уже не работая в администрации, я могу ещё раз сказать, что храму на городском пруду не место. И то, что сейчас уже официально обсуждаются альтернативные варианты строительства, — это заслуга большого числа активных и неравнодушных жителей Екатеринбурга. Решить, где стоит размещать храм, можно только при открытом обсуждении на основе общественного согласия, он должен объединять людей, а не сеять раздоры.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга

Я хорошо знаю людей, которые собирались построить Храм-на-воде, и их сложно обвинить в некомпетентности: они многое построили в своей жизни. Но я с самого начала говорил, что нужно разговаривать с населением без повышенного голоса. Этого не получилось, и у нас в итоге вырос конфликт, хотя и с той, и с другой стороны совершенно нормальные люди, которые в других обстоятельствах могли бы договориться. Городское общество было настроено решительно. Я думаю, что только его активность и повлияла на решение сместить стройку.

Решение перенести строительство храма — это уже компромисс. Администрация в этом вопросе не участвует: у города нет градостроительных полномочий, и мы здесь только как сторонние наблюдатели. Но я думаю, что впредь таких ситуаций не будет возникать. Нужно дальше привлекать городское сообщество, хорошо презентовать проект, сделать обсуждение, и тогда ситуацию окончательно решат.

Дмитрий Москвин, сооснователь Комитета городского пруда, политолог, разработчик авторских экскурсий

Если говорить про комитет, то его главная особенность в том, что он горизонтальный. Мы сразу договорились, что не будет лидера, который выступал бы единственным спикером. Движение открыто для любых людей, которые разделяют главную цель — защиту городского пруда от застройки. Были те, кто хотел выступать против храма вообще, но это неправильно. Поэтому речь шла именно о пруде. Екатеринбург рос на воде, и этот пруд никто никогда не застраивал. Это единственное открытое пространство в городе и единственный способ очистки воздуха в центре.

Я сторонник того, чтобы община верующих сама решала, где строить храм. Чтобы они говорили: «Нам здесь его не хватает, нам ехать некуда». Но так как это символ трёхсотлетия города, то место должно быть выбрано в результате общественного согласования. У нас немного площадок, куда можно встроить храм в лубочном стиле.

Поэтому сейчас у меня осторожное и внимательное отношение к ситуации. Надо ждать, когда появится проект и его визуализация. Но мы с Комитетом городского пруда будем мониторить ситуацию, чтобы втайне не провели конкурсы и согласования.

Дмитрий Колезев, основатель сайта It’s my City, заместитель главного редактора Znak.ru

Гражданское общество Екатеринбурга восприняло историю с переносом места строительства храма как свою победу. Во многом так и есть, и это очень хороший опыт для города. Екатеринбург часто называют местом, где в большей степени, чем в других регионах России, важно умение договариваться. Здесь много центров власти, много активных политиков, много крупных финансово-промышленных групп, средств массовой информации, общественных активистов. В такой среде сложно проводить : нужно учитывать много интересов и уметь идти на компромиссы.

История Храма-на-воде подтверждает эту мысль. До этого у Екатеринбурга было две неудачные истории гражданского сопротивления строительству: протест против строительства ТЦ «Радуга», когда его лидер, депутат Максим Петлин оказался в тюрьме за вымогательство, и движение против реконструкции старого здания торгового центра «Пассаж». Последнее закончилось возведением на центральной площади некрасивого здания — это случилось, несмотря на протесты многих горожан, вплоть до некоторых чиновников администрации города.

Протест против Храма-на-воде был крупным, заметным, но исключительно мирным. В нём совершенно не было агрессии, не было никакого «раскачивания лодки». Люди конструктивно и довольно аргументированно возражали против строительства, проводили забавные уличные акции: пытались «обнять пруд», выстраиваясь возле него в живую цепь. Против строительства храма на акватории пруда высказывались крупные политики, бизнесмены, архитекторы, деятели культуры.

Можно сказать, что протест стал общегородским, хотя сторонники строительства и стремились представить его маргинальным, ведя подсчёты: сколько процентов от общего числа горожан вышло на акцию в защиту пруда? Очень мало! Но абсолютное меньшинство может перебороть молчаливое большинство — это один из важных итогов истории.

Теперь уже любой крупный строительный проект в городе придётся проводить с учётом мнения горожан. Екатеринбуржцы доказали, что могут влиять на принятие ключевых решений, даже минуя привычные механизмы вроде городской думы, общественных слушаний или градостроительного совета. Ещё один итог истории — осознание городского пруда как сердца города. Пока строители храма не посягнули на пруд, горожане относились к нему как данности. Когда возникла угроза частичной потери, многие осознали, как ценно это пространство.

Полина Иванова, участник Комитета городского пруда, директор , архитектор

Комитет городского пруда — самое большое общественное движение в Екатеринбурге. Его можно сравнить с московским «Архнадзором». В нём состоят очень разные люди, но история с прудом их объединила, они нашли общий язык и смогли работать вместе. Для Комитета был очевиден весь ужас ситуации. Были проведены опросы общественного мнения, где выяснилось, что большой процент людей не верит в то, что храм действительно могут построить на воде. А некоторые жители не понимали, почему нельзя строить храм в акватории. Тогда часть комитета, который занимается историей, взяла на себя просветительскую функцию и проводила бесплатные экскурсии. Там были не только экскурсоводы и краеведы, но и фотографы, которые показывали, как пруд выглядел на исторических фотографиях.

Поэтому наши юристы мониторили состояние заявок: они звонили в охранные комитеты и спрашивали, что сейчас те делают. Пристальное внимание напугало всех. Также мы занимались коммуникационной деятельностью. Очень часто эксперты высокого уровня не имеют медийного веса. К себе на собрания мы приглашали таких людей, и они делились своими знаниями. Также был сделан реальный рендер, и оказалось, что официальные макеты храма уменьшены в два раза.

И я рада, что приняли решение изменить место. Потому что идея построить Храм-на-воде — это как возвести небоскрёб в центре Красной площади.

Текст: Александра Сивцова

Это, вообще-то, вышел незапланированный эпизод в истории екатеринбуржской архитектуры. Но уж больно хороша свежая новость.

Итак, информационные агентства передают: «Храм святой Екатерины не будут строить в акватории городского пруда в Екатеринбурге, сообщает департамент информационной политики губернатора Свердловской области» (18 октября. INTERFAX.RU).

Ну, екатеринбуржцам понятно, о чем речь, а вот остальным требуется пояснение. Да и предыстория тоже.

Наверно, логично предположить, что главный храм города был освящен во имя святой Екатерины. Так оно и было. И поставили его (первоначально в фахверковой технологии) при самом основании города, в 1723 году. В середине XVIII столетия его сменил каменный собор. В XIX веке он неоднократно перестраивался (в результате здание имело 55,5 метров в длину и 40,5 метров в ширину, колокольня Екатерининского храма была высотой около 58 метров). В общем, дошедшее до нас изображение выглядит вот так:

Это был исторический центр города, храм выстроили на берегу реки Исеть. Обратите, кстати, внимание — справа на картинке заметно изображение старой водонапорной башни (о которой я рассказывала в екатеринбуржского «сериала»).

Башня-то уцелела, а вот собор в 1930 году снесли. Большая соборная площадь оказалась в дальнейшем частично застроена. И помимо всего прочего, на ней устроили фонтан. По вечерам его еще и всячески подсвечивают.

В конце 1990-х на месте первоначального храма выстроили часовню во имя святой Екатерины. Относительно небольшую, но и бывшая Соборная, а в советское время площадь Труда уменьшилась — видите за часовней уголок внушительного здания облисполкома?

Казалось бы, вопрос решился. Но грядет 300-летие города (привет петербуржцам с их уже прошедшим «зоолетием»!). И возникла идея восстановить Екатериниский собор.

Но где? На прежнее место не влезет (часовенка-то недаром вышла маленькая). И в чью-то голову пришла потрясающая мысль: устроить храм на воде. В смысле, на насыпном острове посреди городского пруда.

Но при этом вовсе не в прежнем виде — и когда я нашла изображение проекта, у меня в буквальном смысле упала челюсть. Привет, что называется, Василию Блаженному…

При этом сооружаемый таким образом храм перекрыл бы вид на замечательный конструктивистский «дом-корабль» (о котором было в ).

В общем, когда я была в Екатеринбурге в минувшем сентябре, на месте предполагаемых работ торчало из воды какое-то подобие буровой установки.

Но надо сказать, что план строительства «храма на воде» вызвал в городе активные протесты. Среди самых эффектных акций — пожалуй, та, во время которой жители города окружили пруд, взявшись за руки и образовав таким образом кольцо.

Но нашлись у проекта и оскорбившиеся за религию сторонники. Следы этого противостояния заметны на облицовке набережной: сначала одни написали там «Храму — нет!», потом другие, замазав последнее слово — «Храму — да!». И вот многослойный результат противостояния.

И вот — неожиданный поворот. Губернатор, по сообщениям информационных агентств, заявляет, что — цитирую — «храм должен строиться в атмосфере общественного согласия». «Мы не будем мериться силами и найдем компромиссный вариант», — подхватывает правящий архиерей.

Вообще-то за всем произошедшим просматривается и более прагматичный мотив. А именно — предупреждение геофизиков о том, что строительство приведет к нарушению грунта. Что вода реки Исеть будет и в дальнейшем размывать зону контакта грунта и свай. Наконец, что сотрясения при строительстве могут негативно повлиять на целостность оболочки туннеля метрополитена. Скорее всего, это и послужило главной причиной отказа от данного местоположения храма.

В общем, теперь предстоит и поиск нового места (хотя варианты, тоже близкие к центру, уже называются). И разработка нового проекта — он поневоле должен быть привязан к месту, просто так перенести его нельзя.

Но вот тут-то мне и попался в инете один проект не просто любопытный, но еще и остроумный. Чтоб его оценить, посмотрим внимательно на следующую фотографию.

Видите стоящее посреди кадра нечто узкое и вертикальное? А это начатая в советское время и тогда же недостроенная телебашня (третья для Екатеринбурга башня-достопримечательность, если разобраться).

Что с ней делать — никто толком не знает. Есть и предложения просто снести. Но вот смотрите — оказывается, нашлись архитекторы, которые предложили использовать конструкцию башни как основу для православного храма.

Не знаю, насколько это технически осуществимо. Но как проект — уж точно лучше предлагавшегося для пруда. И уж точно привлекал бы туристов.

Горожане собрались возле беседки у дома Севастьянова. Изначально организаторы планировали выйти на лед и сделать живое кольцо непосредственно на месте застройки, однако в силу устоявшейся плюсовой температуры дежурившие на месте сотрудники полиции рекомендовали этого не делать. В итоге люди, все так же держась за руки, выстроились вдоль набережной возле комплекса «Динамо».

Мероприятие весьма символично состоялось 23 февраля, в День защитника отечества, считает участник флешмоба, критик Храма на воде и исследователь города Дмитрий Москвин.

«Городской пруд — это наше Отечество. Вокруг него формировался исторический Екатеринбург, и люди, пришедшие на мирную акцию протеста, фактически пришли защищать свое Отечество, хотя в целом мероприятие прошло на позитиве. Несмотря на утро выходного дня, мы насчитали около двухсот человек, которые приняли участие во флешмобе, чуть позже пришло еще много опоздавших, — рассказал „URA.RU“ Москвин. — Такие мероприятия создают весьма четкий фон. После них уже сложно манипулировать фразами о том, что большинство горожан поддерживает строительство или что им нет до этого никакого дела. Они показали, что уже готовы на пока спокойные и тихие мероприятия, но если и дальше их будут игнорировать и отказываться слышать, если не будет диалога, то, думаю, флешмоб может превратиться в более шумный протест» .

Несмотря на весьма активную позицию, многие из горожан все же не верят в happy end этой истории, и «переломить» ситуацию по мнению создателя Музея советской дачи, шоумена Александра Царикова, поможет разве что смена вероисповедания инициаторов строительства.

«То, что люди вышли, это очень важно, потому что основой любого государства, которое рассчитывает на долгое существование, является умение достигать консенсуса между разными группами людей. Как только появляется доминирующий, жестко говорящий голос, вся система разваливается. История с застройкой пруда — это борьба добра с баблом. Боюсь, бабло будет сильно сражаться и, возможно, даже победит. Остается надеяться, что с инициаторами произойдет что-то неожиданное, и они, например, примут буддизм» , — иронизировал собеседник агентства.

Солидарен с горожанами и депутат свердловского Заксобрания Вячеслав Вегнер, активно высказывавшийся против строительства Храма. «Сегодня на акции было человек триста, и все они пришли по своей инициативе, а не за 30 сребреников. Такие мероприятия, безусловно, необходимы, чтобы все понимали, что не все решают деньги, хотя в этом случае, думаю, история закончится печально: деньги решат все и пруд испоганят» , — предположил парламентарий, подчеркнув, что для строительства церкви можно было найти другое место.

Идея организовать такого рода флешмоб, напомним, появилась у группы инициативных горожан после появления на месте строительства храма лунок, якобы проделанных для исследовательских работ. Храм на воде является народным название храма святой Екатерины, который хотят построить на искусственном острове в акватории городского пруда.



Поделиться