Дельные советы о проверках и кое-что о полиции. Как действовать, если к вам с проверкой пришла полиция Порядок действия при проверке сотрудниками полиции

Сама по себе возможность проведения в отношении налогоплательщика полицейской проверки - в том понимании термина «проверка» какое обычно подразумевается при проведении такого контрольного мероприятия налоговыми или иными контролирующими органами, Законом о полиции не предусмотрена. Самостоятельных проверок полицейские проводить не могут.

Подобная возможность в свое время была исключена еще из Закона о милиции.

Однако, как и до введения в действие закона о полиции, полицейские могут привлекаться представителями налоговой службы в ходе проведения выездных налоговых проверок. Такое право закреплено в ст. 36 Налогового кодекса. Соответствующая норма предусмотрена и Законом о полиции (подп. 28 п. 1 ст.13).

Если же говорить о проведении полицейских проверок, направленных на выявление налоговых преступлений, то в данном случае речь следует вести о предварительных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление факта совершения налогового преступления.

К таким мероприятиям, которые органы полиции вправе производить в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся:

Проведение опроса;

Сбор образцов для исследования;

Осуществление проверочной закупки;

Проведение оперативного эксперимента;

Исследование предметов и документов;

Наблюдение;

Обследование помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств;

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

Прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи;

Оперативное внедрение;

Контролируемая поставка и т.д.

Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия принято делить на гласные и негласные. Особенность проведения негласных ОРМ заключается в том, что оперативники собирают информацию без ведома и без согласия проверяемого лица. Это может быть прослушивание телефонных переговоров, отслеживание электронной почты компании, наблюдение. При осуществлении гласных ОРМ, оперативник обращается непосредственно в компанию и обязан при этом представиться и сообщить какое мероприятие он проводит. Например, это может быть опрос или обследование помещений. В отличие от негласных - гласные ОРМ проводятся только с согласия проверяемого лица и с обязательным его уведомлением о предстоящем проведении ОРМ.

Как правило, до проведения какого-либо гласного ОРМ, начало осуществления которого уже дает определенный сигнал налогоплательщику о возможном в скором будущем возбуждении в его отношении уголовного дела, сотрудники полиции проводят предварительный сбор информации о деятельности налогоплательщика. В частности, полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным директором, кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах. Учитывая тесное взаимодействие полиции и налоговых органов в ходе рассмотрения вопросов о наличии в действиях налогоплательщика состава преступления - получить необходимые сведения для сотрудников полиции не представляется затруднительным.

Собрав необходимые первоначальные сведения о компании, сотрудники полиции далее, как правило, приступают к сбору доказательств, подтверждающих наличие признаков уголовно наказуемого деяния. Для этого, наряду с негласными ОРМ, полиция вправе запрашивать у организации документы, проводить обследование помещений, осуществлять изъятие документов, компьютерной техники, опрашивать сотрудников организации.

Важно при этом внимательно проверять основания для проведения таких мероприятий, по возможности максимально точно фиксировать ход проведения любого ОРМ и в письменной форме отображать любые замечания, возникающие в ходе проведения проверочных мероприятий.

Так, п.4, ч.1, ст. 13 Закона о полиции предусматривает право сотрудников полиции запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях. Исходя из данной нормы запрос должен в обязательном порядке содержать информацию о проверке - номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Соответственно, отсутствие всех сведений, позволяющих идентифицировать проверку, основания ее проведения и вашу компанию в качестве проверяемого лица, может быть основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений и документов.

При появлении оперативных работников с целью проведения обследования помещения, в первую очередь, необходимо внимательно проанализировать постановление о проведении данного ОРМ. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования. Постановление должно быть объявлено под расписку руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации.

Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения даного ОРМ в постановлении. Если указан только номер здания - сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица.

Цель обследования - поиск и изъятие доказательств, как правило, документов и электронных носителей информации.

Важно отметить, что при производстве обследования, как и любого другого ОРМ, любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью и при выражении волеизъявления о необходимости присутствия адвоката в ходе проведения ОРМ - без его наличия в месте проведения ОРМ сотрудники полиции начать обследование не вправе.

Любые замечание о ходе проведения обследования и изъятия каких-либо документов, вещей, техники обязательно следует фиксировать в протоколе, оформляемом сотрудниками полиции по итогам проведения ОРМ. В случае отсутствия каких-либо замечаний в протоколе, доказать впоследствии факт нарушения оперативными работниками процедуры проведения ОРМ практически невозможно. Положительным моментом в случае необходимости доказывания незаконности действий сотрудников полиции является также наличие в организации системы видео- и аудионаблюдения.

Достаточно часто одновременно с проведением обследования, пытаясь воспользоваться фактором внезапности, сотрудники полиции проводят опрос сотрудников организации. Под опросом понимается право работника полиции задать вам вопросы и зафиксировать полученные от вас ответы, то есть составить объяснение. Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено. Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений. Этим опрос отличается от такого следственного действия - как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

При этом право отказа от дачи объяснений касается не только полицейской, но и налоговой проверки. В ходе проведения допроса налоговым органом отказ от участия в допросе либо дача ложных показаний ненаказуемы.

Исходя из отмеченных выше особенностей проведения ОРМ можно выделить следующие необходимые действия сотрудников организации при взаимодействии с работниками полиции:

Обязательная проверка служебных документов оперативных работников и сопоставление их данных с данными лиц, указанных в постановлении о проведении ОРМ как имеющих право на его проведение. При необходимости следует переписать такие данные или сделать копии документов.

Важно внимательно изучить постановление о проведении обследования на изучение описание места проведения ОРМ. Если указан, например, точный номер обследуемого кабинета, в любые другие помещения сотрудники полиции заходить права не имеют.

важно не путать ОРМ, проводимые на стадии доследственной проверки (до факта возбуждения уголовного дела) и в рамках расследования уголовного дела. Так, значительно сильно отличаются права и обязанности сотрудников полиции и ваши при проведении опроса и допроса, обследования помещения и обыска.

Если говорить о превентивных мерах защиты от последствий полицейских проверок следует отметить важность грамотной организации хранения документов. Наиболее компрометирующие лучше хранить вне места основной деятельности организации. Ни в коем случае не следует хранить документы и печати разных организаций в одном месте. То же касается и информации, содержащейся на жестких дисках компьютеров, внешних носителях и т.д.

Также заранее стоит подготовить сценарий поведения сотрудников в случае внезапной проверки. Этот план действий поможет не паниковать, действовать быстро и эффективно. Каждый сотрудник будет знать, что ему делать и как реагировать. Вести переговоры с проверяющими должен заранее определенный, а следовательно, подготовленный сотрудник. Это касается не только полицейский проверок, но и любых других контрольных мероприятий.

Соблюдение хотя бы самых простых мер безопасности и должная внимательность к мелочам в ходе проведения ОРМ позволит в дальнейшем избежать многих сложностей и отстоять свою позицию в возможном далее расследовании уголовного дела или избежать начала проведения такого расследования.

По каким правилам проходят полицейские проверки

Сайт журнала «РНК »

Электронный журнал «РНК »

Федеральный закон от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) предоставляет полицейским большой спектр прав при проверке компаний. В частности, проверяющие могут:
— запрашивать и получать на безвозмездной основе от организаций, должностных лиц сведения, справки, документы (копии документов), иную необходимую информацию. А при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений — запрашивать и получать из справки по операциям и счетам и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (подп. 4 п. 1 ст. 13 Закона о полиции);
— проводить оперативно-разыскные мероприятия, изымать при этом документы, предметы, материалы и сообщения (подп. 10 п. 1 Закона о полиции);
— получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством РФ сведения, составляющие налоговую тайну (подп. 29 п. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Реализация таких полномочий и выбор верного алгоритма поведения для компании на практике вызывает множество Проблема обостряется тем, что полицейские проверки проходят по негласным правилам. О неформальных методах проверяющих и способах защиты для компании расскажем в этой статье.

Досье на компанию

На этапе сбора досье сотрудники полиции проявляют интерес к компании с тем, чтобы понять, носит ли ее деятельность противозаконный характер или нет. Полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые структуры, как организована деятельность и распределен поток как компания экономит на налогах. Для этого полицейские направляют в компанию запросы о представлении документов. Как правило, перечень истребуемых документов широкий — от до книг покупок и продаж, счетов-фактур за последние три года.

Также полицейские направляют запросы в банк с просьбой предоставить выписку по лицевым счетам компании и проводят прочие гласные и негласные оперативно-разыскные мероприятия. Особенность проведения негласных оперативно-разыскных мероприятий заключается в том, что информация собирается без ведома и согласия компании. Например, прослушивают ее телефон.

Компания обязана исполнить запрос в сроки, в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения (п. 4 ст. 13 Закона о полиции). За непредоставление информации предусмотрена административная по статье 19.7 КоАП РФ: для граждан — штраф от 100 до 300 руб., для компаний — от 3000 до 5000 руб.

Часто запрос о предоставлении информации или документов содержит указание на сжатые сроки его выполнения. Руководство компании дает бухгалтерии задание срочно подготовить документы. Бумаги передаются в полицию, и только после этого у компании возникают сомнения в правомерности запроса. Сотрудники полиции вправе запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях (подп. 4 п. 1 ст. 13 Закона о полиции). Поэтому в требовании должна быть информация о проверке — номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится.

Эффект неожиданности

Основная цель второго этапа полицейской проверки — фиксация и изъятие доказательств, подтверждающих совершение преступления. Для этого проводятся гласные оперативно-разыскные мероприятия — обследуются помещения, изымаются документы, серверы и компьютеры, опрашиваются работники компании.

Обследование подразумевает изъятие документации по сделкам с Обследование помещений проводится только на основании письменного постановления, которое подписывается начальником (заместителем начальника) подразделения полиции, сотрудники которого пришли в компанию, и заверяется печатью.

Отметим, что в работе полицейских существует негласное правило. Если по делу планируется выездное мероприятие, то практически всегда оно проводится прежде любых других действий — вызовов, рассылки запросов и т. д. Объясняется эта тактика проверяющих тем, что если у полиции есть основания подозревать компанию в преступных умыслах, то нельзя показывать свой интерес к деятельности подозреваемых, не собрав предварительно все доказательства. Расчет делается на эффект неожиданности. Полицейские убеждены в том, что если сначала послать в компанию запрос, то в этот же день все доказательства вывезут или уничтожат и уже на следующий день проводить обследование на месте будет бесполезно.

Если проверяющие уже в дверях офиса, то в первую очередь нужно попросить их предъявить удостоверения. И, главное, постановление на проведение обследования. В нем должно быть указано наименование проверяемой компании, ее адрес, адрес проведения обследования, а также состав проверяющей группы. Именно с момента вынесения постановления исчисляется начало проверки. Срок ее проведения составляет 30 суток.

Нелишним будет предложить проверяющим предъявить постановление о проведении обследования для ознакомления, по просьбе компании предоставить копию постановления, об этом указать в графе для подписи об ознакомлении. Полицейские не обязаны вручать компании копию этого документа. Но на практике чаще всего оперативники разрешают ее сделать по просьбе

Цель обследования помещений, как правило, это изъятие доказательств (документов, компьютеров и т. д.). Полицейские проверки начинаются даже в отсутствие руководства компании. Поэтому как можно скорее вызовите в офис руководство и адвоката.

Руководитель организации вправе присутствовать при проведении осмотра и выемки. Все интересующие проверяющих предметы складываются в одно место, начиная с бухгалтерских документов, флеш-накопителей, внешних дисков, компьютеров конкретных работников и заканчивая записными книжками, черновиками, копиями документов, забытыми около копировального аппарата, и т. д. Важно помнить в этом случае о присутствии как минимум двух понятых. На практике понятых оперативники приводят либо сразу с собой, либо ищут тут же в соседних офисах. Реже берут в понятые кого-то из сотрудников компании.

Проверяющие не могут запрещать работникам уходить, отбирать телефоны, требовать собраться в одном месте и т. п. Но они могут попытаться применять психологическое давление для устранения сопротивления их требованиям. Важно помнить, что ограничение свободы передвижения работников под видом необходимости получения объяснений недопустимо.

При неадекватном поведении проверяющих можно позвонить в полицию и пожаловаться. Все обращения на этот телефон записываются. Позднее можно истребовать запись и обжаловать действия этого полицейского. Сотрудники полиции об этом знают и станут намного серьезнее относиться к требованиям компании.

Другой способ контроля за полицией и их понятыми — скрытое видеонаблюдение (висящий на виду видеорегистратор может быть изъят вместе с документами, а запись стерта).

Далее составляется акт обследования, в котором указываются исходные данные обследования, дается обязательная ссылка на реквизиты постановления, указываются фамилии и должности проверяющих, паспортные данные и адреса понятых. В описательной части — проведенные действия и результаты обследования. Акт подписывается всеми участвовавшими в обследовании лицами на каждом листе. Копию акта полицейские обязаны вручить руководителю (представителю) организации.

Оформление изъятий

Согласно Федеральному закону от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» если в ходе обследования что-либо изымается, то должен составляться еще один документ — протокол изъятия (а не опись, как это часто делается). В нем подробно фиксируется, что именно изымается и откуда оно изъято — из какого помещения или с какого рабочего места. Копия протокола также должна вручаться компании. Знание такой частой забывчивости оперативников поможет компании при обжаловании их действий.

Досмотр личных вещей в ходе обследования не допускается. Но лучше не носить с собой никаких документов и электронных носителей (ноутбуки, флешки и т. п.) с информацией компании. Полицейские при наличии подозрений в укрывании работником важной информации могут пойти на принцип и вызвать наряд полиции для доставления его в ОВД для личного досмотра. В этом случае проще не доводить дело до конфликта и показать содержимое сумки.

Проверяющие могут изъять всю документацию за три года, жесткие диски из компьютера или сами компьютеры с целью блокировать деятельность компании, используя это как способ давления на компанию для получения информации, обеспечения явки работников на опросы и т. п.

Если со стороны проверяющих имели место какие-то нарушения, их следует отразить в протоколе изъятия документов.

Осмотр и обыск

Под осмотром помещений понимается не только внешний (визуальный) осмотр имущества, но и вскрытие сейфов и др. Старый способ помешать такому проникновению в помещение путем объяснения «руководитель уехал в отпуск вместе с от сейфа» уже не работает и не является препятствием для оперативных работников.

В Законе о полиции закреплено право проникать в помещение в любое время суток независимо от присутствия руководителя или собственника, а также преодолевать препятствия или сопротивление. Сейф может быть разрезан, дверь взломана, хранилище вскрыто. Но при этом все должно оформляться в надлежащем процессуальном порядке, с участием понятых. Безусловно, при этом полицейские должны соблюдать принцип разумности причиняемого ущерба.

Сотрудники ОВД могут обыскать личный кабинет или портфели руководителя и В поисках следов преступлений и доказательств ни оперативные сотрудники, ни следователи не ограничены местом, временем или какими-то персональными заслугами работников, за исключением официальных, например дипломатического иммунитета. Если проверяющим необходимо получить мгновенный доступ к документам и полностью изъять доказательства преступления, в том числе черновые записи, бухгалтерские документы или кассовые аппараты, им, как правило, сделать это удается.

Правила поведения при незаконных действиях полиции

Практика подтверждает, что написание жалоб на действия следователя ни к чему не приводит. В результате уголовное дело будет на контроле у руководства ОВД до вынесения обвинительного приговора.

Не стоит пытаться искать окольные пути к проверяющим или узнавать через знакомых, почему вами интересуются, воздействовать на следователей путем «забегов с разных сторон», жалоб, попыток влияния — это только усугубит ситуацию, даст повод полиции думать, что компании есть что скрывать.

Проверяющие могут пригласить на беседу кого-либо из контрагентов компании. При этом оперативники говорят им, что в проверяемой компании идет проверка и ее руководству уже не отвертеться от уголовного дела. Это делается, чтобы контрагенты начали звонить с вопросами и просьбами расторгнуть контракты и т. д. Поэтому задача компании — заранее предупредить своих о возможности такого развития событий и предвосхитить негативные последствия.

Опрос работников организации

Практика показывает, что опросы помогают проверяющим выявлять различные схемы уклонения от Важно отличать беседу с оперативником от допроса. Если обобщить и проанализировать нормы налогового и уголовно-процессуального законодательства, то можно сделать вывод, что допросами являются официальные действия лица, фиксируемые на материальных носителях и по возможности подтверждаемые показаниями понятых либо адвоката.

Так, согласно пункту 1 статьи 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом показания свидетеля заносятся в протокол. При расследовании уголовных дел следователи руководствуются положениями пункта 1 статьи 174 УПК РФ. В частности, при каждом допросе обвиняемого следователь составляет протокол с соблюдением требований статьи 190 УПК РФ.

Если же протокол не ведется, разговор с проверяющими является всего лишь беседой. Процедуру опроса законодательство не регламентирует, что делает его исключительно добровольным мероприятием для опрашиваемого. Но проверяющие могут ввести допрашиваемое лицо в заблуждение. Последнему важно четко понимать, на каком основании и в соответствии с какими нормами закона проверяющие задают вопросы.

Порядок вызова на дачу пояснений носит уведомительный характер — по телефону или по почте. Неявку можно объяснять отсутствием времени, болезнью или ссылаться на статью 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя или своих близких.

Важно понимать, что опрос — это гласное оперативно-разыскное мероприятие, которое проводится только с согласия опрашиваемого. То есть по закону сотрудник полиции, прежде чем задать вопрос, обязан выяснить, есть ли у опрашиваемого желание на него отвечать. Право на опрос у сотрудников полиции есть, но у работника отсутствует встречная обязанность давать ответы. Такая обязанность возникает только после возбуждения уголовного дела. На стадии доследственной проверки ее нет.

Таким образом, все общение работников с проверяющими должно быть сведено к минимуму. Не стоит соглашаться давать свои паспортные данные под запись в бланк опроса (это хитрость проверяющих). Любой опрос должен происходить в присутствии гендиректора.

Прежде всего для опроса привлекают бухгалтеров. При наличии нескольких работников в бухгалтерской службе организации, помимо главного бухгалтера (как правило, более опытного и осмотрительного), опросам в большинстве случаев подвергают рядовых сотрудников расчетно-кассового подразделения. Такие работники, по мнению проверяющих, быстрее осветят нюансы интересующей сделки, не слишком задумываясь о возможных последствиях для компании.

В последнее время у проверяющих определилась тенденция вникать в механизм коммерческих операций и производственных процессов. С этой целью проводятся опросы менеджеров по продажам о подробностях совершения сделки, которая, по мнению контролеров, прикрывает вывод денег на однодневку. Или заведующего складом просят подтвердить факты оприходования и хранения приобретенного товара.

Как уже отмечалось, поскольку опрос вне рамок уголовного дела не регулируется законом достаточно четко, это дает полицейским возможность произвольно определять время, место, условия и способы беседы с сотрудниками компании. При этом законодательство не запрещает применение психологического давления на опрашиваемого. Например, ведение продолжительных тяжелых разговоров, угрозы, намеки, обман, введение в заблуждение.

Учитывая все приведенные факторы, в случае вызова работника на беседу в полицию безопаснее отправить с ним адвоката либо вовсе запретить ему туда являться.

В качестве подготовки работников к опросу не стоит чересчур плотно загружать их юридической информацией, все равно всех правовых формулировок они не запомнят и только запутаются. Необходимо разработать стратегию поведения, попросту — шпаргалку «вопросы-ответы».

На вводные вопросы проверяющих «Кем работаете, какие должностные обязанности, имеете ли право первой подписи, кто управляет счетом, из какого помещения им управляют?» ответы даются стандартные, в соответствии с официальными документами.

Далее идут вопросы — получателям денежных средств по цепочке. Напомним еще раз, что перевод денег на однодневку можно квалифицировать не только по статье 199 УК РФ (полицейским это неинтересно), но и как мошенничество.

Ответы в идеале следует давать через представителя (адвоката) в адаптированном виде с юридически грамотными формулировками.

Следует помнить, что все, что сотрудники полиции имеют право сделать в ходе проверки, они сделают и без помощи работников компании: изымут документы, зайдут в помещение и т. п. Однако зачастую оперативники доверительным тоном просят самих работников что-либо сделать, предлагая: «Откройте, пожалуйста, ящики столов», «Покажите, что у вас в сумочке», «Введите пароль на компьютере». Выполнять такие просьбы небезопасно. Есть огромная разница между тем, что сделал полицейский при проверке сам, применив свои полномочия, и тем, что сделано руками сотрудников компании добровольно. Таким образом, на любую просьбу принести, открыть, подержать лучше иметь такой ответ: «Вы извините, я не и не знаю всех ваших полномочий. Если вы имеете право это сделать, то, пожалуйста, сделайте это сами. А если не имеете, то не стоит меня просить сделать это за вас».

Не стоит пытаться физически препятствовать входу проверяющих в помещение, выхватывать у полицейских документы и иные предметы, даже если их действия, по мнению работников, выходят за рамки закона. Это всегда заканчивается силовым противодействием, в итоге которого полицейские все равно получают то, что хотели, а потом часто инициируют возбуждение уголовных дел по факту нападения на сотрудников полиции при исполнении.

Сотрудникам компании во время проверки нужно запомнить в деталях, кто, что и как делал, куда потом пошел и т. д., работать видеокамерами и диктофонами — фиксировать все, что вокруг происходит, и все, что делают полицейские. Это может стать решающим аргументом в случае спора с проверяющими. И уже после ухода проверяющих подготовить конкретные доказательства для оспаривания незаконных действий полицейских.

Работники компании не должны спрашивать у полицейских разрешения звонить по телефону, уходить домой и т. п. То, что полицейские могут запретить, они и так запретят. Если запретили, то лучше не спорить. В любом случае не ошибетесь.

А. Капкаев ,
начальник отдела налоговых споров и налогового планирования ООО «Юридическая фирма “Правовой сервис”»

Проведение полицейских проверок в отношении компаний происходит все чаще. В этой статье будут рассмотрены основные оперативно-разыскные мероприятия, которые полицейские используют в своей практике, а также даны советы руководству фирмы и простым работникам: как безболезненно пройти данную процедуру, как правильно выбрать тактику поведения и какими правами воспользоваться в ходе проверки.

Все больше компаний сталкивается с тем, что к ним с проверкой приходит полиция. В данной ситуации у руководителей, а также сотрудников проверяемых организаций нередко возникают вопросы о том, почему пришли именно к ним и что же ищут полицейские. Ответы на данные вопросы довольно просты.

Такие проверки назначаются при наличии у полиции подозрений или данных о совершаемых правонарушениях либо преступлениях в различных сферах деятельности (предпринимательской, финансовой, хозяйственной). А целью полицейской проверки является подтверждение факта совершения противоправных действий, которые могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела. При этом полиция, проводя в организации проверку, может искать сведения, указывающие на совершение противоправных действий не конкретно данной фирмой, а, например, ее контрагентами.

Этапы проверки

Итак, что же собой представляет полицейская проверка? Ее можно охарактеризовать как комплекс мероприятий, которые направлены на сбор информации о готовящемся, совершаемом или совершенном правонарушении. Сам же процесс проведения проверки можно разбить на два этапа:

— сбор информации, которая позволит усмотреть в действиях компании или ее сотрудников признаки преступления и возбудить уголовное дело. На данном этапе сотрудники полиции для сбора всех необходимых данных вправе производить оперативно-разыскные мероприятия;

— сбор доказательств после возбуждения уголовного дела. В данном случае полицейские помимо оперативно-разыскных мероприятий могут производить и следственные действия.

Стоит отметить, что деление проверки на этапы довольно условно, поскольку полиция может произвести только сбор информации и, получив ее, оставить компанию в покое либо сразу прийти для сбора доказательств, когда дело уже возбуждено (не прибегая к первому этапу). Данное деление в большей степени необходимо для того, чтобы понимать, на каком этапе находится расследование, а также какие права есть у полицейских и проверяемой компании и какие мероприятия полиция вправе производить.

Рассмотрим самые распространенные оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия, которые имеют место при проведении полицейской проверки.

Оперативно-разыскные мероприятия

Если компания попала в поле зрения полиции, то маловероятно, что ее не проверят. Для проверки организации полиция вправе применять различные оперативно-разыскные мероприятия (далее — ОРМ). При этом существуют как негласные (об их проведении мало кто знает, кроме госорганов), так и гласные ОРМ. К негласным ОРМ относятся:

— наблюдение, которое устанавливается за сотрудниками организации для выяснения их маршрутов передвижения, круга общения, бизнес-партнеров и т. д. с целью выявления незаконной деятельности;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров;

— снятие информации с технических каналов связи (например, просмотр электронной почты);

— оперативное внедрение (например, для сбора необходимой информации сотрудник полиции устраивается на работу в проверяемую компанию) и т. д.

Такие ОРМ проводятся редко и в основном в отношении компаний, которые причастны к совершению довольно крупных преступлений.

В отношении же всех остальных проверяемых организаций используются менее затратные ОРМ. Во-первых, полиция проводит опрос (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ). Для проведения данного ОРМ сотрудникам полиции не нужны какие-либо документы, кроме служебного удостоверения и устного объяснения причин посещения организации.

Осмотр фирмы

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) полицейские имеют право беспрепятственно посетить территорию фирмы, но у них нет права на посещение служебных и иных помещений без соответствующего распоряжения (например, об осмотре). Следовательно, вы можете общаться с ними в любом приемлемом для вас помещении.

Опрос сотрудников

Сотрудники полиции вправе опрашивать любых сотрудников компании, включая руководство, по всем интересующим их вопросам. Однако персонал фирмы может без объяснения причин отказаться отвечать на часть или все вопросы полицейских. Данное действие не повлечет за собой никаких негативных последствий. Также полиция не может использовать сведения, полученные при опросе в качестве доказательств.

Опрос может проводиться не только в помещении фирмы, но и в здании полиции. Для этого персоналу организации сотрудники полиции должны прислать приглашение на опрос. Работники при получении такого приглашения вправе не приходить для прохождения опроса.

На заметку. В качестве оперативно-разыскных мероприятий полиция может проводить опрос (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ). Для его проведения сотрудникам полиции не нужны какие-либо документы, кроме служебного удостоверения и устного объяснения причин посещения организации.

Во-вторых, при проверке полиция наводит справки (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ), то есть запрашивает информацию и документы, содержащие, по их мнению, сведения, которые могут подтвердить (опровергнуть) факт совершения правонарушения или преступления. Запросы о предоставлении таких сведений полиция вправе направлять в государственные органы (например, налоговую), различные предприятия, учреждения и организации.

Так, очень часто при проверке компании полиция направляет запросы в банк:

— о движении денежных средств;

— о лицах, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати;

— о предоставлении платежных документов и т. д.

Полиция вместе с информацией об интересующей ее компании нередко запрашивает у банков сведения и о ее контрагентах.

Запрос документов

При поступлении запроса о представлении документов в организацию она обязана на него ответить в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения (ч. 4 ст. 13 Закона о полиции). За отказ в представлении необходимой информации может быть наложен штраф. В соответствии со ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях суммы штрафа могут быть следующими: 100 — 300 руб. для гражданина, 300 — 500 руб. для должностного лица, три — пять тысяч рублей для юрлица.

Однако прежде чем направить запрашиваемые документы в полицию руководителю компании необходимо внимательно ознакомиться с информацией, содержащейся в требовании. В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения: номер материала проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится и норма закона, на основании которой требуются документы. Если этих данных нет в запросе, то организация имеет полное право направить в полицию письмо с просьбой указать все данные о проводимой проверке. И только после получения запроса с полной информацией направить запрашиваемые документы.

Стоит отметить, что, если полиция запрашивает документы, содержащие коммерческую тайну, то организация вправе отказать в их представлении. Однако на фирму может быть наложен штраф в размере, определенном ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях. Принудительно изъять такие документы полиция вправе только через суд либо при наличии у сотрудников полиции на руках постановления об обыске (выемке). Напомним, что информацией, составляющей коммерческую тайну, признаются сведения любого характера, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность; к которым отсутствует свободный доступ у третьих лиц на законном основании; в отношении которых организация ввела режим коммерческой тайны.

В-третьих, полиция проводит обследование (п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ). Оно включает в себя проверку помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а также изъятие документации и иных предметов, которые могут, по мнению полиции, указывать на факт совершения преступления.

Обследование фирмы и ее территории

Проведение данного ОРМ назначает руководитель органов внутренних дел либо его заместитель после анализа представленных сотрудником полиции проекта распоряжения и мотивированного рапорта. В рапорте должны быть указаны:

— данные о готовящемся или совершенном (совершаемом) преступлении, а также о лицах, причастных к противоправной деятельности (если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела);

— информация, относящаяся к объекту обследования, полученная в результате проведения предшествующих ОРМ;

— соответствующее основание для проведения ОРМ из числа указанных в ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ;

— сведения, указывающие на возможность получения при осмотре достаточных данных для возбуждения уголовного дела;

— дата, время и место проведения обследования.

Также в нем указываются лица, помощь которых предлагается использовать. При этом состав сотрудников, которые будут проводить обследование, также определяется руководителем. Могут привлекаться сотрудники правовых подразделений. При наличии информации о возможном оказании силового противодействия привлекаются подразделения специального назначения органов внутренних дел РФ.

Форма распоряжения о проведении обследования утверждена Приказом МВД России от 01.04.2014 N 199 (далее — Приказ МВД России N 199). В нем должны содержаться:

— номер распоряжения;

— основания для проведения обследования;

— наименование юрлица, в котором будет проводиться обследование, и адрес, по которому оно располагается;

— Ф. И.О. и должности сотрудников полиции;

— перечень полномочий сотрудников полиции.

Перед началом обследования полицейский обязан предъявить распоряжение о проведении обследования и вручить копию под роспись представителю фирмы. Стоит отметить, что проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации (Приказ МВД России N 199).

При обследовании полиция осуществляет визуальный осмотр помещений (зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств). Осматриваются только те предметы и документы, которые находятся в поле зрения, поскольку сотрудники полиции не имеют права открывать запертые кабинеты, сейфы, тумбочки, шкафы и т. д. Для проведения данных действий обязательно должны быть приглашены двое понятых.

Изъятие документов

Если происходит изъятие документов, то с них снимаются копии и удостоверяются сотрудником полиции, который их изъял, и передаются лицам, у которых они были изъяты. Данное действие должно быть занесено в протокол. В случае невозможности снятия копий на месте и передачи их надлежащему лицу сотрудник полиции обязан передать заверенные копии в течение пяти дней с момента изъятия. Это также отражается в протоколе.

Изъятие документов, предметов, материалов сопровождается обязательным составлением протокола сотрудником, который совершил изъятие. Он составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителю фирмы. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

Также при проведении обследования может применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио — и видеозапись (о применении данных средств полиция должна сообщить до начала обследования). Эти материалы прилагаются к протоколу.

Протокол обследования

Результаты обследования оформляются протоколом, в котором должны быть указаны:

— место и дата проведения обследования, а также время его начала и окончания с точностью до минуты;

— Ф. И.О. и должность лица, составившего протокол;

— Ф. И.О. каждого лица, участвовавшего в обследовании, а при необходимости адреса и другие данные;

— перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных бумаг, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков;

— сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. Данные лица имеют право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно (все внесенные замечания удостоверяются их подписями).

Документ подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании. Если представитель компании, участвующий в изъятии, отказался подписать протокол, то сотрудник полиции вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями понятых. Также в протокол должны быть занесены объяснения и причины отказа в подписании.

Представитель компании отказавшийся подписать протокол, вправе дать объяснения причин отказа, которые подлежат обязательному занесению в документ (по его желанию собственноручно).

Руководителю организации вручается копия или второй экземпляр протокола.

Следственные действия

Следственные действия полиция имеет право проводить только после возбуждения уголовного дела. По своей сути данные действия направлены не на сбор информации, указывающей на совершение противоправных действий, а на сбор конкретных доказательств по делу. При проверке организаций наиболее часто применяются обыск и допрос.

Обыск

Обыск (выемка) проводится на основании постановления следователя о производстве обыска и выемки (п. 2 ст. 182, ст. 183 УПК РФ). В Постановлении указывается:

— место и дата составления;

— Ф. И.О. и должность следователя;

— основания для проведения обыска (выемки);

— наименование и адрес организации, в которой будет проводиться обыск (выемка);

— предметы, документы, ценности, подлежащие изъятию.

До начала обыска или выемки представителю организации под роспись предъявляется данный документ.

При обыске (выемке) сотрудники полиции вправе вскрывать запертые помещения, шкафы, сейфы и т. д.; изымать предметы и документы; производить личный обыск и изъятие личных вещей; запретить присутствующим общаться между собой, по телефону и покидать помещение.

Процесс проведения обыска (выемки) должен фиксироваться в протоколе. Также при проведении данного действия должны присутствовать понятые (не менее двух). Помимо этого, руководитель фирмы вправе потребовать, чтобы при обыске (выемке) присутствовал адвокат.

Протокол при производстве обыска составляется в соответствии с требованиями ст. ст. 166 и 167 Уголовно-процессуального кодекса. В нем указывается место и время составления; Ф. И.О. и должность лица производящего обыск (выемку); основания для обыска (в т. ч. и номер Постановления следователя); лица, участвовавшие в следственном действии; при участия адвоката — ордер на участие в данном конкретном следственном действии либо ордер на защиту интересов конкретного лица в стадии предварительного расследования. В протоколе также обязательно указывается, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.

Сотрудники полиции в обязательном порядке должны ознакомить представителя компании с протоколом. При ознакомлении следует уделить внимание списку изъятых вещей и, если он не полный, следует внести свои замечания и дополнить его. Также в протоколе лучше всего указать нарушения, совершенные сотрудниками полиции при обыске.

Допрос

Еще одним излюбленным способом правоохранительных органов собрать доказательства является допрос. Данное следственное действие довольно жесткая мера расследования преступлений.

Так, полицейские вызывают сотрудников фирмы на допрос повесткой. При этом за неявку без уважительной причины работники могут быть подвергнуты принудительному приводу. Все показания, полученные при допросе, являются доказательствами по делу. За дачу ложных показаний допрашиваемый несет уголовную ответственность.

Дача показаний является обязанностью допрашиваемого. Однако согласно ч. 1 ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Следовательно, если допрашиваемому, кажется, что ответы на поставленные вопросы могут затронуть его интересы или интересы его близких, то в протоколе допроса нужно указать, что он отказывается от дачи показаний на основании ст. 51 Конституции РФ.

При допросе ведется протокол, в котором отражается ход следственного действия и его результаты. По окончании допроса допрашиваемый должен быть ознакомлен с протоколом. В документе особое внимание следует уделить правильности внесения вопросов и ответов на них. Если в протоколе, по мнению допрашиваемого, что-то не отражено или зафиксировано с ошибками, то он вправе ходатайствовать о внесении дополнений и уточнений в протокол.

Протокол подписывается всеми лицами, участвовавшими в допросе. При этом допрашиваемый должен подписать все страницы протокола и удостоверить своей подписью правильность записанной информации. Также допускается отказ от подписания протокола.

Мы рассматриваем две наиболее частые ситуации, связанные с проверкой офиса:

  • К Вам пришла полиция. Деятельность будет являться оперативно-розыскной и регламентироваться нормами ФЗ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее «Об ОРД») и ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» ;
  • К Вам пришла налоговая инспекция. Регулируется нормами Налогового кодекса РФ (ст. 89 , 94 НК РФ). Подробнее в статье "Встречаем выездную налоговую проверку. Советы бухгалтера ".Источник:

Основания проведения проверки офисного помещения

Если перед Вами сотрудник полиции, ОСНОВАНИЯ для проведения им одного из оперативно-розыскных мероприятий - Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств или Получение компьютерной информации – перечислены в ст. 7 ФЗ «Об ОРД»:

  • Наличие возбужденного уголовного дела;
  • Ставшие известными органу сведения о подготавливаемом или совершенном противоправном деянии или о лицах, осуществляющих соответствующую противоправную деятельность;
  • Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;
  • Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и международных правоохранительных органов, правоохранительных органов иностранных государств.

В случае с проверкой налоговой инспекции ОСНОВАНИЕМ для проведения проверки является РЕШЕНИЕ о назначении выездной налоговой проверки.

Фактический осмотр и обследование офисного помещения

Требуем удостоверения

Сотрудники контролирующих органов при посещении офисного помещения обязаны предъявить служебное удостоверение, представиться (фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание/классный чин), проинформировать о цели и причине обращения/посещения офисного помещения. Эти данные о личностях и составе проверяющих лиц необходимо сразу же запомнить/записать. Старайтесь помещать проверяющих под обзор работающих видеокамер или снимайте происходящее.

В случае если при вхождении в офисное помещение сотрудники не представились и не предъявили служебное удостоверение – любой гражданин, к которому они обратились, вправе потребовать предъявления служебного удостоверения и представления сотрудником, правовое основание – п. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции» , ст. 89 НК РФ.

Требуем документ-основание

Проведение оперативно-розыскного мероприятия - Обследование помещений, зданий, сооружений – возможно при предъявлении сотрудниками полиции судебного постановления, мотивированного постановления или распоряжения руководителя следственного органа о проведении соответствующего оперативного мероприятия. Более того, копия одного из перечисленных документов подлежит вручению под роспись представителю юридического лица, в отношении которого проводится проверочное мероприятие.

Внимание! В исключительные случаях допускается проведение оперативных мероприятий без перечисленных в п. 3.2. документов, это случаи совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации – в данных случаях достаточно мотивированного постановления руководителя оперативного органа.

Заявляем представителя

Представитель проверяемой организации. По общему правилу, проведение оперативного/проверочного мероприятия по обследованию помещений/изъятию документов должно проводиться в присутствии представителя организации, который от ее лица удостоверяет факт проведения и результаты осмотра помещений, изъятия документов и других проверочных мероприятий своей подписью в составляемых протоколах (п. 10 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199).

В силу п. 2 ст. 40 ФЗ от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об ООО» представителем общества с ограниченной ответственностью является его единоличный исполнительный орган, который без доверенности действует от его лица. На основании надлежащим образом оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенности на представительство интересов организации в проверочном мероприятии может участвовать также любое третье лицо.

Таким образом, для «правильного» проведения оперативного или проверочного мероприятия проверяющему необходим представитель организации – в силу закона или по отдельно выданному полномочию – доверенности. Сотрудники организации, находящиеся с ним в трудовых отношениях, не могут являться представителями организации без оформленных полномочий, выраженных в доверенности.

Кто может быть понятым при полицейской проверке

Обязательное условие проведения оперативно-розыскного мероприятия – обследование помещений и изъятия в ходе его проведения документов и вещей, предметов (п. 14 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199).

В качестве понятых привлекаются не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Следовательно, коллеги сотрудников проверяющих органов в качестве понятых не могут участвовать, сотрудники проверяемой организации также не могут в связи с заинтересованностью, личность приглашенных в качестве понятых лучше всего также установить самостоятельно, огласив просьбу предъявить документ, удостоверяющий личность – иначе как проверяющий сотрудник определил, что понятой дееспособный, совершеннолетний, будет в дальнейшем записывать его данные в составляемый протокол.

Опрос сотрудников в ходе обследования помещения

Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится только с согласия участвующего в нем лица, то есть опрашиваемого. Сотрудники полиции вправе задавать вопросы, но у представителя компании отсутствует обязанность на них отвечать, если он не желает этого делать. Общение с представителями полиции рекомендуем свести к минимуму. Часто проверяющие желают провести опрос главного бухгалтера и рядовых бухгалтеров компании. Для компании есть опасность полного и подробного повествования обо всех сделках такими представителями, неверных суждений без понимания процессов работы, тем самым нанося прямой и косвенный вред. Когда же бухгалтерия компании вынесена на бухгалтерский аутсорсинг , то риск сообщить проверяющим лишнюю информацию исключен.

Процедура изъятия документов полицейскими

Общее правило гласит так: оперативные сотрудники вправе при проведении любого оперативного мероприятия осуществлять изъятие вещей, предметов и документов, имеющих, по их мнению, признаки подделки или иным образом относящимся к предмету проводимого проверочного мероприятия. Наделены они также и полномочиями по изъятию электронных источников хранения информации. Осмотр и обследование помещения оформляется протоколом.

Протокол обследования, осмотра, изъятия

ПРОТОКОЛ составляется на месте, копия предоставляется представителю организации. Требования к его составлению обозначены в ст. 166 УПК РФ, п. п. 23-33 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199; ст. 94, 99 НК РФ. В протоколе обязательно указывается:

  • Место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты.
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
  • Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
  • Перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков.
  • Сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.
  • Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании.
  • Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.
  • Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании (сотрудник, представитель организации, понятые).

КОПИЯ ПРОТОКОЛА после завершения проверочного мероприятия вручается представителю организации. В протокол можно вносить изменения, правки, дополнения и уточнения, можно выражать свое несогласие с формулировками, в том числе собственноручно, в присутствии всех участников осмотра, в том числе понятых. В случае проведения в ходе осмотра, обследования офисного помещения ФМ изъятия вещей, документов, электронных источников хранения информации, после их завершения вручается КОПИЯ ПРОТОКОЛА ИЗЪЯТИЯ.

Копии изъятых документов/электронных носителей информации

При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия.

Важно! Помните определение "документ". Документ (документированная информация) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Не отдавайте бумаги без реквизитов, они не являются документами, но могут навредить.

С электронными источниками информации вариантов несколько – они могут быть изъяты, с них откопирована информация, затем возвращены в организацию; они могут быть изъяты, с них откопирована информация и эти копии возвращены в организацию; они могут быть изъяты и не возвращены в организацию до момента окончания проведения проверочных мероприятий, если проводящее их должностное лицо возвращение обстоятельством, негативно влияющим на ход, результаты проверки.

Заверенные проверяющим копии изъятых документов должны быть возвращены организации в течение 5-ти рабочих дней с момента изъятия, в случае невозможности передачи организации – отправлены почтой на ее юридический адрес не позднее 3-х рабочих дней по истечении первых пяти рабочих дней.

1. Не уверены на 100% в своих документах и правах – вызовите квалифицированного юриста;
2. Истребуйте удостоверения и перепишите их данные. Проверьте данные звонком в полицию;
3. Снимайте происходящее или поместите проверяющих под обзор видеокамер со звуком;
4. Требуйте документ-основание с печатью, подписанный руководителем. Если в предоставлении документа Вам отказано, позвоните 102 (они записывают все вызовы) и попросите помочь разобраться в ситуации;
5. Заявите представителя. Только оформленный специальной доверенностью сотрудник или сам руководитель может представлять интересы организации. Минимизируйте общение проверяющих с другими работниками;
6. Допускайте понятых, только соответствующих требованиям;
7. Внимательно изучите протокол, делайте возражения. Не отдавайте просто бумаги без реквизитов, они не документы.

Фирммейкер, январь 2017
Максим Житников
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

От меня убегал сотрудник полиции. Он в бронежилете, я в легком платье, у него пистолет в кобуре, у меня в руках - закон «О полиции» и печеньки. «Подождите, товарищ сержант!» - немного комично кричала я. Он озирался, на ходу затягиваясь сигаретой, и всё ускорял шаг. Наконец мой спутник Андрей Козенко догнал его: «Здравствуйте, могли бы вы представиться и показать документы?». Это не полицейский у нас, это мы у полицейского спрашивали документы. А всё дело в том, что в воскресенье в Москве прошла странная акция «Проверь документы у полицейского», которую организовал замдиректора российского отделения Transparency International Иван Ниненко.

ЗАКОН - ПОЛИЦИИ

По Федеральному закону «О полиции», принятому недавно и с большой помпой после «всенародного обсуждения», каждый сотрудник органов, несущий службу в общественном месте, обязан носить нагрудный знак с личным номером, чтобы можно было идентифицировать того, кто тебя задержал, арестовал, избил, обокрал, изнасиловал и что там еще бывает. Только вот вспомните всех полицейских, с которыми вам, не дай бог, конечно, приходилось общаться в последнее время, - есть ли у них подобный знак? Гражданские активисты решили отследить, как выполняется новый закон.

«Должностная инструкция» участников акции гласила, что к сотруднику полиции надо подойти, поздороваться и объяснить, что согласно федеральному закону они обязаны иметь нагрудный знак. Если такого знака на сотруднике не окажется, надо попросить его представиться, - отказаться от такого предложения он не сможет, так как тот же закон обязывает полицейского называть по просьбе любого гражданина свое имя, фамилию, должность и звание. Личные данные полицейского надо записать, а потом отправить жалобу в Прокуратуру на нарушение закона. Таким образом организаторы надеются подтолкнуть руководство МВД выдавать своим сотрудникам бейджи.

ПЕЧЕНЬКИ И ПЛОЩАДЬ ТРЕХ ВОКЗАЛОВ

Наш рейд начался на улице 1905 года, возле памятника героям революции. В торжественной обстановке специально обученный вежливый полковник полиции представился, назвал свое имя, фамилию и показал нагрудный бейдж. Он улыбался несколько смущенно, но в целом держался уверенно: чего не сделаешь по приказу начальства. Московское ГУВД об акции знало, поэтому небольшую группу активистов на площади окружала кучка полицейских - все как один с нагрудными знаками.

«Полицейский должен назвать свои данные, отдать честь. Но мы же понимаем, что честь в итоге можем отдать и мы»

Активисты разделились на небольшие группы. Моя состояла из четырех человек, один был с камерой. Честно, нам было страшно: это здесь сотрудники подготовленные, вежливые, а что будет в других районах Москвы? На всякий случай мы решили купить в ближайшем магазине печенье, чтобы выдавать его хорошим полицейским, если таких вообще встретим.

Так мы оказались на Казанском вокзале с печеньками. Вокруг были десятки полицейских, в Москве их действительно очень много, это замечаешь, только если специально ищешь. Но практически каждый сотрудник на вокзале имел нагрудный знак. Бомжи, пассажиры с огромными сумками, куча фанатов, приехавшие на матч «Спартак» - «Анжи» и орущие свои кричалки, и полицейские - все с нагрудными значками. Ну просто образцовая картина на площади трех вокзалов.

Но вдруг в отдалении мы заметили двух полицейских. Бликов от солнца на груди не было, значит они без знака. Мы еще раз просмотрели инструкцию, выдохнули и направились в сторону нарушителей. Когда мы двинулись к ним, они двинулись в сторону турникетов. «Уйдут», - произнес Андрей, и мы ускорили шаг.

Полицейские уже были за турникетами пригородных поездов, когда один из нас закричал: «Товарищ старший сержант!» На секунду в нашей компании повисла пауза, мы несколько оробели, сотрудник обернулся.

Мы проводим исследование выполнения закона «О полиции», - начала я жалобно. - По закону каждый сотрудник обязан носить нагрудный значок с номером. К моему удивлению, полицейский широко и дружелюбно улыбнулся.
- Здравствуйте, на наше подразделение значки еще не выдали.
- Тогда могу я записать ваши данные?

И вот стоит передо мной человек в синей форменной рубашке, в штанах с красными лампасами - и никто не знает, как он сейчас отреагирует. То есть в руках у нас брошюра, подписанная президентом, которая гласит, что он должен назвать свои данные, отдать честь. Но мы же понимаем, что честь в итоге можем отдать и мы.

«Спасибо, что носите нагрудный знак и выполняете закон, скушайте вот, пожалуйста»

Тем не менее сотрудник улыбнулся, кивнул ободряюще и без промедления назвал себя. Мы всё записали и разошлись, он пошел по своим полицейским делам, мы - по своим, гражданским. Но настроение сильно улучшилось. Затем мы проверили еще несколько сотрудников, пытались кому-то всучить печеньки: «Спасибо, что носите нагрудный знак и выполняете закон, скушайте вот, пожалуйста». Но все почему-то отказывались.

Мы поговорили, наверное, с десятком полицейских. Кто-то от нас убегал со словами «Вот начальство, спросите» или «Я уже не работаю, я уже ухожу». Смущало только одно: в пределах Садового кольца полицейские все предупрежденные, а вот в спальных районах, наверное, ситуация сложилась бы по-другому. Чтобы это проверить, мы поехали на станцию «Черкизовская».





НА «ЧЕРКИЗОВСКОЙ» СВОИ ЗАКОНЫ

А у меня ведь регистрации нет московской, - сказал вдруг один из нашей команды, Дима. Все стали вспоминать, как их принимали на несанкционированных митингах, и головокружение от успеха на Комсомольской площади моментально улетучилось.

На выходе из метро «Черкизовская» было пустынно. Мы прошли небольшой вещевой рынок, вышли к стадиону «Локомотив» и невдалеке заприметили группу из шести полицейских. Ни на одном из них не было нагрудного знака. Идти к ним не хотелось: силы были явно не равны, плюс неподалеку стояла машина как раз для таких, как мы.

Люди в форме что-то активно обсуждали и нас четверых заметили не сразу.

Здравствуйте, мы проводим исследование выполнения закона «О полиции», - храбрилась я. Полицейские выжидающе на нас смотрели. - Каждый сотрудник полиции должен иметь нагрудный знак...
- У вас разрешение на съемку есть? - грубо перебил меня один. - Кто вы, представьтесь, документы предъявите.
- Я обычный человек, по закону «О полиции» вы должны представиться по просьбе любого... - я стала судорожно искать нужную страницу в брошюре.
- По просьбе любого гражданина, да? - мягко вставил стоящий рядом сержант.
- Покажите свои документы, - настаивал злой.
- Вы поймите, мы понимаем, что это не ваша вина. Мы хотим просто записать ваши данные, и вы должны представиться.

Тут развернулось сразу несколько событий одновременно: я пыталась убедить самого агрессивного сотрудника представиться, несколько полицейских молча улыбались, тем временем сзади незаметно подошел еще один и схватил Диму, который был с камерой, за руку. Сильно так схватил.

«Плевать нам на Конституцию, на федеральные законы, мы начальство свое слушать должны»

И несдобровать бы нашей камере и нам заодно, если бы их начальник не принял решение погасить конфликт. Он попросил своего подчиненного отпустить руку активиста. Мы снова стали повторять, что просто следим за тем, как выполняется закон, - накал спадал. А затем включился «закон тестостерона»: это когда мужики сперва дерутся из-за дамы сердца, а потом находишь их в одной песочнице пьяных и уже помирившихся. Вот и полицейским вдруг захотелось с нами помириться, поговорить за жизнь.

Да в законе еще не такое напишут. Нам вот тоже говорили, что в полиции мы станем больше получать, а нам в милиции не в пример лучше жилось. Вот у меня оклад был 15 тысяч, но раньше я 31 тысячу получал плюс тринадцатую зарплату, плюс квартальные. А теперь 31 тысяча, зато официальная! И никаких тебе надбавок, и все квартальные премии убрали. Вот как мне жить с такой зарплатой?

Да вы поймите, мы работаем с особо опасными преступниками. Давайте нам, помимо бейджа, повесим на грудь домашний адрес: живет здесь, столько-то детей, деньги хранит под кроватью. Вы хотите, чтоб нас по этим опознавательным знакам потом отсидевшие находили?

Да вы поймите, ваш закон...

Вот этот ваш закон никто никогда выполнять не будет! Есть же не только этот закон, есть у нас внутренние указы. И плевать нам на Конституцию, на федеральные законы, мы начальство свое слушать должны.

Перед нами были уже не полицейские, а обычные люди, которым мало платят, люди, заключенные в форму, в которой сами себя людьми не ощущают. Запуганные, недоверчивые, как мы все в сложных обстоятельствах. Но если им улыбаться, если погода хорошая, могут же они говорить по-человечески. В итоге пятеро из шести назвали свои имена, а самый упрямый все-таки отказался.

ЖАЛОБЫ И ЖАЛОСТЬ

Акция закончилась, надо было составлять жалобы в Прокуратуру, а мы чувствовали себя как-то потерянно. Что будет, если мы укажем имена этих сотрудников из Черкизова? А вдруг на них полетят все шишки от начальства: мол, зачем вступали в разговор с этими белоленточниками? А зачем называли свои имена? В таком внутреннем разговоре они вряд ли смогут прикрыться законом «О полиции», которым прикрывались мы. Для нас эти полицейские стали просто людьми, хоть и в форме. Я ведь знаю, что того, со скошенным носом, зовут Петр, а другого, высокого плотного - Кирилл. И все-таки, посоветовавшись, мы решили жалобы отправить: в конце концов, ни они, ни мы не делали ничего противозаконного. А так, кажется, и действует нормальное общество.



Поделиться